На территории каких регионов находилась новгородская земля. Крупные регионы страны. Быт, религия и культура

НОВГОРОДСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Территория Новгородского княжества увеличивалась постепенно. Начиналось Новгородское княжество с древней области поселения славян. Она располагалась в бассейне озера Ильмень, а также рек – Волхов, Ловать, Мста и Молога. С севера новгородскую землю прикрывала крепость-город Ладога, расположенный в устье Волхова. Со временем территория Новгородского княжества увеличилась. У княжества появились даже свои колонии.

Новгородское княжество в XII – XIII веках на севере владело землями по Онежскому озеру, бассейном Ладожского озера и северными берегами Финского залива. Форпостом Новгородского княжества на западе был город Юрьев (Тарту), который основал Ярослав Мудрый. Это была Чудская земля. Новгородское княжество очень быстро расширялось на север и восток (северо-восток). Так, к Новгородскому княжеству отошли земли, которые простирались до Урала и даже за Урал.

Сам Новгород занимал территорию, которая имела пять концов (районов). Вся территория Новгородского княжества делилась в соответствии с пятью районами города на пять областей. Эти области еще называли пятинами. Так, на северо-запад от Новгорода располагалась Водская пятина. Она распространялась в сторону Финского залива и охватывала земли финского племени водь. Шелонская пятина распространялась к юго-западу по обе стороны реки Шелонь. Между реками Мста и Ловать, к юго-востоку от Новгорода располагалась Деревская пятина. По обе стороны Онежского озера на северо-восток к Белому морю располагалась Обонежская пятина. За Деревской и Обонежской пятинами, на юго-восток располагалась Бежецкая пятина.

Помимо указанных пяти пятин, в Новгородское княжество входили новгородские волости. Одной из них была Двинская земля (Заволочье), которая находилась в районе Северной Двины. Другой волостью Новгородского княжества была Пермская земля, которая располагалась по течению Вычегды, а также по ее притокам. В Новгородское княжество входила земля по обеим сторонам Печоры. Это была область Печоры. К востоку от Северного Урала располагалась Югра. В пределах Онежского и Ладожского озер находилась земля Корела, которая также входила в состав Новгородского княжества. Кольский полуостров (Терский берег) также входил в состав Новгородского княжества.

Основу Новгородской экономики составляло сельское хозяйство. Земля и работающие на ней крестьяне давали основные доходы землевладельцам. Таковыми были бояре и конечно православное духовенство. Среди крупных землевладельцев были и купцы.

На землях новгородских пятин преобладала пашенная система. В крайних северных районах сохранялась подсека. Земли на этих широтах нельзя назвать плодородными. Поэтому часть хлеба ввозили из других русских земель, чаще всего из Рязанского княжества и Ростово-Суздальской земли. Проблема обеспечения хлебом была особенно актуальной в неурожайные годы, которые здесь были не редкостью.

Кормила не только земля. Население занималось охотой за пушным и морским зверем, рыбной ловлей, бортничеством, разработкой соли в Старой Руссе и на Вычегде, добычей железной руды в Водской пятине. В Новгороде были широко развиты торговля и ремесла. Там работали плотники, гончары, кузнецы, оружейники, сапожники, кожевники, войлочники, мостовики и другие мастеровые люди. Новгородских плотников выписывали даже в Киев, где они выполняли очень ответственные заказы.

Через Новгород проходили торговые пути из Северной Европы в бассейн Черного моря, а также из стран Запада в страны Восточной Европы. Новгородские купцы в Х веке на своих судах плавали по пути «из варяг в греки». При этом они достигали берегов Византии. Новгородское государство имело очень тесные торговые и экономические связи с государствами Европы. Среди них был крупный торговый центр Северо-Западной Европы Готланд. В Новгороде существовала целая торговая колония – готский двор. Она была обнесена высокой стеной, за которой располагались амбары и дома с проживавшими в них иноземными купцами.

Во второй половине XII века укрепляются торговые связи Новгорода с союзом северо-германских городов (Ганзой). Были приняты все меры для того, чтобы иноземные купцы чувствовали себя в полной безопасности. Была выстроена еще одна купеческая колония и новый немецкий торговый двор. Жизнь торговых колоний регулировалась особым уставом («Скра»).

Новгородцы поставляли на рынок полотно, пеньку, лён, сало, воск и тому подобное. В Новгород из-за границы шли металлы, сукна, оружие и другие товары. Через Новгород шли товары из стран Запада в страны Востока и в обратном направлении. Новгород выступал посредником в такой торговле. Товары с Востока доставляли в Новгород по Волге, откуда их направляли в западные страны.

Торговля внутри обширной Новгородской республики развивалась успешно. Новгородцы торговали и с княжествами Северо-Восточной Руси, где Новгород закупал прежде всего хлеб. Новгородские купцы были объединены в общества (наподобие гильдий). Самым сильным было торговое общество «Ивановское сто». Члены общества имели большие привилегии. Из своей среды торговое общество выбирал опять старост по числу районов города. Каждый староста вместе с тысяцким ведал всеми торговыми делами, а также торговым судом в Новгороде. Торговый староста устанавливал меры веса, меры длины и др., наблюдал за соблюдением принятых и узаконенных правил ведения торговли. Господствующим классом в Новгородской республике были крупные землевладельцы – бояре, духовенство, купечество. Некоторые из них владели землями, которые простирались на сотни верст. Например, боярская фамилия Борецких владела землями, которые простирались на огромные территории по Северной Двине и Белому морю. Купцов, владеющих значительными по территории землями, называли «житьими людьми». Основной доход землевладельцы получали в виде оброков. Собственное хозяйство землевладельца было не очень большим. Работали на нем холопы.

В городе крупные землевладельцы делили власть с купеческой верхушкой. Вместе они составляли городской патрициат и управляли хозяйственной и политической жизнью Новгорода.

Сложившийся в Новгороде политический строй отличался своеобразием. Первоначально Киев посылал в Новгород князей-наместников, которые подчинялись великому киевскому князю и действовали в соответствии с указаниями из Киева. Князь-наместник назначал посадников и тысяцких. Однако со временем бояре и крупные землевладельцы все больше и больше уклонялись от подчинения князю. Так, в 1136 году это вылилось в бунт против князя Всеволода. В летописи сказано, что «всадиша князя Всеволода в епископском дворе с женой и детьми с тещей и стражье стрежаху дено и нощь 30 муж на день с оружием». Кончилось тем, что князь Всеволод был выслан в Псков. А в Новгороде было сформировано народное собрание – вече.

Посадник или тысяцкий объявлял сбор народного собрания на торговой стороне на Ярославском дворе. Всех созывал звон вечевого колокола. Кроме того в разные концы города посылались биргочи и подвейские, которые зазывали (кликали) народ на вечевую сходку. Участвовали в принятии решения только мужчины. Любой свободный человек (мужчина) мог принять участие в работе вече.

Полномочия вече были широкими и весомыми. Вече избирало посадника, тысяцкого (раньше они назначались князем), епископа, объявляло войну, заключало мир, обсуждало и утверждало законодательные акты, судило за преступления посадников, тысяцких, сотских, заключало договоры с иностранными державами. Вече приглашало князя на правление. Оно же «показывало ему путь», когда он не оправдывал его надежд.

Вече было законодательной властью в Новгородской республике. Принятые на вече решения надо было исполнять. Это входило в обязанность исполнительной в ласти. Главой исполнительной власти были посадник и тысяцкий. Посадник избирался на вече. Срок его полномочий заранее не определялся. Но вече в любое время могло отозвать его. Посадник был высшим должностным лицом в республике. Он контролировал деятельность князя, обеспечивал, что бы деятельность новгородских властей соответствовала решениям вече. В руках посадского находился верховный суд республики. Он обладал правом смещения и назначения должностных лиц. Возглавлял вооруженные силы князь. Посадник шел в поход в качестве помощника князя. По сути, посадник возглавлял не только исполнительную власть, но и вече. Он принимал иностранных послов. Если князь отсутствовал, то посаднику подчинялись вооруженные силы. Что касается тысяцкого, то он был помощником посадника. Он командовал отдельными отрядами во время войны. В мирное время тысяцкий отвечал за состоянием торговых дел и торгового суда.

Духовенство в Новгороде возглавлял епископ. С 1165 года главою новгородского духовенства стал архиепископ. Он был самым крупным из новгородских землевладельцев. В ведении архиепископа находился церковный суд. Архиепископ был своего рода министром иностранных дел – он ведал делами сношения Новгорода с другими странами.

Таким образом, после 1136 года, когда был изгнан князь Всеволод, новгородцы на вече избирали себе князя. Чаще всего его приглашали на княжение. Но это княжение было сильно ограничено. Князь даже не имел права купить за свои деньги тот или иной участок земли. За всеми его действия ми наблюдали посадник и его люди. Обязанности и права приглашенного князя оговаривались в договоре, который заключался между вече и князем. Этот договор назывался «рядом». По договору князь не имел никакой административной власти. По сути, он должен был исполнять обязанности главнокомандующего. При этом лично он не мог объявить войну или заключить мир. Князю за его службу выделялись средства для его «кормления». Практически это выглядело так – князю выделялась область (волость), где он собирал дань, которая и употреблялась на эти цели. Чаще всего новгородцы приглашали на княжение владимиро-суздальских князей, которые среди русских князей считались наиболее сильными. Когда князья пытались сломать установившиеся порядки, они получали достойный отпор. Опасность для вольностей Новгородской республики со стороны суздальских князей миновала после того, как в 1216 году суздальские войска потерпели от новгородских отрядов полное поражение на реке Липице. Можно считать, что с этого времени Новгородская земля превратилась в феодальную боярскую республику.

В XIV веке Псков отпочковался от Новгорода. Но в обоих городах вечевые порядки продержались вплоть до присоединения их к Московскому княжеству. Не надо думать, что в Новгороде была реализована идиллия, когда власть принадлежит народ у. Никакой демократии (власти народа) не может быть в принципе. Сейчас в мире нет ни одной страны, которая могла бы сказать, что власть в ней принадлежит народу. Да, народ принимает участие в выборах. И на этом власть народа кончается. Так было и тогда, в Новгороде. Реальная власть была в руках новгородской верхушки. Сливки общества создали совет господ. Туда входили бывшие администраторы (посадники и тысяцкие стар осты новгородских районов-концов), а также действующие посадник и тысяцкий. Возглавлял совет господ новгородский архиепископ. В его покоях и собирался совет, когда надо было решать дела. На вече выносились уже готовые решения, которые вырабатывал совет господ. Конечно, были случаи, когда вече не соглашалось с предлагаемыми советом господ решениями. Но таких случаев было не так уж много.

Из книги Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года автора Ломоносов Михаил Васильевич

Глава 10. О СООБЩЕСТВЕ ВАРЯГОВ-РОССОВ С НОВГОРОДЦАМИ, ТАКЖЕ С ЮЖНЫМИ СЛАВЕНСКИМИ НАРОДАМИ И О ПРИЗЫВЕ РУРИКА С БРАТЬЯМИ НА КНЯЖЕНИЕ НОВГОРОДСКОЕ Поколения славенские в южной части означены выше сего; между ними знатнее прочих были поляне, не столько военными делами, как

Из книги Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). автора Костомаров Николай Иванович

VI. Новгородское купечество. - Товарищества. - Опасности, их вызывавшие Купцы новгородские, в торговом отношении, составляли компании или артели, сообразно или направлению своей торговли, напр.; купцы заморские, купцы низовские, или же по предметам торговли, например,

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

2. ТРАНСИЛЬВАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО В состав Трансильванского княжества входила территория собственно Трансильвании, а также восточных и северо-восточных комитатов Венгрии. Население Трансильванского княжества состояло из влахов, венгров, немцев и частично закарпатских

Из книги Великая Татария: история земли Русской автора Пензев Константин Александрович

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Княжество Феодоро После завоевания Константинополя крестоносцами византийские владения в Таврике признали над собой власть ее преемницы - Трапезундской империи, что выражалось в уплате дани. Политическая зависимость была номинальной. В это время набирают силу

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Карантанское княжество На западном направлении колонизации славяне шли по стопам германцев.Германское племя лангобардов («длиннобородых») пришло в Паннонию в конце V в. с нижней Эльбы. Сначала они обосновались на среднем и верхнем Дунае, а затем, в 490-х гг., изгнали

автора Погодин Михаил Петрович

ЧЕРНИГОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО Чернигов, древний город северян, известный грекам, упоминается еще в договоре Олега (906 г.). Он был столицей брата Ярослава, Мстислава, который, победив его под Лиственом, предоставил себе всю восточную половину Русской земли по Днепр (1026), но вскоре

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 1 автора Погодин Михаил Петрович

ПЕРЕЯСЛАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО Переяславль существовал при Олеге и значится в его договоре с греками (906). Укрепление принадлежит, по преданию, ко времени Владимира Святого, при котором, во время войны с печенегами, отрок Усмошвец, на поединке, «удави Печенезина в руку до смерти,

Из книги Святители и власти автора Скрынников Руслан Григорьевич

ВТОРОЕ «НОВГОРОДСКОЕ ДЕЛО» Новгородские архиепископы занимали особое положение в общерусской церковной иерархии. Местный владыка один среди всех прочих русских святителей носил белый клобук, что считалось особой привилегией. На рубеже XV–XVI веков новгородские

Из книги Русские летописи и летописцы X–XIII вв. автора Толочко Петр Петрович

8. Новгородское летописание XI–XIII вв. Новгородская летописная традиция древнерусского времени сохранилась в нескольких списках. Древнейшим их них является Синодальный, получивший название «Новгородской первой летописи старшего извода». Памятник дошел до нас в списках

Из книги Апология Грозного Царя автора Манягин Вячеслав Геннадьевич

6. НОВГОРОДСКОЕ ДЕЛО Рассказ об "ужаснейших исступлениях Иоанновой ярости" (1) придется начать издалека, с еще одной цитаты из Карамзина: "Иоанн карал невинных; а виновный, действительно виновный, стоял перед тираном: тот, кто в противность закону хотел быть на троне, не

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

6. Новогородское княжество В летописях этот город известен как Новогород, Новгородок, Новый Городок. На местном диалекте наши предки называли его Наваградак.Археологи установили, что поселение появилось здесь в конце X века. Сначала посад, где жили ремесленники и

Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

Московское княжество С первого дня своего основания Москва была кадетскою, т. к. была основана одним из лидеров этой партии князем Долгоруким по директиве ЦК. Но мало-помалу она правела. Сначала перешла к октябристам, которые сильно принизили ее значение. Потом Москвой

Из книги Легенды и загадки земли Новгородской автора Смирнов Виктор Григорьевич

Новгородское вече и 300 золотых поясов В донесении рижских купцов из Новгорода от 10 ноября 1331 года говорится о том, что в Новгороде произошла драка между немцами и русскими, при этом один русский был убит. Для того чтобы урегулировать конфликт, немцы вступили в контакт с

Из книги Великое расселение славян. 672-679 гг. автора Алексеев Сергей Викторович

Хорутанское княжество Правление Само, как уже говорилось, продлилось 35 лет. Умер он в 658/9 г. У «короля винидов» осталось 22 сына и 15 дочерей, рожденных ему 12 женами-славянками. Сразу вслед за смертью Само созданное им из нескольких славянских племен и племенных союзов

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 1. Киевское княжество Оно хотя и утратило свое значение политического центра русских земель, однако Киев сохранил свою историческую славу «матери русских городов». Оставался он и церковным центром русских земель. Но главное. Киевское княжество продолжало оставаться

Самым обширным русским владением в удельную эпоху стала Новгородская земля, включавшая пригороды Новгорода - Псков, Старую Руссу, Великие Луки, Торжок, Ладогу, обширные северные и восточные территории, где жили преимущественно финно-угорские племена. К концу XII в. Новгороду принадлежать Пермь, Печора, Югра (область по обоим склонам Северного Урала). В Новгородской земле существовала иерархия городов. Главенствующие позиции занимал Новгород. Остальные города имели статус пригородов.

