Значение риторики. Словесное выражение или дикция. Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

Необходимость обращения к риторике как учению об ораторском искусстве, или теории красноречия, в современных условиях. Взаимосвязь логики и риторики. Недостаточность всей мощи логики, строгих доказательств для убеждения человека, не желающего менять свою позицию и принимать иную точку зрения. Искусство убеждения не только сила логических аргументов. Риторика и необходимость выхода за пределы области достоверного знания. Убеждение и понимание. Убеждение и вера, их принципиальное различие. Риторика для говорящего и риторика для слушающего. Ораторское искусство и пространство языка. Речевая этика и речевое право. Риторика и мораль. Риторическое мышление.

Пять частей риторики:

- инвенция(лат. inventio – изобретение, открытие) – изобретение мыслей; ее сосредоточенность на поисках аргументации;

- диспозиция (лат. dispositio – расположение, размещение) – расположение мыслей; ее сосредоточенность на том, как расположить эти аргументы;

- элокуция (от лат. elocution – способ изложения, слог) – выражение мыслей; ее сосредоточенность на том, как наиболее убедительным образом облечь мысли в словесную форму;

- мемория (от лат. memoria – память, способ запоминания) – запоминание; ее сосредоточенность на том, как запомнить сочиненную речь;

- акция (от лат. actio – действие, деятельность) – произнесение речи; ее сосредоточенность на том, как следует произнести подготовленную речь.

Неравноценность этих частей, неравномерность их разработанности классической и современной риторикой.

Тема 2 . Роды и виды ораторской речи

Постепенное формирование родов и видов ораторского искусства: пять видов красноречия в риториках ХVII – ХVIII вв. (придворное, развивавшееся в высших кругах дворянства; духовное, или церковно-богословское; военное – обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное, развивающееся в периоды обострения борьбы, когда вожаки крестьянских восстаний обращались с речами к народу). Выделение видов красноречия в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Сферы коммуникации (научная, деловая, информационно-пропагандистская, социально-бытовая).

Род красноречия как область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Роды красноречия, выделяемые в современной практике публичного общения:

- социально-политическое (выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы; выступления по вопросам научно-технического прогресса; отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, митингах; дипломатические, политические, военно-патриотические, парламентские, агитаторские и под. речи);


- академическое – род красноречия, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой (вузовская лекция, научный доклад, выступление в научной дискуссии, научный обзор и т. п.);

- судебное – род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан (прокурорская, или обвинительная, и адвокатская, или защитительная, речи);

- социально-бытовое (юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или отдельной личности, носящая торжественный характер; застольная речь, произносимая на официальных (в том числе дипломатических) приемах, а также речь бытовая);

- духовное (церковно-богословское) – древний вид красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Проповедь (слово), соединенная с церковным действием, адресованная прихожанам и произносимая в церкви. Официальная речь , адресованная самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием. Гомилетика – наука о христианском церковном проповедничестве.

Тема 3. История риторики

Возникновение риторики и ее место в истории античной культуры

Риторика как искусство и теория красноречия. Роль софистики в становлении риторики. Речи, изменявшие судьбу цивилизации: речь Перикла в ответ на требования спартанских послов – одна из причин Пелопонесской войны; Демосфен – величайший оратор Древней Греции. «Филиппики» Демосфена, его речи против политики Филиппа II Македонского как наивысшие образцы практики ораторского искусства, а также причина разгрома Афин и Фив в битве при Херонее, утраты независимости афинского государства.

Разработка теории красноречия. Значение сократовского метода и диалогов Платона. «Риторика» Аристотеля как изложение научных основ красноречия. «Риторика», по Аристотелю, как необходимое умение защитить себя и помочь справедливости. «Поэтика», «Топика», «О софистических опровержениях» Аристотеля – о взаимоотношениях лингвистики, логики, риторики, софистики. Значение трактата Диметрия «О стиле».

Римское красноречие. Речи Марка Тулия Цицерона – вершина риторического мастерства Древнего Рима. Риторический стиль Цицерона: выделение крупных, отчетливых в языковом отношении, ритмически оформленных периодов, обильное (но не чрезмерное) употребление риторических украшений, отсутствие иноязычных слов, вульгаризмов. Трактаты Цицерона «Об ораторе», «Брут», «Оратор» – теоретическая разработка основ риторики. Значение «Речей» Цицерона. «Двенадцать книг риторических наставлений» Марка Фабия Квинтилиана. «Апология, или о магии» Апулея.

Риторика как важнейший компонент античной культуры. Занятия риторикой – самый почетный вид деятельности в античности. Риторическое образование – основной вид образования Древней Греции и Древнего Рима в течение целого тысячелетия.

Христианская риторика – продолжение и развитие античных традиций. Василий Великий. Григорий Богослов. Иоанн Златоуст. Проповеди Иоанна Златоуста – образцы защиты человеческого достоинства.

Развитие риторических традиций в России

Особенности возникновения русского красноречия и русской риторики, определившие русскую риторическую традицию. Возникновение русской словесности – возникновение русской гомилетики («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, 1049 г., проповеди Кирилла Туровского ХII в.). Развитие гомилетики (торжественное и учительное красноречие, проповедь) в отсутствии ораторики. Появление элементов ораторики в ХVI в. (переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, «Книга на новгородских еретиков» Иосифа Волоцкого). Первый учебник «Риторика» (1620 г.): изложение принципов и приемов ораторского искусства в четырех родах речи – учебной, совещательной, хвалебной, судебной. Роль М. В. Ломоносова в развитии и становлении русской риторики. Значение работ И. С. Рижского («Риторика», 1796 г.) и М. Н. Сперанского («Правила высшего красноречия», 1844 г.) в развитии риторических традиций в России. Развитие риторики
в ХХ в. и в настоящее время (работы В. В. Виноградова, С. П. Обнорского,
Ю. В. Рождественского, Г. Г. Хазагерова и др.).

Появилась наука о красноречии еще в античные времена. На сегодняшний день вопрос о том, что такое риторика, рассматривают с трех сторон:

3. Учебная дисциплина, которая изучает основы ораторского мастерства.

