Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебной работе. Использование новых информационных технологий на уроках истории

Использование информационных технологий

в учебно-воспитательном процессе

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»

с углублённым изучением отдельных предметов

«Центр образования»

г.Серпухова Московской области

Гарбар Елена Борисовна, старший методист

Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно - технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, которая является приоритетом российского образования. Речь идет не просто об обеспечении образовательного учреждения компьютерной техникой и доступом в Интернет, а о процессе изменения содержания, методов и организационных форм образовательной работы, которые вызваны необходимостью готовить подрастающее поколение к жизни в информационном обществе – о процессе информатизации.

Сегодня новые современные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом - от управления до обучения и обеспечения доступности образования.

В настоящее время вопросы информатизации рассматриваются во многих нормативных документах в области образования. В Национальной инициативе «Наша новая школа» президент Дмитрий Анатольевич Медведев неоднократно упоминает о необходимости внедрения в школы интерактивных учебных пособий и высокотехнологичного оборудования: «Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с… высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями…»

Из Послания Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию.

Современный рынок ждет выпускника общеобразовательного учреждения, способного учиться на протяжении всей жизни, осваивать новые технологии, готового самостоятельно решать проблемы, принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности. Это означает, что в ближайшем времени массовое образование перейдет к новым моделям обучения и воспитания, использующим потенциал информационных технологий.

Согласно федеральному компоненту государственных образовательных стандартов, учащиеся в результате освоения содержания среднего (полного) общего образования в области информационно-коммуникативной деятельности должны осуществлять «поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности».

"...в 21 веке цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих."

С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласен педагогический коллектив МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» с углублённым изучением отдельных предметов «Центр образования» г.Серпухова. Наша школа является кафедральной базовой площадкой Педагогической Академии Последипломного образования по проблеме «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс». Коллектив школы уделяет большое внимание информатизации образования, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни школы на основе применения средств ИКТ и в интеграции с традиционным образованием.

Для решения задачи внедрения информационно-коммуникационных технологий образовательное учреждение обладает необходимыми ресурсами и материально-технической базой:

40 учебных кабинетов, каждый из которых оборудован компьютером, телевизором, другими техническими средствами, мультимедийными проекторами;

2 компьютерных класса, в каждом из которых по 18 компьютеров;

9 интерактивных презентационных систем (Hitachi, Mimio, Sony);

2 мобильных класса МАС (на базе компьютеров iBook фирмы Apple);

Цифровые лаборатории «Архимед» по химии, физике, биологии;

Лингафонный кабинет на 12 мест;

Библиотека с медиатекой и читальным залом на 80 посадочных мест;

Оборудована кино-фото лаборатория;

Компьютеризированы рабочие места всех педагогов;

Интернет по выделенной линии;

Школьная локальная сеть;

Функционирует школьный сайт.

Такие современные технические средства обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:

Направления использования информационных технологий в работе образовательного учреждения

Информационные технологии в учебном процессе.

Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Согласно новой образовательной парадигме ИКТ-компетентность является одной из ключевых компетенций современной образованной личности. Одним из важнейших условий перехода к новому уровню образования на основе информационно – коммуникационных технологий является формирование информационной культуры, прежде всего, у учителей. Только учитель, владеющий ею, способен к созданию и эффективному использованию в учебном процессе методического обеспечения изучаемых дисциплин нового поколения.

Учитель современной школы в профессиональной деятельности должен применять следующие умения :

Избирательно использовать ИКТ ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы)

Иметь полное представление об имеющихся медиаресурсах и образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе по предмету, уметь ими воспользоваться, осуществить заказ и подписку

Уметь оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном процессе

Уметь избирательно применять в профессиональной деятельности различные модели использования ИКТ в учебном процессе в зависимости от реального оснащения образовательного учреждения

Уметь использовать в образовательном процессе новые информационные технологии и цифровое оборудование

Применять на практике сетевые технологии для участия в сетевых педагогических сообществах

Уметь технологично представить свой педагогический опыт средствами ИКТ

На протяжении последних 4 лет в нашей школе в рамках повышения квалификации учителей активно формируется базовая педагогическая ИКТ- компетентность, под которой понимается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных

Все учителя школы проводят уроки с использованием ИКТ, используя электронные учебники, собственные и ученические презентации, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. Перечень готовых программных средств учебного назначения на современном этапе включает в себя электронные учебники, электронные лекции, контролирующие компьютерные программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач и генераторы примеров, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Основные направления использования информационных технологийпедагогами школы на уроках:

1. Мультимедиапрезентации, созданные в программе PowerPoint.

2.Интерактивная презентационная система Star Board Software 7.0. Hitachi и Triumph Board прямой проекции.

3.Мобильный компьютерный класс Macintosh .

4.Электронные образовательные ресурсы.

6.Программные системы контроля знаний.

7.Создание проектов.

8.Web- технологии.

Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет:

  • Средства обучения on-line применяются в реальном времени с использованием ресурсов сети Интернет;
  • Средства обучения off-line – это автономно используемые средства.

На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала.

Затем информационные технологии стали вводиться на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов. При приобретении мобильного компьютерного класса появилась возможность использовать компьютер для проведения лабораторных работ и экспериментов. Применение этого электронного продукта возможно на всех этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление материала.

В индивидуальном режиме с учащимися желающими углубленно изучать предмет проводится работа и с другими типами компьютерных средств. Это электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажеры для подготовки к экзаменам, которые помимо результата дают объяснение и правильный ответ, системы виртуального эксперимента, обучающие игры.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще две функции: компьютер как средство общения, компьютер как инструмент в управлении, компьютер как развивающая среда. В образовательном процессе важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие всех их одновременно не только в образовательном, но и в воспитательном процессе приводит к желаемому результату, который ставится обществом перед школой.

В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Информационные технологии в административно-управленческой деятельности.

Школа становится более открытой социальной системой за счет реализации широкой социокультурной деятельности на основе применения ИКТ-технологий: представительство школы в Инетрнет - сайт, ИКТ-консультирование родителей, электронный документооборот. Система управления школой четче реагирует на любые управленческие решения из-за более высокого качества и оперативности принимаемых решений. Традиционная система контроля эффективно дополняется формами контроля, диагностики, тестирования с применением ИКТ-технологий. Наблюдается некоторое изменение в самой парадигме образования. Знаниевый подход постепенно уступает место компетентностному (система дополнительного образования, система проектов, портфолио ученика, учителя).

Создан сайт школы - это своего рода визитная карточка образовательного учреждения. На страницах сайта педагогический коллектив знакомит посетителей Интернет, возможно, будущих учеников и их родителей с различными сторонами жизни школы: историей и традициями, коллективом, образовательной политикой, техническим оснащением, возможностями получения дополнительных образовательных услуг (через кружки, клубы, спортивные секции и пр.), и т. д.

Использование информационных технологий в административно-управленческой деятельности школы позволяет осуществлять анализ образовательной ситуации, проводить мониторинг учебно-воспитательной и инновационной деятельности, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса на основе использования оперативной и достоверной информации, сократить бумажные потоки документооборота и начать переход на применение безбумажных технологий; стандартизировать процесс делопроизводства, унифицировать формы представления отчетных документов учителей предметников и классных руководителей, обеспечить совместное использование информационных ресурсов школы и органов управления образованием системы, с внешними организациями муниципального, регионального и федерального уровней при решении социально значимых задач. Кроме того, с помощью программного комплекса можно сформировать единый интегрированный банк данных контингента учащихся, педагогических и административных кадров образовательных учреждений города. В качестве результата обработки исходной информации предоставляют практически все формы отчетности гимназии, в виде таблиц, диаграмм и графиков.

Учителям и ученикам предоставляется возможность вести электронное портфолио заполнив наиболее полно данные о себе и своих достижениях, администрация, имея права доступа всегда может к нему обратиться за необходимой информацией.

Объединенные в один комплекс данные дают возможность автоматизации текущего, промежуточного и итогового контроля качества обучения, получения отчета по успеваемости за выбранный период и построения рейтинговых таблиц в разрезе по предметам, классам, параллелям, учащимся и учителям. Полученные в результате обработки данные можно использовать для принятия оперативных решений по усилению контроля за качеством обучения учащихся, коррекции учебных программ и формированию рейтингового показателя работы учителя.

В настоящее время в образовательное учреждение внедрены программные комплексы, призванные помочь в организации административной деятельности в общеобразовательной школе. Созданы информационно-справочные системы, обеспечивающие нормативно-правовую поддержку работников системы образования.

Наиболее перспективным направлением информатизации организационно-методической и управленческой деятельности является использование программных продуктов компаний «1С», «Хронобус», “ФинПромМаркет-XXI”, «Системы-Программы-Сервис», «Кирилл и Мефодий» и др.

▪ «АРМ Директор» разработана компанией АВЕРС (ООО). Эта программа предназначена для автоматизации процессов управления образовательным учреждением, планирования и мониторинга учебно-образовательной деятельности, унификацией внутришкольного и кадрового делопроизводства, решения многих других управленческих задач в образовательном учреждении.

▪ Внедрена автоматизированная информационно-аналитическая система АВЕРС «Расписание», «Тарификация».

▪ Программный продукт «1С:ХроноГраф Школа 2.0» охватывает практически все сферы деятельности руководителя образовательного учреждения. Это комплексное решение, позволяющее администратору получать оперативный доступ к информации в общей базе данных с возможностями всестороннего анализа и подготовки управленческих решений.

Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.

Информационные технологии в воспитательном процессе.

Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь нашей школы и являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания.

Информационные технологии в воспитательной системе школы используются по следующим направлениям:

1.Организация внеклассных мероприятий, общешкольных праздников и концертов, библиотечных уроков, классных часов, творческих игр.

2.Проектная и исследовательская деятельность.

3.Установление контактов и общение учащихся и педагогов в режиме

Он-лайн с ровесниками и коллегами из других школ и городов.

4.Выпуск школьной газеты «Глобус», которая создается в кружке юных

Журналистов, издание буклетов.

5.Организация перемен. Школа поделена на определённые зоны по

интересам: актовый зал (караоке-студия), шахматный клуб (интерактивная доска + электронная обучающая программа по шахматам), библиотека (просмотр научно-популярных и развлекательных фильмов), медиатека (для увлечённых компьютером).

6. Кружок по компьютерной графике и анимации.

7.Ещё одной из составляющей наполнения информационного пространства школы является школьная медиатека, которая используется для решения следующих задач:

Предоставление ресурсов учителям для использования их на уроках;

Для самостоятельной работы учеников и учителей после уроков;

Для информационной поддержки проектной деятельности учащихся и т.п.

Для автоматизированного управления.

Ресурсы медиатеки постоянно пополняются, прежде всего, за счет ресурсов Интернета. Медиатека становится ядром информационного пространства школы. Хорошим началом стало пополнение школьной медиатеки электронными ресурсами учителей: разработками уроков, внеклассных мероприятий, описанием проектов,

ИКТ органично вплетается в воспитательный процесс школы, помогает саморазвитию, самореализации, раскрывает творческий потенциал учащихся, формирует критическое мышление. Наблюдается рост самостоятельных видов деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе, растет мотивация и осознанное отношение к учению за счет специально создаваемых IT-насыщенных условий. Применение информационных технологий открыло необъятные горизонты в воспитательной работе школы. Дети стали активными участниками учебно-воспитательного процесса. Они свободно владеют компьютером, умеют ориентироваться в информационном пространстве.

Таким образом, необходимость применения современных ИТ настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах.

Информационные технологии в методической работе.

Компьютер и информационные технологии заняли прочное место в методической работы. Они стали неотъемлемым атрибутом, без которых сегодня немыслимо эффективное существование и развитие школы.

Информационное обеспечение методической службы школы включает подготовку, обработку и хранение информации, в результате чего формируется база данных, с которой работают все пользователи в той или иной степени: руководители методических объединений, временных творческих коллективов, совета кураторов научного общества учащихся и администрация школы. Созданные в школе информационные блоки удобны для создания системы обратной связи, для развертывания системы сбора предложений, диагностирования членов коллектива, отслеживания опытно-экспериментальной работы.

В течение ряда лет ведется обработка данных различных программ наблюдения и изучения состояния работы с педагогическими кадрами: диагностических карт учителей, результатов исследований трудностей в работе педагогов и потребностей в повышении квалификации. Компьютерные программные средства создали условия для проведения мониторинга по различным направлениям: анализ дидактических средств, используемых учителем; характеристика педагогического мастерства; характер внутришкольных коммуникаций. Диагностирование методической работы преследовало цель: используя критерии и показатели, получить информацию о ее влиянии на рост профессионального уровня и развитие творческого потенциала педагогов для принятия решений о методической помощи и включения учителей в педагогический поиск. Изучив фактическое состояние уровня подготовленности педагогов, мы выявили группы учителей, имеющих затруднения в практической деятельности, творчески работающих, с установленным стилем работы, разработали систему коррекционных мер, определили перспективы профессионального роста каждого работника. Полученную информацию систематизировали в базу данных, разработали электронное портфолио о каждом педагоге.

На базе школы проводятся консультации, семинары, научно-практические конференции по наиболее актуальным проблемам информатизации.

Компьютерные программные средства по управлению персоналом способствуют решению задач: определение тенденций во взаимодействии и взаимовлиянии различных факторов в развитии образовательного процесса; выявление позиции каждого его участника.

Заключение

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи современного образования, используя компьютерные технологии.

Список литературы

  1. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
  2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.:Просвещение, 2011.
  3. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
  4. Угринович Н.Д.,Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – М.: Школа-Пресс,1999.
  5. www.kozlenkoa.narod.ru

В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными - материальными и энергетическими ресурсами - современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации, кроме того, становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Автоматизация на основе применения компьютеров и вычислительных сетей проникает сегодня во все сферы жизни современного общества, связанные с использованием и переработкой информации, начиная с производственной сфере, где уже появились автоматизированные системы проектирования, управления производством. технологическими процессами и др.

Неминуемый переход на «компьютерные» рельсы всех отраслей экономики и государственного управления требует реализации соответствующих программ подготовки специалистов в области информационных компьютерных технологий, что позволит, на наш взгляд, решить общенациональную проблему повышения уровня образования на самом перспективном и наиболее конкурентном рынке.

В условиях быстрого старения предметного содержания дисциплин в связи с новыми открытиями науки и техники особое значение приобретает подготовка выпускников ВУЗа в области использования новых способов поиска знаний и методов доступа к удаленным банкам данных, содержащих актуальную научную и учебную информацию. Студент уже в процессе обучения в ВУЗе должен овладеть навыками использования информационных и, в частности, телекоммуникационных технологий в своей учебной, научно-исследовательской и практической деятельности.



В связи с этим важное значение приобретает и информатизация образования, органически связанная с процессом его модернизации. Одним из основных направлений развития образовательного процесса становится реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия информационного общества и широкое использование инновационных педагогических технологий развивающего обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала личности. В связи с переходом к постиндустриальному обществу все заметнее становится тенденция к информатизации сферы образования. Создаются электронные учебники, разрабатываются автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, тестирующие программы.

Однако на современном этапе у преподавателей высшей школы пока отсутствует методика и практика использования компьютерных информационных технологий в учебном процессе.

Будущие специалисты должны в совершенстве владеть автоматизированными системами учета, планирования, управления производством. Что для этого делают преподаватели вуза? – Читают студентам лекцию, а чтобы будущие специалисты использовали активные методы, их нужно обучать теми же самыми методами.

Внедрение телекоммуникационных технологий в учебный процесс ВУЗа связано с решением ряда проблем. В первую очередь это ограниченность ресурсов ВУЗа (финансирование, качество каналов связи, уровень используемой в ВУЗе компьютерной техники). Второй проблемой на сегодня является неподготовленность преподавательского состава и отсутствие методических разработок по применению ресурсов глобальных сетей в учебном процессе. Подготовка методических материалов связана с выполнением трудоемкой работы по отбору нужных источников информации в сети и отработке технологии их использования. Однако необходимость проведения таких работ актуальна и при обмене результатами исследований в данной области между работающими коллективами может дать быстрый эффект.

Однако в силу очевидной сложности формализации процессов обучения и из-за новизны Internet-технологий эти проблемы находятся на начальной стадии своего решения, возможности современных информационных технологий используются в малой степени. Информатизация образования должна быть направлена, в первую очередь, на определение того, что нужно изучать в конкретных условиях, на обеспечение поиска, извлечения, передачи и представления знаний.

Первыми людьми, пришедшими в образовательную сеть стали не педагоги, а "технари" - специалисты по информационным технологиям, имеющие, как правило, весьма отдалённое представление о педагогике, дидактике и связанных с ними образовательных технологиях. В результате мы получили интенсивно развивающуюся техническую систему дистанционных телекоммуникаций с весьма скудным её образовательным содержанием. Поэтому готовые электронные продукты, обладая содержательной полнотой, не используют весь спектр возможностей современных информационных технологий. Разработка полномасштабного мультимедийного учебника – процесс трудоемкий и дорогой. Он требует специальных знаний и владения мультимедийными технологиями. При рассмотрении разработанных электронных материалов обнаруживается «фамильное» сходство с традиционными учебными пособиями. «Скучные» тексты, местами оснащенные гиперссылками, предлагаются читать с экрана как книгу.

Чтобы существующее положение дел изменилось, требуется время, необходимое на создание особого класса педагогов и учёных сетевого типа. Этот класс специалистов преимущественно будет формироваться из молодых научно-педагогических кадров, способных осуществить сопряжение новейших педагогических и телекоммуникационных технологий. Подготовка педагогических кадров, применяющих информационные компьютерные технологии, на уровне кандидатов и докторов наук представляется одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня.

Использование новых информационных технологий на уроках истории.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых информационно-коммуникационных технологий в обучении не только информатики, но и на уроках других предметов. ИКТ позволяют по-новому "зазвучать" уроку, позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации, использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию

ПСИХОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5-11 КЛАССАХ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Современного ребенка окружает океан быстро меняющейся информации. Дома или на уроке он постоянно сталкивается с этим огромным потоком. Возникает проблема: как обучить ребенка, как подготовить его к современным условиям жизни? Система проблемного группового (развивающего) обучения истории, применяемая учителем истории в 5-6 классах, в большей мере ориентирована на развитие творческих способностей, умений и навыков обрабатывать различную информацию, способности сделать правильный выбор. При этом система учитывает психофизиологические особенности учащихся данного возраста. Решение этих проблем приводит к одному выводу: необходимо развивать познавательную деятельность учащихся. Таким образом, главная цель учителя на уроке создать благоприятные условия для активного развития познавательной деятельности, успех которой в значительной мере зависит от разнообразия познавательного пространства. Компьютер, а точнее презентации урока смогут решить проблему. С помощью компьютера можно на уроке (не применяя особых материальных затрат, а самое главное - экономя время урока) решить исторические задачи более разнообразными способами. Для успешного достижения цели необходимо создать гибкую систему, в которой применение компьютерных технологий было бы целесообразно. Поэтому при создании презентации необходимо учитывать следующие моменты: психологические особенности учащихся данного класса; цели и результаты обучения; структуру познавательного пространства; местоположение учащихся; выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока; цветовую гамму оформления учебного материала. Построение компьютерной презентации урока истории на основе психологических исследований учащихся позволяет не только повышать успеваемость, но и способствует развитию интереса к предмету (в этих классах интерес к истории занимает лидирующее положение), а самое важное: формирует у детей ценностное отношение к истории. Как показали результаты психологических исследований, проведенные в классах, где используется данная технология - история как необходимый предмет занимает 3 место после русского языка и математики, а у некоторых детей и первое место среди всех предметов.
Мы живем в мире медиа - расширяющейся системы массовых коммуникаций, "информационного" взрыва. Соответственно, цель образования - формирование "личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа". Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Анализ программ курса информатики показывает, что ученики сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами (например, с MS Word, MS Excel, Paint, MS Power Point), ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. На уроках информатики ученики получают как представление о возможностях тех или иных информационно-коммуникационных технологий, так и конкретные практические умения. Следовательно, применение знаний и умений, полученных на уроках информатики, необходимо и на других предметах для обеспечения единого подхода к решению предъявляемых школе задач. Но для реализации единого подхода необходимо, чтобы учитель - предметник умел

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

То есть в ходе освоения информационно-коммуникационных технологий учитель повышает свой профессиональный уровень и овладевает (иногда одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний. Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, учитель постепенно вводит в свои уроки следующие формы использования ИКТ:
Начиная с 5 класса можно применять формы, не требующие от учеников специальных знаний ИКТ, например, компьютерные формы контроля (тесты). В этот период учитель может проводить и уроки на основе презентаций, созданных им самим или старшеклассниками. С 5 класса можно практиковать работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока.Но в этот период диски по предметам и электронные энциклопедии воспринимаются учащимися в основном как источники информации.
На уроках истории учащиеся начинают самостоятельно готовить презентации в программе Power Point. Это позволяет строить уроки на основе защиты проектных работ учащихся с использованием ИКТ. С помощью MS Word ребята учатся оформлять свои рефераты и исследования. На этом этапе важно, чтобы и предметники придерживались единых требований к оформлению ученических работ. В старших классах ИКТ дает возможность ученикам совершенствоваться и самоактуализироваться, издавая школьную газету, участвуя в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах; размещать творческие и исследовательские работы в Интернете; получать дополнительную информацию по интересующему вопросу через общение при помощи электронной почты, on-line, видеоконференций и др. На данном этапе учитель - уже лишь помощник ребят, дающий возможность в полной мере проявлять и развивать их потенциал.
Наиболее распространены следующие формы использования ИКТ на уроках.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Уроки с использованием компьютерной презентации - это и урокиобъяснения нового материала в диалоговом режиме, иурок-лекция,и урок -обобщение и урок - научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок,и урок-презентация, и урок - дискуссия в режиме Интернет-конференции.
Урок защиты проектных работ - уникальный способ реализации творческого потенциала учащихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. Использование ИКТ на уроках подобного типа - одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей, отражение структуры выступления.
Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер). Эта форма требует наличия персонального компьютера для каждого учащегося.
Во всех случаях ИКТ выполняют функцию "посредника", "который вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром". В результате учитель и ученик не только овладевают информационными технологиями, но и учатся отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, а также создавать собственные медиатексты.
Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации. Безусловно, многие работы требуют проверки, редакторской правки. Мы не призываем их использовать полностью, но какие-то фрагменты статей могут пригодиться при разработке дидактических материалов к уроку, подсказать и форму урока.
С появлением мультимедийных материалов (интерактивных CD-дисков) по истории, открылась возможность включения в урок фрагментов видеолекций. Например, при изучении творческих методов на уроках используются мультимедийные материалы с диска "Художественная энциклопедия западноевропейского искусства" ("Классицизм", "Барокко", "Романтизм").
Кроме того, расширился круг форм работы с источниками на уроке. Благодаря дискам ученики могут самостоятельно получать биографическую и историографическую информацию в интересной современной форме. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.
Однако сложность технической организации урока, большие временные затраты только на один вид работы не позволяют часто проводить его. Возникает необходимость поиска новых формиспользования данного материала с большим эффектом.
Одной из таких форм является работа с презентаций.
Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке.
Если презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации. Можно так же создать и заметки к слайду, отражающие переходы, комментарии, вопросы и задания к слайдам и материалам на них, т.е. методическое оснащение презентации, "партитуру" урока.
Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.
Если презентация - творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше, если с презентацией, созданной учеником, вы познакомитесь заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке.

обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дид-х материалов

создавать слайды по данному учебному материалу

использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине

осуществлять поиск информации в Интернете при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям;

организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете

самостоятельно разрабатывать тесты и проводить компьютерное тестирование.

Учитель должен уметь

как способ объяснения нового материала;

как форма проверки домашнего задания;

как форма закрепления изученного;

как способ проверки знаний в процессе урока