Образовательные технологии. Самостоятельная работа студентов. «московский психолого-социальный университет»


Стадийное профессиональное обучения. Сущность и задачи стадийного обучения. Стадии профессионального обучения: основная (стабильная) и специальная (динамичная). Системы и периоды производственного обучения.

Модульное обучение в профессиональной школе . Сущность технологии модульного обучения. Принципы и подходы к проектированию модульной программы. Этапы проектирования модульной программы.

Интерактивные технологии обучения. Имитационные и неимитационные интерактивные технологии. Специфика форм и методов в интерактивных технологиях обучения (проблемная лекция, учебная дискуссия, семинар-диспут, мозговой штурм, учебная кооперация и др.). Технология дидактической игры.

Технологии проектного обучения. Понятие о методе проектов и технологии проектного обучения. Этапы реализации учебного проекта. Особенности учебных проектов в профессиональном образовании.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как средство технологизации учебного процесса. Использование ИКТ в педагогическом взаимодействии. Интерактивные обучающие программы. Программы компьютерного тестирования. Режимы офф-лайн и он-лайн в использовании ИКТ . Использование мультимедиа технологии на учебном занятии (слайд-шоу, интерактивная доска, аудио и видео файлы). Возможности использования в учебном процессе стандартных программ из пакетов Windows, Microsoft Office, OpenOffice.org (PowerPoint, Movie Maker, Impress) и др. Использование в учебном процессе интернет-ресурсов.

Возможности ИКТ в осуществлении связей с родителями обучающихся, с другими образовательными учреждениями, в организации методической поддержки практикантов.

Понятие о дистанционном обучении. Модели дистанционного обучения. Расширение возможностей дистанционного обучения благодаря ИКТ. Основные характеристики, достоинства и проблемы использования дистанционного обучения.

Структура и средства реализации курса дистанционного обучения. Основные виды программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения.

Формы взаимодействия в дистанционном обучении. Учебные видеокурсы. Лекция в режиме он-лайн . Интернет-конференция. Электронные тренировочные и контрольные работы. Интерактивные учебно-методические материалы (электронный учебник, электронная энциклопедия, электронная).

Обеспечение дистанционного доступа обучающихся к учебным и учебно-методическим материалам. Сайт образовательного учреждения, личный сайт и личная страница преподавателя как средства организации учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности.

Индивидуальные дистанционные консультации. Интернет-телефония, обмен мгновенными сообщениями и электронная почта как средства индивидуальной работы с обучающимися в технологии дистанционного обучения.

Формирование и развитие у обучающихся навыков использования ИКТ в целях обучения и самообразования. Развитие самостоятельности в учебно-познавательной деятельности в условиях многообразия готовой информации. Индивидуализация, оригинальность тематики и исследовательский характер учебных заданий как условия интеллектуально-личностного развития обучающихся при работе с интернет-ресурсами. Проверка текстовых учебных работ на оригинальность.

Образовательные технологии

Особенности и порядок изучения дисциплины

Программа курса ʼʼИстория и методология юридической наукиʼʼ построена на сочетании классической системы обучения с современными активными и интерактивными методами и инновационными технологиями в целях активизации познавательной деятельности обучающихся.

Такой подход позволяет дать комплексное представление о важнейших элементах содержательной и методологической базы профессиональной подготовки юриста независимо от его последующей специализации, о закономерностях и процессах развития государственно-правовых явлений.

Программа курса построена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 030900.68 ʼʼЮриспруденцияʼʼ таким образом, чтобы освещать всœе ключевые проблемы данной учебной дисциплины. Учебный материал курса структурирован по трем разделам, отражающим базисные категории, понятия и основные темы методологии и истории правовой науки.

Дисциплина изучается на протяжении второго блока первого семестра на 1 курсе обучения.

Общая трудоемкость учебной дисциплины ʼʼИстория и методология юридической наукиʼʼ составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельную работу студента͵ консультации, экзамен.

В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, решение задач и ситуаций, лекции с элементами проблемного изложения, проблемные семинары, семинары-дискуссии, тестовые задания, консультации, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности.

Преподавание дисциплины осуществляется с применением следующих методов обучения:

Словесно-объяснительный метод обучения. К наиболее важным и традиционным методам преподавания в высшей школе относится словесно-объяснительный метод. На лекционных и семинарских занятиях, консультациях, в беседах со студентами, преподаватель в процессе обучения использует главным образом слово. И студент, в свою очередь, выступая с докладом на занятии, отвечая на экзамене, беседуя с научным руководителœем, использует, прежде всœего, слово. При использовании преподавателœем этого метода студенты приобретают знания в готовом виде. Словесно-объяснительный метод является важным и необходимым, ибо позволяет быстро, в сжатые сроки, в концентрированном виде сообщать студентам знания фактически по всœем преподаваемым в вузе юридическим дисциплинам. Рассматриваемый метод преподавания интенсивно развивает восприятие студентами знаний, понимание чужих мыслей и идей и развивает собственное мышление студента. Эффективность словесно-объяснительного метода резко повышается, когда он используется в сочетании с методом наглядного обучения.

Применяется и такой методический прием, как сопровождение преподавателœем видео- или слайд-лекций, выражающееся в соответствующих комментариях содержащегося в них учебного материала и необходимых дополнениях. Практикуется также проведение обзорной лекции преподавателя перед просмотром студентами материала на электронных носителях или по завершении такового.

Проблемный метод. Как правило, он применяется на занятиях не более чем с одной группой слушателœей. Состав выступающих студентов заранее не определяется. К выступлению и обсуждению готовятся всœе студенты. Тема занятия должна выбираться с таким расчётом, чтобы в процессе её раскрытия была обсуждена одна из проблем, представляющих теоретический или практический интерес для слушателœей или обсуждён передовой опыт в определённой области практической деятельности.

На проблемном занятии преподавательсовместно с обучающимися может экспериментальным путем найти решение проблемной ситуации или предоставить это самим слушателям. К примеру, перед студентами ставится проблема иони, с учетом имеющихся знаний по данному предмету, самостоятельно решают данную проблему.

Вместе с тем, следует помнить, что злоупотреблять проблемным методом обучения на семинарских занятиях не следует. Дело в том, что хорошо организованная дискуссия на семинарском занятии даже по небольшому вопросу требует много времени, а оно ограничено. По этой причине дискуссией нужно умело управлять. Студентов не следует торопить, но и затягивать с ответом, устраивать долгие споры так же нецелœесообразно. На семинаре крайне важно создавать не более двух - трех проблемных ситуаций. Причем продолжительность дискуссий по каждой проблеме не должна превышать 15-20 минут. Это позволит научить слушателœей выступать по существу и аргументировано. На семинарских занятиях возможна постановка следующих наиболее типичных проблем: 1) проблемы, основанной на противоречиях между знаниями, имеющихся у слушателœей, и теми требованиями, которые предъявляются к ним в ходе решения учебных задач; 2) проблемы, основанной на противоречии между многообразием сложившихся знаний и крайне важно стью выбрать одно из них для решения задач; 3) проблемы, основанной на противоречии между сложившимися способами использования знаний и крайне важно стью применить или видоизменить эти способы в новых практических условиях; 4) проблемы, основанной на противоречии между теоретически возможным путем решения задачи и практической целœесообразностью или неосуществимостью избранного способа.

Эвристический метод обучения. Эвристический метод обучения можно определить как способ предоставлять студентам самим познавать явления путем подготовки выступления с докладом, решения заданных по теме задач и упражнений, ведения споров и дискуссий, но под руководством преподавателя. Использование эвристического метода обучения может осуществляться в двух формах.

Первая – элементарная, заключающаяся в том, что студенты решают заданные преподавателœем задачи и упражнения, а затем на практических занятиях анализируют и предлагают свои ответы. Анализ и решение задач применяются по большинству преподаваемых юридических дисциплин. Οʜᴎ имеют целью закрепление проработанных вопросов и обучение студентов целому ряду технических навыков и приемов, в частности умению использовать и анализировать нормативные акты как письменно дома, так и устно на семинарском занятии. При этом преподаватель для получения результата задает отвечающему студенту наводящие вопросы. При этой форме использования эвристического метода обучения студент сначала предлагает свои решения, высказывает свои мысли и суждения, каковы бы они ни были, а затем преподаватель дополняет их, разъясняет, поправляет допущенные неточности.

Другая форма использования эвристического метода - более сложная, более активная, состоящая в обсуждении студентами проблемных вопросов, поставленных преподавателœем, в выступлении студента на семинарском занятии с докладом, рефератом, выполненным им самостоятельно. Такая форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателœей.

Исследовательский метод обучения. Данный метод предполагает руководство преподавателя исследовательской работой студента при подготовке и написании последним письменного сочинœения – доклада или реферата для выступления на семинарском занятии. В этом методе сливаются в одно целое обучение студента путем анализа какой-либо проблемы с задачами научного исследования.

В исследовательском методе обучения наиболее полно проявляется активность и самостоятельность студента. Составление плана письменного сочинœения, сбор материала, его сортировка и систематизация являются для студента не только источником познания, не только расширяют его кругозор, но и заставляют логически мыслить, использовать методы познания, в первую очередь формально-догматический или, как его называют по-другому, специальный юридический, а также метод сравнительного правоведения, выделяющий различия правового регулирования вопросов в разных странах.

Метод обучения с использованием технических средств. Использование технических средств в обучении студентов (кинофильмов, телœевидения, компьютерных технологий) значительно расширяет познавательные возможности лекции, семинарского занятия и других видов педагогического процесса. Материал, подаваемый с использованием технических средств, вызывает у студентов повышенный интерес и лучше запоминается. Инновационные технологии предусматривают максимальную компьютеризацию процесса изучения учебных курсов, внедрение в практику видео- слайд- и веб-лекций, консультаций в различных формах, в т.ч. посредством электронной почты, проведение практических занятий и семинаров в активных (интерактивных) формах (деловые игры, разбор конкретных ситуаций, проблемный семинар и т.д.).

При прохождении дисциплины используется проблемный и интерактивный подходы, технические и электронные средства обучения. Занятия по дисциплинœе организуются в поточно-массовых и групповых формах. Инновационный характер обучения – в органичном сочетании лучшего опыта традиционной методики и современной интерактивной модели обучения.

Метод деловых игр. Деловая игра – форма воссоздания профессиональной деятельности специалистов с помощью моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Проведение деловой игры предполагает развертывание игровой деятельности студентов на базе соответствующей социально- экономической модели, воссоздающей условия и динамику практической деятельности.

Характерными признаками деловой игры являются: моделирование различных процессов деятельности по выработке управленческих решений с целью воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности; четкое распределœение ролей между участниками; взаимодействие участников, исполняющих различные роли, для достижения максимального эффекта от проведения деловой игры; наличие единой цели у всœех участников достижение, которой обеспечивается результативным взаимодействием всœех участников деловой игры; различие задач у всœех участников при выработке управленческих решений предполагает принятие взаимовыгодного решения всœех участников деловой игры, в сценарии которой обязательно заложен конфликт; коллективная выработка решений участников по ходу игры в условиях ограничения времени решение выработанное группой, оказывается более рациональным, в отличие от комплекса индивидуальных решений подготовленных формально, без обсуждения; многоальтернативность выработанных решений принятие единственного решения из множества, по сути, является компромиссом между заданными в деловой игре ролевыми установками и личными интересами участников; наличие управляемого эмоционального напряжения предполагает создания специальных условий, для мотивации участников деловой игры (создание конфликта͵ обеспечение личной заинтересованности, распределœение ролей с учетом личных особенностей); наличие четко разработанной системы индивидуального и группового оценивания; соответствие параметров совместной деятельности участников и их межличностному общению; деятельность каждого участника, его вклад в выработанное коллективом групповое решение.

Отличиями деловой игры от других активных методов обучения являются: наличие гибкой структуры (ни одна игра, при одинаковом сценарии, не должна быть досконально повторена); неограниченный выбор объектов приложения деловой игры; возможность введения спонтанно возникающих ситуаций.

Метод разбора конкретных ситуаций. В процессе проведения практических занятий магистранты осваивают такой интерактивный метод обучения, как разбор конкретных ситуаций. Обучающиеся совместно с преподавателœем обращаются к анализу реальной ситуации, складывающейся в области юриспруденции и/или юридической практики. В рамках метода разработки конкретных ситуаций его участники развивают не только свои способности к академическим коммуникациям, но и навыки профессионального представления, формулирования и обсуждения актуальной или дидактически оправданной юридической проблемы. Центральное место в таких обсуждениях занимают дискуссии по поводу выбираемых познавательных подходов и методов критического анализа проблемы. В рамках данного метода магистранты приобретают умение креативного выдвижения идей-гипотез и их применения к объяснению проблемной ситуации, навыки представления результатов такого обсуждения и их обоснования при помощи принятых в юридическом сообществе критериев и способов.

Формы и методы активного обучения:

Для организации изучения теоретического материала по дисциплинœе ʼʼИстория и методология юридической наукиʼʼ, исходя из дидактических целœей, используются также мультимедийные и интерактивные средства (лекция-визуализация и т.п.). При такой форме дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счёт применения принципа наглядности в обучении.

Современные IT-технологии позволяют с наибольшей полнотой реализовать современные требования к образованию: широкий доступ к образовательным ресурсам, использование новейших информационно-коммуникационных средств, высокий уровень интерактивности, организацию непрерывного мониторинга. Реализацию современных образовательных технологий для магистрантов обеспечивает учебный Интернет-портал СПбУУЭ – СДО ʼʼГиперметодʼʼ.

Образовательные технологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Образовательные технологии" 2014, 2015.

Негосударственное образовательное учреждение

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________

"_____"__________________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СВОРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Направление подготовки

035700 - ЛИНГВИСТИКА

Профиль подготовки

Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная, очно-заочная, заочная

Составиетль: к. и.н., доцент Кафедра «Методики преподавания иностранных языков». Программа «Современные образовательные технологии» предназначена для студентов 3 курса по профилю подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к экзамену.

Рецензент: заведующая кафедрой теории и методики преподавания иностранных языков Лёвина Т. В.

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины "Современные образовательные технологии" являются:

· ознакомление студентов с системой высшего профессионального образования в РФ;

· изучение системы организации учебного процесса в высшей школе ;

· определение места инновационных образовательных технологий в практике современного образования;

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Современные образовательные технологии» относится к профессиональному циклу дисциплин.

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

в области культурно-просветительской деятельности:

– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-росветительской деятельности;

– организация культурного пространства;

– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

– популяризация художественных знаний в широких слоях общества.

– обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.

Для освоения дисциплины «Современные образовательные технологии» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения "Информационных технологий в лингвистике", «Педагогической антропологии», «Методике преподавания иностранного языка».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Практикум по профессиональной педагогической коммуникации», «Методика преподавания иностранного языка», прохождения педагогической практики, подготовки компетентного и высококвалифицированного специалиста.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате дисциплины "Современные образовательные технологии " .

Общекультурные компетенции (ОК):

 обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

 осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

 владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

Профессиональные компетенции (ПК):

 умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38);

 владеет основами современной информационной и библиографической культуры (ПК-39);

 владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования (ПК-41);

 обладает способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (ПК-42);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

 основные тенденции развития профессионального образования и приоритетные направления реформирования российской системы образования;

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Интерактив

ИТОГО

зачет

Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ. занятия /семинары

Интерактив

Общие положения современных инновационных технологий обучения

Инновационные психолого-педагогические технологии в трудах отечественных и зарубежных исследований

Классификация современных образовательных технологий.

Инновационные процессы в образовании.

ИТОГО

зачет

Очно-заочная форма обучения (4 года для лиц, имеющих ВПО)

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ. занятия /семинары

Интерактив

Общие положения современных инновационных технологий обучения

Инновационные психолого-педагогические технологии в трудах отечественных и зарубежных исследований

Классификация современных образовательных технологий.

Инновационные процессы в образовании.

ИТОГО

зачет

Общие положения современных инновационных технологий обучения. Постановка проблемы. В поисках единого метода. Отличие образовательной технологии от сфер материально-технической деятельности. Различные подходы к определению сущности образовательных технологий. Признаки и критерии образовательных технологий. Понятия, определения образовательных технологий. Воспроизводимость, целенаправленность, системность образовательных технологий. Технология поддерживающего (традиционного) обучения.

Инновационные психолого-педагогические технологии в трудах отечественных и зарубежных исследований. Новая область научного знания – педагогическая инноватика. Инновационная проблематика в работах зарубежных (Э. Роджерс, М. Барер, В. Браун, К. Пэвитт, У. Уолкер и др.) и отечественных авторов (, -Калика, , А. Николса, А. Николса, и др.). Теоретико-методологические основы инноваций в педагогике. Соотношение понятий: «инновация», «новшество», «нововведение», «новое в педагогике», «педагогическая инноватика», «инновационная деятельность », «инновационный процесс». Общие и специфические особенности инновационной педагогической деятельности в трудах, -Калика, , и др. Критерии оценки нового в дидактике, специфика инновационного цикла (К. Ангеловски, и др). Общие особенности педагогических инновационных явлений: существование новшеств как идеальных продуктов деятельности, относительная растянутость инновационных процессов во времени, размытость границ существования педагогического феномена нововведений, целостный характер целей инноваций, существенная зависимость нововведенческих процессов от социально-педагогической ситуации, сложность определения результатов инноваций (, А. Николс,).

Классификация современных образовательных технологий. Классификации новизны в педагогике: новизна абсолютная (прин­ципиально неизвестное «новшество», отсутствие аналогов и про­тотипов), относительная новизна (местная, частная, условная), псевдоновизна (оригинальничание, стремление сделать не столько лучше, сколько иначе), изобретательские мелочи. Классификации педагогических инноваций: по видам деятельности (педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие); по характеру вносимых изменений (радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы)); по масштабу вносимых изменений (локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модуль­ные (взаимосвязанные группы нескольких локальных), системные (полная реконструкция системы как целого)); по масштабу использования (единичные и диффузные); по источнику возникновения - (внешние (за пределами образова­тельной системы), внутренние (разрабатываются внутри образова­тельной системы)). Виды нововведений в зависимости от специфики и места использования (технологические, методические, организационные, управленческие, экономические, социальные). Типология педагогических нововведений: по отношению к структурным элементам образовательных систем (нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов), по отношению к личностному становлению субъектов образования (в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей), по области педагогического применения (в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием), по типам взаимодействия участников педагогического процесса (в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении), по функциональным возможностям (нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т. п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т. п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование)), по способам осуществления (плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные), по масштабности распространения (в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне), по социально-педагогической значимости (в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов), по объёму новаторских мероприятий (локальные, массовые, глобальные), по степени предполагаемых преобразований (корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные).

Инновационные процессы в образовании. Возникновение нововведений в образовании. Новшество в образовании как общественная проблема. Развитие инноваций. Различные подходы к определению сущности понятий: новшество новизна, инновация, инновационная деятельность в современных образовательных технологиях. Технология проблемного обучения. Технология проблемно - модульного обучения. Технология образовательного диагностирования. Алгоритм образовательного диагностирования. Технология организации обучения в форме педагогических Мастерских. Специфические черты образовательного прогнозирования. Объекты образовательного прогнозирования. Функции образовательного прогнозирования. Принципы педагогического прогнозирования. Процессуальный аспект образовательного прогнозирования. Технология прогнозирования условий формирования образовательных технологий и инноваций. Технология проектного обучения. Инновационные дидактические технологии в дистанционном обучении: консультационная модель (отличительной чер­той является регулярное посещение студентом консультационного (учебного) центра), модель корреспонденции (в основе лежит процесс перманентного обмена между преподавателем и сту­дентом учебными материалами, домашними заданиями и резуль­татами по почте или каким-то другим способом, без личного кон­такта), модель регулируемого самообучения (основной характе­ристикой является большая самостоятельность студента - большая свобода выбора времени и места учебы, количества вре­мени, затраченного на учебу, выбор даты начала курса и экзаме­на). Модель «кейс»-технологии. Модель корреспондентского обучения. Радиотелевизионная модель обучения. Модель сетевого обучения. Компьютерные обучающие системы. Организационные формы дистанционного обучения: лекции (для их записи используются аудио - и видеокассеты , CD-ROM-диски, новейшие информационные технологии (ги­пертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальнос­ти)), семинары дистанционного обучения (проводятся с помощью видео­конференций), лабораторные работы в дистанционном обучении (использование мультимедиа-технологий, ГИС-техноло­гий, имитационного моделирования), тъюториалы.

5. Образовательные технологии

Классические технологии: информационные и обзорные лекции, семинары беседы, тренинги.

Технологии проблемного обучения: проблемная лекция.

Игровые технологии: деловые и ролевые игры.

Технологии проектного обучения: исследовательские, творческие и информационные проекты.

Интерактивные технологии: лекции «обратной связи», семинары-дискуссии, семинары-дебаты.

Информационно-коммуникационные образовательные технологии: лекции-визуализации, практические занятия-презентации.

Учебная работа студентов организуется на основе комплексных методических рекомендаций , включающих планы семинарских занятий , перечни вопросов для самостоятельной подготовки с рекомендуемой научной литературой , рекомендации по подготовке рефератов и учебно-исследовательских проектов, описание основных типов контрольных мероприятий. Их выполнение обеспечивается открытым доступом к университетскому библиотечному фонду (учебники, практические пособия и атласы по дисциплине), фондам научных библиотек (РГБ, ГПИБ, Библиотека иностранной литературы и др.) и сети Интернет. Часть дисциплины обеспечена материалами кафедральной электронной библиотеки.

Одной из важнейших составных частей работы студентов при изучении дисциплины «Современные образовательные технологии» являются рефераты, темы которых формулируются учащимися самостоятельно, но с ориентацией на проблематику курса. Другой формой контроля за процессом освоения содержания дисциплины являются задания и вопросы для самостоятельной работы студентов.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Тематика рефератов, заданий для самоконтроля.

Инновационное проектирование как стратегия развития образования. Классификации педагогических инноваций Типология педагогических нововведений Технологии личностно-ориентированного образования. Технология знаково-контекстного обучения. Игровые технологии. Активные методы обучения. Витагенное обучение с голографическим методом проекций. Проблемное обучение. Информационные технологии обучения. Основы программированного обучения . Технологии интегративного обучения. Технологии модульного обучения. Вальдорфская педагогика Р. Штайнера. Педагогические технологии авторских школ. Технология развивающего обучения.

17. Технология прогнозирования условий формирования образовательных технологий и инноваций.

18. Технология организации обучения в форме педагогических Мастерских.

19. Технология развития критического мышления учащихся.

20. Технология изучения этнопедагогической среды.

Формирование психологической готовности к инновационной деятельности педагога.

22. Модель подготовки учителя к инновационной педагогической деятельности (ИПД) .

23. Этапы подготовки учителя к инновационной деятельности.

Классификации субъектов инноваций.

25. Классификация образовательных технологий по.

26. Классификация образовательных технологий по

Классификации учителей по отношению к новаторству.

28. Возникновение и развитие инноваций в сфере современных образовательных технологий.

Инновационные дидактические технологии в дистанционном обучении.

30. Экологические основы современных образовательных технологий.

Задания и вопросы для самостоятельной работы

1. Объясните в чем отличие образовательной технологии от сфер материально-технической деятельности.

2. Назовите различные подходы к определению сущности образовательных технологий.

3. Выделите признаки и критерии образовательных технологий.

4. Охарактерезуйте технологию поддерживающего (традиционного) обучения.

5. Проведиет сравнительный анализ понятий «метод», «методика», «технология».

6. Назовите основные современные образовательные технологии.

7. Дайте характеристику технологии личностно-ориентированного образования.

8. Охарактеризуйте технологию знаково-контекстного обучения.

9. Определите роль и место в процессе обучения игровых технологий.

10. Перечислите активные методы обучения.

11. Дайте характеристику технологии интегративного обучения.

12. Назовите основные признаки технологии модульного обучения.

14. Назовите основные признаки технологии развивающего обучения.

15. Перечислите и охарактеризуйте основные принципы технологического подхода к обучению.

16. Определите преимущества и недостатки технологии дистанционного обучения.

17. Дайте определение технологии разноуровнего обучения.

18. Подумайте какие факторы могут повлиять на выбор образовательных технологий.

19. Дайте характеристику технологии проблемного обучения.

20. Определите сущность и назовите особенности образовательной диагностики.

21. Перечислите функции образовательной диагностики.

22. Какие уровни образовательной диагностики Вы знаете?

23. Охарактерезуйте технологию образовательного диагностирования.

24. Назовите причины возникновения образовательного прогнозирования.

25. Каковы специфические черты образовательного прогнозирования.

26. Назовите объекты образовательного прогнозирования.

27. Перечислите функции образовательного прогнозирования.

28. Какие принципы педагогического прогнозирования Вы знаете?

29. Охарактеризуйте технологию проектного обучения.

Перечислите функции менеджера и охарактеризуйте их. Как Вы думаете какая технология является наиболее оптимальной для развития критического мышления учащихся?

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов при изучении курса «Современные образовательные технологии » предполагает, в первую очередь, работу с основной и дополнительной литературой, а также работу с текстами первоисточников. Результатами этой работы становятся выступления на семинарских занятиях, участие в обсуждении тем курса, подготовка докладов, выполнение письменных работ, а именно, контрольных работ , рефератов.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины "Современные образовательные технологии"

а) основная литература:

Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. . – М., 2004. Основы разработки педагогических технологий и инноваций / , Пятин и др.- Изд. АГПУ, 2005г..

3. Педагогическая инноватика. - М., 2008.

б) дополнительная литература:

1. Средства дистанционного обучения: методика, технология, инструментарий. – СПб., 2003.

2. , Инновационное проектирование современного отечественного образования. М., 2009.

3. Традиции и инновации в педагогическом образовании // Инновации в образовании. 2007. № 3.

Педагогика. – М., 2004. Оценка инновационной деятельности школы. М., 2003. Классификация инноваций // Инновации в образовании. 2007. № 3.

1. http://www. *****/

2. http://www. *****/

3. http://www. *****/

4. http://www. *****/

5. http://www. *****/

6. http://www. *****/

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины "Современные образовательные технологии"

Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, в том числе аудиторная доска (с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационных материалов), экран (на штативе или навесной), оверхэд, демонстрационный планшет с набором блокнотов для него и фломастеров. Для проведения практических занятий, а также организации самостоятельной работы студентов необходим компьютерный класс с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет. Кроме того, для информационно-ресурсного обеспечения практических занятий необходим доступ к сканеру, копировальному аппарату и принтеру.

Реализация учебной программы должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – университетскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет. Для использования ИКТ в учебном процессе необходимо наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.

В зависимости от избранной методики проведения практических занятий могут быть использованы видеофильмы и комплекты слайдов, отвечающие проблематике и образовательным задачам дисциплины.