Предмет риторики - это особые правила построения и произнесения речи, чтобы убедить аудиторию в правоте оратора.

Россия всегда обладала богатыми риторическими традициями. Ораторская практика уже в Древней Руси была очень разнообразна и выделялась своим высоким уровнем мастерства. XII век признан золотым веком в Древней Руси для красноречия. Первые учебники на Руси о том, что такое риторика, появились в XVII веке. Это были «Сказание о семи мудростях» и «Риторика». В них излагались основы риторического учения: что такое риторика, кто такой ритор и его обязанности; как подготавливать речь, какой она бывает. В XVIII веке уже издается целый ряд учебников, среди них и фундаментальный научный труд «Риторика» Ломоносова.

3. Речевой закон.

4. Закон общения.

Речь реализовывается в разных формах, таких как монолог, диалог и полилог. В зависимости от того, какую цель перед собой поставил выступающий, она делится по видам:

1. Информативная - знакомство слушателей с определенной информацией, фактами, что позволит составить впечатление о ее предмете.

2. Убеждающая - убеждение в правильности своей позиции.

3. Аргументирующая - доказательство своей точки зрения.

4. Эмоционально-оценочная - выражает свою отрицательную либо положительную оценку.

5. Побуждающая - через речь слушатели призываются сделать что-либо.

Можно ли стать оратором

?

Когда встает задача выступления перед публикой, в котором нужно убедить аудиторию в чем-то, человек начинает задумываться - что такое риторика? Можно ли стать хорошим оратором? Мнения на этот счет расходятся. Кто-то считает, что талантливый оратор должен иметь природный дар. Другие - что хорошим оратором можно стать, если много тренироваться и самосовершенствоваться. Этот спор ведется уже много лет, практически всю историю ораторского искусства.

Но в любом случае оратор обязан знать основы риторики, ее не только самые распространенные приемы, но и индивидуальные находки, что поможет сделать речь яркой, и в то же время доступной. Как подготовить как ее изложить, как правильно сделать заключение выступления - это те вопросы, которые в первую очередь возникают перед начинающим мастером слова.

Лекция 1 Риторика как наука и учебный предмет

План

1. Риторика – научная дисциплина. Общая и частная риторика.

2. Рождение риторики как дисциплины.

3. Учение о культуре речи – центральная часть отечественной риторики.

4. Изучение основ красноречия.

1. Риторика ‒ научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина - как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени.

Традиционная риторика была противопоставлена грамматике, поэтике и герменевтике - науке об интерпретации текста. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты.

От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.

В древности ценностный элемент включал и морально-этическую составляющую. Риторика считалась не только наукой и искусством хорошей ораторской речи, но и наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи.

Было бы неправильным ограничить предмет риторики какими-либо конкретными разрядами словесных произведений - только ораторской речью, проповедью, публицистикой, массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именно такого рода. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство.

Предмет риторики ‒ произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать.

Риторика изучает закономерности культурных моделей построения прозаического целесообразного высказывания в условиях исторически сложившейся системы речевых отношений в обществе.

В науке о риторике ученые выделяют две области: общую риторику и частную .

Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения в различных ситуациях и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Общая риторика содержит следующие разделы:

1. риторический канон

2. публичное выступление, оратория

3. ведение спора

4. ведение беседы

5. риторика повседневного общения;

6. этнориторика.

Риторический канон - это система специальных знаков и правил. Риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное выражение.

Оратория , или теория и практика публичной речи - особый раздел риторики. Ведь свободное владение словом обязательно для человека, который желает отстоять свою точку зрения публично, склонить аудиторию на свою сторону. Напомним, что риторика - дитя демократии. И большое внимание, которое уделяется ей сегодня, говорит о том, что наше общество ориентируется на демократические позиции.

Теория и искусство ведения спора ‒ это тоже область риторики. В демократическом обществе существует множество мнений по вопросам, которые касаются жизни отдельного человека и общества в целом. Научиться достойно вести себя в споре, уметь направить его так, чтобы он стал работой по достижению истины, а не пустым препирательством, важно всегда, а сегодня особенно.

Риторика повседневного общения дает знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной, домашней жизни. Касаясь риторики повседневного общения, нужно сказать, что одни специалисты относят ее к частным риторикам, другие считают ее одной из областей общей риторики.

Этнориторика изучает национально-культурные различия речевого поведения людей. Риторические знания помогут избежать ситуаций непонимания между людьми разных национальностей и в сфере делового общения, и в областях, касающихся духовных ценностей. Законы эти действуют во всех сферах жизни человека.

Частная риторика содержит учение о конкретных родах и видах словесности. Специально в частной риторике изучаются те виды слова, которыми должен активно владеть всякий образованный человек: письма по предметам общежития и литературные; документы и деловая корреспонденция; диалоги, в основном литературные, но дающие представление о правилах построения и ведения дискуссии, повествовательная историческая проза; устное слово в виде политической, судебной, академической ораторики, проповеднической духовной, педагогической и пропагандистской речи; научно-философская проза.

К общей риторике относят принципы построения речи вообще, независимо от типа речи, цели выступления и сферы, в которой она произносится. Частные риторики рассматривают употребление этих принципов в тех или иных конкретных условиях общения.

Строение общей риторики отражает ход создания ритором высказывания от замысла к воплощению в тексте словесного произведения. Общая риторика содержит:

1. учение о риторе;

2. учение об аргументации, то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости;

3. учение о риторическом построении, то есть о словесном произведении в ходе его создания ритором.

Риторическое построение представляет собой учение о так называемом внутреннем слове, или внутреннем высказывании. Высказывание рассматривается на уровне общего замысла, на уровне словесной конструкции и на уровне словесного воплощения, что и проявляется в классическом разделении общей риторики на изобретение - инвенция , расположение ‒ диспозиция , словесное выражение ‒ элокуция , запоминание ‒ меморио и произнесение ‒ акцио .

Риторика - это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию.Задача риторики с древнейших времен и сегодня - обучать, радовать, вдохновлять. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств для формирования новых или изменения старых стереотипов восприятия и поведения.

