Тургенев о заимствовании иностранных слов. Сохранение чистоты родного языка помогает глубже узнать традиции народа. Высказывания о языке

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! - Не будь тебя - как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? - Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

1882. Русский язык. Соч., т. X, стр. 333.*

* (И. С. Тургенев. Сочинения. Ленгиз, 1930 - 34. Все ссылки, кроме особо оговариваемых, даются по этому изданию. )

Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

Еще один последний совет молодым литераторами одна, последняя просьба...

А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками <...> Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! - Даже тем, которым не по вкусу "философские отвлеченности" и "поэтические нежности", людям практическим, в глазах которых язык не что иное, как средство к выражению мысли, как простой рычаг, - даже им скажу я: уважайте, по крайней мере, законы механики, извлекайте из каждой вещи всю возможную пользу!- А то, право, пробегая иные вялые, смутные, бессильно-пространные разглагольствования в журналах, читатель невольно должен думать, что именно рычаг-то вы заменяете первобытными подпорками, - что вы возвращаетесь к младенчеству самой механики.

1868 - 1869. По поводу "Отцов и детей". Соч., т. XI, стр. 468 - 69.

У нас еще господствует ложное мнение, что тот-де народный писатель, кто говорит народным язычком, подделывается под русские шуточки, часто изъявляет в своих сочинениях горячую любовь к родине и глубочайшее презрение к иностранцам... Но мы не так понимаем слово "народный". В наших глазах тот заслуживает это название, кто, по особому ли дару природы, вследствие ли многотревожной и разнообразной жизни, как бы вторично сделался русским, проникнулся весь сущностью своего народа, его языком, его бытом.

Повести, сказки, и рассказы казака Луганского. Соч., т. XII, стр. 104.

Но зачем он (Л. Толстой) толкует о необходимости создать какой-то особый русский язык? Создать язык!! - создать море. Оно разлилось кругом безбрежными и бездонными волнами; наше писательское дело - направить часть этих волн в наше русло, на нашу мельницу!

Из письма к А. Фету от 6/VIII - 1871 г. 2

И что ему была за охота откапывать мои давным-давно мертвые стихи! Но более всего мне досадно то, что, по его словам, я писал повести по-французски, по-немецки, по-английски! Чорт знает, что за чепуха! Я никогда ни одной строки не написал для печати не по-русски. - Да и как это писать не на своем языке?!

Из письма к А. Топорову от 24/V - 1875 г. 3

Я никогда, ни одной строки в жизни не напечатал не на русском языке; в противном случае я был бы не художник, - просто - дрянь. Как это возможно писать на чужом языке - когда и на своем-то, на родном, едва можно сладить с образами, мыслями и т. д.!

Вы... думаете, что я мог написать хоть одну строчку на другом языке, кроме русского?! Так вы меня позорите?! Для меня человек, который считает себя писателем и пишет не только на одном - притом своем родном языке - мошенник и жалкая, бездарная свинья.

ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

ЗА ЧИСТОТУ ЯЗЫКА, ЗА ЯСНОСТЬ И ТОЧНОСТЬ ВЫРАЖЕНИЯ

Стихотворение г. Бенедиктова "Три искушения". Вот так стихи! Вот так поэзия!.. Очи - небо , брови - радуги , вежды - облака , ресницы - иглы , все чело - свод неба , повитый мглой, из которой струится дождь и град и блещут молнии... А в кудрях целый мир мог бы утонуть, - шутка сказать, целый мир!.. Извиты, перевиты, как змеи лютые, черны, как ковы зависти, как думы сатаны. Да то ли еще... те кудри... Но лучше повторим: не грех и повторить!

Та черная коса, те локоны густые. Их волны, пряди их и кольца смоляные. Когда б раскинуть их, казалось бы, могли Опутать, окружить, обвить весь шар земли, И целая земля явилась бы черницей. В глубоком трауре, покрыта власяницей...

Каково? Что может быть сильней, образней, грандиозней?.. Но позвольте!.. я что-то странное чувствую! Чувствую я в себе страстное желание может быть, даже призвание воспеть... что бы вы думали?., кудри! кудри, воспетые г. Бенедиктовым...Конечно, дерзость неслыханная, но уже раздумывать поздно - я ничего не слышу, ничего не вижу... я пою...

Те кудри черные... когда б отрезать их, Преступно посягнув на их несокрушимость... Соткать на них чехол из нитей дорогих - В нем бешеных кудрей сковать необозримость - И взбив перину ту, в длину и ширину, Чрез степи жаркие, чрез влажную волну, Чрез горы и леса, постлать ее по миру, - Все человечество могло б на них заснуть, В душистом их пуху блаженно утонуть, И - гордо близостью к надзвездному эфиру, - Увидеть райские, пленительные сны Про кудри, черные как думы Сатаны, Как ковы зависти, про очи огневые, Про радугу бровей и перси наливные...

Нет! не то, далеко не то!.. Воображение отказывается выдумать что-нибудь грандиознее картины целого мира, опутанного одною женской косой, и оттого превратившегося в черницу в глубоком трауре... Куда новой, натуральной школе!., далеко ей до таких картин!..

Вот то ли дело старая реторическая школа!.. Вообще, стоит прочесть III том "Новоселья", чтоб убедиться в превосходстве старой реторической школы пред новой натуральной!

1846. Рецензия на сб. "Новоселье". Соч., т. XII, стр. 64, 65, 66.

Старайтесь... быть как можно проще и яснее в деле художества; ваша беда - какая-то запутанность, хотя верных, но уже слишком мелких мыслей, какое-то ненужное богатство задних представлений, второстепенных чувств и намеков.

Из письма к К. Леонтьеву от 11/II - 1855 г. 6

У меня на-днях был Фет, с которым я прежде не был знаком. Он мне читал прекрасные переводы из Горация. Иные оды необыкновенно удались, - напрасно только он употребляет не только устарелые слова, каковы: "перси" и т. д., но даже небывалые слова вроде: "заводи" (завиток), "ухание" (запах) и т. д. Я всячески старался ему доказать, что "ухание" так же дико для слуха, как, например, "получие" (от благополучия).

Из письма к С. Аксакову от 5/VI - 1855 г.. 7

Присланное тобою стихотворение чрезвычайно мило и пластично, и не поместив его, г-н К., только лишний раз (уж точно лишний) доказал, какой он непроходимый олух. Стихотворение это, по моему мнению, так хорошо, что я решаюсь указать тебе на три пятнышка, которые одни лишают твое произведение совершенной безукоризненности. А именно, во втором куплете: "искала холма" - положительно нехорошо, неграциозно и возбуждает комические представления; - в 10-м куплете: "свистнул", - о "свисте" было уже сказано в 3-м куплете - повторение это отзывается бессилием - между тем, как во всем остальном краски так ярки;- и наконец в последнем куплете эпитет: "ветряный", не хорош, как диссонанс - тут нужна реальная краска - а не слово в роде "легкомысленный". - Не смею тебе советовать, но на мой вкус - "яростный", "бешеный" - был бы лучше этого слабого "ветряный".

Милый Яков Петрович, я только что собирался отвечать тебе на твое первое письмо, как пришло второе, с двумя стихотвореньями. Скажу тебе тотчас, что первое, где является мертвый мужичок, весьма замечательно, даже поразительно - и по-моему, требует только несколько маленьких поправок-а именно:

а) "Судороги... жар" - а несколько ниже: "судорожный гнев" - ненужное повторение.

б) Главное - "И не я... мой вздох" - не хорошо, имеет какую-то комическую сторону. Оставь "вздох" - только в стихе:

"Вздох мой тяжкий твоего ребенка", и т. д.

"Незабвенный прах" - имеет что-то реторическое и неестественное в устах мужика.

В самом стихотворении меня все-таки смущают некоторые неточности и неясности образов: напр.,

"Роняя слезы в океан"

Во-первых: какой океан? - Не Балтийское же море, не Финский залив можно величать этим именем. - Оно производит впечатление ложное. - Потом: тучи могут ронять слезы, - а не льдины, которые до половины погружены в воду. - Потом если:

Холодный океан столбами отражает Всю ночь румянец их больной...

если это точно так - то надо это представить нагляднее, - а то я никакой картины не вижу - и даже не могу себе представить, как это океан "отражает" румянец льдин! Наконец:

"Им жаль полярных стран.,. И тянет их на юг..."

Надо бы во всяком случае сказать: им и жаль - и тянет; - а то выходит несообразность, как если б я сказал: "я сижу на кресле и стою на полу". - Да и к чему тут олицетворение льдин? - Оно не имеет никакого дальнейшего применения.

Любезный друг Яков Петрович, я очень рад, что мои "Мощи" тебе понравились; будем надеяться, что и публика оправдает твой вердикт.

Вполне одобряю твое распоряжение на счет корректуры. Хотя слово "умный" в смысле "умственный" везде употребляется священным писанием (умные очи и т. д.) и слышалось мною не раз в устах простых людей, но для избежания недоразумения, прошу тебя этот эпитет выкинуть. - Тем легче это сделать, что Лукерия говорит: "а мысленный, умный грех, батюшка", - оставь один эпитет: "мысленный".

В разговорах вы вкладываете в уста лиц часто не те слова, которые они в данном случае должны вымолвить, а те, в которых выражается то, что вы, автор думаете о них и что иногда совершенно справедливо, но не уместно... Разговоры вообще немного длинны.

Позвольте также сказать два слова о вашем языке. - Мне, как старому словеснику, он является слишком небрежным. - Фразы, подобные той, которая находится на 32-й стр. и начинается словами: "Буржуазному духу нашего времени" - извините за резкость выражения - непозволительны. - "Подернутость интеллигенции идеализмом, который является реакцией материализма" - может только отбить охоту у читателя, тем более, что мысль, которую вы намеревались выразить, принадлежит к числу обыкновенных и не нуждалась в таких уснащиваниях.

О ЯЗЫКЕ И СЛОГЕ НЕКОТОРЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Как бы то ни было, заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого.

1880. Из речи, читанной в публичном заседании общ-ва любителей российской словесности, по поводу открытия памятника А. С. Пушкину. Соч., т. XII, стр. 235.

Возвратимся к Пушкину... нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык, и что нам и нашим потомкам остается только итти по пути, проложенному его гением. Из вышесказанных нами слов вы уже могли убедиться, что мы не в состоянии разделять мнения тех, конечно добросовестных, людей, которые утверждают, что настоящего русского литературного языка вовсе не существует; что нам его даст один простой народ, вместе с другими спасительными учреждениями. Мы, напротив, находим в языке, созданном Пушкиным, все условия живучести: русское творчество и русская восприимчивость стройно слились в этом великолепном языке, и Пушкин сам был великолепный русский художник.

Именно: русский!

Там же, стр. 229 - 230.

Росказни Казака Луганского обратили на себя всеобщее внимание читателей русским складом ума и речи, изумительным богатством чисто-русских поговорок и оборотов... Слог... чисто русский, немножко - мешковатый, немножко - небрежный (и нам крайне нравится эта мешковатость и небрежность), но меткий, живой и ладный... Иногда, правда, казак балагурит немного, щеголяет "словечками"... но за кем греха не водится!

Повести, сказки и рассказы казака Луганского. Соч., т. XII, стр. 105.

Скажу еще несколько слов о слоге "Записок" г. А-ва. Слог его мне чрезвычайно нравится. Это настоящая русская речь, добродушная и прямая, гибкая и ловкая. Ничего нет вычурного и ничего лишнего, ничего напряженного и ничего вялого - свобода и точность выражения одинаково замечательны. Эта книга написана охотно и охотно читается. Я уже неоднократно замечал, как мастерски умеет г. А-в описывать (некоторые отрывки были помещены в апрельской книжке "Современника"). ...то, что он видит, видит он ясно, и твердой рукой, сильной кистью пишет стройную и широкую картину. Мне кажется, что такого рода описания ближе к делу и вернее: в самой природе нет ничего ухищренного и мудреного, она никогда ничем не щеголяет, не кокетничает; в самых своих прихотях она добродушна. Все поэты с истинными и сильными талантами не становились в "позитуру" пред лицом природы; они не старались, как говорится, "подслушать, подсмотреть" ее тайны; великими и простыми словами передавали они ее простоту и величие: она не раздражала их, она их воспламеняла; но в этом пламени не было ничего болезненного.

