Владение учебными навыками и умениями. Формирование учебно-коммуникативных умений и навыков

Общеучебные умения и навыки их формирование и развитие на уроках английского языка.

Начнем с того, что учитель всегда обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Однако в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями. Однако формированию умений этого типа не уделялось достаточно внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем.

На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными. Общеучебные умения и навыки - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.

Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся:

    определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

    выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

    сравнение полученных результатов с учебной задачей;

    владение различными формами самоконтроля;

    оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;

    определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

    постановка цели самообразовательной деятельности;

    определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.

Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:

    работа с основными компонентами учебника;

    использование справочной и дополнительной литературы;

    различение и правильное использование разных литературных стилей;

    подбор и группировка материалов по определенной теме;

    составление планов различных видов;

    создание текстов различных типов;

    владение разными формами изложения текста;

    составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

    составление тезисов, конспектирование;

    подготовка рецензии;

    владение цитированием и различными видами комментариев;

    подготовка доклада, реферата;

    использование различных видов наблюдения;

    качественное и количественное описание изучаемого объекта;

    проведение эксперимента;

    использование разных видов моделирования.

Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач . К ним относятся:

    определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;

    выявление существенных признаков объекта;

    определение соотношения компонентов объекта;

    проведение разных видов сравнения;

    установление причинно-следственных связей;

    оперирование понятиями, суждениями;

    классификация информации;

    владение компонентами доказательства;

    формулирование проблемы и определение способов ее решения.

Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания,организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:

    выслушивание мнения других;

    владение различными формами устных публичных выступлений;

    оценка разных точек зрения;

    владение приемами риторики;

    организация совместной деятельности;

    владение культурой речи;

    ведение дискуссии.

При этом мы понимаем, что при решении конкретных жизненных задач одновременно используются умения из разных групп.

В связи с выше перечисленным, возникает вопрос, как развивать общеучебные умения? В какой последовательности развивать общеучебные умения: последовательно, друг за другом, или параллельно, т.е. на каждом уроке развивать все важнейшие для данного возраста умения сразу? Практика показывает что:

    Лучше, если учитель в каждый отрезок времени будет обсуждать с детьми, какое общеучебное умение они будут развивать. При этом ученики понимают, чему они учатся в данный момент.

    Ученик выступает в роли субъекта своей учебной деятельности, выполнение заданий более осознанное, и результат оказывается гораздо выше по сравнению с тем случаем, когда учитель не акцентирует внимание на формируемых надпредметных умениях.

Для формирования тех или иных общеучебных умений учителю следует подбирать то предметное содержание, которое наиболее эффективно способствует развитию этих умений. На одних темах учебного плана, например, наиболее целесообразно развивать учебно-интеллектуальные умения, на других – учебно-коммуникативные. Каковы же механизмы формирования общеучебных умений на начальных этапах обучения?

На этапе формирования лексических и грамматических навыков требуется предоставить устную практику каждому ученику и при этом обеспечить обратную связь, чтобы ученик, выполняя задания, знал, правильно ли он его выполняет, и если нет, то почему и как следует выполнить правильно. Наиболее адекватными моделями учебного взаимодействия на данном этапе является парная работа или работа в малых группах. Данная модель предполагает проговаривание, объяснение, аргументацию и закрепление своих знаний каждым учащимся. При таком виде взаимодействия, как правило, задание начинает выполнять «слабый» ученик под контролем со стороны «сильного» ученика.

На этапе формирования лексико-грамматических навыков применима также модель учебного взаимодействия «Лидер», характеризующаяся четко выраженным лидерством. Консультант «лидер» находится в центре группы, его деятельность отличается многообразием связей с другими членами группы. Он организует работу в группе, несет ответственность за успешное выполнение поставленной задачи.

Стадия совершенствования навыка предполагает организации тренировки с целью репродуктивного и рецептивного овладения речевыми единицами. Это развитие умений монологической и диалогической речи (составление высказывания по опорам, пересказ прочитанного текста по ключевым словам, составление мини-диалога по ответным репликам и т. Д.) На этапе подготовки к самостоятельному диалогическому и монологическому высказыванию учащиеся имеют возможность самостоятельно применять изучаемый языковой материал и выполнять с ним необходимые действия и операции. Так, в третьем классе учащиеся могут рассказать о своих школьных предметах, увлечениях, о любимом животном, о своем доме, о занятиях в свободное время.

На этапе творческого применения материала ставится методическая задача, которая характеризуется увеличением числа контактов учащихся между собой, наличием тесного взаимодействия между ними. Суть в том, что каждый член группы получает отдельную часть задания, над которым работает вся группа. Например, при изучении темы «Мой дом» каждый учащиеся получает задание описать одну комнату большого дома, а так же того, что его окружает – цветник, сад и т. д. В конце урока каждый учащийся будет иметь представление о том, что это за дом, сколько в нем этажей, что находится поблизости и вокруг него. Кроме того, каждый имеет возможность оценить работу своего товарища, указать на недостатки и выслушать замечания в свой адрес.

При овладении грамматикой английского языка младшие школьники, как правило, испытывают трудности. Один из принципов работы с маленькими детьми, которые, в силу своего возраста, еще не способны понять сложные грамматические явления, это упрощение. На ранних этапах обучения очень выгодно использовать образное мышление детей с помощью ролевой игры. Игра, используемая в учебном процессе и содержащая учебную проблему или проблемную ситуацию, помогает достичь определенной цели.

Используемая литература:

1. Битянова М.Р. Меркулова Т.В. "Развитие УУД в школе теория и практика" Москва, "Сентябрь" 2015

Учебно-коммуникативные умения и навыки

(из выступления на семинаре «Интеллектуальные ОУУН и их влияние на развитие творческой и познавательной активности учащихся»)

Каждый день мы общаемся. Общаемся дома, на работе, в магазине и т.д. Для нас с Вами общительность одна из составных частей нашей работы. И эта общительность требует от педагога профессионального управления своей коммуникативной деятельностью. Это в свою очередь, предполагает наличие у педагога целого ряда коммуникативных умений:

  1. Умения общаться на людях;
  2. Умения через верно созданную систему общения организовать совместную с учащимися творческую деятельность;
  3. Умения целенаправленно организовывать общение и управлять им.

Понятно, что это лишь наиболее важные, так сказать, укрупненные группы коммуникативных умений учителя, которые, в свою очередь, включают в себя массу других компонентов: умение устанавливать психологический контакт, завоевывать инициативу в общении и т.д.

Общительность (в общечеловеческом плане) – явление многослойное, включающее в себя, по мнению исследователей, целый комплекс компонентов. Выделим три основных:

А) коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации;

Б) социальное родство – желание находиться в обществе, среди других людей (в данном случае среди учеников);

В) альтруистические тенденции. Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими интересами (дополнительные занятия, консультации и т. п.).

