Авторская программа по русскому языку бабайцева. Рабочая программа по русскому языку по программе бабайцевой
В сборник включены программы по русскому языку для основной и средней (полной) школы, а также программы по русской словесности и риторике. Кроме того, книга содержит нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
Синтаксис и пунктуация.
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым
(при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями
.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Запятая между частями сложного предложения.
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними).
Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
(в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
Умения и навыки:
опознавать и правильно интонировать предложения изученных разновидностей;
использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания;
находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого именем существительным в именительном падеже и прилагательным), а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях);
отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;
совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет использования предложений с однородными членами и сложных предложений);
производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;
применять изученные правила пунктуации при письме.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, 5-11 класс, Рабочие программы, Бабайцева В.В., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
- Русский язык, 120 текстов для школьных изложений, 5-11 классы, Войлова К.А., Леденева В.В., Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е., 2000
Рабочая программа
по русскому языку
9 класс
учителя русского языка и литературы
Кириченко Веры Викторовны
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № ______от
«___» ________ 2015__г.
2015– 2016 учебный год
Раздел 1. Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов.
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса представляет собой целостный документ, включающий три раздела:
пояснительную записку ;
собственно рабочую программу, которая состоит из следующих колонок:
Учебно-тематическое планирование;
Количество часов;
Требования федерального компонента ГОСа;
Составляющие качества образования;
Предметно-информационная;
Деятельностно-коммуникативная:
Ценностно-ориентационная;
Программное и учебно-методическое обеспечение;
Виды контроля;
требования к уровню образованности девятиклассников.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В данной программе отражён как федеральный, так и НРК. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии ГОСа НРК:
культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
социально-правовую (человек-общество, человек-человек);
информационно-методологическую (человек-информация).
Учебно-тематическое планирование составлено таким образом, что после изучения отдельных тем по синтаксису и пунктуации идут уроки повторения орфографии и специальные уроки по развитию речи.
Раздел 2 .Учебно – тематический план
Классы - 9
Учитель_- Кириченко В.В.
Количество часов
Всего 68 часа; в неделю 2 часа
Плановых контрольных уроков -3 , сочинений - 4 , тестов- 5 ч; изложений- 2,
с/р-1, дикт-3.
Административных контрольных работ -1
Планирование составлено на основе программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов.
В.В.Бабайцева,Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс- М,: Дрофа,2013
Русский язык. Практика 9 класс под ред. Ю.С.Пичугова.-М: Дрофа,2013
Е.И.Никитина. Русская речь 9 класс-М: Дрофа,2013
Д.И.Архарова, Т.А.Долинина. Играем – учимся. Учимся играя. Сборник коммуникативных игр и речевых упражнений. Екатеринбург 2007 г.
Поурочное планирование по комплексу В.В. Бабайцевой для 9класса.
Контрольные и проверочные работы по русскому языку. .Под ред Родина И.О.-М:Астрель,2008.
Сенина Н.А., Петрова Т.А. и др.Русский язык:9класс.Итоговая аттестация-2009.-Ростов на Дону:Легион,2009
Вводный урок | ||||||
Орфография | ||||||
Сложносочиненное предложение | 2 (1д+1 соч) | |||||
Сложноподчиненное предложение | ||||||
Сложное бессоюзное предложение | ||||||
Способы передачи чужой речи | ||||||
Общие сведения о языке | ||||||
Стили речи | ||||||
Повторение | ||||||
Анализ текста | ||||||
Всего | ||||||
Семинар-1 Защита проекта-4 |
Раздел4. Календарно – тематический план
Тематическое планирование | Обязательный минимум | Домашнее задание | ||||
1 четверть (13 часов + 5 часов Р.Р.) | ||||||
Вводный урок. Понятие о русском литературном языке и его нормах | Теория п.10 Практика | |||||
Лексико-орфографическая работа | Слово- основная единица языка. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Правописание гласных и согласных в морфемах | Теория п.2 Практика | ||||
Лексико-орфографическая работа Диктант (вводный контроль) | Слитные, дефисные, и раздельные написания. Правописание ъ и ь. Иконно русские и заимствованные слова. Стилистически окрашенная лексика. | Практика упр17-23 | ||||
Основные виды сложных предложений | Особенности сложного предложения. Предложения ССП, СПП, БСП. | Теория п.202 Практика | ||||
Р.р. Текст. Композиционные формы сочинений. Рецензия на книгу. | Понятие о тексте как продукте речевой деятельности. Создание текста в жанре рецензии. | Теория п.13 Практика 16 | ||||
Сложносочиненные предложения – 4 часа | ||||||
Союзы и значения ССП. | Особенности ССП. Группы сочинительных союзов. | Теория п.203-204 Практика упр 30-35 | ||||
Совершенствование умений и навыков в определении смысловых отношений в ССП и расстановке знаков препинания в нем. | Смысловые отношения одновременности, последовательности, причины и следствия и расстановка знаков препинания. | Теория п.204 Практика упр 74 | ||||
Примечание к правилу о знаках препинания в ССП. Обобщение по теме. | Теория п.207 Практика №84-86 | |||||
Анализ сочинений | ||||||
Повторение орфографии | Непроверяемые написания. Ь знак после шипящих, правописание приставок | Теория п.36 Практика упр81-84 | ||||