1853 Записки ружейного охотника Оренбургской губ. С. А-ва. Соч., т. XII, стр. 170.

Любезнейший В. П. посылаю тебе под бандеролью полученного мною же сегодня же (и прочтенного) Минина <...> ...написанный превосходнейшим языком... Язык - образцовый. Эдак у нас еще не писали.

А "Воевода" Островского меня привел в умиление. Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него! Последний акт (особенно где воевода бегает за своей невестой, чтобы защекотать ее насмерть) плох; но 2-й и 3-й - это совершенство! Какая местами пахучая, как наша русская роща летом, поэзия! Хоть бы в удивительной сцене "Домового". Ах, мастер, мастер этот бородач! Ему и книги в руки. Вот уж у него нет "изыскан! мелкой букашки", de la petite bete, как говорят французы.

Из письма к И. Борисову от 16/1II - 1865 г. 15

Семейство Александра Ивановича Герцена прислало мне сборник его посмертных произведений, изданный в Женеве. Попадаются истинные перлы... В характеристике людей, с которыми он сталкивался, у него нет соперников. Когда он чисто "сочиняет", чувствуется, при всем блеске формы, постоянная напряженность. Язык его, до безумия неправильный, приводит меня в восторг...

Из письма к П. Анненкову от 18/Х - 1870 г. 16

Русскому классику И.С Тургеневу принадлежат слова:"Берегите чистоту языка, как св??тыню!никогда не употребляйте иностранных слов.Русский язык так богат и гибок,что нам нечего брать утех,кто беднее нас".Вы согласны с писателем?Может быть,хотите поспорить?Пожалуйста! Выразите своё мнение в сочинении-рассуждении.

Ответы:

Русскому классику И.С. Тургеневу принадлежат слова: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Многие согласятся, что эти слова уместны и в настоящее время. Богатство русского языка никуда не исчезло, но порою возникает ощущение, что потерян ключ от сокровищницы, где оно хранится. За последние 20 лет в русском языке появилось множество иностранных слов(менеджер, мерчендайзер, рисепшен). Конечно такие слова режут слух и становится немного обидно, почему мы русские не смогли найти в своём языке подходящих слов, чтобы обозначить, например, должность менеджера или дистрибьютора? Но, возможно, повода для тревоги, как такового нет? В русский язык ещё прежде входили иностранные слова. Во времена татаро-монгольского нашествия, 12-14 вв., русские переняли у ордынских племён элементы одежды, бытовые предметы, частично, манеру управления обществом и, как следствие, в русский язык вошли слова татарского происхождения(армяк, кафтан, колпак, сундук, сарай, кабак, кулак, кат, казна). Но русский язык не слился с иными(тюркскими) языками, не был ими поглощён. Некоторые иностранные слова не прижились, другие видоизменились и стали родными, нашими. Сейчас редко кто задумывается, что такие привычные слова, как кулак, кабак не являются исконно русскими. Успешно пройдя испытание востоком, русский язык в 18-19 вв. снова подвергся значительному влиянию с европейской стороны. Всё началось с Петра I, который ввёл в моду на всё европейское и повелел учиться у Европы уму-разуму. Сразу вспоминается, что в дворянском сословии было принято общаться между собой на французском языке. Некоторые представители высшего света почти не знали русского. Гувернёры, приглашённые воспитывать дворянских детей, в основном, были французами, и разговаривали со своими подопечными исключительно по-французски. Это было уже не проникновением отдельных иностранных слов в русский язык, а настоящая экспансия. Если французский был в ходу в светских беседах, в разговорах о культурных явлениях, кулинарии, то немецкий был широко распространён в научных кругах. И что же? Это непростое для русского языка время дало нам гениев русской литературы Пушкина(кстати он широко использовал в своих произведениях иностранные слова- боливар, денди, антраша), Гоголя, Достоевского, Тургенева. 19-й век назовут Золотым веком русской культуры. Снова русский язык с честью выдержал испытание, став ещё сильнее и богаче. Нечто подобное происходит с нашим языком сейчас. На этот раз в русский хлынули англоязычные слова, в основном, американского происхождения. В советское время экономика, как известно, жёстко контролировалась государством, все учреждения были государственными, но рухнул советский союз в стране бурными темпами начал развиваться бизнес(преимущественно по американской модели) и сразу оброс многочисленными американскими словами. Не все из них украшают русский язык, но угрозы ему, хочется верить они не нанесут. Слово мерчендайзер вряд ли приживётся в нашем языке, а слово менеджер уже успело стать привычным для слуха, своим и используется в различных словосочетаниях(менеджер продаж, менеджер по кадрам). Получается, в использовании иностранных слов нет угрозы русскому языку? Пока жив народ, есть национальное самосознание будет жить и язык. Только почему-то становится обидно за родную словесность, когда мэра называю сити-менеджер, денежный перевод- транш, а агенство по уборке помещений клининговая компания. Хочется воскликнуть не употребляйте бездумно иностранные слова! Давайте беречь чистоту русского языка!










