Методические семинары по фгос разработки для педагогов. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формы организации учебных занятий

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Современный урок

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Современный урок

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Современный урок


«приложение 2»

Верите ли вы, что:

    Системно-деятельностный подход является основой успешного введения ФГОС?

    Реализация С-Д подхода учитывает индивидуальные особенности учащихся?

    Деятельность – это процесс объяснения учителем новой темы?

    В основу С-Д подхода положены принципы деятельности, минимакса, вариативности, творчества, психологической комфортности?

    Реализация С-Д подхода не имеет никакого отношения к школьникам?

    Существует только одна технология, отвечающая требованиям С-Д подхода?

    Технология деятельностного метода обучения (ТДМО) может быть реализована на уроках различной целевой направленности?

    ТДМО предполагает следующую структуру урока: постановка цели урока, изучение нового материала, первичное закрепление, повторение ранее изученного, итог урока, д/з?

    В современной методике выделяют следующие типы уроков: открытие новых знаний, рефлексии, обобщения знаний, развивающего контроля?

    Главная роль на уроке принадлежи учителю, как субъекту, реализующему деятельностный подход?

    Существует три уровня овладения ТДМО?

Просмотр содержимого документа
«приложение 3»

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Сообщение целей и задач

Планирование

Осуществление контроля

Осуществление коррекции

Оценивание учащихся

Итог урока

Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«приложение 4»

Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей

Просмотр содержимого документа
«приложение 5»

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».

Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания).

Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е-и в корнях с чередованием.

Задачи урока

1. Образовательные:

а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;

б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,

в) повторить морфемный разбор слов;

г) развить умение формулировать определение понятий;

д) обогащать словарный запас учащихся;

е) совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

а) осуществление системно-деятельностного подхода;

б) развитие критического мышления;

в) развитие внимания;

г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ж) развивать умение применять новые знания;

з) развитие творческих, речевых способностей учащихся;

к) формирование логических умений;

л) развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

м) развитие умения формулировать проблему;

н) развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б) воспитание ценностного отношения к слову;

в) развитие коммуникативных УУД:

г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Приемы развивающего обучения

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Ожидаемые результаты:

личностные: 1) понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности;

предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал; учебники, тетради.

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта

6. Физминутка

7. Первичное закрепление

8. Самостоятельная работа и самооценка.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Инструктаж по выполнению

домашнего задания.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке. Запишите в тетради число и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы ее запишем позднее.

Постановка учебной задачи

2. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа.

Учитель : Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью. Внимание на экран!

СЛАЙД

Сиденьем города не берут.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок

Учитель: Прочитаем пословицы.(ученики читают )

Учитель: Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?

Ученики: Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл. Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл 2-й пословицы похож на смысл 1-й: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.

Учитель: выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь.

Ученики списывают. Слова появляются на слайде.

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

Ученики: Чередование звуков Е-И.

Учитель : Что такое чередование звуков?

Ученики : Это замена одного звука другим.

Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

Ученики: Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Сформулируем тему урока и запишем ее в пропущенную строку.

Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим « открыть» новые знания. Работаем с раздаточным материалом в парах. Слова, какой части речи вы видите на карточках № 1?

Ученики: Это глаголы.

Учитель: Определите их вид.

Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?

Учитель: Подберите к каждому глаголу видовую пару - глагол на карточке № 2. Запишите в тетрадь парами.

По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде.

СЛАЙД

РАСТЕРЕТЬ – РАСТИРАТЬ РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ – ОТПИРАТЬ ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ

ЗАМЕРЕТЬ – ЗАМИРАТЬ РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ

Учитель: Выделим корни глаголов с чередованием.

Учитель: Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Кто готов представить своё «открытие»?

Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.

Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

Ученики (читают правило): Правильный.

Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

Учитель вместе с учениками выполняют задание «Закончи предложение».

6. Физминутка

7. Первичное закрепление.

1). Работа по учебнику: стр.113, упр. 648 Выборочное комментированное письмо. (2 уч-ся у доски)

2). Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону.

Задание: в диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для справок (слова для справок на слайде).

