Что такое семинар для педагогов. Активные формы работы с педагогами

Не будем торопиться с ответом. Современный учитель как никогда ранее нуждается в профессиональном сопровождении. Инновационная программа модернизации российского образования и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ориентированные на компетентностное и профильное образование, изменение его содержания, активное встраивание в образовательное пространство новых информационных технологий, никогда не выйдут на этап практической реализации вне педагога, его понимания сущности проводимых новшеств и принятия идей современного качества образования.

Именно поэтому для педагогов моделируются семинары: теоретические, где роль педагога зачастую пассивно-созерцательная и деятельностные, акцентирующие практическую составляющую и побуждающие к активной познавательной деятельности. Кто-то из мудрых сказал: «Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности приносит самые убедительные результаты». За последние годы в лицее проведен ряд методических семинаров, технологически реализующих идею получения профессиональных знаний и информации через деятельность . Участники семинаров учатся ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструируют свои знания, обучаясь в сотрудничестве, развивают критическое и творческое мышление, совершенствуют профессиональную компетентность. А значит… ««Ну вот, снова идти на семинар», - говорят учителя. Но уже никто их них не собирает ученические тетради, никто не планирует заполнять классный журнал, никто не ищет повода уйти пораньше домой. Получается, что благое дело профессионального обучения и развития кадров этим кадрам нужно!

В качестве примера приводится план семинара, на котором участники знакомятся с перспективной образовательной технологией развития критического мышления учащихся в технике… этой же технологии. Аудитория участников: все педагоги.

Семинар по теме «Технология развития критического мышления учащихся»
«У каждого из нас есть свой любимый способ обучения и любимый стиль работы.
Кто-то относится к ученикам - зрителям…, других можно назвать«аудиоучениками»…
Кто-то «печатно-ориентирован»: учится, читая книги. Кто-то «интерактивен»: учится,
взаимодействуя с другими»
Г. Драйден, Д. Вос «Революция в обучении»

Цель : участники имеют представление о ТРКМ как технологии, ориентированной на компетентностное обучение
Участники : учителя.
Регламент : 1 час.
Форма проведения : семинар-практикум в технике «зигзаг»
Оборудование :

  • информационные материалы по теме семинара;
  • демонстрационная доска.

Ход семинара

1. Информационный блок:

Ведущий: Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, т.е. системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетенции? Компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным - значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Непроявленная компетенция рискует так и остаться скрытой возможностью. Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя выучить иностранный язык, не разговаривая на нем. Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становятся все более актуальными. Именно в этом контексте зависимость общества от школы будет возрастать. Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии. С одной из них, технологией развития критического мышления учащихся мы познакомимся сегодня.

2. Практический блок:

  • Прочитайте текст «Технология развития: технология критического мышления», определите новые для себя понятия (участники семинара читают предложенный каждому из них текст, определяют новые для них понятия и термины ).
  • Обратите внимание на доску. Мы разделили ее на 3 широкие колонки, озаглавив соответственно «знаем», «хотим узнать», «узнали»:

Знаем Хотим узнать Узнали

  • Давайте определим, что мы знаем по теме исходя из вступительного слова ведущего и из прочитанного текста (участники называют известные им сведения и факты, а ведущий записывает их в первую колонку).
  • Что хотим узнать? (очевидно, участники скажут, что им неизвестны понятия «базовая модель урока», «модельные уроки», «кластер», «синквейн» . Ведущий заносит их во вторую колонку ).
  • Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, мы воспользуется приемом взаимообучения. Участники делятся на группы по 4 человека, причем каждому присваивается номер: 1,2,3 или 4. Разделим материал, подлежащий изучению на 4 части. Первые номера каждой группы будут отвечать за 1-ю часть, вторые - за вторую и так далее. Сформируем группы первого состава: для этого все первые номера образуют 1-ю группу, все вторые номера - 2-ю группу, все третьи номера - 3-ю группу, все четвертые номера - 4-ю группу. Каждая группа изучает свою порцию учебного материала и готовится к ее объяснению остальным участникам семинара. Время работы в группах первого состава 15 минут.
  • (все участники собираются вместе и формируются группы второго состава ). Образуйте группы таким образом, чтобы в каждой был участник с номером 1, участник с номером 2, участник с номером 3 и участник с номером 4. Задача каждого участника нового состава группы состоит в том, чтобы дать информацию по своей порции учебного материала, т.е. научить друг друга. Время выполнения задания 20 минут.
  • (все участники вновь собираются в одной аудитории для проведения рефлексивной стадии ). Переходим к третьей колонке нашей таблицы: «узнали». Запишите, какую информацию вы получили из запрашиваемой во 2-й колонке, причем располагать ответы надо параллельно соответствующим вопросам 2-й колонки, а прочую информацию (спросить о которой раньше просто не пришло в голову) надо расположить ниже. Возможны вопросы, которые остались без ответа, это дает возможность продолжить работу на следующем семинаре.
  • Задание для всех участников: составьте синквейн по теме «Технология развития критического мышления» (задание выполняется в парах или группах. Участники читают составленные ими синквейны, которые являются быстрым, но сильным инструментом для рефлекторования, синтеза и обобщения понятий и информации ).

