Конвои дервиш. Конвой, прорвавшийся сквозь время. Ближнее и дальнее охранение

Евгений Касевин, специально для Russia Beyond The Headlines, май 2015

В год, когда мир отмечает 70-ю годовщину окончания Второй мировой войны, мы вспоминаем героическую историю Полярных конвоев, когда в период сотрудничества между Россией и Великобританией, сквозь коварные штормы ледяных морей, в Россию были доставлены более четырёх миллионов тонн жизненно важных грузов.

За четыре года конвоев, на дно арктических вод ушли 87 торговых судна и 18 военных кораблей. Более 3000 моряков-союзников погибли. Это их история.

ОПЕРАЦИЯ «БАРБАРОССА»

Когда Адольф Гитлер запустил свой Блицкриг на Советский Союз в 22 июня 1941 года под кодовым названием «Барбаросса», Великобритания больше не стояла в одиночестве против фашистской угрозы. Отложив свою пожизненную антипатию к большевизму, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль организовал срочные морские поставки материалов в Россию. По самому опасному пути арктических морей, между 1941 и 1945 годами, Полярные конвои доставляли танки, истребители, топливо, боеприпасы, сырьё и продовольствия в северные порты Советского Союза.

В тот-же день, с искренностью, пусть и прагматично, Черчилль выступил по радио со следующими словами:

Мы должны оказать России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы должны призвать всех наших друзей и союзников во всех частях света придерживаться аналогичного курса и проводить его так же стойко и неуклонно, как это будем делать мы, до самого конца.

Известные как “Полярные” , “Арктические” , “Русские” , или по-матросски “Мурманский Рейс” , эти конвои были частью программы «Ленд-Лиз», по которой Соединенные Штаты Америки снабжали Францию, Великобританию, Китай, СССР и другие союзные страны. Программа началась в марте 1941 года и завершилась в сентябре 1945 года. Поставки в Советский Союз также шли по суше через Персидский коридор и Дальний Восток России через Тихий Океан.


Карта пути Полярных конвоев из Клайд (Шотландия) в Мурманск.

Кратчайший путь в Россию лежал по направлению к северным портам Мурманска и Архангельска, из Исландии и (с сентября 1942) Лох-Ю в Шотландии, мимо оккупированной фашистами Норвегии. Торговые корабли осуществляли поставки в сопровождении крейсеров и эсминцев Королевского военно-морского флота Великобритании, США и других союзников.

ДЕБЮТ КОНВОЯ «ДЕРВИШ»

Первый Полярный конвой, под кодовым названием Операция «Дервиш», отправился из Хвалфьорда в Исландии 21 августа 1941 года, и прибыл в порт Архангельска 31 августа.

Конвой состоял из шести торговых судов, загруженных сырьём и 15-ю истребителями «Хоукер Харрикейн». Его сопровождали британские эсминцы «Электра», «Активный» и «Импульсивный»; три минных тральщика «Альцион», «Саламандра» и «Гончий»; три противолодочных траулера «Гамлет», «Макбет» и «Офелия», с дополнительно отдаленной защитой тяжёлого крейсера «Шропшир» и эсминцев «Матабеле», «Пенджаби» и «Сомали». Тогда же, авианосец «Аргус» доставил 24 истребителя «Хоукер Харрикейн» 151-го авиаполка ВВС Великобритании на аэродром Ваенга на Кольском полуострове, недалеко от Мурманска. Некоторые из 39-и доставленных «Дервишем» истребителей, пилотируемые советсткими лётчиками, участвовали в обороне Москвы в период с октября 1941 года по январь 1942.

Торговые корабли выстраиваются для выхода в Россию из Хваль-фьорд, Исландия.

Всем, кто ходил с «Дервишем» очень повезло. Первый конвой не понёс потерь т.к. нацисты не знали о его существовании.

В последствии, каждый конвой имел в своём названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ <номер> на пути в СССР и QP <номер> на обратном пути. Эта аббревиатура произошла от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P. Q. Edwards), организующего конвои.

С декабря 1942 года, после PQ18 (сентябрь 1942) и QP15 (ноябрь 1942), конвои кодировались как JW <начиная с 51> в СССР и РА <номер> обратно.

СУРОВЫЕ МОРЯ

Помимо немецко-фашистских военных кораблей, подводных лодок и самолетов Люфтваффе, конвоям препятствовал ещё один жестокий противник: стихия. Для начала, это были резкие и непредсказуемые арктические штормы. Температура воздуха достигала настолько низких градусов, что волны попадающие на борт корабля быстро замерзали, увеличивая общий вес. Морякам приходилось бороться с постоянным обледенением палуб с такими орудиями, как топор и паровые шланги. Иначе, корабль не выдерживал тяжести льда и опрокидывался.

Билл Смит - участник конвоев на сторожевом «Сорока» (HMS Magpie).

Море было жестоким, с волнами 30 футов (9 метров) и выше. Когда мы встречали шторм в Атлантике, мы просто проходили его насквозь. Но в Арктике, к востоку от острова Медвежий, проход был очень узким, и мы должны были идти прямо на восток, без изменений маршрута. Это означало, что нас раскачивало влево и вправо под 30 градусов.

Подступ к орудиям и глубинным бомбам лежал через палубу, покрытую льдом и снегом. Мы привязывали себя верёвками к кораблю, с одним концом на спасательный круг, постепенно передвигаясь по кормовой, когда корабль был устойчивым. Когда же шла волна, наши ноги покидали палубу, и мы подвисали над морем на 30 градусов. Корабль замирал на несколько секунд, и затем возвращался на своё место. Или опрокидывался, что тоже бывало.

Температура воздуха достигала до 20 градусов ниже нуля. Наши брови и ресницы замерзали, и глаза болели от ветра. Когда мы возвращались с палубы вниз, с нас стекало около трёх дюймов (7.62 см) конденсированной воды. У тех постарше, с торчащими волосами из носа, волосы замерзали и торчали, как иглы. У многих возвращающихся с вахты, лица были в крови после того, как они не думая потирали себе носы в надежде разогреться.

Главным тогда было расчищать верхнюю палубу ото льда и снега, чтобы корабль не перевернулся.

Два из 78-и конвоев обернулись в лучшую и худшую из героических миссий.

Фатальная ошибка

Уинстон Черчилль предсказал Полярные конвои, как “самое ужасное путешествие в мире” . В военно-морской истории, невероятная беда постигла конвой PQ17.

Конвой вышел из Исландии 27 июня 1942 года направлением на Архангельск. Состоял из 36 торговых судов, везущих 297 самолетов, 594 танков, 4246 грузовых автомобилей и прицепов, и 150 тысяч тонн военного и общего груза. Это был самый крупный конвой, когда-либо шедший в Россию.

Его сопровождали шесть эсминцев, четыре сторожевых, три тральщика, четыре траулера, два зенитных корабля, и две подводные лодки.

Самой большой угрозой для Королевского военно-морского флота в то время был немецкий линкор «Тирпиц», с основной батареей из восьми 15-дюймовых (38 см) орудий, по два на четырёх башнях. В январе 1942 года, «Тирпиц» был размещён в Норвегии с целью подготовки к атакам на конвои.

В марте 1942 года, «Тирпиц» запустил свою первую атаку на конвой PQ12, но плохая погода помешала и атака не удалась. Позже, германский флот, Кригсмарине, задумал операцию Rösselsprung (ход конём) - план приведения в действие «Тирпиц» против следующего конвоя PQ17.

4 июля, из Норвегии поступило сообщение в Адмиралтейство Лондона, о том, что «Тирпиц» сдвинулся с места предыдущим днём. Опасаясь нападения на конвой, главнокомандующий Королевскими ВМФ сэр Дадли Паунд , отозвал назад сопровождающие конвой военные корабли, а конвою отдал приказ рассеяться и продолжить свой курс в Россию.

Это была ошибка исторических пропорций, с фатальными последствиями. «Тирпиц» был просто перемещён севернее, без каких-либо планов атаки конвоя.

Полностью открытый фашистским бомбардировщикам, истребителям и подводным лодкам, без всякого сопровождения, PQ17 постепенно разрушался. К 22 июля, только 11 из 36 торговых судов конвоя достигли Архангельска, доставив 70 тысяч тонн - менее половины ожидаемого груза.

В своей военной летописи «Вторая мировая война», Черчилль упоминает конвой PQ17, как “один из самых печальных военно-морских эпизодов за всю войну.” Американский адмирал Дэн Галлери , в своих мемуарах, был более прямолинеен, назвав бедствие “позорной страницей военно-морской истории.”

Анатолий Лифшиц - ветеран конвоев, капитан 1-го ранга. Санкт-Петербург.

Однажды, это было 13 июля 1942 года, наш корабль находился во внешнем дозоре на подступах к Кольскому заливу – главной базе Северного флота. Погода была на редкость хорошая: штиль, солнце.

Внезапно на мостике появился шифровальщик с телеграммой. Командир корабля капитан 3 ранга В.Кондратьев прочитал телеграмму, передал её мне и приказал – «Штурман – проложите курс». Телеграмма гласила «Командиру «СКР-32». Наша ПЛ К-22 при выходе на позицию обнаружила в точке Ш 70015’; Д 34050’ спасательный бот с большим количеством моряков, терпящих бедствие. Найти бот, спасти людей. Командующий флотом».

Точка с координатами, упомянутыми в телеграмме, отстояла от места СКР-32 примерно на 30 миль к северу, немногим более трёх часов хода для мобилизованного рыболовного траулера, весьма тихоходного. Корабль лёг на рассчитанный курс и, действительно, через три с небольшим часа обнаружил в указанном районе довольно большой спасательный бот, полный замерзающих людей, всего около 50 человек, которые, как оказалось, провели в Баренцевом море несколько суток. Некоторые были в бессознательном состоянии. Всех их подняли на борт, напоили спиртом, переодели, отогрели. Корабль взял курс на Полярное.

Спасённые оказались моряками с торпедированного ещё 5 июля транспорта «Болтон Кастл» (Bolton Castle), который входил в состав конвоя PQ17.

Отогревшись, спасённые заговорили и рассказали свою тяжёлую историю. К нашей радости оказалось, что среди них было и 6 русских моряков, которые пережили трагедию гибели дважды.

За месяц до этого они шли на русском транспорте из Архангельска в Англию. Корабль был атакован немецкой авиацией и потоплен. Часть команды, примерно 18-20 человек, спаслась и была доставлена в Исландию в Рейкьявик, где их поместили в госпиталь.

Затем их отправили обратно в Россию на борту «Болтон Кастл». И снова гибель корабля, после которой их осталось всего шестеро. Вдобавок находясь в полусознательном состоянии, они сразу не смогли правильно сориентироваться, боялись, что попали в руки противника. И лишь спустя 5-6 часов, опознав русскую речь, рассказали свою историю.

«СКР-32» пришёл в Полярное и все спасенные были помещены в Военно-Морской госпиталь, где получили необходимый уход и лечение, после чего все возвратились в строй. Иностранные моряки ушли на запад с очередным конвоем. Русские вошли в строй моряков торгового флота. Команда «СКР-32» была удовлетворена тем, что участвовала в спасении хотя бы части из большого числа моряков, причастных к трагедии конвоя PQ17.

Морская слава

Моряки крейсера «Белфаст» передразнивают нацистов на палубе корабля, перед выходом на битву у мыса Нордкап.

Конвой JW55B стал полным успехом для Королевского ВМФ. Известный, как Битва на мысе Нордкап, конвой был также разработан в качестве отвлекающего манёвра против германского крейсер «Шарнхорст», вооруженного девятью 11-дюймовыми (28 см) пушками на трёх башнях.

Конвой состоял из 19 торговых судов, и вышел из Лох-Ю 22 декабря 1943 года в сопровождении близкого эскорта двух сторожевых «Бурачник» и «Лакфиоль» и двух тральщиков «Гончий» и «Гидра». Также были задействованы миноносцы «Уайтхолл» и «Борец», тральщик «Глинер» и сторожевые «Жимолость» и «Примула».

Позже, дополнительная поддержка была предоставлена Вице-адмиралом Робертом Барнеттом , сопровождающим возвращающийся из России РА55A, с крейсерами «Белфаст», «Норфолк» и «Шеффилд». В то же время, ожидая и надеясь, что «Шарнхорст» попытается напасть на JW55B, Адмирал Брюс Фрейзер был на пути к острову Медвежий из Исландии, с линкором «Герцог Йоркский» и крейсером «Ямайка».

«Шарнхорст», под командованием контр-адмирала Эриха Бей , и пять эсминцев вышел из северной Норвегии в канун Рождества.

На следующее утро, 26 декабря, когда вражеский флот направился на перехват, JW55B был примерно в 50-ти милях к югу от острова Медвежий.

В 9 часов утра, «Белфаст» обнаружил «Шарнхорст» на расстоянии около 30 миль к востоку от конвоя. «Норфолк» подоспел и ударил по «Шарнхорсту», когда тот двинулся на север, поближе к конвою. Ожидая этого момента, вице-адмирал Барнетт продолжил вести свою эскадру ближе к конвою, и когда «Белфаст» приблизился к «Шарнхорсту», все три крейсера открыли огонь. «Шарнхорст» был подбит, а «Норфолк» повреждён 11-дюймовым снарядом «Шарнхорста». К этому времени, немецкий линейный крейсер направлялся на юг от конвоя, и адмирал Фрейзер был в состоянии перехватить его отступление.

Вскоре после 16:00, три крейсера окружили немецкий линкор, и в 16:50 «Белфаст» осветил «Шарнхорст» парашютными осветительными снарядами. Крейсера Барнетта заняли позицию с одной стороны, а «Герцог Йоркский» и «Ямайка» с другой. «Шарнхорст» был серьёзно повреждён атакой «Ямайки» и «Герцога Йоркского». Массивный торпедный удар остальных крейсеров и эсминцев, 11 из которых достигли своей цели, добили германский линкор.

«Шарнхорст» ушёл ко дну вскоре после 19:30, 26 декабря 1942 года. Из 1932 человек экипажа, были спасены только 36.

Тед Кордери - служил на крейсере «Белфаст». Участник битвы у мыса Нордкап.

Два дня мы следили за «Шарнхорстом». В конечном итоге, мы утопили его.

Я выстрелил три торпеды в «Шарнхорст». Было так темно, я не видел попал или нет. Но, он пошёл на дно вскоре после этого.

И, когда он пошёл на дно, я заплакал. На нём было две тысячи человек. Все с матерями, братьями, сёстрами, жёнами… И я подумал, - какая бессмыслица!

Но, учитывая обстоятельства, это могли бы быть мы.

Немногие из моряков, участвующих в этом сражении знали, что до войны, вице-адмирал Роберт Барнетт «Белфаста» и контр-адмирал Эрих Бей «Шарнхорста» дружили семьями, и навещали друг к друга в отпусках.

ЭПИЛОГ

Всего, 78 входящих и исходящих конвоев совершили «Мурманский Рейс» с августа 1941-го года по май 1945-го. Они доставили более 4 млн тонн груза в Россию, включая: 7000 самолётов, 5000 танков, грузовики, шины, топливо, продовольствие, медикаменты, одежду, металлы и другие сырьевые материалы.

В Полярных конвоях, как в битве за Британию летом 1940 года, участвовало сравнительно мало военнослужащих. Но, как и в этой вышеуказанной битве за небо Англии, наша задолженность тем нескольким тысячам мужчин, кто служили в конвоях - огромна. Их дружба с Россией, скованная мужеством и самопожертвованием живёт и по сей день.

Для России и Великобритании, Полярные конвои должны служить прочным символом героической сплочённости в совместной борьбе против общего врага - фашизма.

Редакция: Илья Кроль, Ник Холдсуорт, Евгений Касевин . Фотографии: Имперский военный музей (Лондон), Александр Зубков (Санкт-Петербург), waralbum.ru .
© 2015 Russia Beyond The Headlines. Все права защищены.

Ровно 75 лет назад, 31 августа 1941 года, в Архангельск прибыл первый морской конвой из США и Великобритании с боевой техникой и стратегическим сырьем. За четыре года войны арктические конвои привезли в СССР около 4,5 млн тонн грузов, в том числе — около 5 тысяч танков и 7 тысяч самолетов.

Идти приходилось по пустынным районам Арктики, где бушевали постоянные шторма. Сегодня в Архангельске в память о моряках из СССР и стран-союзников, которые погибли при доставке очень нужных СССР грузов, на воду будут спущены венки.

Счастливый "Дервиш"

Самый первый конвой, получивший название "Дервиш", вышел из Ливерпуля 12 августа и после короткой остановки в Исландии прибыл в СССР без приключений. Семь судов благополучно доставили на берег 15 истребителей "Харрикейн", тысячи магнитных бомб и глубинных мин и множество других полезных для войны грузов.

Охрана во главе с авианосцами "Аргус" и "Викториес" была куда многочисленнее самого каравана. Но немцы не обнаружили эту внушительную армаду.

Переговоры

После того, как Гитлер напал на Советский Союз, президент США Франклин Рузвельт предложил Иосифу Сталину военную помощь. Соединенные Штаты тогда еще не находились в состоянии войны с Третьим рейхом, но оказывали поддержку всем странам, воюющим с нацистами. Например, Великобритании.

Ближайший соратник Рузвельта Гарри Гопкинс прибыл в Москву и вечером 28 июля 1941 года в Кремле передал личное послание Рузвельта Сталину. Стороны договорились о начале поставок и определили путь, по которому помощь должна была поступать.

Окончательно о конвоях стороны договорились на нескольких встречах в Москве в конце сентября — начале октября 1941 года. Основными переговорщиками были нарком обороны Сталин, американский дипломат и промышленник Уильям Гарриман, а также британский дипломат и бизнесмен Уильям Бивербрук.

Поиск морских путей

Мединский назвал уникальным опыт сотрудничества союзников во Второй мировой Об этом глава Минкультуры заявил в обращении к участникам форума "Во славу Флота и Отечества!" посвященного 75-летию прихода первого арктического союзного конвоя "Дервиш", перевозившего грузы для СССР по программе ленд-лиза.

Морские поставки военных грузов через Черное и Балтийское моря были к тому времени исключены — враг рвался к Крыму и стенам Ленинграда. Наиболее безопасным был тихоокеанский вариант, через Владивосток. Однако путь по нему занимал около двадцати суток, после чего грузы надо было транспортировать по Транссибу через всю страну.

Иранский вариант был еще длиннее: грузы с восточного побережья США шли вокруг Африки в порты Ирана более полутора месяцев. После этого их надо было долго везти.

Самым коротким путем оказался арктический маршрут. Путь кораблей из Великобритании на север СССР занимал около двух недель. Но Советский Союз не располагал в этом регионе флотом, который был бы в состоянии перевезти полмиллиона тонн военных грузов (именно о такой цифре договорились союзники).

Поэтому главную тяжесть морских арктических перевозок и их охрану взяли на себя английские моряки. Их зона ответственности пролегала до острова Медвежий в западной части Баренцева моря.

Восточнее его в дело вступали советские моряки и летчики. На Северный флот под командованием контр-адмирала Арсения Головко возлагалось уничтожение германских подводных лодок и надводных кораблей в своей зоне ответственности, а также встреча и отправка конвоев.

От Британии через Исландию

После "Дервиша", проторившего путь на север СССР, следующие караваны получили аббревиатуру PQ (по имени британского офицера П.К.Эдвардса, формировавшего их) и порядковые номера. Плывущие в обратном направлении именовались QP.

Караваны формировались в британских портах и, дозаправившись топливом в Исландии, которая с 1940 года была оккупирована Великобританией и США, плыли в северные советские порты.

Мурманск, как незамерзающий порт, был и ближе и удобнее. Но всю осень 1941 года вокруг него кипели бои. Поэтому первые пять PQ шли дальше — через Белое море, к Архангельску.

Несмотря на то, что дно городского порта было значительно углублено, к зиме стало понятно, что сквозь льды караванам не пробиться. Поэтому шестой PQ был направлен в конце 1941 года уже в Мурманск.

Ближнее и дальнее охранение

Как правило, в арктический конвой входило семь-восемь транспортов с грузами, которые шли короткими кильватерными колоннами, постоянно меняющими курс, чтобы затруднить атаку подводных лодок.

Ближнее прикрытие составляли небольшие боевые корабли — эсминцы и тральщики. В их задачу входила борьба с субмаринами и поиск морских мин.

Дальний эскорт в лице тяжелых крейсеров держался ближе к вражескому берегу и прикрывал конвой от прорыва вражеских надводных кораблей и налетов авиации.

Покончить с арктическими перевозками

До поры до времени все шло хорошо. Самый опасный участок пути проходил в тот период, когда караван огибал Норвегию, оккупированную Германией. В ее фиордах таились не только быстроходные морские охотники и эсминцы, но и головная боль Британского адмиралтейства — линкор "Тирпиц" водоизмещением в 53 тысячи с половиной тонн.

© Фото: Public domain Линкор "Тирпиц" в норвежском Альтен-фьорде


Первый тревожный звонок для союзников прозвенел в начале 1942 года, когда 2 января немецкая подлодка U-134 потопила торговое судно "Вазиристан" из состава каравана PQ-7а. 17 января U-454 пустила на дно эсминец "Мотабеле" из состава конвоя PQ-8. Из экипажа удалось спастись лишь двум матросам. Это была первая потеря среди боевых кораблей Великобритании. Но не последняя.

Обеспокоенные активностью британского флота в Северной Атлантике и Баренцевом море немцы решили покончить с арктическими перевозками, усилив свой флот в Норвегии линкором "Шарнхорстом", тяжелыми крейсерами "Адмирал Шеер", "Лютцов", "Хиппер", а также более дюжиной подводных лодок.

Жертва немецких кораблей

Несколько российских городов поприветствуют старейший ледокол "Красин" В Калининграде свое приветствие ледоколу "Красин" отправят научно-исследовательское судно (НИС) "Витязь", средний рыболовный траулер СРТ-129 и субмарина Б-412, которые, также как и "Красин", являются экспонатами музея.

С конца февраля 1942 года немецкие корабли во главе с "Тирпицем" стали регулярно выходить в океан на перехват конвоев. Появились жертвы и среди советских моряков.

