Роль маргиналов в формировании социальной структуры. Социальная роль маргиналов. Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры

Участников и гостей Ассамблеи МПС приветствовал Президент Российской Федерации Владимир Путин.

В Санкт-Петербурге прошла Торжественная церемония открытия 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза, в которой принял участие Президент России Владимир Путин .

Перед началом работы Ассамблеи состоялась встреча главы Российского государства с членами Исполнительного комитета МПС.

Президент России вручил орден Дружбы Председателю МПС Саберу Чоудхури . Награда вручена за большой вклад в развитие межпарламентских связей, укрепление сотрудничества и взаимопонимания между Федеральным Собранием Российской Федерации и Межпарламентским союзом.

На церемонии награждения также присутствовали спикеры верхней и нижней палат российского Парламента Валентина Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга и Вячеслав Володин .

В своем выступлении на церемонии открытия Владимир Путин отметил, что нынешний форум МПС – самый представительный за всю 128‑летнюю историю союза: свыше 160 делегаций, из них 96 спикеров, 2400 участников. «Весьма насыщенна и повестка дня. Вам предстоит обсудить такие актуальные темы, как защита прав и свобод человека, борьба с терроризмом, устойчивое глобальное развитие, роль женщин и молодёжи в политике и экономике; и я знаю, что работа уже практически началась», - подчеркнул Владимир Путин , обращаясь к участникам и гостям Ассамблеи.

«В наших общих интересах продвигать мирную, созидательную, взвешенную повестку дня, стремиться к снижению конфликтности, не допускать появления новых разделительных линий, в том числе по этническим и религиозным признакам, вместе идти к формированию более справедливой и прочной архитектуры международных отношений. Убеждён, что подавляющему большинству парламентариев мира близок именно такой подход», - сказал Президент России.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что парламентская дипломатия становится важным, а порой, когда традиционные дипломатические механизмы не срабатывают, то и единственным средством поддержания мирного диалога. «Миссия парламентариев – договариваться», - сказала она.

Валентина Матвиенко особо подчеркнула, что Россия обеспечила беспрепятственный въезд в страну парламентариев из всех без исключения стран мира, проявивших интерес к участию в Ассамблее. «Мы глубоко убеждены в недопустимости применения любых санкций к парламентариям».

Председатель СФ отметила, что за 128 лет своей истории Межпарламентский союз непрерывно расширяется, и на этой Ассамблее новые страны войдут в его состав. «Надеюсь, что в перспективе все государства, входящие в ООН, станут членами МПС, превратив нашу организацию в парламентское измерение Объединенных Наций».

Глава СФ подчеркнула, что МПС – площадка, на которой обмен мнениями по самым актуальным мировым проблемам проходит в атмосфере интеллектуальной свободы, равноправия, нацеленности на выработку решений, приемлемых для всех. «От нас, парламентариев, люди ждут действий, практических шагов, которые снизят градус напряженности на планете, будут способствовать восстановлению прочного мира, дадут импульс экономическому и социальному прогрессу всех стран и народов», - сказала она.

Торжественная церемония открытия 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза

По словам Валентины Матвиенко , синтез универсальных демократических принципов и уникальных традиций, присущих каждой культуре, способен стать основой по‑настоящему продуктивного международного сотрудничества. «Это принципиально важно сегодня, когда в сфере международных отношений мы видим отчетливый конфронтационный уклон», - подчеркнула она.

Председатель СФ напомнила, что в связи с этим тема основной дискуссии Ассамблеи «Продвигая культурный плюрализм и мир через межрелигиозный и межэтнический диалог» звучит предельно актуально.

«Символично, что этот вопрос будет обсуждаться именно в России, так как наша страна обладает уникальным многовековым опытом сосуществования представителей различных этносов и конфессий», - сказала Валентина Матвиенко . Она напомнила, что в России проживают люди 193 национальностей, которые используют 277 языков и диалектов. «Уважение к многообразию традиций, языков, вероисповеданий, непрерывное культурное взаимообогащение – это не только краеугольные камни нашей российской государственности, но и единственно возможная основа для строительства нашего общего будущего», - считает глава СФ.

Она отметила, что в рамках 137-й Ассамблеи будет рассмотрена резолюция, посвященная 20-летию Всеобщей декларации о демократии. «В ней подчеркивается важное место парламента в современных демократических системах, содержится призыв к укреплению института парламентаризма, к продвижению демократических принципов».

Глава СФ обратила внимание на вопрос о провозглашении Международного дня парламентаризма. «Появление в календаре ООН такой памятной даты, это дань уважения парламентам – как основным институтам демократии».

Она напомнила, что в рамках Ассамблеи МПС проводится Форум женщин-парламентариев. «Мы приветствуем усилия Межпарламентского союза по достижению гендерного равенства и рассматриваем его в качестве одного из ключевых элементов развития демократии», - подчеркнула Председатель СФ.

Валентина Матвиенко выразила уверенность в том, что открытому, конструктивному общению на Ассамблее будет способствовать уникальная атмосфера Санкт-Петербурга – культурной столицы России, одного из красивейших городов мира.

Председатель верхней палаты российского парламента выразила благодарность Председателю МПС Саберу Чоудхури , Генеральному секретарю МПС Мартину Чунгонгу , Исполнительному комитету и всем парламентам-членам МПС за совместную конструктивную работу по подготовке Форума. «Мы постарались сделать все возможное для обеспечения эффективной работы и комфортного пребывания парламентских делегаций. Нам дорог каждый гость, и мы хотим, чтобы ваше пребывание в Санкт-Петербурге запомнилось навсегда», - сказала она.

Вячеслав Володин в своем выступлении отметил, что в Санкт-Петербурге собралось беспрецедентное количество участников Ассамблеи МПС. «Это говорит о том, что есть потребность в диалоге, есть желание разговаривать. Несмотря на то, что у нас разные политические системы, государственные устройства, разные культуры и традиции, Межпарламентский союз позволяет нам обмениваться опытом, учиться друг у друга».

В основе совместной работы должно лежать взаимное уважение, отметил спикер Государственной Думы. Вячеслав Володин выступил за развитие многостороннего диалога, против любых действий, препятствующих развитию взаимодействия, за создание в Межпарламентском союзе механизма обмена наилучшими практиками в разных сферах. «Работа МПС, где в основе лежит равноправный диалог, могла бы стать примером для других международных парламентских структур. Вместе с этим, нам важно постоянно искать новые формы нашей работы, форматы нашей повестки. Необходимо сосредоточиться на конкретных проблемах, волнующих граждан наших стран».







Глава МПС поблагодарил принимающую сторону за возможность принять участие всем делегатам, пожелавшим приехать в Санкт-Петербург – без каких либо санкций и ограничений. «Парламентарии должны стремиться находить решения по наиболее актуальным проблемам современности. Наша задача – обсуждать новые программы, продвигать культурное многообразие. Санкт-Петербург вдохновляет нас на эффективную работу».

Сабер Чоудхури , который покидает пост главы МПС по окончании 137-й Ассамблеи, проинформировал об итогах своей деятельности. Он выразил надежду на продолжение работы, направленной на расширение организации, развитие конструктивной дискуссии, укрепление принципов гендерного равенства. «Мы уверены в том, что следующим президентом МПС станет женщина», - сказал он.

Заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Юрий Федотов зачитал приветствие Генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша в адрес Ассамблеи МПС. «Я всячески приветствую тему этого мероприятия «Продвигая культурный плюрализм и мир через межрелигиозный и межэтнический диалог». Как бывший парламентарий, я понимаю те вызовы, перед которыми вы стоите, и ту грандиозную меру ответственности, которая возложена на вас. Принципы, сформированные на моем прошлом месте работы, помогают мне и сейчас на посту Генерального секретаря ООН: ставь людей во главу угла, строй мосты, достигай результата», - отмечается в документе.

2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества

Социальную трансформацию общества сегодня характеризуют не только появление ранее не существовавших страт в системе стратификации - прежде всего класса крупных и средних собственников, слоя "новых бедных", маргиналов, безработных, но и соответствующая адаптация этих слоев ко вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентичности.

Акцент в разные годы делался на различных аспектах структурного неравенства, на его углублении, на социальной поляризации и маргинализации общества, на интеграции и дезинтеграции социального пространства; на проблемах формирования среднего класса; властных отношениях; автономии труда в социально-производственных структурах.
Чтобы составить достаточно полное представление о процессах, происходящих в социально-структурной сфере российского общества, надо рассмотреть тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей, динамика которых детерминирована качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки хозяйства и занятости населения. Известно, что определенная часть занятого населения в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы производств, осталась вне сферы занятости, приобрела статус безработных. На сегодня это 8% активного населения России. Появление этого слоя существенно влияет вообще на качество жизни всего населения. Но в то же время, изменив статус занятости, эта часть населения сформировала черты групповой определенности со своими ценностно-нормативными установками, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями. Таким образом, произошла реализация целого комплекса новых социально-групповых процессов, становление феномена группового сознания и групповой консолидации и интеграции.

Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. Проблема углубления социального неравенства в мировой литературе получила название "бразилификации". Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, "поколения икс") наблюдается и в российском обществе.
Трансформация российского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей.

Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент: про- должая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно рас-

шатанные экономическими процессами. В тираж выходят теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои - те, кто поражен поселившемся в нашем обществе раком. Отверженность выступает как продукт распада общества, пораженного кризисом. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления, так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума,не сами делают это выбор - они незаметно вытесняются в это состояние, так и не приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности.

Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и ка падают маргиналы.

Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.

Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попроту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.

