Поурочные планы русскому языку 6 кл. Один из развитых языков мира

Безопасность жизнедеятельности. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А.

Учебное пособие удалено по требованию правообладателя

Предисловие 5
Главе 1. Введение в дисциплину
1.1. Современный мир и его влияние на окружающую среду 7
1.2. Цели и задачи дисциплины 12
1.3. Основные понятия и определения 13
Контрольные вопросы и задания 17
Глава 2. Общая классификация чрезвычайных ситуаций
2.1. Понятие чрезвычайной ситуации 18
2.2. Классификация чрезвычайных ситуаций 19
Контрольные вопросы и задания 22
Глава 3. Чрезвычайные ситуации природного происхождения
3.1. Общая характеристика 23
3.2. Чрезвычайные ситуации геологического характера 26
3.3. Чрезвычайные ситуации метеорологического характера 34
3.4. Чрезвычайные ситуации гидрологического характера 38
3.5. Природные пожары 41
3.6. Биологические чрезвычайные ситуации 43
3.7. Космические чрезвычайные ситуации 47
3.8. Экологические чрезвычайные ситуации 49
Контрольные вопросы и задания 51
Глава 4. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения
4.1. Классификации чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения 52
4.2. Чрезвычайные ситуации без загрязнения окружающей среды 54
4.3. Чрезвычайные ситуации с загрязнением окружающей среды 63
Контрольные вопросы и задания 71
Глава 5. Чрезвычайные ситуации социального происхождения
5.1. Социальные опасности 72
5.2. Терроризм 77
Контрольные вопросы и задания 80
Глава 6. Чрезвычайные ситуации военного времени
6.1, Ядерное оружие и его поражающие факторы 81
6.2. Химическое оружие и его характеристика 88
6.3. Биологическое оружие и его характеристика 95
6.4. Действия населения в условиях чрезвычайных ситуаций военного времени 98
Контрольные вопросы и задания 107
Глава 7. Организация защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций
7.1. Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях 108
7.2. Гражданская оборона 112
7.3. Инженерная защита от чрезвычайных ситуаций 117
7.4. Средства индивидуальной защиты 125
Контрольные вопросы и задания 129
Глава 8. Устойчивость объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций
8.1. Понятие устойчивости работы объектов экономики 131
8.2. Факторы, определяющие устойчивость работы объектов экономики 134
8.3. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов экономики
Контрольные вопросы и задания 140
Глава 9. Основы военной службы
9.1. Национальная и военная безопасность Российской Федерации 141
9.2. Основные задачи и структура современных Вооруженных Сил Российской Федерации 143
9.3. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы 149
9.4. Порядок прохождения военной службы 151
9.5. Военно-патриотическое воспитание 155
Контрольные вопросы и задания 161
Глава 10. Здоровый образ жизни и основы медицинских знаний
10.1. Здоровье человека и здоровый образ жизни 162
10.2. Факторы, формирующие здоровье 164
10.3. Факторы риска для здоровья 174
10.4. Общие правила оказания первой медицинской помощи 177
10.5. Первая помощь при ранениях 179
10.6. Первая помощь при кровотечениях 183
10.7. Первая помощь при переломах, ожогах, шоке, обмороке и поражении электрическим током 185
Контрольные вопросы и задания 190
Литература

Учебник разработан с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, а также профиля профессионального образования. В книге рассмотрены основы личной безопасности и государственной системы обеспечения безопасности населения. Содержатся сведения о причинах возникновения, последствиях и профилактике чрезвычайных ситуаций различного происхождения, действующей в Российской Федерации системе защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, основах обороны государства и воинской обязанности. Особое внимание уделено организации здорового образа жизни человека как важнейшего фактора физического и творческого долголетия. Кроме того, рассмотрены правила оказания первой помощи пострадавшим, профилактика инфекционных заболеваний, требования к здоровью будущих родителей и правила ухода за новорожденным. Для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессия и специальности среднего профессионального образования.

Учебник создан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по всем специальностям, ОП «Безопасность жизнедеятельности».
Рассмотрены особенности состояния и негативные факторы среды обитания современного человека. Подробно описаны причины возникновения, последствия и методы профилактики чрезвычайных ситуаций различного происхождения. Приведены сведения о действующих системах зашиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций, организации гражданской обороны в Российской Федерации, о структуре, функционировании н традициях Вооруженных Сил России. Системно и подробно освещены вопросы здорового образа жизни человека.


Скачать и читать Безопасность жизнедеятельности, Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., 2015

Учебник создан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального образования. В учебнике отражены принципы обеспечения устойчивости объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций, рассмотрены основы личной безопасности и государственной системы обеспечения безопасности населения; содержатся сведения о причинах возникновения, последствиях и профилактике чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, потенциальных опасностях в сфере профессиональной деятельности, основах обороны государства и воинской обязанности. В книге освещены основы медицинских знаний, включающие правила оказания первой помощи пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций. Для учащихся в учреждениях начального профессионального образования.


Скачать и читать Безопасность жизнедеятельности, Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л., 2015

Учебник написан в полном соответствии с программой научения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в учреждениях СПО. Содержание учебника соответствует образовательному
стандарту среднего (полного) общего образования по данном дисциплине. В книге рассмотрены основы личной безопасности и государственной системы обеспечения безопасности населения. Содержатся сведения о причинах возникновения, последствиях и профилактике чрезвычайных ситуаций различного происхождения, действующей в Российской Федерации системе защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, основах обороны государства и воинской обязанности. Особое внимание уделено организации здорового образа жизни человека как важнейшего фактора физического и творческого долголетия. Кроме того, рассмотрены правила оказания первой помощи пострадавшим, профилактика инфекционных заболеваний, требования к здоровью будущих родителей и правила ухода за новорожденным.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

1.2. Цели и задачи дисциплины .
В современном понимании дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности.
Основная цель данной дисциплины как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.
Перед учащимися и преподавателями ставятся задачи:
освоения знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных и опасных ситуациях природного, техногенного, а также социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; воспитания ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

Рассмотрены особенности состояния и негативные факторы среды обитания современного человека. Подробно описаны причины возникновения, последствия и методы профилактики чрезвычайных ситуаций различного происхождения. Приведены сведения о действующих системах зашиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций, организации гражданской обороны в Российской Федерации, о структуре, функционировании и традициях Вооруженных Сил России. Системно и подробно освещены вопросы здорового образа жизни человека.
Учебник может быть использован при изучении обще профессиональной дисциплины ОП Безопасность жизнедеятельности в соответствии с ФГОС СПО для всех педагогических специальностей.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования.


