Портфолио на первую квалификационную категорию. Дифференцированный подход к обучению. Технические средства обучения

Введение 3

1. Общие сведения об учителе 5

2. Акмеологическая карта профессиональной деятельности учителя 11

I. ДИАГНОСТИКА. САМООЦЕНИВАНИЕ. ПЛАНИРОВАНИЕ 11

II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, 14

III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 15

IV. УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В ТЕЧЕНИЕ МЕЖАТТЕСТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПО ФОРМАЛЬНОЙ, НЕФОРМАЛЬНОЙ, ИНФОРМАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩИМИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 16

3. Итоги профессиональной деятельности в межаттестационный период 17

Выводы. 19

4. Индивидуальный план профессионального развития учителя 21

5. Приложения 26

6. Список используемой литературы 37

Введение

Я, Ростопира Василий Александрович, учитель математики, информатики и физики I квалификационной категории Амвросиевской общеобразовательной школы-интернат I-III ступеней №4 Министерства образования и науки ДНР. Работаю в данной школе с 2009 года. Образование высшее. Окончил Ворошиловградский государственный педагогический институт по специальности физика и математика в 1981 году.

Основная цель моей работы состоит в обеспечении условий для формирования совокупности знаний, умений, навыков учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

    Внедрение инновационных технологий и методик в преподавание математики.

    Формирование универсальных учебных компетенции в образовательной области «Математика».

    Активизация познавательной деятельности учащегося в процессе обучения математики.

    Развитие у учащихся подвижности и способности самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить.

    Побуждать учащихся к самостоятельному поиску информации с помощью инновационных технологий, к самоорганизации и осознанному контролю познавательных действий.

Активизация познавательной деятельности в обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний происходит в процессе активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

К.Д. Ушинский подчеркивал: «Важно серьезное занятие сделать для детей занимательным». Исходя из этого, важнейшими факторами активизации познавательной деятельности учащихся являются :

    сотрудничество учащихся и учителя;

    самостоятельная работа на уроке;

    применение фронтальной, групповой, индивидуальной форм работы;

    дифференциация обучения;

    контроль знаний, умений, навыков;

    использование занимательного практического материала;

    создание проблемных ситуаций;

    поощрение учащихся;

    проектные работы.

Поэтому приоритетными направлениями моей работы являются:

    реализация комплексного подхода к обучению и воспитанию через обновление содержания образования на всех ступенях обучения;

    использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики, воспитательных мероприятиях.

Использование компьютерных технологий позволяет в определённой степени добиваться выполнения следующих задач:

    использование наглядного материала для динамичного объяснения новой темы, введения новых понятий (благодаря настройкам изображений, анимации, и др.);

    повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);

    использование на уроках разнообразных форм и методов работы, с

целью повышения эффективности урока;

    вовлечение учащихся в творческую детскую самодеятельность – научную, художественную, социальную.

1. Общие сведения об учителе

1. Фамилия, имя, отчество: Ростопира Василий Александрович.

3. Образование: высшее.

4. Стаж педагогической работы: 39 лет.

5. Должность и полное название образовательной организации: учитель математики общеобразовательной школы-интернат І-ІІІ ступеней №4 города Амвросиевка.

6. Стаж работы на данной должности: 7 лет.

7. Предмет преподавания: математика.

8. Дата предыдущей аттестации: апрель 2011 года.

10. Педагогическое звание: нет.

11. Дата прохождения курсов повышения квалификации:

а) 28 февраля - 3 сентября 2011 года, курсы повышения квалификации учителей математики общей подготовки;

б) 27 января – 13 сентября 2014 года, курсы повышения квалификации учителей физики и астрономии, преподающих математику «Формирование основных групп компетентностей учащихся в профильной школе»;

в) 20 апреля – 5 декабря 2015 года, курсы повышения квалификации учителей информатики (с интеграцией математика) «Современные образовательные технологии в практике работы учителя информатики и математики».

12. Дата следующей аттестации: апрель 2016 года.

*Приложение 5.1

*Приложение 5.2



2. Акмеологическая карта профессиональной деятельности учителя

I. ДИАГНОСТИКА. САМООЦЕНИВАНИЕ. ПЛАНИРОВАНИЕ

Диагностика уровня профессиональной компетентности учителя

Составляющие профессиональной

компетентности

Уровень по

результатам

самодиагностики

Уровень по

результатам

диагностики

Общекультурная

Психолого-педагогическая

достаточный

Методическая

достаточный

Специальная (по предмету преподавания)

достаточный

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ

Цель: По окончании межаттестационного периода, в ходе аттестации 2016 года подтвердить квалификационную категорию «специалист первой категории».

Задание: изучение методики личностно-ориентированного подхода на уроках математики.

Тема аттестационного исследования: «Активизация познавательной деятельности учащихся путем внедрения интерактивных технологий».

Таблица 1 - План профессионального самосовершенствования учителя

Формы образования

Деятельность

Сроки

Ожидае-мый

результат

Результат

Курсовое повышение

квалификации

Очно-дистанционные курсы

повышение

квалификации

Дистанционное образование

1) Вебинар

«Летняя студия педагогическо-го мастерства. Математика»

2) Вебинар «Инновацион-ные подходы в преподавании предметов естественного цикла»

3)Web–практикум

«Решение фи-зических задач повышенного уровня слож-ности как путь развития твор-ческого потен-циала уча-щихся»

повышение

квалификации

повышение

квалификации

повышение

квалификации

Массовые мероприятия системы

непрерывного образования в

межкурсовой период

Предметные олимпиады.

Октябрь – январь

Самообразова-тельная

деятельность

Активизация познавательной деятельности учащихся путем использования интерактивных технологий.

Апрель 2011 г. – январь 2016 г.

повышение профессио-нального уровня

ние профессио-нального уровня

II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Таблица 2 - Уровень организации учебных занятий (уроков, открытых мероприятий, индивидуальной работы с учениками)

Дата

посещения

посещено

занятие

Вид, тема занятия

Выводы

(уровень организации)

Зам. директора по УВР Оводкова С.Н.

Урок математики 9 класс «Преобразование графиков числовых функций»

Внеклассное мероприятие

5 класс «Своя игра»

Зам. директора по УВР Расулова С.В.

Внеклассное мероприятие

9 класс «Своя игра»

Зам. директора по УВР Расулова С.В.

Обобщающий урок математики 5 класс.

«Умножение и деление натуральных чисел».

III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

3. Результаты учебно-педагогической деятельности

*Таблица - 3.1 Отслеживание динамики качества образования по учебному предмету

Учебные достижения (% качества знаний)

1 год

(2011-2012)

2 год

(2012-2013)

3 год

(2013-2014)

4 год

(2014-2015)

5 год

(I сем.2015-2016)

Результаты мониторинга учебных достижений учащихся,

приобретенных компетентностей и компетенций по учебному предмету. Отслеживание динамики изменений

Результаты годового оценивания, Государственной итоговой аттестации

Результаты участия в методической работе

Таблица - 3.2. Подготовленные продукты учебно-методической деятельности учителя

Виды материалов

1 год

3 год

5 год

Публикации в периодических педагогических изданиях, наличие персонального сайта работника со своими методическими разработками (с отзывами специалистов) (указываются выходные данные)

http :// multiurok . ru / rostopira /

публикации на сайте разработок уроков: «Преобразование графиков числовых функций»-9 класс, «Умножение и деление натуральных чисел»-5 класс, внеклассного мероприятия «Своя игра»-5 класс.

*Приложение 5.2.

IV. УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В ТЕЧЕНИЕ МЕЖАТТЕСТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПО ФОРМАЛЬНОЙ, НЕФОРМАЛЬНОЙ, ИНФОРМАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩИМИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица - 4. Результаты прохождения курсов повышения квалификации

Срок

прохождения

Форма обучения

(КМС, очно-дистанционная.