7 марта немецкий эсминец потопил грузовой пароход "Ижора" с грузом досок, идущий из Мурманска в Рейкьявик и отставший от каравана QP-8. При этом груз судна долго не давал расстреливаемому судну утонуть. В итоге несчастный лесовоз был уничтожен в упор глубинными бомбами.

Но погибла "Ижора" не зря. Корабли очередного союзного конвоя получили сигнал бедствия с парохода и смогли избежать нежелательной встречи с "Тирпицем".

Затонувшее золото СССР

Однако Германия не оставляла попыток сорвать северные перевозки. Несчастливой стала цифра 13 для очередного РQ, который по пути в Мурманск лишился пяти транспортов и одного корабля охранения. РQ-14 потерял одно судно, РQ-15 — три.

РQ-16 пришел в Мурманск без семи потопленных транспортов. 30 апреля 1942 года U-456 отправила на дно легкий британский крейсер "Эдинбург", который во главе конвоя QP-11 перевозил на своем борту 465 золотых слитков общим весом в пять с половиной тонн.

Золото предназначалось в уплату СССР ленд-лизовских поставок сверх нормы. После войны ценный груз был поднят с океанского дна и поделен между Великобританией и Советским Союзом. В ходе боя был потоплен немецкий эсминец "Герман Шерман".

Катастрофа каравана PQ-17

Британская принцесса Анна прибыла в Архангельск на 75-летие конвоя "Дервиш" Представители королевской семьи во вторник и в среду примут участие в торжествах в честь 75-летия конвоя "Дервиш" - почтут память погибших участников конвоя, а также примут участие в официальных и культурных мероприятиях.

Наибольший успех кригсмарине одержали в случае с караваном PQ-17 в ходе операции "Ход конем". Нацисты планировали уничтожить вышедший 27 июня 1942 года конвой совместными усилиями своих подлодок, надводных кораблей и пикирующих бомбардировщиков. "Конем" должен был стать "Тирпиц", пугало британского флота.

В английском адмиралтействе, получив сведения о выходе грозного линкора на перехват PQ-17, не нашли ничего лучше, как приказать каравану рассеяться. Крейсерам же порекомендовали повернуть назад во избежание неизбежных потерь в случае боя с "Тирпицем".


Немцы, узнав о том, что корабли эскорта ушли, вернули "Тирпиц" на место стоянки. Беззащитный конвой они преследовали с помощью подлодок и авиации. В итоге потери PQ-17 оказались катастрофическими. Было потоплено 22 транспорта, большую часть которого торпедировали германские подводники. Потери немцев составили 11 самолетов.

В попытке одержать легкую победу

Орлов: нужно хранить память о подвиге моряков антигитлеровской коалиции Форум «Во славу Флота и Отечества!» посвящен празднованию 75-летия прихода в порт Архангельск первого арктического союзного конвоя «Дервиш», перевозившего грузы для СССР по программе ленд-лиза. © Фото: Public domain

Неудача "Адмирала Хиппера"

Следующий назывался JW-51B и вышел он спустя несколько месяцев после предыдущего, 22 декабря 1942 года. 31 декабря в Баренцевом море арктический караван подвергся нападению двух тяжелых германских крейсеров "Адмирал Хиппер" и "Лютцов".

В ходе ожесточенного морского боя англичане потеряли два боевых корабля — эсминец и тральщик. У немцев был потоплен эсминец и тяжело поврежден "Адмирал Хиппер". JW-51B благополучно прибыл в СССР, не потеряв ни одного транспортного судна.

В Архангельске открылась выставка "Полет над Арктикой сквозь время" Тематическая выставка "Полет над Арктикой сквозь время", посвященная празднованию 75-летия прихода в Архангельск первого союзного конвоя "Дервиш", открылась в главном корпусе Северного Арктического федерального университета.

Зимнее море штормило, и маленькие эсминцы кидало так, что на "Шарнхорсте" попросили командование отослать эскадренные миноносцы на базу. Это была ошибка германских моряков. Нарушив радиомолчание и оставшись один, в условиях непогоды "Шарнхорст" вышел прямо на английские крейсера во главе с линкором "Дюк оф Йорк".

В ходе трехчасового боя комендорам "Дюк оф Йорка" удалось повредить машинную установку немецкого линкора и затормозить его ход. После чего неподвижный "Шарнхорст" был расстрелян торпедами и затонул. Из почти двух тысяч человек экипажа удалось спастись только 36 матросам, которых подобрали английские моряки.

12 августа 1941 года из бухты Лох-Эве (Великобритания) вышел небольшой караван судов, в составе шести британских и одного датского судна. В сопровождении конвоя следовали корабль противовоздушной обороны (ПВО), эсминец и пять вооруженных траулеров. Для дальнего прикрытия каравана в море вышла авианосно-крейсерская группа в составе авианосца «Victirious», двух крейсеров и трех эсминцев. В Адмиралтействе операция по проводке этого каравана получила наименование «Дервиш» (позднее получил буквенную литеру PQ-0*). Конвой благополучно прибыл в Исландию, откуда 21 августа 1941 года взял курс на Архангельск.

31 августа 1941 года в 16.45 конвой «Дервиш» прибыл к Северо-Двинскому маяку . Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой прибыл в Архангельск без потерь. Танкер «Алдерсдейл» проследовал в порт Молотовск (Северодвинск), к нефтебазе, где его разгрузили. Транспорты были проведены лоцманами в порт и поставлены к причалам Архангельского порта под разгрузку. Британские транспорты «Нью Вестминстер Сити», «Ланкастриен Принс», «Трехата», «Эсне» и голландское судно «Алчиба» разгружались в грузовом районе Бакарица, а «Лланстефан Касл» поставили к причалу Красной пристани, в центре города.

На судне «Лланстефан Касл» прибыли летчики и обслуживающий персонал в количестве 524 человек (30 офицеров, 37 унтер-офицеров и 457 рядовых). Это были военнослужащие 151 авиакрыла Британских Королевских военно-воздушных сил, сформированного в Великобритании в июле 1941 года, в составе двух эскадрилий.

На транспортах конвоя было доставлено 10000 тонн каучука, 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 1500 тонн форменных ботинок, 15 истребителей типа «Харрикейн» в разобранном состоянии (часть – на судах, в контейнерах, а часть – на борту авианосца) и множество другого необходимого на фронте военного снаряжения и оборудования.

Англичан расселили на пришвартованном к Кегострову старом колесном пароходе, а мастерские кегостровского аэродрома были превращены в маленький авиационный завод. Началась сборка истребителей. Уже к 12 сентября все 15 самолетов были собраны и переброшены под Мурманск, на аэродром Ваенга, где стало базироваться 151-е авиакрыло Британских Королевских военно-воздушных сил.

28 сентября 1941 года из Архангельского порта в Великобританию вышел первый обратный союзный конвой QP-1, состоявший из пяти британских и одного датского транспорта, прибывших с конвоем «Дервиш», 7 советских судов. Все транспорты были загружены пиленым лесом и рудой. 9 октября конвой QP-1 благополучно прибыл в Великобританию, в бухту Скапа-Флоу. Все транспортные суда, входившие в состав конвоя «Дервиш», без потерь вернулись в Британское королевство.

«Дервиш» положил начало арктическим конвоям, доставлявшим в Советский Союз военное снаряжение, технику, продовольствие. Всего в Архангельск за 4 года пришли 40 конвоев, доставивших свыше 2 млн. тонн стратегических грузов по программе ленд-лиза. За годы войны в Арктике погибло 126 союзных кораблей. Успех морских операций давался большой ценой. Наиболее трагическая судьба постигла конвой PQ-17 в июле 1942 года. Из 37 кораблей до северных портов Советского Союза добралось лишь 11. Из них 6 - в Архангельск и один в Молотовск (Северодвинск).

*) До конца 1942 года конвои обозначались индексом PQ, а те, что шли в обратном направлении, на запад, - QP. Потом и до конца войны стали именовать JW и RA. Восточные конвои, шедшие Северным морским путем с Дальнего Востока в Архангельск и Мурманск, кодировались отдельно.

Библиография Ссылки Иллюстративный материал Видеоматериал

  • ➤ Супрун, М.Н. Судьба войны на море решалась в Арктике // Правда Севера.- 2016. - №17. - С. 24-26.
  • ➤ Голышева, В.Г. Воспоминания об Арктических конвоях = A Flashback to the Arctic Convoys. - Архангельск: САФУ, 2014. – 234 с.
  • ➤ Dervish. Первый Арктический конвой союзников: . - Архангельск: Гефест, 2011. - 1 обл. (16 отд. л.)
  • ➤ Барашков, Ю.А. Арктические конвои "В настроении" Гленна Миллера. История из первых уст = Arctic Convoys "In the Mood" of Glenn Miller. The history from their own lips: книга-альбом/ [Юрий Барашков; приняли участие: Сергей Альбицкий и др., Peter Bonely и др. ; пер.: Г. Рудакова и др. ; предисл.: проф., канд. ист. наук А. Куратов]. – 2011. - 212 с.
  • ➤ Брызгалов, Виктор Васильевич. Конвой "Дервиш": реалии 1941 года // Известия Русского Севера. - 2011. - № 6. - С. 25-29.
  • ➤ Тараканов, Константин. От первого конвоя: Архангельск был перевалочной базой грузов по ленд-лизу / К. Тараканов // Волна. - 2005. - 19-25 авг. - С. 16.
  • ➤ Барашков, Юрий Анатольевич. Дервиш: альбом / Юрий Барашков. - Архангельск: М"арт, 2002?. - 43 с.
  • ➤ Брызгалов, Виктор Васильевич. "Дервиш" - первый союзный конвой в Советский Союз // Защитники Отечества: Материалы XI обл. обществ.-науч. чтений по воен.-ист. тематике. - Архангельск, 2002. - С. 23-28.
  • ➤ Война в Арктике (1939 - 1945 гг.) : [Материалы междунар. науч. конф., Архангельск, 29 авг. - 2 сент. 2000 г. / Сост. и науч. ред. М. Н. Супрун]. - Архангельск: Изд-во "Правда Севера", 2001. - 365, с.
  • ➤ К юбилею "Дервиша" : 12 авг. 1941 г. из Ливерпуля вышел конвой в составе британ. и 1 дат. судна в сопровождении эскорта // Наш Север. - 2001. - N 6. - С. 94-95.
  • ➤ Супрун, М.Н. Ленд-лиз и северные конвои,1941-1945 гг. - М. : Андреевский флаг, 1997. - 364 с.

), для заправки топливом. После короткой остановки в Хлафьордуре, 21 августа 1941 года конвой направился в Архангельск . Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года .

Состав конвоя

Конвой состоял из 5 английских судов и 1 голландского судна, загруженных стратегически важным сырьём (10 000 тонн каучука, 1 500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и множество другого инвентаря и оборудования) и военной техникой (3 800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн », в разобранном состоянии), а также одного вспомогательного судна «Олдерсдейл», загруженного топливом.

Грузовые суда

Грузовые суда, тоннажем свыше 1 900 тонн :

Список грузовых судов конвоя «Дервиш»
№ п/п Название судна
русское
Название судна
английское
Тип судна Страна флага № в
ордере (CR)
Тоннаж
(брт)
Год закладки Груз Экипаж/потери Дополнительная информация
1 «Альчиба» SS Alchiba грузовое судно Российская империя Российская империя 23 4427 1920 Стратегический груз Вышел из порта Ливерпуль 12 августа, прибыл в Архангельск 1 сентября в 15:00.
2 «Олдерсдейл» RFA Aldersdale (X34) флотский танкер Великобритания Великобритания -- 8402 1937 Топливо 15 августа, покинул Сейдисфьордюр (Исландия), прибыл в Хвалфьордур 16 августа 1941 года, в этот же день покинул порт с судами конвоя.
3 «Ланкастриан Принс» SS Lancastrian Prince грузовое судно Великобритания Великобритания 12 1914 1940 Стратегический груз Вышел из порта Ливерпуль 12 августа, прибыл в Архангельск 31 августа в 21:30.
4 «Ланстефан Кэстл» SS Llanstephan Castle грузовое судно Великобритания Великобритания 21 11348 1914 Стратегический груз Через Скапа-Флоу и Хвалфьордур. На борту находились два журналиста и художник Феликс Топольский. Также на борту судна находился персонал и оборудование, включая 15 разобранных истребителей «Харрикейн Mk IIB » из 151-го авиакрыла прибыл в Архангельск 1 сентября в 22:00.
5 «Нью Вестминстер Сити» SS New Westminster City грузовое судно Великобритания Великобритания 11 4747 1929 Стратегический груз Прибыл в Архангельск 31 августа в 22:00.
6 «Трехата» SS Trehata грузовое судно Великобритания Великобритания 13 4817 1928 Стратегический груз Вышел из порта Ливерпуль 12 августа, прибыл в Архангельск 31 августа в 21:00.
7 «Эшен» SS Esneh грузовое судно Великобритания Великобритания 22 1931 1919 Стратегический груз Вышел из порта Скапа-Флоу 16 августа, прибыл в Архангельск 31 августа.

Эскорт

Список судов охранения конвоя «Дервиш»
№ п/п Тип Номер вымпела Название судна
английское
Название судна
русское
Страна флага Капитан Дополнительная информация
1 Тяжёлый крейсер типа «Лондон» 39 HMS Devonshire (1927) ЕВК «Девоншир» Великобритания Великобритания С 23 по 26 августа в составе сил дальнего прикрытия , под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера
2 Тяжёлый крейсер типа «Кент» 55 HMS Suffolk (1926) ЕВК «Саффолк» Великобритания Великобритания С 24 по 26 августа в составе сил дальнего прикрытия , под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера
3 Эсминец типа «I» D02 HMS Inglefield (1936) ЕВК «Инглфилд» Великобритания Великобритания В составе сил дальнего прикрытия с 24 августа 1941 года.
4 Эсминец типа «I» D11 HMS Impulsive (1937) ЕВК «Импалсив» Великобритания Великобритания
5 Эсминец типа «E» H27 HMS Electra (1934) ЕВК «Электра» Великобритания Великобритания
6 Эсминец типа «E» H08 HMS Eclipse (1933) ЕВК «Эклипс» Великобритания Великобритания Сопровождал конвой с 25 августа 1941 года.
7 Эсминец типа «E» H17 HMS Escapade (1934) ЕВК «Эскападе» Великобритания Великобритания Сопровождал конвой с 24 августа 1941 года.
8 Корвет типа «Шекспир» T167 HMT Hamlet (1940) ЕВК «Гамлет» Великобритания Великобритания
9 Корвет типа «Шекспир» T138 HMT Macbeth (1940) ЕВК «Макбет» Великобритания Великобритания
10 Корвет типа «Шекспир» T05 HMT Ophelia (1940) ЕВК «Офелия» Великобритания Великобритания
11 Тральщик типа «Хальсион» J42 HMS Halcyon (1933) ЕВК «Хальсион» Великобритания Великобритания
12 Тральщик типа «Хальсион» J71 HMS Harrier (1934) ЕВК «Хариер» Великобритания Великобритания
13 Тральщик типа «Хальсион» J86 HMS Salamander (1936) ЕВК «Саламандер» Великобритания Великобритания
14 Авианосец I49 HMS Argus (1917) ЕВК «Аргус» Великобритания Великобритания 26 августа вышел и Рейкьявика.
15 Авианосец R38 HMS Victorious (1939) ЕВК «Викториес» Великобритания Великобритания В составе сил дальнего прикрытия
16 Флотский танкер X34 RFA Aldersdale (1937) «Олдерсдейл» Великобритания Великобритания В ордере грузовых судов конвоя

Отправившийся вместе с конвоем авианосец «Аргус » нёс 24 истребителя «Харрикейн Mk IIB » из 151-го истребительного авиакрыла Королевских ВВС , в ходе операции под кодовым названием «Стрендж» 7 сентября 1941 года приземлившихся на аэродроме Ваенга-1 , расположенного недалеко от Мурманска .

Источники

Напишите отзыв о статье "Дервиш (арктический конвой)"

Отрывок, характеризующий Дервиш (арктический конвой)

– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.
– Сейчас, сейчас, – сказал он, мокая перо.
– Вы всё умеете делать не во время, – сказала Вера. – То прибежали в гостиную, так что всем совестно сделалось за вас.
Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой. Она медлила в комнате с чернильницей в руке.
– И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!
– Ну, что тебе за дело, Вера? – тихеньким голоском, заступнически проговорила Наташа.
Она, видимо, была ко всем еще более, чем всегда, в этот день добра и ласкова.
– Очень глупо, – сказала Вера, – мне совестно за вас. Что за секреты?…
– У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь.
– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.

О помощи союзников СССР в годы Второй мировой войны говорить много не принято. Однако она была, и была немалая. И не только в рамках ленд-лиза. Советским войскам доставлялось питание, медикаменты, военная техника.

Как известно, от любви до ненависти всего один шаг. Особенно в политике, где вполне позволительно улыбаться тем, кого вчера поносил как исчадий ада. Вот и мы, если откроем газету «Правда» за 1941 год (до 22 июня) то сразу же узнаем, какие американцы и англичане были плохие. Морили голодом собственное население и развязали войну в Европе, тогда как канцлер германского народа Адольф Гитлер всего лишь защищается…

Ну, а еще раньше в «Правде» можно было найти даже слова о том, что «фашизм помогает росту классового самосознания рабочего класса»...

А потом стали резко хорошие…

Но вот наступило 22 июня 1941 года и уже буквально на следующий день «Правда» вышла с сообщениями о том, что Уинстон Черчилль обещал СССР военную помощь, а президент США разморозил советские вклады в американских банках, замороженные после войны с Финляндией. И все! Статьи о голоде среди британских рабочих исчезли в один миг, а Гитлер из «канцлера германского народа» превратился в людоеда.

Конвой «Дервиш» и другие

Конечно, мы не знаем о всех тех закулисных переговорах, имевших место в то время; даже рассекреченная переписка Сталина с Черчиллем всех нюансов этого сложного периода нашей общей истории не открывает. Но есть факты, показывающие, что помощь англо-американские союзники СССР начали оказывать если и не сразу, то в достаточной степени своевременно. Уже 12 августа 1941 года из бухты Лох-Эве (Великобритания) вышел караван судов «Дервиш».

На первых транспортах конвоя «Дервиш» 31 августа 1941 года в Архангельск было доставлено десять тысяч тонн каучука, около четырех тысяч глубинных бомб и магнитных мин, пятнадцать истребителей типа «Харрикейн», также 524 военных летчиков из 151-го авиакрыла двух эскадрилий королевских военно-воздушных сил Великобритании.

Позднее на территорию СССР прибыли летчики даже из Австралии. Всего между августом 1941 года и маем 1945 года насчитывалось 78 конвоев (хотя в интервалах между июлем и сентябрем 1942 года и мартом и ноябрем 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР.

85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. И это только лишь северный маршрут, потому, что грузовой поток шел также через Иран, через Владивосток, а самолеты из США напрямую перегонялись в Сибирь с Аляски. Ну, а потом все та же «Правда» сообщала, что в честь побед Красной Армии и заключении соглашений между СССР и Великобританией британцы разворачивают народные гуляния.

Не только и не столько конвои!

Советский Союз получал помощь от союзников не только по ленд-лизу. В США был организован «Комитет помощи русским в войне» (Russia War Relief).

«На собранные деньги комитет приобретал и направлял Красной Армии, советскому народу лекарства, медицинские препараты и аппаратуру, продукты питания, одежду. Всего за время войны Советскому Союзу была оказана помощь на сумму более полутора миллиардов долларов». Аналогичный комитет под руководством жены Черчилля действовал в Англии, и он тоже закупал для помощи СССР медикаменты и продовольствие.

Когда «Правда» писала правду!

11 июня 1944 года газета «Правда» поместила знаменательный материал на всю полосу: «О поставках Советскому Союзу вооружения, стратегического сырья, промышленного оборудования и продовольствия Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Канадой», причем его тут же перепечатали все советские газеты вплоть до местных и даже газет отдельных танковых армий.

В нем подробно сообщалось, сколько всего нам было послано и сколько грузов в тоннах плывет морем на момент выхода газеты! Перечислялись не только танки, пушки и самолеты, но и каучук, медь, цинк, рельсы, мука, электромоторы и прессы, портальные краны и технические алмазы!

Армейской обуви – 15 млн. пар, 6491 металлорежущий станок и много чего еще. Интересно, что в сообщении делалось точное разделение, сколько куплено за наличный расчет, то есть до принятия программы ленд-лиза, и сколько прислано уже после. Кстати, именно то, что в начале войны многое закупалось за деньги и породило бытующее до сих пор мнение о том, что весь ленд-лиз к нам шел за деньги, причем за золото. Нет, многое оплачивалось «обратным ленд-лизом» – сырьем, однако расчет был отложен до конца войны, поскольку все, что уничтожалось в ходе военных действий, оплате не подлежало!
Ну, а зачем такая информация была нужна именно в это время – понятно. Хороший PR – всегда полезная вещь! С одной стороны граждане СССР узнали, как много нам всего поставляют, с другой – то же самое узнали ведь и немцы, и тех ну просто не могло не охватить уныние.

Насколько этим цифрам можно доверять? Очевидно, что можно. Ведь если бы они содержали неверные данные, то едва лишь германская разведка это бы выяснила, хотя по некоторым показателям, как она могла бы объявить пропагандой и все остальное и, разумеется, Сталин, давая разрешение на публикацию этих сведений, не мог этого не понимать!

И количество и качество!

В советское время технику, поставлявшуюся по ленд-лизу, было принято ругать. Но… стоит почитать ту же «Правду» и в частности статьи знаменитого летчика Громова про американские и английские самолеты, статьи про те же английские танки «Матильда», чтобы убедиться – в годы войны все это оценивалось совсем не так, как после ее окончания!

А как можно оценить мощные прессы, на которых штамповали башни для танков Т-34, американские сверла с корундовыми наконечниками или технические алмазы, которых советская промышленность не производила вообще?! Так что количество и качество поставок, равно как и участие зарубежных технических специалистов, военных моряков и летчиков было очень даже заметным. Ну, а потом в это дело вмешалась политика, послевоенная конъюнктура, и все, что было в годы войны хорошо, одним лишь росчерком руководящего пера сразу стало плохо!