Основные пути повышения качества образования в современной школе

Публичный доклад

«Итоги учебно-воспитательной работы

МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа»

Ядринского района Чувашской Республики за 2009-2010 учебный год»

Раздел 2 Итоги деятельности школы по повышению качества образования.

Раздел 3 Развитие информатизации: использование новых возможностей информационно-коммуникационной образовательной среды и сети Интернет Раздел 4 Развитие учительского потенциала Раздел 5 Система поддержки одаренных детей Раздел 6 Развития дошкольного образования Раздел 7 Методическая работа Раздел 8. Совершенствование дополнительного образования Раздел 9. Работа по профилактике правонарушений. Раздел 10. Задачи по решению проблем в формате основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в новом учебном году.

Раздел 1 Информационная справка о школе

МОУ «Николаевская СОШ» находится в центральной усадьбе Николаевского сельского поселения; в радиусе школы имеются сбербанк, магазины, отделение связи, рядом со школой проходит асфальтированная дорога. Обслуживает и обучает детей с Николаевское, деревень Бархоткино, Салугино, Якимкино, Хирлесиры и Кузнечная Красночетайского района, радиус охвата 3-4 км. Школа на селе – это: а) хранительница села; б) мастерская национальной культуры; в) содружество детей, учителей, родителей и общественности; г) дом, который собирает все население и соседей Красночетайского района на все праздники и мероприятия; д) где идет поиск смысла жизни и профессионального самоопределения. Здание школы построено в 1983 году, расположено по адресу: 429076, с. Николаевское, ул. Ленина, д. 2 Ядринского района Чувашской Республики.Электронный адрес: nikol-yadrin@ Сайт в Интернете: Общее количество классов для проведения занятий учащихся- 11, совмещенный кабинет химии и физики- 1, кабинет лаборатории- 1, компьютерный класс- 1, мастерская- 1, спортзал- 1, актовый зал- 1, библиотека- 1. В школе имеются в наличии технические средства обучения: компьютер-23, телевизор -1, видеомагнитофон -2, цифровой фотоаппарат-2, музыкальный центр-2, магнитола-1, магнитофон-2, ксерокс-1, сканер-1, принтеры – 6, многофункциональное устройство – 1, цифровая видеокамера – 1. По организации образовательного процесса и в соответствии с уровнями образовательных программ школа делится на четыре структурных подразделения: дошкольное образование (нормативный срок усвоения 1 год), начальное общее образование (нормативный срок усвоения 4 года), 1 – 4 классы; основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет), 5 – 9 классы; среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года), 10 – 11 классы.

Социальные партнеры школы:

Офис семейного врача



Школа «Карьера»


МОУ «НСОШ»



МОУ «Хочашевская ООШ

МОУ «Верхнеачакская СОШ»


Педагогический совет


Общее собрание трудового коллектива

Общешкольное родительское собрание


Администрация школы

Профсоюзная организация


Родительские комитеты


Попечительский совет


Органы ученического самоуправления


Раздел 2 Итоги деятельности школы по повышению качества образования . Школа создаёт все необходимые предпосылки, условия и механизмы для обеспечения возможностей получения качественного доступного образования детям. Школа работала в одну смену. Занятия в школе начинаются с 8 30 ч. Школа работает шестидневной учебной нагрузкой. Продолжительность перемен между уроками: минимальная – 10 минут, максимальная – 30 минут. Учебный процесс в школе проходит по кабинетной системе. Целесообразно орга-низовано рабочее время учителя. С 14 30 часов начинаются факультативные занятия, индивидуальные консультации, курсы по выбору, кружковые занятия.

Распределение учащихся по ступеням обучения

Учебные года

Учебный год

2007/2008

2008/2009

2009/2010

Количество классов

11

11

11

1-я ступень

50

48

45

2-я ступень

64

59

57

3-я ступень

29

25

20

Общее количество обучающихся в школе

143

132

122

Заметно сокращение учащихся во всех ступенях обучения. В течение года движение учащихся небольшое, происходит по объективным причинам. Учебные планы школы предусматривают преодоление единообразия общеобразовательной школы, дифференциацию обучения по профильному и уровневому признаку. В целом учебные планы школы позволяют получить разносторонние знания, практические навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности, создают условия для саморазвития личности в условиях современного изменяющегося общества. В начальном звене у детей 4-5 уроков в день, где наряду с традиционными предметами изучается английский язык со 2 класса, информатика с 3 класса. Почти все классы работают с элементами развивающего обучения, внедрены развивающие системы Школа-2000, Гармония, Перспективная школа. Нагрузка в среднем и старшем звеньях не превышает норм, рекомендованных базисным учебным планом: в 5-6 классах - 5-6 уроков, в 10-11 классах - 6 уроков. Начиная со среднего звена, учащиеся могут посещать курсы по выбору, которые идут по расписанию второй половины дня. Старшеклассники имеют возможность выбрать элективные курсы. В школе 2 профиля обучения: социально-гуманитарный, физико-математический. Профильное обучение организовано по сетевой модели взаимодействия в рамках Верхнеачакского УМО. Для учащихся 11 класса организованы занятия по подготовке к ЕГЭ на базе Гимназии №1 г. Ядрина. Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для решения этой задачи в школе разработана и реализуется программа развития образовательного учреждения. Результативность выполнения программных задач по реализации учащимися школы действующих требований государственного образовательного стандарта определяется мониторинговыми исследованиями качества обученности учащихся, измеряемыми различными видами презентаций знаний.

