Способы и средства развития коммуникативных навыков. Развитие коммуникативных навыков у детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Развитие умения общаться: упражнения, игры. Давать непрошенные советы

Упражнения на коммуникативные навыки - это основа большинства тренингов личностного роста. Чем грамотнее и профессиональнее вы общаетесь, тем большего успеха добьетесь в самых разных сферах жизни.

Упражнения на коммуникативные навыки направлены на умение говорить легко и непринужденно, на умение красиво выстраивать рассказ, на умение слушать и слышать, на умение договариваться. Все это - важнейшие коммуникативные навыки, которые помогают добиться успеха и в работе и в личных отношениях.

Коммуникация - это та область, развиваться в которой можно бесконечно. И помочь в этом развитии могут эффективные упражнения.

В сети сейчас можно найти большое количество упражнений на коммуникативные навыки. Но многие из них слишком «заезжены» или малоинтересны. Для тех, кто ценит качество, эксперты профессионального портала сайт сделали подборку из 6 ярких и качественных упражнений на развитие коммуникативных навыков, которые есть в свободном доступе.

Упражнение «Разговор начистоту»

Цель : Упражнение позволяет участникам объективно оценить свои коммуникативные навыки, получить масштабную обратную связь от группы, лучше узнать друг друга.

Время : 15–20 минут

Размер группы : 8–30 человек

Ход упражнения :

Скажите участникам тренинга: «Мы вместе уже довольно длительный срок, и это дало нам возможность узнать друг друга и проявить свои коммуникативные навыки. Для человека, на мой взгляд, характерно любопытство: „А как меня воспринимают другие?“ Так как все мы участники тренинга и разбираем мы блок коммуникации, то и вопрос который мы обсудим: „Каков я в отношении с другими?“

Этап № 1:

На листе формата А4 каждый пишет свои положительные и отрицательные, качества, которые у него проявляются в коммуникациях.

3 минуты на выполнение.

Итак, перед каждым - его видение самого себя. Скажем так: коммуникативный автопортрет. Второй этап упражнения позволит сравнить собственное представление о себе с тем, как мы выглядим в глазах других.

Этап № 2:

Возьмите каждый, еще по одному чистому листу. Его вы прикрепите с помощью булавки на спине. Этот лист будут заполнять ваши товарищи.

  • Если вы хотите, чтобы вам писали только комплименты - рисуйте в углу листа солнышко.
  • Если хотите услышать критику - рисуйте молнию и тучу.
  • Если вам интересно узнать о себе и то, и другое - рисуйте вопросительные знаки.

Теперь попросите товарищей закрепить на спине чистые листы, а на груди листы самооценки.

Готово? Мы начинаем! Можете свободно передвигаться по аудитории, читать листы самооценки, реагировать, писать комментарии.

Заканчивайте тогда, когда вы увидите, что большинство встреч уже произошло и упражнение теряет ритм.

Подведение итогов:

Комментарии от эксперта портала сайт, профессионального тренера, эксперта в области подготовки тренеров Ольги Паратновой :

Упражнение хорошо тем, что активно вовлекает всех участников тренинга, поднимает энергетику группы, создает открытую и доверительную обстановку в группе. Для более глубокой работы это упражнение лучше давать, когда участники тренинга уже достаточно хорошо знают друг друга. Если это регулярный тренинг, то оптимально дать это упражнение на 3–4-м занятии. Если вы проводите 2-х дневный интенсив, то самым подходящим моментом для данного упражнения будет конец первого дня.

Чтобы упражнение не превратилось просто в «веселые встречи», а шла действительно серьезная работа и давалась объективная обратная связь, тренеру важно серьезно настроить группу перед вторым этапом упражнения,

Упражнение «Вертушка жалобщиков»

Цель : развитие коммуникативных навыков участников тренинга.

Время : 25–30 мин.

Количество участников : любое

Из стульев составляется два круга: внешний и внутренний. Один стул внешнего круга должен находиться напротив одного стула внутреннего круга. Общее количество стульев должно соответствовать количеству участников. Если их число нечетное, добавляется ведущий.

Тем или иным способом участники разбиваются на две группы (если нечетное количество, то включается сам ведущий). Одной группе уделяется роль «экспертов», они занимают места во внутреннем круге. Вторая группа получает роль «жалобщиков», они занимают места во внешнем круге.

Ведущий сообщает, что каждый «жалобщик» должен будет пожаловаться нескольким «экспертам». Для этого через каждую минуту все «жалобщики» дружно поднимаются и пересаживаются на соседнее место (по часовой стрелке). «Жалобщик» должен очень быстро и точно изложить суть своей жалобы. Желательно, чтобы жалоба была реальная, но можно использовать и вымышленную. Жалоба может касаться совершенно любой стороны жизни. У одного «жалобщика» жалоба одна для всех «экспертов». «Эксперт», быстро выслушав «жалобщика» так же быстро выдает свою рекомендацию по этой жалобе.

