Согласно учению карлоса кастанеды физической реальности. Карлос кастанеда биография, учение дона хуана. Мои дальнейшие приключения на пути к самопознанию

Учение Карлоса Кастанеды очень неоднозначно, и множество точек зрения на его труды называли их по-разному: от философии до художественной литературы. Сам же автор являлся антропологом и этнографом. Он уделял большое внимание эзотерической ориентации, являлся приверженцем мистики и сам называл свои работы не иначе как «магия». Его книги разошлись массовым тиражом по всему миру, однако до конца их суть непостижима, в этом академики единодушны. Секреты шаманского учения Кастанеда предоставил всем желающим, но суть его доступна будет лишь избранным.

Древние традиции толтеков и современных ясновидящих и колдунов имеют одну природу. Мы расскажем вам о том, какие ключевые мысли выделил Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда в мировоззрении всех людей независимо от времени, в котором они живут.

1. Бесполезно тратить всю свою жизнь на один единственный путь, особенно, если этот путь не имеет сердца.

2. Не объясняй слишком многого. В каждом объяснении скрывается извинение. Так что, когда ты объясняешь, почему ты не можешь делать то или другое, на самом деле ты извиняешься за свои недостатки, надеясь, что слушающие тебя будут добры и простят их.

3. Чтобы извлечь из жизни максимум, человек должен уметь изменяться. К сожалению, человек изменяется с большим трудом, и изменения эти происходят очень медленно. Многие тратят на это годы. Самым трудным является по-настоящему захотеть измениться.

4. Я никогда ни на кого не сержусь. Ни один человек не может сделать ничего такого, что заслуживало бы такой моей реакции. На людей сердишься, когда чувствуешь, что их поступки важны. Ничего подобного я давно не чувствую.

5. Ты всегда должен помнить, что путь – это только путь. Если ты чувствуешь, что тебе не следовало бы идти по нему, то не должен оставаться на нем ни при каких обстоятельствах.

6. Чтобы осознать реальность, привычную для другого, вначале необходимо освободиться от собственной реальности; но человеку совсем не просто избавиться от привычной картины мира, эту привычку необходимо сломать силой.

7. Поступай так, словно это сон. Действуй смело и не ищи оправданий.

8. Главная помеха большинства людей – внутренний диалог, это ключ ко всему. Когда человек научится останавливать его, все становится возможным. Самые невероятные проекты становятся выполнимыми.

9. Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни всё что угодно. В любое время. Мгновенно.

10. Единственный по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, - это смерть. Каждый раз, когда ты чувствуешь, как это часто с тобой бывает, что всё складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься, и что кроме её прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Твоя смерть скажет: «Но я же ещё не коснулась тебя!»

11. Каждый идет своим путем. Но все дороги всё равно идут в никуда. Значит, весь смысл в самой дороге, как по ней идти… Если идешь с удовольствием, значит, это твоя дорога. Если тебе плохо – в любой момент можешь сойти с нее, как бы далеко ни зашел. И это будет правильно.

12. Нам требуется всё наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности…

13. Весь фокус в том, на что ориентироваться… Каждый из нас сам делает себя либо несчастным, либо сильным. Объём работы, необходимой и в первом, и во втором случае, - один и тот же.

14. Искусство воина состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.

15. Чтобы стать человеком знания, нужно быть воином, а не ноющим ребенком. Бороться, не сдаваясь, не жалуясь, не отступая, бороться до тех пор, пока не увидишь. И всё это лишь для того, чтобы понять, что в мире нет ничего, что имело бы значение.

1. Бесполезно тратить всю свою жизнь на один единственный путь, особенно, если этот путь не имеет сердца.

2. Не объясняй слишком многого. В каждом объяснении скрывается извинение. Так что, когда ты объясняешь, почему ты не можешь делать то или другое, на самом деле ты извиняешься за свои недостатки, надеясь, что слушающие тебя будут добры и простят их.

3. Чтобы извлечь из жизни максимум, человек должен уметь изменяться. К сожалению, человек изменяется с большим трудом, и изменения эти происходят очень медленно. Многие тратят на это годы. Самым трудным является по-настоящему захотеть измениться.

4. Я никогда ни на кого не сержусь. Ни один человек не может сделать ничего такого, что заслуживало бы такой моей реакции. На людей сердишься, когда чувствуешь, что их поступки важны. Ничего подобного я давно не чувствую.

5. Ты всегда должен помнить, что путь – это только путь. Если ты чувствуешь, что тебе не следовало бы идти по нему, то не должен оставаться на нем ни при каких обстоятельствах.

6. Чтобы осознать реальность, привычную для другого, вначале необходимо освободиться от собственной реальности; но человеку совсем не просто избавиться от привычной картины мира, эту привычку необходимо сломать силой.

7. Поступай так, словно это сон. Действуй смело и не ищи оправданий.

8. Главная помеха большинства людей – внутренний диалог, это ключ ко всему. Когда человек научится останавливать его, все становится возможным. Самые невероятные проекты становятся выполнимыми.

9. Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни всё что угодно. В любое время. Мгновенно.

10. Единственный по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, - это смерть. Каждый раз, когда ты чувствуешь, как это часто с тобой бывает, что всё складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься, и что кроме её прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Твоя смерть скажет: «Но я же ещё не коснулась тебя!»

11. Каждый идет своим путем. Но все дороги всё равно идут в никуда. Значит, весь смысл в самой дороге, как по ней идти… Если идешь с удовольствием, значит, это твоя дорога. Если тебе плохо – в любой момент можешь сойти с нее, как бы далеко ни зашел. И это будет правильно.

12. Нам требуется всё наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности…

13. Весь фокус в том, на что ориентироваться… Каждый из нас сам делает себя либо несчастным, либо сильным. Объём работы, необходимой и в первом, и во втором случае, - один и тот же.

14. Искусство воина состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.

15. Чтобы стать человеком знания, нужно быть воином, а не ноющим ребенком. Бороться, не сдаваясь, не жалуясь, не отступая, бороться до тех пор, пока не увидишь. И всё это лишь для того, чтобы понять, что в мире нет ничего, что имело бы значение.

Один из самых загадочных писателей современности… Многие подробности Карлос Кастанеда биография , доподлинно не известны, и вряд ли станут таковыми. Ни один из общедоступных источников не стоит считать абсолютно правдивым. Но почему же? Откуда все эти загадки и зачем они последователям странного и великолепного дона Хуана?

Кстати о доне Хуане. Именно с него, а точнее с простой встречи студента-антрополога с индейским магом на автобусной остановке в жизни Карлоса и начались чудеса. Те самые чудеса, которые он после описал в своих книгах.

Первая книга серии, «Учение дона Хуана», вызвала в самых разных кругах образованных читателей бурю споров, негодования – и одновременно обожания. Одно маленькое собственное наблюдение: так всегда случается, когда в свет выходят гениальные книги…

Карлос Кастанеда личная биография

А теперь попробуем (именно попробуем!) изложить основные факты биографии Карлоса Кастанеды. Карлос Кастанеда биография . Родился этот философ, антрополог и маг либо в Италии, либо в Бразилии, либо в Перу где-то между 1925 и 35 годами. Когда мальчик разменял второй десяток, он поступил учиться в Буэнес-Айреский интернат. В 1951 г. парень приехал в Америку, где впоследствии получил аттестат зрелости. С 1955 по 1959 оды Кастанеда трудился подручным у психолога, в свободные часы посещая все доступные журналистские, литературные и психологические тренинги и обучающие курсы. Вскоре Кастанеда получил гражданство США и поступил учиться в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.

Прошла пара лет – и юноша получил диплом антрополога. В 1960м наш герой женится на Маргарет Раньян. Живут молодые люди вместе около полугода, а потом расходятся – но остаются мужем и женой до 17 сентября 1973 г. Официальные источники утверждают, что мистик отошел в мир иной (и еще вопрос, в какой) 27 апреля 1998 года, от рака печени. Однако последователи его учения говорят, что нагваль просто растворился в воздухе…


Большинство противников Кастанеды (видимо, прочитавших только первые два его романа) обвиняют автора в призыве к употреблению наркотиков. Спешу заверить вас, уважаемый читатель, что это ни разу не так. Все дело в том, что в первой книге о доне Хуане много – очень много – внимания уделяется употреблению галлюциногенных препаратов для расширения сознания. Только вот уже во второй книге дон Хуан объясняет Карлосу, что это – крайняя мера, просто такого неповоротливого западного тюфяка, как он (Карлос), иначе расшевелить не удавалось…

Учение Дона Хуана, путь воина

Кстати говоря, следование по пути воина включает в себя одну важную и очень интересную практику, стирание личной истории. Заключается эта практика в постепенном стирании всей (или почти всей) информации о себе во внешнем мире, а вместе с ней – суждений о воине других людей, зачастую стереотипных и навязчивых. Думаю, именно в рамках этой практики Кастанеда намеренно запутал обстоятельства и истории из своего бытия. Как? Возможно, просто каждый раз придумывал новые факты…

Знаменательно, что после ухода Карлоса практически не осталось документальных свидетельств его жизни: ни многих фотографий, ни записей голоса. Мистик не любил давать интервью, а если давал, то запрещал применять камеры, диктофоны и любые другие устройства. Корни этой загадочной особенности личности нагваля Карлоса нужно искать в доктрине его учителя, дона Хуана Матуса.

Основные принципы пути воина одновременно просты и сложны для понимания обычного человека:

Человек не видит мир по-настоящему, он видит лишь собственное представление о мире;
Расширяя свое восприятие, выбираясь из «пузыря восприятия», человек способен в корне изменить свой мир и себя самое;
Человек – это не материя, а энергия (для постигших видение люди выглядят как светящиеся шары, сложенные из ниточек энергии).

Великий эзотерик

После того, как стал учеником дона Хуана Матуса, Кастанеда начал применять особенные магические техники (стирание личной истории, перепросмотр, остановка внутреннего диалога и так далее). Это постепенно привело к разрушению «матрицы», в которой живет абсолютное большинство людей. Кастанеда пережил немало чудесных и так же много страшных событий. А в финале они с другим учеником дона Хуана по имени Паблито совершили прыжок в неизвестное. В пропасть. Буквально… Карлос Кастанеда биография — стерта.

Почему же у Кастанеды, раскрывшего людям одну из величайших тайн мира, не появились прямо-таки орды последователей? Все просто: читать книги Карлоса Кастанеды легко и приятно (великолепный слог, динамичны сюжет, колоритные персонажи), а вот броситься в омут с головой далеко не так замечательно… Да и разум человеческий, как ни крути, до последнего приучен держаться за привычную картину мира…

1. Характеристика учения Карлоса Кастанеды

В начале 60-х годов Карлос Кастанеда выпустил книгу «Учение дона Хуана. Путь знания индейцев племени яки», в которой он подробно рассказал о своем ученичестве у мексиканского мага. В последующие три десятилетия вышли еще его 8 книг, а также книги женщин-магов, учениц дона Хуана. Уровень проработки материала, стиля и характера написания книг заметно меняется от книги к книге, и ко времени написания последних своих работ Кастанеда превращается в лидера группы магов, последователей, культа.

Свое учение Кастанеда называет магией, хотя герой его книги маг дон Хуан отмечает, что это неточное название. Себя он именует «видящим», «человеком знания», «воином абсолютной свободы». Согласно его учению, то, как абсолютное большинство людей видят мир, - далеко не единственный способ его видения. Маги, утверждает он, видят окружающий мир как совокупность потоков энергетических светящихся волокон, «протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность». В этой картине мироздания люди выглядят как некие «светящиеся коконы» или своего рода яйца, пропускающие сквозь себя энергетические волокна вселенной».

Центральное понятие учения магов - точка сборки, представляющая собой яркое пятно на задней поверхности кокона, находящееся на расстоянии вытянутой руки сзади от физического тела человека. Это пятно может перемещаться по поверхности, внутрь кокона или наружу, изменяя при этом его форму. Маги полагают, что точка сборки отвечает за восприятие мира: человек воспринимает только те энергетические волокна, которые проходят через точку сборки.

Согласно учению Кастанеды, Вселенная не ограничивается только той реальностью, которую мы знаем. Она состоит из бесконечного количества миров, расположение которых друг относительно друга дон Хуан иногда сравнивал со слоями луковицы. Когда точка сборки перемещается, человек воспринимает уже другие волокна, которые обычно ему недоступны. Таким образом, человек «собирает миры». Человеческое существо, рождаясь, получает от безликой могущественной силы, которую маги называют Орлом, «аванс» - сознание. В течение всей жизни человек развивает это сознание, обогащает его своим опытом. Когда человек умирает, Орел забирает себе его сознание вместе с накопленным опытом, впечатлениями и переживаниями. В качестве способа избежать поглощения Орлом своего сознания и сохранить его и после смерти физического тела предлагается концепция под названием «Путь воина».

Учение утверждает, что, лишь кардинально изменив все свое существо, можно добиться сохранения своего сознания после смерти. Для этого вся жизнь воина должна быть подчинена главной цели, поэтому он должен расходовать свою энергию оптимально, ибо ее запас ограничен. Для чего воин должен соблюдать следующие правила:

Переоценивать свои жизненные интересы и занятия и отсекать все лишнее, строго отбирая то, на что он будет тратить свои время и энергию;
- уйти от повседневной суеты и бесцельного существования;
- не мучить себя сомнениями или жаловаться на судьбу; стать должен являться хозяином своей судьбы;
- развить в себе несгибаемое желание достичь «абсолютной свободы», безупречность и жесткую внутреннюю дисциплину.

Становясь на путь воина, человек последовательно должен овладеть магическими искусствами и техниками. Магические искусства «намерения», «сталкинга» и «сновидения» состоят в умении перемещать свою точку сборки и удерживать ее в новом положении. Искусство сталкинга состоит в том, что воин сознательно выходит за рамки характерного для него образа, привычных форм поведения и пребывает за их пределами. Искусство сновидения заключается в том, что воин развивает в себе способности управления собственными сновидениями, общаясь посредством их с существами из других миров или даже перемещаясь в эти другие миры.

Таким образом, «Учение дона Хуана», изложенное Кастанедой, является древней магической традицией, восходящей еще к учениям и практикам индейцев-толтеков.

Книги Кастанеды («Учение дона Хуана», «Путешествие в Икстлан» и др.) содержат обширный материал по использованию наркотиков в ритуальных культовых целях. Кастанеда описывает, как индеец дон Хуан научил его постигать необычную реальность и достигать «могущества» с помощью галлюциногенных растений. После первой пробы растения, содержащего мескалин, автор признался: «Я забыл, что я человек!». Позднее, в одном из интервью, Кастанеда пояснил: «Я никогда не употреблял ЛСД, но из обучения у дона Хуана я вынес убеждение, что психотропные средства используются лишь для того, чтобы остановить поток обычных интерпретаций, преодолеть противоречия и поколебать привычную уверенность в адекватности восприятий».