Информация о промежуточной аттестации учащихся 2-8,10 классов

Промежуточная аттестация в школе проводится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Уставом школы и локальным актом», «Положением о промежуточной аттестации учащихся 2-8,10-х классов в средней общеобразовательной школе.

Анализ промежуточной (годовой) аттестации учащихся 2-8, 10 классов

Ф.И.О. учителя

Кол-во уч-ся по спмску

Выполнили работу

Кол-во уч-ся сдавших экзамен на

Успеваемость

Средняя оценка

математика

Скворцова Р.Р.

русский язык

Скворцова Р.Р.

математика

Яковлева А.Н.

русский язык

Яковлева А.Н.

русский язык (дик.)

Иванова Л.А.

Русский язык(гр.зад.)

математика

Иванова Л.А.

русский язык(дик.)

Сорокина Г.И.

русский язык (гр.зад.)

английский язык

Михайлова А.Ю.

Алекесеева С.А.

информатика

Сидорова М.В.

Алексеева Ю.В.

география

Бородкин Д.Г.

русский язык (соч.)

Сорокина Г.И.

русский язык (тест)

Герасимова Е.Н.

алгебра и начала анализа

Кокорева Т.Д.

русский язык

Артемьева Е.Н.

5Документ

Миссия гимназии сформулирована на основе социальных вызовов к образованию, исходящих от учащихся, семьи, государства, работодателей: это требования к результатам деятельности, представленным в модельных качествах выпускника, результативности

  • План методической работы школы на 2011-2012 год Методическая тема «Формирование ключевых компетенций учителя и ученика как условие повышения качества образования»

    Документ

    Принцип партнерства означает взаимодействие с местными органами управления, управляющим советом, учкомом, и др. общественными организациями и учреждениями, для организации внешней независимой экспертизы результатов работы педагогов ОУ.

  • Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения шубенская средняя общеобразовательная школа на 2008 2012 г г

    Программа

    Программа развития МОУ Шубенской средней общеобразовательной школы «Информационное сообщество как новый путь создания сельского образовательного социума» на 2008-2013 годы составлена на основе действующего законодательства РФ, Федеральных

  • «Повышение качества образовательных результатов в начальной школе через факультативные занятия»

    Документ

    В рамках предлагаемого проекта предлагается решение проблемы повышения качества образования путем создания направленных на развитие ключевых компетенций обучающихся учебно-методических комплексов для организации факультативных занятий в начальной школе.

  • I . Анализ работы школы за 2012 – 2013 учебный год.
    1.1. Введение.

    В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив МАОУ Червишевской средней общеобразовательной школы работал над темой «Обеспечение всеобщего основного и среднего образования. Подготовка обучающихся к продолжению образования, трудовой деятельности, к жизни в семье и обществе».

    Перед педагогическим коллективом были поставлены задачи:

    1 . Обеспечение всеобщего основного и среднего образования для детей в возрасте от 6.5 до 18, через различные формы получения образования.

    2 . Создание благоприятных условий для обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его склонностями и возможностями.

    3 . Формирование у обучающихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытии творческого потенциала.

    4 . Обеспечить внедрение ФГОС начального общего образования.

    5. Предупреждение второгодничества, отсева, пропусков учебных занятий и неуспеваемости через:


    • Реализацию учебного план;

    • Обеспечение всеобуча;

    • Внедрение информационных технологий в образовательный процесс;

    • Повышение уровня проведения уроков;

    • Организацию работы с учащимися, мотивированными на учебную деятельность;

    • Организацию предпрофильной подготовки учащихся;

    • Совершенствование контрольно – аналитической деятельности администрации школы.

    • Обеспечение положительной динамики результатов ЕГЭ.

    • Совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Организацию питания учащихся школы.
    6. Обеспечить высокий уровень организации работы ШМО, создать атмосферу творчества в педагогическом коллективе.

    7. Развивать познавательный интерес учащихся, изучать способности, интересы к учебным предметам с целью повышения качества обучения

    8. Совершенствовать организацию предпрофильной подготовки.

    Поставленные перед коллективом задачи были решены, через:

    Составление и реализацию плана работы школы;

    Составление и реализацию Учебного плана, согласованный с Управляющим советом школы;

    Организацию профильного обучения на третьей ступени;

    Результаты ЕГЭ;

    Обеспечение прав обучающихся на получение общего образования.

    Использование разных форм обучения;

    Организацию и проведение ВШК;

    Обеспечение условий, способствующих сохранению здоровья детей.

    Учебный план рассчитан на пятидневную учебную неделю. В субботу проводились консультации для подготовки к итоговой аттестации учащихся 9-11 классов. Организация учебного процесса регламентировалась Учебным планом и расписанием уроков.

    В течение учебного года на основании пункта 2.1.8. санитарно-эпидемиологических правил 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» был организован подвоз из 7 населенных пунктов - 222 учащихся (34%). Подвоз организован 3 автобусами. На начало учебного года два автобуса не соответствовали современным требованиям по организации подвоза. В октябре 2011 года получен новый автобус ПАЗ который осуществлял подвоз д. Леваши. Таким образом на конец учебного года необходима замена автобуса ПАЗ и капитальный ремонт или замена автобуса ЛИАЗ, получение дополнительного автобуса, т к открыт дополнительный рейс с территории закрепленной за ОУ д. Малые Акияры.

    В 2012 -2013 учебном году с целью реализации государственной политики в сфере информатизации общества с декабря 2010 года на сайте администрации Тюменского муниципального района размещена и функционирует web страница образовательного учреждения и филиала. Два раза в неделю классные руководители, в ежедневном режиме учителя предметники информируют родителей учащихся об итогах успеваемости через Интернет в системе dnevnik. ru

    1.2. Деятельность педагогического коллектива, направленная на получение бесплатного образования.

