Дистанционное обучение детей с овз методические пособия. Организация дистанционной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Доклад: «Дистанционное обучение детей-инвалидов»

Докладчик: Мантусова А.П.

МКОУ ГСОШ №2

Слайд 1

Уважаемые коллеги все мы знаем, что ИКТ-технологии активно внедряются в педагогическую практику. В 2009 году стартовал проект «Дистанционное обучение детей-инвалидов», который показал его эффективность для данной категории школьников и в который постоянно вливаются новые участники.

Дистанционное обучение (ДО) Слайд 2 - это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педагогической литературе. Именно поэтому важно четко определиться с самого начала с понятиями. Что такое - дистанционное обучение? Понятно, что это обучение на расстоянии, когда учитель и учащиеся разделены пространством. Но что под этим понимается?

Дистанционное обучение - это одна из форм обучения. Информационные технологии в ДО являются ведущим средством.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов: Слайд 3

среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Дистанционное обучение позволяет: Слайд 4

снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

проводить обучение большого количества человек;

повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

создать единую образовательную среду.

Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся между собой будут иными.

Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей Слайд 5 (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения пр.) также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, также обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.

Если говорить о целях обучения дистанционного обучения, то можно выделить несколько групп таких целей: Слайд 6

Профессиональная подготовка и переподготовка кадров (в нашей области - педагогических кадров по соответствующим специальностям);

Подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов;

Подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

Углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;

Базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

Дополнительное образование по интересам

Отдельно следует остановиться на методах, технологии обучения в сетях. В данном случае под технологией обучения мы понимаем совокупность приемов, действий учащихся, организуемых в определенной последовательности, соответствующей логике познавательной деятельности, которая позволяет реализовать особенности используемого метода обучения .

При дистанционном обучении общение между учащимся и преподавателем происходит отстранённо, посредством телекоммуникаций. В практике применения дистанционного обучения используются специфические методики синхронного и асинхронного обучения. Слайд 7 Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение. Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое off-line общение.

Эти методики отличаются характером взаимодействия учителя и ученика. Так, синхронная методика дистанционного обучения предполагает активное взаимодействие преподавателя и учащегося и, таким образом, большую нагрузку и на учащегося, и на преподавателя (тьютора). На первый план выступает учитель, вовлекающий и «тянущий» за собой своих учащихся. При асинхронной методике дистанционного обучения больше ответственности за прохождение обучения возлагается на учащегося, на его самостоятельность. Здесь на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения, регулирование этого темпа обучения. Преподаватель (тьютор) при асинхронной методике дистанционного обучения выступает консультантом, но в меньшей степени, чем при синхронной методике дистанционного обучения.

В последнее время большинство специалистов пришли к выводу, что наибольшей эффективности при дистанционном обучении можно достичь при использовании смешанных методик дистанционного обучения. Термин «смешанное дистанционное обучение» подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения.

Методы дистанционного обучения должны «сглаживать» возможные проблемные зоны «отстранённого обучения». Поэтому, чтобы быть эффективными для конкретного учащегося, должны отвечать ряду характеристик: Слайд 8

* Быть более личностно-ориентированы на учащегося и его состояние здоровья с учётом заболевания, предполагать более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию, постановку цели и задач обучения, доставку необходимых учебных материалов;

* Выделять в качестве ключевого понятия дистанционного обучения – интерактивность, обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, предоставлять возможность группового обучения;

* Осуществлять обратную связь как оперативную, пооперационной, так и отсроченную в виде внешней оценки;

* Формировать и поддерживать мотивацию;

* Обеспечивать выбор содержательного модуля программы, что позволяет обучаемому иметь возможность осознавать свое продвижение от модуля к модулю, даёт возможность бы выбора любого модуля по своему усмотрению или по усмотрениюучителя, в зависимости от уровня обученности.

Отличие дистанционных методов обучения от традиционных, заключается в следующем: Слайд 9

Изменение знаниевой парадигмы на практико-ориентированную и деятельностную: «знать, чтобы уметь, чтобы знать»;

Повышение роли самостоятельной работы школьника;

Приобретение учеником умений, необходимых для дальнейшей жизни;

Усиление личностной значимости образования.

Таким образом, методы дистанционного обучения, базируется на основе деятельностного обучения, используя индивидуальный, дифференцированый и личностно-ориентированный подходы.

Учитель моделирует для ученика ситуации, в которых формируется его компьютерная, функциональная, предметная грамотность на основе личных потребностей в процессе приобретения опыта.

