Использование современных информационных технологий в образовании. сложность стандартизации из-за большого числа уникальных разработок. отчет должен создаваться только тогда, когда отклонение произошло

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (КубГУ)


Использование новых информационных технологий при

обучении химии в ВУЗе


Выполнили:

Рамазанова Д.Н.

Демин А.В.

Руководитель:

Стороженко Т.П.


Краснодар 2003


1 Введение………………………………………………………………………3

Отчет должен создаваться только тогда, когда отклонение произошло

Расчет «идеальной линии». Вычислительно определенный коридор, также известный как «ведущий шланг», определяет точные пределы пространства, через которое автономное транспортное средство может безопасно перемещаться к контролируемой цели. В этот расчет включены многочисленные параметры, такие как текущее местоположение, ширина шпоры, топография, ограничения скорости и размеры транспортного средства. В рамках этого безопасного коридора идеальной траекторией транспортного средства является его точная траектория движения в трехмерном пространстве с течением времени, в соответствии с которой также необходимо учитывать возможные препятствия.

2 Использование НИТ в обучении…………………………………………..6

3 Заключение………………………………………………………………….15

4 Список использованных источников……………………………………16


1 Введение

Современный уровень развития общества, требует высокообразованных специалистов, людей творческих, способных к свободному мышлению. Это ставит перед современной педагогикой задачу выработать методы для развития такой конкурентно-способной личности. В последние десятилетия эта задача успешно решается с помощью разработки и внедрения в образовательный процесс различных педагогических технологий.

Как далеко вперед должен быть рассчитан коридор, в основном зависит от скорости транспортного средства. Глаза и уши автомобиля. Мы живем в эпоху компьютеризации: социальные группы взаимодействуют в Интернете, разговоры и социальные встречи оповещаются информационными и коммуникационными технологиями, отправка и получение документов, ранее прошедших через почту, теперь осуществляется через Интернет и даже проверку документов и подписи происходят в этой виртуальной среде. Как правило, сообщения, которые формальные или неформальные происходят в средах для некоторых новых и странных, но для многих - и в большинстве из них - происходят в полностью компьютеризированной среде.

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с обучаемыми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, индивидуализированная в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности преподавателя и студента.

Таким образом, это будет предоставление детей и, в дополнение, к их семьям, инструмент, который уже является частью их повседневной жизни. Независимо от социально-экономического уровня, часто говорят, что сегодняшние дети рождаются с имплантированным чипом, делая его последовательным и рациональным, чтобы исследовать то, что уже является частью этой вселенной, чтобы получить лучшие результаты в этом процессе обучения.

Как говорит Демо, «грамотность происходит не только в школе или в ограниченной среде». Многие из них подключены к Интернету с контекстуализированной информацией для своей социальной, экономической, религиозной и культурной среды, так что взаимодействие происходит активно. Напротив, часто такое же не происходит в школах.

Процесс целенаправленного воспитания личности, её информатизация и социализация, акты коррекции в её развитии и саморазвитии осуществляются в педагогических системах. Но многие до сих пор опасаются, что информационная технология приведёт к дегуманизации образования. Однако те, кто стоял у истоков компьютеризации общества в целом и образования в частности, видели, какой восторг охватывает студентов, которые обмениваются дружескими посланиями через океаны, могут констатировать: технология, напротив, способна гуманизировать среду образования. Вынуждая постоянно учиться, она превратит этот процесс в удовольствие и сразу же даст почувствовать практические результаты.

О рганизация доступа к стратегической информации

В этом виртуальном пространстве стимулы несколько, и ребенок взаимодействует, исследуя почти все чувства. В то же время, когда она видит, слышит, прикасается, она также стимулируется вкусом и обонянием, делая обучение привлекательным. Принципиально учитывать технологии как жизнеспособный и мощный ресурс перед лицом проблем и проблем здоровья человека. Школа означает важное место для работы с знаниями, навыками и изменениями поведения. Школьное образование в этом процессе играет важную роль, поскольку оно является великим рычагом социальных преобразований и в данном конкретном случае способами профилактики здоровья.

Для системы образования выигрыш от успешного развития информатизации заключается в высокой профессиональной подготовке работников за счёт передачи элитных знаний, компьютерной поддержки творческих способностей и интеллектуализации труда преподавателей и студентов.

Информатизация высшего образования - это реализация комплекса мер, направленных на повышение уровня подготовки специалистов путём расширения сферы использования вычислительной техники и компьютерных технологий в учебной и научно-исследовательской работе, в управлении учебным процессом.

Новое и позитивное поведение, связанное с самообслуживанием, может быть воспринято. Несомненно, что новые поколения живут в другой момент в плане общения. Поэтому бороться не следует, потому что, если есть тупик, и мы не продвигаемся вперед, ученику будет причинен вред. Нынешняя проблема заключается в обеспечении эффективного использования компьютеров для создания новых возможностей обучения и обучения. Это неоспоримо, и нет возврата назад, мы должны видеть и использовать другой образовательный инструмент, общение, которое может помочь нам иметь более информированных людей, улучшить качество жизни и чистую планету, и это зависит наше управление информацией.

Информатизация создаёт дополнительные возможности для стимулирования у студентов творческого мышления, усиливает значимость их самостоятельной работы, упрощаются контроль и самоконтроль самостоятельной работы. Повышается уровень индивидуальной работы преподавателя, изменяется соотношение между интеллектуальной и рутинной составляющими в учебной работе.

Требование минимальной помощи в решении проблем со стороны специалистов других уровней

Профессиональное развитие для компьютерного обучения: тематическое исследование с преподавателями естественных наук. Учителя никогда не проходили через такой трудный этап, чтобы практиковать свою профессию как сегодня: невнимательные, незаинтересованные ученики, которые жалуются, зевают или разговаривают во время занятий. Благодаря технологическим инструментам мы можем сделать классы привлекательными, но не только такими: эффективными! При использовании компьютера ученик становится актером его собственного обучения, а роль учителя является посредником в процессе обучения.

В настоящее время актуальным для человечества является создание открытого общества, так называемого «общества без границ». Важнейшим условием его формирования признаётся необходимость совершенствования системы образования на принципах открытости и свободы. Открытое и свободное образование предполагает создание единого образовательного пространства, предоставление равных возможностей всем участникам образовательного процесса получения доступа к информационным и образовательным ресурсам, даёт возможность каждому обучаемому максимально развить свои личностные качества. Особо это актуально для регионов, удалённых от ведущих образовательных центров.

Таким образом, студент может изучить новые возможности обучения, когда учитель является проводником в своем курсе знаний. Интернет - неисчерпаемый источник реальных примеров. Через Интернет становится легче взаимодействовать между дидактическим содержанием и реальностью, делая обучение полезным для повседневной жизни, устанавливая связь между реальной жизнью и понятой концепцией. Таким образом, ученик поймет причину изучения определенных концепций, которые в противном случае выглядели бы бесполезными.

Важно, однако, подчеркнуть роль учителя, имеющего фундаментальное значение, чтобы помочь оценить источники информации и даже весь контент, доступный студенту. В этом случае учитель выступает в качестве руководства к доступному контенту. Более точно представлены визуальные материалы, которые Интернет вносит в содержание контента учениками. Подавляющее большинство людей являются визуальными, поэтому использование изображений позволит учащимся лучше запоминать и ассимилировать контент.

Наиболее полно отвечает идеям открытого образования концепция личностно-ориентированного образования. Но смена парадигмы образования делает необходимым создание новой модели образования на основе совершенствования педагогических технологий в педагогических системах. В мировом и российском образовании в настоящее время проявляется тенденция к созданию интегрированных образовательных систем на основе сетевых информационных технологий.

Определим это понятие

Когда студент взаимодействует с компьютером, можно адаптировать материал в соответствии с личными потребностями каждого ученика. Таким образом, учащиеся с когнитивными нарушениями могут выполнять дифференцированные упражнения с использованием одной и той же темы, другие учащиеся могут продвигаться по деятельности в соответствии с их знаниями, а одаренные могут двигаться дальше, в поисках новых задач.

Использование технологий способствует взаимодействию между учащимися. Даже застенчивые студенты могут взаимодействовать с помощью технологических инструментов. Осуществляя действия в парах или группах, Интернет позволяет каждому выразить свои знания и мнения, что приводит к преждевременному опыту предыдущих учеников, что мотивирует их еще больше, поскольку они считают активную и важную часть процесса обучения.

Для реализации идей открытого образования нужны новые подходы, образовательные инновационные технологии. Особое место в этой системе отводят дистанционным, «виртуальным» формам обучения, самостоятельной и индивидуальной работе учащегося.

В данной работе рассматривается использование новых информационных технологий (НИТ) в процессе обучения химии в высшей школе.