    В работе с учащимися администрация и педагогический коллектив ОУ руководствовались Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями Департамента образования и науки Тюменской области, управления образования Тюменского муниципального района, внутренними приказами, в которых определены права и обязанности участников образовательного процесса.

    Продолжена работа по обеспечению общего образования для каждого учащегося на уровне требований государственного стандарта. При разработке учебных планов были учтены изменения в соответствии с завершением поэтапного перехода на БУП -2004 в 9 классах (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312). Организовано обучение учащихся 1-х классов по ФГОС. Мониторинг выполнения учебных программ велся по четвертям. В среднем программы по школе выполнены на 99%., практическая часть по предметам физика, химия, биология, география реализована в полном объеме. Образовательные программы пройдены за счет системного контроля со стороны администрации школы, своевременной корректировки календарно-тематического планирования, организации замены уроков другими учителями.

    Максимальная аудиторная нагрузка на обучающегося соответствовала нормативам СанПиНа. Индивидуальный учебный план школы разрабатывался на основе её образовательной программы, с учётом требований Концепции модернизации Российского образования и был рассчитан на 5-дневную учебную неделю. Индивидуальный учебный план школы обеспечивал дифференциацию и индивидуализацию обучения, а также развитие личности обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию.

    С целью повышения качественной успеваемости внутришкольный контроль был направлен на оценку уровня обученности уч-ся по всем предметам в течение всего учебного года. Поэтому процент качественной успеваемости в школе в течение трёх лет возрастает (за исключением начальной школы).
    1. 3 Результативность образовательной деятельности
    Цели: выявить уровень и динамику достижения конечных результатов и определить факторы, положительно и отрицательно влияющие на качество условий и качество образовательного процесса в школе. Определить цели и задачи для реализации программы развития школы на 2013-2014 учебный год

    Сведения о школе

    Контингент учащихся:

    Число учащихся – 656

    На первой ступени обучения - 288

    На второй ступени обучения – 284

    На третьей ступени обучения – 84

    Количество классов – 30

    Профильных (физкультурно - спортивных) классов: 2 класса (10Б, 11В)

    Кадровый состав, обеспеченность педагогическими кадрами:


    • всего учителей – 35

    • педагог – психолог -1

    • учитель –логопед -1

    • социальный педагог – 2

    • библиотекарь – 1

    • директор - 1

    • заместитель директора по УВР – 3

    • заместитель директора по ВР - 1

    • % укомплектованности по школе – 100%.

    • предметы, которые ведут неспециалисты – технология (мальчики), ИЗО, начальные классы, музыка, история в 5 кл.

    • число учителей по предметам:

    Образовательный процесс осуществляют 5 административных работников. 35 педагогов, из которых 28 педагогов (80,5%) имеет высшее педагогическое образование, 7 педагогов (19.4%) - среднее педагогическое образование. Педагогические работники регулярно проходят курсовую переподготовку, аттестуются. 2 категорию имеют 4 человека (11%), 1 категорию – 11 человек (30,5%), высшую квалификационную категорию – 8 человек (22,2%), 9 человек (25,7 %) соответствуют занимаемой должности. 3 человека не имеют квалификационной категории. В школе работают 3 Почётных работника общего образования Российской Федерации, 2 Почетных работника образования Тюменского муниципального района, 3 педагога награждены Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации, 1 человек победитель конкурса ПНПО «Лучший учитель России» 2006г, за четыре последних года 3 учителя принимали участие в районном конкурсе «Учитель года», 1 учитель в муниципальном конкурсе «Педагог года». В образовательном учреждении имеются совместители, штат укомплектован на 100%. Средний возраст коллектива - 42,5 года.

    Со всеми работниками заключены трудовые договоры, оформлены трудовые книжки, личные карточки, которые постоянно пополняются информацией, в полном объёме имеются приказы о приёме и увольнении.

    Кадровое обеспечение



    Должность

    ФИО

    (полностью)


    Уровень образования

    Общий пед. стаж

    Стаж адм. работы

    Квалификационная категория

    Курсы повышения квалификации (тема, год)

    общий

    в данном ОУ

    1.

    Директор

    Пинигина Елена Васильевна

    высшее

    13

    13

    8



    «Школа современного руководителя» 2011г.

    «Организационно-управленческие механизмы реализации принципов общественного участия в управлении образованием 2011г.»


    2.



    Суфтина Любовь Николаевна

    высшее

    39

    39

    19

    Соответствует занимаемой должности

    «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе» 2012г

    3.

    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

    Берковская Лилия Александровна (0,25 ставки)

    высшее

    26

    12

    9

    Соответствует занимаемой должности

    ««Историческое обществоведческое образование на современном этапе» -2009г

    «Новой школе – новый учитель» 2010г.


    4.

    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

    Зверева Наталья Валерьевна (0,25 ставки)

    высшее

    15

    13

    3

    Соответствует занимаемой должности-

    4.

    Заместитель директора по воспитательной работе

    Трофимова Светлана Александровна

    высшее

    23

    7

    первая

    .