РЯД ГРУПП ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ ОТНЕСЕН РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ К РАЗРЯДУ ДЕСТРУКТИВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Последователи Карлоса Кастанеды исповедуют культ шаманской ориентации. Доктрины и ритуальные практики этих групп позволяют отнести их в разряд сатанистских (к так называемому «ТЕМНОМУ ТЕЧЕНИЮ В ШАМАНИЗМЕ».

2. Размышляя о прочитанном.

На протяжении многих лет книги Кастанеды были моими мудрым помощником в разрешении сложных житейских ситуаций. Что же полезного можно найти в этих, весьма сомнительных для верующего человека книгах?

Вся серия книг Кастанеды выглядит как искренние и непритязательные записки духовного ученика, медленно и тяжело постигающего Истину, представление о которой у него постоянно меняется. Мир, в котором мы живем, во многом субъективен, он - продукт нашего «описания» этого мира, а само описание формируется в нас под действием других людей и сложившихся способов объяснения наблюдаемых явлений. Если бы человек смог «остановить мир» - отделить себя от своих собственных его «описаний» - он смог бы увидеть реальность и принимать независимые решения. Он смог бы управлять своей Волей, - идея, красной нитью проходящая по всем магическим и оккультно ориентированным учениям.

Подобно Дон Хуану, постоянно сбивающему своего ученика с толку с целью освободить его ум от предвзятых мнений, Кастанеда в своих книгах «шутит» со своим читателем. Он вводит в употребление новые термины и новое понимание природы происходящего, уводя читателя в фантастический мир - то ли реальность, то ли вымысел взбудораженного гипнотическими средствами рассудка.

Ошибка - принимать все, сказанное Кастанедой, буквально и излишне серьезно. Это так же глупо, как принимать всерьез свою жизнь, испытывающую дух человека на прочность. Наш ум, воспитанный в понятиях логического мышления, в обычной жизни не дает нам выйти за его пределы, а наша Личность, сформировавшаяся в нас для самосохранения, всегда оберегает свою целостность. Именно благодаря личности мы становимся рабами своей «личной истории»: своих обид, страданий, представлений о добре и зле, грехе и добродетели.

Нетрудно заметить, как наша «личная история», которой мы описываем свой прошлый опыт, создает предвзятость в решении проблем настоящей жизни. Она помещает нас в границы наших закостеневших и давно уже не соответствующих реальности представлений о своих достоинствах и недостатках, способностях и неумениях, которые связывают нас и не дают поступать адекватно новым обстоятельствам.

Дон Хуан при каждой встрече с Карлосом всячески пытается разбить его ложные представления о себе и мире, в котором он живет, чтобы нацелить на новое видение, новые возможности. Этого же хочет Кастанеда от своего читателя.

Кастанеда вводит термин «контролируемая глупость». Понять его легче всего на примерах собственной жизни. Практически все, что с нами происходит, глупость. Правила, по которым мы все живем, очень условны и полны абсурда. Одно и то же действие в одних местах считается нормальным, в других – неприличным, в третьих кощунственным. Любая наша амбиция, жизненная цель, даже долг, при их внимательном и честном их рассмотрении оказываются надуманными, бессмысленными и лишними. Тем не менее, все эти правила, принципы, традиции и установки нам необходимы и удобны, каждая по своей особой причине. Чем выше над обычной жизнью находится точка, из которой мы смотрим на жизнь, тем больше оснований называть наблюдаемое - глупостью.

Дон Хуан предлагает делать глупости «контролируемыми»: «Все, что я делаю по отношению к себе и к другим, есть глупость, потому что ничего в жизни не имеет значения. Тем не менее, я продолжаю жить, потому что я настроил свою волю таким образом, что для меня не важно, что ничего не имеет значения. Воля контролирует глупость моей жизни. ...Когда человек научится видеть, он окажется одиноким в мире, где есть только глупость».

Еще одна общая проблема многих – склонность заявлять свою позицию поспешно и излишне прямолинейно, не учитывая, что ситуация меняется, и мы не знаем всех обстоятельств, которые могут повлиять на нас в самое ближайшее время. Кастанеда называет это качество отсутствием «текучести». «Если ты хочешь остановить других от чего-либо, надо остаться в стороне от того, что руководит ими, и только тогда ты сможешь управлять происходящим».

Каждому из нас знакомы ситуации, когда нам предлагают сделать какой-нибудь выбор, но ни одно из возможных решений нас не привлекает. Не находится решения, полностью созвучного нашей природе. Под давлением других мы уступаем и выбираем то, что потом оказывается мучительным. Кастанеда советует: «Если ты когда-нибудь начнешь действовать, то ты должен делать это твоим собственным способом! Выбирай себе дорогу с сердцем - ту, что дает тебе внутреннее спокойствие и удовлетворение».