Появляются новых реалий(культур, обычай, обрядов, исторические факты), новых предметов; новые понятия (маркетинг, паблисити, брэнд); появление новых слов, обозначающих явления которые и ранее присутствовали в жизни общества, но не имели соответствующего обозначения. появление нового слова обозначающего то, что прежде называлось при помощи при помощи словосочетания; изменение социальной роли предмета (офис - контора, сбербанк - прежде сберкасса); влияние иностранной культуры. Причины заимствований




Освоение в разные эпохи русским языком иноязычных слов отражает историю нашего народа. Экономические, политические, культурные контакты с другими странами, военные столкновения наложили свой отпечаток на развитие языка. Освоение иноязычных слов русским языком





Большую часть заимствований составляют заимствования из других славянских языков, составляющие до 10 % лексики русского языка. Другую группу заимствований составляют слова тюркского происхождения тюркизмы. Поздние заимствования представляют прочие языки. Употребление заимствований










Добрый ивнинг, уважаемые телевьюеры, уотчеры и лукеры. Начинаем вечерний бродкастинг ньюзостей. В бегининге - шортовый брифинг основных тудэйных ивентов. Партисипация российских хаки- плэйеров в чемпионшипе "Голден Шайбен" увенчалась нашей викторией. Счет финального гейма - thr-и один.



«Берегите чистоту языка, как святыню!

Никогда не употребляйте иностранных слов.

Русский язык так богат и гибок,

что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»

И.С.Тургенев

Мы живем в век новых технологий. То, что когда-то было мечтой для человека - стало реальностью. Чтобы отправить почту в любую точку планеты, занимает у нас несколько секунд. Видеозвонки и трансляции в прямом эфире теперь доступны каждому.

Города объединяются в мегаполисы, страны в союзы, а значит, неизбежно объединяются и национальные языки. Так рождается новая, смешанная культура. И именно в это время очень важно, не потерять свою индивидуальность, сохранить исторические традиции и самобытность народа.

Все чаще в наш язык проникают новые, иностранные слова. Со временем они заменяют наши исконно-русские, а иногда и вовсе устаревают или выходят из оборота.

В переписке мы часто пишем ОКЕЙ (или его усовершенствованная форма ОК). «Окей» — общеупотребительное выражение, ставшее международным, означающее согласие. Это сокращение стало заменять нам наши русские слова, несущие в себе гораздо больше информации. Сухое короткое « ОК» совсем не передает эмоций собеседника. Например, русское «ладно» означает «спокойно», «мирно», «в ладу», «в порядке», «дельно». А слово «хорошо», «правильно» или «здОрово» и пояснять не надо!

Еще одним часто используемым иностранным словом является Light. Лайт (Lite) — это «облегчённый» в переводе с английского. Оно стало использоваться в промышленных масштабах, в основном, к низкокалорийным продуктам и напиткам. Например, Сыр Light, Pepsi Light.

Также используется к объяснению легкого действия, степени прожарки мяса, содержанию сахара и прочее. Это слово настолько «обрусело», что имеет свои производные - прилагательное «лайтовый», наречие «лайтово». Неужели наши родные «легко», «воздушно», «невесомо», «нежно» перестали передавать нужный оттенок?

А как богат русский язык прилагательными! Английское слово «Blue» означает все оттенки синего и голубого. А в русском кроме «синего» есть и лазурный, и небесный, и аквамарин, и сапфировый, и лазоревый, и васильковый, и голубой.

В нашем языке очень много выразительных средств: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, аллегории и т.д., которые помогают составлять более красочные и выразительные предложения.

Но странно, что когда нас просят описать что-то или дать свою оценку, мы отвечаем: «норм», «круто», «вау», «супер»; а между тем, могли бы сказать: «потрясающе», «волшебно», «невероятно».

Но случается и такое, что мы сами не знаем объяснения и перевода используемого иностранного слова. Я провела социальный эксперимент и попросила людей на улице объяснить значение одного набирающего популярность среди молодежи слова «Хайп» и образованного от него глагола «Хайпить». В английском языке это слово означает набирать быстро популярность, создавать «шумиху» на каких-то событиях. Но как ни странно, правильно объяснить его смогли лишь 10% человек. И хочется задать вопрос: как же мы можем употреблять это слово, если даже не знаем его точного значения?

Русский язык - это не просто культурная ценность, но и крепкая цепь, которая связывает воедино поколения. Наш язык - настоящее богатство, которое нельзя измерить и оценить. Сохранение чистоты родного языка помогает глубже узнать историю своей страны, традиции своего народа. Это особенно важно в наши дни, когда в повседневной жизни у нас чаще присутствуют иностранные слова, а в переписке сокращения из нескольких букв.

И я считаю, что если каждый из нас будет стараться чуть меньше употреблять иноязычные слова, заменяя их русскими синонимами, наш язык останется поистине «Великим и могучим, правдивым и свободным», как писал И.С.Тургенев.

Дарья Капшитарь , 9А класс, Шайковская школа №2 Кировского района Калужской области

Русский Язык.

Как много на нём написано.

Какие бесценные произведения написали русские писатели и поэты.

Посмотрите их мысли о нашем Великом языке.

Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. –

И. Тургенев

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. И. И.Тургенев

Всякий материал - а язык особенно - требует тщательного отбора всего лучшего, что в нем есть,- ясного, точного, красочного, звучного и дальнейшего любовного развития этого лучшего.

М. Горький

Язык есть вековой труд народа. В. Даль.

Язык растет вместе с культурой.

Толстой А. Н.

Богатство языка есть богатство мыслей.

Карамзин Н. М.

Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке и бедном языке.

Толстой А. Н.

Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка.

Гердер И.

Язык - это орудие мышления... Обращаться с языком кое-как - значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

Толстой А. Н.

«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Н.В. Гоголь

Слово дано людям только для того, чтобы благословлять, благодарить, объединяться в справедливости, мудрости, любви. Слово дано людям не для того, чтобы ослабить или уничтожить (унизить) других. Его роль – поддержать падающего и поднять упавшего, дать свет тому, кто бродит в темноте, указать дорогу потерявшемуся в пути».

(О.М. Айванхов. Золотые правила ежедневной жизни)

«…Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть».

А. Герцен

Василий Никитич Татищев

«Подлинно же славяне задолго до Христа и славяно-руссы собственно до Владимира письмо имели, в чём нам многие древние писатели свидетельствуют и, во-первых, то, что вообще о всех славянах рассказывается».

«История Российская»

Михаил Васильевич Ломоносов

«Я приметил здесь, что от господина Миллера пропущен самый лучший случай к похвале Славенского народа. Ибо как известно, что Скифы Дария Персидского царя, Филиппа и Александра царей Македонских, и самих Римлян не устрашились, но великие им отпоры чинили и победы над ними одерживали, то посему легко заключить можно, что народ Славенский был весьма храбрый, который преодолел мужественных Скифов и с пространных селений выгнал, чего ему без великих сражений и знатных побед учинить нельзя было. Правда, что господин Миллер говорит: прадеды ваши от славных дел назывались Славянами; но сему во всей своей диссертации противное показать старается, ибо на всякой почти странице Русских бьют, грабят благополучно, Скандинавы побеждают, разоряют, огнём и мечём истребляют; Гунны Кия берут с собой на войну в неволю. Сиё так чудно, что ежели бы господин Миллер умел изобразить живым штилем, то бы он Россию сделал столь бедным народом, каким ещё ни один и самый подлый народ ни от какого писателя не представлен.

4. Вторая из главных частей сей диссертации пишет о Славенском народе, которого приход в здешние места поставляет господин Миллер весьма поздно, чему противное показывают Славенские имена старинных городов Российских, так что ежели Славяне пришли в здешние земли в 4 веке, то оные города должны были иметь Славянские имена прежде прихода Славян в оные места, что отнюдь быть не может. Что Славенский народ был в нынешних Российских пределах ещё прежде Рождества Христова, то неоспоримо доказать можно.

5. Варягов не почитает господин Миллер за народ Славенский, однако, что они происходили от Роксолян, народа Славенского, и прошли с Готфами, Славянами ж, от Чёрного моря к берегам Балтийского; что говорили языком Славенским, несколько от соединения со старыми Геманцами испорченным, и что Рурик с братьями был сродственником князьям Славенским, и для того в Россию призван на владение, сие всё из самой сей диссертации заключить, а из других оснований весьма довольно доказать можно.

6. … «И Российский перевод, который он по большей части по своему переправлял, исполнен несносными погрешностями, которые ясно показывают, что он не такой великий знаток Российского языка, что бы он мог поправлять за природными Россиянами, как он о себе хвастал в кичливом своём, однако опроверженном, предисловии к Сибирской Истории, которая, как я думаю, едва ли не меньше недостатков имеет, как настоящая диссертация».

«Замечания и возражения на речи академика Миллера „Происхождение народа и имени Российского”»

Егор Иванович Классен

«… Русская история начата с такого периода, когда Русь представляла огромное звено, сильный народ, заселивший собой уже несколько сот тысяч квадратных вёрст; богатый торговлей и промышленностью и разделённый на два главных государства, кроме нескольких малых...

Тут уже нет мифологического лица, поставленного родоначальником народа; нет сказочных исполинов с волшебным оружием; нет волчицы – воспитательницы, не поставлен в праотцы Юпитер или Плутон, или какое-либо земноводное чудовище. – Нить Русской истории начинается с того периода, когда Россия представляет собой уже огромное политическое тело, свидетельствующее своей огромностью, так и своим разладом, что оно существовало за много веков до этого периода».

«Древнейшая история славян и славяно-руссов»

«Действительно Славяне-руссы, как народ, ранее Римлян и Греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих об их там пребывании и о древнейшей их письменности, искусствах и просвещении. Памятники пребудут навсегда неоспоримыми доказательствами; они говорят нам о действиях наших предков на языке, нам родном, составляющем прототип всех славянских наречий, сливающихся в нем, как в общем своем источнике».

«Новые материалы для древнейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до Рюриковского времени в особенност

О РУССКОМ ЯЗЫК

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

А. Куприн

«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».

В. Белинский

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

И. Тургенев

«Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и - что всего обиднее - эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности».

Н. Лесков

«Пред вами громада - русский язык!».

Н. Гоголь

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плёл народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь».

А. Толстой

«Языка нашего небесна красота не будет никогда попранна от скота».

М. Ломоносов

«Нравственность человека видна в его отношении к слову».

Л. Толстой

«Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной».

П. Вяземский

«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».

М. Шолохов

«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни».

К. Ушинский

«Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

И. Тургенев