    Состав педагогических кадров ОУ

    2012-2013уч.г. (численность)

    3.1.1.Всего педагогов (в том числе совместителей):

    35

    3.1.2.Постоянные (основные) сотрудники

    31

    3.1.3.Совместители

    4

    3.2. Наличие в штате (реально занятых ставок):

    административных работников

    4

    педагогов-психологов

    1

    учителей-логопедов, учителей-дефектологов

    1 по договору - приходящий

    воспитатели ГПД

    0

    социальный педагог

    2

    библиотекарь

    1
    Введение

    Актуальность темы исследования. Сегодня образование необходимо рассматривать как производство человеческого капитала, важной составляющей которого является интеллектуальный капитал. Если учитывать возрастание роли человеческого капитала в тенденциях экономического и научно-технического развития, то нетрудно увидеть, что образование становится главной движущей силой развития современного общества. Мало сказать, что образование - это наше будущее. Эта фраза превратилась в лозунг, в смысл которого уже не вдумываются. Образование - это производство активных знаний, обеспечивающих ускорение общественного развития во всех его направлениях и тенденциях. Образование - это гармонизация и гуманизация общественной жизни, это движение к подлинной свободе человека. От развития образования зависит развитие общества. Развитие образования может осуществляться само по себе, но является эффективным только в том случае, если оно управляется и совершенствуется в процессах управления.

    Управление образованием можно осуществлять на основе текущего, частичного и частного, общего и последовательно-перспективного улучшения существующей системы. Для эффективного управления образованием необходимо знать объективные тенденции его развития, точнее говоря, закономерности развития образования. Ведь можно совершенствовать его на эмпирической и прагматической основе. Сейчас так и происходит. Но можно делать это, опираясь на научный подход. Значительное место в совершенствовании управления образованием занимает реформирование. При всех положительных качествах современного образования оно нуждается в последовательном реформировании. И это является сегодня главным фактором управления образованием.

    В настоящее время директор школы должен быть экспертом и стратегом в области повышения качества образования в школе, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего образовательного учреждения, то есть управлять качеством образовательного процесса.

    Методологической основой исследования выступают основные принципы теории управления качеством образования (Г.Г. Азгальдов, B.В. Михайлов, Г.Г. Роминг, У.Л. Шухарт); основные принципы и закономерности управления качеством образования (Н.И. Булынский, В.А. Кальней, В.П. Панасюк, М.М. Поташник, Н.А. Селезнёва, Б.С. Страхов, А.И. Субетто, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, СЕ. Шишов); теории управления социальными системами (В.Г. Афанасьев, Д.М. Гвишиани) и управления педагогическими системами (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, А.Н. Троян, Т.И. Шамова); концепция программно-целевого управления (А.Г. Аганбегян, С. Качаунов, К. Костов, Г.С. Поспелов, М.М. Поташник, К. Симеонова, Н. Стефанов, И.К. Шалаев).

    Цель исследования: определить и охарактеризовать пути совершенствования методов управления качеством образовательной деятельности в современной школе.

    Объект исследования: процесс совершенствования качества образования в деятельности в современной школе.

    Предмет исследования: педагогические условия и технологии совершенствования управления деятельности в современной школе.

    Гипотеза исследования : мы предположили, что управление качеством образования в школе будет развиваться эффективно, если выявить методы повышения управления качеством образования в современной школе.

    Задачи исследования:

    Обеспечить качество условий образовательного процесса в современной школе.

    Создать условия для профессионального совершенствования педагогов детского сада.

    Совершенствовать процесс взаимодействия между участниками образовательного процесса.

    Теоретико- м етодологической основой явились философские аспекты творческого саморазвития личности (Н.А. Бердяев, Р. Декарт, Н.А. Добролюбов, И. Кант, Н.А. Корф, Дж. Локк, Д.И. Писарев, Д.Д. Семенов, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др.); теоретические концепции саморазвития личности (А. Маслоу, М. Рокич, К. Роджерс, В. Франкл, К. Юнг и др.); исследования отечественных педагогов по проблеме профессионального саморазвития воспитателя (Е.Н. Водовозова, Н.К. Крупская, М.В. Крупенина, А.В. Луначарский, Е.И. Тихеева, Т.С. Шацкая) и профессиональной компетентности (А.К. Маркова и др.).

    Методы исследования: анализ научной литературы; сравнительно- сопоставительный анализ.

    Этапы исследования:

    - теоретический;

    Опытно-экспериментальный ;

    - итоговый.

    База исследования: основная опытно- экспериментальная работа проводилась в МБОУ СОШ с. Чишма МР Бирский район РБ. В исследовании принимали участие педагогические работники в количестве 22 человек.

    Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы и приложения.

    Рис.1. Процентное соотношение управления качеством

    образования в школе

    Из рисунка 1 видно, что среди педагогов преобладает средний уровень профессионализма (45% респондентов), т.е. они частично предоставляют образовательные услуги, педагоги позитивны во взаимоотношениях, не конфликты. Однако, полного представления о реализации ФГОС не имеют.

    У 40% педагогов был определен высокий уровень управления качеством образования в школе. Такие воспитатели полноценно предоставляют образовательные услуги, педагоги позитивны во взаимоотношениях, не конфликты. Оперируют ФГОС.

    Лишь 15% педагоги проявили низкий уровень повышения качества образования в школе, они проявляют не компетентность в оказании образовательных услуг, не реализуют ФГОС на занятиях и в процессе управления.