Повторение орфографии | Гласные в суффиксах. Текст и его признаки. Типы текстов | Теория п.158 Практика №85-86 | ||||
Диктант с грамматическим заданием | ||||||
Анализ диктанта | ||||||
Сложноподчиненное предложение – 8 часов | ||||||
Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. | Особенности строения СПП | Теория п.209 Практика №96-99 | ||||
Р.р. Стили речи. Аннотация | Анализ текста с точки зрения темы, основной мысли структуры. Написание аннотации. | Теория п.13 Практика №68 | ||||
Ситуации речевого общения. Аудирование. Говорение. Письмо. | Теория п.16 Практика №65-66 | |||||
Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений | Особенности присоединения придаточных предложений | Теория п.210 Практика №108-109 | ||||
2 четверть (11 часов + 4 Р.р.) | ||||||
ССП с несколькими придаточными | Однородное подчинение, неоднородное подчинение, последовательное. | Теория п.209 Практика №116-118 | ||||
Виды придаточных предложений Вариант: Анализ текста | ||||||
Р. Р. Портретный очерк | Создание высказываний на актуальные, социально-культурные нравственно –этические темы | Теория п.158 | ||||
Портретный очерк | Умение составлять план, отражающий строение очерка, написание очерка | Теория п.158 | ||||
Придаточные подлежащие и сказуемые Вариант: Анализ текста | Теория п.211-213 Практика упр114-118 | |||||
Придаточные определительные | Теория п.213 Практика №119-123 | |||||
Придаточные дополнительные | Теория п.214 Практика 131-133 | |||||
Придаточные обстоятельственные | Теория п.215 Практика №146-149 | |||||
Обобщение по теме: «Сложноподчиненное предложение» | Систематизация изученного по теме | Теория п.209-215 Практика №160 | ||||
Урок тестирование | ||||||
Комплексная работа с текстом | ||||||
Р.р. Изложение с элементами сочинения | Составление заголовка и плана к тексту, высказывание отношение к тексту | |||||
Повторение орфографии, пунктуации, вопросов культуры речи, на материале ошибок учащихся | Теория п.209-215 Практика №159 | |||||
3 четверть (13 часов +7 р.р.) | ||||||
Сложное бессоюзное предложение (4 часа + 2 +2) | Умение наблюдать смысловые отношения в БСП | Теория п.216 Практика упр162-163 | ||||
Понятие о БСП, «,» и «;» в этом предложении | Теория п.169-200 Практика №38-44 | |||||
Теория п.216 Практика 164-165 | ||||||
Теория п.216 Практика упр185-187 | ||||||
Р.р. Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль | Знание функциональных стилей речи. Речь устная и письменная | Теория п.158 | ||||
Урок практикум по теме «БСП». | Теория п.216 Практика 186-189 | |||||
Повторим орфографию. Тестирование | Теория п.158 Практика №38-44 | |||||
Сложные предложения с разными видами связями (3часа+2 р.р.) | Общие признаки строения предложений с разными видами связи и пунктуационные правила в них | Теория п. Практика | ||||
СП с разными видами связи | Признаки строения сложных предложений с разными видами связи | Теория п. Практика упр220-223 | ||||
СП с разными видами связи | Установление семантических и структурных различий в предложениях | Теория п.158 Практика упр 238 | ||||
СП с разными видами связи | Составление схем сложных предложений с разными видами связи | Теория п.216 Практика № 241-243 | ||||
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. - М.: Дрофа, 2008. - С. 3-47. В сборник включены программы по русскому языку для основной и средней (полной) школы, а также программы по русской словесности и риторике. Кроме того, книга содержит нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Программа по русскому языку. Е. И. Никитина, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова) ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В предлагаемой программе выделяются две части: I. «Система языка» и П. «Развитие связной речи», обеспечивающие формирование языковой и лингвистической - языковедческой (преимущественно в первой) - и коммуникативной (преимущественно во второй) компетенций. Культуроведческий аспект пронизывает всю работу по изучению языка и речи. Важнейшее значение в формировании культуроведческой компетенции имеет посто- Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Русский язык. Практика. 5 класс / под ред. А. Ю. Купаловой. Русский язык. Практика. 6 класс / под ред. -Г. К. Лидман-Орловой. Русский язык. Практика. 7 класс / под ред. С. Н. Пименовой. Русский язык. Практика. 8 класс / под ред. Ю. С. Пичугова. Русский язык. Практика. 9 класс / под ред. Ю. С. Пичугова. НикитинаЕ. И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 6 класс. Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 7 класс. Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 8 класс. Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 9 класс. Янное внимание к языку великой русской литературы. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы. Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина, он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся. Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения. Эти цели обусловливают следующие задачи: Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике; Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного Владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированное™, соответствия ситуации общения; Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей. Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета». Программа реализуется в адресованном учащимся 5-9 классов комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь». В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в определенной последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития. Изложение теории дается в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Этот тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умения работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения. Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) реализует деятельностный подход к обучению, обеспечивая мотивацию учебной деятельности школьников, усвоение ими знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной формах. Важное значение, наряду с упражнениями тренировочного характера, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи. Формулировки заданий и характер используемых дидактических материалов отражают внимание к культуроведческому аспекту работы. Третий компонент учебного комплекса - «Русский язык. Русская речь» (для каждого класса) обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи школьников, повышению культуры речевого общения. Система работы по развитию связной речи учащихся 5-9 классов учитывает следующие положения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) ив совокупности служат решению задач обучения русскому языку в школе. Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографических и пунктуационных), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе. В процессе обучения русскому языку в 5-9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы основные умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка. Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы (с корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы. Некоторые изменения понятийно-терминологической системы обусловлены усилением практической направленности обучения русскому языку. Так, в названии раздела, в котором изучается состав слова, использован термин «морфемика», поскольку из трех видов анализа состава слова (морфемного, словообразовательного и этимологического) основным для нужд школьной практики является морфемный (разбор по составу), обеспечивающий умение членить слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания). Самое общее понятие о словообразовательном разборе и основные способы образования слов освещаются в этом разделе, а словообразование частей речи - в соответствующих разделах, при изучении которых формируются и совершенствуются умения и навыки морфемного и словообразовательного анализа. Умение видеть строение слова - основа для формирования орфографических навыков, так как основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы, независимо от того, сохраняют они или не сохраняют продуктивность в современной системе языка. Введено понятие сочинительного словосочетания. Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений; умение выделять в предложении сочинительные словосочетания - к изучению однородных членов предложения и сложносочиненных предложений и т. д. Умение видеть строение предложения - основное условие формирования пунктуационных и некоторых орфографических навыков, которые сочетают смысловые и грамматические признаки разных членов предложения. При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчиненного предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике. Усиление практической направленности обучения обусловило нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол - наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное - количество предметов и порядок их при счете). Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу. В качестве особой части речи выделено имя состояния (категория состояния). Изучение местоимения создает условия для повторения существительного, прилагательного, числительного, наречия. При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречию. Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению орфографического и пунктуационного материала, представить изученный материал в системе, выделить резервные часы. Так, в предлагаемой программе представлены два раздела: «Вводный курс» и «Основной курс». Назначение «Вводного курса» - не только повторить изученное в начальных классах, но и помочь детям преодолеть трудности восхождения на Новую ступень школы, освоиться с новыми учебными пособиями, создать мотивацию учения на новом этапе, открыть перспективы занятий родным языком, пропедевтически включая материал, с которым не скоро придется встретиться в «Основном курсе», но без знания хотя бы элементов которого занятия теряют свою действенность. В «Основном курсе» реализуется линейный принцип подачи материала. Для обеспечения осознанного восприятия устройства языковой системы и формирования практических умений и навыков он представляется более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Учебный комплекс оснащен «Методическими рекомендациями к учебному комплексу по русскому языку», «Поурочным планированием», пособиями «Уроки развития речи», дидактическими материалами по русскому языку для каждого класса, тетрадями для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. ^ I. СИСТЕМА ЯЗЫКА 5 КЛАСС (175 ч + 35 ч) Введение Знакомство с учебным комплексом по русскому языку (1ч). Роль языка в жизни общества (1ч). ^ ВВОДНЫЙ КУРС Орфография (6 ч). Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова. ^ Морфология и орфография (22 ч) Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные. Правописание падежных окончаний. Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным. Морфологические признаки прилагательных. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола. Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов. Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа. Глаголы с -тся и -тъся. Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наиболее употребительных наречий по списку. Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях. Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными. Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях. Частица. Частицы не, бы {б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами. Умения и навыки:
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже). Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство). Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении. Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами. Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложении с обращением. Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме. Умения и навыки:
Понятие о литературном языке (1ч). Литературный язык - основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.). Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (17 ч) Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Правила переноса слов. Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные. Выразительные средства фонетики. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука. Правописание безударных гласных в корне. Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ъ. Значение букв я, ю, е, ё. Правописание разделительных ъ и ъ. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и и ы после ц. Орфографический словарь. Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь. Умения и навыки:
Понятие о морфемике. Морфема - минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка. Элементы этимологического анализа слова. Выразительные средства морфемики и словообразования. Правописание сложных и сложносокращенных слов. Чередование звуков в корне слова. Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова. а - о. Правописание корней с чередованием гласных с - и. Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на з(с). Правописание приставок роз- {рос) - раз-рас-). Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок при- и пре-. Словообразовательные и этимологические словари русского языка. Умения и навыки:
Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Основные способы его толкования. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения. Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов. Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка. Старославянизмы. Их стилистические функции. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование. Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи. Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов. Умения и навыки:
Б КЛАСС (175 ч + 35 ч) Введение Русский язык - один из богатейших языков мира (1ч). Повторение изученного в 5 классе (10 ч). ^ Грамматика Морфология Понятие о морфологии (3 ч) Система частей речи в русском языке. Основания их выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Части речи самостоятельные и служебные. Самостоятельные части речи ^ Имя существительное (19 ч) Понятие о существительном. Нарицательные и собственные имена существительные. Правописание собственных имен существительных (заглавная буква и кавычки). Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род как постоянный признак имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке и типы склонения имен существительных. Склонение существительных в единственном числе. Склонение существительных во множественном числе. Правописание ъ и ов - ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц. Разносклоняемые.имена существительные. Правописание суффикса -ен в существительных на -мя. Неизменяемые существительные. Словообразование имен существительных с помощью суффиксов, приставок. Правописание суффиксов -ик-, -ек-; -ок-, -ек-; онк- (-онок), -еньк- после шипящих; суффиксов чик-, -щик-. Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имен существительных. Умения и навыки:
Глагол (45 ч) Понятие о глаголе. Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению. Правописание не с глаголами. Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива. Буква ь в инфинитиве. Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Правописание -тся и -тъся в глаголах. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование. Правописание корней -бир-бер-, -мир-мер-, -тир -тер- и др. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении. Их значение. Прошедшее время. Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л, в глаголах прошедшего времени. Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени. Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени. Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени. Лицо и число глагола. Значение 1,2, 3-го лица. Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа. Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения. Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении. Правописание бы с глаголами в условном наклонении. Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении. Правописание глаголов в повелительном наклонении. Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом. Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Правописание гласных в суффиксах -ыва-(ива-), -ова- (-ева). Умения и навыки:
Строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи. ^ Имя прилагательное (27 ч) Понятие о прилагательном. Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имен прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемых. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую. Склонение полных прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих. Имена прилагательные с суффиксом -ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных типа лисий. Прилагательные с суффиксами -ин (-ын), -ов (-ев). Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Употребление прилагательных в роли определений и сказуемых. Словообразование имен прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Правописание суффиксов -к- и -ск-. Правописание не с прилагательными. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи. Умения и навыки:
^ Имя числительное (15 ч) Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи. Имена числительные простые, сложные и составные. Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные. Правописание удвоенной согласной в числительных. Правописание мягкого знака в числительных. Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании. Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление. Порядковые числительные, их значение и изменение. Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники. Дробные числительные, их значение и изменение. Правописание падежных окончаний имен числительных. Умения и навыки:
Понятие о наречии как части речи. Роль наречий в речи. Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов. Правописание суффиксов -ое после шипящих. Правописание –н- и –нн- наречиях на -о. Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-. Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во), а также наречий, образованных повтором слов. Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий (по списку). Имя состояния (3 ч) Понятие об именах состояния. Признаки имен состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция - сказуемое в безличных предложениях. Группы имен состояния по значению. Сходство и различие наречий и имен состояния. Умения и навыки:
Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает не называя, а указывая). Роль местоимений в речи. Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимения. Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам. Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении. Правописание местоимения с предлогами. Прописная буква в формах вежливости. Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении. Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении. Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Относительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Запятая между частями сложного предложения, соединенными относительным местоимением. Неопределенные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении; синонимия неопределенных местоимений. Правописание неопределенных местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудъ. Правописание не в неопределенных местоимениях. Отрицательные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые; роль в предложении. Правописание не и ни в отрицательных местоимениях. Определительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Указательные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др. Умения и навыки: Опознавать местоимения и правильно соотносить их со знаменательными частями речи (существительным, прилагательным, числительным, наре- Чием); правильно образовывать формы местоимений (ср.: ей, к ней, благодаря ей и др.);
7 КЛАСС (115 ч +25ч) Введение Повторение изученного в 5-6 классах (8 ч). Причастие (34 ч) Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки прилагательного у причастия: Изменение по родам, числам и падежам; Согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего). Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами -вш- и -ш-. Словообразование страдательных причастий. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание н в кратких формах страдательных причастий. Правописание гласных в причастиях перед нн и н. Правописание нн в причастиях и к в омонимичных прилагательных. Правописание не с причастиями. Умения и навыки:
Деепричастие (10 ч) Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот. Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида. Умения и навыки:
Служебные части речи Общее понятие о служебных частях речи (1ч). Предлог (10 ч) Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи. Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов. Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные. Простые и составные предлоги. Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.). Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие. Умения и навыки:
Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях. Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато. Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении. Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные. Правописание составных подчинительных сою-лов. Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами). Умения и навыки:
Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению. Правописание нети ни с различными частями речи (обобщение). Правописание -то, -либо, -нибудъ, кое-, -ка, таки. Умения и навыки:
Междометие (3 ч) Понятие о междометии. Основные функции междометий. Разряды междометий. Звукоподражательные слова. Знаки препинания при междометиях. Повторение (19 ч) 8 КЛАСС (88 ч + 17 ч) Введение Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость (1ч). Повторение изученного в 5-7 классах (3 ч). ^ Синтаксис и пунктуация Понятие о синтаксисе (3 ч) Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования (2 ч) Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания. Словосочетание (3 ч) Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Цельные словосочетания. Предложение (5 ч) Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Простое предложение (13 ч) Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Главные члены предложения Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение как вид определения. Дефис при приложении. Дополнение. Его основные значения и способы выражения. Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения. Многозначные члены предложения. Распространенные члены предложения. Синтаксические функции инфинитива. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на. Умения и навыки:
Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Особенности использования односоставных предложений в речи. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений. Умения и навыки:
Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении. Умения и навыки:
^ Предложения с однородными членами (8 ч) Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах и предложениях с однородными членами. Умения и навыки:
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений. Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения. Умения и навыки:
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями (9 ч) Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация вводности. Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения. Синонимия вводных конструкций. Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями. Выделение на письме вводных предложений. Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме. Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений. Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи. Знаки препинания при обращении. Умения и навыки:
Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи. Пунктуационное оформление слов-предложений. Умения и навыки:
9 КЛАСС (53ч + 17ч) Введение Богатство, образность, точность русского языка (1 ч). Повторение изученного в 8 классе (2 ч). ^ Синтаксис и пунктуация Сложное предложение (1 ч) Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения. Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями. Сложносочиненные предложения (3 ч) Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения сочинительных союзов. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Умения и навыки:
Сложноподчиненные предложения (13 ч) Строение сложноподчиненных предложений. Главные и придаточные предложения. Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения. Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Синонимика простых и сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Запятая в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Умения и навыки:
Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. Умения и навыки:
с разными видами связи (3 ч) Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов. Умения и навыки:
Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Знаки препинания при цитатах Умения и навыки:
Русский язык - государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков. Русский язык как первоэлемент великой русской литературы. Русский язык как развивающееся явление. Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (18 ч) ^ II. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Устная и письменная формы речи. Речь диалогическая и монологическая. Понятие о связном тексте. Основная мысль текста. Смысловые части текста. Простой план. Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте. Выразительные средства устной речи. Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи. Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении. Умения:
Темы узкие и широкие. Простой и сложный план. Эпиграф. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. Характеристика официально-делового стиля речи. Художественное повествование. Рассказ. Описание природы, помещения, одежды, костюма. Построение текста-рассуждения в различных стилях речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Умения:
Описание общего вида местности. Описание действий (трудовых процессов). Описание действий (в спорте). Рассказ на основе услышанного. Сообщение. Отзыв о книге. Характеристика литературного героя. Общая характеристика публицистического стиля. Союз как средство связи предложений и частей текста. Умения:
Углубление изученных ранее понятий связной речи. Расширение понятий о публицистическом и художественном стилях. Углубление понятия о средствах связи частей текста. Умения:
Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной формах в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания, типом речи и стилем высказывания, с использованием разнообразных изобразительно-выразительных средств языка, с соблюдением норм литературной речи. Углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы. Кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей, составлять тезисы и конспекты;
Для учителя Бабайцева В. В. Система членов предложения в современном русском языке. - М., 1988. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. - М., 2000. Бабайцева В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. - М., 2004. Бабайцева В. В., БеднарскаяЛ. Д., Рудомазина Н.Е. Русский язык. Тренинг по пунктуации. - М., 2003. Бабайцева В. В., Сальникова О. А. Русский язык. Тренинг по орфографии. - М., 2004. Валгина Н. С. Современный русский язык. Пунктуация. - М., 1999. Валгина Н. С. Теория текста. - М., 2003. Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа...- М., 1993. Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. - М., 1987. Гран и к Г. Г., Бондаренко СМ., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М., 1994. ГраникГ. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. - М., 1995. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников 5-8 классов. - М., 2001. Земская Е. А. Как делаются слова. - М., 1963. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - М., 1994. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации it школе. - М., 2002. Львова СИ. Там, где кончается слово... - М., 1991. Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? - Ш., 1988. Панов М. В. Занимательная орфография. - М., 1984. Панов М.В. И все-таки она хорошая: Рассказ о русской орфографии. - М., 1964. Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. - М., 1985. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? - М., 1988. Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. - М., 1987. Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996. Скобликова Е.С Обобщающая работа по орфографии. - М., 2005. Смелкова 3. С. Деловой человек: культура речевого общения. - М., 1997. С о л г а н и к Г. Я. От слова к тексту. - М., 1993. Контрольная работа по дисциплине: «Методика обучения русскому языку» 1. Анализ программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов В.В. Бабайцевой а) Структура программы. Программа представлена в учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о русском языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Основной принцип, определяющий содержание книги – системное изложение теории. Такой тип учебника способствует формированию учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения. Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке. Особое и важное значение придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи. Третий компонент учебного комплекса – «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи. Это способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения. Все компоненты учебного курса представляют единый учебник в трех частях. Разделы программы имеют 2 рубрики: 1. определяется круг теоретических сведений и правил; 2. перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе. Выделяются программой вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» - и начинается основной курс морфологии. В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 – изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». б) Сущность и значение объяснительной записки: В объяснительной записке автор начинает разговор с роли русского языка в культуре русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение. Перечисляются основные цели преподавания русского языка: формирование учащихся умения грамотно и полноценно использовать богатство языка в речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуре речевого общения. Цели: 1. Развивать речь учащихся. 2. Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки. 3. Дать учащимся представление о роли языка в обществе, в мире; обеспечить усвоение определенного круга знаний, а также сформировать умения применять эти знания на практике. В записке идет объяснение некоторых моментов. Например, автор говорит о том, что в программе использованы в основном традиционные для школы понятия и разделы, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы различные дидактические материалы. Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков, нормами литературного языка. Особенность программы - усилие практической направленности обучения нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол – наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное – количество предметов и порядок их при счете). Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу. В качестве особой группы выделены слова состояния (категория состояния). Изучение местоимения создает условия для повторения существительного, прилагательного, числительного и наречия. При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречии. в) Принцип распределения часов по разделам и темам. Принцип распределения часов обусловлен следующими особенностями программы: повторение проходит в конце года, в начале года проводятся вводные уроки, а в 5 классе выделяются вводный и основной курсы. Исходя из этого, распределения часов идет следующим образом: 5 класс. Введение – 2 ч. Вводный курс включает в себя следующие разделы: морфология и орфография (20 ч.), синтаксис и пунктуация (40 ч.). Основной курс содержит: фонетика, графика, орфография, орфоэпия (15 ч.), морфемика, орфография (38 ч.), лексика (18 ч.) Далее идет изучение грамматики. Сюда входит раздел «Морфология» (20 ч.), где проходит изучение имени существительного. Повторение – 12 ч. Развитие речи – 34 ч. 6 класс. Введение – 1 ч. В этом классе идет изучение большого раздела морфологии. На это отводится 128 часов. Из них на изучение глагола – 45 ч., имени прилагательного – 27 ч., имени числительного – 14 ч., наречия – 22 ч., местоимения – 20 ч. Повторение – 11 ч. Развитие речи – 30 ч. 7 класс. Введение – 1 ч. Продолжается изучение морфологии и рассматриваются служебные части речи. Разделы: Морфология – 133 ч. Из них: Причастие – 38 ч. Деепричастие – 11 ч. Предлог – 11 ч. Союз – 11 ч. Частицы – 19 ч. Междометия – 3 ч. Повторение – 39 ч. Развитие связной речи – 34 ч. 8 класс. Введение – 1 ч. Изучается большой раздел «Синтаксис и пунктуация» (66 ч.) В него входят: Введение – 3 ч. Словосочетания – 3 ч. Предложения – 3 ч. Главные члены предложения -5 ч. Второстепенные члены предложения – 5 ч. Односоставные предложения – 8 ч. Полные и неполные предложения – 2 ч. Предложения с однородными членами – 10 ч. Предложения с обособленными членами – 18 ч. Предложения с вводными словами, словосочетаниями, обращениями – 9 ч. Повторение – 18 ч. Развитие связной речи – 17 ч. 9 класс. Введение – 1 ч. Продолжается изучение синтаксиса и пунктуации (28 ч.) рассматриваются следующие темы: Сложное предложение – 1 ч. Сложносочиненные предложения – 3 ч. Сложноподчиненные предложения – 13 ч. Сложные бессоюзные предложения – 4 ч. Сложные предложения с различными видами связей – 3 ч. Предложения с чужой речью (Способы передачи чужой речи) – 4 ч. Изучение темы «Общие сведения о русском языке» - 3ч. Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах – 19 ч. Развитие связной речи – 17 ч. 2. Анализ программы по русскому языку Т.А. Ладыженской а) Структура программы. Программа Т.А. Ладыженской по русскому языку к учебникам для 5-9 классов составлена очень доступно и системно. Материал располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются такие разделы, как фонетика, графика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология и орфография. В 8 и 9 классах изучается синтаксис. Однако основные понятия синтаксиса и пунктуации даны еще в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8 - 9 классах. Большое внимание уделено повторению : в начале и конце года в каждом классе для повторения отведено определенное количество часов. Соответственно хорошее усвоение материала. В начале обучения в каждом классе отведено время для вводного урока, который воспитывает у учащихся любовь к родной речи, работа по культуре речи. Это дает возможность для решения воспитательных задач. В программе предусмотрены часы для развития связной речи. Они составляют пятую часть всего времени, отведенного для обучения в данном классе. В программе указано годовое количество часов в каждом классе и распределение этих часов по темам. б) Сущность и значение объяснительной записки Объяснительная записка – как инструкция для учителя. Разъясняет основные моменты в программе и помогает правильно организовать учителю свою деятельность для достижения наибольшего успеха в реализации педагогического процесса. Главная цель педагога – это нужно научить детей свободному владению родной речью, т. к. это «...надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности». Также в записке указаны основные задачи преподавания русского языка и основная цель – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Познавательные задачи: (формирование научно-лингвистического мировоззрения, вооружение основами знаний о родном языке и т.д.) и практические (формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и т.д.). Также выделяются обще-предметные задачи: воспитание учащихся средствами данного предмета, развитие логического мышления школьников, обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, формирование обще-учебных умений. В записке изложено содержание школьного курса по русскому языку в 5-9 классах. Программа содержит систему понятий из области фонетики, лексики, фразеологии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества. Сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и пунктограмм; основные направления работы по русскому языку в 5-9 классе: организация работы по овладению школьниками прочными и осознанными знаниями; формирование у учащихся навыков грамматического письма. Указывается необходимость использования имеющегося фонда учебно-наглядных пособий. Следует совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком также формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют наиболее активного самостоятельного изучения материала. Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов* (авторы программы В. В. Бабайцева, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова) Объяснительная записка Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, * Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Русский язык. Практика. 5 класс/Под ред. А. Ю. Купаловой. Русский язык. Практика. 6 класс/Под ред. Г. К. Лид-ман-Орловой. Русский язык. Практика. 7 класс/Под ред. С. Н. Пименовой. Русский язык. Практика. 8 класс/Под ред. Ю. С. Пи-чугова. Русский язык. Практика. 9 класс/Под ред. Ю. С. Пи-чугова. Никитина Е. И. Русская речь. 5 класс. Никитина Е. И. Русская речь. 6 класс. Никитина Е. И. Русская речь. 7 класс. Никитина Е. И. Русская речь. 8 класс. Никитина Е. И. Русская речь. 9 класс. так как является не только предметом изучения, но 0 важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся. Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской федерации состоят в следующем: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения. Эти цели обусловливают следующие задачи: дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике; развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки. Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения. Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи. Третий компонент учебного комплекса - «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения. Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях ) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе. Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографические и пунктуационные пра вила обозначены в программе вертикальной лини ей ), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе. В процессе обучения русскому языку в 5- 9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературногоязыка. Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы (с некоторой корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы. Некоторые изменения понятийно-терминологической системы обусловлены усилением практической направленности обучения русскому языку. Так, раздел, в котором изучается состав слова, назван «Морфемика», поскольку из трех видов анализа состава слова (морфемного, словообразовательного и этимологического) основным для нужд школьной практики является морфемный (разбор слова по составу), обеспечивающий умение членить слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания). Самое общее понятие о словообразовательном разборе и основные способы образования слов освещаются в этом разделе, а словообразование частей речи - в соответствующих разделах, при изучении которых формируются и совершенствуются умения и навыки морфемного и словообразовательного анализа. Умение видеть строение слова - основа для формирования орфографических навыков, так как основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы, независимо от того, сохраняют они или не сохраняют продуктивность в современной системе языка. Введено понятие сочинительного словосочетания. Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений, умение выделять в предложении сочинительные словосочетания - к изучению однородных членов предложения и сложносочиненных предложений и т. д. Умение видеть строение предложения - основное условие формирования пунктуационных и некоторых орфографических навыков. Введено понятие многозначных членов предложения. Они сочетают смысловые и грамматические признаки разных членов предложения. При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (под-лежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчиненного предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике. В основе программы и комплекса в целом - ли нейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обоб- щающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» - и начинается основной курс морфологии (с имени существительного). В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 - изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков. Усиление практической направленности обучения обусловило нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол - наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное - количество предметов и порядок их при счете). Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу. В качестве особой группы выделены слова со стояния (категория состояния). Изучение местоимения создает условия для повторения существительного, прилагательного, числительного, наречия. При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречию. 3 Зак. № 1481 65 Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала, представить изученный материал в системе, выделить резервные часы. Структура и содержание предлагаемой программы обеспечат учителю условия для гибкого ее использования, реализации практической направленности обучения, осуществления индивидуального подхода к учащимся. Обучение русскому языку 5 КЛАСС (170 ч+ 34 ч)* Введение Знакомство с учебным комплексом по русскому языку (1 ч). Роль языка в жизни общества (1ч). ВВОДНЫЙ КУРС Орфография (4 ч). Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова. Морфология и орфография (20 ч) Части речи. Самостоятельные и служебные части Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные. Правописание падежных окончаний. * Сумма часов, отведенных на изучение русского языка в каждом классе, складывается из следующего: первое слагаемое - часы для уроков изучения языка, второе - для уроков по развитию связной речи. |