Приемы устного публичного выступления. Приемы подготовки устного публичного выступления. Монолог и диалог в публичных выступлениях

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

Образования

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

Факультет управления и социальной работы

Реферат по дисциплине «Культура учебно-познавательной деятельности»

Технология публичного выступления

Выполнил:

Долбилова Елизавета Юрьевна,

студентка факультета управления и социальной работы, группа 11УП.

Проверил:

Куприянова Г. В.,

старший преподаватель кафедры педагогики.

Нижний Тагил


Удачное публичное выступление – что это, плод таланта выступающего или результат освоенных и точно примененных технологий? Единого ответа на этот вопрос, по-видимому, не существует. Конечно, каждый человек лучше предрасположен к той или иной деятельности, но периодически перед нами встают задачи, которые необходимо выполнять вне зависимости от нашего желания. Задачи, которые требуют для своего выполнения нашего специального внимания, напряжения, траты времени и сил. Сегодня почти не осталось профессий, которые не требовали бы время от времени публичной коммуникации. А любая общественная, политическая, управленческая деятельность предполагает высокую интенсивность такой коммуникации. И когда возникает потребность в эффективном публичном выступлении, на помощь могут придти некоторые технологии и приёмы подготовки содержания выступления.

Умение выступать публично, на мой взгляд, имеет прямое отношение к профессии журналиста. Довольно часто возникают ситуации, когда необходимо в чем-то убедить, отстоять нужную идею, обосновать свою позицию. Но не все используют возможности привлечения на свою сторону сторонников - сказывается недостаток опыта публичных выступлений. Между тем такой опыт быстро осваивается, если придерживаться определенных технологических ходов.

Известные ораторы, думаю, несомненно, владели и владеют данными ходами, что обеспечивало, и многим еще обеспечивает, успех на всех стадиях публичной деятельности.

Мы, ежедневно, в частности, по телевизору, наблюдаем, как политики, представляющие свои страны, ведут борьбу за "свои права" на международной арене, Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает.

Исходя актуальности работы нами выбран такая тема: «Технология публичного выступления»

Цель: Пути достижения успеха в публичном выступлении начинающего оратора

1. Осуществить теоретический анализ технологии публичного выступления.

2. Определить совокупность условий, способствующих успешному публичному выступлению.

3. Выявить типичные ошибки начинающего оратора.

4. Определить приёмы вспомогательных действий методом «Messagehouse».


1.Введение

2.Пошаговое рассмотрение технологии публичного

3.Метод «Messagehouse»

4.10 ошибок начинающего

5.Заключение

6.Список использованных

7.Приложение


2. Пошаговое рассмотрение технологии публичного выступления

Шаг 1. Определите цели выступления.

Выясните, зачем вам нужно выступать? Какую цель вы преследуете? Есть множество целей для публичного выступления, но все их можно свести к нескольким.

· Информировать слушателей - рассказать им о новом опыте, посвятить в обстоятельства интересующего всех дела.

· Убедить слушателей - подготовить их к признанию той или иной точки зрения, способа решения проблемы.

· Побудить к действию - вызвать отклик аудитории и желание что-либо изменить в окружающем мире.

Нередко в выступлении в той или иной мере выражены все три цели, но какая-то из них действительно главная.

Успешно реализовать цель своего выступления возможно только при знании аудитории, ее особенностей и потребностей. Наилучшей всегда оказывается речь, которая резонирует с представлениями и желаниями слушателей.

Шаг 2. Соберите информацию о вашей аудитории.

Одно дело - выступать перед специалистами, другое - перед дилетантами. Возраст, социальное положение, личные и общественные интересы, степень осведомленности о предмете выступления, отношение к докладчику тоже весьма влияют как на восприимчивость аудитории, так и на ее интерес к теме доклада. Небезразлична докладчику и степень близости к слушателям
Замечательно, если вы организуете сбор информации об аудитории в соответствии с логическими уровнями: среда (окружение) - привычный стиль поведения - способности (знания) - убеждения (мнения, ценности, предубеждения) - самопредставление (профессиональное и личностное) - миссия (общие цели, которые поддерживает большинство аудитории).
Весьма полезным окажется знание о лидерах мнений (людях, которые задают тон оценкам и мнениям какой-либо группы) данной аудитории. Это, собственно, стабильные показатели аудитории.