3. Подведение итогов: Технология развития критического мышления учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Готовы ли вы попробовать ее в индивидуальной практике? Отвечая на вопрос, воспользуйтесь приемом «перекрестная дискуссия»:
Я готов применять технологию развития критического мышления учащихся на своих уроках

да нет

Пошаговое выполнение:

  • Заполните левую и правую колонки таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса заголовка;
  • обменяйтесь мнениями со своими коллегами;
  • используя их аргументы, которые кажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы;
  • когда аргументы иссякнут, сделайте выводы.

Хуртова Т. В. Обучающие семинары. Методическая поддержка компетентностного обучения. - Волгоград: «Учитель», 2007.

Хуртова Т. В. Мастер-класс: технология проведения. - Волгоград: «Учитель», 2008.

Агапов И. А. Учимся продуктивно мыслить. - М., Про-Пресс, 2001.

Хуртова Т. В. заместитель директора по НМР лицея № 7 г. Волгограда

Цели тренинга: содействие успешной социально-психологической адаптации молодых учителей.

Задачи:

    Помочь научиться быстро и оптимально устанавливать эмоциональный контакт.

    Создание атмосферы сотрудничества в группе педагогов, формирование уверенности в себе, доверия к людям, принятие коллективных решений.

    Отработка различных способов межличностного восприятия. Осознание педагогами своих личностных особенностей и изменение в позитивную сторону отношения к себе и другому человеку.

    Предоставление возможности молодым педагогам лучше узнать друг друга.

Материалы: памятка для молодых учителей повязка на глаза, листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши, фломастеры.

Цель: Развитие групповой сплоченности
Задачи: развивать эмпатию у участников процесса, умение общаться при помощи вербальных и не вербальных средст

Проведение упражнения «Кто родился в мае…» »………………………… 5мин

    Рефлексия, обсуждение в общем кругу……………………………………..7мин.

    Проведение игры «"Бумажные салфетки" » «Шарик»………………………15мин.

    Рефлексия, обсуждение…………………………………………………………….5мин

    Проведение упражнения-релаксации «Найди свою звезду»….20мин.

    Рефлексия…………………………………………………………………………………..5мин.

    Проведение игры «"Мои коллеги" «Лестница»… «Распредели по порядку» "Ценности" …………………………………………………….15мин.

    Групповая работа "Чувства в педагогике" "Моя первая учительница"

10) Упражнение Чудо конверт «К.У.Б.О.У»…………………………………………………………..15мин.
11) Рефлексия, обсуждение……………………………………………………........7мин.

12.) Реласациия
12) Рефлексия, по итогам всего тренинга………………………………………10мин
Ожидаемый результат: Развитие рефлексивных особенностей, снятие напряжения, развитие эмпатии, сплоченности в группе.

1. Упражнение «Кто родился в мае…»

Группа рассаживается по кругу. Учителям объясняется, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Называется личностное качество или описывается ситуация и участники, по отношению к которым справедливо высказывание, выполняют определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами». Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:

– у кого голубые глаза – трижды подмигните;
– тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
– кто родился осенью, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
– кто любит кошек, трижды промяукайте;
– у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;
– кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул;
– у кого есть веснушки, пробегите по кругу;
– замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;
– пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;
– тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;
– у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
– кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
– кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;
– тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это делается;
– кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!».

2. Вступительное слово

«Все люди отличаются друг от друга. Отличаются своим восприятием окружающего, отношением к тому, что происходит вокруг них. Разные люди имеют разные способности к адаптации к новым жизненным условиям, к коллективу тех сотрудников, которые их окружают. Одному человеку для того, чтобы чувствовать себя уверенно в новом коллективе, на новой работе необходимо небольшое количество времени, другому человеку, напротив, этого времени нужно намного больше. Но, так или иначе, все педагоги, пришедшие впервые в учреждение, сталкиваются с проблемами и всем необходим адаптационный период для того, чтобы приспособиться к новым условиям жизнедеятельности. Некоторые молодые учителя описывают период своей адаптации к учреждению как сложный, напряженный. Другие наоборот отмечают, что им было довольно легко адаптироваться к новым условиям. Давайте попытаемся вспомнить, что происходило с вами, когда вы впервые попали в нашу школу. Попытайтесь вернуть те ощущения, которые вы испытывали, вспомните о своих переживаниях. После этого подумайте, что изменилось сейчас. Можно ли сказать, что вы приспособились к специфическим условиям вашей деятельности, изменилось ли ваше отношение к своей работе, ваше восприятие происходящего».