Красноречие , как отмечали античные философы, - это спо­соб познания, толкования сложных явлений, оно должно нести людям знания. Оно оперирует фактами, событиями, цифрами, укладывая их в определенную систему. Риторика пользуется от­крытиями и достижениями многих наук. Она опирается на психо­логию, философию, логику, этику, эстетику и другие науки. Ри­торика - это наука, которая учит рассуждать, логически мыс­лить, обобщать. Многие ораторы были крупными учеными, политическими деятелями своего времени.



Риторика - это искусство построения и публичного произне­сения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она близка поэзии, актерскому и режиссерскому мастерству: изучает мимику и телодвижения, учит владеть голосом и чувствами. Условием появления и развития ораторского искусства является демократия, свободное участие граждан в общественно-по­литической жизни страны.

В современную эпоху риторика занимает прочное место в программе школ и университетов по всему миру. Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образо­вания современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в разных научных традициях новейшего времени. Риторику изучают как теорию культуры речи, как историю ораторского искусства, как технику устного публичного выступления, как стилистику текста, как методику обучения эффективному обще­нию. Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к ри­торике. Современная риторика - это теоретическая и приклад­ная филологическая наука о логических, эстетических и этичес­ких качествах нехудожественной речи (научной, деловой, пуб­личной, разговорной). Качествами художественной речи зани­мается другая филологическая наука - поэтика. Риторика опи­рается на культуру речи, но предполагает более высокий уро­вень речевого мастерства говорящего.

2. Рождение риторики как дисциплины связано с периодом демократии в Афинах около V века до н.э. В Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. Верховным органом в таких государствах было народное собрание. Публично проходили и суды. Количество судей, например, в Афинах составляло 500 человек. Каждый гражданин мог выступить в качестве обвиняемого и защитника. Были приняты выступления на праздниках, юбилеях, поминках. Такое красноречие становилось необходимостью.

В это время появляются платные учителя-софисты, обучавшие красноречию желающих и составлявшие для них речи. Софисты прекрасно владели всеми формами ораторского искусства, законами логики, умением воздействовать на аудиторию. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. Задача софиста – научить сделать слабое мнение сильным, признать малое большим. Одно и то же уметь и порицать, и восхвалять. Риторика на пер­вых этапах своего становления была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству - ри­торической педагогикой. Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения. Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Горгий в речи «Похвала Елене» утверждал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».

В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами – в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи. Поэтому софисты – представители школы философов-просветителей – обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей. Софисты занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По их мнению, цель оратора – не раскрытие истины, а убеждение слушателей в правоте своего мнения. Отсюда их взгляд на предмет риторики как обучение убедительным речам, тому, чтобы слабое, необоснованное мнение делать сильным, убедительным в глазах аудитории. Софисты брались за соответствующую плату научить любого искусству спора и публичной речи.

Важно иметь в виду, что в Древней Греции понятия «искусство» и «мастерство» были неразрывно связаны, неотделимы друг от друга. Сложна, захватывающе интересна и даже драматична исто­рия риторики. Каких только суждений, нередко самых противо­речивых, не вызывала эта область знания и практики! И всегда отношение к риторике было поразительно эмоционально, заря­жено чувством ‒ от безудержного восхваления, почитания и прямого обожествления этой науки, этого мастерства до страстного, уничижительного осуждения, когда риторика объяв­лялась чуть ли не главной причиной падения общественных нра­вов, а то и вовсе запрещалась. Ведь, как мы уже знаем, вла­дение словом дает человеку некую особую силу, а нередко и власть, что может сделать его опасным. Для элли­нов способность к красноречию делала человека богоравным.

Риторическая педагогика, учительство красноречию возникли, расцвели в Афинах в связи с тем, что дар слова стал восприни­маться там как признак и непременное условие полноценного, хорошего образования. Подлинно образованный человек, «наи­лучшим образом воспитанный для философии и словесности», «вдруг, в любом месте речи метнет <…>, точно могучий стрелок, какое-нибудь замечательное изречение, короткое и сжатое, и собеседник окажется ничуть не лучше ребенка»,- говорится в знаменитом диалоге Платона «Протагор».

Основателем софистической и вообще античной риторики считают знаменитого софиста Горгия. «Отцом софистики» (слова софистика и риторика в этот период могли употребляться как синонимы) называет Горгия греческий писатель, автор биографий софистов Филострат. Золотая статуя Горгия, которая была поставлена в Дельфах, подтверждает заслуги этого софиста пе­ред греческой культурой, а также заметную роль, которую Горгий сыграл в исторической судьбе Афин: своей знаменитой Олимпийской речью ему удалось сплотить греков против мидян и персов.

Вот что пишет о риторической деятельности Горгия, опираясь на античные источники, А.Ф. Лосев: «Он пер­вый ввел тот вид образования, который готовит ораторов, специ­альное обучение способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное упо­требление слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, повторения, апострофы и парисосы (...) Берясь обу­чать всякого прекрасно говорить и будучи, между прочим, вир­туозом краткости, Горгий обучал всех желающих риторике с тем, чтобы они умели покорять людей, «делать их своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Силою своего убеждения он заставлял больных пить такие горькие лекарства и претерпевать такие операции, принудить к которым их не мог­ли даже врачи». Горгий определял риторику как искусство речей и специально занимался теорией судебного и политического красноречия.

Автором же первого античного учебника по риторике называ­ют сицилийца Корака из Сиракуз, который вместе со своим учеником Тисием начал преподавание ораторского искусства в открытых им специальных школах. (Тисий впоследствии обу­чал красноречию и в Афинах.)

Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться и в Древнем Риме. Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела здесь также решались народным собранием, в сенате и суде, где мог выступать любой свободный гражданин. Владение словом было поэтому необходимым условием участия гражданина в политической жизни. В таких общественных условиях ораторское мастерство было широко распространенным явлением.

Крупным теоретиком и практиком ораторского искусства был Марк Тулий Цицерон. Он ставил перед оратором следующие задачи: дока­зать и одновременно продемонстрировать истинность приводи­мых фактов, доставить слушателям удовольствие, воздействовать на их волю и поведение, побуждать к действию. Оратор должен найти что сказать, расположить все по порядку, придать нужную словесную форму, утвердить все в памяти, произнести.