Непосредственно перед выступлением стоит прояснить для себя и ситуативные показатели, а именно: эмоциональное состояние собравшихся, их ожидания по поводу выступления.

Собрав эти ценные данные, попытайтесь понять, в каком виде вы можете быть представлены собравшимся. Тут много выборов: можно подчеркнуть свой статус, возраст, принадлежность к какой-то определенной группе, можно обозначить род своих занятий и степень своей профессиональной подготовленности и т. д. Выборов много, но далеко не все из них подходят к вашим целям и особенностям аудитории. Срабатывает эффект выступающего.

Шаг 3. Конструируйте свой образ.

Мнение людей подвергается более сильному влиянию со стороны выступающих, которые кажутся экспертами в своей области и вызывают доверие.

Впечатление об искренности человека и доверие к нему (а следовательно, и эффективность воздействия) могут быть усилены, если он ясно и выпукло аргументирует позицию.

Однако если у вас очень высокий авторитет перед данной аудиторией, то он все же будет оказывать на нее влияние (даже если аудитория и будет знать о ваших прагматических целях и намерениях) из одного желания совпасть с авторитетной личностью.

Для нас одним из наиболее существенных является "внешний знак" авторитета - титул, звание и прочее, обозначающие ценность личности через ее социальную роль. Достаточно сообщить, что перед нами "профессор", "генерал", "директор", как вступают в силу определенные установки восприятия, ранее сложившиеся оценки и ожидания.

Шаг 4. Определите свою роль.

Определив особенности аудитории, с которой вы будете иметь дело, важно определиться с той ролью, которую вы будете использовать при выступлении.

Исследователь А. Добрович считает, что для успешного психологического воздействия нужна особая социально-психологическая роль: "Если вы способны по отношению к своему слушателю выступить в роли Божества - считайте, что он уже загипнотизирован. С той же секунды как признал вас таковым".

Специалисты по суггестивной лингвистике подчеркивают необходимость для суггестивного (внушающего) воздействия на аудиторию таких ролей, иначе возникает проблема барьера восприятия. А. Добрович предложил набор ролей, имеющих суггестивное воздействие:

Роль Покровителя. Покровитель - значит могучий и властный, но добрый к тебе человек, опора в бедах, утешение в страданиях, предмет благоговения.

Роль Кумира. Кумир необязательно могуч, необязательно добр к тебе, но он знаменит, обаятелен, пользуется всеобщим восторженным восхищением.

Роль Хозяина или Господина. Может быть, он недобр к вам, может быть он, не является кумиром публики. Не в этом дело. Любое его слово - закон. Попробуйте не подчиниться - есть нечто похуже смерти: пытки, когда смерти ждут как счастливого часа. Роль Авторитета. Этот обладает ограниченной властью и не обязан творить благие дела. Благо уже в том, что он больше других разбирается в каком-нибудь общеполезном и важном деле. К нему нельзя не прислушиваться. Не воспользуешься его советом - гляди, сядешь в лужу.

Роль Виртуоза или Ловкача. Выступая в этой роли, вы даете понять, что умеете совершать невозможное. Хорошее или плохое - не важно. Виртуозный делец, из-под земли добывающий то, чего иным и не снилось; виртуозный вор-карманник; виртуозный игрок, фокусник, стихоплет, спорщик - что угодно. В любом случае вы завораживаете публику и даже ограбленный вами субъект не может не восхищаться вашей ловкостью и не позавидовать ей в глубине души.

Роль Удава. Это не Властитель, не Господин, хотя он при желании может сделаться для вас и хозяином. Это тип, который видит ваши слабые места и в любой момент готов поразить их, что доставляет ему истинное удовольствие. Ломать и топтать вас ему легко и приятно.

Роль Дьявола. В этой роли вы - олицетворенное зло. Зло "метафизическое", зло ради зла, а не во имя какой-либо цели. В известном отношении это "божество" с обратным знаком. На определенный тип аудитории воздействует определенная роль. Успешность выступления во многом определяется тем, насколько вы удачно подберете свою роль и признают ли вас в соответствии с ней.

Поза, жесты, выражение глаз, манера речи передают социально-психологическую роль выступающего. Начинающему оратору важно освоить все роли, а затем уже оценивать, на какую аудиторию какая из них действует лучше.

Шаг 5. Подготовьте речь.

Основные критерии оценки содержания речи достаточно просты - она должна прежде всего соответствовать вашей цели, быть уместной, понятной аудитории, обладать достаточной степенью новизны (при этом связана с тем, что людям уже знакомо и имеет для них значение). Доклад (речь) не должен содержать более семи основных идей - аудитория все равно не запомнит больше. И еще: он должен быть предельно краток.

Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления. Они помогут сделать вашу речь интересной и привлекательной.

1. Подготовка речи

Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Помните афоризм Марка Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».

Вначале сделайте «каркас» или «скелет» будущего публичного выступления:

  • Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
  • Выделите главную идею вашей речи.
  • Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.
  • Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствуют лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.
  • Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)

Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем «мускулы».

  • Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.
  • Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
  • Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать - это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.
  • Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления.

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.

Главный ваш контролер - время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость - сестра таланта». Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия - приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы.

Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее. В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух- трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или видео-камерой. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

2. Место публичного выступления

Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта публичных выступлений. Э. Морен называл это «страхом сцены», а Марк Твен рекомендовал тем, кто боится выступления: «Успокойтесь, ведь публика все равно от вас ничего не ожидает». Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих.

Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь.

Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.

3. Одежда

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. Во время публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это штаны и юбки должны быть достаточно длинными, носки - высокими, туфли - быть в полном порядке.

Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.

Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три - только среднюю. Если нет очень большой необходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения также не нужны.

Если оратор - женщина, ее одежда должна иметь длинный рукав, длина юбки - средняя (к середине колена), она не должна быть слишком узкой. Относительно цветов, то здесь требования значительно либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине. Женщины тоже должны избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего темных цветов с незаметными или однотонными бантами; чулки одинакового с обувью цвета. Очки должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос.

При выступлении в неформальной обстановке (дружеские вечеринки и т.п.) требования к одежде не играют большой роли. Можно одеваться как угодно, однако помните, что если в вашем внешнем виде будет какая-то эклектичная деталь, бросающаяся в глаза (яркая брошь, крикливый галстук кислотных цветов, оригинальный фасон костюма с капризными узорами), то она будет отвлекать внимание от содержания ваших слов. Публика запомнит именно ее и не обратит внимание на то, что вы говорили.

4. Успешное публичное выступление - несколько секретов

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью - попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала - слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое - не кладите руки в карманы; второе - не прячьте их за спину; третье - не занимайте их посторонними предметами. Руки - это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте.

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев ваш открытый взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято. У кавказских народов прямой твердый взгляд в глаза мужчине воспринимается как вызов на поединок и т.д. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора - это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы. Если сидите - включайте в дело руки: что-то переведите или измените немного их позицию. Во время сидения все время подчеркивайте свободу вашей позы.

Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.

Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном. Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы - ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи. Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Куда лучше - спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.

Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости - поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать - чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Также помните о том, что аплодисменты аплодисментам рознь Речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели начнут «захлопывать» выступающего.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

© Подготовил: И. Медведев
© Psyfactor, 2006

Боязнь публичных выступлений и дебатов – серьёзная проблема для современного человека, будь то руководитель крупной фирмы или рядовой офисный работник. Эта сложность будет мешать вашему карьерному росту или ведению бизнеса с партнёрами. Владение всегда будет приносить только пользу и жизненный комфорт.

Основы мастерства публичного выступления

Ораторское искусство или красноречие – это, в первую очередь, публичное выступление для передачи информации слушателям. Ещё в давние времена Древняя Греция была , ведь именно на территории этой страны написано самое большое количество научных работ по данной дисциплине.

А в середине прошлого века начала зарождаться новая область филологии под названием неориторика. Этот факт связан с расцветом демократии в греческом государстве. Ежедневные публичные встречи и дебаты в повседневной жизни и стали основой мастерства публичного выступления, как социального явления.

Начало подготовки к речи начинается:

  • с выбора темы выступления;
  • с индивидуальных качеств самого выступающего;
  • подготовка места для выступления.

Многие публичные люди, готовя своё выступление, соблюдают несколько , которые очень важны для интересной и яркой речи:

  1. Смелое и решительное приветствие.
  2. Доброжелательность к слушателям.
  3. Выдержанность в одежде и в разговорном стиле, без лишней эмоциональности.
  4. Доступность речи для понимания аудитории, без излишних сложных терминологий.
  5. Визуальный контакт со зрителями.
  6. Решительное окончание своей речи.

Ошибки публичного выступления

Мастерство публичного выступления к оратору приходит с опытом и с определёнными навыками. Но часто можно услышать неинтересную и непонятную для аудитории речь докладчика. В чём же причина непонимания и отчуждения между выступающим и слушателями? Внимание, далее будут изложены самые основные ошибки публичной речи, из-за которых невозможно построить своё выступление профессионально.

Если вы будете работать над своими ошибками и стараться их не допускать, ваш профессионализм повысится, и число благодарной публики будет с каждым днём расти.


Как достичь мастерства в ораторском искусстве

Для достижения мастерства публичного выступления существует четыре фундаментальных принципа. Именно на этих правилах должна основываться ораторская деятельность:

  1. Цель – это начало пути к чему-то достойному и великому. Понимание, для чего вы должны владеть мастерством публичных выступлений, и будет для вас желаемой целью.
  2. Практика – это большая часть всей работы и знаний, полученных за всё время выступлений. Ораторское искусство без регулярной практики невозможно освоить; чем больше вы будете тренироваться, тем профессиональнее станет ваша речь перед большой публикой.
  3. Критика самого себя – это наивысшая степень саморазвития. Именно этот принцип будет для вас самым объективным судьёй.
  4. Расширение «зоны комфорта» – это умение подстроиться под любые условия и жизненные ситуации.

Благодаря этим четырем основным принципам выступления станут яркими, эффектными и запоминающимися для публики.

Упражнения для ораторов

Для большего понимания между оратором и слушателями необходимо для развития ораторского искусства. Они учат легко говорить, без дефектов речи и ненужных телодвижений, развивают навыки аргументирования и ведения дискуссий.

Занятия по технике речи

Упражнение №1 . Правильное дыхание. Начинать любую беседу надо с правильного и восстановленного дыхания. При любой удобной для вас позе делаем медленный вдох через нос, при этом параллельно расширяем брюшную полость, затем грудную клетку и, в заключение, – ключичный отдел. Выдыхаем также по порядку: сначала из ключичного отдела, грудной клетки и брюшной полости. Упражнение знакомо тем, кто увлекается йогой.

Внимание: для хорошего эффекта его следует повторить 6-8 раз.

Упражнение №2 . Мычание. Наполнить лёгкие воздухом и, при медленном выдохе с плотно сжатыми губами, надо попытаться рассказать небольшое четверостишье. Для этого задания пойдут небольшие лёгкие детские стишки.

Упражнение №3 . . Необходимо медленно прочесть любую скороговорку, проговаривая каждый слог, затем надо увеличивать темп. Для лучшего эффекта хорошо было бы записать ваше произношение на диктофон, а потом прослушать его для исправления ошибок.

Важно: выполнять эти упражнения необходимо ежедневно, иначе приобретённые навыки быстро потеряются.