Выявление причин отклонений

Студенты - и не только они - мотивированы, когда контент включает в себя какой-то конкурс. Благодаря харификации обучение становится забавным и интересным. Студенты, которые конкурируют друг с другом или с машиной, погружаются в деятельность и даже плачут, когда заканчивается время класса!

Ничего похожего на игру, желаемый или какой-то другой вызов, чтобы заставить учащихся наслаждаться домашним заданием и даже поблагодарить вас за это: задавайте интересные вопросы в эфире и дайте им подумать и изучить решение, Заставьте их думать, пробуждая в них интерес к рассуждениям.


2 Использование НИТ в обучении

В современном мире информационные технологии становятся основным средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей. Новые информационные технологии (НИТ) в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять её познавательные интересы. Использование информационных технологий в общеобразовательной школе и ВУЗе изменяет роль преподавателя и обучаемого и их взаимоотношения. Учитель перестаёт выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Вопрос, где взять ту или иную информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить учащиеся. Применение НИТ вносит изменения в природу взаимосвязей между учителем и учащимся, между учащимся и учащимся, меняется и роль учителя во взаимоотношениях учащийся - учащийся. Средства НИТ обеспечивают неограниченные возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности учащихся и учителя. Учитель превращается в соучастника продуктивной деятельности своих учеников. Теперь его основная задача - направлять развитие личности учащихся, поддерживать творческий поиск и организовывать их коллективную работу. При использовании информационных технологий в учебном процессе необходимо ставить и реализовывать общедидактические задачи:

Без технологии мы с трудом удерживаем слушателей в течение сорока пятидесяти минут, говоря об одной и той же теме. Даже взрослым трудно сконцентрироваться. С другой стороны, иногда мы проводим часы, наблюдая за вещами, которые нас интересуют, и мы даже не понимаем, что происходит. Технология может держать человека в центре внимания.

Вы когда-нибудь представляли себе студентов, которые не могут дождаться вашего занятия? Это не утопично, это возможно, с помощью технологий. Сложные, сложные, сложные и сложные упражнения, есть бесконечный набор готовых к использованию видов деятельности, просто поиск хороших источников и доступ к ним, что позволяет студентам свободно изучать новые ресурсы.

1. вырабатывать навыки рациональной организации учебного труда;

2. формировать интерес к изучаемому предмету;

3. целенаправленно формировать обобщенные приёмы умственной деятельности;

4. развивать самостоятельность учащихся;

5. готовить учащихся к творческой преобразующей деятельности;

6. вырабатывать умение пользоваться полученными знаниями и расширять эти умения за счёт самостоятельного изучения.

Что вы сделали, чтобы сделать ваши классы более современными с помощью технологий? Развитие и распространение новых технологий уже определило и будет дополнительно определять радикальные изменения в организации работы, быта, производства и распределения товаров и услуг, культуры и, прежде всего, социальных отношений.

Таким образом, это касается того, как каждый может быть гражданином. Особенность нынешней технологической революции заключается не только в информационном и информационном центре, но и в применении ее к средствам формирования знаний и обработки информации и непрерывной коммуникации в непрерывном цикле инноваций и использует то же самое.

Применение информационных технологий в обучении определило важный принцип обучения - принцип индивидуализации. Каждый обучаемый следует индивидуальному ритму обучения, со своим, именно ему необходимым уровнем помощи, темпом работы, с заданной глубиной изучаемого материала. Целостность учебного процесса при этом не нарушается. Через индивидуализацию обучения с помощью информационных технологий осуществляется переход к его дифференциации. Также при эффективном использовании информационных технологий происходят изменения мотивации у учащихся.

По словам Кастеллса, использование новых технологий за последние десятилетия прошло через три отдельные фазы: автоматизация задач, экспериментирование новых применений, реконфигурация приложений. В первые два этапа технологические инновации были разработаны и были усвоены путем обучения с использованием, в то время как на третьем этапе пользователи приобрели технологии путем обучения, заканчивая перенастройкой сетей и открытием новых приложений.

Новые технологии - это не только новые инструменты для применения, но и новые процессы, которые необходимо разработать. Благодаря технологической революции новые информационные и коммуникационные технологии распространились по всему миру с молниеносной скоростью менее чем за два десятилетия, между серединой 1970-х и серединой 1990-х годов. Это подчеркивает одну из особенностей этой революции, а именно немедленное применение к ее разработке технологий, которые она создает, связывая мир посредством распространения информации.

Целесообразность использования информационных технологий в образовательном процессе определяется и тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы, как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению. При использовании НИТ успешно сочетаются различные методы, формы и средства обучения.

Информация больше не является самым важным ресурсом в общественных организациях, а тем, что она даже характеризует ее во всем мире, настолько, что речь идет об информационном обществе. Это стало одной из предпосылок демократического процесса: если система связи будет изменена, весь демократический процесс будет искажен.

Кастельс всегда говорит о новой «технологической парадигме» в качестве фундаментальной основы нового общества. Первой особенностью этой парадигмы является сама информация, представляющая собой ее сырье: новые технологии служат для информации, а не только для того, чтобы информация касалась технологий. Третье свойство касается сетевой логики любой системы или набора отношений, таких как гражданские сети или виртуальные сообщества, которые используют новые информационные технологии. Вот почему морфология сети настолько хорошо адаптирована к сложности существующих взаимодействий, и ее логика распространяется во всех видах процессов и организаций, экспоненциально растущих, экспоненциально увеличивая преимущества пребывания внутри самой сети, благодаря большему количеству подключений.

Обучение через использование новых информационных технологий - способ обучения, который может при необходимости замещать учителя, т.е. быть независимым. Наибольший эффект от использования новых информационных технологий в образовательном процессе достигается при использовании информационных и демонстрационных программ, моделирующих программ, обеспечивающих интерактивный режим работы обучаемого с компьютером, экспертных систем для диагностики уровня обученности, доступа к информационным ресурсам сети Интернет.

В современном образовании можно выделить две формы обучения: последовательное, строго определённое (линейное) обучение и нелинейное (непоследовательное) индивидуально-ориентированное обучение.

Наиболее интересным и перспективным является нелинейное, личностно-ориентированное обучение, которое стало доступным благодаря информационным и коммуникационным технологиям.

Нелинейные модели знаний, нелинейные средства и технологии обучения могут позволить значительно совершенствовать учебный процесс по курсам дисциплин естественно-математического цикла в условиях глобальной информатизации и коммуникации общества.

Принято различать декларативные знания, то есть знания о фактах, явлениях и закономерностях и процедурные знания, представляющие собой умение решать задачи. Процедурные знания возникают на основе декларативных исключительно путём интенсивной практики. Обладание ими отличает квалифицированных специалистов (экспертов).

Компьютерные системы обучения декларативным знаниям появились достаточно давно и достигли высокого уровня совершенства благодаря современным технологиям гипертекста и мультимедиа. Существенно бoльшие трудности связаны с передачей второго вида знаний, так как для этого необходима среда, в которой можно научить решению задач, основываясь на процедурных знаниях эксперта. То есть должна быть построена модель процесса решения задач рассматриваемой предметной области. Создание подобных моделей для таких областей, как типовые задачи алгебры или геометрии, - не проблема, поскольку в данном случае эксперт-математик может явно сформулировать идеальную стратегию, следуя которой новичок придёт к корректному решению. Иначе обстоит дело со многими недостаточно определёнными областями знаний.

Данное обстоятельство привело к необходимости создания программных систем, основанных как на традиционных методах алгоритмической обработки данных, так и на методах создания и использования баз знаний - совокупности единиц знаний, которые представляют собой формализованное с помощью некоторого метода представления знаний отражение объектов проблемной области и их взаимосвязей, действий над объектами и, возможно, неопределенностей, с которыми эти действия осуществляются.

В течение последних 10-15 лет в рамках исследований по искусственному интеллекту сформировалось самостоятельное направление - экспертные системы (ЭС). Назначение экспертных систем заключается в решении достаточно трудных задач на основе накапливаемой базы знаний, отражающей опыт работы в рассматриваемой проблемной области. Достоинство применения экспертных систем заключается в возможности принятия решений в уникальных ситуациях, для которых алгоритм заранее не известен и формируется по исходным данным в виде цепочки рассуждений (правил принятия решений) из базы знаний. Причем решение задач предполагается осуществлять в условиях неполноты, недостоверности, многозначности исходной информации и качественных оценок процессов.

На протяжении последних двадцати лет специалисты в области интеллектуальных систем ведут активные исследовательские работы в области создания и использования экспертных систем, предназначенных для сферы образования. Появился новый класс экспертных систем - экспертные обучающие системы.

Экспертная обучающая система (ЭОС) - это программа, реализующая ту или иную педагогическую цель на основе знаний эксперта в некоторой предметной области, осуществляя диагностику обучения и управления учением, а также демонстрируя поведение экспертов (специалистов-предметников, методистов, психологов). Экспертность ЭОС заключается в наличии в ней знаний по методике обучения, благодаря которым она помогает преподавателям обучать, а учащимся - учиться.

Однако большинство разработанных к настоящему времени систем используют достаточно ограниченные методы в организации диалога с обучаемым, а также неразвитые системы объяснения хода своей работы. Кроме того, следует констатировать, что появление нового поколения программных средств учебного назначения - экспертных обучающих систем - требует переосмысления наработанных положений в области использования программных педагогических средств в учебном процессе, систем в учебном процессе, не получили своего должного обоснования. Архитектура экспертной обучающей системы включает в себя два основных компонента:

1. базу знаний (хранилище единиц знаний);

2. программный инструмент доступа и обработки знаний, состоящий из механизмов вывода заключений (решения), приобретения знаний, объяснения получаемых результатов и интеллектуального интерфейса.

Обмен данными между обучаемым и ЭОС выполняет программа интеллектуального интерфейса, которая воспринимает сообщения обучаемого и преобразует их в форму представления базы знаний и, наоборот, переводит внутреннее представление результата обработки в формат обучаемого и выдает сообщение на требуемый носитель. Важнейшим требованием к организации диалога обучаемого с ЭОС является естественность, которая не означает буквально формулирование потребностей обучаемого предложениями естественного языка. Важно, чтобы последовательность решения задачи была гибкой, соответствовала представлениям обучаемого и велась в профессиональных терминах.

Наличие развитой системы объяснений (СО) чрезвычайно важно для ЭОС, работающих в области обучения. В процессе обучения такая ЭОС будет выполнять не только активную роль «учителя», но и роль справочника, помогающего обучаемому изучать внутренние процессы, происходящие в системе, с помощью моделирования прикладной области. Развитая СО состоит из двух компонент: активной, включающей в себя набор информационных сообщений, выдаваемых обучаемому в процессе работы, зависящих от конкретного пути решения задачи, полностью определяемых системой; пассивной (основной компоненты СО), ориентированной на инициализирующие действия обучаемого.

Активная компонента СО является развернутым комментарием, сопровождающем действия и результаты, полученные системой. Пассивная компонента СО - это качественно новый вид информационной поддержки, присущей только системам, основанным на знаниях. Эта компонента, помимо развитой системы помощи, вызываемой обучаемым, имеет системы пояснений хода решения задачи.

Важной особенностью развитой СО является использование в ней естественного языка общения с обучаемым. Широкое применение систем «меню» позволяет не только дифференцировать информацию, но и в развитых ЭОС судить об уровне подготовленности обучаемого, формируя его психологический портрет.

Однако обучаемого не всегда может интересовать полный вывод решения, содержащий множество ненужных деталей. В этом случае система должна уметь выбирать из цепочки только ключевые моменты с учетом их важности и уровня знаний обучаемого. Для этого в базе знаний необходимо поддерживать модель знаний и намерений обучаемого. Если же обучаемый продолжает не понимать полученный ответ, то система должна в диалоге на основе поддерживаемой модели проблемных знаний обучать его тем или иным фрагментам знаний, т.е. раскрывать более подробно отдельные понятия и зависимости, если даже эти детали непосредственно в выводе не использовались.

Основным принципом разработки и применения экспертных обучающих систем взят принцип конструктивного обучения с использованием самообучаемой и самообразовывающейся. Он реализует деятельностный подход к обучению субъекта, обучение происходит на основе самообразования и саморазвития экспертной обучающей системы и взаимного перекрестного влияния. Основными отличительными моментами предложенной схемы являются:

1. опора на возможности обучаемого;

2. широкое использование экспертных методов и методов распознавания при создании базы знаний и управлением за ходом обучения;

3. использование деятельностного подхода на различных этапах обучения и контроля знаний - обучаемый сам выступает в роли педагога, предлагаемые задания носят конструктивный характер, в ходе обучения внедрены поисковые элементы, требующие принятия решений в условиях неполной информации и частичной неопределенности, процесс обучения является рекурсивным, возможно углубление процесса обучения по той же схеме.

Для качественного решения задачи построения экспертных обучающих систем необходимо приобретение и комбинирование в единое целое знаний как минимум трех типов: об изучаемой предметной области (аналогично традиционной БЗ), о педагогических приемах и стратегиях обучения (область педагогики), о психологических особенностях личности, характеристиках мыслительной, познавательной деятельности (область психологии).

Предложено использовать для организации процесса приобретения знаний методику репертуарных решеток, что позволяет выявить единую природу сложно структурированных знаний, используемых в ЭОС: предметные, методико-педагогические, психологические, учитывающие индивидуальность обучаемого. Предварительное ранжирование решетки преподавателем позволяет организовать обучение в соответствии со степенью важности очередной порции информации, связанной с текущим элементом. Возможность использования как заданных, так и выявленных элементов и конструктов позволяет управлять мотивацией познавательной деятельности.

Использование этого метода позволяет передавать студенту опыт профессиональной деятельности преподавателя. Этот личный опыт проявляется также и в поясняющей информации, которая легко структурируется и детализируется относительно конструктов преподавателя; она автоматически выявляется при помощи хорошо разработанных приемов. Индивидуализация обучения для каждого студента также уже заложена в самой сути метода и заключается в том, что каждый студент может исследовать предметную область в соответствии с той стратегией, которую он считает целесообразным применить. Система не навязывает ему своей стратегии и так преодолевается одно из «узких мест» современных адаптивных ППС.

Главной целью реализации ЭОС является обучение и оценка текущего уровня знаний студента относительно уровня знаний преподавателя. Сравнение двух решеток (эталонной, отражающей представления преподавателя, и решетки, заполненной обучаемым в ходе диалога) позволяет оценить различия в представлениях преподавателя и обучаемого.

Все большее распространение в образовательном процессе получают компьютерные химические программы основанные на технологии ЭОС. В настоящее время намечается новая ступень в применении НИТ. В основе предлагаемой концепции лежат следующие положения:

КОП не могут рассматриваться как эксклюзивная форма обучения и должны сочетаться с традиционными видами учебного процесса - лекциями, консультациями, лабораторными работами. Полученная на них химическая информация ретранслируется на практических занятиях с использованием КОП, основное предназначение которых - закрепление знаний, повышение их выживаемости. Следует также признать полезным привлечение КОП при самостоятельной внеаудиторной работе студентов;

В связи с этим очевидна типовая структура КОП: чередование информации, четко отвечающей программе курса, с индивидуальными заданиями, призванными проконтролировать ее усвоение;

В КОП должно осуществляться знакомство обучаемого с разнообразными веществами, их свойствами и превращениями. Такой "эффект присутствия" незаменим при изучении химических процессов, непосредственное наблюдение за которыми нереально.

Изложенное, определяет особенности методики создания КОП, естественно, зависящие от профиля конкретной химической дисциплины:

1. информация в КОП должна предлагаться в нестандартной, по возможности увлекательной, а главное, компактной форме. Использование в качестве зрительного образа текстов, подробных и многочисленных уравнений необходимо свести к минимуму. На смену им должны прийти формулы, краткие схемы и прежде всего - компьютерное моделирование химических процессов, позволяющее имитировать на экране дисплея выделение газов, выпадение осадков, изменение окраски реагентов. Последнему надо уделить особое внимание, так как цвет в химии чрезвычайно информативен;

2. желательно не только имитировать на экране химические реакции, но и организовывать получение студентом соответствующей количественной информации - например, определение выхода "синтезированного" вещества, его важнейших констант и характеристик;

3. предлагаемые обучаемому задания должны быть поливариантными. Следует обеспечить возможность обращаться к предшествующей информации, а также предложить при неверном ответе подсказку, а при последующей неудаче - правильный ответ. Желательно в процессе опытной проверки КОП провести статистический анализ результатов работы студентов над заданиями с дальнейшей оптимизацией их объема и уровня сложности.


3 Заключение

Подводя черту, под всем выше изложенным хочется заметить, что компьютерные обучающие программы на основе ЭОС могут успешно применяться при изучении курса химии.

Оперируя знаниями и системой нелинейной логики, в сочетании с интеллектуальным интерфейсом, такие КОП могут успешно применяться в областях требующих абстрактных умозаключений, например в курсах квантовой химии и строения вещества. При использовании КОП информация подается в удобной и компактной форме, что позволяет использовать их в курсе общей и неорганической химии: при иллюстрации энергетических диаграмм; для визуального моделирования образования МО; для моделирования и прогнозирования технологических процессов; для моделирования хода каталитических и некаталитических процессов и т.д. В курсе органической химии и химии ВМС, такие КОП могут быть использованы для объяснения обучаемым механизмов протекания реакций.

Кроме того, ЭОС позволяют проводить текущий и итоговый контроль знаний студентов. Большим достоинством экспертных систем является то, что они как инструмент в работе пользователей совершенствуют свои возможности решать трудные, неординарные задачи в ходе практической работы.

Недостатком экспертных систем являются значительные трудозатраты, необходимые для пополнения базы знаний. Получение знаний от экспертов и внесение их в базу знаний представляет собой сложный процесс, сопряженный с значительными затратами времени и средств. Проектирование экспертных систем также имеет определенные трудности и ограничения, которые влияют на их разработку.

Таким образом, применение информационных технологий дает возможность сделать процессы обучения и управления процессами обучения более эффективными и интенсивными.


4 Список использованных источников

  • Введение

    Широкое применение информационных технологий во всех областях жизнедеятельности человека существенно влияет на мировое развитие, создает важные предпосылки для крупных экономических и социальных преобразований, ведет к формированию передового общества.

    С появлением компьютерной техники началось бурное развитие информационных технологий. Хотя и до появления компьютеров имелись средства для обмена информации, построенные на аналоговой электронике и цифровой, жёсткой логике.

    Информационные технологии развивались во многих отраслях промышленности, но именно компьютеризация дала толчок для интенсивного развития ИТ. Россия не осталась в стороне от мирового прогресса и с самых ранних стадий зарождения той области, которую позже назвали ИТ, тоже внесла свою лепту. Мы наблюдаем проникновение компьютерных систем во все сферы жизнедеятельности человека. В России информатизации общества уделяется особое внимание. Активно автоматизируется сфера государственного управления, внедряются масштабные проекты предоставления государственных услуг в режиме on-line. 4 марта 2012 года мы стали свидетелями беспрецедентной выборной компании, на первый план в которой вышли автоматизированные системы управления. Впервые в истории наблюдение за выборным процессом стало доступным для огромного количества избирателей.

    год можно смело назвать годом борьбы. Весь мир принял курс на ликвидацию последствий мирового финансового кризиса. Затронула эта борьба и сферу ИТ-технологий, которой пришлось выдержать весьма серьезные испытания. В данной сфере полностью поменялись приоритеты развития, изменилась структура и общая направленность деятельности. В таких условиях спросом стали пользоваться только проверенные и хорошо зарекомендовавшие себя технологии, которые являются ключом к сокращению затрат и выходу из финансового кризиса. Множество ИТ-компаний приостановили свою работу или же испытали большое финансовое потрясение от дестабилизации тех отраслей экономики, которые служили ключевым рынком сбыта.

    Современное информационное общество характеризуется процессом активного использования информации в качестве общественного продукта, в связи с чем происходит формирование высокоорганизованной информационной среды, определяющей процессы экономики и общественных отношений. Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.

    Цель курсовой работы состоит в изучении применения информационных технологий в различных сферах деятельности.

    Глобальная угроза наших дней - отставание способности человека адаптироваться к изменениям в окружающем его мире от темпов этих изменений. В современном мире знания обновляются в среднем каждые шесть лет. Традиционное базовое образование, не успевает за изменениями мира и не может обеспечить человека на всю жизнь необходимыми ему знаниями, умениями и навыками.

    Изменения в экономике в свою очередь влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки специалистов. На передний план выходят такие качества, как:

    -умение быстро адаптироваться в меняющихся экономических условиях;

    -умение критически мыслить и принимать самостоятельные решения;

    -умение работать в сотрудничестве;

    -умение общаться и т.д.

    Следовательно, владение информационными технологиями становится такой же необходимостью, как умение считать. Поэтому закономерно, что информатизация активно внедряется в систему образования, в корне меняя технологии процесса обучения и воспитания.

    Информатизация общества обеспечивает:

    -активное использование интеллектуального потенциала общества, интеграцию информационных технологий с научными, производственными технологиями, высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

    В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий (ИТ) чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания. Система образования и наука являются одним из объектов процесса информатизации общества.

    1. Обзор информационных технологий

    Развитие информационных технологий в России

    Ежегодно различные международные организации изучают уровень развития ИКТ и составляют рейтинги стран по этому показателю. К сожалению, из года в год Россия занимает в них отнюдь не призовые позиции. Каковы объективные показатели развития нашей страны с точки зрения ИКТ?

    Очередной такой рейтинг стран по развитию информационных технологий в 2010 - 2011 гг., охвативший 138 участников, представил в апреле 2011 г. Всемирный экономический форум (ВЭФ). В числе лидеров - Швеция, Сингапур, Финляндия, Швейцария и США.

    Россия за последний год улучшила свое положение в этом рейтинге на 3 позиции и заняла 77 место, что существенно ниже, чем у остальных стран БРИК - Бразилии (56), Индии (48) и Китая (36). По мнению авторов исследования, к сильным сторонам нашей страны относятся благоприятная среда для развития ИКТ-инфраструктуры (42 место), достаточно высокий уровень готовности населения к использованию ИКТ (59 место) и непосредственного использования ИКТ населением (55 место).

    ЭкономикаРейтинг 2010-2011Рейтинг 2009-2010ИзменениеШвеция11-Сингапур22-Финляндия36+3Швейцария44-США55-Тайвань611+5Дания73-4Канада87-1Норвегия 910+1Корея1015+5Китай3637+1Индия4843-5Бразилия5661+5Казахстан6768+1Россия7780+3Украина9082-8

    Слабыми местами признаны неразвитый рынок (118 место), законодательное регулирование (111 место), низкие уровни готовности к использованию ИКТ и непосредственного использования ИКТ со стороны бизнеса и госсектора.

    Другое исследование Connectivity Scorecard 201, опубликованное в мае 2011 г., было проведено Berkeley Research Group и Communicea по методике, разработанной профессором Леонардом Уэйверманом (Leonard Waverman), деканом Лондонской школы бизнеса по заказу Nokia Siemens Networks. Его авторы предприняли попытку оценить эффективность использования ИКТ для социально-экономического развития в разных странах. Под эффективностью понимается совокупность инфраструктуры, программного обеспечения и навыков работы с ними у простых граждан, бизнес-структур и госсектора, а также осознанного применения ИКТ. Все эти показатели рассматриваются в ракурсе влияния ИКТ на улучшение производительности и социально-экономического роста.

    Все респонденты были разделены на 2 категории - страны с ресурсно-ориентированной и инновационно-ориентированной экономикой. В первой лидирует Малайзия, на втором месте Чили, а на третьем - Россия, которая в 2009 г. занимала 6-е, а в 2010 г. 5 место.

    Слева - страны с инновационно-ориентированной экономикой, справа - с ресурсно-ориентированной.

    РанкСтранаБаллыРанкСтранаБаллы1Швеция7,841Малайзия6,612США7,822Чили6,213Дания7,473Россия5,684Нидерланды7,454Турция5,515Норвегия7,095Аргентина5,466Великобритания7,066Бразилия5,147Австралия6,937Мексика4,878Канада6,888Украина4,819Финляндия6,789ЮАР4,6810Сингапур6,410Колумбия4,0611Бельгия6,3111Таиланд3,6812Австрия6,2712Тунис2,7913Германия6,2713Вьетнам2,7314Ирландия6,0814Китай2,7215Франция6,0615Иран2,4116Япония5,8916Филиппины2,1517Новая Зеландия5,8417Сирия2,1118Корея5,818Индонезия2,0119Испания5,0819Шри Ланка2,0120Чехия4,9320Египет1,6921Португалия4,821Индия1,2522Италия4,7922Пакистан1,1423Венгрия4,523Нигерия1,0924Польша4,2824Кения0,9525Греция4,2225Бангладеш0,8

    Среди стран с инновационно-ориентированной экономикой на первом месте второй год подряд Швеция, за ней следуют США, Нидерланды, Норвегия и Великобритания.

    Каковы же объективные показатели ИКТ - развития нашей страны? Обратимся к данным Росстата. В 2009 году 94% организаций использовали в своей работе ПК, в 60% имелись локальные вычислительные сети, 78% были подключены к интернету и общались с помощью электронной почты, а 24% завели во всемирной сети собственные сайты. Хотелось бы отметить, что статистика 2007-2009 гг. свидетельствует о том, в России наблюдается медленный, но стабильный рост перечисленных выше показателей, что, казалось бы, должно было привести к такому же уверенному продвижению к вершинам всевозможных рейтингов.