3. В русской филологической науке красноречие всегда занимало почетное место. В самый ранний период распространения книжности на Руси наши просветители, богословы, изучали античные риторики Аристотеля, Сокра­та, Платона и других авторов. Сочинения, посвященные красноречию, переводились на старославянский язык и привлекали внимание в первую очередь церковнослужите­лей, многие из которых прославились как замечательные проповедники, прекрасно владевшие ораторским искусст­вом.

В XVII веке российскому читателю уже были известны учебные пособия по красноречию, самые популярные из них ‒ «Риторика» и «Поэтика» Феофана Прокоповича. В нашей отечественной филологии центральной частью риторики всегда было учение о культуре речи, о словесном выражении мысли. При этом большое внимание уделялось не только устной речи оратора, но и искусству «всех родов прозаических сочинений».

Серьезная научная разработка проблем культуры речи у нас в отечестве началась благодаря М.В. Ломоносову, написавшему «Краткое руководство к красноречию» и «Риторику». С тех пор было создано немало учебных пособий по этой дисциплине, занимавшей почетное место среди «изящных искусств». Проблемам красноречия посвя­щали свои сочинения философы, общественные деятели, ученые, адвокаты, но более всех об этом заботились писате­ли, которые в своем творчестве оттачивали русский язык и давали блестящие образцы художественной речи.

В основе красноречия лежит высокая культура речи, по­этому ее требования имеют первостепенное значение для ораторов и сочинителей, а также для всех, кто стремится говорить и писать правильно, красиво и убедительно. Со­временная наука четко формулирует требования к хорошей речи : ее содержательность; точность и ясность; богатство выразительных средств, образность и в то же время доступ­ность, простота; стилистическое многообразие и соответст­вие жанрам, условиям общения; правильность, логичность.

Слово «красноречие » означает умение говорить и писать красиво, убедительно и увлекательно. Так этот тер­мин объяснил В.И. Даль в «Толковом словаре живого вели­корусского языка». Современные словари указывают еще и другое значение слова: красноречие ‒ это и «теория ораторского искусства». Действительно, чтобы научиться чему-то, и красноречию в частности, нужно изучать предмет, а для этого необходима теория.

Теория красноречия у нас еще именуется ритори­кой . Многие лингвисты не разграничивают понятия «крас­норечие» и «риторика», однако для нас важно уточнить эти термины. Современная риторика как учебная дисциплина охватывает слишком широкий круг вопросов ‒ от возни­кновения этой науки в античном мире и описания взглядов древнегреческих и римских философов до практических рекомендаций и советов ораторам, как завоевывать внима­ние слушателей. Предметом крас­норечия должно быть в первую очередь учение о красивой, правильной, действенной речи, причем не только в ее уст­ной, но и в письменной форме.

4. Изучение основ красноречия подчинено практической цели ‒ научить молодых людей говорить и писать правильно и выразительно, используя разнообраз­ные приемы создания эмоциональности и образности речи.

Умение говорить и писать красиво издавна считалось отличительной чертой культурного, образованного челове­ка. Не случайно мы судим о людях по их речи: владеет сло­вом ‒ значит, умен, не может правильно выразить мысль ‒ недалекий. Красноречивые люди вызывают к себе симпатию, с ними приятно вести беседу, их выступления охотно слушают, а те, кто не может связать и двух слов, неинте­ресны.

Проблемы красноречия всегда волновали филологов, ученых, общественных деятелей. Этот предмет преподавали известные русские литераторы и педагоги. Умнейшие люди прошлого века, писатели, поэты, учились красноречию по книге «Краткая риторика» А.Ф. Мерзлякова, русского поэта и переводчика, занимавшего кафедру рос­сийского красноречия и поэзии в Московском универси­тетском пансионе. Его лекции слушали А. С. Грибоедов, Ф.И. Тютчев. Мерзляков давал домашние уроки М.Ю. Лер­монтову и многим высокообразованным людям России.

На протяжении всего XIX века теория красноречия ин­тересовала передовых наших педагогов, общественных деятелей. Один из любимейших учителей А.С. Пушкина в Цар­скосельском лицее А.И. Галич написал пособие «Теория крас­норечия для всех родов прозаических сочинений», которое, несомненно, изучали А.С. Пушкин и его лицейские товари­щи, ставшие впоследствии известными литераторами.

Писатель и историк Н.М. Карамзин, оказав­ший значительное влияние на развитие русского литератур­ного языка, призывал современников учиться «писать, как говорим, и говорить, как пишем», не засоряя речь устаревшими заимствованиями, грубым просторечием. Новый слог Карамзина стал образцом для литераторов пушкинской эпо­хи и всех образованных людей того времени.

Большое значение красноречию придавал известный русский историк B.C. Ключевский. Он справед­ливо замечал, что многие педагоги не умеют выразить свою мысль и подают ее так, «что она вянет и блекнет, как цветок, попавший под тяжелую жесткую подошву». В пример бес­помощным ораторам Ключевский ставил историка С.М. Со­ловьева, у которого «слово всегда было по росту мысли». «Слушая Соловьева, мы чувствовали, - писал Ключевский, - что с нами беседует человек, много и очень много знающий и подумавший обо всем... и все свои знания сложивший в цельное миросозерцание». В этом отзыве - важнейший критерий красноречия - эрудиция оратора, глубокие зна­ния в той области, которой посвящена речь.

Выдающиеся русские ученые конца XIX - начала XX столетия восхищали современников своим красноречием. Д.И. Менделеев запомнился ученикам не толь­ко как знаменитый химик, но и как прекрасный популяри­затор научных идей, вносивший в свои лекции живую струю непосредственных наблюдений, создававший яркие, впечат­ляющие образы.

К.А. Тимирязев покорял аудиторию красно­речием, выступая с публичными лекциями «Жизнь расте­ний». Строгая научность его речи сочеталась с простотой и ясностью изложения. Слушателям казалось, что перед ними выступает вдохновенный художник, рисующий словесные образы растений. И сам Тимирязев утверждал, что в пуб­личных выступлениях всегда важна форма яркая, увлека­тельная.

