Предикативная основа предложения. Подлежащее и его структурно-семантическая классификация. Проблемное объяснение нового знания. Смотреть что такое "предикативная основа" в других словарях

) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Типы заданий:

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

Какое из слов является подлежащим одного из предложений? и т. д.

Чтобы не ошибиться, выполняя данное задание, нужно знать, какими частями речи могут быть выражены подлежащее и сказуемое, в чём отличие односоставного предложения от неполного. Необходимо помнить и о том, что подлежащее и сказуемое могут быть выражены не одним словом, а словосочетанием.

Повторим теорию.

Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого или одного из них.

П о д л е ж а щ и м называется главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа к т о? или ч т о?, например: Цвели розы. Мы любовались их нежной красотой.

Подлежащее может выражаться:

1. Именем существительным

Вот уже и проходит день.(Шм.)

2. Местоимением в именительном падеже

Я хожу по зеленому, праздничному двору. (Шм.)

3. Именем прилагательным

Пленный что-то говорил. (К. Седых.)

4. Причастием

Приехавшие шумно располагались у печки. (М.-С.)

5. Числительным

Двое пошли под гору. (М.-С.)

6. Наречием

Завтра не будет похоже на сегодня.

7. Междометием

Громко раздалось «ах».

8. Инфинитивом

Жить - Родине служить.

9. Синтаксически неделимым словосочетанием

Азовское море очень обмелело.

Максим Горький известен и как драматург. Прошло несколько недель. Часть спасателей ушла разбирать завалы.

10. Фразеологизмом

На защиту Родины поднялись от мала до велика.

11. Союзным словом в сложноподчиненном предложении

Сад, который буйно цвел весной и плодоносил летом, без хозяйской руки зарос и одичал.

Сказуемое - это главный член предложения, который согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? в каком состоянии находится? каков предмет? что с ним происходит? что он такое? кто он такой? и т. п.

Например: Наступил март. Дни теплые, светлые. Жутко-хорошо в такую пору. Заяц - тварь вредная. (По Д. Мамину-Сибиряку.)

Типы сказуемого

Простое глагольное сказуемое

Сказуемое, выраженное глаголом в каком-либо наклонении, называется п р о с т ы м г л а г о л ь н ы м с к а з у е м ы м. В нем лексическое и грамматическое значение выражается одним словом. Например:

1) По утрам крыши обрастали блестящей бахромой из ледяных сосулек. 2) С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков. 3) Птички-синички будут петь о весне и счастье. (По Д. Мамину-Сибиряку.) В этих предложениях глаголы - сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего сложного времени.

3) Старик вернулся бы в свою избушку - сказуемое выражено глаголом в условном наклонении.

5) Ах, замолчите, мне дурно - сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении. (По Д. Мамину-Сибиряку.)

Составное глагольное сказуемое

С о с т а в н ы м г л а г о л ь н ы м с к а з у е м ы м называется сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола в каком-либо наклонении, и глагола в неопределенной форме, в котором заключено его лексическое значение. Например: Мальчик стал сбивчиво рассказывать о случившемся.

Схема составного глагольного сказуемого такова:

вспомогательный глагол (начать, принимать, перестать, уметь, решать, собраться, стараться, стать, кончить, мочь, желать, хотеть, продолжить) + неопределённая форма глагола.

Девочка перестала плакать. Мы собрались съездить в горы.

Сочетания некоторых кратких прилагательных (рад, должен, намерен, обязан, готов, способен и др.) и глагола-связки быть в форме одного из наклонений могут выступать в роли связки составного глагольного сказуемого.

Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.

Составное именное сказуемое

С о с т а в н о е и м е н н о е с к а з у е м о е - это сказуемое, которое состоит из глагола- связки (быть, есть) и именной части.

Именная часть составного сказуемого выражается:

1) Существительным в именительном и других падежах

Ирина всегда была красавица.

2) Полными прилагательными в именительном или творительном падежах

Отец был сердитый.

3) Прилагательными в сравнительной степени

Будь со мной добрее.

4) Числительным

Мальчонка был лет семи.

5) Наречием

Наш пес был настороже.

6) Междометием

Взгляд её - ой-ой-ой!

7) Местоимением

Фонарик у меня был свой.

8) Причастием

Здание было не отремонтировано.

9) Синтаксически неделимыми словосочетаниями

Это был старик лет семидесяти. Он был замечательной осанки.

Необходимо отличать глагол-связку быть от глагола быть (в значении иметься, находиться, посещать, существовать и т. д). Например: У меня был друг. Это были запасы нефти. Я был в США.

В настоящем времени глагол-связка быть не употребляется: День хорош. Он умница.

Глаголы казаться, делаться, остаться, стать, являться, считаться, представляться также могут выступать в роли не только простых сказуемых, но и быть глаголами-связками: Ребенок становится умнее день ото дня. Гостья делалась все веселее. Андрей считался лучшим в классе.

Фразеологизмы

Неделимые словосочетания, смысл которых нельзя понять из отдельных слов, являются одним членом предложения. Обычно это фразеологизмы, крылатые слова и т. п:

Мальчонка плакал в три ручья. Дамоклов меч беды навис над селом.

Простым глагольным сказуемым могут быть синтаксически цельные словосочетания или фразеологизмы, если их можно заменить одним личным глаголом:

Следователи ведут расследование (= расследуют) преступления. Я имел виды (= рассчитывал) на дядино наследство.

Отличие подлежащего от прямого дополнения

Иногда можно спутать подлежащее и прямое дополнение, т. е. существительное в винительном падеже : Корабли построили в прошлом веке. В этом предложении слово «корабли» является дополнением, т. к. их кто-то строил, действие кого-то было направлено на них (построили кого? что?); это неопределенно-личное предложение, в котором нет подлежащего.

Чтобы не спутать подлежащее и дополнение в придаточной части сложного предложения с союзным словом который, подставьте вместо этого союзного слова то, что «прячется» за ним:

Жаркое солнце, которое немилосердно жгло мою голову, закрыла туча. (Что немилосердно жгло мою голову? Солнце. Следовательно, это подлежащее).

Русский язык 8 класс

Тема урока : «Грамматическая(предикативная) основа предложения.

Тип урока : изучение нового материала

Цели урока : - расширить знания о грамматической основе предложения;

Формировать умение определять подлежащее и сказуемое;

Воспитывать чуткое отношение к родному языку, настойчивость в достижении цели.

Планируемые результаты :

Личностные:

осознают значимость решения учебных задач, их связь с реальными жизненными ценностями и ситуациями, имеют познавательный интерес, положительный настрой в обучении.

Метапредметные:

регулятивные : соотносят правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; умеют планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;

познавательные : осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, строят кластер по теме, устанавливают причинно-следственные связи;

коммуникативные : осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, стремятся приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные: понимают термины «Предикативная основа», «Подлежащее», «Сказуемое», находят в предложении.

Понятия : предикативная основа, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое.

Методы обучения : проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ : презентация, кластер.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемые интернет ресурсы : http://www.proshkolu.ru/, http://festival.1september.ru/articles/517776/

Оборудование : мультимедиа (презентация), таблица.

План урока

    Стадия вызова(Организационный момент) -

    Актуализация знаний.

Повторение оп теме «Словосочетание», выполнение интерактивных заданий.

    Проблемное объяснение нового знания

1. Прием «Верите ли вы, что…»

1. Предложение – это единица синтаксиса.

2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. В русском языке фиксированный порядок слов.

4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

5. День чудесный . – двусоставное предложение.

6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.

7. Подлежащее может быть выражено местоимением

    Словарная работа Предикативность

    Формулирование темы.

– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

    Что я знаю о грамматической основе предложения?(ответы детей)

II . ОСМЫСЛЕНИЕ

Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»

V - я это знаю;

+ - это новая информация для меня;

- - я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? - это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Под грамматической основой предложения в лингвистике понимается его главная часть, которая состоит из подлежащего и сказуемого (или только из одного компонента). Подлежащее и сказуемое в лингвистике нельзя считать словосочетанием. Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым. Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета . О чем говорится в предложении? - Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.

Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.

А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.

Место подлежащего может занять любая часть речи.

Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.

Или причастие: Провожающие стояли у вагона.

Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.

Что нового вы узнали из этого материала?

Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)

– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.

3. Исследование (разбор предложений)

– Спишите предложения, грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.

Двое уехали в столицу.

Курить – здоровью вредить.

Завтра не наступит никогда.

В воздухе прокатилось «ура».

Столовая напоминала просторную террасу.

– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.

– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?

III Домашнее задание:

IV РЕФЛЕКСИЯ – выход на применение знаний, полученных в ходе урока.

– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним тест на сайте «Решу ОГЭ»

V.Итог урока (рефлексия деятельности). Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения - основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, - или одного из них. Предикативная основа предложения - это его члены, связанные предикативной связью. Подлежащее - это главный член предложения, грамматически независимый, обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым. Это главный член предложения, который называет то, о ком или о чем говорится в предложении. И отвечает на вопросы «кто?» «что?». Сказуемое - главный член предложения, обозначающий признак подлежащего и отвечающий на вопросы: что делает предмет? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое?

Подлежащее – абсолютно независимый главный член предложения, обозначающий предмет высказывания.

Показатель независимости – И.п. существительного (номинатив) или неопр. форма глагола (инфинитив).

Номинатив – наиболее употребительный вид подлежащего (около 93 % случаев). Может быть выражен словом или словосоч-ем.

Номинатив обозначает предмет, производящий действие. Инфинитив – независимое (непротекающее) действие, характеристика которого заключена в сказуемом.

При инфинитивном подл-м не может быть глагольного сказуемого (кроме неопр. формы).

Есть случаи, когда в предлож-и с инфинитивным подлежащим сказуемое также выражено инфинитивом или номинативом. Тогда подлежащее трудно отличить от сказуемого. Признаки различения – интонация, порядок слов или частицы.

Способы выражения подлежащего (ещё раз, чётко):

Номинатив:

Слово (эталон – И.п. сущ-го). Часто – имена собственные. Также другие части речи, уподобленные существительному, чтобы обозначать предмет (мест.-сущ., прилаг., причаст., колич. числит.). Также фразеологизмы и неизменяемые слова.

Словосочетание. В этом случае вещественное и грамматическое значение выражено в разных словах СлС.

В роли подлежащего выступают: синтаксически неделимые СлС (со значением количества, избирательности (предлог ИЗ), совместности (предлог С)) и семантически неделимые СлС (значения неопределённости («Кто-то в тёмном плаще») или если лексич. значение главного слова неполнозначно («футбольное поле», а не просто «поле»).

Инфинитив:

Не может обозначать деятеля.

Сказуемым при инф-ве может быть существ-е, кр. прилаг-е, категория состояния, инфинитив.

В таких предложениях в сказуемом обязательно заключена оценка («Учить СРЯ - глупо»)

Подл-е-инфинитив может быть выражено СлС (с глаголом-связкой). «Быть тюленем – не круто».

там должна быть еще синтетическая и аналитическая форма(и с какими значениями бывают неделимые словосочетание)

синтетическая форма 1 слово (фразеологизм) и аналитическая-2 слова - словосочетание с количественным значением(1,2,3)/ количественная оценка(большинство, множество/ совокупность: стая, стадо) избирательность(из и род падеж), неопределенность(что-то непонятное), совместности, метафора

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

Подлежащее. Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и: 1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного; Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось. 2) конструкциями: - числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.; У князя в сакле собралось множество народа. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. - кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.; Лучший из учеников быстро решил эту задачу. - кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного; Что-то такое ничтожное завязано в платке. - существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!). Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч.). Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.). 3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие. Прожить по-барски - это дворянское дело

Сказуемое. Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения. Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и составное именное сказуемые.

Простое глагольное сказуемое Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения. Оно может выражаться следующими формами глагола: — формой настоящего и прошедшего времени глагола. — формой будущего времени глагола. — формами условного и повелительного наклонения глагола. Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра простое глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать.

Составное глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов — вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку. (Здесь принялся — это вспомогательный глагол, а грызть — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.) (Здесь не хочу — это вспомогательный глагол, а обидеть — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.) В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается). (здесь связка быть опущена).

Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой: СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА

Составное именное сказуемое Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку. (Здесь связочный глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.) (Здесь связочный глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.)

Представим строение составного именного сказуемого формулой: СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким), числительным, местоимением, наречием, cловом категории состояния, глаголом в неопределенной форме.

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно. 1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом: Я буду принимать участие в выставке. В данном примере буду принимать участие - сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию: Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото. Такая ошибка связана с двумя факторами. Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени. Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н-, а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо - это краткие страдательные причастия. Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно - простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы. В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото. Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото. Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым. Помни! Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые. Мне необходимо сойти на этой остановке. Ловушка! Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого. Она показалась мне смешной. Неверно! Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась). Верно: Она показалась мне смешной Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил). Верно: Учитель был строгим. Ловушка! В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга.

Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям: подлежащее + сказуемое; только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения); подлежащее + однородные сказуемые; однородные подлежащие + сказуемое. В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

В грамматическую основу входят ВСЕ главнее члены предложения, поэтому пропуск одного из них - явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ. 3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу. Различай! Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие. Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны. В первом случае координаты - это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором - это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа: Рассчитывал координаты. Координата рассчитана. Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими. [И по его щекам поползли вниз блестящие капельки], (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Задания. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек. Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?! Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно - позволяет видеть и распознавать. Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3

Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием - знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане.

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности. Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть. Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего. Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – гл. член П., обозначающий предмет мысли или речи, выражающийся в форме И.п, занимающий позицию перед сказуемым, являющийся структурно независимым словом, компонентом структурной схемы, актуального членения. При прямом порядке слов – «тема». Является носителем коммуникативного признака, обозначаемого сказуемым. Предикативные отношения между подлежащим и сказуемым представлена 2-мя разновидностями: 1) предмет-признак 2) признак-признак.

В соответствии с этим выделяют две формы подлежащего:

1)номинативное - имеет предметное значение. В П. отношение предмет-признак. Дом строится сущ в И.п.; мест.-сущ.; субстант. прил. и прич. (катавшиеся спокойно обогнали их ); сущ. в косв.падежах В плаще не проходила?

2) инфинитивное - инфинитив в роли подлежащего не субстантивируется, а сохраняет значение действия вне связи с субъектом и вне протекания во времени → независимый признак, характеристика которого заключается в сказуемом. Инф. подлеж. может выражаться инфинитивом. Приблизиться к цели не значит достигнуть ее. Сочетанием инфинитива с именем - Стать учителем- его цель.

СКАЗУЕМОЕ – гл. член двусоставного П, который грамматически зависит от подлежащего и утверждает или отрицает его предикативный признак. Чаще всего С. обозначает действие (Мальчик пишет) , состояние (Мальчик спит) , собственный признак предмета (Наш язык велик и могуч), что такое подлежащее (Москва - столица России) . Как и подлежащее, С. соотносится с предикатом, является компонентом структурной схемы и компонентом актуального членения. При активном членении, при прямом порядке слов С. является ремой.

Простое глагольное сказуемое выражается одним словом, может быть согласованным и несогласованным. Согласованное выражается формами изъявительного, повелительного, сослагательного наклонений. При С. в форме повелительного наклонения норма - отсутствие подлежащего (Принеси книгу) . Несогласованное может быть выражено формами: инфинитива (А он кричать) , глагольным междометием (Он бах по столу) .

К простым относятся сказуемые, выраженные глагольными фразеологизмами (Он бил баклуши целый день). Простое глагольное сказуемое может быть осложнено: 1)глагольными формами, которые утратили свое лексическое значение (Он взял и рассказал) 2) частицами (Слезы ТАК и бегут из его глаз) 3) повторением глаголов (Еду-еду в чистом поле).

Составное глагольное сказуемое – состоит из 2-ух частей: вспомогательной части (грамматическое значение) и инфинитива (вещественное значение). В роли вспомогательной части выступают: а) фазисные глаголы (начало, продолжение, конец) стать, броситься, кинуться; б) модальные глаголы (хотеть, мочь и др ); в) глаголы эмоционального состояния: любить, бояться и др.; г) устойчивые глагольные сочетания с модальным значением (иметь возможность ).


Вспомогательный компонент СГС может иметь двучленнную структуру: из связки и имени. Такая вспомогательная часть может выражаться: 1. Кр. прил./прич. с модальным значением - рад, должен, готов, обязан. 2.Сущ. со значением качественной характеристики - мастер, любитель и т.д. 3. Слова категории состояния с модальным значением или значением эмоционально-этической оценки: надо, нужно, плохо, стыдно.

Составное именное сказуемое – сказуемое, основное вещественное значение которого выражено именем. Грамматическое значение выражается в связке, которая указывает на лицо, время, род, наклонение, а также осуществляет связь между присвязным членом и подлежащим. Различают три вида связок: отвлеченная - гл. быть во всех формах, выполняет только грамматическую функцию и полностью утрачивает ЛЗ. Полуотвлеченная – глагол с ослабленным ЛЗ: казаться, становиться, стать, сделаться, оказаться . Знаменательная – глаголы с полным ЛЗ, характеризующие движение или состояние предмета: жить, сидеть, лежать, родиться . Данные глаголы способны выступать в качестве сказуемого, но в определенных конструкциях выполняют функцию связки.

Способы выражения именной части:

1)сущ. в И.п. - выражает устойчивый, постоянный признак, в Т.п. выражает непостоянный, временный признак (Когда-то он был парикмахером, а вот теперь стал солдатом ); в Р.п. – существительное лексически ослаблено и требует прил. (Наш сосед невысокого роста);

2) полн./кр. прил.: кр. прил. обозначают непостоянные качества (Осень была дождлива ), полные – постоянные (Вид у него ужасный );

3) прич., чаще краткие страдательные (Провода были прорваны );

4) мест. (Красота уже не та );

5) числ.(колич., порядк.) (Солдат был не один );

6) нар. (Друг был навеселе );

7) фразеологические сочетания (Для вас это темный лес );

8) сравнительная степень прил. (Вася на голову выше меня)

10) инфинитив (Дело художника рождать радость).