    Также медленно, но верно с каждым годом увеличивается и число ПК в организациях: в 2007 г. их было 29 на 100 работников, а в 2009 г. - уже 35 на 100 работников. Правда, сказать, много это или мало, наверное, не возьмется никто. Если 35 компьютеров на 100 шахтеров, то, наверное, много. А если на 100 журналистов интернет-издания? Другое дело, показатель "Из них с доступом в интернет". Не подключить ПК к интернету можно или по соображениям сверхсекретности, или потому, что это невозможно или слишком дорого. Поскольку доля секретных организаций все-таки не слишком велика, а в 2009 г. выход во всемирную сеть имели менее половины компьютеров, можно предположить, что интернет в России по-прежнему является неким предметом роскоши.

    Косвенно подтверждают эти слова и данные о том, какова доля организаций, использующих интернет, в различных регионах нашей страны. По данным Росстата, к началу 2009 г. на значительной территории России доступ ко всемирной сети имели от 64 до 74% предприятий. Естественно, существуют регионы как отстающие, так и опережающие этот показатель. Правда, не уточняется, о какого рода доступе идет речь - ведь это может быть и ШПД, и Dial Up, и 256, и 10 000 Мбит/сек и т.д.

    Тем не менее, приведенные данные еще не позволяют нарисовать полную картину информатизации России, а тем более оценить, насколько достаточно имеющихся ресурсов для того, чтобы достичь главной цели - построить информационное общество.

    Анализом готовности регионов нашей страны к информационному обществу с 2005 г. занимается Институт развития информационного общества (ИРИО), который ежегодно публикует соответствующий рейтинг. Этот рейтинг составлен на основании индекса, рассчитанного исходя из показателей, характеризующих факторы развития информационного общества (человеческий капитал, экономическую среду и ИКТ-инфраструктуру), а также использование ИКТ в шести областях (государственное и муниципальное управление, образование, здравоохранение, бизнес, культура, домохозяйства).

    Россия теряет позиции в сфере информационных технологий, в сравнении с другими странами. Россия опустилась в 2011 на 8 позиций вниз, в сравнении с 2010 годом, в силу снижения показателей по двум категориям: уровню развития НИОКР и государственной поддержке развития ИТ отрасли. Среди стран Восточной Европы и Центральной Азии Россия уступает Болгарии, но опережает Украину.

    Индекс показывает, что страны, традиционно сильные в ИТ сфере, удерживают лидирующие позиции, в частности, по принципу "преимущество порождает преимущество": годами инвестируя в информационные технологии, они создали прочную платформу для технологических инноваций и продолжают извлекать из этого выгоду. Однако конкуренция на мировом уровне увеличивается, так как новые претенденты, особенно из стран с развивающейся экономикой, подтягиваются к установленным лидерами стандартам.

    МестоРегионИндекс1Москва0,6272Санкт-Петербург0,5753ЯНАО0,4924Томская область0,4865ХМАО0,4816Тюменская область0,4617Чукотский автономный округ0,4478Мурманская область0,4429Чувашская Республика- Чувашия0,43210Республика Карелия0,42914Московская область0,41115Республика Татарстан0,41078Республика Калмыкия0,29379Республика Тыва0,28680Карачаево-Черкесская Республика0,27081Республика Дагестан0,25282Республика Ингушетия0,220

    Десятка лидеров рейтинга по сравнению с предыдущим периодом (2008-2009) осталась неизменной, некоторые перемены коснулись лишь распределения мест. Москва (0,627) и Санкт-Петербург (0,575), традиционно, сохранили лидирующие позиции. За ним следуют ЯНАО (0,492), Томская область (0,486), ХМАО (0,481). Аналогичная ситуация наблюдается и в пятерке аутсайдеров, список которых остается постоянным уже несколько лет. Это Республика Ингушетия (0,220), Республика Дагестан (0,252), Карачаево-Черкесская Республика (0,27), Республики Тыва (0,286) и Калмыкия (0,293).

    Индекс готовности к информационному обществу некоторых регионов за последний год существенно вырос. Среди них Республика Тыва (+0,062), Омская область (+0,042), Кабардино-Балкарская Республика (+0,041), Республика Татарстан (+0,040), Чукотский автономный округ (+0,037). Авторы исследования отмечают, что в значительной мере быстрый прогресс этого показателя определяется активной политикой органов государственной власти субъектов РФ в области развития и использования ИКТ. Показателен пример Республики Татарстан, где в последние годы реализуется целый ряд проектов по построению электронного правительства, или Республики Чувашия, на протяжении нескольких лет уделяющей большое внимание информатизации органов государственной власти, образования и культуры.

    Показательно, что максимальное различие между регионами России по уровню готовности к информационному обществу равно 2,84 раза. Однако, по данным авторов исследования, существует тенденция к его сокращению.

    В соответствии с методологией расчета индекса готовности регионов, показатель каждого из них - по сути, отношение реально существующих показателей развития к эталонным значениям. Таким образом, очевидно, что только 2 наиболее благополучных региона, Москва и Санкт-Петербург, преодолели уже более половины пути к информационному обществу, в то время как 22 из 82 находятся еще на его первой трети.

    2. Информационные технологии в образовании

    Предпосылками развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки стали:

    Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды", важнейшим результатом которой стал прорыв в оснащении образовательных учреждений компьютерной техникой, а также запуск и развитие региональных программ информатизации образования;

    Проект "Информатизация системы образования", главная цель которого состояла в создании условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе общеобразовательных учреждений;

    Приоритетный национальный проект "Образование", реализация мероприятий которого была нацелена на обеспечение доступности, создание равных условий получения образования, в том числе посредством обеспечения для всех школ доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет;

    На основе приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации в 2006 году началась реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы (ФЦПРО), представляющей собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, в том числе широкомасштабное использование в Российской Федерации информационных и коммуникационных технологий для всех уровней образования. В рамках программы был разработан новый электронный образовательный контент, введен в промышленную эксплуатацию специализированный Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР).

    Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи знания требует тщательной отработки используемых ТИ (технологий информатизации) и возможности их широкого тиражирования. Кроме того, стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования должно быть направлено на повышение уровня и качества подготовки специалистов. "Отработка" применяемых в сфере образования ИТ должна ставить своей целью реализацию следующих задач:

    -поддержку и развитие системности мышления обучаемого;

    -поддержку всех видов познавательной деятельности человека в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

    -реализацию принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

    Поэтому недостаточно просто овладеть той или иной информационной технологией. Необходимо выделить и наиболее эффективно использовать те ее особенности и возможности, которые могут в какой-то мере обеспечить решение указанных выше задач.

    В течение ряда лет информационные технологии в области высшего образования развивались, в том числе, в рамках выполнения НИОКР по межвузовским научно-техническим программам "Информатизация высшего образования" и "Перспективные информационные технологии в высшей школе". В основном поддерживались НИОКР по так называемым базовым и прикладным технологиям информатизации. В конечном счете, все достижения в области применения информационных технологий в сфере образования, создание сетей телекоммуникаций и поддержка информационных потоков в них, создание и сопровождение банков данных и баз знаний, экспертных систем и других видов ИТ должны служить одной цели - разработке методологической основы применения информационных технологий в процессе образования и обучения. По существу в настоящее время общество стоит перед задачей - научиться правильно, оптимально и безвредно применять компьютер во всей системе образования в целом.

    За последние годы все чаще обсуждаются противоречия между устойчивыми традиционными технологиями и передовыми технологиями, которые классифицируются как поддерживающие или разрушительные, которые имеют место быть во всех сферах общества: политической, социальной, экономической и образовательной. В сфере образования можно классифицировать три вида технологий: общепедагогические, поддерживающие и разрушительные (термин профессора Гарвардской школы бизнеса Клейтон М. Кристенсена). Рассмотрим более подробно выше названные технологии:

    . "Общепедагогическая" (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени образования. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса (В.П. Беспалько).

    Технологии "поддержания" основаны на постепенном улучшении уже созданных педагогических технологий - это может быть SMART Board, использующийся как способ представления информации динамично и эффективно или поддержание процесса обучения с помощью интерактивной доски или проектора, мини-компьютера, ноутбука, планшета - все они являются новым шагом существующих компьютерных технологий. Поддерживающие технологии открывают новые горизонты такие, как IPod или чтение электронных книг (информация или технологии, лежащие в электронной книге), GPS, Wi-Fi.

    ."Разрушительная" (подрывная) технология не учитывает традиционных подходов, принципов и способов организации образования, направлена на ломку любых стереотипов, традиций, уклада системы и введение нетрадиционных форм, способов в образовании, без глубокой проработки и анализа ее эффективности для системы образования и здоровья обучающихся. Поэтому разрушительные технологии больше направлены на экономическую выгоду от образования, например, производителя, чиновника, чем на просветительскую деятельность в обществе. Но вместе с тем разрушительные технологии раздвигают границы информатизации в образовательной системе и, не обращая внимания на отрицательные отзывы субъектов, продолжают в большинстве своем больше насаждать, чем постепенно внедрять.

    Рассматривая "разрушительные технологии" в системе образования, следует глубже рассмотреть понятие "информационная технология", которое функционирует как наука, используется как наиболее рациональный путь обучения, а также в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и реального процесса обучения. На протяжении многих лет широко использовались технические средства обучения: диапроекторы, фонографы, кинопроекторы, теле- и аудиоаппаратура, диафильмы и диапозитивы, компакт диски и др. Все эти средства относились к традиционным техническим средствам и не вызывали острых противоречий.

    Такие современные информационно-коммуникативные технологические средства, как компьютерные мультимедийные средства записи, обработки информации, воспроизведения и визуализации текста, графических и фотографических объектов, условий для телекоммуникационного общения людей, доступа к информационным ресурсам, привели к расширению их использования в образовательном процессе.

    В образовательной системе сегодня используются ИКТ, которые можно классифицировать на 3 основные группы:

    Информация, воспринимаемая зрением человека (тексты, графические изображения, рисунки, фотографии, мульт и видеофильмы);

    Информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека (шумы, музыкальные произведения, речь);

    Информация "виртуальной реальности", создающаяся с помощью электронной модели существующего или воображаемого объекта или процесса, воспринимаемая сенсорной системой человека, изменяет механизмы восприятия и осмысления информации, такие специальные мультимедиа средства расширяют диапазон восприятия, который осуществляется не только с помощью зрения, слуха, осязания, но и обоняния.

    Из сказанного ясно, что любой вид информационно-коммуникативных технологий направлен на прогресс, то есть движение вперёд, направленность в сторону более совершенного развития процесса образования. В данном случае эффективнее рассматривать целесообразность использования данных технологий для практического их применения в обучении биологии, физики, на занятиях по краеведению. Но по ряду причин эти информационно-коммуникативные технологии могут быть разрушительными.

    -В первую очередь это обусловлено тем, что они отрицательно воздействуют на здоровье и психическое состояние школьников и педагогов.

    -До сих пор нет соответствующих нормативов, которые бы являлись обязательным условием эффективного использования компьютерной техники в образовательном процессе, нет регламентирующих правил и норм безопасного использования соответствующего оборудования.

    За последнее десятилетие были предприняты попытки перевода системы образования на инновационный путь развития. Это общегосударственные проекты "Образование" и "Наша Новая школа", которые призваны модернизировать образовательную систему, но достижения в этих проектах более чем скромные, причин для этого предостаточно:

    не внимание чиновников образования и правительства остановить поток разрушительной информации, которую представляют СМИ на телевидении и в Интернете (бесконечные убийства, погони, коррупция и т.д.), тиражируются низкосортные сюжеты, которые формируют безвкусицу, агрессию, экстремизм. Всевозможные анализы, мониторинги, которые показывают разрушительное воздействие таких передач как "Дом-2", "Наша Раша" на психику детей и подростков, развитие его личностных качеств, свидетельствует о катастрофическом положении наших детей и молодежи в стране. Но еще большая проблема, появившаяся в последние годы - это неверие в достижении оптимистических результатов, на которые ориентируют президент и правительство.

    неудовлетворительное положение дел в системе образования. Несмотря на неоднократные обращения ученых, педагогов, родителей к президенту, министру образования и науки о несовершенстве технологии ЕГЭ, она создала ситуацию ни обучения, а "натаскивания" детей, поспособствовала увеличению коррупции на всех уровнях, отучила детей логически мыслить, говорить, защищать свои позиции. Как ЕГЭ может быть единым для разных видов общеобразовательных учреждений (гимназий, лицеев и специальных общеобразовательных учреждений), несмотря на градацию заданий: А, В, С? Стремление репетиторства уйти от института, обрело его еще в больших масштабах;

    не менее удручающее положение в вузах страны, когда прием абитуриентов осуществляется по итогам тестирования, и разрешается сдавать документы сразу в несколько вузов, когда приемные комиссии до последних дней не знают, кто придет в их вуз;

    новая форма подушевого финансирования в образовательных учреждениях и оплаты труда педагогов. Вводимое подушевое финансирование, как новая форма оплаты труда учителей, направлена на повышение качества обучения на новой основе распределения зарплаты с помощью учредительных советов и стимулирующего фонда. Разработанные критерии и показатели, по которым определяется количество баллов для первой и высшей квалификационных категорий окончательно отстранит молодых педагогов к работе в школе, так как они в силу своей неопытности не готовы иметь собственные опубликованные методические рекомендации, пособия и еще целый ряд индикаторов, которые не под силу и опытным педагогам. Все это бесспорно оказывает негативное влияние на систему образования.

    Но следует сказать несколько слов и в защиту разрушительных технологий. Мы часто слышим, читаем о том, что вот раньше наше образование было замечательным, нынешние-то дети нечета нам - совсем малограмотные. И действительно так: уровень российского образования объективно снижается. Ведь образование на долгие 20 лет оставили умирать без всякого финансирования. Но если действительно советское образование было таким хорошим, почему же тогда наша интеллигенция так тяжело приспосабливалась к новому стилю жизни "при капитализме", о котором так мечтала? К сожалению, нет готовых ответов на эти вопросы.

    Действительно, современные дети, может быть, и не знают классики, но зато они легко находят информацию в Интернете, настраивают телефоны. Мы гордимся своими знаниями, что многие истины помним наизусть до сих пор. Но ведь мы просто вынуждены это делать, так как найти быстро информацию в своем телефоне, интернете (как это умеют современные дети) нам просто это не под силу. Подрастающее поколение не утруждает себя запоминанием, зато оно с детства "живет" в компьютере, где может найти любую информацию, к сожалению, пока большей частью не очень нужную и полезную. Но ведь это наше поколение позволило именно такую информацию там разместить.

    Широко пропагандируемые и внедряемые современные технологии, такие как:

    интерактивные доски, повышающие эффективность урока, его плотность и информативность;

    электронные журналы для родителей (приход и уход из школы, полученные оценки);

    программы для педагогов и учащихся по созданию видеофильмов, роликов, клипов;

    электронные учебники, дневники и записные книжки, видео-сочинения для старшеклассников, и др. Все это получает положительный отклик у молодежи, расширяет границы взаимодействия, способствует быстрому распространению любой информации и с этим нельзя не считаться. Необходимо существенно совершенствовать технические средства информатизации, чтобы они были доступны всем учителям и школьникам.

    Принятый Федеральный государственный стандарт начального образования, который в сентябре этого года принят к реализации в первых классах наших школ, нацелен, прежде всего, на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний он предлагает научиться самостоятельно добывать и использовать их. Здесь уместно вспомнить слова великого русского ученого М. Ломоносова: "Если в одном месте прибудет, значит, в другом убудет". Очевидно, что современные дети, закончившие такую школу, будут меньше знать, хотя и больше уметь. Хочется надеяться, что новые стандарты общего среднего образования ориентированы на становление выпускника в процессе обучения и воспитание как гражданина.

    Итак, на фоне сложившейся рыночной и социальной ситуации в России трудно спрогнозировать положительный исход проблемы состояния образовательной сферы. Здесь следует сделать упор на кадровую политику и на развитие культуры общества в целом, в том числе посредством ненавязчивой информационной пропаганды культурно-этических ценностей.

    В системе образования на сегодняшний день не хватает прогрессивно мыслящих, квалифицированных, культурно развитых учителей и преподавателей вузов. Работа преподавателей и учителей требует колоссальной самоотдачи, на такой повседневный подвиг способны далеко не все. Тем более, при отсутствии ещё и материального стимула.

    На высшем уровне необходимо выработать новую парадигму развития Российского государства в целом и конкретно образования, как его опоры и достояния, шире использовать социально-гуманитарные технологии, педагогические вузы не должны быть в роли "пасынков". На сегодняшний день существуют две основные тенденции реформы образования в России:

    глобализация и модернизация образования в условиях "информационного бума";

    интеграция в общемировой образовательный процесс.

    Каковы же пути выхода из кризиса?

    Увеличение финансирования образования и науки.

    Мотивирование обучения и подготовка высококвалифицированных специалистов не только в областях экономики, инженерии и права, но прежде всего в педагогической сфере, чтобы подготовленные абитуриенты пришли в эти вузы, нужны высококвалифицированные учителя в школе, а их пока еще готовят в педагогических вузах.

    Параллельно с первым пунктом и для осуществления второго, необходимо, как было сказано выше, обеспечить ненавязчивую пропаганду в СМИ и глобальной сети культурно-этических ценностей и пользы образования, как основного мотиватора наряду с достойной зарплатой.

    Реформирование образования в России не должно в корне ломать традиций российского образования. Необходимо принять от Западной модели всё самое лучшее, при этом, не разрушая той образовательной системы, которая вызывала уважение во всём мире. Образованию нужна постепенная, поэтапная реформа, научно обоснованная и экспериментально выверенная.

    3. Информационные технологии в других областях деятельности

    информационный технология программный

    Рассматривая классификацию информационных систем, можно отметить, что наибольший эффект дает применение интегрированных систем, охватывающих все сферы деятельности предприятия, и что информационная система будет эффективной, если на предприятии эффективно работает система управления. В последнее время интегрированные системы управления предприятиями называют корпоративными информационными системами.

    Корпоративная система управления (КИС) предприятием - это управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию предприятия (с выстроенной для ее реализации структурой) и передовые информационные технологии. Ведущую роль здесь играет система управления, а автоматизация выполняет второстепенную роль. "Корпоративность" в определении КИС означает соответствие системы нуждам крупной фирмы, имеющей сложную территориальную структуру, и объединяющую все функциональные подсистемы.

    КИС охватывают эксплуатационный, тактический и частично стратегический уровни управления.

    Применение информационных технологий в области медицины

    Лидирующие области по внедрению компьютерных технологий занимают архитектура, машиностроение, образование, банковская структура и конечно же медицина. Во многих медицинских исследованиях просто не возможно обойтись без компьютера и специального программного обеспечения к нему. В настоящее время идет крупномасштабное внедрение инновационных компьютерных и нанотехнологий в области медицины. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в медицинской теории и практике, связанными с внесением корректив к подготовке медицинских работников.

    За последние 20 лет уровень применения компьютеров в медицине чрезвычайно повысился. Практическая медицина становится все более и более автоматизированной. Выделяют два вида компьютерного обеспечения: программное и аппаратное. Программное обеспечение включает в себя системное и прикладное. В системное программное обеспечение входит сетевой интерфейс, который обеспечивает доступ к данным на сервере. Данные, введенные в компьютер, организованы, как правило, в базу данных, которая, в свою очередь, управляется прикладной программой управления базой данных (СУБД) и может содержать, в частности, истории болезни, рентгеновские снимки в оцифрованном виде, статистическую отчетность по стационару, бухгалтерский учет. Прикладное обеспечение представляет собой программы, для которых, собственно, и предназначен компьютер. Это - вычисления, обработка результатов исследований, различного рода расчеты, обмен информацией между компьютерами. Сложные современные исследования в медицине немыслимы без применения вычислительной техники. К таким исследованиям можно отнести компьютерную томографию, томографию с использованием явления ядерно-магнитного резонанса, ультрасонографию, исследования с применением изотопов. Количество информации, которое получается при таких исследования так огромно, что без компьютера человек был бы неспособен ее воспринять и обработать.

    Медицинские информационные системы и их можно разделить по следующим критериям:

    Медицинские системы, включающие в себя программы, решающие узкие задачи врачей-специалистов, таких как рентгенолог, УЗИ и т.д.

    Медицинские системы организации делопроизводства врачей и обработки медицинской статистики. Больничные информационные системы.

    Система сбора и обработки информации в современных медицинских центрах должна выполнять столь много разнообразных функций, что их нельзя даже описать, а уж тем более автоматизировать в сколько-нибудь короткие сроки.

    Жизненный цикл автоматизированной информационной системы состоит из пяти основных стадий:

    разработки системы или приобретения готовой системы;

    внедрения системы;

    сопровождения программного обеспечения;

    эксплуатации системы;

    демонтажа системы.

    Телемедицина - это отрасль современной медицины, которая развивалась параллельно совершенствованию знаний о теле и здоровье человека вместе с развитием информационных технологий. Современная медицинская диагностика предполагает получение визуальной информации о здоровье пациента. Поэтому для формирования телемедицины необходимы были информационные средства, позволяющие врачу "видеть" пациента. В настоящее время клинические телемедицинские программы существуют во многих информационно развитых странах мира. Информатика - отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности. Ее медицинская отрасль, образовавшаяся в результате внедрения информационных технологий в одну из древнейших областей деятельности человека, сегодня становится одним из важнейших направлений интеллектуального прорыва медицины на новые рубежи.

    Компьютерная томография - это метод изучения состояния организма человека, при котором производится последовательное, очень частое измерение тонких слоев внутренних органов. Эти данные записываются в компьютер, который на их основе конструирует полное объемное изображение. Физические основы измерений разнообразны: рентгеновские, магнитные, ультразвуковые, ядерные и пр.

    Компьютерная флюрография. Программное обеспечение (ПО) для цифровых флюорографических установок,разработанное в НПЦ медицинской радиологии, содержит три основных компоненты: модуль управления комплексом, модуль регистрации и обработки рентгеновских изображений, включающий блок создания формализованного протокола, и модуль хранения информации, содержащий блок передачи информации на расстояние. Подобная структура ПО позволяет с его помощью получать изображение, обрабатывать его, сохранять на различных носителях и распечатывать твердые копии.

    Медицинская информационная система призвана повысить качество и доступность медицинских услуг. Использование новых информационных технологий в современных медицинских центрах позволит легко вести полный учет всех оказанных услуг, сданных анализов, выписанных рецептов. Также при автоматизации медицинского учреждения заполняются электронные амбулаторные карты и истории болезни, составляются отчеты и ведется медицинская статистика. Автоматизация медицинских учреждений - это создание единого информационного пространства ЛПУ, что, в свою очередь, позволяет создавать автоматизированные рабочие места врачей, организовывать работу отдела медицинской статистики, создавать базы данных, вести электронные истории болезней и объединять в единое целое все лечебные, диагностические, административные, хозяйственные и финансовые процессы. Использование информационных технологий в работе поликлиник или стационаров значительно упрощает ряд рабочих процессов и повышает их эффективность при оказании медицинской помощи жителям нашего региона.

    Применение информационных технологий в банковской сфере

    Информационные технологии - один из эффективных инструментов бизнеса. Не случайно банки, стремящиеся выстоять в острой конкурентной борьбе и обрести реальные шансы на дальнейшую перспективу развития, уделяли ИТ пристальное внимание в уходящем году. В преддверии наступления Нового 2012 года попытаемся "просуммировать" наиболее заметные тренды в области ИТ в банковской сфере.

    В 2011 году активно развивалась автоматизация многих бизнес-процессов банков, поскольку это напрямую сказывалось на прибыльности кредитных организаций. В свое время кризис ясно обозначил тренды развития для банковской отрасли, которые и определили приоритетные направления автоматизации.

    Главной тенденцией остается снижение операционных расходов, не случайно на первый план выходят самообслуживание клиентов как возможность серьезно снизить затраты и всесторонний анализ и сегментирование клиентской базы. Чтобы детально ее анализировать и сформировать узкоспециализированные предложения для клиентов, нужен программный продукт, который позволяет создавать, хранить и сегментировать клиентскую базу по различным признакам. Для этого банки часто используют CRM-решения различных производителей. Для полноценного использования такого спектра систем кредитные организации делают интеграцию с бэк-офисом.

    В 2011 году автоматизировались процессы обслуживания клиентов - как через операционистов, так и посредством развития самообслуживания через каналы удаленного доступа, таких, например, как Интернет, мобильные устройства, банкоматы и терминалы.

    Многие банки сейчас говорят о своей клиентоориентированности, в связи с чем развивают, с одной стороны, дистанционное обслуживание, а с другой стороны, стремятся сделать визит клиента в отделение более комфортным. Речь идет о внедрении системы электронных очередей, "электронных кассиров" (бронированных касс-автоматов по приему и выдаче наличности) и т.д.

    Если ранее банки автоматизировали отдельные направления бизнеса, то в этом году они нередко совершенствовали управление уже имеющимся арсеналом. В некоторых банках внедрялись системы централизованного управления учетными записями и доступом на базе линейки продуктов различных производителей. Создавались единые репозитории идентификационных данных, которые используются для управления учетными записями сотрудников в нескольких информационных системах. Это дало возможность автоматизировать целый ряд новых бизнес-процессов по управлению учетными записями и организационной структурой.

    Следует подчеркнуть, что банки предпочитают внедрять готовые решения по автоматизации бизнес-процессов, учитывающие не только западный опыт, но и российскую практику. Поэтому интеграторы расширяли пакет собственных разработок на базе платформ ведущих поставщиков.

    На рынке появились решения, дающие возможность комплексной автоматизации кредитных организаций на базе объединения первичной документации всех автоматизированных бизнес-систем банка через открытые каналы связи Интернета. В результате создается единая система электронного документооборота банка, связывающая фронт- и бэк-офисы единым интерфейсом доступа к данным.

    В 2011 году банки были вынуждены уделять пристальное внимание вопросам безопасности. Рост рынка ИБ связан с появлением новых угроз (в частности, рисков утечки конфиденциальной информации), с ужесточением требований регуляторов, распространением новых способов доставки приложений (SaaS) и моделей вычислений (виртуализация, облачные вычисления).

    Еще одна важная тенденция - широкое распространение и применение персональных средств аутентификации и ЭЦП (USB-ключей, смарт-карт) с аппаратной поддержкой российской криптографии. Кроме того, становится все более востребованным централизованное управление уже внедренными СЗИ (средствами защиты информации). Растущая популярность мобильного доступа к корпоративным ресурсам способствует увеличению спроса на средства двухфакторной аутентификации с использованием одноразовых паролей. Мобильные устройства становятся более интеллектуальными, не случайно программные средства аутентификации получают все более широкое распространение.

    Нельзя не отметить и развитие таких направлений, как корпоративная телефония, в том числе IP-телефония, спутниковые каналы связи.

    Видеоконференцсвязь (ВКС), использующая мощь видеотехнологий в интересах банковских организаций, продолжает оставаться одним из самых заметных и популярных решений. Рост запросов на эту категорию продуктов определяется активным развитием сетевых инфраструктур, а также снижением стоимости видеосистем высокой четкости (HD).

    Конечно же, в 2011 году, наверное, только ленивый не говорил об использовании облачных технологий. На сегодняшний день технологии облачных вычислений для банков применяются в таких областях, как управление продажами, управление маркетингом, клиентским обслуживанием, а также управление конкретными финансовыми приложениями. Одним из важных факторов, сдерживающих внедрение технологий облачных вычислений в кредитных организациях, является отсутствие гарантии безопасности обрабатываемых данных. Хотя эксперты утверждают, что есть решение, позволяющее повысить безопасность облачных вычислений, - а именно разделение "облаков" на публичные и частные.

    Комплексная автоматизация систем управления на предприятиях разного профиля

    Предприятие - это единый организм, и улучшение чего-либо одного может привести к малейшему сдвигу в сторону успеха в лучшем случае, либо к снижению общих показателей в худшем. Руководителям, а в особенности руководителям финансовых отделов, необходимо принимать комплексные решения, касающиеся всего предприятия. А загруженность решением оперативных задач еще более усложняет процесс управления.

    Для упрощения управления, прежде всего финансового, необходимо иметь эффективную систему управления предприятием, включающую систему менеджмента качества, и информационную систему их поддержки. Что может дать внедрение информационной системы?

    -снижение общих затрат предприятия в цепи поставок (при закупках),

    -повышение скорости товарооборота,

    -сокращение излишков товарных запасов до минимума,

    -увеличение и усложнение ассортимента продукции,

    -улучшение качества продукции,

    -выполнение заказов в срок и повышение общего качества обслуживания заказчиков,

    Основными целями автоматизации деятельности предприятия являются:

    Сбор, обработка, хранение и представление данных о деятельности организации и внешней среде в виде, удобном для финансового и любого другого анализа и использования при принятии управленческих решений.

    Автоматизация процессов, обеспечивающих выполнение основной деятельности.

    Для того, чтобы реально оценить эффективность системы, очень важно понимать какие задачи может решать правильно разработанная информационная система:

    -Планирование производственной деятельности. Составление производственных планов различного уровня, - от стратегических до оперативных, - и проверка возможности их исполнения в соответствии с состоянием производственных мощностей и людских ресурсов. Степень детализации планов различного уровня различна - от набора продукции для решения задач стратегического планирования до конкретных материалов или производственных операций для оперативного управления производством;

    -Управление закупками, запасами, продажами. Это автоматизация процессов планирования и учета для задач снабжения (материально-технического обеспечения) производства, сбыта готовой продукции и управления складскими запасами;

    -Управление финансами. Как правило, это ведение бухгалтерии, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет основных средств, управление наличными средствами и планирование финансовой деятельности;

    -Управление персоналом. В подсистеме управления персоналом реализованы все основные потребности работы с кадрами: найм и увольнение персонала, учет сведений о сотрудниках, планирование их карьерного роста, расчет заработной платы и учет рабочего времени. Рассмотрение персонала, как отдельного вида ресурса позволяет связать воедино кадровый потенциал предприятия и производственные планы, что также возможно при использовании информационной системы;

    -Управление затратами. Сюда относится учет всех затрат предприятия и калькуляция себестоимости готовой продукции или услуг;

    -Управление проектами/программами. Современная деятельность предприятия все больше рассматривается через призму реализации производственных проектов или программ, для которых может осуществляться отдельное планирование и учет;

    -Проектирование продукции и технологических процессов. Информация о составе продукции, технологических маршрутах ее изготовления, разработка продукции в соответствии с требованиями клиентов, а также оценка затрат, которые понесет предприятие при выпуске такой продукции.

    Информационная система, как и любой другой инструмент, должна иметь свои характеристики и требования, в соответствии с которыми можно было бы определить ее функциональность и эффективность. Разумеется, для каждого конкретного предприятия требования к информационной системе будут различными, так как должна учитываться специфика каждой организации.

    Заключение

    Держаться на рынке, успешно развиваться без средств автоматизирующих деятельность предприятия, в XXI веке практически не возможно. Бухгалтерский учёта, управление торговлей, кадрами и некоторые другие виды деятельности автоматизированы в большинстве предприятий.

    Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Они очень быстро превратились в жизненно важный стимул развития не только мировой экономики, но и других сфер человеческой деятельности. Трудно найти сферу, в которой сейчас не используются информационные технологии.

    Одним из основополагающих принципов существования информационных технологий является их постоянное развитие. Модернизация технологий, методов и методик управления предприятием, вызванное постоянными изменениями ситуации на рынке, растущий уровень конкуренции, все это вынуждает руководителей компаний искать новые методы сохранения своего присутствия на рынке и удержания рентабельности своей деятельности: увеличивать мощности и производительности компьютерных систем, развивать сетевые технологий и системы передачи данных.

    Глоссарий

    №ПонятиеОпределение1.АИТАвтоматизированная информационная технология - информационная технология, в которой для передачи, сбора, хранения и обработки данных, используются методы и средства вычислительной техники и систем связи. 2.Аутентификация Установление подлинности, мера безопасности, состоящая в проверке подинности идентификатора (преимущественно с помощью криптографических методов).3.ИКТИнформационная технология - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.4.КИТКонвергенция информационных технологий - процесс сближения разнородных электронных технологий в результате их быстрого развития и взаимодействия.5.НИТНовая информационная технология - информационная технология с дружественным интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Основными принципами новых компьютерных технологий являются: - интерактивный режим работы с компьютером; - интегрированность с другими программными продуктами; - гибкость процесса изменения постановок задач и данных. 6.ОВРОбмен вычислительными ресурсами - информационная технология, обеспечивающая возможность обмена вычислительными и иными ресурсами между несколькими компьютерами, подключенными к сети Интернет. 7.ОСОткрытая система - вычислительная среда, состоящая из аппаратных и программных продуктов и технологий, разработанных в соответствии с общедоступными и общепринятыми (международными) стандартами. 8.ОТОнлайновые технологии - средства коммуникации сообщений в сетевом информационном пространстве, обеспечивающие синхронный обмен информацией в реальном времени. 9.СУБДСистема управления базой данных, включающая в себе автоматизированные средства структуризации и манипулирования данными. 10.ТрафикПоток посетителей в виде совокупности всех переходов с других интернет-ресурсов (плюс type-in трафик) на рассматриваемый сайт.

    Список использованных источников

    1.Багиев Г.Л. Информационные системы в организациях. - СПб.: СПбГУЭФ, 2011. - 370 С.

    Бугаев П. В. Программа "Универсальная база сведений или менеджер информации от PBugaevSoft" [Электронный ресурс]. Режим доступа − http://knowledgebase.narod.ru/, свободный.

    Ванифатова М.М.Системы информации: современные мировые тенденции развития и особенности российского рынка. // Автоматизация в России и за рубежом. - 2012. - № 1

    Гагарина Л.Г. Киселёв Д.В. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем. - М.: ИНФРА-М, 2011.-376 С.

    Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы. - М.: Гелиос, 2009. - 368 С.

    Головизнина А.Т., Архипова О.И. Теория информационных систем. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 207 С

    Коллисон К. Учитесь летать. Практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций / К. Коллисон, Дж. Парселл. - М.: ИКСИ, 2011. - 332 с.

    Нуралиев C. Платформа "1С: Предприятие" как средство разработки бизнес-приложений // журнал "PC Magazine/RE", № 11, 2009. Использование информационных технологий на уроках истории в школе Определение и области применения. Термин мультимедиа образован из слов «мульти» - много, и «медиа» - среда, носитель, средство сообщения.