Что включают в себя основные образовательные программы. Образовательная программа

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Требования ФГОС ВПО к структуре ООП

Раздел ФГОС ВПО "Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста)" формулирует требования к составляющим ООП с учетом ее профессиональной направленности и их объемам в виде циклов. Этот раздел содержит требования к наличию составляющих ООП в виде разделов основной образовательной программы. Требования к структуре ООП включают требования к объему трудоемкости государственной (итоговой) аттестации.

В требованиях к структуре ООП указывается также перечень обязательных дисциплин ООП и требования к соотношению обязательной и вариативной части ООП с учетом ее уровня.

Уточнение особенностей структуры ООП, реализующей ФГОС, целесообразно провести в ходе сравнения со структурой ООП второго поколения. Такое сравнение позволяет, с одной стороны, показать преемственность двух документов, а с другой – наглядно выявить дополнительные характеристики, вводимые в структуру ООП с целью повышения ее качества.

Основная образовательная программа второго поколения имеет следующий типовой компонентный состав:

общие положения, дающие обоснование ООП (цели, области, виды, объекты профессиональной деятельности);

– учебный и календарные планы;

– программы учебных дисциплин;

– программы практик;

– программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации.

Аналогичная структура характерна и для ООП, реализующих ФГОС (третьего поколения). Для более детального различения этих двух поколений ООП требуется дополнительная конкретизация каждого из обозначенных структурных элементов, проясняющая компетентностный характер ООП третьего поколения. Такая конкретизация представлена ниже, в форме структурнопараметрической модели ООП третьего поколения.

Структурно-параметрическая модель новых элементов ООП, реализующих ФГОС.

1. Общее положение. Концептуальное положение: миссия, цели, ценности. Компетентностная модель выпускника, задающая результаты освоения ООП.

2. Учебный план. Матрица соотнесения (распределения) компетенций по всем учебным дисциплинам/модулям и практикам учебного плана и по годам обучения. Учебный план, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, перечень, объем и последовательность дисциплин. Обобщенный перечень основных образовательных технологий .

3. Программы учебных дисциплин/модулей. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной/модулем с указанием уровня их освоения. Матрица распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины/модуля. Обобщенный перечень основных образовательных технологий. Перечень форм, процедур (заданий), технологий контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине (модуле) компетенций.

4. Программы практик. Перечень компетенций, формируемых данной практикой с указанием уровня их освоения и форм, процедур, технологий контроля и оценки их сформированности.

5. Программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации. Контрольные процедуры должны быть соотнесены с компетентностной моделью соответствующего периода обучения и дисциплины/практики.

Основные образовательные программы бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста предусматривают изучение следующих учебных циклов (далее – УЦ) ООП:

– гуманитарный, социальный и экономический цикл;

– математический и естественно-научный цикл;

– профессиональный цикл – и включают разделы:

– практика и научно-исследовательская работа;

– итоговая государственная аттестация.

Каждый УЦ имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом.

Базовая (обязательная) часть УЦ "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" ООП бакалавриата и подготовки специалиста предусматривает изучение таких обязательных дисциплин, как "История", "Философия", "Иностранный язык", а базовая часть профессионального цикла –"Безопасность жизнедеятельности". Учебные циклы ООП бакалавриата и подготовки специалистов Б.4 и С.4 (табл. 2 .3) включают раздел "Физическая культура", отсутствующий в ООП магистратуры.

Вариативная часть ООП дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет обучающимся осуществлять успешную профессиональную деятельность и (или) продолжать профессиональное образование. В частности, вариативная часть ООП магистратуры позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для обучения в аспирантуре.

Таблица 2.3. Структура ООП согласно ФГОС ВПО

Код УЦ ООП1

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения

Трудоемкость (зач. ед.)

Коды формируемых компетенций

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Базовая (обязательная ) часть

Вариативная (профильная ) часть

Математический и естественно-научный цикл

Базовая (обязательная ) часть (результаты образования задаются ФГОС)

Вариативная (профильная ) часть (результаты определяются ООП вуза)

Профессиональный цикл

Базовая (обязательная ) часть

(результаты образования задаются ФГОС)

Вариативная (профильная ) часть (результаты определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)

Физическая культура

Учебная и производственная практики

(результаты определяются ООП вуза)

Практика и научно-исследовательская работа (результаты определяются ООП вуза)

Итоговая государственная аттестация

Примечание.

Б – бакалавриат, М – магистратура, С – подготовка специалиста

*) 1. Трудоемкость УЦ ООП задается с интервалом до 10 зачетных единиц. 2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП бакалавриата (Б.1, Б.2 и Б.З) должна составлять не более 50%, С.1, С.2 и С.3 – не менее 70%, а М.1, М.2 и М.3 – не более 30% от общей трудоемкости указанных УЦ ООП. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП С.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 90% от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.

**) Наименование учебного цикла С.2 определяется с учетом особенности образовательной области, в которую входит данная специальность.

