Государственное устройство и система управления золотой орды. Государственный строй золотой орды. Государственное устройство и система управления Золотой Орды

Транскрипт

1 ИСТОРИЯ РОССИИ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 10 класс МОСКВА «ВАКО»

2 УДК ББК К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от (в ред. от). К64 Контрольно-измерительные материалы. История России. Базовый уровень. 10 класс / Сост. К.В. Волкова. М.: ВАКО, с. (Контрольно-измерительные материалы). ISBN Представленные контрольно-измерительные материалы (КИМы) для 10 класса тематически сгруппированы и соответствуют требованиям школьной программы по истории. Использование КИМов позволит не только оценить усвоение учащимися материала по каждой теме, но и подготовить их к современной тестовой форме проверки знаний, что пригодится при выполнении заданий ЦТ и ЕГЭ. В конце издания предложены ключи ко всем тестам. Пособие адресовано учителям, школьникам и их родителям. УДК ББК ISBN ООО «ВАКО», 2013

3 Комментарий для учителя Вашему вниманию предлагаются «Контрольно-измерительные материалы к учебникам Н.С. Борисова «История России. С древнейших времен до конца XVII века» и А.А. Левандовского «История России XVIII XIX веков». Базовый уровень. 10 класс». Структура пособия полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего образования и «Требованиям к уровню подготовки учащихся». Вопреки устоявшемуся мнению тестовые задания позволяют объективно выявить не только наличие у школьников знаний по истории, но и учебные умения на разных уровнях усвоения материала. В пособии даны задания базового и повышенного уровней сложности. Они располагаются по принципу от простых в части А к усложненным в части В и сложным, требующим развернутого ответа и помещенным в приложении (часть С). На выполнение тематических тестов отводится 5 7 мин, поэтому учитель их может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. На выполнение итоговых тестов отводится мин. Часть А содержит задания базового уровня с выбором ответа. С их помощью проверяется знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий. Часть В состоит из заданий повышенного уровня сложности с открытым ответом (слово, дата, сочетание цифр). Эти задания позволяют проверить, в дополнение 3

4 к вышеуказанным элементам подготовки учеников, умение классифицировать и систематизировать факты. Часть С содержит задания высокого уровня сложности с открытым развернутым ответом. Они направлены на комплексную проверку знаний и умений учащихся. Такие задания можно рекомендовать для проверки знаний и умений в малых группах при текущем и итоговом контроле. Они могут быть использованы при составлении заданий для олимпиад и интеллектуальных марафонов. В зависимости от формы задания используются различные способы оценивания. Существует дихотомическая система, при которой вопрос оценивается одним баллом в случае правильного ответа и нолем баллов, если ответ дан неправильно. Эту систему оценивания можно использовать при проверке заданий части А и тех заданий из части В, в которых нужно указать дату или слово. Максимально возможный балл за тест в этом случае будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем. В части В помещены также задания на установление правильной последовательности и установление соответствия. Эти формы заданий оцениваются как по дихотомической, так и по политомической системе. Пример задания из части В на установление правильной последовательности В1. Расположите события в хронологической последовательности. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов. А) Невская битва Б) битва на реке Калке В) набег «Неврюевой рати» Г) съезд князей в городе Любече Ответ: ГБАВ. При политомической системе оценка этого задания будет выглядеть так: Балл Ответ 3 ГБАВ 2 ГБВА 1 Любые сочетания, где на первом месте стоит буква Г 0 Любые другие сочетания, кроме указанных в таблице 4

5 В части В пособия встречаются задания с выбором нескольких правильных ответов. При оценивании этой формы задания наряду с дихотомической можно использовать политомическую систему. В этом случае баллы начисляются по следующей схеме: полностью правильно указанные характеристики 2 балла; одна правильно указанная характеристика 1 балл; отсутствие правильных характеристик 0 баллов. Таким образом, максимально возможный балл за задание будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем. При дихотомической системе ответ оценивается 1 баллом, если правильно указаны все признаки, и 0 баллов, если допущена хотя бы одна ошибка. Оценка выполнения заданий части С является политомической. За каждую часть задания учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл. В целом дихотомическую систему оценки целесообразно применять при итоговом контроле знаний, а также в тех случаях, когда надо вручную проверить большое количество бланков ответов. Политомические задания можно использовать во всех видах педагогического контроля, особенно в тестах для тематического контроля, когда время выполнения теста мало. Таким образом, выбор системы оценки диктуется целью тестирования и видом педагогического контроля. Автором пособия предлагается гибкая система подведения результатов тестирования, которая допускает за учеником право на ошибку: 80% от максимальной суммы баллов оценка «5»; 60 80% оценка «4»; 40 60% оценка «3»; 0 40% оценка «2». 5

6 6 Тест 1. Восточные славяне в VI IX вв. Образование Древнерусского государства Вариант 1 А1. Географические названия: Константинополь, Днепр, Ловать, Ильменское озеро, Балтийское море связаны с: 1) разделением славян на три ветви 2) торговым путем «из варяг в греки» 3) местами археологических раскопок 4) образованием племенных союзов восточных славян А2. Последствием возникновения соседской общины у восточных славян стало появление: 1) варягов 2) бортничества 3) письменности 4) социального неравенства А3. Объезд князем и дружиной земель для сбора дани в Древнерусском государстве назывался: 1) волоком 2) полюдьем 3) подсекой 4) бортничеством А4. Причина образования Древнерусского государства: 1) развитие хозяйства 2) появление письменного законодательства 3) перенесение столицы из Новгорода в Киев 4) наличие больших незаселенных территорий А5. Ранее других князей из династии Рюриковичей правил: 1) Кий 3) Игорь 2) Аскольд 4) Святослав В1. Когда произошло событие, о котором идет речь в отрывке из документа? Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом, или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Ответ:

