Психология общения учителя с родителями учащихся. Педагогический совет "общение воспитателя с родителями вопитанников"

Наталья Булгакова
Консультация для воспитателей «Всегда ли правильно мы разговариваем с родителями?»

Всегда ли правильно мы разговариваем с родителями ?

Известно, что детский сад – учреждение, которое помогает родителям воспитывать своих детей . Но эту задачу про – настоящему можно осуществить лишь в том случае, если между воспитателями группы и родителями есть полный контакт , взаимоуважение, доброжелательность, доверие.

Контакт и авторитет воспитатель завоюет и установит только своей добросовестной работой с детьми и умением разговаривать с родителями , а именно – вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре , даже если в душе, все совсем наоборот. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей .

Но говоря откровенно есть воспитатели , особенно молодые, которые совершенно не придают значения умению разговаривать с родителями . Не раз можно услышать из уст воспитателя «Вы почему так поздно пришли за Сашей! У меня рабочий день уже давно закончился!» или «Купите ребенку эту тетрадь по развитию мелкой моторики рук и принесите завтра». Как хотят общаться родители с такими воспитателями , наверное уже понятно.

Очень часто можно увидеть такую ситуацию : Воспитатель видит идущую за ребенком мать и говорит «Саша, беги встречай маму» . Тот не попрощавшись, бежит к матери. Вместо того чтобы использовать такую встречу для разговора о ребенке , о его успехах, поведении, дежурстве, педагог «спихнула» малыша со своего попечительства и рада, что одним уже меньше. Часто неопытные педагоги при уходе детей домой начинают жаловаться родителям на детей : один пролил компот – такой неаккуратный, другой хуже всех нарисовал, этот плохо складывает одежду, не умеет завязывать шнурки… И вот приходят усталые, озабоченные своими проблемами родители и начинают выслушивать жалобы на ребенка. Это в первую очередь оценка работы самого воспитателя . Чуткий, внимательный педагог поймет, и знает где и какому родителю что сказать , ведь пролить компот может и взрослый. Если ребенок что – то плохо делает, тот вот он повод поговорить с родителями , тем найти можно огромное количество, лучше всего начинать с малейших успехов ребенка в любом деле, в поведении, учебе, дружбе с товарищами, вежливости со старшими.

Безусловно, нужно разговаривать с мамами и папами и о срывах в поведении ребенка, его, быть может, замкнутости, эгоистичности, недружественных поступках и т. д. Все зависит от того, как это будет говорится. Беседовать надо спокойно и требовательно. Если ребенок в 5 – 6 лет не умеет сам есть или одеваться, завязать шнурки и т. д., об этом надо непременно сказать родителям и предложить им побольше дома обращать на это внимание – общими усилиями детского сада и семьи обязательно будет достигнут положительный эффект. Драчливого шалуна будем вместе отучать от этого недостатка и об успехе затем расскажем взрослым. За малыша дома все делаю взрослые : одевают, кормят, убирают игрушки и он отказывается дежурить – предложить родителям привлекать ребенка к труду, не выращивать из него лентяя. О малейших успехах в борьбе с этим недостатком потом так же следует рассказать. Это пойдет на пользу, ребенок будет стараться еще больше, а родители помогать ему . Глубоко думающий и работающий с интересом воспитатель всегда найдет , о чем поговорить с родителями . В начале своего профессионального пути каждый педагог не придает огромного значения разговорам с родителями , но постепенно с годами, с приходом опыта убеждаются как эти беседы важны. Вот примеры подтверждающие это.

Сережа был очень умным мальчиком, в группе был лидером, всегда самый первый , с ним интересно было общаться как взрослым педагогам, так и сверстникам. Но один большой минус был у мальчика, он очень был ленив, на многие уговоры педагога помочь сложить игрушки, расставить стульчики аккуратно в группе, помочь одеться младшим детям, он отвечал что не хочет, или просто не выполнял просьбы и поручения педагога. После неоднократных бесед с мамой было выявлено, что он и дома ничего не хочет помогать и как приучить ребенка к труду они не знали. Постепенно педагог и родители наметили совместный путь работы с ребенком по приобщению его к трудовой деятельности. Ежедневно воспитатель давала рекомендации : привлекать родителей к собственному показу, организации труда дома совместно ребенка с родителями , устраивать трудовую деятельности в форме соревнований, или каждый раз поощрять ребенка указав на то, что он внес неоценимый вклад в общее дело семьи. Так постепенно у Сережи начал проявляться интерес к выполнению трудовой деятельности, ему настолько стало интересно выполнять трудовые действия, что просить и привлекать его дважды не приходилось. Казалось бы, что такое беседы с родителями ? Мелочь? Вряд ли. В воспитании мелочей нет . Таких примеров в дошкольном воспитании огромное огромное количество. Каждый правильно организованный разговор с родителями очень много значит . Жаль только, что искусство этого разговора постигается с годами и опытом.