традиционная)

Итоги прохождения

(в т.ч. количественные

показатели)

28.02 - 3.09 2011

очно-дистанционная

Курсы повышения квалификации учителей математики общей подготовки – учебное время – 189ч., оценка – хорошо

27.01 – 13.09 2014,

очно-дистанционная

Курсы повышения квалификации учителей физики и астрономии, преподающих математику «Формирование основных групп компетентностей учащихся в профильной школе»; учебное время – 180ч., оценка – отлично

20.04 - 5.12 2015,

очно-дистанционная

Курсы повышения квалификации учителей информатики (с интеграцией математика) «Современные образовательные технологии в практике работы учителя информатики и математики».

Учебное время– 180ч., оценка – отлично

Таблица - 5 Дополнительные результаты профессиональной деятельности

3. Итоги профессиональной деятельности в межаттестационный период

(заполняется ежегодно и в конце межаттестационного цикла)

ИТР план и фактически 2011 - 2015 годы


САМОАНАЛИЗ ИТОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Составляющие

профессиональной

компетентности

Стартовый уровень

Достигнутый

уровень

Психолого-педагогическая

достаточный

Методическая

достаточный

Специальная (по пред- мету преподавания)

достаточный

Самоанализ достижения цели и выполнения задач
межаттестационного периода

Я понимаю, что сегодня нельзя работать по-старому. Нужно нести не просто знание, а развивать культуру мышления, умение чувствовать, сопереживать.

Уверен, что обучение, построенное на деятельности ученика и делающее упор на развитие его мышления, более эффективно, чем обучение, построенное на его памяти и многократном репродуктивном повторении заданий. Такое обучение позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Внедрение новых информационных технологий, использование мультимедиа значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей. Мои ученики – это дети из малообеспеченных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. У большинства из этих детей проблемы и пробелы в знаниях, отсутствие мотивации к обучению, многие из них являются переростками.

Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания, как в математике, так и в образовании в целом, повышая тем самым его качество.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, рассказ-задача, игры-путешествия, ребусы, кодированные задания, математическое лото, игра «Лабиринт», кроссворды и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Считаю, что Занимательность + Иллюстративность= Качество Знаний т.к. они особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным.

Я думаю, что положительных результатов учебной деятельности нельзя добиться без доброжелательной эмоциональной атмосферы на уроке. Поэтому большое внимание уделяю созданию радостной, но и деловой обстановке на уроке.

Выводы.

Результаты проведения занятий с использованием информационных технологий позволяют сделать следующие выводы:

    систематическое использование компьютерных практикумов в самостоятельной работе учащихся способствует получению более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они получают в процессе самостоятельной работы с учебником;

    самостоятельное выполнение разнообразных по виду и дидактической цели компьютерных заданий способствует развитию познавательных и творческих способностей, мышления; при правильной организации проведения самостоятельной работы с компьютерными заданиями ускоряется темп формирования познавательных умений и навыков;

    систематическая работа с компьютерными заданиями формирует устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

Перспективы использования ИКТ на уроках математики, на мой взгляд, следующие:

    вовлечение учащихся в коллективную творческую деятельность (по самостоятельному изготовлению презентаций с помощью компьютерных средств и средств мультимедиа);

    использование различных программных средств тестового контроля на уроках математики (программы с пакета Microsoft Office);

    использование Интернет-ресурсов (при выполнении творческих заданий, при написании рефератов, при поиске необходимой информации и т.п.) не только педагогом, но и учащимися.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий не только обогащает учебно-воспитательный процесс, но и способствует тому, что ученики смотрят на компьютер не как на игрушку, а видят в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить. Изучение компьютерных технологий во внеурочное время позволяет развивать у учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат.

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности.

Учитель ______________Ростопира В.А.

Резюме

РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И

МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОТНОСИТЕЛЬНО РОСТА КАЧЕСТВА

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ПРЕДМЕТУ, КОТОРЫЙ ПРЕПОДАЕТ УЧИТЕЛЬ

(Резюме обосновывает аттестационную характеристику учителя и предоставляется на рассмотрение аттестационной комиссии)

Ростопира В.А. имеет полное высшее образование по специальности учитель физики, математики и работает в Амвросиевской ОШ-интернат №4 с 2009 года учителем математики, имеет квалификационную категорию «специалист первой категории», подтвержденную решением аттестационной комиссии Амвросиевской ОШ-интернат №4 от 2 марта 2011 года. За время работы В.А. Ростопира зарекомендовал себя как опытный, творческий педагог и ответственный работник.

Способствует развитию логического мышления, творческих способностей обучающихся. Достиг весомых результатов в формировании у учеников навыков самостоятельного обучения, приобретения знаний, применения их на практике. требует от обучающихся глубоких знаний теоретического материала. Поощряет учащихся принимать нешаблонные решения и лаконично и точно высказывать свои мысли.

Умело сочетает различные методики и приемы обучения. Использует компетентностно-ориентированный подход к организации учебного процесса. Владеет эффективными формами и методами обучения, системно использует видео и мультимедийное оборудование, добросовестно применяет и развивает инновационные формы и методы организации учебного процесса, что способствует повышению познавательной активности обучающихся. Умеет образно и выразительно подать учебный материал. Хорошо владеет ораторским искусством.

Большое внимание уделяет развитию и совершенствованию учебно-материальной базы. Личным примером способствует воспитанию у обучающихся честности, доброты, дисциплинированности, ответственности. Постоянно занимается самообразованием, повышает свой профессиональный уровень. Систематически внедряет перспективный педагогический опыт, берет участие в его распространении, оказывает практическую помощь другим педработникам.

Ростопира В.А. соответствует занимаемой должности и может быть аттестован на соответствие ранее присвоенной квалификационной категории «специалист первой категории».

Руководитель образовательной организации ______________________

Представитель методической службы ______________

4. Индивидуальный план профессионального развития учителя

Цели:

    профессиональный рост учителя

    совершенствование качества и эффективности обучения математике.

    развитие творческого потенциала обучаемого, его способностей к коммуникативным действиям, умений экспериментально-исследовательской деятельности.

    формирование представлений о процессе научного познания, развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании математики, развитие речи учащихся, познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

    научить школьников понимать явления, объяснять эти процессы с точки зрения математики;

    сформировать умения применять самостоятельно полученные знания на практике.

Задачи

1. Стимулировать мыслительную деятельность, повышать познавательную интерес учащихся. Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении математики.

2. Расширять кругозор учащихся в понимании математических понятий и законов.

3. Развивать знания, умения и навыки при решении математических задач различного типа (графические, расчётные и др.)

4. Решать проблемы, связанные с наглядностью, демонстрационным оборудованием.

5. Подобрать компьютерные программы, презентации, компьютерные тестирования по математике по разным темам.

Основные направление работы

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональ-ное

1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Математика»

3. Изучать новую литературу по математике и методике преподавания.

4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей.

5. Принимать активное участие в работе ШМО и РМО учителей математики, физики, информатики.

6. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.

7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

8. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.

9.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

10. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.

11. Организовывать внеклассную деятельность по предметам.

12. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.

Психолого- педагогическое

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики.

Методическое

1. Знакомиться с инновационными технологиями, формами, методами и приемами обучения математики.

2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков математики.

3. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу.

4. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

5. Создавать пакет сценариев уроков с применением инновационных технологий.

6. Повышать свою квалификацию на курсах в Донецком Областном Институте

Последипломного Педагогического Образования.

Эстетическое

1. Посещение выставок, музеев, проведение экскурсий.

2. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности.

1. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий.

2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

Охрана здоровья

1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках в кабинете информатики и ИКТ.

2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

3. Вести здоровый образ жизни.