7 Тест 1. Восточные славяне в VI IX вв. Образование Древнерусского государства Вариант 2 А1. Главным земледельческим орудием труда у славян в VI IX вв. была: 1) борть 2) соха 3) волокуша 4) палка-копалка А2. Причиной появления соседской общины у восточных славян было: 1) развитие орудий труда 2) появление государства 3) появление письменности 4) призвание варягов на Русь А3. Античные и арабские историки I в. н. э. называли славян: 1) варягами 2) венедами 3) великороссами 4) индоевропейцами А4. Причина образования Древнерусского государства: 1) принятие христианства 2) существование родовой общины 3) появление социального неравенства 4) прекращение борьбы с внешними врагами А5. Основателем династии киевских князей стал: 1) Кий 3) Олег 2) Рюрик 4) Святослав В1. Когда произошло событие, о котором идет речь в отрывке из документа? Убив Аскольда и Дира, Олег утвердился в Киеве, сделал его своим стольным городом; по свидетельству летописца, Олег сказал, что Киев должен быть «матерью городам русским». Ответ: 7

8 Тест 2. Киевская Русь Вариант 1 А1. Использование в хозяйстве бояр и князей труда рабов свидетельствовало о том, что Древнерусское государство являлось: 1) демократическим 2) раннефеодальным 3) рабовладельческим 4) централизованным А2. Лествичной системой называется система: 1) княжеского наследования 2) внеэкономического принуждения 3) древнерусского законодательства 4) оборонительных укреплений против степняков А3. Принятие христианства Русью привело к: 1) упадку культуры 2) восстанию древлян 3) укреплению княжеской власти 4) ухудшению отношений с Византией А4. Соперник Руси на южном направлении: 1) Польша 2) Византия 3) Венгрия 4) Скандинавия В1. Установите соответствие между правителем и направлением его деятельности. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Киевский князь/княгиня А) Владимир Б) Ольга В) Ярослав Мудрый Направление деятельности 1) разгром печенегов 2) крещение Руси 3) установление уроков и погостов 4) ограничение ростовщических процентов Ответ: А Б В 8


ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА 10 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.893 ББК 74.266.3 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства

ИСТОРИЯ РОССИИ К УЧЕБНИКУ А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной (М.: Просвещение) 6 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372. 893 ББК 74.266.31 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс / Сост. К.В.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Издание четвёртое 5 класс МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 372.893 ББК 74.266.3 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства

ИСТОРИЯ РОССИИ К УЧЕБНИКУ А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной (М.: Просвещение) 8 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372. 893 ББК 74.266.31 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. История России: 8 класс / Сост. К.В.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ 5 класс МОСКВА «ВАКО» 2016 УДК 372.83 ББК 74.266.0 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки

ИСТОРИЯ РОССИИ К УЧЕБНИКУ А.А. Данилова и др. (М.: Просвещение) 9 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372. 893 ББК 74.266.31 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс / Сост. К.В. Волкова.

Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья Преподаватель Киященко А.А. Два центра государственности Племенные союзы Межплеменные группировки Киев Новгород и Ладога Военные походы славян

Древняя Русь IX-XII вв. Славянское общество в эпоху расселения Формирование Киевской Руси. Первые князья. Историческое значение принятия христианства Политическое и социально-экономическое развитие Древнерусского

Демоверсия контрольной работы по истории для промежуточной аттестации в 6-х классах Пояснительная записка к контрольной работе для промежуточной аттестации за 2016-2017 учебный год по истории за 6 класс

ИСТОРИЯ РОССИИ К УЧЕБНИКУ А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной (М.: Просвещение) 7 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372. 893 ББК 74.266.31 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс / Сост. К.В.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Издание третье 8 класс МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 372.83 ББК 74.266.0 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки

ИНФОРМАТИКА 4 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.862 ББК 74.263.2 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729

Текущий контроль 1 Древнейшие народы на территории России. Восточные славяне Великое расселение славян началось в 1) ІV веке 2) V веке 3) VІ веке 4) VІІ веке Северными соседями славян были 1) тюркские

Демонстрационный вариант для проведения промежуточной аттестации по Истории в 6 классе 2016-2017гг Назначение итоговой контрольной работы контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.83 ББК 74.266.0 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 6 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.893 ББК 74.266.3 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс / Сост. К.В. Волкова. М.: ВАКО, 2011. 112 с. (Контрольно-измерительные

Первые русские князья Рюрик 862-879 гг. Рюрик (862-879) - сын норманнского конунга Гадлива, внук новгородского старосты Гостомысла. Был приглашён частью жителей Новгорода, чтобы "володеть" ими. Согласно

Викторина «Древнерусское государство» Викторина «Древнерусское государство» - 1 / 6 1. Где располагалось Древнерусское государство? В Восточной Европе В Западной Европе В Средней Азии 2. В каком веке возникло

ИНФОРМАТИКА 5 класс МОСКВА «ВАКО» 2016 УДК 372.862 ББК 74.262.8 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009

ФИЗИКА к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чаругина; С.А. Тихомировой, Б.М. Яворского; Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской, Д.А. Исаева, В.М. Чаругина; А.Т. Глазунова, О.Ф. Кабардина и др. / Под

ИНФОРМАТИКА 3 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.862 ББК 74.263.2 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729

Древняя Русь Повторение и обобщение 10 класс Прочитай документ и определи: Название документа Кто автор? О чём речь? «...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра волок

История. 6 класс. Демо 9-13 вв. 1 Диагностическая тематическая работа 2 по ИСТОРИИ 6 класс по теме «История России в IX-XIII вв.» Инструкция по выполнению работы На выполнение диагностической работы по

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА АВТОР: преподаватель истории и обществознания Якушкина Ирина Вадимовна План урока: 1. Образование древнерусского государства. 2.Первые князья и укрепление Древнерусского

План. 1.Происхождение Древнерусского государства. 2. Ростовская земля в конце X- начале XI в. 3. Ярослав Мудрый. Основание Ярославля. 4. Социально-экономическое развитие края в XI веке. Нестор IX век в

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Издание второе, переработанное 9 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.83 ББК 74.266.0 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.83 ББК 74.266.0 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс / Сост. А.В. Поздеев. М.: ВАКО, 2011. 112 с. (Контрольно-измерительные материалы).

Физика к учебникам А.В. Перышкина С.В.Громова, Н.А.Родиной А.Е.Гуревича А.А. Пинского, В.Г. Разумовского, Ю.И. Дика 7 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.853 ББК 74.262.22 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы.

КИМ 10 класс «Древнерусское государство» 1 вариант. 1.Одним из первых древнерусских каменных храмов был собор 1) Успенский в Москве 2) Софийский в Киеве 3) Покровский в Москве 4) Дмитриевский во Владимире

Материалы для подготовки к тесту по истории России 6 класс профиль П-5 учитель: Слонский А.С. Банк заданий Задание 1 Киевский князь Владимир I принял обряд крещения в 2) Херсонесе Киеве 4) Иерусалиме Константинополе

Тренировочный тест по истории Выберите правильный вариант ответа: 1. Предками русских являются А) восточные славяне* Б) украинцы В) белорусы 2. В старинных византийских книгах первый раз написали о восточных

ФИЗИКА к учебникам 8 класс УДК 372.853 ББК 74.262.22 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. Физика: 8 класс / Сост. Н.И. Зорин. М.: ВАКО, 2011. 80 с. (Контрольно-измерительные материалы). ISBN 978-5-408-00000-0

ФИЗИКА к учебникам 10 класс УДК 372.853 ББК 74.262.22 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. Физика: 10 класс / Сост. Н.И. Зорин. М.: ВАКО, 2010. 96 с. (Контрольно-измерительные материалы). ISBN 978-5-408-00236-8

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная)школа-интернат» г. Бузулука Оренбургской области Рассмотрено и принято на педагогическом совете школы Протокол 32 от

Смирнова Е.И. преподаватель истории и общественных дисциплин ОГБПОУ «Костромской лесомеханический колледж» Из опыта проектирования контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине «История» В

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 1 1. Основные даты и события Конец IX века - (в летописи) призвание князя Рюрика. Начало династии Рюриковичей. Конец X века - завершение образования Древнерусского государства.

Спецификация Контрольной работы по истории в 6 классе 1. Назначение контрольной работы Контрольная работа позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 6 класса по истории в целях их

ИНФОРМАТИКА 6 класс МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 372.862 ББК 74.262.8 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009

Муниципальное казённое учреждение «Информационно-методический центр» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей имени генерал-майора Хисматулина Василия Ивановича Оn-line консультация

5. Рождение Древнерусского государства «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля», так начинается «Повесть временных лет» самое

ИНФОРМАТИКА 2 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.862 ББК 74.263.2 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729

Экзаменационная работа 6 класс (история) Пояснительная записка к экзаменационному материалу по истории для переводного экзамена в устной форме для 6 классов 2016-2017 учебный год Комплект билетов по истории

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.83 ББК 74.266.0 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс / Сост. А.В. Поздеев. М.: ВАКО, 2011. 112 с. (Контрольно-измерительные материалы).

ИНФОРМАТИКА 9 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.862 ББК 74.263.2 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в

Введение В конце XX в. постсоветская Россия стала искать свое место в мировом экономическом, информационном, образовательном пространстве. Российская высшая школа стала участницей Болонского процесса.

ФИЗИКА НОВОЕ ИЗДАНИЕ 9 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.853 ББК 74.262.22 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009

БИОЛОГИЯ 5 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред.

История. 6 класс. Демонстрационный вариант 1 Итоговая диагностическая работа по ИСТОРИИ 6 класс Демонстрационный вариант Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по истории отводится 45 минут.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ НОВОЕ ИЗДАНИЕ 7 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.83 ББК 74.266.0 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009

Учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей г. Козьмодемьянска» Тема. Русь изначальная Емельянов В.В. Повторительно обобщающий урок по истории России с древнейших времен до начала XIII века в 10 классе

Итоговая контрольная работа по истории, 6 класс ФГОС (демоверсия) Вариант 1 1.Битва на реке Калке, где русские князья впервые встретились с монголотатарами, произошла в: 1. 1223 г. 2. 1240 г. 3. 1380 г.