    Необходимость совершенствования профессиональной подготовки педагога не вызывает сомнений. Ученые ищут пути и формы совершенствования профессионализма педагогов. Приоритетной задачей в системе совершенствования профессионализма педагогов, по мнению Е. Муравьёва, является «переориентация педагогического сознания на новые ценности образования, на личностно-ориентированный подход в образовании и осуществлении образовательного процесса». Д. Зембицкий главное видит в том, чтобы научить педагога использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему целостной педагогической деятельности. Р. Ракетская - в том, чтобы «удовлетворить потребность каждого педагога в переподготовке, а также создать систему этапного повышения квалификации, максимально учитывающую новые задачи образования». Ю. Исаев отмечает, что курсы повышения квалификации помогают выполнить две задачи: обогатить знания педагогов об индивидуальных и возрастных особенностях детей и совершенствовать психолого-педагогические умения, связанные с изучением и учётом этих особенностей в учебно-воспитательном процессе. Даже этот небольшой обзор работ показывает, что исследователи делают акценты на различных аспектах педагогической подготовки.

    Пройти курсы повышения квалификации педагогам следует по различным направлениям. Учитывая стоимость курсов, которые оплачивает школа, педагогам следует изначально разделить их между собой по наиболее интересным для них направлениям и пройти, а затем декламировать свой опыт в различных формах: коллективных и индивидуальных, просвящая друг друга. К первым относятся семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, творческие микрогруппы педагогов, методические кабинеты и т.д.; ко вторым - стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т.д. . Под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Взаимодействие элементов приводит к появлению новых интегративных качеств, несвойственных отдельно взятым компонентам. Рассмотрим наиболее часто используемые формы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов, представленные в таблице 2.

    Таблица 2

    Формы методической работы по повышению квалификации

    Годичные команды педагогов

    Представляет собой управляемое объединение педагогов, основанное на принципе психологической совместимости. Решает вопросы подобные вопросам педагогического консилиума. Частота работы ежемесячно.

    Школа профессионального мастерства

    Имеет целью реализацию принципа дифференцированного подхода к уровню развития педагогического мастерства, в результате чего имеет 4 ступени:

    1 ступень: группа повышенного внимания администрациивключает в свой состав педагогов как малоопытных, так и практиков, не желающих по каким-либо причинам заниматься самообразованием и ростом профессионального личного мастерства, а также отказывающихся от участия в инновационной работе. Целью этой группы является стимулирование педагогов, работающих ниже своих возможностей.

    2 ступень: Школа становления молодого специалиста.Ее задачей является оказание помощи в становлении педагога.

    3 ступень: Школа совершенствования профессионального мастерствапредполагает работу с педагогами 1 квалификационной категории с целью доведения их практических знаний и умений до уровня мастера.

    4 ступень: Школа высшего педагогического мастерстваповышает знания и практические умения педагогов в области научно-исследовательской деятельности

    Школа передового опыта

    Имеет своей целью распространение опыта работы лучших педагогов среди молодых специалистов, малоопытных педагогов, педагогов, не имеющих квалификационной категории. Ведущей организационной формой работы занятий в школе являются лекции, семинарские занятия. Частота работы не чаще 1 раза в месяц

    Руководителем студии назначается наиболее яркий педагог, способный забыть о своих заслугах, регалиях и разговаривать с молодыми (малоопытными) педагогами на равных. Ведущей формой проведения уроков в школе является совместное обсуждение проблемы, наблюдение и анализ деятельности лучших педагогов школе, совместная разработка конспектов уроков и мероприятий.

    Режим работы не чаще 1 раза в месяц.

    Мастер класс

    Является разовой и одновременно выездной формой работы педагогов, с целью распространения своего опыта среди других школ города.

    Основной метод - прямой и комментированный показ приемов своей работы.

    Творческие микрогруппы

    Это стихийное объединение 2-3 педагогов, с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы микрогруппы - равенство возможностей педагогов. Группы создаются для нахождения способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы, модификации учебного пособия, дидактического материала и прочее. Для данной формы работы характерно объединение только опытных педагогов. Длительность их работы от нескольких часов до нескольких дней, т.е. до момента разрешения проблемы.

    Кружки качества

    Организуются по инициативе администрации для поиска решения той или иной проблемы. Ведущий метод, используемый в работе: «мозговая атака» или «мозговой штурм» Обязательным условием при организации работы кружка является: наличие хотя бы одного воспитателя способного обучать коллег без участия администрации.

    О результатах работы кружка качества администрация ставится в известность руководителем кружка.

    Главной задачей работы кружка является нахождения способа повышения качества воспитательно - образовательной работы с детьми.

    Длительность работы кружка по потребностям педагогов во времени для нахождения способа решения проблемы

    Школа исследователя

    Организуется для опытных педагогов с целью развития у них навыков исследовательской деятельности, а также обучения их ведению исследовательской работы с детьми. У школы исследования есть научный руководитель.

    Длительность ее работы от 1 до нескольких лет.

    Частота встреч 1 раз в 1-2 месяца.

    Перечисленные формы разработаны с учетом дифференцированного подхода к профессиональному мастерству педагогов. Среди них есть формы только для молодых и малоопытных педагогов, и есть формы, которые рекомендуются для педагогов мастерства еще не достигших, но способных его достичь. Важной формой повышения квалификации педагогов выступает дистанционное образование, которое предполагает организацию учебного процесса на базе телекоммуникационных и , средств Интернет. По существу, это новая форма обучения, основанная на использовании компьютерных технологий для управления процессом обучения, основная форма организации учебного процесса в системе дистанционного образования. Авторы этой формы повышения квалификации педагогов подчёркивают, что «противоречия между учётом возможностей и потребностей слушателей системы повышения квалификации, появлением новых профессиональных задач, стоящих перед работниками образования, и отсутствием разработанной и отлаженной системы повышения квалификации актуализируют данное направление деятельности». Это связано с отсутствием у большинства работников образования возможностей для повышения компетентности с отрывом от производства; неудовлетворённостью педагогов традиционно существующими формами повышения квалификации, режимом работы педагога и слушателя, содержанием и технологиями преподавания; большими экономическими затратами на обеспечение целостной системы повышения квалификации при её недостаточно высоком качестве.

    Дистантные формы обучения имеют перед очными преимущества: экономические, коммерческие, педагогические, эргономические, информационные, коммуникационные. Дистантная форма повышения квалификации педагогов может быть альтернативной очной, очно - дистантной и др. Она даёт возможность получать образование без отрыва от основной деятельности. А. В. Сиденко и А. В. Хуторской считают, что основная идея такого обучения - дистантное обучение на основе активной познавательной и творческой деятельности слушателей, оно способствует развитию таких педагогических умений, как чувство эмпатии, проектировочные, коммуникативные умения, способность педагога к рефлексии. Развивается дистантное повышение квалификации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Тамбове, Москве, Перми, в Ярославле.

    Получила признание и такая форма повышения квалификации педагогов как городская и районная методическая служба. Появление таких форм повышения квалификации вызвано тем, что «экспериментальная, инновационная работа нуждается в постоянном развитии, диагностике, в чёткой организации управления». Городская и районная методические службы, максимально учитывая новые задачи образования, помогают обеспечить систему работы с учебными заведениями, удовлетворяют запросы учителей на информацию, обобщают передовой педагогический опыт. Курсы, организуемые городской и районной методическими службами, обычно проводятся на базе педагогического института или других высших и средних образовательных учреждений.

    В связи с введением федеральных государственных стандартов (ФГОС НПОО) право педагогических работников на повышение квалификации и профессиональную переподготовку имеют все педагоги. В соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации образовательной программы ФГОС НПОО устанавливается минимальный объём программ повышения квалификации педагогов, реализующих программу основного общего образования – 56 часов.

    Целями повышения квалификации являются, прежде всего, развитие профессиональных мастерства и культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач. В 2015 - 2016 учебном году п овышение квалификации должно включать в себя долгосрочные и краткосрочные формы обучения.

    Долгосрочное обучение (2-х годичное) предназначено:

      для руководителей школы – 136 уч.ч; (Продолжат обучение руководители прошедшие курсы в 2014 году (72 часа), в 2015 году (64 часа);

      педагоги высшей категории, содержание которых существенно обновлено в связи с интенсивным развитием науки или изменением концептуальных подходов к изучению дисциплин в условиях современности – 108 уч.ч.

    Краткосрочное обучение (обучение объемом 36 уч.ч.) предназначено для работников образовательных учреждений, реализующих в педагогической практике актуальные направления современного школьного образования (педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, психологи, логопеды, социальные педагоги, воспитатели 1 и 2 категорий) - 36 уч. ч. Объем большинства курсов повышения квалификации должна составлять от 72 до 108 ч. Часть курсовой системы представляться в виде учебных модулей от 8 до 16ч. Такая организация курсовой системы позволяет педагогам повышать свою квалификацию на протяжении одного или ряда лет в одном или нескольких учреждениях по одному направлению.

    Накопительная система повышения квалификации педагогических работников должна фиксироваться в Единой зачетной книжке педагогв в форме распределенного освоения модульных образовательных программ.

    Зачетная книжка находится у директора школы. Записи в зачетную книжку могут вноситься на основании предоставленных слушателем подтверждающих документов (сертификат, справка, свидетельство).

    Учет освоенных модульных образовательных программ осуществляется на основе принципа равноценности профессионального образования, при котором освоение нескольких образовательных модулей в рамках программы краткосрочного повышения квалификации приравнивается к освоению длительной программы повышения квалификации. Индивидуальный план повышения квалификации составляется работником образования на период от 1 до 2 лет

    По итогам выполнения индивидуального плана повышения квалификации в объеме не менее 72 ч. обучающей организацией выдается государственный документ установленного образца.

    Вышеизложенное свидетельствует о том, что существуют различные способы и пути повышения профессионализма и квалификации педагогов, выражающиеся в различных формах, которые занимают важное место в системе повышения квалификации и имеют несомненные достоинства. К ним можно отнести: наличие отработанных разнообразных программ и учебных планов для удовлетворения потребностей большинства детей и родителей, оказание консультативной, методической и организационной помощи в инновационной работе педагогов в школе в целом, использование информационных технологий. Предложенные методические рекомендации направлены на внедрение инновационных форм работы, которые, с точки зрения автора должны положительно отразиться на уровне повышения квалификации воспитателей.

    Выводы по второй главе

    Таким образом, анализ МБОУ СОШ с. Чишма Республики Башкортостан позволил сделать следующие выводы:

    1. Качество образования в МБОУ СОШ с. Чишма – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Чтобы добиться успеха, управлять данной системой необходимо комплексно. Для администрации школы управление качеством образования в условиях модернизации и улучшения качества образования, становится приоритетным в работе. Руководителю необходимо умение быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, умение овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения.

    2. Среди педагогов преобладает средний уровень профессионализма (45% респондентов), т.е. они частично предоставляют образовательные услуги, педагоги позитивны во взаимоотношениях, не конфликты. Однако, полного представления о реализации ФГОС не имеют.

    Заключение

    Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующее заключение:

    1. От развития образования зависит развитие общества. Развитие образования может осуществляться само по себе, но является эффективным только в том случае, если оно управляется и совершенствуется в процессах управления. Управление образованием можно осуществлять на основе текущего, частичного и частного, общего и последовательно-перспективного улучшения существующей системы.