В литературе выделяются следующие параметры личности, влияющие на общительность: особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия (точное восприятие внутреннего мира другого с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, как будто становишься этим другим) и спонтанность восприятия, коммуникативные умения –ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации (а) первый или последний; б) пятый или девятый класс; в) повторение пройденного материала или изучение нового материала).

Общительность имеет ярко выраженную эмоциональную природу, основу которой составляют коммуникативные и альтруистические эмоции.

Среди коммуникативных эмоций выделяют: желание делиться с мыслями, переживаниями, чувство симпатии, расположения, уважения к участникам общения и т.д.

В альтруистических эмоциях выделяют желание приносить радость людям, с которыми человек общается, сопереживание радости другого и т.п.

Так как мы с Вами в общении делимся мыслями – то для этого нам нужна речь. Что же такое речь?

Речь – это способность говорить, выражать словами мысли.

Речь имеет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является и средством общения, и формой существования мысли, сознания. При этом данные функции формируются одна через другую и взаимодействуют одна в другой.

Обобщая, классифицируя, речь является по существу первой элементарной формой сознания. Через посредство языка и речи общество формирует мышление ребенка и определяет структуру его сознания. Сама формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребенок в результате лучше понимает нечто, чем до словесной формулировки своей мысли: формулируясь, мысль формируется.

Мы разделяем мысль на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь есть речь для себя, а внешняя речь – это речь для других.

Главнейшая особенность внутренней речи – ее совершенно особый синтаксис: отрывочность, фрагментарность, сокращенность. Внутренняя речь не является просто речью про себя. Она, выполняя регулирующую и планирующую роль, имеет иное, чем внешняя речь, сокращенное строение (не содержит подлежащего, не обозначает предмет и т.п.). мы с вами можем за одну минуту подумать о многом: работа, дом, семья и т.п.

Внешняя, устная речь в большинстве случаев является диалогом. Диалог всегда предполагает то или иное знание собеседниками сути дела. Диалог всегда предполагает зрительное восприятие собеседника, его мимики, жестов т.п.

Механизм образования речи содержит три принципиально разные звена: 1) звено восприятия речи, 2) звено ее произнесения, 3) внутриречевое звено.

Два первых звена имеют непосредственно связь с внешним миром, переводя речь в объективно существующий речевой продукт или принимая этот продукт. Производить речь человек может технически разными способами: обычная звуковая речь, письменная речь (рукой, ногой, ртом), жестовая речь, путем прикосновения (как у слепоглухих). Соответственно существует множество способов восприятия речи.

Следующим за мотивом этапом порождения речевого высказывания является замысел высказывания – этап формирования. В исходном замысле высказывания обязательно содержится две составные части: объект высказывания, известный субъекту, и то новое, что именно нужно сказать об этом предмете и что составляет предикативную структуру высказывания. Эти две части и образуют исходную мысль, носящую характер свёрнутого речевого высказывания, которое в дальнейшем должно быть превращено в систему последовательно связанных друг с другом слов. Это превращение осуществляется с помощью внутренней речи, составляющей следующую степень формирования речевого высказывания.

Речь дошкольника не образует связного смыслового целого, для её понимания необходимо учесть ту конкретную ситуацию, в которой находится ребенок, и к которой относится его речь. Смысловое содержание речи становится понятным лишь будучи взято совместно с этой ситуацией – это ситуативная речь.

Затем у ребенка развивается контекстная, связная речь. Связность речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения и понятности для слушателя или читателя. Все в ней должно быть понятно речи связано с овладением письменной речью.

Письменная речь есть самая многословная, точная и развернутая форма речи. В ней приходится передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонации и непосредственного восприятия ситуации. В письменной речи отсутствует заранее ясная для обоих собеседников ситуация. Понимание производится лишь за счет слов и их сочетаний. Письменная речь по своему строю представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры. Она используется не только для того, чтобы отработать, уточнить собственную мысль. Поэтому письменная речь, как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение и для формирования мышления (сочинения, письма и т.п.).

Ученик понимает учебный материал, если он в состоянии соотнести его с собственной категориальной системой наиболее общих понятий (таких как движение, количество, качество, развитие, причина и следствие, пространство, время и т.д.) и поместить в наличных у него непересекающихся классах объектов. Если же он не в состоянии это сделать, то это означает, что он учебный материал не понял.

Разные люди по разному понимают одно и то же явление потому, что у них разные категориальные системы и разные наборы непересекающихся классов. Поэтому правы те учителя, которые требуют, чтобы учащиеся излагали учебный материал своими словами, ибо это умение подтверждает, что материал хорошо уложен в категориальной системе ученика, а значит, понят им.

Понять что либо – значит раскрыть его сущность. Основными отличиями ступеней понимания друг друга является прежде всего глубина понимания. Она характеризуется тем, до какого порядка сущности проникает наша мысль в процессе понимания. Непосредственным выражением этого является полнота, разносторонность и, что самое важное, существенность связей, вскрываемых в процессе познания. Чем шире круг предметов, явлений, с которыми ставится в связь познаваемое нами в данный момент, тем глубже понимание, тем более высокий уровень его достигается.

В школе у ребенка развивается речь, он осваивает систему научных понятий (значение, установочных и общих для всех людей). Вместо значения слова у школьника обычно образуется смысл – индивидуальное значение, выделяемое из объективной системы связей, зависящей от конкретной ситуации и личностных особенностей ученика.

Учителя влияют на речевое развитие учащихся и понимание, ими учебного материала не только прямо, осуществляя функции обучения, но и косвенно, через особенности собственной речи, то есть общения.

Федорова Светлана Владимировна

Учитель, ГБОУ СОШ №127, СПб


В чём важность формирования учебно-коммуникативных умений и навыков.

Микулёнок Жанна Юрьевна,

заместитель директора по учебной работе

    Что понимают под коммуникативными навыками

    Этапы формирования коммуникативных умений и навыков

    Методы и приемы. Анализ практики.

    В чём важность формирования учебно-коммуникативных умений и навыков.

Прежде чем приступить к обсуждению понятия учебно-коммуникативных навыков, хотелось бы ответить на вопрос: «Почему сегодня так важен вопрос формирования учебно-коммуникативных навыков?».

