Современные требования к знаниям педагога инклюзивного образования. Роль современного педагога в инклюзивном образовании

Волкова Татьяна Анатольевна,аспирант 1го года обучения, учительлогопед МБДОУ №144 «Детский сад компенсирующего вида»для детей с нарушением зрения, г.Кемерово[email protected]

Особенности профессии педагога в условиях инклюзивного образования

Аннотация. В статье говорится об актуальности проблемы организации и содержания инновационной деятельности и ключевой роли педагогов в современном дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья.Ключевые слова: инклюзия, образование, учитель, педагогический долг, профессионализм,образовательные потребности, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Возрождение России начинается с учителя. А, с чего начинается учитель? С чего начинается педагог?Конечно, любая профессия начинается с призвания.Найти и понять свое призвание, в этом заключается смысл жизни человека. Найти, понять, научить и обучить должен не кто иной, как педагог, воспитатель, учитель.Всем известны требования, предъявляемые к профессии педагога.Так учитель, прежде всего, должен любить детей. А что это означает «любить детей»? Это значит, что общение с ними будет вам интересно, что их суждения не покажутся вам глупыми и скучными, что их дела будут вас искренне волновать, а совместная игра доставлять удовольствие им и вам. Это значит видеть в детях–маленьких людей, наделенных вполне определенными характерами, с которыми следует считаться, но обладающими, по сравнению с вами, гораздо меньшими знаниями и жизненным опытом.Отсюда вытекает и второе требование кучителю.Это–профессионализм. И если первое –любовь к детям –дается человеку свыше, не приобретается, любви невозможно научить, то профессионализм –вполне приобретаемое качество. Это необходимая сумма знаний, изучение методов преподавания и способов передачи знаний.Если учитель крепко владеет таким набором необходимых качеств, то он приобретает фундамент будущей профессии.Ведь еще древние говорили, что тот, кто не идет вперед, тот идет назад. Значит, учителю необходимо всю жизнь саморазвитие, самообразование, то, что называется эрудицией.Профессия педагога сложна и увлекательна. Основой успеха учителя, считал В.А.Сухомлинский, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления. .Воспитание во имя счастья ребенка -таков гуманистический смысл педагогических трудов В. А. Сухомлинского, а его практическая деятельность убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.Еще более сопряжена трудностями и ответственностью работа педагога с «особыми» детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, ребенок особенный.Особенным он становится и потому, что его отправляют учиться в специальное учреждение для инвалидов, изолируют от реального общества, тем самым еще больше ограничивая в развитии. Разве этого он хочет? Разве он, как и любой другой ребенок, не нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками?Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития обучаться и развиваться вместе с другими детьми.Инклюзивное (франц. inclusif –включающий в себя, от лат. include–заключаю, включаю)или включенное образование–термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование –процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья –один из приоритетов государственной образовательной политики России. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предполагает, что в любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов.Для этого необходимы создание нормативноправовых основ деятельности, разработка программнометодического сопровождения коррекционнообразовательного процесса, снабжение современными техническими средствами обучения детей с различными нарушениями в развитии, при этом первостепенное значение имеет формирование толерантного отношения социума к детям с ограниченными возможностями здоровья и их нахождению в условиях общеобразовательной школы. Ключевыммоментом в реализации данной инициативы является подготовка современных психологопедагогических кадров для образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование.Инклюзивное образование –достаточно гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать жестким требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться.Специфика организации учебновоспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей.Проблему инклюзивного образования в нашей стране обсуждают многие ведущие ученые. Так, директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Н. Н. Малофеев отмечает, что сегодняинклюзивное (включенное) образованиепонимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии .Ведущий сотрудник Института проблем интегративного (инклюзивного) образования при Московском городском психологопедагогическом университете Н. Я. Семаго считает, что при подготовке специалистов для инклюзивного образования необходимо: принятие философии инклюзивного образования; определениеприоритетов инклюзии для различных ступеней образовательной вертикали; учет принципов включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство; опора на современное научное понимание психических особенностей детей при различных вариантах отклоняющегося развития .Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно. Этот процесс связан с изменениями на ценностном, нравственном уровне.Для развития инклюзивного подхода в общем образовании необходима разработка общепедагогических технологий, моделей развивающего урока, технологий поддержки и детского сотрудничества, вовлечения родителей в педагогический процесс. По сути дела речь идёт о профессиональной гибкости, способности следовать за учеником, а с другой стороны –держать рамки учебного процесса, видеть потенциал ребёнка, выставлять адекватные требования к его достижениям.И, здесь ведущая роль отводится Учителю. К. Д. Ушинский писал: „Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждениеможно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контрольв этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы“..Основу педагогического призвания составляет любовь к детям.Этоосновополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессиональнопедагогическую направленность учителя.Среди таких качеств -педагогический долг и ответственность.Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя.Заинтересованность, гуманизм, полная самоотдача, информационная осведомлённость учителя об основных положениях инклюзивного образования является основой для его профессиональнойпозиции.Зарубежные исследователи говорят об «опыте трансформации», который переживается педагогами, ставшими инклюзивными учителями. Постепенная профессиональная трансформация, в которую вовлекаются учителя, связана с освоением новых профессиональных навыков, с изменением своих установок в отношении учеников, отличающихся от своих сверстников.. Опыт показывает, что негативное отношение к инклюзии меняется, когда учитель начинает работать с такими детьми, приобретает свой собственный педагогическийопыт, видит первые успехи ребёнка и принятие его в среде сверстников.«Инклюзивное» образование это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Эта гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какието особые группы, часто используютсяновые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.Особенными, в хорошем смысле слова, становятся и здоровые дети, проходящие через инклюзивное образование. У них появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для нашего общества с его крайне низким уровнем толерантности. Наконец, инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

