Информационно коммуникационные технологии определение. Информационно-коммуникативные технологии в образовании и в школе - документ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Интересным решением является организация видеоконференций. Как вы можете видеть, трудно четко указать, что такое видеоконференция и что веб-семинар - границы размыты, это соответствует направлению, в котором направляется дистанционное образование: гибридизация или одновременное объединение нескольких разных методов.

Посещать курс или веб-семинар на компьютере, на работе или дома, но не ограничиваясь: доступны мобильные приложения, позволяющие вам участвовать в планшете или смартфоне. Просто скачайте соответствующее приложение. Социальные медиа - отличное дополнение к инструментам социального обучения. Они могут участвовать в профессиональных группах для обсуждения и обмена знаниями, а также группами интересов. В таких методах самосовершенствования отношения ученика-мастера заменяются отношениями партнеров, равными; Любой человек в любое время может быть образованным и образованным, исходя из принципа, что у одного человека очень ограниченные знания, но все люди вместе - знают все.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Существуют также онлайн-сайты социальных сетей, непосредственно посвященные обучению равных равных. Вы можете добавлять свои идеи в форме вдохновения, читать, комментировать, обрабатывать свои идеи, задавать вопросы и отвечать на другие вопросы. Кроме того, не пренебрегайте потенциалом, который лежит в видео репозиториях.

Потенциал современных образовательных решений огромен и уже изменил подход к профессиональному развитию, самосовершенствованию и непрерывному обучению. И это только начало великой революции, которая скоро охватит все образовательные этапы: раннее школьное образование, высшее образование и непрерывное образование. Это единственный выход, поскольку мы живем в эпоху, когда за десятилетием может последовать полная замена инструментов, над которыми мы работаем, заставляя нас постоянно повышать, развивать и изменять наши компетенции.

Факультет управления и социально-технических сервисов

Кафедра профессионального образования и управления образовательными системами

Направление подготовки профессиональное обучение

Профиль: декоративно-прикладное искусство и дизайн

Курсовая работа

Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании

Полное завершение данного курса обучения не гарантирует в любой профессии текущие текущие знания. Школы и колледжи в поисках текущих образовательных задач не могут предоставить все необходимые, современные знания, по крайней мере, не в том виде, в котором они функционируют сейчас. Это заставляет всех заботиться о самом важном умении в наши дни: о способности учиться.

Для получения дополнительной информации о профессиональном развитии библиотекарей. Костека М.: Интернет как инструмент для развития библиотекарей. Марта Костечка - сотрудник Общественной библиотеки в Щецине. Он проводит тренинги для библиотекарей в области новых медиа и новых технологий.

Студентка Гурьянова В.С.

Руководитель к. п. н., доцент М.И. Колдина

Нижний Новгород 2014 г.

информационный коммуникационный образование обучение

Введение

2.2 Электронный учебный курс по дисциплине «Проектирование дизайна интерьера»

Заключение

Список литературы

Введение

В век информационных технологий знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Тот величайший объём знаний, который был накоплен человечеством, заставляет искать новые подходы к организации процесса обучения.

Между существующими технологиями и образованием существует тесная взаимосвязь, взаимное взаимное определение и взаимное расширение прав и возможностей: технологическое продвижение является следствием силы и амплитуды образования, но образование также специфически влияет на эти преимущества. Любой образовательный процесс осторожно относится к технической составляющей не только путем обучения педагогов в этом направлении, но и путем использования технологических валидностей в прибыли обучения. С процедурной точки зрения образование также включает в себя ряд конкретных материальных элементов, которые преобразуются в образовательные факторы, которые вызывают успех и качество благодаря их простому использованию.

Понимание фундаментальной роли информации в общественном развитии обусловило необходимость создания особой информационной культуры личности. Для применения новейших компьютерных технологий в жизни необходимо новое мышление, которое должно формироваться у ребёнка с младших классов. Поэтому в процессе обучения использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является актуальной проблемой современного образования. Образование должно рассматриваться не только как приобретение учащимися необходимого объема учебной информации, а как развитие у них в процессе обучения потребностей и способностей к самостоятельному получению новых знаний и умений, пользуясь многообразными источниками информации.

С этой точки зрения, образование предназначалось для конкретных целей любого технического прогресса, и этот трек был одним из ключей к успеху в обучении. Как и ожидалось, новые средства массовой информации не могут быть обойдены, особенно, поскольку существует реальная близость между двумя вселенными, образование, основанное на коммуникациях, и общение с участием формирующих обязательств.

Учебная функция нового технического персонала удваивается: с одной стороны, они способствуют и способствуют образованию, если они тщательно интегрированы в образовательные практики; с другой стороны, они предрасполагают и вызывают новые конфигурации компетенций, которые должны быть созданы учебными заведениями, что ведет к постоянным реформистским, учебным и стратегическим реформам. В то же время интеграция в образование нового технического персонала приводит к повторной калибровке или уместности традиционных дидактических методологий путем реконтеграции, модернизации, инноваций и стратегического уровня.

Решая проблемы образования, следует начинать с профессиональной подготовки специалистов. Необходима подготовка именно в сфере современных ИКТ. Современные преподаватели обязаны уметь грамотно подбирать и использовать именно те технологии, которые в наибольшей степени отвечают содержанию и целям освоения конкретной дисциплины, помогают гармоничному развитию обучающихся с учётом их личных особенностей.