Ситуация в обществе, которая признается и формулируется как ситуация стабильной нестабильности, неминуемо отражается на всех общественных явлениях, структурах и их участниках. И, конечно, это не может не отражаться на учебно-воспитательном процессе и уроке, в частности. Когда, кажется, система урока отработана и систематизированы все ее части, и можно «спокойно» работать, как раз, и происходят подвижки ситуации: изменяются требования, в класс приходит новый ученик, изменяется расписание и т.д. Это требует от учителя умения быстрого перехода из одной роли в другую. И это каждый учитель отслеживает на себе ежедневно: на уроке он - учитель-предметник, прозвенел звонок и он уже классный руководитель, которому нужно спуститься в столовую, покормить детей, нужно съездить на экскурсию - он уже организатор, нужно написать характеристику - учитель - социальный педагог. И выполнить это без осознанного и активного самоопределения невозможно. Теперь понятно, зачем коммуникативные навыки учителю, а зачем они нужны ученикам, ведь учитель все для них приготовит. Ответ на этот вопрос кроется в перспективе. Сегодня существует и в дальнейшем будет умножаться количество профессий (деятельностей), требующих специальной коммуникативной подготовки:

    менеджеры различных направлений,

    РК- форматы,

    кураторы,

    переводчики,

    дипломаты и др.

Так, где же ребенку научиться этим умениям, если не в школе?

Учебно-коммуникативные умения -это умения, которые проявляются во время учебной деятельности через общение, диалог. К учебно-коммуникативным умениям относятся следующие умения:

слушать и записывать.

Слушать и вносить изменения в текст,

излагать свои мысли на бумаге и вслух,

аргументировать и доказывать,

выступать перед аудиторией,

вести диалог,

высказывать своё мнение,

формулировать вопросы,

анализировать, обобщать и т.д.

Этапами формирования учебно-коммуникативных умений являются понимание и реагирование. В практике методами и приёмами формирования умений обычно являются упражнения на составление устных связных высказываний с элементами творчества, составление диалогов и монологов по заданной теме, составление вопросов к тексту, составление ответов на вопросы в точном соответствии с заданием, соблюдение речевого этикета при общении, употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях. Для любого человека важно, чтобы ещё в детстве у него сформировать навыки коммуникативного поведения. Это залог того, что он вырастает общительным человеком. Благодаря общению мы можем привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чём -либо окружающих, призвать их на помощь, вызвать их сочувствие. Самое главное в общении-это самосознание человека через познание других людей и с их помощью.

Этап понимания подразделяется на три части:

    Предпонимание проявляется в возникновении внимания и интереса у учащихся к преподаваемому предмету. Появляются мнения, гипотезы, они отражают сферу понятого в материале. Вопросы - определяют сферу непонятого.

    Постижение единства обсуждаемого явления. Проявляется в умении делать анализ и находить связи между частями этого явления.

3. Интерпретация проявляется в умении обобщать изучаемый материал и преподносить его.
Этап реагирования подразделяется на четыре базовых типа(подробно о типах реагирования в
следующий раз):

    не-Деяние.

    Экспансия.

    Подчинение.

Какие же условия необходимы для формирования учебно-коммуникативных умений?

Это, прежде всего, благоприятный эмоциональный фон, интересная творческая работа, где каждый занимает, по условию, активную позицию и желает что-то сделать, чтобы все раскрепостились и рождали идеи.

Все эти условия составляют тело урока. Главным человеком, который отвечает за поддержание этого тела, поддерживает эмоциональный климат, является учитель.

    Дидактическое взаимодействие.

Выполняет советы преподавателя по организации и

оказанию помощи в совместной с одноклассником учебной деятельности по решению учебных задач. Владеет контактной, информационной, побудительной, координационной, амотивной функциями учебно-исследовательского общения.

Техника устной речи. Умеет отвечать на вопросы различного характера; владеет техникой
постановки вопросов к тексту, ответу товарища на семинарско-практическом занятии, к учителю. Умеет выступать по плану подробно, сжато; может создавать (различные по типу речи: повествование, описание, рассуждение) связные высказывания.

Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.

К таким навыкам относятся:

выслушивание мнения других;

владение различными формами устных и публичных выступлений;

оценка разных точек зрения;

владение приемами риторики;

организация совместной деятельности;

владение культурой речи;

ведение дискуссии

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

    умение внимательно слушать и слышать, не переключаясь на посторонние воздействия;

    умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

    умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

    умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя;

    ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

    употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

    соблюдение речевого этикета при общении;

    составление устных связных высказываний с элементами творчества

Перед родителями встает задача научить сво его ребенка позитивным моделям коммуникативного поведения. Но как научить этому? Как развивать способность к общению - способность, наличие которой предполагает:

    желание вступать в контакт;

Для любого человека очень важно, чтобы еще в детстве у него сформировались цавыки коммуникативного поведения. Но как научить этому? Как развить способность, наличие которой предполагает:

    желание вступать в контакт;

    умение организовать общение - слушание, эмоциональное сопереживание, решение конфликтных ситуаций;

    знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими?

Для любого человека очень важно, чтобы еще в детстве у него сформировать навыки коммуникативного проведения. Это как бы залог того, что он вырастает общительным человеком. Ценность общительности велика. Благодаря общению мы можем привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать их к себе на помощь, вызвать их сочувствие, получить от них разрешение или разъяснение и т. д. Но самое главное в общении - это самопознание человека через познание других людей и с их помощью.Мы видим, что существуют определенные возрастные периоды, наилучшие для освоения навыка коммуникации, и самый важный из них - первые 5 лет жизни. Отсюда становится очевидной наиважнейшая роль родителей и всех членов семьи в этом деле.

Приложение.

Учебно-коммуникативные умения и навыки, которыми должен владеть выпускник 5 класса

В технике устной речи умет:

    отвечать на вопросы различного характера;

    владеет техникой постановки различных по характеру вопросов к тексту, к рассказу, к ответу, к слову;

    ведет диалог на материале несложных тем с использованием наглядности;

    по плану пересказывает подробно, сжато, выборочно содержание фильма, художественного произведения;

    умеет создавать связные высказывания, различные по типу речи: повествование, описание, рассуждение.

Устная монологическая речь в течение 1-1,5 минуты.

В технике письменной речи овладел новым видом письменных работ – отзыв на прочитанную книгу.

Темп письма – ориентировочно – 60 знаков в минуту.

Учебно-коммуникативные умения и навыки, которыми должен владеть выпускник 6 класса

В технике устной речи умеет:

    применять пересказ (выборочно, логично, сжато) радио-, видеопередачи, к/ф, художественного произведения;

    создает связные высказывания, различные по типу, стилю речи, композиции на основе сравнения фактов и явлений;

Устная монологическая речь в течение 2 минут

В технике письменной речи:

владеет основными видами письменных работ и освоены новые – заметка в газете, объявление.

Темп письма – 70 знаков в минуту.