Ожидаемый результат:

    повышение качества преподавания предмета (для учащихся: качество обучения не менее 60%; участие в конкурсах – не менее 50%);

    разработка учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением инновационных технологий;

    разработка дидактических материалов, тестов, создание электронных комплектов педагогических разработок;

    разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;

    доклады, выступления на заседаниях ШМО и РМО, участие в методических советах, обобщение опыта.

ПЛАН РАБОТЫ

Разделы плана

Сроки

Форма

результатов

Изучение психолого-педагогической, методической литературы

1.Чтение научно-методической литературы

2. Обзор в Интернете информации по математике, педагогике, психологии, инновационным технологиям

Система-тически

Разработка программно-методического обеспечения, научно-методическая работа

1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся.

2. Организация проектно-исследовательской работы учащихся.

В течение

Программы и

учебно-тематические

Изучение инновационных технологий (проблемное обучение проектного обучения информационно-коммуникацион-ных технологий.

1.Освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер).

2. Разработка пакета мате-

риалов в электронном виде.

В течение

Конспекты

Методико-дидактические

материалы.

Участие в методических школьном и районном объединениях, в жизни школы

1. Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы и района

2. Выступление на заседании школьного МО с самоанализом

3. Общение с коллегами в школе, районе

В течение года, по плану МО

Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных

Самообобщение

1.Разработка конспектов уроков

2.Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся.

3.Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контроль-ных работ, в том числе и электронных тестов

4.Разработка комплекта олимпиадных задач

5.Участие в конкурсах, конференциях, семинарах

В течение года, по плану МО

Комплекты методико-дидактических электронных материалов

Повышение квалификации

1. Посещение уроков своих коллег.

2. Прохождение предметных курсов по математике, физике, информатике и ИКТ.

За межаттес-тацион-ный пе-риод

Повышение квалификации

5. Приложения

5.4.1. Гистограмма роста учебных достижений по математике учеников 7-11 классов

Таблица успеваемости по математике в 5,10,11 классах за первое полугодие 2015- 2016 уч.г.


1 четверть

2 четверть


5.4.2. Диаграмма качества знаний учащихся по математике за межаттестационный период учителя.


Фотогалерея




6. Список используемой литературы

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва. Педагогика-Пресс, 1999.

3. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьника. // Вопросы психологии. – 1994.- №2.

4. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие – 5 изд. и допол. – М.: Педагогическое общество России, 2003г.

5. Москвина Н.Б. Риск личностно-профессиональной деформации учителя: Исследования // Педагогика. – 2006. - №5.

6. Ворошилов В. Свою деятельность анализирует учитель: Самоанализ // Директор школы – 2004. - №7.

7. Сериков В.В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетенции специалиста / В.В. Сериков // - Волгоград, 2008.

8. Калмыкова И.Р., Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности // Образование в современной школе. – 2002.-№5.

9. Михайловский О.С. Портофлио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений // Образование в современной школы. – 2006.-№9.

Министерство образования и науки Амурской области

Управление образования администрации Тындинского района

муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Лопчинская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского района

Портфолио

учителя географии и биологии

Морозовой Ольги Анатольевны

  1. Материалы, подтверждающие уровень профессиональной компетентности

    1. Копия аттестата об образовании

  2. Обоснование ведущих идей педагогической деятельности

3.1 Выбор и обоснование УМК по курсу «География» и «Биология»

    Описание педагогического опыта

    Продуктивность педагогической деятельности

    1. Результаты учебных достижений обучающихся по предмету

      Успеваемость и качество знаний по предмету

      Результаты контрольных срезовых работ по географии и биологии

      Результаты внеурочной деятельности

    Научно – методическая деятельность

    1. Методические темы по самообразованию

      Распространение педагогического опыта: публикации, доклады, открытые уроки

      Методическая работа

      Достижения

    Результативность внеурочной деятельности

    1. Внеклассная работа по предмету

      Участие учеников во внешкольных мероприятиях

    Документы официальной и общественной оценки деятельности

1. Резюме

Морозова Ольга Анатольевна

Дата рождения

Образование

Наличие ученой степени

Общий трудовой стаж

2 года 2 месяца

Стаж работы в должности учителя, дата назначения на должность

2 года 2 месяца, 15.08.2013

Стаж работы в МОКУ «Лопчинская СОШ»

1 год 8 месяц

Повышение квалификации

Общественная активность

    Член школьного методического объединения учителей предметов естественного цикла;

    Начальник пришкольного оздоровительного лагеря

Электронный адрес

    Обоснование ведущих идей педагогической деятельности

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, организационно - экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.

Развитие творческих сил, способностей и дарований, формирование творческого потенциала учащейся молодежи является основным призванием школы, важнейшей целью обучения и воспитания подрастающего поколения. Творческая деятельность каждого члена общества является его гражданской обязанностью. Сегодняшнюю свою работу строю, ориентируясь на ФГОС второго поколения.

Педагогическое мастерство – это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправлять их на разностороннее развитие и совершенствование личности; формировать ее мировоззрение, способности потребности в социально значимой деятельности. Современный ученик предъявляет к учителю новые требования для формирования и реализации своих личностно – ориентированных компетенций, поэтому в своей работе я придерживаюсь позиции «учитель – ученик». Это обосновано тем, что роль современного учителя – быть наставником, помогать ученику найти правильный путь, а это возможно лишь благодаря тьюторским взаимоотношениям.

Одной из главных задач в обучении является повышение мотивации учащихся. Для этого применяю в своей системе различные формы и методы: заинтересованность к теме урока – посредством «черного ящика»; изучение новой темы с помощью практических работ; игровые формы (урок - путешествие, определение темы урока с помощью ребусов).

С целью развития интереса к изучению своей Родины в большинстве тем использую краеведческий материал на всех этапах урока. Учащиеся с интересом сравнивают данные по Амурской области с общероссийскими. Кроме того, углубленным изучением Амурской области ребята занимались на кружке «География Амурской области». Результатом стало участие в областной конференции «С чего начинается Родина».

Особое внимание уделяю начальному курсу географии, т.к. именно здесь важно привить любовь к предмету. Для этого мною была разработана система краеведческих заданий, направленная на изучение Амурской области. А так как для шестиклассников немаловажную роль в обучении отводят на игровые технологии, то я сделала ребусы со сказочными героями, кроссворды, загадки и шарады. Апробировав на практике, пришла к выводу, что учащиеся с большим интересом изучают географию, когда присутствует краеведческий материал разносторонней направленности.

Особое внимание в своей педагогической системе уделяю самостоятельной работе учащихся. Данный вид деятельности – важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. При выборе самостоятельных работ использую метод «проб и ошибок», творческие самостоятельные работы, а также даю возможность самим учащимся проверить знания друг друга с помощью составления тестов и вопросов.

Педагогические

технологии

Обоснование выбора технологии

Технология развития критического мышления

Технология развивает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у ученика знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказаться от них, если они противоречат новому знанию. На уроках ученики задействуют не только разум, но и эмоции и чувства. И как итог – критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых. Школьники с помощью вопросов и предположений сами формулируют для себя значимые конкретные цели изучения нового материала.

Технология личностно-ориетированного обучения

Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно - ориентированного обучения . Так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития. Следовательно, моя позиция предполагает:

Оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ученика и умение максимально стимулировать это развитие им же самим;

Отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению (как это чаще всего бывает), а добровольно, по собственному желанию, при этом ещё проявлять и активность;

Опора на личностный смысл и интересы (социальные и познавательные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к учащимся приводят к успешности обучения географии.

Информационные технологии

Эти технологии становятся хорошим помощником учителю – географу, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках географии:

1.Работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;

2.Работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников;

3.Работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

4.Использование Интернета и медиаресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации и т.д.)

Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией.

Результатом использования ИКТ на уроке считаю, прежде всего, повышение интереса обучающихся к изучению предмета. Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер.