Психолог предлагает высказаться об этом в кругу.

Высказываются как молодые педагоги, так и педагоги, уже проработавшие в данной школе несколько лет.

Высказываясь, стараться обращать внимание на следующие вопросы:

    На что я обратила внимание, придя первый раз в данную школу?

    Какие чувства я испытывала при этом?

    Что я обо всем этом подумала?

    Как изменились сейчас мои первоначальные представления?

Итак, социально-психологическая адаптация сотрудника представляет собой процесс включения специалиста в новый трудовой коллектив.

Упражнение 2 . 4. Бумажные салфетки

Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи,

Упражнение «Шарик» (работа с гневом). Цель: помочь осознать, как можно контролировать гнев. Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался. Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваш гнев или злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.) Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.) Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь. Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями» (Участники выполняют задание.) Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается) А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.) Так и человек должен учиться управлять своим гневом для того чтобы не навредить окружающим людям и себе. А теперь давайте попробуем, научиться управлять гневом, и для этого выполним одно из многих упражнений. 3. Упражнение «Дыхание»

Упражнение "Мои коллеги"
Цель упражнения : развитие средств эффективного общения учителей между собой.
Психолог предлагает проиграть в группе следующую ситуацию: учитель обращается к своему коллеге с просьбой подменить его в течение одного-двух дней из-за болезни или вынужденного отъезда.
Далее проводится групповое обсуждение: какие коммуникативные средства были выбраны учителем для выражения своей просьбы, почему один учитель пошел ему навстречу, а другой - нет (если это произошло в игре).

Каждый участник группы может вспомнить подобные случаи из своей практики и продумать, как вести себя дальше в таких ситуациях. Психолог стремится, чтобы учителя активно обменивались мнениями по поводу того, как необходимо действовать, если нужно попросить кого-то об услуге. Но группа самостоятельно вырабатывает оптимальные формы поведения в ситуациях просьб, психолог только создает условия для такой групповой самопомощи.
В конце занятия проигрывается ситуация "Как надо себя вести, чтобы коллега по работе тебе с радостью помог".

Упражнение «Лестница»

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы: - Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз? - Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице? - Есть ли внутренние противоречия по этому поводу? - Что мешает Вам находиться наверху?

3. Упражнение «Распредели по порядку»

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень: - дети - работа - муж (жена) - Я - друзья, родственники.Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня: 1. Я 2. Муж (жена) 3. Дети 4. Работа 5. Друзья, родственники

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

Упражение "Ценности"

Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:
- интересная работа
- хорошая обстановка в стране
- общественное признание
- материальный достаток
- любовь
- семья
- удовольствия, развлечения
- самосовершенствование
- свобода
- справедливость
- доброта
- честность
- искренность
- вера
- целеустремленность
Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями.

Упражнение. «Моё любимоё качество»

Цель : диагностика состояния группы на момент начала тренинга.

Ход упражнения.

Педагогам предлагается разделиться на пары и сесть друг напротив друга. Ведущий зачитывает по очереди три позитивных качества. В паре необходимо обсудить какое качество из перечисленных большего всего подходит каждому из пары и почему. В кругу обсуждается, в каких парах качества совпали.

    мудрость, надёжность, настойчивость;

    активность, бескорыстие, вежливость;

    сила воли, скромность, смелость;

    самозабвенность, тактичность, терпеливость;

    невозмутимость, обаяние, общительность.

Упражнение "Чувства в педагогике"
Цель упражнения: развитие профессионально важных качеств учителей, связанных с использованием чувств в педагогической деятельности.
Группа учителей рассаживается в круг. психолог раздает карточки, обозначены эмоции. Рекомендуется следующий набор: "Радость", "Гнев"; "Безразличие", "Разочарование", "Негодование", "Возмущение", "Поддержка", "Поощрение", "Заинтересованность". получившие карточки, должны подготовить небольшое выступление перед группой с описанием ситуаций обучения и воспитания подростков и старших школьников, в которых использование данных чувств было бы педагогически целесообразно. Другие члены группы дополняют каждое выступление своих коллег.

Упражнение "Моя первая учительница"
Цель упражнения : развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценке последствий собственных воспитательных воздействий.
Психолог предлагает членам группы вспомнить о своей первой учительнице: как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу ребят, какая в классе была обстановка.
Эффективность упражнения повышается, если при общем разговоре психолог привлекает внимание участников группы к вопросу о повторении ими в своей работе стиля и манеры своей первой учительницы или их желании стать в чем-то лучше нее, добрее и справедливее по отношению к детям. Важно также развивать у учителей умение чувствовать детей на основе воспроизведения собственных детских воспоминаний.

Упражнение “Решение конфликтных ситуаций”.