Учебно-коммуникативные умения и навыки, которыми должен владеть выпускник 7 класса

в технике устной речи:

    самостоятельно формулирует вопросы для уточнения содержания усваиваемой темы;

    ведет диалог с целью закрепления изучаемой темы;

    составляет связные тексты типа индивидуальной и сравнительной характеристики;

    строит ответ с использованием дополнительных материалов (литературы, аудио- и видеоисточников);

д) устная монологическая речь в течение 3 минут.

в технике письменной речи

владеет основными видами письменных работ и освоил новые: рецензия на ответ ученика, интервью по теме.

Темп письма – 80 знаков в минуту.

Учебно-коммуникативные умения и навыки, которыми должен владеть выпускник 8 класса

В технике устной речи умеет:

    самостоятельно формулировать задания на применение знаний (может составить образцы контрольных работ или карточки для учащихся младших классов);

    вести диалог в целях получения новой информации (урок журналистики: взять интервью у людей различной специальности в соответствии с темой);

    связно изучать материал из различных источников;

    составлять характеристики: групповые, индивидуальные, сравнительные.

Устная монологическая речь в течение 3-4 минут .

В технике письменной речи:

    владеет основными видами письменных работ;

    новые виды: план на основе различных источников, тезисы, конспект лекций, протокол, заявление.

Темп письма – 90 знаков в минуту

Учебно-коммуникативные умения и навыки, которыми должен владеть выпускник 9 класса

В технике устной речи:

    ведет диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации (уроки журналистики, пресс-конференции и т.д.);

    самостоятельно конструирует и проводит урок, излагая материал из нескольких источников с привлечением экранно-звуковых средств;

    различает и обоснованно выбирает тип ответа (уроки-ситуации, уроки-интервью и т.д.)

Устная монологическая речь в течение 4-5 минут .

В технике письменной речи

    умеет использовать основные виды практических работ: выписывание цитат, запись под диктовку, изложение, сочинение, тезисы, конспект, отзыв, рецензия на ответ, заметка, автобиография, характеристика;

    в рабочих тетрадях использует необходимые сокращения, элементы стенографии.

Темп письма – 105 слов в минуту.

Учебно-коммуникативные умения и навыки, которыми должен владеть выпускник 10 класса

В технике устной речи умеет:

    развить мысль в логике поставленного вопроса;

    включиться в коллективное обсуждение и определить свое место в этой деятельности (владеет техникой спора, конфликта, обсуждения и т.д.);

    сделать доклад или сообщение на основе различных источников знаний с использованием форм рассуждений и доказательств;

    связно изложить тему, цель, гипотезу, ход и результаты своей частично-поисковой работы.

Сформированы основные формы устной монологической речи в течение 6-7 минут .

В технике письменной речи:

умеет пользоваться всеми видами письменных работ и освоил новую – написание научной работы (курсовая, тематическая).

Темп письма – ориентировочно 110 слов в минуту.

Учебно-коммуникативные умения и навыки, которыми должен владеть выпускник 11 класса

В технике устной речи умеет:

    аргументировать свои высказывания;

    свободно владеет основными типами ответов;

    резецировать учебный материал, ответ ученика, придавая анализу целостную, законченную форму;

Сформированы основные формы устной монологической речи в течение 8-10 минут.

В технике письменной речи владеет научным изложением текстового материала по какой-либо проблеме.

Темп письма – ориентировочно 120 слов в минуту.


I .2. Классификация общих учебных умений школьников
Как отмечалось во «Введении», в последние годы наблюдается значительное усиление интереса ученых и педагогов-практиков к общеучебным умениям как универсальным для многих школьных предметов способам получения и применения знаний. В «Концепции структуры и содержания общего образования» развитие общеучебных умений названо среди приоритетных целей школы 2 . Обосновывая необходимость модернизации содержания образования, авторы концепции подчеркнули возрастание значения общего образования как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, «без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны» 3 . Такое усиление внимания к формированию общеучебных умений обосновывается результатами исследований, проведенными в конце 60-х гг. прошлого столетия психологами и дидактами, которые показали, что для успешного обучения необходима ориентация учителя не только на сообщение учащимся системы готовых знаний, но и на формирование у них системы учебных умений и навыков.

В литературе существуют различные классификации общеучебных умений.

Авторами наиболее распространенных классификаций являются Н.А. Лошкарева 1 А.В. Усова 2 . Кроме того, в ряде учебников по педагогике и методике преподавания встречаются классификации умений, предложенные Л.М. Фридман и И.Ю. Кулагиной 1 , а также Д.В.Татьянченко и С.Г.Воровщиковым 2 .

Эти классификации цитируют в научных работах теоретики, их используют педагоги в практической деятельности.

В своих работах педагог-психолог Н.А. Лошкарева предлагает следующую классификацию общеучебных умений 3:

Учебно-организационные;

Учебно-интеллектуальные;

Учебно-информационные;

Учебно-коммуникативные.

Рассмотрим каждый из названных видов более подробно.

Учебно-организационные умения и навыки . Это одна из важнейших групп общеучебных умений и навыков,в которую входят:


  • организация рабочего места;

  • выполнение правил гигиены учебного труда;

  • принятие учебной цели;

  • выбор способов деятельности;

  • работа консультантом;

  • планирование организации контроля труда.
При формировании данной группы учитель должен определять цель урока не только для себя, но и для учащихся. В процессе урока учить планировать выполнение заданий, находить рациональные способы работы, учить детей самостоятельно себя контролировать.

Работая под контролем учителя, по образцу, показанному им, учащиеся отрабатывают учебно-организационные навыки. В дальнейшем они учатся, перерабатывая полученные знания, творчески применять их в своей деятельности.

Учебно-интеллектуальные умения и навыки . Эта группа подразумевает овладение учащимися приемами умственной деятельности:


  • сравнение;

  • анализ;

  • систематизация;

  • обобщение;

  • абстрагирование;

  • моделирование;

  • классификация;

  • причинно-следственные связи;

  • мысленный эксперимент.
На каждом уроке необходимо систематически работать над формированием и развитием интеллектуальных умений, опираясь при этом на уже известное детям. При правильной организации труда учащиеся должны не только осмысливать и усваивать отдельные научные термины, но и понимать весь объем научных знаний в совокупности.

Учебно-информационные умения и навыки . Эта группа умений и навыков включает в себя способы получения знаний:


  • чтение текста;

  • работа с учебником;

  • практическая работа;

  • работа с дополнительной литературой;

  • работа со справочной литературой;

  • усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.
Деятельность учителя по формированию этой группы умений и навыков должна включать в себя обучение технике чтения, осуществление дифференцированного подхода при формировании навыка чтения, обучение продуктивным методам работы с книгой.

