Использование дистанционных образовательных технологий или электронного обучения. Средства и методы дистанционного обучения

Статья «Возможности использования дистанционной формы обучения в образовательном процессе»

Учитель английского языка высшей квалификационной категории МКОУ СОШ №4 Новосибирская область г. Куйбышев Цыганкова Инна Вячеславовна

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но все же наиболее часто употребляется термин "дистанционное обучение".

Заключение и рекомендации

Существует множество критических вопросов, связанных с электронным обучением в высшем образовании, которые необходимо решать для достижения целей электронного обучения. К ним относятся: расширение доступа к образовательным возможностям; повышение качества обучения; и снижение стоимости высшего образования. Электронное обучение во всех его формах является относительно недавним явлением в высшем образовании, которое не привело к радикальному преобразованию практики преподавания и обучения и не привело к существенному изменению доступа, затрат и качества высшего образования.

В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педагогической литературе. В характеристике использованных первоисточников отмечается научный подход (употребление терминологии, ее раскрытие, выведение и обоснование основных положений, лаконичность и логичность изложения); однако, наблюдается некоторое расхождение авторов изданий разных лет по тем или иным вопросам.

Хотя электронное обучение не оправдало своих самых амбициозных обещаний по преодолению радикальных инноваций в педагогических и организационных моделях высшего образования, оно постепенно улучшило и улучшило традиционные процессы обучения. Большинство учреждений, особенно в таких развивающихся странах, как Нигерия, все еще находятся на раннем этапе принятия электронного обучения, что характеризуется важными улучшениями процесса обучения, но без радикальных изменений в обучении и обучении.

Сбалансированное сочетание технологий и контента дает возможность ученикам в сельских школах открыть окно для преодоления цифрового разрыва. Система электронного обучения представляет собой всеобъемлющую и продуманную инициативу по открытию новых перспектив обучения и обеспечению равных условий для учащихся школ в сельских районах и изолированных городах. Это подчеркивает необходимость преодоления разнообразного распространения образования в различных социально-экономических и географических сегментах страны.

На основании изученного материала можно выделить несколько трактовок понятия дистанционного обучения.

Дистанционное обучение

Является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

В прошлом образовательные учреждения не предоставляли студентам мало выбора с точки зрения метода и способа осуществления программ. Студенты, как правило, были вынуждены согласиться с тем, что было поставлено, и учреждения, как правило, были довольно традиционными с точки зрения предоставления своих программ. Обучение через электронное образование в настоящее время создает конкурентные преимущества посредством выбора, который они предлагают студентам. Этот выбор зависит от того, когда студенты могут научиться тому, как и где они учатся.

Дистанционное образование
– особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства;

Однако, чтобы продвигаться вперед к этим передовым инновациям, необходимо разработать устойчивую инновационную и инвестиционную модель. Хотя первый вызов является техническим, он также потребует широкой готовности высших учебных заведений к поиску новых комбинаций вклада факультетов, объектов и технологий и новых способов организации их преподавательской деятельности. Эксперименты уже ведутся, что заставляет нас осознавать эти проблемы, но также и то, что возможности и длительные обещания электронного обучения в высшем образовании являются выдающимися.

Дистанционное обучение
- новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Уровень грамотности самой страны также, вероятно, увеличится, поскольку электронное обучение возможно на всех нигерийских языках, то есть Игбо, Хауса, Йоруба и другие, а также на компонентах английского языка. Миграция студентов в города и города для учебы может быть отменена. Наличие качественного образования на их дверных проходах должно привести к расширению возможностей обучения, которые должны перевести на более высокую заработную плату. Это увеличение знаний и осведомленности также увеличивает общий рост квалифицированной рабочей силы в стране.

Вместе с тем, несмотря на почти неуловимую разницу в трактовках, можно выделить общее звено, неизменно появляющееся в любых исследованиях. Как любая форма или система обучения, ДО имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения; методы, организационные формы и средства обучения. Последние три компонента в ДО обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).