Учителя играют ключевую роль в реализации инклюзивного образования.В настоящее время очевидно, что степень успеха инклюзивного образования зависит от «универсальности» учителя. Соответственно, особую актуальность приобрели проблемы эффективной подготовки учителей к работе с инклюзивными группами детей.. При изучении оценок студентовпедагогов, проходящих практику, своей готовности к инклюзии выяснились весьма интересные факты. Было обнаружено, что углубление знаний по законодательству и политике инклюзии, а также укрепление уверенности студентов в выборе профессии коррекционного педагога не способствует решению их личных проблем и снятию напряжения, которое возникает при наличии в классе детей с особыми потребностями. В то время как учреждения высшего образования совершенствуют курсы подготовки учителей, возникает ряд проблем требующих пристального внимания. Таким образом, для развития инклюзивного образования важно не только наличие законодательных и финансовых механизмов, необходима работа по изменению общественного мнения, в том числе и профессионалов. Организация профессиональных контактов учителей общих, специальных и инклюзивных школ, проведение совместных конференций,тренингов и исследований могут принести огромную пользу.

Ссылки на источники1.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. –изд. 4е, перераб. и доп. –М. : ЮрайтМ, 2001. –607с. 2.Письмо Министерства образования и науки РФот 18.04.2008 № АФ150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами».3.Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2010. –№ 1. –С. 310.4.Савельев, А. Я. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе / А. Я. Савельев, Л. Г. Семушина, В. С. Кагерманьян. Вып. 3. –М. : НИИВО, 2005. –72 с.5.Лошакова, И. И., ЯрскаяСмирнова, Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детейинвалидов // Социальнопсихологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Издво Пед. инта СГУ, 2002.6.Семаго, Н. Я. Роль школьного психолога на начальныхэтапах организации инклюзивного образования в школе / Н. Я. Семаго / Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе: сб. статей // под общ. ред. Н. Я. Семаго. –М. : ЦАО, 2009. –С. 5156.7.Семаго, Н. Я. Система обучения и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование / Н. Я. Семаго // Приложение к журналу Стремление к Инклюзивной Жизни. –№3. –2009. –С. 1012.8.Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. –М. : Академия, 2008. –С.151152.9.. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей.USAID, 200710.

Форлин, К., Чемберс, Д. Подготовка педагогов к инклюзивному образованию: углубление знания ведет к новым вопросам.// Азиатскотихоокеанский журнал образования педагогов. 2011. Вып. 39, № 1 -С. 17 -32. 11.Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3т.М.; 1981.Т.3С.123124.12.

Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6т.М.,1988.Т.3С.168169.

Tatiana Volkova,graduate student of 1st year students , the teacher and speech therapist MBDOU number 144 "Kindergarten compensating " for children with visual impairment , Kemerovo [email protected] of the teaching profession in terms of inclusive educationAbstract.The article refers to the relevance of the problems of the organization and content of innovation and the key role of teachers in today"s preschool for children with disabilities.Keywords:inclusion, education, teacher, educational debt, professional and educational needs of children with disabilities.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Докладчик: ФЕОФАНОВ Василий Николаевич, доцент кафедры специальной, клинической психологии и инклюзивного образования РГСУ, канд. психол. наук Москва I ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ДЕФЕКТОЛОГОВ «ОСОБЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕСТВЕ»




Когда знаменитого американского писателя Марка Твена спросили, кого он считает самыми выдающимися людьми XIX века, он ответил: «Наполеона и Хелен Келлер». В другой раз Марк Твен отозвался о Хелен Келлер как о самой замечательной женщине со времен Жанны д Арк. Только благодаря терпению и умению учительницы Анны Салливан Елена Келлер (Keller,) заслужила столь высокую оценку великого писателя. Ключевую роль в реализации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ играют учителя


«Я смогла добиться успеха, преодолеть аутизм, потому что у меня были хорошие учителя». Темпл Грандин (Temple Grandin, род) На основании личного опыта Грандин выступает за раннее выявление и обязательное вмешательство профессионалов в обучение детей с аутизмом, за оказание всяческой поддержки учителям, которые работают с такими детьми. Ключевую роль в реализации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ играют учителя


Будучи школьником, Брэд Коэн, главный герой картины «Перед классом», не раз сталкивался с учителями, наказывавшими его за недуг – синдром Туаретта, мешавший, по их мнению, учебному процессу. Уже будучи взрослым, Брэд решил бросить вызов многочисленным барьерам, вставшим у него на пути. Преодолевая массу трудностей, встречая непонимание и отпор чиновников, герой фильма «Перед классом» упорно доказывал свое право стать таким учителем, которого у него самого никогда не было в детстве. Фильм основан на автобиографической книге Брэда Коэна «Front of the Class: How Tourette Syndrome Made Me the Teacher I Never Had». Ключевую роль в реализации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ играют учителя


Профессиональная компетентность инклюзивных педагогов; реорганизация системы подготовки и профессионального сопровождения педагогических кадров; формирование позитивного отношения к феномену инвалидности у педагогов, родителей и детей с нормативным вариантом развития; изменение структуры учебных планов и пространства в классе с целью удовлетворения потребностей всех категорий детей. Согласно мнению большинства специалистов, успех инклюзии во многом зависит от комплекса педагогических и психологических ресурсов. В их числе:


Наличие теоретических знаний и практических умений в области общей и специальной (коррекционной) педагогики, возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей, в том числе и детей с ОВЗ; ориентация на индивидуальный подход, нацеленность на поддержку развития индивидуальной и неповторимой личности каждого ребенка, в частности владение методами диагностики, позволяющими определить уникальные потребности, сильные стороны и потенциальные возможности каждого ребенка в классе; владение вариативными образовательными методами и технологиями, в том числе конкретными методами и приемами коррекционной поддержки ребенка в системе инклюзивного и интегрированного обучения; Сама жизнь поставила на повестку дня проблему расширения области педагогических компетенций. Основными компонентами профессиональной компетентности в области инклюзивное образование учащихся с ОВЗ являются:


Владение оптимальными способами организации коррекционно-развивающей среды в условиях инклюзивного образования и использование ресурсов общеобразовательного учреждения для развития детей (создание специальных условий обучения и воспитания, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности; использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего детям необходимую техническую помощь); Профессиональные компетенции в области инклюзивного образования (продолжение):


Наличие навыков и умений командного взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством); осуществление профессионального самообразования по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды; совершенствование практических умений, постоянный профессиональный и личностный рост. Профессиональные компетенции в области инклюзивного образования (окончание):


Система профессиональной подготовки и сопровождения педагогических кадров: 1. Вузовская подготовка. С 1 сентября 1995 г. в учебные планы педагогических вузов был введен учебный курс «Специальная психология и коррекционная педагогика». С 2010 г. вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения по направлениям подготовки «Психолого- педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование». В настоящее время подготовка дипломированных специалистов ведется на соответствующих факультетах (отделениях, кафедрах) более 100 вузов, и в то же время в стране ощущается острая нехватка специалистов с высшим дефектологическим образованием. Так, по данным Минобрнауки, Минздрава России потребность в дефектологах высшей квалификации по стране удовлетворяется на 12-17%. 2. Послевузовское совершенствование, т.е. подготовка учителей, уже имеющих некоторый опыт практической работы в общеобразовательной школе. Как показывает практика, обучение детей с ОВЗ, несомненно представляет собой большую сложность для учителей, изначально подготовленных для работы со школьниками, имеющими нормативный вариант развития. А краткосрочные курсы не могут в полной мере решить проблему профессиональной подготовки квалифицированных специалистов. За короткий срок не представляется возможным сформировать новое профессиональное мышление педагогов, перестроить их личностные установки, создать новое отношение к педагогической деятельности, необходимое для решения задач педагогической коррекции и реабилитации детей.


Система профессиональной подготовки и сопровождения педагогических кадров (окончание): 3. Сопровождение специалистов, обеспечивающих инклюзивное образование. Анализ первых результатов внедрения инклюзивного образования показывает, что многие педагоги: не имеют специальной подготовки к работе с детьми с ОВЗ и отмечают ощутимые пробелы в теоретической и практической подготовке; испытывают затруднения при организации конкретного урока в таком классе; указывают на отсутствие (недостаточность) необходимой профессиональной и психологической поддержки (как со стороны администрации, так и со стороны коллег; эта недостаточная профессиональная компетентность в работе может провоцировать развитие синдрома выгорания.


1. Информировать о том, что такое инклюзия, ее ценностях, принципах, истории. 2. Формировать ценностное (а не просто терпимое) отношение к детям с особыми образовательными потребностями и к проблемам их развития – как основу ответственной педагогической позиции учителя. 3. Предоставлять педагогам современные знания о детях, их проблемах, о современном детстве, о закономерностях и особенностях психического развития. 4. Помогать учителю осваивать современные и эффективные технологии, методы и приемы обучения детей с особыми образовательными потребностями с учетом их психофизиологических возможностей и ограничений (ресурсная педагогика); 5. Обсуждать опасения и предубеждения (мифы инклюзии) учителей. Показывать возможности инклюзивной практики на основании научных фактов, фильмом, пособий. 6. Обогащать коммуникативный опыт педагогов, формировать продуктивное сотрудничество. Какие компетенции развивать у педагогов, обучающих детей с ОВЗ?


1. Организация системы непрерывного повышения квалификации педагогов. В Италии, например, все директора обязаны принять участие в тренинге без отрыва от работы, а учителя пройти курс повышения квалификации, рассчитанный на 40 часов в год. 2. Организация внутришкольных мероприятий, направленных на формирование коллектива единомышленников. Это позволит приобщиться к опыту более опытных коллег, получить ответы на конкретные вопросы, избежать возможных ошибок и трудностей в своей практической деятельности. Возможные формы – постоянно действующие проблемные семинары, круглые столы, психологические практикумы, индивидуальные консультации с дипломированными специалистами, общение в профессиональном клубе и т.д.); 3. Тесное взаимодействие школ со специалистами организаций, относящихся к сфере здравоохранения и социальной защиты населения. 4. Оказание педагогам необходимой профессиональной и психологической поддержки (как со стороны администрации, так и со стороны психолога). Как готовить учителя для работы с детьми с ОВЗ?


Этот термин произошел от supervidere и означает «обозревать сверху». В самом общем смысле психологическая супервизия – деятельность супервизоров, направленная на оказание помощи психологическими средствами специалистам, которые профессионально оказывают помощь клиентам, пациентам (супервизируемым) при решении профессионально-личностных или личностно- профессиональных проблем. Главная цель супервизии заключается в том, чтобы один человек, супервизор, встретился с другим, супервизируемым, и попытался сделать последнего более эффективным в помощи людям, способствовать его личностному и профессиональному росту. Супервизия, как форма поддержки педагогов


Образовательная (обучающая, развивающая) функция: профессиональная подготовка, обучение, воспитание, передача знаний и умений, тренинг (упражнение методов и способов), указания к саморефлексии, конструктивная обратная связь, профессиональная социализация, развитие профессиональной идентичности. Поддерживающая (консультативная) функция: Эмоциональная поддержка в случаях трудных профессиональных ситуаций, сопровождение или разгрузка, помощь при необходимости справляться со стрессом на работе, создание самозащиты против перегрузок, личная психогигиена, психопрофилактика синдрома выгорания, профессионально-личностной деформации. Административная (контрольная, экспертная) функция: оценка (экспертиза, обеспечение) качества, оптимизация и улучшение деятельности специалистов помогающих профессий или оптимального «функционирования» учреждения, сохранение этических профессиональных принципов, контроль законодательных или ведомственных предписаний, защита клиентов, пациентов. Функции супервизии


Метод дискуссионных исследовательско-обучающих групповых семинаров получил свое название по имени создателя - Michael Balint (), проводившего в 50-х годах семинары в лондонской клинике Тэвисток со студентами-медиками и ассистентами врачей для того, чтобы сориентировать их на "пациент-центрированную" медицину, противопоставляя ей "болезне-центрированную". В классической балинтовской группе центральный объект исследования - отношения «специалист-клиент». Впоследствии на первый план выступила обучающая и повышающая квалификацию цель. Задачи балинтовской группы: 1. Повышение компетентности в профессиональном межличностном общении. 2. Осознание личностных "слепых пятен", блокирующих профессиональные отношения с клиентом. 3. Расширение представлений о коррекционном процессе. 4. Психопрофилактика участников группы, основанная на возможности проработки "неудачных" случаев в ситуации коллегиальной поддержки. Балинтовские группы, как форма поддержки педагогов


Появление уверенности в успехе, сохранение самооценки; Активизацию личностных ресурсов, способствует профессиональному росту; Полноценную реализацию профессионального потенциала; И в конечном итоге, содействует оптимизации профессиональной деятельности. Что дает повышение профессиональной компетентности?

Шипилова Марина
Профессиональный и личностный портрет педагога, работающего в системе инклюзивного образования

Одним из ключевых субъектов, происходящих изменений в образовании является педагог . Педагог должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом , педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной. Своеобразие педагогической профессии так же состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Эти специфические особенности педагогической профессии остро актуальны в современных условиях совершенствования отечественной системы образования , которая в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации предполагает максимальный учет психолого-педагогических особенностей детей и создание условий, способствующих своевременному и полноценному развитию всех детей без исключения. Эту задачу призвано решить инклюзивное образование . Инклюзивное образование интенсивно входит в практику современной школы, ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Инклюзивное (включающее) образование – процесс развития общего образования , который подразумевает доступность образования для любого ребенка , что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями. Инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы. Прежде всего должна быть создана моральная, материальная, педагогическая среда , адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка; которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса . Здесь должны работать люди , готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого» , но и самого обычного. Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает , что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать образовательная среда , которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Инклюзивное образование связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его организации в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы . Профессионально- личностные характеристики современного педагога следует считать действительно значимыми и особенно - в условиях инклюзивного образования .

Педагог , готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально -ценностных ориентаций : признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата ; осознание своей ответственности; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др. Важная составляющая профессионально- личностной готовности педагога , работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья, по моему мнению, - готовность к оказанию помощи. Согласно различным источникам , готовность к оказанию помощи - интегральное личностное качество , включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм , высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке (взрослом) для оптимизации педагогической работы ; перцептивные умения; креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др . Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.

В образовательном процессе педагог должен владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика) . Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников : со специальными потребностями в образовании ; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями.

В воспитательном процессе педагог должен владеть формами и методами воспитательной работы , использовать их как на уроке, так и во внеклассной деятельности; эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды ; ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения .

Педагог должен быть готов принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Наличие профессиональной установки на оказание любому ребёнку, способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей , связанные с особенностями их развития, умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. Важной компетенцией учителя, необходимой для реализации процесса включения ребёнка с особыми образовательными потребностями , названо умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребёнка и отслеживать динамику развития ребёнка.

Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как изначально такой ребенок является более зависимым от педагогической помощи , чем нормально развивающиеся сверстники.

Таким образом , профессионально- личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах .

Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить педагогов быть эффективными и выполнять свою работу хорошо .

Публикации по теме:

Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования [i]Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования1. Современное состояние инклюзивного образования.

Формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования Актуальность: В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами.

Метод объединение. Личностный подход педагога ДОУ в работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере В январе 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, в основе которого положены принципы гуманизации взаимоотношений детей со взрослыми, поддержки.

Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования 1-слайд:Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования. 2-слайд: В этой связи видится острая.

Особенности подготовки учителя физкультуры в системе инклюзивного образования В последнее время существенно увеличилось количество детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Все больше осознается, что.

Инклюзивное образование – это образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания. Проблема внедрения инклюзивного образования в учебные заведения России является актуальной для многих российских исследователей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Тулуна «Детский сад «Светлячок»

«Профессионально-личностные качества педагога в условиях

инклюзивного образования»

Подготовили:

воспитатели Геращенко И.И.

Кутузова Н.Ю.

Тулун, 2018г

Слайд 2. Инклюзивное образование – это образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания.

Проблема внедрения инклюзивного образования в учебные заведения России является актуальной для многих российских исследователей. Инклюзивное образование является одной из составляющих общего образования. Это новая область педагогического знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности. Таким образом, образование для всех и для каждого является одним из актуальных вызовов современности.

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей, которые имеют отклонения в развитии и их нормально развивающихся сверстников в образовательном учреждении.

Слайд 3. Одним из ключевых субъектов, происходящих изменений в образовании являются педагоги. Ведь именно им суждено создавать и поддерживать инклюзивный процесс.

Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы:

  • представление и понимание, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
  • знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
  • умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с детьми по отдельности и в группе, с родителями, коллегами, специалистами, руководством).

Слайд 4. Какие требования должны предъявляться к профессиональной деятельности педагога? Что может и должно измениться в его профессиональном и личностном развитии?

Одним из ключевых документов, определяющих требования к профессионализму педагога является Профессиональный стандарт педагога.

Слайд 5. Инклюзивное образование держится на трёх китах:

1. Признание ценности каждого ребенка.

2. Возможность адаптации образовательной программы.

3. Готовность педагога принимать и вступать во взаимодействие с любым воспитанником.

Инклюзивное образование, как ни какое другое подключает профессионально-гуманистическую направленность личности, которая проявляется в осознании педагогом гуманистических ценностей профессиональной деятельности, удовлетворенности ею, целеустремленности в овладении профессиональным мастерством, действенности и активности личности в достижении гуманистических целей и задач воспитания и обучения детей.

Слайд 6 . Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций:

Признание ценности личности ребенка независимо от степени тяжести его нарушения;

Направленность на развитие личности ребенка с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата;

Осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии;

Понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и другое.

Слайд 7. Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, по нашему мнению - готовность к оказанию помощи. Согласно различным источникам, готовность к оказанию помощи – это интегральное личностное качество, включающее: милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения; креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и другое. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.

Слайд 8. Милосердие - одно из существенных выражений гуманности. В понятии милосердия соединились духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи) аспекты. В отличие от гуманности, которая рассматривается по отношению ко всему живому, людям, как нуждающимся в помощи, так и самодостаточным, милосердие употребляется по отношению к людям, нуждающимся в помощи (инвалидам, больным, престарелым и др.) и отражает готовность помочь нуждающимся и саму помощь.

Слайд 9. Эмпатия - важное профессиональное качество педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Она предполагает понимание ребенка, сочувствие ему, умение увидеть ситуацию его глазами, встать на его точку зрения. Эмпатия тесно связана с феноменом принятия, под которым подразумевается теплое эмоциональное отношение со стороны окружающих к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 10. Толерантность включает терпимость, устойчивость к стрессу, неопределенности, конфликтам, поведенческим отклонениям, агрессивному поведению, к нарушению норм и границ. Педагогу в профессиональной деятельности часто приходится проявлять толерантное, спокойное доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой и к откровенно грубым, хамским высказываниям. Поэтому для такого педагога высокий уровень толерантности является одним из факторов, которые обеспечивают эффективность его деятельности.

Слайд 11. Педагогический оптимизм по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья предполагает уверенность в продвижении в развитии такого ребенка, вере в его потенциал. Наряду с этим следует опасаться предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он способен.

Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.

Слайд 12. Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника.

Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах.

Слайд 13. Педагог должен знать и интуитивно чувствовать, как и с кем общаться в системах:

Педагог в условиях инклюзивного образования и ребенок;

Педагог в условиях инклюзивного образования и родители (либо микро социальное окружение);

Педагог в условиях инклюзивного образования и врач (напр. невролог);

Педагог-учитель в условиях инклюзивного образования и воспитатель;

Педагог в условиях инклюзивного образования и педагог в условиях инклюзивного образования;

Педагог в условиях инклюзивного образования - врач - ребенок - родители.

Надо всегда помнить древнюю заповедь: «Помни что говорить, кому говорить, и как тебя поймут».

Вместо заключения: внешность и культура общения педагога.

Слайд 14. Для завершенности образа современного педагога необходимо учитывать, помимо всего ранее перечисленного культуру внешности. Он должен быть примером для подражания. Но не в стиле одежды, конечно, а в умении чисто, аккуратно и удобно одеваться. Одежда должна быть не «кричащей», не слишком ярких цветов, тоже касается косметики. Весь облик педагога не должен отвлекать детей от процесса обучения. Что касается непосредственно речи педагога, то она должна соответствовать моменту. Если это чтение, рассказ, то может быть яркой, эмоционально, способной вызвать отклик в душе ребенка, заинтересовать его. Если это объяснение, речь должна быть спокойной, неторопливой внушающей. Общее для всех моментов правило - это грамматическая и лексическая грамотность речи, недопустимость «сюсюкания» иначе правильные языковые навыки не сформируются. Также необходимо учитывать и отклонение ребенка, и в соответствии с этим корригировать свою речь. Во время общения педагог должен проявлять максимум такта и терпения, совершенно недопустимо проявление грубости, недоброжелательности. Общение должно быть предельно вежливым, настроение в речи оптимистическим.

Слайд 15. Внутренние убеждения педагога-профессионала можно представить следующим образом: «Я знаю, зачем и что делаю; вижу пути достижения своих целей; чётко знаю границы, в том числе этические, своих действий. Я знаю, что умею решать стоящие передо мной задачи хорошо, красиво, изящно и мне это нравится. Я – профессионал».

«Для человека не существует более чудовищного наказания,

чем быть предоставленным в обществе самому себе

и оставаться абсолютно незамеченным».

У. Джеймс.

Список используемой литературы:

  1. Портал психологических изданий PsyJournals.ru - http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44248_full.shtml [О подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
  2. Мерлин В.С. «Основы психологии личности», Пермь, 1977 г.
  3. Сабельникова С. И. Развитие инклюзивного образования /С.И. Сабельникова //Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 1. С. 42-54.

В статье рассматривается личность современного педагога в свете принципов деонтологии. Приоритет гуманистической направленности современного педагога по отношению к проблемному ребенку в сфере инклюзивного и специального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личность педагога в условиях инклюзивного образования.

1. В современных нормативно-правовых документах зафиксировано, что следует организовать системную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников органов управления образованием, педагогических работников, занимающихся реализацией инновационных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»).

Данное условие закономерно предполагает, что педагоги должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть готовыми и профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема подготовки педагогов к оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в последнее время становится весьма актуальной. Рассмотрим позицию С. И. Сабельниковой по подготовке педагогов общеобразовательных учреждений к работе в условиях инклюзивного образования.

  • представление и понимание, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
  • знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
  • умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).

Современная педагогика для определения готовности учителей вводит понятие профессиональной компетентности, которое выражает единство теоретической и практической готовности педагогов к осуществлению педагогической деятельности и характеризует их профессионализм.

Многими исследователями понятие профессиональной компетентности раскрывается как интегральная многоуровневая профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога. В последние несколько лет отмечается усиление внимания к субъективно-личностному аспекту развития профессиональной активности и реализации инициативы педагогом как субъектом профессиональной педагогической деятельности. Проще говоря, успех педагогических мероприятий во многом зависит от отношения их к проблемному ребенку. В связи с этим работа педагогического персонала в детских учреждениях должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии.

Термин «деонтология» происходит от греческого слова «деон» - должный. «Должное» - это то, как должен педагог и другой персонал строить свои взаимоотношения с необычным ребенком, его родственниками и своими коллегами по работе. Должному посвящены специально разработанный Федеральный Закон "Об образовании в РФ", Международная конвенция о правах ребенка. Педагогическая деонтология (особенно коррекционная) очень созвучна медицинской деонтологии. Поэтому может включать в себя учение о медицинско-воспитательной этике и эстетике, врачебном (педагогическом) долге и врачебной тайне.

Термин «деонтология» введен в прошлом столетии английским философом Бентамом. Этим термином он обозначил правила профессионального поведения человека. Педагогическая деонтология является частью общей деонтологии. Она изучает принципы поведения педагогического персонала, систему его взаимоотношений с детьми, их родственниками и между собой. В ее задачи входит также устранение «вредных последствий неполноценной педагогической работы».

2. Направленность личности педагога в современных условиях инклюзивного образования.

Ведущей тенденцией реформирования общества в целом и образования в частности является идея его гуманизации, закрепляя в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования. Это предполагает создание условий для развития ученика как личности, как индивида, как самостоятельного субъекта деятельности, с учетом его интересов, возможностей и способностей, что обеспечит его дальнейшее самодвижение и развитие. Решение данной проблемы, может быть в полном объеме реализовано лишь тогда, когда педагог будет иметь соответствующую ему профессиональную подготовку, обладать необходимыми личностными качествами. То есть, оттого, какой культурой мышления, чувств, системой ценностей будут обладать педагоги образовательных учреждений, которые посещают дети с ОВЗ, зависит сила и качество их влияния, характер отношения таких детей к миру людям и себе самим. Педагогам, работающим в таких условиях, необходимо иметь представления об основах дефектологии, видах дизонтогенеза, причинах его возникновения и способах общения с такими детьми. Современный педагог работающий в условиях инклюзивного образования становится уже коррекционным педагогом, педагогом – дефектологом, решающим коррекционно-развивающие, коррекционно-обучающие, коррекционно-воспитательные задачи.

Дефектология - та сфера образования, которая, в отличие от общепринятого педагогического и психологического воздействия на нормально развивающихся детей, не может считаться окончательно сформированной без выраженной гуманизации самого процесса обучения, так как аномальный ребенок постоянно нуждается в психологической помощи. (Р.О Агавелян). Основное (должное), по моему мнению, в профессии коррекционного педагога или работающего в инклюзии - это его профессионально-гуманистическая направленность деятельности.

2.1. Мотивация профессионального выбора

Мотивация (от лат. - /motiv / - побуждение)

1) побуждение к действию ;

  1. динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека , определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;
  2. способность человека через труд, удовлетворять свои материальные потребности.

Мотивационно-ценностное отношение педагога детских образовательных учреждений к педагогической деятельности является обобщенным показателем профессионально-гуманистической направленности личности педагога и представляет собой полифункциональную структуру, состоящую из когнитивного (понимание социальной значимости профессии, ее ценностей, особенностей осуществления), эмоционального (удовлетворенность профессиональным выбором) и интеллектуально-волевого (целеустремленность, настойчивость в освоении психолого-педагогического знания) компонентов (Е.Н.Шиянов) В качестве исходных "единиц" направленности мы выделяем ценности, ценностные ориентации как осознанные смысловые образования. Это значит, что содержание гуманистической направленности современного педагога составляют те его смыслы жизни, те ценности, которые, став мотивом деятельности и общения, имея значимость и для него, и для ребенка с отклонениями в развитии, реализуются в конкретный момент его деятельности и общения в рамках гуманистического подхода к личности проблемного ребенка. Ценности, реализованные в профессиональной деятельности и общении педагога в условиях инклюзии, ради, во имя ребенка с отклонениями в развитии, направлены на коррекцию имеющихся отклонений, на его развитие, образование и восстановление, на становление как личности, на расширение возможностей его социальной адаптации приобретают статус гуманистических ценностей. Представленность ценностей в мотивационной сфере, смысловой и диспозиционной системе будущего учителя или воспитателя, которые в своем единстве регулируют и направляют его деятельность, определяет теоретические подходы к формированию профессионально-гуманистической направленности педагогов.

В концепции личности В. С. Мерлина понятие «направленность» играет также ведущую роль. В. С. Мерлин пишет, что под направленностью подразумевается «такое сложное образование в личности, которое должно очертить особенности тенденций поведения и действий человека, определяющих в социальном плане его облик по существенным линиям: его отношения к другим людям, к себе, к своему будущему". Направленность по В. С. Мерлину проявляется как отношение:

а) в особенностях интересов личности;

б) в особенностях целей, которые человек перед собой ставит;

в) не только в интересах, но и в пристрастиях, и в потребностях человека;

г) в установках личности.

В профессиональной педагогической морали современного педагога мера должного, мера требуемого , нашедшего свое отражение и воплощение в гуманизации специального образования, должна быть повышенной, составляя ядро, суть нравственного содержания деятельности, общения и поведения. В основе гуманизма как принципа педагогической морали и деятельности лежит признание ребенка с отклонениями в развитии как высшей ценности, как самоценности. Такое понимание позволяет увидеть в потоке учебно-воспитательного процесса в системе инклюзивного и специального образования конкретного ребенка с его проблемами, возможностями, особенностями.

2.2. Личные качества современного педагога, работающего в условиях инклюзивного образования.

Важнейшими профессионально значимыми чертами личности педагога- гуманиста, работающего с детьми, имеющими отклонения в развитии, мы полагаем такие как милосердное отношение к ним и желание быть им полезным, высокая положительная самооценка, эмпатия, ответственность и внутренний локус контроля, терпение и терпимость, толерантность к стрессовым ситуациям, уважение к личности проблемного ребенка (субъект - субъектный характер отношений). Педагог должен знать и интуитивно чувствовать, как и с кем общаться в системах:

Педагог в условиях инклюзивного образования и ребенок;

Педагог в условиях инклюзивного образования и родители (либо микросоциальное окружение);

Педагог в условиях инклюзивного образования и врач (напр. невролог)

Педагог-учитель в условиях инклюзивного образования и воспитатель;

Педагог в условиях инклюзивного образования и педагог в условиях инклюзивного образования;

Педагог в условиях инклюзивного образования - врач - ребенок - родители.

Надо всегда помнить древнюю заповедь:

«Помни что говорить, кому говорить, и как тебя поймут».

Таким образом, гуманизм являет принципом педагогической морали, который раскрывает сущность его профессиональной деятельности, ориентированной на развитие ребенка с ОВЗ, и нравственная норма, предписывающая ему реализацию гуманистического потенциала морали в педагогической деятельности.

Связующим звеном между педагогической наукой и педагогической практикой выступает профессиональная деятельность преподавателя вуза или повышения квалификации, в которой реализуется содержание созданного им проекта, воплощенное в конкретных формах и методах.

Содержание и направленность профессиональной подготовки педагога определяется целями, которые ставятся перед ним обществом в данный конкретный период. В гуманистической интерпретации цель специального образования состоит в том, чтобы его средствами сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Гуманизация инклюзивного и специального образования "предписывает" отбирать и моделировать целевые, содержательные, технологические и оценочные компоненты педагогического взаимодействия с позиции их адекватности интересам развивающейся личности ребенка. Признание ценности личности ученика, воспитанника, развитие его способностей, сотворчество педагога и ребенка на основе гуманных отношений, их равноправное диалогическое общение, ценностно-мотивационные установки педагога, ориентированные на становление личности ребенка с ОВЗ являют собой суть гуманистической парадигмы специального образования.

3. Профессиональная компетентность.

Гуманистическая цель педагогического образования интегрирует личностную позицию будущего педагога (мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности) и его профессиональные знания, умения, навыки (профессиональная компетентность). Данное единство определяет тот уровень развития учителя или воспитателя, работающего с детьми ОВЗ как педагога-гуманиста, который обеспечивает его готовность принять на себя ответственность за судьбу ребенка с отклонениями в развитии, за его будущее.

Как было установлено выше, способность педагога к реализации гуманистической функции инклюзивного образования связывается с профессионально-гуманистической направленностью личности. Формирование данной направленности выходит в настоящее время на одно из первых мест в системе вузовской подготовки.

Под гуманизацией профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях инклюзивного образования понимается непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности будущего работника образовательных учреждений. Приоритетными становятся вопросы профессиональной культуры, нравственности, мотивации.

Среди непосредственных знаний должна быть знания, насыщенные гуманистическим содержанием, совокупность обобщенных знаний о человеке, проблемах его социализации при наличии у него того или иного отклонения в умственном, психическом или физическом развитии, соответствующих программ, пособий. Изучение периодической литературы.

Среди непосредственных умений, которые должны быть у педагога, работающего в условиях инклюзии: диалоговые умения, гностические умения, дидактические умения, игровые умения, организационные умения, коммуникативно-режиссерские, прогностические и рефлексивные умения. Также должны нарабатываться мотивационные умения, т.е. уметь так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы дети понимали для чего и зачем они учатся и как им это пригодится.

Таким образом, и процесс подготовки будущего педагога работающего с детьми ОВЗ должен состоять из трех систем ценностей подлежащих передаче и усвоению:

  • содержания образования - как системы необходимых профессиональных знаний;
  • практического обучения, формирующего систему профессиональных умений и навыков будущего педагога;
  • профессионального воспитания как системы развития установок профессионального характера.

4.Вместо заключения: внешность и культура общения педагога.

Для завершенности образа современного педагога необходимо учитывать, помимо всего ранее перечисленного культуру внешности. Он должен быть примером для подражания. Но не в стиле одежды, конечно, а в умении чисто, аккуратно и удобно одеваться. Одежда должна быть не «кричащей», не слишком ярких цветов, тоже касается косметики. Весь облик педагога не должен отвлекать детей от процесса обучения. Что касается непосредственно речи педагога, то она должна соответствовать моменту. Если это чтение, рассказ, то может быть яркой, эмоционально, способной вызвать отклик в душе ребенка, заинтересовать его. Если это объяснение, речь должна быть спокойной, неторопливой внушающей. Общее для всех моментов правило - это грамматическая и лексическая грамотность речи, недопустимость «сюсюкания» иначе правильные языковые навыки не сформируются. Также необходимо учитывать и отклонение ребенка, и в соответствии с этим корригировать свою речь. Во время общения педагог должен проявлять максимум такта и терпения, совершенно недопустимо проявление грубости, недоброжелательности. Общение должно быть предельно вежливым, настроение в речи оптимистическим.

Источники.

  1. Портал психологических изданий PsyJournals.ru - http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44248_full.shtml [О подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
  2. Агавелян Р.О. Социально-перцептивные процессы личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности: Дис. ... д-ра психол. наук: Новосибирск, 2000.
  3. Развитие, социализация и воспитание личности: гуманистическая парадигма/ под ред. Е.Н. Шиянова, С.В. Бобрышова, - Ставрополь, СКСИ, 2007.-486 с.
  4. Мерлин В.С. «Основы психологии личности», Пермь, 1977 г.
  5. Введенский В. Н. Изменение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования [Текст] // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 4.
  6. Ларионова Л.В. Профессионально - гуманистическая подготовка учителя коррекционных образовательных учреждений. Дисс. канд. пед. наук: защищена Санкт-Петербург 2001 год.
  7. Сабельникова С. И. Развитие инклюзивного образования / С. И. Сабельникова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 1. С. 42-54.
  8. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук: защищена 22.03.08