Личностно социальная готовность ребенка к школе. Личностная и социально-психологическая готовность к обучению в школе ребёнка шестилетнего возраста. Дети с выраженным познавательным интересом обычно выбирают сказку. Дети со слабой познавательной потребнос

Интеллектуальная готовность важная, но не единст­венная предпосылка успешного обучения в школе. Под­готовка ребенка к школе включает формирование у не­го готовности к принятию новой «социальной позиции» (Л. И. Божович)-положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в от­ношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о большой тяге детей школе. Что же привлекает детей в школе? Может быть, внешняя сторона школьной жизни?

«Мне форму купят красивую», «У меня будет но­венький ранец и пенал», «В школе Боря учится, он мой друг...». Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивы­ми старшему дошкольнику. Но это не самые главньн мотивы.

Школа привлекает детей главным образом своей ос­новной деятельностью-учением. «Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать». И это стремление ес­тественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь косвенным способом, в-""игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником - совсем другое. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрос-лости. Не проходит мимо внимания шестилетнего ребен­ка и уважительное отношение взрослых к учебе как к важной, серьезной деятельности.

Если ребенок не готов к социальной позиции школь­ника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального разви­тия ему будет трудно в школе.

Такие первоклассники ведут себя в школе, как гово­рится, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи нали­цо, если занятия вызывают у них непосредственный ин­терес. Но если его нет и дети должны выполнять учеб­ное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тре­вогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу, там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило,-ошибки в воспитании детей. Нередко к нему приводит запуги­вание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям. «Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Снова ты ничего не знаешь. Как же ты в школе будешь учиться?», «Одни двойки будешь полу­чать», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут». Мож­но понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обучением в школе. И сколько же терпе­ния, внимания, теплоты, времени придется уделить по­том этим детям учителю, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы. А это, бес­спорно, гораздо труднее, чем с самого начала форми­ровать положительное отношение к школе.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты. Стремление занять новое социальное положение, т. е. стать школьником, октябренком, пионером, слива­ется с пониманием важности школьного обучения, ува­жением к учителю, к старшим товарищам по школе, в нем отражаются и любовь, бережное отношение к книге как к источнику знаний.

Однако пребывание в школе еще не дает основания полагать, что сами стены ее делают ребенка настоящим школьником. Он им еще только станет, а сейчас он в пути, в сложном переходном возрасте, и посещать шко­лу он может тоже по разным мотивам, в том числе и не имеющим отношения к учению: родители заставля­ют, можно побегать на переменах и др.

/Исследования показывают, что возникновение осоз­нанного отношения ребенка к школе определяется спо­собом подачи информации о ней. Важно, чтобы сооб­щаемые детям сведения о школе были не только понят­ны, но и прочувствованы, пережиты ими. Подобный эмо­циональный опыт обеспечивается прежде всего через включение детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства. Для этого используются экс­курсии по школе, беседы, рассказы взрослых о своих любимых.учителях, общение с Пионерами, октябрятами,

чтение художественной литературы, просмотр диафиль­мов, кинофильмов о школе, посильное включение в об­щественную жизнь школы, проведение совместных вы­ставок детских работ, ознакомление с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения и др. Особо важную роль имеет игра, в которой дети находят применение имеющимся у них знаниям, возникает потребность в приобретении но­вых знаний, развиваются навыки, необходимые в учеб­ной деятельности.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включают и формирование у детей таких ка­честв, которые помогли бы им общаться с одноклассни­ками в школе, с учителем.

/Каждому ребенку необходимо умение войти в дет­ское общество, действовать совместно с другими, усту­пать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым соци­альным условиям.

Значительная часть трудностей в обучении шестиле­ток связана с тем, что дети не могут долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать задачу, со­средоточиваться на учебном действии. Как правило, учителя связывают эти особенности их поведения с не­развитостью произвольности внимания, поведения и по­знавательных процессов. Но только ли в этом дело?

Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что причины подобных труд­ностей надо искать и"в^:фере общения взрослого с ре­бенком, сложившегося к началу поступления в школу. Е. О. Смирнова установила, что положительное значе­ние здесь имеет наличие у ребенка личностных форм общения со взрослым, не зависящих от конкретных си­туаций.)Такое общение характеризуется потребностью -ребенка ^о внимании и сопереживании взрослого и ее удовлетворением со стороны взрослого. Для детей, до­стигших этой формы общения, типично внимание ко взрослым, стремление услышать и понять их обраще­ние, а также уверенность в таком же внимании к себе со стороны взрослого"1Выявлена и такая особенность этих детей, как способность различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (на ули­це, в своем доме, в чужом доме, в учреждении и т. п.). В силу этого осознания такие дети проявляют адекват­ное отношение и ко взрослому, учителю. Если же у ре-

бенка потребность в подобном общении еще не сфор­мировалась, то и такое отношение ко взрослому пока не возникает, что, конечно, затрудняет процесс обуче­ния. В целом, можно сказать, что если наиболее адек­ватными и специфичными для учения являются позна­вательные мотивы, то ^оммуникативная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения со взрос­лыми (69). Знание выявленных закономерностей требу­ет от педагогов осуществлять с детьми не только ситуа­тивно-деловое, внеситуативно-познавательное, но и лич­ностное общение. Проявить интерес к личности ребен­ка, его внутреннему миру педагог может и должен не только на занятии, уроке, но и общаясь с ним в быту, на прогулке, в процессе игр, развлечений...

Поступление в школу - переломный момент в жизни родителей и ребёнка. На смену игре как основному занятию приходит стремление запастись багажом знаний. Многие мамочки будущих первоклассников с трепетом узнают, что психологическая готовность ребёнка к школе - это неумение прилично читать и писать. Более того, некоторые программы обучения в начальной школе могут давать преимущества детям, не умеющим читать. Например, многие программы серии РО - развивающее обучение. Как же узнать, готов ли малыш к перипетиям школьной жизни?

Дело в том, что психологическая готовность - широкое понятие, включающее в себя множество аспектов. И для классификации требуемых умений и навыков специалистами выделены особые пункты готовности:

  • интеллектуальная готовность;
  • социально–личностная готовность;
  • эмоционально–волевая готовность;
  • мотивационная готовность.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе

  1. Словарный запас - это уже не главный показатель интеллектуального развития ребёнка. Сейчас этот миф развенчан и при приёме в школу проверяют три основных пункта: мышление, память, внимание. Это три кита, на которых выстраивается база определения интеллектуальной готовности.
  2. При оценке мышления обычно задаются вопросы на общую эрудицию. Как минимум ребёнок должен уметь рассказать о себе основную информацию (полное имя, адрес месте жительства, имя мамы и т.д.). Также проверяется умение обобщать - объединять предметы по определённому признаку, и классифицировать - разделять предметы по общему признаку. Образное и словесно-логическое мышление традиционно проверяется по заданию «составь цельный рассказ по отдельным картинкам».
  3. Память. Бывает долговременная и кратковременная память. Психологи настаивают, что у кратковременной памяти средний показатель - семь единиц, плюс-минус три. То есть если произнести десять слов и попросить ребёнка воспроизвести как можно больше из них, то семь слов - это норма. Десять слов - идеальный показатель. Четыре - на крайней границе нормы.
  4. Умение сосредоточиться на словах учителя, не отвлекаясь на посторонние вещи - это едва ли не главная задача хорошего ученика. Специалисты называют это произвольным вниманием. Его проверяют таким образом. Называют пары слов и просят назвать то, которое было длиннее. Если ребёнок хорошо справляется с заданием, то у него на достаточном уровне развито произвольное внимание. Если же он постоянно переспрашивает, то данная способность нуждается в корректировке.

Также психологическая готовность ребёнка к школе зависит от качества восприятия, развитости воображения и речи.

К восприятию относятся слух, зрение. обычно подвергается только косвенной проверке. Например, в таком популярном тесте, как рисунок несуществующего животного. Речь её насыщенность также оценивается косвенно, при общении.

Социально–личностная готовность ребёнка к школе

Социально–личностная составляющая включает волевой компонент.

Воля ребёнка - важный аспект школьного общения. Он должен трудиться для достижения поставленной учителем цели. Для этого ему понадобится управлять своим поведением, тормозить некоторые спонтанные реакции волевым усилием. В школе нельзя отвечать на поставленный вопрос сразу, надо поднять руку и подождать, пока тебя спросят. С позиции взрослого это мелочь, но для младшего школьника это становится серьёзным испытанием.

Волевые процессы помогают довести дело до конца, не бросать дело на половине пути.

При поступлении в школу необязательно иметь полностью сформированные волевые процессы. На первых порах учитель будет помогать ребёнку контролировать своё поведение речью. Затем речь будет являться связующим звеном. Ребёнок сам будет управлять своими волевыми процессами с помощью речи. Немного позже речь станет внутренней.

Чтобы проверить, насколько развиты волевые качества у вашего ребёнка, достаточно за ним понаблюдать. Доводит ли он до конца начатое дело? Умеет ли организовать пространство для работы? Бросает ли игру, если потерпел поражение? Возможно, на первых порах ему потребуется помощь, но со временем необходимо больше места отводить под самостоятельные действия ребёнка. нужно уделять особое внимание.

В целом социально-личностная готовность определяется:

  • положительным отношением ребёнка к самому себе;
  • дружелюбное отношение к окружающим людям;
  • настрой на изучение окружающего мира;
  • коммуникативной компетентности;
  • социальной компетентности детей.

Главный показатель, по которому стоит ориентироваться в этом аспекте - это готовность самого ребёнка к принятию новой позиции в обществе. Позиция школьника выражается определённым отношением ребёнка к учёбе, к другим детям, учителям, родителям, к самому себе. Если ваш ребёнок начал играть в школу с познавательными мотивами (узнать, что внутри, как устроено, почему двигается), значит, он по социально–личностной составляющей готов к школьному обучению. Также одним из показателей будет являться вступление ребёнка в стадию кризиса семи лет.

Особенности мотивационной готовности ребёнка к школе

Мотивация поступления в школу у первоклассников встречается самая разная. Если ребёнок хочет в школу, потому что там не надо спать днём или потому что ему купили красивый портфель, то это - неправильные установки. В конечном итоге такой ученик разочаруется в том, что ему предлагали и учёба резко пойдёт на спад. А все из-за того, что вовремя никто не поинтересовался, что именно было для малыша привлекательного в школе. Обычно к семи годам формируется устойчивый интерес к познаванию окружающего мира. Приобретение новых знаний - вот какая мотивационная основа будет залогом успешной школьной жизни. По крайней мере, в начальной школе.

В целом к поступающим в первый класс детям не предъявляется непосильных требований. Все вполне выполнимо. Если ребёнок не был педагогически запущен, имеет хорошее здоровье и благоприятную семейную атмосферу, то с большой долей вероятности можно утверждать, что к семи - восьми годам он вполне готов к школьному обучению. Другой вопрос, что родители дошкольника иногда чересчур заботятся о его судьбе и всячески стараются смягчить жизненный путь ребёнка. Отпустить чадо бывает трудно, но это необходимо для благополучия всей семьи.

Поступление в первый класс - это огромный стресс. Растерянность, тревога и беспокойство при этом - нормальные чувства. Поддерживая друг друга и не забывая обращаться за помощью к специалистам, семья вполне способна перешагнуть этот новый рубеж на пути к взрослой жизни своего малыша.

Видео сюжет для родителей о психологической готовности ребёнка к школе:

Личностная и социально‑психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника.

Позиция школьника обязывает ребенка занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе, в самооценке.

Отношение к школе. Начинающий школьник должен соблюдать правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Ребенок обязан правильно воспринимать ситуации урока, верно истолковывать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

Учитель – это взрослый, выполняющий особую профессиональную роль по обучению и воспитанию детей.

В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, нельзя говорить на посторонние темы, обсуждать вопросы, не относящиеся к учебной деятельности. На уроке надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Ситуация. Петя, ученик 1 класса, получил неудовлетворительную оценку и спрашивает: «Как же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая». У Пети возникает чувство обиды, мысль о том, что учитель к нему несправедлив, придирается.

Почему возникла такая ситуация?

Решение. Подобные ситуации возникают в том случае, когда учитель не разъяснил ученику, что отметки ставятся за результат его деятельности, а не за усилия, которые он затратил на выполнение задания. Именно здесь уже заложена причина нарушений отношений учителя с учеником, из‑за которой вероятен конфликт.

Ситуация. Миша, ученик 1 класса, ничуть не смущаясь, заявил учительнице: «Ты злая, я не хочу учиться у тебя». Мама, оправдывая Мишу, сказала, что он современный, раскованный мальчик, проявил свою непосредственность.

Можно ли согласиться с мнением мамы?

Решение. Нет, нельзя. Это признак недостаточного развития произвольности – способности понять и принять цель и действовать в соответствии с нею. Недостаточное развитие произвольности не позволяет согласиться с условными правилами поведения, взаимодействия ученика и учителя.

Ситуация. Проводилось исследование отношения учеников к школе. Первый замер проводился за 2 недели до поступления в школу, а второй – после 2 месяцев обучения. Результаты показали, что отношение учащихся к школе ухудшилось. Но изменение отношения к школе отразило зависимость от стиля деятельности учителя. Снижение интереса к школе было выявлено в большей мере у тех детей, чьи учителя придерживались авторитарного стиля.

Какой вывод может быть сделан из результатов данного исследования?

Решение. Ухудшение отношения к школе связано не столько с трудностями школьной жизни и учебы, сколько с особенностями общения учителя с учениками.

Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем, и со сверстниками.

Отношение к сверстникам. У детей должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы им общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Степень сформированности личностных качеств, необходимых для общения, в большой мере зависит:

1) от эмоционального климата группы детского сада;

2) от характера сложившихся взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Задание. Проанализируйте противоречия, которые возникают при смене ребенком коллектива сверстников. Приведите примеры.

Решение. Ребенок утверждается в коллективе сверстников на основе ценностей, которые существуют в этом коллективе. При переходе из детского сада в школу ребенок утверждается на основе ценностей, которые свойственны школьному коллективу.

Ситуация. В настоящее время многие дети приходят в школу, не имея опыта коллективного общения.

С чем может быть связана такая ситуация в настоящее время?

Решение. Такие дети обычно растут дома. Других детей видят только на прогулке, со сверстниками общаются мало. Часто общение им заменяют компьютерные игры или видеофильмы.

Усугубляется проблема общения у детей, выросших в атмосфере гиперопеки. Неумение общаться, как правило, ведет к изоляции ребенка в детском коллективе школьного класса, становится причиной школьных трудностей.

Родителям надо помнить о том, что учеба в школе носит коллективный характер, предполагающий не только взаимодействие и сотрудничество детей в совместной деятельности, но и единую работу в коллективном темпе.

Ситуация. Коля, ученик 1 класса, очень эрудированный мальчик. В школе с углубленным изучением учебного материала учительница стала жаловаться на низкую успеваемость, неорганизованность Коли, на нарушение им правил поведения. И наконец, стала отмечать трудности Коли в общении со сверстниками и учителем.

С чем может быть связано такое положение?

Решение. Это может быть связано с односторонним развитием Коли в дошкольный период детства, вследствие чего оказалась несформированной произвольность поведения. Коля не научился управлять своими движениями, своим поведением, у него осталась незрелой эмоциональная сфера.

Ребенок должен уметь управлять своим поведением без агрессивности.

Зато у мальчика активно развивалась и обогащалась речь без развития логики мышления и поведения.

В данном случае необходимо больше включать Колю в детские занятия и игры, предлагать ему физические упражнения.

Родители должны жить с ребенком домашней жизнью, в которой преобладают дошкольные виды деятельности (игры, рисование, конструирование и др.). Эти занятия включаются в жизнь ребенка естественнее, чем трудные школьные занятия. Они должны больше работать «на ребенка», чем «на школу». Необходимо развитие ребенка, а не «натаскивание» на школу.

Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенком желанным. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.

Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в классе.

Решение. Попав в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом.

То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость. Как следствие, могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.

Отношение родных и близких. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к его учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.

Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Ситуация. Мама говорит: «Мой сын все может убирать быстро и как следует, не придерешься. Но пока не напомнишь, не скажешь 20 раз, так и будет сидеть в беспорядке. И ему все нипочем, у него нет никакого беспокойства».

Чем это можно объяснить?

Почему ребенок, умея правильно проводить уборку, неаккуратен?

Решение. У ребенка сформированы умения и навыки аккуратности, но не привычка к аккуратности и не само личностное качество – аккуратность, которое не сводится к умениям и навыкам. Оно включает потребность в реализации этих умений и навыков и в создании определенной обстановки для своей работы, можно сказать даже – потребность в определенном стиле обыденной жизни.

Для того чтобы ребенок действовал не только в направлении «хочу», но и «надо», необходимо сформировать соответствующую мотивацию.

У ребенка должны быть сформированы навыки аккуратности и привычка к аккуратности.

Ситуация. Витя (6 лет) рос в конфликтной семье. Родители постоянно были заняты своими проблемами и мало уделяли внимания сыну. Он явно испытывал недостаток эмоционального тепла. Глядя на всегда озабоченное, недовольное лицо матери, Витя думал: «Что я плохого сделал, за что она сердится на меня?»

Какими могут быть последствия обучения Вити в школе?

Решение. Витя не понимает, что причина плохого настроения матери вовсе не в нем. В результате у него может возникнуть мысль о несправедливом к нему отношении взрослых. Придя в школу, такой ученик настороженно относится к мнению учителя о себе, уже заранее ожидая отрицательных оценок.

В данном случае большую роль играет умение учителя установить связь с учеником, переживать вместе с ним его успехи и неудачи. Сочувствуя возможным неудачам Вити, надо подробно объяснить, за что снижается оценка, а продвижения в учебе не забывать поощрять.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Важно иметь адекватную самооценку, что бывает далеко не всегда. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», «учитель злой» и т. д.

Ситуация. Детям 6–7 лет свойственна завышенная самооценка, они не умеют оценивать себя критически.

Какая самооценка обычно свойственна детям, имеющим трудности обучения?

Решение. Дети, считая себя маленькими, плохо успевая, оценивают себя низко. Заниженная самооценка является результатом постоянного давления взрослых, их неудовлетворенностью успехами ребенка, плохим поведением, трудолюбием и другими «грехами». Неуспех, неудачи, подчеркнутые родителями, рождают неуверенность, которая ведет к последующим неудачам. Постоянное отрицательное оценивание, постоянное одергивание взрослыми приводит к заниженной самооценке.

Стремлениеребенка занять новое социальное положение приводит его к образованию внутренней позиции школьника. Л. И. Божович определяет это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и обусловливает поведение и деятельность ребенка, всю систему его отношений к действительности, самому себе и окружающим людям.

Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.

Ситуация. У мамы Миши (6 лет) возникло тревожное чувство, когда она увидела, как увлеченно сын играет, вместо того чтобы готовиться к школе. Отчасти ее тревога понятна: чтобы пройти конкурс в престижную школу, ребенок должен уметь читать, считать, решать логические задачи.

Дайте психологический анализ сложившейся ситуации.

Решение. Главное в подготовке ребенка к школе – это развитость всех психических процессов, а значит, сформированность всех мозговых структур, а не просто умение читать, считать.

Отсутствие фантазии, неспособность рифмовать слова, неумение весело и интенсивно провести досуг, равно как и многие другие неумения и неспособности, которые выявятся значительно позже, связаны с тем, что в детстве ребенок мало играл. Редко родители руководили детской игрой и тем более хвалили ребенка за то, что он хорошо играет. Учеба, конечно, нужна, но она не должна подменять игру.

Путь к школе, взрослой жизни отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д. Б. Эльконин).

В зависимости от полноты прохождения дошкольного периода детства и своевременности начала обучения в школе могут быть фазы кризиса у детей 6–7 лет (табл. 2).


Социально-личностная готовность детей к школе как основа успешного обучения


Лаврентьева
Светлана Евгеньевна,
учитель начальных классов,
МБОУ
« Мелеховская СОШ №1»
Ковровского района
Владимирской области


Архив материала

Пояснительная записка.

В нормативно-правовых документах, обозначивших новые цели и задачи в дошкольном и начальном общем образовании, подчеркивается особая роль социально-личностного развития детей, как основного условия формирования социальной позиции, опыта социально-общественных отношений. Решение задач, обеспечивающих развитие у детей социально-личностных качеств на ступенях дошкольного и начального образования, является продуктивным при условии непрерывности и преемственности данного процесса.

В ФГТ одним из основных направлений является социализация, обеспечивающая достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

ФГОС подчеркивает, что начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении.

Социально- личностная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности. Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.

Важен целостный подход к решению задач социально-личностного развития в контексте преемственности между дошкольным и начальным образованием. В настоящее время выделяют следующие особенности социальной ситуации развития современных российских старших дошкольников: сокращается время, используемое для традиционных игр (сюжетно-ролевые, с правилами, развивающие); традиционные игры замещаются компьютерными играми и просмотром телепередач, родители стремятся начать систематическое обучение ребенка как можно раньше; наблюдается уподобление обучения дошкольников обучению младших школьников. По мнению Н. И. Гуткиной, эти особенности проживания дошкольного детства приводят к изменению общего уровня психологической готовности к школе у детей, поступающих в первый класс, несмотря на умение читать, писать и считать, большинство детей личностно не готовы к школе. Приведенные данные можно справедливо отнести и к ситуации, которая сложилась в образовательных учреждениях нашего региона.

Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь?

Возникла необходимость в составлении программы предшкольной подготовки, в основе которой положено активное взаимодействие учителя, воспитателя детского сада, родителей. Данная программа должна способствовать профилактике дезадаптации ребенка в период вхождения в школьную жизнь за счет своевременной диагностики и объективной оценки положительных и отрицательных факторов влияния на ребенка, учета психологической готовности ребенка к школе, уровня сформированности мотивационной и коммуникативной сферы, состояния здоровья на момент поступления в школу.

Это попытка, с одной стороны, помочь дошкольникам (и педагогам!) преодолеть все еще существующий во многих случаях барьер между двумя ступенями образования, а с другой стороны организовать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников в период предшкольного образования.

Программа предшкольной подготовки состоит из 3-х блоков, которые реализуются параллельно в течение одного учебного года. Мероприятия проводятся на базе образовательного учреждения МБОУ «Мелеховская СОШ№1 ,МБДОУ детский сад № 2 «Росинка», МБДОУ детский сад № 15 «Теремок» п. Мелехово Ковровского района.

Цель: создание педагогических и социально- психологических условий для формирования социально-личностной готовности к обучению в школе, в период предшкольного образования.

1.Проанализировать уровень социально-личностной готовности детей к обучению в школе и уровень адаптации.

2. Определить факторы, способствующие формированию социально - личностной готовности дошкольников к обучению в школе и на их основе разработать структуру программы по предшкольному образованию.

3. Разработать содержание всех блоков программы, на основе конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагоги ДОУ и школы, дети, родители).

4. Разработать систему мониторинга, позволяющую оценить эффективность реализации программы.

Технология.

На начальном этапе работы по проблеме опыта проводилась диагностика исходного уровня развития социально-личностной готовности к школе, первоклассников. Использовалась «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7лет к школьному обучению», разработанная Н.И. Гуткиной. Эта методика позволила выявить уровень развития мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер первоклассников. Из полученных результатов видно что, уровень подготовки детей находится на одном уровне на протяжении четырех лет с 2008-20011 годы. Недостаточно сформирована внутренняя мотивация к обучению, произвольное владение речью, умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, информированность. (Приложение 1.1)

Выявлен уровень заинтересованности родителей в предшкольной подготовке. Ясно видна необходимость повышения уровня социально-личностной готовности к школе.


Личностная готовность к школьному обучению заключается в формировании внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д.Б.Эльконин)

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст.

Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной).

Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И.Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку, но на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы производительности. Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

К шести годам ребенок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Активно развивается в этот период самооценка – важная форма проявления самосознания.

Самооценка 6-летнего ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. В оценке своих достижений, например в рисовании, он может оценивать себя правильно, в овладении грамотой – переоценивать, в пении – недооценивать себя. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога.

Обнаружена зависимость осознания собственных качеств и качеств сверстников от воспитательной работы. Дети, прежде всего, осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого.

Дети с высокой самооценкой чувствуют себя в классе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку. Однако существует и другая крайность – чрезмерно завышенная самооценка, которая может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.

Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить успех в деятельности малоактивным шестилеткам, не пользующимся значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе.

Познание себя самого наряду с познанием окружающего мира – необходимое условие для развития ребенка. Центральная регулирующая функция самопознания – это осознание своего желания и действия как способа осуществления этого желания, что связано с формулированием ребенком цели своего поступка, способностью сохранить эту цель и практически реализовать ее.

Представление 6-летнего ребенка о себе уже довольно адекватно отражает его ценностную сферу. Почти все дети этого возраста осознают сферу своих предпочтений: 1) отношения к себе окружающих; 2) общения; 3) деятельности; 4) нормативного отношения к действительности; 5) реально-практического функционирования.

Наиболее низкий уровень осознания себя проявляют дети с ценностью реально-практического функционирования (любящие помогать кому-либо, выполнять поручения, дежурить и т. д.).

Особенности самооценки тесно связаны с характером представления ребенка о себе. Дети, выделяющие себя, свое «Я» через сферу деятельности, резко завышают свою самооценку. У детей же, выделяющих себя через сферу отношений, самооценка оказывается либо заниженной, либо (что редко) адекватной.

Важно способствовать осознанию ребенком собственных потребностей, побуждений и намерений, отучать его от привычного функционирования, приучать контролировать соответствие выбранных средств реализуемому намерению.

По сравнению с дошкольниками 6-летний ребенок лучше осознает свои поступки: зачем и почему он их совершает, лучше осознает и свое отношение к окружающему миру. У него появляются новые мотивы. Какие же мотивы оказывают существенное влияние на поведение 6-летнего ребенка?

Это, прежде всего, мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожим на них. Дети интересуются новыми для них видами деятельности – играми, конструированием, трудом и др. Познавательная потребность – одна из наиболее значимых, заметных в этом возрасте. Однако она развивается и проявляется у шестилеток по-разному: у одних она имеет ярко выраженную «теоретическую» направленность, у других – «практическую».

Еще одна важная группа мотивов – установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и школе. Это делает шестилетку особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает желание выполнять их требования, правила, устанавливаемые ими. Кроме того, дети стремятся завоевать и благосклонность, симпатию детей, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе.

Мотивом деятельности 6-летних детей нередко выступают и мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение. Они проявляются в притязаниях ребенка на главные роли в играх, на роль отличника в школе, в обидах ребенка или его радости при достижении успеха в нелегком деле, признании его достоинств, а порой и в приписывании себе, не существующих пока положительных качеств, в капризах. На основе стремления к самоутверждению у детей возникает и соревновательный мотив – выиграть, победить, быть лучше других.

В школе притязания на признание реализуются главным образом через успеваемость. Поэтому все другие успехи, создающие статус ребенка в глазах других и его собственных глазах, уже не имеют такого значения, как школьная оценка.

У ребенка шести лет непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют друг друга. Особенность их в том, что они переживаются как неотложное хотение. Однако дело этим не ограничивается: неотложное хотение так сильно, что заставляет малыша сразу же приступать к его удовлетворению, действовать, не подумав предварительно о том, что за этим может последовать.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, с учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

Дети, предпочитающие играть со взрослым или общаться с ним по поводу конкретных вещей, не способны долго слушать учителя, часто отвлекаются на посторонние раздражители. Они, как правило, не выполняют задания учителя, а заменяют их своей собственной задачей. Поэтому успешность решения задач у таких детей крайне низкая. И напротив, дети, которые в свободном обращении могут отвлекаться от конкретной ситуации и общаться со взрослыми на более или менее общие темы, более внимательны во время занятий, с интересом выслушивают задания взрослого и старательно их выполняют. Успешность решения задач у таких детей значительно выше.