Организация индивидуальной работы учащихся на уроке. Организация индивидуальной работы на уроке

Организация индивидуальной работы на уроке:

поиска, анализа и отбора информации.

Одной из задач современной школы является раскрытие способностей каждого ученика: воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Как же этого достичь?

Что должен сделать учитель, когда и как, чтобы желаемое стало действительным?

На современном этапе развития образования в нашей стране урок остается основной формой организации обучения школьников, а значит, и достигать поставленной цели нужно в первую очередь на уроке.

Из сказанного выше следует, что главная цель каждого урока - «…раскрытие способностей каждого ученика, воспитание таких личностных качеств, которые позволили бы будущему выпускнику быть конкурентоспособным и успешным в мире высоких технологий, в обществе в целом. Отсюда вытекают все остальные цели, задачи и основные элементы урока, а именно: 1) изучение нового материала, 2) закрепление пройденного, 3) контроль и оценка знаний учащихся, 4) домашнее задание, 5) обобщение и систематизация знаний.

Вопрос организации деятельности учащихся на уроке обсуждается педагогами многие десятилетия, и на каждом этапе развития общества акценты расставляются по-своему. Но на любом из них учителя стремятся как можно больше знаний передать своим ученикам, а теперь нужно не только передать знания, но и научить компетентно использовать их, раскрыть те способности, те задатки детей, которые подготовят школьника к жизни.

При организации урока учителю необходимо:

    подобрать дидактические материалы, содержание которых поможет активизировать мыслительную деятельность учащихся при выполнении самостоятельных, практических, лабораторных и контрольных работ;

    определить формы организации учебной деятельности учащихся, которые наиболее полно позволяют развивать интеллектуальные способности учащихся, формируют навыки как индивидуальной работы, так и взаимодействия школьников в группе, классном коллективе, то есть подготовят его к жизни в обществе, в «конкурентном мире».

Современное общество развивается в сторону информатизации не только всех областей знаний, но всех сторон жизни человека.

В Википедии дается следующее определение информационного общества:

«Информационное обществосовременный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.»

То есть учитель и должен научить работать с информацией. И тем самым подготовить учащегося к жизни в «высокотехнологичном» мире.

Однако процесс обучения эффективен лишь тогда, когда учитель не только правильно понимает, как нужно организовать, но и правильно организует деятельность учащихся (в нашем случае - на уроке).

В педагогической практике применяются - фронтальная, индивидуальная и групповая формы организации деятельности учащихся. Первая предполагает совместные действия всех учащихся под руководством учителя, вторая - самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая - работу учащихся в парах или группах по 3 - 6 человек.

В литературе для учителей можно найти подробное описание каждой из форм деятельности.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Это может быть работа с учебником или другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочниками, словарями, энциклопедиями, хрестоматиями и т.д.). Решение или составление задач и примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов, эссе; проведение различных наблюдений, и т.д. , то есть самостоятельная работа с информацией (получение, обработка, передача…).

Много написано об организации для каждого школьника такой деятельности на уроке, которая помогала бы ребенку регулировать темп продвижения в учении в зависимости от его подготовки, умственных и физических способностей.

Казалось бы, все методы и педагогические технологии изучены, используются всеми учителями, почему же сегодня опять встает вопрос о необходимости изучения, разработки и активного внедрения в практику индивидуальной формы организации работы?

Это связано именно с теми целями, о которых было сказано выше.

Учитывая стоящие перед учителем цели и задачи по подготовке учащихся и опираясь на наши наблюдения и психологические исследования, мы (учитель химии Пономарева Т.Б. и педагог – психолог гимназии №24 им. И.А. Крылова Романова Т.В.) пришли к выводу, что одним из перспективных способов достижения результатов является организация работы учащихся с учебником, так как пока именно он остается основным источником информации для большинства учащихся на уроке.

В настоящее время используются не только обычные учебники, но и интерактивные, и их с каждым годом становиться все больше, но в данной статье хотелось бы остановиться на работе с нашим привычным, обычным учебником.

На наш взгляд, учебник - это универсальное средство для работы с информацией. Его можно использовать в любом этапе урока:

Для актуализации опорных знаний;

Изучения нового материала;

Закрепления изученного.

Работа с текстом учебника позволяет развивать умения анализировать, обобщать, сопоставлять, выделять главное, представлять информацию в различных формах не только словесной, но и табличной, графической. Работая с учебником, учащиеся изучают так называемые « формальные» языки – языки наук, учатся их использовать.