Каждой группе предлагается конфликтная ситуация. Группе необходимо найти конструктивное решение, сложившейся конфликтной ситуации.

    На заседание кафедры некоторые преподаватели пришли неподготовленными. Как вести себя руководителю кафедры? Почему сложилась такая ситуация?

    В классе – ЧП: у девочки украли кошелек. Все подозревают одного и того же ученика. Девочка плачет, а одноклассники – одни сочувствуют, другие считают, что она растяпа и сама виновата, третьи предлагают обыскать подозреваемого ученика. Как вести себя учителю?

    В классе – ребенок, который часто и подолгу болеет, а потому не успевает. Решается вопрос о том, чтобы оставить его на повторный год обучения. Родители просят не делать этого – мальчик не виноват в своей болезненности. Роль учителя, классного руководителя, завуча, директора в этой ситуации?

    У учеников и родителей претензии к охранникам: не разрешают детям выходить во двор, не пускают в школу родителей, а родители еще и оплачивают это “удовольствие”. Ребята и родители заявляют, что нарушаются их права. Как должен повести себя в этой ситуации директор, завуч, учитель, классный руководитель?

    Родители первоклассницы обратились к директору с просьбой перевести ребенка в другой класс: каждое утро слезы, девочка не хочет идти в школу – она ей не нравится. Почему родители обратились именно к директору, а не попытались решить проблему с учителем?

    В школе в начале учебного года были введены платные услуги. Оформлены соответствующие документы, но случилось так, что учитель по определенным причинам не провел несколько уроков. Он пришел в класс и сказал детям: “Ребята, т.к. уроки не были проведены, то за них вы можете не платить”. Правомерны ли действия учителя?

Упражнение К.У.Б.О.У.
Цель: развитие чувства эмпатии, умение объяснить друг другу, при помощи невербальных средств общения.
Сейчас мы поиграем с вами в игру похожую на испорченный телефон. Общаться можно только при помощи жестов не произнося слов, фразу записываем на листочке и показываем следующему вошедшему. Тот тоже записывает, как понял, показывает другому участнику и так до конца. Каждый раз фраза пишется заново, а предыдущая убирается. В конце, зачитываются фразы в обратном порядке, начиная с конца. Сейчас я попрошу вас выйти, один останется.
Рефлексия: 1.Удалось ли вам сохранить первоначальный вариант? Почему?
2.Что помогало вам?
3.Что вам мешало?
А теперь вспомните весь тренинг, подумайте и скажите, что больше всего по

5.Чудо конверт

Цель: Дать оценку сегодняшней работы.

У вас на столе большой конверт с записями.

Вам нужно закончить предложения.

Сегодня нас ……на ……

В начале мы ….

Легко ли было расслабиться……

Что больше всего вам понравилось………

Встречались трудности на ………как вы их решали……

С каким насторением вы уходите?…..

Что пожелаете ……..

Релаксация «Найди свою звезду» муз.Шепот звезд космическая музыка

6. Рефлексия по кругу.


Цель: возможность расслабиться, набраться оптимизма и уверенности в себе
Вы, наверное подустали немного, пора и отдохнуть.
Присаживайтесь в кресло, постарайтесь расслабиться, сделайте три глубоких вдоха и выдоха, глаза закрываются. (звучит музыка)
Представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других - бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.
Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа, на вашу мечту детства, а может быть, она напомнила вам о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья?
Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.
А теперь, проведите ладонями по коленям, вниз к супням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза. Возьмите лист бумаги, карандаши, краски, что пожелаете. Нарисуй свою звезду, вырежи и прикрепи ее на наше звездное небо.
Рефлексия:

1)Легко ли было расслабиться, представить себе небо, звезды.
2)Какие чувства испытывали?
3)Что показалось трудным?
4)Какое настроение у вас сейчас?.

6. Рефлексия по кругу.

Участники делятся впечатлением от тренинга.

В современном образовании меняются стандарты, программы обучения, да и сами дети от года к году становятся другими. Поэтому даже для опытных учителей полезно бывает посещать семинары с целью получения новых знаний, тренировки навыка работы с различными категориями детей.

Вам понадобится

Лекционный материал по теме учителя;
- DVD-диск с фрагментами фильма по теме.

Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как провести семинар для учителей" Как провести открытый урок технологии Как сделать школьные уроки занимательными Как проводить практическое занятие

Инструкция


Перед проведением семинара необходимо познакомиться с учителями лично или с помощью организатора группы. Это дает возможность более адресно давать знания по теме. Знакомство с аудиторией может произойти и в самом начале семинара. При этом, знакомство должно быть двухсторонним. Необходимо представиться и сообщить слушателям область своего интереса, в которой вы можете давать углубленные знания. Это настраивает аудиторию на подготовку вопросов и доверительный разговор. Для актуализации темы демонстрируется фрагмент документального или художественного фильма, где не даны однозначные ответы на вопросы, которые интересны и слушателям семинара. Например, специалист с экрана высказывает свое мнение или вступает в дискуссию со своим оппонентом. Далее к этой дискуссии могут присоединиться и присутствующие на семинаре учителя. Дискуссия может быть не закончена и, для того чтобы прийти к правильному выводу, ведущий семинара может начать излагать теоретическую часть своего лекционного материала, т.е. предоставить знания, которые на этом этапе становятся актуальными для всех. На основе полученной информации делается вывод. Коллектив учителей находит согласованную позицию по проблемному вопросу с опорой на новое знание. Закрепление этого знания проводится в форме деловой игры, где учителями предлагаются для решения реальные проблемы. Особенно, если эти ситуации ранее не исследовались в коллективе или по ним так и не было принято конкретного решения. Для проведения деловой игры «Психолого-педагогическая консультация», все члены группы должны найти себе место за определенным столом, на котором уже стоит табличка с той ролью, которую педагоги будут исполнять: врачи, опытные родители, психологи, администрация школы, учителя начальных классов. По правилам игры, участники могут отвечать на поставленный вопрос только с позиции своей роли, вне зависимости, кем они реально работают в образовательном учреждении. Учитель, имеющий конкретную проблему, обращается к этим специалистам за помощью. Все советы и рекомендации он далее анализирует и выбирает то, что считает наиболее приемлемым. Вопросов может быть несколько, поэтому участники после каждой разрешенной ситуации меняются местами (или ведущий меняет карточки на столах). Таким образом, каждый учитель может побывать в 3-4-х ролях, что дает ему возможность актуализировать свой разнообразный жизненный опыт, научиться смотреть на ситуацию с разных ролевых позиций, принимать взвешенное решение на основе многих знаний. Закончить семинар можно проведением беседы учителей с ведущим семинара по сути оставшихся неясными вопросов, а также планируя дальнейшие актуальные семинары для данного коллектива. Как просто

Другие новости по теме:


Одной из задач, стоящих перед администрацией школой и педагогами, является проведение различных тематических семинаров для учащихся или же их родителей. Цель семинара – показать и рассмотреть с разных сторон аспекты той или иной проблемы, а также найти возможные пути ее решения. Вам понадобится


Семинарские занятия – неотъемлемая составляющая практической работы студентов в вузе. Она нужна для развития таких навыков, как рассуждение, доказательство точки зрения и ведение диалога. Для преподавателя нужно знать несколько важных моментов для проведения семинаров. Спонсор размещения P&G


Термин «семинар» имеет несколько значений. Если речь идет об учебном семинаре в школе или в вузе, то это особая форма проведения занятия, подразумевающая совместное обсуждение той или иной темы. Привычной форма семинара является для вузов. А вот в школе такое занятие относят к нетрадиционным формам


Семинары, как инструмент обучения и обмена опытом, востребованы в наше время в любой сфере деятельности и активно используются. Они позволяют повысить квалификацию, участвовать в обсуждении и решении проблем, презентовать свои способы разрешения и выполнения задач, т.е. облик семинаров может быть


Семинар является самостоятельной формой проведения занятий в ВУЗах и также частично используется в школах и средних специальных учебных заведениях. Темы семинаров могут касаться образовательных, воспитательных и общественных вопросов. Для того чтобы чувствовать себя компетентным и уверенным в своем


В школах одной из обязанностей администрации и педагогов является проведение семинаров. Семинары могут быть организованы учителем для учащихся, учителем для родителей, администрацией конкретной школы или отдела образования для учителей. Также подготовкой и проведением семинаров занимается школьная

Семинар . Что подразумевается под этим словом?

подведение итогов работы в группах

Как грамотно построить и провести семинар? В настоящее время очень часто в газетах можно прочитать объявления о проведении по психологии, медицине, астрологии. Наиболее часто с этим понятием сталкиваются педагоги. Только в литературе почему-то по этому вопросу можно найти не так много информации. Известно, что семинары проводились ещё в Древней Греции.

Сейчас появилось много новых методик, и, конечно, изменилась методика проведения . Но уже одно то, что семинар актуален и сейчас, говорит о его эффективности. В нашем училище с 2009 года мы начали проводить обучающие для педагогов с целью повышения профессионализма, компетентности, обучения новым педагогическим технологиям, и т.д. Вскоре стало понятно, что наши педагоги готовы к тому, чтобы выйти «за рамки» своего учреждения и сами могут передавать опыт работы другим. Мы начали совместно с КОИРО проводить семинары для педагогов НПО и СПО области. Старались построить семинар так, чтобы участники унесли с семинара что-то новое и интересное. Так при проведении семинара по теме «Здоровьесбережение в обучении и воспитании учащихся НПО и СПО» наши мастера вместе с учащимися поварских групп приготовили блюда здорового питания (каши, кисели, салаты), во время кофе-паузы предложили продегустировать их всем участникам семинара и рассказали о здоровом питании. Всем желающим учащимися была дана консультация по приготовлению того или иного блюда. На семинаре «Мотивация поведения, учения и выбора профессии» после пленарного заседания всех присутствующих разделили на группы:

Руководители;

Мастера производственного обучения;

Преподаватели.