Помимо упражнений по технике речи, существует много занимательных заданий именно на развитие .

Упражнение «Дискуссия». В ходе выполнения этого задания у участника выступления развиваются навыки аргументирования и креативности ответов. Для двух ораторов озвучивается тема дискуссии, после чего выступает первый участник, 2 минуты, пытаясь раскрыть заданную тему. Затем его оппонент задаёт ему вопросы, на которые он должен быстро и конструктивно ответить. Далее слово предоставляется второму участнику по такому же принципу. В конце упражнения зрители голосуют за каждого из ораторов и по количеству голосов выбирают победителя.

В заключение

Произносить речь перед многочисленной публикой – очень ответственное и сложное задание, но в жизни всё может произойти, и вам всегда надо быть готовым выступить, будь то перед своими подчинёнными или у дочери на свадьбе. Необходимо помнить, что то, как вы будете её произносить, не менее важно, чем её смысл.

Сумев освоить мастерство публичного выступления, вы приобретёте много хороших и влиятельных друзей и знакомых.

1. Выступление должно быть легко воспринимаемым.

Этим основным правилом руководствуются при предварительной подготовке речи (см. гл. 1).

  • Чтобы речь легче воспринималась, ее следует разделить на четкие смысловые части, выводы из которых необходимо тезисно повторить в заключительной части выступления.
  • Важно следить за тем, чтобы говорить доступным для данной аудитории, но не упрощенным языком.
  • Если вы употребляете новые термины или иностранные слова, то ненавязчиво, неназидательно напомните аудитории их содержание и смысл. Прибегайте к такому приему: «Вы, конечно, это знаете. Я попытаюсь восстановить в вашей памяти и смысл термина, и привести ваши знания в систему».
  • Следите за реакцией слушателей: всем ли понятно то, о чем вы говорите. Это «читается» по их невербальной реакции (выражение глаз, движение головы, мимика и т. д.).
  • Помните, что очень сложные вещи всегда можно изложить доступным языком. Сложно и долго говорит тот, кто либо сам «не очень в теме», либо за сложностью фраз старается скрыть свою недостаточную компетентность, либо хочет создать впечатление, что он очень

много знает.

  • Если нужно привести сложное определение, то повторите его затем в доступном, развернутом виде.
  • Помните, что ваша речь должна быть понятной слушателям до последнего слова. Не забывайте по ходу речи пояснять, зачем эта информация нужна слушателям и где может им пригодиться. Как известно, есть информация, обязательная для запоминания; ориентировочная, помогающая пользоваться справочной литературой; желательная - для осмысления проблемы и общего развития (в том числе и в профессии).
  • 2. Искренность - одно их условий успеха.
  • Выступление должно быть искренним, чтобы слушатель чувствовал, что в речи отражаются личные убеждения самого оратора. Для этого найдите в тексте интересные для себя моменты и убедите себя в положительном или отрицательном отношении к ним. Верьте в то, о чем вы говорите!
  • Помните! Любое выступление - это живой разговор с конкретным человеком, сидящим перед вами. Слушатели такое настроение улавливают мгновенно.
  • 3. Постройте правильно начало выступления.
  • Сформируйте у слушателей собственно познавательную позицию, интеллектуальную потребность по отношению к рассматриваемому вопросу.
  • Выступление нужно начинать с чего-то интересного, интригующего, т. е. с того, что может обратить внимание слушателя в сторону оратора. Этого можно добиться, рассказав о чем-то близком и хорошо знакомом аудитории либо неожиданном, вызывающем удивление. Это особенно важно, потому что выступающему необходимо вызвать интерес у аудитории. А интерес служит эмоциональным проявлением познавательной потребности.
  • 4. Используйте демонстрацию наглядного материала.
  • Показ - наиболее эффективный способ донесения материала (демонстрация разработанных схем, таблиц, рисунков, формул), особенно с использованием современных технических средств.
  • Важно помнить, что иллюстрационный материал должен нести сжатую информацию и быть четко и наглядно оформленным.
  • Демонстрация должна быть технически качественной (свет, звук, четкость изображения, отсутствие сбоев в показе), иначе она будет не положительным, а отрицательным фактором в восприятии выступления.
  • Избегайте в иллюстрациях большого количества текстового материала, поскольку он из-за ограниченности во времени не воспринимается аудиторией должным образом.
  • 5. Используйте микрофон.

Это необходимо, если вы выступаете перед большой аудиторией или у вас слабый голос. Слышать вас (а не прислушиваться!) должны все. Пользуйтесь правилом актеров: работать нужно «на последний ряд». Иначе вас просто перестанут слушать.

  • 6. Диктуйте то, что следует записать как справочный материал.
  • 7. Управляйте вашими движениями.
  • Заходя в аудиторию (или другое место выступления), двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, чтобы убедить присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите.
  • Когда вас представили, обязательно подарите залу легкую улыбку, если вы сидите при этом - поднимитесь. Поклонов не нужно, только, может быть, легкий кивок головы. Этим вы войдете в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.
  • Не комментируйте своих поз и движений.

И в начале выступления, и в процессе речи это вызывает недоумение, иронию, отрицательное отношение к выступающему.

Один из известных в стране экономистов-лекторов, пожилой человек, начинал свою лекцию со слов: «Я сяду, буду читать сидя. Ноги уже не держат». Ему казалось, что таким образом он сближается с аудиторией, но на самом деле у слушателей создавалось стойкое отрицательное отношение к оратору.

  • 8. Следите за вашими позами.
  • Чтобы вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не таитесь где-то в углу сцены, чтобы не показать себя маленьким человеком. Займите место в центре или при движении находитесь иногда в центре.
  • Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией. Можно этот жест несколько раз повторить. Очень важно не утрировать, не подчеркивать эти движения, иначе это будет выглядеть комично.
  • 9. О пользе и необходимости пауз.
  • Не начинайте выступление сразу! Обязательно сделайте паузу, дайте слушателям возможность «рассмотреть» вас. Можно разложить бумаги, что-то передвинуть, попросить стакан воды (хотя известно, что хороший оратор, владеющий своим речевым аппаратом, никогда не будет пить воду во время выступления).
  • Чтобы подготовить себя психологически, а аудиторию настроить на общение с вами, используйте паузу настолько долго, насколько вы считаете это необходимым. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (не шумно, не демонстрируя их!) перед началом речи, особенно если вы волнуетесь. Но нельзя затягивать паузу: аудитория отреагирует на это шумом.
  • Во время паузы изучите за несколько секунд пространство вокруг вас, прикиньте, как вы будете его использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать, не снижая внимания зрителей.
  • 10. Следите за процессом речи.
  • Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Но старайтесь избегать неуместного и назойливого их употребления.
  • Не допускайте, чтобы содержание «вставных» фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.
  • 11. Стройте свое общение с аудиторией на доброжелательности.
  • Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте свысока, менторским тоном. Исключение составляют случаи, когда вам нужно определенным образом настроить аудиторию.
  • Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы, так как ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи.
  • Избегайте раздражения, враждебности и сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Самое лучшее - это спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.
  • 12. Еще раз о важности заключительной части выступления.

Завершая речь, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировать свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный финал надолго останется в памяти людей. Это можно сравнить с кодой в музыкальном произведении. Следует настроить ваших слушателей на что-то лучезарное, оптимистичное. Фразы, выражающие надежду, эмоциональный (в меру) тон и выразительность интонации часто вызывают аплодисменты слушателей и превращают их в ваших сторонников.

Современному руководителю, современному менеджеру на сегодняшний день, в день, когда высока конкуренция, появилось много новых методик влияния на окружающих — коллег, партнеров, подчиненных. Авторитет лидера, авторитет руководителя, авторитет партнера – все это нарабатывается умением успешно выступать и презентовать свои идеи.

Как научиться непринужденно и качественно говорить на публике?

Как пойти на переговоры и оставить после себя хорошее впечатление, чтобы ваши партнеры поверили в вас и решили иметь дело именно с вами, а не с вашими конкурентами. Обычно такой авторитет поддерживает специальный переговорщик компании, который имеет за плечами хороший опыт переговоров и большой авторитет. Но в современной организации не должно быть незаменимых людей, организация, которая улучшает качество своей компании, должна ежедневно повышать уровень своих сотрудников, одним из уровней этого обучения и состоит в умении выступать публично.

Начинающему бизнесмену, да и не только начинающему бизнесмену, необходимо получить кредит в банке, хорошо написанного бизнес плана иногда бывает недостаточно для получения кредита. Нужно выступить, ошеломить, мало иметь хороший бизнес план, нужно показать, что вы справитесь, что доведете дело до конца, и что банку не придется резать ваш не успешный бизнес.

Сейчас много имиджевых школ, много курсов подготовки публичных выступлений, но все они рассчитаны на малую продолжительность, по двадцать четыре часа и так далее. Успешный руководитель должен ежедневно, как самурай оттачивать свое мастерство, также и в компании каждый сотрудник должен ежедневно трудиться и учиться (да сейчас, мы или трудится или учиться, одно из двух, и так устаем по восемь часов за станком стоим). Обучение не должно быть из под палки, коллектив должен воспринимать необходимость в обучении, он должен понимать, что обучаясь он повышает качество выпускаемой продукции, независимо от того услуга это или товар, соответственно потребитель будет выбирать именно более качественный товар, отсюда новые заказы и сохранение рабочих мест – уверенность в завтрашнем дне.

Для того чтобы научиться презентовать свои мысли, их необходимо научиться подготавливать. Законы композиции, золотой середины, божественного сечения, все как в искусстве и в природе. Ваше выступление должно быть поделено на три части, первое вступление двадцать процентов от общего времени, затем идет основная часть шестьдесят процентов от общего времени выступления, и затем заключение двадцать процентов от общего времени.

Вступление, нужно преподнести себя, непринужденно обратить на себя внимание, что вот вы тут стоите и сейчас, что то скажите. Что вы скажете, о чем, вас должны запомнить, вы должны втисаться в память слушателей.

Как обратить внимание на себя во время выступления?

Например, у вас в руках может быть какой-нибудь предмет, если вы рассказываете о народах дальнего севера, как хорошо добывать там нефть и газ, вам достаточно держать в руках предмет народного творчества, что вот этот предмет вам подарило местное население в знак благодарности и тут маленькая история, как вы спасли этот маленький народ от непременного вымирания, все вы запомнились, такого они еще не видели, вы им стали интересны, вас начали слушать, посмотрите внимательнее на вашу аудиторию, как вас слушают, кто вас слушает, полюбите всем сердцем вашу аудиторию.

Первый момент выступления, в это время вас оценивают, как вы выглядите, как вы говорите, какова ваша манера поведения, как вы себя держите на публике. Дайте в это время публике полюбить вас, пусть они вас слушают открыв рты. Методик зацепить внимание много, кто то играет на губной гармошке, кто пляшет, не бойтесь показать себя, только не переиграйте. Изучите публику, которую вы будете завоевывать, что она предпочитает, какие методы ей более подходят, главное не перегнуть палку.

В каждой аудитории свои правила, в одной ваше выступление будет успешным, вас будут носить на руках после выступления, а в другой с таким выступлением в вас полетят помидоры, это самое страшное, что вас ждет при выступлении. Если вы выступите неудачно, вас никто не станет расстреливать, вам просто не дадут денег, вы просто проведете переговоры не успешно, поэтому вы должны понимать весь смысл ваших передвижений, для чего вы все делаете, для кого вы стараетесь. Правильно все взвести, соберите материал, вооружитесь, все это повысит шанс на успех вашего выступления.

Задать вопрос или дополнить статью "Как выступать публично?" можно через форму комментариев.