Самый большой вклад в развитие красноречия - и в тео­ретическом, и в практическом плане - внесли наши заме­чательные писатели. Они неустанно трудились над совер­шенствованием художественной речи, создавая прекрасные образцы слога; обогащали русский литературный язык, рас­ширяя его пределы и показывая разнообразные приемы усиления эмоциональности, образности речи; они боролись за чистоту и правильность русского языка, оберегая его от порчи и засорения ненужными заимствованиями и неуме­лым словотворчеством. Русские писатели оставили нам мно­жество рекомендаций и советов, как следует относиться к богатейшим языковым ресурсам языка, как умело использо­вать его выразительные возможности. Все это имеет перво­степенное значение для разработки проблем красноречия.

Писатели-классики придавали важнейшее значение по­вышению культуры речи в обществе и обращали внимание на важность преподавания красноречия. А.П. Чехов назвал «хорошей новостью» известие о том, что в Московском университете ввели курс декламации - то есть, по словам писателя, стали «учить говорить красиво и выразительно». В заметке по этому поводу он писал, что обучение красно­речию следовало бы сделать обязательным, подчеркнув: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким неприличием, как не уметь читать и пи­сать».

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что представляет собой риторика как наука и учебный предмет?

2. Что является предметом общей риторики?

3. Какое учение о родах и видах словесности содержит частная риторика?

4. С чем связано рождение риторики как дисциплины?

5. Кто является основателем античной риторики?

6. Какое место занимало красноречие в русской филологической науке?

7. Чему посвящено изучение основ красноречия?

Определение риторики

Срок "риторика" происходит от древнегреческого слова "оратор" и означает теорию ораторского искусства, науки красноречия. Близким по значению к нему есть латинское слово "oratoria". Эти сроки связывают с публичными выступлениями, живым словом. Еще в древности люди, которые мастерски владели искусством красноречия (риторы, ораторы), играли значительную роль в общественной жизни.

В течение исторического развития значение термина "риторика" несколько расширился. На сегодняшний день среди ученых не существует единодушия относительно толкования этого термина, даже в определении риторики как науки. Более того, в некоторых специалистов вызывает сомнение даже то, можно риторику вообще считать наукой. В Древней Греции, где именно и окончательно сформировалась эта сфера деятельности, риторика считалась скорее искусством.

Среди разнообразия определений риторики можно выделить две главные традиции, имеют очень давнюю историю.

o Первая традиция наиболее ярко представлена в творчестве древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н. э.). В ее рамках риторика определяется как "искусство убеждения". Согласно этой традиции главная задача оратора - убеждение аудитории.

o Вторая традиция наиболее ярко представлена в творчестве древнеримского ритора Квинтилиана (I в. н. э.). В ее рамках риторика определяется как "искусство говорить изящно". Согласно этой традиции задача оратора - красота, изысканность, утонченность выражения мысли. Убеждение же выступает не только возможна, но далеко не главная цель оратора.

Каждая из этих традиций, несомненно, содержит в себе рациональное зерно. Вместе с тем, упор только на одном аспекте ораторского деятельности приводит к потере целостности в понимании предмета и задач риторики.

С одной стороны, категория убеждению, действительно, одной из главных в риторике. Сферы, в которых один человек пытается убедить других людей, весьма разнообразны: наука, политика, искусство, реклама, повседневное общение и тому подобное. Мы стараемся сделать так, чтобы другие люди приняли наши идеи, товары или услуги, наши представления о жизни, наконец - нас самих.

Убеждение может быть направлено не только на других людей, но и на самого человека. Когда мы задумываемся над определенными поступками, планируем свое будущее, мы взвешиваем различные варианты и стараемся принять наиболее оптимальный. Этот выбор зависит от тех обоснований, человек приводит в себя (или может привести) в пользу той или иной позиции. Наиболее ярко указанные моменты проявляются тогда, когда человек отвечает на вопросы, например: "Стоит ли идти сегодня на лекции?", "Надо изучать математику, может ли она не понадобится мне в жизни?", "Пора вставать можно еще немножко полежать? "," Есть ли надеть сегодня эту яркое платье? "," Есть ли взять с собой зонтик? " и тому подобное.

Во всех вышеупомянутых случаях ведущую роль играет убеждению, на чем собственно и настаивал Аристотель, когда определял риторику.

С другой стороны, в тех же сферах не менее важные позиции иногда занимает сообщения информирования других о чем-то. И тогда на первое место выходит изящество в выражении мысли, на чем настаивал в свое время Квинтилиан. Имеются в виду случаи, когда задача оратора заключается в том, чтобы привлечь внимание слушателей к чему-то новому, интересному; сделать так, чтобы другие люди запомнили ораторское речь.

Таким образом, можно зафиксировать две главные цели оратора, между которыми простирается поле риторики. Это убеждение и информирование в процессе публичного выступления.

На сегодняшний день очевидно, что сферой интереса риторики является общение, коммуникация. Иногда ее даже определяют как теорию и мастерство эффективного (целенаправленного, влиятельного, гармоничного) вещания. Однако следует отметить, что общение - это очень сложный и многогранный феномен, который изучает много наук, в частности лингвистика, психология, философия и др. Поэтому таким образом специфика риторики не проясняется.

Задача дисциплины имеют узкий характер. Попробуем определить особенности риторики через установление ее предмета.

Предмет риторики - это публичное выступление в процессе коммуникации.

Многие люди могут привести примеры не только успешных выступлений, но и таких выступлений, завершались полным провалом. Возникают закономерные вопросы: возможно ли предсказать результат публичного выступления? Может ли обычный человек научиться произносить речи? Или подобное умение - это исключительно природное дарование?

Для ответа на эти и другие вопросы, связанные с искусством публичных выступлений, нужно обратиться к достижениям риторики, которые были накоплены в течение почти 3 тыс. Лет. Именно освещению приемов успешного выступления оратора перед аудиторией посвящено данное руководство.

Таким образом, риторика - это наука о способах подготовки и произнесения ораторской речи с целью определенного воздействия на аудиторию.

