Правила поведения при общении с незнакомым человеком. Методические рекомендации по воспитанию безопасного поведения детей в общении с незнакомыми людьми. Ребенок и незнакомец: варианты пресечения разговора

Как только не называют популярный и всеми обожаемый праздник — Масленицу: "Сырная седмица", "Мясопустная", "Широкая масленая", "Целовальница", "Перебуха", "Объедуха", "Сахарные уста", "Ясочка" и т.д. И ведь каждое название выдумано не спроста. На масляной неделе часто веселятся, заигрывают, обнимают и целуют друг друга, активно участвуют в народных гуляниях, много едят и пьют, но при этом отказываются от мяса, отдавая предпочтение молочным продуктам. Праздничная семидневка проводов зимы и встречи весны совершенно уникальна и не по похожа на другие календарные или церковные праздники. А единственное сходство в том, что на Масляную люди также спешат поздравить близких самыми красивыми стихами, картинками с блинами и чучелом, фотографиями с прикольными надписями. Открытки с Масленицей 2018 покупают в торговых лотках, делают собственными руками, но чаще скачивают бесплатно в наших подборках.

Самые красивые открытки с Масленицей и Прощенным воскресеньем 2018

Несмотря на языческие корни торжества, сегодня Масленица признана даже церковью в качестве Сырной недели, предшествующей Великому посту. Каждый день семидневного торжества посвящен определенному ритуалу, разным обрядам и даже конкретным членам семьи. Так, в масленичную среду теща готовит блины для зятя, а в четверг невестка зовет на ужин мужниных сестер и других родичей. Если понедельник — лучший день для завершения всех дел перед грандиозным торжеством, то воскресенье перед постом — проводы праздника и "прощенный" день. На масленичной неделе скучать не приходятся, поэтому стоит заранее подготовить родным самые красивые открытки с Масленицей и Прощенным воскресеньем. Скачать их можно на этой странице бесплатно в любое удобное время. Наша лучшая подборка красивых открыток для Прощеного воскресенья и Масленицы облегчит вам выбор.

Подборка лучших открыток к празднику Масленицы и Прощеного воскресенья





Забавные открытки с Широкой Масленицей 2018 с поздравительными надписями

Веселую, игривую и вкусную Масленицу любят не только взрослые, но и дети. Во-первых, в этот период холодная зима уступает место теплой весне. Во-вторых, на масленичной неделе в доме всегда полно аппетитных и ароматных блинов с сыром, медом, вареньем. В-третьих, на городских и поселковых уличных гуляниях достаточно захватывающих и зрелищных развлечений даже для ребятишек. Не забывайте об этом, отправляя забавные открытки с Широкой Масленицей с поздравительными надписями всем друзьям и родственникам. Детки также будут рады получить забавную поздравительную открытку к удивительному празднику — Широкой Масленице.

Коллекция веселых открыток с поздравительными надписями на Масленицу 2018





Оригинальные открытки с Масленицей 2018 по дням недели

Как известно, всю неделю масленой именуют не иначе как "широкая, честная, веселая". До сих пор каждый день в ней имеет свое название, подсказывающее о том, чему день посвящен. Традиционно в понедельник раскатывают ледяные горки и мастерят чучело. Во вторник начинают веселые игры и присматриваются к суженым. В среду пекут пышные блины. В четверг катаются на лошадях и "обороняют" снежный городок. В пятницу теща угощает блинами зятя. В субботу невестка устраивает девичник. В воскресенье доедают вкусную еду, прощаются с торжеством и жгут чучело. Но несмотря на разнообразие традиций для каждого дня, оригинальные поздравления в открытках и стихах дарят друг другу буквально всю неделю. Что продолжается и в наши дни. С разницей в том, что оригинальные открытки с Масленицей 2018 по дням недели не картонные, как раньше, а электронные.

Галерея оригинальных поздравительных открыток на каждый день масленичной недели





Прикольные открытки с Масленицей со стихами (скачать бесплатно)

В сытную и задорную Масленицу вспомните о самых родных и близких людях: родителях, детях, братьях и сестрах, бабушках, дедушках и т.д. Пригласите родственников на ужин, сходите в гости сами, проведите вместе веселый день в городском парке или на ярмарке. Если встреча невозможна, отправьте на мобильный или в соц.сетях прикольные открытки с Масленицей со стихами (скачать бесплатно можно у нас). Не забудьте о друзьях и кумовьях, коллегах по работе и одногруппниках, соседях и приятелях. Им наверняка будут приятны ваши поздравления с Масленицей в виде прикольной открытки со стихом, пусть и бесплатно скачанной.

Подборка прикольных открыток с поздравительными стихами для бесплатного скачивания на Масленицу 2018





Лучшие открытки с Масленицей (с блинами и чучелом) для скачивания бесплатно

На протяжении многих веков Масленица удачно сохраняла характер массового народного гуляния. Буквально все ее традиции торжества направлены на привлечение весны и пробуждение природы от зимнего сна. Широкую Масленицу испокон веков встречали с хороводами и величальными песнями на снежных горах. Символом праздника принято считать большое чучело в женских одеждах: с ним гуляли всю неделю, его и сжигают в последний день вместе с другим символом — блином. Не удивительно, что блины и чучело — самые популярные изображения на масленичных открытках (их бесплатно скачивают и отправляют друг другу всю праздничную неделю). А лучшие открытки с Масленицей (с блинами и чучелом) для скачивания бесплатно размещены в следующем разделе.

Подходящие открытки с блинами, чучелом и другими символами на Масленичную неделю





Широкая Масленица — теплый, щедрый, веселый и вкусный праздник, окутанный массой традиций, ритуалов, прикольных развлечений и красивых поздравлений. В каждый день разгульной недели принято дарить близким открытки с Масленицей 2018 с чучелом и блинами. Скачайте бесплатно самые лучшие изображения с надписями и стихами на нашем сайте и разошлите адресатам в подходящий день торжества.

Эксперт портала «Я-родитель» специалист по детской безопасности Михаил Рулев дает практические о том, как сформировать у детей навыки безопасного общения с незнакомыми людьми.

Общаясь с детьми и задавая им наводящие вопросы, взрослые могут узнать, какие ситуации при общении с незнакомцами они считают потенциально опасными, а какие – нет. Предположим, безопасной вашему чаду может казаться беседа с женщиной, если она происходит в школе или детском саду. Ребенок считает ее учителем или воспитателем, поскольку всех сотрудников учебного заведения он не знает, а «педагог» имеет соответствующий внешний вид.

Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми для детей

Дают родителям следующие советы по формированию у детей безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми:

  1. Постарайтесь донести до своего ребенка мысль о том, что он не обязан помогать незнакомым людям, даже если этого требует ситуация или общественная мораль. Ваше чадо может помочь незнакомцу, сообщив о его проблеме родителям или знакомому человеку или рекомендовав тому обратиться за помощью к взрослым.
  2. Обучая детей правилам поведения с незнакомыми людьми, родителям желательно фиксировать внимание ребенка не на том, что он не должен говорить посторонним (например, подробности быта семьи), а на том, что ему стоит сказать, чтобы избежать неприятностей и опасных ситуаций.
  3. Отработайте вместе с ребенком его действия при встрече с незнакомым человеком в разных ситуациях. Помните, эти действия должны быть направлены на пресечение любого общения с незнакомцами. Для этого ребенку стоит, не вступая в нежелательный диалог, как можно быстрее покинуть место беседы. После того, как он окажется в безопасности, ему желательно рассказать о произошедшем с ним случае родителям или знакомым взрослым. В противном случае под угрозой может оказаться .

При встрече с подозрительным незнакомцем на улице алгоритм действий ребенка может быть следующим:

Первый шаг: оценить ситуацию

Детям стоит уяснить, что каждый стоящий перед ними незнакомец – человек потенциально опасный. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка или пожилая женщина – если ребенок не знает его (или его не знают родители), то перед ним незнакомый человек а, значит, относиться к нему стоит соответствующе. Прочитайте по детской безопасности, в которой эксперт портала «Я-родитель» разъясняет родителям, кого их чаду можно считать «своим», а кого – «чужим».

Второй шаг: отойти на безопасное расстояние

Научите ребенка держаться на безопасной дистанции от незнакомого человека. Для этого отмерьте дома на полу расстояние два метра и предложите чаду запомнить его. Если подозрительный субъект идет на сближение, нужно быстро уходить, либо убегать от него в безопасном направлении.

Третий шаг: пресечь общение

Среди злоумышленников найдется немало прекрасных психологов, которые смогут легко «заболтать» взрослого человека, не говоря уже о ребенке. В этом случае разговор с сомнительным собеседником дети могут пресечь словами «Извините, мне нужно спросить разрешения родителей», «Простите, не могу Вам в этом помочь, спросите у взрослых» и так далее. Пока незнакомец пытается анализировать ситуацию и принимает решение (психологи считают, что на это у человека уходит от двух до пяти секунд), у ребенка есть время на то, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь взрослых.

Четвертый шаг: уйти в безопасное место

Не давая незнакомцу договорить, ребенок может подойти к находящимся во дворе знакомым родителям других детей, либо уйти домой, держа незнакомца в поле зрения. А оказавшись в полной безопасности, связаться с родителями и сообщить им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомым человеком.

Узнать о том, как привить ребенку навыки безопасного поведения вне дома, вы можете, посмотрев видеоурок с участием детского психолога на портале «Я-родитель».

Ребенок и незнакомец: варианты пресечения разговора

Рассмотрим возможные варианты общения с незнакомым человеком на конкретных примерах.

  1. Во время игры во дворе к ребенку подходит ровесник и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пойдем посмотрим». Ответ: «Сначала мне нужно спросить разрешения у родителей». Незнакомец продолжает: «Я думал, что ты уже достаточно большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?». Ответ: «Мне не слабо. Я поднимусь домой и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок». После этого ребенок быстро отходит на безопасное расстояние и идет домой, проверяя, не преследует ли его незнакомец. После его рассказа родителям стоит спуститься во двор и проверить полученную от него информацию.
  2. Рядом с ребенком на улице останавливается автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит: «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю». Ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ваш ребенок быстро отходит от машины на безопасное расстояние, а затем уходит в направлении, противоположном ходу движения автомобиля, проверяя, не преследует ли его женщина. А оказавшись в безопасном месте (дома или во дворе), рассказывает об этом случае родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
  3. Во время прогулки во дворе к ребенку подходит бабушка и просит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру в соседнем доме на третьем этаже». Правильный ответ: «Извините, не могу вам помочь. Обратитесь за помощью к взрослым». Оказавшись в безопасности, ребенок, как и в других случаях, оперативно связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомцем.

Михаил Рулев ,
кандидат педагогических наук,
специалист по детской безопасности,
автор курса «Личная безопасность ребенка» для детей 7-11 лет

Детей дошкольного возраста могут пугать насекомые, темные помещения или даже домашние кошки, но в незнакомых людях опасность они видят крайне редко. Доверчивые и открытые, дети легко вступают в общение со взрослым человеком, особенно если он ведет себя вежливо и уверенно. Поэтому задача всех родителей — объяснить, как вести себя с незнакомыми людьми, детям, чтобы предотвратить ситуации, опасные для их физического и эмоционального состояния.

Общие правила

Увидеть самостоятельно гуляющих по городу детей дошкольного возраста можно нечасто — их обычно сопровождают родители, няни или педагоги. Но случаются ситуации, при которых ребенок может остаться один на улице или, например, в торговом центре. В такие моменты дети уязвимы и незащищены, поэтому могут стать объектом внимания недоброжелателей. Родители должны объяснить несколько базовых правил поведения на улице:

  • Не знакомиться со взрослыми;
  • Не сообщать личную информацию (адрес, телефон, имена родителей) незнакомцам;
  • Не выходить за пределы двора и не гулять в незнакомых местах без сопровождения близких.

Непосредственно при встрече с незнакомцем ребенок должен помнить следующие правила:

  • Не разговаривать и не рассказывать о себе . Разговор с незнакомыми людьми поддерживать нельзя. Нужно просто сказать, что общаться с чужими не разрешают родители. Любые вопросы следует игнорировать, даже если они кажутся безобидными.
  • Не соглашаться на предложения . Чтобы заинтересовать ребенка, незнакомец может предложить прокатиться на машине, показать необычную игрушку или даже принять участие в конкурсе с щедрыми призами. Соглашаться на такие заманчивые предложения ни в коем случае нельзя — это ловушка.
  • Не принимать подарки . Если незнакомец хочет вручить конфетку, шоколадку или игрушку, нужно отказаться и пройти мимо. Бесплатным подаркам от чужих людей доверять нельзя.
  • Не верить незнакомцам . Человек может уверять ребенка, что он хороший друг его родителей, но верить этому нельзя. Особенно, если незнакомец предлагает подвезти или проводить ребенка домой. Верить можно только в одном случае — если родители заранее предупредили ребенка о том, что за ним приедет друг семьи. Также можно договориться с ребенком о кодовом слове, которое должен произнести при встрече друг родителей.
  • Не заходить в лифт или подъезд с незнакомыми . Нужно дождаться, пока они пройдут или уедут, а уже затем заходить в подъезд или лифт. Еще лучше позвонить домой и попросить кого-нибудь из членов семьи встретить у подъезда.
  • Отойти в людное место, привлечь внимание окружающих в случае опасности . Если чужой человек пытается схватить ребенка или угрожает ему, нужно закричать, чтобы привлечь внимание прохожих к происходящему.

Встретить незнакомца дети могут не только на улице, но и дома. Если вы даже на 5 минут оставили 5−6-летнего ребенка одного дома, проинструктируйте его на случай неожиданных визитов. Открывать дверь сразу нельзя — сначала нужно посмотреть в глазок и спросить «кто там?». Незнакомых людей пускать в квартиру нельзя, даже если они представляются электриками, почтальонами или сантехниками.

Безопасное общение

Естественно, не каждая встреча с незнакомцем несет опасность для детей. Например, ребенок может потеряться в парке или супермаркете, и прохожие постараются ему помочь. В этом случае взрослые, как правило, обращаются к охраннику, полицейскому или на стойку информации. А ребенку нужно назвать свое полное имя, чтобы найти родителей.

Неопасно общение с незнакомыми людьми, если ребенок гуляет с родителями. Мамы и папы более внимательны и не допустят некорректного обращения незнакомцев к детям. Ребенок может спокойно отвечать на общие вопросы, однако личными данными делиться не нужно.

С незнакомцами дети часто сталкиваются в повседневной жизни — это продавцы в магазинах, врачи в поликлинике, коллеги или знакомые родителей. В этих случаях бояться ребенку, наоборот, следует познакомиться с новыми людьми, пообщаться с ними. Обычно дети стесняются, скромничают и прячутся за родителями. Поэтому мамы и папы должны объяснить правила поведения ребенка с незнакомыми людьми в подобных ситуациях:

  • соблюдай вежливость;
  • не бойся отвечать на вопросы;
  • не перебивай разговор взрослых;
  • будь дружелюбным и приветливым.

Взрослея, ребенок будет лучше ориентироваться в общении с незнакомцами, станет внимательнее и научится различать потенциально опасные ситуации. А пока малыш еще слишком доверчив, маме и папе не следует оставлять его без присмотра.

Как, по вашему мнению, можно обеспечить максимальную безопасность детям? И как научить ребенка не доверять подозрительным незнакомцам?

Общие изменения в нашей общественной жизни вызвали необходимость включить в программу основ безопасности жизнедеятельности дошкольников новое содержание (например, раздел «Ребёнок и другие люди»). Мы обязаны рассматривать наше окружение таким, какое оно есть. Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.

Использование сказок в воспитании безопасного поведения детей

с незнакомыми людьми.

Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Мы должны рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми (людьми) взрослыми. Большинство детей считает, что опасными бывают люди с неприятной внешностью, «бородатые дяди» или неприятно одетые люди. А молодые, хорошо одетые симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой дружелюбной улыбкой. Здесь нам помогут сказки. Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй.

Хорошим подтверждением несовпадения приятной внешности и добрых намерений является «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, в которой злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. А царевна нарушила правило безопасности: нельзя брать угощение от незнакомых людей. Детям необходимо помнить, что они должны спросить разрешения у родителей или людей, их опекающих, прежде чем принять от кого-то конфету или подарок.

Другая типично опасная ситуация контакта с незнакомыми людьми: взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-то, обещая дать или показать что-то интересное. Необходимо научить детей говорить нет людям, которые хотят их куда-то увести без разрешения родителей. Типичным примером того, что может случиться, если поверить ласковому голосу, привлекательным обещаниям чужого является русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Ласковым голосом лиса предлагала петушку выглянуть в окошко, обещая дать горошку, приглашала клевать горох, который некуда девать, подбирать пшено, рассыпанное на дороге. Всё это усыпило бдительность петуха. Три раза он выглянул в окно и трижды был схвачен лисой, которой захотелось петушиного мяса попробовать.

В ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (если хватают за руку, берут на руки, затаскивают в машину) дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих.

Каждый раз, когда лиса хватала петушка, он кричал: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!»

А теперь давайте вспомним русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему ведьме удалось утопить Алёнушку? Да потому, что она с совершенно незнакомой женщиной, которая её ласково звала купаться, пошла на речку, нарушив правило безопасности: нельзя никуда ходить с незнакомыми людьми.

Дети должны понять, что опасность подстерегает не только на улице, но и дома. Необходимо разъяснить детям, что нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Примером того, что из этого может получиться, является русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

А в сказке Ш.Перро «Красная шапочка» можно увидеть сразу несколько нарушений правил безопасности. Во-первых, Красная Шапочка остановилась в лесу и стала разговаривать с волком (она ещё не знала, как это опасно), во-вторых, рассказала ему, где живёт её бабушка («Вон в той деревне за мельницей, в первом домике с краю»), а в-третьих, увидев, что её бабушка выглядит не так, как обычно, легла рядом вместо того, чтобы позвать кого-нибудь из взрослых на помощь.

Существует такое правило безопасности: родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей . Колобок в одноимённой русской народной сказке ушёл гулять без спросу и поплатился за это, встретив хитрую лису, которая льстивыми речами заманила колобка сесть себе на нос. Девочка в русской народной сказке «Гуси-лебеди» вопреки наказам матери оставила маленького братца одного около дома, а сама ушла гулять. Кончилось это тем, что брата унесли гуси-лебеди, и ей пришлось долго его искать и приложить немало сил, чтобы вернуть.
Ушла одна в лес девочка из русской народной сказки «Три медведя» и заблудилась. Правило безопасности гласит: чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. А уж если пошли в лес, помните: в лесу надо держаться вместе. Маша из русской народной сказки «Маша и медведь» и Снегурушка из русской народной сказки «Снегурушка и лиса» были в лесу невнимательны: деревце за деревце, кустик за кустик, и они потеряли подруг.

Говорить о сказках можно долго. Многих бед в сказках могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности. Но ведь недаром говориться: «Сказка - ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».

Поэтому, педагогам и родителям необходимо чаще использовать в своей работе по воспитанию у детей навыков безопасного поведения с незнакомыми людьми сказки.

Беседы, обыгрывание ситуаций на тему

«Безопасное поведение на улице или как не стать жертвой насилия»

Одна из ошибок воспитания - безусловное подчинение взрослому человеку. Мы часто говорим детям: «Со взрослыми так не разговаривают!», «Если взрослый тебе сказал, значит надо его слушаться». Но одновременно с этим в ребёнке надо воспитывать недоверие к незнакомым и малознакомым людям.

На улице дети могут оказаться в неожиданной ситуации, оттого как они отреагируют на неё, будет зависеть их здоровье, психическое и физическое состояние.

Знание правил поведения на улице помогут найти выход из созданного затруднительного положения, а научить этому детей можем только мы - взрослые, родители.

Расскажите и обсудите с детьми каждую возможную ситуацию насильственных действий незнакомого взрослого:

Незнакомый взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку, представляясь знакомым родителей, и действует по их просьбе (мама просила привести тебя к ней, пойдём со мной к маме, я тебя отведу к ней);

Незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;

Незнакомый взрослый угощает ребёнка конфетой, мороженым.

Спросите у ребёнка, если случится такая ситуация как ты поступишь:

Сразу убежишь;

Позовёшь друга с собой, посмотреть то, что хочет показать незнакомец;

Пойдёшь смотреть один;

В процессе обсуждения объясните, что не надо разговаривать с чужим человеком на улице, если ребёнок один или в компании сверстников, но без взрослых.

Опасно доверять незнакомому человеку, если он уговаривает пойти куда-то (в кино, парк на карусели), обещает показать или подарить интересную игрушку, угостить мороженым, не верить даже в том случае, если чужой человек представляется знакомым родителей, говорит, что отведёт его к маме (папе, бабушке), которая его ждёт.

Выучите с детьми правила поведения в опасной ситуации:

Не разговаривай с незнакомым человеком, не отвечай на его вопросы;

Не соглашайся никуда идти с чужими, как бы они не уговаривали и что бы не предлагали;

Не садись к незнакомцу в машину, ни под каким предлогом;

Не гуляй один в безлюдных местах;

Не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями (работает вместе, мама поручила тебя отвести домой), или предлагает что-то купить или подарить;

Не гуляй с наступлением темноты;

Если кто-то незнакомый человек тебя тащит за руку или хочет посадить в машину - кричи, сопротивляйся, зови на помощь: « Помогите, ко мне пристаёт чужой человек! На помощь!».

Воспитание у ребенка навыков безопасного поведения часто вызывает большие проблемы у многих родителей. Стараясь развивать в маленьких детях разумную осторожность при общении с незнакомыми людьми, взрослые неизбежно встают перед вопросом: «Какое поведение незнакомого человека является допустимым или, иначе, достойным»?

Некоторые родители, не желая учить детей «пугаться незнакомцев», пытаются отложить начало обучения. Поэтому они не ограничивают общение своих трех- или четырехлетних детей с безопасными, с родительской точки зрения, взрослыми.

Ребенок, скажем, мило беседует с благообразной пожилой женщиной. Она еще и конфетами его угостит. Зачем прерывать разговор? Пусть ребенок познает мир в присутствии родителей!

Казалось бы, ничего опасного нет в этой ситуации: ведь все было под контролем.
В том то и дело, что в этом конкретном случае ребенок чувствовал себя в полной безопасности и мог сформировать следующую логическую цепочку: «Я общаюсь с незнакомой тетей, выглядящей дружелюбно и приветливо, и ничего страшного не происходит».

Спокойное поведение родителей лишь укрепляет его в мысли, что общение с приятно выглядящими взрослыми не опасно.

То обстоятельство, что именно родители обеспечивали его безопасность, может быть маленьким ребенком, к сожалению, упущено. Поэтому в следующий раз, когда к ребенку подойдут, улыбаясь, молодая женщина в красивом платье или мужчина в строгом костюме, сигнал опасности в голове ребенка не прозвучит и общение состоится. Если же эти незнакомец или незнакомка окажутся опытными злоумышленниками, последствия могут быть самыми печальными - ребенок может уйти «погулять с новым другом».

Поэтому необходимо объяснить родителям, что необычайно важно внушить ребенку мысль о том, что незнакомые люди не должны вести длительных бесед с ребенком. Они также не имеют права дотрагиваться до детей. Максимум, что допускается - это улыбка, краткое приветствие, ободряющий жест.

Все, что выходит за рамки этого краткого общения, должно заставить ребенка насторожиться.

Пола Статмен, авторитетнейший специалист по детской безопасности, считает, что ребенок должен научиться ожидать от чужаков достойного поведения. Тогда, если по какой-либо причине наступит момент, когда чужой поведет себя неадекватно, у ребенка сработает «внутренний сигнал», и он, скорее всего, отреагирует в манере самозащиты. Ребенок может громко позвать родителей или других опекающих его взрослых. Речь о том, чтобы куда-либо уйти с незнакомыми людьми, вообще не идет.

Как же научить ребенка распознавать адекватное и неадекватное поведение?
Только в процессе деятельности по развитию этих навыков. Например, мимо мамы и ребенка проходит улыбающийся мужчина.

Возможен такой диалог:

Мужчина: - Здравствуй, девочка!

Девочка: - Здравствуйте!

Мужчина: - А как тебя зовут?

Мужчина протягивает руку, чтобы погладить малышку по голове.

Девочка. - Юля!

Мама. - Извините, пожалуйста, нам нужно идти.

Мама, не давая дотронуться до ребенка, собирается уходить.

Девочка: - Но я хочу поговорить с добрым дядечкой!

Мама: - Мы уходим прямо сейчас.

Мужчина: - Не переживайте Вы так! У меня у самого таких две дочки.
Малышка, хочешь с ними познакомиться?

Девочка: - Конечно, хочу!

Мама: - Извините, но мы учим дочку правильному поведению с чужими.
И сейчас мы уходим.

Мама крепко берет девочку за руку и уводит от дружелюбного мужчины.

Давайте разберем эту ситуацию.

  1. Первая фраза мужчины была совершенно нейтральной. Краткое приветствие входит в число допускаемых действий, поэтому мама спокойно отнеслась к тому, что ее дочка поздоровалась с незнакомцем.
  2. Уже вторая фраза мужчины заставила маму насторожиться. Во-первых, собеседник хотел узнать имя девочки. Во-вторых, что самое важное, он попытался сделать это в обход мамы.
    Можно было спросить у женщины: «Скажите, пожалуйста, как зовут Вашу очаровательную дочурку?» В этом случае называть имя вовсе не обязательно, но вопрос показывает, что мужчина уважает собеседницу и оставляет право решать, говорить ли имя девочки, за ней.
  3. Девочка, забыв правила безопасного общения, сразу же называет свое имя, что является нежелательным, поскольку этого человека мама с дочкой не знают. Если это злоумышленник, он может прийти в тот момент, когда девочка будет играть во дворе с подружками, и позвать ее по имени, оставаясь вне поля видимости присматривающих за прогулкой родителей. Ребенок, увидев его и решив, что дядя уже входит в число знакомых, может подбежать к нему и начать беседу, последствия которой будут зависеть от бдительности находящихся на детской площадке взрослых.
  4. Мама сразу стремится увести дочь, чтобы наедине обсудить с ней правила безопасности. Она не дает мужчине коснуться ребенка, несмотря на то, что девочка совсем не боится этого, казалось бы дружественного, прикосновения. Если позволить коснуться ребенка сейчас, в голове малыша может сформироваться утверждение, что «добрые дяди и тети могут меня касаться». В дальнейшем ребенок не будет рассказывать родителям о подобных случаях, поскольку не будет видеть в этом ничего запретного.
  5. Девочка пытается оспорить необходимость прекращения разговора. Ее поддерживает мужчина, ссылаясь на то, что у него тоже есть дочки такого же возраста. Женщина вежливо и решительно продолжает следовать своей линии поведения и уводит ребенка.

В последующей беседе мама, скорее всего, будет терпеливо и доброжелательно объяснять дочке правила безопасного поведения. Если беседа пойдет успешно, девочка сама себя пожурит за то, что сразу назвала свое имя.

Что в результате?

  1. Девочка получила от мамы пример вежливого, но последовательного и безопасного поведения с незнакомыми людьми и еще раз усвоила, что здороваться можно, а вот рассказывать о себе ничего нельзя. Она также еще раз усвоила, что нельзя позволять незнакомым людям касаться себя.
  2. Малышка на практике убедилась в том, что нарушение установленных в семье правил безопасности не допускается ни в коем случае.
  3. Мама на практике показала дочке, что та всегда может рассчитывать на мамину защиту и поддержку. Для этого молодой женщине пришлось пойти на некоторый дискомфорт и отказать в общении внешне весьма приличному незнакомому человеку.
  4. Мужчина позже подойдет к маме, извинится за свое настырное поведение, представится и предложит познакомить их дочек. Женщина, убедившись, что человек перед ней действительно достойный, позволит дочке познакомиться со сверстницами, а через какое-то время даже будет разрешать ей гулять с подружками под присмотром их бдительного папы.

Ребенок, имеющий четкие ориентиры относительно того, что называется «достойным поведением незнакомого человека», сможет отличить нездоровое внимание от проявления дружелюбия. Обученный родителями, он сможет проявить максимум осторожности в первом случае и не пугаться понапрасну во втором.

Не жалейте времени на детей, занимайтесь с ними!