Что такое вопрос на соответствие в тесте. Методика составление и использования тестовых заданий по информатике. Задания на восстановление последовательности

Проверка знаний, умений, навыков учащихся на уровне узнавания.

Формирование мнения учащихся об объективности контроля и достижение большей объективности оценивания.

Увеличение числа учащихся, охваченных контролем. 1. Подготовительный этап. Педагог конструирует тест.

Для этой цели формулируются вопросы. Требования к вопросам изложены в разделе контроля знаний, умений учащихся.

Тест должен состоять из достаточного для проверки знаний, умений по теме количества вопросов. Задача учащегося выбрать из предложенных ответов правильный. Отметить правильный ответ можно разными способами:

1. Впиши букву правильного ответа. Учащиеся могут впереди номера вопроса писать букву правильного ответа. Такая форма теста удобна при проверке. Например:

а) знания, b) умения, с) отношения, d) навыки?

Учащийся читает вопрос и выбирает правильный ответ. Обозначение правильного ответа ставится перед номером вопроса. Например:

Что является психическим материалом обучения:

dl а) знания, Ь) умения, с) отношения, d) навыки?

Можно отмечать правильный ответ, обведя букву правильного ответа.

2. Обведи ответ «да», если ты согласен, или «нет», если ты несогласен с утверждением.

Пример: Биосфера это...

часть геологической оболочки Земли - да нет

часть биологической оболочки Земли - да нет

часть гидросферы Земли - да нет

часть оболочки Земли, населенная организмами - да нет

часть оболочки Земли, где невозможна жизнь - да нет

Правильный ответ: да, нет, нет, да, нет. Оценка: если все правильно, балл за ответ; если только один правильный ответ, то 0,5 балла.

3. Соотнеси написанное в столбцах 1 и 2. Поставь напротив букв номера правильных ответов.

Столбец 1 Столбец 2

A. Обломов 1. Пушкин А. С.

B. Руслан и Людмила 2. Гончаров И. А.

C. Мастер и Маргарита 3. Лесков Н. С.

D. Очарованный странник 4. Булгаков М. А.

Правильный ответ: Ответ

А 2 В 1 С 4 D 3

Если все ответы правильные, то оценка единица. Вес каждого ответа 0,25 балла. Если два правильных ответа то учащийся получает 0,56, за три правильных 0,756. Можно предлагать пять вопросов. Тогда вес каждого ответа будет 0,2 балла. Может быть и большее количество вопросов. Возможен и другой подход к оцениванию ответов. Если какой-то ответ неправильный, то выставляется ноль баллов. Если все ответы правильные, то выставляется один балл. Такой подход используется в тех случаях, если необходимо проверить взаимосвязи изучаемых явлений.



4. Найди лишний элемент и обведи кружком.

D. артерии

E. капилляр Правильный ответ:(с)

5. Расположи в правильной последовательности, проставив напротив цифр соответствующую букву.

1 А - старость

2 В - рождение

3 С - юность

4 D - детство

5 Е - зрелость

6 F - отрочество

Правильный ответ:

Можно использовать разные формы фиксации результатов теста. Для быстрого опроса класса можно использовать тест, в котором учащиеся под номером вопроса ставят код правильного ответа. Например, может быть предложено пять вопросов. Если все ответы правильные, то пять баллов. Если четыре правильных ответа, то четыре балла и т. д.

Положительным моментом использования таких форм тестов является возможность избежать субъективности оценивания со стороны преподавателя. Обработку теста может провести помощник педагога, но в итоге должны получиться объективные результаты. Положительным моментом также является быстрота заполнения и проверки теста. Слабой стороной таких тестов является ограничение учащихся в возможности проявить творчество. Ответы носят фрагментарный характер, нет целостного ответа.

Однако данные замечания не умаляют значимости тестов. Они могут применяться по всем предметам наряду с другими формами контроля.

3.37. Тест творческий

Проверка знаний, умений на уровне воспроизведения.

Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос.

Преподаватель готовит вопросы для проведения опроса. Вопросы имеют открытый характер, то есть ответы к ним не приводятся. Существуют разные формы вопросов в творческих тестах:

1. Впиши пропущенное слово. Учащемуся предлагается вписать только одно слово в указанном месте. Пропуск слова может быть в конце предложения.

Пример: Наука, занимающаяся изучением души человека называется... . (Учащийся должен вписать слово «психология».)

Слово может быть пропущено в середине предложения.

Пример: Наука... занимается изучением души человека.

В вопросе может быть пропущено несколько слов.

Пример: Сумма квадратов катетов прямоугольного треугольника равна.... (Нужно вписать: «квадрату гипотенузы».)

Если предполагается компьютерная обработка, то слова нужно вписывать в строго указанном месте.

2. Закончи предложения. В данном случае количество слов не ограничивается.

Пример. Психологией называет... . Ожидаемый ответ: наука, изучающая душу. Этот тип вопросов сложнее предыдущих.

3. Ответь на вопрос: «Что изучает биология?». Ученик должен дать полный ответ на вопрос.

Положительными моментами творческих тестов являются свобода в проявлении творчества, возможность у учителя проверить умения анализа, синтеза, обобщения учеников.