Отличительной чертой публичного выступления оратора является одностороннее воздействие на слушателей. Оратор, конечно, должен учитывать «фактор» аудитории. Однако активное противодействие слушателей не предвидится, в отличие, например, от спора. Успех ораторской речи определяется тем, удалось ли ему достичь своей цели при воздействии на аудиторию.

Влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и поступки другого человека с помощью вербальных и невербальных средств, в результате которой происходят изменения во взглядах или поведении.

Психологическое воздействие имеет много различных форм: манипулирование, внушение, убеждение, принуждение и т. Относительно ораторского деятельности целесообразно говорить об убеждениях, поэтому другие виды оставим без внимания.

В современной литературе достаточно популярным термином для обозначения подобных процессов является также термин "презентация". Во многих моментах его определения совпадает с тем, что в риторике подразумевается под публичным выступлением. Например: "публичная презентация - это персональное или опосредованное через СМИ представление проектов, товаров, программ с целью осуществить на слушателей убеждающий влияние и побудить их к действиям, прямо или косвенно выгодны тому, кто выступает, или тем, от кого он выступает ".

Такое определение презентации свидетельствует об определенной тождество терминов "публичное выступление", "презентация", "ораторская речь". Любое выступление перед аудиторией не лишен каких информативных частей, однако успешность презентаций, как подчеркивается в определении, во многом зависит не столько от информирования слушателей, сколько от направленности на вызов желаемой для оратора реакции.

Однако ограничения риторики исключительно категорией убеждения приводит к ее сужению, не является оправданным в анализе современных коммуникативных ситуаций. Поэтому более целесообразно пользоваться термином "успех публичного выступления", который далее может конкретизироваться в зависимости от цели оратора (убедить или информировать).

Факторы, от которых зависит успех публичного выступления, представляют в виде так называемого риторического треугольника:

Оратор - это человек, который влияет на других людей таким образом, чтобы они приняли определенные утверждения или выполнили определенные действия.

Аудитория - это группа людей, в мыслях или поведении которых должны произойти изменения, к которым стремится оратор. Речь - это речевое сообщение, с которым оратор обращается к аудитории.

Риторика

– теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи. Поскольку речь – инструмент управления и организации социальных и производственных процессов, Р. формирует норму и стиль общественной жизни. Классическая античная традиция рассматривала Р. как "искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета" (Аристотель ), "искусство хорошо (достойно) говорить (ars bene et ornate dicendi – Квинтилиан ). В русской традиции Р. определяется как "учение о красноречии" (М.В. Ломоносов ), "наука изобретать, располагать и выражать мысли" (Н.Ф. Кошанский ), предметом которой является "речь" (К.П. Зеленецкий ). Современная Р. – учение об эффективном речевом построении развитого информационного общества, предполагающее исследование и овладение всеми видами общественно-речевого взаимодействия. Р. как наука изучает законы и правила ведения речи в разных видах и жанрах современной словесности, Р. как искусство предполагает умение эффективно говорить и писать, развитие речевых способностей.

В определениях Р. обычно ищут точные эпитеты для образцовых качеств речи, поэтому Р. называют наукой об убедительной, украшенной (в классических трудах), целесообразной, эффективной, действенной, гармонизирующей речи (в современных теориях Р.). Качества речи называются также в учении о стиле, относя к ним ясность, точность, чистоту, краткость, благопристойность и нек. др. Ни одно из указанных качеств не исчерпывает представлений о речевом идеале, но их совокупность позволяет назвать Р. учением о совершенной речи. Совершенство речи связано с имеющимися в общественном и личном сознании речевыми идеалами, образцами речи, стилистическими предпочтениями.

Р. – учение о воспитании личности через слово. Личность человека как индивидуальное воплощение его телесно-духовного единства становится только тогда, когда сформируется его нравственное и интеллектуальное мировоззрение, которое находит воплощение в характере речи. Вот почему для риторического воспитания небезразлично, какими речами, текстами (содержанием учебного предмета) будет обеспечено преподавание Р.

Современная Р. изучает все виды общественно-речевого взаимодействия. Недостаточно определять Р. как науку только об ораторском искусстве, с которого она начиналась в античном полисе. Уже русская классическая Р. предполагала обращение к письменной речи, философской и науч. литературе, а современная Р. вмещает также Р. разг.-бытовой речи и Р. средств массовой информации.

В русской науке существует традиционное деление на общую и частную Р. Во всяком случае уже в латинских риториках Киевской Духовной академии XVII в. записано, что существуют общие правила ведения и построения речи (предмет общей Р.) и рекомендации к ведению речи в разных видах словесности (предмет частной Р.).

Общая риторика в традиции, восходящей к Цицерону и Квинтилиану, включает пять разделов (так называемый риторический канон), каждый из которых показывает отдельные моменты в подготовке и реализации речи: 1) изобретение (лат. inventio – что сказать?), 2) расположение (лат. dispositio – где сказать?), 3) выражение (лат. elocutio – как сказать?), 4) память (лат. memoria), 5) произношение и телодвижение (лат. pronuntiatio).

Общая Р. в традиции, восходящей к Аристотелю, насчитывает следующие разделы: 1) образ оратора; 2) изобретение – содержание речи; 3) композиция; 4) речевые эмоции; 5) стиль речи (слововыражение, произношение, язык тела).

Каждый из этих разделов, как сказано выше, показывает последовательность подготовки и развертывания речи:

1. Изобретение – рождение замысла, создание идей, содержания речи. Риторическое изобретение основывается на общих местах (топосах), источниках изобретения. Общие места – основные ценностные и интеллектуальные категории, относительно которых оратор достигает согласия с аудиторией. Нравственная и идеологическая жизнь общества организуется общими местами как некоторыми суждениями, которые признаются всеми. Общие места (топосы) – также способы развития замысла и содержания речи. Это техника создания и развития речи. Виды общих мест (или топосы) показывают, как может быть построена речь о любом предмете или человеке. Существуют следующие общие места (топосы): 1) определение, 2) части/целое, 3) род/вид, 4) свойства, 5) противоположность, 6) имя, 7) сравнение (подобие, количество), 8) причина/следствие, 9) условие, 10) уступление, 11) время, 12) место, 13) свидетельство, 14) пример.