ФИ обучающегося Школа Класс Дата выполнения Демонстрационный вариант региональной проверочной работы по истории 10 класс Инструкция по выполнению работы Проверочная работа включает в себя 7 заданий. На

ФИЗИКА к учебникам 11 класс УДК 372.853 ББК 74.262.22 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. Физика: 11 класс / Сост. Н.И. Зорин. М.: ВАКО, 2011. 112 с. (Контрольно-измерительные материалы). ISBN

Демоверсия по промежуточной аттестации История 6 класс Часть 1 Выбери в каждом задании один правильный ответ. А1. 988 год- это год А) призвание на Русь варягов Б) крещение Руси В) восстание древлян А 2.

Урок по окружающему миру в 4в классе Тема: «Древняя Русь» Учитель: Ю.С.Смолина Цели: рассказать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств, познакомить с былинами о великом князе

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ В 7-ом КЛАССЕ Билет 1 1. Охарактеризуйте причины и последствия Великого переселения народов, расскажите об участии в нем славян. 2. Опишите половецкую

«УТВЕРЖДАЮ» Директор Федерального института педагогических измерений «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научнометодического совета ФИПИ по истории Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ РОССИИ СПЕЦИФИКАЦИЯ

Материалы для подготовки к тесту по истории 6 класс М-2 по теме «Возникновение и развитие Древнерусского государства в IX- нач. XII в.в.». Тема Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины,

Олимпиада школьников «Звезда Таланты на службе обороны и безопасности» по истории Заключительный этап (2014/2015уч.г.) 6-7 класс 1. Перед вами список битв, в которых принимала участие русская армия. Попытайтесь

ЛИТЕРАТУРА НОВОЕ ИЗДАНИЕ 9 класс МОСКВА «ВАКО» 2018 УДК 372.882 ББК 74.268.3 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 7 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе Программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,

Вы держите в руках БЕСПЛАТНУЮ ДЕМОНСТРАЦИОННУЮ ВЕРСИЮ «Комплексной тетради для контроля знаний» по предмету «История России» в 6 классе (взята как пример). КОНЦЕПЦИЯ СЕРИИ «КОМПЛЕКСНАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

АЛГЕБРА Издание четвертое 9 класс МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 372.851 ББК 74.262.21 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ

Актуализация пройденного материала 1 уровень «Правление первых князей» Сопоставьте даты правления и исторические личности 1) Игорь А) 945-969 2) Ольга Б) 980 1015 3) Святослав В) 969 972 4) Владимир Г)

АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА 11 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 37.83 ББК 7.66.0 К6 К6 Контрольно-измерительные материалы. Алгебра и начала анализа: 11 класс / Сост. А.Н. Рурукин. М.: ВАКО, 011. 96 с. (Контрольно-измерительные

Календарно-тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» Пояснительная записка Курсы «История России с древнейших времен до конца XVIII в.» в 6-7 классах общеобразовательных

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ с УО по истории 7 класс Разработчик: Мельникова В.П., учитель истории и обществознания 2017 г. 1. Пояснительная записка Настоящая программа составлена

Тема 2. Древнерусское государство (IХ первая половина ХII в.) Возникновение государственности у восточных славян. В IХ первой половине ХII в. происходит процесс складывания раннефеодального государства

Спецификация работы для диагностики уровня усвоения ЗУН в 6 классе по истории России «от Древней Руси к Российскому государству» (VIII XV вв.) 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа

Контрольная работа по теме «Киевская Русь» 1 вариант 1.Одним из первых древнерусских каменных храмов был собор 1) Успенский в Москве 2) Софийский в Киеве 3) Покровский в Москве 4) Дмитриевский во Владимире

Тест по истории России 6 класс 1 вариант 1. Расположите в хронологическом порядке правления имена первых князей Древнерусского государства. 1) Святослав 2) Владимир 3) Игорь 4) Ярополк 5) Рюрик 2. Выберите

Раздел 3. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Тема 3.2. От Древней Руси к Московскому государству Лекция 3.2.1. Образование Древнерусского государства. План 1. Складывание государства у восточных славян и варяжская

ЛЕКЦИЯ 1. Киевская Русь - раннефеодальное. государство восточных славян. План 1. Предпосылки возникновения Киевской Руси. 2. Киевская Русь. Основные этапы ее развития. 3.Теории происхождения государства

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по истории (школьный этап) 2016-2017 учебный год 5 класс Максимальное количество баллов 56 Время выполнения 1 академический

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по истории (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 100 Время выполнения 1

Итак, первые русские государства, а затем и Киевское, возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств!

Предпосылками образования древнерусского государства были:

1. Этническая общность, один язык.

2. Необходимость соединить силы для борьбы с кочевниками и Византией.

3. У становление контроля на всем пути из «варяг в греки ».

4. Сходство языческих верований, а позже единая христианская религия.

И еще один важный вопрос требует ответа: почему разложение первобытнообщинного строя у восточных славян привело к созданию феодальной, а не рабовладельческой государственности?

Вопрос этот до сих пор достаточно не изучен. Видимо все-таки в условиях сурового климата широкое применение труда рабов было не целесообразным (сезон сельскохозяйственных работ был краток, а содержание рабов в осеннее-зимние периоды дорогостоящее).

Интересно отметить, что на Руси рабов зачастую наделяли землей, хозяйством, превращая по существу в крепостных крестьян.

Рабство не стало на Руси господствующей формой эксплуатации, восточные славяне миновали в своем развитии рабовладельческую формацию.

К IX веку у восточных славян устанавливается феодальная собственность на землю и складываются классы - феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне.

В господствующий класс феодалов входили; киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать, дружинники, верхушка служилых людей. Класс феодалов формировался постепенно. По мере того, как оформляется класс феодалов, им присваивается название бояре . Боярство формируется 2-мя путями. Во-первых, боярами становится родоплеменная знать, выделявшаяся в процессе разложения родового строя. Вторую категорию составляли бояре княжеские, т. е. формировавшиеся из княжеской дружины. Их называли княжьи мужи, бояре-огнищане. В дальнейшем, по мере укрепления власти киевских князей эти 2 группы бояр (земские и княжеские) сливаются, различия между ними исчезают.

Общим для них было то, что все они были крупными земельными собственниками. Землю они либо получали от князя за службу, либо захватывали общинные земли. Земля была их наследственной собственностью, такие земельные владения назывались вотчинами.

После принятия в X веке христианства значительная часть земель сосредотачивается в руках церкви, монастырей, духовенства. Духовенство становится привилегированной социальной группой, его также следует отнести к господствующему классу. Принятие христианства стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития.


Христианское вероисповедание, сменившее язычество, принесло с собой учение о божественном происхождении верховной власти, смиренном к ней отношении. В руках у митрополитов и епископов сосредотачивается большое количество сел и городов, у них имелись свои слуги и даже войско. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Территория страны была разбита на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит. Митрополит назначался константинопольским патриархом.

Все группы феодалов в древнерусском государстве находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным сюзереном был великий князь, его вассалами местные князья. В свою очередь местные князья были сюзеренами своих бояр и служилых людей.

Вассальные отношения между феодалами возникли еще до появления государства у славян, они уходят своими корнями в родоплеменную организацию.

Дружинники князя были также его вассалами. Он наделял их землей (либо пожизненно, либо позже они стали наделяться землей на время службы). Дружинники в рассматриваемый период могли переходить от одного князя к другому, и это не считалось изменой.

Многие крупные бояре имели также свои дружины. Эти дружинники были обязаны боярину военной службой, их можно назвать вассалами второй очереди.

С ростом феодального землевладения и увеличением могущества феодалов росли их политические права. Феодалы получали от своих сюзеренов-князей так называемые иммунитеты , которые освобождали их от платежа дани в пользу князя, давали право иметь свою дружину, давали право судить собственным судом подвластное им населения. Политическая власть становилась все в большей степени атрибутом крупной феодальной собственности.

Класс феодально-зависимых крестьян складывался различными путями. Процесс феодализации приводит к тому, что постепенно становится все меньше и меньше свободных крестьян-общинников. Прямое насилие, внеэкономическое принуждение - это основной путь попадания в феодальную зависимость свободных крестьян общинников. Раздавая земли за службу, жалуя земли вместе с населявшими их крестьянами церкви, монастырям, князья тем самым насильственно превращали некогда свободных общинников в зависимых крестьян.

Крестьянство в древнерусском государстве составляло основную массу населения. Их называли - смерды. Некоторые исследователи смердами называют всех крестьян, другие считают, что смерды - это лишь та часть крестьянства, которая уже закабалена феодалами. Во времена «Русской Правды», видимо, смерды делились на свободных и зависимых . Свободные смерды уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства. Зависимые смерды - это те смерды, которые попали в зависимость от феодалов. Эта зависимость могла быть большей или меньшей, но выражалась она в том, что они обязаны были платить подати, т.е.отбывать феодальные повинности. В статьях «Русской Правды» постоянно проскальзывает неравноправное положение смердов, их зависимость от князей.

Крестьяне-смерды жили общинами-вервями. Вервь-община была соседской, территориальной, она уже не носила кровнородственный характер.

Другую категорию зависимого населения составляли закупы . Закупы - это смерды, которые попали в тяжелое экономическое положение, утратили свою хозяйственную самостоятельность. Взяв купу у феодала (это могла быть земля, скот, зерно и т. д.), закуп обязан был работать на господина до возвращения «купы», т. е. займа. В данном случае мы имеем дело с экономическим принуждением, т. е. это второй путь попадания в феодальную зависимость (первый путь - это силой, внеэкономическое принуждение).

В Киевской Руси были и другие категории феодально-зависимого населения - изгои.

Изгои - это люди, лишившиеся своего прежнего статуса, т. е. вышедшие, покинувшие по разным причинам общину или какое-то другое сообщество.

Изгоями становились вконец разорившиеся смерды, покинувшие общину, купцы-банкроты, дети духовенства, не научившиеся грамоте и т. д.

Холопы (челядь, рабы) - наиболее бесправная часть древнерусского государства. Личность холопа не защищалась законом.

За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества. Штрафную ответственность за холопа нес всегда его господин. Холоп не имел собственности, он сам был собственностью господина. Источниками холопства были: плен, брак с рабыней, рождение от рабыни, банкротство. В холопов превращали людей, совершивших тяжкие преступления, холопом мог стать беглый закуп. Кстати, закуп в отличие от холопа имел некоторые права и защиту закона.

Хотя рабов в Киевской Руси было много, но рабство не стало основой общественного производства. Оно осталось лишь одним из укладов. Главное значение имели феодальные производственные отношения.

Городское население в древнерусском государстве было свободнее крестьян. Городов на Руси насчитывалось тогда до 300. Они были центрами ремесла и торговли, военными опорными пунктами. Все городское население платило налоги. Древнерусские города не имели своих органов самоуправления (в отличие от Запада). Города находились под княжеской юрисдикцией. Свободные городские жители пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все её статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль в жизни городов играло купечество, которое объединялось в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто» действовало при какой либо церкви.

Подводя итог по вопросу об общественном устройстве Киевской Руси, отметим следующее: все феодальные общества (древнерусское также) были строго стратифицированы,

т. е. поделены на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Каждое сословие имело свой юридический статус. Рассматривать феодальное общество как поделенное лишь на эксплуататоров и эксплуатируемых было бы упрощением.


В 1224 году умер Чингисхан. Раздел его державы на ряд самостоятельных улусов между сыновьями. На территории современной России – улус Джучи. В результате походов его сына Бату к середине XIII века этот улус расширился за счет присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и Северного Причерноморья.

Образование Золотой Орды.

Термин «Золотая Орда» первоначально применялся к Орде самого Чингис-хана, и лишь впоследствии переосмыслился после его смерти как одно из наименований Улуса Джучи, фактически основанного сыном Джучи Батыем. Это термин русских источников.

Границы.

На северо-востоке – Булгар, на севере – русские княжества, на юге – Крым и Кавказ до Дербенда + северный Хорезм с городом Ургенчем, на западе – степи от Днестра и дальше, на востоке – до Западной Сибири и до низовьев Сыр-Дарьи.

Сделав Поволжье центром улуса, Бату и его преемники истратили много усилий, чтобы возродить городскую жизнь и связанную с ней торговлю, от которой видел для своей казны большие доходы. Купцы, имевшие документы от хана, свободно странствовали и никто не смел трогать их. Была заложена столица государства – Сарай Бату.

Этнически . Это не было переселение монголов в Поволжье. Основная масса населения Золотой Орды – кыпчаки = половцы (тюрки, а не монголы). Завоеватели составили небольшую часть привилегированного населения и постепенно ассимилировались.

Уже в XIV веке в Золотой Орде сложился литературный язык – не монгольский, а тюрский, в составе орды жили:

Огузы (тюрки – предки туркмен и каракалпаков)

Булгары и угрофины;

Смешанное население Крыма;

Таджики (земледельцы).

Таким образом – искусственное и непрочное объединение оседлых и кочевых народов, живших на разных стадиях общественного строя (от родового до феодального).

Государственное устройство .

Монархия, восточная деспотия.

Во главе хан

Опора – армия (до 800 тыс.)

Все наиболее крупные должности занимают члены династии.

Для выборов нового хана или для обсуждения каких-то военных вопросов собирался курултай. На нем присутствовали и жены высшей знати.

Войско организовано по приказу Чингис-хана.

Государственные поручения и дворцовые

Везир и контролирует государственную казну, и надзирает за ханской конюшней и кухней.

В системе управления были диваны. Каждый получал средства с определенной территории (что-то вроде приказов).

Социально-экономическое развитие XIII–XIV вв.

Кыпчаки стояли на немного более высоком уровне культуры, чем монголы, поэтому порядки кочевого скотоводства были те же.

Все население, считалось, принадлежало дому Джучи во главе с ханом.

Территория была распределена между царевичами ханского дома и нойонами (владельцами хороших пастбищ и большого количества скота). Они были одновременно и гражданскими и военными чинами (темниками, тысячниками, сотниками).

Владелец пастбища отводил кочевой семье аил – участок для кочевья. За это он выполнял различные службы для господина + государственные налоги и повинности, в том числе военная.

Главным в хозяйстве скотоводство и переработка животноводческой продукции (кож, молока, шерсти), охота, рыбная ловля.

Но в Булгаре занимались земледелием, причем хлеба было много, и им обеспечивали города, особенно Сарай Бату и Сарай-Берке

С московских земель тоже хлеб, продукты леса – мед, воск, мех.

Так что Золотая Орда общество не только кочевое, но и оседлое

Были и типично оседлые феодалы в Булгаре, Крыму, на Нижней Волге, в Хорезме.

Зависимые земледельцы платили различные подати. Но не установлено, были ли они прикреплены к частновладельческой земле.

Сабанчи – рядовой крестьянин общинник.

Уртакчи – испольщик.

Рабы, главным образом из пленных, занимали немалое место в домашнем хозяйстве кочевых, полукочевых и оседлых феодалов. Редко рабы эти переживали в одной линии несколько поколений. Обычно детей раба превращали в испольщиков.

Рабы-ремесленники оседали в городах. Постепенно они могли стать свободными.

Рабы не составляли основы производства в Золотой Орде. Но они были выгодным товаром. Их продавали в арабские страны.

Иногда население Золотой Орды само продавало детей в рабство (обычно, дочерей).

Города строились и содержались на налоги с сельского населения и дань с зависимых территорий. Было 110 городов.

Типичные восточные города. Кварталы с узкими улочками. Каждый квартал занят под определенное ремесленное производство. В базарные дни ремесленные кварталы превращались в базар, где торговали производимыми здесь же предметами.

Ремесло .

На месте производили керамику, изразцы, металлические изделия, в том числе клинки, ткани, войлок, кожи, а также одежду, обувь. Но этнически состав ремесленников пестрый, среди них много пленников, но не все. Русские имели «монополию» на деревообработку (от посуды и мебели до судостроения). Были ювелиры, оружейники.

Торговля.

Некоторые купцы были как бы ханскими торговыми агентами, доходы от этой торговли – хану.

Караванная торговля. Значительная часть торговли товаров через, но не для Орды, т.е. транзитная;

Вывоз – кони (караван до 6 тысяч голов);

Ввоз – ткани, стекло (из Египта), предметы роскоши.

Важное торговое значение имели города Крыма.

Политическая история .

1237– 1256 годы – Бату.

Язычник, но в советниках много купцов-мусульман, была посталена умелая организация сбора налогов всех видов.

1257 – 1266 годы – Берке.

Золотая Орда уже вполне сложилась как крупное государство. С 1260 г. она стала совершенно самостоятельным государством.

Строительство городов.

Война в Иране

Дипломатические отношения с Египтом.

Стремление присоединить Азербайджан.

Берке принял ислам.

В 50-е гг. было проведено исчисление населения Руси. За единицу счета – дом или семейство. Баскаки – оккупационная военная полиция. Во Владимире Великий баскак Владимирский, который подчинил остальные отряды. Дань собирали набранные из местных даньщики. Монгольские чиновники вмешивались в политику русских.

В 70-е годы Орда начала прикармливать ростовских князей – женить их на своих, включать ростовские дружины в состав войск, чьи походы были перспективны.

1266 – 1280 годы – Менгу –Тимур. Поход татар на Костантинополь.

1280 – 1290 годы – смуты, авторитет ханской власти под угрозой. Тверские и московские правители поддержали мятежника Ногая, надеясь на ослабление Орды. Ростовские и ярославские князья заняли сторону хана. Преследуя свои политические цели, ростовцы в 1293 г. навели на Русь Дюденеву рать. Это нашествие было разорительнее Батыева.

1290 – 1312 годы – Токта.

Восстановил стабильность. Но русские избавились от татарских сборщиков дани и баскаков.

1312 – 1342 годы – Узбек

Огромное строительство.

Новая столица Сарай Берке. Строил и в Крыму, Ургенче.

В XIV веке Золотая Орда разделилась на два государства.

Ак-Орду – земли в районе Сыр Дарьи и Аральского моря. «Синяя» по русским источникам уже в XV веке Персидские источники именуют ее узбекским улусом.

Кок-Орду – Поволжье, Крым, Сибирь. «Белая» по русским источникам, а это в переводе – Синяя.

После смерти хана Узбека начались династические распри.

Последним годом твердой власти и покоя в Золотой Орде считается 1356 год, когда Джанибек-хан захватил Азербайджан.

С 1360 по 1380 годы – 25 ханов «замятня великая»

Территория дробится.

При темнике Мамае ему подчинялось также правобережье Волги, а левый берег с обеими столицами, Хорезм, Булгар, Мордва управлялись другими правителями. При этом формально хан был один.

Тохтамыш (1380 – 1406 годы).

Вновь объединил Золотоордынские земли, но без Хорезма. Добился возобновления выплаты дани Руси. В войне с Тамерланом потерпел поражение в 1395 г. Сарай Берке был разрушен, Астрахань тоже. В 1399 г. поражение от хана Заволжской Орды.

Темир-Кутлуя.

После этих ударов Золотая Орда сведена на положение второстепенного государства. Начался резкий упадок рынков и ремесел, производства во всей стране.

Распад Золотой Орды .

Кочевая аристократия враждовала между собой и не могла контролировать территории с более высокой культурой.

Эмир Едигей, не будучи Чингисидом, не решался стать ханом, опять началась смена ханов, хотя фактически правил Едигей (до 1411 года).

Очередная замятня в начале XV века.

Смуты принимали все более хаотический характер, когда трудно даже установить, кого из соперничающих ханов надлежит признать действительно руководящей фигурой.

Золотой Орды в прежнем смысле уже не было – утрачены земледельческие районы, разрушены города. Хану подчинялись только степные кочевые улусы.

Но, перестав быть могущественным государством, Золотая Орда еще оставалась силой, которая способна была беспокоить культурных соседей – Русь, Литву, Польшу.

Центробежные силы происходили из кочевых улусов, мелкие вожди которых рвались к власти. Система сбора налогов и даней нарушилась, и окружение хана лишилось прежних доходов. Степь давала гораздо меньше доходов, чем подвластные города и селения земледельцев.

Торговля перестала носить транзитный характер и замкнулась на местные рынки.

Таким образом, население видело выход в образовании на своей территории самостоятельного владения.

Если нет иных доходов, надо активизировать набеги на соседей

В конце 1437 или 1445 годы образовалось Казанское ханство. Болгарское население численно преобладало. Но войско и знать – татарские.

В конце 1440-х годов – Крымское. Некоторые скотоводы в нем в это время уже начали переходить на оседлый труд земледельцев.

Основание этих ханств означало, что Золотая Орда (то, что осталось) превратилась почти целиком в кочевое государство – Большую Орду.

Единственной земледельческой и городской базой осталось Поволжье у Астрахани, пострадавшее от нашествия Тамерлана.

Распад Золотой Орды выразился не только в отрыве наиболее культурных областей, но и в появлении татарских вассальных княжеств на территории Руси и Литвы (Касимовское).

Большая Орда считала себя правопреемницей Золотой Орды → проблемы с Русью решала именно она.

