Дистанционные технологии как ресурс учебной деятельности. Дистанционные образовательные технологии

Из опыта работы по использованию дистанционных технологий

в преподавании русского языка и литературы

Дрюпина Ольга Галиулловна, учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Кургана «СОШ №10»

Дистанционное образование позволяет

реализовать два основных принципа

современного образования - « образование

для всех» и «образование через всю жизнь».

В.А. Канаво

Использование дистанционных образовательных технологий - это не модное веяние времени, обусловленное появлением современных гаджетов, а значит, и новых возможностей коммуникации. На самом деле это качественно новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. Современным обществом востребована активная личность, способная ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В такой ситуации педагог получает новую роль - роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Обучающиеся получают возможность осуществлять оперативную связь, а преподаватель - оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и своевременно корректировать его работу.

Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение: 1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах; 2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий; 3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему обучения состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Использование технологий дистанционного обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнёрство, совместное решение учебных задач), новые формы

оперативного контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ обучающихся, создание электронного портфолио).

Дистанционное обучение школьников с ОВЗ

Особенно актуально дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие школьники могут обучаться на дому в удобное время и в оптимальном темпе, необходимо лишь владение элементарными навыками работы с компьютером. Личный опыт работы с обучающимися с ОВЗ подтверждает, что использование дистанционных технологий помогает индивидуализировать обучение, создать ситуацию успеха, обеспечить деятельностный подход, ориентировать на самообразование и саморазвитие.

Дистанционные уроки с детьми-инвалидами проводятся в режиме онлайн. Учебные занятия планируются таким образом, чтобы по возможности они были проведены в первой половине дня, во время наибольшей физической и умственной активности ребенка. Всегда четко обозначается время, когда ученик и учитель встречаются в Skype.

Также выделяется время на получение от ученика отсканированной копии домашнего задания, его проверки, сканирования проверенной работы и последующей отправки назад обучающемуся. Все отсканированные письменные работы хранятся в отдельных папках.

При планировании дистанционного урока учитываю, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. будет происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и обученности.

Процесс обучения состоит из следующих этапов: 1) получение новых знаний; 2) выполнение различных тренировочных заданий, упражнений с применением новых знаний; 3) обобщение и систематизация знаний.

На этапе получения новых знаний для более качественного запоминания учебного материала целесообразно использовать видеозаписи лекции, создавать видеоролики, анимационные ролики, организовать видеоконференцию, в рамках которой педагог излагает новый материал.

Применение новых знаний в практической деятельности можно реализовать в программах-тренажерах, играх. Использование функции «Демонстрация экрана» в рамках идивидуального занятия позволяет контролировать работу, выполняемую обучающимся.

Практика показывает, что в режиме Skype некоторые обучающиеся могут отвлекаться и даже сбивать темп учебного занятия. Для решения этих проблем целесообразно:

* давать учебный материал дозированно и с учетом индивидуального уровня подготовленности обучающихся;

* использовать разнообразные виды деятельности, менять их в рамках одного учебного занятия;

* чередовать материалы, содержащие звуковую и визуальную информацию;

* проводить физкультпаузы, зрительную гимнастику.

Стараюсь вовлечь родителей обучающихся в образовательный процесс, организую дистанционное общение с ними, осуществляю постоянную связь. Это способствует тому, что родители становятся единомышленниками и помощниками педагога.

В дистанционном режиме по электронной почте или через Skype осуществляю пересылку учебных материалов (текстовую информацию и видеоматериалы). Контролирую уровень усвоения учебного материала с помощью системы тестов и контрольных вопросов для обучающихся. Для этих целей использую возможности компьютерного тестирования и обработки результатов.

Применение дистанционных образовательных технологий способствует решению следующих задач:

* повышение учебной мотивации;

* развитие познавательной активности обучающихся через умение работать с различными дополнительными источниками информации, используя технические возможности компьютера и сети Интернет;

* стимулирование самостоятельности обучающихся в учебном процессе.

На уроках русского языка используются презентации, видеофильмы, аудиофайлы, разнообразные тесты, электронные учебники и тренажеры, звуковые диктанты, электронные энциклопедии, материалы лингвистических и литературоведческих сайтов и т.д. Вот некоторые примеры:

* Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ - русский язык для всех http://www.gramota.ru/

* Культура письменной речи http://gramma.ru/

* Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://megabook.ru/

* Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050

* Электронная библиотека - тексты русской литературы http://public-library.narod.ru/

* Аптечка библиомана - страницы литераторов

На уроках литературы часто показываю видеоматериалы в качестве иллюстраций к произведению, для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций, для сравнения фрагментов художественного текста и видеофрагмента, для выполнения заданий на восстановление сюжетной линии произведения, а также для организации беседы по просмотренному эпизоду.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ дает большие возможности для проведения дистанционного урока русского языка и литературы на высоком уровне. Речь идет о разнообразных учебных модулях, для воспроизведения которых необходимо установить специальную программу - проигрыватель ресурсов Использование предлагаемых модулей помогает провести полноценный урок со всеми необходимыми этапами.

В своей работе использую материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/:/ многоуровневые интерактивные таблицы, тесты, лингвистические загадки, иллюстрации к художественным произведениям, разнообразные задания по работе с текстом художественного произведения и т.д.

Использование дистанционных технологий в общеобразовательной школе

Представленная схема иллюстрирует систему работы по использованию дистанционных технологий в общеобразовательной школе:

Так, например, организуется индивидуальная целенаправленная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Скриншоты страниц с результатами отправляются учителю по электронной почте, анализируются. Затем проводится индивидуальная коррекционная работа, способствующая устранению пробелов в знаниях обучающихся. Результаты итоговой аттестации подтверждают эффективность применения дистанционных технологий при подготовке к экзаменам.

Использование дистанционного обучения особенно эффективно в период карантина и в работе с обучающимися, пропустившими занятия по болезни. Так, например, в 11 классе организуется индивидуальная работа с авторскими материалами по подготовке к ЕГЭ по русскому языку на сайте http://сайт/ Выполненные задания отправляются для проверки на электронный адрес учителя.

В 5 классе предлагаются специально разработанные интерактивные тесты, результат выполнения которых виден сразу. Школьники делают снимок экрана (скриншот) с полученным результатом и отправляют его по электронной почте. Задание считается выполненным, если на скриншоте в полном объеме видна запрашиваемая учителем информация.

Грамотное сочетание дистанционных и здоровьесберегающих технологий дает очевидные результаты, главный из которых - повышение учебной мотивации. Надо отметить, что одной из особенностей дистанционного образования является возможность доработки выполненных индивидуальных заданий. Если обучающийся недостаточно хорошо выполнил задание, то учитель может вернуть его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Бесспорно, использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении помогает создать атмосферу взаимного

сотрудничества, позволяет школьнику почувствовать поддержку со стороны педагога, способствует установлению более доверительных отношений между участниками образовательного процесса и, таким образом, индивидуализации обучения.

Дистанционные элективные курсы

Организация дополнительных элективных курсов в виде дистанционных продуктов дает возможность широкого доступа школьников к данному виду обучения. Личный опыт ведения элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» в рамках программы «Школа в школе» Курганской областной школы дистанционного обучения позволяет говорить об эффективности таких занятий.

Для организации обучения разработаны электронно-образовательные ресурсы, доступ к которым возможен с любого школьного или домашнего компьютера, подключенного к сети Интернет. На сайте школы в разделе «Информационная образовательная среда школы» размещаются учебные материалы элективных курсов. Кроме того, на сервере школы дистанционного обучения установлена программа для видеоконференцсвязи, которая позволяет учителю проводить видеоурок одновременно с 15-20 учащимися. Педагог и школьники видят и слышат друг друга, могут общаться в чате.

Занятия проходят во второй половине дня, после уроков. Элективные курсы проводятся один раз в неделю. Школьники учатся работать с разными источниками информации, применяют практические знания при выполнении различных учебных задач, развивают навыки самостоятельной работы. Если обучающийся в какой-то день по уважительной причине не вышел на занятие, он всегда может найти его в электронной образовательной среде и самостоятельно изучить материал. Контроль знаний осуществляется посредством выполнения тестовых заданий и итоговых проверочных работ. На этом этапе организуется взаимодействие участников образовательного процесса в офлайн режиме (электронная почта) и онлайн режиме (текстовая конференция, Skype).

Безусловно, в процессе занятий обучающиеся могут столкнуться с некоторыми техническими и психологическими трудностями, например, низкоскоростной Интернет, сбои в сети, неумение осуществлять самостоятельную учебную деятельность наравне с другими. В этом случае важно создать благоприятный микроклимат, а это зависит от профессиональной компетентности педагога. Поэтому стараюсь учитывать психологические особенности обучающихся, строить учебный процесс на основе принципов взаимоуважения и сотрудничества.

Опыт применения дистанционных технологий дает право говорить о ряде преимуществ такого обучения:

* доступность для обучающихся "перекрестной" информации, так как у них появляется возможность обращаться к альтернативным информационным источникам, используя технические возможности компьютера, ресурсы сети Интернет;

* индивидуализация процесса обучения, предполагающая организацию многопланового сопровождения и поддержки обучающихся со стороны учителя;

* повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданий для самоконтроля и т.п.;

* развитие творческого и интеллектуального потенциала школьников за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с современной компьютерной техникой, самостоятельно принимать ответственные решения;

* оперативное обновление методического сопровождения учебного процесса, так как содержание методических материалов на электронных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии.

Список литературы

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2007.

2. Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 307-315.

3. Дистанционное обучение/ Учебное пособие под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

4. Дистанционные образовательные технологии

Ранее мы рассмотрели основные принципы и условия функционирования дистанционных образовательных технологий для образовательных учреждений любого уровня. Предлагаем рассмотреть возможности использования дистанционных образовательных технологий для системы общего и дополнительного образования. Можно ли использовать ДОТ в школе? Для чего они нужны? И главное - когда и как их применять?
Что такое дистанционное обучение в средней школе?
В научно-методической литературе, на семинарах и конференциях много говорится и пишется о дистанционном обучении вообще.
Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение - это получение образовательных услуг без посещения образовательного учреждения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. Дистанционное обучение можно использовать также для повышения квалификации и переподготовки учителей. Главным преимуществом дистанционного обучения, как и всей технологии работы в Интернете, является смещение акцента с вербальных методов обучения чему- либо на методы поисковой, творческой деятельности. Курсы дистанционного обучения не должны заменять учебники и пособия, они, на наш взгляд, должны формировать основу для организации учебно-познавательной деятельности учащихся. На рисунке 5 представлена возможная модель использования дистанционных образовательных технологий в школе.

На основе анализа представленной модели дистанционных образовательных технологий в школе можно выделить следующие основные направления использования ДОТ в образовательных учреждениях:
- организация системы информационно-методической поддержки образовательного процесса в школе;
- применение ДОТ для дополнительной подготовки учеников, по каким-либо причинам не посещающих или не посещавших определенное время общеобразовательную школу (проблемы местонахождения учеников, что особенно актуально для сельских школьников, семейные обстоятельства, состояние здоровья и другие возможные причины);
- выравнивание педагогических условий для получения достойного образования детьми сельских или других удаленных школ (дети военнослужащих, дети в местах заключения), детьми-инвалидами;
- развитие способностей учеников с повышенным творческим потенциалом с помощью Интернет-ресурсов и использованием инновационных образовательных технологий;
- развитие коллективной творческой деятельности учеников школы с удаленными сверстниками, находящимися как в нашей стране, так и за рубежом;
- совместное выполнение проектной деятельности, объединяющей детей по интересам;
- проведение различных олимпиад, конкурсов, диспутов, другое;
- повышение культурного-образовательного и художественновоспитательного уровня детей и членов их семьи, других субъектов воспитательного процесса;
- предоставление учащимся, учителям возможности установления связей по интересам с другими школами и сообществами с использованием компьютерного класса свободного доступа, имеющего выход в сеть района и глобальную сеть Интернет;
- подготовка, непрерывное повышение квалификации педагогических кадров, представителей общественных организаций, культурных и социальных учреждений района по использованию современных информационных технологий в профессиональной деятельности.
Как видим, круг вопросов, которые могут быть в значительной степени решены в школе с привлечением дистанционных образовательных технологий, очень широк. Задача обеспечения учебного процесса непосредственно в традиционной классно-урочной системе малоперспективна в условиях современного этапа развития системы образования и общества. Использование же материала дистанционных курсов непосредственно на уроках вряд ли возможно, поскольку любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными формами обучения и общения.
Анализ материалов сети Интернет показывает, что использованием технологий дистанционного взаимодействия для школ сегодня занимается целый ряд государственных и коммерческих центров. Наиболее полно ресурсы в области дистанционного образования отражены на порталах Евразий- ской ассоциации дистанционного образования (http://www.dist-edu.ru), центра ДО школьников Эйдос (http://www.eidos.techno.ru), института новых технологий образования (http://www.school.edu.ru) и многих других образовательных структурах.
Безусловно, определяющим условием внедрения дистанционных образовательных технологий в нашей стране является развитая система телекоммуникаций. Особое развитие получили компьютерные телекоммуникации как наиболее дешевый и доступный вид дистанционного общения педагогов и обучающихся.

Информационные технологии с каждым годом оказывают все большее влияние как на экономику, так и на повседневную жизнь людей. Этапы качественного развития большинства отраслей (энергетики, медицины, образования, торговли, финансового сектора, страхования и др.) и государственного управления, в том числе в военной сфере, связаны с внедрением информационных технологий.

В числе актуальных направлений использования информационных и телекоммуникационных технологий Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. рассматривает развитие культуры, средств массовой информации, а также медиаобразования и дистанционного образования. В связи с этим современная школа, опираясь на задачи по формированию медиа и информационной культуры обучающихся, поступательно вводит систему медиа и дистанционного образования. Характерно, что новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» уделяет особое внимание внедрению информационно-телекоммуникационных сетей, мультимедийных электронных, информационных и материальных ресурсов, необходимых для организации образовательной деятельности. При этом новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов включает требования, обеспечивающие в образовательных организациях возможность создания и обработки аудиовизуальных медиатекстов в ходе аудиторной и самостоятельной учебной деятельности, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Совершенствование информационных технологий занимает важное место среди многочисленных новых направлений развития образования. Оно нацелено на развитие школьной инфраструктуры, а именно информационной среды образовательного учреждения, что предполагает внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов. Важная роль новых информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и придают качественно новые возможности обучению, стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования. С развитием компьютерных средств и внедрением их в образовательный процесс у его участников появляются новые возможности, реализуются новые подходы. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогов.

Обсуждая возможности дистанционных технологий в образовании, наверное, каждый учитель задаётся вопросом: является ли дистанционное образование помощником преподавателя или это обуза, навязываемая временем?

Учитель должен идти в ногу со временем и владеть современными информационными технологиями, которые при грамотном их использовании позволят сэкономить время на подготовку к уроку, рационально распределить время на проверку работ и внеурочную деятельность, повысить интерес учеников к своему предмету, мотивировать их на высокие результаты. Современные информационные сервисы помогут учителю сделать урок более продуктивным, а совместную деятельность с учениками более увлекательной и интересной.

Рассмотрим, какие информационные технологии может использовать в своей педагогической деятельности преподаватель любой учебной дисциплины и для чего.

Дистанционные образовательные технологии:

  • Видеоконференция;
  • Дистанционное обучение с «СДО Русал»;
  • Учебно-сетевые проекты;
  • Применение облачных технологий в образовательном процессе;
  • Персональные сайты и блоги учителей.

Видеоконференции

Видеоконференция - это один из видов коммуникации, который позволяет открывать новые возможности по обмену информации между людьми. На сегодняшний день видеоконференция максимально приближает общение людей, находящихся на большом расстоянии, к живому разговор, повышая уровень восприятия собеседника за счет его визуализации.

Дистанционное обучение с «СДО РУСАЛ»

Разработанная в РУСАЛе технология электронного обучения является универсальной и с успехом используется в образовательных учреждениях. Доступ в систему дистанционного обучения (СДО) обеспечивается зарегистрированным пользователям с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Разрабатываемые преподавателями с использованием технологии электронного обучения РУСАЛ компьютерные средства обучения (курсы) размещаются в системе и становятся доступными всем ее пользователям. Курсы являются интерактивными, предполагают ведение учебного диалога с учителем (тьютором), выполнение текущих и итоговых контрольных заданий. В них широко используется анимация, звук и видео.

РУСАЛ предоставляет возможность разрабатывать и размещать учебные курсы по разным учебным дисциплинам, которые могут содержать как один урок, так и серию уроков по какому-либо разделу, с помощью тестовой оболочки можно создавать свои тесты. Помимо своего материала, можно пользоваться всеми разработками и тестами, которые находятся в базе «СДО РУСАЛ», т.е. были размещены другими учителями. Размещая свой материал, вы также можете сделать пометку о доступности материала только вашим ученикам или всем зарегистрированным желающим.

Учебно-сетевые проекты

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта.
Специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся в Сети может дать высокий педагогический результат. Эффективным является организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект.

Под сетевым (телекоммуникационным) проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.
В настоящее время предлагается достаточно большое количество социальных проектов для начальной школы. Учитель может организовать работу по выполнению заданий проекта во внеурочные часы, формируя и развивая таким образом УУД, которые не всегда получается в достаточной степени сформировать в рамках уроков.

Облачные технологии

Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий являются облачные технологии.

Под облачными технологиями (англ. cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.

Выделяют несколько преимуществ, связанных с использованием облачных технологий:

  • Доступность. Доступ к информации, хранящейся на облаке, может получить каждый, кто имеет компьютер, планшет, любое мобильное устройство, подключенное к сети интернет.
  • Мобильность. У пользователя нет постоянной привязанности к одному рабочему месту. Экономичность. Одним из важных преимуществ называют уменьшение затрат. Пользователю не надо покупать дорогостоящие, большие по вычислительной мощности компьютеры и ПО.
  • Гибкость. Все необходимые ресурсы предоставляются провайдером автоматически.
  • Высокая технологичность. Большие вычислительные мощности, которые предоставляются в распоряжение пользователя, которые можно использовать для хранения, анализа и обработки данных.
  • Надежность. Некоторые эксперты утверждают, что надежность, которую обеспечивают современные облачные вычисления, гораздо выше, чем надежность локальных ресурсов.

Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания. Внедрение облачных технологий не только снизит затраты на приобретение необходимого программного обеспечения, повысит качество и эффективность образовательного процесса, но и подготовит школьника к жизни в современном информационном обществе.

Облачные технологии позволяют организовать:

  • обмен информацией и документами, необходимыми для учебного процесса, среди учащихся и преподавателей;
  • проверку домашней работы;
  • консультирование по проектам и рефератам;
  • выполнение совместных проектов в группах: подготовку текстовых файлов и презентаций, организацию обсуждения и правки документов в режиме реального времени с другими соавторами;
  • публикацию результатов работы в Интернете в виде общедоступных веб-страниц;
  • выполнение практических заданий на обработку информационных объектов различных видов: форматирование и редактирование текста, создание таблиц и схем в текстовом редакторе.

Персональные сайты и блоги учителей

Сайт - это место во всемирной сети (Интернете), которое имеет свой адрес, собственного хозяина и состоит из отдельных веб-страниц, которые мы видим как одно целое.

Попробуем ответить на вопрос: зачем учителю нужен сайт?

  • Рассказать об учителе, как о человеке и специалисте. Учитель с помощью своего персонального сайта может рассказать о себе, пройденных курсах повышения квалификации, полученных дипломах, грамотах и других наградах, показать всем результаты своей педагогической деятельности.
  • Для учеников. Размещая на сайте интересные, познавательные материалы по какому-либо предмету можно вызывать у учеников дополнительный интерес к нему.
  • Для родителей. Через свой сайт учителю будет проще наладить процесс общения с родителями учеников. Например, можно создать специальный раздел для родителей, куда периодически добавлять новости или обращения к родителям.
  • Методическая копилка своих наработок. На созданном персональном сайте учитель может делать свою подборку образовательных материалов в самых различных видах. Будь то обычные файлы с конспектами уроков для скачивания (которыми могли бы воспользоваться как ваши ученики, так и коллеги) или сделанные лично вами видео или аудио уроки.
  • Выражение собственного мнения. На своем сайте учитель может публиковать свои статьи, выражающие его взгляды на те или иные вопросы, на воспитательный и образовательный процесс.
  • Общение с коллегами. Через свои сайты учителя могут делиться своим опытом, развиваться профессионально в кругу своих единомышленников.

Если создание и ведение персонального сайта учителю кажется сильно трудозатратным, то можно создать свой блог или блог своего проекта.

Блог — это тоже веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке.

Зачем учителю блог?

Учитель может использовать блог для решения очень многих профессиональных задач. Блог позволяет коллективно или в одиночку проводить рефлексию, систематизировать накопленный опыт, обобщать результаты самообразования, саморазвития, делиться результатами своего труда с коллегами-блогерами.

В нашей стране принято говорить, что образование сильно своими традициями. Что ж, нашей системе образования славных традиций не занимать, но между тем именно в ближайшее время ее ждут настолько глобальные перемены, что многие привычные установки будут изменены коренным образом. И мы, учителя, тоже ждем перемен.

Хочу привести одну цитату: «Важна не сумма знаний, а их качество и востребованность в жизни». В наших школах учащимся вменяется изучать большое количество предметов, которые очень трудно усвоить подавляющему большинству школьников. Имеется в виду не формальное прохождение материала, а вполне качественное его усвоение в объёме пусть даже только школьной программы. Именно невозможность для обычного школьника усвоить эту сумму знаний и приводит к поголовному завышению оценок в школах, формальному прохождению того или иного учебного предмета. Вот здесь-то положительную роль и может сыграть дистанционное образование. Дистанционное обучение - новая для нас, учителей, форма обучения. А если это новая, самостоятельная система, то и относиться к ней необходимо соответственно, изучать ее специфические особенности для эффективной работы в учебном процессе.

Проблема дистанционного образования не первый год дебатируется в отечественной специальной литературе, на страницах сети Интернет. Но все это, как правило, об организации ДО в высших учебных заведениях. Причем с начала 90-х годов в России количество образовательных учреждений, в той или иной степени использующих дистанционные образовательные технологии, стремительно растет. И как показывает уже накопленная практика, это перспективная модель, причем применительно как к вузовскому, так и к школьному образованию.

Нас учителей, как специалистов, занятых не управлением учебным процессом, а непосредственно им самим, волнуют педагогические проблемы, возникающие в процессе практического использования дистанционного обучения.

Методика применения дистанционных образовательных технологий определяет в первую очередь наличие учителей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде. Но у преподавателей средних общеобразовательных школ недостаточно сформирована готовность к использованию дистанционных образовательных технологий в своей педагогической деятельности. Более того, исследование показало, что многие из них даже не имеют представления о данной системе обучения. Вот результаты анкетирования учителей района на заседаниях методических объединений. Было опрошено 38 респондентов. Среди прочих были заданы следующие вопросы:

  1. Имеете ли Вы представление о дистанционных образовательных технологиях? («Да» - 45 %, «Нет» - 55 %)
  2. Знакомы ли Вы с нормативно-правовыми документами в области дистанционного образования? («Да» - 8 %, «Нет» - 82 %)
  3. Имеете ли Вы опыт преподавания с использованием дистанционных образовательных технологий? («Да» - 2 %, «Нет» - 98 %)
Ответы на заданные вопросы красноречиво свидетельствуют о необходимости просвещения и подготовки учительского состава к использованию новых технологий обучения, а также разработке практических методик использования элементов дистанционных образовательных технологий для различных форм обучения.

Интернет - это уже не призрак, это реальность, это перспектива. И потом, Интернет это все-таки инструмент молодых. По результатам Интернет-исследования, проведенного фондом «Общественное мнение» и Национальным Интернет-Сайтом www.strana.ru, выяснилось, что основную группу пользователей Интернетом (25%) составляют подростки. И именно на них нацелено использование новой технологии ДО. Все образовательные учреждения города и области уже имеют подключение к сети Интернет. А значит, недалек тот день, когда технология дистанционного образования станет реальностью для общеобразовательных школ. И мы должны об этом говорить, и мы должны быть к этому готовы.

Как может выглядеть модель дистанционного обучения в школьном образовании? С помощью курсов дистанционного обучения можно было бы значительно разнообразить направления профильного обучения, давая учащимся возможность более четкой профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. У учащихся был бы достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах. Но для того, чтобы обучение было качественным необходима подготовка квалифицированных специалистов. Такие курсы можно было бы создавать на базе других школ, вузов, колледжей и вести их могли бы подготовленные преподаватели соответствующего профиля. Новая система позволит учащемуся получить хорошую подготовку по выбранному предмету и тем самым сделает более комфортным поступление в ВУЗ. Погружение в предмет с помощью технологии дистанционного обучения даст возможность без ограничения времени близко познакомиться с научной и прикладной сферой выбранной области знания, поможет в профессиональном самоопределении. Пока же все большее число учащихся выпускных классов предпочитает переходить на обучение по экстернату, поскольку не имеют возможности совмещать полную сетку часов в школе с углубленным профильным курсом и подготовительные курсы в ВУЗе.

В последнее время все более широко в общеобразовательных школах, а особенно в старших классах, распространяется обучение по индивидуальным программам. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система, существующая в наших школах, тормозит интеллектуальное развитие ученика старших классов. Проведение 6-7 уроков по 45 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть нового знания, а затем выполнение домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубленного изучения предмета, более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения этой проблемы. А ведь формирование умений работать с информацией это одна из главных целей современного образования.

Медики бьют тревогу о здоровье подрастающего поколения, загруженность учащихся старших классов даёт печальные результаты. А ведь совершенно спокойно можно было бы большую часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для его осмысления, перенести на дистанционные формы, включая и возможные формы тестирования, контроля и необходимых консультаций. Замена классно-урочной деятельности на самостоятельные виды деятельности могло бы не только значительно разгрузить столь драгоценное дневное время ученика, но и создать условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а учителю дать возможность дополнительных консультаций тем учащихся, которые в этом нуждаются.

Дистанционное обучение решит проблемы для тех случаев, когда возникают трудности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения. Это дети-инвалиды, для которых посещение очной системы обучения вызывает затруднения, а также одаренные дети сельской местности, желающие повысить свой уровень знаний. Уже сейчас создаются специальные, автономные курсы дистанционного обучения по отдельным учебным предметам, разделам и темам программы, даже целые виртуальные школы. Эта модель обучения поможет заменить очную систему обучения и быть самодостаточной для получения качественного образования при условии грамотной ее организации. По данным ЮНЕСКО востребованность дистанционного обучения в России уже достаточна высока и среди взрослого населения, а также среди детей и подростков. И эта востребованность будет с годами расти, поскольку все большее число способных и талантливых ребят желают получить полноценное образование и углубить свои знания по отдельным предметам, будучи неудовлетворенными качеством образования на местном уровне.

Дистанционные технологии это инструмент для реализации основных принципов личностно ориентированного подхода обучения. Система предусматривает постоянное общение обучающихся как между собой, так и с преподавателем. Но это должно быть сотрудничеством, а не передачей знаний. В этой ситуации система образования должна перейти от авторитарных отношений учитель - ученик к отношениям сотрудничества партнер-учитель - партнер-ученик. При этом важно научиться осуществлять дифференциацию обучения. Данный подход предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь. Консультативная работа учителя крайне необходима для учащегося, так как на всех этапах изучения курса и выполнения практических работ возникают вопросы, требующие комментарий преподавателя.

Использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении способствует установлению более доверительных отношений между преподавателем и обучающимися, и, таким образом, индивидуализации обучения. Но необходимо, чтобы учебный процесс с использованием ДОТ должен быть организован таким образом, чтобы была своевременная связь между преподавателем и учеником. Ведь одной из особенностей дистанционного образования является возможность доработки выполненных индивидуальных заданий. Если учащийся недостаточно хорошо выполнил задание, то преподаватель может вернуть его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Это способствует развитию у обучающегося критического, продуктивного мышления. Однако и здесь могут быть проблемы, как только обучающиеся начнут сталкиваться с различными рода трудностями, техническими и психологическими, в том числе, такими как низкоскоростной Интернет, сбои в сети, неумение осуществлять самостоятельную учебную деятельность и другими, что приведет к отсеву на ранних этапах обучения. В этом случае необходимо создание благоприятного психологического климата, который в свою очередь зависит от профессиональной компетентности педагога, учета им психологических особенностей обучающихся, построения учебного процесса на принципах сотрудничества и взаимоуважения.

Итак, одной из главных проблем на данном этапе является неготовность преподавательского состава школ в большинстве своем к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме. Поэтому необходимо проводить обсуждения данной темы, изучать нормативно-правовые документы в области дистанционного образования, обмениваться опытом проведения курсов ДО, рассматривать проблемы, возникающие в ходе разработки и проведения курсов, проводить мастер-классы по созданию курсов ДО, т.е. создавать тесное сотрудничество, представляя возможность каждому педагогу в отдельности и совместно думать, размышлять, готовиться к новому этапу в области образования. И немаловажную роль в этом должны сыграть учителя информатики общеобразовательных школ. Ведь в век информационных технологий каждый педагог должен уметь:

  • вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах;
  • организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий;
  • использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.
Много «но» в новой системе педагогических технологий дистанционного обучения, но сразу приходит мысль, что идеальной системы образования быть не может, поэтому нужно выбирать из двух зол то, которое меньше... Дистанционное образование - это меньшее зло. Лишь бы не получилось по принципу: хотели как лучше, а получилось...

Но в принципе, любую идею можно обратить во вред ребенку, если отнестись к ней формально. В организации дистанционного обучения абсолютно все будет зависеть от конкретной школы, ее руководителей, учителей и самих учащихся. Главное самим не создавать дополнительные проблемы, а стараться грамотно и своевременно решать те из них, которые связаны с дальнейшим развитием образования, так как именно квалифицированное образование даёт основные ценности для человека в век информационных технологий.