Информационно коммуникационные педагогические технологии. Информационные технологии в образовании. Организация групповой работы

  1. Программа по информатике и информационно-коммуникативным технологиям (икт)

    Программа

    ... информационно -коммуникативным технологиям (ИКТ) Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью изучения информатики в начальной школе ... условия выбора продолжения действий в алгоритме, образованном с помощью действий логического сложения и...

    В более долгосрочной перспективе возможны следующие сценарии, которые могут дополнять друг друга. Кроме того, электронные учебные пособия или другие учебные программы поддержки дополняют или заменяют обычные учебные пособия. Отдельные преподаватели университета делают свои лекции доступными в качестве текстов о сетях передачи данных или носителях данных для студентов. Это относительно простое решение - это первый шаг в обеспечении независимого преподавания контента. Программное обеспечение разработано в основном для собственного обучения, при необходимости также в сочетании с издателями для предлагаемой покупки. Департаменты нескольких университетов используют совместно разработанные учебные программы совместно с базовым образованием. У соответствующего университета есть необходимая инфраструктура. . Кроме того, программы обучения и обучения различаются в зависимости от того, являются ли они более ориентированными на знания или методы.

  2. Окружная педагогическая конференция Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников

    Документ

    Окружная педагогическая конференция Использование информационно -коммуникативных технологий в начальном образовании школьников МОУ Утевская СОШ « ... цифровых образовательных ресурсов в начальной школе может и должно преобразить преподавание традиционных...

    Предполагается, что в этих условиях ученики и ученики будут иметь доступ или иметь достаточный доступ к компьютерам, способным собирать мультимедиа, а также способность справляться с ними. В рамках отдельного университета центр обработки данных, медиацентр и библиотека функционируют как центральные объекты обслуживания.

    Для более широкого развития и использования информационных и коммуникационных технологий в обучении это особенно необходимо на нынешнем этапе ряда вспомогательных и фланговых мер. В рамках своей ответственности за преподавание департаменты должны учитывать инициативы, разработанные отдельными преподавателями университетов, Это включает в себя предоставление сетевых подключений и модернизацию соответствующих сетей и инфраструктуры в существующих учебных зданиях. Поскольку системы обучения и обучения, основанные на средствах массовой информации, связаны с высокой инвестиционной и дорогостоящей работой по разработке, важно обеспечить, чтобы инвестиции в основном были направлены на то, где их использование обеспечивается.

  3. Информационные образовательные технологии на уроках математики и информатики

    Урок

    ... информационных технологий в процессе обучения в школе ... . Применение информационно -коммуникативных технологий обусловлено: ... информационной технологией . Сегодня говорят об изменении содержания образования , о необходимости овладения учащимися информационной ...

    В общем, комплексное планирование во всех отношениях не будет полезно для того, чтобы избежать появления «руинов инвестиций». Поэтому целесообразно сначала применять уже существующие разработки в отдельных областях знаний и целенаправленно поощрять их.

    При разработке компьютерных программ обучения знания в области медиа-дизайна и программирования, а также специальная психология обучения требуются за пределами технических знаний. Представители соответствующих дисциплин с самого начала. Такие команды разработчиков могут создаваться совместно в рамках университета, но также на региональной основе между несколькими университетами. Что касается нерегионального сотрудничества между несколькими дисциплинами, то также следует ожидать высокого коэффициента использования и небольшой потребности в адаптации учебно-образовательных средств к местным требованиям.

  4. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках математики как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

    Урок

    Применение информационно -коммуникативных технологий на уроках математики как средство... Михайловна, МКОУ «Шатровская средняя общеобразовательная школа ». Система образования в нашей стране вступила в эпоху...

    Учреждения высшего образования должны стремиться к сбыту этих продуктов для сотрудничества с издателями, а также к рефлюксу, по крайней мере, к части ресурсов, выделяемых на работу в области развития. При разработке более обширных учебных подразделений необходимо следить за тем, чтобы эти модули имели модульную конструкцию, чтобы их можно было гибко комбинировать.

    Срочно требуется дальнейшая разработка высокоскоростных сетей передачи данных. Все университеты нуждаются в доступе к высокопроизводительным сетям, чтобы продолжать выполнять свои задачи в области исследований, обучения и общественных услуг. Он призывает земли и Конфедерацию расширить существующие сети в их качестве, с тем чтобы соответственно расширить возможности подключения или обеспечить эффективную работу сетей. В условиях быстрого развития высокоскоростные бюро в университетах являются неотъемлемой частью инфраструктуры технического обслуживания университетов.

  5. Программа развития государственного учреждения образования «Поболовская средняя школа»

    Программа

    ... , «Технология развития критического мышления», информационно -коммуникативные технологии . Огромное значение школа уделяет развитию... дифференцированного подхода к каждому учащемуся школы . Содержание образования в школе реализовывалось в рамках учебного...

    Прозрачность существующего учебного программного обеспечения является важной предпосылкой для решения специализированных областей их использования и признания. Академическое сотрудничество в области программного обеспечения в Университете Карлсруэ, которое теперь фактически является функцией национального пула программ, может взять на себя эту задачу. Это финансирование должно быть устойчивым.

    Что касается защиты и использования авторских и других прав для дальнейшего использования, необходимо уточнить, Например, в контексте пула прав и как это должно быть институционализировано. Это может быть учреждение, финансируемое совместно федеральным правительством и землями, а также органом, созданным в соответствии с частным правом, который включает плату за права на эксплуатацию.

В наши дни самым ценным ресурсом является информация, а самым невосполнимым - время, которого у современного человека катастрофически не хватает. Безусловно, повышенный темп жизни, учащенный пульс времени оказывает колоссальное влияние на воспитание и образование подрастающего поколения. Современному учителю необходимо четко понимать, что дети, которых ему предстоит учить, родились и пришли в школу уже в XXI веке, а значит, росли и формировались в совершенно ином информационном пространстве, нежели поколения ребят 80х - 90х годов. Понятно, что любимым развлечением, неотъемлемой приметой жизни школьника, а иногда, к сожалению, и лучшим другом становится компьютер.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Для современного учителя немыслимо отстать от своих учеников, поэтому постоянно приходится упорно учиться, идти в ногу со временем, осваивать новые технологии, методы и формы преподавания. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому с 2005 года я работаю над проблемой комплексного использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы.

Уже существующие инициативы по поощрению преподавания в целом, а также программного обеспечения высшего образования, в частности, должны использоваться еще сильнее, чем раньше, для поддержки разработки учебных программ обучения в средствах массовой информации в университетах. Для этой цели рекомендуются отдельные тендеры или увеличенные ассигнования призов.

На текущем этапе запуска должна быть предусмотрена ограниченная по времени, но адекватно обеспеченная программа поддержки. Ресурсы этой программы должны быть присуждены по качественным аспектам с участием университетов. Следует оказывать поддержку концепциям обучения и обучения, которые работают с современными информационными и коммуникационными технологиями. В этом контексте также должны быть приняты меры по улучшению инфраструктуры.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в , построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.

Европейская комиссия, Целевая группа «Мультимедийное и образовательное программное обеспечение»: образовательная мультимедиа. Комиссия европейских сообществ: преподавание и обучение. Совет по исследованиям, технологиям и инновациям: информационное общество. Возможности, инновации и проблемы.

Ульрих Лёвенхайм: Юридическая консультация по авторским правам в материалах дистанционного обучения. Информационные и коммуникационные технологии - особенно разработка программного обеспечения и проектирование сетей в широком спектре областей, Такие, как интегрированные системы управления, системы документооборота, автоматизация, удобство использования и принятие, составляют центральное внимание в повестке дня исследований.

Данная проблема возникла не сама по себе. Условием ее возникновения стал невысокий уровень сформированности информационной и коммуникативной компетентности школьников, огромный поток негативной информации, отрицательно влияющей на формирование личности ученика, а также неумение находить, обрабатывать и использовать нужную, полезную информацию. В связи с этим мною была поставлена цель - развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Однако Аргентина не отдавала приоритет информационно-коммуникационным технологиям. Он последовал за двумя десятилетиями с низкими инвестициями в этот сектор. В рамках различных программ правительство Аргентины пыталось гарантировать каждому гражданину доступ к новым коммуникационным и информационным технологиям.

Развитие программных продуктов и их маркетинг приобретают все большее значение. Национальный институт промышленных технологий отвечает за проверку качества разрабатываемых программных продуктов. Важную роль также играет аргентинский фонд оперативных исследований и компьютерных наук. Его основными задачами являются распространение коммуникационных технологий и выявление возможностей для исследования информации.

Актуальность поставленной цели обусловлена широчайшей востребованностью целых областей профессиональной деятельности, основанных на сформированности основных ИКТ компетенций. Конечно, ответственность за их формирование лежит на современной школе. Это одно из условий успешной социализации наших будущих выпускников. Но в связи с этим возникает другая проблема- проблема нравственности и гуманности информации, сохранения самобытности человеческой личности. Уроки русского языка и литературы как нельзя лучше формируют новое мышление школьников, при котором проблемы этики, морали и права не затмевались бы мощным потоком негативной информации.

Наиболее важные исследовательские учреждения расположены в государственных университетах. Кафедра компьютерных наук на инженерном факультете Университета Буэнос-Айреса является старейшим исследовательским учреждением в Аргентине. Разработка бесплатного программного обеспечения, языкового дизайна, робототехники, обработки изображений и компьютерных сетей. Национальный технический университет проводит исследования в области компьютерных наук, систем связи с голосом, изображениями и данными. Проекты международного сотрудничества.

Система работы современного учителя, на мой взгляд, должна быть обусловлена требованиями к условиям реализации образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Согласно «Стратегии развития образования Российской Федерации до 2020 года» основной стратегической целью развития образования является создание условий для формирования личности, способной обеспечить устойчивое повышение качества жизни путем поддержания .

Подготавливается совместная рабочая программа. Сеть работает над тем, чтобы сделать исследования и образование доступными через интернет-услуги во всех частях Бразилии. С программным программным обеспечением для экспорта необходимо укрепить национальные структуры для разработки программного обеспечения.

Одной из задач центра является разработка телекоммуникационного программного обеспечения или инноваций в области телекоммуникационного оборудования. В долгосрочной перспективе цель состоит в обеспечении того, чтобы все бразильское общество имело доступ к современным коммуникационным технологиям.

ИКТ в современном образовательном процессе

Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся.
Новые информационные технологии и программные средства способны помочь учителю более эффективно решать следующие задачи:
  • стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;
  • организация индивидуального обучения школьников;
  • наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.
Целью такой работы является достижение системности использования средств ИКТ, доступности к полному набору современных образовательных технологий и обучающих средств, предназначенных для преподавания русского языка и литературы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.

Какие задачи предстоит решить для реализации поставленной цели:

В страновом анализе Чили совершила прыжок в топ-группу в последние годы. Этот центр станет платформой для технологических латиноамериканских исследований. Чилийская индустрия электронной торговли также сильно растет. Безопасность играет все более важную роль. Чилийское правительство поддерживает электронную торговлю посредством различных инициатив. Лаборатория прикладной криптографии и безопасности является совместным предприятием Центра математического моделирования и кафедры информатики. Оба они принадлежат Университету Чили.

  • повышение эффективности процесса формирования самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций;
  • формирование и оценка ИКТ компетентности обучающихся;
  • совершенствование ИКТ компетентности и методической подготовки учителя;
  • совершенствование технологий применения ИКТ в учебном процессе;
  • систематизация программно-методических материалов Интернет-ресурсов и их синхронизация со школьным базовым курсом русского языка;
  • создание новых компьютерных программных продуктов;
  • включение школы во всероссийскую образовательную среду путем обобщения и распространения опыта работы школы.
На данном этапе работы над заявленной темой я исхожу из материально-технического оснащения нашей школы. На сегодняшний день ГБОУ СОШ 139 имеет полностью оборудованные новейшими техническими средствами с возможностью выхода в Интернет классы начальной школы. В распоряжении ОУ один мобильный класс, один лингафонный кабинет, два кабинета информатики. Ученики среднего звена имеют возможность доступа из каждого кабинета в школьную локальную сеть, в сеть Интернет, Имеющийся потенциал начал использоваться в учебном процессе. Учащиеся обучались основам компьютерной грамотности, получили навыки пользователей. В начальной школе введён в систему дополнительного образования кружок компьютерного пользователя. На данный период 98% обучающихся средней и старшей школы имеют подключение к сети Интернет с домашнего компьютера или с помощью других мобильных устройств. Все это позволяет реализовать поставленные цели не только на уроках русского языка и литературы, но и во внеурочной деятельности учителя-словесника.

На своих занятиях я использую различные . Оговорюсь, что ИКТ не вытеснили из образовательной среды учебник . Учебник - наиболее привычный инструмент и помощник ребенку и педагогу, который можно листать, ощущать, общаться с ним, как с человеком, но ИКТ-технологии - дополнительные возможности учения. Поэтому ИКТ и учебник - единое целое . С помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения. Применение ИКТ- технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся.

Целью лаборатории является разработка теоретического и концептуального опыта в таких важных для безопасности вопросах, как криптография, создание защищенного протокола, защита от хакеров и т.д. Цель состоит в том, чтобы предложить и адаптировать более чем 20-летнюю компетенцию в Берлине, а также исследования и разработки в области информационных и коммуникационных технологий на южноамериканском рынке. Речь идет о документах с высокой степенью защиты, которые дают представление о будущих разработках надежных удостоверений в виртуальном мире.

ИКТ на уроках русского языка и литературы

Какие доступные современному учителю русского языка и литературы ИКТ-технологии помогают сделать процесс обучения и воспитания детей более эффективным?

Во-первых, это технология телекоммуникаций - совокупность приемов, методов, способов обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио- видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей. Например, учащиеся по электронной почте присылают учителю файлы для проверки. Особенно это удобно на этапе подготовки проектов, когда приходится редактировать ученические работы, давать рекомендации и т.д. Также возможно осуществлять связь с учениками-родителями через сервис Skype. К данной технологии примыкает технология дистанционного контроля. К примеру, ученики делают скриншоты выполненных дома онлайн-тестов и высылают их на почту учителю. Технология телекоммуникаций дала возможность учителю показать своих учеников на всероссийском и международном уровнях. Так, в первом полугодии 2012-2013 учебного года 30 моих учеников приняли участие в четырех всероссийских конкурсах сочинений («Наша гордость», «Учителями славится Россия», «Уж небо осенью дышало», «Три желания»), а также в III Всероссийской интернет-олимпиаде по русскому языку. Итоги мероприятия порадовали: 18 дипломов победителей и сертификаты участия всем остальным. Данный вид работы существенно увеличивает интерес к предмету, стимулирует учащихся, повышает их мотивацию.

Информационно-коммуникационные технологии в Канаде рассматриваются прежде всего, поскольку 130 миллиардов инвестиций в этот сектор интенсивно инвестируются в исследования и разработки. Лаборатория мобильных коммуникаций и лаборатории для разработки прототипов в Университете Симона Фрейзера являются еще одним институтом в этой области. Калгари, Альберта, превратилась в быстро развивающуюся отрасль «беспроводной связи». Это также тесно связано с систематическим расширением деятельности в области нанотехнологий в Эдмонтоне. Государственное финансирование уделяется прежде всего проектам, которые способствуют модернизации технологий и повышению конкурентоспособности Колумбии, а также содействию подготовке человеческого капитала.

Во-вторых, это технология компьютерной визуализации учебной информации об изучаемом объекте. Не представляю уроки литературы без визуального сопровождения. Современному школьнику, который так далек от русской классической литературы, просто необходимо просматривать отрывки талантливых экранизаций произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского и др. Это позволяет почувствовать дух изучаемой эпохи, увидеть костюм, услышать живую речь, что способствует расширению представлений и воспитанию читательского таланта школьника. Не секрет, что современному ученику читать зачастую некогда или вовсе не хочется. И тут приходят на помощь современные технологии. Помню, как после вводного урока по роману И.А. Гончарова «Обломов» и просмотра ключевых сцен из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», 10 класс, очарованной Обломовым в исполнении Олега Табакова, с упоением зачитывался романом, хотя книга сначала показалась ребятам скучной. Таких примеров множество. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. , писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика". И технология визуализации здесь незаменима.

Важной частью цели является передача технологии из-за рубежа и адаптация технологий к национальным потребностям. Исследования проводятся в следующих двух основных областях. Радиочастотные, аналоговые и цифровые системы электропитания, прикладная робототехника, промышленная электроника, микро - и наноэлектроника и производственные процессы. Исследования в этой области, среди прочего, Приложение в следующих областях.

БиоинформатикаО-обучениеВиртуальное образованиеБассейны и защитаЛогистикаТранспортные услуги. Отдел по информационно-коммуникационным технологиям в Мексике растет благодаря активному участию различных заинтересованных сторон, таких как государство, университеты и промышленность. Это связано с тем, что в течение нескольких лет Национальный план развития уделяет приоритетное внимание продвижению технологий во всех областях. В этом плане излагаются необходимые меры для достижения целей, предусмотренных для развития страны.

В-третьих, технология интерактивного диалога . Это взаимодействие пользователя с программной системой, характеризующееся (в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашениями) реализацией более развитых средств ведения диалога. При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с программной системой характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие от системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя. Работа в мобильном компьютерном классе. На каждом компьютере установлена программа-тренажер. Учащиеся индивидуально решают орфографические задачи на разные правила. Так, например, программа-тренажер по русскому языку «Фраза» - незаменимый помощник учителя-словесника в отработке орфографических и пунктуационных навыков. Интерактивность, повышение интереса к орфографической работе, моментальная оценка всех учащихся, развитие предметной, ИКТ, коммуникативной компетенций, экономия времени - вот только некоторые преимущества использования данной технологии на уроке русского языка.

Незаменима на уроках закрепления и контроля технология тестового педагогического контроля . В сети появилось огромное количество электронных образовательных ресурсов, которые представляют собой разветвленную систему онлайн-тестирований по каждой изучаемой теме. Данная ИКТ-технология является отличным средством для реализации технологии разноуровневого обучения. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Слабым учащимся можно предложить традиционную контрольную работу. Материал в ней представлен менее объемный, структурированный, единообразный. Сильные ученики могут сориентироваться в разноуровневых тестах, выполнить за урок несколько видов работы, получить несколько отметок. Конечно, подобные уроки требуют дополнительного технического оснащения. Так, мы работаем в мобильном компьютерном классе с выходом в интернет через школьный wi-fi. Несомненными плюсами данной технологии является ситуация успеха, когда объем и уровень сложности материала соответствует индивидуальным особенностям каждого обучающегося, повышается накопляемость отметок, реализуется личностно ориентированный подход.

Разнообразить уроки объяснения нового материала или повторения позволяет технология работы с гипертекстом . Это технология обработки информации, обладающая методом организации данных, который характеризуется следующим: в иерархическую базу данных помещены участки обычного текста (объекты) с возможными иллюстрациями; между объектами установлены именованные связи, являющиеся указателями; на экране компьютера помещается участок текста, где объекту соответствует визуальная пометка, которой могут служить специально выделенные в тексте слова и окна, содержащие всю или часть информации о данном объекте; эта информация, в свою очередь, может содержать текст, в котором имеются слова, относящиеся к тем или иным объектам, и указатели на другие объекты. Замечательный учебный материал представлен на портале «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», где по каждой теме имеются гипертекстовые определения, интерактивные таблицы и схемы. Данная технология позволяет в полной мере реализовать общедидактические принципы наглядности и последовательности, а также установить тесную связь с предыдущим учебным материалом и метапредметные связи.

Технология КСО (коллективного способа обучения). Данная технология включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную. Преимуществом КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Данную технологию мне нравится использовать не только на уроках объяснения нового материала или закрепления, но и на уроках анализа контрольных работ, диктантов, сжатых и подробных изложений, сочинений, когда класс должен быстро и качественно выполнить работу над ошибками, оформить записи в тетради в соответствии с едиными требованиями. Учащиеся работают не только фронтально или индивидуально с учителем, но и в парах. Организовать успешную работу мне также помогают технические средства обучения. На доску с помощью проектора выводится образ одной-двух работ, сделанных документ-камерой. Учитель прямо в работе демонстрирует образцы выделения орфо-грамм и пунктограмм. Преимуществами данной технологии являются визуализация, качество выполнения работы над ошибками, экономия времени. Обычно учащиеся с большим интересом работают редакторами своих контрольных работ и работ напарника, охотно подают именно свою тетрадь для общего просмотра и разбора. Документ-камера становится неотъемлемым инструментом, помогающим организовать коллективные формы работы на уроке русского языка.

Никаких сомнений не вызывает, что технология проектного обучения уже давно заняла свое место в системе преподавания многих учителей и не является новой. Тем не менее преимущества ее очевидны: работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Я тоже использую проектные технологии, но обязательно с поддержкой ИКТ. Выходным продуктом любого такого проекта должен быть цифровой образовательный ресурс, который можно потом использовать любому участнику образовательного процесса не только в Санкт-Петербурге, но и по всей России. Поэтому результаты своей проектной деятельности мы публикуем в сети. Остановлюсь подробнее на последних успешно реализованных проектах.

В марте 2012 года в нашей школе состоялась конференция учащихся «Этимология - происхождение слов» , приуроченная к Дню науки и творчества. Учащиеся 7 класса подготовили научные презентации по этимологии. Также успешно реализован учебный проект для десятиклассников «Деепричастие как…» , который опубликован на моем сайте. Воспользовавшись материалами этого сайта, на уроках русского языка по теме «Деепричастие» можно организовать диагностику, объяснение нового материала в ключе технологии проблемного обучения, осуществить промежуточный и итоговый контроль знаний, а также разработать и осуществить на основе данного свой учебный проект.

Интересный проект «Петербург Достоевского: по следам героев романа «Преступление и наказание» мы реализовали с десятиклассниками в апреле 2012 года. Мы читали роман прямо на улицах центральной части Петербурга, в районе Сенной площади и канала Грибоедова, традиционно именуемой Петербургом Достоевского, и пытались проследить пути, по которым ходили главные герои, считали шаги по маршруту от дома Раскольникова до места, где он совершил убийство старухи-процентщицы, заходили во дворы-колодцы и.т.д. В итоге получился большой альбом цифровых фотографий, из которого ребята сделали в социальной сети заочную экскурсию. Под каждой фотографией появился либо отрывок из романа, либо информация о том месте, которое изображено на фото. Теперь по Петербургу Достоевского смогут прогуляться все желающие. Знаю, что мои коллеги из других городов на уроках по роману «Преступление и наказание» активно пользовались материалом этой виртуальной фотоэкскурсии.

В октябре-ноябре 2012 года воплощены в жизнь два масштабных проекта: «Летний сад» и «Царскосельский императорский лицей в литературе и культуре». Подробнее остановлюсь на втором. Цель проекта: формирование и развитие навыков самостоятельного поиска, отбора, анализа и представления информации учащимися в рамках проекта. На подготовительном этапе учитель русского языка и литературы Вохин Д.Н. и учитель истории и культуры Санкт - Петербурга Ерошенко О.Л. провели в 8 классе уроки согласно календарно - тематическому планированию на темы «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество» и «Санкт - Петербург - центр российского образования в начале XIX века». На этих уроках выстраивалось целеполагание: школьники сами осуществляли постановку учебной задачи, а именно - создание цифрового продукта, который станет наглядно-демонстративным материалом для показа на уроке в младших классах. Устанавливались сроки, сообщалось о системе оценивания проекта и таким образом у детей вырабатывалась мотивация для активного участия в проекте.
Так как проект метапредметный, ученики получили отметки сразу по нескольким предметам: литературе, истории и культуре Санкт - Петербурга, истории, русскому языку, географии, информатике.

Учителя в ходе работы над проектом выступали в роли фасилисаторов , т.е. только помогали детям решать поставленные перед ними задачи. Ученикам самим интересно подготовить в конечном итоге урок с поддержкой ИКТ.