Работая с детьми, воспитатель оказывает свое влияние и на родителей . Это влияние должно быть только положительным, созидательным. Воспитатель призван быть не только лицом официальным, но и другом родителей , другом, который даст добрый совет. Особенно нужен добрый совет молодым родителям . Зная из практики, что они порой прислушиваются больше к рекомендациям опытного воспитателя , чем к советам близких родственников.

Хочется посоветовать начинающим воспитателя : не смущайтесь, если не все будет сразу получаться. Знания, терпение, желание делать доброе, опыт, который приходит с годами, научит вас разговаривать с родителями так , как полагается настоящему педагогу.


Многие педагоги сами растят детей и тем не менее, находясь в позиции учителя, забывают о страхах и противоречивых чувствах родителей, пришедших в школу – на родительское собрание или для личной беседы. Чтобы обсуждение проблем ребенка стало по-настоящему конструктивным, необходимо учитывать потребности родителей и строить взаимодействие, опираясь на это знание.

Родительская тревога

Уже давно в педагогических кругах стало расхожей фразой: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров того, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов учителя со словами «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, кто-то беспомощно жалуется: «Я ничего не могу поделать».

Почему же возникают трудности во взаимодействии школы и семьи ? Для ответа на этот вопрос важно представить, в каком эмоциональном состоянии находится родитель, который сам или по приглашению учителя пришел в школу поговорить о своем ребенке.

Родительское отношение к ребенку включает два тесно связанных аспекта: с одной стороны, родитель любит и принимает своего ребенка таким, какой он есть, а с другой – ему необходимо гордиться ребенком, важно, чтобы он был успешен . К неудачам и трудностям ребенка любой родитель относится лично, пристрастно, поскольку он в какой-то степени воспринимает их как показатель своей собственной успешности: если мой ребенок благополучен, значит, я хороший родитель. Родитель никогда не сможет относиться к своему ребенку так же объективно и беспристрастно, как это делает педагог.

Для мамы и папы обсуждение трудностей ребенка – очень непростая ситуация, которая сопровождается сильными эмоциональными переживаниями: родитель может тревожиться, что с ребенком что-то не так, стыдиться того, что он недостаточно много делает для ребенка, бояться осуждения со стороны учителя. С этими эмоциями необходимо как-то справляться, причем способы могут быть разные. Так, одни родители не обращают внимания на проблемы ребенка, другие – возлагают ответственность на школу, третьи начинают нападать на учителя. Негативное эмоциональное состояние родителя может быть вообще не связано с тем педагогом, с которым мама или папа разговаривают в данный момент. Родительская тревога, как правило, вызвана прошлым опытом (возможно, какой-то учитель или воспитатель довольно некорректно или даже резко отозвался о ребенке или воспитательной стратегии родителя), детскими воспоминаниями (может быть, его собственный первый учитель был излишне строгим, и память о нем всё еще вызывает болезненные переживания).

Взаимодействие родителя с собственным ребенком, восприятие им своего сына или дочери – это эмоциональный процесс, нагруженный детским опытом родителя, его ожиданиями от ребенка, отношением к нему, что делает родителя мало чувствительным к логическим доводам и аргументам. Например, учитель говорит: «Ваш ребенок быстро устает, ему тяжело у нас учиться», а родитель слышит в этом: «Ваш ребенок не такой способный, как другие дети».

Основа взаимопонимания

Таким образом, родители, с которыми учитель или классный руководитель общается по поводу трудностей ребенка, испытывают различные негативные переживания, причем у кого-то они будут едва заметными, а у кого-то – исключительно сильными. И успешность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от того, удается ли ему построить взаимодействие с учетом состояния родителя.

Представим себе первоклассника, который впервые переступил школьный порог. Ему тревожно, неловко, он не знает, как себя поведут учителя и другие дети. Учитель, с пониманием относящийся к переживаниям ребенка, помогает ему почувствовать себя комфортно в новой обстановке. Если же педагог безразличен к состоянию первоклассника, не оказывает ему никакой поддержки, то ребенок, скорее всего, будет его бояться, но не будет ему доверять.

Нечто подобное происходит и в работе с родителями: им также некомфортно, и основа продуктивного взаимодействия между семьей и школой – контакт и доверие. Ни в коем случае не следует ожидать от родителя немедленного согласия с мнением педагога и/или психолога о наличии у ребенка тех или иных трудностей. Прямая конфронтация («Неужели вы сами не видите, что он…») не будет продуктивной и не приводит к сотрудничеству.

Чего же хочет родитель от учителя или классного руководителя?

Родителю хочется получить поддержку. Для одних родителей важно признание того, что они действительно много делают для ребенка, для других – понимание, как нелегко им приходится порой.

Для родителя важно, чтобы учитель был с ним заодно, был его союзником. Ощущение, что твой ребенок учителю небезразличен, что педагог стремится позаботиться о нем, – важнейший фактор в формировании контакта.

Родителю необходимо убедиться, что с его ребенком все в порядке. (Психологи знают, что очень часто родители, приводящие детей на консультацию, спрашивают: «Скажите, с ним все в порядке, он не хуже, чем другие?»)

Родитель хочет получить от учителя конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации. Зададим себе вопрос: от кого или от чего зависят контакт и взаимопонимание между родителями и педагогами?

Конечно, большое значение имеют личностные особенности родителей, их изначальная позиция по отношению к школе. Однако немаловажную роль в этом играет и поведение самого учителя. Зачастую готовность родителя прислушиваться к словам педагога, стремление выполнить его рекомендации связаны не столько с тем, что говорит учитель, сколько с тем, как он это говорит. И самые замечательные слова могут пропасть втуне, если они звучат осуждающе или оценивающе. Учителя ищут подход к детям, стремятся найти самые понятные слова, привести самые точные примеры. То же самое будет справедливо по отношению к родителю. Поэтому давайте рассмотрим некоторые психолого-педагогические приемы, которые помогают установить контакт с родителем и добиться с ним взаимопонимания.

Приемы конструктивного взаимодействия

Итак, что учителю важно сделать и на что обращать внимание при обсуждении трудностей ребенка?

Прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Конечно, беседа классного руководителя с родителем – не психологическая консультация, однако выражение сочувствия всегда уместно. Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме. «Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает.

Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда учитель говорит: «У многих пятиклассников ухудшается успеваемость», – это помогает родителю почувствовать, что не только его ребенок проблемный.

Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит учитель маме, и она чувствует себя признанной и понятой. Также полезно акцентировать воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия, например, можно сказать: «Ваш авторитет для ребенка очень велик», «У вас с ребенком прекрасный контакт, он вам очень доверяет».

Очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее образование», – он становится для родителя союзником, а не противником.

Также очень эффективный прием, особенно если педагогу или классному руководителю необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта». Педагог и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и учителю никогда не удастся увидеть ученика таким, каким его знают мама или папа. Когда важно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».

При обсуждении стратегии помощи ребенку важно давать конкретные и понятные рекомендации. Общие слова и размытые формулировки ни к чему не приведут. Для того чтобы родитель начал себя вести по-другому, нужно обсудить конкретные поведенческие модели и примеры ситуаций. Например, педагог уверен, что родитель чрезмерно заботится о ребенке, тем самым препятствуя его самостоятельности. Если сказать родителю: «Поймите, что он уже взрослый», «Нельзя же о нем все время так беспокоиться», при всей справедливости подобных рекомендаций выполнить их он не сможет. Лучше сказать: «Вашему сыну очень важно научиться быть более самостоятельным. Давайте обсудим, в каких областях его жизни вы могли бы дать ему больше независимости и как именно эта независимость будет проявляться».

После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации классного руководителя в реальную жизнь.

Типичные ошибки в общении с родителями

Каковы главные помехи в конструктивном общении и чего педагогу лучше не делать в беседе с родителями?

Взаимодействию педагога с родителем мешают оценочные высказывания. «Вы слишком давите на ребенка», «Вы с ним излишне мягки» – подобные высказывания могут быть справедливы по сути, но совершенно не воспринимаются родителями. Если необходимо подчеркнуть неэффективность каких-то воспитательных стратегий, лучше сделать это в описательной форме, например: «Смотрите, что получается: когда ребенок испытывает сомнения, вы быстро подсказываете ему решение, и у него нет необходимости искать это решение самому».

В практической деятельности зачастую принято искать причины трудностей ребенка в поведении родителей. Однако научные исследования далеко не всегда это подтверждают, да и родители часто говорят что-нибудь вроде: «Он таким родился».

Очень большое значение в формировании поведения ребенка принадлежит врожденным особенностям его нервной деятельности. Так, одни дети эмоционально устойчивы, а другие – крайне восприимчивы к различным внешним воздействиям. Американские психологи сейчас часто употребляют формулировку «дети с трудным темпераментом». Поэтому важно искать не столько причины проблем ребенка, сколько оптимальные способы взаимодействия с ним. Можно не оспаривать имеющиеся у родителя воспитательные установки или методы воздействия на ребенка, но подчеркнуть их несоответствие специфике ребенка. В этом случае уместно сказать: «Это замечательный прием, но не для вашего ребенка».

Можно ли сказать, что использование этих приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, в том числе детский, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с учителем. Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата. Однако в большинстве случаев, если педагог постарается действовать осознанно, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.

Марина Чибисова, к.психол.н., доцент МГППУ

Вопрос, честно говоря, наболевший и выстраданный.

Любому родителю приятно, когда к ребёнку в детском саду относятся с вниманием, что, к сожалению, бывает не часто.

Отвели с утра ребёнка в сад и всё - как он там, что... остаётся лишь догадываться или выпытывать.
Воспитатель - не приходящая няня - не выбираешь. Слава Богу, хоть место в саду досталось... Но мысли всякие посещают, переживаешь - как он там, что делает, не обижают ли, как покушал, как поспал...

Есть воспитатели абсолютно толерантные к родителям - сами всё расскажут, подскажут, и детки к ним тянутся, и родители довольны. Но, такие Мери Поппинс, всё-таки встречаются всё реже.

Вот и возникает вопрос - как наладить с воспитателем настолько доверительные отношения, чтоб не приходилось догадываться о причинах плохого настроения своего малыша или о том, где, когда и при каких обстоятельствах появилась у него на лбу здоровенная шишка...

В общем, пошагово...

1. Общайтесь с воспитателем на-равных.

К сожалению, многие родители не могут уловить эту тонкую грань, общаясь с воспитателем свысока (бывает, при детях называя его "воспиталка", "эта", даже дают прозвища), либо излишне любезничают (а то к ребёнку будет плохо относится).

Из этого вытекает следующее правило:

2. Не давайте шанса интересующим Вас небольшим проблемам перерасти в большие претензии .

Ваше недовольство должно быть конкретно сформулировано и донесено до воспитателя своевременно.

Не дали роль на утреннике?
Узнали о конфликте с другим ребёнком?
Порвали новенькую футболку?
Узнали от ребёнка, что его наказывают?

Всё это повод для разговора, который имеет смысл, что говорится "с пылу, с жару" - во-первых, пока проблема актуальна и про неё никто не забыл, во-вторых, во избежание повторения подобных ситуаций.

Но!!! Делаем это максимально корректно, спокойно, без излишних эмоций, однако, ваш диалог не должен стать бессмысленным сотрясанием воздуха - важен результат. Если воспитатель пообещал "выяснить", не давайте шанса "замять" ситуацию. Обязательно найдите ответ на свой вопрос.

3.Приводя утром ребёнка в садик, поинтересуйтесь, чем сегодня дети будут заниматься .

Во- первых, если они будут, например, лепить, то дома пластилин сегодня можно отложить, заняться, например, разгадыванием загадок и т.п.
Во-вторых, воспитатель со временем привыкнет к Вашему живому интересу к жизни ребёнка в саду и начнёт сам с утра встречать Вас рассказом о предстоящем дне.
В-третьих, забирая ребёнка из сада, Вы можете с ним обсудить, что и как у него получилось, выявить,какие трудности вызвало задание, у кого получилось лучше/быстрее/больше.

4. Если есть проблемы любого плана - ребёнок плохо спал ночью, недомогает, капризничает - обязательно поговорите с воспитателем с утра, объясните причину Вашей озабоченности, попросите быть снисходительнее к ребёнку, будьте на связи - не стесняйтесь позвонить в течение дня, узнать как дела, предложите воспитателю при возникновении проблем позвонить Вам.

5. Забирая ребёнка из садика в конце дня поинтересуйтесь у воспитателя "как моё солнышко сегодня? "

Не ждите полного отчёта, но если были проблемы, Вам обязательно скажут.
Плохо себя вел?
Пообещайте поговорить дома - при чужих людях (будь то взрослые или дети) проблему не обсуждайте, дайте шанс ребёнку дома всё Вам рассказать и объяснить, отложите воспитательный процесс, устройте "тет-а-тет".
А может, наоборот, похвалят - тогда и Вы похвалите - воспитатель должен видеть, что его слова Вам небезразличны, да и ребёнку мамина поддержка всегда необходима.

Да, и ещё...
Все эти советы будут лишены смысла, если мама не в настроении, угрюма, замкнута...
Переключаемся на позитив - будем улыбаться, радоваться жизни...

Давайте растить наших деток в атмосфере любви, уважения, внимания и понимания.

ПРЕТЕНЗИИ К ВОСПИТАТЕЛЯМ ВОЗНИКАЮТ У МНОГИХ РОДИТЕЛЕЙ. ВПРОЧЕМ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ МОГУТ ПРАВИЛЬНО ПОВЕСТИ БЕСЕДУ. А НЕКОТОРЫЕ И ВОВСЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ УМАЛЧИВАТЬ СВОЕ НЕГОДОВАНИЕ ИЗ-ЗА БОЯЗНИ НАНЕСТИ ВРЕД СВОЕМУ РЕБЕНКУ. ОДНАКО КРИТИКА ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНОЙ, ГЛАВНОЕ - НЕ ДЕЛАТЬ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК.

Когда малыш начинает ходить в детский сад, его родителям предстоит привыкнуть к тому, что в воспитании их ребенка станут соучаствовать иные взрослые, не являющиеся членами семьи. Воспитатели, при умелой совместной работе и почтительном диалоге с ними, смогут стать незаменимыми союзниками и помощниками в воспитании малыша. Они же смогут перейти в обвинителей либо полностью равнодушных к вашему малышу людей. Какой сценарий разыграется в последствии, во многом зависит от вас.

НЕ ОСУЖДАЙТЕ

«По какой причине вы вывели малыша гулять, не надев ему под футболку майку?», «Отчего вы сегодня сделали высказывание моему сыну, ежели драку спровоцировал не он?», «Зачем вы ее постоянно отсаживаете?» - данные вопросы родителей, заданные с ужасно утаиваемым возмущением, способны указать воспитателю, как он некомпетентен в их глазах. Всякое похожее высказывание передает воспитателю отчетливую мысль о том, что он работает ужасно и непрофессионально. А это подевает, отвергает и совершенно не мотивирует меняться в наилучшую сторону, в том числе и ежели в этом есть справедливая потребность. Разумеется, что ни один специалист никак не застрахован от оплошностей в своём занятии. И грубо обратить на них без усилий спокойно узнать обстоятельства - значит гарантировать себе в дальнейшем дистантные и весьма прохладные взаимоотношения с людьми, которые играют, занимаются, гуляют и общаются с вашим чадом 5 дней в неделю. Осуждающая и обвиняющая позиция родителей по отношению к воспитателю скоро впитывается малышом. И тогда уже - жди неповиновения в группе, капризов и нежелания ходить в сад.

В случаях, если вы сомневаетесь в правильности поступков воспитателя либо усмотрели в его работе бесспорный «недостаток» (к примеру, малыш отправился прогуливаться с группой в зимнее время без варежек), инициируйте встречу с воспитателем для того, чтоб обговорить случившееся. Для этого просите воспитателя предварительно выделить время для разговора, а во время беседы спокойно (удерживайтесь от упреков и претензий) обозначьте факты, которые вас волнуют. К примеру: "Вчера я заметила, будто Иван прогуливался без варежек", либо «Оля сообщила, будто вы ее наказали». Предоставьте воспитателю право сказать и обрисовать собственное видение ситуации. Отчетливо обозначьте свою стремление сотрудничать и решать проблемы совместно, а не с позиции осуждающего и ворчливого родителя. Фразы: «Я знаю, обстоятельство, когда вам необходимо собирать на прогулку 30 деток, нелегкая. Как именно я могу поспособствовать тому, чтобы Иван в будущем гулял в варежках?» либо «Безусловно, разобраться кто именно прав, кто виноват в детской ссоре тяжело. Что мне важно пояснить дочке, чтоб в дальнейшем вам не доставалось ее наказывать?» - содействуют укреплению совместной работы с воспитателем и может помочь исключить проблемных ситуаций в дальнейшем.

НЕ КОНТРОЛИРУЙТЕ

«Что сегодня ел мой ребенок? С кем он игрался на прогулке с утра? А на прогулке к вечеру? А сколько вертелся до того, как заснуть? Как он вел себя на утренних занятиях?» - подобными детализированными вопросами отдельные родители засыпают воспитателя ежедневно. Узнаются, следят под окнами, вызнают у других. Необходимость быть в курсе любого поведение воспитателя возникает в семьях, беспокоящихся и неизменно переживающих за малыша. В собственном беспокойстве родители частенько не обращают внимание, до какой степени утомляют воспитателя и забирают его личное время. Осуществляя контроль, они непроизвольно и в то же время ясно показывают сомнение к действиям воспитателя и его компетентности, что расстраивает взаимопонимание.

Само по себе рвение родителя быть в курсе того, что делается с ребенком, достойно поддержки. Для того чтобы осознавать, каково вашему ребенку в саду, хватит за глаза обратиться к воспитателю вечером с одним «обширным» вопросом. К примеру: «Как сегодня Александра?» либо «Как у Кати прошел день?». Воспитатель самолично отдаст предпочтение тому основному, что нужно до вас донести. В остальном - полагайтесь опыту и профессионализму воспитателей, а еще своей возможности совладать с ситуацией, если внезапно вам что-то не удалось своевременно проследить.