Ученые обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что «маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество и материально и духовно.

Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос. институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.). Именно в этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений - просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной общественной жизни именно маргинализированных групп.


Заключение

Маргинальность - это не состояние автономии, а результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.

Уход в маргинальность предполагает два совершенно различных маршрута:

Либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира;

Либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности.

В любом варианте, будь то результат «свободного» выбора или же следствие процесса деклассирования, который провоцируется напуганным обществом, маргинал обозначает не изнанку мира, а как бы его омуты, теневые стороны. Общество выставляет отверженных напоказ, дабы подкрепить свой собственный мир, тот, который считается «нормальным» и светлым.

Наличие значимых маргинальных слоев становится серьезной угрозой для общественной морали, социального развития страны.


Список литературы

1. Социальная стратификация российского общества. Ред. д.филос.н., проф. Голенкова З.Т. "Летний сад" Москва 2003

2. Петров Д.В. «Использование понятий маргинальности и лиминальности в исследовании молодежных субкультур» // Петров Д.В. Молодежные субкультуры - Саратов, 1996

3. Рожанский М. «Маргинальная Россия» // Дружба народов -1998-№2

4. Дахин В. «Государство и маргинализация» // Свободноая мысль 1997 - №4


Рожанский М. «Маргинальная Россия» // Дружба народов -1998-№2. С. 17

Социальная стратификация российского общества. Ред. д.филос.н., проф. Голенкова З.Т. "Летний сад" Москва 2003. С. 9


О том, что если в конце 80-х гг. некоторые исследователи говорили о бесперспективности исламского экстремизма вследствие поражения Ирана в военном противостоянии с Ираком,29 то в настоящее время ряд авторов прогнозирует долгое воздействие "исламского фактора" на мировую политику.30 В качестве источников при написании данной дипломной работы использовались материалы периодической печати: статьи, ...

Нет ни одного упоминания или примера, где говорилось бы, что паупер покончил со своим антисоциальным образом жизни и стал добропорядочным членом общества. 2. Основные причины неэффективности социальной адаптации пауперов Пауперы как класс английского общества Почему политика английской монархии, проводимая на протяжении более чем ста лет, оказалась настолько неэффективной? Несомненно, ...

1.Маргинал: понятие, сущность. Маргинал в обществе……………………3

2. Деклассированный элемент…………………………………………………7

3.Элита современного российского общества………………………………10

Заключение…………………………………………………… …………………18

Список использованной литературы……………………………………….... 19

1. МАРГИНАЛ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ. МАРГИНАЛ В ОБЩЕСТВЕ

Маргинал, маргинальный человек (от лат. margo - край) - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д.

Маргинальная группа людей - группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности. 1

Маргинальность как явление широко распространена в природе и является не просто досадным сбоем в процессе репродукции органической материи, а выполняет важнейшую функцию в ее эволюции. Именно маргиналы - особи, чьи биологические и поведенческие характеристики отличаются от устоявшегося в данном виде животных или растений эталона, - являются, как говорят биологи, эволюционным авангардом. Этот авангард выводят вид на новые эволюционные пути в ситуации, когда условия его существования изменяются настолько, что привычный образ жизни и соответствующие ему анатомо-физиологические параметры особей оказываются уже неадекватными новой среде обитания настолько, что встает вопрос выживания вида в целом.

Не является исключением в этом плане Я - человек, хотя у него эволюционные механизмы разворачиваются не столько в биологическом аспекте, сколько в поведенческом. Когда человеческое общество (племя, род) сталкивается с тем, что привычные способы добывания пищи или, скажем, организации быта перестают приносить ожидаемый результат, именно поведение различных чудаков, которые склонны даже в благополучные времена все делать не так, как это принято в обществе, позволяет найти новый эффективный образ жизни. Таких людей тянет попробовать новый вид пищи даже тогда, когда достаточно и привычней уже еды; охотятся они не там, где дичи много я ее легко взять, а все время ищут новые места; согреваются не простым укутыванием в шкуры, а подбрасыванием сухих веток в огонь; мастерят каменный топор вместо привычной дубины - эти и многие другие примеры показывают путь развития человечества вслед за маргиналами.

Говоря о роли маргиналов как эволюционного авангарда, следует заметить, что в обществе потребность в них возникает лишь время от времени. А когда жизнь общества налаживается в стабильной среде, эта нужда в маргиналах у него пропадает. И так как маргиналы своим поведением обычно у членов толпы вызывают беспокойство и раздражение, на них начинают давить. Это может привести либо к исходу маргиналов из общества, либо к их слому, либо к гибкой адаптации. Возможен и четвертый вариант судьбы маргинала, никак не связанный с оказываемым на него давлением: некоторые в условиях стабильной жизни «скисают», не находя для себя путей достойного самовыражения. Такие «скисшие» вместе со сломленными маргиналами через алкоголизацию, наркоманию и преступность формируют «мусор» общества.

Исход маргиналов из общества проходит либо в форме колонизации новых земель (если такие есть) - от выделения хуторов до освоения удаленных регионов, либо в форме эмиграции в малонаселенные страны. Здесь для маргинала оказывается уместной латинская поговорка bene vixit? quibene latuit - «хорошо живет тот, кто живет в уединении». Лучшим примером такого исхода маргиналов в освоение новых земель в отечественной истории является казачество. Очень уместным здесь будет замечание Сомерсета Моэма в романе «Луна и грош» по поводу того, как относились люди к его герою - художнику Стрикленду, типичному маргиналу: «На этом далеком острове (Таити) к нему, видимо, относились не с озлоблением, как в Англии, но, напротив, сочувственно и охотно мирились со всеми его выходками. Эти люди - туземцы и европейцы - считали его чудаком, но чудаки были им не внове. Они считали вполне естественным, что мир полон странных людей, которые совершают странные поступки.

Наиболее психологически гибким маргиналам удается наладить свою оригинальную жизнь и среди толпы. Происходит это в основном благодаря соответствующей профориентации (пример - интеллигентные дворники и кочегары в Москве в советское время) и некоторой самоизоляции своих мирков от окружения. Если же маргинал жестко занимает непримиримую позицию, то травля толпы может привести и к трагедии. Наиболее известным историческим примером может служить судьба Сократа, казненного по совершенно надуманным обвинениям.

Следует заметить, что у разных народов исторически сложилось различное отношение к своим маргиналам. Те народы, у которых потребность в маргиналах из-за нестабильных климатических и социальных условий возникала часто, формировалось более терпимое отношение к чудакам. Примером этого может служить Россия с Иваном - дураком в роли главного и любимого героя в сказках, а также прижизненные (что очень редко встречается у людей!) почет и уважение нашего народа к одному из самых великих маргиналов в истории человечества - Льву Толстому. Это способствовало увеличению доли маргиналов среди населения нашей страны и нарастанию их отличил от стандартов поведения в обществе.

В России нет средних талантов, простых (мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.

Возможны и другие пути накопления маргиналов в обществе. Если в спокойные периоды у маргиналов была возможность к исходу в новые земли без полного отрыва от общества, то толпа по мере разрастания своей страны «настигала» и поглощала такие обособившиеся массы мар гиналов. Именно так это и происходило у русских с казачеством на окраинах. Все это привело к формированию очень своеобразного национального характера, особенности которого тот же Сомерсет Моэм описал так: «У русских есть явное преимущество перед нами: они не так подчиняются условностям, как мы. Русскому никогда не придет в голову, что он должен делать что-то, чего не хочет, только потому, что так положено. 2

2. ДЕКЛАССИРОВАННЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Деклассированный элемент - утративший всякую связь со своим общественным классом и не примкнувший к другой социальной группе, не принимающий никакого участия в общественном производстве, морально опустившийся и разложившийся человек. 3

Термин «деклассирование» стал активно использоваться уже после Маркса. Обычно социологи связывают деклассирование с материальными лишениями. Но вопрос стоит глубже: люди выпадают из привычных классовых или сословных структур, теряют фиксированный статус и вместе с ним - определенную культурную ориентацию.

Деклассирование следует понимать в двух смыслах: 1) выход за пределы своего класса (слоя), 2) выход за рамки классовой стратификации в целом. Под деклассированием следует понимать не только выход за рамки классовой структуры, но также переход индивида или семьи из собственного класса в другой, более низкий.

К деклассированным слоям населения обычно относят бродяг, нищих, уголовные элементы и др. Их называют деклассированными стратами или андерклассом. В Индии образцом деклассированной страты является каста неприкасаемых. Неприкасаемые стоят вне системы каст вообще. Это пример деклассирования во втором смысле.

В то же время обеднение русского дворянства - пример деклассирования в первом смысле. Юридически дворянин оставался дворянином, хотя его уровень жизни падал. В результате возникал новый слой - обедневшее дворянство.

Деклассирование означает не только разрушение традиционного для данного класса образа жизни, но и разрушение личности человека - деперсонализацию. Проститутки, наркоманы, нищие, уголовные элементы, алкоголики, бомжи - все это «социальное дно» общества. Обедневшее дворянство, сохраняющее приличествующий, хотя и весьма скромный образ жизни, не является деклассированным элементом. Точно так же нынешняя интеллигенция, которая в результате рыночных реформ 90-х годов скатилась в разряд «новых бедных», не потеряла прежнего облика интеллигента. По своим ценностям, образу жизни и поведения «новые бедные» (государственные служащие и интеллигенция) не могут быть приравнены к «старым бедным», т.е. бродягам, алкоголикам, уголовным элементам.

В процессе деклассирования с человеком происходят кардинальные сдвиги. Резко изменяются материальное положение и образ жизни. Разрушается сознание деклассированного индивида: на первое место выходят инстинкты простого выживания, отступают культурные нормы поведения, растут агрессия и желание мести обществу. В гораздо большей степени, чем раньше, он поддается внушению и манипуляциям, стало быть, становится горючим материалом революции и заговора. Изменяются ценностные ориентации: на первый план выступают уравнительные ценности, стремление обогатиться за чужой счет и вырабатывается устойчивая мотивация оправдания неправедных поступков. Деклассированный элемент полагает, что все или многое ему позволено, поскольку с ним обошлись несправедливо. В нем уживаются плебейский демократизм (выражение В.Хороса) и почтение к иерархии, отчуждение от власти и культуры. Его политическое поведение становится двойственным: склонность к анархическому бунту легко сменяется готовностью подчиниться власти, силе. Деклассированные элементы, которые в 60-е годы западные социологи объединили понятием «андеркласс», - благодатная почва для организации уличных беспорядков и насильственных действий.

Численность деклассированных слоев значительно выросла в период трех революций и трех войн (русско-японской, империалистической и гражданской) начала ХХ в. К середине 20-х годов в российском обществе деклассированные группы образовали такую критическую массу, что легко превратились в социальную базу сталинизма. Они стали носителями идеологии казарменного социализма, которая основывается на деиндивидуализации человека, его обезличивании.

Утратив прежнюю социальную позицию, деклассированные элементы пополняют все промежуточные социальные группы. Промежуточные слои, находящиеся между основными классами или сословиями, выполняющие функцию своеобразных «сточных канав», куда стекаются деклассированные элементы со всех ступенек социальной пирамиды, современные социологи называют маргинальными слоями.

Все три процесса - люмпенизация, пауперизация и деклассирование - относятся к типу обнищания, или обездоливания. Этот процесс указывает на снижение уровня жизни с высшей, средней или низшей средней до низшей отметки, которая находится на границе между относительной и абсолютной бедностью. 4

Деклассирование означает разрушение общепринятого для данного общества (а не только для данного класса) образа жизни, крушение личности человека (деперсонализация). К деклассированным элементам в современном обществе относят хронических алкоголиков (спившихся людей, потерявших человеческий облик, пропивших все имущество, оставленных или изгнанных семьей), наркоманов, уличных проституток, бомжей. В совокупности их называют «социальным дном» общества. Современные социологи называют их андерклассом.

Деклассированных людей почти не интересуют текущие проблемы общества. Они пребывают как бы в летаргии, поэтому не оказывают сопротивления обществу. Их интеллекта не хватает на организованную защиту своих интересов, они способны лишь на «оголтелый мятеж» (возможная причина, почему люди, неспособные выбиться из нищеты, не объединяют свои силы и не идут на приступ столиц, требуя для себя полноценного гражданства, отмечается в «Манифесте Коммунистической партии». Маркс и Энгельс дают отрицательную оценку тем, кого они называли «люмпен-пролетариатом». По их словам эти «отбросы общества» являются «пассивным продуктом гниения самых низших слоев старого общества». Для революции они - неподходящий материал.).

Деклассированные элементы - чужаки в обществе. Это не только их положение в обществе, но и мировоззрение. Общество для них недосягаемо. Для них оно сводится к полиции, суду и, в меньшей степени, к государственным учреждениям и служащим. Такое отношение стало свойственно не только безработным и беднякам. Например, молодые люди также склонны заимствовать ценности у социальных низов. 5

Краткое описание

социальное и экономическое положение групп, их интересы, характер их отношений друг с другом влияют на развитие экономики, сказываются на её результатах.
В настоящее время в России наблюдается интеграция социальной структуры:
 возникают новые социальные общности;
 консолидация занятых в отдельных отраслях экономики;
 появление новых видов социальных общностей в системе властных отношений;
 формирование в системе координат «богатство-бедность» социальных групп, объединенных по уровню доходов, источников их поступления, характеристикам качества жизни.

3.Элита современного российского общества………………………………10

Заключение………………………………………………………………………18

Список использованной литературы………………………………………....19

Описание.

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным).

Выдержка из работы.

Социальная роль маргиналов

Контрольная работа

На тему:

«Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры»

Волгоград 2004

Введение

1. Понятие «маргинальность»

2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского

общества

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности,

периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным

общностям (национальным, классовым, культурным).

Маргинальный человек (от лат.Margo – край) - человек:

Находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур; и

Испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.

Маргинал, просто говоря,- «промежуточный» человек. Маргинальность

(позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие,

обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между

какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на

его психику.

Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала - человек,

пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не

рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура

еще не усвоена. Главный признак маргинализации - разрыв социальных связей,

причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические,

социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную

общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем

установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от

установления связей экономических. Тот же самый мигрант, став рабочим и

приспособившись к новым условиям, еще длительное время не может слиться с

новой средой.