Кастанеда постоянно борется с повышенным чувством значимости себя, воспитанным в нас жизнью, где часто требуется себя утверждать. Но, пока человек чувствует, что является важной вещью в мире, он не может полноценно воспринимать реальный мир. Все, что он видит - это он сам, вне остального. Эта идея Кастанеды согласуется с понятием «внутренней оценки» П.Д.Успенского: всякий человек постоянно и бессознательно учитывает мнения и отношение к себе окружающих, а также пользу, которую может принести ему та или иная ситуация. Такое «учитывание» является одной из типичных форм погружения нашего сознания в сон, делающего человека игрушкой обстоятельств, не позволяющего ему видеть реальный мир и самого себя без предвзятости.

Видение мира начинается с правильного реагирования на те представления о мире, которые находятся вне привычного нам представления о них. Разве подобные ситуации не встречают нас в обычной жизни? Дон Хуан требует от Карлоса свежести и непредвзятости восприятия любого впечатления. «Не знать, за каким кустом прячется заяц, более восхитительно, чем вести себя так, как если бы мы знали все».

Привычка всматриваться и вслушиваться в свою жизнь очень полезна: чем более внимательно мы относимся к окружающему нас миру, тем яснее слышим свой внутренний голос, подсказывающий нам правильные действия. «Надо и муравей гонцом будет», - говорят мудрецы Индии, и я много раз убеждалась в правоте этой простой истины.

Люди хотят, чтобы им подсказывали, что делать, но еще больше они любят сопротивляться и не делать того, что им сказано. Это обычная слабость каждого человека. Слабостей у всех предостаточно. Какие-то - присущи только нам одним, какие-то - типичны для всех. Наибольшей проблемой любого человека является чувство собственной важности. С одной стороны, оно - источник нашей активности, ядро всего доброго в нас, с другой, это - причина необъективности нашего восприятия, трата личной энергии на его поддержание. Сознательный человек должен знать, чего он хочет, и четко представлять, что для этого необходимо делать. Исходя из такой точки зрения, наибольшим благом для нас часто оказывается встреча с Мелким Тираном - мучителя, выводящего из равновесия и смертельно досаждающего нам. Если человек сможет справиться с собой перед лицом этого Тирана, то он сможет изменить себя и стать лучше.

Человеку свойственно совершать ошибки. Они являются нашими учителями: не выстрадав в результате совершенных ошибок собственных истин, никакая чужая мудрость, даже самая совершенная, не станет нам полезной и до конца понятой. Истины открываются только тогда, когда мы не остаемся пассивными в жизни, когда начинаем противиться естественному ходу событий и, набивая шишки, вместе с ними - приобретаем опыт.

С житейской точки зрения наша цель - избегать страданий, для чего более выгодно вести пассивный и созерцательный способ существования, принимать все вокруг, как оно есть, и жить, «как живется». С духовной точки зрения все обстоит как раз наоборот. Здесь самым ценным приобретением являются впечатления, причем любые - и радостные, и болезненные, как можно более разнообразные, дающие нам представление о самых разных сторонах жизни.

Нет большой заслуги в том, чтобы просто всячески отгораживаться от жизни - отказываться от чтения книг разного направления, от телепередач, от проникновения в проблемы общественной жизни, даже от интереса к политике: при всей своей «грязи», новая информация способна дать человеку наиболее ценный и впечатляющий опыт бытия. Оставаться духовным в гуще жизни гораздо сложнее, чем в монастыре, даже если этот монастырь мы сами себе искусственно создали. В гуще весьма несовершенной жизни все не просто, все полно страданий и трудностей. Жизнь, принимаемая нами во всех ее проявлениях - это наилучший Мелкий Тиран, одолев которого, мы сможем подняться на качественно иной уровень. А можем и сломаться, упасть до животной борьбы за собственное выживание. В этом выборе способа существования и цели, которая для нас значимее, человеку необходимо найти собственное решение.

Как и все в жизни, каждое явление может стать нам враждебным, а может и полезным. Все зависит только от выбора точки зрения, из которой мы на все смотрим. Книги Кастанеды полны интересных наблюдений о нас самих и о жизни, но, в то же время, могут стать для не имеющей духовного опыта молодежи чрезвычайно опасными. Большое искушение – ухватиться за сатанинский вариант видения мира, предлагаемый Кастанедой. В кастанедовском мире главным для человека является не любовь к нашему Создателю и Его творению, а только личное спасение от «Пожирания Орлом» и обретение магической власти над миром. Это тупиковый путь, и запоздалое понимание этого может оказаться непоправимым.

Карлоса Кастанеду можно смело причислить к величайшим загадкам ХХ столетия. Достоверно о нем известно только то, что он – автор десяти книг-бестселлеров и основатель компании “Cleargreen”, которая ныне владеет правами на творческое наследие Кастанеды. Всеостальное – не более чем предположения, если не сказать – домыслы. Кастанеда тщательно сохранял «тайну личности», практически не давал интервью и категорически отказывался фотографироваться (однако, по стечению обстоятельств, несколько фотографий Кастанеды все же существует). Он даже отрицал, что когда-либо был женат, хотя Маргарет Раньян, автор книги воспоминаний об этом человеке, утверждает, что Кастанеда был ее супругом. Иными словами, подлинная биография Карлоса Кастанеды была известна лишь ему самому; удел всех прочих – пытаться ее реконструировать.

Лишь прочитав его книги, повествующие о некоем Дон Хуане, мы можем составить некое представление о Кастанеде-человеке. Известно, что в 1951 году Кастанеда эмигрировал в США из Перу, а до этого его семья жила в Бразилии, откуда бежала, спасаясь от очередного диктатора. Неизвестно, чем он занимался до приезда в США. В США, судя по “стенограмме” его диалогов с Доном Хуаном, он подрабатывал таксистом, писал стихи, изучал живопись, торговал в магазине спиртным. Известно также о его стремлении проникнуть в голливудскую среду.

Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда родился 25 декабря 1925 года в городе Сан-Паулу, Бразилия. В 1951 году он эмигрировал в США, а в 1960 году произошло событие, коренным образом изменившее жизнь самого Карлоса Кастанеды и тысяч его последователей – Кастанеда, тогда студент Калифорнийского университета, приехавший в Мексику за «полевыми материалами» для своей дипломной работы, встретил дона Хуана Матуса, индейца из племени яки. Дон Хуан стал духовным учителем Кастанеды и в течение двенадцати лет передавал подопечному сокровенные знания своего племени.

С разрешения дона Хуана Кастанеда стал записывать его слова; так родилась первая из известных во всем мире книг Карлоса Кастанеды – «Учение дона Хуана. Путь индейцев из племени яки», опубликованная в 1968 году. Эта книга мгновенно стала бестселлером – как и десять последующих. Все они представляют собой запись бесед дона Хуана с Кастанедой, а цепь событий в них обрывается в 1973 году, когда дон Хуан таинственно исчез – «растаял подобно туману». Легенда гласит, что и сам Кастанеда ушел из нашего мира схожим образом – как бы растворился в воздухе. Менее поэтическая версия некролога сообщает, что он скончался 27 апреля 1998 года от рака печени и что после кремирования прах Кастанеды, согласно завещанию, отправили в Мексику.

Карлос Кастанеда, самый таинственный, самый знаменитый автор второй половины XX века, сдвинувший точку сборки всего человечества.

Карлос Кастанеда. Читать онлайн.

КНИГА 1

Учение Дона Хуана: Путь знаний индейцев Яки

…Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает… Ты сам должен быть безупречным человеком…

…Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности…

Дон Хуан Матус

Введение

Летом 1960 года, будучи студентом антропологии Калифорнийского университета, что в Лос-Анжелесе, я совершил несколько поездок на юго-запад, чтобы собрать сведения о лекарственных растениях, используемых индейцами тех мест. События, о которых я описываю здесь, начались во время одной из поездок.

Ожидая автобуса в пограничном городке, я разговаривал со своим другом, который был моим гидом и помощником в моих исследованиях. Внезапно наклонившись, он указал мне на седовласого старого индейца, сидевшего под окошком, который, по его словам, разбирался в растениях, особенно в пейоте. Я попросил приятеля представить меня этому человеку.

Мой друг подошел к нему и поздоровался. Поговорив с ним немного, друг жестом подозвал меня и тотчас отошел, не позаботившись о том, чтобы нас познакомить… Старик ни в коей мере не был удивлен. Я представился, а он сказал, что его зовут Хуан и что он к моим услугам. По моей инициативе мы пожали друг другу руки и немного помолчали. Это было не натянутое молчание, но спокойствие естественное и ненапряженное с обеих сторон.

Хотя его темное лицо и морщинистая шея указывали на возраст, меня поразило, что его тело было крепкое и мускулистое… Я сказал ему, что интересуюсь лекарственными растениями. Хотя, по правде сказать, я почти совсем ничего не знал о пейоте, я претендовал на то, что знаю очень много и даже намекнул, что ему будет очень полезно поговорить со мной.

Когда я болтал в таком духе, он медленно кивнул и посмотрел на меня, но ничего не сказал. Я отвел глаза от него, и мы кончили тем, что сидели против друг друга в гробовом молчании. Наконец, как мне показалось, после очень долгого времени, дон Хуан поднялся и выглянул в окно. Как раз подходил его автобус. Он попрощался и покинул станцию.

Я был раздражен тем, что говорил ему чепуху и тем, что он видел меня насквозь.

Когда мой друг вернулся, он попытался утешить меня в моей неудаче… Он объяснил, что старик часто бывает молчалив и необщителен – и все-таки я долго не мог успокоиться.

Я постарался узнать, где живет дон Хуан, и потом несколько раз навестил его. При каждом визите я пытался спровоцировать его на обсуждение пейота, но безуспешно… Мы стали, тем не менее, очень хорошими друзьями, и мои научные исследования были забыты или, по крайней мере, перенаправлены в русло весьма далекое от моих первоначальных намерений.

Друг, который представил меня дону Хуану, рассказал позднее, что старик не был уроженцем аризоны, где мы с ним встретились, но был индейцем племени яки из штата сонора в мексике.