В 1502 году была разгромлена Крымским ханством. На ее Поволжских землях возникло Астраханское ханство.

Сибирское ханство возникло в конце XV века, земледельческого населения в нем не было.

Ногайская Орда выделилась в начале XV века. Прикаспийские и приуральские земли. Тоже без земледельческого населения.

Центральная власть очень слабая.

Продолжала дробиться и в XVI веке.

Распад Золотой Орды был неизбежен как искусственного исторического объединения.

Оставшиеся кочевые части в военном отношении оказывались в XVI веке. Слабее еще недавно покоренных соседей, так как у тех уже была другая военная техника, новая военная организация + огромные мобилизационные ресурсы (люди, кони, еда, фураж, оружие, боеприпасы).

Крепости и опыт войны со степняками.

Сравнительно небольшие отряды оставшихся ханов были опасны в набеге, но покорить государство они не в состоянии → сами были покорены.



Золотая Орда (Улус Джучи) – государство монголо-татар, существовавшее в Евразии с 13 по 16 век. В период своего рассвета Золотая Орда, номинально входящая в состав Монгольской Империи, властвовала над русскими князьями и взимала с них дань (монголо-татарское иго) в течение нескольких веков.

В русских летописях Золотая Орда носила разные названия, но чаще всего Улус Джучи («Владение хана Джучи») и лишь с 1556 года государство стало именоваться Золотой Ордой.

Начало эпохи Золотой Орды

В 1224 году монгольский хан Чингисхан разделил Монгольскую Империю между своими сыновьями, одну из частей получил его сын Джучи, тогда и началось образование независимого государства. После него во главе улусу Джучи стал его сын – хан Батый. Вплоть до 1266 года Золотая Орда входила в состав Монгольской Империи, как одно из ханств, а затем стала независимым государством, имея лишь номинальную зависимость от империи.

Во время своего правления хан Батый совершил несколько военных походов, в результате которых были завоеваны новые территории, а центром Орды стало нижнее Поволжье. Столицей стал город Сарай-Бату, находящийся недалеко от современной Астрахани.

В результате походов Батые и его войск, Золотая Орда завоевала новые территории и в период своего расцвета занимала земли:

  • Большей части современной России, кроме Дальнего Востока, Сибири и Севера;
  • Украины;
  • Казахстана;
  • Узбекистана и Туркмении.

Несмотря на существование монголо-татарского ига и власти монголов над Русью, ханы Золотой Орды не занимались непосредственно управлением на Руси, взимая лишь дань с русских князей и совершая периодические карательные походы, чтобы укрепить свой авторитет.

В результате нескольких веков правления Золотой Орды, Русь утратила независимость, экономика находилась в упадке, земли были разорены, а культура навсегда утратила некоторые виды ремесел и также находилась в стадии деградации. Именно благодаря долговременной власти Орды в будущем Русь всегда отставала в развитии от стран Западной Европы.

Государственное устройство и система управления Золотой Орды

Орда представляла собой достаточно типичное монгольское государство, состоящее из нескольких ханств. В 13 веке территории Орды все время меняли свои границы, а количество улусов (частей) постоянно менялось, однако в начале 14 века была проведена территориальная реформа и Золотая Орда получила постоянное количество улусов.

Во главе каждого улуса стоял свой хан, который принадлежал правящей династии и был потомком Чингисхана, во главе же государства стоял единый хан, которому подчинялись все остальные. В каждом улусе был свой управляющий, улусбек, которому подчинялись более мелкие чиновники.

Золотая Орда была полувоенным государством, поэтому все административные и военные должности были едины.

Экономика и культура Золотой Орды

Поскольку Золотая Орда была многонациональным государством, то и культура вобрала в себя многое от разных народов. В целом, основу культуры составляли быт и традиции монголов-кочевников. Кроме того, с 1312 года Орда стала исламским государством, что также нашло свое отражение на традициях. Ученые полагают, что культура Золотой Орды не была самостоятельной и на протяжение всего периода существования государства находилась в состоянии застоя, используя лишь готовые формы, привнесенные другими культурами, но не изобретая собственные.

Орда была военным и торговым государством. Именно торговля, наряду со сбором дани и захватом территорий, была основой экономики. Ханы Золотой орды торговали мехами, ювелирными изделиями, кожей, лесом, зерном, рыбой и даже оливковым маслом. Через территории государства пролегали торговые пути в Европу, Индию и Китай.

Конец эпохи Золотой Орды

В 1357 году умирает хан Джанибек и начинается смута, вызванная борьбой за власть между ханами и высокопоставленными феодалами. За короткий период в государстве сменилось 25 ханов, пока к власти не пришел хан Мамай.

В этот же период Орда начала терять свое политическое влияние. В 1360 году отделился Хорезм, затем, в 1362 году отделилась Астрахань и земли на Днепре, а в 1380 году монголо-татары были разбиты русскими в и потеряли свое влияние на Руси.

В 1380 – 1395 году смута утихла, и Золотая Орда начала возвращать остатки своего могущества, но ненадолго. Уже к концу 14 века государство провело ряд неудачных военных походов, власть хана ослабла, и Орда распалась на несколько самостоятельных ханств, во главе которых стояла Большая Орда.

В 1480 году Орда потеряла Русь. В это же время мелкие ханства, входящие в состав Орды окончательно отделились. Большая Орда просуществовала до 16 века, а затем также распалась.

Последним ханом Золотой Орды был Кичи Мухаммед.