    2. Для эффективного управления образованием необходимо знать объективные тенденции его развития, точнее говоря, закономерности развития образования. Ведь можно совершенствовать его на эмпирической и прагматической основе. Сейчас так и происходит. Но можно делать это, опираясь на научный подход.

    3. Значительное место в совершенствовании управления образованием занимает реформирование. Работа с интерактивными досками действительно помогает в учёбе. Это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися. Они признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в работе.

    4.Качество образования в МБОУ СОШ с. Чишма – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Чтобы добиться успеха, управлять данной системой необходимо комплексно. Для администрации школы управление качеством образования в условиях модернизации и улучшения качества образования, становится приоритетным в работе. Руководителю необходимо умение быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, умение овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения.

    5. Среди педагогов преобладает средний уровень профессионализма (45% респондентов), т.е. они частично предоставляют образовательные услуги, педагоги позитивны во взаимоотношениях, не конфликты. Однако, полного представления о реализации ФГОС не имеют.

    6. Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование Ключевой вопрос модернизации – это повышение качества образования.

    Литература

      Агапова E.H. Физиология и психология труда [Текст] / Е.Н. Агапова. – Самара.: Знание, 2010 – 125 с.

      Акмеологические аспекты профессионализма [Текст] / НИИ высш. Образования. – М.: НИИВО, 2009 – 231 с.

      Александров Г.Н. Проблемы формирования модели личности специалиста [Текст] / Г.Н. Александров. – М.: Просвещение, 2009. – 179 с.

      Андреев, А.А. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Текст] / А.А. Андреев // Педагогика. – 2013. – №4. – С. 19-27.

      Андриади И.П. Истоки становления профессионализма педагога [Текст] / И.П. Андриади // Педагогика. – 2011. - №8. – С.2 – 10.

      Андриади И.П. Основы педагогического мастерства [Текст]/ И.П. Андриади. – М.: Академия, 2009 – 123 с.

      Буцин, Е.С. Обучение младших школьников началам информатики [Текст] / Е.С. Буцин // Информатика и образование. – 2012. - №3.- С.41-54

      Варченко, В.И. Радуга в компьютере [Текст] / В.И. Варченко // Начальная школа. – 2013. -№ 10. – С. 92-102

      Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В.Н. Введенский // Педагогика. – 2013.– № 10.– С.51-55.

      Витуховская, А.А. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы [Текст] / А.А. Витуховская // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу Информатика и образование. – 2011. – №1. – С.12-17

      Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами:учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по напр. «Педагогика» [Текст] / С.В. Воробьева. – М.: Академия, 2008.-208с.

      Выготский, Л.С. Собрание сочинение / Под ред. Л.С. Выготского. – М.: Просвещение, 2012. – 507 с.

      Газман О.С. Новые ценности в образовании [Электронный ресурс] / О.С. Газман.- Режим доступа: .

      Головко С.И. Специалист: образование, компетентность, новаторство: Научно-практич. пособие [Текст] / С.И.Головко. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009.-143с.

      Гребенев, И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе [Текст] / И.В. Гребенев // Педагогика – 2013. – № 5. – С. 49-54

      Занина Л.В. Основы педагогического мастерства [Текст] / Л.В. Занина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 288 с.

      Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности [Текст]/ Э.Ф. Зеер. – Свердловск: изд-во Урал. ун-та, 2009. - 197 с.

      Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2013. - №5. – С.15-23.

      Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст]/ И.А. Зимняя. – Архангельск: АОИППК, 2008. – 12 с.

      Корнеев Ю.В. Методическая служба профессионального образовательного учреждения как фактор формирования профессиональной компетентности педагогов [Текст] // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы профессионального образования в условиях реализации приоритетного национального проекта», г. Томск (ноябрь 2009 г.) – Томск: S ТТ, 2009. – С. 191-194.

      Краснова С.Н. Профессиональная компетентность, профессионализм и профессиональное мастерство социального работника [Текст] / С.Н.Краснова // Психология труда и профессиональное развитие педагога: актуальное состояние, проблемы и перспективы: материалы I Междунар. науч.- практич. конф. (16 ноября, 2012) / Под ред. к. псих. н., доцента К.В. Сапегина и к. псих.н. О.С.Батуриной. Бирск, 2012.-Часть 1.-С.39-41

      Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка отрождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. – М.: УРАО, 2012. –198 с.

      Лапчик, М.А. Информатика и технология: компоненты педагогического образования [Текст] / М.А. Лапчик // Информатика и образование. – 2011 . – № 6 . –С. 32-37

      Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. – М.: Педагогика, 2012. – 260 с.

      Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 320 с.

      Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С. Выготского (критическое исследование) [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 73-77

      Литвинова, Т.А. Проблемы развития психики / Т.А. Литвинова. – М.: Педагогика, 2012. – 289 с.

      Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия [Текст] / М.И. Лукьянова // Управление ДОУ. – 2012. - № 1. – С. 15-21.

      Луцкий, Р.М. Графика «Агата» – новые возможности [Текст] / Р.М. Луцкий // Информатика и образование. – 2012 . – №1 . – С. 59-63

      Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя [Текст] / А.К. Маркова // Менеджмент и образование. – 2010. - №6. – С. 55 - 63.

      Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 2009.-302с.

      Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / г л. ред. Б.М. Бим-Бад. − М.: Большая российская энциклопедия,. – 2009. – 213с.

      Повышение квалификации педагогических кадров: (Теория и практика): Прилож. к журн. «Внешкольник. Воспитание и доп. образ. детей и молодежи»; Вып.4.-М.:ГОУ ЦРСДОД, 2008. – 66с.