Скачать и читать Безопасность жизнедеятельности, Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В., 2013

В учебнике отражены принципы обеспечения устойчивости объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций, рассмотрены основы личной безопасности и государственной системы обеспечения безопасности населения; содержатся сведения о причинах возникновения, последствиях и профилактике чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, потенциальных опасностях в сфере профессиональной деятельности, основах обороны государства и воинской обязанности. В книге освещены основы медицинских знаний, включающие правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций. Для учащихся в учреждениях начального профессионального образования.

Скачать и читать Безопасность жизнедеятельности, Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л., 2012
Показана страница 1 из 2

Основы безопасности жизнедеятельности. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А.

2-е изд.- М.: 2017. - 368с. 9-е изд.- М.: 2014. - 336с.

Учебник разработан с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, а также профиля профессионального образования. В книге рассмотрены основы личной безопасности и государственной системы обеспечения безопасности населения. Содержатся сведения о причинах возникновения, последствиях и профилактике чрезвычайных ситуаций различного происхождения, действующей в Российской Федерации системе защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, основах обороны государства и воинской обязанности. Особое внимание уделено организации здорового образа жизни человека как важнейшего фактора физического и творческого долголетия. Кроме того, рассмотрены правила оказания первой помощи пострадавшим, профилактика инфекционных заболеваний, требования к здоровью будущих родителей и правила ухода за новорожденным. Для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности среднего профессионального образования.

Формат: pdf (2017, 2-е изд., 368с.)

Размер: 80 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2014, 9-е изд., 336с.)

Размер: 34 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Введение в дисциплину 6
1.1. Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» 6
1.2. Цели и задачи дисциплины 10
1.3. Основные теоретические положения и понятия 12
Глава 2. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья 20
2.1. Здоровье и здоровый образ жизни 20
2.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья 24
2.3. Алкоголь и его влияние на здоровье человека 38
2.4. Курение и его влияние на состояние здоровья 42
2.5. Наркотики и наркомания, социальные последствия 45
2.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества 48
2.7. Социальная роль женщины в современном обществе 52
2.8. Правовые основы взаимоотношения полов 55
Условия и порядок заключения брака 55
Прекращение брака 56
Права несовершеннолетних детей 56
Права и обязанности родителей 57
Глава 3. Государственная система обеспечения безопасности населения 60
3.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 60
Чрезвычайные ситуации по природе возникновения 62
Чрезвычайные ситуации по масштабам распространения 68
3.2. Характеристики чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Модели поведения при возникновении таких ситуаций 70
Стихийные бедствия геологического характера 70
Стихийные бедствия метеорологического характера 80
Стихийные бедствия гидрологического характера 84
Природные пожары 88
3.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 91
Цели и задачи РСЧС и МЧС России 92
Режимы функционирования, силы и средства РСЧС 94
Права и обязанности граждан России в условиях чрезвычайных ситуаций 96
3.4. Гражданская оборона 99
3.5. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций 102
3.6. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени 105
3.7. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций 110
3.8. Инженерная защита. Виды защитных сооружений и правила поведения в них 113
Убежища 114
Противорадиационные укрытия 119
Щели 122
3.9. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций 124
3.10. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций 128
3.11. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захвате в заложники 130
Меры по предотвращению террористического акта 130
Действия при захвате заложников 133
3.12. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан 135
Государственная противопожарная служба 135
Полиция Российской Федерации 137
Служба скорой медицинской помощи 139
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) 140
Гидрометеорологическая служба 143
Глава 4. Основы обороны государства и воинская обязанность 146
4.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации 146
4.2. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил Российской Федерации 153
4.3. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации 156
Сухопутные войска РФ 158
Воздушно-космические силы РФ 159
Военно-морской флот РФ 161
Ракетные войска стратегического назначения РФ 162
Воздушно-десантные войска РФ 163
Тыл Вооруженных Сил РФ 164
Войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ 165
Специальные войска 168
Руководство Вооруженными Силами РФ 168
Структуры, относящиеся к учреждениям Министерства обороны Российской Федерации 169
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом 171
4.4. Основные понятия о воинской обязанности 172
Воинский учет 173
Обязательная подготовка граждан к военной службе 178
4.5. Призыв на военную службу 179
Вручение повестки 181
Освобождение от призыва на военную службу. Предоставление отсрочки от призыва 183
Организация работы сборного пункта 184
Призыв на военную службу офицеров запаса 186
4.6. Прохождение военной службы по призыву 188
4.7. Прохождение военной службы по контракту 192
4.8. Альтернативная гражданская служба 204
4.9. Права и обязанности военнослужащих 211
4.10. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества 214
4.11. Воинская дисциплина и ответственность 217
4.12. Как стать офицером Российской армии 224
Военно-учебные заведения 224
Условия приема в военно-учебные заведения 226
Организация учебного процесса в военно-учебных заведениях 230
4.13. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации 235
4.14. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации 239
4.15. Символы воинской чести 243
Глава 5. Основы медицинских знаний 254
5.1. Общие правила оказания первой помощи 254
5.2. Первая помощь при травмах различных областей тела 257
Правила первой помощи при ранениях 258
Правила наложения повязок различных типов 261
Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга 264
Первая помощь при переломах 265
Первая помощь пострадавшему при электротравме 268
5.3. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания 271
5.4. Первая помощь при наружных кровотечениях 273
5.5. Первая помощь при ожогах 278
5.6. Первая помощь при воздействии высоких температур 281
Отрицательное воздействие высоких температур на человека 281
Предупреждение развития перегревов 283
Тепловой удар 285
Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека 287
5.7. Первая помощь при воздействии низких температур 290
5.8. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути 293
5.9. Первая помощь при отравлениях 295
5.10. Первая помощь при отсутствии сознания 297
5.11. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца) 299
5.12. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика 301
Из истории инфекционных болезней 301
Классификация инфекционных заболеваний 303
Источники инфекции 305
Пути передачи инфекции 307
Профилактика инфекционных заболеваний 308
Лечение инфекционных больных 310
5.13. Инфекции, передаваемые половым путем 312
5.14. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка 314
5.15. Беременность и гигиена беременности 318
5.16. Уход за младенцем 323
Ежедневный уход за новорожденным 327
Еженедельный уход за новорожденным 328
Задания для практических занятий
и методические рекомендации по их выполнению 330
Практическое занятие № 1 330
Практическое занятие № 2 340
Практическое занятие № 3 347
Темы рефератов 358
Литература 360

Леонидова, М. В. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс: к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. «Русскийязык» / М. В. Леонидова. М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 399, с. (Серия «Учебно-методический комплект»).

Урок 1. «Русский язык - один из развитых языков мира» ………………………………………………8
Повторение пройденного в V классе

Урок 2. «Повторение изученного в V классе. Фонетика. Орфоэпия. Орфография» …………………….9

Урок 3. «Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов» ……………………………….10

Урок 4. «Части речи. Морфологический разбор слова» …………………………………………………12

Урок 5. «Орфограммы в окончаниях слов» ……………………………………………………………….13

Урок 6 . «Словосочетание. Простое предложение» ………………………………………………………14

Урок 7 . «Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений» ……….15

Урок 8. «Прямая речь. Диалог» ……………………………………………………………………………16

Урок 9. «Текст» ……………………………………………………………………………………………..17

Урок 10. «Официально-деловой стиль речи» …………………………………………………………….18

Урок 11 . «Итоговый контрольный диктант» ……………………………………………………………...19
Лексика и фразеология. Культура речи

Урок 12. «Лексика. Повторение изученного в V классе» ………………………………………………..20

Урок 13. «Собирание материалов к сочинению» ………………………………………………………...21

Урок 14. «Сочинение-описание» …………………………………………………………………………..22

Урок 15. «Общеупотребительные слова» …………………………………………………………………22

Урок 16. «Профессионализмы. Диалектизмы» …………………………………………………………...23

Урок 17. «Сжатое изложение» ……………………………………………………………………………..24

Урок 18. «Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова» ……………………………………………25

Урок 19 . «Устаревшие слова. Новые слова (неологизмы)» ……………………………………………...26

Урок 20 . «Исконно русские и заимствованные слова» …………………………………………………..27

Урок 21 . «Фразеологизмы» ………………………………………………………………………………...28

Урок 22. «Источники фразеологизмов» …………………………………………………………………..29

Урок 23 . «Итоговый контрольный диктант» ……………………………………………………………..30

Урок 24 . «Анализ диктанта» ……………………………………………………………………………….31
^ Словообразование. Орфография. Культура речи

Урок 25. «Словообразование и орфография. Культура речи. Повторение изученного в V классе» ….32

Урок 26. «Правописание гласных и согласных в морфемах. Повторение изученного в V классе» ….33

Урок 27. «Описание помещения» ………………………………………………………………………….34

Урок 28 . «Систематизация материалов к сочинению. Сложный план» ………………………………...35

Урок 29. «Сочинение-описание интерьера» ………………………………………………………………36

Урок 30 . «Основные способы образования слов в русском языке» …………………………………….37

Урок 31 . «Основные способы словообразования. Неморфемные способы» …………………………...38

Урок 32 . «Этимология слов» ………………………………………………………………………………39

Урок 33. «Буквы О и А в корне -КОС- и -КАС-» ………………………………………………………...40

Урок 34 . «Буквы О и А в корне -КОС- -КАС-» …………………………………………………………..41

Урок 35. «Буквы О и А в корне -ГОР- - -ГАР-» ………………………………………………………...42

Урок 36. «Правописание слов с чередующимися гласными в корне».... ……………………………….43

Урок 37 . «Буквы Ы и И после приставок» ………………………………………………………………44

Урок 38 . «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» ………………………………………………………..45

Урок 39. «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» ………………………………………………………..46

Урок 40. «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» ………………………………………………………….47

Урок 41 . «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» ………………………………………………………….48

Урок 42. «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» ………………………………………………………….49

Урок 43. «Выборочное изложение по тексту повести

А.С. Пушкина «Станционный смотритель» ………………………………………………….50

Урок 44. «Соединительные О и Е в сложных словах» …………………………………………………...51

Урок 45 . «Сложносокращенные слова» …………………………………………………………………...52
^ II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 46. «Подготовка к сочинению по картине Т. Н. Яблонской «Утро» ……………………………...53

Урок 47. «Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» ……………………………………………...54

Урок 48 . «Морфемный и словообразовательный разбор слова»………………………………………...54

Урок 49. «Словообразование и орфография. Повторение изученного» ………………………………..55

Урок 50. «Словообразование и орфография. Повторение изученного» ……………………………….56

Урок 51. «Итоговый контрольный диктант» …………………………………………………………….56

Урок 52. «Анализ контрольного диктанта» ………………………………………………………………57
Имя существительное

Уроки 53, 54. «Повторение изученного по теме «Имя существительное» в V классе» ……………….58

Урок 55. «Разносклоняемые существительные.

Буква Е в суффиксе -ЕН существительных на -МЯ» ………………………………………..60

Уроки 56, 57 . «Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» и в моем понимании» ……...62

Урок 58, 59. «Род несклоняемых существительных. Несклоняемые существительные» ……………..68

Урок 60. «Имена существительные общего рода» ……………………………………………………….70

Урок 61. «Урок-конференция «Имя в реке времени» ……………………………………………………72

Урок 62. «Морфологический разбор имени существительного» ………………………………………..76

Урок 63. «Повторение изученного по теме «Имя существительное»... ………………………………...77

Уроки 64, 65. «НЕ с существительными» …………………………………………………………………81

Урок 66. «Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК)» ……………………………………………………..82

Урок 67. «Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК» ………………………………………...83

Урок 68. «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных» …………………………...84

Урок 69. «Повторение изученного об имени существительном» ……………………………………….86

Урок 70. «Повторение изученного об имени существительном» ……………………………………….87

Урок 71. «Повторение изученного об имени существительном» ……………………………………….89

Урок 72. «Контрольный диктант» …………………………………………………………………………90

Урок 73. «Анализ диктанта» ……………………………………………………………………………….91
Имя прилагательное

Урок 74. «Повторение сведений об имени прилагательном в V классе» ……………………………….91

Уроки 75, 76. «Подготовка к сочинению-описанию «Краски

осени» и написание сочинения (по картинам И. И. Левитана

«Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники»)» …………………………………………93

Урок 77. «Степени сравнения имен прилагательных» ………………………………………………..100

Урок 78 . «Степени сравнения имен прилагательных (продолжение)» .. ……………………………...102

Урок 79 . «Разряды прилагательных. Качественные прилагательные» ………………………………103

Урок 80 . «Относительные прилагательные» …………………………………………………………….104
^ III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 81 . «Притяжательные прилагательные» ………………………………………………………….106

Урок 82. «Выборочное изложение» …………………………………………………………………….107

Урок 83. «Проверка сведений об имени прилагательном.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Анализ изложения» …………………………………………………………………………..111

Урок 84. «НЕ с прилагательными» ………………………………………………………………………113

Урок 85. «НЕ с прилагательными» (продолжение) ……………………………………………………..115

Урок 86. «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» …………………………115

Урок 87. «Сочинение по картине» ……………………………………………………………………….117

Уроки 88, 89. «Одна и две буквы Н и НН в суффиксах прилагательных» …………………………….125

Урок 90. «Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и СК-»……………………………..127

Урок 91. «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» ……………………………….128

Урок 92 . «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» .... ………………………………..130

Урок 93. «Контрольный диктант» ………………………………………………………………………..131

Урок 94. «Урок работы над ошибками» …………………………………………………………………133
Имя числительное

Урок 95. «Имя числительное как часть речи» …………………………………………………………..134

Урок 96. «Простые и составные числительные» ………………………………………………………..136

Урок 97. «Мягкий знак на конце и в середине числительных» ………………………………………..137

Урок 98. «Разряды количественных числительных» …………………………………………………...138

Урок 99. «Числительные, обозначающие целые числа» ………………………………………………..141

Урок 100. «Числительные, обозначающие целые числа» (продолжение) …………………………….142

Урок 101. «Дробные числительные» …………………………………………………………………….143

Урок 102. «Собирательные числительные» ……………………………………………………………..145

Урок 103. «Порядковые числительные» …………………………………………………………………146

Уроки 104, 105. «Выборочное изложение» ……………………………………………………………...147

^ Альтернативный урок . «Урок-загадка. Описание места (помещения)» ………………………………147

Урок 106 . «Морфологический разбор имени числительного» …………………………………………150

Урок 107 . «Повторение и обобщение изученного» ……………………………………………………..153

Урок 108 . «Контрольная работа» ………………………………………………………………………...156
Местоимение

Урок 109. «Местоимение как часть речи» ……………………………………………………………….157

Урок 110. «Разряды местоимений» ………………………………………………………………………159

Урок 111. «Личные местоимения» ……………………………………………………………………….161

Урок 112. «Возвратное местоимение» …………………………………………………………………...162

Уроки 113, 114. «Рассказы по сюжетным рисункам» …………………………………………………..164

Альтернативный урок. «Сочинение-рассказ по сюжетным

рисункам В. Сутеева. Урок подготовки к сочинению в форме

Урок 115. «Вопросительные местоимения» ……………………………………………………………..170

Урок 116. «Относительные местоимения» ………………………………………………………………171

Урок 117. «Неопределенные местоимения» …………………………………………………………….172

Урок 118. «Отрицательные местоимения» ………………………………………………………………174

Урок 119. «Притяжательные местоимения» …………………………………………………………….176

Урок 120. «Указательные местоимения» ………………………………………………………………..177

Урок 121. «Определительные местоимения» ……………………………………………………………179

Уроки 122, 123. «Сочинение-рассуждение» …………………………………………………………….180

Урок 124. «Морфологический разбор местоимения» …………………………………………………..180

Уроки 125, 126. «Обобщающее повторение

изученного по теме «Местоимение» ………………………………………………………...182

Уроки 127, 128. «Обобщающее повторение изученного по теме

«Местоимение» (продолжение) ……………………………………………………………..184

Урок 129. «Контрольная работа по теме «Местоимение» ……………………………………………...188

Урок 130. «Урок работы над ошибками контрольной работы» ………………………………………..190

Урок 131. «Глагол. Повторение изученного в V классе» ………………………………………………190
^ IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 132. «Глагол. Повторение изученного в V классе» ………………………………………………191

Урок 133. «Глагол. Повторение изученного в V классе» ………………………………………………192

Урок 134. «Рассказ по сюжетным картинкам» ………………………………………………………….193

Урок 135. «Разноспрягаемые глаголы» ………………………………………………………………….194

Урок 136. «Разноспрягаемые глаголы» ………………………………………………………………….195

Урок 137. «Глаголы переходные и непереходные» ……………………………………………………..196

Урок 138. «Глаголы переходные и непереходные» …………………………………………………….197

Урок 139. «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение» ………………………………………...198

Урок 140. «Подготовка к изложению рассказа от лица его участника» ………………………………199

Урок 141. «Изложение рассказа от лица участника» …………………………………………………...201

Урок 142. «Условное наклонение глагола» ……………………………………………………………..201

Урок 143. «Условное наклонение» ………………………………………………………………………203

Урок 144. «Повелительное наклонение» ………………………………………………………………...204

Урок 145.

Урок 146. «Повелительное наклонение» ………………………………………………………………...205

Урок 147. «Употребление наклонений» …………………………………………………………………207

Урок 148. «Наклонение глагола. Обобщение изученного» ……………………………………………208

Урок 149.

Урок 150. «Безличные глаголы» …………………………………………………………………………210

Урок 151 . «Морфологический разбор глагола» ………………………………………………………..211

Урок 152. «Подготовка к сочинению: рассказ на основе услышанного» …………………………....212

Урок 153. «Рассказ на основе услышанного» ………………………………………………………….212

Урок 154. «Правописание гласных в суффиксах глаголов» ………………………………………….213

Урок 155. «Правописание гласных в суффиксах глаголов» ……………………………………………214

Урок 156. «Глагол. Повторение»……………………………………………………………………….. 215

Урок 157 . «Глагол. Повторение» ………………………………………………………………………..217

Урок 158. «Глагол. Повторение» ………………………………………………………………………..218

Урок 159. «Итоговый контрольный диктант» …………………………………………………………..219

Урок 160. «Анализ контрольного диктанта» …………………………………………………………...220
Повторение и систематизация пройденного в VI классе

Уроки 161-166. «Обобщающее повторение изученного» …………………………………………….220

Уроки 167, 168. «Написание сочинения на одну из данных тем» …………………………………….231

Урок 169. «Итоговый контрольный диктант» …………………………………………………………..232

Урок 170. «Урок анализа контрольного диктанта» …………………………………………………….233

^ Программа 1 по русскому языку
6 класс
170 ч
Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.
Русский язык - один из развитых языков мира

(1 ч)
^ ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ

(8 ч + 2 ч)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(10 ч +3 ч )

I. Повторение пройденного по лексике в V классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
^ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(24 ч + 4 ч)

I. Повторение пройденного по морфемике в V классе. Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е .

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
^ МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное

(18 ч + 3 ч)

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.

Склонение существительных на -мя . Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик , буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек ), -онк , -онок . Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик ).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя , правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
^ Имя прилагательное

(18 ч +3 ч)

I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ая- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к - и -ск -. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.
^ Имя числительное

(12 ч + 2 ч)

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять ).

III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение

(19 ч + 3 ч)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол

(24 ч + 6 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
^ ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VI КЛАССЕ

(8 ч + 2 ч)

Сочинение на выбранную тему.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VI КЛАССА

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

С помощью толкового словаря выяснить нормы употребления слова;

Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА

(1 ч)
УРОК 1

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Н. В. ЕГОРОВА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ К учебникам М.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение); М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа) НОВОЕ ИЗДАНИЕ 6 класс МОСКВА «ВАКО» 2012

2 УДК 372.8: ББК Рус Е30 Е30 Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. М.: ВАКО, с. (В помощь школьному учителю). ISBN Пособие содержит поурочные разработки по русскому языку для 6 класса к УМК М.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение), М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа). Предложены словарные, объяснительные и контрольные диктанты, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, практикумы, тесты, индивидуальные задания. Рассмотрены характерные ошибки. Даны рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям. Предназначено для учителей, студентов педагогических вузов и колледжей. УДК 372.8: ББК Рус ISBN Учебно-методическое пособие В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНОМУ УЧИТЕЛЮ Егорова Наталия Владимировна ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ К учебникам М.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение); М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа) 6 класс Налоговая льгота Общероссийский классификатор продукции ОК Издательство «ВАКО» Подписано к печати Формат /32. Печать офсетная. Гарнитура Newton. Усл. печ. листов 16,8. Тираж 7000 экз. Заказ Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография», филиал «Дом печати ВЯТКА» в полном соответствии с качеством предоставленных материалов, г. Киров, ул. Московская, 122. Факс: (8332) , ООО «ВАКО», 2012

3 От автора Цель пособия помочь учителю в организации уроков в 6 классе основной школы. Поурочные методические разработки составлены в соответствии с учебником М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс» (М.: Просвещение). Пособие может использоваться учителями, работающими по другим УМК. Оно дополнено разработками тех тем, которыми от указанного учебника отличается учебник М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 6 класс» (М.: Дрофа). Пособие включает подробное описание хода уроков. Указаны их цели и виды учебной деятельности, рекомендованы методические приемы, домашние задания, рассмотрены наиболее сложные вопросы и характерные ошибки. Предложены различные типы заданий: словарные, объяснительные и контрольные диктанты, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, вопросы по теории языка, практические работы, тесты, в том числе по типу ЕГЭ, лингвистические задачи различной сложности, индивидуальные задания, работа со словарями и т. д. Даны рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям, ответы к заданиям, ключи к тестам. Рекомендуется проводить тестирование по изданию: Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс (сост. Н.В. Егорова. М: ВАКО, 2011); далее КИМ. Там же есть тексты словарных и контрольных диктантов. Примеры по различным разделам языкознания выбраны с ориентиром на актуальность, а также на основании программы по литературе в 6 классе. В пособие включены с учетом возрастных особенностей детей занимательные материалы по лингвистике и истории языка, лингвистические игры. В приложении представлены интегрированные и игровые уроки, варианты индивидуальных заданий. Особое внимание в данном пособии уделено разбору творческих заданий (сочинений, изложений, описаний), приведены варианты их выполнения. При работе с пособием учитель может пользоваться как полными планами проведения уроков, так и отдельными материалами и заданиями.

4 МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ ПО УЧЕБНИКУ М.Т. БАРАНОВА И ДР. Номер урока Тематическое планирование Тема урока 1 Русский язык один из развитых языков мира Повторение изученного в 5 классе (11 ч) 2 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография 3 Морфемы. Орфограммы в приставках и корнях слов 4 Части речи. Морфологический разбор слова 5 Орфограммы в окончаниях слов 6 Словосочетание. Простое предложение 7 Сложное предложение. Разбор предложений 8 Прямая речь и диалог 9 Развитие речи. Текст 10 Официально-деловой стиль речи Диктант и тест Лексика. Фразеология. Культура речи (14 ч) 13 Повторение изученного в 5 классе 14 Устное описание картины 15 Общеупотребительные слова 16 Профессионализмы 17 Диалектизмы 18 Сжатое изложение 19 Эмоционально окрашенные слова. Жаргонизмы 20 Устаревшие и новые слова 21 Исконно русские и заимствованные слова Семинар «Как это по-русски?»

5 Тематическое планирование 5 Номер урока Тема урока 24 Фразеологизмы 25 Обобщение по разделу 26 Диктант Словообразование и орфография. Культура речи (26 ч) Повторение изученного в 5 классе 29 Описание помещения Словообразование 32 Практикум по словообразованию Этимология слов 35 Материалы к сочинению 36 Буквы о и а в корне -кос- / -кас- 37 Буквы о и а в корне -гор- / -гар- 38 Буквы ы и и после приставок Приставки пре- и при- 41 Практикум по приставкам пре- и при- 42 Выборочное изложение 43 Соединительные о и е в сложных словах 44 Сложносокращенные слова Сочинение 47 Морфемный и словообразовательный разбор слова Обобщение по разделу Диктант и тест Морфология и орфография. Культура речи (116 ч) ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (22 ч) Повторение изученного в 5 классе 56 Разносклоняемые существительные 57 Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя 58 Русские имена 59 Несклоняемые существительные 60 Род несклоняемых существительных 61 Существительные общего рода 62 Морфологический разбор существительного 63 Сочинение Не с существительными Суффиксы -чик и -щик

6 8 Материал для работы по учебнику М.Т. Баранова и др. Номер урока Тема урока Условное наклонение Повелительное наклонение 150 Сочинение Практикум по наклонению глагола 153 Диктант и тест Безличные глаголы 156 Морфологический разбор глагола 157 Развитие речи. Рассказ 158 Гласные в суффиксах глаголов 159 Диктант и тест Повторение изученного 162 Диктант и тест Повторение и систематизация изученного в 5 6 классах (8 ч) 163 Разделы науки о языке. Орфоэпия и орфография 164 Пунктуация 165 Лексика и фразеология 166 Словообразование 167 Морфология и синтаксис Диктант и тест 170 Подведение итогов года Урок 1. Русский язык один из развитых языков мира Цели: дать учащимся представление о русском языке как об одном из развитых языков мира; познакомить с учебником для 6 класса, его особенностями, структурой. Виды учебной деятельности: беседа, работа с учебником. Ход урока I. Вводное слово учителя (Учитель поздравляет учащихся с началом учебного года и проводит беседу.) В 6 классе мы продолжим изучение разных разделов языкознания: лексики, словообразования, морфологии, узнаем больше

7 Урок 1. Русский язык один из развитых языков мира 9 о богатстве словарного запаса русского языка, о самостоятельных частях речи. На изучение русского языка в 6 классе отведено 5 часов в неделю. Но важно научиться умело пользоваться русским языком на всех уроках. Важно потому, что это поможет глубже изучить историю, литературу, математику, науки о природе, успешно освоить все науки. Как всегда, возьмем в помощники словари, справочники, научно-популярные книги, рассказывающие о русском языке, и прежде всего учебник. II. Знакомство с учебником Кто авторы учебника? (См. с. 2.) О чем еще мы узнаем на странице с выходными данными учебника? (См. с. 2.) Над учебником работал коллектив авторов под научной редакцией академика Н.М. Шанского. Значит, это серьезный научный труд. Обратим внимание на то, что учебник удостоен Государственной премии СССР, что он выдержал несколько десятков изданий (см. с. 1), а значит, им пользовались многие поколения учеников. Спросите ваших родителей, по какому учебнику они изучали русский язык, скорее всего, по такому же. Конечно, периодически в учебник вносились изменения, уточнения, вызванные требованиями времени, улучшалось его оформление. В создании учебника участвовали художники, редакторы, корректоры, печатники. Вам предстоит осваивать учебник, работать с ним, это будет ваш труд. Важно помнить о необходимости бережного обращения с книгой, в том числе с учебником. А теперь займемся практической работой. Рассмотрите рамку с условными обозначениями, форзацы учебника с орфограммами и пунктуационными правилами. Форзацы можно использовать как краткий справочник, как подсказку, которая всегда под рукой. По содержанию определим, какие темы будем рассматривать в 6 классе, какие из них пока совсем не знакомы, с какими уже встречались. Перелистаем страницы приложений, ознакомимся с памятками, краткими словарями: орфографическим, орфоэпическим, толковым. Бегло просмотрим цветные вклейки. III. Работа по теме урока 1. Беседа Вы начинаете необычный учебный год: 6 класс можно назвать экватором. Но в данном случае экватор не географическое понятие, а метафора. Этот учебный год делит вашу школьную жизнь

8 10 Материал для работы по учебнику М.Т. Баранова и др. на две равные части: подобно тому, как экватор делит земной шар пополам на Северное и Южное полушария. Как видите, мы еще не успели начать разговор о русском языке, как он сам напомнил о себе: проявилась выразительность родной речи. Кстати, русский язык занимает достойное место среди развитых языков, распространенных на земном шаре. По обе стороны от экватора можно найти людей, говорящих по-русски, изучающих русский язык. Как вы думаете, в каком полушарии нашей планеты русский язык распространен больше? Конечно, в Северном. Ведь именно здесь находится наша обширная страна, в которой живет больше ста разных народов, больших и малых, и все они умеют (лучше или хуже) говорить на русском языке государственном языке России. 2. Работа со словарями Русский язык не только один из распространенных языков мира, он один из самых развиты х. Чтобы понять, что это значит, обратимся за помощью к толковым словарям. Найдем значение слова развито й. Словарь А.П. Евгеньевой: 1. Достигший полного физического развития, созревший, окрепший. 2. Достигший высокого уровня, высокой стадии развития. 3. Духовно зрелый, просвещенный, культурный, обладающий широким кругозором. Словарь С.И. Ожегова: 1. Достигший высокой степени развития. 2. Духовно зрелый, просвещенный и культурный. Как вы думаете, в каком значении употреблено слово развито й по отношению к языку? Развитой достигший высокого уровня, высокой стадии развития (по А.П. Евгеньевой); достигший высокой степени развития (по С.И. Ожегову). Материал для учителя Еще в XVIII в. М.В. Ломоносов оценил, какое богатое наследство досталось нам от наших далеких предков русский язык: «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть». Ломоносов же в своей «Грамматике» приводит слова Карла Пятого о роли европейских языков: «гишпанским с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, итальянским с женским полом говорить прилично». А дальше Ломоносов добавляет: «Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем

9 Повторение изученного в 5 классе 11 великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Великий поэт Г.Р. Державин позже перефразировал эти слова так: «Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий». На русском языке написана богатейшая литература. Великие писатели и поэты А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.А. Бунин, А.А. Блок, А.А. Ахматова и многие другие известны во всем мире. В их произведениях проявляется красота, выразительность, меткость, точность, мелодичность, звучность русского языка. 3. Работа с учебником 1. Чтение и обсуждение текста упр. 1 (с. 3). 2. Запись в тетради эпиграфа к теме высказывания К.Г. Паустовского (с. 3). 3. Обсуждение словосочетаний, заключенных в рамке на с. 3, и запись в тетради предложений с данными словосочетаниями. Мы выяснили, что значит развито й язык. А каково значение похожего слова в словосочетании ра звитый ребенок? Чем отличаются эти слова? (Ответ. Развитый ребенок это ребенок для своих лет духовно зрелый, просвещенный, культурный, обладающий широким кругозором, и в то же время физически развитый, окрепший. Слова развито й и ра звитый паронимы, они похожи по звучанию и написанию, но отличаются по смыслу.) Домашнее задание Упр. 2, 3. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ Урок 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Цели: закрепить у учащихся знания о фонетике и орфоэпии русского языка; закрепить понятие о соотношении фонетики и орфографии, произношения и правописания. Виды учебной деятельности: фонетический разбор, выполнение упражнений, лингвистическая загадка.

10 12 Материал для работы по учебнику М.Т. Баранова и др. Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. Выборочная диктовка предложений упр Чтение рассуждений по заданию упр. 3. II. Повторение изученного 1. Вопросы в учебнике (Чтение и обсуждение вопросов на с. 4 5.) Можно ли произносить буквы? Каково соотношение звуков и букв? (Нет. Мы произносим звуки. Буквы лишь обозначают звуки, это графическое изображение звуков.) Сколько букв в русском алфавите? (33.) Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков подсчитать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определенными буквами.) Назовите все буквы русского алфавита. (Алфавит расскажут несколько человек. Необходимо добиваться правильного названия букв.) Какие буквы не обозначают звуков? (Ъ и Ь.) Какие гласные и согласные звуки не совпадают с правописанием? (Не совпадают с правописанием безударные гласные, а также согласные на конце слова и перед противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие звонкими.) Что называется транскрипцией? (Транскрипция запись слов, соответствующая звучанию.) 2. Фонетический разбор слов (Чтение теоретического материала учебника с. 4.) А теперь фонетический разбор слов. Выполняем по вариантам на доске и в тетрадях: I вариант: частота; II вариант: чистота. Выясним, что фонетический облик этих слов одинаков: [ч истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение. Составим и запишем словосочетания с обоими словами: частота пульса, душевная чистота. Определите, в каком слове букв меньше, чем звуков: чувство, стоять, поют, тёплый. (В слове поют [пай ут].) 3. Выполнение упражнений Упр. 4: самостоятельное выполнение с последующей проверкой и записью на доске. Слова, различающиеся одним звуком: трап драп; бирка бурка; лимон лиман; док ток.


Н. В. ЕГОРОВА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ 5 класс МОСКВА «ВАКО» 2013 УДК 373.167.1: 811.161.1 ББК 81.2Рус-922 Е30 Е30 Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому

Рабочая программа по русскому языку, 6 класс Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено на основе общеобразовательного стандарта основного общего образования по русскому языку

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс Тема урока Контроль 1 Русский язык - один из развитых языков мира. 2 Проверочный тест.фонетика. Орфография. 3 Работа над ошибками. Проверочный

1 1. Пояснительная записка. Рабочая программа по русскому языку составлена для 6 класса на основе федерального компонента государственного стандартаосновного общего образования. Программы по русскому языку

Государственное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная школа при Посольстве России в Таиланде Рассмотрено на заседании МО. Протокол от «сентября» 2013 г. Председатель МО О. И. Хрунова

Урока КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ (70 Дата Тема урока Колич. часов Практи ческая часть Примечание ЧЕТВЕРТЬ. 48. Русский язык один из развитых языков мира. Повторение

Пояснительная записка Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с «Программой по русскому языку для 5-9 классов». Авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 28» Мытищинский муниципальный район УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ 28 М.С. Мосалева Приказ 170 от 01.09.2015 Рабочая

Классы 6а Учитель Количество часов Федорова Л.А Всего 105 часа; в неделю 3 часа Учебно-тематическое планирование по русскому языку При составлении программы были учтены рекомендации по совершенствованию

УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «Средняя школа 2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» от 30.06.2016 260 П Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 6 класс, 6 часов

Аннотация рабочей программы русского языка 6 класс Содержание учебного предмета, курса с указанием формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности. Язык. Речь. Общение. Русский язык

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 28» Мытищинский муниципальный район «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ 28 М.С. Мосалева Приказ 170 от 01.09.2015 Рабочая

1 Пояснительная записка На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, что включает в себя 204 часа за учебный год. Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом: Примерная программа по

1раздел Нормативные документы Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; программ общеобразовательных учреждений по русскому языку в

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ 8,5 недель (51 час) 44+8 Русский язык один из развитых языков мира Дата Р-Р Тема урока 1 Русский язык один из развитых языков мира История изучения местных говоров на Южном Урале Колич.

Планируемые результаты освоения учебного предмета Направленность учебного предмета на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский

Календарно-тематическое планирование Русский язык 6 класс Содержание (тема урока) Количество часов п/п I. Общие сведения о русском языке. Русский язык национальный язык русского народа. Русский язык один

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС Рабочая программа разработана на основании федерального компонента государственного стандарта; федерального базисного учебного плана; программы общеобразовательного

Урок а в году урок а в теме КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ русский язык 6 класс Тема раздела/темы (кол-во часов), тема урока Дата план Общие сведения о языке. ч. Входной диктант. Русский язык один

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Восточное Принята на педагогическом совете Протокол 12 от «01» ноября 2016 г Утверждена приказом руководителя

Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа 162» Рассмотрено Руководитель МО Витвицкая В.И. Протокол от 20 г. Согласовано Заместитель директора по УВР БОУ г. Омска

РУССКИЙ ЯЗЫК к учебникам Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.; В.В. Бабайцевой и др.; М.М. Разумовской и др. 5 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 373:8.6. ББК 8.2Рус-922 К64 Рецензенты: руководитель

2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с правовыми нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.

«Рассмотрено» Руководитель МО /Казиев Г.М./ Протокол 1 от 2013 «Согласовано» Зам. директора по УВР / Имиликов М.К./ 2013 «Утверждено» Директор «МКОУ Чиркейский многопрофильный лицей им. А.Омарова» /Бартиханов

Тема урока Кол-во часов Тип урока Виды учебной деятельности Виды контроля, измерители Планируемые результаты освоения материала 1. Русский язык- один из развитых 1 ч Комбинир. Работа с текстом, текущий

Содержание рабочей программы п/п Название раздела Стр. 1 Пояснительная записка 3 2 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 6 классе 4 3 Содержание учебного предмета «Русский

Аннотация к рабочей программе по русскому языку 6 класс (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский) (базовый уровень) Рабочая программа разработана на основе федерального планирования для образовательных

РУССКИЙ ЯЗЫК к учебникам Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.; В.В. Бабайцевой и др.; М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. 6 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 373:8.6. ББК 8.2Рус-922

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Рекомендовано: Методическим объединением учителей русского языка и литературы Протокол от «30» 08. 2016г. 1 Утверждено: приказом МБОУ «Гимназия»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 40 г. ЛИПЕЦКА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 6 а класса Учитель: Иванова О.А. 2014-2015 учебный год Пояснительная

1. Пояснительная записка Рабочая программа по факультативному занятию «Родное слово» в 8 «Б» классе (I вид) основного общего образования составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский

Рабочая учебная программа по русскому языку для обучающихся 6 классов на 06/07 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с учебным планом

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому

Н.В. Барсукова ПОДРОБНЫЙ РАЗБОР ЗАДАНИЙ из учебника ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ авторов Т.А. Ладыженской и др. (М.: Просвещение) 5 класс Москва «ВАКО» 2011 УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 Б26 Б26 Барсукова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, Примерной программы основного общего образования

Класс: 5 Часов в неделю: 6 Всего часов:210 п/п Календарно-тематическое планирование Предмет: русский язык Раздел, тема урока Кол-во часов на тему Практическая часть программы К Р Р Р I триместр 10,6 учебных

Пояснительная записка Данная рабочая программа соответствует авторской программе «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыжинской, М.Т.Баранова. Л.А.Тростенцовой и др. 5-9 классы»

МБОУ «Гатчинская СОШ 11» «Утверждаю» Директор школы Василиу Р.Ф. приказ 108 от«_1_» 09 20_14 года Рабочая программа по русскому языку 6 класс УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. и др. (204 часа) 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 6 класс Базовый уровень I. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Уржумская средняя школа» Рабочая программа Русский язык 6 класс (базовый уровень) Учитель: И.В.Теряева 2016-2017 учебный год Введение Рабочая программа

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2065» Рабочая программа по русскому языку для 6 класса 6 часов в неделю 34 учебные недели Учитель Евгения Сергеевна Юрьева

Пояснительная записка Язык - это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Овладение нормами родного языка, эффективное использование языковых

Статус документа Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лисковская средняя общеобразовательная школа Кесовогорского района Тверской области. Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании МО Зам.директора по УВР

«Полесский муниципальный район» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Залесовская средняя общеобразовательная школа Полесского района Калининградской области Рабочая программа учебного

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса на 2016/2017 учебный год Составитель: Петренко Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Севастополь 2016 год 1 Рабочая программа

РУССКИЙ ЯЗЫК к учебникам С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова и др.; В.В. Бабайцевой и др.; М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» Личностные Метапредметные Предметные) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей

Пояснительная записка Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой (базовый уровень) Учебник:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 77 г.липецка Рассмотрено на заседании МО учителей Утверждаю русского языка и литературы приказом МБОУ СОШ 77 Протокол

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ужовская средняя школа Согласовано с ШМО гуманитарного цикла (протокол 5 от 27.05.2016) Утверждено приказом директора школы. Приказ 205 от30.05.2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куединская средняя общеобразовательная школа 2-БШ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 6 класс (индивидуальное обучение) Разработала: Кудрявцева

Приложение к Основной Образовательной программе ООО ФГОС МАОУ СОШ 85, утвержденной приказом 55-ОД от 30.08.06 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» на 06-07 учебный год 5-6 класс Планируемые

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОАЛЕКСАНДРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6» УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом МОУ СОШ 6

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Пояснительная записка Основу рабочей программы составляют следующие документы: Государственный стандарт общего образования; Примерная программа основного общего

МОСКВА ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ 57 «ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ ШКОЛА» ОСНОВАНА В 1877 Г. 119019, Москва, Малый Знаменский пер., 7/10, стр. 5 Тел./факс: 691-85-72 e-mail:

Рабочая программа курса «русский язык» 6 «М» класс на 2016-2017 учебный год Количество часов в неделю 6 Уровень освоения общеобразовательный Составитель: Исраелян Нина Константиновна 1 квалификационная

Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) 6 А, 6 В классы Составители: Ечина Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы; Бакурова Елена Павловна, учитель русского языка и литературы

Рабочая программа по русскому языку для 6абв классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 35 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г.казани» (общеобразовательный уровень)

Приказ от «29» августа 2016 г.. 143 Рабочая программа Русский язык 6Б класс на 2016 2017 учебный год Фролова А.В. Высшая квалификационная категория г. Скопин, 2016г. Рабочая программа по русскому языку

РУССКИЙ ЯЗЫК 3-е издание, переработанное 4 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4 класс / Сост. В.В. Никифорова. 3-е изд., перераб.