Новгород господствовал на важнейших торговых путях. Купеческие караваны с Днепра шли по Ловати через озеро Ильмень по Волхову в Ладогу: здесь путь раздваивался по Неве на Балтику, в Швецию, Данию, в Ганзу - торговый союз северогерманских городов; по Свири и Шекене - на Волгу в северо-восточные княжества, в Булгарию и далее на восток. В городе находились иноземные торговые дворы - "Немецкий" и "Готский". В свою очередь новгородские купцы имели дворы но многих княжествах и странах - в Киеве, Любеке, на о. Готланд. Неисчерпаемые и разнообразные лесные ресурсы делали новгородских купцов заманчивыми партнерами. Особенно прочные торговые отношения существовали с Ганзой.

Суровый климат и бедные почвы не способствовали развитию земледелия в Новгородской земле. Она в неурожайные годы оказывалась в зависимости от соседних княжеств - поставщиков хлеба. Из этого, однако, не следует, что сельское население не занималось хлебопашеством. В обширнейших владениях новгородского боярства проживали сотни смердов, занятых сельским трудом. Относительно развиты были скотоводство, огородничество и садоводство. Сама природа с ее многочисленными реками и необъятными лесами побуждала новгородцев заниматься промыслами. За мехом, "рыбьим зубом" (моржовая кость), воском и другими природными богатствами отправлялись в лесные чащобы и заполярную тундру. Новгородцы принудили к уплате дани аборигенные племена ижору, карелу, водь, печеру, югру, емь. Даннические отношения едва ли были чрезмерно обременительными, как правило, они носили мирный характер и с уплатой дани начинался торговый обмен.

Археологические раскопки выявили в центре города многометровый культурный слой. К XIII в. это был большой, хорошо организованный и укрепленный город. Его население составляли ремесленники различных специальностей. Ремесленный характер города отразился в его топонимике, отсюда названия улиц Щитная, Гончарная, Кузнецкая и т.д.

Исследователи не пришли к единому мнению, имели ли новгородские ремесленники цеха подобно западноевропейским. Несомненно, однако, что какие-то зачатки объединений по профессиональному признаку существовали. Это облегчало занятие ремеслом и позволяло отстаивать корпоративные интересы.

Торгово-ремесленные жители составляли большую часть населения Новгорода. Их сила была в многочисленности и сплоченности. Голос низов был хорошо слышен па городском вече, и с этим не могла не считаться правящая элита. Тем не менее новгородские купцы и ремесленники не обладали реальной властью. Ведущие позиции в политической жизни города занимало боярство.

Исторически сложилось так, что новгородское боярство сумело сохранить свою обособленность и относительную самостоятельность. Так, изучение берестяных грамот позволило историкам предположить, что данью в Новгородской земле распоряжались не князья, а бояре.

Достаточно быстро на Северо-Западе Руси сложилось крупное землевладение. Причем речь идет о боярском землевладении, поскольку с обретением независимости новгородцы не допускали появления княжеского землевладения. Иные боярские владения были столь обширны, что превосходили княжества. Сами бояре предпочитали жить в городе. Таким образом, интересы города и новгородского боярства тесно переплетались. Феодальная эксплуатация и прибыль, получаемая от участия в торговых операциях, становились главными источниками благосостояния боярства.

Еще одна особенность новгородских бояр - их корпоративность. В отличие от остальных земель, в независимом Новгороде боярское звание было потомственным. Князья, лишившись возможности формировать местную элиту и наделять ее земельными владениями, утратили эффективный рычаг воздействия на правящее сословие. Замкнутость новгородского боярства делала его мало зависимым от князя; 30-40 боярских кланов занимали ведущие позиции в жизни города, монополизировав высшие государственные должности. Возраставшая роль боярства была столь велика, что многие исследователи определяют Новгородскую республику как боярскую.

К феодалам небоярского происхождения в Новгороде относились так называемые житьи люди. Это достаточно разнородная группировка включала крупных и мелких землевладельцев. Несколько ущемленные в своем правовом статусе - далеко не все должности были им доступны - житьи люди не играли самостоятельной роли и обыкновенно примыкали к боярским группировкам.

Боярство, житьи люди, купечество, торгово-ремесленный люд, общинники-земледельцы составляли свободное население Новгородской земли. Зависимыми были холопы и смерды.

В отличие от Северо-Восточной Руси, где верх взяло монархическое начало, новгородская история отмечена дальнейшим развитием вечевых институтов, доказавших свою жизнеспособность.

Для Новгорода стало характерным призвание князя на княжение. Отношения с князем оформлялись договором, нарушение которого влекло его изгнание. Князь не имел права владеть вотчинами и тем более жаловать села и деревни своему окружению. Даже резиденция князя была вынесена за пределы детинца, на Городище. Эта экстерриториальность - своеобразное подтверждение чужеродности княжеской власти по отношению к новгородским институтам.

Вместе с тем новгородцы не могли совсем обойтись без князя. В представлении людей того времени князь - военный руководитель, защитник рубежей. Профессиональный воин, он появлялся в Новгороде со своей дружиной, для которой война была делом привычным. По выражению В. О. Ключевского, князь был необходим как "наемный сторож". Кроме того, князь был адресатом той дани, которую получал Новгород с покоренных земель. Он же разрешал и многие тяжбы, был высшей судебной инстанцией. В реальной жизни князь выступал символом единства республики, уравнивал ее в общении с окружающими княжествами, где сидели свои Рюриковичи.

С XIV в. новгородское вече предпочитало выбирать своим князем обладателя великокняжеского ярлыка. Поскольку чаще всего это были тверские, а затем московские князья, то они и присылали в город своих наместников. При этом все традиции соблюдались - князья обязывались держать "Новгород в старине, без обиды", новгородцы - принимать и слушаться княжеских наместников. На практике же князья, призванные охранять целостность республики, не упускали случая отторгнуть ту или иную волость. Почин сделал Иван Калита, попытавшийся присоединить к Московскому княжеству Двинскую землю. Острая борьба шла за города Волок, Торжок, Вологду.

Князья обыкновенно не задерживались на Городище. За 200 лет, с 1095 г. но 1304 г., смена княжеской власти произошла 58 раз!

Новгородская политическая система - это своеобразная федерация самоуправляющихся общин и корпораций -новгородских сторон и улиц, высшим органом для которых было вече - народное собрание. Вече призывало и изгоняло князей, утверждаю решения, имевшие жизненно важное значение для города.

Река Волхов делила Новгород на две стороны - левобережную Софийскую и правобережную Торговую. Стороны в свою очередь, делились на концы. Новгородские концы - административно-политические единицы города (Славенский, Неревский, Людин, Загородский, Плотницкий) имели право собирать свое кончанское вече; Кончанские старосты оформляли претензии к исполнительной власти и определяли способы борьбы за свои интересы. На городском вече концы выступали своеобразными "партиями". Вечевая демократия предполагала принятие решения по старинному выражению "сойдутся все на одну речь". Новгородские грамоты обретали силу, когда скреплялись печатями концов. Новгородское ополчения состояло из военных отрядов, возникших на основе концов. Концы, в свою очередь, делились на улицы со своими выборными уличанскими старостами.

На городском вече избирались высшие должностные лица республики - посадник, тысяцкий, владыка (архиепископ). Центральное место в исполнительной власти занимал институт посадников. В Новгородской республике эта должность была выборной. Посадники контролировали деятельность князя, в их руках сосредоточивалась внутренняя и внешняя политика. Посадников выбирали из боярских родов.

Должность посадника была временная. Два действующих посадника назывались степенными посадниками. По истечении срока они уступали свои места. Со временем число посадников увеличилось - в этом отразилась острая внутренняя борьба в городе, стремление каждой из боярских группировок и стоявших за ними районов города влиять на дела республики.

В функции тысяцкого входили контроль за сбором налогов, участие в торговом суде, руководство ополчением города и округи. Новгородский архиепископ обладал не только церковной, но и светской властью. Под его председательством проходило совещание посадников.

Вечевой республиканский порядок пронизывал всю структуру Новгорода. Однако не следует преувеличивать вечевую демократию. Она была ограничена в первую очередь боярами, которые сосредоточивали в своих руках исполнительную власть и руководили вече.

Новгород не был одинок. Освободившийся от его зависимости Псков создал свою суверенную Псковскую феодальную республику. Вечевые порядки сильны были в Вятке, что свидетельствовало о том, что в отечественной истории присутствовали не только самодержавные перспективы развития. Однако, когда наступило время собирания земель, Новгород и Псков, раздираемые внутренними противоречиями, нс могли устоять перед сильной монархической властью.

Политическая история Новгорода отлична от политической истории Северо-Восточной или Южной Руси. Успешное функционирование Новгородской республики зависело от согласия ее составных частей. Даже после крупных социальных потрясений новгородцы находили способы обретения стабильности. Наряду с боярскими группировками и кланами и простые новгородцы, "черные люди", принимали участие в политических процессах, причем голос последних был значительно весомее в сравнении с иными регионами удельной Руси.

Внутренние столкновения в Новгороде были вызваны разными причинами. Чаще всего борьба шла вокруг института посадничества. Каждая из противоборствующих сторон преследовала цель удержать за споим ставленником влиятельную должность. Следствием стала частая смена князей, связанных с тем или иным посадником, и самих посадников. Это внесло дестабилизацию во внутреннюю жизнь города. Постепенно в Новгороде стала формироваться традиция, когда вечевые "партии" избегали вступать в соглашение с князьями.

Новгородское вече, как высший орган народовластия, оказалось способным контролировать деятельность посадников. В 1209 г. вече сообща выступило против злоупотреблений членов выборной общинной администрации во главе с посадником Дмитром Мирошкиничем. Последнего не поддержал даже Неревский конец, ставленником которого он был.

Со второй половины XIII в. в политической жизни Новгорода ощутимо нарастали олигархические тенденции. Это, в частности, нашло выражение в появлении при посаднике боярского территориально-представительного совета, из состава которого и избирался сроком на год посадник. Подобная система сдерживала политическое соперничество между кончанскими представителями и упрочивала позиции новгородского боярства.

Политика верхов не раз вызывала выступление "черных людей". Восстание 1418 г. вышло за рамки недовольства одним непопулярным боярином. Под удары вечевого колокола восставшие кинулись на Прусскую улицу, где селилась новгородская аристократия. Бояре с холопами встретили жителей Торговой стороны оружием. Тогда к последним присоединились простолюдины Софийской стороны. Только вмешательство новгородского владыки остановило кровопролитие. Спор был переведен в русло судебного разбирательства, третейской стороной на котором выступило духовенство.

Новгородская республика, особенно в период своего расцвета, сыграла огромную роль в отечественной истории. Город стал одним из самых больших и красивых городов средневековой Европы. Суровая и величественная новгородская архитектура поражала современников. Но Новгород был не только величав. Политическая и военная сила его была такова, что, как форпост Русской земли на ее западных рубежах, он отражал агрессию немецких рыцарей, грозившую утратой национальной идентичности.

Почтительное отношение на Руси к Великому Новгороду было вполне обосновано. В IX веке был центром городов русских и стремился превзойти столичный Киев. Сколько не посылал Киев своих князей в Новгород, так и не смогли они прижиться. Своему исключительному статусу Новгород обязан, прежде всего, выгодному географическому местоположению — через него пролегал знаменитый торговый маршрут «из варяг в греки», что послужило стремительному развитию торговли и ремесленного производства.

Взаимоотношения с соседями

В Новгороде сформировалась своя аристократия. Она состояла из представителей боярства, купечества, которые, имели в своих владениях земли, леса, рыбные хранилища, а соединившись с церковной властью, и имея большую поддержку простого народа, они создали единый мощный аппарат, противостоящий давлению Киева, и составили серьезную конкуренцию Ростову и .

Новгородское княжество стало настолько независимым от Киева, что стало вести самостоятельную политическую и хозяйственную деятельность с немцами, скандинавами и со своими соседями: Полоцком, Смоленском, Ростово-Суздальским княжеством. Даже войны обходили его стороной, город сумел избежать набегов печенегов, которые варварски грабили и разоряли города.

Внутренние противоречия

Если во внешней политике власть и народ выступали единой силой, то во внутренней было не все так гладко. Постоянные столкновения интересов рабочего люда с аристократией выливались в бунты и восстания. Не было единства среди знати, купцы и бояре постоянно вели борьбу за богатства и передел земель, то и дело пытались главой города поставить своего человека. То же самое происходило в городах княжества, таких как Псков, Ладога. Чтобы показать, что Новгород не хуже Киева, на реке Волхов были выстроены Новгородский Кремлевский дворец и Софийский собор по примеру киевского.

Верховной властью в Новгороде были вече и Совет господ. Вече было представлено выходцами из народа и имело право решать все вопросы Новгородской республики. Знатные и влиятельные люди объединились в Совет господ. Новгородские граждане обладали большим духом независимости, и особо не церемонились ни с Киевской властью, ни с местной. Так во время правления Всеволода (сына ), который начал междуусобную борьбу с соседними княжествами в ущерб местного населения. Бояре, купечество и церковь объединились и свергли зарвавшегося правителя, взял его под стражу, потом выгнали из города.

После этих событий в 1136 году Новгород становится аристократической республикой, которой руководят верхушки боярства, купечества и архиепископ. Городское вече время от времени приглашало к военному руководству разных князей, но как только они переставали устраивать, они тут - же изгонялись. На протяжении многих веков Новгородское княжество было одним из самых могущественных в политическом и экономическом плане благодаря сильной аристократии, которая пользовалась поддержкой народа. Но не стоит думать, что народ в Новгородском княжестве что - то решал, на Руси никогда не было демократии, народ только принимал участие в выборах, на этом его роль заканчивалась.

Конец Великого княжества

В XV веке один из значимых городов княжества Псков отделился от Новгорода. В 1478г присоединил Новгород к Московскому государству, а царь Грозный окончательно истребил всю новгородскую независимость.

  • Удивительно, но историки и по сей день находят остатки различных документов из бересты, доказывающих то, что в то время, в Новгороде очень развита была письменность и грамотность как среди знати, так и среди простого люда. На листах березовой коры записи различного характера, от любовных писем простых горожан до государственных грамот новгородских князей.
История России с древнейших времен до конца XVII века Милов Леонид Васильевич

§ 2. Новгородская земля в XII–XIII вв.

Княжеская власть и Новгород в IX–XI вв. Уже в период пребывания в составе Древнерусского государства Новгородская земля обладала важными отличиями от других древнерусских земель. Местная верхушка словен, кривичей и чуди, пригласивших в IX в. варяжского конунга стать военным вождем союза, не была в X–XI вв. ни уничтожена, ни включена в состав княжеской дружины. Условия «ряда» IX в., по-видимому, в определенной мере соблюдались обеими сторонами, хотя позиция князя, представлявшего здесь интересы Киева, к началу XI в. явно усилилась, о чем говорит его переезд с Рюрикова городища в сам центр земли - Новгород.

В событиях, связанных с борьбой новгородского князя Ярослава за киевский стол после смерти Владимира в 1015 г., население Новгорода во главе с «лучшими мужами» выступало как самостоятельная сила наряду с князем и его дружиной. Когда, потерпев поражение в борьбе со своим братом Святополком, Ярослав хотел бежать «за море», новгородцы рассекли его суда и заставили продолжать борьбу. Упоминается в летописи и «вече» - собрание населения Новгорода, которое князь собрал «на поле», чтобы заручиться поддержкой новгородцев в борьбе за киевский стол.

О социальном делении в среде новгородского населения говорит летописное свидетельство о добровольном самообложении населения города для найма «за морем» варягов в помощь Ярославу: собирали «с мужа по 4 куны, а от бояр по 18 гривен». Поскольку гривна того времени состояла из 25 кун, то взнос боярина в сто с лишним раз превышал взнос простого новгородца. Очевидно, что местная верхушка - бояре - уже достаточно четко отделилась от остального населения, и в руках бояр находились большие денежные средства. Эти средства накапливались благодаря тому, что бояре, наряду с княжеской дружиной, играли важную роль в сборе дани с Новгородской земли. Об этом говорят находки археологами на боярских усадьбах Новгорода замков от мешков для сбора дани. Управление Новгородской землей в XI в. осуществляли совместно верхушка местной городской общины и сидевший в Новгороде наместник киевского князя - его сын с дружиной, но главная роль при этом принадлежала князю-наместнику, опиравшемуся на поддержку могущественного отца в Киеве.

Возникновение новгородского посадничества. Первый важный шаг к изменению этих отношений в свою пользу новгородская община предприняла в 80-х гг. XI в., когда уже ясно обозначился глубокий внутриполитический кризис Древнерусского государства. В 1088 г. киевский князь Всеволод Ярославин прислал на княжение в Новгород своего малолетнего внука Мстислава, сына Владимира Мономаха. В это время рядом с малолетним князем появился своеобразный соправитель - «посадник», избиравшийся самими новгородцами. Посадники продолжали избираться и тогда, когда князь достиг совершеннолетия. Новгородская городская община явно стремилась усилить свою роль в управлении Новгородской землей. После смерти Всеволода Ярославича новгородцы добились того, что Мстислав остался на новгородском столе вопреки желанию нового киевского князя Святополка.

Борьба новгородской городской общины с княжеской властью. В конце второго десятилетия XII в. стремление новгородской городской общины к большей самостоятельности столкнулось с политикой Мономаха, направленной на восстановление сильных позиций киевского князя как главы Древнерусского государства. Мономах, не спрашивая мнения новгородцев, посадил в 1117 г. в Новгороде своего внука Всеволода Мстиславича, а недовольных новгородских бояр вызвал в Киев и заключил в тюрьму. Формально двоевластие в Новгороде сохранялось, но посадников стали присылать из Киева. Политику Мономаха продолжал его сын Мстислав. Всеволода он рассматривал как своего наместника, который ходил по приказу отца в походы с новгородским войском.

Положение резко изменилось, когда после смерти Мстислава в 1132 г. власть киевского князя ослабла, и Всеволод Мстиславич остался без внешней поддержки. Уже в 1134 г. новгородцы «выгониша князя» Всеволода из города. Князю удалось вернуться на новгородский стол, лишь заключив «ряд» - договор с новгородцами, определявший условия, на которых они допускали князя к управлению Новгородской землей. С этого момента началось ослабление позиций княжеской власти за счет расширения участия городской общины в управлении Новгородской землей.

28 мая 1136 г. Всеволод Мстиславич, ряд действий которого вызвал недовольство новгородцев, по приговору веча был заключен под стражу и через два месяца выслан из города. На новгородский стол был приглашен один из черниговских князей, Святослав Ольгович, но через год и он был изгнан. В дальнейшем, успешно лавируя между враждебными княжествами и союзами княжеств, новгородцы добились того, что во второй половине XII в. все древнерусские князья признали за ними право приглашать на новгородский стол князя по собственному желанию (так называемая вольность в князьях). Высшим органом власти в Новгородской земле стало собрание жителей города - вече, которое решало, какого князя пригласить на новгородский стол и на каких условиях он будет управлять Новгородской землей. Без согласия веча князь не мог принимать важных политических решений. Внешним выражением перемен в отношениях между княжеской властью и Новгородом стала установившаяся не позднее середины XII в. практика созыва веча на «Ярославовом дворище» - территории княжеской резиденции в городе, а постоянным местопребыванием князя снова стало Рюриково городище.

Ограничения власти князя в Новгороде. На протяжении XII в. князь в Новгороде утратил целый ряд прерогатив, которые в других древнерусских землях были тесно связаны с институтом княжеской власти. Первоначально основанная в конце X в. новгородская епископская кафедра была тесно связана с княжеской властью и содержалась за счет поступлений из княжеской казны. Князь был патроном кафедры. Еще в 1137 г. князь Святослав Ольгович самостоятельно наделил ее десятиной от даней с погостов по Двине и Пинеге, но с 1156 г. епископов стали выбирать на вече, а «полаты у Св. Софии» становятся местом хранения новгородской казны. Избиравшийся на вече епископ стал высшей церковной инстанцией для жителей Новгорода. Позднее вече упорно отказывалось позволить митрополиту осуществлять церковный суд во время посещения им города. Если посадник избирался новгородцами (практика таких выборов была восстановлена уже в начале 30-х гг. XII в.), то глава городского ополчения - тысяцкий назначался князем из числа своих мужей. Но с 80-х гг. XII в. и тысяцкий стал избираться на вече.

В эти же годы из рук князя в руки Новгорода перешел торговый суд и доходы от пошлин, взимавшихся при взвешивании меда и воска и измерении тканей - важнейших предметов средневековой торговли.

Почему новгородское боярство сумело добиться успеха там, где «старшая» дружина Ростова потерпела поражение? Одна из причин успеха заключалась в том, что новгородские бояре сумели добиться единства действий с другими важными центрами Новгородской земли. Так, в вече, принявшем в 1136 г. решение об изгнании Всеволода Мстиславича, участвовали вместе с новгородцами жители двух других главных центров земли - Пскова и Ладоги. На том же вече было принято решение о посылке посадников в эти города. Когда позднее, пытаясь использовать противоречия между разными центрами Новгородской земли, Всеволод Мстиславич обосновался во Пскове, новгородцы не стали форсировать события, не желая проливать крови «своею братьею», и добились соглашения со своим пригородом.

В XII–XIII вв. Новгородская земля имела черты своеобразного федеративного устройства, основанного на соглашении между новгородским боярством и местной верхушкой двух главных центров земли. Известно, какое место занимал в таком устройстве Псков. Когда тот или иной князь садился на стол в Новгороде, он получал право по соглашению с псковичами сажать на стол во Пскове одного из членов своей семьи.

Во-вторых, имело значение то, что широкие круги населения Новгорода во вспыхнувшем конфликте поддержали не князя, а свое местное боярство. В событиях, связанных с изгнанием Всеволода Мстиславича, впервые в политической борьбе выступали «купцы» как особая группа новгородского населения. Когда Всеволод, засев во Пскове, пытался собрать войско, чтобы вернуть себе новгородский стол, его сторонники среди боярства были обложены контрибуцией и собранные средства «даша купцем крутитися на войну». Поддержка, оказанная простыми новгородцами своему боярству в борьбе с княжеской властью, не была случайной. Причины их поведения находят объяснение в особенностях общественно-политической организации Новгородской земли.

Общественно-политическая организация Новгородской земли. Несмотря на существование в земле своеобразного политического строя, когда высшим органом государственной власти было вече, а не князь, по общему типу отношений между верхами и низами общества Новгородское государство ничем не отличалось от других древнерусских княжеств. И в нем град-крепость (в данном случае - Новгород) господствовал над подчиненной ему сельской округой, и здесь проживавшая в граде социальная элита жила за счет сбора даней и кормлений за счет сельского населения. Не случайно вопросу о раздаче кормлений отведено столь значительное место в договорах, которые Новгород заключал с князьями. Наиболее ранние сохранившиеся тексты таких договоров относятся к 60-м гт. XIII в., но лежащий в их основе формуляр сложился в гораздо более раннее время. Соглашение предусматривало, что князь должен был раздавать волости в кормление не своим дружинникам, а новгородским мужам, производить такие раздачи лишь вместе с посадником; он не должен был лишать мужа волости без вины. Кормление в подчиненных Новгороду волостях здесь ясно выступает как один из главных источников доходов для новгородских мужей, а посадник, как представитель Новгорода, должен был следить за тем, чтобы кормления доставались именно новгородцам.

Как и другие древнерусские земли, Новгородская земля была покрыта сетью погостов - мест для сбора дани, куда ездили из Новгорода данщики. В 1169 г. на Северной Двине на спорных территориях дело дошло до настоящей битвы между новгородскими и ростовскими данщиками. Победившие новгородцы «взяша всю дань, а на суждальскых смердех другую».

Кроме того, к Новгородскому государству на северо-востоке и западе примыкали территории подчиненных угро-финских племен (территории современной Эстонии, Финляндии, Приуралья), куда для сбора дани также регулярно посылалось новгородское войско. Новгородские порядки отличались от порядков в других древнерусских землях тем, что вместо княжеской дружины в качестве господствующей социальной группы выступала новгородская городская община, делившаяся частью своих доходов с городскими общинами Пскова и Ладоги. Разумеется, ведущую роль в сборе дани играли новгородские бояре, присваивавшие себе значительную часть собранных средств, но и в организации вооруженных отрядов, направлявшихся из Новгорода за сбором дани, и в распределении собранных средств принимала участие вся городская община как коллективный государь Новгородской земли. Именно поэтому вся новгородская городская община была заинтересована в переходе власти в земле из рук князя в руки верхнего слоя общины - новгородских бояр.

Хотя и в урезанном виде, институт княжеской власти в Новгороде все же сохранился. Князю и сопровождавшей его дружине выделяли определенные земли для кормления. Князь во время войны предводительствовал новгородским войском, вместе с посадником он выступал в роли верховного судьи и участвовал в раздаче волостей в кормление новгородским мужам.

Сохранение княжеской власти в Новгороде объяснялось двумя причинами. Во-первых, предлагая новгородский стол князю, связанному с одной из древнерусских земель, Новгород обеспечивал себе ее поддержку в борьбе с другой землей, правители которой угрожали Новгороду. Такая политика давала возможность Новгороду сохранять свою самостоятельность, используя соперничество между соседними политическими центрами.

Во-вторых, внутренняя структура новгородской городской общины была достаточно сложной. Новгород делился на территориальные объединения - «концы», во главе которых стояли боярские кланы. Кланы боролись между собой за власть и влияние, вовлекая в эту борьбу связанное с ними население концов. Такими конфликтами была переполнена внутриполитическая жизнь Новгорода XII–XIII вв. В этих условиях для сохранения единства городской общины новгородцы нуждаюсь в существовании некоего арбитра, который мог бы регулировать спорные вопросы в отношениях между концами. Вместе (тем этот арбитр не должен был стать настолько сильным, чтобы встать над общиной и подчинить ее своей власти. Выход был найден в установлении практики совместного правления князя и выборного главы городской общины - посадника. Они должны совместно вершить суд и раздавать в кормление новгородским мужам земли. Посадник, как представитель новгородцев, следил за тем, чтобы князь не усилил свою власть в ущерб Новгороду, а участие князя было определенной гарантией того, что посадник не превратит государственную власть в орудие защиты интересов того боярского клана, к которому он принадлежал.

Первая половина XII в. - время, к которому относятся первые свидетельства о появлении в Новгородской земле крупного феодального землевладения. Как уже упоминалось, около ИЗО г. князь Мстислав Владимирович, сын Мономаха, передал старейшему в Новгороде Юрьеву монастырю волость Буице в Деревской пятине. Монастырской братии была передана большая часть доходов, поступавших ранее в княжескую казну (дань и половина полюдья), а также административносудебная власть над крестьянами, для которых игумен монастыря становился настоящим «государем». Тогда же, в 30-х гг., князь Всеволод Мстиславич пожаловал этому монастырю погост Ляховичи на реке Ловати в Деревской пятине. В XV в. в этих волостях насчитывались сотни крестьянских дворов. Хотя Юрьев был старейшим монастырем Новгорода, находившимся под коллективным патронатом города, пожалования ему не были исключением. В то же время новгородский Пантелеймонов монастырь получил от Новгорода село Витославицы с жившими в нем смердами. Смерды были освобождены от даней и повинностей в пользу князя и «от городцких потугов» и должны были «потянута к святому Пантелеймону в монастырь».

Однако нет оснований относить к этому же времени образование хорошо известных по более поздним источникам крупных земельных владений новгородских бояр. Среди берестяных грамот XIV–XV вв. обычными являются грамоты о земельных спорах, челобитные крестьян землевладельцам, но среди берестяных грамот XI–XII вв. текстов с таким содержанием нет.

Постепенно земельные владения у новгородских бояр стали появляться. В 1209 г., когда по решению веча было конфисковано имущество посадника Дмитра Мирошкинича и его родственников, а их имущество распределено между новгородцами, «села их распродаша и челядь». В 1230 г. новгородцы также разграбили села посадника Семена Борисовича и двух других бояр. В одной из берестяных грамот первой половины XIII в. читаем жалобу на продажу села с «челядью», скотиной и хлебом без ведома адресата.

К концу XIII - началу XIV в. рост землевладения новгородского боярства привел к серьезным переменам и социальной структуры новгородского общества, и характера его государственных институтов.

Положение купцов и ремесленников в Новгороде. Отношения верхов и низов новгородского общества не исчерпывались их общей заинтересованностью в сборе и распределении даней с подчиненных Новгородскому государству территорий. В сборе дани простой новгородец участвовал, как член своего конца, подчиняясь руководству стоявшего во главе конца боярского клана (в 1169 г. для сбора дани на Северную Двину послали «от конца по 100 муж»). Однако у простых жителей Новгорода - торговцев и ремесленников были как у производителей, продававших свои изделия на новгородском торгу, свои особые интересы, не совпадавшие с интересами бояр. Новгород в XII–XIII вв. был уже крупным центром ремесла и торговли. На территории города археологами найдены изделия десятков ремесленных специальностей. Развитию ремесла и торговли способствовало выгодное географическое положение города на торговых путях, связывавших восток и запад Европы. Новгородские купцы везли на запад меха и воск из русских земель и Приуралья. В середине Балтийского моря на острове Готланд находился новгородский купеческий двор. Уже в первой половине XII в. в своих поездках новгородские купцы добирались до Дании. Для защиты своих интересов новгородские купцы и ремесленники использовали «сотенную организацию», созданную княжеской властью для управления городским населением и организации городского ополчения. Деление на сотни не совпадало с делением города на концы.

Когда в 80-х гг. XII в. князь уступил Новгороду торговый суд и сбор пошлин при продаже ряда важнейших товаров, то во главе торгового суда встал глава сотенной организации - выборный тысяцкий. Если посадник избирался из числа новгородских бояр, то тысяцкие в XII–XIII вв. из числа бояр не выбирались. Посаднику и новгородским боярам запрещалось «вступаться» в торговый суд и «всякаа дела торговаа». Вероятно, тысяцкий был в этот период главой торгово-ремесленного населения Новгорода и отстаивал его интересы. В руки сотских был передан контроль над мерилами и весами на городском торгу. Сотские получили даже право «строить дом святой Софии» вместе с новгородским епископом. Таким образом, заинтересованное в поддержке широких кругов городского населения в деле управления Новгородским государством новгородское боярство было вынуждено согласиться на предоставление ему определенной автономии в сфере торгово-ремесленной деятельности.

По сведениям второй половины XIII в., тысяцкий Новгорода вершил торговый суд совместно с купеческими старостами. Новгородским источникам XII–XIII вв. известны два объединения новгородских купцов. Первым из них было объединение торговцев воском - одним из главных предметов экспортной торговли Новгорода, которое по названию своего патронального храма - церкви Ивана на Опоках называлось «иванским купечеством». В руках «иванских» купцов находились городские весы для взвешивания воска и доход от взимавшихся при этом пошлин. Другим было объединение «заморских купцов», патрональным храмом которых являлась церковь Параскевы Пятницы на новгородском торге. Судьба этих объединений оказалась различной. Объединение «заморских» купцов пришло в упадок, когда торговлю на Балтийском море в XIII в. захватил в свои руки Ганзейский союз немецких городов, а «иванские» купцы стали главным объединением новгородских купцов. В состав этих объединений входили весьма состоятельные люди. Так, для вступления в ряды «иванских» купцов необходимо было сделать взнос в 50 гривен и поднести тысяцкому отрез дорогого фландрского сукна. Участие в «торговом суде» вместе с тысяцким купеческих старост говорит о том, что этот суд защищал в первую очередь интересы богатого купечества.

Устойчивость Новгородского государства обеспечивали два вида соглашений - между Новгородом и другими центрами Новгородской земли и между верхами и низами новгородской городской общины. Пока они действовали, та часть населения Новгородской земли, которая принимала участие в политической жизни, выступала единым фронтом и против попыток князя усилить свою власть, и против попыток могущественных соседних правителей подчинить себе Новгородское государство.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги Лица эпохи. От истоков до монгольского нашествия [антология] автора Акунин Борис

О. П. Федорова Допетровская Русь. Исторические портреты Новгородская земля и её правители Некоторые историки, в том числе В. Л. Янин, М. X. Алешковский, предполагают, что Новгород возник как объединение (или федерация) трёх племенных посёлков: славянского, мерянского

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 1. Ростово-Суздальская земля в XII–XIII вв. Границы. Население. Ранняя история. Киевский летописец начала XII в. воспринимал земли в Волжско-Клязьменском междуречье как страну, заселенную неславянскими племенами: «На Белеозере седеть весь, а на Ростовьском озере меря, а на

Из книги Краткий курс по русской истории автора

Новгородская земля Новгород Великий и его территория. Политический строй Новгорода Великого, т.е. старшего города в своей земле, был тесно связан с местоположением города. Он расположен был по обоим берегам реки Волхова, недалеко от истока ее из озера Ильменя. Новгород

автора

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§ 3. РОСТОВО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ В XII - НАЧАЛЕ XIII в. При всей важности для понимания истории позднейшей Ве-ликороссии ее ростово-суздальских истоков тема разработана относительно слабо. В значительной степени это связано с тем, что раннее ростовское летописание не

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Новгородская земля В этом плане особенное положение занимала Новгородская земля, которая граничила с Западом и не могла не принять в себя и некого западного элемента. И наиболее важным для русской истории элементом были балтийские варяги. Славянам удалось закрепиться в

Из книги Несостоявшиеся столицы Руси: Новгород. Тверь. Смоленск. Москва автора Клёнов Николай Викторович

Глава 1 «Русская земля» и земли Руси в XI–XIII вв. Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю! Краткое изложение содержания работы Архимеда «О равновесии плоских фигур» Всякому «Архимеду» от альтернативной истории жизненно необходима надежная точка опоры: ясное и

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Новгородская земля На северо-западе Руси были расположены Новгородская и Псковская земли. Более суровый, чем в Приднепровье и Северо-Восточной Руси, климат и менее плодородные почвы привели к тому, что земледелие здесь было развито слабее, чем в остальных частях Руси. В

Из книги Лучшие историки: Сергей Соловьев, Василий Ключевский. От истоков до монгольского нашествия (сборник) автора Ключевский Василий Осипович

Новгородская земля Новгород Великий и его территория. Политический строй Новгорода Великого, т. е. старшего города в своей земле, был тесно связан с местоположением города. Он расположен был по обоим берегам реки Волхова, недалеко от истока ее из озера Ильменя.

Из книги Очерки истории средневекового Новгорода автора Янин Валентин Лаврентьевич

Новгородская земля до возникновения Новгорода Обширные пространства российского Северо-Запада, изобилующие лесами, озерами, болотами, на протяжении длительного периода (со времен неолита и бронзового века) были заселены племенами угро-финской языковой группы. Начиная

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

Новгородская земля и её правители Некоторые историки, в том числе В. Л. Янин, М. X. Алешковский, предполагают, что Новгород возник как объединение (или федерация) трёх племенных посёлков: славянского, мерянского и чудского, т. е. произошло соединение славян с угро-финнами.

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

10. Новгородская земля Раздробление Киевского княжества. В XII веке Киевское княжество разделилось между сыновьями, внуками и родственниками Владимира Мономаха. Между ними происходили постоянные войны за княжества и города. В этих войнах князья без пощады грабили смердов

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Славяне и чудь, XII–XIII века «Повесть временных лет», Новгородская летопись Последнее упоминание о варягах в «Повести временных лет» датировано 1069 годом: «Всеслав бежал к варягам» (имеется в виду полоцкий князь Всеслав, который набегом захватил Новгород). Вытеснившие

История Новгородской земли - это, во-первых, история одного из крупнейших городов средневековья, демонстрировавшего близость к европейскому типу развития, а, во-вторых, история мощного государства, которое раскинулось от Балтики до Ледовитого океана и Урала.

Древнейшее ядро Новгородской земли представляло собой межэтническую конфедерацию славянских (словене, кривичи) и финно-угорских (меря, чудь) племен. Ее политический и экономический центр, город Новгород, был расположен на обоих берегах Волхова, недалеко от истока этой реки из озера Ильмень. Волхов разделял город на две стороны: восточную - Торговую и западную - Софийскую. К концу XIII в. окончательно определилось деление города на пять основных административных районов - концов Славенского (в восточной части города), Неревского, Людина (на Софийской стороне), Плотницкого, Загородского. Территория вокруг Новгорода делилась на пять провинций, получивших позже название пятин. К северо-западу от Новгорода, между реками Волховом и Лугой, лежала Водская пятина; к северо-востоку, по обеим сторонам Онежского озера до Белого моря - Обонежская; к юго-западу, по обеим сторонам реки Шелони - Шелонская; к юго-востоку, между Мстой и Ловатью - Деревская; в направлении к Волге - Бежецкая. На север и восток от пятин лежали новгородские «колонии» - Заволочье на Северной Двине, Тре на Кольском полуострове, Печора, Пермь, Вятка. Уже в XII в. все эти земли платили Новгороду дань. Для захвата колоний и эксплуатации их богатств новгородское боярство широко использовало землепроходцев-разбойников - «ушкуйников».

В пятинах находились пригороды Новгорода: Ладога, Старая Русса, Торжок, Изборск, Копорье. Крупнейшим пригородом был Псков, который со временем выделился в самостоятельную республику и стал называться «младшим братом Новгорода».

В Новгородской земле издавна было развито земледелие. Однако малоплодородные почвы существенно снижали эффективность зернового производства. Поэтому в случае неурожаев Новгород зависел от соседних русских земель. В то же время природно-климатические условия благоприятствовали развитию скотоводства. Широкое распространение получили охота, рыболовство, бортничество. Важным источником богатства Новгорода был грабеж земель-колоний, откуда поступали пушнина, серебро, воск и другие предметы промыслового хозяйства.

Уровень ремесленного производства в Новгороде был ничуть не ниже, чем в прославленных центрах Западной Европы и Ближнего Востока. Тут работали искусные кузнецы, кожевники, ювелиры, оружейники, ткачи, бондари и другие специалисты. Подавляющее большинство ремесленных мастерских располагалось в богатых боярских усадьбах, хозяева которых и эксплуатировали труд ремесленников. Большая боярская семья располагала исчерпывающим набором разных производств. Содействуя боярской консолидации, такая система организации городского владения одновременно решительно противодействовала консолидации ремесленников на профессиональной основе. Участие ремесленников разных профессий в единой хозяйственной организации боярского клана стало непреодолимым препятствием для их объединения в цеховые организации.

Внешняя торговля Новгорода в значительной степени была подчинена потребностям ремесла: ввозилось ремесленное сырье - цветные металлы, драгоценные камни, янтарь, самшит, сукна и т.д. Долгое время ввозилась соль, пока не были обнаружены ее местные залежи. Главными предметами новгородского вывоза в Западную Европу являлись меха, клыки моржей, воск, сало, лен, пенька.

К очень раннему времени восходят торговые отношения Новгорода со Скандинавией. Новгородские купцы посещали Византию, страны Востока, вели торговлю в отдаленных русских городах. В XII в. новгородцы имели свой гостиный двор в городе Висби на острове Готланд. В самом Новгороде было два двора иностранных купцов: Готский (готами называли жителей острова Готланд) и Немецкий. Со второй половины XII в. начинается усиленная торговля новгородцев с прибалтийскими немецкими городами, образовавшегося впоследствии Ганзейского союза. Император Фридрих II дал новгородским купцам право беспошлинной торговли в Любеке.

Крупное новгородское купечество было организовано в сотни, которые несколько походили на западноевропейские купеческие гильдии. Наиболее влиятельным и организованным было объединение купцов-вощников (торговцев воском) «Ивановское сто», которое существовало при церкви Иоанна Предтечи на Опоках.

Большие участки города составляли наследственную собственность крупных боярских родов. Владельцы соседних городских усадеб вели происхождение от одного общего предка. Установлено, что сами городские усадьбы бояр не меняли своих границ на протяжении X-XV вв. Возникновение же вотчинной системы в Новгородской земле восходит только к началу XII в., когда бояре стали активно приобретать «села». До этого боярское землевладение существовало не в частновладельческой, а в корпоративной форме. Дело в том, что местная аристократия, ведшая свое происхождение, видимо, еще от родоплеменной знати, принимала активное участие в сборе государственных доходов и контроле над ними. Это отличало Новгород от южнорусских земель, где господствовал безраздельный княжеский контроль над государственными доходами (система полюдья). Превращаясь в особую корпорацию, новгородское боярство обособилось от княжеской дружинной организации. Оно полностью сохранило за собой сбор государственных доходов и в вотчинный период, что консолидировало верхи новгородского общества и давало им средства и возможности для эффективной борьбы с княжеской властью.

Социально-политическое развитие Новгородской земли изначально имело свою специфику. Княжеская власть всегда была вторичной по отношению к Новгороду. Уже при Ярославе Мудром новгородцы добились значительных политических успехов. Память о призвании Рюрика и сложившаяся практика заключения с князем договора («ряда») идеологически подготовили торжество в Новгороде республиканских порядков. Около 1117 г. новгородцы стали «вольны в князьях», то есть, открыто заявили о своем праве изгнания князя вне зависимости от воли Киева, а в 1126 г. сами избрали себе посадника (до этого посадник либо присылался из Киева, либо назначался князем из состава дружины).

Важной вехой на пути к полной независимости Новгорода от Киева стали события 1132-1136 гг. После смерти великого киевского князя Мстислава Владимировича его сын Всеволод, занимавший новгородский стол, решил покинуть Новгород и занять Переяславль. Когда же он, не достигнув успеха на юге, вернулся в Новгород, новгородское вече выгнало его. В 1136 г. новгородцы взяли Всеволода со всем семейством под стражу. Князю было поставлено в вину, что он «не блюдет смерд», хотел уйти княжить в Переяславль, первым бежал с поля боя в войне с суздальским князем Юрием Долгоруким.

Традиционно принято считать, что с победой боярства над княжеской властью в 1136 г. в Новгороде окончательно восторжествовали порядки феодальной боярской республики. Боярство с этого времени стало оказывать решающее влияние на выбор князя.

Первоначально ни одному из княжеских родов Руси не удавалось закрепиться в Новгороде на длительное время, но с 30-х гг. XIII в. там княжили уже только представители суздальской ветви. Всего же на протяжении XII-XIII вв. смена княжеской власти в Новгороде проходила около 60 раз. Верховная власть в Новгороде находилась в руках общегородского веча. Оно занималось законотворческой деятельностью, заключало и расторгало договоры с князем, избирало всех высших должностных лиц, решало вопросы войны и мира, устанавливало повинности населения. Князь был составным звеном республиканского административного аппарата, но его функции резко ограничивались. Они сводились в основном к защите Новгорода от внешней опасности. Князь обязывался неукоснительно выполнять условия «ряда» с новгородцами, иначе ему могли «указать путь». Судебные права князя ограничивались, он не мог подвергать новгородских мужей репрессиям «без вины», ему запрещалось приобретать земли в волостях, то есть на окраинах Новгородской земли. Зато княжеская власть нередко брала на себя посреднические функции и мирила враждующие боярские группировки.

Из среды и под контролем боярства вече избирало посадника, который со временем сосредоточил в своих руках всю исполнительную власть. Он созывал вече и выполнял его решения, заключал соглашения с князем. Кроме того, посадник руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем возглавлял военные походы, осуществлял судебные функции, представительствовал во внешних сношениях.

Следующим по старшинству официальным лицом Новгорода был тысяцкий. Первоначально он назначался князем, но с конца XII в. также стал избираться. Долгое время (до второй половины XIV в.) тысяцкими были представители небоярского населения - меньшие люди, купцы. Тысяцкий контролировал налоговую систему, наблюдал за порядком в городе, а в военное время возглавлял ополчение.

Большую роль в жизни Новгорода играл владыка - епископ (позже архиепископ). С середины XII в. духовный пастырь также стал выбираться самими новгородцами. Вече называло трех кандидатов. После этого на другом берегу Волхова, в Софийском соборе, жеребьевкой с помощью ребенка или слепца выбирали одного из трех авторитетнейших служителей церкви. Избранного таким образом иерарха отправляли к митрополиту в Киев для посвящения. Первым новгородским владыкой, прошедшим через подобную процедуру, был Аркадий. Избрание произошло в 1156 г.

Новгородский владыка был хранителем городской казны, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой, контролировал эталон мер и весов, имел свой полк. Любые поземельные сделки считались недействительными без его санкции. При дворе епископа велась Новгородская летопись. Архиепископская должность была пожизненной, хотя случалось, что владыки уходили в монастырь или изгонялись по решению веча.

В Новгороде существовали также и другие должностные лица. Во главе концов стояли «кончанские», во главе улиц - «уличанские» старосты. Они выбирались на соответствующих («кончанских» и «уличанских») собраниях.

Одним из существенных вопросов истории Новгорода всегда было выявление степени демократизма его политического строя. Многие историки XIX-XX вв. видели в Новгородской республике образец «народовластия» (Н.М. Карамзин, И.Я. Фроянов), антитезу монархии. Широко распространено убеждение, что в вечевом собрании Новгорода участвовало все мужское население города - от бояр, до простых ремесленников и торговцев. Однако реальная власть в Новгородской республике принадлежала феодалам (боярам и меньшим) и богатейшим купцам. Наблюдалась отчетливая тенденция к олигархической форме правления (В.Л. Янин). Со временем боярство создало и специальный орган - совет «господы». Заседания этого неофициального правительства Новгорода проходили в покоях владыки на Софийской стороне и под его председательством. Совет подготавливал повестку вечевых собраний, разрабатывал меры воздействия на вече, осуществлял надзор за должностными лицами республики.

Вечевая площадь Новгорода, которая находилась у Никольского собора на Торговой стороне, не превышала размеров боярской усадьбы. Тут стояла трибуна («степень») для руководителей республики, а также размещались скамейки остальных участников. По подсчетам В.Л. Янина, здесь могли разместиться максимально 400-500 человек, что соответствовало числу богатых боярских усадеб Новгорода. Понятно, что места на скамьях могли занять в первую очередь богатые домовладельцы. Видимо, преимущества республиканского строя и его внешний демократизм основывались не на многолюдности общегородского веча, а на его гласности, а также на многоступенчатости вечевой системы города. Если общегородское вече было, по сути, искусственным органом, результатом создания межкончанской конфедерации, то низшие ступени веча («кончанские» и «уличанские») генетически происходили от древнейших народных собраний. Но именно они были и важнейшим средством организации внутриполитической борьбы боярства за власть. На них проще было разжигать и направлять в нужное русло политические эмоции всех социальных групп конца или улицы.

В обычных условиях боярству незачем было созывать вече и апеллировать к воле низов. Поэтому общегородское вече не было органом ежедневного управления. Летописные воспоминания о нем разделены годами. Вече брало на себя всю полноту власти только в экстренных случаях: при отклонении нежелательного князя, вражеском нашествии и т. п.

Чрезвычайное положение в Новгороде обычно сопровождалось арестом князя, посадника или других представителей республиканской администрации, грабежом имущества лиц, поставленных вне закона. Но элементы вечевого строя сформировали своеобразную ментальность новгородцев. Если в Юго-Западной Руси бояре казнили князей, то в Новгороде их не убивали, а вот с выборными должностными лицами вече не церемонилось и расправлялось со всей жестокостью.

Для внутренней жизни Новгорода была характерна социальная напряженность, которая нередко выливалась в городские восстания (1136, 1207, 1228-1229 и др.). Хотя в движениях такого рода принимали самое непосредственное участие городские низы, было бы преувеличением считать эти восстания проявлением классовой борьбы. В каждом конкретном случае боролись одни группы новгородцев во главе со своими боярами против других групп с их боярами. Это была борьба интересов, борьба «уличанская» и «кончанская». Но уличная толпа, «черные люди» играли решающую роль в грабежах и погромах, жертвами которых становились представители какого-либо боярского клана.

Можно считать, что самоутверждение новгородского боярства как участника корпоративной власти, в отличие от боярства южных княжеств, приводило не к центробежным, а к центростремительным последствиям в политической и экономической областях. Добившись ограничения княжеской власти, бояре Новгорода не дали возможности князьям растащить Новгородскую землю на части.