Вот еще один аргумент в пользу использования учебника на уроке как одной из форм организации индивидуальной деятельности учащихся.

Часто учителя жалуются, что не могут удержать внимание учащихся в течение всего урока или на то, что тратят много времени на активизацию мыслительной деятельности учащихся, на быструю утомляемость учащихся и отсутствия внимания в конце урока, особенно если это последний урок по расписанию. Каждый учитель находит свои способы решения этих проблем: разнообразит формы проведения уроков, методы организации деятельности учащихся в течение урока и т.д.

Нас же заинтересовал вопросы: а можно ли предвидеть, как поведут себя учащиеся на уроке? От каких факторов это зависит?

Многие из нас, учителей-предметников, сталкивались с тем, что вынуждены поинтересоваться у учеников, после какого урока они пришли к нему на занятие, чтобы выяснить причину их рассеянности или, наоборот, возбужденности.

Я стала наблюдать и поняла, что поведение и внимание учащихся часто зависит от того, какое занятие было перед моим уроком.

Но это только наблюдения, я могу ошибаться. Поэтому вместе с психологом нашей гимназии Романовой Татьяной Владимировной мы провели психологическое тестирование учащихся 9-х классов.

Цель исследования была: определение зависимости эффективности освоения материала, то есть получения и обработки информации, от организации индивидуальной работы учащихся на уроке.

Исследование эмоционального состояния учащегося после уроков разной направленности;

Организация индивидуальной работы учащихся с учебником в соответствии с расположенностью ученика к активной деятельности на уроке.

Для этого мы использовали «Метод цветовых подборов» Макса Люшера в интерпретации Собчик Л.Н.

Детям была предложена инструкция: выбрать из предложенных карточек ту, цвет которой наиболее приятен им в настоящий момент.

Результаты показаны на графиках.

лит-ра

история

алгебра

физ-ра

Эмоциональное состояние

готовность отвечать

Оранжевый

готовность к работе

не хочу работать

замкнутость, не хочу общаться

Коричневый

лит-ра

история

алгебра

физ-ра

Эмоциональное состояние

готовность отвечать

Оранжевый

готовность к работе

стремление к душевному общению

Не хочу проблем, но могу слушать

не хочу работать

замкнутость, не хочу общаться

Коричневый

не хочу работать, хочу на диван


В результате исследования было установлено, что класс после каждого урока фактически разбит по эмоциональному состоянию на несколько групп:

    Группа учащихся, расположенных к активному взаимодействию(цвет оранжевый и зеленый), то есть им нужны задания, где они могут проявить вербальную активность;

    Группа учащихся, расположенных к восприятию информации, но без обратной связи (это дети, выбравшие синий и желтый цвет), для таких детей нужны задания с текстом учебника в группах;

    Группа учащихся, расположенные к комфортности (цвета черный, серый, коричневый), таким учащимся лучше предлагать работу по составлению конспекта параграфа, составлению графиков, диаграмм.

Радует тот факт, что карточку с коричневым цветом (не хочу работать, хочу на диван) выбрал только один ученик.

Из проведенных исследований можно сделать вывод о том, что если предыдущий урок был сложный или учитель, проводивший его очень требовательный, то учащиеся на этом уроке устали, и желания к активным действиям на следующем уроке у них отсутствуют. Ребята хотят, чтобы их не беспокоили. Они не готовы к диалогу с учителем. Опрос, в какой бы форме он ни проводился, для учеников - пытка; объяснение нового материала они будут слушать, но не будут слышать. И именно работа с учебником может спасти положение.

Организация индивидуальной работы учащихся с информацией, содержащейся в тексте учебника, с учетом наших исследований позволяет каждому ученику освоить материал, а учителю контролировать уровень освоения материла. Проведенная на следующем уроке проверочная работа, показала, что на базовом уровне материал был усвоен всеми учащимися. Наши исследования до конца не закончены, мы только начали эту работу, но нам она, кажется, перспективной.

Работа с учебником – это универсальное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и в том случае, если они пришли после урока физической культуры.

Они успокаиваются, работают в своем темпе, переключаются на работу с информацией, причем в зависимости от содержания можно предложить несколько вариантов работы:

    Можно предложить составить конспект, затем обсудить результаты;

    Оформить материал учебника в виде таблицы;

    Привести свои примеры к изложенному материалу

    Изучить дополнительные материалы по изучаемой теме, имеющиеся в учебнике;

    Ответить на вопросы учебника и выполнить упражнения учебника;

    Можно предложить составить кроссворд или наоборот, разгадать кроссворд, используя материал учебника;

    Можно предложить выписать основные термины, использованные в тексте учебника, и подобрать к ним другие, используемые в научной литературе: например: оксид серы (IV) , сернистый газ, сернистый ангидрид; оксид углерода (IV), углекислый газ, ангидрид угольной кислоты, двуокись углерода и т. д.

Каждый учитель наверняка может предложить свои задания с текстом учебника.

Но главное условие организации работы с учебником - это то, что задание должно быть заранее подготовлено, обдуман контроль выполнения задания, а также дальнейшее использование результатов работы.

Нужно, чтобы учащиеся увидели смысл выполняемой ими работы, иначе в следующий раз они отнесутся к работе с учебником без должного внимания, и время урока будет потрачено зря.

Другими словами, должна соблюдаться цепочка: получение информации - обработка информации - передача информации, то есть ученик должен получить информацию, её обработать (проанализировать имеющийся материал, выделить главное, скопировать необходимый материал, обобщить изученный материал, изменить форму или структуру информации и т.д.) и передать учителю.

Правила, которые при этом нужно соблюдать:

    Работа с текстом учебника не должна занимать более половины времени урока, иначе однотипность работы вызовет усталость учащихся и потерю интереса;

    Если урок проводится в сильном классе, то следует подбирать задания проблемного характера, чтобы ученик при выполнении работы не просто читал текст, а должен был его глубоко проанализировать;

    Если параграф содержит большой объем информации, то лучше предложить составить не конспект, а развернутый план ответа;

    Если в тексте много однотипной информации, можно предложить учащимся представить информацию в виде таблицы;

    Если информация содержит много статистических данных, то её лучше представить в виде графиков или диаграмм;

    Учащимся, которые с трудом формулируют ответ, учитель должен заранее приготовить вопросы, помогающие ученику сформулировать ответ по теме параграфа;

    Нельзя ученикам с разным уровнем подготовки давать одинаковые задания по работе с учебником;

то лучше дать задание учащимся привести свои аналогичные примеры или выполнить задания с использованием этих формул и уравнений;

    Если в тексте содержится много новых терминов, то можно предложить составить словарь терминов и записать предложения с их использованием;

    Если параграф очень большой по содержанию, то можно предложить учащимся разделить информацию на уже известную им и новую для них, ранее не изученную и т.д.

Ещё одна причина, по которой нужно проводить работу с учебником – это то, что преобразование информации из одной формы в другую необходимо человеку для того, чтобы он мог хранить и обрабатывать информацию в удобной для него форме, на понятном для него языке.

Следовательно, читая конспект или ответы на вопросы, проверяя знание самостоятельно изученных терминов и т д., учитель может понять, как мыслит ученик, какой материал он не понял, что требует дополнительного объяснения.

Поэтому основное правило: работа, выполненная учеником, должна быть не только проверена, но и проанализирована, по возможности, оценена.

Как бы ни была работа с учебником интересно построена, какой бы объем информации ни содержался в тексте, нужно помнить, что любая деятельность должна быть объективно необходимой, а это значит, что не всегда можно использовать данную форму работы.

Её не следует использовать:

  • Если учитель чувствует, что ученики активны, готовы к решению

сложных задач, к поиску ответов на проблемные вопросы;

    Если Вы знаете, что учитель, который ведет урок перед вами, часто использует данную форму работы;

    Если вы знаете, что техника чтения у большинства учащихся не достаточно отработана, и время, отведенное на изучение материала, уйдет на его прочтение;

    Если класс слабый, то вряд ли ученики смогут сами проанализировать предложенный к изучению материал.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с учебником как одна из форм организации индивидуальной работы учащихся по работе с информацией и сегодня имеет большое значение, но требует от учителя большой подготовки по её организации.

Педагогика - Учебное пособие (Пидкасистый П.И)

12.3. организация учебной деятельности учащихся на уроке

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы - фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая - самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Наиболее полно эти формы организации учебной деятельности учащихся представлены в работах И.М. Че-

редова, Ю.Б. Зотова, Х.И. Лийметса, М.Д. Виноградовой, И.Б. Первина, В.К. Дьяченко, В.В. Котова, И.Э. Унт, М.Н. Скаткина и др. Авторы этих работ едины в том, что именно в организационных формах осуществляется главное дидактическое отношение - связь взаимодействия преподавания и учения.

Что же представляет собой каждая из перечисленных форм организации учебной работы учащихся на уроке? Каковы достоинства и недостатки каждой из них? Как сочетать между собой эти формы работы учащихся в конкретной педагогической деятельности учителя?

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

От учителя, естественно, требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения. В силу своих реальных возможностей ученики, конечно, могут в одно и то же время делать обобщения и выводы, рассуждать по ходу урока на разном уровне глубины. Это учитель должен учитывать и опрашивать их соответственно их возможностям. Такой подход учителя при фронтальной работе на уроке позволяет учащимся и активно слушать, и делиться своими мнениями, знаниями с другими, с вниманием выслушивать чужие мнения, сравнивать их со своими, находить ошибки в чужом мнении, вскрывать его неполноту. В этом случае на уроке царит

дух коллективного думания. Учащиеся работают не просто рядом, когда каждый в одиночку решает учебную задачу, а требуется совместно активно участвовать в коллективном обсуждении. Что же касается учителя, то он, применяя фронтальную форму организации работы учащихся на уроке, получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных оеобенно-стей. Все это несомненные достоинства фронтальной формы организации учебной работы учащихся на уроке. Вот почему в условиях массового обучения эта форма организации учебной работы учащихся является незаменимой и наиболее распространенной в работе современной школы.

Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. При этом, творческое задание может быть расчленено на ряд относительно простых заданий шкалящего типа, что позволит привлечь всех учащихся к активной работе. Учителю это дает возможность соотносить сложность заданий с реальными учебными возможностями каждого ученика, учитывать индивидуальные возможности школьников, создавать на уроке атмосферу дружественных отношений между учителем и учащимися, вызывать у них чувства сопричастности в общих достижениях класса.

Фронтальная форма учебной работы, как отмечают ученые-педагоги - Чередов И.М., Зотов Ю.Б. и другие, имеет ряд существенных недостатков. Она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего в практике работы школы весьма часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, твор-

ческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы учебной работы. Так, при изучении нового материала и его закрепления, пишет Ю.Б. Зотов, наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально, однако и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ученика. Можно, например, работу заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности. Таким образом, удается оптимально сочетать на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке, Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке возможностям.

Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифферен-

цированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке. Например, при изучении литературного произведения можно дать заблаговременно индивидуальные задания каждому или группе учащихся. Общим для всех является прочтение художественного произведения. В процессе этого чтения учащиеся готовят ответ на "свой" вопрос или "свои" вопросы. Здесь важны два обстоятельства: 1) каждый работает на пределе своих возможностей и 2) каждый выполняет необходимую часть анализа литературного произведения. На уроке учащиеся объясняют свою часть нового материала.

Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся в этих случаях является разной. "Первоначально учащиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным карточкам. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: ученики могут работать по более общим, не детализированным заданиям, без непосредственного вмешательства учителя.

Например, в стерших классах, получив твкое задание, квждый ученик сам составляет план работы, подбирает материалы, приборы, инструменты, выполняет необходимые действия в намеченной последовательности, фиксирует результаты работы. Постепенно все больший удельный вес приобретает рвботв исследоввтельского характера". (Дидвктикв средней школы. 2-е изд. М., 1982. С. 238).

Для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему заданий, которые бы содержали в себе: образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить определенную задачу - различные теоретические сведения, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные требования сравнивать, сопоставлять, расклассифицировать, обобщать и т.п. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом ее сильные стороны. Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы как фронтальная и групповая.

Групповая (звеньевая) форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учи геля;

Задания в группе выполняются таким способом, ко торый позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется а зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Руководители групп и сам их состаа могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Однородная групповая работа предполагает выполнение неболь-t шими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифферен-

цированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Только при таких условиях "... работая в составе группы, звена, -писал известный русский дидакт МАДанилов, - школьники на собствен-, ном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распреде-

ления обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллекгианой ответственности за результаты совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здороаого творческого соревнования." (Урок в восьмилетней школе/Под ред. М.А. Данилова. М„ 1966. С.184). Результаты совместной работы учащихся а группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность а результатах отдельных членоа группы, а также потому, что работа каждого ученика в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения при изучении какого-либо вопроса.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов. Это объясняется тем, что при фронтальной и индивидуальной форме урока учителю труднее помогать всем ученикам. Пока он работает с одним - двумя школьниками, остальные,

нуждающиеся в помощи, вынуждены дожидаться своей очереди. Совсем иное положение таких учащихся в группе. Наряду с помощью учителя, нуждающиеся в ней, получают и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также и с других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Консультант руководит работой группы по определенному предмету. По другому - он является рядовым членом группы, работает под руководством своего более подготовленного, знающего, информированного одноклассника-консультанта. Сменяемость консультантов предупреждает опасность появления зазнайства у отдельных учащихся.

Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах), на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении исторических документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.

Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, по-

стоянной поддержке учителя, его оперативной помощи. Без тщательной напрашшющей деятельности учителя группы не могут эффективно работать. Содержание этой деятельности сводится прежде всего к обучению учащихся умению работать самостоятельно, советоваться с одноклассниками, не нарушая общей тишины на уроке, к созданию системы заданий для отдельных групп учащихся, обучение их умениям распределять эти задания между членами группы, чтобы был учтен темп работы и возможности каждого. Как справедливо пишет ТА. Ильина, все это, естественно, требует от учителя уделять необходимое и достаточное внимание каждой группе, а следовательно, и определенных затрат труда, но в конечном результате это помогает ему решить такие важные задачи воспитания, как воспитание у учащихся самостоятельности, активности, умения сотрудничать с другими при выполнении общего дела, формирования социальных качеств личности.

Групповая деятельность учащихся на уроке, как это показано в работе В.В. Котова ("Организация на уроках коллективной деятельности учащихся". Рязань. 1977), складывается из следующих элементов:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.

Исследования И.М. Чередова показали, что групповая форма обучения учащихся на уроке предъявляет высокие требования к учителю, осуществляющего управление учебно-познавательной деятельностью школьников. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить методику определения заданий для групповой работы учеников, направлять их деятельность, выделяя ключевые положения, акцентируя внимание на самом главном в изучаемом материале, следить за сотрудничеством учеников в разных группах. Регулируя взаимодействие учащихся, учитель отмечает особенности их поведения в разных учебных ситуациях. Нередко приходится наблюдать, что одни ученики излишне командуют, другие отстраняются от совместной работы, третьи разрешают спор недозволенными способами или занимаются другими делами. В роли арбитра выступает учитель. Он направляет учебную деятельность в нужное русло. Следит за тем, как продвигается каждая группа в решении учебных задач. Регулирует темп работы, обращает внимание на слабых, пассивных учеников, помогает включиться им в активную деятельность.

Итак, достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании ш положительных нравственных качеств личности. Но это не щ говорит о том, что эта форма организации учебной работы Я идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять Я другим формам. Каждая из рассмотренных форм организа- Я ции обучения решает свои специфические учебно- Щ воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; уча- „ щиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно \%, разобраться в сложном учебном материале и избрать са- 1-мый экономный путь его изучения. В результате, слабые || ученики с трудом усваивают материал, а сильные нужда- 1; ются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. || Только в сочетании с другими формами обучения уча- ™ щихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного пред- *| мета, специфики содержания, его объема и сложности, от 41 специфики класса и отдельных учеников, уровня их учеб- Щ ных возможностей и, конечно, от стиля отношений учите-324

ля и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, и постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке, его реальным учебным возможностям.

Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они пользовались правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке. Например, при изучении литературного произведения можно дать заблаговременно индивидуальные задания каждому или группе учащихся. Общим для всех является прочтение художественного произведения. В процессе этого чтения учащиеся готовят ответ на «свой» вопрос или «свои» вопросы. Здесь важны два обстоятельства: 1) каждый работает на пределе своих возможностей и 2) каждый выполняет необходимую часть анализа литературного произведения. На уроке учащиеся объясняют свою часть нового материала.

Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся в этих случаях является разной. «Первоначально учащиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным карточкам. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: ученики могут работать по более общим, не детализированным заданиям, без непосредственного вмешательства учителя. Например, в старших классах, получив такое задание, каждый ученик сам составляет план работы, подбирает материалы, приборы, инструменты, выполняет необходимые действия в намеченной последовательности, фиксирует результаты работы. Постепенно все больший удельный вес приобретает работа исследовательского характера» (Дидактика средней школы. 2-е изд. М., 1982. С. 238).

Для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему заданий, которые бы содержали в себе: образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить определенную задачу, - различные теоретические сведения, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные требования, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и т.п. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом ее сильные стороны. Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы, как фронтальная и групповая.

Формы работы на уроке.

Большинство ученых определяют такие формы учебной работы на уроке, как: индивидуальную, фронтально-коллективную, групповую. Другие исследователи, избегая смешения понятий "форма учебной деятельности" с "формой учебно-воспитательного процесса", первую из них называют способом (Г.Кумарина, В.Онищук, В.Рымаренко).

Индивидуальная форма работы.

Ориентирующая ученика на самостоятельное выполнение учебного задания на уровне его возможностей. Широко используется в ходе программированного или компьютерного обучения. Индивидуализация в обучении означает поддержку и стимулирования развития в ученике того, что составляет его уникальность и неповторимость, поскольку вытекает из внутренне інтенційної направленности, формируя життєтворчий потенциал личности. Эта форма лежит в основе личностного ориентированного подхода к воспитанию и обучению учащихся (И.Д.Бех). Предусматривает: а) помощь каждому ученику в осознании собственных потребностей и интересов, необходимости их развития; б) создание благоприятных условий для развития их; в) настройки школьника на индивидуальное творчество; г) поддержку воспитанников в их рефлексии.

Г.Кумарина, В.Онищук, В.Рымаренко определяют три уровня индивидуализации обучения:

1) уровень, который реализуется путем учета общих особенностей учащихся на различных этапах их обучения и развития;

2) уровень, что осуществляется средствами дифференцированного подхода к обучению и развитию учащихся;

3) уровень, который достигается средствами индивидуального подхода к обучению и развитию школьников.

Дифференциация в учебной деятельности - это такая форма индивидуализации ее, которая предусматривает объединение учеников в группы в соответствии с их индивидуальными особенностями для отдельного обучения, в течение которого реализуются учебные задания соответствующего уровня сложности.

Принято различать внутреннюю дифференциацию и внешнюю дифференциацию.

Внутренняя дифференциация касается такой организации учебного процесса, при которой развитие внутренне заложенных склонностей и задатков школьника осуществляется в рамках классно-урочной деятельности в каждом классе в частности.

Внешняя дифференциация происходит в двух основных направлениях: 1 создание специализированных классов и школ, к обучению в которых привлекаются учащиеся с особыми учебно-познавательными и профессиональными наклонностями (профильные и специализированные учебные заведения, классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов); 2) создание школ и классов с учетом особенностей умственного развития учащихся и состояния их здоровья (общеобразовательные учебные заведения с углубленным изучением иностранных языков, математические школы, классы выравнивания, логопедические учебно-воспитательные учреждения и др.)- Как правило, возможности дифференциации в основном используются в старших классах по следующим основным направлениям: 1) научное (например, физико-математический, историко-суспільствознавчий, филологический и др.); 2) прикладной (сельскохозяйственный, экономический и т. д.); 3) художественно-эстетический (изобразительный, музыкальный, хореографический и др.); 4) спортивный (в соответствии с различными видами спорта). Для специализированных учебных заведений Министерство образования и науки Украины разработало около 60 вариантов соответствующих учебных программ.

Важными направлениями дифференциации образования является организация обучения одаренных детей, инвалидов и детей с отклонениями в умственном развитии. Все они находятся в так называемой группе риска и требуют к себе повышенного внимания.

Фронтально-коллективная работа.

Заключается в постановке учителем перед классом проблемных вопросов или познавательных задач, в соответствующем решении которых принимают участие все ученики. Обсуждают разные варианты решения, обосновывающие целесообразность лучших. В этих условиях задачей учителя остается направленности учебно-познавательной коллективной деятельности учащихся. Нередко здесь имеют место коллективные творческие дела (например, подготовка и проведение урока по форме пресс-конференции).

Групповая работа.

Предусматривает совместное планирование учебной деятельности, выбор методов и средств ее осуществления. Среди ее форм различают: бригадную, звеньевую, парную.

Бригадная форма имеет две разновидности организации учебной работы: 1) кооперативно-групповой (каждая группа выполняет свое задание, которое является одной из составляющих общего); 2) дифференцированно-групповой (задания распределяются между учащимися с различными учебными возможностями в зависимости от сложности их выполнения).

Звеньевая форма. Как и при бригадной формы, класс делится на группы по 4-6 человек. Считается целесообразным включение в них учащихся с разными учебными возможностями. Они работают за едиными задачами, закрепляя или анализируя объяснен учителем учебный материал или применяя его на практике. Оптимальной считается продолжительность такой работы для младших школьников 5-7 мин, для средних - 10-15 мин, для старших - 15-20 мин.

Парная работа зачастую предполагает помощь сильного ученика слабому. Пары бывают постоянными или переменными в зависимости от особенностей учебных задач. Часто работа в паре предполагает взаимно обучение и взаимоконтроль.