В отличии от «классической» возможна и обратная последовательность

маргинализации. Объективно все еще оставаясь в рамках данного класса,

человек теряет его субъективные признаки, психологически деклассируется.

Ведь деклассирование - понятие прежде всего социально-психологическое, хотя

и имеющее под собой экономические причины. Воздействие этих причин не

является прямым и немедленным: объективно выброшенный за пределы

пролетариата безработный на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет

психологию класса и прежде всего его трудовую мораль. У нас в стране нет

безработицы, но есть деклассированные представители рабочих, колхозников

интеллигенции, управленческого аппарата. В чем их выделяющий признак?

Прежде всего- в отсутствии своего рода профессионального кодекса чести.

Профессионал не унизится до плохого выполнения своего дела. Даже при

отсутствии материальных стимулов настоящий рабочий не сможет работать плохо

Скорее он откажется работать вообще! Физическая невозможность халтурить

отличает кадрового рабочего-профессионала (так же как и крестьянина, и

интеллигента) от деклассированного бракодела и летуна.

В данной работе будет рассмотрена роль маргиналов в формировании

социальной структуры общества.

1. Понятие «маргинальность»

Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии.

Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и

использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной

ситуации при характеристике "личности на рубеже культур".

Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной

принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего

вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности

служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней

средой. Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и

ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или

промежуточности по отношению к любым социальным общностям. Классический тип

маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не

рабочий. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно

преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения

новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что

состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется

надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского,

результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е.

последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности. Следует также

учитывать, что в социологии разработано понятие типов общества: открытые,

закрытые и переходного типа. Считается, что в открытых обществах

мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее

движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В

обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и

масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах

переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие

годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений

внутри общества.

Применительно к целям и задачам исторического анализа необходимо

учитывать следующие моменты. Во всяком обществе, в том числе и российском,

накануне и после революции в силу объективных и субъективных причин

существовали и воспроизводились маргинальные группы. Маргинальность может

быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О

естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам

экономического, социального или культурного характера, в силу которых во

всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся

элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает

само общество. Иначе говоря, во всяком обществе, открытом или закрытом,

стабильном или переходном имеются периферийные группы с относительно

схожими источниками формирования, обликом и психологией. Различным может

быть только удельный вес этих групп.

Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а

маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным

явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной

устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит,

как правило, в результате сознательно проводимой властью политики

искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное,

дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже

миллионов людей. Например, еще в дореволюционном обществе проводилась

осознанная политика маргинализации в отношении политических противников

режима (революционеров), а также тех, кто подвергался дискриминациям и

ограничениям по национальным или религиозным признакам. Однако в

послереволюционном обществе искусственная маргинализация коснулась целых

сторонников режима. Возникали и искусственно поддерживались режимом такие

группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не имели

аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с 1930

по 1955 гг., то есть четверть века. Никогда ранее не было такой труппы, как

тылоополченцы – дети "лишенцев", достигшие призывного возраста и

призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение –

аналог будущего стройбата. Группа существовала с 1930 по 1937 год. Таким

образом, искусственная маргинализация приобрела в сталинском обществе

колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим

элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже

экономических проблем (создание системы принудительного труда).

К сожалению, тема "Маргинальность и маргинальные группы" применительно

к российской истории ХХ века недостаточно разработана.

Следует прежде всего выделить работы социологов, в которых

рассматриваются проблемы теории и отчасти истории маргиналов первой

половины ХХ века. Наиболее полно и квалифицированно теория вопроса вместе с

экскурсами в нашу историю изложена в публикациях Е. Старикова. Ему

принадлежит приоритет в постановке этой проблемы как исследовательской и

важнейшей для понимания изменений в социальной структуре российского

общества в нынешнем веке. Он же поставил вопрос о глубине и масштабах

процессов рефеодализации послереволюционного общества. Так, Е. Стариковым

сформулирована гипотеза о том, что при разрушении традиционного общества,

если новые структуры не сумеют быстро сконсолидироваться, то обломки

традиционного общества отструктурируются раньше, а вновь возникшая

социальная система окажется на порядок ниже разрушенной, то есть более

архаичной. И это касается всех элементов структуры. Он же первым среди

отечественных обществоведов выдвинул гипотезу о воссоздании после революций

1917 года в России сословной модели общества, хотя и в новом, советском

обличии.

В подобном же русле написаны работы М. Восленского, посвященные

рассмотрению становления и развития номенклатуры как особого слоя.

Восленский прямо утверждает, что номенклатура – продукт деклассированного

общества и номенклатура сама по сути является маргинальной группой.