В отличие от тестов с приведенными ответами творческие тесты измеряют знания и умения на уровне воспроизведения, а не узнавания. Таким образом, они более сложны для учащихся и являются более глубокой проверкой. Поэтому значимость данных вопросов выше, чем у закрытых вопросов.

Обобщая преимущество тестов можно отметить, что они позволяют проверить более глубоко понимание материала, чем другие формы. Во время устных или письменных ответов учащийся может заучить материал и воспроизвести его без достаточного понимания, показав объем заученного. Тесты позволяют увеличить точность измерения понимания материала.

Тест с обратной связью

Быстрый замер уровня усвоения информации учащимися.

Активизация обучающей функции при контроле знаний учащихся по пройденному материалу.

Предоставление учащимся быстрой обратной связи о правильности выполненных заданий.

1. Педагог сообщает тему, по которой будет проводиться контроль, количество вопросов, время на ответ, условия проведения опроса (чем можно пользоваться во время выполнения теста).

2. Педагог предоставляет возможность задать вопрос и выяснить непонятные моменты по процедуре.

3. Педагог предъявляет вопрос: устно, письменно на доске, через кодоскоп, диапроектор, путем предъявления определенных объектов.

4. Ученики уточняют вопрос, если им что-либо непонятно.

5. Ученики отвечают письменно.

6. После ответа ученики ставят степень уверенности. Таким образом, предъявляется пять, десять, пятнадцать и т. д. вопросов, то есть пятикратное количество. Если ответа у учащегося нет, то он ставит прочерк напротив номера вопроса, на который он не знает ответ.

7. Предъявляются эталоны ответов - устно преподавателем, по желанию кем-то из учеников. Эталон может предъявляться и письменно. Ученики сравнивают свой ответ с эталоном и оценивают его от 0 до 1. Эталоны предъявляются по всем вопросам.

Эталоны желательно предъявлять после ответа учащихся на последний вопрос. Это позволит учителю проследить всеми ли учащимися проставлена степень уверенности после последней буквы последнего слова. Если ответа нет, то напротив номера вопроса должен быть прочерк. Это делается с той целью, чтобы избежать списывания учащихся. Если после ответа не будет степени уверенности или прочерка, то после предъявления эталона учащиеся могут дописать ответ, если он у них был неправильный. 8. Учащиеся подсчитывают свою отметку. Суммируя баллы по каждому вопросу, учащиеся в результате получают какую-то сумму. Если всего было пять вопросов, то сумма баллов превращается в отметку. Если было десять вопросов, то сумму баллов необходимо разделить на два, в результате чего получится отметка. Если вопросов было пятнадцать, то сумма делится на три. 9. Педагог на доске пишет цифру 5 и просит поднять руки тех учащихся, которые получили пятерки. Подсчитывается количество пятерок и сумма фиксируется на доске. Затем просят поднять руки учащихся, у которых в сумме получилась четверка. На доске фиксируется их количество. Таким же образом можно поступить и с тройкой.

Это делается для того, чтобы каждый учащийся видел свое место в классе.

При округлении баллов желательно исходить из следующего правила: 4,5 балла округляется в сторону увеличения, то есть пяти баллов. От 3,5 до 4,4 округляется до 4 баллов. От 2,5 до 3,4 округляется до 3 баллов.

Данный вид опроса позволяет разгрузить преподавателя от рутинной работы по проверке тетрадей, предоставляет возможность учащимся быстро узнать свои результаты. Учащимся нравится оценивать себя, в данной ситуации претензии на необъективность контроля предъявлять не к кому. Обвинения учащихся в необъективности оценивания педагогов снимаются.

Этот вид опроса позволяет реализовать принцип 100-процентной обратной связи в классах с любой наполняемостью.

План

1. Основные виды педагогических тестов.

2. Формы тестовых заданий.

3. Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов.

4. Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста.

5. Соотношение формы задания и вида проверяемых знаний, умений, навыков.


1. Основные виды педагогических тестов

Существуют два основных вида тестов: традиционные и нетрадиционные.

Тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Целостность теста означает взаимосвязь заданий, их принадлежность общему измеряемому фактору. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль и потому ни одно из них не может быть изъято из теста без потери качества измерения. Структуру теста образует способ связи заданий между собой. В основном, это так называемая факторная структура, в которой каждое задание связано с другими через общее содержание и общую вариацию тестовых результатов.

Традиционный тест представляет собой единство, по меньшей мере, трех систем:

Формальной системы заданий возрастающей трудности;

Статистических характеристик заданий и результатов испытуемых.

Традиционный педагогический тест нужно рассматривать в двух существенных смыслах: - как метод педагогического измерения и как результат применения теста. Удивительно, что тексты на русском языке тяготеют к смыслу метода, в то время как в большинстве работ западных авторов понятие тест чаще рассматривается в смысле результатов. Между тем, оба эти смысла характеризуют тест с разных сторон, потому что тест надо понимать одновременно и как метод, и как результат педагогического измерения. Одно дополняет другое. Тест, как метод, не мыслится без результатов, подтверждающих качество его самого и качество оценок измерения испытуемых различного уровня подготовленности.

В приведенном выше определении традиционного теста получили развитие несколько идей.

Первая идея - тест рассматривается не как обычная совокупность или набор вопросов, задач и т.п., а в виде понятия "система заданий". Такую систему образует не всякая совокупность, а только та, которая обусловливает возникновение нового интегративного качества, отличающего тест от элементарного набора заданий и от других средств педагогического контроля. Из множества возможных систем наилучшую образует та целостная совокупность, в которой качество теста проявляется в сравнительно большей степени. Отсюда вытекает мысль о выделении первого из двух главных системообразующих факторов - наилучшего состава тестовых заданий, образующих целостность. Исходя из этого, можно дать одно из самых коротких определений: тест - это система заданий, образующих наилучшую методическую целостность. Целостность теста - это устойчивое взаимодействие заданий, образующих тест как развивающуюся систему.

Вторая идея состоит в том, что в данном определении теста совершен отход от укоренившейся традиции рассмотрения теста как простого средства проверки, пробы, испытания. Всякий тест включает в себя элемент испытания, он не сводится весь к нему. Ибо тест - это еще и концепция, содержание, форма, результаты и интерпретация - все, требующее обоснования. Этим подразумевается, что тест является качественным средством педагогического измерения. В соответствии с положениями теории, тестовые оценки не являются точными оценками испытуемых. Правильно говорить, что они лишь репрезентируют эти значения с некоторой точностью.

Третья идея, развиваемая в нашем определении традиционного теста - это включение нового понятия - эффективность теста, который ранее в литературе по тестам не рассматривался в качестве критерия анализа и создания тестов. Ведущая идея традиционного теста - минимумом числом заданий, за короткое время, быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания как можно большего числа учащихся.

По существу, этим отражается идея эффективности педагогической деятельности в области контроля знаний. Хотелось бы думать, что против самой этой идеи возражать уже некому и незачем. Если наш учитель может разъяснить учебный материал не хуже своего зарубежного коллеги, то хорошо проверить требуемые знания, у всех учеников, по всему изученному материалу, он не в состоянии из-за господствующей у нас классно-урочной системы занятий, нехватки компьютерной техники, тестов и программ для организации автоматизированного самоконтроля - самой гуманной формы контроля знаний. Не в состоянии он это делать и физически. В силу, мягко скажем, ошибочной социальной политики зарплата наших учителей уже давно не компенсирует затраты даже физической энергии, необходимой для хорошего преподавания, не говоря уже о повышенных затратах энергии интеллектуальной, что способно совершать только раскованное, а не озабоченное поисками хлеба мышление. Как отмечается в литературе, квалифицированный работник получает у нас в три-четыре раза меньше того уровня зарплаты, за границами которого нарушается нормальная жизнедеятельность и начинается разрушение трудового потенциала.

Хотя в литературе имеются сотни примеров определений теста, с которыми либо трудно, либо вообще нельзя согласиться, это совсем не означает, что данное определение традиционного теста - истина в последней инстанции. Как и все остальные понятия, оно нуждается в постоянном улучшении. Просто оно представляется автору пока более аргументированным, чем некоторые другие известные понятия педагогического теста. Впрочем, стремление к улучшению понятий - явление совершенно нормальное и необходимое для нормально развивающейся практики и науки. Конструктивные попытки дать другие определения теста или оспорить уже имеющиеся всегда полезны, но именно этого нам не достает.

К традиционным тестам относятся тесты гомогенные и гетерогенные. Гомогенный тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания - система, создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по одной учебной дисциплине. Легко видеть, что в своей основе определение гомогенного теста совпадает с определением традиционного теста.

Гомогенные тесты распространены больше других. В педагогике они создаются для контроля знаний по одной учебной дисциплине или по одному разделу такой, например, объемной учебной дисциплины, как физика. В гомогенном педагогическом тесте не допускается использование заданий, выявляющих другие свойства. Наличие последних нарушает требование дисциплинарной чистоты педагогического теста. Ведь каждый тест измеряет что-то заранее определенное.

Например, тест по физике измеряет знания, умения, навыки и представления испытуемых в данной науке. Одна из трудностей такого измерения заключается в том, что физическое знание изрядно сопряжено с математическим. Поэтому в тесте по физике экспертно устанавливается уровень математических знаний, используемых при решении физических заданий. Превышение принятого уровня приводит к смещению результатов; по мере превышения последние все больше начинают зависеть не столько от знания физики, сколько от знания другой науки, математики. Другой важный аспект - стремление некоторых авторов включать в тесты не столько проверку знаний, сколько умение решать физические задачи, вовлекая, тем самым, интеллектуальный компонент в измерение подготовленности по физике.

Гетерогенный тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания - система, создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по нескольким учебным дисциплинам. Нередко в такие тесты включаются и психологические задания для оценки уровня интеллектуального развития.

Обычно гетерогенные тесты используются для комплексной оценки выпускника школ, оценки личности при приеме на работу и для отбора наиболее подготовленных абитуриентов при приеме в вузы. Поскольку каждый гетерогенный тест состоит из гомогенных тестов, интерпретация результатов тестирования ведется по ответам на задания каждого теста (здесь они называются шкалами) и кроме того, посредством различных методов агрегирования баллов делаются попытки дать общую оценку подготовленности испытуемого.

Напомним, что традиционный тест представляет собой метод диагностики испытуемых, в котором они отвечают на одни задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковой оценкой. При такой ориентации задачи определения точного объема и структуры освоенного учебного материала отступают, по необходимости, на задний план. В тест отбирается такое минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить, образно говоря, не "кто что знает", а "кто знает больше". Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно на языке тестологии, с опорой на среднюю арифметическую, моду или медиану и на так называемые процентильные нормы, показывающие - сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат хуже, чем у любого взятого для анализа испытуемого с его тестовым баллом. Такая интерпретация называется нормативно-ориентированной. Здесь вывод достраивается рейтингом: задания ответы выводы о знаниях испытуемого рейтинг, понимаемый как вывод о месте или ранге испытуемого.

Интегративные тесты. Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий, отвечающих требованиям интегративного содержания, тестовой формы, возрастающей трудности заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения. Диагностика проводится посредством предъявления таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (обобщенных, явно взаимосвязанных) знаний двух и большего числа учебных дисциплин. Создание таких тестов дается только тем преподавателям, которые владеют знаниями ряда учебных дисциплин, понимают важную роль межпредметных связей в обучении, способны создавать задания, правильные ответы на которые требуют от учащихся знаний различных дисциплин и умений применять такие знания.

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Отличительной особенностью заданий свободного изложения является то, что для их выполнения испытуемому необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв; возможно словосочетаний или даже предложений). Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа

2.2. Задания закрытого типа

К заданиям закрытого типа относятся задания нескольких видов: альтернативных ответов (АО), множественного выбора. Тестовые задания закрытого типа – предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Это задания с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос

2.3. Задания на восстановление соответствия

В заданиях соответствия (восстановления соответствия) необходимо найти соответствие (или приравнять части, элементы, понятия) – между элементами двух списков (множеств). Эта форма заданий достаточно разнообразна и может быть с успехом использована по всем учебным предметам и предметным областям. Практически в каждом предмете существует широкая возможность их использования. Задачи соответствия требуют подбора подходящего ответа

2.4. Задания на восстановление последовательности

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда. Поскольку эта форма заданий требует особой инструкции, мы выделили ее в отдельный подраздел

2.5. Использование заданий психологических тестов на выявление структуры интеллекта для тестов учебных достижений

Часто в тестах достижений можно найти попытки использования специфичных заданий, специально разработанных психологами для тестов интеллекта. Это в основном три вида заданий: аналогии, классификации и исключения лишнего. Особенность этих заданий в том, что результат их выполнения зависит не только от знания предметного содержания задания, но и от сложности той интеллектуальной операции, выполнение которой предполагают эти задания

унификация учебных планов и программ для одноименных дисциплин, которые преподаются в разных учебных заведениях. Это выдвигает требования объективизации процесса оценивания знаний студентов, что невозможно без использования методов тестирования знаний, которые являются основой теории педагогических измерений. Массовое внедрение тестирования знаний в учебный процесс сформировало понимание необходимости создания и применения компьютерных систем тестирования знаний. Это обусловлено с одной стороны снижением трудоемкости при проведении тестирований по сравнению с традиционными методами бланкового тестирования, а с другой стороны повышением надежности и объективности результатов тестирования. Тестирование как одна из форм аттестации представляет собой процедуру, позволяющую объективно для каждого учащегося установить уровень: теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков. Тестирование используется на следующих этапах учебного процесса:
  1. Входное тестирование в начале изучения дисциплины для определения исходного уровня и выдачи рекомендаций по траектории изучения материала.
  2. Самотестирование учащихся по ходу изучения ими отдельных глав теоретического материала.
  3. Тестирование перед началом выполнения лабораторных и практических работ с целью проверки наличия необходимых начальных теоретических знаний.
  4. Тестирование знаний по итогам изучения главы (раздела) теоретического материала, результатам выполнения лабораторной работы.
  5. Тестирование по итогам изучения дисциплины с целью получения оценки полученных знаний либо выдачи допуска на прохождение промежуточной аттестации в иной форме.

В общем случае тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной системы проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств, знаний или навыков личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

Тесты включают в себя вопросы, отражающие содержание дисциплины или ее части, которые выносятся на контроль . При составлении вопросов для тестирования необходимо придерживаться следующих правил:

  • в вопросе должна быть ясно выражена только одна мысль;
  • мысль, выраженная в вопросе, должна быть записана лаконично, но содержательно;
  • вопрос должен представлять важную часть пройденной темы;
  • вопрос по сложности должен быть доступен студенту, а по содержанию – соответствовать критериям будущей профессиональной деятельности студента или потребностям обучения по другим дисциплинам;
  • при формулировании вопросов и ответов следует исключать подсказки к правильным ответам;
  • задания в тесте следует располагать в порядке постепенного возрастания трудности, что способствует снижению эмоционального стресса в процессе тестирования.

Для получения максимальной эффективности от тестирования знаний в процессе изучения дисциплины рекомендуется использовать два вида тестов:

  • тест для самоконтроля (для каждого раздела или темы),
  • итоговый тест (для всей дисциплины в целом).

Вопросы для самоконтроля предполагают возможность просмотреть теоретический материал и проработать ошибки, допущенные при ответах на данные вопросы. Они предназначены для получения обучающимся адекватной оценки своих знаний. Для каждого раздела рекомендуется 10-15 вопросов.

Итоговый тест используется для проверки знаний обучающегося по завершении изучения всей дисциплины (аналог экзамена). Число тестовых вопросов для одного тестируемого должно составлять не менее 30 и зависит от сложности тестовых заданий.

Работа с тестовой системой начинается с подготовки базы вопросов. При использовании тестирования в учебном процессе важно помнить, что каждый вопрос не должен иметь многоцелевую направленность, он призван выявлять лишь один определенный аспект. Критериями отбора содержания тестового материала служат:

  • значимость. Этот принцип указывает на необходимость включить в тест только те элементы знания, которые можно отнести к наиболее важным и ключевым, без которых знания становятся неполными;
  • научная достоверность. Суть тестовых заданий заключается в том, что они требуют четкого, заранее известного преподавателям ответа. Все спорные точки зрения, вполне допустимые в науке, не рекомендуется включать в тестовые задания;
  • соответствие содержания теста уровню современного состояния науки. Этот принцип базируется на естественной необходимости подготовки специалистов и проверки их знаний на современном материале;
  • репрезентативность. Следует обращать внимание не только на включение значимых элементов, но и на полноту охвата пройденного материала;
  • возрастающая трудность учебного материала. Знание последующих элементов курса зависит от знания предыдущих учебных элементов, то есть дисциплину можно изучать только с самого начала и без пробелов;
  • вариативность содержания. По мере изменения содержания учебной дисциплины должно варьироваться и содержание теста;
  • системность содержания. Это означает, что подбор содержания и количества тестовых заданий должен отражать все разделы теоретических материалов соответственно трудоемкости по рабочей программе;
  • комплектность и сбалансированность содержания теста. Тест, разработанный для итогового контроля знаний, не может состоять из материалов только одной темы;
  • взаимосвязь содержания и формы. Содержание теста должно быть выражено в наилучшей, с точки зрения наглядности и обучающего потенциала, форме.

Существует множество видов (форматов) тестовых заданий, однако на практике используется от четырех до шести основных видов, которые делятся на два основных типа: закрытого и открытого (рис. 2.6). Вопросы закрытого типа предлагают выбрать ответ (один или несколько) из многих предложенных. При этом подразумевается, что все предложенные варианты ответа являются равнопривлекательнымии. Задания открытой формы не предлагают вариантов ответа, а требуют ввода символов в пустое поле какого- то утверждения, причем предполагается, что заполнить этот пропуск можно строго однозначно. В открытому типу относятся вопросы, предполагающие развернутый ответ на естественном языке. Данный вид вопросов является единственным, не допускающим возможность проверки ответа компьютером, а требует проверки и оценки ответа преподавателем.


Рис. 2.6.

Рассмотрим основные виды тестовых заданий.

1. Выбор единственного ответа. Это простейшим вид тестовых заданий закрытого типа и представляет собой вопрос с множеством предложенных ответов, из которых требуется выбрать один верный. Разновидностью данного вида заданий являются вопросы с активной областью (с "горячими точками"), в которых выбор ответа с помощью кнопок заменен выбором места на графическом изображении.

  • данный вид заданий интуитивно понятен обучающимся,
  • ввод ответа требует минимального времени,
  • процедура обработки ответа предельно проста.

Недостатки простой выборки:

  • возможность запоминания неверных ответов.

2. Множественный выбор. Второй из наиболее распространенных типов вопросов.

Представляет собой вопрос с множеством предложенных ответов, из которых требуется выбрать несколько верных. Кнопки выбора в нем заменены на окошки метки и обеспечивают возможность выбора произвольной комбинации ответов (от одного ответа до всех возможных вариантов).

Преимущества данного вида вопросов:

  • этот тип заданий информативен,
  • дает возможность учесть частично правильные ответы.

Недостатки множественной выбора:

  • существенная вероятность угадывания правильного ответа,
  • возможность запоминания неверных ответов,
  • отсутствие общепризнанной процедуры обработки ответа.

3. Установление соответствия. Представляет собой два списка в виде двух колонок и обучающийся должен сопоставить данные из разных колонок друг другу.

Тема 8. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Тема 7. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях

Тема 6. Психологические аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности

Тема 5. Безопасность образовательного процесса

Тема 4. Безопасность труда и охрана здоровья работающих

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: работоспособность, формы труда, условия труда, профессиональная болезнь, фонастения, писчий спазм, бурсит, плексит, лигаментит, тендовагинит, арсенизм, сатурнизм, болезнь Минамата, болезнь Юшо-Ю-Ченга, шумовая болезнь, вибрационная болезнь, декомпрессионная болезнь, пневмокониоз, антракоз, силикоз, бериллиоз, асбестоз.

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: образовательное учреждение, учебная нагрузка, гигиена, работоспособность, утомление, ФЗ «Об образовании».

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: терроризм, суицид, психоактивное вещество, паника, наркомания, курение, алкоголизм.

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, ЧС природного характера: землетрясение, цунами, наводнение, ветер, ураган, смерч, шквал, шторм, буря, лавина, обвал, оползень, сель, ЧС техногенного характера, пожар, ЧС военного времени, ядерное оружие, химическое оружие, биологическое оружие, эвакуация, защитное сооружение, терроризм, средства индивидуальной защиты человека (СИЗ), средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), средства защиты кожи (СЗК), противогаз, респиратор, камера защитная детская (КЗД).

Опрос по карточкам с терминами и понятиями: травма, растяжение, перелом открытый, перелом закрытый, вывих, ушиб, термический ожог, химический ожог, обморожение, отравление.

6.2. Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации:

Тестирование (закрытый тест);

(в предложенных вопросах выбурите один или несколько правильных ответов):

1. К задачам, которые решает БЖД относятся:

А. защита от опасностей и предупреждение воздействия негативных факторов на человека

Б. создание новых средств защиты человека

В. создание комфортного состояния среды обитания человека

Г. ликвидация отрицательных последствий воздействия негативных факторов на человека

Д. распознавание и оценка негативного воздействия среды обитания на человека

2. Величина возможностей организма, которая характеризуется количеством и качеством работы за определенное время – это:

А. труд Б. работоспособность В. потенциал возможностей



3. Аксиома о потенциальной опасности гласит:

А. Деятельность во вредных условиях труда потенциально опасна

Б. Деятельность в опасных условиях потенциально опасна

В. Любая деятельность потенциально опасна

4. К факторам риска для здоровья человека относятся:

А. химические факторы Б. психофизиологические

В. физико-химические Г. физические

Д. факторы добровольного риска Е. биологические

5. Условия труда человека подразделяются на:

А. опасные и неопасные

Б. оптимальные и вредные

В. оптимальные, допустимые, вредные и опасные

6. Факторы, которые становятся причиной заболеваний или уменьшения работоспособности, называются:

А. опасные Б. вредные В. допустимые

7. Факторы, которые приводят к травмам и резким нарушениям здоровья, называются:

А. недопустимые Б. вредные В. опасные

8. К уровням психологической защиты человека относятся:

А. индивидуально-личностный Б. глобальный

В. социальный Г. социально-групповой

9. Психоактивное вещество (ПАВ) – это:

А. любое химическое вещество или смесь веществ естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование ЦНС и приводит к изменению психического состояния человека

Б. любое химическое вещество или смесь растительного, полусинтетического и синтетического происхождения используемое для производства наркотика

В. любое вещество природы, вызывающее отравление организма человека

10. Кратковременное состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью:

11. К сильнейшим канцерогенам относят:

А. асбест Б. хром

В. этанол Г. никель Д. цемент

12. Контаминация – это:

А. бактериальное загрязнение продуктов питания

Б. частичное загрязнение среды обитания

В. загрязнение пищевого сырья

13. Сделайте сопоставление индекса пищевых добавок к их назначению:

14. Чужеродные для живых организмов химические вещества, не входящие в биотический круговорот, и как правило, порожденные хозяйственной деятельностью человека – это:

А. токсины Б. ксенобиотики В. психоактивные вещества

15. К ксенобиотикам относятся:

А. пестициды Б. радионуклиды

В. пластмассы Г. фреоны Д. растительные красители

16. Отравлению ртутью носит название:

А. болезнь Минамата Б. болезнь Юшо-Ю-Ченга В. «болезнь шляпника»

17. Отравление свинцом носит название:

18. К источникам диоксинов в природе относятся:

А. отбелка целлюлозы Б. мусоросжигающие заводы

В. хлорирование питьевой воды Г. производство инсектицидов

19. Высокое накопление диоксинов в печени – это:

20. Фреоны используются:

А. в холодильных установках Б. при отбелке целлюлозы В. в аэрозолях

21. При нагревании фреонов образуются ядовитые продукты горения:

А. фосген Б. пензапирен В. диоксин

22. Сделайте сопоставление:

23. Профессиональные болезни (заболевания) возникают:

А. в результате длительной работы по одной и той же профессии

Б. в результате воздействия на организм неблагоприятных факторов производственной среды

В. в результате монотонности выполняемого труда

24. Все профессиональные болезни делятся на несколько групп:

А. вызываемые химическими факторами

Б. вызываемые воздействием промышленной пыли

В. вызываемые воздействием психоэмоциональных факторов в коллективе

Г. вызываемые физическими факторами

Д. вызываемые перенапряжением

Е. вызываемые воздействием биологических факторов

25. Из предложенного списка выберите болезни, вызванные перенапряжением:

А. фонастения Б. антракоз

В. писчий спазм Г. лигаментит Д. сатурнизм

26. Из предложенного списка выберите болезни, вызванные воздействием промышленной пыли:

А. бурсит Б. плексит

В. пневмокониозы Г. антракозы Д. арсенизм

27. Из предложенного списка выберите болезни, вызванные воздействием химических факторов:

А. арсенизм Б. силикозы

В. сатурнизм Г. бурсит Д. болезнь Минамата

28. Сделайте сопоставление между названием профессиональной болезни и ее описанием:

29. Сделайте сопоставление между названием профессиональной болезни и профессиями, для которых они характерны:

30. Воздействие радиации вызывает возникновение:

А. рака Б. лучевой болезни В. антракоза

31. Ксенобиотики характеризуются следующими свойствами:

А. обладают мутагенным эффектом

Б. повышают иммунитет

В. накапливаются в организме человека

Г. вызывают возникновение аллергических реакций

Д. быстро выводятся из организма человека

32. Асбест опасен тем, что:

А. накапливается в организме человека

Б. вызывает возникновение рака

В. снижает иммунитет

Г. активизирует другие канцерогены в организме человека

Закрытый тест № 2

1. Катастрофа – это:

А. крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы.

Б. обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений.

В. повреждение станка, машины, системы энергообеспечения, транспорта, здания.

2. ЧС – это:

3. К отравляющим веществам удушающего действия относят:

А. табун Б. фосген В. синильная кислота

4. К отравляющим веществам нервнопаралитического действия относят:

А. иприт (горчичный газ) Б. зарин В. синильная кислота

5. Высокое накопление диоксинов в печени – это:

А. болезнь Минамата Б. болезнь Юшо-Ю-Ченга В. арсенизм

6. При нагревании фреонов образуются ядовитые продукты горения:

А. пензапирен Б. фосген В. диоксины

7. Отравление свинцом носит название:

А. арсенизм Б. болезнь Минамата В. сатурнизм

8. Кратковременное состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью:

А. депрессия Б. паника В. невроз

9. Сильнейший канцероген:

А. асбест Б. этанол В. цемент

10. При выбросе или разливе хлора на ХОО граждане должны выполнить следующие действия:

11. При заражении местности аммиаком следует:

Закрытый тест № 3 (в предложенных вопросах выберите один правильный ответ):

1. При заражении местности хлором следует:

А. смочить ватно-марлевую повязку 2 % раствором питьевой соды

Б. смочить ватно-марлевую повязку 5 % раствором лимонной кислоты

В. ватно-марлевую повязку ничем смачивать нельзя

2. К отравляющим веществам общеядовитого действия относят:

А. синильная кислота Б. табун В. иприт (горчичный газ)

3. При выбросе или разливе аммиака на ХОО граждане должны выполнить следующие действия:

А. спуститься в подвал или на нижние этажи зданий

Б. подняться на верхние этажи зданий

В. ничего опасного нет и можно не предпринимать какие-либо действия

4. К отравляющим веществам кожно-нарывного действия относят:

А. иприт (горчичный газ) Б. синильная кислота В. табун

5. При термическом ожоге следует:

А. охладить пораженный участок под струей холодной воды

Б. смазать ожог растительным маслом

В. смазать сметаной

6. Авария – это:

А. крупная ЧС, повлекшая за собой человеческие жертвы.

Б. повреждение станка, машины, системы энергообеспечения, транспорта, здания.

В. обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений.

7. ЧС – это:

А. крупная ЧС, повлекшая за собой человеческие жертвы.

Б. повреждение станка, машины, системы энергообеспечения, транспорта, здания.

В. обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений.

8. Отравление мышьяком носит название:

А. Болезнь Минамата Б. Арсенизм В. Сатурнизм

9. Кратковременное состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью:

А. депрессия Б. паника В. невроз

10. Сильнейший канцероген:

А. асбест Б. этанол В. цемент

11. Защитная мощность противогаза – это:

А. Время максимальной защиты человека от ОВ.

Б. Время от начала использования противогаза до момента проскока ОВ.

В. Площадь лица и головы, которые закрывает противогаз.

Разгадывание кроссворда (№ 1), содержащего в себе изученные термины и понятия;

Кроссворд № 1

По вертикали:

1. Сильный атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и затем распространяющийся в виде темного рукава или хобота по направлению по направлению к поверхности суши или моря.

2. Отравление мышьяком.

3. Международная организация, провозгласившая целью своей деятельности достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья.

4. Минерал, обладающей высокой огнестойкостью, сильнейший канцероген.

5. Средство индивидуальной защиты органов дыхания.

6. Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

7. При выбросе или разливе данного вещества следует спуститься на нижние этажи здания или в подвал и по возможности смочить ватно-марлевую повязку 5 % раствором лимонной кислоты.

8. Единица измерения ионизирующего излучения.

9. При выбросе или разливе данного вещества следует необходимо подняться на верхние этажи здания и по возможности смочить ватно-марлевую повязку 2 % раствором питьевой соды.

10. Временное затопление значительных участков суши в результате подъема уровня воды в реках, озерах, морях.

11. Профессиональная болезнь педагогов, актеров и певцов, вызванная перенапряжением голосовых связок.

12. Внезапно возникающий в горных реках поток воды с высоким уровнем содержания камней, грязи и песка.

13. Широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

14. Острое природно-очаговое инфекционное заболевание группы карантинных инфекций, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса.

15. Профессиональная болезнь шахтеров, «болезнь черного легкого» или «черная чахотка».

16. Отрыв и падение больших масс горных пород на крутых и обрывистых склонах гор, речных долин, морских побережий.

17. Острая кишечная инфекция, характеризуется фекально-оральным механизмом заражения, поражением тонкого кишечника, водянистой диареей, рвотой, быстрейшей потерей организмом жидкости и электролитов с развитием различной степени обезвоживания.

18. Вероятность реализации опасности.

19. Вирусная болезнь, характеризующаяся поражением иммунной системы организма и полиморфной клинической картиной, связанной с развитием вторичных инфекционных и опухолевых процессов.

По горизонтали:

1. Простейший одноразовый респиратор, эффективный против пыли и аэрозолей.

2. Металл, отравление которым называют «болезнь сумасшедшего шляпника».

3. Физический или химический быстропротекающий процесс с выделением значительной энергии в небольшом объёме, приводящий к ударным, вибрационным и тепловым воздействиям на окружающую среду.

4. Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы.

5. Преступление против общественной безопасности, которое выражается в совершении взрыва, поджога или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также в угрозе совершения указанных действий в тех же целях.

6. Радиоактивный одноатомный газ без цвета и запаха.

7. Международная организация по запрещению химического оружия.

8. Отравляющее вещество нервно-паралитического действия.

9. Неожиданный выход из строя, разрушение технических устройств, сооружений, системы энергообеспечения.

10. Отравляющее вещество, примененное в Первую мировую войну на реке Ипр.

11. Заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю.

12. Необычно большое распространение заболеваемости как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континентов и даже всего земного шара.

13. Химическое вещество с формулой COCl 2 , бесцветный газ с запахом прелого сена.

14. Металл, отравление которым называется «сатурнизм».

15. Психическое состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью.

16. Средство индивидуальной защиты, предназначенное для защиты детей в возрасте до 1,5 лет от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и бактериальных средств.

17. Явное или скрытое намерение либо демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

18. Средство индивидуальной защиты органов дыхания.

Вопросы для промежуточной аттестации (зачета):

1. Понятие и формы безопасности. Концепция приемлемого риска. Аксиомы БЖД. Основные термины (опасность, риск, угроза, чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, авария, катастрофа).

2. Управление безопасностью жизнедеятельности на территории РФ (федеральный, региональный и муниципальный уровни).

3. Международное сотрудничество по обеспечению безопасности. «Главные органы» ООН.

Совет безопасности (КТК),

Генеральная ассамблея ООН (МАГАТЭ, ДВЗЯИ, ОЗХО, ЮНЕП)

ЭКОСОС (МОТ, ВОЗ, ИМО, ВМО, ЮНДРО, ЕЭК)

4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

5. Коми республиканская подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧСРФ.

6. Условия труда человека (оптимальные, допустимые, вредные и опасные). Бытовой и производственный травматизм.

7. Профессиональные болезни человека:

Вызванные воздействием промышленной пыли (пневмокониоз, антракоз, силикоз, асбестоз, бериллиоз)

Вызванные воздействием химических факторов – интоксикации (арсенизм, сатурнизм, болезнь Минамата, болезнь Юшо-Ю-Ченга)

Вызванные воздействие физических факторов (вибрационная болезнь, вегетативный полиневрит, шумовая болезнь, декомпрессионная болезнь)

Вызванные перенапряжением (фонастения, писчий спазм, бурсит, плексит, лигаментит, тендовагинит)

Вызванные воздействием биологических факторов (болезни, вызванные патогенными микроорганизмами).

8. Основы физиологии труда (классификация основных форм трудовой деятельности, статическая и динамическая работа, работоспособность и ее динамика на протяжении рабочей смены, профилактика утомления).

9. Факторы, влияющие на здоровье человека:

Химические (канцерогены, ксенобиотики, пищевые добавки)

Физические (шум, ультразвук, инфразвук, вибрация, излучения, климат)

Психофизиологические (терроризм, паника, суицид, правила поведения при террористическим акте, правила поведения в толпе)

Факторы добровольного риска человека (алкоголизм, курение, злоупотребление ПАВ)

Биологические (патогенные заболевания, эпидемия, пандемия).

10. Иммунитет человека. Основные опасные заболевания человека 21 века и их характеристика

11. Взрывчатые вещества, их классификация и характеристики. Классификация взрывов по мощности. Тротиловый эквивалент.

12. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при кровотечениях, при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах, при утоплении, при отравлении. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти человека.

Вопросы для проверки формирования необходимых компетенций (ОК-15):

13. Классификация чрезвычайных ситуаций. ЧС техногенного и естественного происхождения с примерами.

14. Стихийные бедствия, характерные для территории России и Республики Коми.

15. Радиационно-опасные объекты (РОО). Основные опасности при авариях на РОО. Наиболее опасные радионуклиды и период их полураспада. Действия граждан при радиационном загрязнении.

16. Ядерное оружие и его поражающие факторы (ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс). Последствия глобальной ядерной войны («ядерный день», «ядерное лето», «ядерная ночь», «ядерная зима»).

17. Химически опасные объекты (ХОО). Основные способы хране­ния и транспортировки АХОВ, их характеристики. Действия граждан при выбросе (разливе) хлора и аммиака.

18. Химическое оружие. Классификация и токсикологические характеристики отравляющих веществ. СДЯВ.

19. Пожаро- и взрывоопасные объекты. Понятия «горение», «детонация», «взрыв». Классификация пожаров. Способы тушения пожаров. Действия граждан при пожаре.

20. Биологическое оружие. Классификация и поражающие характеристики.

21. Средства индивидуальной защиты человека (СИЗ). Классификация СИЗ. История создания противогаза. Классификация СИЗОД с примерами. Принцип работы фильтрующего и изолирующего противогазов. Защитная мощность противогаза. Классификация СЗК с примерами. СИЗ различных возрастных групп населения.


6.3. Задания и вопросы для контроля самостоятельной работы студентов:

Тема 1. Безопасность жизнедеятельности: методология,