Во второй половине 18 в. Культура и быт во второй половине XVIII века в России. Планы семинарских занятий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

В Г. ТОБОЛЬСКЕ


Контрольная работа

По дисциплине: История

Тема: Россия во второй половине XVIII в. Екатерина II.


Введение

1.1 Сельское хозяйство

1.2 Промышленность

1.4 Финансы

1.5 Образование

1.6 Книжное дело

1.8 Архитектура

1.9 Скульптура

2.3 Губернская реформа

3.2 Георгиевский трактат

3.3 Речь Посполитая

Заключение

Введение


К концу XVIII в. территория Россия увеличилась. Приращение произошло за счет присоединенных земель на южном и западном направлениях от границ государства. К России были присоединены: Крым, Северное Причерноморье, Приазовье, Правобережная Украина, земли между реками Буг и Днестр, Белоруссия, Курляндия, Литва Население России в конце XVIII в. составляло 36 млн. человек, что было в два раза больше, чем в середине столетия. К концу XVIII в. в России было 634 города, хотя некоторые из них назывались так лишь формально, из-за того, что были наделены административными полномочиями. В городах проживало всего 4 % населения государства. Основная масса населения жила в сельской местности.

Царствование Екатерины II стало новой эпохой в истории России. Молодая императрица приняла государство, полностью расстроенное дворцовыми переворотами системой управления. В первые пять лет правления Екатерина II выработала практические приемы своей деятельности, подобрала желаемый круг соратников. Она предприняла ряд поездок по России, посетив провинции. Это было сделано с целью выработки конкретной политики отвечающей запросам времени. Тема, раскрытая посредствам этой контрольной работы интересна для меня тем, что историки в своих суждениях часто противоречивы, но я думаю верно, то, что неумолим тот вклад, который внесла Екатерина II в развитие Государства Российского. Можно по-разному оценить ее решения и поступку но заслуга ее в развитии России огромна, видимо по этому время ее правления историки называют - "Золотой век Екатерины II".

1. Россия во II половине XVIII века


1.1 Сельское хозяйство


На протяжении второй половины XVIII в. главной отраслью экономики России являлось сельское хозяйство. Территории, присоединенные в этот период времени активно включались в экономику государства. Обширные земли от Причерноморья до Северного Кавказа, благодаря своим природно-климатическим условиям постепенно становятся важнейшими сельскохозяйственными районами России. По-прежнему продолжается развитие земледелия в Приуралье и Сибири. Во второй половине XVIII в. в сельскохозяйственных районах были распространены две различные по сути ренты: оброк и барщина. Оброк был распространен в нечерноземных регионах и являлся денежной или продуктовой рентой. В черноземных регионах, где сельское хозяйство являлось приоритетным направлением экономики, взималась барщина. Крестьяне должны были работать на землях помещика. Для обработки своих земельных наделов им оставался зачастую один день в неделю. К концу XVIII в. большую часть крепостных крестьян в аграрных районах государства перевели на месячину, при этом у них отбиралась земля, и за небольшую плату, они должны были работать все время на своего господина. Во многом это происходило из-за желания помещика как можно больше получить прибавочного продукта и впоследствии продать его. В некоторых помещичьих хозяйствах использовались современные технические устройства, разводились новые культуры (табак, подсолнечник и другие). Но в основной массе на сельскохозяйственных угодьях использовался тяжелый ручной труд крестьянина без использования передовых технологий выращивание сельхоз продуктов. Важно отметить ужесточение крепостного права. По ряду указов Екатерины II права крепостного значительно сокращались. По указу 1765 г. крепостного могли сослать в Сибирь на каторгу без суда и следствия. В 1767 г. был издан указ, который запрещал крестьянам жаловаться на своих помещиков. Результатом такой политики в области сельского хозяйства стало с одной стороны, увеличение экономического потенциала государства, с другой, - происходило это увеличение за счет безграничной эксплуатации крестьян и экстенсивного освоения территорий.


1.2 Промышленность


В 1775 г. была издана "Жалованная грамота городам". Одна из ее частей "Ремесленное положение" регулировала ремесленное производство в городах. Создавалась, так называемая цеховая система, что способствовало улучшению организации работы ремесленника. Как и в первой половине XVIII в. быстрыми темпами развивалось ремесло в промысловых центрах. Это способствовало созданию мануфактурного производства: в Иваново - текстильного, в Кимрах - кожевенного, в Хохломе - деревообрабатывающего. Наметилась тенденция, когда предприимчивые крестьяне сами организовывали мануфактурное производство. При этом они оставались крепостными, и им необходимо было платить большой оброк своему помещику.

Только малая часть из них смогла со временем выкупить свою личную свободу и стать у основания формирующегося класса буржуазии. К концу XVIII в. произошел значительный рост производства. Это было связано с увеличением числа мануфактур с 600 в середине века, до 1200 в конце XVIII века.

Подавляющая масса рабочих являлись крепостными. Во второй половине XVIII в. на мануфактурах появляются вольнонаемные рабочие. Это те крестьяне, которые вынуждены были платить своему помещику денежный оброк. Все это привело к росту рынка вольнонаемного труда и зарождению капитализма.

1.3 Внутренняя и внешняя торговля


Продолжается процесс складывания всероссийского рынка. Еще яснее стала ориентация отдельных регионов на определенное производство. Так к зерновым районам относились черноземные губернии центральной России и Украины, в Новгороде и Смоленске выращивали технические культуры, Сибирь и Север специализировались на выделке товаров из меха. Сбыт произведенных товаров происходил на ярмарках: в Нижнем Новгороде, Ирбите, Курске, Архангельске и других городах. Важной вехой в развитии внутренней торговли стала отмена в 1754 г. внутренних торговых таможенных пошлин.

Это позволило наладить беспрепятственную перевозку и торговлю товаров из самых отдаленных регионов государства. Важной статьей бюджета России была внешняя торговля. Функционирование новых портов на Балтийском и Черном морях позволяло расширить внешнеторговые связи России. Из государства экспортировалось множество товаров: металл, зерно, пенька, лес, кожи. Импортировались: сахар, сукно, изделия из металла, вино, чай. Главным торговым партнером России в это время является Англия. Развитие внутренней и внешней торговли привело к росту производства и способствовало зарождению капиталистических отношений.


1.4 Финансы


Усиление государства привело к увеличению расходов на аппарат управления, содержание двора, обеспечение армии. Бюджет России остро испытывал нехватку средств - дефицит. Одной из мер по выведению государства из финансового кризиса было появление в 1769 г. бумажных денег. Теперь они ходили наряду с серебряными монетами. Еще одной мерой стало получение внешних займов - иностранных кредитов. В 1769 г. такой заем был сделан в Голландии. Если посмотреть на бюджет России этого времени, то станет ясно, что основной статьей его доходов были налоги. Прямые налоги - подушная подать и косвенные налоги - таможенные пошлины, продажа вина, соли и так далее. Главными статьями расхода являлись, как уже отмечалось выше, содержание армии и флота, двора, государственного аппарата управления. Незначительные средства тратились на образование, наука и культуру. Вторая половина XVIII в. стала временем, когда сословия приобрели свои четкие границы. Укрепление сословного строя являлось сдерживающим фактором. Каждое сословие было замкнутым и имело свои права и привилегии. Две грамоты, изданные Екатериной II 21 апреля 1785 г., дворянству и городам, стали отправной точкой в юридическом оформлении сословного строя в России.


1.5 Образование


Укрепление экономической и военной мощи России в период Петра I, военные победы России в правление Екатерины II, вели к росту национального самосознания русского народа и, как следствие этого, к взлету русской культуры во второй половине XVIII века. Господствующим направлением в русской культуре во второй половине XVIII в. - начале XIX в. становится классицизм. Его идейной основой являлись борьба за мощную национальную государственность и национальную культуру. Во второй половине XVIII в. Екатерина II провела реформы сферы управления, экономики, сословной организации, образования. Но реформе образования Екатерина II придавала особое значение, так как она понимала, что успех социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности и желания воспринимать новое.


1.6 Книжное дело


В связи с распространением просвещения во второй половине XVIII в. в обществе растет интерес к книге. Чтобы удовлетворять спрос на печатную продукцию, в 1783 г. Екатерина II издала указ "О вольных типографиях", который впервые предоставлял всем желающим право заводить типографии. Частные типографии были открыты не только в столицах, но и в провинциальных городах, однако, в период борьбы Екатерины II и Павла I c проникновением в Россию идей Французской революции все частные типографии были закрыты. Во второй половине XVIII в. растет число библиотек при университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях. Продолжала работать библиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств, в которой могли работать не только ученики Академии, но и все желающие.


1.7 Производство


Развитие мануфактурного производства способствовало развитию технической мысли. В 1760 г. Р. Глинков изобрел механический двигатель для прядильных машин, заменявший труд 9 человек. И.И. Ползунов (1728-1766) - самородок, мастер Колываново-Вознесенского завода на Алтае - впервые выдвинул идею об использовании силы пара в качестве двигателя. В 1765 г. он сконструировал первую в мире универсальную паровую машину. За несколько дней до ее пуска И.И. Ползунов умер. Машина проработала несколько месяцев, и только в результате незначительной поломки вышла из строя. Другой механик-самоучка - И.П. Кулибин (1735-1818) был непревзойденным мастером часовых дел. Он создал часы, которые показывали времена года, месяцы, часы, минуты, секунды, фазы Луны, время восхода и захода Солнца в Петербурге и Москве. Он также изобрел множество оригинальных приборов и инструментов, усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал семафорный телеграф. Но эти изобретения, как и изобретения И.И. Кулибина, также не имели широкого практического применения.


1.8 Архитектура


Ведущим направлением в архитектуре второй половины XVIII в. был классицизм, для которого было характерно обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону. Значительным архитектурным событием 60-80-х гг. было оформление набережных Невы. Одной из достопримечательностей Петербурга являлся Летний сад. В 1771 - 1786 гг. Летний сад со стороны набережной Невы был огражден решеткой, автором которой является Ю.М. Фельтен (1730-1801) и его помощник П. Егоров. Решетка Летнего сада выполнена в стиле классицизма: здесь господствует вертикаль: вертикально стоящие пики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные массивные пилоны поддерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом общее ощущение величавости и покоя. В 1780 - 1789 гг. по проекту архитектора А.А. Квасова сооружены гранитные набережные и спуски и подъезды к реке. Величайшим мастером русского классицизма был В.И. Баженов (1737/38-1799). Он вырос в Московском Кремле, где его отец был дьячком одной из церквей, учился в гимназии при Московском университете. Окончив в 1760 г. Академию художеств, В.И. Баженов поехал пенсионером во Францию и Италию. Живя за границей, он пользовался такой известностью, что был избран профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий. В 1762 г. по возвращении в Россию он получил звание академика. Но в России творческая судьба архитектора сложилась трагически. В.И. Баженову поручили создание дворцово-паркового комплекса зданий в селе Черная Грязь (Царицыно) под Москвой, где Екатерина II решила построить свою загородную резиденцию. Через десять лет все основные работы были закончены. В июне 1785 г. Екатерина приезжает в Москву и осматривает царицынские постройки, затем в январе 1786 г. издает указ: дворец и все постройки сломать, а В.И. Баженова уволить без жалования и пенсии. "Это острог, а не дворец", - таков вывод императрицы. Легенда связывает слом дворца с его внешним гнетущим видом. Возведение нового дворца Екатерина поручила М.Ф. Казакову. Но и этот дворец не был завершен.

Еще одним талантливым русским архитектором, работавшим в стиле классицизма, был М.Ф. Казаков (1738-1812). Казаков не был пенсионером и античные и ренессансные памятники изучал по чертежам и моделям. Большой школой для него была совместная работа с пригласившим его Баженовым над проектом Кремлевского Дворца. В 1776 г. Екатерина поручает М.Ф. Казакову составление проекта правительственного здания в Кремле - Сената. Участок, отведенный под здание Сената, был неудобной продолговатой треугольной формы, со всех сторон окруженный старыми строениями. Так здание Сената получило общий треугольный план. Здание имеет три этажа и сложено из кирпича. Центром композиции стал внутренний двор, в который вела вход-арка, увенчанная куполом. Миновав вход-арку, вошедший оказывался перед величественной ротондой, увенчанной могучим куполом. В этом светлом круглом здании и должен был заседать Сенат. Углы треугольного здания срезаны. Благодаря этому, здание воспринимается не как плоский треугольник, а как цельный массивный объем. Третий крупнейший зодчий второй половины XVIII в. - И.Е. Старов (1744-1808). Он учился сначала в гимназии при Московском университете, затем в Академии художеств. Самое значительное сооружение Старова - Таврический дворец (1782-1789) - огромная городская усадьба Г.А. Потемкина, получившего за освоение Крыма титул Таврический. Основу композиции дворца составляет зал-галерея, разделяющая весь комплекс интерьеров на две части. Со стороны парадного входа - это ряд помещений, примыкающих к восьмиугольному купольному залу. С противоположной же стороны открывается большой зимний сад. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает ослепительную роскошь интерьеров. С 1780 г. в Петербурге работает итальянец Джакомо Кваренги (1744-1817). Его карьера в России сложилась очень успешно. Архитектурные творения в России представляют собой блестящее соединение русских и итальянских архитектурных традиций. Его вклад в русскую архитектуру заключался в том, что он вместе с шотландцем Ч. Камероном установил стандарты для архитектуры Петербурга того времени. Шедевром Кваренги стало здание Академии наук, построенное в 1783-1789 гг.

В конце 70-х годов в Россию приехал архитектор Чарлз Камерон (1743-1812), шотландец по происхождению. Воспитанный на европейском классицизме, он сумел почувствовать всю самобытность русской архитектуры и полюбить ее. Талант Камерона проявился главным образом в изысканных дворцово-парковых загородных ансамблях. Последний по времени зодчий XVIII в. Винченцо Бренна (1747-1818) по праву считается любимым архитектором Павла и Марии Федоровны. После вступления на престол в 1796 г. Павел I смещает Ч. Камерона с поста главного архитектора Павловска и на его место назначает В. Бренну. Отныне Бренна руководит всеми постройками в Павловске, участвует во всех значительных постройках павловского времени.


1.9 Скульптура


Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры, который связан, прежде всего, с именем Ф.И. Шубина (1740-1805), земляка М.В. Ломоносова. Окончивший Академию с большой золотой медалью, Шубин уезжает в пенсионерскую поездку, сначала в Париж (1767-1770), а затем в Рим (1770-1772). За границей в 1771 г. не с натуры Ф.И. Шубин создал бюст Екатерины II, за который по возвращении на родину в 1774 г. получает звание академика. В это же время в России работал французский скульптор Этьенн-Морис Фальконе (1716-1791; в России - с 1766 по 1778). Фальконе работал при дворе французского короля Людовика XV, затем в парижской Академии. В своих работах Фальконе следовал господствовавшей при дворе моде на рококо. Подлинным шедевром стала его работа "Зима" (1771). Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой грусти. Но Фальконе всегда мечтал о создании монументального произведения, воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро Екатерина поручила скульптору создание конного памятника Петру I. В 1766 г. Фальконе прибыл в Петербург и начал работу. Он изобразил Петра I верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает лавровый венок - символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь. Скульптура возвышается на постаменте в виде гранитной скалы весом 275 т. По предложению Фальконе на пьедестале выбита лаконичная надпись: "Петру первому Екатерина вторая". Открытие памятника состоялось в 1782 г., когда Фальконе уже не было в России. За четыре года до открытия памятника у Э. - М. Фальконе возникли разногласия с императрицей, и скульптор покинул Россию. В середине 90-х годов по возвращении на родину начинается самый плодотворный период в творчестве Козловского. Главная тема его произведений - из античности. С его произведений в русскую скульптуру пришли юные боги, амуры, прекрасные пастушки. Таковы его "Пастушок с зайцем" (1789, Павловский дворец-музей), "Спящий амур" (1792, ГРМ), "Амур со стрелой" (1797, ГТГ). В статуе "Бдение Александра Македонского" (вторая половина 80-х годов, ГРМ) скульптор запечатлел один из эпизодов воспитания воли будущим полководцем материал). Самым значительным и крупным произведением художника стал памятник великому русскому полководцу А.В. Суворову (1799-1801, Петербург). Памятник не имеет прямого портретного сходства. Это скорее обобщенный образ воина, героя, в военном костюме которого соединены элементы вооружения древнего римлянина и средневекового рыцаря. Энергией, мужеством, благородством веет от всего облика полководца, от его гордого поворота головы, изящного жеста, с которым он поднимает меч. Другим выдающимся произведением М.И. Козловского стала статуя "Самсон, раздирающий пасть льва" - центральная в Большом каскаде фонтанов Петергофа (1800-1802). Статуя была посвящена победе России над Швецией в Северной войне. Самсон олицетворял Россию, а лев - побежденную Швецию. Мощная фигура Самсона дана художником в сложном развороте, в напряженном движении.

россия екатерина царствование образование

2. "Золотой век" Екатерины II Великой (1762 - 1796)


Из всех женщин, царствовавших в России в XVIII в., только Екатерина II правила самостоятельно, вникая во все дела внутренней и внешней политики. Свои главные задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России. В значительной степени ей это удалось, и время ее правления - одна из блестящих страниц русской истории. Екатерина II сразу же начала борьбу против пронемецкой ориентации Петра III. Из правящих кругов были удалены все немцы. Идеологией государства становится русский национализм.


2.1 Внутренняя политика и реформы Екатерины II


Екатерина II объявила себя преемницей Петра I. Уже в начале царствования она сосредоточила в своих руках всю законодательную и распорядительную власть. Законодательным органом был Сенат. В 1763 г. Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов, каждый с определенными полномочиями и компетенцией. Тем самым она ослабила его как законодательный орган. 1764 г., чтобы подавить стремление к отделению на Украине, Екатерина II ликвидировала гетманство (автономию). В 1654 г. Украина вошла в состав России на правах самой широкой автономии. Но самостийные тенденции время от времени вспыхивали на Украине, и ситуация здесь постоянно была нестабильной. Екатерина II считала, что для внутренней прочности многонациональная империя должна управляться по единым принципам. Осенью 1764 г. она приняла отставку гетмана К.Г. Разумовского и назначила на Украину генерал - прокурора П.А. Румянцева. В самом начале правления Екатерина II решила урегулировать отношения Церкви и светской власти. Со времен Петра I Церковь была подчинена государству. Финансовая ситуация в стране была тяжелой, а Церковь была крупным собственником в государстве. Екатерина II была православной, выполняла все православные обряды, но она была прагматичной правительницей. Чтобы пополнить государственную казну, в 1764 г. она провела секуляризацию (обращение государством церковной собственности в светскую) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 млн. душ крестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.


2.2 Политика просвещенного абсолютизма


В своей политике Екатерина II стала опираться на дворянство. Дворянство было опорой престола и осуществляло важнейшие функции: дворяне были организаторами производства, полководцами, крупными администраторами, придворными. Екатерина II стала проводить так называемую политику просвещенного абсолютизма. Политика просвещенного абсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещенный абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства (оно сохраняло свои политические права и экономические привилегии), с другой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений. В частности, такую политику проводили австрийский император Иосиф II, прусский король Фридрих II, шведский король Густав III и др. С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г., которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. Ведущую роль в Комиссии играли дворянские депутаты - 45%. В новое законодательство Екатерина II попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Екатерина переработала труды выдающихся мыслителей Ш.Л. Монтескье, Ч. Беккария, Я.Ф. Бильфельда, Д. Дидро и др. и для Комиссии составила знаменитый "Наказ императрицы Екатерины".

"Наказ" состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В общем, он представлял собой цельное произведение, в котором говорилось о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. На пятом заседании Комиссия преподнесла императрице титул "Великой, премудрой матери Отечества". Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство, так же, как и депутаты от других сословий, стояли на страже только своих прав и привилегий. Работа Уложенной Комиссии показала, что дворянство не смогло стать выразителем интересов всех сословий. В России не было силы, кроме монархии, способной подняться выше своих узкоэгоистических интересов и действовать в интересах всех сословий. Попытка Екатерины II перенести на русскую почву западноевропейские либеральные идеи окончилась неудачей. Комиссия была распущена. Тем не менее, работа Уложенной Комиссии имела важное значение, так как императрица смогла ознакомиться с мнениями и пожеланиями русского общества, которые она учитывала в своей дальнейшей политике. Отношение Екатерины II к крепостному праву. Екатерина II была европейски образованной женщиной и разделяла взгляды западноевропейских мыслителей на крепостничество как антигуманное явление. Но ко времени вступления на престол она хорошо изучила страну и общество, которыми теперь управляла. Она понимала, что между отвлеченными рассуждениями западноевропейских просветителей о свободе и российской реальностью - огромная разница. Около половины помещичьих крестьян находились на положении рабов. На крепостном праве держалось все помещичье хозяйство. Крепостное право стало привычным, будничным явлением, естественным состоянием для крестьян. Кроме того, Екатерина II была убеждена, что русский народ пока не готов сам заботиться о себе. К столь радикальным изменениям в судьбе, как отмена крепостного права, его нужно готовить постепенно в течение длительного времени. Россия была не готова к новому общественному устройству, и ставить вопрос об отмене крепостного права в России она не могла. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773 - 1775). В 60 - 70-е гг. по стране прокатилась мощная волна выступлений крестьян, казаков, работных людей. Особое беспокойство императрицы вызывали выступления казаков Со времен Ивана Грозного на окраинах империи стали образовываться поселения вольных людей - казаков. Со временем казаки стали консолидироваться в особый слой русского общества, живущий по своим законам. Казаки причиняли много беспокойства властям, так как значительную роль в их жизни играл разбой. Пытаясь добиться стабильности на границах государства, Екатерина II начала наступление на казачество. Ограничивалось казацкое самоуправление, правительство стало вводить армейские порядки в казацких частях. В частности, яицкие (уральские) казаки были лишены права беспошлинного лова рыбы, добычи соли. Тогда яицкие казаки отказались подчиняться властям. В 1775 г. Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. Запорожские казаки попросили императрицу оставить их в казачестве. Екатерина II переселила запорожцев осваивать только что присоединенную Кубань, дав им определенные привилегии. Так началась история кубанского казачества.

2.3 Губернская реформа


Чтобы в дальнейшем предотвратить крестьянские выступления, Екатерина II решила провести реформу управления на местах. В 1775 г. было проведено более четкое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения. Самой крупной территориально - административной единицей стала губерния. В каждой губернии должно было проживать 300 - 400 тыс. душ мужского податного населения. Во главе губернии стоял губернатор. Он назначался лично императрицей и был подчинен ей непосредственно. Губернатору в губернии принадлежала вся полнота власти. Он контролировал деятельность всех учреждений и всех должностных лиц. В целях обеспечения порядка в губерниях губернатору были подчинены все воинские части и команды. К середине 1790-х гг. в стране насчитывалось 50 губерний. Губернии делились на уезды по 20 - 30 тыс. душ населения. Все управление в уездах было отдано дворянам. Дворяне на 3 года избирали капитан - исправника (главу езда) и заседателей Нижнего земского суда. Капитан - исправник и Нижний земский суд являлись главными органами власти в уезде. Город представлял самостоятельную административную единицу. Управлял городом городничий. Он назначался правительством из отставных дворян. Город делился на части в 200 - 700 домов во главе с частным приставом и на кварталы по 50 - 100 домов во главе с квартальным надзирателем. Екатерина II отделила судебные органы власти от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных, должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд. После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, кроме важнейших - Иностранной, Военной, Адмиралтейской. Их функции стали осуществлять губернские органы. Оформление сословного строя. В правление Екатерины II произошло окончательное оформление сословного строя в России. 21 апреля 1785 г. в день своего рождения императрица издала "Жалованную грамоту дворянству", которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина II запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством. Дворянам присваивалось наименование "благородного сословия".


2.4 Жалованная грамота городам


В 1775 г. была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Все городское население вносилось в Городскую обывательскую книгу и делилось на 6 разрядов:

·дворянство и духовенство;

·купцы, делившиеся в зависимости от капитала на три гильдии (купцы 1 гильдии - самые богатые - имели преимущественное право вести внутреннюю и внешнюю торговлю; ниже стояли купцы 2 - гильдии, у них было право крупной внутренней торговли; купцы 3 - гильдии занимались мелкой уездной и городской торговлей);

·цеховые ремесленники;

·постоянно жившие в городах иностранцы;

·именитые горожане и капиталисты;

·посадские жители (те, кто жил промыслами).

Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей. Принятые документы завершили оформление сословного строя в России: все население России делилось на сословия. Отныне они стали представлять собой замкнутые группы, которые обладали разными правами и привилегиями. Сословная принадлежность стала передаваться по наследству, переход из одного сословия в другое был крайне затруднен. Оформление сословного строя на тот момент играло положительную роль в обществе, так как принадлежность к сословию давала возможность развития внутри сословия.

3. Внешняя политика при Екатерине II


Внешняя политика Екатерины II. Вопросы внешней политики были для Екатерины II первостепенными. Петр I завоевал для России выход к морю на Балтике. Но для развития торговли, для защищенности границ на юге России нужны были берега Черного и Азовского морей. Это неизбежно должно было привести к столкновению с Османской империей (Турцией) - владычицей Черного моря. Усиление России беспокоило крупные европейские страны - Англию, Австрию, Францию, и они стали прилагать усилия, чтобы столкнуть Россию и Османскую империю и тем самым ослабить обеих.


3.1 Русско-турецкая война 1768 - 1774 гг


В 1768 г. Турция, поддерживаемая Францией, начала военные действия против России на Украине и на Кавказе. Началась первая в правление Екатерины II русско-турецкая война. В 1770 г. на притоках реки Прут - Ларге и Кагуле - полководец П.А. Румянцев разгромил турецкую армию. Блестящие победы были одержаны на море. Своего флота на Черном море у России не было. Немногочисленная русская эскадра под руководством адмирала Г.А. Спиридова вышла из Балтики, обогнула Европу и вошла в Средиземное море. Здесь руководство боевыми действиями взял на себя А.Г. Орлов. Русское командование пошло на военную хитрость. В 1770 г. весь турецкий флот удалось заманить в тесную Чесменскую бухту, запереть и ночью поджечь. Турецкий флот сгорел в Чесменской бухте за одну ночь. В 1771 г. русские войска заняли все основные центры Крыма. (Крым с 1475 г. находился под покровительством Турции. Для России Крым являлся "разбойничьим гнездом" и представлял большую опасность.) В 1772 г. крымский хан Шагин - Гирей провозгласил независимость Крыма от Турции. Это стало первым этапом присоединения Крыма к России. Турция признавала независимость Крыма; - Россия получила право беспрепятственного плавания по Черному морю и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы; - Россия получала право иметь свой флот на Черном море; - Грузия освобождалась от тяжелейшей дани юношами и девушками, отправляемыми в Турцию; - права православных народов в Османской империи (молдаван, греков, румын, грузин и др.) расширялись. В 1783 г. русские войска без всякого предупреждения вошли в Крым. Турецкий султан ничего не смог сделать. Крымское ханство было ликвидировано, Крым вошел в состав России. К России отошли обширнейшие территории северного Причерноморья. Они получили название Новороссии. Наместником Новороссии был назначен самый талантливый фаворит Екатерины II Г.А. Потемкин. Он и занялся обустройством этого края и строительством Черноморского флота.


3.2 Георгиевский трактат


В 90-е гг. XVIII в. стали укрепляться позиции России в Закавказье и на Кавказе. Турция и Персия также усилили свою экспансию в Грузию. Грузия в это время переживала период феодальной раздробленности и не была единым государством. Кахетия и Карталиния под властью Ираклия II объединились в Восточную Грузию. Грузинские княжества на западе - Имеретия, Менгрелия, Гурия имели каждая своих царей или владетельных князей. Турция и Персия осуществляли опустошительные набеги на грузинские земли. Кахетия и Карталиния платили позорную дань красивыми девушками персам, а Имеретия, Менгрелия, Гурия - такую же дань туркам. Княжества находились между собой в постоянной вражде. Немногочисленный грузинский народ, чтобы сохранить свое "я", нуждался в сильном покровителе. 24 июля 1783 г. в крепости Георгиевск (Северный Кавказ) был заключен договор грузинского царя Восточной Грузии (Кахетия и Карталиния) Ираклия II c Россией о покровительстве. Был подписан Георгиевский трактат, по которому Восточная Грузия, изнемогавшая под ударами турок, переходила под покровительство России при сохранении автономии. Россия гарантировала Восточной Грузии территориальную целостность и неприкосновенность границ. Опасаясь военных столкновений с Турцией, Россия отказалась от заключения такого же соглашения с западными грузинскими княжествами. В 1787 г. Екатерина II решила посетить Новороссию в сопровождении блестящей свиты. За 4 года неутомимый Г.А. Потемкин превратил Новороссию в цветущий край. Он основал города Херсон, Николаев, Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Никополь, Одессу. Г.А. Потемкин заводил земледелие, ремесла, создавал промышленность. Он приглашал переселенцев из других стран, привлекал их низкими налогами. В Херсоне были построены первые корабли Черноморского флота. В удобной бухте Ахтиар началось строительство Севастополя - основной базы Черноморского флота России. Позже за свои труды на благо Российского государства он получил титул светлейшего князя и почетное добавление к фамилии - Потемкин - Таврический. (Таврида - древнее название Крыма). В Турции путешествие Екатерины II было расценено как стремление России к дальнейшему расширению границ России на юге за счет турецких территорий. В 1787 г. турецкий султан объявил России войну. Началась вторая в правление Екатерины II русско-турецкая война.

Военный талант А.В. Суворова к этому времени расцвел. В июле 1789 г. он разбил турок при Фокшанах, а августе 1789 г. - на реке Рымник. Победа была близка, но она была невозможна без взятия Измаила. Измаил - турецкая крепость, незадолго до этого построенная французами, со стенами 25 метровой высоты, считалась неприступной и была гордостью турецкого султана. В 1790 г. А.В. Суворов получил приказ взять Измаил. Под Измаилом на карту была поставлена его военная судьба: А.В. Суворову было уже 60 лет. Коменданту Измаила А.В. Суворов написал: "24 часа на размышление - воля, первый мой выстрел - уже неволя; штурм - смерть". Ранним утром 11 декабря 1790 г. русскими войсками был начат штурм крепости. Через 6 час. Измаил был взят. Русским войскам был открыт путь на Стамбул. Блестящие победы были одержаны и на море Командующий молодым Черноморским флотом Ф.Ф. Ушаков в 1791 г. разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия. Турки поспешили сесть за стол переговоров. В 1791 г. в Яссах был заключен мирный договор. По Ясскому мирному договору: - Османская империя признавала Крым владением России; - В состав России вошли территории между реками Буг и Днестр, а также Тамань и Кубань; - Турция признавала российское покровительство Грузии, установленное Георгиевским трактатом 1783 г.


3.3 Речь Посполитая


Разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). В это время обострилась ситуация в Речи Посполитой. Речь Посполитая возникла в 1569 г. из объединения Польши и Литвы. Король Речи Посполитой избирался польской знатью и в значительной степени зависел от нее. Право издавать законы принадлежало сейму - собранию народных представителей. Для принятия закона требовалось согласие всех присутствующих "либерум вето", что было необычайно трудно. Даже один голос "против" запрещал принятие решения. Польский король был бессилен перед знатью, согласия на сейме постоянно не было. Группировки польской знати постоянно враждовали между собой. Зачастую, действуя в своекорыстных интересах и не думая о судьбах своего государства, польские магнаты в своих междоусобицах прибегали к помощи других государств. Это привело к тому, что ко второй половине XVIII в. Польша превратилась в нежизнеспособное государство: законы в Польше не издавались, сельская и городская жизнь были в застое. Идея раздела Польши, как государства непредсказуемого, причиняющего много беспокойств соседям, появилась в международной политике еще в начале XVIII в. в Пруссии и Австрии. Во времена Екатерины II со дня на день можно было ожидать распада Речи Посполитой. Прусский король вновь выдвинул план расчленения Польши и предложил России присоединиться к нему. Екатерина II считала целесообразным сохранить единую Польшу, но затем решила использовать слабость Польши и вернуть те древнерусские земли, которые в период феодальной раздробленности были захвачены Польшей. В 1772, 1793, 1795 гг. Австрия, Пруссия, Россия произвели три раздела Речи Посполитой. В 1772 г. состоялся первый раздел Речи Посполитой. К России отошли восточная часть Белоруссии по Западной Двине и Верхнему Днепру. Польские дворяне попытались спасти Польшу. В 1791 г. была принята Конституция, которая отменяла выборность короля и право "либерум вето". Была усилена польская армия, в сейм допускалось третье сословие. В 1793 г. состоялся второй раздел Речи Посполитой. К России отошли Центральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина. 12 марта 1974 г. польские патриоты во главе с Тадеушем Костюшко подняли восстание, чтобы попытаться спасти обреченное польское государство. Екатерина II послала в Польшу войска под командованием А.В. Суворова. 24 октября войска А.В. Суворова вошли в Варшаву. Восстание было подавлено.Т. Костюшко был арестован и отправлен в Россию. Это предопределило третий раздел Речи Посполитой.

В 1795 г. состоялся третий раздел Речи Посполитой. К России отошли Литва, Западная Белоруссия, Волынь, Курляндия. Поляки утратили свою государственность. Польские земли до 1918 г. находились в составе Пруссии, Австрии, России. Таким образом, в результате трех разделов Речи Посполитой Россия вернула все древнерусские земли, а также получила новые территории - Литву и Курляндию. Этнически польские районы к России присоединены не были. Во времена Екатерины II русские землепроходцы начинают осваивать северо-западную часть Северной Америки. Таким образом, внешняя политика Екатерины II значительно расширила территории Российского государства. В те времена, еще только шло формирование государственных территорий, закрепление границ. Все государства стремились расширить свое влияние в окружающем мире. Европейские державы активно строили свои колониальные империи. Россия также следовала господствующей логике тогдашнего политического мышления. Шло активное строительство Российской империи. 6 ноября 1796 г. Екатерина II скончалась. Немецкая принцесса вошла в русскую и мировую историю одной из величайших русских правительниц.

Заключение


Правление Екатерины II называют "Золотым веком", т.к. русской монархии немецкая принцесса вернула былой блеск, за, что и была прозвана Великой. Во внешней политике после завоеваний Екатерины II все европейские государства искали союза и поддержки России как у государства обладающего реальной и политической силой. Руководитель российской внешней политики при Екатерине II канцлер А.А. Безбородко говорил в конце своей карьеры молодым дипломатам: "Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела". Подводя итог можно сказать, что благодаря правлению Екатерины II к концу 18 века Россия получила большой толчок в политическом, государственном, духовном, экономическом развитии.

Таким образом, во второй половине XVIII в. - в век "Разума и Просвещения" в России была создана неповторимую, экономическую, политическую и во многом уникальную художественную культуру. Этой культуре была чужда национальная ограниченность и замкнутость. Она с удивительной легкостью впитала и творчески переработала все ценное, что было создано трудом художников других стран. Родились новые виды и жанры искусства, новые художественные направления, яркие творческие имена.


Список использованной литературы


1.Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. - М., 1994.

2.История России. С древнейших времен до начала XXI века / Под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2003.

.История России. С древнейших времен до конца ХХ века: В 3 кн. / Под ред.А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. - М., 1996

.Федоров В.А. История России. 1861-1917: Учебник для вузов. Изд. 2-е. - М., 2004.

.Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.

Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х годов правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий. Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.

Главным центром научной деятельности была академия наук. В целях развития высшего образования в России 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов - разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.

Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо-запада Америки.

В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г.Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И.Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Во второй половине 18 в. наблюдается взлет технической мысли. И.И.Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П.Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.

Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П.Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И.Фонвизиным (комедии «бригадир» и «Недоросль»).

В 1790 г. была издана книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.

В архитектуре господствовал стиль русского барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.

Крупнейшими зодчими этого направления были В.В.Растрелли в Петербурге и Д.В.Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д.Кваренги, Н.А.Львов и Ч.Камерон. В Москве в стиле классицизма строили В.И.Баженов и М.Ф.Казаков.

Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского). М.Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи - С.Ф.Щедрин и Ф.Я.Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П.Лосенко.

Замечательные творения создают скульпторы Ф.И.Шубин - мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.

Развитие культуры во второй половине XVIII века

Развитие культуры России во второй половине XVIII проходило под воздействием петровских реформ начала века. Преобладали следующие тенденции.

Усиление западного влияния. Подражательство западной культуре.

Сокращение сферы культурного влияния церкви. Культура все больше приобретала светский характер. Происходило ее дальнейшее обмирщение.

Углубление рационализма мировоззрения.

Начало формирования российской интеллигенции, к которой в XVIII в. можно было отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых, актеров.

Сохранение традиционализма народной культуры.

Идейные факторы , оказавшие влияние на развитие культуры данного периода.

Идеология «просветительства» с ее проповедью естественных прав человека, свободы и равенства.

Масонство с его поисками путей нравственного совершенствования.

Масоны (от французского – вольные каменщики) – международное религиозно-философское движение, ставившее перед собой цель «нравственно облагораживать людей, объединять их на началах братской любви, равенства и взаимопомощи». В масонском движении XVIII в. принимали участие многие выдающиеся просветители Запада.

Первые сведения о масонстве в России относятся к 1730-1740 годам. Масонами были известные деятели своего времени граф Р.И. Воронцов, князья Голицыны, Трубецкие, Мещерские, князь М.М. Щербатов, поэт А.П. Сумароков, писатель и историк И.П. Елагин, директор, а затем куратор Московского университета М.М. Херасков, просветитель Н.И. Новиков и др. . В XVIII в. масонство представляло чрезвычайно узкое и ограниченное по числу участников общественное явление и не могло существенно повлиять на ситуацию в стране.

Растущие потребности государства в квалифицированных специалистах привели к преобразованиям в области образования . В 1731 г. был учрежден Кадетский корпус для дворян – военно-учебное заведение закрытого типа. Он готовил будущих офицеров российской армии и гражданских чиновников. В 1764 г. в Петербурге было открыто «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт), ставшее первым светским заведением для девушек из дворянских семей. Для детей других сословий также создавались закрытые учебные заведения. Например, в 1779 г. в Москве для детей купцов и мещан открыто Коммерческое училище. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях. Рекрутские дети – в солдатских школах. Дворяне получали образование с помощью частных учителей, обычной стала и учеба за границей. Образование носило сословный характер. Для большинства населения оно оставалось недоступным.

Во второй половине XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В 1786 г. был утвержден Устав народных училищ, согласно которому в губернских городах создавались главные четырехклассные училища, в уездных городах – малые двухклассные. В училищах обучали чтению, письму, священной истории, основам арифметики и грамматики. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания.

В XVIII в. было положено начало становлению университетского образования в России. В 1755 г. императрица Елизавета Петровна утвердила представленный И.И. Шуваловым проект организации Московского университета . Главная роль в разработке плана создания университета принадлежала М.В. Ломоносову. В соответствии с идеями Ломоносова образование в нем было бессословным. Университет находился под протекцией императрицы,

подчинялся только Сенату, освобождался от всякого рода налогов и иных сборов. В 1757 г. при университете открыта Академия художеств.

Середина, вторая половина XVIII в. были временем географических открытий, успехов в развитии научной и технической мысли.

В 1733-1741 гг. состоялась Вторая камчатская экспедиция под руководством В.И. Беринга (1681-1741), в ходе которой был открыт пролив между Чукоткой и Аляской (Берингов пролив). Исследователь Сибири и Камчатки С.П. Крашенинников (1711-1755) составил «Описание земли Камчатки». В историю географических открытий вписаны имена отважных русских полярных исследователей С.И. Челюскина (ок.1704-1764), в честь которого названа самая северная точка материка Евразия – мыс Челюскин, двоюродных братьев Д.Я. и Х.П. Лаптевых , именем которых названо одно из морей Северного Ледовитого океана – море Лаптевых.

Неоценимый вклад в развитие мировой и отечественной науки сделал М.В. Ломоносов (1711-1765) – первый русский академик, человек, обладавший энциклопедическими знаниями. Его гений проявился во всех отраслях знаний того времени: химии, физике, астрономии, минералогии, геологии и почвоведении, географии, картографии. Наряду с естественными науками он занимался и гуманитарными: грамматикой, стилистикой русского языка, историей. К середине XVIII в. исторические знания превратились в науку, чему во многой степени способствовали труды В.Н. Татищева (1686-1750). М.В. Ломоносов в своих трудах по истории уделял основное внимание древнему периоду русской истории и времени Петра I. Он первым выступил против норманнской теории происхождения Древнерусского государства.

Важные технические изобретения были сделаны И.И. Ползуновым (1728-1766) и И.П. Кулибиным (1735-1818). И.И. Ползунов первым в мире разработал проект универсального парового двигателя. Однако созданная им паровая машина в условиях крепостного хозяйства оказалась ненужной и забытой. Изобретатель механик-самоучка И.П. Кулибин изобрел множество оригинальных приборов и инструментов, усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал семафорный телеграф, «подъемное кресло» - лифт. Наиболее фундаментальной работой Кулибина был проект одноарочного 300-метрового моста через Неву. Но его изобретения также не нашли применения. Воистину говорят, что нет пророков в своем отечестве.

Дальнейшее развитие получила архитектура. До 1760-х гг. преобладающим стилем оставалось барокко, крупнейшим мастером которого являлся Ф.Б. Растрелли . В этом стиле были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в царском селе и Большой дворец в Петергофе.

На смену барокко пришел классицизм . Отличительные черты классицизма - ясность и простота форм при сохранении монументальности. В основе стиля лежало обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость линий. Основоположниками классицизма в России являются В.И. Баженов (1737-1799) – дом Пашкова в Москве, Инженерный замок в Петербурге, И.Е. Старов (1745-1808) – здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры. С именем ученика Баженова Ф.М. Казаковым (1738-1812) связано создание большого количества зданий и особняков в Москве. Это здание Сената в Кремле, старое здание Московского университета, Голицинская больница, дом князей Долгоруких, переданный дворянскому собранию и др. Ярким представителем русского классицизма являлся Д. Кваренги (1744-1817), работавший в России с 1780 г., - здание Академии наук, Александровский дворец в Царском Селе, Смольный институт и др. . Замечательный русский архитектор Ю.М. Фельтен (ок.1730-1801) совместно с П.Е. Егоровым (1771-1784) проектировали набережную Невы и решетку Летнего сада.

Во второй половине XVIII в. в живописи складывается система жанров: портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись. Первым русским историческим живописцем был А.П. Лосенко (1737-1773). Одна из наиболее известных его картин «Владимир перед Рогнедой». В историческом жанре работал Г.И. Угрюмов (1764-1823) – «Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани». Однако наибольшее развитие в живописи получил портрет. Галерею прекрасных портретов создали А.П. Антропов (1716-1795), И.П. Аргунов (1729-1802), Ф.С. Рокотов (ок.1735-1808), Д .Г. Левицкий (1735-1822), В.Л. Боровиковский (1757-1825) и др.

В рассматриваемый период были заложены основы светской скульптуры. Ф.И. Шубин (1740-1805) - земляк Ломоносова, выходец из среды поморских крестьян - создал галерею скульптурных портретов – М.В. Ломоносова, А.М. Голицына, Г.А. Потемкина и др.

К шедеврам мировой скульптуры по праву отнесен памятник Петру I («Медный всадник») работы французского мастера Э.М. Фальконе в Петербурге. М.И.Козловский (1753-1802) прославил себя памятником А.В. Суворову на Марсовом поле в Петербурге. Он же автор главной статуи Петергофского каскада фонтанов – «Самсон, раздирающий пасть льва».

Середина XVIII в. – важный рубеж в театральной культуре России. В 1750 г. возник первый профессиональный театр в Ярославле. Его инициатором был купец Ф.Г. Волков (1728-1763). Слухи о нем достигли Петербурга и ярославцев вызвали в столицу. В 1756 г. преобразован в публичный театр «для представления трагедий и комедий».

Культура России XVIII в. подготовила необычайный влет отечественной культуры первой половины XIX в..

Вопросы для обсуждения

1. Каковы причины петровской модернизации и в чем заключались ее

противоречивые последствия?

2. Почему дворцовые перевороты 1725-1762 гг. не могли изменить существа системы?

3. Могла ли Екатерина II отменить крепостное право в России?

4. Какое значение имело присоединение Крыма к России в 1783 г.?

5. В чем заключались особенности территориальных приобретений

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 331 с.

Брикнер А.Г. История Петра Великого. История Екатерины Второй: полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2015. 1047 с.

История внешней политики России. XVIII в. / Ж.А. Ананян [и др.] М.: Международные отношения, 1998. 302 с.

Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М.: Новое лит. обозрение, 1999. 326 с.

Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. 624 с.

Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII в. М.: МГУ, 1994. 215 с.

Мусская И.А. Самые знаменитые предприниматели России. М.: Вече, 2003. 412 с.

Павленко Н.И. Пётр Великий. М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2009. 829 с.

Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие. –М.: КНОРУС, 2012. 544 с.

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2014. 528 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение особенностей социально-экономического развития России во второй половине ХVIII века. Личность императрицы Екатерины II, отличительные черты и образ ее правления. Сущность политики просвещенного абсолютизма и внутренней политики Екатерины II.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Реформаторская деятельность Екатерины II. Принятие "Наказа" (программы создания правового государства) и его влияние на сознание русских людей. Реформы императрицы в области образования. Литературная и благотворительная деятельность Н.И. Новикова.

    реферат , добавлен 04.02.2011

    Детские годы и образование Екатерины. Приход к власти и время правления. Екатеринское царствование - "золотой век" русского дворянства. Внешняя и внутренняя политика Екатерина II. Первые реформы, отношение к религии. Мнение историков о Екатерине II.

    реферат , добавлен 10.05.2011

    Исследование причин, движущих сил, основных особенностей крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева, ее итогов. Обзор указа Екатерины II по крестьянскому вопросу в 60-е годы. Описания программы отрицания старого общества, класса-эксплуататора.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2011

    Детство, крещение в православную веру, супружество, дворцовый переворот, восшествие на престол Екатерины II. Войны с Турцией и Польшей. Крестьянская война под предводительством Пугачева. Последствия крепостного права. Отношение к вопросам просвещения.

    реферат , добавлен 19.09.2009

    Преобразования Екатерины II в России под влиянием идей французского Просвещения. Основные главы и разделы "Наказа". Созыв и деятельность Уложенной комиссии. Новое губернское учреждение России. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

    реферат , добавлен 05.01.2010

    Система высших центральных и местных органов управления в России в первой половине ХVIII в. Реформы государственного управления во второй половине ХVIII в. Губернская реформа Екатерины I. Контрперестройка системы управления Екатерины II Павлом I.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2013

    Сущность и основное содержание "просвещенного абсолютизма" как направления политики Российского государства, впервые введенного Екатериной II. Уложенная комиссия, история и направления ее деятельности. Крестьянская война под предводительством Пугачева.