      Рылова, Е.Ю. К выявлению сущности понятия «педагогическая компетентность» [Текст] / Е.Ю. Рылова // Вопросы психологии. – 2012. – № 3. – С.55 – 59.

      Сайт Министерства образования [Электронный ресурс], Режим доступа: , режим доступа – свободный.

      Современные способы активизации обучения [Текст] / Под ред. Т.С. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 176 с.

      Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в образовательном учреждении [Текст] / Л.И. Флюшина . – М.: АРКТИ, 2013. – 250с.

      Чурекова Т.М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений [Текст] / Т.М. Чурекова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 262 с.

      Шестакова Т.П. Нетрадиционные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции воспитателей ДОО[Текст] / Т.П. Шестаков // Дошкольная педагогика. 2009. - №7. - С. 54-56.

    Приложение

    Распределение функций субъектов образовательного процесса по контролю за качеством

    Анкета

    «Изучение мнения родителей о качестве оказания образовательных услуг школой»

    Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в данном исследовании, ответив на вопросы, содержащиеся в анкете.

    I .Расскажите немного о Вашем ребенке

    I. Обеспеченность и благоустройство образовательного учреждения

    Обведите кружком выбранную Вами оценку

    1. Какова, на Ваш взгляд, обеспеченность образовательного учреждения дидактическим оборудованием и наглядными пособиями для проведения занятий (например, карты, схемы, доски, интерактивное, аудио- и видео оборудование)

    5 4 3 2 затрудняюсь ответить

    2. Каковы санитарно-гигиенические условия в образовательном учреждении (освещение, тепловой режим, чистота):

    5 4 3 2 затрудняюсь ответить

    5 4 3 2 затрудняюсь ответить

    5 4 3 2 затрудняюсь ответить

    Медицинское обслуживание

    5 4 3 2 затрудняюсь ответить

    Организация питания

    5 4 3 2 затрудняюсь ответить

    Соблюдение безопасности пребывания ребенка в дошкольном учреждении

    5 4 3 2 затрудняюсь ответить

    Организация охраны образовательного учреждения

    5 4 3 2 затрудняюсь ответить

    6. Что из перечисленного выше на Ваш взгляд требует обновления, улучшения

    _______________________________________________________________________

    III . Оценка качества образования, в том числе содержания, процесса и результата

    1. Качество образования для Вас это -

    (можно выбрать несколько вариантов ответов)

    1) получение фундаментальных знаний;

    2) получение знаний, являющихся основой личностного развития;

    3) получение знаний, необходимых для продолжения обучения в школе;

    4) хорошие организационные условия образовательного процесса;

    5) внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий;

    6) высокий уровень профессионализма кадрового состава школы.

    2. Как Вы считаете, соответствует ли содержание и уровень занятий в Вашем образовательном учреждении требованиям времени?

    (необходимо выбрать только один ответ)

    1) полностью соответствует;

    2) в основном соответствует;

    3) частично соответствует;

    4) в целом соответствует;

    5) затрудняюсь ответить

    3. Удовлетворяет ли Вас качество занятий в образовательном учреждении

    1) Да 2) Нет

    4. Испытывает ли Ваш ребенок трудности на уроках, какие (можно выбрать несколько вариантов ответов):

    2) завышенные требования педагога;

    3) плохое состояния здоровья;

    4) трудности в общении с педагогом;

    5) трудности в общении с одноклассниками;

    6) не испытывает трудностей;

    7) затрудняюсь ответить

    5. Каков характер взаимоотношений Вашего сына (дочери) с педагогами:

    1) хорошие отношения со всеми педагогами;

    2) хорошие отношения только с некоторыми педагогами;

    3) отношения носят теплый, неформальный характер;

    4) безразличные отношения;

    5) чаще всего отношения носят конфликтный характер;

    6) затрудняюсь ответить

    8. Какие взаимоотношения, на Ваш взгляд, преобладают между детьми в классе (необходимо выбрать один вариант ответа)

    1) доброжелательные, дружеские;

    2) безразличные, каждый сам по себе;

    3) натянутые, конфликтные;

    4) затрудняюсь ответить

    учреждении :

    (необходимо выбрать один вариант ответа)

    1) невыполнимая;

    2) очень высокая;

    3) высокая, но выполнимая;

    4) нормальная, допустимая;

    5) низкая

    10. Как бы Вы оценили качество образования, которое дает Вашему ребенку образовательное учреждение сегодня: (необходимо выбрать один вариант ответа)

    1) отличное;

    2) хорошее;

    3) удовлетворительное;

    4) неудовлетворительное;

    5) затрудняюсь ответить.

    11. Как бы Вы оценили качество дополнительного образования (кружки, секции), которое дает Вашему ребенку учреждение сегодня: (необходимо выбрать один вариант ответа)

    1) отличное;

    2) хорошее;

    3) удовлетворительное;

    4) неудовлетворительное;

    5) затрудняюсь ответить.

    (обведите кружком выбранную Вами оценку)

    2 – хороший уровень,

    1 – удовлетворительный уровень,

    0 – неудовлетворительный уровень.

    IV . Расскажите о себе

    (обведите кружком выбранный Вами ответ)

    1. Ваш пол:

    1) мужской 2) женский

    2. Ваш возраст:

    2) 36-45;

    3) 46-55;

    4) более 55 лет

    3. Ваше образование :

    1) среднее

    2) среднее специальное

    3) неполное высшее

    4) высшее

    Благодарим за Ваши ответы!