Сначала я видел в доне Хуане просто довольно интересного человека, который много знал о пейоте и который замечательно хорошо говорил по-испански. Но люди, с которыми он жил, верили, что он владеет каким-то «секретным знанием», что он был «брухо». Испанское слово «брухо» означает одновременно врача, колдуна, мага. Оно обозначает человека, владеющего необыкновенными и, чаще всего, злыми силами. Я был знаком с доном Хуаном целый год, прежде, чем вошел к нему в доверие. Однажды он рассказал, что имеет некоторые знания, которые он получил от учителя –«бенефактора» (благоприятный фактор) – как он называл его, – который направлял его в своего рода ученичестве. Дон Хуан, в свою очередь, взял меня в свои ученики, но предупредил, что мне нужно принять твердое решение, ибо обучение будет долгим и утомительным. Рассказывая о своем учителе, дон Хуан использовал слово «диаблеро» (по-испански диабло – черт) позднее я узнал, что диаблеро – термин, используемый только соноракскими индейцами. Он относится к злому человеку, который практикует черную магию и способен превращаться в животных – птицу, собаку, койота или любое другое существо.

Во время одной из поездок в сонору, со мной произошел любопытный случай, хорошо иллюстрирующий чувства индейцев к диаблеро… Как-то ночью я ехал с двумя испанскими друзьями, когда я увидел крупную собаку, пересекшую дорогу. Один из моих друзей сказал, что это была не собака, а гигантский койот. Я притормозил и подъехал к краю дороги, чтобы получше разглядеть животное. Постояв несколько секунд в свете фар, оно скрылось в чапарале.

Это был, без сомнения, койот, но в два раза крупнее обычного. Возбужденно переговариваясь, мои друзья пришли к выводу, что это было необычное животное и, скорее всего, что это мог быть диаблеро. Я решил воспользоваться этим случаем и расспросить индейцев о их вере в существование диаблеро. Я говорил со многими людьми, рассказывая им эту историю и задавая им вопросы. Следующие три разговора показывают их типичные реакции.

–Ты думаешь, это был койот, Чой? – спросил я молодого человека после того, как он выслушал эту историю.

–Кто знает? Хотя для койота он явно великоват.

–А тебе не кажется, что это диаблеро?

–Ну, что за ерунда! Такого не бывает.– Почему ты так думаешь, Чой?

– Люди выдумывают всякое. Я бьюсь об заклад, что если бы ты поймал его, то убедился бы, что это собака. Вот я однажды отправился по делам, я поднялся до рассвета и оседлал лошадь… Выехал я до рассвета и увидел темную тень на дороге, похожую на большое животное. Моя лошадь шарахнулась и выкинула меня из седла… Я тоже перепугался. Но это оказалась женщина, шедшая в город.

–Ты хочешь сказать, Чой, что ты не веришь в существование диаблеро?

– Диаблеро? Что такое диаблеро? Скажи мне, что такое диаблеро?

– Я не знаю, Чой. Мануэль, который ехал со мной той ночью, сказал, что этот койот мог быть диаблеро. Может быть, ты мне расскажешь, что такое диаблеро?

– Говорят, что диаблеро – это брухо, который может принимать любую форму, какую он хочет принять. Но каждый ребенок знает, что это враки. Старики здесь набиты историями о диаблеро. Но ты не найдешь ничего подобного среди нас, молодежи.

–Что за животное это было, как ты думаешь, донна Лус? – спросил я женщину средних лет.

–Лишь бог знает наверняка. Но я думаю, что это был не койот. Есть вещи, которые только кажутся койотами, но не являются ими в самом деле. Да, а бежал твой койот, или он ел?

–Большую часть времени он стоял, но когда я в первый раз увидел его, то мне показалось, что он что-то ел.

– А ты уверен, что он ничего не тащил во рту?

– Может быть, и нес. Но скажи мне, какая разница?

– Разница есть… Если он тащил что-нибудь, то это был не койот.

– Что же это было тогда?

– Это был мужчина или женщина.

– Как вы называете таких людей, донна Лус?

Она не отвечала. Я настаивал еще некоторое время, но безрезультатно. Наконец, она сказала, что не знает. Я спросил, не называют ли таких людей диаблеро, и она сказала, что это одно из названий, даваемых им.

– А ты знаешь какого-нибудь диаблеро? – спросил я.

– Я знала одну женщину, – ответила она, – она была убита. Это произошло, когда я была еще девочкой… Женщина, как говорили, превращалась в суку, и как-то раз ночью собака забежала в дом белого человека, чтобы украсть сыр. Он застрелил ее из пистолета. И в тот самый момент, как собака подохла в доме белого человека, –

женщина умерла в своей хижине. Ее родственники собрались вместе, пришли к белому человеку и потребовали выкуп. И ему пришлось немало выложить за ее убийство.

– Как же они могли требовать выкуп, если он убил лишь собаку.

– Они сказали, что белый знал, что это не собака, потому что с ним были другие люди, и все они видели, что собака встала на задние лапы и, как человек, потянулась к сыру, который лежал на подносе, подвешенном к крыше. Люди ждали вора, так как сыр того белого человека исчезал каждую ночь. Когда тот человек убивал вора, он знал, что это не собака.