Проектная технология

В основе технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Для технологии очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад к уроку о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий). Участие в научных школьных конференциях, где дети представляют свои проектно-исследовательские работы.

Инновационная направленность моей деятельности, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, требует постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения:

Наименование технологии

Обоснование выбора

Уровень использования

1. Технология полного усвоения знаний

Построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех учащихся к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и умениями.

Основной закон усвоения: воспринять-осмыслить -запомнить-применить -проверить результат.

Каждый учебный материал разбивается на «малые блоки» -3-6 уроков. Перед учащимися должна быть поставлена конечная цель, и каждый этап усвоения должен быть направлен на результат. К каждому учебному блоку разрабатываются диагностические тесты.

Используется на каждом уроке, во всех классах.

2.Дифференцированный подход к обучению.

Обучение в одном классе детей с разными способностями.

Данная технология обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.

Используется мной при организации групповых форм работы («сильные», «средние», «слабые» группы), а так же при составлении разноуровневых заданий при составлении тестов и проверочных работ.

3.Технология исследовательской деятельности.

Исследовательское обучение направлено на развитие у учащихся умений и навыков самостоятельного научного поиска.

Используется во внеурочной деятельности (подготовка учащихся к конкурсам, конференциям), а также при выполнении учащимися творческих заданий (индивидуальных, групповых).

4.Информационно – коммуникационные технологии.

Помогает интегрировать мыслительную и практическую деятельность детей при использовании компьютера с применением соответствующего программного обеспечения. Использование ИКТ увеличивает долю информации, активизирует наглядно-образное мышление, развивает внимание, воображение, творчество, оказывает значительное эмоциональное воздействие на учащихся.

Достаточно часто на уроках используются ТСО (компьютер, проектор) с применением единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, географических интерактивных обучающих моделей, презентаций.

5.Проблемный подход к обучению.

Учащиеся самостоятельно открывают для себя ряд географических фактов, проверяют правильность своих гипотез.

Используется мной при проведении уроков – практикумов, уроков – семинаров, уроков – конференций.

Их дополняют здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию и укреплению здоровья обучающихся, воспитанию у них культуры здоровья и безопасного образа жизни, игровые технологии, учитывающие возрастные особенности школьников, парные и групповые формы работы на уроках.

С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон».

Постоянно ведется профилактическая работа по предупреждению близорукости, искривлению осанки.

От правильности организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Поэтому стараюсь строить свой урок в соответствии с гигиеническими критериями:

 плотность урока не менее 60% и не более 75-80%;

 количество видов учебной деятельности (4-7);

 частота чередования различных видов учебной деятельности;

 наличие эмоциональной разрядки;

 чередование позы (поза чередуется в соответствии с видом работы), наблюдение за посадкой учащихся;

 наличие физкультминуток;

 преобладание положительных эмоций на уроке.

Использование в различных формах организации образовательного процесса современных образовательных технологий способствует формированию личностных, предметных и метапредметных результатов.

В учебном процессе применяю Интернет – ресурсы, которые способствуют:

 самообразованию, самостоятельному повышению квалификации на основе информации, содержащейся в сети; получению информации о новых педагогических технологиях;

 использованию на уроках и внеклассных мероприятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в сети;

 тестированию школьников по отдельным предметам или темам на основе контрольно-измерительных материалов;

 знакомству с новыми книгами, учебниками, учебными пособиями;

 получению информации о конференциях, конкурсах, грантах, отправка заявок на участие в них;

 сообщению о своих разработках и публикациях в сети.

В процессе обучения применяю цифровые образовательные ресурсы и средства школьной медиатеки:

Электронные наглядные пособия

География

География. Планета Земля. Интерактивное картографическое пособие. 6 класс;

География. Мир. Электронное картографическое пособие;

География. Планета Земля. 6 класс. Электронное приложение;

География. Земля и люди. 7 класс. Электронное приложение;

География 6-10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий;

Творческая лаборатория учителей географии. Презентации к урокам.

Привлекаю учащихся к созданию презентаций, проектов, тестов, используя ИКТ.

Социальный заказ родителей к школе все чаще связывают не только с реализацией потребности в качественном образовании, но и с сохранением здоровья ребенка для дальнейшей жизнедеятельности, построения дальнейшей жизни и карьеры. .

Провожу консультации для родителей по вопросам охраны здоровья детей и подростков, формирования их здорового образа жизни.

Считаю, что эмоциональный климат очень важен на уроке, поэтому уместный юмор учителя и улыбка учащихся могут снять напряжение и предупредить утомление учащихся.

      Выбор и обоснование УМК по курсу «География» и «Биология»

Современное географическое образование, как и образование в целом, строится на основе информационных технологий и предполагает реализацию компетентностного подхода к обучению. Модернизация системы образования в этом контексте представляет собой создание и развитие в каждом образовательном учреждении информационно-образовательного пространства. Новая образовательная парадигма требует глубокой перестройки всех элементов образовательного процесса и, прежде всего, учебно-методического обеспечения. Важно помнить, что в условиях классно-урочной системы одним из главных средств обучения остается учебник. В этой связи наряду с живым словом учителя, учебник географии предназначении не только для передачи научных знаний школьнику, но и для создания среды, способствующей формированию ключевых компетенций учащихся, развитию эмоционально-ценностной сферы личности детей.

История становления и развития учебной книги по географии показывает значительную положительную динамику качества учебных пособий, идущих в ногу со временем. Современное состояние учебной литературы свидетельствует о значительно прорыве научно-методической мысли и издательского дела. В результате чего издаются полноценные учебно-методические комплексы разных предметных линий.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий, о своей родине-России во всем ее разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального пользования;

Овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

Развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Проанализировав различные серии учебников, в своей работе я решила остановиться на УМК классической линии. Издательство «Дрофа». Эта линия составлена из учебников, которые давно знают в школе. Реализует классический подход в обучении географии. Выделены курсы физической и экономической географии, в отличие от комплексного подхода. В курсе «География России» выделяют природные районы (8 кл.) и экономические районы (9кл.). В курсе «Экономическая и социальная география мира» выделяют общую характеристику мира (10 кл.) и региональную характеристику мира (11 кл.).

Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.) и федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).

Учебники

1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. 6 кл. [Дрофа] 2006

2. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География. 7 кл. [Дрофа] 2006

3. Баринова И.И. География России. 8 кл. [Дрофа] 2006

4. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл. [Дрофа] 2010

Программа
1) Курчина С.В. География. Программы. 6-10 кл.

Планирование
2) Бахчиева О.А., Ким, Баринова «Тематическое планирование. География». 6–9 классы
3) Душина И.В. «География материков и океанов». 7 кл. Рекомендации к планированию уроков по учеб. «География. Наш дом - Земля»
4) Баринова И.И. «География России. Природа». 8 кл. Рекомендации к планированию уроков по учебнику «География России. Природа. 8 класс»
5) Дронов В.П., Ром Я.В. «География России. Население и хозяйство». 9 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику Дронова В.П., Рома В.Я. «География России. Население и хозяйство. 9 класс»

Пособия
6) Бахчиева О.А. «Начальный курс географии». 6 класс. Методическое пособие

7) Бахчиева О.А. «Книга для учителя. География». 6 кл. Метод. пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс»
8) Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. «География материков и океанов». 7 класс. Методическое пособие

9) Баринова И.И., Ром В.Я. «География России». 8-9 классы. Методическое пособие

10) Сиротин В.И. «География. Сборник заданий и упражнений по географии». 6-10 классы
11) Зотова А.М. «Игры на уроках географии». 6-7 классы

Рабочая тетрадь

12) Душина И.В. «География материков и океанов». 7 класс. Рабочая тетрадь для учителя
13) Баринова И.И. «География России. Природа». 8 класс. Рабочая тетрадь для учителя
14) Дронов В.П., Ром В.Я. «География России. Население и хозяйство». 9 класс. Рабочая тетрадь для учителя

15) Шатных А.В. «Начальный курс географии». 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Начальный курс географии. 6 класс»

16) Душина И.В. «География материков и океанов». 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «География материков и океанов. 7 класс»

17) Баринова И.И. «География России. Природа». 8 кл. Рабочая тетрадь к учебнику Бариновой И.И. «География России. Природа»

18) Баринова И.И. «География России. Природа. 8 класс. Рабочая тетрадь» (с тестовыми заданиями ЕГЭ)

19) Дронов В.П. «География России. Население и хозяйство». 9 кл. Рабочая тетрадь к учебнику «География России Население и хозяйство»

20) Сиротин В.И. «География материков и океанов». 7 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт

21) Сиротин В.И. «География России. Природа. Население». 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт

22) Сиротин В.И. «География России. Население и хозяйство». 9 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт.

Карты, атласы

23) «Географический атлас школьника». 6-11 кл.

24) «География». 6 класс. Атлас

25) «Атлас по географии для 6 класса. Универсальный»

26) «География». 7 класс. Атлас

27) «Атлас по географии для 7 класса. Универсальный»

28) «География». 8 класс. Атлас

29) «Атлас по географии для 8 класса. Универсальный» «Атлас по географии для 8 класса. Универсальный»

30) «География». 9 класс. Атлас

31) «Атлас по географии для 9 класса. Универсальный»

32) «География». 6 класс. Контурные карты

33) «География». 7 класс. Контурные карты.

34) «География». 8 класс. Контурные карты

35) «География». 9 класс. Контурные карты

Пособия
36) Сиротин В.И., Панасенкова О.А., Карташева Т.А. «Раздаточные материалы по географии с контурными картами». 6 класс

37) Сиротин В.И. «География материков и океанов». 7 класс. Задания и упражнения для работы с контурными картами

38) Сиротин В.И. «География России. Природа и население». 8 класс. Задания и

упражнения для работы с контурными картами

39) Сиротин В.И. «География России. Население и хозяйство». 9 класс. Задания и упражнения для работы с контурными картами
40) Сиротин В.И. «Тетрадь для оценки качества знаний по географии». 6 класс

41) Сиротин В.И. «Тетрадь для оценки качества знаний по географии». 7 класс
42) Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. 8 класс
43) Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. 9 класс
44) Ром В.Я. «Новое в России: цифры и факты». Дополнительные главы к учебнику «География России. Население и хозяйство. 9 класс»
45) Сиротин В.И. «Правильные ответы на вопросы учебника Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. «Начальный курс географии. 6 класс»
46) Сиротин В.И. «Правильные ответы на вопросы учебника Коринской В.А. и др. «География материков и океанов. 7 класс»
47) Баринова И.И. «Правильные ответы на вопросы учебника И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс»

Электронные пособия
48) Интерактивные наглядные пособия по географии
49) Комплект демонстрационных пособий по географии

По данному УМК работаю второй год. При использовании в образовательном процессе всех составляющих учебно-методического комплекта школьники осваивают не только предусмотренный программой объем знаний по предмету, но и методологию географической науки и могут анализировать разнообразные источники географической информации и применять усвоенный материал в повседневной жизни.

Все учебники богато иллюстрированы, содержат много карт и схем, что значительно облегчает восприятие учениками как материала учебников, так и объяснений учителя. Многие вопросы и задания учебников носят творческий характер. Учитель имеет возможность варьировать уровень сложности заданий в зависимости от уровня подготовки и наклонностей ученика, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению.

В 10-11 классах использую УМК: Максаковский В.П. (10) (Базовый). Издательство «Просвещение» 2010.

Изучение географии в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

1. Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях.

2. Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран.

4.Воспитание толерантности, уважения к другим народам и культурам, патриотизма.

5.Понимание географической специфики крупных регионов и стран мира.

6. Нахождение и применение географической информации для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни.

Содержание курса позволяет освоить весь необходимый объём теоретических знаний, а также выработать и закрепить навыки практического использования знаний и умений с помощью структурно повторяющихся блоковых заданий. Кроме того, в тексте каждого параграфа приводятся конкретные примеры, благодаря которым учащиеся могут дифференцированно получать новые знания. В конце каждого раздела даются интересные факты и блок добывания знаний и умений, которые можно использовать для подготовки полноценного ответа, а также для расширения своего кругозора. Для подготовки к обобщающим урокам в учебнике представлены методические ключи к каждой теме, благодаря которым учащиеся будут знать, что нужно вспомнить, усвоить и уметь.

В книге систематизированы и представлены с помощью таблиц, рисунков и схем сведения по каждой теме, что помогает учащимся при выполнении практических работ и проектов. Справочный раздел содержит сведения о численности населения мира, промышленности, АПК, машиностроении, административно-территориальном устройстве стран мира, необходимые для выполнения практических заданий и подготовки к выпускным и вступительным экзаменам по географии.

Учебно-методический комплект по экономической и социальной географии мира для 10 класса состоит из учебника, рабочей тетради, книги для учащихся, методического пособия. Соответствует базовому уровню содержания.

Значительно переработанный учебник учитывает не только богатый отечественный, но и мировой опыт создания школьных учебников по географии, что нашло отражение в его научном содержании, методическом аппарате и самой модели книги.

Основной текст учебника сопровождают специально подобранные блоки карт, графиков, статистических таблиц и фотоиллюстраций.

Рабочая тетрадь содержит вопросы, тесты, контурные карты, а также предлагает составление таблиц и анализ графиков.

Программа
1) Максаковский В.П. Программы общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы. Базовый уровень.
Планирование
2) Тематическое планирование
Пособие
3) Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира, 10 кл. Методическое пособие
Рабочая тетрадь
4) Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира, 10 кл. Рабочая тетрадь. 10 кл.

Атлас

5) Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. 2002, 48с.

Преподавание биологии в 6-11 классах веду по УМК В.В. Пасечника, который реализует Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обновленный вариант линии УМК для 5-11 классов обеспечивает достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов.

Программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий, а также общее и духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.

Особенности линии УМК:

      Структурно-содержательная модель учебника обеспечивает организацию учебного материала в соответствии с разными формами учебной деятельности;

      Методическая модель учебника предлагает систему помощи в самостоятельной работе (модели действий, полезные советы, ссылки на дополнительные ресурсы) и построена на приоритете формирования предметных и универсальных учебных действий;

      Система заданий направлена на развитие познавательной, практической и творческой деятельности учащихся, готовности использовать полученные знания в разных жизненных ситуациях и для решения практических задач.

      Система вопросов и заданий содержит:

    разноуровневые вопросы и задания;

    лабораторные и практические работы с четкими инструкциями по их проведению;

    задания с ориентацией на самостоятельный активный поиск;

    задания на работу в сотрудничестве;

    проектные и исследовательские работы;

    задания, предусматривающие деятельность в широкой информационной среде, в т.ч. медиасреде.

      мотивационная

      информационная

      трансформационная

      систематизирующая

      функция закрепления

      самоконтроля

      самообразования

      интегрирующая

      историко-культурная

      духовно-нравственная

      развивающе-воспитательная.

    Описание педагогического опыта

Тема : Система краеведческих заданий как средство достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения географии (на примере начального курса географии)

Цель исследования: разработать систему краеведческих заданий разной степени сложности по начальному курсу географии, направленных на достижения основных результатов обучения географии и экспериментально проверить эффективность этих заданий в ходе проведения уроков.

Объект исследования: личностные, метапредметные и предметные результаты обучения географии.

Предмет исследования: система краеведческих заданий как средство достижения основных результатов обучения географии.

Гипотеза исследования:

Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения географии посредством применения системы краеведческих заданий будет эффективной, если:

    система краеведческих заданий рассматривается как целостная методическая система, включающая совокупность элементов учебной деятельности, обеспечивающая школьников сформированными знаниями, умениями и отношения к своей малой родине;

    создается целостная система краеведческих заданий, конструирование и применение которой требует от учителя следования определенным методическим правилам.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены следующиезадачи исследования:

    Рассмотреть теоретические основы составления системы краеведческих заданий.

    Выявить основные результаты обучения географии в контексте стандартов второго поколения.

    Разработать систему краеведческих заданий по начальному курсу географии, направленных на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения географии.

    Экспериментально проверить эффективность формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в процессе изучения начального курса географии.

В процессе исследования для проверки гипотезы и решения намеченных задач, достоверности полученных результатов использовались разные методы исследования :

    теоретические (анализ литературы по проблеме исследования; анализ школьных программ и учебников; сравнительно-аналитический, типологический);

    эмпирические (анкетирование, наблюдение, опрос, беседа,);

    методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных исследования (оформление результатов исследования в виде таблиц, схем, рисунков, компьютерная обработка).

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории и концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.), ее познавательных и творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.), теоретические идеи краеведческого принципа в географии (H.H. Баранский, К.Ф. Строев, A.B. Даринский, И.С. Матрусов, М.А. Никонова и др.), требования к результатам обучения и оценивания учебных достижений (Г.С. Ковалева, Н.Ш. Кремер, А.Л. Кузнецов и др.).

        1. Место начального курса географии в системе географического образования

          Система краеведческих заданий в начальном курсе географии

          Педагогическое исследование по внедрению системы краеведческих заданий в школьную практику

          Заключение

          Список использованных источников

          Приложения

                Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования подводит к осмыслению планируемых результатов обучения географии не как наращивание предметной информации, а как комплекс личностных качеств, позволяющих добиться результата в различных жизненных ситуациях.

В общую систему географической подготовки школьников интегрирован региональный компонент, который наделен важными образовательными, воспитательными и развивающими задачами. Поэтому один из ключевых подходов к конструированию большинства курсов географии является краеведческий. Он базируется на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного опыта школьника, основанного на изучении родного края.

Реализация краеведческого принципа осуществляется через систему поэлементного изучения своего края во всех курсах школьной географии. Однако, авторы большинства действующих учебников по географии, к сожалению, не выделяют краеведческих рубрик, способствующих постепенному усложнению и обобщению знаний о своем крае, пониманию взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства – в границах родного края.

Анализ используемых в практике работы учебников географии показывает, что реализация краеведческого принципа в них предусмотрена в форме заданий для работы на местности и вопросов к параграфам. При этом обзор трудов по методике преподавания географии, показывает, что использование краеведческих вопросов и заданий, представленных в учебнике географии, рассматривается односторонне, а также их крайне мало. В большинстве случаев рекомендации ориентируют учителя географии на применение заданий с целью конкретизации основных теоретических положений, выводов, обобщений и понятий школьных курсов географии. Это приводит к усвоению знаний о родном крае и практических умений лишь в формальном виде.

Таким образом, становится очевидным противоречие между актуальной потребностью формирования элементарных знаний и умений краеведческого содержания современных школьников, начиная с начального курса географии в целях достижения планируемых результатов обучения и недостаточной теоретической разработанностью этой проблемы в методике обучения географии.

                Место начального курса географии в системе географического образования

В общей системе географического образования некоторые ученые-географы и учителя рассматривают начальный курс физической географии как основы общего землеведения. Фактически они формально переносят структуру вузовского географического образования в среднюю школу и, соответственно, предъявляют к содержанию и логике построения начального курса требования как к аналогу курса общее землеведение без учета того, что дети 11 - 12 лет в VI классе впервые встречаются с географией и не подготовлены к усвоению основ этой науки.

Начальный курс физической географии является лишь частью учебного предмета физическая география, разработанного для изучения в течение четырех лет (V-VIII классы). В нем система общеземлеведческого содержания в той или иной мере представлена в каждом из четырех курсов. Программой предусмотрена связь и преемственность между этими курсами в направлении расширения и углубления, обобщения знаний и приемов учебной работы как по содержанию теоретического характера (общие понятия, знания о связях между компонентами природы, между природой и хозяйственной деятельностью человека), так и по региональным разделам.

Главной целью выделения начального курса является обеспечение первого этапа физико-географического образования учащихся, при изучении которого они овладевают азбукой нового предмета география. При этом учащиеся должны приобрести некоторые знания и приемы учебной работы на относительно завершенном уровне и подготовиться к усвоению следующего курса таким образом, чтобы не было необходимости отвлекаться от его основных задач и нарушать логику изучения материков, океанов, стран отступлениями на изучение элементарных знаний (о сферах Земли, делении населения Земли на расы, на формирование картометрических приемов учебной работы и т.д.).

При изучении начального курса географии решаются следующие задачи:

      формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

      формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

      формирование представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

      формирование специфических географических и общеучебных умений;

      формирование начальных представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

      развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

      развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

      понимание разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;

      развитие чувства уважения и любви к своей малой родине, через активное познание и сохранение родной природы, истории, культуры.

Образовательно-воспитательные задачи начального курса и специфика организации процесса его усвоения предопределены этой целью и психологическими возможностями учащихся данного возраста, их потребностью познать мир.

В число важнейших образовательных задач обучения физической географии в школе входит усвоение учащимися знаний о компонентах географической оболочки и их частях. Эти объекты характеризуются тремя основными особенностями: качеством объекта, т. е. его вещественным составом и структурой; формами существования, т. е. распределением в пространстве; изменением во времени вследствие природных процессов и под воздействием деятельности человека. Задача же начального курса физической географии ‒ дать элементарные физико-географические знания о земной поверхности в целом по оболочкам Земли и об их частях, т. е. подготовить учащихся к пониманию неоднородности географической оболочки на планетарном и региональном уровнях; сформировать основные общие предметные физико-географические понятия и представления; обеспечить усвоение достаточно полных и относительно завершенных знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, о населенном пункте, где находится школа, и о населении ближайшего окружения, условиях его жизни и быта, хозяйственной деятельности, о связях между природой и человеком.

Перед курсом стоит ответственная задача ‒ сформировать определенную систему топографо-картографических знаний, которая должна обеспечить «географичность» содержания, т. е. создать условия для изучения индивидуальных особенностей географических объектов и явлений, в том числе их положения в пространстве.

Одна из основных задач школьной географии ‒ это обучение учащихся способам самостоятельной деятельности, с помощью которых они должны приобретать новые знания и умения и применять их в новых учебных ситуациях. Однако многолетний опыт обучения географии показывает, что качество знаний и умений учащихся низкое, а по окончании школы они утрачивают географические знания и умения.

Начальный курс физической географии имеет возможности для развития у школьников наблюдательности, воображения, памяти, мышления и речи, умения ориентироваться в пространстве. При наблюдении погоды следует обращать внимание на развитие у ребят остроты восприятия цвета неба, зари, разнообразия их оттенков, формы облаков, на накопление представлений о температурных ощущениях, о силе ветра, на полноту описаний погоды. Очень важно целенаправленно обучать учащихся применению географических знаний и приемов учебной работы к наблюдаемым в природе объектам и явлениям, уметь рассказывать о них, высказывать на основе знаний свое личностное отношение к фактам, событиям, связанным с воздействием человека на природу, и др.

Значительная часть задач реализуется системой практических работ программы. В ней предусмотрены разные виды деятельности учащихся непосредственно с объектами и явлениями природы, с моделями географической действительности (географическими картами, графиками и диаграммами). Наряду с этим предусмотрено моделирование: съемка плана местности, составление графиков, диаграмм, описаний по материалам наблюдений.

Итак, целью курса является формирование основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки. Начальный курс географии ‒ курс, формирующий первоначальные знания из разных областей наук о Земле ‒ картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

3. Система краеведческих заданий в начальном курсе географии

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся является освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно - исследовательской, поисково - конструкторской, творческой и др. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Итак, при освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.

Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербального самовыражения, т.е. учебный процесс представляет собой:

    взаимодействие;

    решение коммуникативных (проблемных) задач.

Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность.

На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого дела.

В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания.

Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка. Об этом говорил еще Сократ, приводя в пример то, что человек не может научиться играть на флейте, не приставив ее к губам. Метод обучения при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.

Программа по географии в V ‒ VI классах включает достаточно широкий круг краеведческих сведений, правильное использование которых способствует формированию у учащихся многих общих и единичных географических понятий.

Главная задача и цель начального курса географии ‒ показать учащимся, что окружающий их мир познаваем и что каждому можно «прикоснуться» к Земле, что все явления природы могут быть научно обоснованы. Учащиеся должны понимать, как велик Мир, в котором они живут, как важно знать, что нельзя получить сколько - нибудь целостный образ окружающего нас мира, если наблюдаемая территория не привязывается к определенной точке пространства, что людской мир очень сложный и в нем постоянно происходят явления, обусловленные физическими и химическими процессами, а растения и животные ‒ результат биологических процессов; что человек не может жить вне природы, он в ней обитает и подвергается влиянию окружающей среды. В то же время человек сам влияет на эту среду, изменяет ее.

Начальный курс географии благодаря краеведческому содержанию имеет прекрасные возможности для изучения предмета не в кабинете, а на природе. Благодаря проведению экскурсий учитель с первых уроков начинает прививать не только интерес к предмету, но и любовь к своей малой Родине.

Например, при изучении темы «План и карта» можно использовать план своей местности на обобщающем уроке и более мелкие планы на тренировочных уроках. Непосредственно на местном материале учащиеся учатся ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки, изучают план.

Изучение темы «Формы земной поверхности» можно провести также в нескольких вариациях. Например, дать задание учащимся заранее составить рассказ о рельефе интересующей местности, об основных его формах и их образовании. Используя метод сравнения, можно перейти от рельефа родного края к рельефу страны. Таким образом, учащиеся смогут выявить общие закономерности и различия изучаемых территорий.

При изучении данного блока эффективно уроки сопровождать экскурсиями, использовать макеты, видеофильмы и картины. Как один из вариантов можно дать опережающее задание: напишите сочинение или рассказ, составьте презентацию о рельефе вашего края. Как результат – дополнительные отметки, помощь учителю в проведении урока, заинтересованность учащихся (Там же).

При изучении темы «Гидросфера» многие вопросы рассматриваются на основе краеведческого материала и лучше усваиваются учащимися. Местные источники (реки, озера, болота, искусственные водоемы и др.) являются объектами исследований при изучении подземных и поверхностных вод и их взаимосвязей и взаимозависимостей с рельефом. На практических занятиях по изучению и описанию реки или озера учащиеся узнают о простейших методах гидрологических исследований. Так же при рассмотрении данного раздела уместно предложить учащимся исследовательскую деятельность по изучению вод своей местности.

Изучение темы «Воды суши» целесообразно начать с презентации исследовательской деятельности по водам вашей местности. На краеведческом материале о местной реке учащиеся получают знания о частях реки, о том, что река имеет исток, устье, левый и правый берега, русло и т. д.

Так как на уроках вводится большое количество понятий (пойма, русло, водосбор и т.д.), необходимо использовать наглядные средства. Так нужно сделать потому, что этих понятий учащиеся в младших классах не изучали.

Активно используется краеведческий материал при изучении темы «Погода и климат». Чтобы накопить этот материал, каждый ученик может вести календарь погоды. Отдельно можно завести настенный календарь. За его состояние можно назначать ответственных, которые в конце недели должны составить отчет. В конце года целесообразно презентовать отчет классу или, также, можно выступить на школьной конференции. Краеведческие знания учащихся, полученные ими при изучении литосферы, гидросферы и атмосферы, являются определяющими при рассмотрении природных комплексов и взаимосвязей между их отдельными компонентами.

Программа предусматривает экскурсию по изучению и описанию природных комплексов своей местности и выявлению взаимосвязей между рельефом, горными породами, почвой, растительностью и другими компонентами. Изучение природных комплексов является обобщающим в начальном курсе физической географии. Усвоение понятия о природных комплексах служит основой для дальнейшего развития географического мышления школьников и изучения страноведческих курсов физической географии России и географии материков.

Содержание начального курса физической географии предусматривает ознакомление учащихся с вопросами охраны и восстановления природных условий и ресурсов своей местности и предполагает активное участие школьников в этом общенародном деле. Наличие доступного природного окружения является благодатным источником в изучении начального курса физической географии, особенно в условиях сельской школы.

. Педагогическое исследование по внедрению системы краеведческих заданий в школьную практику

Педагогическое исследование по внедрению системы краеведческих заданий в школьную практику проводилось в четыре этапа.

На первом этапе (сентябрь – октябрь 2012 года) определялись предмет, цели и задачи исследования; осуществлялось теоретическое обоснование проблемы, проводилось наблюдение за процессом обучения школьников.

На втором этапе (ноябрь – декабрь 2012 года) разрабатывались психолого-педагогическая и методическая система и программа обучающего эксперимента; уточнялись учебные материалы для более широкой экспериментальной проверки.

На третьем этапе (январь – март 2013 года) были сформулированы теоретические основы формирования познавательных интересов; разрабатывались задания, направленные на достижение основных результатов обучения географии; проводилась экспериментальная работа в школах Амурской области.

На четвертом этапе (апрель – май 2013 года) проводилась обработка и осмысление результатов педагогического эксперимента, обобщение и систематизация собранного фактического экспериментального материала, оформление работы.

В ходе проведения исследования было установлено, что проведение и организация учебно-познавательной деятельности, включая систематическую самостоятельную поисковую деятельность на уроках и во внеклассных и внешкольных занятиях, а также усиление экологических и краеведческих подходов обеспечивают поэтапное и качественное улучшение всего учебного процесса в целом.

При подведении итогов промежуточных выводов исследования, было необходимо проверить и конкретизировать анализ таких понятий, как «результаты обучения», «краеведческие задания», «познавательный интерес» и их взаимообусловленность, которые стимулировали расширение диапазона проблематики настоящего исследования.

В педагогическом исследовании приняли участие 10 школ Амурской области (г. Благовещенск, Шимановский, Свободненский, Михайловский и Архаринский район), которые проводили анализ и оценку эффективности экспериментальной работы и апробировали на своих уроках предоставленные задания для учащихся VI классов (Приложение Б).

Проверка и оценка письменных проверочных работ осуществлялись на основе предварительных ответов, на базе которых проводился качественный анализ знаний, умений и навыков учащихся.

В обучающем эксперименте по отдельным разделам начального курса географии в конце исследования проводилось анкетирование, отражающее отношение и мнение учителей к данным заданиям.


Таким образом, на основе проведенного педагогического исследования можно сделать следующие выводы:

    задания составлены согласно ФГОС второго поколения и направлены на достижение основных результатов обучения географии;

    все задания составлены с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей школьников;

    краеведческие задания достаточно разнообразные по содержанию;

    данные задания эффективно внедрять в школьную практику;

Помимо педагогического исследования других школ, я в своей работе также использую данный материал. Учащиеся действительно более активны на уроках с применением данной системы заданий.

    Заключение

В ходе написания данной работы были получены следующие результаты:

    Система краеведческих заданий нацеливает обучающихся на повторение, актуализацию опорных знаний и умений, необходимых для усвоения нового содержания. Они требуют воспроизведение их жизненного опыта и позволяют создать в сознании школьников противоречие между известным (что я знаю) и новым (что предстоит узнать).

    Одним из условий эффективности использования системы краеведческих заданий выступает четкое планирование их использования на протяжении всех лет изучения географии, начиная с V класса.

    Конструирование и применение системы краеведческих заданий требует от учителя следования следующим методическим правилам:

    каждому этапу изучения родного края должны соответствовать свой уровень отбора учебного материала, свои методические приёмы;

    для каждого класса должен быть определен свой уровень изучения родного края, учитывающий психолого-педагогические особенности учащихся данного возраста;

    краеведческие задания используются с заранее намеченной целью и строго дозировано;

    внутри одного задания может содержаться несколько более конкретных «упражнений» по применению имеющихся знаний и умений или закреплению их;

    с помощью заданий формируются универсальные учебные действия.

    ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся. Формирование основных результатов обучения географии предопределяет воспитание гармонично развитой личности учащихся посредством изучения школьных курсов географии.

    В ходе проведенного исследования было доказано, что система краеведческих заданий выступает эффективным средством формирования основных результатов обучения (на примере начального курса географии).

Таким образом, актуальность дипломной работы была доказана в ходе проведения эксперимента в школах Амурской области. Задания, предоставленные для эксперимента, полностью отразили содержание учебной программы по географии согласно стандартам второго поколения, и были одобрены учителями географии не только г. Благовещенска, но и отдаленных районов области.

    Список использованных источников

    Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: cерия стандарты второго поколения / А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2011. – 159с.

    Барков, А. С. О научном краеведении. Еще о научном краеведении. / А.С. Барков // Вопросы методики и истории географии. ‒ М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 204 с.

    Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие/ М.В. Гамезо. ‒ М. : Педагогическое общество России, 2003. ‒ 512 с.

    География Амурской области: учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Н.Г. Павлюк. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Благовещенск: Изд-во «Зея», 2005. – 288 с.

    География Амурской области: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Амурской области / Н.Г. Павлюк, И.П. Шиндялова, В.И. Себин, Г.А. Груздев, Н.А. Шиндялов, Н.Е. Меньщикова, В.А. Ямковой, В. В. Ульянова, А.В. Чуб, Т.Г. Родионова, Л.Г. Вальде / ред. колл. : Н.Г. Павлюк и др. – Благовещенск: Приамурье, 2004. – 356 с.

    Иванов, П.В. Современное школьное краеведение / П.В. Иванов // Советская педагогика. – 1990. – №10. – С.9-24.

    Ковалева, Г.С. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ / Г.С. Ковалева. ‒ www.fipi.ru.

    Козлов, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / В.В. Козлов, А.М. Кондаков. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с.

    Кузнецов, А.П. Принципы проверки и оценки результатов обучения при использовании образовательных стандартов / А. П. Кузнецов, А.В. Степанов. – М. : ИОСО РАО, 2005. – 79 с.

    Летягин, А.А. Программа и тематическое планирование по курсу «Начальный курс географии» (V-VI классы) / А.А. Летягин // География в школе. – 2012. ‒ №8. ‒ С. 23-27.

    Матвеев, А.В. Система краеведческих заданий как средство достижения личностных и метапредметных результатов обучения географии / А.В. Матвеев // Проблемы школьного учебника географии. Материалы региональной научной конференции (г. Москва, 18 ноября 2011 года) / отв. ред. Е.А. Таможняя. – М. : МПГУ, 2011. – С. 88-92.

    Строев, К.Ф. О краеведческом принципе в преподавании географии / К.Ф. Строев // География в школе. ‒ 1963. ‒ № 3. ‒ С. 40-43.

    Ямковой, В.А. Знаете ли вы Амурскую область?: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.А. Ямковой, Н.Г. Павлюк, В.В. Ульянова. − 3-е изд., перераб. и доп. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2011. – 238 с.

  1. www.college.ru

  2. www.webkursovik.ru

    http://www.school.edu.ru

    Приложения

    Продуктивность педагогической деятельности

    1. Результаты учебных достижений обучающихся по географии

      Показатель

      Учебный год

      2013-2014

      Уровень успеваемости обучающихся по предмету (%)

      Уровень качества знаний обучающихся по предмету (%)

      класс

      предмет

      % успеваем.

      % кач.

      средний балл

      2013-2014

      Природоведение

      География

      Биология

      География

      Биология

      География

      Биология

      География

      Биология

      География

      Биология

      География

      Биология

    2. Успеваемость и качество знаний по предмету

      Результаты контрольных срезовых работ по географии

2013 –

класс

Директор Девятьярова Е.В.

    Научно – методическая деятельность

6.1 Методические темы по самообразованию

Уч. год

Название темы

2013-2014

Система краеведческих заданий как средство достижения личностных, метепредметных и предметных результатов обучения географии (на примере начального курса географии)

2014-2015

Формирование познавательных универсальных УУД при изучении географии

      Распространение педагогического опыта: публикации, доклады, открытые уроки

Дата

Название

МОКУ «Лопчинская СОШ»

Открытый урок «Строение и функции спинного мозга». 8 класс

МОКУ «Лопчинская СОШ»

Открытый урок «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы». 8 класс

Ароматерапия – направление профилактической медицины

Демографические проблемы пос. Лопча Тындинского района

ПроШколу. ru

Система краеведческих заданий как средство достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на уроках географии

ПроШколу. ru

Роль географии и биологии в дальнейшей жизни учеников

ПроШколу. ru

День здоровья

      Методическая работа

Педсовет, совещание, заседание МО

Тема выступления

Дата выступления

Педсовет

Роль моего предмета в будущей жизни учеников

Заседание МО

Самоанализ открытого урока

    арта 2014 года

6.4 Достижения

Наименование организации

Полученный документ

Название курса

Дата

Сертификат участника

XIII региональная конференция с международным и межрегиональным участием «Молодежь XXI века: Шаг в будущее», посвященной Году истории в Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Благовещенский Государственный Педагогический Университет»

Сертификат об участии

II региональный методический семинар «Полевой практикум как форма активизации познавательного интереса и формирования исследовательской компетенции школьников»

МОБУ «Восточненская СОШ»

Школа молодого учителя

www.scienceforum.ru

Сертификат участника

V международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2013»

ФГБОУ ВПО «Благовещенский Государственный Педагогический Университет»

Сертификат участника

XIV региональная научно – практическая конференция с межрегиональным и международным участием «Молодежь XXI века: Шаг в будущее»

Директор Девятьярова Е.В.

7. Результативность внеурочной деятельности

7.1 Внеклассная работа по предмету

Учебный год

Название кружка, факультатива, мероприятия

2013-2014

Кружок по географии «География Амурской области»

Факультатив по биологии «Биология в вопросах и ответах»

Интеллектуальный марафон по географии «Умники и умницы» (5-6 кл)

Интеллектуальный марафон по географии «Самый умный» (7-8 кл)

Общешкольное мероприятие «День Здоровья»

Интегрированная викторина «Олимпийские игры» (5-11 кл.)

2014-2015

Факультатив по географии «Готовимся к ЕГЭ по географии»

Кружок по биологии «Мир под микроскопом»

Общешкольное мероприятие «100 лет со дня рождения Тура Хейердала»

Общешкольное мероприятие «Суд над бактерией»

      Участие учеников во внешкольных мероприятиях (олимпиады, конференции).

Дата

Тип мероприятия

Класс

Количество учеников

Призовые места, фамилии учеников

Март, 2014

8 место, Паршина Галина

Май, 2014

Общероссийская предметная олимпиада по географии «Олимпус»

3 место, Паршина Галина

26.03.2014

Диплом участия,

Леваева Елизавета

26.03.2014

Областная конференция «С чего начинается Родина»

Диплом участия,

Умарова Нозимахон

29.11.2013

I региональный конкурс творческих работ учащихся 9-11 классов «Путешествие глазами географа»

3 место, Умарова Нозимахон

Директор Девятьярова Е.В.