Пятидневная учебная неделя. Шестидневка в школах: за и против…

Школа
выбирает шестидневку.
Почему?

В нынешнем учебном году у нас
в области да и в стране в целом
школы в массовом порядке переходят
на 6-дневную рабочую неделю. Однако
не все стороны "школьного
треугольника"
(учитель-ученик-родитель) этим
довольны. Особенно много
недоуменных вопросов поступает из
стана родителей; некоторые
полагают, что новый режим работы
создал больше проблем, чем
разрешил.

Стоит ли отнимать у детей день
отдыха, спрашивают одни, если
несколько субботних уроков можно
без труда разбросать по остальным
дням недели? В старших классах
шестидневка оправдана, соглашаются
другие. Но зачем она начальной
школе, где нагрузка невелика; может,
хоть малышей пощадить? И, наконец,
особо несогласные спрашивают:
можно ли в одном отдельно взятом
классе вернуться к пятидневке, если
этого желает большинство детей и
родителей?

За разъяснениями по
поводу новшества, вызвавшего столь
неоднозначную реакцию, мы
обратились к специалистам,
наиболее компетентным в этой
проблеме: медикам, педагогам,
ученым.

Мнение
медика

Елена
Леонидовна НАУМЕНКО — заведующая
отделением гигиены детей и
подростков областного центра
Госсанэпиднадзора:

— Давайте
обратимся к истории вопроса.
Пятидневка появилась 12-13 лет назад
в порядке эксперимента — только для
детей, которые начинали учиться с 6
лет. Но постепенно этот режим
работы распространился на всю
школу — начальную, основную и
среднюю. Были, правда, попытки
Министерства образования
упорядочить процесс, ввести два
варианта учебных планов — для пяти-
и шестидневок, но большинство школ
пошло по другому пути: прежнее
содержание, рассчитанное на 6
рабочих дней, вместили в
укороченный режим пятидневки. Это
привело к неминуемым перегрузкам: в
начальной школе появилось по 5
уроков, в средней и старшей — по 7-8. А
рабочий день с учетом времени на
приготовление уроков растянулся у
младших школьников до 7-8 часов, у
старших — до 13-14. Но и это не все. В
условиях переполненности — а в
области 57 процентов школ работают в
2 смены — пятидневка потребовала
пойти на сокращение уроков до 40
минут и перемен — до 5-7. Сократились
до минимума и перерывы между
сменами, а в отдельных школах они
вообще отсутствуют… Подытоживая,
скажем: пятидневка была достигнута
исключительно за счет детей — за
счет их перегрузки, ухудшения
условий учебы.

Как же это
сказалось на состоянии здоровья
школьников? Сегодня, спустя 10-летие,
мы констатируем: лишь 5 процентов
детей, закончивших среднюю школу,
можно считать здоровыми.
Показатели заболеваемости резко
увеличились буквально по всему
спектру: по болезням нервной
системы — в 2 раза, органов
пищеварения — в 2,5 (в основном за
счет роста в 4 раза язвенной болезни
желудка и 12-перстной кишки),
болезней эндокринной системы,
нарушений обмена веществ и
иммунитета — в 4 раза, системы
кровообращения — в 2,5 раза (обратите
внимание: прежде всего — за счет
роста гипертонической болезни!),
болезней крови и кроветворных
органов (в основном за счет анемий) —
в 3 раза… Такого "больного"
поколения мы не получали прежде
никогда.

Конечно,
причин тому много, но на одном из
первых мест — непосильные учебные
нагрузки, вызванные переходом на
пятидневку.

Сегодня
наконец мы возвращаемся к норме.
Началось это в 1997 году, когда
Комитет Госсанэпиднадзора принял
новые санитарные правила для школы.
В них определена максимально
допустимая продолжительность
рабочей недели для всех категорий
школьников — I, II и III ступеней
обучения. Каждая из этих норм
медицински выверена, за каждой —
многолетняя работа нескольких
научно-исследовательских
институтов, заключение
практических врачей. Только после
этого нормы получили одобрение в
Комитете Госсанэпиднадзора.

Поэтому сама
постановка вопроса: какая разница —
3 урока просидит 8-летний малыш в
школе или 5? — неправильна. Тем более
что речь идет о младшем школьном
возрасте, особенно ранимом: в это
время происходит формирование
психики, характера, да и отношения к
школе, к учебе тоже. Конечно,
ребенок может и 5, и 6 уроков
выдержать, и ничего с ним как будто
не случится. Но чем старше он будет
становиться, тем больше отклонений
в здоровье проявится. А на выходе из
школы мы получим те же печальные
цифры, о которых говорили вначале.

Поэтому мой
вам совет, уважаемые родители:
поступитесь личными удобствами и
примите переход на шестидневку как
благо. Она поможет сберечь здоровье
детей, а что может быть для нас
важнее?

Мнение
педагогов

Ольга
Григорьевна ЩЕРБАКОВА и Татьяна
Борисовна ШАМСУТДИНОВА —
начальники отделов Главного
управления общего и
профессионального образования
области:

— После того
как в 1997 году появились новые
санитарные правила, потребовался и
пересмотр прежних учебных планов:
необходимо было максимальную
учебную нагрузку привести в
соответствие с требованиями
Госсанэпиднадзора. Такая работа
была проведена, и с сентября
нынешнего года введен новый
региональный базисный учебный
план. Он предлагает школе на выбор 2
режима работы: 6-дневный и 5-дневный.
Разница между ними в количестве
рабочих часов в неделю. К примеру: в
начальной школе при 5-дневной
рабочей неделе максимальная
нагрузка составляет 22 часа, а при
6-дневной — 25. Понятно, что вторая
схема предоставляет школе больше
возможностей для развития ребенка.
Именно за счет этих дополнительных
часов (так называемая
"вариативная часть учебного
плана") вводятся такие
пользующиеся спросом у детей и
родителей предметы, как
иностранный язык, хореография,
мировая художественная культура,
математика и конструирование,
экология и другие дисциплины
развивающего плана. Предметы
вариативной части как раз и
отличают одну школу от другой,
определяют ее лицо, специфику. В
дальнейшем — в средней и старшей
ступенях — за счет часов
вариативной части формируется тот
или иной "профиль" школы:
физико-математический,
гуманитарный, естественно-научный,
вводятся спецкурсы, факультативы,
которые помогают ребенку развивать
способности, готовиться к
определенной профессии. А это в
интересах и детей, и родителей.
Поэтому большинство школ и
предпочло перейти на 6-дневный
режим работы.

Хотим особо
подчеркнуть: никаких директивных
документов, обязывающих школу
вводить шестидневку, ни
министерством, ни Главным
управлением образования не
издавалось. Выбор режима работы —
прерогатива школы, и это закреплено
в Законе "Об образовании"
(ст.32). Но если уж школа выбрала
5-дневную рабочую неделю, то она не
имеет права использовать учебную
нагрузку, соответствующую
шестидневке.

Ответ на
вопрос, может ли отдельно взятый
класс вернуться к пятидневке,
зависит от того, предусмотрена ли
такая возможность в уставе школы. В
Законе "Об образовании" права
конкретного класса не разъяснены,
поэтому советуем родителям,
задавшим этот вопрос, ознакомиться
с уставом, побеседовать с
директором школы.

Но при этом
родители должны четко
представлять, от чего они
отказываются, чего лишают ребенка,
в особенности на перспективу: при
5-дневной рабочей неделе их дети
получат лишь минимальное, базовое
образование, а предметы развития,
дополнительного образования будут
из учебного плана исключены.

Мнение
ученого

Юрий
Иванович ДИК — директор Института
среднего общего образования
Российской академии образования,
доктор педагогических наук,
член-корреспондент РАО (он побывал
недавно в Иркутске во время
областной конференции, посвященной
инновационным процессам):

— Последнее
10-летие в жизни российской школы
проходило под знаком всевозможных
инноваций. С одной стороны, они
подкупают, кажутся выигрышными, а с
другой — качество образования (а это
главный показатель в работе школы)
неуклонно падает. Если 10 лет назад в
области естественно-научных
дисциплин мы занимали в мире 3-5
места, то сегодня перекочевали в
третий десяток. Так что с каждой
инновацией надо разбираться
отдельно: чего в ней больше — вреда
или пользы?

Одна из самых
неудачных инноваций, я бы сказал
популистских, — переход на 5-дневную
рабочую неделю и связанное с этим
сокращение уроков до 40 минут.
Давайте подсчитаем, чем то и другое
обернулось. Сокращение уроков
всего на 5 минут, если суммировать
за год, приводит к потере трех
недель рабочего времени. Сама
пятидневка — еще к трем неделям.
Получается, что, выбрав пятидневку,
мы сократили учебный год более чем
на месяц. И здоровье ребятишкам
подорвали, и знаний недодаем — вот
парадокс.

Надо еще
иметь в виду, что учебный год у нас,
если вычесть выходные и каникулы,
очень короткий — 180 дней. То есть
день работаем, второй — отдыхаем.
Такого нет нигде в мире. 200-250 дней —
продолжительность учебного года в
развитых странах.

Какой же из
всего сказанного следует вывод?
Надо идти на непопулярные решения.
Надо упорядочить весь этот процесс,
правильно распределить нагрузку по
дням недели и довести учебный год
хотя бы до 200 дней. Может быть, так
нам удастся хотя бы частично
восстановить утраченное качество
знаний. А это ведь тоже в интересах
детей.

P.S.
Уважаемые читатели! Вполне
возможно, что предложенные сегодня
вашему вниманию аргументы не
исчерпали обсуждаемой темы, не
сняли всех вопросов. В таком случае
приглашаем к продолжению
разговора. Ждем звонков и писем!

Вопрос о том, шесть или пять дней учиться школьникам, всегда был актуальным. Как рассказывает начальник городского департамента образования Рамиль Ахметгареев, переход на пятидневный режим работы представители учебных заведений должны обсудить на родительских собраниях, заседаниях коллегиальных органов управления, и это решение закрепить протоколами. Здесь главное - соблюсти нормы школьной нагрузки, которые прописаны в законе.

«Максимальная учебная нагрузка для обучающихся начальных классов при пятидневном режиме должна составлять: первые классы - 21 час, вторые-четвертые - 23 часа», - поясняет начальник городского департамента образования.

«Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели. При этом максимально допустимая нагрузка в течение дня для первых классов не должна превышать четырех уроков в день и один день в неделю не более пяти уроков, прежде всего за счет физкультуры. Для обучающихся вторых-четвертых классов - не более пяти уроков и в один день шесть уроков», - добавляет Рамиль Ахметгареев.

В Новосибирске есть примеры, когда родители выступали за переход на пятидневное обучение. Например, в декабре прошлого года родители четырех вторых классов и одного четвертого школы №211 написали коллективное заявление о смене учебного плана с шестидневного на пятидневный. И, как отметил директор школы Сергей Васильев, сейчас для этого готовят документы, после чего проведут родительское собрание.

Если на родительском собрании примут решение о переходе, то с сентября младшеклассники получат ещё один выходной - субботу. А вот в школе №134 уже с этого учебного года учащихся начальных классов перевели на пятидневную учебную неделю. Просьбы и заявления об этом стали поступать от родителей в 2015/2016 учебном году.

«Мы провели родительскую конференцию. Все родители, присутствующие на ней - а это были родители учеников начальной школы - единогласно проголосовали за пятидневную учебную неделю. Объяснили они это тем, что дети занимаются дополнительно, они небольшие и требуют родительского внимания, когда есть выходные у родителей. Суббота высвободилась для проведения внеурочной работы: каких-то классных часов, поездок в театры, то есть она не является обязательной», - рассказала директор школы №134 Галина Ерисова.

Фото Михаила Перикова

Около 80% младшеклассников по субботам посещают секции, кружки и другие внеурочные занятия. Как отметила Ерисова, из-за перехода на пятидневку в расписании уроков больше не стало. Однако и успеваемость детей не упала.

«В январе этого года мы провели педсовет по итогам обучения по пятидневной учебной неделе. По сравнению с прошлым годом успеваемость учащихся не упала, осталась примерно на том же уровне. Пятидневка не повлияла на качество учёбы», - сообщила директор школы №134.

Сейчас появляются заявления о переходе на пятидневную учебную неделю от родителей учеников старших классов. А в школе №196 вообще для всех классов субботу сделали выходным. Как отмечает педагог-психолог муниципального психологического центра «Родник» Ирина Антончик, обучение детей в шестидневном режиме, скорее, вынужденная мера. Так проще сделать планы, подходящие и учителю, и детям определенного класса. Но с психологической и социально-бытовой точки зрения, более удобный и приемлемый график обучения - пятидневный.

«Самым логичным, разумным и правильным с точки зрения психолога был бы перенос на субботу факультативных часов, такой дополнительной нагрузки, которую мог бы выбирать сам ребенок. Таким образом, было бы пять дней в неделю обязательных и строго лимитированных для всех учеников», - считает педагог-психолог центра «Родник» Ирина Антончик.

«А суббота - такое время, когда ученик посещал бы факультативные занятия. Комфортнее и лучше, кода ребенок может больше времени провести с родителями, активно отдохнуть, полноценно выспаться и, возможно, потратить время на самообразование, саморазвитие», - добавляет она.

Однако перевести все новосибирские школы на пятидневку пока невозможно. «При типовом проекте совершенно разная наполняемость школ. Очень легко, наверное, было бы сделать пятидневную нагрузку, если бы мы сегодня имели идеальное пространство, и любая школа в Новосибирске работала бы в одну смену. Мы сегодня в отдельных случаях вынуждены считаться с тем, что переполненность школ очень высокая. Большая часть школ обучается в две смены», - рассказывает начальник городского департамента образования Рамиль Ахметгареев.

В тоже время, Ахметгареев еще раз подчеркнул, что переход на пятидневку должны обсуждать на родительских собраниях. И если школьное пространство позволяет, и все родители выступают за, то субботу можно сделать выходным днем.

Пятидневке быть, но не для всех. По словам нового министра образования РФ Ольги Васильевой, все школы постепенно перейдут на пятидневную учебную неделю, но это не коснется 10-11 классов. В Иркутской области большинство школ работают шесть дней в неделю. Мы попробовали разобраться в плюсах и минусах пятидневки и шестидневки, чтобы понять сторонников каждого из вариантов.

Младшая дочь Татьяны Света учится во втором классе в школе № 18 в Юбилейном. В образовательном учреждении действует шестидневная учебная неделя. Занятия в субботу начинаются в 11 утра. Вторую смену в начальной школе сдвинули по просьбе родителей с 14 часов дня, чтобы дети могли раньше освобождаться.

В субботу день разбит. С ребенком невозможно никуда пойти, за город, например, не съездишь. В воскресенье уже нужно делать уроки на понедельник, - объясняет Татьяна. - Дети сильно перегружены. Ребенку хочется в дополнительные секции ходить, но из-за большой нагрузки не получается.

Как рассказывает Татьяна, из-за учебной субботы дочери пришлось бросить танцы, которыми она занималась с четырех лет. В этом году Света начала ходить в волейбольную секцию, но и на занятия спортом ребенку едва хватает времени и сил.

Дочка устает сильно, по утрам тяжело встает, не может проснуться, потому что организму не хватает отдыха. Уроки и вечером делаем, и утром. Бывает, что и до 23:00 сидим с домашними заданиями, - поясняет мама второклассницы.

По нормам СанПиН у учащихся начальной школы должно быть не больше пяти уроков в день. У дочери Татьяны такое количество занятий раз в неделю, в остальные дни - по четыре урока.

По мнению мамы школьницы, уроки, проводимые в субботу, можно распределить по будням, тем самым освободив детям выходной день.

Родители школьников неоднократно обращались к директору с просьбой перейти на пятидневную неделю. В прошлом учебном году им отказали, поскольку учебный план на год уже утвердили. Весной этого года родители вернулись к этой теме, снова писали письма директору, участвовали в круглом столе с представителями департамента образования Иркутска.

В итоге директор сказала нам, что есть возможность перейти на пятидневку. Но в августе, перед началом нового учебного года, мы узнали, что у нас сменился директор. Причин смены руководства нам не называли, - говорит Татьяна. - Возможно, это было сделано, чтобы наша школа не перешла на пятидневную неделю, что вызвало бы волну недовольства со стороны родителей в других учебных заведениях.


Родители учащихся начального звена 18-й школы настроены решительно и не собираются оставлять эту тему без внимания. Новому директору тоже отправили письмо с просьбой о переходе на пятидневку, ответ на него был кратким и категоричным: в середине учебного года это невозможно. Родители надеются услышать конкретные причины.

У Ксении дочь учится в десятом классе. Мама старшеклассницы считает, что при переходе на пятидневку у школьников будет больше времени на подготовку к выпускным экзаменам, в том числе на занятия с репетитором.

К сожалению, в школе не могут должным образом подготовить к экзаменам. Приходится обращаться к репетиторам. На дополнительное образование необходимо время, в этом смысле суббота бы очень пригодилась, - рассказывает Ксения.

В департаменте образования Иркутска пояснили, что режим работы по пятидневной или шестидневной неделе определяется школой самостоятельно. При этом должны быть соблюдены правила чередования времени обучения и отдыха и максимальной недельной учебной нагрузки.

Образовательный процесс в школе основывается на образовательной программе, которую школа формирует и утверждает самостоятельно. Один из её элементов - учебный план. Формируя его, школа сама определяет количество учебных часов, необходимых для освоения основной образовательной программы, а соответственно, определяет режим работы, - отмечает начальник департамента образования Иркутска Александр Костин.


При этом в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены права родителей. К ним относится, например, участие в управлении школой в той форме, которая определена её уставом, а также знакомство с уставом, лицензией, учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности.

Важно, что по закону у родителей нет права устанавливать режим работы школы. То есть они могут лишь высказать пожелания руководству образовательного учреждения или обратиться к нему с просьбой о переходе на пятидневную неделю.

Департамент образования считает, что проблема не в том, сколько дней учится ребёнок. Гораздо важнее, справляется ли школьник с нагрузкой, - добавляет Александр Костин. - Поэтому за выбором школой пятидневной или шестидневной учебной недели стоит главный вопрос: будет ли учебная нагрузка правильно структурирована, и как ребёнку легче справиться с нагрузкой при организации своего учебного процесса.

Те, кто поддерживает пятидневную учебную неделю, относят к плюсам то, что у родителей появляется больше времени для общения с ребенком, у школьника становится больше времени на отдых, а также возможностей посещать дополнительные кружки и секции. Сторонники шестидневки говорят о том, что она позволяет равномерно распределять максимальную учебную нагрузку.


Мы поговорили с директорами и учителями, чтобы узнать отношение к пятидневке и шестидневке в педагогических коллективах. По словам директора школы № 6 города Шелехова Елены Дворянской, развитие учащихся идет в том числе за счет факультативов и внеурочной деятельности, которые проще и удобнее проводить при шестидневной неделе.

На субботу в школе вынесены практически все факультативы и консультации для подготовки к ГИА и ЕГЭ. В выходной день также проходят спортивные и другие мероприятия.

Я как директор всё-таки за шестидневку. Потому что я смотрю на учеников 9 и 11 классов, когда их готовят к государственной итоговой аттестации, ребятам приходится это делать либо во второй половине дня, либо после уроков. После уроков это крайне сложно, - объясняет Елена Дворянская. - Вы сами понимаете, что если сделать им по семь уроков в день пять дней, то тогда детям будет сложно, если приходить им часа в три, допустим, четыре, то половина из них заняты где-то в дополнительном образовании, поэтому получается, что такие консультации будут некачественными. В субботу они приходят отдохнувшие, выспавшиеся, мы консультации им делаем не в восемь утра, позже, поэтому вот здесь только в плюс.


Кроме того, учебный план при пятидневке не предусматривает факультативы, то есть более глубокое изучение школьных предметов. Дополнительно школьникам преподают «Основы русской словесности», «Решение задач реальной математики», «Правоведение» и «Программирование».

Мы будем при пятидневке изучать лишь основные предметы, а углублять их за счет факультативов уже не получится. При шестидневке мы имеем возможность это делать, - добавляет директор 6-й школы Шелехова.

Как рассказала Елена Дворянская, явного недовольства родителей по поводу шестидневки не было, но тема периодически обсуждается. Так, родители вносили предложение перевести начальную школу на пятидневную неделю, сейчас руководство школы думает над этим.

В коллективе говорим об этом постоянно. Есть свои за и против, конечно. И учителям хочется по субботам дома быть, естественно, все же мамочки, - говорит директор шелеховской школы.

Учитель русского языка и литературы гимназии № 1 города Усолье-Сибирское Лариса Чугина считает пятидневку замечательным вариантом, но признает, что переход наверняка произойдет не скоро. Для этого министерству образования нужно полностью пересмотреть образовательные программы.

Ту программу, по которой мы работаем сейчас, невозможно вместить в пять дней, в ней много лишнего. Зачем, например, в 11-м классе школьникам преподают высшую математику? Выпускники, которые изучают её в университете, рассказывают, что первый курс они просто бездельничают, - добавляет Лариса Чугина.

По словам учителя русского языка и литературы, детям не на пользу такая нагрузка. Школьники не отдыхают, у них портится зрение, появляется сколиоз, потому что они без отдыха занимаются в школе, на факультативах, а затем с репетитором и дома.


Несмотря на просьбы родителей, о возврате к пятидневке речи не идет. Ни одна из школ пока что не готова вводить такой режим работы. Как рассказала одна из родительниц, на вопрос, когда школа перейдет на пятидневку, директор ответила прямо: «Другие же не переходят, почему мы должны быть первыми?» И вопрос из решаемых сразу перешел в разряд риторических.

Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»