Учитель читает слова: СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ, ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ

Дети подбирают варианты со слайда

3) Устная работа

Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с чередованием и назвать его, объяснив правописание корня:

1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ. 2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ.

3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ. 4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.

5) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ. 6) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.

8. Самостоятельная работа – проверочный тест (8 заданий) – и самооценка результата усвоения нового знания.

Перевод баллов в оценку: 8 баллов – «5»; 7 – 6 баллов – «4»; 5 – 4 балла – «3»

9. Рефлексия учебной деятельности.

1. Фронтальный опрос.

Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

Ученики перечисляют.

Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.

2. Работа с диагностической картой.

Моя метка

Моё умение

?

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?

+ -

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу увидеть все слова на это правило в предложенном тексте

+

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме

10. Домашнее задание (дифференцированный подход):

1) № 647, стр. 113 (для уч-ся с? ),

2) Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) (для уч-ся + -)

3) Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату» (для уч-ся +)

4) Всем: № 112 стр. 112

Просмотр содержимого документа
«сценарий семинара»

Современный урок в контексте ФГОС

Единая методическая тема школы: « Организационно-методическое обеспечение ведения ФГОС»

Цели методического семинара:

    Осознание основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения.

    Повышение интереса педагогов к использованию системно-деятельностного подхода в обучении.

    Осознание необходимости повышения уровня самообразования.

Задачи методического семинара:

    Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.

    Способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

    Создать условия для активного взаимодействия всех участников педагогического совета.

Форма проведения: семинар-практикум

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, методическая литература

Ход семинара:

1. Организационный момент.

Участникам семинара предлагается объединиться в группы, занять свои места.

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

2. Определение темы и целей семинара.

Используется прием постановки цели «Эпиграф».

Педагогам предлагается осмыслить текст, изображённый на слайде, и подумать, как он может быть связан с темой семинара.

Предположения педагогов. Формулировка тему семинара.


Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме семинара и отложите (приложение 1).

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Современный урок

Определение собственных целей педагогами через определение важности и значимости темы семинара.

Педагогам предлагается выполнить задание :

Нарисуйте солнышко и 8 лучиков у него.

На каждом лучике, с одной стороны, напишите вид деятельности ученика в школе (учебная, исследовательская, проектная, игровая, познавательная, практическая, речевая, трудовая или др.). С другой стороны, на каждом лучике напишите вид деятельности ученика на уроке. Каждый лучик разделите на 10 частей. Отметьте на каждом лучике столько делений, на сколько вы считаете, занимаются этой деятельностью ученики у нас в школе, у вас на уроке. Соедините эти точки. Получилось колесо, на котором ученик едет по стране знаний.


Как вы думаете удобно ехать на таком колесе?

Действительно, это не совсем удобное колесо.

Задача ФГОС – выправить это колесо, чтобы было удобно ехать.

Чтобы вы хотели узнать на семинаре? Чему вы можете научиться? Для чего это необходимо знать? Что надо сделать, чтобы достичь поставленной цели?

А теперь в таблице-фиксации знаний, заполните, пожалуйста, третью графу «Хочу узнать» по данной теме семинара и отложите.

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Современный урок

Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.

И давайте приступим к работе.

3. Основная часть семинара

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

    анализировать свои действия;

    самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

    отличаться мобильностью;

    быть способны к сотрудничеству;

    обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.


Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения).

«Великая цель образования это не знания, а действия» Г. Спенсер.

В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход.


«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» - писал немецкий педагог-демократ XIX в. Адольф Дистервег, чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI века.


Актуализация представлений учителей о системно-деятельностном подходе в образовании.

Прием: «Верите ли вы?»