Когда «жалобщики» пообщаются с 5–6 разными «экспертами» начинается следующий этап.

Теперь «жалобщик» рассказывает про советы других «экспертов», которые успел услышать. Задача «эксперта» на этом этапе - согласиться или опровергнуть рекомендации других экспертов. На это отводится тоже одна минута и также проводится 5–6 смен.

После второго круга «жалобщики» и «эксперты» меняются ролями.

В конце происходит обсуждение:

Упражнение «Завершение предложения»

Цель : развитие коммуникативных навыков участников.

Время : 15–20 мин.

Количество участников : любое

Ведущий вызывает четырех добровольцев. Они отсаживаются несколько в стороне от основной группы.

Одному из добровольцев ведущий предлагает сделать рассказ о чем-то, что произошло как-то с ним в реальной жизни. При этом существует одно условие: каждое свое предложение рассказчик не заканчивает. Вместо него это делают трое других участников (по очереди).

Интрига состоит в том, что в конце рассказа рассказчик выбирает из трех того, кто, на его взгляд, был ближе всего к тому, что хотел сказать он сам. Примерно выглядит это так:

Как-то раз шел я по улице и…

  • поскользнулся
  • встретил знакомого
  • тут у меня зазвонил телефон

На самом деле я шел по улице и увидел бездомную собаку. Я зашел в магазин рядом, чтобы купить там…

  • колбасу
  • сосиску

Да я зашел, чтобы купить колбасу. Но выхожу я из магазина, а…

Затем проводится обсуждение:

  • Каким образом можно догадаться о том, что не договорил собеседник?
  • Как вы думаете, почему кому то удается чаще угадывать ход мысли собеседника, а кому то реже?

Упражнение хорошо тем, что учит участников быть внимательнее к словам собеседника, переносит акцент на внимательное слушание, наблюдение за собеседником.

Чтобы каждый участник тренинга потренировался, я рекомендую затем разделить всю группу на четверки и запустить упражнение уже для всех. Если время позволяет, хорошо бы дать возможность каждому по очереди побыть рассказчиком.

Упражнение может быть использовано не только в коммуникативных тренингах, но и в тренингах продаж, т. к. научит участников быть внимательнее к своим клиентам, к тому, что они хотят сказать.

Упражнение «Да, и ещё…»

Цель: Тренировка умения одобрять партнера, демонстрировать ему свое уважение и готовность к сотрудничеству.

Время: 20–25 минут

Размер группы: 6–30 человек

Инструкция:

Эффективно работающие команды отличаются тем, что обращают внимание на идеи и предложения, высказываемые различными членами группы. Это внимание означает, что команда признает ценность любой идеи и любого человека. В командах, в которых слишком быстро, даже не выслушав, реагируют отказом на высказываемые рядовыми участниками предложения, парализуется творческая энергия и процветают соперничество и конфликты.

Демонстрация

Для демонстрации того как будет проходить упражнение мне нужны два добровольца.

Упражнение будет проходить так: два участника разговаривают между собой, каждый из них должен соглашаться со всем, что говорит ему собеседник, что бы тот ни сказал.

Игрок 1 начинает беседу, игрок 2 одобряет это высказывание, начиная свое предложение словами: «Да, и еще…». Первый игрок тоже соглашается со вторым и добавляет что-то свое: «Да, и еще…».

Если первый игрок, например, говорит: «Пойдем в кино», второй игрок может, к примеру, сказать: «Да, и возьмем большую плитку шоколада с начинкой». Игрок 1 продолжает: «Да, и помимо того, бутылку шампанского». Игрок 2 отвечает: «Да, и еще я хочу, чтобы пробка выстрелила».

Таким образом, идет некое нарастание, поскольку каждое предложение подхватывается и продвигается дальше. Как правило, такой диалог неизбежно заканчивается комической ситуацией.

Продолжение

1. Разделите группу на пары.

2. Предложите группе несколько ситуаций, которые именно таким образом должны быть обсуждены участниками в парах:

  1. Сотрудник и шеф застряли вместе в лифте.
  2. Отец и сын на пикнике.
  3. Два друга по пути на футбольный матч.
  4. Муж и жена строят планы на празднование первой годовщины их свадьбы.
  5. Недавно прооперированный пациент разговаривает с медсестрой.

3. Через 2–3 минуты участники должны образовать новые пары так, чтобы у каждого из них была возможность поговорить с разными партнерами.

Подведение итогов:

Цель : развитие навыков коммуникации, обогащение словарного запаса и внимания при беседе.

Время : 15–20 мин.

Количество участников: любое

Ведущий тренинга рассаживает участников в круг. Выбирается какое-то художественное произведение (фильм), которое все участники читали (смотрели), ну или хотя бы имеют представление о его содержании. Перед участниками ставится задача: рассказать содержание этого произведения, но рассказать в определенном порядке. По очереди (по кругу) каждый участник вносит свою лепту: говорит одну фразу, раскрывающую содержание произведения. Эта фраза не должна быть короче трех слов, и все слова в этой фразе должны быть уникальными, то есть не повторяться на протяжении всего упражнения. Это условие касается вообще всех слов, в том числе местоимений, предлогов и имен собственных.

Если кто-то нарушил правила (произнес слишком короткую фразу или повторно использовал слово) или просто сдается, то он выбывает из игры. Последний оставшийся объявляется победителем.

Упражнение можно повторить несколько раз, перед началом каждого список задействованных слов обнуляется.

Иногда могут возникать спорные ситуации. Считать ли, например, слова «красивый» и «некрасивый» за одно и то же. Ведущий в таких случаях берет на себя роль арбитра. Можно обговорить заранее тонкости: например, что изменение окончания не меняет слова, а изменение суффикса и/или приставки - меняет. Поэтому «красивый» и «некрасивый» - разные слова, «красивый» и «красивенький» - тоже, «красивый» и «красивое» - одно и то же.

Затем проводится обсуждение:

  • Было ли сложно выполнять данное упражнение?
  • Что вам помогло в этом упражнении?

Комментарии от эксперта портала сайт, профессионального тренера, эксперта в области подготовки тренеров Ольги Паратновой:

Упражнение наверняка вовлечет участников, будет для них интересным, и при этом незаметно для участников потренирует и их умение формулировать, и умение внимательно слушать и следить за ходом беседы, и расширит активный словарный запас.

Это упражнение стоит использовать преимущественно на молодежных группах, на тренингах личностного роста.

Поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то нужно учитывать, что они уже могут быть известны вашим участникам.

Когда вам для ваших тренингов понадобятся:

1. Не просто упражнения, а упражнения-бриллианты : яркие, мощные, запоминающиеся

2. Эксклюзивные упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов

3. Упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату

Портал сайт вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон». За 30 лет успешной работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для личностных тренингов и бизнес-тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Теперь вы можете приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе .

Из уникальных упражнений на развитие коммуникативных навыков , мы рекомендуем вам прежде всего, следующие упражнения:

  • Упражнение «Внутренний переводчик»

Сильное и интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, решать возникающие конфликтные ситуации. С помощью техники «Внутренний переводчик» участники смогут лучше понимать людей , сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, смогут принимать объективные решения, несмотря на конфликтную ситуацию.

  • Упражнение «Убеди другого»

Классическое упражнение тренингов продаж, презентаций и переговоров, особенно любимое внутренними и «корпоративными» тренерами. Достаточно один раз попробовать, чтобы раз и навсегда оценить его эффективность.

Быть убедительным - вот один из важных навыков, необходимый для успешной коммуникации. То же самое можно отнести к переговорам и презентациям, где способность убеждать играет не менее важную роль.

Упражнение «Убеди другого!» и направлено в первую очередь на то, чтобы отработать навыки убеждения при коммуникации, продаже-презентации товара и переговорах.

  • Упражнение «Вчувствование»


Уникальная авторская разработка доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника , вплоть до его самоощущения и хода мыслей?

Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете.

Упражнение «Вчувствование» дает возможность участникам попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Техника «Вчуствование» поможет участникам лучше понимать своего партнера по коммуникациям , что особенно важно в важных и значимых переговорах.

  • Упражнение «Случай в гостинице»

Яркое и запоминающееся упражнение , которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в коммуникации, в умении устанавливать контакт с другим человеком. А также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в коммуникации и переговорах, а какие - наоборот. Какие - позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.для тренингов личностного роста, тренингов уверенности или управления эмоциями. У пражнение способно в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления. Одно из лучших в своем роде . Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников тренинга.

Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде!

Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
Бонусы! Прилагается подробный блок теории и 6 различных вариаций данного упражнения!

  • Ролевая игра "Повышение-Увольнение"


    Отличное упражнение!
    Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей . В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру . и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Упражнение для тренингов "Миллион евро"

    Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга целеполагания, успешности или тренингов личностного роста.

    Это упражнение "для тренинга развивает у участников осмысленное отношение к целям, которые они ставят перед собой, помогает найти те вдохновляющие цели , которые человеку будет по-настоящему радостно реализовывать , и отделить эти цели от искуственных, навязанных целей или промежуточных целей. Благодаря интересной легенде упражнение "Миллион евро" всегда проходит живо, участники тренинга сильно вовлекаются, повышается энергетика и заинтересованность участников. И мотивация участников тренинга на достижение собственных целей!

    Судите сами, объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.

  • Топ 10 методик

    1.Научитесь замечать реальность и того, с кем общаетесь

    Бывали ведь в ситуациях, когда вам уже неинтересно, а человек всё говорит и говорит, не обращая внимания на то, что вы уже даже не смотрите на него? Ведь после такого нет желания снова с ним встречаться, правда? И важно учитывать не только обратную реакцию собеседника, но и обстановку, в которой находитесь. Развить в себе внимательность можно постепенно, выполняя каждый день такое упражнение:

    • Сядьте удобно и попробуйте сконцентрироваться только на том, что вы слышите. Достаточно будет и пары минут для выполнения. Сначала будет слышен просто шум, а потом вы начнёте выделять отдельные звуки и понимать, откуда они доносятся.
    • Следующий шаг состоит в том, чтобы всё внимание направить на то, что вы видите. Мысленно отмечайте каждый предмет, будь то стул или завалявшийся гвоздик.
    • Теперь пару минут концентрируйтесь на своих ощущениях и мыслях. Прочувствуйте каждую часть тела, обратите внимание на каждую возникающую в голове мысль.

    Это упражнение вырабатывает умение замечать детали, другого человека и себя в контакте с ним. Ведь формирование близких и доверительных отношений невозможно, когда толком не слышишь и не замечаешь партнёра. А так неосознанно будет ощущаться та невидимая грань, когда понимаешь, что нужно промолчать или взять паузу, или наоборот, что пора вступать активно в разговор.

    2.Читайте книги для расширения кругозора

    Учитывая все нюансы, попрактикуйтесь и сделайте ещё попытку, до тех пор, пока результат не удовлетворит вас. Таким образом, будет происходить формирование грамотной и чистой речи, что играет огромную роль в процессе общения.

    3.Язык тела

    9.Научитесь слушать собеседника, не перебивая его

    Таким образом, вы сможете расположить его к себе, давая пространство высказаться, получите больше информации о нём, а также отследите, какие ошибки он допускает в разговоре, чтобы не повторять их с другими людьми. Отслеживая свою реакцию на его поведение, вы поймёте, как выглядите сами в глазах других, возможно, возьмёте на вооружение какие-либо жесты или слова, которые вас заинтересуют.

    10.Отмечайте общие черты характера с собеседником и ваши различия


    Это поспособствует принятию и уважению чужой точки зрения, иначе конфликты, чувство раздражения и нежелания общаться будут вашими постоянными спутниками. Мы все разные, с разным опытом, мыслями, и необходимо уметь быть в контакте с другим человеком, несмотря на разность взглядов. Учитесь уважать не только себя, но и остальных людей, давая им право думать не так, как вы, но при этом оставаться рядом. Если вы с чем-то не согласны, не обязательно говорить собеседнику, что он не прав или в чём-то не разбирается, а просто скажите, что у вас немного другое по этому поводу мнение, в силу того, что прожили другой опыт. Ваша задача – найти точки соприкосновения, а не наоборот, доказать своё превосходство.

    Заключение

    На этом всё, уважаемые читатели моего блога! Самое главное – наличие мотивации и желания, тогда не возникнет сложностей с освоением науки общения и поисков ответов на вопрос, как стать коммуникабельным. Рискуйте, пробуйте, боритесь со своими страхами, и тогда перед вами откроются совсем новые горизонты возможностей.

    Не забывайте подписываться на обновления блога. До скорых встреч.

    Общительность, умение контактировать с окружающими - необходимая составляющая самореализация человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этой способности является одним из важных условий нормального психологического развития ребенка, а также, одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

    ДЕТЕЙ

    Наша жизнь буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – это одна из самых важных человеческих потребностей. Общение является главным условием и основным способом жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в этом мире.

    В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает в себя: передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой передается информация и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет нам считать эти термины эквивалентными.

    Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности разработанная А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская рассматривают общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин).

    Развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

    М.А. Виноградова, Л.В. Июдина изучали общение как показатель коммуникативного поведения, как необходимое условие формирования коммуникативных навыков.

    Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений, достижения общего результата.

    Навык –это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий. Говоря же о коммуникативных навыках, имеются ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.

    Е. Кормильцевой и Л.Г. Соловьевой считают, что любой коммуникативный навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем выбирается из списка наиболее подходящий и удобный способ для дальнейшего применения.

    Своевременному формированию всех коммуникативных навыков способствует общение и конечно пример старших. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект. Общение это не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

    В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, исходя из которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. М.И. Лисиной в структуре общения как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты:

    1. Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект.

    2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке.

    3. Коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

    4. Действия общения - единица коммуникативной деятельности, целостный акт адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия.

    5. Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.

    6. Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения.

    7. Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

    Таким образом, коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия, через выработку общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный с общением, либо с обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем» .

    Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях как коммуникативность (Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина, Л.А. Петровская, П.В. Растянников). Для того, чтобы обладать коммуникативностью человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

    Опираясь на концепцию общения, выстроенную М.М Алексеевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению:

    1. межличностной коммуникации;

    2. межличностного взаимодействия;

    3. межличностного восприятия.

    Первый вид умений включает в себя использование невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации и т.д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи и к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение, организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение.

    Владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми, поддерживать его была определена как коммуникативная компетентность рядом исследователей (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, П.В. Растянников и др.).

    При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Этот период является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными навыками. Процесс становления у детей первой функции речи, овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов:

    1. ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем- это довербальный этап.
    2. осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова- это этап возникновения речи.
    3. охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми- это этап развития речевого общения.

    Aнализ поведения детей раннего возраста показывает, что ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи, лишь присутствие взрослого, постоянно обращающегося к детям со словесными высказываниями, требующего адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?», «Ответь», «Назови», «Повтори»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, что только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи: понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

    Именно поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения, особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора, как решающего условия появления и развития у детей речи.

    Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления- в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии. Но такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного возраста.

    Предметом общения как деятельности является другой человек, являющийся партнером по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те свойства и качества партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они постепенно становятся продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе, о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах, также входит в продукт общения.

    В дошкольном возрасте происходит одно из важных «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии- круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя и мир сверстников. Он осознает, что другие дети «такие же, как он». Это не означает, что он не видел и не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками, это коренным образом меняет отношение к нему. Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», «параллельно» со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

    Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы.

    Таким образом, общение характеризуется особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Она определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию.

    На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных для его возраста задач.

    Общение ребенка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать, использовать мимику и жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей.


    Тренинг коммуникативных навыков (общение)

    Актуальность тренинга:

    Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

    В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

    Цель тренинга : развитие коммуникативных навыков.

    Задачи:

    отработать навыки убеждения

    отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

    развить умение находить подход к людям

    подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

    развитие умения невербального средства общения.

    обучить эффективным способам общения.

    Требования к участникам:

    Тренинг рассчитан на студентов.

    Количество 10-16 человек.

    Здравствуйте! Меня зовут... Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению.

    Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами.

    Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

    Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу.

    Упражнение «Это мое имя» (20 минут)

    Цель : Знакомство участников тренинга друг с другом.

    По кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь.

    Например он может попытаться ответить на такие вопросы:

    Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

    Знаю ли я, что означает мое имя?

    Кто еще в семье носил это имя?

    Рефлексия (5 минут)

    Легко ли вам было рассказывать о своем имени?

    Ели нет, почему?

    Нас окружает много интересного, причем весь мир вокруг нас движется и торопится. Движется вся жизнь: отдых, работа, родные, друзья, то есть все наше окружение не стоит на месте. Но не забывайте, что все движется вокруг вас, вы вполне можете руководить всеми событиями, происходящими вокруг вас. Самое основное – это правильное общение и легкое общение с окружающими людьми и всем миром, искусство общения очень важно. Причем научиться правильному, непринужденному и легкому общению, чтобы все вас поняли и запомнили надолго, неважно, кто это будет, друзья или враги, нужно найти подход ко всем, нужно со всеми легко общаться.

    Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.

    За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

    Упражнение «Семь богатырей» (30 минут)

    Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

    Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.

    Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

    Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

    Рефлексия (10 минут)

    После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

    Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

    «Завтрак с героем» (30 минут)

    Цель: потренировать умение убеждать собеседника.

    Необходимый материал: бумага, карандаши.

    Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

    Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.

    Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.

    Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.

    А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

    Рефлексия: (10 минут)

    Почему остался именно этот герой?

    Легко было уступать и почему вы уступали?

    В беседе играет роль настроение. Какие способы поднятия настроение есть, сейчас мы узнаем и за одно подвигаемся.

    Упражнение «Леопольд» (25 минут)

    Цель: отработать навыки убеждения, умение находить подход к людям.

    Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

    Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

    В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

    Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

    Рефлексия: (5 минут)

    Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

    Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

    В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.

    Упражнение «Передать одним словом» (20 минут)

    Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

    Оборудования: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.

    Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

    Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их. Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

    Список эмоций.

    Удивление.

    Сожаление.

    Разочарование.

    Подозрительность.

    Холодное равнодушие.

    Спокойствие.

    Заинтересованность.

    Уверенность.

    Желание помочь.

    Усталость.

    Волнение.

    Энтузиазм.

    Рефлексия: (5 минут)

    Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

    В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

    Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

    Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

    Упражнение «Моя проблема в общении» (20 минут)

    Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении.

    Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

    Рефлексия: (5 минут)

    Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

    Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

    Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.

    Упражнения «умение слушать» (25 минут)

    Цель: осознание участниками того, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии и что может ухудшать его состояние. Ознакомление с приемами слушания.

    Участники группы сидят в кругу.

    Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это...

    А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

    Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе.

    (После того как группы сформировались.)

    Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты.

    Рефлексия: (5 минут)

    В какие моменты вы переставали слушать?

    Наш тренинг подходит к концу.

    Упражнение «Рукопожатие» (1 минута)

    Цель: Закончить тренинг, поднять настроение.

    «Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»

    Рефлексия в конце тренинга: (15 минут)

    «Итак, подведём итоги...», «Давайте ещё раз определим, что мы обсуждали...»

    Доклад на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста: сущность, теоретическая основа, общие принципы и методы»

    Коковина Оксана Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей», г. Каменск-Уральский, Свердловская область.
    Описание материала. Предлагаю вашему вниманию доклад на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста: сущность, теоретическая основа, общие принципы и методы». Данный материал будет полезен как практикующим педагогам дошкольных организаций, так и студентам, подготавливающим себя к столь сложному пути. В нём представлено теоретическое основание развития коммуникативных навыков, раскрыты и проанализированы такие понятия как «коммуникация», «общение», «умение», «навык».

    Динамичность социокультурного пространства требует от современного человека действия гибких адаптивных механизмов, формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве. Одним из таких механизмов является способность к коммуникации . Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.
    Проблемы развития коммуникации приобретают особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот период признан отечественными психологами и педагогами (Н.Н. Поддъяковым, В.С. Мухиной, Л.А. Венгером и другими) как сенситивный , то есть «максимально чувствительный и обладающий благоприятными условиями для формирования определённой способности или типа деятельности организма». Сенситивность при этом предполагает «развитие качественной составляющей способностей детей». Также старший дошкольный возраст – это своеобразный "мостик" между детским садом и школой, период, когда ребёнок, интуитивно сам или с подачи взрослого, встаёт перед более высокими требованиями к особенностям и возможностям собственной коммуникации.
    Нельзя оставить без внимания и один из основных в дошкольном образовании нормативных документов, свидетельствующих о значимости развития коммуникативной сферы дошкольников и, главное, возможности этого развития. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приписывает выпускнику детского сада следующие «возможные социально-нормативные возрастные характеристики в области социально-коммуникативного развития».
    Ребёнок способен проявить инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе и общении; он любознателен, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
    Дошкольник может активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, принимать участие в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других детей, сопереживать неудачам и радоваться успехам других участников взаимодействия; он адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты с помощью речи.
    Выпускник детского сада способен различить условную и реальную ситуации, он умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
    Старший дошкольник может достаточно хорошо овладеть устной речью, а также использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения высказывания в ситуации речевого общения.
    Данные целевые ориентиры, не являясь бесспорной и однозначной нормой, тем не менее, показывают «возможные достижения» старшего дошкольника, способные стать реальностью.
    Следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте ребята уже демонстрируют активную речь, способны вступать в процесс общения, поддерживать определённые отношения между собой, что, нередко, создаёт обманчивую видимость сформированности коммуникативных навыков. Данное обстоятельство объясняется смешением понятий «коммуникация» и «общение» как на теоретическом уровне, так и в реальной практике, что становится причиной неполноценного планирования педагогической деятельности в области коммуникативного развития дошкольников, а, следовательно, отсутствия своевременной коррекции пробелов данного развития в конкретном детском коллективе.
    Вникая в суть понятий, мы отмечаем большую смысловую разницу между «общением» и «коммуникацией». Так, общение представляет собой «сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга». Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах как отечественных, так и зарубежных педагогов и психологов. В жизни человека общение выполняет ряд «важных» функций. С точки зрения социального подхода, «общение есть не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого осуществляется развитие общества, так как это развитие предполагает постоянное и динамичное взаимодействие общества и личности. Общение понимается и как важнейший способ связи элементов общества в систему». Данный аспект представляет общение как незыблемую ценность для каждого человека, превращающую его в подлинно социальное существо. При этом общение, при соблюдении ряда условий, может выступать как сторона совместной деятельности и тогда оно преобразуется в коммуникацию.
    Коммуникация – это «специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляемой с помощью вербальных и невербальных средств». . Понятия «общение» и «коммуникация» не равны между собой и данное неравенство можно обозначить так: не всякое общение является коммуникацией, но любая коммуникация между людьми строится на общении . Сторонники данной позиции, в частности практикующий психолог Н.С. Козлов, говорят о том, что «бытовое – это чаще общение, профессиональное – чаще коммуникация; бесцельное и без правил – чаще общение, с осознанной целью и по скриптам (по заранее подготовленным текстовкам) – чаще коммуникация. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников».
    В кратком психологическом словаре коммуникация представлена как «смысловой аспект социального взаимодействия» , и, если общение – это социальное взаимодействие, то коммуникация – это смысл общения . Как и в общении, в процессе коммуникации люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, чувствами, но «этот обмен представляет собой не простое движение информации, как в кибернетическом устройстве, а активный обмен ею. И главная особенность заключается в том, что люди в процессе обмена информацией могут влиять друг на друга». Другими словами, коммуникация – это взаимодействие в общении.
    Понимая разницу между коммуникацией и общением, педагог задаёт логичный вопрос: каким образом непринуждённое общение детей превратить в коммуникацию? И, более того, как научить ребят самостоятельно выходить из общения на уровень коммуникации? Ответ кроется в понимании того, что обмен знаниями, идеями, чувствами говорит об организации деятельности. При этом коммуникация выступает, с одной стороны, как средство организации общения, с другой, как продукт этой организации.
    Организация любой деятельности, в том числе коммуникативной, требует от дошкольников определённых умений. Если умение – это «способность выполнять какое-либо действие по определённым правилам (при этом действие ещё не достигло автоматизированности)» , то под коммуникативными умениями, вслед за
    А.А. Максимовой, можно понимать «осознанные коммуникативные действия субъектов (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить своё поведение и управлять им в соответствии с задачами общения». Следовательно, педагог, задавшийся целью научить детей выводить собственное общение на уровень коммуникации, или, другими словами, придавать смысл своему общению, должен сформировать в детях определённые коммуникативные умения.
    Коммуникативные умения, по мнению А.А. Максимовой, являются сложными умениями высокого уровня, которые включают в себя три группы умений:
    информационно-коммуникативные (умение вступать в процесс общения, ориентироваться в партнёрах и ситуациях, соотносить средства вербального и невербального общения),
    регуляционно-коммуникативные (умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнёров по общению; умение доверять, помогать и поддерживать их; применять индивидуальные умения при решении совместных задач, а также оценивать результаты совместного общения),
    аффективно-коммуникативные (умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёрами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу; оценивать эмоциональное поведение друг друга).
    Данная позиция созвучна с мнением А.А. Когут , которая в рамках коммуникативной деятельности выделяет две группы умений:
    умение сотрудничать (умение видеть действия партнёра, согласовывать свои действия с ним, осуществлять взаимоконтроль, взаимопомощь, иметь адекватное отношение к взаимодействию),
    умение вести партнёрский диалог (умение слушать партнёра, договариваться с ним, способность к эмпатии).
    Развитие данных умений приводит, по мнению А.А. Когут,
    к «правильным» отношениям в группе: как со стороны общества к ребёнку
    (он становится принимаемым в детском коллективе), так и со стороны ребёнка к обществу (он приобщает себя к этому коллективу). Но, главное, они позволяют детям встать на путь развития собственной коммуникации.
    Следует отметить, что понятие «коммуникативные умения» часто сливается или синонимизируется с понятием «коммуникативные навыки», что некорректно с точки зрения вложенного в них смысла. Известно, что навык – это «действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля» , другими словами, навык – это умение, доведённое до автоматизма. И в этой связи коммуникативные навыки следует понимать, как доведённые до автоматизма умения людей организовывать коммуникацию в разных областях и ситуациях общения. Именно автоматизм, или «отсутствие поэлементарной сознательной регуляции» и отличает коммуникативные навыки от коммуникативных умений. Другими словами, навык – это следующая после формирования умений ступень развития коммуникации. Далее, при активном желании человека вступать и поддерживать контакты с окружающими, коммуникативные умения и навыки трансформируются в коммуникативную способность («индивидуально-психологическую особенность личности» - А.М. Никонова ), которая, в свою очередь, при постоянном обновлении и модификации в конкретных условиях, переходит в стадию коммуникативной компетенции – одной из основных компетенций современного человека.
    Таким образом, коммуникативные умения и навыки – это элементарные единицы коммуникативного развития, основание заявленной компетенции. Понимая весь груз ответственности, педагог встаёт перед проблемой поиска цельной системы развития коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
    Проблемы развития коммуникативных умений широко рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных педагогов, психологов и исследователей (А.А. Максимовой, Е.Е. Дмитриевой, Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой, К. Фопель и других), но развитие навыков коммуникации у дошкольников, казалось бы, не имеет смысла, ведь навык, как уже говорилось, - это «автоматизированное умение», умение, о котором никто не задумывается, а просто применяет в своей повседневной жизни. Существуют упражнения, закрепляющие навыки коммуникативной практики, а развитие , как известно, предполагает «переход из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому…». И если говорить о развитии навыков, то следует помнить, что навык – это не точка после длительного процесса, сложенного из повторений и закреплений, а многоточие, за которым последует новая цель. Это динамичная категория, разворачивание которой в педагогической деятельности должно осуществляться постепенно, целенаправленно и, чтобы не потерять верный курс, на основании общепризнанной теории развития. Именно теоретическое обоснование позволяет обыкновенный план педагогической деятельности, как тематический набор мероприятий, к которому мы так привыкли в повседневной практике, превратить в инструмент развития не только умений, но и навыков, в данном случае, - коммуникативных.
    Среди множества теорий развития наиболее приемлемой, и с точки зрения понимания, и с точки зрения применения, является теория Л.С. Выготского. Напомним, что Л.С. Выготский представлял процесс развития в виде движения от зоны актуального (к ней относились те знания и умения, которые ребёнок мог продемонстрировать самостоятельно, без помощи взрослого) к зоне ближайшего развития (спектру тех знаний и умений, которые ребёнок способен освоить на данном этапе, но только с помощью взрослого). Данное движение не аморфно, оно направлено к зоне «возможного развития» - тому потенциалу, который способен накопить ребёнок благодаря целенаправленному и постоянному движению по спирали развития.
    Спираль развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста также представляет собой движение от зоны актуального к зоне их возможного развития. И если актуальное развитие – это начало, отправная точка, навык коммуникации, демонстрируемый ребёнком без вмешательства взрослого, то зона возможного развития – это те самые «целевые ориентиры», которые ребёнок при правильном педагогическом сопровождении и создании оптимальных условий способен продемонстрировать на выходе из детского сада. Следовательно, основная работа педагога строится в зоне ближайшего развития коммуникации.
    Необходимо отметить, что зона ближайшего развития коммуникации также динамична, как и развитие в целом. Она представляет собой множество «кругов на воде» от центра по радиусу расширения – от имеющегося навыка через усвоение очередного умения – к закреплению данного умения и превращению его в очередной навык. Затем движение повторяет свою динамику только в отношении следующего умения и, соответственно, закрепления очередного навыка. Данная схема позволяет не только системно представить сам механизм развития коммуникативных навыков, но и увидеть необходимость целевой зависимости и тематической взаимосвязи проводимых с детьми мероприятий, направленных на развитие этих навыков.
    При этом системный подход предполагает особое распределение педагогического взаимодействия таким образом, чтобы произошёл переход от умения к навыку, от осознания к автоматизации. Опять же, опираясь на теорию Л.С. Выготского, вслед за М.В. Телегиным , мы считаем, что основное обучение и ознакомление дошкольников с некоторыми вопросами коммуникации (правилами, понятиями морали и нравственности, упражнениями в диалогической монологической речи) должно происходить в специально организованной деятельности (непосредственно-образовательной, беседах, решении проблемных ситуаций), которая выступает в качестве «зоны ближайшего развития». Закрепление же и отработка навыка – в режимных моментах, повседневном общении, самостоятельной деятельности детей, то есть в «зоне актуального развития».
    Исходя из вышеизложенного, становится ясной основная задача педагогов в процессе развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста – выстроить процесс развития коммуникации по основным точкам развития умений, чтобы впоследствии, работая принципу Л.С. Выготского от зоны актуального к зоне ближайшего развития, и превращая умения в навыки, не потерять связь между этими основными точками, а, следовательно, целостности всего процесса.
    На какие бы индивидуально-личностные и возрастные характеристики детей не была рассчитана педагогическая работа, её выстраивание должно соответствовать ряду общих принципов . Так, С.К. Каравасилиади предложила следующие принципы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста:
    принцип интеграции (взаимосвязь с другими видами деятельности),
    принцип разнообразия тематики и методов работы,
    принцип максимальной активности детей,
    принцип сотрудничества детей друг с другом и со взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого),
    принцип возрастания компетентности педагога в вопросах развития коммуникации,
    принцип индивидуального подхода к детям,
    принцип игровой подачи материала.
    В практике существуют разные методы , применяемые для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Их можно распределить на три группы: наглядные, словесные и практические (по материалу С.К. Каравасилиади ).
    Наглядные методы : метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии), опосредованное наблюдение (с использованием изобразительной наглядности: игрушки, картины).
    Словесные методы : чтение и рассказывание художественных произведений, пересказ, заучивание стихотворений наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
    Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
    Все методы должны применяться только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Ведь «в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции».
    Итак, понимание коммуникации, как смыслового стержня общения, подводит педагогов к осознанию потребности в становлении, формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений и навыков – элементарных единиц довольно сложного процесса. Данная потребность усиливается осознанием того, что старший дошкольный возраст – это не только сенситивный для развития детской коммуникации период, но и своеобразный «мостик» между детским садом и школой, когда перед ребёнком встают новые требования к организации собственного общения. Развитие при этом – динамичная категория, подразумевающая изменение и совершенствование, и, для создания целостности этого процесса, требующая не только составление определённого плана мероприятий, но и выстраивание их в соответствии с постулатами общепризнанной и апробированной временем теории развития. Не малую роль в этом процессе играют также принципы и методы развития детской коммуникации. Ведь только правильно организованная методология развития процесса способна дать реальный результат.