При этом формулировалась центральная проблема всего проекта: «Какое влияние оказал Царскосельский лицей на русскую культуру?» Воспитательная ценность проекта заключается в формировании нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания: воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны, своего города, своего народа.

Затем мы осуществили выезд в город Пушкин с целью посещения Царскосельского лицея. Во время экскурсии учащиеся записывали необходимую информацию, осуществляли фото- и видеосъемку.

По возвращении с экскурсии проводилась обработка собранного материала, расшифровывались аудиофайлы, создавался фотоотчёт (лучшие снимки отбирались в отдельную папку). Затем школьники подыскивали дополнительную информацию, а также музыкальное сопровождение, которое будет необходимо при создании собственной виртуальной экскурсии в Царское село.

Параллельно с этим я обучал консультантов (3 человека) работе с программой Windows Movie Maker, а те, в свою очередь, помогали остальным ребятам освоить эту программу.
Продуктом поискового этапа стали видеоэкскурсии, созданные несколькими творческими группами учащихся. В этих видеоэкскурсиях в доступной и интересной форме представлены сведения, собранные в процессе работы над проектом.

Затем под руководством учителей восьмиклассники приготовили для младших классов интегрированный урок обмена опытом на заданную тему.

В ходе работы над данным проектом ребята научились:

1. Осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе экскурсии в Царское село.
2. Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью.
3. Проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
4. Осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала.
5. Осуществлять редактирование, форматирование и структурирование текста.
6. Создавать текст на основе расшифровки аудиозаписей.
7. Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники.
8. Использовать различные приёмы поиска информации и анализировать его результаты.
9. Создавать видеопрезентации в программе Windows Movie Maker.

В декабре в интернете, на портале YOUTUBE, проходило голосование за лучшую видеоэкскурсию. Затем на торжественной линейке в конце 2 четверти были награждены победители. Ознакомиться с материалами проекта также можно на сайте школы.

Преимущества ИКТ

Перед вами, конечно, далеко не весь перечень ИКТ-технологий, но и этого вполне достаточно, чтобы осознать, насколько велика их положительная роль в современном образовании. Чем ИКТ-технологии так хороши для учителя? Они дают экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, повышенную мотивацию обучения, интегративный подход в обучении, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока или проекта; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Чем ИКТ-технологии так полезны для учащегося? Они приобретают навыки целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию; предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Современные технологии способствуют повышению познавательного интереса к предмету, содействуют росту успеваемости учащихся по предмету; позволяют учащимся проявить себя в новой роли; формируют навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствуют созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения .

Все это помогло вовлечь учащихся в работу по предмету, сделать обучение интересным, продуктивным. Я знаю, что русский язык и литературу ребята выбирают как любимые предметы. В 4 четверти 2011/2012 учебного года проведено анкетирование учащихся 5, 8, 9 и 10 классов на предмет удовлетворённости учебным процессом и взаимоотношениями с учителями. Учащимся была предложена анкета, содержащая 10 утверждений. Необходимо было отметить утверждения, с которыми они согласны. Результаты анкетирования были представлены в виде диаграмм по каждому учителю.

Конечно, подобная работа требует дополнительной подготовки и не заканчивается в школе. Современному учителю многое приходится готовить дома, самостоятельно осваивать то новое, что постоянно привносят в образование ИКТ, но потраченное время стоит того. Как приятно слышать от детей после звонка, что они не заметили, как пролетело время урока, а значит, им было интересно, значит, урок надолго запомнится, и все, что на нем происходило, прочно отложится в памяти. Главное - желание учителя, внутренняя потребность повышать свой профессиональный уровень. Для меня современный профессиональный учитель - это человек, готовый к самостоятельному освоению различных программных средств и ресурсов; умеющий создавать свои образовательные ресурсы и проекты, охотно распространяющий свой педагогический опыт.

Мое педагогическое кредо: «Обучать-значит вдвойне учиться». Жозеф Жобер. Учусь я постоянно. Мои ученики - мои верные помощники. В этом мне очень повезло.