Бойер, Р. Будущее экономического роста: по мере того как новое становится старым. Английский перевод Мишеля Альбина. Канберра, Австралия: Австралийский департамент образования, обучения и молодежи. Лондон: Обсерватория по безграничному высшему образованию.

Всемирный банк. Построение обществ знаний: новые проблемы для высшего образования. Оценка Оценка фактического навыка или уровня знаний учащегося на основе ожидаемого умения или знаний для человека в той же работе, должности или задании. Пункт оценки Вопросник или измеримая деятельность, используемая для определения того, освоил ли ученик цель обучения.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

Асинхронное обучение Самостоятельное учебное событие. Учащиеся находятся в режиме онлайн в разное время и не могут общаться без задержки. Авторский инструмент Программное приложение, используемое для создания интерактивных учебных материалов, объединяющих все компоненты курса, такие как текстовое представление, графика, отслеживание и ссылки.

Сертификация Признание и принятие в качестве квалифицированного специалиста в определенной области. Сертификация начинается после того, как ученик успешно завершил обучение и прошел оценку с минимально приемлемым показателем. Чтобы повысить достоверность и обеспечить аутентификацию, процесс сертификации должен контролироваться независимым агентом.

В системе образования ДО отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирая в себя лучшие черты других форм, ДО вошло в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.

Когнитивный уровень. Обозначение, которое идентифицирует знания и навыки, которые учащийся должен показать, чтобы доказать мастерство данного повторно используемого информационного объекта. Компьютерное обучение Любое учебное событие, к которому можно получить доступ через автономный компьютер.

Контент по требованию Непосредственная доступность через сеть предложения, упакованную в формат мультимедиа, такой как аудио по запросу и видео по запросу. Учебная программа Предопределенная серия учебных мероприятий, направленных на достижение определенной цели, например, аттестация в определенной области или достижение требуемых навыков работы и знаний.

В последние годы все большее распространение получают три вида дистанционного обучения, основанных на:

    интерактивном телевидении (two-way TV);

    компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (с использованием текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);

    Доставка Любой способ предоставления образования. Дистанционное обучение Ситуация, в которой преподаватель и ученики разделены временем, местом или обоими. Курсы доставляются в удаленные места с помощью синхронных или асинхронных средств. Электронная книга Информация и графика, которые были организованы на электронных или компьютерных уроках или в главах и доступны через компьютер.

    Электронное обучение Обучение через Интернет, сеть или автономный компьютер. Передача навыков и знаний с помощью сети. Электронное обучение относится к использованию электронных приложений и процессов для изучения. Приложения и процессы электронного обучения включают в себя обучение через Интернет, компьютерное обучение, виртуальные классы и цифровое сотрудничество.

    сочетании технологий компакт-дисков и сети Интернет.

Самый распространенный способ организации дистанционного обучения связан с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет. При такой организации предусматривается по возможности использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая видео и аудио конференции.

Электронный класс Класс, оборудованный мультимедийными устройствами, которые используются для улучшения обучения. Оценка Любой метод, используемый для сбора информации о влиянии или эффективности учебного события. Измерения могут использоваться для улучшения предложения, определения того, были ли достигнуты цели обучения или определить, было ли предложение ценным для организации.

Обратная связь Взаимодействие между учащимся и инструктором или системой. Обратная связь повышает качество обучения. Преподаватель-инструктор. Человек, который, используя систематическую методологию и учебную теорию, создает контент для изучения событий.

Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.

Дистанционное обучение обеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг. Перечисленные особенности определяют и преимущества дистанционного образования перед другими формами получения образования, но одновременно предъявляя определенные специфические требования как к учителю, так и к ученику.

Обучение с инструктором. Плановое мероприятие, проводимое инструктором либо в классе, либо в сети. Лаборатория Физическая или виртуальная практическая деятельность, призванная помочь учащимся в достижении целей обучения на основе навыков. Учащийся Любой, кто обращается к информации, чтобы повысить свои навыки и знания.

Обучающее событие. Деятельность, в которой учащийся увеличивает свои навыки и знания. Цель обучения Утверждение, которое устанавливает измеримый результат. Цель используется как продвинутый организатор, чтобы указать, как будет измеряться приобретение учениками навыков и знаний.