– Есть ли диаблеро теперь, донья Лус?

– Подобные вещи очень секретны. Говорят, что больше диаблеро нет, но я сомневаюсь в этом, потому что кто-нибудь из семейства диалеро обязан изучить то, что знает о диаблеро. У диаблеро есть свои законы, и один из них состоит в том, что диаблеро должен обучить своим секретам одного из своего рода.

– Как ты думаешь, что это было за животное, Хенаро? – спросил я одного глубокого старика.

– Какя-нибудь собака, что же еще?

– А, может быть, диаблеро?

– Диаблеро? Ты с ума сошел! Их же не существует.

— Подожди, их нет теперь или же не было никогда?

– Одно время они были, да. Это всем известно. Каждый это знает. Но люди их боялись и поубивали их всех.

– Кто убил их, Хенаро?

– Кто-кто, люди, конечно. Последний диаблеро, о котором я знал, был с… Он убил десятки, может быть, сотни людей своим колдовством. Мы не могли этого стерпеть, и люди собрались вместе, захватили его врасплох среди ночи и сожгли живьем…

– Когда это было, Хенаро?

– В 1942 году.

– Ты видел это сам?

– Нет. Но люди до сих пор говорят об этом. Говорят, от него не осталось пепла, даже несмотря на то, что костер был сделан из сырых дров. Все, что нашли, так это большую лужу грязи…

Хотя дон Хуан определил своего бенефактора, как диаблеро, он никогда не называл место, где он учился и ни разу не назвал имени своего учителя. Фактически, дон Хуан рассказал ничтожно мало о своей личной жизни. Все, что он сообщил, так это то, что он родился на юго-западе в 1891 году, что он провел почти всю свою жизнь в Мексике, что в 1900 году его семья была изгнана мексиканским правительством в Центральную Мексику вместе с тысячами других соноракских индейцев и что он жил в Центральной и Южной Мексике до 1940 года. Таким образом, поскольку дон Хуан много путешествовал, то и его знания могут быть продуктом многих влияний. И, несмотря на то, что он считал себя индейцем из Соноры, я не был уверен, можно ли привязать его знания только к культуре соноракских индейцев. Однако… Однако, здесь я не намерен определять точно его культурное происхождение.

Мое ученичество у дона Хуана началось в июне 1961 года и до этого я не встречался с ним часто, но беседовал с ним всегда, как антрополог-наблюдатель. Во время этих первых разговоров я делал записи описательного характера. Позднее, по памяти, я восстанавливал весь разговор. Однако, когда я стал его учеником, этот метод стал весьма затруднительным, так как разговоры затрагивали много различных тем. Потом дон Хуан все-таки разрешил мне, после долгих протестов, открыто записывать все, что сказано. Мне очень хотелось также фотографировать и делать записи на магнитофоне, но он этого не позволил.

Мое ученичество проходило вначале в Аризоне, а затем в Соноре, так как дон Хуан в период моего учения переехал в Мексику. Распорядок, которым я пользовался, состоял в том, чтобы видеться с ним по нескольку дней и как можно чаще. Мои визиты стали более частыми и длительными в летние месяцы 1963-64 гг. Оглядываясь назад, я теперь считаю, что такой метод тормозил мое продвижение, так как он не давал мне полностью попасть под влияние учителя, в чем я очень нуждался для успешного обучения. Однако, с моей личной точки зрения, этот метод был полезен тем, что давал мне определенную несвязанность, а это, в свою очередь, обостряло чувство критического восприятия, которое было бы невозможным, будь я учеником постоянно, без перерывов. В сентябре 1965 года я добровольно отказался от ученичества.

После моего отказа от ученичества мне нужно было осознать то, что я пережил, а то, что я испытал, мне нужно было уложить в странную систему индейских верований. С самого начала моего обучения для меня стало очевидным, что учение дона Хуана имеет четкий внутренний строй. Как только он начал преподавать его мне, он давал свои объяснения в определенном порядке. Распознать этот порядок и понять его оказалось для меня труднейшей задачей. В связи с моей неспособностью понять я и через четыре года ученичества все еще был начинающим. Было ясно, что знание дона Хуана и метод, которым он преподавал, были теми же, что и у его бенефактора, поэтому мои трудности в понимании его учения были аналогичны тем, с которыми встретился он сам. Дон Хуан сам указал на наше сходство, как начинающих, упомянув случайно о своей неспособности понять учителя в пору своего ученичества. Это замечание привело меня к убеждению, что любой начинающий – индеец или не индеец, –получает знания невоспринимаемыми с точки зрения каких-либо характеристик или систем тех явлений, которые он испытывает. Лично я, как западный человек, нашел эти характеристики такими запутанными, что было совершенно невозможно объяснить их в системе понятий моей собственной каждодневной жизни; и я был вынужден прийти к заключению, что любая попытка классифицировать мой полевой материал своими словами была бы неудачной.

Карлос Кастанеда. Книга 1. «Учение Дона Хуана: Путь знаний индейцев Яки.» Читать онлайн. 12 Фев 2019 admin