НЕ КОНФЛИКТУЙТЕ

Расхождения и спорные моменты появляются в каждом взаимодействии. В том числе между воспитателями и родителями. В случае если станете стоять на своей правоте, не будете давать воспитателю шанса выразить собственную точку зрения, станете повышать голос и показывать недовольство каждый раз, когда ощутите, что что-то в саду порождает ваше внутреннее разногласье, вы ступите на скользкую дорожку. Однако вправду, ежели малыш за драку был посажен на стул в стороне и выставлен из совместной игры, можно втянуться в форменное возмущение и раздуть громкий скандал... Однако в результате вы утратите с воспитателем всякую взаимосвязанность и помимо скупого утреннего «здравствуйте» вам более не о чем станет разговаривать. Задумайтесь, необходимы ли вам подобные взаимоотношения?

Но, ежели вы наблюдаете, что воспитатель очевидно раздражен на вашего малыша и в открытую высказывает свое возмущение вам как родителю, пристально выслушайте воспитателя, стремясь осознать причину его гнева. Применяйте фразы: «Да, я вас понимаю», «Понимаю, как его плач сегодня утомил вас», «Трудно, если дети незамедлительно лезут драться». Это дает воспитателю впечатление того, что его понимают, выслушивают его мнение, а не бросают один на один с трудностями в группе. Это содействует уменьшению напряжения в разговоре. Продемонстрируйте воспитателю решимость решать ситуацию со своей стороны во фразах: «Я непременно побеседую с сыном дома», «Как родитель я задумаюсь над тем, как избежать похожих случаев». Узнаете у воспитателя напрямик, в чем он видит вашу помощь и как вы могли бы посодействовать для решения создавшихся трудностей.

НЕ ЖАЛУЙТЕСЬ ЗА СПИНОЙ

Ежели родители, располагая определенными вопросами по пребыванию малыша в группе, предпочитают улаживать их «сверху», исключая откровенный разговор с воспитателем, - подрыва доверия во взаимоотношениях не избежать. Ничто так не оскорбляет воспитателя как поданная «за спиной» жалоба выше. Составить ее прогрессивным родителям не составляет труда. Заведующая, районный отдел образования, соответствующее министерство, администрация президента в конце концов - все они несомненно выяснят о проблеме, получив лаконичный емэйл. А дальше - по факту каждого обращения на любой уровень руководства обязана быть проведена кропотливая проверка. Она крадет у воспитателей время, срывает обычный ход работы и призывает досаду от признания того факта, что, обратись родители конкретно в группу, - ситуация решилась бы скорее и проще. Обида, недопонимание, чувство предательства, а иногда и беззащитности - те ощущения, которые вспыхивают в воспитателе, столкнувшимся с попыткой родителей урегулировать проблему «на высшем уровне». Недоверчивость и желание удерживаться дальше, которое впредь эти родители будут вызывать у воспитателя, иногда сказываются и на ребенке. Такого, как понимают воспитатели, самое лучшее вообще не беспокоить. Во всех, в том числе и наиболее позитивных значениях этого слова. А то вдруг опять нажалуются.

Ежели предки недовольны воспитательными приемами воспитателя, эффективнее выделить время и увидеться с воспитателем, чтоб вразумительно, воздерживаясь от упреков, обозначить неблагоприятные факты и порекомендовать воспитателю сообща подумать над тем, как устранить проблему. Только в том случае, если подобный разговор с воспитателем ничего не даст, важно обратиться к заведующему либо его заместителю для того, чтоб обговорить образовавшуюся проблему. Обладая большим опытом управления педагогическим коллективом сада и самостоятельной работы с детьми, они могут изрядно содействовать тому, чтоб поступки воспитателя менялось в лучшую сторону.

НЕ ИГНОРИРУЙТЕ СЛОВА ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Нахождение малыша в саду связано с необходимостью следовать правилам группы, следовать режиму и выполнять требования воспитателей. Ребенок обучается этому с течением времени. И на данном пути воспитатель может обращаться к родителям с просьбами. К примеру, обучать малыша дома пользоваться столовыми приборами и без помощи других одеваться, осваивать с ним спокойные игры, прививать культуру общения без драк. Так ребенку легче привыкнуть к саду, а воспитателю - к ребенку. Когда родитель игнорирует пожелания воспитателя и оставляет его один на один с вопросами воспитания ребенка, это усложняет работу, а отдельные ситуации и вовсе делает неразрешимыми. Игнорировать рекомендациями воспитателя нужно лишь тогда, когда вы согласны лишиться с ним контакт и хотите явно сделать упор свое неуважение к его опыту и педагогическому профессионализму.

Ежели требования воспитателей никоим образом не сходятся с вашей философией воспитания, задумайтесь, а действительно ли вам необходим детский сад. Исторически созданный с целью развития в ребенке «нормативных» (общепризнанных, ожидаемых, поддерживаемых) методов поведения, общения и познания мира, сад задает одинаковый, общий уровень запросов для посещающих его деток. Ежели вам они претят, воздержитесь от напрасных усилий поменять систему и, забрав малыша из учреждения, задумайтесь, какие прочие методы организации его воспитания вам приемлемы. В данный момент таких немало: и частные развивающие клубы, и платные группы, и детские центры с всевозможными педагогическими системами.

Цель: п овысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Ход:

Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!»

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.

1 . "Очень я собой горжусь, я на многое горжусь". Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом.

2. "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача". Положив на лоб левую ладонь, затем правую.

3. "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".

Потирая ладонь о ладонь.

4. "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего". Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо.

5. "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо". Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками

6. "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу". Руки на поясе, делая наклоны вправо – влево.

7. "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна". Руки на поясе наклоны вперед-назад.

8. "Я бодра и энергична, и дела идут отлично". Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге.

9. "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается". Сложив руки в замок, делая глубокий вдох.

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

На мгновение включим фантазию и представим себе.... /Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная... И хочется сказать, что такое просто невозможно.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Примерный кодекс общения:

Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.

Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

2. Банк идей.

Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?

3. Три «Я».

Воспитатель несёт ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного: речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему.

Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно, прежде всего, выбрать тональность, соответствующую тактике общения. Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке «живут» три «Я».

Родитель

Ребенок

Взрослый

Общее поведение

1. Автоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное. 2. Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое

1. Не заботясь о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное. 2. Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное, жалующееся, придерживающееся правил. 3. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное

Раскрепощено, по-деловому, объективно, внимательно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, задавая открытые вопросы, задумываясь

Типичные фразы

1. «Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Как ты только можешь», «Сколько тебе говорить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обращаться!», «Прекрати это сейчас же!». 2. «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сделаю за тебя»

1. «Я хочу», «Я бы очень хотел», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Высший класс!, «Мне без разницы», «Так тебе и надо». 2. «Я не верю в свои силы» «Я не смогу это сделать», «Я боюсь», «Я попробую», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». 3. «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое», «Проклятье!»

Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему? Высказывания: возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, др. все, что допускает возможность дискуссии

Интона-ция, манера говорить

1. Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, цинично, саркастически, с нажимом. 2. Тепло. успокаивающе, сочувственно

1. Громко, быстро, захлебываясь, печально. 2. Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно. 3. Гневно, громко, упрямо, угрюмо

Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко

Жесты

1. Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены. 2.Поглаживание по голове

1. Напряженный или расслабленный корпус, рассеянность. 2. Опущенные плечи, склоненная голова, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил. 3. Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова

Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед

В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трёх названных позиций, что определяется особенностями характера. Педагогу, вступающему в контакт с родителями, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции с учётом ситуации и того, что позиция «взрослого» является наиболее диалогичной.

Упражнение на изменение ролевой позиции в общении (каждую фразу произнести во всех трёх ролях) :

1. «Когда-нибудь вы поймёте, что мои требования к ребёнку были справедливы».

2. «Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребёнке».

3. «Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании».

1. Извините, если я помешала…

2. Я бы хотела…

8. Вы хотите…

11. Как вы знаете…

Упражнение «Желаю Вам...»

Цель упражнения: развитие умения доброжелательного общения с родителями.

Процедура выполнения

Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.

В конце ведущий может отметить, что самым лучшим компли-ментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребен-ке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Анализ упражнения

1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?

2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

4. Объясните значение слов:

4. Проведение беседы с родителями по инициативе воспитателя.

1. Постановка психологической цели.

– Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?)

При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.

2. Организация начала диалога.

Церемония приветствия.

Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени–отчеству.

3. Установление согласия на контакт. Это означает, что воспитатель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

4. Создание обстановки диалога заключается в том, что продумывает продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы воспитатель сидел, а родитель стоял, или чтобы учитель сидел за своим столом, а родитель – на детском стульчике.

Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.

Жесты и позы должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).

Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка ), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка ), вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.

Вызывая родителя для беседы, воспитатель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям дошкольника и дать возможность высказаться им.

Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут»), а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

Факты о поведении, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».

Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта) или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».

Воспитатель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.

Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

От воспитателя требуется умение слушать. После того как воспитатель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого о воспитаннике и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

Свое участие в диалоге можно выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.

Конкретные советы должны даваться воспитатель только в том случае, если родитель просит у него совета.

Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога. Воспитателю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания-«резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.

Прощаясь с родителем, воспитателю следует, обращаясь к нему по имени–отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

5. Проведение беседы воспитателем по инициативе родителей.

1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)

Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?

Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, воспитателю вместо избежания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.

Таким образом, педагог дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.

1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.

Следите за своей позой!

Выражение воспитателем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены поведением (имя ребенка) «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.

Воспитателю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов.

Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение воспитателя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.

Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области воспитания и развития его ребенка.

Закончить беседу следует также по инициативе воспитателя.

6. Итоги практикума.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Упражнение «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями»

Найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.

Найти «нежелательные» фразы и смысловые пары к ним.

1. Извините, если я помешала…

2. Я бы хотела…

3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…

4. Вам будет интересно узнать…

5. Я бы хотела ещё раз услышать…

6. Мне представляется интересным то, что…

7. Я пришла к такому выводу, что…

8. Вы хотите…

9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…

10. Давайте с вами быстро обсудим…

11. Как вы знаете…

12. Хотя вам это и не известно…

13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…

14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…

15. А у меня на этот счёт другое мнение…

16. Конечно, вам уже известно…

17. Вы, наверное, об этом уже слышали…

Работа над правильностью речи.

1. Прокомментируйте ошибки в выражениях:криминальное преступление, памятный сувенир, первая премьера, хронометраж времени.

2. Устраните многословие в выражениях:каждая минута времени, впервые познакомиться, ошибочное заблуждение.

3. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами:сравнять и сравнить; экономный и экономичный; одинарный и ординарный; акционерный и акционерский; хозяйничать и хозяйствовать;

4. Объясните значение слов:импортировать, конфиденциально, адекватный, реноме.

Упражнение «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями»

Найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.

Найти «нежелательные» фразы и смысловые пары к ним.

1. Извините, если я помешала…

2. Я бы хотела…

3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…

4. Вам будет интересно узнать…

5. Я бы хотела ещё раз услышать…

6. Мне представляется интересным то, что…

7. Я пришла к такому выводу, что…

8. Вы хотите…

9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…

10. Давайте с вами быстро обсудим…

11. Как вы знаете…

12. Хотя вам это и не известно…

13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…

14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…

15. А у меня на этот счёт другое мнение…

16. Конечно, вам уже известно…

17. Вы, наверное, об этом уже слышали…

_______________________________________________________________________

Работа над правильностью речи.

1. Прокомментируйте ошибки в выражениях: свободная вакансия, прейскурант цен, будущие перспективы, первая премьера, первое боевое крещение.

2. Устраните многословие в выражениях: отступать назад, впервые познакомиться, в летний период времен.

3. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами: надевать и одевать; экономный и экономичный; ванна и ванная; апробировать и опробовать; акционерный и акционерский; абонент и абонемент; адресат и адресант.

4. Объясните значение слов: приоритет, конфиденциально, легитимность, консенсус, реноме, плебисцит.

Упражнение «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями»

Найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.

Найти «нежелательные» фразы и смысловые пары к ним.

1. Извините, если я помешала…

2. Я бы хотела…

3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…

4. Вам будет интересно узнать…

5. Я бы хотела ещё раз услышать…

6. Мне представляется интересным то, что…

7. Я пришла к такому выводу, что…

8. Вы хотите…

9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…

10. Давайте с вами быстро обсудим…

11. Как вы знаете…

12. Хотя вам это и не известно…

13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…

14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…

15. А у меня на этот счёт другое мнение…

16. Конечно, вам уже известно…

17. Вы, наверное, об этом уже слышали…

_______________________________________________________________________

Работа над правильностью речи.

1. Прокомментируйте ошибки в выражениях: прейскурант цен, смелый риск, первое боевое крещение.

2. Устраните многословие в выражениях: в декабре месяце, в летний период времени.

3. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами: эффектный и эффективный; ванна и ванная; представить и предоставить; акционерный и акционерский; планировка и планирование; адресат и адресант.

4. Объясните значение слов: гармонировать, легитимность, менталитет, плебисцит.

Работа над правильностью речи.

1. Прокомментируйте ошибки в выражениях:криминальное преступление, свободная вакансия, прейскурант цен, памятный сувенир, будущие перспективы, смелый риск, первая премьера, моя автобиография, первое боевое крещение, хронометраж времени.

2. Устраните многословие в выражениях:каждая минута времени, отступать назад, в декабре месяце, впервые познакомиться, завещать в наследство, в летний период времени, ошибочное заблуждение.

3. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами:сравнять и сравнить; надевать и одевать; эффектный и эффективный; экономный и экономичный; невежа и невежда; ванна и ванная; одинарный и ординарный; апробировать и опробовать; представить и предоставить; акционерный и акционерский; планировка и планирование; абонент и абонемент; хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант; парламентер и парламентарий.

4. Объясните значение слов:импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.

При подготовку использовалась литература:

  1. «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект» Авторы: Зверева О.Л., Кротова Т.В.
  2. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей»

Нравится 3 Плохо 0