Учебно-коммуникативные умения и навыки. Эта группа умений и навыков предполагает развитие письменной и устной речи учащихся, формирование умения слушать.


  • Письменная речь: конспектирование, умение писать диктанты, правильно оформлять работу.

  • Устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать и т.п.

  • Учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы.
Учитель должен стараться включать учащихся в диалог, развивать их монологическую речь, совершенствовать технику письма, развивать умение слушать собеседника, делать записи по ходу объяснения, чтения текста учебника.

Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

А.В. Усова, классифицируя общие учебные умения по характеру деятельности, в их составе выделяет следующие основные виды: познавательные, практические, организационные, самоконтроля и оценочные. 1

К основным познавательным умениям относятся:

1) умение работать с учебной и научно-популярной литературой, на этой основе самостоятельно приобретать и углублять знания;

2) умение проводить наблюдения и на их основе формулировать выводы;

3) умение самостоятельно моделировать и строить гипотезы;

4) умение самостоятельно ставить эксперимент и на его основе получать новые знания;

5) умение объяснять явления и наблюдаемые факты на основе имеющихся теоретических знаний, предсказывать следствия из теорий.

Усова следующим образом обосновывает подобную классификацию: «При определении состава познавательных умений необходимо исходить прежде всего из анализа основных источников знаний современного человека. Такими источниками (при всем бурном развитии различных аудиовизуальных средств информации – радио, телевидения и т. д.) являются книги и другие печатные издания. Для школьников основными источниками знаний являются учебники. Следовательно, необходимо научить их работать с учебной литературой.

Человек черпает знания из наблюдений за окружающей действительностью, за явлениями, протекающими в природе и обществе. Значит, нужно формировать у школьников умение наблюдать, чтобы наблюдение стало для них методом получения достоверных знаний об окружающей жизни.

Для современного специалиста любой отрасли народного хозяйства, любой отрасли естественнонаучных дисциплин много значит владение методикой эксперимента. Эксперимент является критерием теоретических построений. В конечном счете, любая теория опирается на эксперимент и другие способы эмпирической проверки.

Следующая группа общих учебных умений –практические. В их состав входят такие умения, как:

1) измерительные (умение пользоваться измерительными приборами: масштабной линейкой, мерным цилиндром, весами, динамометром, термометром, барометром, манометром, амперметром);

2) вычислительные (умение производить математическую обработку результатов анкетирования, статистических данных);

3) графические (создание графиков, диаграмм, таблиц);

4) умение обращаться с различными лабораторными принадлежностями;

5) умение решения познавательных, логических задач.

К группе организационных умений, по мнению А.В. Усовой 1 , следует относить «умение планировать свою работу, правильно организовать рабочее место во время занятий и при выполнении работ».

Вероятно, автор предполагал указать умения, обеспечивающие управление учениками своей учебной работой. Однако указание только двух управленческих функций не может охватить весь управленческий цикл, предполагающий, с традиционной точки зрения, помимо планирования и организации, как минимум еще несколько функций, например, такие, как контроль, анализ и регулирование. Но умения, связанные с данными управленческими функциями, названы в следующих группах.

Умение осуществлять самоконтроль за своим поведением, за выполнением действий и операций при выполнении тех или иных видов учебной деятельности.

В отдельную группу А.В. Усова выделяет оценочные умения . «К ним относятся умения осуществлять оценку достоверности статистических данных, результатов практических работ…» 2 .

Автор классификации признает, что «некоторые из перечисленных умений являются … общими для всех учебных дисциплин. Это, например, умение работать с книгой, умения научной организации труда. Другие являются общими для циклов дисциплин. Например, измерительные, вычислительные, графические умения относятся к естественнонаучным и математическим дисциплинам, умения проводить наблюдения и эксперимент -общие для всех предметов естественнонаучного цикла» 2 .

Следующая классификацияобщеучебных умений разработана Л.М. Фридманом и И.Ю. Кулагиной 3 . Авторы характеризуют свою классификациюобщеучебных умений и навыков как примерную. Все общеучебные умения и навыки они делят на две группы: 1) первичные умения и навыки, данные в соответствии с содержанием основных учебных предметов,и 2) умения и навыки, обеспечивающие организацию процесса усвоения знаний, учебной деятельности в целом.

1. Первичные умения и навыки (по содержанию предметов);


  • Навыки чтения и письма на родном языке;

  • Общематематические умения и навыки;

  • Геометрические умения и навыки;

  • Географические и исторические умения и навыки;

  • Естественнонаучные и общетехнические умения и навыки;

  • Логические общеучебные умения и навыки.
2. Умения и навыки, обеспечивающие организацию процесса усвоения знаний ;

  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебную работу;

  • Умения работы с текстом;

  • Информационно-библиографические умения и навыки;

  • Умения и навыки в измерении величин;

  • Культура устной и письменной речи.
Первую группу умений можно весьма условно назвать общеучебными. Это, скорее, умения и навыки определенных образовательных областей –«русского языка», «математики», «естественных и общественных дисциплин», «естественнонаучных и общетехнических дисциплин». Исключение представляет группа «логическихобщеучебных умений и навыков». Они широко используются в учебном процессе при изучении различных дисциплин. К сожалению, отсутствие объяснительной записки не позволяет установить основание для определения состава данной группы умений. Анализ содержания логических умений и навыков позволяет отнести эти умения лишь к некоторым методам и формам логического мышления. Формирование всей совокупности перечисленных умений у школьников позволит утверждать, что учащийся овладел только некоторой частью логического мышления.

Свою классификацию дают Д.В.Татьянченко и С.Г.Воровщиков 1 .Трактовка учебно-познавательной деятельности как самоуправляемой деятельности учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающейся овладением необходимыми для ее разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации, определила состав и структуру программы общеучебных умений. В предлагаемой классификацииони объединены в три группы: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические умения.

1. Учебно-управленческие умения.

2. Учебно-информационные умения.

2.1. Умения работать с письменными текстами.

2.2. Умения работать с устными текстами.

2.3. Умения работать с реальными объектами как источниками информации.

3. Учебно-логические умения.

3.1. Анализ и синтез.

3.2. Сравнение.

3.3. Обобщение и классификация.

3.4. Определение понятий.

3.5. Доказательство и опровержение.

3.6. Определение и решение проблем.

Объяснение такой классификации учебных умений С.Г. Воровщиковв статье«Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции» 1 . Он отмечает, что каждая группа декомпозирована на исчерпывающую совокупность конкретных умений. Данная группировка в определенной мере отличается от традиционного деления общеучебных умений на учебно-организационные умения (организация учебного труда), учебно-информационные умения (работа с книгой и другими источниками информации), учебно-коммуникативные умения (культура устной и письменной речи) и учебно-интеллектуальные умения. Как это объяснить?