В циклах С.1, С.2 и С.3 может проводиться выделение дисциплин специализации, необходимость которого определяется разработчиком образовательного стандарта, при этом в циклах С.1 и С.2 в целом на дисциплины специализации может быть выделено не более 8%, а в цикле С.З – не более 12% трудоемкости базовой части соответствующего цикла.

  • Образовательные технологии, вообще говоря, относятся к условиям реализации образовательного процесса. Здесь же они отнесены к блоку "структура и содержание образования". Это связано с тем, что образовательные технологии, с позиций компетентностного подхода, рассматриваются не только как способы организации образовательного процесса и учебной деятельности, но и как элементы деятельностного содержания образования.

Ровнова Л. В., директор МОУ ИМЦ г. Амурска

ФГОС как система обязательных требований

В стандарте второго поколения представлены три группы требований «Три Т ».

ФГОСы включают в себя требования к:

- требования к структуре основных образовательных программ;

требования к результатам освоения основных образовательных программ;

требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Таким образом, ФГОС – система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В образовательном учреждении создается и работает несколько программ, и давайте разведем понятия программ.

^ Образовательная программа ОУ – представляет собой комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом: образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения; основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); программу развития учреждения. Она позволяет подчинить входящие в нее основные и дополнительные образовательные программы, учебную и другие виды образовательной деятельности достижению стратегической цели – раскрытию и развитию с их помощью человеческого потенциала каждого ученика и направленного формирования именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе.

^ ООП ступени обучения- программа совместных действий всех участников образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями и возможностями школьников. Разрабатывается пед. коллективом совместно с учащимися, родителями и утверждается на уровне научно-методического совета ОУ.

^ Рабочая учебно-образовательная программа курса, модуля и т.д. – программа действий учителя для достижения учебно – предметных результатов. Разрабатывается на основе программы учебных предметов, которые создаются в рамках существующих учебников. (т.е. учитель не может составить программу, используя кусок учебника МОРО, Истоминой и т.д., т.к. под эту программу не будет учебника).

^ Индивидуальная образовательная программа учащихся - персональный путь реализации личностного потенциала учащихся, в том числе дистанционное обучение.

^ ПРОГРАММА развития образовательного учреждения.

ООП НОО

В каждом ОУ должна быть разработанная ООП. ООП – это единый официальный нормативный документ в ОУ, определяющий содержание образования на каждой ступени обучения.

^ Требования к структуре ООП включают указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, рамочное описание их базовых компонентов , а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему , в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть ООП – 80 %, часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20%. Обязательная часть должна быть не менее 2904 ч. (20-22ч.) при 5-дневной рабочей неделе, и не менее 3210 (22-25ч.) при 6-дн. Неделе.

ООП НОО должна содержать фиксировано 9 разделов:


  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО;
важной частью основной образовательной программы является ^ Базисный учебный (или образовательный) план .

Обратите внимание, что в структуре ООП на первом месте стоит программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО, т.к. на основе этого строится весь процесс учебной, внеурочной деятельности и взаимодействие с другими социальными институтами;


  • программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

6. Примерные программы по отдельным учебным предметам

6.1. Примерные программы по отдельным учебным предметам должны конкретизировать соответствующие разделы Фундаментального ядра содержания и являться основой для разработки рабочих программ.

6.2. Примерные учебные программы должны содержать следующие разделы:

6.2.1. Пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания.

6.2.3. Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников.

6.2.4.Требования к результатам освоения содержания предметных программ.

6.3. Базисные (примерные) учебные программы определяют тот минимальный объем содержания по предмету, который должен быть включен в любую рабочую программу.


  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
Разработчиками разработаны примерные программы по всем направлениям, выпускаются они в виде брошюр, и можно их скачать на сайте издательства «Просвещение». Они носят примерный, общий характер.

Образовательная программа должна, опираясь на возрастные возможности школьников, содержать перечень основных видов деятельности обучающихся на разных ступенях образования и перечень основных задач, решаемых субъектами образовательного процесса.

^ Рассмотрим Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности


  • сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

  • научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

  • полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;

  • научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;

  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства;
^ Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования

1. Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)

2. Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности (игра-драматизация, режиссерская игра, игра с правилами). А вообще, конкретные виды деятельности младших школьников (творческая, трудовая, спортивная, совместно-распределенная учебная деятельность: коллективная дискуссия, групповая работа), которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

3. Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:


  • организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;

  • побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;

  • организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;

  • осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.
4. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого –

  • Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов.

  • Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.

  • Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.)
5. Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.

Требования к результатам:

^ Требования к результатам освоения основных образовательных программ содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Этот компонент нового стандарта наиболее значим для учителя в повседневной педагогической деятельности. Требования к результатам освоения ООП НОО - это тот образовательный ресурс, с которым дети придут в 5-й класс основной школы.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ являются составной частью федеральных государственных стандартов общего образования. Требования представляют собой описание планируемых результатов образования , которые могут быть реально достигнуты в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы.

Все варианты образовательных стандартов первого поколения были ориентированы в основном только на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника. Другие оценочные процедуры, направленные на аттестацию образовательного учреждения или оценку работы системы образования на муниципальном, региональном или федеральном уровнях только декларировались. В отличие от этого, предлагаемый вариант второго поколения стандарта ориентирован не только на анализ и оценку индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ, но и на анализ и оценку состояния системы образования на всех уровнях.

Результаты образования зависят не только от учебной деятельности детей и педагогической деятельности учителей. Рамки той и другой деятельности задаются управленческими структурами разного уровня, которые должны нести свою долю ответственности за достигнутые образовательные результаты. Т.е. руководителем школы должны быть созданы все условия для достижения высоких результатов образования, а потом определять КТО ВИНОВАТ В НИЗКОМ УРОВНЕ РЕЗУЛЬТАТОВ! В связи с этим Требования становятся базой для оценки состояния образовательных систем разного уровня на основе проведения мониторинговых исследований.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ должны являться:


  • ориентиром для оценки состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Требования к результатам образования являются основой для нормирования условий осуществления образовательного процесса (в части его обеспечения средствами обучения и определения санитарно-гигиенических норм и правил).

  • основой для аттестации учреждений общего образования,

  • основой для аттестации учителей учреждений общего образования,

  • основой для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования.
Требования к освоению основных общеобразовательных программ опосредованно определяют и нормируют требования к условиям осуществления образовательного процесса, например, в виде требований к учебной литературе, электронным образовательным ресурсам и т. д.

Реализация Требований, их конкретизация в нормативных и методических документах должна способствовать оптимальному распределению ответственности участников образовательного процесса за текущие и конечные результаты школьного образования.

Ответственность образовательного учреждения заключается в создании необходимых условий для успешной образовательной деятельности детей. Образовательное учреждение должно гарантировать шанс на успех каждому ребенку. Оно несет также ответственность за выявление и анализ непосредственных результатов образовательного процесса, за выявление внутренних ресурсов для повышения качества образования.

Семья ученика должна быть ориентирована на полноценное использование предоставленного образовательным учреждением шанса на развитие личности ребенка, успешную социализацию, подготовку его к продолжению образования, на реализацию своих прав и выполнение своих обязанностей в сфере образования. Соотношение зон ответственности образовательного учреждения и семьи может быть конкретизировано в договоре, заключенном образовательным учреждением и семьей.

Руководитель ОУ, органы управления образованием несут ответственность за обеспечение образовательного учреждения дидактическими, методическими, финансовыми и иными ресурсами, необходимыми для достижения планируемых результатов образования. Они несут также ответственность за организацию мониторинговых исследований конечных результатов образовательного процесса, их соответствия социальным ожиданиям.

При таком расширении функций требований к образовательным результатам существенно дополняется и область результатов образования, для которых в стандарте должны быть заданы соответствующие требования. Развитие личности обучаемых – цель и смысл образования. Поэтому требования к результатам образования должны касаться не только познавательных результатов, но и других сторон личности школьников, сформированных в процессе образования – гражданской позиции, уровня социализации и др. Ясно, что различные результаты требуют для своего задания (описания) в стандарте различных форм, способов и средств. Эти формы и средства, с одной стороны, отражают возможный арсенал средств современной педагогики и педагогической психологии, с другой стороны, во многом зависят от назначения анализа и оценки образовательных результатов при принятии управленческих решений.

Таким образом, требования к освоению основных образовательных программ в силу различий в их содержании и назначении должны быть дифференцированы по степени детализации, формам и способам задания, средствам проверки их достижения.

Требования к образовательным результатам не дифференцированы по отдельным образовательным областям, а отражают результаты их освоения в целом, т.е. дают интегральную оценку итогов освоения всех основных общеобразовательных программ. Так как, основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ включают в себя: Общие требования к результатам образования;


  • Требования к результатам начального общего образования;

  • Требования к результатам основного общего образования;

  • Требования к результатам полного среднего общего образования.
Требования к результатам образования включают инвариантные требования, определяемые федеральным компонентом образовательного стандарта, и вариативные требования, определяемые региональным и школьным компонентами образовательного стандарта.

Вариативные требования могут относиться к результатам, возможность достижения которых гарантируется образовательным учреждением и которые должны выявляться при аттестации образовательного учреждения.

Инвариантные требования к результатам образования, которые должны быть объектом оценки при итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования, отражают уровень подготовки выпускников, достаточный для продолжения образования и их социализации.

Планируемые результаты образования должны быть сформулированы в основных образовательных программах и образовательных программах общеобразовательных учреждений. Образовательные программы общеобразовательных учреждений включают в себя программы по учебным предметам, надпредметные программы, другие виды учебных программ.

Типология требований к результатам образования может быть проведена по следующим основаниям:

Первым основанием является направленность на содержание конкретного учебного предмета и универсальность (надпредметность, метапредметность, неограниченность сферы применения) результатов образования.

^ Вторым основанием являются представления об обобщенной структуре личности и деятельности человека.

Третьим основанием является возможность (невозможность) проверки результатов образования с помощью соответствующих контрольно-измерительных материалов. С этой точки зрения одни требования отражают планируемые результаты общего образования, которые должны быть достигнуты каждым выпускником школы и подлежат соответствующей аттестации, а другие – прогнозируемые результаты образования, соответствующие общим целям – ориентирам.

Например: В начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.

В основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности, как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.

Старшая школа - завершающий этап общего образования – ставит своей целью подготовить выпускников к полноценному участию в жизни своего государства в форме продолжения образования и/или трудовой деятельности. Основой этой готовности является овладение основами наук и приобретение опыта программирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности.

Таким образом, в процессе образования должно происходить постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся. Ученики действуют самостоятельно, решая сначала специально отобранные и сконструированные учебные задачи в начальной школе. Затем в основной школе – задачи, в том числе творческие, включающие социальный контекст. И наконец, приобретают самостоятельность и эффективность в решении широкого круга жизненных задач – в старшей школе.

Реальные результаты общего образования должны выявляться путем проверочных работ, проведения специальных диагностических, социально-психологических и социологических исследований, организации мониторинга состояния здоровья учащихся, проведения экспертизы достижений учащихся.

Таким образом, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ – ведущая, системообразующая составляющая ФГОСов. Результаты освоения основных образовательных программ преполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

^ Требования, отражающие предметные знания-умения-навыки.

Выпускник начальной школы в результате обучения должен освоить основное содержание изученных учебных предметов и овладеть способами учебно-познавательной деятельности. Требования расписаны по образовательным областям, изучаемым в начальной школе.

В области гуманитарных предметов:


  • освоить первоначальные знания о системе русского языка; овладеть элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; быть способным выражать свои мысли в связном повествовании; владеть образностью и эмоциональностью устной и письменной речи и т.д.
В области математики:

  • освоить основы математических знаний, сравнивать и упорядочивать объекты по разным математическим основаниям;

  • овладеть вычислительными умениями и навыками;

  • устанавливать пространственные отношения между предметами; распознавать и изображать геометрические фигуры.
В области естественнонаучных дисциплин:

  • освоить знания об окружающей природе; уметь описывать, характеризовать явление /объект/ природы.
В области художественно-эстетических предметов:

  • эмоционально воспринимать произведения искусства; уметь оценивать произведение искусства с эстетической точки зрения.
В области физической культуры:

  • усвоить знания о здоровом образе жизни, правилах саморегуляции своей жизни; сохранения и укрепления здоровья.
^ Требования, отражающие общеучебные умения обучающегося (метапредметные).

Под общеучебными умениями понимаются обобщенные способы действий, приобретенные обучающимся в процессе начального образования и отражающие его реальную личностно значимую позицию в учебной деятельности и отношение к ней.

В соответствии со спецификой первого звена школьного образования могут быть выделены следующие группы общеучебных умений.

^ Познавательные умения характеризуют формируемые у школьника методы освоения окружающего мира:

А) владеть умениями моделирующей деятельности (работать с доступными предметными, знаковыми, графическими моделями; создавать простейшие модели);

Б) освоить информационно-технологические умения (элементарный поиск, обработка, преобразование информации; представление /использование/ ее в разных видах и формах).

^ Коммуникативные умения х арактеризуют возможные (необходимые) достижения в речевом, языковом развитии учащегося и в деятельности общения:

А) овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную (адекватно воспринимать и осмысливать звучащую речь; адекватно отвечать на вопросы; выделять главную мысль; делить текст на смысловые части, анализировать фрагменты текста, озаглавливать, фиксировать нужное для…);

Б) овладеть умениями строить диалогическую речь (обмениваться доступной информацией; учитывать особенности диалога и участников общения; приводить по возможности доказательства; высказывать свою точку зрения и др.);

Г) проявлять готовность к речевому творчеству (сочинять, импровизировать, анализировать творческие работы; проявлять оригинальность и др.).

^ Регулятивные (организационные) умения х арактеризуют необходимые умения самостоятельно осуществлять учебно-познавательную и другую деятельность. Они включают:

А) освоить умения планировать деятельность (намечать цель; выбирать целесообразные средства достижения цели; выбирать партнеров деятельности и др.);

Б) овладеть умениями анализировать (определять целесообразность /действий, операций, средств/, оценивать качество процесса деятельности и отношения участников к ней).

^ Эмоционально-ценностные умения х арактеризуют умения, отражающие эмоциональное отношение учащегося к окружающему миру во всех его проявлениях и учебно-познавательной деятельности:

А) иметь развитую способность оценивать /умения, характеризующие оценочную деятельность/ (соотносить цель и процесс деятельности с ее результатом, классифицировать средства выполнения учебной задачи на целесообразные и нецелесообразные; использовать объективные критерии для анализа и оценки учебных достижений своих и сверстников и др.);

Б) освоить умения рефлексивной деятельности (анализировать собственные действия, поведение, чувства, способности и пр.; высказывать суждения о полученной информации; анализировать и объективно оценивать отношение к себе со стороны сверстников /взрослых/, пользоваться приемами самонаблюдения);

В) быть способным к сопереживнию (проявлять понимание чужих проблем, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе ; адекватно реагировать на смысл, главную мысль произведений искусства и литературы; эмоционально оценивать героев, их поступки, характер; анализировать нравственную сторону поступков /своих и сверстников/).

^ Практико-преобразующие умения х арактеризуют умения, обеспечивающие возможность школьнику целесообразно использовать знания, полученные в ходе обучения, в повседневной жизни, для саморазвития и самообразования:

А) овладеть умениями и навыками применять знания (использовать способы учебной работы в других видах деятельности во внеучебное время; пользоваться полученными знаниями и умениями для организации самостоятельной познавательной деятельности; использовать различные информационные средства для саморазвития и др.);

В) быть способным предвидеть последствия своего поведения; уметь анализировать явления с позиции нравственных ценностей; устанавливать причины негативных проявлений по отношению к объектам природы, к младшим, пожилым людям и др..

^ Требования, отражающие общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности (личностные):

А) проявлять интерес к познанию, осознание необходимости приобретения знаний; иметь развитые учебно-познавательные мотивы;

Б) участвовать в совместной /коллективной/ учебной деятельности; уметь самостоятельно организовывать совместную деятельность со сверстниками.

^ Требования, отражающие общую характеристику личности как члена общества:

– проявлять готовность следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя и других людей и др.);

– проявлять эмоционально-положительное отношение и интерес к родной стране, ее культуре, истории, традициям;

– проявлять толерантное отношение к людям разных национальностей, уважение к другой культуре.

Таким образом:

Предметные результаты выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Метапредметные (компетентностные) результаты представляют собой освоенные учащимися на базе всех или нескольких учебных предметов обобщенные, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные действия составляют психологическую основу и являются решающим условием успешности решения учащимися предметных задач.

Личностные и метапредметные результаты достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу.

^ Итоговая аттестация учащихся на ступени начальной школы включает следующие формы:

Контрольные испытания в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой региональными органами управления образования. На основании результатов аттестации учащемуся выдается табель успеваемости.

Индивидуальные характеристики учащихся, оценивающие их прилежание, уровень межличностных отношений и качества личности. Характеристики составляет учитель (классный руководитель) по результатам наблюдений, которые осуществляются в процессе всего обучения в начальной школе. Характеристики утверждаются на педагогическом совете и прилагаются к табелю успеваемости.

Здесь необходимо сказать о том, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке, мы не можем вторгаться в сферу личности ребенка, эти результаты подвергаются только процедуре мониторинговой оценки. А предметные и метапредметные результаты – подлежат персонифицированной оценке, в форме различных проверочных работ, о которых я уже говорила.

В соответствии с этим законодательным актом ФГОС, наряду с Требованиями к структуре , Требованиями к результатам освоения ООП, предусматривают Требования к условиям реализации ООП.

Под Требованиями к условиям реализации ООП следует понимать интегральное описание совокупности условий , необходимых для реализации ООП, структурированных по сферам ресурсного обеспечения общего образования (кадровое обеспечение, финансово-экономическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение).

Требования включают нормативные, инструктивно-методические и рекомендательные документы, конкретизирующие и дополняющие ведущие компоненты стандарта, образуют систему нормативного, инструментального, технологического и информационно-методического сопровождения стандарта.

Успех деятельности образовательного процесса в ОУ во многом определяется уровнем ресурсного обеспечения как своеобразного фундамента, на основе которого может успешно осуществляться современный процесс обучения и воспитания, продуктивная деятельность учителя, ученика и в целом ОУ.

До сих пор ресурсы не являлись структурным компонентом государственных образовательных стандартов.

Хронический дефицит ресурсов (прежде, всего информационных, кадровых, материально-технических финансово-экономических) стал причиной постепенной утраты прежних передовых позиций российской системы образования.

Такая ситуация явилась результатом периферийного положения ресурсного обеспечения образовательного процесса и укоренения остаточного принципа их формирования.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:


  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

  • комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

  • эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения, и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

  • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

  • включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

  • обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей), а также с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

  • эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.
Финансовые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны:

  • обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований Стандарта;

  • обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю;

  • отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.

  • Финансирование реализации основной образовательной программы начального общего образования должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения. 6
Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования дополнительные финансовые средства за счет:

  • предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг;

  • добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
^ Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

2) соблюдение:


  • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

  • санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

  • социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

  • пожарной и электробезопасности;

  • требований охраны труда;

  • своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
и что самое важное – это -

3) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым к:


  • участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);

  • зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);

  • помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки);

  • помещениям для питания обучающихся , а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;

  • помещениям, предназначенным для занятий музыкой другими специализированными предметами : изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными языками,

  • актовому залу;

  • спортивным залам, бассейнам , игровому и спортивному оборудованию;

  • помещениям для медицинского персонала ;

  • мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;

  • расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации).
Образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:


  • создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);

  • получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);

  • проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования , вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;

  • наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

  • создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;

  • обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов ;

  • проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;

  • исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;

  • физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;

  • планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

  • размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;

  • проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; организации отдыха и питания.
^ 26. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме такие виды деятельности как:


  • планирование образовательного процесса;

  • размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе - работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

  • фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе - дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

  • контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

  • взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.
Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

^ Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса включают:


  • параметры комплектности оснащения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • параметры качества обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  • Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы

  • начального общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.
Образовательное учреждение должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

Среда окружающая – природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого общества и каждого человека.

Среда социальная – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, развития и деятельности.

Широкая среда действует на развитие человека стихийно. Среди ее факторов есть и позитивные, и негативные. Интенсивность их действия неоднозначна и результативность - тоже. Следовательно, эффективность тех или иных воспитательных воздействий и процесса воспитания в целом зависит от того, в какой среде он протекает.

Первым взаимосвязи образования и среды зафиксировал Я.А. Коменский. Средовой подход в воспитании, т.е. управление развитием ребенка через среду , имеет глубокие корни в истории психолого-педагогической мысли.

В научно-педагогической литературе XIX-XX века неоднократно поднимался вопрос о роли и месте среды в воспитании.

По мнению Т.В. Менг, следует выделить три наиболее важные функции образовательной среды , как отражающие понимание образования в совокупности процессов обучения, воспитания и развития:

    адаптивную;

    синдикативную;

    креативную.

А.П. Тряпицына, Т.В. Менг, Н.А. Лабунская и другие авторы подходят к изучению образовательной среды на уровне взаимодействия личности и среды. Авторами прослеживаются возможные способы взаимоотношений человека и среды и явления персонализации среды, т.е. фиксация определенной части среды как своего «Я».

На практике, когда говорят об «образовательной среде», считает Д.Н.Кавтарадзе, обычно понимают социально-психологическую, физическую среду ДОУ, школы, дома, улицы и т.д., в которой проходит жизнь ребенка и педагога.

Развитие личности во многом зависит от того, влияние каких систем (открытых или закрытых) отражается в её индивидуальном опыте. Важным является вопрос, в какой степени интересам развития личности отдельного человека соответствует тот или иной тип образовательной среды. Необходимо отметить, что любая типология образовательной среды условна.

В основе создания определенного типа образовательной среды лежат ценностно-смысловые доминанты восприятия мира и человека.

С.В.Тарасов называет следующие основания типологии образовательной среды:

    по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная / кооперативная, гуманитарная / технократическая и т.д.);

    по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная / инновационная, национальная / универсальная и т.д.);

    по степени творческой активности (творческая / регламентированная);

    по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая / замкнутая).

Средовой подход представляет способ организации среды и оптимизации ее влияния на личность школьника.

Необходимо учитывать влияние среды. Средовой подход в воспитании базируется на комплексе научно-философских представлений о том, чем является личность, среда, как они связаны друг с другом, каким может и должно быть опосредованное управление процессом развит личности ребенка.

Среда с функциональной точки зрения определяется как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни.

Цель подхода – создание воспитывающей среды.

Воспитывающая среда – результат деятельности, совокупность природ и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность человека и становление его личности.

В современных условиях закрытое образование неэффективно и препятствует общему развитию ребенка. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок осознает смысл социальных явлений, осваивает социокультурные нормы, ценности, формирует определенные образы поведения.

Чем шире и разнообразнее социальные контакты ребенка, тем может быть успешнее решена задача формирования его самосознания, тем больше представлено условий для его самореализации. Создание таких условий возможно, если образовательное учреждение будет развиваться как открытый социально-воспитательный институт.

Позиции ученых относительно определения основных характеристик открытого образовательного пространства различны.

По мнению В.Д. Семенова , открытое пространство характеризуют гуманные правила и уравновешенный тип общения. Оно представляет наиболее полные возможности для личностного развития каждого субъекта, тогда как закрытое пространство ориентировано на жесткие правила, неконструктивное общение, что препятствует личностному росту.

А. Сайбединов в качестве основной характеристики открытой образовательной среды называет ее творческий характер. По его мнению, закрытость образовательного пространства не позволяет решать задачу развития у ребенка стремления к творчеству. Создание ООП, открытого для межличностного и группового общения, развернутого к социуму на информативном, деятельностном уровнях, может способствовать общему творческому развитию ребенка и обеспечить качественный уровень образования детей с высоким творческим потенциалом.

Принципы открытого образования:

    открытости,

    вариативности,

    полифункциональности,

    интеграции,

    деятельностного характера;

    сотрудничества и взаимопомощи,

    диалогичности,

    самостоятельности,

    консультативной поддержки.

Принцип открытости предполагает активное взаимодействие образовательных учреждений с различными социальными институтами, субъектов образования между собой и с социумом, свободное зачисление в число обучаемых,

Принцип вариативности заключается существовании различных типов образовательных учреждений, учебных программ, типов обучения и возможности их выбора, а также свободу места, времени и темпа обучения.

В настоящее время реализуются различные модели альтернативных образовательных учреждений:

    принадлежности по (государственные, негосударственные, принадлежащие отдельным организациям, частные);

    по типам (лицеи, гимназии, колледжи, учебно-воспитательные комплексы, образовательные центры, центры реабилитации и социально- педагогической адаптации и т.д.);

    инновации в организации образовательного процесса в образовательных учреждениях; : вариативности знаний, задающих интригу, оснащенность субъектов открытого образования необходимыми средствами.

Субъекты образования выстраивают вектор образовательных индивидуальных траекторий в целях и ценностях субъектов образования.

Принцип полифункциональности (многофункциональности) - предполагает, что образовательное учреждение кроме образовательной, воспитательной и развивающей функции, в своей деятельности может реализовывать реабилитационную, профориентационную, здоровьесберегающую и др. функции в зависимости от типа образовательного учреждения, запроса контингента обучающихся и родителей, от материально-финансовых возможностей и т.д.

Принцип интеграции – предполагает объединение возможностей, сил, потенциала участников образовательного процесса для достижения поставленных целей.

Принцип деятельностного характера организации образовательного процесса - предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, а также деятельность открытой школы должна быть направлена на «разворот» детских, подростковых организаций к среде, к повседневным заботам детей и взрослых в реальной жизни.

Принцип сотрудничества как внутри детского коллектива, так между детскими формированиями и взрослыми.

Критерии открытого образовательного пространства

    Образовательное учреждение как открытый образовательный институт - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов:

    совместная деятельность детей и взрослых, их субъективность;

    освоение взрослыми и детьми среды совместного бытия;

    способ воспроизводства отношений между участниками совместной деятельности;

    управление системой, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и ее развитие.

Самоорганизация Открытого образовательного пространства и его основные свойства:

  • уникальность – не имеет полных аналогов поведения, но обладает своей автономностью, отражающей его специфику.

    слабопредсказуемость – постоянное изменение функций компонентов и расширения их границ, не позволяет досконально определить все способы воспроизводимых отношений между компонентами и, таким образом, невозможно точно предсказать поведение каждого из них.

    целенаправленность – в определенных пределах в состоянии уменьшать, увеличивать или сохранять свое поведение в зависимости от внешних воздействий и достигать свои цели.

    Открытость и адаптивность – взаимодействие, восприимчивость, обмен информацией, своевременное реагирование на внешние и внутренние изменения.

    способность к самоорганизации, приспособленности и пластичность;

    обладание иерархической структурой;

    моделируемость – возможность представления в виде одной или множества моделей, которые отражают ее существенные характеристики.

Интеграция Открытого образовательного пространства

  • включение всех субъектов в совместную деятельность;

    расширение деятельности, выход за пределы внутреннего образовательного пространства;

    формирование банка индивидуальных педагогических проблем и разработка методических рекомендаций по их развитию;

    совместное проектирование.

    Управление личностным развитием через субъект-субъектные отношения, методом сопоставления индивидуально-личностных смыслов для детей, родителей, педагогов.

    Средообразовательный контекст развития ребенка, родителя, педагога включает в себя средовую диагностику, проектирование и продуцирование результатов в образовательной деятельности.

Средовая диагностика – набор действий, дающих возможность судить о состоянии среды и личностном развитии ребенка и взрослого, обследование реальной (социальной, природной, физической) среды, оценивание ее возможностей, определение у детей значений среды, определение ее позитивных и негативных элементов.

Средовое проектирование предполагает прогнозирование разрешающих возможностей среды, конструирование надлежащих значений среды, моделирование (например, создание дизайн-проекта природной среды), планирование средообразовательных действий, порождающих, учреждающих или же разрушающих определение ниши и стихии.

Средовое продуцирование образовательных результатов означает создание педагогических условий по освоению детьми педагогически целесообразной (развивающей, реабилитирующей) среды и конкретные изменения в отношении детей и взрослых.

Создание Открытого образовательного пространства возможно, если:

    оно будет развиваться как фактор развития общества в целом;

    взаимодействие всех субъектов образовательного пространства будет осуществляться на принципах свободы, доверия, ответственности, совместности;

    родители будут расценивать данное пространство как фактор перспективного развития своих детей.

    структура (образ) открытого образовательного пространства

    внешнее открытое образовательное пространство, центром которого является образовательное учреждение, может включать в себя:

    другие ОУ (школы микрорайона, города и т.д.);

    общественные учреждения микрорайона и города (представителей законодательной и исполнительной власти, различных служб и общественных организаций);

    представителей ведущих отраслей производства, бизнеса;

    учреждения науки и культуры;

    учреждения здравоохранения;

    учреждения сферы услуг;

    городскую службу занятости;

    учреждения высшего и среднего профобразования;

    родительскую общественность;

    средства массовой информации.

Организация сотрудничества и партнерства обеспечивает целостность открытого образовательного пространства.

отличия открытого образовательного пространства от закрытого

Закрытое образовательное пространство

Открытое образовательное пространство

    ограничение измерения качества образования количественными показателями в соответствии с установленными нормами и стандартами.

    характер воспитания - устранения недостатков.

    основная задача воспитателя группы – предметная организация образования.

    социальное партнерство ограничено, в основном формально.

    пространство, обеспечивающее высокое качество образовательных услуг в соответствии с социальным запросом.

    пространство воспитания у ребенка личностных качеств в процессе его деятельности и общения с взрослыми, сверстниками.

    пространство, где социальное партнерство носит творческий характер.

Вывод: под открытым образовательным пространством - понимается целостное пространство развития личности ребенка для освоения им открытого мира культуры в процессе сотрудничества образовательного учреждения с другими социальными институтами, образовательными системами, педагогическими культурами. Открытое образовательное пространство обеспечивает развитие индивидуальности учащегося, укрепление и сохранение его физического, психологического здоровья.

Примером открытой и закрытой школы может служить:

Воспитательная система московской гимназии на юго-западе: погружение в культуру

Московская гимназия на Юго-западе – это многопрофильное учебно-воспитательное учреждение, открытого типа включающее три отделения:

    гуманитарное – с углубленным изучением истории и литературы;

    физико-математическое – с углубленным изучением математики и физики;

    естественнонаучное – на основе углубленного изучения биологии и химии.

Гимназия производит набор в основном в 1-е и 10-е классы, а также в другие классы на свободные места, но всегда на конкурсной основе.

Среди родителей преобладают представители интеллигенции. Внешние связи гимназии достаточно широки и разнообразны:

    Московский государственный университет;

    Московский педагогический государственный университет;

    Институт молекулярной биологии Российской академии наук;

    Российский государственный гуманитарный университет;

    Дом детского творчества;

    Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского;

    Российская академия искусств.

    В гимназии 68 педагогов, обучается 700 школьников, 28 классов, 2 группы продленного дня.

    В целом вся работа строится на воспитании учащихся знаниями и культурой.

    В основе «философии» гимназии лежат следующие идеи:

Знания сами по себе очень важны, но если знания не оплодотворены чистотой помыслов, благородством замыслов, любовью и добротой к людям, а самое главное – поиском смысла жизни, то в конечном итоге эти знания приводят к саморазрушению;

Получить образование – значит «образовать себя», создать и осуществить себя в разных формах жизнедеятельности.

Цели обучающей системы:

Обучающие цели:

    расширение и углубление знаний об отечественной и мировой культуре;

    формирование исследовательских умений, навыков и приемов сценической игры;

    стимулирование интереса к литературе, истории, искусству в целом.

Развивающие цели:

Воспитывающие цели:

    совершенствование навыков общения в разнообразных ситуациях;

    формирование художественного вкуса;

    воспитание культуры поведения.

Основой формирования воспитательной системы стало «погружение в искусство», приобщение и включение детей, прежде всего приобщение к театральной деятельности.

Приобщение к театру началось в этой школе с первых дней ее существования, что обусловлено двумя обстоятельствами:

    любовью директора к театру.

    присущей детям потребностью играть и в игре реализовать себя.

Театр захватил многих – не только детей, но и родителей, педагогов.

Вся деятельность в школе началась с попытки удовлетворить стремление ребят участвовать в спектаклях. В гимназии родился совершенно новый подход: играть не отдельную пьесу, а целую эпоху, играть всей школой и найти там место для каждого. Так впервые появился общешкольный праздник «День 19 века», положив начало ежегодному весеннему празднику культуры, который стал одной из трех замечательных традиций школы наряду с Днем гимназии и общешкольной ярмаркой.

Подготовка к этим большим событиям требует максимальной концентрации внимания и сил педагогов, учащихся, родителей. Образуются временные творческие коллективы, своеобразные оргкомитеты или «Советы дела».

В гимназии стал традиционным праздник отечественной культуры – «День серебряного века». Празднику предшествовала большая экспозиция на тему «Твой серебряный век». Праздник начался спектаклем по пьесе Метерлинка «Синяя птица», роли в котором исполняли учащиеся старших классов. Весь день в гимназии работало кафе «Привал комедиантов», где юные поэты читали свои стихи, литературные произведения. В кафе были гости, артисты, официанты, ведущие. Посетители кафе могли посмотреть несколько коротких пьес, состязание поэтов, участвовать в диспутах, послушать шуточную лекцию, провести дегустацию блюд.

Было открыто кафе «Тамара и Демон»: читали свои стихи известные поэты, пели романсы, разыгрывали фанты.

Вечером начался показ спектаклей. Поставили пьесу М. Цветаевой «Фортуна» и две чеховские пьесы – «Предложение» и «Свадьба».

В 20:00 праздник разделяется на два потока:

    вечерний костюмированный бал.

    показ в школьном кинотеатре учительского фильма «Любовь и слезы».

В конце вечера открывается артистическое кабаре «Летучая мышь», где гостей ждут репризы, музыка, танцы.

В гимназии сложилась атмосфера терпимости и интеллигентности. Эта атмосфера творчества облагородила каждого нашего выпускника. Что касается связи с наукой, то гимназия работает в русле исследования «Теория и практика воспитательных систем», специализируясь по теме «Погружение в искусство, как основа воспитательной системы».

Перспективы развития воспитательной системы лежат в усилении ее интеграции с дидактической системой за счет взаимообогащения и взаимодополнения. Средством саморазвития системы является театрализованная игра, которая всегда нова и потому всегда интересна всем участникам.