Критика топосов – общих мест – связана с их формально-схоластическим использованием при обучении Р. Именно учение об общих местах, а следом и "все риторики" были критикованы в середине XIX в. В.Г. Белинским и К.П. Зеленецким (последний, в частности, утверждал, что "невозможно изобретать мысли"). Тем не менее топическая структура обнаруживается во всякой речи, и ее забвение приводит подчас к неумению порождать замысел речи, создавать тексты. Большинство современных теорий текста основывается именно на топике как способах описания речевых ситуаций (ср. теорию фреймов и мн. др.). Топосы необходимо знать как творческие возможности развития мысли, при создании речи избираются те из них, которые представляются уместными и необходимыми в данной ситуации.

2. Расположение – раздел о правилах композиционного построения речи. Изобретённый материал необходимо разумно, в определённой последовательности расположить. Обоснованный порядок частей композиции речи позволяет развивать и представлять идеи в убедительной форме. Традиционными частями композиции речи являются вступление (обращение и называние), (), опровержение, заключение. Каждая из них имеет прочные традиции описания и рекомендации в построении – в русских учениях о речи ХХ в. сохранилось именно учение о композиционных частях речи и стиле.

3. Слововыражение как словесное оформление речи связано с поиском уместного индивидуального стиля высказывания, без которого невозможно эффективное речевое воздействие. Слововыражение предполагает нахождение нужных слов и их эффективное расположение в фигурах речи. В учении о слововыражении традиционно описывались качества речи, виды тропов и фигур. Каждый из авторов риторик обычно предлагает свое ви́дение эффективного использования стилевых возможностей лексики и стилистического синтаксиса через определенные отбираемые для обучения тексты. Именно слововыражение является основным способом украшения речи.

4. Память считалась переходным этапом к заключительному исполнению речи. В риторических учениях обычно описывались способы запоминания и развития памяти. Кроме индивидуальных способностей и индивидуальных приёмов существуют универсальные приёмы подготовки к исполнению будущей речи. Чем больше ритор (любой говорящий) продумывает текст будущей речи, тем богаче копилка его памяти. Он может делать это в разной форме: 1) заучивание наизусть с повторением про себя или вслух написанного текста (механическое запоминание необходимо отличать от осмысленного, вдумчивого проговаривания текста); 2) неоднократное прописывание, редактирование текста, невольно проявляющееся затем и в устном воспроизведении; 3) прочитывание вслух приготовленного текста с проверкой запоминания; 4) произнесение речи без письменного текста – самостоятельно или перед кем-то; 5) прочитывание или проговаривание текста с записью на магнитофон и последующим анализом собственной речи.

Память вытренировывается постоянным возвращением к предмету, размышлением, повторением, напряжённой умственной работой. Каждому ритору рекомендуется понять, какой тип работы над текстом, воспроизведения речи наиболее ему свойствен.

5. Раздел произношение и телодвижение считается заключительным с точки зрения подготовки речи, но первоначальным в восприятии речи. Оратор реализует свою речь в произношении, но не менее значимы мимика, жестикуляция и телодвижения в целом. Это последняя стадия в реализации речи, хотя восприятие речи слушателем начинается с внешнего вида оратора и оценки стиля его произношения.

Произношение и голосоведение предполагают создание определенного стиля произношения, включающего работу над громкостью (звучностью) речи, темпом и ритмом, паузацией, артикуляцией, логическими ударениями, интонацией, тембром голоса. Хорошее произношение основывается на владении дыханием. Все перечисленные факторы требуют от ритора упражнений и накопления практического опыта.

Внешние манеры оратора имеют огромное значение для представления личности говорящего в речи. Человек говорит не только языком, но и всем своим телом: "говорят" руки, ноги, поворот фигуры, головы, мимика и т.д. В некотором смысле человеческая речь начинается с телодвижения. Ребёнок начинает прежде двигать руками и ногами, ходить, а потом произносить осмысленные звуки. И как среди детей лучше развита речь того ребёнка, который быстрее начинает управлять своим телом, так и в речевом искусстве более умел тот, кто разумно управляет мимикой и пластикой телодвижений.

Важнейший раздел Р. – учение об образе ритора. Ритором называется всякий участник речи, речедеятель, человек, воздействующий речью, мастер риторики как искусства нравственно-речевого убеждения. Исторически риторами называли также учителей Р. Оратором принято называть человека, произносящего устные публичные речи, автором – создателя письменных текстов. В современной Р. возможно говорить о коллективном или коллегиальном риторе, представленном в работе книжных издательств или средств массовой информации. Ораторика – область риторики, изучающая правила создания устных публичных выступлений.

Оценка речи человека в восприятии его образа оратора происходит с разных сторон. Прежде всего это оценка нравственно-этическая. Доверие аудитории возможно, если она считает, что перед ней человек честный и справедливый. Аудитория дает нравственную оценку оратору: к "хорошему" человеку испытывают доверие, к "нехорошему" – недоверие. При этом не исключено, что какая-то сторона может придерживаться ложных взглядов или интересов. Тогда оратору приходится защищать свою позицию, иногда расплачиваясь головой за несовпадение его мировоззрения со взглядами аудитории.

Интеллектуальная оценка ритора связывается с богатством мыслей, его мудростью, способностью аргументировать, рассуждать и находить оригинальные мыслительные решения. Интеллект говорит обычно о знании оратором предмета речи.

Эстетическая оценка связана с отношением к исполнению речи: ясности и изяществу выражаемых мыслей, красоте звучания, оригинальности в подборе слов. Если мысль не выражена в привлекательных словах и уместном произношении, речь не будет воспринята.

В Р. всегда обсуждался вопрос: какими качествами должен обладать оратор, воздействующий на аудиторию не просто словом, но и всем своим обликом? Ведь о каждом говорящем можно сказать, что у него есть определенный характер, качества личности, нравственные достоинства или недостатки. Все эти требования объединялись понятием ораторские нравы , ибо само слово "нрав" изначально понималось как характер, душевные качества, внутреннее свойство человека.

В каждую историческую эпоху ценятся разные качества людей в зависимости от идеологии этой эпохи, стиля жизни. Так, в античных риториках перечислялись следующие достоинства ораторов: справедливость, мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, бескорыстие, кротость, рассудительность, мудрость (Аристотель, "Риторика"). Зарождение христианства связано с новыми требованиями к человеку, предполагающими в нем на основе веры в Бога смиренномудрие, кротость, скромность, терпение, трудолюбие, милосердие, послушание, внимание к бедам и переживаниям других людей, способность принять другого человека как самого себя, отчего всякий человек назывался "ближним". Современная Р. называет такие качества оратора, как честность, знание, ответственность, предусмотрительность, доброжелательность, скромность (А.А. Волков ). Совокупность этих качеств выстраивает образ совершенного ритора , некоторый риторический идеал , в принципе не достижимый ни в одном реальном ораторе, но требующий устремления к нему в реальной речи и речевой педагогике.

Риторическая педагогика суммирует способы и приемы в обучении Р. Классическая риторика предлагала следующие "средства приобретения красноречия" (по М.В. Ломоносову): природные дарования, знание науки (теории Р.), подражание (т.е. ориентация на определенные образцовые тексты), упражнения. В качестве философско-профессиональной основы Р. М.В. Ломоносов называет знание других наук. Современная Р. ставит задачу формирования личности человека через развитие его речевых способностей и повышение речевой эрудиции. При этом требуется оптимальный баланс в соотнесении теории Р. и практики обучения. Ритор формируется в чтении и анализе текстов (ошибкой многих современных концепций является тренировка в умении "общаться" вне содержательной основы общения), в реальной ораторской практике, учебной тренировке. Ритору рекомендуется много читать, анализировать тексты, наблюдать образцовых и необразцовых ораторов, а в работе над собой заниматься декламацией текстов и техникой речи (не по театральной "играющей" методике, а более формируя личный ораторский облик ученика).

В частной риторике рассматриваются правила и рекомендации к ведению речи в отдельных родах, видах и жанрах словесности. Традиционная Р. занималась преимущественно монологической речью, и первое деление на роды речей мы находим у Аристотеля: совещательная речь, (политическая речь, имеющая целью обсуждение общественного блага), эпидейктическая речь (поздравительная, целью которой является похвала или хула, а содержанием "прекрасное"), судебная речь (состояние тяжущихся сторон, целью при этом служит установление истины, содержанием – "справедливое или несправедливое"). Впоследствии объём видов словесности, подвергавшихся описанию, разрастался, напр., "Риторика Феофана Прокоповича 1705 года, профессора Киево-Могилянской академии", включала описание поздравительных речей, церковного, свадебного красноречия, правила написания писем к различным особам и способы писания истории. Профессор Московского университета А.Ф. Мерзляков в своей "Краткой риторике" 1804–1828 гг. рассматривает: а) письма, б) разговоры, с) рассуждения или учебные книги, д) историю истинную и вымышленную, е) речи (последние по "содержанию и намерению" делились на "духовные, политические, судебные, похвальные и академические". Значительно расширенной выглядит эта схема в риториках середины XIX в., например, у Н.Ф. Кошанского подробно разбираются: "1) словесность, 2) письмо, 3) разговоры (философские, драматические и др., но не бытовой диалог), 4) повествование, 5) ораторство, 6) учёность". Во второй половине XIX в. с заменой Р. на теорию и историю словесности в состав изучаемых видов словесности добавилось устное народное творчество, но изучение текстов всё более ограничивалось лишь произведениями изящной или худож. литературы.

Сегодня приходится говорить о разных видах профессиональной Р. как разделах частной Р. Основные интеллектуальные профессии в обществе связаны с активной речью, ибо речь – основное средство организации и управления жизнью общества. Базисными родами речей (ораторского красноречия) продолжают оставаться политическая, судебная, педагогическая, проповедническая, военная, дипломатическая, публицистическая риторики. Каждый вид профессионального искусства требует своей "риторики" (ср. медицинская или торговая речь, деловая Р. в разных проявлениях), а подготовка специалиста невозможна без речевой выучки, которая является средством выражения профессиональных знаний и умений.

Замечательна история русской Р., обнаруживающая прямую связь с идеологическими и стилевыми преобразованиями в истории русского общества. Риторики обычно пишутся, а риторическая деятельность активизируется в периоды революционно-общественных поновлений. Каждый риторический период насчитывает 50–70 лет (возраст человеческой жизни), включая 10–15 лет преобразований, утверждения общественно-речевого стиля, стагнации и вызревающей критики.

Оптимизация Р. как науки и искусства, организация риторического образования и воспитания – важнейшие задачи, стоящие не только перед современной филологической наукой, но и перед обществом в целом, поскольку все общественные деяния организуются и выражаются в речевой деятельности.

Лит. : Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию: Полн. собр. соч. – М.; Л., 1951. Т. 7.; Цицерон Марк Фабий. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972; Античные риторики / Под редакцией А.А. Тахо-Годи. – М., 1978; Вомперский В.П. Риторики в России XVII–XVII вв. – М., 1988; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. – Ростов н/Д., 1994.; Риторика. Специализированный проблемный журнал. – 1995–1997. – №1–4; Волков А.А. Основы русской риторики. – М., 1996; Его же: Курс русской риторики. – М., 2001; Граудина Л.К. Русская риторика: Хрестоматия. – М., 1996; Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. – М., 2001; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996; Ее же: Педагогическая риторика: история и теория. – М., 1998; Иванова С.Ф. Говори! Уроки развивающей риторики. – М., 1997; Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. – М., 1998; Его же: Первая русская "Риторика" XVII в.. – М., 1999; Предмет риторики и проблемы ее преподавания. Докл. 1-й Всерос. конф. по риторике. – М., 1998; Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. – М., 1999; Его же: Теория риторики. – М., 1999.

В.И. Аннушкин


Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Риторика" в других словарях:

    РИТОРИКА - (греч. rhetorike) 1) наука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и о 3 средствах возвышения стиля … Большой Энциклопедический словарь