Плюсы и минусы дистанционного образования. Сочинение: Дистанционное обучение

Международная комиссия ЮНЕСКО определяет два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "обучение в течение всей жизни". Эти принципы, несомненно, верны, но в суровых российских условиях и под влиянием стереотипов возникает несколько проблем проблем.

1) Проблема неравномерной плотности населения на территории России. Подавляющее большинство высших учебных заведений и высококвалифицированных преподавателей концентрируются в Центральном регионе (Московская и Санкт-Петербургская область), а население рассредоточено по всей необъятной стране, где, бывает, совсем нет ВУЗов. Поступление в ВУЗ в другом городе стоит отнюдь не маленьких денег, поэтому часто недопустимо. А что говорить о существовании потребности в повышении квалификации и образования рабочих, живущих в отдаленных в регионах? Они, кроме всего прочего, часто имеют семьи, и переезд в другой город для них означает возникновение множества значительных проблем.

2) Проблема времени. Сегодня темп жизни большинства современных людей вынуждает их расписывать свое время по минутам. Учиться необходимо всем, но как? И даже такие формы обучения как вечернее и воскресное эту проблему не решают.

3) Проблема денег. О том, сколько стоит сейчас образование, особенно высшее, и говорить не стоит. А так же существует подготовка к поступлению с множеством репетиторов и куча другие расходов! Конкурс на бюджетные места очень трудно выдержать, но ведь платное обучение мало кто сможет «потянуть».

Дистанционное образование является компромиссом для всех вышеперечисленных проблем. Что же это такое? Исходя из вышесказанного, это отдаленное обучение, т.е. на расстоянии, когда преподаватель (тьютор) и ученик могут находиться на любом расстоянии друг от друга. Учебные материалы предоставляются через Интернет, да и практически все обучение проводят с помощью новых технологий. Именно они и обеспечивают общедоступность и низкую стоимость дистанционного образования, предоставляя возможности получить образование без переезда в другой город. Развитие дистанционного образования появилось благодаря современным достижениям в области развития технологий, средств массовой информации и связи и т.д. Оно использует такие достижения как компьютерные и информационные технологии, учебное телевидение, спутниковые системы связи, распространение компьютерных учебных программам, видеодисков с ними и т.д.

Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, третья технология - это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

Дистанционное образование берет своё развитие в Европе и США в начале 70-х годов. Причины распространения и возникновение данного вида образования просты: каждый человек, желающий получить образование, вне зависимости от его демографических признаков и места нахождения может учиться и получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области образования считают, что дистанционное образование подает большие надежды, так как оно подходит многим людям, и стоит значительно дешевле традиционного. Кроме того, можно исключать определенные дисциплины, если вы их уже проходили, т.е. получать "образование по заказу", которое также дает некоторые преимущества в цене.

Естественно, у этого вида обучения, как и у других, существуют свои плюсы и минусы в получении и усвоении материала. Если вы склоняетесь к этому варианту образования, то следует помнить следующее:

К плюсам дистанционного образования относится:

· Обучение дисциплинам в индивидуальном темпе - скорость изучения материалов устанавливается самим студентом в зависимости от его личных обстоятельств и желаний.

· Доступность обучения для любого человека – независимо от вашего географического и временного положения, вы можете получить образование дистанционно в любом ВУЗе, поддерживающем данные технологии, что позволяет удовлетворить образовательные потребности любого человека.

· Скорость общения - эффективное осуществление обратной связи между преподавателем и студентом является неотъемлемым элементом процесса обучения.

· Технологичность образовательного процесса - использование в процессе обучения новейших достижений и открытий информационных и телекоммуникационных технологий.

· Социальное равноправие - подразумевает равные возможности получения дистанционного образования в независимости от места проживания, состояния здоровья, национальности и материального состояния обучаемого.

· Творчество – благоприятные условия для творческого самовыражения студента в процессе усвоения знаний.

Но существуют и очевидные минусы:

· Отсутствие реального, «людского» общения между учениками и преподавателями. То есть отсутствуют все те моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению и воспитанием. А если рядом нет преподавателя, который обычно эмоционально окрашивает знания и способствует восприятию материала, это, конечно, значительный минус.

· Целый ряд индивидуально-психологических условий отсутствует при домашнем обучении. Для получения дистанционного образования необходима регулярная жесткая самодисциплина, а результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и самосознательности студента.

· Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома, но не все желающие получить образование имеют компьютер и доступ к Интернету.

· Отсутствие практических занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний.

· Отсутствует регулярный контроль со стороны над обучающимся, что для русского человека является скорее отрицательным признаком. Мало кому удается самостоятельно перебороть лень.

· Обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям из-за недостаточной квалификации специалистов, создающих подобные учебные пособия, так как на сегодняшний день это ещё новое и недостаточно изученное направление.

· В дистанционном образовании обучение ведется в основном только в письменной форме. Для некоторых студентов отсутствие возможности и требований излагать свои знания в устной форме может повлечь за собой некачественное усвоение знаний и множество других проблем

Если подвести итог, то дистанционное образование - вещь достаточно удобная и полезная. Несомненно, это шаг в образование будущего. Но все-таки не стоит забывать традиционное образование, которое даст вам больше навыков, особенно при получении основного образования. Дистанционное обучение пока рекомендуется получать, как дополнительное или если у вас нет возможности учиться традиционно по каким-то веским причинам. А вот в качестве дополнительного образования или повышения профессиональной квалификации дистанционное обучение лидирует, потому что «ученик» уже имеет профессиональные навыки в области изучаемого предмета и имеет возможность продолжать образование без отрыва от работы.

Сегодня в России спрос на дистанционную форму обучения, как и ожидалось, в основном сосредоточен в отдаленных регионах. Ведь именно там не хватает высших и средне профессиональных образовательных учреждений, соответствующих уровню высокоразвитых городов. Таким образом, при прочих равных условиях, традиционное образование предстает в выигрышном свете.

«Обучающие организации в современных условиях»

На примере программы Дистанционного Обучения

Работу выполнил:

Студент факультета ГМУ

Уч.группы У-2.1

Щербинин Денис.

Москва

1.Введение ………………………………………………………………………………3.

1.1.Актуальность ……………..3.

1.2. Цель 3.

1.3.Задачи ……………..3.

1.4.Объект 3.

1.5.Предмет 3.

2.Основная часть 4.

Заключение 12.

Список литературы: 13.

Введение.

Дистанционное обучение - это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компо­нента. В дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).

Не следует смеши­вать заочное и дистанционное обучения. Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. Хотя оно не может рассматриваться как система совершенно автономная. Дистанци­онное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и очное обучение. Но формы подачи материа­ла и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны. Дидактичес­кие принципы организации дистанционного обу­чения (принципы научности, систем­ности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифферен­циации и индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении, но отлична их реализация которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностя­ми информационной среды Интернет, ее услуга­ми.

Таким образом, с одной стороны, дистанционное обуче­ние следует рассматривать в общей систе­ме образования (непременно в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обуче­ние необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обуче­ние пред­полагает теоретическое осмысление этапа педагогического проектирования, ее содержательной и педаго­гической (в плане педагогических техноло­гии, методов, форм обучения) составляю­щих. Следовательно задачами этапа педагоги­ческого проектирования являются: создание электронных курсов, элек­тронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических тех­нологий организации процесса обучения в сетях.

Курсы дистанци­онного обучения предпо­лагают тщательное и детальное пла­нирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспе­чивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предо­ставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи поз­воляющей ученику получать инфор­мацию о правильности своего продвиже­ния по пути от незнания к знанию. Мотива­ция - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для её повышения, важно применять разнообразные приемы и средства. А так же необходимо пред­усмотреть инвариантные компоненты при разработке курсов дис­танционного обучения.

Эссе студента дистанционного отделения.

Дистанционное образование входит в жизнь россиян, постепенно становясь её неотъемлемой частью.

Как любое нововведение, эта форма обучения имеет у нас и противников, и сторонников. Я отношусь к последним: считаю, что Интернет способен сделать учёбу проще и интереснее. К тому же в некоторых ситуациях дистанционное обучение – единственно возможный способ получения знаний.

Не так давно у меня возникли проблемы со здоровьем. Посещать очные занятия в колледже не всегда получалось. В результате снизилась успеваемость, испортились отношения с преподавателями, а затем и с однокурсниками. Ситуация зашла в тупик. И тут появилась мысль о дистанционном получении специальности. Оказалось, это возможно – я поступил на дистанционное отделение РФЭТ. Учиться стало комфортнее: теперь постигаю науки, не выходя из дома.

В и за её пределами есть немало людей, для которых дистанционная форма обучения является средством социализации. Это, прежде всего, инвалиды. Моя подруга Настя на протяжении нескольких лет прикована к постели. В детстве девочка получила тяжёлую травму позвоночника – в результате не может не только самостоятельно передвигаться, но и сидеть. Школьные учителя проводят для неё уроки на дому – так Настя переходит из класса в класс, кстати, с отличными отметками. Но её заветная мечта – стать юристом – до недавнего времени казалась несбыточной. Теперь я уверен: Настя поступит в и сможет его закончить – дистанционно. В соответствии с одной из государственных программ она даже получила дорогостоящее компьютерное оборудование, которое уже использует для школьного обучения: уроки на дому чередуются с занятиями в «Скайпе».

Разумеется, чтобы дистанционное образование стало доступным для инвалидов, необходим учёт индивидуальных особенностей каждого из них. В случае с Настей, насколько мне известно, был один неприятный момент. В просьбе родителей заменить предоставленный ей стационарный компьютер ноутбуком в Центре поддержки инвалидов сначала отказали: по инструкции не положено. А ведь заниматься сидя Настя физически не может – получается, что выделенное оборудование оказалось бы бесполезным. Родителям пришлось пройти через множество инстанций и собрать огромное количество справок, прежде чем их просьба была удовлетворена.

Обидно, когда прогрессивные и полезные новшества наталкиваются на бюрократическую систему, когда за строчками инструкций и распоряжений перестают видеть конкретного человека… Впрочем, это типично русская история.

Есть и другая категория лиц, которые могут получить российское образование только в дистанционной форме. Это дети, по каким-то причинам проживающие за границей. Пройти курс обучения в среднем или высшем учебном заведении России раньше для них было почти невозможно. Сейчас такая проблема решена благодаря сети Интернет. Дистанционное обучение осуществляется многими школами, а также высшими и средними учебными учреждениями.

В последние годы в России распространилось и онлайн-репетиторство. Это одна из форм дистанционного обучения, которая, на мой взгляд, достаточно эффективна. Компании, оказывающие такие услуги, конкурируют друг с другом, борются за каждого ученика, а потому качество их работы обычно на высоте.

Моя мама, учитель русского языка и литературы, несколько лет занимается дистанционным репетиторством. По её словам, онлайн-уроки при грамотной организации ни в чём не уступают традиционным занятиям. К тому же дистанционное обучение увлекательно, интересно и преподавателю, и ученику. Они видят и слышат друг друга, пишут на интерактивной доске, обмениваются файлами.

Итак, дистанционное образование в России развивается довольно быстрыми темпами. Его преимущества очевидны. Однако нельзя не сказать и о недостатках, которые пока ещё имеют место.

Дистанционная форма обучения нуждается в соответствующей материально-технической базе, которой, к сожалению, могут похвастать не все учебные заведения. Онлайн-занятия на старом компьютере, постоянно выходящем из строя, никогда не дадут нужного эффекта. Да и скорость Интернет-соединения для подобных уроков требуется далеко не маленькая. Вот и получается, что некоторые государственные учебные заведения осуществляют дистанционное обучение «для галочки». В отчётах всё выглядит достойно, а на деле – лишь имитация онлайн-занятий, не более того.

Другая проблема – недостаточная подготовленность к нововведениям некоторых участников образовательного процесса. Чему, к примеру, сможет дистанционно научить студентов престарелый консервативный преподаватель вуза или колледжа, недавно узнавший о существовании программы «Скайп»? В результате онлайн-обучение теряет ценность. Студентов подчас лишь «натаскивают» дистанционно на вопросы тестов, но эффективность занятий близка к нулю. Необходима серьёзная работа по повышению квалификации работников учебных учреждений: сейчас этого требует сама жизнь.

Насколько мне известно, не до конца разработана в России и законодательная база, связанная с дистанционным образованием. Оно во многих документах всё ещё имеет статус «заочного», хотя это совсем другая форма обучения, требующая нового подхода. Данный вопрос уже решён в странах Запада. Хотелось бы, чтобы и наше государство чётко определило правовые рамки дистанционного образования. Тогда и отношение общества к этому нововведению станет более лояльным, чем сейчас. Ведь многие россияне до сих пор не принимают обучение через Интернет всерьёз.

Итак, дистанционное образование в нашей стране прижилось: его достоинства налицо, однако и недостатков пока хватает. Вряд ли в ближайшее время онлайн-занятия полностью вытеснят традиционные уроки, лекции и семинары: классическая система складывалась и оттачивалась слишком долго, чтобы в одночасье сдать позиции. И всё же у меня нет ни капли сомнения: за дистанционной формой обучения – будущее.

Представляешь, какая прелесть ― ты сидишь дома, а в то же время ― участвуешь в семинаре? Сейчас такое не только просто возможно, но и дико популярно! Да, дистанционное образование ― это своеобразная революционная идея для современных людей, которые в один день стараются уместить все ― от милого общения с возлюбленным до повышения по карьерной лестнице.

Плюсы дистанционного образования

Свобода и гибкость графика учебного процесса . Ты можешь самостоятельно создавать для себя комфортные условия учебы. Все зависит исключительно от студента и его желания получать образование. При такой форме обучения никто не будет стоять над душой и заставлять тебя скорее сдать контрольную работу и не придется ожидать нерадивого студента, который не может понять очевидных для тебя вещей.

Индивидуальный темп обучения. Индивидуальный подход ― это настоящее спасение! Ты можешь прослушать запись лекции ровно столько раз, сколько это необходимо. Ты можешь остановиться, чтобы сделать записи или пропустить то, что ты уже знаешь.

Доступность образования в любой точке мира. Да, ты сможешь пить манговый сок на пляже в Таиланде и при этом считать себя студентом. Конечно, если при этом ты располагаешь доступом в Сеть.

Увеличение числа учащихся. В дополнение ко всем преимуществам такой формы образования, одним из самых весомых аргументов все равно остается увеличение нетрадиционных учащихся ― работающих людей, беременных или кормящих матерей, пожилых людей. Люди, которые действительно хотят получать образование, но не имеют возможности постоянно присутствовать в университете, с удовольствием соглашаются именно на дистанционное обучение.

Выгодная цена. Дистанционное образование является наиболее доступной формой в финансовом плане. Стоимость обучения зависит от конкретного вуза, но в основном эта сумма может конкурировать только с заочным образованием, хотя все равно будет ниже на 10−30%.

Недостатки дистанционного образования

Исключение влияния на успеваемость. Несмотря на очевидное преимущество в виде индивидуального темпа образования, такой подход может подойти только для дисциплинированных и очень мотивированных студентов. Когда мы уставшие приходим с работы, мы меньше всего хотим задумываться о лекциях и заданиях ― слишком поздно, слишком устали, другие планы на вечер. А если ты пришла после свидания, то какое уж тут образование!

Ограниченное время на общение с однокурсниками и преподавателем. И как следствие ― меньше ответов на волнующие вопросы, меньше дополнительной информации и практических советов.

Зависимость от доступа в Сеть. Бывает, что мы находимся« вне зоны доступа», а это грозит пропуском важных записей. Постоянный доступ ― одно из самых важных условий, если ты решилась получать именно дистанционное образование.

Нехватка важных деталей. К сожалению, при такой форме образования общение с преподавателем сильно ограничено. Он записал ровно столько, сколько посчитал необходимым, где-то что-то забыв упомянуть или просто решив этого не делать. Всю остальную информацию придется искать самостоятельно, через другие источники.

Недостаток практических занятий. Все занятия будут скорее в виде лекций, чем практикума. Ты можешь узнать обо всем, но совершенно не понимать, как эти знания применить в своей жизни или работе.

Конечно, в настоящее время дистанционное образование не может в полной мере заменить традиционную очную форму обучения. Тем не менее с каждым годом именно ДО получает все больше студентов, ведь возможности растут, а интернет и компьютерные технологии позволяют сделать обучение более интересным и эффективным. Появляются новые проекты и изобретения в этой области, чтобы каждый человек с самыми разными возможностями мог реализовать свой потенциал и стать настоящим профессионалом в своем деле.

ЕЭ кЗа! Дистационное обучение

^ и информационные

и информационные

технологии

д.м.н., академик МАИ, профессор кафедры информатики и управления в медицинских системах СПбМАПО

ЭССЕ □ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ, НАВЕЯННОЕ ТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАСЕДАНИЕМ УЧЕНОГО СОВЕТА

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Безмозглые живые существа не обучают членов своей популяции, в том числе прямых потомков, только потому, что не умеют этого делать. Они оставляют им лишь генетические программы самосохранения и продолжения рода (вида), причем первая фактически является лишь средством реализации второй. По окончании репродуктивного цикла Природа и Бог отворачиваются от индивида, в том числе и от человека. Существа, обладающие высшей формой развития локально остывающей материи, то есть головным мозгом (который, по мнению Р.Бэллмана, является не органом мышления, а органом выживания, таким же, как зубы, когти и ногти), вначале инстинктивно, а затем и сознательно, заботясь о наиболее эффективной реализации второй (целевой) генетической программы, обучают своих потомков методам оптимального поведения для выполнения первой программы в условиях жестокой борьбы за существование.

Так, например, волк обучает подрастающих волчат оптимальным способам перерезания горла своими зубами слабым антилопам, а лев -предварительным приемам перелома их позвоночника. Поднявшись по ступенькам эволюции немного выше, мы видим, что примерно тому же взрослые особи обучают подрастающее поколение (спецназ и не только). Правда, цели здесь несколько иные. В науке педагогике это называется обучением мануальным навыкам (неваж-

© Г.Хай, 2004 г.

но, что у четвероногих нет рук). Методом обучения служит наглядная демонстрация - «делай, как я». Обучение может быть индивидуальным и групповым, но в немногочисленных группах. Индивидуальное обучение, учитывая различия в восприятии обучаемых, безусловно, эффективнее. Обученной считается особь, у которой эти навыки удается довести до условно рефлекторного (по И.Н.Павлову) автоматизма. Качество приобретенных знаний проверяется на практике. Так же, как и на дорогах, после тестового экзамена будущих водителей в ГАИ (ГИБДД).

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Некие любознательные английские естествоиспытатели скармливали необученным червям кусочки обучаемых. Обнаружено, что после этого ранее не обученные черви повысили на 20% свои знания, которые в данной области приобрели и располагали ими только черви, впоследствии расчлененные и съеденные. Таким методом в данном эксперименте была почти решена сложнейшая биологическая (и социальная) проблема, связанная с ненаследуемостью приобретенных знаний, что и является главной предпосылкой необходимости образовательных технологий. Можно надеяться, что скармливание обучаемым обучающих может существенно (на 20%!) повысить эффективность педагогического процесса. Правда, это не относится к дистанционному обучению, что при широком развитии последнего поможет более надежно сохранить педагогические кадры.

Очевидно представители племен, поедающие некоторые органы убитых ими врагов в расчете на приобретение новых полезных свойств, которыми обладали съедаемые, а также некоторые народности, лакомящиеся мозгом живых обезьян, давно владеют теми секретами, которые только начали раскрывать упомянутые выше отдельные английские ученые.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОПУЛЯЦИИ HOMO SAPIENS

Во-первых, если проследить этапы развития образовательных технологий от пещерного периода до периода, ознаменованного созданием Министерства образования РФ, то приходится констатировать их прямую зависимость от совершенствования информационных технологий, во-вторых - общественных потребностей (а может быть и наоборот, поскольку развитие самих информационных технологий обусловлено общественными потребностями).

Рассмотрим особенности информационных технологий человека - их качественные отличия от информационных технологий высших животных. При непредвзятом анализе выясняется, что в сфере информационных технологий имеется одно и только одно принципиальное отличие.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Физические основания абстрактного мышления сформировались в первые мгновения образования Вселенной после Большого Взрыва. Как только какая-то квантовая частица типа a объединилась не с конкретной, а с первой попавшейся частицей типа b, и образовался новый системный объект типа C, возникла процедура классификации объектов, послужившая прообразом интеллектуальной процедуры абстрагирования конкретных мысленных представлений (от частного - к обобщенному, от узнавания - к распознаванию).

Информационные технологии человека отличаются только тем, что он научился отчуждать от себя ненаследуемые приобретенные знания и записывать (представлять) их на внешних носителях в символической (абстрагированной) форме для передачи другим людям (пользователям) и другим поколениям. Этапы прогресса в данной сфере общеизвестны. Наскальные рисунки (то, что сохранилось, - рисовали и прутиком на песке), глиняные книги, папирус, пергамент, шелк, береста, бумага, магнитные и лазерные носители информации, тактильные, зрительные, звуковые, электронные и иные способы ее передачи.

Если старые носители претерпели лишь несущественные изменения (например, каменные и глиняные скульптуры), но появились новые их виды, то формы представления самой информации практически сохранились. Они предназначены для сенсорного восприятия органами зрения, слуха и осязания.

В то же время, наблюдается неуклонная тенденция к их унификации и стандартизации (пиктограммы, иероглифы, алфавит и грамматика, лингвистические и математические тексты, нотные записи).

Совершенствование информационных технологий обусловлено общественными потребностями. Необходимость в обученной рабочей силе при переходе от ручного труда к использованию механизмов породила книгопечатание, как способ быстрого, дешевого и широкого тиражирования знаний. Критические ситуации, связанные с бумажной технологией, породили компьютерную и т.д.

Все человеческие информационные технологии легли в основу дистанционного обучения, которое до этого момента могло быть только очным.

Очное обучение, как это следует из самого определения, предполагает наличие непосредственного межличностного общения обучающего и обучаемого. В основе лежат зрительное и слуховое восприятие передаваемых знаний.

и информационные

технологии

ОБСУЖДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Все формы очного обучения включают в себя суггестивное воздействие обучающего (родителя, знакомого, педагога, учителя) на обучаемого, что намного повышает эффективность восприятия.

Суггестивное воздействие может усилиться путем возложения руки обучающего на голову или плечо обучаемого.

Личность учителя (Моисей, Платон, Иисус Христос, Мохаммед, Ландау, безымянные гуру, ребе, сенсей и другие), играет решающую (положительную или отрицательную) роль в таком воздействии. Как правило, они (учителя) выходят за рамки стандартной, в том числе и утвержденной, учебной программы. Все формы очного обучения реализуют процессы управления состоянием психо-эмоци-ональной сферы обучаемого (являются кибернетическими). Обратная связь в образовательных кибернетических системах управления при очном обучении может иногда выражаться в том, что некоторые обучающие (не все!) постепенно начинают сами частично понимать смысл и значение преподаваемого ими предмета. Указанное обстоятельство может привести к тому, что часть из них решительно меняет сферу своей деятельности (к так называемым «харизматическим» (в просторечии «одержимым») личностям, особенно к Учителям, это не относится). Таким образом, выраженная обратная связь при очном обучении влечет за собой постепенно нарастающую нехватку педагогических кадров, понимающих смысл преподаваемого предмета, что в свою очередь создает дополнительные предпосылки для организации заочного, в том числе - дистанционного обучения.

Все формы очного обучения дают возможность использования политики «кнута и пряника» для повышения его эффективности. В качестве «пряника» используются материальные, моральные и социальные стимулы, часто взаимосвязанные. Перечислять их здесь нет необходимости - они общеизвестны. В качестве «кнута» те же методы, но

отрицательного воздействия, к которому добавляется прямое физическое наказание, ныне осуждаемое в цивилизованных обществах, но нередко используемое в той или иной форме, - как в семье, так и по отношению к беззащитным детям.

Социологи считают, что «пряник» в 10 раз эффективнее «кнута», но кто же об этом не знает и кто же всерьез воспринимает социологов?

Поэтому главным рычагом управления очным образовательным процессом остается - УГРОЗА. Отчисление, лишение стипендии, призыв в армию, невозможность поступить на хорошую работу, сделать карьеру, лишение лицензии или сертификата и многое другое.

Повышение качества преподавания, стимулирующее живой любознательный интерес к предмету у отдельных обучаемых, является действенным методом по отношению только к тем из них, кто обладает способностью (или не утратил ее) интересоваться чем бы то ни было, кроме прямого удовлетворения своих биологических потребностей. Отсюда следует, что повышение качества очного обучения целесообразно только при тщательном и добросовестном (профессиональном, а не административном) отборе контингента обучаемых. Остальных же - «учи, не учи...».

ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЛЮБОГО ВИДА ОБУЧЕНИЯ

Проблема сводится к выяснению:

а) прироста объема и качества знаний обучаемого, происходящего в процессе обучения;

б) возможности (и дозволенности) последующего использования приобретенных знаний (в повседневной жизни, профессиональной деятельности, для обучения еще не обученных и т.п.).

Данная проблема сложна, противоречива и полностью не решаема по ряду причин, часть из которых бессистемно приведена ниже. Выяснить то, что располагается в головном мозге человека (в том числе и в своем), принципиально невозможно.

www.idmz.ru кЛ

Обучение - это не только восприятие, но и запоминание.

а) можно понять и запомнить;

б) можно понять, но не запомнить;

в) можно не понять, но запомнить;

г) можно не понять и не запомнить.

Если понимание зависит как от обучаемого, так и от обучающего, то функция запоминания только от обучаемого. Как известно, память у всех имеет разные возможности и виды: зрительную, слуховую, обонятельную (см. «Парфюмер» Зюс-кинда). Память избирательна, кратковременно или долговечна, и это отдельная тема. Будем просто считать, что обучаемый либо запомнил, чему его обучали, либо не запомнил.

Контроль качества обучения фактически сводится к оценке меры и формы публичной воспроизводимости обучаемым материала, излагавшегося обучающим в рамках программы обучения (а иногда и за ее нижними или, реже, верхними пределами). Поскольку контроль, как правило, производится обучающими, либо их коллегами, то возникает сакраментальный вопрос: « А судьи кто?».

Воспроизводимость упомянутого материала зависит только от выполнения, также упомянутых выше пп. «а» и «в» в равной мере. Отсюда следует, что его понимание не является обязательным условием, по крайней мере, при выполнении письменных работ и так называемом тестовом контроле знаний, фактически являющимися заочными формами (работу можно и списать, о номера правильных ответов на тесты запомнить).

Тесты для контроля знаний, при всей изощренности в их разработке, обычно содержат в себе элементы подсказки. Статистическая оценка числа правильных ответов на множество тестовых заданий также характеризует не столько понимание предмета, сколько запоминание того или иного объема изучаемого материала. В этом смысле такое бесспорное преимущество тестового контроля, как его «обезличенность», едва ли пе-

Форма публичной воспроизводимости приобретаемых знаний не играет такой роли как количественная их мера.

В качестве примера приведу старый и широко известный вариант тестирования знаний, основанный на методе «независимых ассоциаций». Испытуемому предлагают быстро, не задумываясь, назвать первое, что ему приходит в голову, когда он услышит какое-либо одно слово, произнесенное ведущим. Это традиционный набор из трех слов: «часть лица», «фрукт» и «поэт». По многолетнему опыту более 95% испытуемых тут же отвечают: «нос», «яблоко», «Пушкин». Все три иных ответа практически не дает никто. Результаты такого теста-эксперимента свидетельствуют о безусловной достаточности унифицированной программы массового школьного образования.

Доказать, что оцениваемые знания приобретены обучаемым в результате усилий обучающего, невозможно. Даже при предварительном (базовом) их контроле они могут быть по тем или иным причинам успешно скрыты от контролирующего (одним из таких мотивов может быть желание не огорчать впоследствии обучающего). Это группа так называемых «продвинутых» обучаемых. Кроме того, существует возможность одновременного заочного обучения (книги, Интернет и т.п.) и даже параллельного очного - у других обучающих. Качество обучения в таких случаях необъяснимо возрастает. Однако все это наблюдается, скорее, как исключение, а не, как правило.

Выяснить результат обучения, представленный в варианте п. «б», можно только при очном контроле знаний, проводимом заинтересованным и доброжелательным контролером.

Все, запомненное в период обучения, можно забыть (то очень важно, чтобы не «замусоривать» память ненужной информацией). Не все забытое можно вспомнить. К сожалению (?). Это важнейшее обстоятельство, наряду с появлением новых

и информационные

технологии

общественных знаний, определяет необходимость периодического восстановления утраченных до минимально приемлемого уровня (во исполнение известного тезиса В.И.Ленина: «учиться, учиться и учиться»). Отсюда следует, что функция забывания является одним из гарантов устойчивости системы непрерывного образования.

Оценка качества приобретаемых мануальных навыков в условиях очного их контроля иногда может оказаться ошибочной из-за психо-эмоцио-нальных нагрузок на контролируемого, пока у него не сформировались условные рефлексы. Последнее обстоятельство может потребовать увеличения продолжительности обучения и изменения его формы. Общеизвестно, что критерием истины является практика (там, где возможно практически проверить справедливость гипотез). Критерием качества обучения является не только профессиональная деятельность, но и вся жизнь. Итоги подводятся посмертно. Оказывается, что приобретенные знания с практических позиций следует классифицировать как: полезные, бесполезные и вредные. От того, кем, как и когда будет производиться такая классификация (если, вообще будет), зависит совершенствование (?) системы непрерывного образования.

ЗАОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Любая форма заочного обучения, по сути дела, является дистанционной, поскольку обучающий находится вне непосредственного поля зрения обучаемого. Любые попытки, преодолеть этот барьер, безуспешны, несмотря на современные каналы связи, аудио- и видеотехнику, анимацию изображений и т.п. Главная причина заключается в отсутствии при заочном и даже современном дистанционном обучении главного достоинства очного - суггестивного воздействия на обучаемого личности обучающего. Хорошо это или плохо - другой вопрос, но такое воздействие неизбежно присутствует. И не надо ссылаться на возможность проведения сеанса гипноза с помощью

магнитофонного воспроизведения текста, а также на эффективность телевизионных выступлений Кашпировского. Далеко не все обучаемые настолько внушаемы, чтобы таких фокусов оказалось достаточно для воспроизведения комплексного эффекта очного обучения.

В связи с выше изложенным, я хочу сформулировать только личную позицию по отношению к обсуждаемому предмету.

С моей (и не только моей) точки зрения, наилучшим вариантом сегодня остается индивидуальное очное обучение. Его качество и специфика зависят от личности педагога, особенно, учителя.

Любой вид группового очного обучения ведет к «усреднению» методики преподавания, что снижает его качество по отношению к обучаемым, находящимся на более или менее высоком уровнях (по базовым знаниям и интеллекту) по отношению к среднему.

Любой вид заочного или дистанционного обучения при отсутствии прямого личностного воздействия обучающего на обучаемых резко повышает требования к качеству учебных материалов, предоставляемых в любой форме. С этой точки зрения видеозаписи лекций, если это не единственный способ обучения, являются чрезвычайно полезными (если, конечно, это хороший лектор). Качество любого обучения во многом зависит от научно-педагогической школы обучающих.

Недостатки любого вида обучения могут быть компенсированы наиболее любознательными обучаемыми путем самообучения, в том числе по обнаруживаемым ими лично источникам. Иногда полезность такой компенсации превышает полезность основного процесса.

Полное самообучение, в качестве индивидуального акта, является правомерным методом приобретения новых знаний. Сдача экзаменов (в том числе путем выполнения тестовых заданий) экстерном не представляет непреодолимых трудностей для отдельных упорных обучаемых, но создает трудности для добросовестных экзаменаторов.

www.idmz.ru кЛ

Тем не менее, ни полное самообучение, ни только дистанционное или заочное обучение пока не могут конкурировать с преимуществами индивидуального очного обучения. Даже если когда-нибудь будут созданы доступные по цене тиражируемые устройства, полностью имитирующие личность учителя, то и тогда их эксплуатация приведет к фактическому переводу дистанционного обучения в форму индивидуального очного («куда ни кинь...»).

Растущая социальная потребность в обученных работниках вынужденно порождает потребность в массовом дистанционном получении необходимого образования. Иным путем общество с этой проблемой справиться не сможет. Единственным способом качественного ее решения становится совершенствование всех видов носителей отчуждаемой информации, включая печатные материалы, содержательной информации, представляемой на носителях, систем связи и способов проверки результатов обучения. Просто, другого выхода сегодня не существует.

В одной из научно-фантастических книг высказывалась мысль, что дальнейшая эволюция человека приведет к способности передавать по наследству приобретенные знания, без чего необходимый период обучения станет занимать по продолжительности всю жизнь (к чему мы постепенно уже приближаемся).

Остается только решить вопрос о сортировке наследуемых знаний, там ведь столько интеллектуального мусора. А так - идея заманчивая, не «скармливать» же на самом деле учителей ученикам, как осторожно заикнулись некоторые англичане. Есть и другие идеи, которые пытались реализовать, основываясь на возможности внушить кому-либо, что-то хорошее (получается не всегда, но все же.).

Речь идет о гипнопедии - обучении во сне, в том числе массовом обучении. Заснул невеждой - проснулся эрудитом (спать только долго придется). Но идея тоже заманчивая. Может еще что-то кому-то придет в голову?

ДОПОЛНЕНИЕ

Поскольку указанные выше особенности заочного и дистанционного обучения известны не только мне, то озабоченные этой проблемой обучающие нашли ряд способов, оптимизирующих данные формы обучения, настолько, что они приобрели вполне пристойный вид:

♦ смешанные формы предполагают проведение очных и индивидуальных дистанционных консультаций (в частности, через Интернет), а также очный контроль знаний на специальных экзаменационных сессиях;

♦ обучаемые выполняют письменные задания и высылают их обучающим (вариант, когда эти задания выполняют родственники или друзья обучаемых, или еще кто-то, рассматривать не будем).

При дистанционном обучении возможно почти бесконечное пролонгирование его сроков, (оно может закончиться вследствие естественной смерти обучаемого). Однако если не ориентироваться на подобные эксквизитные ситуации, то для многих обучаемых это является бесспорным благом. Кстати, эти сроки могут быть, и сокращены при достаточном рвении обучаемых. Если дистанционно обучаемый недоволен дистанционно обучающим, то он имеет право и возможность (не опасаясь неудовлетворительной оценки, как это было бы при очном обучении) дистанционно же от него (ничего не подозревающего) отказаться и заменить другим (но каждый последующий может оказаться «котом в мешке»). Во всяком случае, это обстоятельство переводит общественное образование в заочно-дистанционной его форме из системы коллективной безответственности в систему индивидуальной ответственности пока еще также ничего не подозревающих обучающих (многие ли из них сумеют достойно справиться с этими новыми для них требованиями, - покажет неумолимое время).

Отсюда следует, что роль обучающего при такой форме дистанционного обучения может существенно активизироваться. Поэтому, прежде чем браться за это заманчивое (?) дело, следует хорошо подумать. Всем и каждому, в том числе.