Объектный аспект неизбежно скажется на стратегическом измерении. Материальная поддержка не только сохраняет нейтральный статус, но и быстро и четко взаимодействует со стратегическим аспектом. Технология «заставляет» преподавать методологию в новые настройки. Как и в системе общения судов, победа с одной стороны также будет отражать положительно на другой стороне. Речь идет не о том, чтобы противоречить старым и новым, свести к минимуму или исключить один из вариантов, но потенцировать их как посредством необходимых корреляций, корректировок, так и с обновлением.

Данное исследование внедрения информационных технологий в организацию педагогического процесса очень актуально и обусловлено необходимостью повышения качества воспитательно-образовательного процесса.

Объект исследования - современные информационные и коммуникационные технологии в образовании.

Предмет исследования - применение электронного учебного курса в системе самостоятельной работы студента.

Новое не исключает старого, но вызывает его, вызывает его, провоцирует, но в остальном. Таким образом, преподавание или преподавание на основе преподавания, например, могут успешно сотрудничать с активизацией когнитивных или творческих измерений благодаря обучению на основе координатора.

Связь между технологией и образованием становится все более динамичной. С одной стороны, мы наблюдаем постоянную эволюцию технической поддержки, обновление со дня на день, что заставляет пользователей создавать новые навыки, поведение, отношения. С другой стороны, степень абсорбции или вседозволенности метода по отношению к требованиям образовательного периметра развивается в одночасье. Таким образом, связь между двумя «динамиками» становится более сложной. Часто некоторые технические новинки попадают в школьное пространство «естественным», простодушным способом, иногда они моделируются с самого начала для явного дидактического использования.

Целью работы является рассмотрение образовательных возможностей современных информационных и коммуникационных технологий, а также проектирование и создание электронного учебного курса, направленного на изучение основ проектирования интерьера.

Понять, что такое информатизация образования.

Рассмотреть классификацию и характеристику средств информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Современные информационные и коммуникационные технологии создают новую учебную ссылку, которая распространяется или создается «виртуальным миром». Это не менее важно, чем классический контент, многие из которых «удваиваются» виртуальными вариантами. Картины из большого музея можно исследовать на месте, но их также можно осмотреть с нескольких точек зрения через Интернет. Оба варианта индуцируют различные типы представлений или переживаний с формирующей коннотацией, которые дополняют, но стимулируют друг друга.

Внешний мир технически и искусственно внедряется очень быстро, и школа, в определенной степени, должна идти в ногу с этой динамикой. До определенной степени она должна поглощать и использовать ее ради своей выгоды. В то же время он должен также сохранять природные природные объекты, поражать студентов прямым знанием, наблюдая за реальным миром, создавать ситуацию нормального действия и взаимосвязи.

Проанализировать влияние информационных технологий на развитие креативного мышления.

Рассмотреть понятие электронного учебного курса, его содержание и структуру.

Разработать электронный учебный курс по дисциплине «Проектирование дизайна интерьера».

Глава 1. Теоретические основы современных информационных и коммуникационных технологий в образовании

В книге «Станислав Лем» излагался привлекательный и каустически логический философский трактат о человеческой и нечеловеческой жизни в его прошлых, настоящих и будущих формах. После пяти десятилетий эта работа не утратила своего интеллектуального или критического значения, резонируя с современными дебатами об информации и новых медиа, науках о жизни и возникающих отношениях между технологией и человечеством.

Во всех своих работах, в том числе десятки научно-фантастических романов и коротких рассказов, Лем предложил глубоко философские и кусательно сатирические размышления об ограничениях как науки, так и человечества. После пяти десятилетий он не потерял своего интеллектуального или критического значения. Действительно, многие из догадок Лема о будущих технологиях теперь сбываются: от искусственного интеллекта, бионики и нанотехнологий до опасностей информационной перегрузки, концепции, лежащей в основе поисковых систем Интернета, и идеи виртуальной реальности.

1.1 Понятие информатизации образования

Нарастающий с каждым годом темп развития новых информационных технологий является отличительной чертой современного периода. Общество вступает в фазу информатизации. Становится очевидным, что развитие информационного общества и информатизация образования тесно связаны.

Будет целесообразным пояснить такие термины, как «информатизация общества» и «информатизация образования».

Тем не менее, более важным для его постоянной значимости является тщательное исследование Лемом параллельного развития биологической и технической эволюции и его вывод о том, что технология переживет человечество. Предшествующее Ричарду Докинсу понимание эволюции как слепых часовщиков более двух десятилетий, Лем полагает эволюцию как оппортунистический, близорукий, экстравагантный и нелогичный. Потрясающе оригинальная и все еще своевременная, резонирует с широким спектром современных дебатов об информации и новых медиа, науках о жизни и возникающих отношениях между технологией и человечеством.

Информатизация общества означает совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Целью информатизации общества является улучшение качества жизни людей за счет одновременного увеличения производительности и облегчения условий труда. Информационное общество - это «общество, в котором социально-экономическое развитие зависит, прежде всего, от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества»

Станислав Лем был самым известным автором научной фантастики, написанным за пределами английского языка. Его книги переведены на более чем сорок языков и проданы более 27 миллионов экземпляров по всему миру. Джоанна Зылинска является профессором новых медиа и коммуникаций в Голдсмитсе, Лондонском университете. Она является автором биоэтики в эпоху новых медиа и этики культурных исследований.

Спустя семь столетий автор научной фантастики Станислав Лем пишет о своем, столь же амбициозном, но неортодоксальном расследовании недоумений и загадок человечества и его связи с таким же загадочным миром, в котором он оказался врожденным. В этой работе Лем показывает нам научную фантастику как метод исследования, который делает будущее столь же утомленным, как прошлое, с постоянно зависящим от него «фантомным» присутствием. Трезвостный материализм Лема может казаться дегуманизирующим, но он возвращает на границу вопрос, который с самого начала преследовал цивилизацию, и чьи смежные, всегда недостаточные ответы всегда сигнализировали о революциях в культуре: что это такое человеческое?

Информатизация образования -- часть информатизации общества, комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения информационной продукции, средств, технологий. Это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Процесс информатизации образования стимулирует, во-первых, совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникативных сетей; во-вторых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; в-третьих, создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; в-четвёртых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

С его шедевром научной фантастики, впервые переведенным на английский, Лем забрал западную цивилизацию для спектакля с впечатляющими последствиями. Эволюция может быть больше, чем сумма ее частей, но это не так уж и много: по теореме леммы Леманна Зылинская.

Две эволюции сходства Различия Первая причина Несколько наивных вопросов. Цивилизации во Вселенной Формулировка проблемы Формулировка метода Статистика цивилизаций во Вселенной. Катастрофическая теория Вселенной. Метатеория чудес. Пролегомены до всемогущества до хаоса Хаос и порядок Сцилла и Харибдис: на сдержанность Молчание конструктора Методологическое безумие Новый Линней: О систематике Модели и реальность Плагиат и создание по имитации.

Этапы информатизации образования

Ретроспективный анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования (условно названные электронизацией, компьютеризацией и информатизацией образовательного процесса)

Первый этап информатизации образования (конец 60-х-начало 70-х годов, электронизация) характеризовался внедрением вычислительной техники и электронных средств в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей, а затем гуманитарных. Предполагалось обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ. Данный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладение языком программирования, освоение умений работы на ЭВМ. Но отсутствие удобных в работе, понятных для обычного пользователя программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.

Второй этап информатизации образования (компьютеризация) протекал с середины 70-х годов по 90-е годы и был связан с появлением более мощных компьютеров, упрощенного программного обеспечения. Подобные компьютерные образовательные технологии позволили с помощью моделирования исследовать различные процессы и явления. В сфере образования все больше стали использовать автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.

Третий, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий, что является немаловажным.

В СССР, а затем и в России была разработана и осуществляется концепция информатизации образования. Определены главные цели и задачи информатизации образования:

освоение и введение новейших информационных технологий в обучение, воспитание и управление образованием на основе исследовательских работ по дидактике, информатике;

формирование информационной культуры школьников, то есть информационных знаний, умений учиться с помощью компьютера и других электронных средств, элементарных умений программировать;

разработка информационных технологий дистанционного обучения;

применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

Положительные и отрицательные стороны информатизации образования

Использование средств ИКТ обогащает педагогическую и организационную деятельности следующими возможностями:

совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания общего среднего образования;

введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

повышение эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

организация новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменение содержания и характера деятельности учителя и ученика;

совершенствования механизмов управления системой общего среднего образования.

Этот процесс увеличивает степень инициативности обучаемого, формирует возможности другого мышления, развивает умение разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, даёт возможность прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

Однако использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий:

Индивидуализация приводит к тому, что ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников сводится к минимуму, вместо этого предлагается общение в виде "диалога с компьютером". При работе со средствами ИКТ обучаемый надолго замолкает, не используя живую речь. Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным. Обучаемый не получает достаточной практики общения в виде диалога, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Получая значительную независимость в поиске и применении информации, многие обучаемые нередко неспособны воспользоваться той свободой, которую дают современные телекоммуникационные средства. Запутанные и трудные способы представления зачастую становятся причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала. Тем более, нелинейная структура информации подталкивает школьника к "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, способен отвлечь от основного русла изложения учебного материала.

Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

Кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.

Часто при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников.

Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения. Определенную опасность таит внешнее поверхностное использование средств ИКТ и информационных ресурсов для выполнения малозначимых в общеобразовательном плане проектов.

Для многих обучаемых компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой. В этой связи достаточно вспомнить "заигравшихся" школьников, которые, к сожалению, в настоящее время тоже не являются редкостью.

Чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Современные образовательные технологии дают возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время. Они ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.

Вывод: Средства ИКТ могут стать не только мощным средством развития и становления школьников, но и, наоборот, способствовать формированию стереотипного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности. Нельзя также забывать о том, что чрезмерное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса. Применение средств ИКТ в обучении школьников по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы. В использовании средств информатизации образования необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

1.2 Классификация и характеристика средств информационных и коммуникационных технологий в образовании

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».

Существует несколько классификаций информационных и коммуникационных технологий на основании различных критериев.

1. ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

Аппаратные средства:

* Компьютер - универсальное устройство обработки информации.

* Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся.

* Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу.

* Телекоммуникационный блок дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение и переписку с другими школами.

* Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

* Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации - сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

* Устройства регистрации данных - датчики с интерфейсами существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.

* Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.

* Внутриклассная и внутришкольная сеть позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети.

* Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий. Программные средства:

* Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) дают возможность работы со всеми видами информации.

* Источники информации - организованные информационные массивы энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений.

* Виртуальные конструкторы позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

* Тренажеры позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр.

* Тестовые среды позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.

* Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов - в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании, наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

* Информационные системы управления обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.

* Экспертные системы - программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области.

В зарубежной практике принята следующая терминология:

Компьютерное программированное обучение - это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.

Изучение с помощью компьютера - предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежащего в основе технологии CAI.

Изучение на базе компьютера - отличает от предыдущей технологии то, что если там возможно использование самых разнообразных технологических средств (в том числе и традиционных - учебников, аудио- и видеозаписей и т.п.), то здесь предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.

Обучение на базе компьютера - подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными.

Оценивание с помощью компьютера - может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки качества усвоения знаний. Такая система не может быть независимой от содержания изучаемой дисциплины и методов, использующихся педагогом в традиционном обучении или реализованных в обучающей программе.

Компьютерные коммуникации, обеспечивая и процесс передачи знаний, и обратную связь, очевидно, являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды отдельного учебного заведения, города, региона, страны. Поскольку реализация любой ИТО происходит именно в рамках информационной образовательной среды, то и средства, обеспечивающие аппаратную и программную поддержку этой образовательной технологии, не должны ограничиваться только лишь отдельным компьютером с установленной на нем программой. Фактически все обстоит наоборот: программные средства ИТО и сами образовательные технологии встраиваются в качестве подсистемы в информационную образовательную среду - распределенную информационную образовательную систему.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:

Не отрицая важности классификации ИТО, важно отметить, что для их эффективного применения педагогу в первую очередь необходимо ориентироваться в соответствующем программном обеспечении.

Программное обеспечение, использующееся в ИТО, можно разбить на несколько категорий:

* обучающие, контролирующие и тренировочные системы,

* системы для поиска информации,

* моделирующие программы,

* микромиры,

* инструментальные средства познавательного характера,

* инструментальные средства универсального характера,

* инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

Инструментальными средствами - программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Основное требование, которое должно соблюдаться у программных средств, ориентированных на применение в образовательном процессе, - это легкость и естественность, с которыми обучаемый может взаимодействовать с учебными материалами. Соответствующие характеристики и требования к программам принято обозначать аббревиатурой НCI (англ. Human - Computer Interface - интерфейс человек - компьютер). Этот буквальный перевод можно понимать как «компьютерные программы, диалог с которыми ориентирован на человека».

Охарактеризуем перечисленные категории программного обеспечения более подробно.

Контролирующие системы. Применение информационных технологий для оценивания качества обучения дает целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля. Прежде всего, это возможность организации централизованного контроля, обеспечивающего охват всего контингента обучаемых. Компьютеризация позволяет сделать контроль более объективным, не зависящим от субъективности преподавателя. В настоящее время в практике автоматизированного тестирования применяются контролирующие системы, состоящие из подсистем следующего назначения:

* создание тестов (формирование банка вопросов и заданий, стратегий ведения опроса и оценивания);

* проведение тестирования (предъявление вопросов, обработка ответов);

* мониторинг качества знаний обучаемых на протяжении всего времени изучения темы или учебной дисциплины на основе протоколирования хода и итогов тестирования в динамически обновляемой базе данных.

Разработка современных контролирующих систем базируется на соблюдении основного требования: система должна быть абстрагирована от содержания, уровня сложности, тематики, типа и предметной направленности отдельных тестовых заданий и способна работать на изолированных компьютерах, в локальной сети и в сети Internet. Подобная стандартизация позволяет не прибегать для создания каждого очередного теста и обработки его результатов к услугам программистов, а, освоив определенную систему, наполнять ее содержательную часть по различным дисциплинам на основе общих принципов. В этом случае легче подготовить: педагогов - к формированию тестов, а обучаемых - к прохождению тестирования.

Обучающие и тренировочные системы. В настоящее время во многих учебных заведениях разрабатываются и используются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам.

Наиболее распространены АОС по естественнонаучным и техническим дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационные, теоретические, практические, контролирующие) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.

Материал предлагается в структурированном виде и обычно включает демонстрации, вопросы для оценки степени понимания, обеспечивающие обратную связь.

АОС обычно базируется на инструментальной среде - комплексе компьютерных программ, предоставляющих пользователям, не владеющим языками программирования, следующие возможности работы с системой:

* педагог вводит разностороннюю информацию в базу данных и формирует сценарии для проведения занятия;

* ученик в соответствии со сценарием работает с учебно-методическими материалами программы;

* автоматизированный контроль усвоения знаний обеспечивает необходимую обратную связь;

* работа ученика протоколируется, информация (итоги тестирования, изученные темы) заносится в базу данных;

* педагогу и ученику предоставляется информация о результатах работы отдельных обучаемых или определенных групп, в том числе и в динамике.

Системы для поиска информации. Системы для поиска информации, или информационно-поисковые системы, давно используются в самых различных сферах деятельности. Но для образования это еще довольно новый вид программного обеспечения. Преподаватели могут использовать сами, а также предложить обучаемым различные информационно-поисковые системы: справочные, правовые системы («Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс»), электронные каталоги библиотек, поисковые системы в Internet, информационно-поисковые системы центров научно-технической информации. Наконец, электронные словари и энциклопедии, гипертекстовые и гипермедиа системы также представляют собой системы для поиска информации, одновременно выполняя функции АОС.

Моделирующие программы. Одной из важнейших и распространенных причин использования моделирующих программ в обучении является потребность моделирования или визуализации каких-либо динамических процессов, которые затруднительно или просто невозможно воспроизвести в учебной лаборатории или классе. Такие программы, позволяющие моделировать эксперименты, воображаемые или реальные жизненные ситуации, используются для активизации поисковой деятельности обучаемых.

Микромиры. Это особые узкоспециализированные программы, позволяющие создать на компьютере специальную среду, предназначенную для исследования некоторой проблемы. Яркий пример реализации - язык Лого, разработанный американским ученым Сеймуром Пейпертом для создания микромира Матландия, предназначенного для изучения математики. Идея обучения по Пиаже была впервые взята именно С. Пейпертом в качестве важнейшего организующего принципа обучения с помощью компьютера. Эта идея помогает смоделировать для обучаемых условия, при которых они естественным образом станут овладевать областями знаний, ранее требовавшими специального обучения. Речь идет об организации для обучаемых своего рода контактов с конкретным или абстрактным материалом, которым они могли бы пользоваться в процессе обучения.

Инструментальные программные средства познавательного характера. Для развития познавательных, или когнитивных, качеств личности обучаемым должны предлагаться разнообразные задания эвристического характера*, в которых требуется решить реальную проблему, изучить взаимосвязи и закономерности тех или иных явлений, найти принципы построения различных структур и т.д. (Эвристический метод обучения -- частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности)*.

И здесь на помощь могут прийти инструментальные программные средства познавательного характера, которые основываются на принципе конструктора, позволяющего создавать обучаемым их собственное понимание новых концепций, в рамках которых предоставляется возможность построить схему решения определенной проблемы, часто визуализированную. В ходе этой работы обучаемый демонстрирует понимание новых знаний и возможности ранее полученных знаний.

Инструментальные средства универсального характера. Одной из важнейших задач образования является развитие креативных, или творческих, качеств личности. Мы уже рассмотрели различные категории программного обеспечения ИТО, непосредственно для этого предназначенные: информационно-поисковые и экспертные системы, моделирующие программы и микромиры. Однако они не всегда доступны педагогу. Чаще он может предложить обучаемым универсальные программные продукты (например, изучаемые в школе и вузе графические и текстовые редакторы, электронные таблицы и т.п.), не относящиеся к разряду специальных, предназначенных для педагогических целей. Однако возможности этих программных средств таковы, что при умелом подборе заданий, создании на занятиях атмосферы творчества использование этих программ помогает развивать у обучаемых воображение, фантазию, интуицию, инициативность. Их целенаправленное использование позволяет расширить возможности образовательной среды и вывести на новый уровень продуктивную поисково-исследовательскую и творческую деятельность обучаемых.

Средства для обеспечения коммуникаций

Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм: электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференцсвязь, Internet. Эти средства позволяют преподавателям и обучаемым совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении.

Электронная почта (e-mail) - это асинхронная коммуникационная среда, что означает: для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем, и наоборот. Электронная почта может использоваться как для связи между двумя абонентами, так и для соединения одного - многих получателей. Электронная почта широко применяется также для координации и установления обратной связи в дистанционном и открытом обучении.

Электронная почта имеет очень широкие возможности для улучшения качества образовательного процесса. Это и средство дополнительной поддержки учебно-познавательной деятельности, дающее прекрасные возможности общения обучаемых с преподавателем и друг с другом (причем - конфиденциального общения), и средство управления ходом образовательного процесса. Так, с помощью электронной почты преподаватель может немедленно распространить ответы на наиболее часто возникающие вопросы, причем не только тем, кто спрашивал, но и всем остальным. С помощью той же электронной почты и обучаемые могут объяснить причины своего отсутствия на занятиях, посылать уведомления о болезни, текущие отчеты о практике, проходящей в отдаленных местах. Такое использование электронной почты создает у обучаемых ощущение личного контакта, как с преподавателями, так и с администрацией учебного заведения.

При возможности желательно встраивать доступ к электронной почте и в обучающие программы, с тем чтобы обучаемый имел возможность если и не получить консультацию, то хотя бы задать своему педагогу вопрос в случае возникновения затруднений или выразить свое мнение по поводу работы программы.

Электронная конференцсвязь - асинхронная коммуникационная среда, которая подобно электронной почте может использоваться для плодотворного сотрудничества обучаемых и педагогов, являясь пользователям неким структурированным форумом, на котором можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать реплики других участников. Участие в тематических электронных конференциях сети Internet очень плодотворно для самообразования педагогов и обучаемых. Электронные конференции могут быть организованы и в пределах локальной сети отдельного учебного заведения для проведения семинаров, протяженных по времени дискуссий и т. п. Асинхронный режим работы обучаемого способствует рефлексии и, соответственно, продуманности вопросов и ответов, а возможности использования файлов любого типа (графика, звук, анимации) делают такие виртуальные семинары весьма эффективными. Видеоконференцсвязь - в отличие от предыдущей формы имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реальном времени. Здесь возможно общение типа один на один (консультация), один ко многим (лекция), многие ко многим (телемост).

Эта коммуникационная технология в настоящее время используется преимущественно в высших учебных заведениях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Основное препятствие для широкого использования - дорогое оборудование, которое не всегда доступно в локальных учебных центрах (филиалах) головного учебного заведения.

Internet. Компьютерные коммуникации выступают также как средство доступа к такой технологии Интернет, как WWW (World Wide Web), или Всемирной Паутине, состоящей из сотен миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками. WWW поддерживает наряду с текстами, графикой и мультимедийные страницы. С точки зрения образовательных возможностей это отнюдь не пассивный ресурс, а среда, стимулирующая активность и самостоятельность обучаемых. В ней можно заниматься поиском информации, но результаты зачастую непредсказуемы и зависят от находчивости и инициативности пользователя.

Вывод: В заключение можно отметить, что из перечисленных типов ресурсов именно электронная почта должна стать обязательным инструментом каждого педагога. В учебном заведении ее можно обеспечить и без выхода в Internet, в рамках локальной сети. Ее простота, «безобидность» по сравнению с другими ресурсами, высочайшие возможности как по индивидуализации работы с обучаемыми, так и организации их коллективной деятельности, позволяют назвать эту технологию обязательной ИТО для современного учебного заведения.

1.3 Влияние информационных технологий обучения на развитие креативного мышления

Применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует тесному взаимодействию между преподавателем и обучаемым даже в условиях дистанционного образования. Электронные конференции и электронная почта, практически повторяют условия, необходимые для проявления креативного мышления, избавление обучаемого от ненужных критических, стереотипных суждений, обеспечивают по мере необходимости приватное общение или, наоборот, широкую дискуссию в виртуальном семинаре. В том же, что касается социального подкрепления проявлений креативности, ИТО предоставляют самые широкие возможности. Результаты и описание творческого процесса могут быть представлены и обсуждены на электронной конференции, также могут быть опубликованы в электронном издании, размещены на Web-сайте учебного заведения. На смену рукописным тематическим журналам приходят электронные журналы, для которых нет проблем с тиражированием и распространением. Каждый желающий может ознакомиться с их материалами через Internet, а при отсутствии у учебного заведения своего Web-сайта - через локальную сеть.

ИТО способствует расширению возможностей образовательной среды как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие.

Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ, и т.д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например на сайтах периодических изданий, учебных центров. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать учащиеся различных учебных заведений.

Новое содержание образовательной среды создает и дополнительные возможности для стимулирования любознательности обучаемого. Одним из таких стимулов является возможность удовлетворить свое любопытство благодаря широчайшим возможностям глобальной сети Internet, предоставляется доступ к электронным библиотекам (научно-техническим, научно-методическим, справочным и т.д.), интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям. Кроме этого существуют и так называемые «списки рассылки», позволяющие получать по электронной почте подборки материалов по множеству «узких» тем. Через Internet обучаемый может обратиться с вопросом по заинтересовавшей его проблеме не только к своему наставнику, но и к ведущим отечественным и зарубежным специалистам, вынести его на обсуждение в электронной конференции или чате. Само разнообразие информации, предлагающейся в образовательной среде, интегрированной в мировое информационное пространство, помогает педагогу подвести обучаемых к поиску собственного взгляда на суть изучаемой проблемы. Развитию любознательности обучаемых, привитию интереса к поисково-исследовательской деятельности помогает также возможность работы в виртуальных научных лабораториях, проведение компьютерных экспериментов с помощью моделирующих программ.

Создаваемые на сайтах учебных заведений персональные Web-страницы педагогов предоставляют дополнительные возможности и для того, чтобы открыть обучаемым «дверь» в свою творческую мастерскую. На таких страницах можно показать не только учебные материалы, но и свои научные публикации, проспекты проводимых исследований, лучшие работы «учеников, превзошедших учителя». Опубликовав на своей странице нестандартное или даже провокационное видение той или иной проблемы, можно организовать дискуссию, побуждающую обучаемых к высказыванию собственного мнения.

Выход в мировое информационное пространство позволяет увидеть множество образцов креативности: на сайтах, рассказывающих о деятельности научно-исследовательских центров и отдельных научно-исследовательских институтов; в материалах электронных научных журналов и конференций; результатах конкурсов творческих проектов и дистанционных олимпиад; на персональных Web-страницах учащихся, студентов, преподавателей, ученых всего мира.

Глава 2. Электронный учебный курс

2.1 Проектирование ЭУК: сущность, этапы, содержание, структура

Электронный учебный курс - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его большой раздел с помощью компьютера.

В разных словарях понятие «проектирование» трактуется по-разному, но смысл везде сохраняется - разработка проекта, создание плана для осуществления идеального образа.

Проектирование - процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов (В.Д. Симоненко, 2001).

В наши дни ЭУК активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных. ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т. д.

7 технологических этапов проектирования и создания ЭУК:

1. Разработка общего замысла ЭУК, построение информационной модели изучаемой дисциплины, формулировка основных дидактических задач и целей обучения, предварительное определение общего содержательного наполнения курса;

2. Стратегический этап, содержащий определение «образа» контингента обучающихся, разработку сверхзадачи учебника;

3. Обученческий этап включает в себя разработку композиции и общего плана построения ЭУК;

4. Технолого-конструкционный этап - заключается в непосредственной реализацию замысла в виде программного продукта;

5. Этап внедрения - предусматривает апробацию готового программного продукта;

6. Контрольно-диагностический этап, по итогам проведения которого можно сделать не только заключение о качестве программного продукта, но и дать общую оценку ЭУК с позиций его соответствия функциональным требованиям;

7. Прогностический этап - предусматривает анализ обратной связи «пользователь - авторский коллектив», совершенствование ЭУК с учетом замечаний и пожеланий пользователей.

Однако, есть и другая классификация этапов проектирования ЭУК:

В проектировании ЭУК можно выделить следующие основные направления деятельности: идентификацию проблемы, концептуализацию, формализацию, реализацию и тестирование.

1. Идентификация проблемы включает определение ролей участников процесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов.

2. Концептуализация предполагает определение содержания, целей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует концептуальную основу базы знаний. Педагог определяет, какие виды информации будут представлены в ЭУК (тексты, графика, анимация, звуковые и видеофрагменты), какие связи должны будут устанавливаться между ними.

3. Формализация предполагает анализ дидактических задач, которые должны решаться путем использования ЭУК.

На этом этапе изучаются возможные сценарии предъявления обучаемым дидактических материалов, принципы оценивания и обратной связи, а затем строятся алгоритмы, по которым будет проходить взаимодействие обучаемых с ЭУК.

4. Реализация проекта. На этапе тестирования обучаемым предлагаются такие задачи, которые с наибольшей вероятностью подвергнут испытанию работоспособность ЭУК и позволят выявить его возможные слабости. Наиболее важно проверить сценарии, заложенные в ЭУК, доказав или опровергнув эффективность используемых методов обучение. Очень перспективными представляются конкурсы поурочных разработок, ориентированных на использование в ходе занятия электронных учебников.

В основу технологии подготовки ЭУК можно заложить один из возможных альтернативных подходов: снизу вверх или сверху вниз.

Подход снизу вверх предполагает постепенное выстраивание ЭУК на основе поэтапного внедрения в учебно-воспитательный процесс электронных учебных материалов различного характера, что на практике является наиболее доступным для педагога. В этом случае для процесса создания ЭУК может быть характерна такая последовательность этапов:

подготовка и апробация демонстрационных материалов для чтения лекций и проведения практических занятий;

разработка и апробация электронного конспекта лекций, заданий для практических (лабораторных) занятий и семинаров;

разработка и апробация заданий для промежуточного и итогового контроля и самоконтроля;

проектирование и апробация принципов обратной связи;

структурирование электронных материалов и формирование базы знаний;

формирование базы данных для мониторинга и коррекции учебно-воспитательного процесса;

создание целостного ЭУК.

Процесс создания ЭУК по предложенной схеме занимает не менее полутора-двух лет при условии, что у педагога изначально имеется полный учебно-методический комплекс по преподаваемой дисциплине. В качестве очень важного положительного момента в таком подходе к проектированию необходимо отметить, что процесс создания ЭУК предусматривает последовательную и органичную интеграцию создаваемых электронных учебных материалов в учебном процесс.

Проектирование сверху вниз предполагает весьма основательную предварительную концептуальную и технологическую проработку создаваемого продукта с учетом всех предполагаемых способов его применения и особенностей интеграции в учебно-воспитательный процесс.

Перечислим основные этапы проектирования ЭУК в данном подходе:

определение учебных целей (знаний, умений и навыков), воспитывающих и развивающих целей с учетом тех дополнительных возможностей, которые дает применение ЭУК;

формирование содержания учебной дисциплины, которое может быть расширено в случае использования ЭУК;

детализация программы по темам или модулям, выбор методов обучения;

проектирование модулей и сценариев работы ЭУК;

решение вопросов по созданию и ведению базы данных для мониторинга и управления процессом обучения на основе ЭУК (при использовании сетевых технологий);

апробация ЭУК.

Рассмотренный подход особенно характерен при разработке ЭУК на базе специальных программных комплексов. Требования к структуре ЭУК.

В законченном виде ЭУК как система включает в себя следующие функциональные блоки:

1. Информационный:

Общие сведения об изучаемом курсе или о конкретной теме; - сроки изучения данного курса (темы); - график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине; - формы и время отчетности; график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.); - учебные планы, учебные и рабочие программы; график консультаций.

Учебники, сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии, хрестоматии;

Развернутые планы семинаров;

Список основной и дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки и образовательного Web-сервера учебного заведения, материалы Интернет;

Список тем творческих работ по дисциплине;

На последний пункт хотелось бы обратить особое внимание. Дело в том, что многие электронные учебники зачастую используются весьма поверхностно, поскольку учащиеся просто не представляют всех их возможностей. То же касается и ряда образовательных ресурсов Internet, доступных только специально подготовленному пользователю: сложность навигации, излишние динамические эффекты, постоянно изменяющие вид Web-страницы, - все это только отпугивает новичка.

Информация, относящаяся к информационно-содержательному блоку (отдельные компьютерные программы, электронные учебные пособия и т.п.), может быть представлена как на компакт-дисках, так и на сервере сети учебного заведения. В частности, если для выполнения исследовательской работы используются базы данных «общего пользования», например для занесения результатов экспериментальных работ или натурных наблюдений или, наоборот, для использования этих данных в каких-либо расчетах, то их целесообразно разместить на сервере Интернет или локальной сети учебного заведения. Это будет наиболее удачным решением даже в том случае, когда сам ЭУК записан на дискету или компакт-диск и с ним работают автономно.

Но кроме общих требований существуют еще и специальные, предъявляемые к электронным изданиям учебного типа. Они могут быть условно разбиты на три основные категории требований: к содержанию, структуре и техническому исполнению.

Контрольно-коммуникативный блок включает в себя:

1. системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля;

2. вопросы для текущего самоконтроля;

3. вопросы к зачетам и экзаменам;

4. критерии оценивания.

В настоящее время на практике применяются в основном следующие технологии при проектировании ЭУК:

1. проектирование на языке программирования высокого уровня в сочетании с технологиями баз данных (в том числе и мультимедийных);

2. гипертекстовые технологии;

3. проектирование с помощью специализированного инструментального средства.

При использовании языков программирования высокого уровня учебник реализуется как программный комплекс и представляет отдельный исполняемый модуль, обеспечивающий доступ к дидактическим материалам, хранящимся в базе данных. Подобный продукт может быть оснащен высокой степенью защиты - и от тиражирования, и от несанкционированного внедрения в систему тестирования. Главное преимущество этого подхода состоит в том, что использование языков программирования высокого уровня (Object Pascal, С++) и мощных систем управления базами данных позволяет реализовать любые авторские замыслы, тогда как прочие технологии делают это довольно сложным или в принципе невозможным. Компьютерное учебное пособие для многих создателей представляется лишь некой книгой, в которой страницы переворачиваются не пальцами, как обычно, а путем нажатия на клавиши. Такое пособие должно содержать очень много информации, и ее можно быстро и легко находить каким-либо автоматическим образом, например, по ключевым словам. Однако, в отличие от книги, где пальцы «сами находят» читанную вчера страницу, в таком пособии можно легко «заблудиться», «закружиться» среди обилия ссылок и сносок. Недостаток: Обновление учебника требует значительных усилий специалистов по изменению кода программы, а современное программное обеспечение, необходимое для подготовки программ на языках высокого уровня, достаточно дорогостоящий продукт. При этом подготовка ЭУК с использованием технологий программирования требует участия в проекте высококвалифицированных программистов. В конечном счете, каждый электронный учебник становится уникальным и весьма дорогостоящим продуктом.

Самые широкие возможности для создания полноценных ЭУК дает гипертекстовая технология. При проектировании такого учебника можно заложить гиперссылки, опираясь на способности человеческого мышления к связыванию информации и соответствующему доступу к ней на основе ассоциативного ряда. Для его создания используются языки НТМL, JavaScript, VBScript, Реrl, РНР. Преимуществом электронного учебника, созданного на основе данной технологии, является платформенная независимость полученного продукта, а также универсальность его способа представления обучаемым: он может быть записан на дискеты или компакт-диск, распространяться по сети Интернет или в локальной сети учебного заведения. Кроме того, подобные учебники легко дорабатывать. К недостаткам данной технологии можно отнести практическое отсутствие защиты от несанкционированного копирования учебника, дешифровки ключей тестов и т.д.

Особенности третьего подхода, когда проектирование электронного учебника осуществляется с помощью специального инструментального программного средства, определяются тем промежуточным положением, которое указанный подход занимает между первыми двумя. В данном случае предполагается, что работу по созданию электронного учебника предваряет разработка инструментального средства - специальной программы, позволяющей конвертировать предварительно структурированные материалы ЭУК в предусмотренную форму. В большинстве случаев такой электронный учебник является, по существу, системой управления базой мультимедиа-данных. Основными функциями такой системы являются поддержание специальных языков, предназначенных для поиска нужной информации по специальным запросам, а также представление найденной информации в удобном для обучаемого виде.

Вывод: Методические материалы должны разрабатываться с прицелом на их универсальное использование - и через Интернет, и в локальных сетях, и на отдельных компьютерах обучаемых. Для использования традиционных учебно-методических материалов в электронном виде существуют лишь проблемы чисто педагогического характера (формирование заинтересованности преподавателей), в то время как с технологической стороны возникающие вопросы вполне решаемы.

...

Подобные документы

    Классификация и характеристика информационно-программного обеспечения в образовании. Влияние современных информационных технологий обучения на развитие креативного мышления. Применение электронного учебного курса в самостоятельной работе студентов.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2016

    Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе (начальная школа). Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. Воспитание информационной культуры в общеобразовательных учреждениях.

    дипломная работа , добавлен 20.09.2008

    Теоретические основы применения информационных технологий в образовании. Способы информатизации процесса обучения. Опытно-экспериментальная работа по обоснованию эффективности использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2015

    Развитие новых информационных технологий в образовании. Использование компьютерных телекоммуникаций в процессе обучения. Дистанционное обучение: технологии, проблемы и перспективы. Преподавание иностранных языков с применением информационных технологий.

    реферат , добавлен 19.07.2015

    Теоретические основы современных технологий в образовании. Понятие, классификация, характеристика, особенности. Современные технологии обучения: предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии обучения. Коллективная мыследеятельность.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2008

    Основные теоретические положения, составляющие научно-методические основы использования информационных технологий в образовании. Принципы проектирования информационной технологии обучения. Компьютерные средства обучения. Принцип индивидуализации.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2013

    Информационные технологии, их практическое применение в современном мире и образовании. Роль и место грамматических навыков в изучении иностранных языков. Дидактические требования к использованию информационных технологий в обучении английскому языку.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2013

    Причины внедрения информационных технологий во все сферы человеческой жизни. Использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Проблема адаптации медиаобразовательного пространства, природа открытого образовательного пространства.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Исследование классификации компьютерных средств обучения, основных требований к созданию и применению образовательных электронных изданий и ресурсов. Характеристика методической разработки урока с применением информационных и коммуникационных технологии.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2011

    Педагогические технологии в образовании: понятие, структура, классификация. Особенности личностно ориентированного обучения. Реализация проектной и модульной технологий на уроках. Результативность применения информационно-коммуникационных технологий.

Информационные технологии в образовании

  • Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
  • Средства ИКТ, применяемые в образовании
  • Классификация средств ИКТ
  • Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
  • Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося
  • Дистанционные технологии обучения
  • Понятие мультимедиа
  • Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов
  • Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов

Понятие информационных и коммуникационных технологий

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология " имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения: