Информационные системы и технологии в образовательной деятельности. Возможности IT-технологии для организации учебного процесса

Прежде всего, современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для преподавателей и учащихся, улучшает эффективность образовательной системы в целом. IT-технологии находят свое применение в различных предметных областях, на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом.

Процесс информатизации системы образования представляет иные требования и к педагогам школ в области повышения компетентности каждой личности в интеллектуальной, общественной, экономической, информационной и других сферах деятельности.

Возрастает значимость информационной компетентности учителей школ, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях широкого внедрения средств IT-технологий в образовательное пространство школы. Появление новых информационных технологий влечет существенные изменения в работе учителей. Самым простым вариантом является использование электронных учебников и мультимедийных энциклопедий на компакт-дисках для демонстрации при объяснении нового материала, закрепления пройденного, обобщении и систематизации знаний. Использование мультимедийных компакт дисков в виде текстовой, графической, аудио- и видеоинформации обеспечивает эффективность обучения детей с разными типами восприятия. Чтобы оптимизировать процесс зрительного восприятия и увеличить демонстрационный эффект урока важно использовать мультимедийный проектор. Наиболее важной тенденцией современного этапа информатизации образования является стремление к интеграции различных электронных средств, задействованных в учебном процессе, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы.

Сегодня уже трудно представить работу учебных заведений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие учителя осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. С распространением Интернета в школах развивается и потребность в доступе к нему среди учителей и учеников. Все больше учителей осваивают работу в Сети и начинают использовать ее в образовательном процессе. Но сегодня ситуация значительно изменилась в сторону развития и теперь уже не всегда учителю достаточно простого выхода в Интернет. Сегодня речь идет о необходимости создания сетевой инфраструктуры в самом учебном заведении, необходимой для организации внутреннего информационного пространства.

Создание такого пространства преследует две основные цели .

Образование является очень важной сферой для любой страны. Именно благодаря образованию обеспечивается успех в дальнейшем развитии. Выставка «Связь» в Экспоцентре, как и каждый год до этого, будет рада представить огромное количество открытий в данной сфере. Тут представляют свои достижения компании, а также обсуждаются разнообразные решения и принимаются новые тенденции развития.

С учетом того, что в этой сфере особенно нужно учитывать именно тенденции современного века, особой популярностью пользуются . Они ввелись сравнительно недавно, но уже сейчас невозможно себе представить ни одну школу или даже детский сад без них, не говоря уже о высшем образовании. Стоит обратить внимание на то, что в Экспоцентре можно проследить, что с каждым годом технологии все больше внедряются в эту систему образования и делают ее все более совершенной. Есть множество разнообразных вариантов использования последних достижений для обучения, многие уже используются, и опыт очень хороший.

Примеры использования

Могут быть в нескольких видах. Каждый необходим для полноценного обучения, а также для того, чтобы этот процесс был комфортным и приятным для всех сторон.

В первую очередь информационные технологии очень сильно помогли преподавателям. Это прекрасный способ получить всю необходимую информацию, а также грамотно составить актуальные и современные уроки. Системы преподавания постоянно меняются, и происходит огромное количество открытий, однако с помощью интернета легко всегда быть в курсе и делать свои уроки максимально полезными именно для современных людей. Также невозможно не отметить и форму самого преподавания.

Информационные технологии в образовании позволяют найти не только тексты, но и видео, слайды, а также многое другое по данной теме. Теперь обучение проходит интересно и с удовольствием, ведь оно не только в виде рассказов, но и с помощью компьютеров и телевизоров, а также проекторов подается информация в самом удобном формате для детей. Многие даже с удовольствием начали ходить в школу и другие учебные заведения, хотя раньше это было большой сложностью.

Невозможно не обратить внимания и на вторую сторону, на учеников. Это могут быть совсем малыши, дети или даже взрослые, от этого не зависит польза от новейших открытий. В первую очередь технологии позволили получать информацию в любом количестве, а не ограничиваться словами учителя и учебником. Стала незаменимой возможность пользоваться сетью. Также ученики получили возможность проявлять свои творческие способности благодаря разнообразным презентациям и прочему.

Отдельно стоит поговорить о том, что новые информационные технологии в образовании позволили появиться совершенно новым проектам:

  • Самообучение. Сейчас практически любую область можно освоить самостоятельно благодаря огромному количеству открытой информации. Причем для этого не нужно ходить в архивы и библиотеки, достаточно просто иметь персональный компьютер с выходом в интернет.

  • Дистанционное обучение. Высшее образование, безусловно, очень важно, однако есть люди, которые живут слишком далеко от институтов, или же у них нет достаточно времени. Дистанционно выполнять задания, проекты и сдавать сессии – это отличная возможность заменить классическую форму образования.

  • Связь с учителем. Это касается репетиторов, которые теперь могут преподавать по скайпу, а также возможности изучить с ними языки или же получить новую профессию, которая не слишком сложная.

Особенности

Информационные технологии в образовании дают огромное количество возможностей. Экспоцентр может представить лишь небольшое количество из них, однако уже сейчас можно заметить тенденцию, что подобные новинки все больше углубляются в данный процесс. Видеоконференции, учебные пособия, огромное количество полезного общения и материалов позволяют сделать современное образование особенным.

На выставке «Связь» каждый год рассматриваются новинки, а также их практическое применение. Тут свои экспонаты и презентации представляют компании со всего мира. Подобное мероприятие позволяет им обмениваться опытом, а также заключать важные соглашения. Именно во многом благодаря этому развитие технологий идет все активнее и с каждым годом прорывы все значительнее и появляется все больше новых технологий. Жизнь сейчас очень сильно ускорила свой темп, именно поэтому стоит обратить внимание на то, чтобы и образование укладывалось в минимальные сроки и с минимальными усилиями, однако качество и объем знаний должны только лишь увеличиваться.

Рожко Ксения Андреевна,студентка 1 курса Российского государственного социального университета, г.Москва [email protected]

Альтиментова Дина Юрьевна,старший преподаватель кафедры информационных систем, сетей и безопасности Российского государственного социального университета,г. Москва [email protected]

Информационные технологии в образовании

Аннотация.В статье рассмотрена проблема применения информационных технологий в сфере образования, приведены примеры использования информационных технологий в образовании. Проанализирована значимость внедрения и использования информационных технологий в российском обществе и российском образовании.Выявлено, что информационные технологии в образовании позволяют использовать более широкий спектр форм и методов обучения, и являются одним из современных путей интенсификации и оптимизации учебного процесса.Ключевые слова:информационные технологии, система образования, новые образовательные технологии.

Современную социокультурную ситуацию в российском обществе можно охарактеризовать как переходную. У нее есть минусы –нестабильность, региональные конфликты, низкий уровень жизни значительной части населения, безработица, минимальное государственное финансирование сферы культуры и образования и т.д.; но также есть и свои плюсы, это, например, расширение возможностей для частных инициатив, культурных и образовательных контактов, внедрения технических новшеств, многообразие мнений, свободное распространение информации . В этих условиях в обществе существует потребность в осмыслении ситуации и определении стратегического курса развития российского социума , который находится подсильным влиянием на него компьютерных технологий.Информационные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Они получают все более широкое распространение в современном мире, потому, что общество нуждается в получении и осмыслении информации. Многие сферы жизни общества уже буквально не могут существовать без использования информационных технологий, например, сфера производства, обслуживания, коммуникаций и др. Важнейшей частью этого процессаявляется компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационнообразовательное пространство. Процесс этот сопровождается существенными изменениями в педагогике, связанныхс внесением корректив в содержание технологий обучения, последниедолжны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничномувхождению человекав информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать обязательной частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.Как отмечает большинство исследователей, тенденции к компьютеризации образования будут ускоряться независимо от условий. Однако, как полагают многие исследователи, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программамии используют компьютерную технику для развлечений.При этом познавательные и образовательныемотивыработы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом,для решения познавательных и учебных задач компьютер используется нев полной мере. Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли ещесвоего должного применения. В школах же, где уже ведется обучение детей на компьютере, реализуютсяне все его возможности. Многиеучителя и преподаватели не знакомы с новыми компьютерными технологиями и не имеют представлениео способах их использования в обучении, не осознавая, в полной мере, значимости использованияинформационных технологий. Урокив школес применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки,слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.Цельюданной работы сталоисследование значимости внедрения и использования информационных технологий в российском обществе и российском образовании. Для осмысления этой проблемынеобходимоознакомление с основными понятиями, вопросами данной темы, а также с системами, работающими в сфереобразования,и их компонентами.

Информационные технологии–это системыметодов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.Выделяется три основных компонента информационных технологий:

комплекс технических средств -вычислительной, телекоммуникационной и организационной техники;

системы программных средств -общего (системного) и функционального (прикладного) программного обеспечения;

системы организационнометодического обеспечения.Информационные технологии посредством средств связи и носителей информации дают людям возможность быть информированными о событиях не только настоящего времени, но и прошлого.Областями применения информационных технологий являются практически все сферы жизни.Информационные технологии делятся надва вида:

аналоговые,ониоснованы на представлении информации в виде какойлибо непрерывной физической величины, например, напряжения или силы электрического тока;

цифровые, они основаны на дискретном способе представления информации в виде чисел (обычно в двоичной системе счисления), значения которых отображают содержание информации.По сравнению с аналоговой, цифровое представление информации обеспечивает значительно большую защищённость от помех, в том числепри передаче по каналам связи.Основные педагогические цели информационных технологий на занятиях состоят в: развитии личности обучающегося, включающее в себя: развитие творческого, конструктивнопоискового мышления, развитие коммуникативных способностей; развитии умения принимать неординарные решения в сложных ролевых ситуациях; совершенствовании навыков исследовательской деятельности .Потенциал информационных технологий в современной системе образования определяется широким спектром развития человеческой личности (эмоции, интеллект, мировоззрение, самостоятельное творческое и критическое мышление, эстетическое сознание и т.д.). Вопросы развивающего потенциала информационных технологий все больше привлекают внимание отечественных психологов и педагогов, работающих над концепцией «электронной педагогики», так какони считают,что информационные технологии предоставляют для развивающего обучения немало возможностей . Например, реализация принципа наглядности и возможность использовать аудио, видео, графические фрагменты, что позволяет объединить в нужных комбинациях разные виды наглядности. Эти возможности способствуют развитию у обучающихся креативного мышления, предоставляют свободный доступ к мировым информационным ресурсам, позволяют совершенствовать интеллектуальные и моральноволевые качества.На этом принципе основано перспективное и новое направление в педагогике, требующее особого внимания, –медиаобразование, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования

подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий. Медиаобразование тесно связано с художественным воспитанием и многими отраслями гуманитарного знания (искусствоведение, культурология, история, психология и др.), отвечает требованиям современной педагогики в развитии личности, расширяет спектр форм и методов проведения занятий с учащимися . Среди основных условий развития процесса медиаобразования можно выделить:

Общую ориентацию на развитие личности;

учет психологических особенностей, спектра реальных интересов и предпочтений аудитории; разработку критериев развития медиавосприятия и способности к критическому, художественному анализу медиатекстов;

совершенствование моделей, программ, методик, форм проведения занятийсо школьниками и студентами на медиаматериале (в том числе с использованием зарубежного опыта);

Модернизацию материальнотехнической базы процесса обучения;

Включение в образовательные программы курсов, предусматривающих изучение медиакультуры.Система медиаобразования включает в себя:1)целевые установки на развитие личности;2)компонентность: составляющие системы –педагоги и воспитуемые; средства обучения и воспитания; педагогическая модель.3)структурность (взаимосвязь компонентов системы, логическая обоснованность последовательности этапов модели);4)функциональность;5)коммуникативность (соотнесение модели, программы, методики с современной социокультурной ситуацией, с доминирующими психологическими аспектами медиавосприятия, с возможностями средств массовой информации и т.д.);6)практическую реализацию и результативность .Важно отметить и дистанционные формы обучения, которые в этих условиях будут играть более значимую роль для учащихся сельских школ, чем для их сверстников из административных центров. Идея использования компьютеров в школах, где необходима частичная подмена учителя при совместном обучении в начальных классах, либо в качестве компенсации профессиональной неподготовленности учителясовместителя является не совсем новой, но не менее перспективной.Наличие школьного компьютера с выходом в Интернет позволит использовать образовательное учреждение в качестве местного центра открытой системы образования, что даст возможность выпускникам школы дистанционно продолжить свое образование в различных профессиональных и высших учебных заведениях.Кроме всего, информационные технологии позволяют перейти от жёстко регламентированных способов организации учебновоспитательного процесса к развивающим, активизирующим, игровым и дают возможность организовать обучение как коллективную, совместную деятельность обучающихся и при этом дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, создав условия для проявления и развития способностей каждого студента .Все перечисленное, как уже доказано, позволяют использовать более широкий спектр форм и методов обучения, обеспечивает более развернутый объем информации за счет использования наглядности .Таким образом, согласно множеству исследований, всовременном обществевсе большее распространение получают информационные технологии в своих разных формах и видах. Благодаря им,человек может не только использовать все преимущества, которые имеет процесс чтения книги, но и реализовывать свои творческие идеи в виртуальном мире. Значение и роль информационных технологий в современном обществе высоки, потому что высока роль информации и продолжают возрастатьв геометрической прогрессии. Сегодня информационные технологии –это комплексное средство освоения человеком окружающего мира

Информационныетехнологиив образовании позволяют использовать болееширокий спектр форм и методов обучения, дабы обеспечить более развернутый объем информации за счет такого важного компонента учебной системы, как наглядность, который информационные технологии могут обеспечить в полном объеме. Поэтому появилось такое направление в педагогике, как медиаобразование.Кроме того, одним из современных путей интенсификации и оптимизации учебного процесса в школе является информатизация образования, и в частности, использование компьютерных технологий, с целью включения образовательных учреждений в открытое образовательной пространство.

Ссылки на источники1.Алешин, Л.И. Информационные технологии: Учебное пособие / Л.И. Алешин. М.: Маркет ДС, 2011. 384 c2.Альтиментова Д.Ю., ГданскийН.И. Адаптивные модели компьютерного обучения. Научнометодический журнал «Педагогическая информатика». Москва. № 2. 2015 г., с.8392.3.Аржитова, Ю. С. Информационные технологии в управлении деятельностью социальных систем в условиях трансформации российского общества: автореферат дис. .канд. филос. наук: 09.00.11 / Ю. С. Аржитова; Бурят. гос. унт. УланУдэ, 2009. 23 с4.Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров.М.: Издво Московского психологосоциального института; Воронеж: Издво НПО “МОДЕК”,2010.352с.5.Грицай А. А. Роль информационных технологий в современном образовании / Материалы 5й международной научной конференции «PROBLEMS OF MODERN EDUCATION», Прага, 2014. –С. 14–16.6.Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения Дистанционное образование: области применения, проблемы и перспективы развития / Е.С. Полат; Международная научнопрактическая Интернетконференция –М., 2005 –с.5055.7.Скаковская Л.Н. По пути модернизации образовательного процесса / Л. Н.Скаковская, Н. А. Лучинина, В. В. Мигаль // Высшее образование в России. 2010.№ 3. С. 6167.

8.Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. 3Федотова, А.А. Федотов. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРАМ, 2013. 336 c.

Ляшок Анастасия Кирилловна

Титовская Маргарита Олеговна

студенты экономического факультета ДонГАУ, РФ, пос. Персиановский

E - mail : Liashock . nastya @ mail . ru

Бородина Наталья Алексеевна

научный руководитель, канд. ф. наук, кафедра информатики, моделирования и статистики, ДонГАУ, РФ, пос. Персиановский

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. В последние годы так или иначе информационные технологии неразрывно связаны с использованием компьютера, поэтому сам термин «информационные технологии» часто заменяется термином «компьютерные технологии». Дальнейшее развитие современного общества не представляется возможным без новых информационных технологий. Наша точка зрения подтверждается решениями правительства в области информатизации образования, такими как:

· Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы»;

· Президентская программа «Дети России»;

· Программа «Интернет образование»;

· Программа «Компьютеризация сельских школ»;

· Программа «Компьютеризация городских и поселковых школ» и др.

Стратегическая цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества .

В последние десятилетия одной из крупномасштабных инноваций, пришедших в российские школы, является компьютеризация школьного образования. Однако, этот процесс не может произойти мгновенно, он является постепенным и непрерывным. Выделим несколько этапов компьютеризации школ.

1 этап. Перед тем как начать массовое внедрение компьютеров, необходимо, чтобы общество осознало суть и необходимость процессов информатизации. Происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях непрерывного образования, освоение педагогами средств компьютерной техники

2 этап. Частичное внедрение информационных технологий в традиционные учебные дисциплины. Разработка педагогами новых методов и форм работы, учебно-методического обеспечения.

3 этап. Повсеместное внедрение информационных технологий в учебный процесс и перестройка содержания всех ступеней образования на этой основе.

Нельзя не отметить положительное влияние компьютеризации на процесс обучения:

· При использовании компьютерной техники совершенствуется процесс преподавания, так как у учителя есть возможность наглядно показать тот или иной материал;

· Формой контроля знаний являются самостоятельные и контрольные работы, которые удобней применять, используя компьютеры;

· С использованием современных информационных технологий становится легче управлять учебным заведением и учебным процессом (например, установка камер - наблюдения, электронный журнал оценок и посещаемости);

· Развивается умение осуществлять обработку информации.

В начале 70-х годов, когда появились персональные компьютеры, стало возможным создание компьютерных программ, используемых в процессе обучения. Часто их называют программно-методическим комплексом, обучающими программами и т. п. Но до сих пор нет общепризнанного названия для них.

Многие педагоги все с большей готовностью включают информационные технологии в свою методическую систему, так как понимают, что это позволит им качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Информатизация в образовании выделяет личности преподавателя важное место в образовательном процессе и в системе развития образования. Учителю предъявляются более высокие требования, становится необходимой процедура повышения квалификации. Таким образом, информатизация обретает новое свойство и качество социального механизма, обеспечивающего общественное развитие. Также очевидным плюсом является возможность передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы по средствам информатизации.

Когда речь заходит о компьютерах, что в первую очередь приходит в голову большинству людей? Конечно же, ничто иное как интернет. Мы пользуемся глобальной компьютерной сетью, не задумываясь, как она облегчает нашу жизнь. Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения, последние изобретения в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче информации практически в любую точку земного шара. Ещё полвека назад большинство людей вряд ли могли себе представить, что в кармане будет лежать устройство, имеющее доступ к практически любой информации, существующей в мире на данный момент времени.

Сегодня у большинства людей, а у молодежи в особенности, есть персональный компьютер, ноутбук, планшет. Сидя за компьютером, большую часть времени мы проводим именно в интернете : работаем, просматриваем новости, ищем необходимую информацию, играем в online-игры. Но гораздо больший процент людей используют интернет для общения в социальных сетях. Такой способ общения значительно облегчил нашу жизнь. Мы можем общаться не только с близкими, друзьями, знакомыми, коллегами по работе, которые находятся относительно не далеко, но и с теми, которые выехали за границу нашей необъятной родины. Так же не исключаются новые знакомства с представителями другой национальности, расы.

С появлением интернета, человеческие возможности возросли в несколько раз. Вряд ли можно переоценить степень полезности всемирной паутины. В течение нескольких минут реально заказать билеты на самолет (поезд, автобус), узнать последние события, произошедшие на другом конце земного шара, посмотреть прогноз погоды на неделю вперед или просто найти фильм для просмотра. Ещё одна интересная и удобная функция интернета - покупка необходимых товаров в интернет-магазинах, не выходя из дома.

Для школьников глобальная компьютерная сеть - это неисчерпаемый объём информации, которая может и должна использоваться в процессе обучения. Для учителей - это способ сделать урок интересным и необычным: поиск дополнительных материалов, показ презентаций, интересные сведения и статистика. Главным достоинством Интернета является то, что в дополнении к школьной программе можно найти и познавательную информацию к любому материалу. Если правильно обыграть ситуацию, то можно превратить учение уроков в увлекательную игру. Наличие электронных библиотек позволяет школьникам скачивать книги, содержащие необходимую информацию, совершенно бесплатно .

Всё перечисленное является неоспоримыми плюсами для обычных учащихся. А для детей, чьи возможности ограничены, невозможно найти альтернативу интернету, так как они не могут сходить в обычную библиотеку, не имеют возможности выйти на улицу и завязать новые знакомства наровне со здоровыми сверстниками.

Современные учителя и преподаватели имеют возможность с помощью «информационной паутины» развивать и поощрять творческий потенциал учащихся: публикация лучших сочинений, курсовых и дипломных работ, докладов, рефератов. В результате другие обучающиеся имеют доступ к этим работам и могут использовать их как пример для создания собственных.

К сожалению, в последнее время люди стали много говорить о вреде как интернета, так и компьютера. Отовсюду мы слышим: «Интернет убивает живое общение!», «Компьютеры наносят вред здоровью!». Чтобы разобраться в проблеме, необходимо заглянуть в её суть. Кто запрещал людям ходить на прогулки, читать книги в переплёте? Кто заставляет сидеть около компьютера целый день, что пагубно влияет на зрение? Вот именно, никто! Это добровольный выбор каждого человека. И если он наносит вред, то это ещё не говорит о неполезности предмета обсуждения. Всё дело в неправильном использовании. Ограничивайте время, проведённое за компьютером, настраивайте браузеры, чтобы они не выдавали нежелательную информацию, ходите с друзьями в парки, и проблема исчезнет сама собой.

Таким образом, в свете описанного в нашей статье, можно сделать вывод, что информационные технологии принесли огромный вклад в процесс образования. Конечный результат обучения стал более высокого уровня, появилась возможность сделать уроки интересными и облегчить усвоение материала учащимися, доступ к требуемой информации стал значительно проще. При этом прогресс не стоит на месте. Невозможно предугадать какие научные достижения нас ждут в будущем. В итоге, смело можно надеяться, что наш жизненный уровень станет ещё выше.

Список литературы:

1.Бородина Н.А., Николаева Л.С. Основные тенденции информатизации образования в современной России. пос. Персиановский, 2011. - 130 с.

2.Интернет: польза или вред? [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.pcs-service.ru/internet-polza-ili-vred/ (дата обращения 18.18.2013).