Слушатели отвечают на листах (приложение 2):

Верите ли вы, что:

    Системно-деятельностный подход является основой успешного введения ФГОС? (+)

    Реализация С-Д подхода учитывает индивидуальные особенности учащихся? (+)

    Деятельность – это процесс объяснения учителем новой темы? (-)

    В основу С-Д подхода положены принципы деятельности, минимакса, вариативности, творчества, психологической комфортности? (+)

    Реализация С-Д подхода не имеет никакого отношения к школьникам? (-)

    Существует только одна технология, отвечающая требованиям С-Д подхода? (-)

    Технология деятельностного метода обучения может быть реализована на уроках различной целевой направленности? (+)

    ТДМО предполагает следующую структуру урока: постановка цели урока, изучение нового материала, первичное закрепление, повторение ранее изученного, итог урока, д/з? (-)

    В современной методике выделяют следующие типы уроков: ОНЗ, рефлексии, обобщения знаний, развивающего контроля? (+)

    Главная роль на уроке принадлежи учителю, как субъекту, реализующему деятельностный подход? (-)

Делают самопроверку.


Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

    формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;

    проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

    активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

    построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.


Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения.

Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.

Для того чтобы подвести итог сказанного, педагогам предлагается составить Синквейн к понятию «системно-деятельностный подход». В группах участники составляют, затем на доску вывешивают свои синквейны. На слайде правила заполнения:


Примеры:

1. Деятельностный подход

2. Интригующий, трудоемкий

3. Озадачить, взаимодействовать, сотрудничать

4. Изменяет мое отношение к ученикам.

5. Сотрудничество

2. Системный и деятельностный

3. Самообучаемся, саморазвиваемся, самовоспитываемся

4. Образование становится эффективным.

5. Школа будущего

1. Деятельностный подход

2. Познавательный, вариативный

3. Развивает, научает, обогащает

4. Выше потенциал каждого ребенка

5. Открытие

1. Деятельностный подход

2. Актуальный, интересный

3. Организовывает, развивает, направляет

5. Результат

1. Деятельностный подход

2. Творческий, познавательный

3. Развивающий, осмысляющий, обучающий

4. Через тернии к звездам

5. Открытие

1. Деятельностный подход

2. Развивающий, актуальный

3. Познавать, изучать, применять

4. Хочу уметь применять на уроках


Меняется и представление об уроке.Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?

Вниманию педагогов предлагается вспомнить (восстановить) деятельность педагога, при проведении традиционного урока (работа в группах, заполнение таблицы - приложение 3).

Требования к уроку

Традиционный урок

Объявление темы урока

Сообщение целей и задач

Планирование

Практическая деятельность учащихся

Осуществление контроля

Осуществление коррекции

Оценивание учащихся

Итог урока

Домашнее задание

Обсуждение результатов.


А есть ли отличия традиционного урока от урока по ФГОС?

Просмотр фрагмента № 1, описывающего позицию педагога в системно-деятельностном подходе.


Заметили ли вы отличия от традиционного урока?

Работа в группах (заполнение таблицы «Урок по ФГОС»). Во время просмотра фрагментов педагоги заполняют таблицу.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Оценивание учащихся

Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Итог урока

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Просмотр фрагмента № 2 с последующим обсуждением.


Обсуждение заполненной таблицы (приложение 4).

В чём отличия традиционного урока от урока по ФГОС?

Трудно ли вам представить проведение своего урока по ФГОС?


Об уроке написано много книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.

Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

Теоретическая часть (типология уроков и их целевая установка)

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.

Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:

    Уроки «открытия» нового знания

    Уроки рефлексии

    Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)

    Уроки развивающего контроля


Цели уроков выделенных типов:

1. Урок «открытия» нового знания.


Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивация.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

    актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

    создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

    устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

    актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

    актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

    мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;

    фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

    восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

    соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

2. Урок рефлексии.


Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Структура уроков рефлексии в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

    Самоопределение к деятельности.

    Актуализация знаний.

    Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).

    Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).

    Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Включение в систему знаний и повторение.

    Рефлексия деятельности (итог урока).

3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).


Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Структура уроков общеметодологической направленности в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

    Мотивация.

    Целеполагание контроля. Работа с опорой для контроля навыков

    Контроль

    Самоконтроль.

    Самооценка.

    Рефлексия деятельности.

    Согласование оценок.

4. Урок развивающего контроля.


Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Структура уроков развивающего контроля в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

    Мотивация.

    Актуализация и подготовка мышления учащихся.

    Целеполагание контроля.

    Контрольная работа.

    Самоконтроль (взаимоконтроль).

    Самооценка.

    Рефлексия.

    Согласование оценок.

    Рефлексия (повторная).

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Работа в группах.

Для практической работы в группах рассмотрим особенности структуры урока введения нового знания на основе технологии деятельностного подхода.

Анализ разработки урока учителя, работа с раздаточным материалом «Конспект урока русского языка в 5 классе» (приложение 5)

Задание отметить, что нового вы заметили в предложенном уроке, как в содержании, так и в оформлении?

Прочитайте конспект урока.

Есть ли связь между целями и планируемыми результатами? Докажите.

Приведите примеры из конспекта, как учитель проверяет, достигнута ли цель.

Можно ли выделить в конспекте этап целеполагания?

Кто формулирует цели урока? Как учитель создал условия для постановки цели учащимися?

Приведите пример из конспекта, когда при постановке обучающей цели, достигаются не только предметные результаты. (Этап актуализации знаний. Достигаются личностные результаты ) Какие планируемые предметные результаты были достигнуты, кроме основных?

Достигнуты ли на уроке планируемые результаты? С помощью чего?

Как вы можете охарактеризовать подбор заданий. (Задания даются с затруднением, рассчитанные на различные категории учащихся (аудиалов, визуалов), разнообразные, но приближающие к достижению планируемых результатов и т.д.) Сколько раз на уроке благодаря различным заданиям закрепляются новые знания?

Интерактивный семинар «Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения»

Семинар преследует цель систематизации знаний слушателей о федеральном государственном образовательном стандарте, современном уроке в свете внедрения ФГОС второго поколения формирования мотивационной готовности участников к педагогической и управленческой деятельности по реализации стандарта и включение участников в наработку практических навыков его введения.

Задачи семинара:

Дать представление об особенностях, назначении, роли и функциях:

Познакомить слушателей со структурой, содержанием ФГОС, а также документами и материалами, обеспечивающими нормативное и инструментальное сопровождение их введения;

Сформировать мотивационную готовность слушателей к педагогической и управленческой деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания образования обучающихся, современных требований к образовательным результатам в условиях реализации системно-деятельностной парадигмы образования;

Включить слушателей в разработку механизмов реализации:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

План семинара:

Предисловие «А урок остается!»

Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения).

Технологическая карта урока.

Структурные элементы учебного занятия. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС.

Критерии эффективности современного урока.

Заключение.

Рефлексия.

Список использованных источников.

В приложениях к семинару вы найдете:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019043-5.

2. И.М. Логвинова, канд. пед. наук, зам. директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, Г.Л. Копотева, канд. пед. наук, зав. лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС, УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 12/2011г.

3. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора. эрудиции»

В.А. Сухомлинский

1. Предисловие «А урок остается!».

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения) .

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.

Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.

Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.
Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения?

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

Продумать форму подведения итогов урока.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.

Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.

Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.

Знание типологии урока

Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».

Планирование воспитательной функции урока.

Комплексное планирование задач урока.

Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.

Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

Практическая направленность учебного процесса.

Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.

Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.

Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).

Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.

Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

Дифференциация домашних заданий.

Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

Обеспечение благоприятных гигиенических условий.

Обеспечение эстетических условий

Имидж учителя.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

По поиску и обработке информации;

Обобщению способов действия;

Постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

3. Технологическая карта урока.

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней.
Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Структура технологической карты:

название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

на практике реализовать межпредметные связи;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит администрации школы:

контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Апробация новейших разработок показала следующие результаты:

значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;

появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;

школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» - освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге - организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности школьников.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты включает название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

реализацию учителем целей урока;

использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

осуществление оценивания и контроля.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.

В помощь учителю предлагаем возможные формулировки деятельности.

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

индивидуальный контроль;

выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

комментарий к домашнему заданию;

задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

взаимопроверку;

коллективную проверку;

проверку выполнения упражнения;

беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

оценочные высказывания обучающихся;

обсуждение способов решения;

поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

самостоятельную работу с учебником;

беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

самооценку;

самопроверку;

взаимопроверку;

предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

4. Структурные элементы учебного занятия

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Диагностическая работа (на выходе):

Организация дифференцированной коррекционной работы,

Контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Новый подход к современному уроку способствует более высокому уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.

5. Критерии эффективности современного урока.

Обучение через открытие

Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

Развитие личности

Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Демократичность, открытость

Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

6. Заключение.

Так что же для нас современный урок?

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

7. Рефлексия.

На листе бумаги обведите свою ладошку.

Каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

Большой –для меня это важно и интересно …

Средний- мне было трудно (не понравилось)…

Безымянный –моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец- для меня было недостаточно…

8. Список использованных источников.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.
Карабанова О.А.
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова
// Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11.
Определение, классификация универсальных учебных действий. Примеры заданий на развитие универсальных учебных действий младших школьников.

Карабанова О.А.
Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.

Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.
Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.

Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.

Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.
Песняева Н.А. Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева// Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.

Песняева Н.А. Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.
Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23. - Библиогр.: с. 23.

Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.
Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий / О. В. Чиндилова
// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.

Чиранова О.И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе реализации эстетической функции математики / О. И. Чиранова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 6. - С. 29-32. - Библиогр.: с. 32.

Шакина Г.В. Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г. В. Шакина, И. В. Ванисова
// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 7-10. - Библиогр.: с. 10.

Ячменникова Т.С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе: как на уроке формировать универсально-учебные действия, предусмотренные ФГОС нового поколения? / Т. С. Ячменникова
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1. - С. 25-31.

Материалы для скачивания:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 СТ.ЗЕЛЕНЧУКСКОЙ»

Семинар - практикум

Подготовила: заместитель директора Кочеткова Т.Д.


ст.Зеленчукская, январь 2014г.

Семинар

Тема: «Современный урок в условиях введения ФГОС».

Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов по вопросам реализации ФГОС

Участники: педагогический коллектив школы

Регламент: 2 часа

Дата проведения: 30.01.2014г.

Форма проведения: семинар-практикум.

Повестка дня:

I . Информационный этап (Презентация)

    Вопросы для размышления

    Выпускник школы XXI века должен…

    Требования к результатам освоения основных образовательных программ.Три основные группы результатов.

    Методологическая основа ФГОС второго поколения. Технология системно-деятельностного метода обучения.

    Моделирование урока с позицийсистемно-деятельностного подхода.

    Структура урока открытия нового знания

    Технологическая карта урока

    Формы организации учебных занятий

    Этапы в подготовке учителя к занятиям.

    Основные этапы урока.

    Основные правила современного урока по ФГОС

II . Практическая часть. Проектирование современного урока.

    Открытый урок в 1 классе.

    Мастер - класс «Проекты на уроке математики».

    Матрица для проектирования современного урока.

III

Ход семинара

I . Информационный этап. (Презентация).

1.Вопросы для размышления:

    Как учить детей без принуждения ?

    Как помочь им раскрыть свои возможности ?

    Как сделать предмет интересным для всех?

    Как дать стимул к творчеству ?

    Чему я хочу научить своих учеников?

2.Выпускник школы XXI века должен…

    уметь самостоятельно приобретать знания;

    применять их на практике для решения разнообразных проблем;

    работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

    самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути решения проблем;

    быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

3.Требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Три основные группы результатов.Три основные группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.

4.Методологическая основа ФГОС второго поколения.


Технология системно-деятельностного метода обучения.

    Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде,

    а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

5.Моделирование урока с позиций системно-деятельностного подхода.

    Самоопределение к деятельности начинается с мотивации.

    Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля.

    Совместная с учащимися постановка цели.

4. Проект выхода из проблемной ситуации (совместный поиск путей решения проблемы).

    Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения).

    Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.

    Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта).

8. Рефлексия.

6. Структура урока открытия нового знания

Структура урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода

п/п

Этапы урока

деятельностной

направленности

Деятельность учащихся,

Продолжительность этапа

Мотивация

    установить рамки деятельности «могу-хочу-надо»;

    включиться в учебную деятельность (1-2 минуты);

Актуализация

    повторить необходимый материал;

    активизировать мыслительные операции;

    совершить пробное действие;

    зафиксировать затруднение (4-5 минут);

Затруднения

    проанализировать свои действия;

    зафиксировать место затруднения;

    найти причину затруднения (3 -4 минуты)

Проект выхода из

затруднения

    сформулировать цель действий;

    согласовать тему урока;

    выбрать способ и средства для действий;

    сформулировать план действий (4-6 минут);

Реализация

проекта

    реализовать проект в соответствии с планом;

    открыть новый способ и зафиксировать его в речи и знаках;

    зафиксировать преодоление затруднения;

    сделать вывод в общем виде (5-8 минут);

Первичное

закрепление

    решить фронтально, в группах, в парах задания на новый способ;

    проговорить новый способ вслух (4-5 минут);

Самостоятельная

работа

    самостоятельно выполнить задание;

    проверить по эталону;

    выявить причины новых ошибок и исправить их, если они есть (3-5 минут)

Включение

в систему

знаний

    выполнить задания, где новые знания связаны с изученными;

    подготовиться к изучению следующих разделов

(5-8 минут);

Рефлексия

    оценить свою деятельность на уроке;

    соотнести цель и результаты;

    наметить новую цель;

    определиться с домашним заданием (2-3 минуты);

7.Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

Организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

8.Формы организации учебных занятий

Р.Г.Чуракова в книге «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе» выделяет следующие формы организации учебных занятий

Целевое назначение

урока

Тип урока

Результативность

обучения

Первичное усвоение новых предметных ЗУНов и УУД

Урок первичного предъявления новых знаний и (или) способов учебных

действий

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов; выполнение

действий по образцу, алгоритму

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий

в условиях решения учебных задач (заданий)

Урок формирования

первоначальных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

Правильное воспроизведе-

ние образцов выполнения

учебных действий; безошибочное применение

усвоенных алгоритмов и

правил при решении

учебных задач

Целевое назначение

урока

Тип урока

Результативность

обучения

Применение УУД в условиях

решения учебных

задач

Урок применения УУД и предметныхЗУНов

Самостоятельное решение всеми учениками заданий базового уровня трудности и задач

повышенного уровня трудности отдельными учениками класса

Систематизация

и обобщение предметных ЗУНов на основе сформированных УУД (решение практических задач)

Урок обобщения и

систематизации предметныхЗУНов

Умение самостоятельно формулировать обобщенный вывод; уровень сформированности УУД, обеспечивающий умение учиться (работа в парах, использование источников информации)

Закрепление предметныхЗУНов

или закрепления УУД

Урок повторения ЗУНов и закрепления УУД

Безошибочное решение задач, выполнение упражнений, правильные устные ответы,

умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Проверка уровня усвоения предметныхЗУНов и уровня сформированности УУД (решение предварительной или итоговой ИКР)

Контрольный урок

Правильное решение и оформление заданий, самостоятельная формулировка заданий на основе сформированных ЗУНов и УУД

Индивидуальная работа над ошибками

Коррекционный урок

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного

учебного занятия

Комбинированный урок

Запланированный

результат

9.Проектирование современного урока.

Проектирование – это процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта.

Педагогическое проектирование –это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Умение проектировать – это способность к целеполаганию и распределению целей, организации и анализу деятельности.

Проект – это детальное описание процесса достижения цели.

10.Основные этапы урока.




12.Основные правила современного урока по ФГОС

Основные правила современного урока по ФГОС

    1. Идеальный урок по ФГОС – учитель зашёл в класс, попросил детей начать работу и дети весь урок работают самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи учителя или одноклассников

  1. 50% работы – на самостоятельное изучение

    Главное научить ребёнку КАК делать, т.е. вооружить его способом действия, а это и есть УУД. Знаньевый компонент отходит на второй план. Если я знаю как это сделать и где взять нужную информацию, то я это сделаю САМ. Например, часто задают вопрос: Почему не учим делить на трёх или четырёхзначное число? Скажите, коллеги алгоритм деления на двузначное число отличается от алгоритма деления на трёхзначное число? Нет. Тогда если мы научим хорошо делить на двузначное число, то в случае необходимости ребёнок сможет разделить и на трёхзначное число.

4. Основа стандарта – системно-деятельностный подход. Коллеги, что такое деятельность? Это целенаправленный процесс имеющий результативность. То есть если я не достигаю никакого результата, то и процесс нельзя назвать деятельностью.

5. Непременное условие современного урока – обучение как активный труд, а не тяжёлое бремя.

6. Смена видов деятельности – основа здоровьесберегающих технологий о которых сегодня говорят очень много.

7. Оптимальный ритм урока – правило, о котором не должен забывать учитель. Часто дети не успевают за темпом учителя. Проследим цепочку. Отстал – не услышал – не нашёл следующее задание – не сделал – получил отрицательный результат – снижение мотивации и интереса.

II . Практическая часть.

1. Открытый урок в 1-ом классе.Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Хубиева Л.С.

2 . Мастер-класс«Проекты на уроке математики». Учитель математики высшей квалификационной категории Михайличенко В.Ф

3. Проектирование современного урока.

1. Матрица для проектирования современного урока.

Коллеги! Мы предлагаем Вам два возможных варианта работы:

1) Сейчас группа учителей математики, физики, информатики, химии составят технологическую карту урока математики по теме «Задача. Нахождение и запись решения», затем группа представит свою работу.

Готовый продукт должен выглядеть примерно так.

Тема

урока

Тип

урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Инструментарий оценки достижений

предметные

метапредметные

личностные

Обучаемый научится или

получит возможность

научиться

Арифмети-ческая сюжетная задача.

Задача. Нахождение и запись решения

Уч.(2 ч.) стр. 36

ТПО (2 ч.) стр. 58

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

Толковать термин «решение задачи» как математическую запись получения искомого числа в виде выражения (суммы или разности чисел)

Находить и записывать решение задачи в виде числового выражения

Формулировать задачу по предложенному решению

П: - знаково-символическое моделирование, подведение под понятие;

К: - групповая работа

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Распознавать сюжетные задачи;

Находить и записывать способ решения текстовой задачи в виде суммы или разности;

Сопоставлять рисунок и задачу, рисунок и схемы;

Формулировать задачи по рисунку или схеме.

ТПО (2 ч.)

стр. 65, №4(1,2,3)

Для чего коллеги нужно такое тематическое планирование? Оно облегчает работу учителя на следующем третьем этапе.

Во-первых, определён тип урока, во-вторых прописаны планируемые результаты. Если я знаю что должна получить, т.е. каков должен быть результат, то я знаю какую цель должен поставить ученик на конкретном уроке, чтобы выйти на этот результат . В-третьих прописан инструментарий оценки предметного результата. Итак, существенно облегчается подготовка к каждому конкретному уроку.

2. Практическая работа в парах для остальных учителей. На работу отводится 15 минут. Затем 2-3 пары защищают свои работы.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.

Чтобы Вам стало понятно, ЧТО КОНКРЕТНО ИЗМЕНИЛОСЬ в деятельности педагога рассмотрим и заполним ещё одну таблицу.

а)Предлагаю выполнить эту работу в парах.

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется чётко структурированным конспектом урока

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала.

Главная цель учителя на уроке

Успеть всё, что я запланировала.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Роль учителя

Главная, ведущая роль

Результаты обучения

Предметные результаты

Основная оценка – оценка учителя

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

б)Работа в группах.
Педагогические ситуации

Ученик срывает урок. На Ваши замечания он отвечает Вам в грубой форме. Как предотвратить это? Если же такая ситуация произошла - Ваша реакция?

Я обратила внимание, что на моих уроках ученики очень нервничают, отвечая устно у доски.

Я обратила внимание, что на моих уроках дети не слушают объяснение нового материала, но могут вспомнить, что было задано на дом.

Ученик в резкой форме выразил недовольство поставленной учителем оценкой..

III . Подведение итогов семинара.

Трудности в изменении стереотипов деятельности

    учителю необходимо изменить привычный образ мыслей и действий, необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;

    учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика на уроке;

    требуется большая подготовка для диагностики и оценивания достижений учащихся.