На первый план в методике дистанционного обучения, как совокупности специфических и общепедагогических методов, выходит практическая задача, конкретная личная проблема, которую необходимо решить силами конкретного ребёнка. Приобретаемые знания являются не самоцелью, а способом решения задачи и средством выработки практических навыков. В этом заключается смысл деятельностного подхода. Учитель «накладывает» методы традиционного обучения (метод проблемного вопроса, критического мышления, проектов, игровые, здоровьесберегающие технологии и др.) на специфические методы дистанционного обучения. Основной целью дистанционного обучения становится декларация «знать, чтобы уметь, чтобы знать», продолжая мысли древних философов: «Учимся для жизни, а не для школы». Слайд 10 Именно деятельностный подход дистанционных методов обучения выводит на реализацию ФГОС для детей с ОВЗ. Самостоятельность обучающихся приобретает особое значение в силу удаленности педагога и ученика друг от друга. Активизируются взаимодействия ученика и членов его семьи, помогающих при необходимости выполнять определенные операции на оборудовании (этап перехода от актуального уровня владения техникой при выполнении операций к ближайшему уровню).

В процессе обучения с помощью дистанционных методов происходит формирование компетентности учащегося как «пожизненного умения» или универсального учебного действия, которое остаётся со школьником на всю жизнь. Именно этого добиваются стандарты. Учителем строится функциональная, семантическая, процедурная и операционная модель обучаемого, учитывающая все индивидуальные особенности и запросы конкретного учащегося.

Известно, что использование ИКТ обеспечивает: Слайд 11

Повышение эффективности и качества процесса обучения;

Обеспечение побудительных мотивов (стимула), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

Углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации при решении задач из различных предметных областей.

Методы дистанционного обучения используют в предметном обучении обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, пользовательские программы, самостоятельную работу, тренинги, контролирующие программы. При использовании дистанционных методов обучения меняются методы контроля.

Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным контролем имеет существенное преимущества, которые состоят в следующем: Слайд 12

Осуществляется индивидуализация контроля знаний (учет разной скорости работы учащихся, дифференциация работ по степени трудности); - повышается объективность оценки;

Ученик видит детальную картину собственных недоработок; - оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;

На процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.

Формы контроля Слайд 13 также носят разнообразный характер: задания, задачи, тесты (открытые, закрытые), самоконтроль, взаимоконтроль, творческие задания.

Усиление самостоятельности при дистанционных методах обучения выводит на формирование метапредметных умений, являющихся одними из результатов ФГОС. ФГОС для детей с ОВЗ ничем не отличаются от ФГОС для здоровых детей. «Предмет стандартизации образования детей с ОВЗ в своей основе совпадает с общим, поскольку оба они обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося» Достижения всех обучающихся в общеобразовательных учреждениях оцениваются по одним и тем же критериям, что и результаты здоровых детей.

Методы Слайд 14 дистанционного обучения детей с ОВЗ приводят к формированию УУД школьников, включающих метапредметные, личностные и предметные результаты.

Во ФГОС под метапредметными результатами понимаются обобщенные способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные результаты обучающихся представлены освоенными универсальными учебными действиями (УУД), обеспечивающими овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В круг этих УУД включает познавательные, регулятивные, коммуникативные умения. Выбор УУД метапредметной направленности во многом обусловлен сущностными потребностями детей в приобретении компетенций, необходимых для получения образования. Качество полученного образования оценивается по состоянию предметных, метапредметных и личностных результатов.

Дистанционные методы обучения способствуют обновлению содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса и напрямую реализуют ФГОС.

На сегодняшний день можно выделить различные формы организации дистанционных занятий: Слайд 15

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определ ѐ нной теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов. 4

Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Насколько эффективным будет любой вид дистанционного обучения, зависит от четырех факторов: Слайд 16

эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они разделены расстоянием;

используемых при этом педагогических технологий;

эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;

эффективности обратной связи.

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться детям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Таким образом, применение дистанционной формы обучения достаточно перспективно для повышения качества обученности учащихся.

Слайд 17 Доклад окончен спасибо за внимание!

Введение
Актуальность выбранной проблемы.
В системе образования современного информационного общества дистанционная форма обучения играет существенную роль. Уже сейчас, доля дистанционного обучения (ДО) в сфере высшего образования в зарубежных странах достигает 30-40%. В Российской Федерации, практику дистанционного обучения активно используют многие вузы, причем ежегодно число их существенно возрастает. Не так интенсивно, но дистанционное обучение приходит и в среднее образование. Форма нынешнего школьного образования во многом уже не соответствует социальному заказу общества. Традиционная классно-урочная схема тормозит интеллектуальное развитие ученика, ограничивает возможности для углубленного изучения материала, исследования проблемы, самостоятельного поиска информации. Национальные проекты в сфере образования, реализуемые правительством, повсеместное подключение школ к сети Интернет дали новые стимулы для развития инновационных форм обучения. Основные положения современной концепции системы образования включают формирование у учащихся:

Предметом изучения моей работы является влияние дистанционной формы обучения на развитие детей с ОВЗ
В качестве объекта выступает образовательно-педагогический процесс, целенаправленно организуемый, в условиях дистанционного обучения.

Цель данной работы:
Теоретически обосновать и практически разработать дистанционный курс в системе Moodl обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Задачи:

  • Теоретически обосновать организацию дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Определение условий особенностей работы преподавателя ДО
  • Разработать дистанционный курс по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в среде Moodl
  • Реализация дистанционного курса

Анализ литературы по данной теме показал, что вопрос организации дистанционной формы обучения детей, в том числе детей с ОВЗ базовому курсу информатике актуален, но недостаточно изучен, особенно для детей данного контингента. Крайне ограничен набор адаптированных тематических материалов и методик.
Недостаточно специализированных учебных заведений занимающихся дистанционным обучением детей с ограниченные возможностями жизнедеятельности. Практически отсутствуют педагоги-дефектологи, владеющие навыками дистанционной работы.
В Москве на протяжении пяти лет успешно работает школа для детей-инвалидов использующая очную и дистанционную форму обучения, по окончании, которой учащимся выдаются аттестаты государственного образца. Эта школа является единственной в России и ведет экспериментальную работу.
Основной задачей работы будет являться разработка тематического материала(курса), адаптированного для детей с ОВЗ.

Основные показатели и критерии достижения цели:
Степень оснащенности детей инвалидов, обучение которых проводится на дому, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Методическая оснащенность учебного процесса в режиме дистанционного обучения.
Интеграция режимов обучения дистанционного и очного.
Сравнительный анализ результатов обученности в режимах дистанционного обучения и надомного.
Пути достижения целей:
Адаптации программно-педагогических средств к режиму дистанционного обучения.
Разработка программно-педагогических средств к режиму дистанционного обучения.
Оснащение детей инвалидов, обучение которых проводится на дому средствами компьютерных телекоммуникаций, с выходом в Интернет.
Проведение семинаров и конференций по обмену опытом.

Основная часть

  1. Организация обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционное обучение (ДО) в школе можно использовать для организации:
  2. Дистанционной поддержки очного образования - используя средства электронного обучения. Учащийся может получать задания и отправлять их на проверку используя систему Moodle
  3. Поддержки очного образования - выполнение отдельных практических заданий, тестов проходит во время учебных занятий в системе электронного обучения.

Система ДО может обеспечить:

  1. Выбор удобного времени и места для обучения как для преподавателя, так и для ученика
  2. Прочное усвоение знаний
  3. Контакт преподавателя с учеником по мере необходимости. Если ученик работает, он контактирует с преподавателем.
  4. Индивидуализацию обучения

Применительно к школьному образованию, наиболее эффективной моделью внедрения ДО является интеграция очной и дистанционной форм обучения. Использование дистанционных курсов профильного направления в старших классах позволит существенно улучшить качество знаний учащихся и уменьшить учебную нагрузку. Замена урочной формы на самостоятельные, проективные виды деятельности создаст условия для продуктивного творчества учащихся. Дистанционную форму также эффективно применять в целях ликвидации пробелов в навыках и умениях или углубления знаний. Обучение, построенное на использовании интернет - технологий, позволяет решить проблемы обеспечения качественного образования в случаях недоступности или ограниченной доступности очного обучения: болезни, удаленность от учреждений образования и т.д.

Понятие дистанционной формы обучения
Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет.

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения.
Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателями консультантами позволяют проводить электронные семинары и деловые игры.

Опросы, проведенные в США, показали, что более 60% населения хотели бы получить образование дистанционно. В нашей стране, по оценкам специалистов, к дистанционному обучению готовы более 1,5 млн человек. Чем же так привлекательно дистанционное образование?

В первую очередь, конечно же, своей гибкостью. Участники дистанционной формы обучения, как правило, не посещают регулярные занятия в виде лекций и семинаров, а работают в удобном для себя месте, в удобное время и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам. Это является большим преимуществом для людей, которые не могут или не хотят изменить свой обычный уклад жизни. Дистанционное образование становится доступным не только тем, кто вынужден совмещать учебу с работой, но и людям с ослабленным здоровьем и инвалидам.

Несомненным преимуществом является и модульный принцип, который положен в основу дистанционного обучения. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным потребностям учащегося.

Дистанционная форма обучения детей с ОВЗ, является основной и наиболее эффективной. C появлением Internet, организовать дистанционные курсы обучения стало возможно.

Индивидуальный подход в обучении таких детей, это основа их обучения.
Необходимо скорректировать учебную программу, учитывая умственные и физические особенности учащегося, подготовить индивидуальный курс обучения.
Только совместная работа учителей, психологов, педагогов, врачей, родителей, служб социальной защиты и правительства, даст возможность организовать ДО таким образом, чтобы наиболее эффективно, безопасно для ребенка построить процесс обучения, воспитания и развития. Это в конечном итоге дает каждому участнику процесса обучения возможность стать социально значимым лицом общества.

Нормативный блок
Глава государства распорядился принять предложение Правительства РФ о подписании Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, и поручил МИД России подписать от имени Российской Федерации указанную Конвенцию.

Конвенция является первым всеобъемлющим международно-правовым документом, направленным на защиту прав лиц с различными видами устойчивых физических, психических, умственных или сенсорных нарушений.

Она содержит 50 статей, направленных на защиту и поощрение прав инвалидов, ликвидацию дискриминации по отношению к ним, обеспечение их права на работу, медицинское обслуживание, образование и полное участие в жизни общества, а также доступ к правосудию, личную неприкосновенность, свободу от эксплуатации и злоупотреблений, свободу передвижения и т.д.

Конвенция направлена на защиту прав примерно 650 млн человек с ограниченными возможностями.
Согласно Конвенции, государства должны принять и выполнять законы и другие меры, направленные на улучшение правовой защиты инвалидов. Также они обязаны отменить законодательные акты и бороться со всеми традициями и практикой, которые допускают дискриминацию в отношении лиц с ограниченными физическими возможностями.

В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования. Систематическое использование компьютера дома или в больнице для основного и дополнительного обучения позволит приобрести начальную, профессиональную подготовку, как основу будущей профессии для детей с хроническими заболеваниями, послужит развитию творческих способностей, активизации учебного процесса.

В сложившейся системе образования больных и инвалидов действует ряд факторов, крайне негативно сказывающихся на качестве обучения. К ним относятся: необоснованный рост социального неравенства школьников и абитуриентов, в праве на образование (сокращенная учебная программа) при поступлении в средние специальные учебные заведения и ВУЗы. Оно выражается в том, что получение знаний обычным путем для больных и инвалидов ограничено или невозможно. Это не только отодвигает от высшего образования и профессиональной деятельности часть способных детей, но и многократно усиливает социальную напряженность и криминализацию в среде молодежи. Расширить доступ инвалидов, к образовательным программам и посильной трудовой деятельности возможно широко внедряя новые информационно-образовательные технологии (их спасение - через образование).
Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов - результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании.

«Проект дистанционного обучение детей-инвалидов на сегодняшний день является одним из приоритетов для министерства образования и науки Самарской области, - отметил Владимир Классен. - Начиная с 2008 года, в нашем регионе в рамках данного проекта обучаются 273 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Мы планируем, что в нынешнем году мы подключим к этой программе еще 200 детей и тем самым всех ребят Самарской области, нуждающихся в такой организации обучения мы им обеспечим».

Справочно:
Областной проект «Дистанционное образование детей-инвалидов»
В Самарской области около 1700 детей-инвалидов получают индивидуальное образование на дому. Из них 470 ребятам по медицинским показателям не противопоказано дистанционное обучение.

Работа по формированию системы дистанционного образования детей-инвалидов в Самарской области началась в 2007 году. В 2008 году открыт Центр дистанционного образования детей-инвалидов. Центр оснащен оборудованием за счет средств областного бюджета на сумму 2,1 млн рублей, что позволило в 2008-2009 годах обучать 23 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В 2009 году развитие дистанционного образования детей-инвалидов стало новым направлением приоритетного национального проекта «Образование», в реализации которого Самарская область принимает участие.

Участниками проекта могут быть дети, имеющие статус «ребёнок-инвалид», обучающиеся индивидуально (на дому). Основанием для зачисления ребенка с ограниченными возможностями здоровья на данную форму обучения является заключение психолого-медико-педагогической комиссии и заявление родителей.
В 2010 году Самарской области за счет средств федерального бюджета предоставлена субсидия в объеме 62,8 млн. рублей (57,6 млн. рублей - средства 2010 года и 5,2 млн рублей - средства 2009 года), софинансирование из областного бюджета в объеме 28, 5 млн. рублей, всего 91,3 млн рублей.

Планируемые показатели:
Для получения дистанционного образования оснащены оборудованием 273 ребенка-инвалида и 125 педагогов. В настоящее время оборудование установлено и подключено к сети Интернет. Так же обучены 125 педагогов из 106 образовательных учреждений области и 175 родителей.

В 2011 году запланировано включение в систему дистанционного образования детей-инвалидов ещё 200 детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний к данной форме обучения, и 100 педагогов, что полностью обеспечит потребность в дистанционном образовании в регионе. Для этого предполагается потратить более 30 млн рублей из средств областного бюджета.

В настоящее время министерством образования и науки Самарской области внесены соответствующие изменения в Порядок организации воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в настоящее время на согласовании с министерством здравоохранения и социального развития Самарской области находится Порядок организации дистанционного образования детей-инвалидов, находящихся на индивидуальном обучении, в Самарской области

2. Особенности работы преподавателя ДО
Современный педагог сегодня - это не только традиционный, очный преподаватель, но и человек, знающий образовательный сегмент сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения, умеющий преподать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения.

Подготовка педагогических кадров, сориентированных на работу в условиях ДО, стала в последнее время наиболее острой проблемой многих российских учебных заведений.

Сложность подготовки преподавателей ДО состоит в отсутствии комплексной программы, которая должна содержать несколько направлений:

  1. Современные личностно-ориентированные формы и методы обучения
  2. Методика и дидактика ДО
  3. Педагогическая психология ДО
  4. Средства информационных и коммуникационных технологий
  5. Управление процессом ДО, организация контроля знаний обучающихся
  6. Педагогический мониторинг, оценка эффективности учебного процесса

В сети Интернет в последнее время множатся сетевые педагогические сообщества, что говорит об увеличении интереса педагогов к сетевым технологиям общения и работы. Интернет-государство учителей (ИнтерГу.ру), ITN (Сеть творческих учителей), Intel, КМ-wiki, Openklass, СоцОбраз, Сообщество блоггеров от образования, Лига образования, Региональные Wiki и многие другие - это лишь небольшая часть педагогических площадок, где преподаватели обсуждают свои проблемы, обмениваются методическими материалами, повышают квалификацию, участвуют в различных олимпиадах, конкурсах (в том числе и вместе со своими учениками). Кроме того, сеть Интернет наполнена большим количеством сервисов, которые удобно сочетать в учебном процессе - форумы, вики-вики, блоги, e-mail, делишес, skype (и другие программы для видеоконференций), списки рассылки и т.д. Всё это возможно использовать в дополнение как к традиционным очным формам обучения, эффективно увеличивая общение учителя и ученика, так и при дистанционном обучении.
Поэтому первое, чему следует учить современного педагога, - это умению пользоваться возможностями сети Интернет. Следует постоянно повышать его компетентности в области владения педагогическими технологиями дистанционного обучения, сетевым инструментарием и методикой его использования в рамках учебного процесса.

Среди моделей дистанционного обучения, выделенных Полат Е.С., наибольшее распространение на сегодня получили интеграция очного и дистанционного обучения, сетевое обучение (как проведение автономных дистанционных курсов, так и обучение в информационно-образовательной среде) и модель дистанционного обучения с помощью кейс-технологий. Следовательно, второе, чему следует учить современного педагога, - это работе с данными моделями дистанционного обучения и получению эффективного результата обучения.

Можно выделить несколько категорий преподавателей, участвующих в процессе ДО:

  1. Автор-редактор курса занимается разработкой курсов ДО, электронных учебников, консультирует педагогов, которые будут проводить дистанционные курсы.
  2. Преподаватель-тьютор организовывает взаимодействие удалённого преподавателя с группой в форме ДО.
  3. Преподаватель-консультант ведёт занятия в региональном учебном центре, имея сертификат от базового учебного заведения. Консультирует обучающихся по программам, методикам и технологиям, заданным базовым учебным заведением, в рамках дисциплин и сроков, определяемых его сертификатом.
  4. Преподаватель ДО это "виртуальный" преподаватель, работающий с учащимися через Интернет. Современный преподаватель ДО должен владеть различными моделями ДО, педагогическими технологиями ДО и средствами ИКТ в условиях ДО, а также знающий психологические азы организации процесса ДО и работы с удалённым учеником.

Преподаватель, виртуозно владеющий всем необходимым инструментарием и методикой ДО, способен с одинаковой эффективностью преподавать свой курс как очно, так и дистанционно, а также очно-дистанционно. Это позволяет работать с различными группами учеников, расширить круг обучающихся, выбрать для всех участников процесса ДО наиболее оптимальный режим работы (по времени, условиям, использованию ИКТ), сочетать научную и педагогическую деятельность, получать дополнительный заработок, обучая студентов из других учебных заведений других городов и стран.

Функции преподавателя ДО:

  1. Организация учебной и исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ
  2. Организация работы по созданию учащимися телекоммуникационных проектов
  3. Индивидуальное и групповое обучение в различных моделях
  4. Разработка различных дидактических моделей на базе сетевого ресурса
  5. Подготовка превентивных заданий к уроку
  6. Взаимодействие с педагогом-куратором и психологом
  7. Организация работы в малых группах сотрудничества
  8. Участие в педагогических телеконференциях и семинарах
  9. Анализ и оценивание работ учащихся
  10. Участие в процедуре модерации
  11. Проведение он- и офф-лайн консультаций
  12. Проведение Интернет-дискуссий и Интернет-конференций
  13. и др.

Компетенции преподавателя ДО
Возникает вопрос - какими способами стоит готовить педагога к дистанционному преподаванию? Как и чему обучать? Для обучения педагога возможно очное и дистанционное повышение квалификации. Последнее удобно и эффективно.
Какими особенными знаниями должен обладать дистанционный педагог в дополнение к тем, которым уже обладает, когда работает очно? Данные компетенции возможно отнести к трём группам:

Формирование данных компетенций может проходить максимально эффективно на курсах повышения квалификации в режиме дистанционного обучения. Именно ДО поможет педагогам сразу же попасть в новую обучающую среду и воспринять теорию и практику одновременно. Пройдя через роль учеников в рамках курсов, педагогам будет в дальнейшем проще организовать дистанционный учебный процесс, учитывая свой опыт обучения и имея возможность анализа позиции учителя и ученика в процессе ДО.

3 Разработка дистанционного курса
Деятельность преподавателя дистанционного обучения организационно можно разделить на 2 этапа:

  1. Разработка дистанционного курса.
  2. Реализация дистанционного курса.

В некоторых случаях разработкой дистанционного курса занимаются авторы-разработчики. Но как при очном обучении педагог должен знать, как методически разрабатывать курс, так и при ДО педагог должен иметь полное представление о разработке дистанционного курса. Даже в случае, если он не разрабатывает курс сам, он должен понимать методику разработки, чтобы квалифицированно доработать предложенный ему дистанционный курс, адаптировать под разный уровень обучающихся.

Для разработки дистанционного курса педагогу необходимо сформировать информационные компетенции, которые заключаются в следующем:

  • компетенции проектирования собственно профессионального продукта, способность разрабатывать стратегию дальнейшего профессионального развития в области дистанционного обучения;
  • компетенции разработки, создания, внедрения и применения учебно-методического комплекса (УМК) в образовательном дистанционном процессе, проектирование систем и средств сопровождения методической работы в учебном заведении;
  • компетенции владения совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством при организации дистанционного обучения;
  • компетенции владения приемами создания педагогических тестов, проектирования системы оценки качества тестовых материалов, умения выбора программного обеспечения и технологий проведения тестирования и др.

4. Реализация дистанционного курса
Для реализации дистанционного курса педагогу необходимо сформировать коммуникативные и коммуникационные компетенции, а также компетенции личностного самосовершенствования:

  • компетенции в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе вне учебных компетенций;
  • компетенции в сфере образовательно-организационной деятельности, в том числе умение анализировать ситуацию, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений дистанционных учителей и учеников, навыки самоорганизации.

Структура типового дистанционного курса, направленного на формирование данных компетенций, должна быть адаптирована применительно к подготовке преподавателей ДО.

В модели присутствуют 5 блоков:

  1. Блок содержания курса (лекции, инструкции для слушателей, источники, глоссарии).
  2. Блок контроля:
  3. Организационный блок (форум знакомств, документация учебного процесса, текущие объявления).
  4. Блок средств коммуникаций для индивидуального и группового обучения (форум, e-mail, ICQ, wiki-wiki, видеоконференции, голосовой чат, блоги, сайты сетевых сообществ, чат, список рассылки и др.).
  5. Блок подведения итогов (рефлексия после изучения каждого модуля и в конце курса).

Блоки 1 и 2 представляют собою методическую работу до проведения курса (подготовку), блоки 3 и 4 - проведение курса, и блок 5 - фиксирование результатов.
Реализация дистанционного курса происходит в несколько этапов. Для каждого этапа при подготовке курса разрабатывается методическое наполнение типовых блоков дистанционного курса, а также описываются особенности использования педагогических технологий ДО.