Ряд отечественных исследователей (Н. Иванова, В. Жир омская и др.),

анализируя соцструктуру начала века и послереволюционных лет, также

приходят к выводам о том, что при описании модели структурных изменений и

сдвигов без учета процессов массовой маргинализации понять характер

изменений социальной структуры невозможно.

И. Павловой поставлен вопрос о роли сталинских репрессий в социальном

преобразовании советского общества. Исходя из масштабов и последствий

государственных репрессий, которыми оказалась напрямую затронута треть

дееспособного населения и с учетом того, что значительные группы общества

обеспечивали деятельность карательной машины, исследователь делает вывод о

насильственной криминализации и люмпенизации советского общества.

Среди западных исследователей проблемы следует выделить переведенные и

оригинальные работы Ш. Фитцпатрик, где ставятся проблемы связей

рефеодализации и маргинальности с состоянием общества и сталинской

политикой. В частности, ею уделено особое внимание осуществлению сталинским

режимом социальной политики насильственного переструктурирования общества

путем использования прежней феодальной практики "приписывания" тех или иных

групп к разряду "своих" или "чужих". При оценке тенденций изменения

социальной структуры постреволюционного общества она убедительно доказывает

несоответствие марксистских доктринальных установок о классовом характере

общества реальной практике, воспроизводившей сословную иерархическую

систему отношений.

В рамках изучения отдельных маргинальных групп следует отметить

появление первых исследовательских работ, посвященных "лишенцам" (А.

Добкин, М. Саламатова, Т. Славко, спецпереселенцам (В. Земсков, Н.

Ивницкий, В. Данилов и др.), заключенным (В. Земсков, А. Гетти, Г.

...

Похожие работы:

Диссертация

Стремилова, Ольга Владимировна

Ученая cтепень:

Кандидат социологических наук

Место защиты диссертации:

Хабаровск

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Социальная структура, социальные институты и процессы

Количество cтраниц:

Глава 1. Маргинальность как социальное явление: теоретико-методологические аспекты.

1.1. Понятие маргинальность: история возникновения.

1.2. Маргинальность в американской и европейской традиции.

1.3. Взгляд на проблему маргинальное™ в отечественной социологической литературе.

1.4. Маргинальная структура российского общества.

Глава 2. Мигранты как маргинальный слой в социальной структуре Хабаровского края.

2.1. Мигранты как фактор формирования маргинального социума на Дальнем Востоке.

2.2. Маргинальное пространство Хабаровского края.

2.3. Отношение к мигрантам со стороны местного сообщества как один из факторов сохранения состояния маргинальное™.

2.4. Маргинальная ситуация и конструктивные формы выхода из состояния маргинальное™.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Маргинальные слои в социальной структуре российского общества"

Актуальность темы исследования.

Перемены, сопровождающие изменение устоявшихся традиций и ценностей привели к резкому изменению социальных ролей и статусов огромного количества людей. Усилилась необходимость точной самоидентификации собственного бытия человека по многим позициям в рамках социума. Лишившись привычных ролей и функций, социальные группы и отдельные индивиды попали в состояние неопределенности, промежуточности. В социологической литературе это трактуется понятием маргинальности.

В центре нашего внимания - исследование поведения мигрантов как маргинального слоя.

Самой злободневной и актуальной проблемой, возникшей в связи с маргинализацией, явилась проблема адаптации в новой среде для мигрантов. Маргинальный статус мигрантов обуславливается тем, что переезд в Россию позволяет снять культурную маргинал ьность (осуществляется смена социального окружения, люди становятся «типичными » по своим этническим характеристикам и образу жизни), однако, теряя важнейшие ресурсы, они переходят в ситуацию структурной маргинальности. Значительная нисходящая мобильность, неопределенный правовой статус, недостаток ресурсов для жизнеобеспечения, невозможность применить профессиональные знания и опыт также создают маргинальность промежуточности, переходности, трансформации базового социального статуса.

Помимо объективных факторов, характеризующих современную общественную ситуацию, актуальность темы обусловлена потребностью в разработке новых теоретических моделей, которые позволили бы изучать и объяснять практические проблемы современного этапа общественного развития Хабаровского края. Это в значительной степени сориентировало наше исследование относительно его содержания и направленности. Интенсивные процессы маргинализации, характерные для Хабаровского края, наряду с общероссийскими факторами обусловлены еще и рядом региональных факторов: исторически сложившимися активным переселением, колонизацией и пенитенциарными процессами на Дальнем Востоке. В связи с этим население Хабаровского края формировалось в прошлом и пополняется в настоящее время за счет маргинальных социальных элементов - беженцев, мигрантов, сезонных рабочих, вынужденных переселенцев и т.п.

Процессы миграции в Хабаровском крае, с одной стороны, обостряют проблемы занятости, с другой стороны, актуализируют проблему безработицы. Притом, что наиболее образованные активные и твердостоящие кадры покидают Дальний Восток, переезжая на запад страны, их места заполняют малообразованные мигранты. Связано это с тем, что ситуация на рынке труда складывается так, что существующая структура экономики не нуждается в трудовых ресурсах с высокой квалификацией, вакантными остаются рабочие места с тяжелыми условиями труда и относительно невысоким заработком.

Сегодняшнюю социальную ситуацию вполне можно назвать маргинальной, поскольку в ее основе пограничное, промежуточное положение, в котором оказалось общество и все его элементы в результате разрушения одной системы и попыток формирования другой. В силу отдаленности Хабаровского края от центра маргинализация более специфична, что делает ее изучение наиболее интересным и актуальным, и обуславливает выбор данной исследовательской темы.

Степень научной разработанности проблемы

Понятие «маргинальность » был введен в социологический оборот в 20-е годы XX века одним из видных представителей Чикагской школы Р.Э. Парком. Р. Парк употреблял этот термин для обозначения проблем социокультурной адаптации мигрантов, оказавшихся в новом, непривычном для себя социальном и этнокультурном пространстве. Применяя термин «маргинальность » в своих работах1 наряду с такими понятиями как «девиантность », «аномия », считал, что он (термин) отражает такое положение индивида в социуме, при котором личность, будучи включена в производственную деятельность, оказывается полностью исключена из культурной сферы.

Последующие исследователи проблемы маргинальности и маргиналов (Э. Стоунквист, Т. Шибутани)" продолжили развитие линии Р. Парка в подходе к анализу данного феномена, акцентируя при этом свое внимание на межрасовых и этнических аспектах проблемы. Следует отметить, что они изучали маргинальность в рамках социологии и социальной психологии, где данный феномен исследовался в качестве результата различных миграционных процессов, происходящих в обществе. Этому подходу присуща известная доля психологизма, связанная с проблемой приспособления (социализации) маргиналов в обществе и к его институтам, с восстановлением утраченных социальных и культурных связей и ролей в нем. В социологическом плане такая интерпретация маргинальности близка к позиции Э. Дюркгейма 3 в его понимании состояния аномии , как последствия разрыва социальных связей между людьми, человеком и обществом. Он изучал неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных установок индивида в контексте общественной системы норм и ценностей. Подход к проблеме маргинальности, как к явлению вторичному, сопровождающему различные, в большинстве случаев - локальные, социальные процессы, остается превалирующим в изучении данного феномена.

В общественных науках сложилось несколько тенденций в восприятии и понимании проблемы маргинальности. Это, во-первых, американская школа, продолжающая изучать маргинальность, акцентируя внимание на культурном конфликте при переходе из одной социальной общности к другой как источнике формирования маргинального типа личности. К примеру, традиции

1 Park R.E. Human Migration and the Marginal Man // American Journal of Sociology. - Chicago, 1928. - Vol. 33, №6. P. 881-803; Park R.E. Race and culture. - Glencoe: Free press, 1950.-403 p.

2 Stonequist E.V. The Marginal Man. A Study in personality and culture conflict. - New York: Russel & Russel, 1961. 228 p.; Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Доиу: Феникс, 1998. 544 с.

J Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - M.: Наука, 1991. 574 е.; Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / пер. с фр. Ильинского. - М.: Мысль, 1994. 339 с.

Парка и Стоунквиста продолжили А. Антоновски , М.Голдберг, Д. Головенски, Н. Дики-Кларк, А. Керкхофф, И. Краусс, Т.Уиттерманс, Р. Мертон 1 и другие исследователи, сосредотачивающие внимание, прежде всего на психосоциальном влиянии на личность двусмысленности статуса и роли, которые возникают при столкновении (конфликте) культур.

В европейской литературе использование термина «маргинальность » относится к 60-70 годам XX века и получает несколько иное значение. Французские исследователи (А. Фарж, А. Турен, Ж. Леви-Стрэнже) понимают маргинальность как результат конфликта с общепринятыми нормами, как особую форму социального протеста. Немецкие и английские социологи (Я. Штумски, А. Прост, К. Рабан) рассматривают данное явление как следствие социально-экономического деклассирования. В данном случае к маргиналам относят аморфный конгломерат групп, находящихся на самой низкой ступени социальной иерархии, потерявших возможность активно участвовать в социальной жизни, контролировать общественные отношения и тем самым влиять на собственные условия жизни.

Таким образом, маргинальность в европейской социологии описывается главным образом как структурная (социальная). Как правило, главным объектом исследования маргинальное™ становятся так называемые социально-изолированые группы в структуре общества.

В отечественной науке проблема маргинальности вплоть до середины 80-х годов XX века рассматривалась как социальная патология. Термин имел негативную окраску, и уже само определение маргинальности нацеливало общество на борьбу с ней. Основное внимание в научных работах уделялось люмпенам, пауперам и их месту в социальной структуре Советского Союза. К

1 Antonovsky Л. Toward a refinement of }