1. Необходимость переименования «учебно-организационных умений» в «учебно-управленческие» обусловлена следующими обстоятельствами. Понятие «организация» весьма многозначно по своему содержанию. Это нашло отражение в разнообразныхопределениях, существующих в специальной литературе. Организацию рассматривают и как объединение людей, совместно реализующих цель и действующих на основе определенных правил; и как внутреннюю упорядоченность, согласованность частей целого; и как функцию управленческой деятельности, обеспечивающую взаимодействие частей системы для достижения целей. Естественно, что в основу выделения группы учебно-организационных умений была положена последняя трактовка понятия «организация», т.е. как функции управления. Возникает закономерный вопрос: почему учение как вид самоуправления учебно-познавательной деятельности сводится только к одной функции управления – к функции организации. Еще в 70-е годы Т.И. Шамова поставила и исследовала проблему рассмотрения учения как процесса самоуправления: «Процесс учения с позиций дидактики представляет собой организованную учителем (или самим учеником) целенаправленную самоуправляемую отражательно-преобразующую деятельность по овладению знаниями, способами их добывания, переработки и применения». Таким образом, рассматривая процесс учения как процесс самоуправления, было бы корректнее «учебно-организационные умения» назвать «учебно-управленческими».

Процессуальное представление основных функций управления позволяет сформировать достаточно полный перечень учебно-управленческих умений. Данные умения целесообразно рассматривать сквозь призму управленческого цикла, под которым принято понимать целостную совокупность сориентированных на достижение определенной цели взаимодействующих управленческих функций, выполняемых последовательно, а иногда параллельно. Как правило, в состав управленческого цикла включают следующие виды управленческой деятельности: планирование, организация; контроль; регулирование; анализ. Следует отметить, что осмысление учебно-управленческих умений в аспекте управленческого цикла позволяет не только установить полный состав данных умений, но и определить их взаимообусловленность, взаимодействие, взаимодополняемость, определенную последовательность использования.

Исходя из вышеизложенного, авторы классификации предлагают под учебно-управленческими умениями понимать общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися 1 .

Учебно-информационные умения – умения, связанные с приобретением, переработкой и применением информации. Информация – это не просто то, что заключается в книге или докладе, а то новое, что получено из книги или доклада. Следовательно, под учебно-информационными умениями необходимо пониматьобщеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

Воровщиков выделяет три группы учебно-информационных умений: умения работать с письменными текстами, умения работать с устными текстами, умения работать с реальными объектами как источниками информации.

Учебно-логические умения . В научной литературе традиционно выделяется три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое. Соответственно способы мыслительной деятельности делятся на действенные, образные и логические. Важнейшим компонентом мыслительной деятельности являются именно логические, ибо одной из существенных характеристик мышления является то, что это логически организованный поисковый процесс, сосредоточенный на разрешаемой проблеме. Посредством данных умений информация структурируется для обеспечения поступательного движения от незнания к знанию. Таким образом, под учебно-логическими умениями понимаются общеучебныеумения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач 2 .

В состав учебно-логических умений входят такие, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, определение понятий, доказательство и опровержение.

Нельзя не упомянуть и другие, менее распространенные классификации общеучебных умений, авторы которых за основу берут популярные классификации и лишь добавляют или исключают некоторые виды умений. Так, например, О.И. Тиринова, кандидат педагогических наук, считает целесообразным добавление к классификации, предложенной Н.А. Лошкаревой, еще одной группыобщеучебных умений и навыков – учебно-деятельностных умений 1 . В эту группу Тиринова предлагает включить такие умения, которые в совокупности друг с другом составляют структуру учебной деятельности, способствуют ее становлению и эффективному развитию: умение принимать учебную цель и намечать задачи для ее осуществления; анализировать учебную ситуацию с целью постановки и решения учебной проблемы; определять в совместной деятельности учащихся и учителя учебную задачу; анализировать условия учебной задачи; и т.п. 2

Представляется более обоснованной классификация, предложенная С.А.Морозовой. Исследователь делит общеучебные умения на четыре группы 3:

-Учебно-организационные (планирование деятельности, рациональное выполнение заданий, самооценка, режим дня);

-Речевые : (умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать);

-Учебно-информационные (работа с книгой, справочниками, каталогом, библиографией, составление на основе текста таблиц, схем графиков и т.д.);

-Учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль).

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время существует много вариантов классификаций учебных умений. Наибольшее распространение из них получила классификация, согласно которой общеучебные умения делятся на учебно-организационные, речевые, учебно-информационные и учебно-интеллектуальные.
I .3 Учебно-интеллектуальные умения учащихся и их характеристика
Учебно-интеллектуальные умения считаются одними из самых главных и вместе с тем самых трудных умений, поскольку именно они способствуют формированию таких положительных качеств ума, как его глубина, устойчивость, самостоятельность.

Преждечем перейти к сущностной характеристике названного вида умений, целесообразно рассмотреть, что понимается под интеллектом в современной науке.

Так, в кибернетике термин «интеллект» употребляется в словосочетании «искусственный интеллект» 1 .

В философии интеллект трактуется как «способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение. Термин «интеллект» представляет собой латинский перевод древнегреческого понятия Нус (ум) и по своему смыслу тождественен ему» 2 . В данном случае философы противопоставляют разум и чувства.

Культурологи считают, что интеллект – понятие, употребляемое для обозначения относительно устойчивой структуры способностей индивида, в основе которых лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, способные обеспечить переработку разнокачественной информации и дать ей осознанную оценку 1 .

Анализ учебно-исследовательской литературы показал, что в педагогике понятие «интеллект» практически не рассматривается, вместо него основным объектом изучения выступает мышление.

Наиболее обстоятельным представляется определение интеллекта, данное К.М. Хоруженко: «это относительно устойчивая структура способностей индивида, в основе которой лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, способные обеспечить переработку разнокачественной информации и дать ей осознанную оценку» 2 .

Под учебно-интеллектуальными умениямив педагогике понимается успешно выполняемые действия по решению практических и теоретических задач обучения, которые основываются на сознательном овладении определенными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), соответствуют отдельным структурным элементам учебной деятельности (планирование задач и способов деятельности, мотивация, организация действий, самоконтроль) и процессу усвоения знаний (принятие цели, мотивация, восприятие и осмысление учебной информации, ее практическое оперирование, самоконтроль, анализ результатов) 3 .

Исследователь Л.Ф. Тихомирова дает следующее определение понятию общеучебные интеллектуальные умения: «это умение выделять из общего потока информации какой-то группы сигналов и умение делать вывод о том, что эти выделенные сигналы относятся к одному предмету; умение осуществлять в памяти поиск близкого по составу комплекса ощущений, признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета; умение осуществлять поиск дополнительных признаков предмета, который позволит подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение (восприятие) 1 .

В психологическом словаре можно найти следующее определение интересующему нас понятию: «это умение выделять смысл изучаемого материала, выделять в нем существенное, устанавливать причины и следствия, общие положения и конкретные факты (запоминание)» 2 .

Общеучебные интеллектуальные умения - это действия умственного плана, которые связаны с процессом усвоения самых различных предметов, но, в отличие от предметных умений, имеют широкий диапазон применения 3 .

Известный дидакт Ю.К. Бабанский называет следующие группы интеллектуальных умений 4: мотивировать свою деятельность; внимательно воспринимать информацию; рационально запоминать; логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное; решать проблемные познавательные задачи; самостоятельно выполнять упражнения; осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности.

Как видим, Бабанский в основу свой классификации поставил деятельный подход.

Вотдельных умениях сливаются несколько психических процессов. В практике они переплетаются, а не используются в чистом виде. К примеру, выделение главной мысли требует следующих интеллектуальных умений: абстрагироваться, синтезировать, сравнивать и обобщать.

Основу общеучебных интеллектуальных умений составляют следующие мыслительные операции :

Анализ и синтез;

Сравнение и аналогия;

Обобщение и абстрагирование;

Классификация и систематизация.

Рассмотрим каждую из названных операцийболее подробно 1 .

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез – обратный анализу процесс мысли, объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним (неполным) и многосторонним (более полным). Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней – поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания – научного теоретического мышления.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному, с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, раскрыть закономерности, управляющие их развитием, овладеть ими.

Обобщение – это умение устанавливать связи между предметами и явлениями, усваивать их и использовать в дальнейшем (при решении новых задач). В процессе обобщения происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий – выделение в них общего и различного.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Классификация (группировка) и обобщение– умения, реализующие операционно-исполнительный этап учебной деятельности. По своим внутренним психическим механизмам эти умения прямо соотносятся с анализом, синтезом, абстракцией и обобщением, то есть с подлинной мыслительной деятельностью школьников.

Классификация связана с определением основания, принципа (двух, трех принципов) разграничения и группировки данных с установлением иерархии принципов. В классификации реализуются также и возможности сравнения – различения, т.е. тонкого дифференцирования исследуемых объектов. Именно это общеучебное интеллектуальное умение содействует установлению связей и зависимостей, лежащих в основе систематизации и осмысленного усвоения знаний. Одновременно активизируется и внимание в связи с необходимостью сосредоточиться на принципе классификации в ходе выполнения всего задания.

Большинство охарактеризованных мыслительных операций важны для обучения различным школьным предметам, хотя при усвоении каждого предмета они носят специфический характер. В идеале учебно-интеллектуальные умения должны приобретать межпредметный характер, только тогда они в наибольшей степени способствуют развитию интеллектуальной сферы учащихся.

Перенос знаний из одной области в другую, использование интеллектуальных умений в новых ситуациях, поиск нестандартных решений проблем – вот что будет характеризовать высокий уровень развития интеллектуальных умений учащихся и, как один из критериев, качество их образования.

Слайд1 .Формирование организационных и практических общеучебных умений и навыков на уроках в начальной школе

Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.

Слайд2 Общеучебные умения - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний (в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или другой учебной дисциплины).

Слайд 3 УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

обеспечивают учащимся планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности

Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны учебно-организационные умения. Многие из них закладываются еще на начальной стадии образования.

К ним относятся умения организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацелить себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.п.). А также

    определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

    выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

    сравнение полученных результатов с учебной задачей;

    владение различными формами самоконтроля;

    оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;

    определение недостатков собственной учебной деятельности и установление их причины;

    постановка цели самообразовательной деятельности;

    определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.

Учебно-интеллектуальные или общелогические умения.

обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.)

К ним относятся:

    определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;

    выявление существенных признаков объекта;

    определение соотношения компонентов объекта;

    проведение разных видов сравнения;

    установление причинно-следственных связей;

    оперирование понятиями, суждениями;

    классификация информации;

    владение компонентами доказательства;

    формулирование проблемы и определение способов ее решения

Уровень интеллектуального развития младшего школьника определяется главным образом степенью сформированностью следующих умений:

диалектически анализировать учебный или любой другой материал;

сравнивать объекты, факты, явления;

классифицировать материал;

обобщать,

выделять главное, существенное;

синтезировать материал;

устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

писать сочинение на заданную тему;

пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).

Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки

Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:

    выслушивание мнения других;

    владение различными формами устных публичных выступлений;

    оценка разных точек зрения;

    владение приемами риторики;

    организация совместной деятельности;

    владение культурой речи;

    ведение дискуссии.

Хорошо развитые учебно-коммуникативные умения помогают самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным. Главное из них – умение слушать, которое требует сосредоточенности, равномерного распределения внимания на довольно большой период времени, определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики. Не менее трудным является также умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа; читать текст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом, над логически составленными частями; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком той науки, которая лежит в основе учебного предмета, .выступать перед аудиторией, составлять план выступления, вести полемику, участвовать в дискуссии, высказывать тезисы, задавать уточняющие вопросы, аргументировать, доказывать.

Учебно-информационные общеучебные умения

Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:

    работа с основными компонентами учебника;

    использование справочной и дополнительной литературы;

    различение и правильное использование разных литературных стилей;

    подбор и группировка материалов по определенной теме;

    составление планов различных видов;

    создание текстов различных типов;

    владение разными формами изложения текста;

    составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

    составление тезисов, конспектирование;

    владение цитированием и различными видами комментариев;

    подготовка доклада, реферата;

    использование различных видов наблюдения;

    качественное и количественное описание изучаемого объекта;

    проведение эксперимента;

Овладение знаниями в любой области в значительной мере связано с умениями пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. К ним относятся каталоги, словари, энциклопедии, справочники, оглавления, комментарии; печатные и техническими средства массовой информации.

Слайд 4. 1.Учебно – организационные умения и навыки.

1 класс

правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном режиме;

проверять работу по образцу;

соблюдать правильную осанку.

3 класс

готовить рабочее место для учебных занятий и труда;

самостоятельно выполнять основные правила гигиены; учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и одноклассника;

оценивать учебные действия по образцу оценки учителя.

5 класс

самостоятельно составлять режим учебной работы с учетом степени трудности предметов;

использовать рациональные способы выполнения того или иного задания.

Слайд 5. 2.Навыки чтения и использования литературы (учебно – информационные).

2. Соблюдать ударения, паузы, интонацию конца предложения.

3.Находить тексты в оглавлении, пользоваться заданиями и вопросами.

4. Слушать объяснение учителя, пересказывать содержание телепередач.

5.Уметь самостоятельно знакомиться с детской книгой, по иллюстрации составлять представление о примерном содержании книги, учиться проводить несложный ремонт книги.

2.Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям.

3.Самостоятельно обращаться к вопросам учебника, уметь работать со словарем.

4.Пользоваться справочной литературой.

5 класс

учиться выделять главное в текстах.

Слайд 6. 3.Навыки устной и письменной речи (учебно-коммуникативные).

1 класс

1.Формулировать вопрос к картинке, предложению, слову.

2.Подробно пересказывать содержание сказки, рассказа, условие и ход решения задачи.

3.Связно передавать содержание детской телепередачи.

4. Осваивать основные виды письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение, рассказ.

3 класс

1.Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

2. Учиться связно отвечать по плану.

3. Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о просмотренном детском фильме.

4.Освоить новые виды письменных работ: письмо товарищу, дневниковые записи.

5 класс

вести диалог по изучаемым на различных предметах учебным темам с использованием средств наглядность.

ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Работу над общеучебными умениями и навыками важно начать с линии сотрудничества, т.к. современные программы предполагают обучение, где работают группами, поэтому необходимо знакомство детей друг с другом и с учителем. Вторая линия – линия образования групп, организация взаимодействия в группах. Третья линия – линия организации своего поведения в зависимости от того, где ты находишься - урок, перемен. Четвертая линия – линия приветствия учителя, друг друга. На занятиях рассматривалось значение слова “здравствуйте”, игры «Приветствие учителя, родителей, друга» и т.д. Пятая линия – линия оценки, самооценки, взаимооценки, критерии оценки.

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания и помогают усвоить любой учебный материал.

Так, в процессе дидактических игр (например, «Кто быстрее?», «Отвечай сразу» учащиеся выполняют задания, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи). Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, уметь четко выполнять задание.

Средством активизации познавательной деятельности учащихся и важным элементом обучения является диалог.

Также одним из путей активизации учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей действительностью. Нужно научить школьников проводить простейшие наблюдения. Процесс наблюдения включает ряд последовательно выполняемых приемов логического мышления:

прием сравнения, который позволяет выделить в предметах разнообразные признаки; (ВЕСНА-ЛЕТО)

прием изменения свойств, необходимый для определения существенного признака предмета;

В результате наблюдения у ребенка должны сформироваться простейшие представления или понятия об исследуемом предмете или явлении (например, наблюдения за погодой, за изменениями в природе).

На уроках природоведения используем систему познавательных заданий, которая способствует целенаправленному формированию у них умения применять знания в новой учебной ситуации.

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения тесно связано с уроками математики – числовые лабиринты, ребусы, занимательные задания,…(Умникам и умницам)

Литература – храм, а чтение – дорога к нему. Сейчас предмет в начальной школе называется «Литературное чтение». Цель его – формирование основ грамотного читателя, владеющего и техникой чтения, и приемами понимания прочитанного:

    умение понимать идею произведения;

    определение собственного отношения, т. е. уметь поставить себя, произведение и время на одну ступеньку;

    уметь воспринимать произведение эстетически (уметь видеть и осознавать не только то, что написано, но и как это написано);

    знание книг и умение самостоятельно их выбрать (ведение читательских дневников).

Очень важно, какое настроение владеет ребенком в процессе чтения: если он увлекается информацией, событиями, описаниями, заложенными в тексте, то его умение читать разовьется и станет чет-то большим в его жизни, чем обыкновенное складывание букв в слова. На каждом уроке ученики, работая с текстом не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта.

Юных читателей следует терпеливо приучать к постановке перед собой маленьких аналитических задач и обращаться с вопросами к книге, к себе, к товарищам. Примерные вопросы и задания:

    Спроси о том, чего ты не понял.

    Как ты проверишь, понял ли одноклассник содержание отрывка (главы)

    Прочитай вопросы учебника. Какого вопроса, по-твоему, недостает? Задай его нам

    Что хотел бы ты выяснить (объяснить) при повторном чтении произведения?

    О каком действующем лице я не спросила? Сделайте это вы.

Ни один культурный человек, став взрослым, не обойдется без книги – справочника любого характера. Но взрослый только тогда полюбит общение со словарями, когда они появятся у него на руках в детском возрасте. Это хорошо, когда ученик умеет найти нужную для себя информацию. Это жизненно важное умение. Поэтому актуальна на уроках работа со словарями, энциклопедиями, справочной литературой.

И все же умение учиться в значительной степени зависит от того, насколько эффективно могут ученики работать с учебником (условными обозначениями, текстом, заданиями, упражнениями,…).

Начальное звено обучения – период, когда активно развивается такое свойство личности, как самостоятельность. И одним из средств ее воспитания является самостоятельная работа, которую можно использовать преследуя различные цели.

На уроках идет активная работа с памятками и алгоритмами, применение которых дисциплинирует мысль, учит последовательности в работе, а механизм, усвоенный в начальной школе пригодится и в последующем обучении.

Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе. На уроках используются такие приемы формирования учебных действий: развитие целеполагания, формирование планирования, выработка учебных действий, развитие контроля, формирование оценивания.

Слайд7. В начале учебного года и по окончанию I полугодия была проведена работа по анализу сформированности общеучебных умений и навыков в классе. Итоги таковы:

Общеучебные умения и навыки являются универсальными способами получения и применения знаний. Разработки представленных классификаций могут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Таким образом может быть решена задача повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Литература:

Диагностические таблицы основных учебных умений и навыков // Практика административной работы в школе, № 5, 2004, с.3-16.

Зайцева О. П. Сочинение в начальной школе // Начальная школа+-, №6,2001, с.28-34.

Кулько В. А. , Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1983. 80 с.

Лежнева Л. И. Учим детей общаться // Начальная школа, № 6, 1990, с. 2-5.

Павлова Н. Н. Знакомство младших школьников с произведениями изобразительного искусства // Начальная школа, № 11, 1997, с. 33-36.

Песняева Н. А. Возможности развития речи младших школьников в учебном диалоге // Начальная школа, № 10, 2002, с. 41-44.

Пунский В. О. Азбука учебного труда: Кн. для учителя: Обобщение передового пед. опыта.- М.: Просвещение, 1988.144 с.

Татьянченко Д. В. , Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч, №7, 2000,с.38-63.

portal.loiro.ru/files/users_913_modelvypus.doc

www.adu.by/modules.php?name=News&file=article&sid=863 - 74k