В рамках реализации программы приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы - "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов", с 1 сентября 2011 года в ГБОУ СОШ с. Малячкино ведутся занятия по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями.

В 2011 году на базе СИПКРО г. Самары и ресурсного центра г. Сызрани 7 педагогов ГБОУ СОШ с. Малячкино муниципального района Шигонский прошли курсы повышения квалификации по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями. Каждый педагог разработал свой курс в среде дистанционного обучения в среде Moodl. Итогом обучения на данном курсе стали разработанные и размещенные в среде дистанционного обучения Moodle фрагменты собственных дистанционных курсов для учащихся, состоящие из 3-5 связанных между собой занятий (уроков). После успешной сдачи квалификационных испытаний они получили свидетельства (сертификаты), дающие право на преподавание предметов учебной программы в дистанционной форме для детей с ограниченными возможностями.

1 сентября 2011 года поступило компьютерное оборудование и электронные учебные пособия по предметам школьной программы для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.

В соответствии с утверждённым планом работы на 20011 - 2012 учебный год заключены Договора с родителями обучающихся по передаче компьютерного оборудования для дистанционного обучения детей - инвалидов (2 учащихся).
Возможности дистанционного обучения:
Тот факт, что в электронном образовании все материалы учебного курса оцифрованы и выложены в интернет, обеспечивает целый ряд преимуществ в организации учебного процесса:

  • доступность курса в любой момент времени. Электронные технологии дают возможность ученику работать над курсом 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Для участников курса электронные задания и лекции доступны в любой момент, и обучающиеся в значительной степени самостоятельно решают в каком темпе им проходить этот курс;
  • доступность курса из любой точки мира, где есть доступ в интернет. При этом для большинства курсов не обязательна высокая скорость подключения к сети: обычного dial-up соединения через модем бывает достаточно. Находясь в среде интернет, обучающийся может непосредственно в процессе работы над материалом курса обратиться в любые мировые источники (ресурсы других образовательных центров, электронные библиотеки по всему миру и т.д.);
  • оперативность предоставления информации. В традиционном обучении источником информации является книга, цикл обновления которой занимает месяцы, а иногда и годы. Сегодня есть целый ряд динамично развивающихся наук, в которых информация, суммированная в монографиях, устаревает уже к моменту их издания. Интернет позволяет обновлять любую информацию и обеспечивать доступ к ней для обучающихся в течение минут;
  • более гибкая организация учебного процесса. В любом образовательном предмете есть разделы более простые и более сложные. Электронное обучение позволяет преподавателю сконцентрироваться на более сложных разделах курса, выложив простые фрагменты для самостоятельной проработки;
  • автоматизация учебного процесса - преподавателю нет необходимости составлять множество однотипных вариантов заданий для теста и проверять результаты их исполнения: система подберет любые параметры по желанию преподавателя, осуществит проверку и сохранит результаты;
  • мультимедийность. Помимо традиционной текстовой и графической информации, в дистанционное образование предполагает использование в процессе образования всех средства мультимедиа: анимации, видео, звука и цвета. Это обеспечивает наглядность преподаваемого материала и позволяет задействовать большинство механизмов восприятия человеком новой информации;
  • электронные технологии обучения лучше соответствуют менталитету современной молодежи, для которой сеть интернет практически стала «второй реальностью»;
  • уверенное владение современными информационно коммуникационными технологиями является одним из ключевых компетенций выпускника современного образовательного учреждения. Прохождение студентом обучения позволяет резко повысить общую компьютерную грамотность обучающегося;
  • широта и масштабность предоставляемой информации, выход на глобальные информационные ресурсы формируют у обучающегося соответствующий стиль мышления.

Заключение
Но, как и везде, в системе дистанционного обучения есть и свои минусы. Значительная часть молодежи рассматривает жизнь в сети как вторую реальность, которая в некоторых случаях превращается в реальность первую. Есть риск получить «электронное поколение» с простым механистическим мышлением, оторванное от реальной жизни. Неадекватное использование электронного обучения может способствовать развитию этих негативных тенденций. Разумеется, это не означает отказа от полноценного и масштабного внедрения электронных технологий. Вне всякого сомнения, они прогрессивны и необходимы. Вопрос заключается только в том, чтобы электронное образование не вытеснило традиционное образование, а интегрировалось в него.

Заключая этот фрагмент о соотношении между электронным и традиционным образованием, можно утверждать, что курс, подготовленный и реализованный талантливым, любящим свое дело, преподавателем будет всегда лучше аналогичного чисто электронного курса. С другой стороны, продуманный, хорошо подготовленный электронный курс может обеспечить более высокое качество образования, чем работа слабого преподавателя. Однако, в случае даже самого сильного преподавателя, электронные технологии предоставляют ему интегрированный набор мощных инструментов дальнейшего повышения качества реализации курса. Электронное образование является практически идеальным для организации дистанционного (заочного) обучения, а также для организации образовательного процесса в филиалах вуза. Однако наилучшие результаты оно обеспечивает при так называемом смешанном обучении.

Библиография
1. Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. - М.: МИЭП, 2008.
2.Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. - М.: Педагогика, 2007.
3.Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2009.
4.Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. - М., 2007.
5.Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 2008.
6.Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., 2007.
7. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия "Дистанционное обучение". [Электронный документ] / 8. А.А. Андреев.- (http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html), дата обр. к д-ту 13.03.2012г.
9. Ишемгулова, И.Г. Дистанционные формы обучения: проблемы, перспективы. [Электронный документ] / И.Г. Ишемгулова.- (http://biro.ufanet.ru/files/dok/IchemgulovaIG.doc), дата обр. к д-ту 13.05.2012г.
10.Королева, Е.П. Дистанционное обучение в США и Европе. [Электронный документ] / Е.П. Королева.- (http://www.cnews.ru/reviews/free/national2006/articles/do_usa/index.shtml), дата обр. к д-ту 15.03.2012г

Преподаватели:

Фролова Светлана Валериевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и педагогики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ, практикующий психолог, педагог-психолог высшей квалификационной категории, клинический психолог, нейропсихолог;
Балясникова Любовь Владиславовна - кандидат психологических наук, педагог-психолог высшей квалификационной категории, стаж работы в классах и группах коррекции более 20 лет;
Барабанов Родион Евгеньевич - дефектолог, клинический психолог, специалист в области патологии речи, патопсихологии и психосоматики. Главный психолог ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Южный». Член-корреспондент Академии медико-технических наук РФ, член Российского психологического общества. Автор учебного пособия «Основы медицинских знаний с клиникой патологий» под редакцией к.п.н. Селиверстова В.И.
Черникова Екатерина Владимировна - к линический психолог, преподаватель психологии, практический психолог. Специалист по работе с детьми с различными девиациями, посттравматическими реакциями, асоциальным поведением. Опыт работы с подростками и их родителями – более 10 лет.
Камин Андрей Александрович - п резидент Российской Ассоциации телефонной экстреннойпсихологической помощи (РАТЭПП); начальник отдела«Психологическая помощь субъектам образования» Центра экстренной психологической помощи ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»; представитель Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги в Нижегородской области.
Дробышева Елена Александровна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №29» Энгельсского муниципального района Саратовской области, учитель-логопед высшей квалификационной категории, дефектолог; модератор творческой группы Федеральной инновационной площадки ГБОУ ЦО № 1679 г. Москвы по теме: "Проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве общеобразовательных организаций: от интеграции к инклюзии".

Аннотация :

В рамках профессионального стандарта «Педагог» и «Педагог-психолог» специалисты образовательных организаций должны уметь оказывать адресную помощь детям с девиациями поведения и детям с зависимостью.
Проблема работы педагога и педагога-психолога с детьми с девиантным поведением с каждым годом становится все более актуальной и обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества школьников, имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков – одно из ведущих направлений работы образовательного учреждения.
В современном обществе появляется достаточно много факторов, влияющих на девиантное поведение детей и подростков. Среди них: негативные информационные потоки и неконтролируемая для взрослого «жизнь ребенка» в социальной сети и интернете; активная пропаганда агрессии и размывание общечеловеческих ценностей; снижение авторитета «взрослого»; первоначальная формирующаяся среда для организации полноценного досуга и отдыха для семей и подростков; перенапряжение родителей и каждодневные нерешенные проблемы мешают вовремя оказать помощь и поддержку ребенку и другое. Все это создает определенные риски к проявлению девиантного поведения у детей и подростков.
Как наблюдать и выявлять детей «группы риска»? Как формировать психологически безопасную образовательную среду, осуществлять профилактику возможных форм девиаций среди подростков? Как осуществлять консультационную и просветительскую работу с родителями? Как разрабатывать совместные планы по сопровождению данной категории обучающихся совместно со всеми специалистами?
Данная программа разработана на основе профессиональных стандартов и учитывает запросы учителей-предметников, классных руководителей, педагогов-психологов образовательных организаций.