Принципы и средства дистанционного обучения.

Одним из перспективных направлений развития дистанционного обучения является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования.

Локализация Изменение предложения для удовлетворения конкретных потребностей географического района, продукта или целевой аудитории. Метаданные Информация о содержимом, которая позволяет его хранить и извлекать из базы данных. Любое обучающее событие или услуга, которые предоставляются человеку как событие по требованию или запланированное событие.

В представлении указаны доступные предложения, которые соответствуют запросу человека. Практики, которые укрепляют изучаемый материал и дают учащемуся возможность применять навыки и знания. Некоторые практики обеспечивают обратную связь и наставничество. Результаты учащегося могут или не могут быть затронуты результатами практических занятий. Практические занятия включают тематические исследования, учебные мероприятия, практические викторины, практические тесты, тестовые викторины и практические занятия.

Принцип интерактивности .

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном обучении обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным обучением. Контакты учащихся с преподавателем интерактивны.

Принцип стартовых знаний.

Для того, чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного образования, необходимы некоторые стартовые знания и аппаратно-техническое обеспечение. Необходимо иметь не только компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная подготовка.

Предписывающее обучение Согласование ученика с предложениями, предназначенными для заполнения пробелов в знаниях и навыках учащегося. Частный сектор Любой бизнес или организация, не являющаяся членом государственного сектора. Государственный сектор Любое государственное образование или государственное учреждение.

Исправление Использование обратной связи для увеличения знаний и навыков учащегося относительно конкретной цели обучения. Многократно используемый информационный объект. Сбор контента, практики и предметов оценки на основе учебной цели. Самооценка. Процесс, в котором учащийся определяет свой уровень знаний и навыков.

Принцип индивидуализации.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

Самостоятельное обучение Изучение, в котором темп и сроки доставки контента определяются учащимся. Эксперт по предмету Человек, имеющий существенные знания и навыки в конкретном предмете. Синхронное обучение. Ситуация в режиме реального времени, которая может включать немедленную двустороннюю связь между участниками.

Виртуальный класс Плановое предложение, доступное в нескольких местах через сеть. Веб-обучение Любое учебное событие, доступ к которому можно получить через Интернет или в Интернете. Европейский союз определяет электронное обучение как. «Использование новых мультимедийных и интернет-технологий для повышения качества обучения, облегчения доступа к ресурсам и услугам и обеспечения возможности обмена и сотрудничества».

В настоящее время дистанционное обучение дает большие возможности для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, учащимися, находящимися на домашнем обучении или длительно болеющими. При использовании дистанционного обучения решается проблема гибкого графика обучения, занятия проходят в любое время, с любой интенсивностью. Начало и темп подачи учебного материала проходят индивидуально. Обучающиеся могут изучать материал в режиме «онлайн». Решается проблема отставания в изучении учебного предмета длительно болеющими детьми. Учителя могут свободно размещать свои презентации, рекомендации, тестовые и творческие задания, проводить «онлайн – консультации». Свои материалы они могут размещать на сайте школы в разделе «Дистанционное обучение», на собственном сайте учителя.

В электронном обучении фигура учителя менее присутствует, чем в традиционном обучении, что требует большей приверженности со стороны ученика в области самообучения, исследований и рефлексивного потенциала. В этом смысле основной характеристикой электронного обучения является интерактивность, которая позволяет избежать линейности в оцифрованной информации и которая облегчает и усиливает двунаправленную связь между учителем и учеником, а также между учеником и учеником.

Хотя электронное обучение значительно освобождает преподавателя от функции представления информации, поскольку мультимедийные документы облегчают эту работу, с другой стороны, он должен брать на себя новые роли, такие как посредник, посредник и социализатор.

Появление Интернет-обучения - самое значительное изменение в области образовательных технологий за последние 500 лет, то есть с момента появления печатной книги.

Д.Д. Хантер. «Война культур»

Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».

Об этой технологии много спорят, высказывая «за» и «против», о ней много пишут в методической литературе, ей посвящают практические семинары по обучению и внедрению в школах. Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью современного образования. Что же такое дистанционное обучение? Это новые технологии, которые подходят для оценки успехов обучаемых «по результатам», а следовательно, и для построения программ, ориентированных на выдачу реальных результатов. Таким образом, дистанционное образование значительно меняет привычные отношения учитель-ученик.

Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся .

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, при этом используются технологии online и offline.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  • электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
  • телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);
  • пересылка данных (услуги FTR-серверов);
  • гипертекстовые среды (WWW-серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);
  • ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);
  • видеоконференции (видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такая практика весьма популярна в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи).

Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями

Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимодействие идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. Сегодня мы не можем рассматривать обучение только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедуру выработки необходимых знаний и умений, хотя, разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простой по уровню применяемых педагогических подходов образовательный курс.

В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

Новые технологии, среды и методы позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут и расписание занятий, позволяют работать в своем темпе, выполняя те задания, которые он выбрал сам. Дистанционное образование , несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности , расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Преимущества дистанционного образования:

  • более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и, соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
  • повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т. д.;
  • оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т. к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
  • доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
  • повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
  • ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).

Дистанционное обучение может быть с успехом внедрено в образовательные учреждения специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Даже при компактном проживании детей с ограниченными способностями многие из них либо не имеют возможности, либо имеют очень ограниченную возможность посещения образовательного учреждения. Обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем. Такие элементы дистанционных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевых технологий, телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования. То есть при помощи дистанционного образования возможнорешение проблемы домашнего обучения или обучения людей с ограниченными способностями, что позволит показать как им, так и другим ученикам, что они все равны и люди с ограниченными возможностями тоже могут обучаться наравне со здоровыми детьми. То есть внедрение дистанционного обучения в образовательные учреждения может решить и многие социальные, а также этические проблемы.

Если в образовательные учреждения внедрить дистанционное обучение, то в ОУ появятся следующие новые возможности:

  • работа с детьми-инвалидами или часто болеющими детьми;
  • организации дистанционного контроля знаний учащихся;
  • работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня;
  • оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;
  • отработка умений и навыков;
  • оказание помощи по углубленному изучению интересующих учащихся вопросов;
  • оказание помощи при подготовке выступлений и презентаций;
  • оказание помощи для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам.

Система дистанционного образования , внедренная в рамках конкретного образовательного учреждения, кроме того, могла бы расширить возможности для общения учащихся между собой и стать основой для кооперации и совместной работы и учебы , предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам.

Кроме того, следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни.

Как еще можно использовать дистанционное обучение в школе:

  • организовать курсы гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического профилей;
  • использовать дистанционное профильное обучение;
  • создавать творческие работы, своё портфолио, разработать интернет-страницу;
  • участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;
  • создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);
  • учиться на дистанционных курсах;
  • использовать для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Оценивая вышесказанное, можно отметить, что с внедрением дистанционного образования решается множество проблем как социальных, так и проблем собственно в образовании. То есть получается, что дистанционное образование многофункционально: оно помогает как людям с ограниченными возможностями, так и тем, кто на непродолжительный срок выбыл из учебного процесса, не потерять нужные знания, время и лишние деньги на репетиторов .

Также оно помогает правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность; расширить коммуникативную сферу учеников и педагогов; проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

Дистанционное обучение свежо и современно, поэтому даже рассуждения по поводу возможной дороговизны нужно откинуть, потому как нельзя экономить на будущем, то есть на детях. Возможно, в будущем дистанционное обучение вытеснит современное классно-урочное образование и ученики смогут выбирать себе учителей, сидя дома перед компьютером.

Список литературы и интернет-ресурсов

1. Гусев Д. А. Заметки о пользе дистанционного обучения.
2. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. — М.: "Академия", 2006.
3. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.: МГОУ, 2006. - 167 с.
4. http://fio.ifmo.ru/
5. http://www.it-n.ru/
6. www.eidos.ru/project/eidos-class/
7. www.eidos.ru/shop/price.htm