Каждая группа должна была разработать предложения по проблеме «Как повысить мотивацию учащихся НПО и СПО». После непродолжительной работы в группах, представители их доложили о результатах обсуждения и выводах по итогам работы. В итоге получился очень интересный диалог преподавателей, руководителей и мастеров производственного обучения.

Итак, что такое ? Поищем ответ на этот вопрос в разных источниках.

Семинар - это форма учебных занятий, в которой теория обязательно опирается на практику. Она возникла в древнегреческих и римских школах, когда сообщения учащихся сочетались с комментариями и заключениями преподавателей.<1>

Семинар - это практическое занятие в форме дискуссии по какому-либо заранее оговоренному вопросу на котором выступает с речью сначала один человек, затем отвечает на задаваемые ему вопросы и получает комментарии по выступлению, затем очередь переходит к другому человеку так же готовому что-то сообщить по вышеобозначенной теме разговора.

Семинар бывает разным.

У чебный семинар проводится в университетах, школах, училищах с целью закрепления учебного материала в памяти, отработки умений и формирования навыков деятельности или высокой степени компетентности по разным вопросам.

Бизнес-семинар - занятие проводимое для представителей компаний, фирм, государственных учреждений с целью повышения образовательного уровня, обмена опытом и мнениями по различным вопросам, связанным с основной деятельностью всех, кто участвует в данном мероприятии, прежде в сфере бизнеса, предпринимательства. Данный семинар может организовываться как для частных лиц (физических), так и для юридических.

Научно-практический семинар – мероприятие, организуемое с целью выработки какого-либо решения или мнения по поводу разных проблем интересующих специалистов, прежде всего ученых, то есть научных работников и практиков, которые применяют те или иные методы и технологии для разрешения существующих трудностей, ради которых и был организован такой семинар. <2>

Семинар - это: 1) групповые практические занятия студентов под руководством преподавателя в высшем учебном заведении. 2) Групповые занятия, кружок для какой-л. специальной подготовки или для повышения квалификации. <3>

<1>http://moeobrazovanie.ru/seminarskie_zanyatiya.html

<2>http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=7304a352788c9540

<3>http://www.slovopedia.com/15/209/1583037.html

<4>http://galaktica.ru/provedenie_seminarov

Подведём итоги.

Семинар – это интерактивная форма обучения. Семинар может проводиться тогда, когда надо:

Как мы готовимся к семинару.

Этапы подготовки к .

  1. Подготовка к проведению семинара начинается с постановки цели.

Необходимо чётко понимать для чего мы проводим семинар, какую цель преследуем.

2. Определяем тематику проведения семинара, его форму и продолжительность, целевую аудиторию.

3. Составляем план проведения, распределяем кто за что будет отвечать. Лучше всего прописать в приказе все этапы подготовки к семинару, его проведения и ответственных лиц.

4. Выбираем ведущих, выступающих, обговариваем с ними все моменты их выступления, нацеливаем на что необходимо обратить внимание при подготовке к выступлению в первую очередь.(в зависимости от целей проведения семинара)

5. Выбираем помещения для проведения семинара и способы его оформления.

6. Составляем список оборудования, расходных материалов, которые могут понадобиться.

7. Продумываем что будем выдавать в качестве раздаточного материала. Готовим и печатаем раздаточный материал и программу.

8. Если семинар продолжается более 2 часов, необходимо запланировать перерывы на кофе-паузу и предусмотреть их организацию.

9. Продумываем получение обратной связи.(можно разработать анкеты и предложить заполнить их по окончания семинара, закончить подведением итогов работы по группам и т.д.)

Программа одного из проведённых семинаров.

Реализация компетентностного подхода в учреждениях профессионального образования.

10.30 – 11.00

3 этаж

Регистрация участников семинара.

Просмотр выставки. Экскурсия в музей школы

11.00 - 11.20

3 этаж,

кабинет

Открытие семинара. Приветствие директора ГОУ НПО ПУ №24 «Калининградская мореходная школа» Валерия Владимировича Мезенцева Приветствие гостей:
  • Петрашко Данута Александровна, консультант отдела профессионального образования Министерства образования Калининградской области;

Информация о порядке проведения семинара.

Переслегина Вера Анатольевна, руководитель методического отдела ГОУ НПО ПУ №24 «Калининградская мореходная школа».

11.20 – 11.30

Новые ценности образования в современных условиях.

Маркулис Светлана Рюриковна, директор учебно-методического центра профессионального образования.

11.30 – 11.50

Компетентностный подход в системе контроля результатов обучения

Долгань Елена Кондратьевна, кандидат химических наук, доцент РГУ им. Канта

11.50 – 12.00

Формирование профессиональной компетентности учащихся на уроках производственного обучения

Воронцова Ольга Петровна, мастер производственного обучения ГОУ НПО ПУ №24 «Калининградская мореходная школа», Заслуженный мастер РФ

12.00 – 12.30

2 этаж.

Кофе-пауза

12.30 – 13.50

Проведение мастер-классов

12.30 – 13.10

кабинет

кабинет

кабинет

«Грузовое устройство судов.» Кузьмин Валерий Филиппович, преподаватель специальных дисциплин, заслуженный учитель профессионального образования РФ, призёр областного конкурса «Лидер профессионального образования-2010»
Россия в первой мировой войне. Михайлюта Николай Александрович, преподаватель истории ГОУ НПО ПЛ№21, призёр областного конкурса «Лидер профессионального образования-2010»
Приготовление, оформление и подача фирменных блюд из рыбы Великжанина Наталья Ильинична, мастер производственного обучения ГОУ НПО ПУ №24 «Калининградская мореходная школа»

13.20 – 13.50

кабинет

№.233

кабинет

№.230

кабинет

Литературная гостиная.

(литературно-музыкальная композиция по лирике Калининградских поэтов)

Неделя Наталья Борисовна, преподаватель русского языка и литературы, Почётный работник общего образования

Формирование профессиональной компетентности учащихся через проведение профессиональных конкурсов

Слободянюк Тамара Алексеевна, старший мастер ГОУ НПО ПУ №24 «Калининградская мореходная школа»

Индивидуальный подход в решении задачи формирования гражданской компетентности личности

Буянский Дмитрий Борисович, аспирант кафедры педагогики и психологии РГУ им. Канта, учитель истории МОУ СОШ г.Пионерский

13.50 – 14.20

Подведение итогов семинара

Тема «Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей с учётом ФГТ» Цель: повышение профессионального уровня педагогов по вопросам интеграции и реализации образовательных областей общеобразовательной программы. Задачи: способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах интеграции и реализации образовательных областей общеобразовательной программы; развивать умения и навыки воспитателей в разработке комплексно-тематического планирования работы с детьми; формировать творческий подход в работе с детьми.


«Письмо самому себе…» Вводная часть (организационная, мотивационная) «На входе» (участники пишут, что не получается, каких знаний не хватает, какие проблемы волнуют по теме семинара). письма самим себе о своих проблемах по теме семинара, о том, что они узнали нового на семинаре, о своих впечатлениях, лист поделён на 2 части «На выходе» (свои достижения, успехи, исследования в ходе семинара).


« Конкурс знатоков ФГТ» В каком году был издан приказ 655? Что такое инвариантная часть программы? Что такое вариативная часть программы? Назовите направления (линии) развития ребенка? «Интеграция содержания дошкольного образования» - раскройте понятие.


Приказ 655? От 23 ноября 2009 года. Инвариантная часть программы? – обязательная часть ООП ДО, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, её объём - 80% Вариативная часть программы? Это часть ООП ДО, формируемая участниками образовательного процесса дополнительной к инвариантной, отражающая наличие приоритетных направлений, специфику социально-экономических, национальных, культурных и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс, её объём 20% Направления (линии) развития ребенка? Их четыре: познавательно-речевое, физкультурно-оздоровительное, социально-личностное; художественно-эстетическое. Сколько % от общего объема времени пребывания ребенка в ДОУ они должны занимать? Все по 25% «Интеграция - это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.


« Конкурс знатоков ФГТ» Назовите виды детской деятельности? Формы работы с детьми в воспитательно- образовательном процессе по реализации программы? Какие компоненты включает в себя мониторинг ООП ДО? Что оценивает мониторинг образовательного процесса? Что оценивает мониторинг развития ребёнка?


Виды детской деятельности? В первую очередь - игровая деятельность - как ведущая деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы. Формы работы по реализации ООП ДО: «организованная образовательная деятельность», осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.


« Конкурс знатоков ФГТ» В какой из образовательных областей стоит задача по формированию осторожного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям? В какой из образовательных областей решается задача развития игровой деятельности детей? В какой из ОО решается задача формирования патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу? В какой из ОО решается задача сенсорного развития ребенка? В какой из ОО решается задача практического овладения воспитанниками нормами речи?


Работа «Творческих групп» «Интерактивный блокнот» Предложите формы и методы работы по теме «Осень». Подумайте, через какие виды деятельности можно внедрить данную тему в различные образовательные области в ходе НОД, занятий. Каждая творческая группа получает Блокнот с написанной ОО («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»); педагоги записывают формы работы с детьми по данной области на одной странице, закрывая, перекидывая её, передавая по кругу блокнот.


Интерактивная игра «Умные мысли – в «гармошечку» Как «Познание», «Безопасность» и «Коммуникация» могут быть интегрированы в ходе совместной с детьми деятельности, осуществляемой в режимный момент. В какой режимный момент? Как «Познание», «Здоровье», «Социализация» могут быть интегрированы в ходе взаимодействия с семьей. Педагоги записывают формы работы с детьми по данным областям. Затем складывают лист бумаги, закрывая свой текст и передают по кругу соседу справа. После этого листы открываются, называется вопрос, зачитываются формы работы с детьми).





2 младшая группа: «Листопад – листья жёлтые летят» «Птицы осенью» «Праздник Осени» Средняя группа: «Осень, в гости просим!» «Улетают журавли» «Юные защитники леса» «Осенины» Старшая группа: «Путешествие в осенний лес» «Перелётные птицы» «Петр и Павел - Рябинники» «Кузьминки – об осени поминки» Подготовительная группа: «Лес точно терем расписной» «Праздник урожая. Хлеб-всему голова.» «Как лесные звери к зиме готовятся» «Золотая Осень» в искусстве и детском творчестве» «Покровская ярмарка».


Мнемотехника «Нарисуй пословицу о зиме» Без шубы и валенок - и зима без конца. Мороз не велик, да стоять не велит. Зима спросит, что летом припасено. Спасибо, мороз, что снегу нанес. Снега надует - хлеба прибудет. Зима не лето - в шубу одета. Много снега - много хлеба. У печи всегда лето красное. Сугроб да вьюга два друга.


Стихотворный конкурс «Лимерик на тему ФГТ или интеграция» Лимерик – это короткое смешное стихотворение, состоящее из пяти строк. Кроме того, отличительной чертой лимерика является его одинаковая форма. Первая строка рифмуется со второй, третья – с четвертой, а первая и вторая с пятой. Третья и четвертая строки, как правило, короче остальных (особенно в более ранних произведениях). Поскольку последняя строка представляет собой некое заключение, то она может быть похожа на первую строку и может заканчиваться тем же словом. Лимерик относится к "жестким формам" стиха, где строго регламентируется и размер, и способ рифмовки, и количество строк. Если что-то нарушено - это не лимерик. «Лимерик» названо в честь одноименного города в Ирландии. Первая книга лимериков "Книга Нонсенса" Эдварда Лира, вышла в 1846г


Стихотворный конкурс «Лимерик на тему ФГТ или интеграция» Сплошная интеграция! Какая здесь реакция? Всё надо перепутать, Потом перемешать! Короче, профанация – вся эта интеграция! (СИР) Наш «Журавлик» всё также горд! С ФГТ его путь – вперёд! Так лети, «Журавлик», ввысь. В интеграцию поднимись! Крылья сильные на взлёт – пусть красивым будет полёт.(Лебедева О.Ф.) Что такое ФГТ? Разъясните-ка вы мне! Нахожусь в прострации Словно в интеграции. Даже снится мне во сне – ФГТ. (Соловьёва О.А) ФэГэТэ, я точно знаю, доведёт меня до краю! В голове стучат с утра: Поиск, опыты, игра... Всё смешалось, знаю, приближаюсь к Раю…(СИР)


Рефлексия «Лесенка успеха" «Письмо самому себе» Участники пишут письма сами себе о том, что они узнали нового на семинаре, о своих впечатлениях, выводах. «На выходе» (свои достижения, успехи, исследования, мысли о будущем).

Рекомендации семинара: 1. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с ФГТ, апробировать новую форму календарного планирования. Ответственные: ст.воспитатель, зам.зав. по ВМР, педагоги. Дата: с Для повышения качества образовательного процесса внедрять принцип интеграции. Учитывая принцип интеграции образовательных областей, планировать образовательную деятельность (ОД) в режимных моментах, самостоятельной и совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с родителями. Ответственные: ст.воспитатель, зам.зав. по ВМР, педагоги. Дата: до мая 2012 г 3. Создать банк лучших интегрированных занятий, проектов, распространять опыт на РМО, семинарах, Ярмарках педагогических технологий, в СМИ. Ответственные: ст.воспитатель, зам.зав. по ВМР, педагоги. В течение года.


Литература: ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки 655 от 23 ноября 2009 г.) Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю. «Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы» Серия: Дошкольное воспитание и развитие Издательство: Айрис - пресс, 2009 г. Волобуева Л.М. «Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами: Методическое пособие» Издательство: Сфера образования Серия: Библиотека руководителя ДОУ год Голицына Н. С. "Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ" Издательство: Скрипторий 2003 Скоролупова О.А «Планирование как один из этапов методической работы в ДОУ» Издательство: Скрипторий 2003 Интернет-ресурсы: