Психодинамический подход в теории личности. Психодинамический подход. Психодинамический подход Классический психоанализ. Основные психологические подходы

Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику. Следует отметить, что это не обязательно лечение психически больного человека, это может быть и абсолютно здоровый человек, который пытается решить возникшую проблему.

Известно как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками, но так или иначе большинство видов психотерапии соотносимо с тремя основными подходами: поведенческий (бихевиоральный), психодинамический и гуманистический (феноменологический).

Можно сказать, что это три ступени психотерапии, воздействующие соответственно на три уровня развития личности:

1) Уровень развития личности «РЕБЕНОК». Личность является не самостоятельной, она находится внутри социального индивида. Мы пока даже не говорим о личности в точном смысле, это человек полностью зависимый от социального окружения. Так пациента воспринимает бихевиоральная психотерапия или терапия поведения. Терапевт – учитель, пациент – ученик. Терапевт проводит коррекцию поведения.

2) Уровень развития личности «ПОДРОСТОК». Подросток в личностном смысле – это человек готовый к самостоятельному решению личностных проблем, но решать их пока не умеет. Так пациента воспринимает динамическая психотерапия или терапия причин. Терапевт помогает пациенту в осознании причин проблемы. Терапевт не может дать совет, он должен только подсказать пациенту причину симптома, создать условия для личностного развития пациента. Решать проблему должен сам пациент.

3) Уровень развития личности «ВЗРОСЛЫЙ». Полностью состоявшаяся личность. Человек готовый и умеющий решать свои личностные проблемы. Так пациента воспринимает гуманистическая психотерапия или терапия процесса. Терапевт – консультант, пациент – клиент, происходит общение двух равных людей. Консультант помогает человеку заметить некоторые существующие проблемы, выявить их, и тогда появляется возможность личностного роста.

Поведенческий (бихевиоральный) подход

Теоретическим источником поведенческой терапии являлась концепция бихевиоризма американского зоопсихолога Д.Уотсон (1913) и его последователей, которые поняли огромное научное значение павловского учения об условных рефлексах, но истолковали и использовали их механистически. Согласно взглядам бихевиористов, психическая деятельность человека должна исследоваться, как и у животных, лишь путем регистрации внешнего поведения независимо от влияния личности.

Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители.

Д. Вольп (1969) определял поведенческую терапию как «применение экспериментально установленных принципов научения для изменения неадаптивного поведения. Неадаптивные привычки ослабевают и устраняются, адаптивные привычки возникают и усиливаются».

Если психотерапевт подобным образом работает не с поведением человека, а с его мышлением, это называется когнитивно-певеденческий подход. Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Д. Келли (1987). Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались непосредственно изменять мышление пациентов.

Как проводится психотерапия:

1) Психотерапевт проводит детальный анализ поведения пациента, но не вникает в его личность, не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы). Цель анализа - получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д.

Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:
1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?

2) Далее идет процесс научения. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные - новым способам мышления. Составляется план по совместной и самостоятельной работе пациента, задаются задания, чтобы тот практиковал за пределами терапевтической среды то, что получил во время сеансов терапии. Происходит излечение.

С этим подходом связан широкий круг методов: рационально-эмотивная терапия А. Эллиса, когнитивная терапия А. Бека и др.

Психодинамический подход

Основой этого подхода является психоанализ З. Фрейда.

Цель психотерапии - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни.

Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения "терапевт-пациент" рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода.

В конечном итоге «Эго» должно понять что хочет «Ид» и победить его.

Как проводится психотерапия:

1) Психотерапевт проводит анализ бессознательного конфликта пациента, путем подробного разбора отношений пациента в прошлом.

Классический психоанализ включает 5 базовых психотехник:
1. Метод свободных ассоциаций, предусматривает порождение непроизвольных, таких, которые случайно приходят в голову, высказываний, содержание которых может отражать любые переживания клиента.
2. Толкования сновидений. Учитывается то, что во время сна ослабляются Эго-защитные механизмы и проявляются скрытые от сознания переживания, а также то, что сновидения - это процесс трансформации переживаний в более приемлемую для восприятия и овладения форму;
3. Интерпретация, т.е. толкования, объяснения, включающий три процедуры: идентификацию (обозначение, разъяснение) собственное толкование и перевод на язык повседневной жизни клиента;
4. Анализ сопротивления, обеспечивает осознание клиентом своих Эго-защитных механизмов и принятие необходимости конфронтации по ним;
5. Анализ переносов. Перенос – психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо.

2) Психотерапевт наводит пациента на мысль об этом конфликте и добивается осознания его.

3) Выяснив конфликт, пациент прослеживает как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы.

С этим подходом связан широкий круг методов: классический психоанализ 3. Фрейда, индивидуальная психотерапия А. Адлера, аналитическая психотерапия К.Г. Юнга, интерперсональная психотерапия С. Салливана, характерологический анализ К. Хорни, и др., а в детской психотерапии - школами А. Фрейд, эго-анализ М. Кляйн, Г. Хак-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено и др. методы.

Гуманистический (феноменологический) подход

Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, А. Маслоу и др.

Согласно этому подходу, каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мир. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность, - феноменологией.

Сторонники этого подхода убеждены, что не инстинкты, внутренние конфликты или стимулы среды детерминируют поведение человека, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Как говорил Сартр: «Человек - это его выборы». Люди сами себя контролируют, их поведение детерминировано способностью делать свой выбор - выбирать, как думать, и как поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием человеком мира. Например, если вы воспринимаете мир как дружелюбный и принимающий вас, то вы, скорее всего, будете чувствовать себя счастливым и в безопасности. Если же вы воспринимаете мир как враждебный и опасный, то вы, вероятно, будете тревожным и дефензивным (склонным к защитным реакциям).

Фактически феноменологический подход оставляет за пределами своего рассмотрения инстинкты и процессы научения, которые являются общими и для людей, и для животных. Вместо этого феноменологический подход сосредоточивается на таких специфических психических качествах, которые выделяют человека из животного мира: сознание, самосознание, креативность, способность строить планы, принимать решения и ответственность за них. По этой причине феноменологический подход называется также гуманистическим.

К. Роджерс в центр своей психотерапевтической практики поставил личность клиента, которая чувствует свою беспомощность, закрытость для истинного общения и т.п. Основной гипотезой К.Роджерса стало то, что отношения между клиентом и психотерапевтом является катализатором, условием позитивных личностных изменений. Роджерс определяет главную цель психологической помощи как обеспечение условия, благодаря которым человек сам решает свои проблемы.

Как проводится психотерапия:

1) Установление благоприятных отношений между психотерапевтом и клиентом, при которых клиент чувствует безусловное принятие и поддержку.

2) Клиент сам решает, о чем говорить и когда, без направления, оценки или интерпретации со стороны психотерапевта. Терапевт лишь создает правильные условия.

Этапы роджерского подхода следующие:
1. самовыражение, когда клиент в атмосфере принятия начинает понемногу открывать свои проблемы, чувства;
2. развивается самораскрытие и принятие себя клиентом во всей своей сложности и противоречивости, ограниченности и незавершенности;
3. развивается процесс отношения к собственному феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от собственного «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть самим собой;
4. развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление внутренней коммуникации, поведение и самоощущение «Я» становятся органичными, спонтанными. Происходит интегрирование личностного опыта в единое целое;
5. личностные изменения, открытость себе и миру, клиент становится конгруэнтным с миром и собой, открытый собственному опыту.

3) Эти условия способствуют осознанности, самопринятию и выражению пациентами своих чувств. Особенно тех, которые они подавляли и которые блокируют их рост, тем самым вызывая проблему. Это и есть излечение.

С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса, гештальт-терапия Ф. Перлза, психологическое консультирование Р. Мэй, биоэнергетика В. Райха, сенсорное осознание Ш. Сильвера и Ч. Брукса, структурная интеграция И. Рольфа, психосинтез Р. Ассаджиоли, логотерапия В. Франкла, экзистенциальный анализ Дж. Бугенталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), музыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Психодинамическое направление в психологии берет начало в работах Зигмунда Фрейда. Идеи, высказанные Фрейдом, вдохновили многочисленных психологов, некоторые из которых следовали им буквально, другие же построили на их основе собственные теории. Термин «психодинамическая психология» охватывает все направления в психологии, которые главное внимание уделяют содержанию бессознательной части нашей психики. Большинство психологов признают, что не все наши переживания и не весь наш опыт представлены в сфере сознательного. Однако фрейдистскую концепцию динамического бессознательного, то есть такого бессознательного, которое управляет нами и подталкивает к определенному поведению, разделяют далеко не все психологи.

Термины «психоанализ» и «психоаналитический» относятся к изначальной концепции человеческого сознания и представлениям о психотерапии, которые были разработаны Фрейдом.

Важное положение психодинамического направления заключается в том, что наш детский опыт и наши детские переживания оказывают значительное влияние на наше поведение во взрослом возрасте. Возьмем, например, такой случай. Майка привлекают самостоятельные, преуспевающие женщины, но когда дело доходит до серьезных отношений с такой женщиной, он теряет к ней интерес и их знакомство заканчивается. Такой образ поведения повторялся неоднократно, так что Майк решил обратиться к психотерапевту. Во время терапии выяснилось, что мать Майка была очень преуспевающей деловой женщиной и на своего ребенка обращала мало внимания. Во взрослом возрасте его привлекали женщины, похожие на мать, но в то же время он боялся, что, подобно матери, они не будут уделять ему внимание и в конце концов бросят.

Психодинамический подход в психологии подразумевает, что ни один наш поступок не является случайным. Все наше поведение мотивировано и имеет определенные цели, хотя сознательно мы можем и не представлять, какие мотивы нами движут.

Психодинамическое направление породило ряд теорий развития личности и различные формы психотерапии.

См. также статьи «Клиническая психология», «Личность», «Психотерапия», «Фрейд, Зигмунд», «Юнг, Карл Густав».

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

1.6.1. Направление его деятельности *Склоненного к сотрудничеству человека можно использовать*:- разово;- по мере необходимости;- постоянно.*Частота использования агента зависит от*:- стремления быть в курсе текущих событий;- оперативной необходимости;- желания

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОП) автора БСЭ

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Как выбрать направление Однажды мне из Казани позвонила девушка (в одном из путеводителей напечатан мой номер телефона): «Очень хочу поехать в Тибет! Объясните, как это сделать!» Как вскоре выяснилось, она нигде, кроме своего родного города, не была, никакого реального

Из книги Психология автора Богачкина Наталия Александровна

Новое научное направление Наука, в том числе и академическая, ныне не отрицает способности и большие возможности экстрасенсов. В июле 1989 года газета «Известия» опубликовала очень интересную статью своего научного обозревателя Б. Коновалова. Вот о чем он

Из книги автора

Обратное направление Принцип, лежащий в основе производства нашей верёвки, - общий принцип для верёвок, шнуров и канатов как промышленного, так и домашнего изготовления. Два или три пучка или вязанки волокон перекручиваются друг с другом в одном направлении, затем две

Из книги автора

Направление на восток Прошло всего лишь три года после того, как Беринг и Чириков нашли и описали американское побережье с сибирской стороны. Именно тогда Евтихий Санников и Емельян Басов поселились на острове Беринга. Они занимались тем, что охотились на котиков. По

Из книги автора

1. Определение психологии как науки, Основные отрасли психологии 1. Психология – это наука которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает


Психодинамический подход
Классический психоанализ

Начало психотерапии связывается с созданием Зигмундом Фрейдом психоанализа. Революционность его взглядов состояла в том, что он развил психодинамический подход к личности. Центральным в этом подходе является предположение о том, что личность и поведение являются результатом усилий Эго в примирении бессознательных психических конфликтов и требований реального мира.

Фрейд полагал, что помощь пациенту состоит в том , чтобы он лучше понял бессознательные конфликты, которые лежат в основе его проблем. Психоанализ Фрейда предлагает набор психологических процедур для достижения этого понимания.

Многое из того, что предложил Фрейд, используется психотерапевтами в рамках иных теоретических подходов, например: систематическое исследование связи между историей жизни пациента и его актуальными проблемами; акцентирование мыслей и эмоций во время лечения; использование в терапевтических целях отношения между пациентом и терапевтом.
Начало психоанализа

Психоанализ развивался из врачебной практики Фрейда; он был озадачен пациентами, страдающими истерическими симптомами - слепотой, глухотой, параличом или другими симптомами, не имеющими физической причины. Вначале Фрейд использовал гипнотическую суггестию для лечения этих пациентов, но эта терапия оказывала парциальный и временный эффект. Позднее Фрейд и его коллега Йозеф Брейер изменили тактику: они просили загипнотизированных пациентов вспоминать события жизни, которые могли вызвать их симптомы. Развитие невроза представлялось следующим образом. Некоторые события человек воспринимает как психическую травму, которую он не может пережить во всей полноте из-за ее болезненности. В связи с этим происходит задержка аффекта. Задержанная энергия не находит выхода, а попадает в тело, нарушая его функционирование. За счет этой энергии происходит формирование симптомов в телесной области.

Когда болезненные события вытесняются из памяти, уходят в бессознательное, их место занимает симптом. Симптом иногда кажется случайным, но он как бы шифрует, скрывает переживание, сохраняя его смысл и элементы внешнего проявления. Например, пациентка Брейера Анна О. не могла пить из стакана и глотать воду. В состоянии гипноза она вспомнила вытесненный из памяти эпизод о том, как однажды горничная позволила собаке выпить из стакана. Анна вытеснила чувство отвращения. После того как пациентка вспомнила этот случай, она смогла свободно пить из стакана. При восстановлении событий прошлого высвобождаются вытесненные мысли и чувства, задержанные аффекты разряжаются и симптомы исчезают. Эта терапия, названная Фрейдом и Брейером «разговорным лечением», была основана на катартическом эффекте. В конце концов Фрейд прекратил заниматься гипнозом и просто предлагал пациенту расслабиться на кушетке и сообщать о воспоминаниях, которые приходили ему на ум (использовать свободные ассоциации).

В результате обобщения практики и теоретического анализа понятия бессознательного Фрейд сместил акцент в понимании невроза с травмы на динамику бессознательных влечений. Наблюдения показывали, что в основе невроза лежат не столько реальные травмы, сколько инфантильные влечения и фантазии.

Фрейда поразило то, что многие симптомы его пациентов оказались связанными с воспоминаниями о сексуальном совращении в детстве кем-либо из родителей или близких родственников. Возникал вопрос: было ли совращение детей на самом деле столь распространенным явлением или же отчеты пациентов не соответствовали действительности? Фрейд склонился ко второму предположению: истерические симптомы могут основываться на бессознательных желаниях и фантазиях, а не просто на воспоминаниях действительных событий. Таким образом, воспоминание пациента о совращении в детстве отражает детскую фантазию или желание такого события. Это объяснение не только привело к таким концепциям, как детская сексуальность и эдипов комплекс, но также сместило акцент психоаналитической терапии с раскрытия утраченных воспоминаний на изучение бессознательных желаний и конфликтов.
Концепция личности

Психодинамический подход к личности подчеркивает влияние бессознательных психических процессов на детерминацию мыслей, чувств и поведение человека. Теория личности Фрейда начинается с допущения, что люди рождаются с базальными инстинктами или потребностями не только в еде, воде и кислороде, но и в сексе и агрессии. Потребности в безопасности, признании, любви и т. д. основываются на этих фундаментальных потребностях. Каждый человек сталкивается с задачей удовлетворения различных потребностей в окружающем мире, который часто фрустрирует их. Согласно Фрейду, личность формируется и развивается в процессе решения этой задачи и отражается в том, как она решается.

Личность, по Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент - Ид (оно) - резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. Ид включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос - инстинкт удовольствия и секса и Танатос - инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. Ид ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других. Другими словами, Ид действует согласно принципу удовольствия.

Второй компонент личности - Эго (я). Это - разум. Эго ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Эго находит компромиссы между неразумными требованиями Ид и требованиями реального мира - оно действует согласно принципу реальности. Эго пытается удовлетворить потребности , защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании импульсов, исходящих из Ид. Эго - исполнительная власть личности.

Третий компонент личности - Суперэго. Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». Суперэго включает интроецированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это наша совесть. Суперэго действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

Столкновение инстинктов (Ид), разума (Эго) и морали (Суперэго) приводят к возникновению интрапсихических, или психодинамических, конфликтов. Личность отражается в том, как человек решает задачу широкого спектра потребностей.

Наиболее важная функция Эго - образование защитных механизмов против тревоги и вины. Механизмы защиты - это бессознательная психологическая тактика, помогающая защитить человека от неприятных эмоций, - вытеснение, проекция, образование реакции, интеллектуализация, рационализация, отрицание, сублимация и др. Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что бессознательные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.

Вытеснение - один из наиболее простых механизмов, направленных на удаление из сознания неприемлемого содержания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих Супер- эго. Однако вытесненные в бессознательное, эти «комплексы» продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода наружу. Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии. Например, человек может полностью подавить свои агрессивные импульсы, и они дадут о себе знать лишь в описках, оговорках. Человеку предстоит неприятная миссия, и он как бы нечаянно забывает номер телефона, по которому должен позвонить.

Регрессия - возвращение человека на более ранние стадии психосексуального развития. В эмоционально трудных ситуациях взрослый может вести себя, как ребенок, например верить в таинственных духов, ждать от них помощи. Возвращение на оральную стадию будет связано с оральным удовлетворением, например употреблением алкоголя. Защитной реакцией может быть засыпание днем. Регрессия может проявиться в широком спектре форм детского поведения: порче вещей, импульсивных реакциях, безосновательном риске, агрессивных действиях против авторитетов и т. д.

Отрицание - это попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные события, заменяя их вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд приводит воспоминания Чарльза Дарвина: «В течение многих лет, - писал Дарвин, - я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, я незамедлительно записывал это; я обнаружил, по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные». Другой пример - алкогольная анозогно- зия - отрицание своей зависимости от алкоголя.

Реактивное образование есть защита, при которой поведение человека является противоположным его истинным чувствам. Это инверсия желания. Например, сексуальные импульсы могут отвергаться посредством чрезмерной стыдливости, отвращения и ненависти к сексуальности. Мать может полностью подавлять раздражение, которое вызывает

у нее ребенок, недовольство его поведением, и проявлять повышенную заботу о его воспитании , образовании, здоровье. От естественной заботы матери о ребенке такое поведение отличается навязчивостью, а чувства - большей интенсивностью. Или зависимый человек демонстрирует несогласие, негативизм, ссорится с родителями. При этом мнение родителей будет для него решающим, но он постоянно действует вопреки их советам и требованиям. Защитный характер такого поведения обнаруживается в его эмоциональной насыщенности и ригидности (такой человек не следует ни одному совету).

Проекция - подсознательное приписывание собственных предосудительных качеств, чувств и желаний другому человеку. «Нельзя доверять партнеру», - говорит деловой человек, который сам ведет нечестную игру. «Все мужчины хотят одного», - можно услышать от женщины, испытывающей сильное сексуальное влечение. Ребенок наделяет своими чувствами игрушку.

Замещение - смена объекта, на который направлены чувства. Этот механизм включается, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью и вызывает тревогу. Подобную ситуацию можно часто наблюдать в жизни, когда на случайно подвернувшегося человека выплескивается гнев, изначально направленный, например, на начальника.

При действии описанных защитных механизмов конфликтное содержание совсем не попадает в сознание. Формируются и более сложные «маневры» Эго, в результате которых травмирующее содержание частично попадает в сознание, но подвергается искажению.

Изоляция - это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Разрывается связь между мыслью и эмоцией. Иногда при сильной травме, например смерти близкого, человек понимает, как велика утрата, но перестает на нее реагировать эмоционально. Происходит как бы одеревенение, снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Играя с куклой, ребенок может «позволить» ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

Рационализация - это оправдание неприемлемых для личности желаний, чувств, мотивов. Не признавая действительных движущих сил поступков, человек стремится подыскать им социально одобряемое оправдание. Таким образом Суперэго справляется с Ид.

Интеллектуализация проявляется в том, что человек знает о наличии подавленных импульсов, знание о них присутствует в сознании, но сами эти импульсы вытесняются. Например, можно предполагать наличие гнева по отношению к отцу, но при этом вытеснять агрессивные импульсы, направленные на отца и другие авторитетные фигуры.

Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, но Фрейд разработал для этого метод - психоанализ. Психоанализ включает толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса…..
Свободная ассоциация

Пациенту предлагалось войти в состояние спокойного самонаблюдения, не углубляясь в раздумья, и сообщать все, что приходит ему в голову, без сознательного отбора, не придерживаясь какой-либо логики. Важна не логика, а полнота. Необходимо следовать по поверхности сознания, удерживаясь от критики.

Содержание свободных ассоциаций - прошлое и будущее, мысли и чувства, фантазии и сны. В них вырывается на поверхность сознания вытесненное бессознательное. В ходе свободных ассоциаций пациент учится воспроизводить травматический опыт. Фрейд полагал, что в поведении человека нет случайности и ариаднина нить свободных ассоциаций приведет пациента к входу в темную пещеру бессознательного. Сниженная сенсорная активность, когда даже психоаналитик не попадает в поле зрения пациента , дает ему свободу для выражения подавленных мыслей и чувств.
Перенос

Механизм феномена переноса (трансфера) заключается в том, что пациент подсознательно идентифицирует врача с объектами своих прегенитальных сексуальных влечений. Другими словами, больной «переносит» на врача чувства, которые ранее испытывал по отношению к другим людям, прежде всего к родителям. Различают позитивный и негативный переносы. Позитивный перенос проявляется чувствами симпатии, уважения, любви к аналитику, негативный - в форме антипатии, гнева, ненависти, презрения и т. п.

Принимая на себя роль в этой пьесе, психоаналитик должен переписать заново и отрежиссировать новую пьесу.
Сопротивление

Сопротивление - это внутренние силы пациента, находящиеся в оппозиции к психотерапевтической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. По форме сопротивление представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые пациент использовал в своей повседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и хотя некоторые аспекты сопротивления могут быть осознаны, значительная их часть остается бессознательной.

Задача психоаналитика состоит в том, чтобы раскрыть, как пациент сопротивляется, чему и почему. Непосредственной причиной сопротивления является несознательное избегание таких болезненных явлений, как тревога, вина, стыд и т. п. За этими универсальными реакциями в ответ на вторжение во внутренний мир пациента обычно стоят инстинктивные побуждения, которые и вызывают болезненный эффект.
Анализ сновидений

Особенно значительное место в психоанализе занимает техника работы со сновидениями. В соответствии с представленими Фрейда сновидение направляется бессознательными импульсами, в которых человек не хочет признаться в сознательном состоянии. Во время сна контроль сознания ослабевает и запретные импульсы выходят наружу. Сильными побуждениями сон может быть нарушен, поэтому сновидение их маскирует, облекая в символы.

Фрейд рассматривал сновидение как перевод скрытого (латентного) содержания бессознательного на язык символов. Под скрытым содержанием понимались вытесненные желания. Явное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичной обработки.
Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:

1)добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического, или психодинамического, конфликта;

2)проработать конфликт, то есть проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.

Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытые, подавленные чувства гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (катарсис). Эта работа помогает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.

Таким образом, психодинамический подход подчеркивает важность для понимания генеза эмоциональных расстройств и их лечения интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы внутри личности противоречивых ее мотивов.
Катексис

Психоанализ рассматривается как динамический психологический подход. Это значит, что ядро психоанализа составляют представления о психической энергии и распределении этой энергии между Ид, Эго и Суперэго. Ид - это источник имеющейся в теле психической энергии: в свою очередь, Ид получает энергию от инстинктов. Сексуальное возбуждение - пример движения инстинктивной психической энергии. По мере того как формируются Эго и Суперэго, они также заряжаются энергией. Либидо - это энергия, присущая инстинктам жизни; деструктивным инстинктам присуща агрессивная энергия.

Катексисы - это заряды инстинктивной энергии, стремящиеся к разрядке. В то время как антикатексисы - это заряды энергии, которые делают невозможной такую разрядку. Ид имеет только инстинктивные «катексисы первичного процесса», стремящиеся к разрядке. Эго же и Суперэго имеют и побудительные катексисы, и сдерживающие антикатексисы. Две характерные черты либидинозных катекси- сов - это подвижность, легкость, с которой они переходят от одного объекта к другому, и, в противовес этому, склонность к фиксации , или привязанность к специфическим объектам.

Психоаналитик всегда пытается понять непропорциональность катектирования либидо и старается перераспределить его.
Разновидности психоанализа
Некоторые из разновидностей психоанализа в отличие от фрейдизма менее фокусированы на Ид, бессознательном и инфантильных конфликтах. Они уделяют больше внимания актуальным проблемам и тому, как можно использовать силу Эго для их решения. В этих терапиях пациентам помогают осознать не эдипов комплекс, а то, как глубинные чувства тревоги, неуверенности, неполноценности приводят к расстройствам мыслей и проблемам в отношениях с другими людьми.

Сюда входит прежде всего аналитическая психология Карла Юнга . Юнг считал, что психическая энергия, названная Фрейдом либидо, не основывается только на сексуальных и агрессивных инстинктах. Он рассматривал ее как более общую жизненную силу, включающую в себя врожденное побуждение не только к инстинктивному удовлетворению, но также к продуктивному слиянию базальных влечений с требованиями реального мира. Юнг называл эту тенденцию трансцендентной функцией.

Юнг полагал, что каждый человек имеет не только личное бессознательное, но также и коллективное бессознательное, нечто вроде банка памяти, в котором хранятся все образы и идеи, которые человеческая раса накопила со времени ее эволюции от низших форм жизни. Некоторые из этих образцов называются архетипами, потому что они состоят из классических образов или концепций. Идея матери, например, стала архетипом; каждый рождается с предрасположением к восприятию и реагированию на определенных людей как на фигуру матери. Более зловещий архетип - тень (подобный фрейдовскому представлению об Ид); он включает самые древние инстинкты, идущие от предчеловеческих веков. Юнг считал, что тень ответственна за такие понятия, как «грех» и «дьявол».

1.Основные архетипы личности:

Персона - то, как мы представляем себя миру: характер, социальные роли, одежда, индивидуальный стиль.

Эго - центр сознания.

Тень - центр личного бессознательного.

Анима - Анимус – идеальные бессознательные структуры, отражающие представления об образе женственности и мужественности.

Самость – центральный архетип порядка и целостности личности.

Коллективное бессознательное, содержанием которого являются архетипы.

Индивидуальность-это наиболее внутренняя, постоянная, и ни с чем не сопоставимая уникальность.

Индивидуация – становление собой или «самореализация», это процесс развития к целостности, постижению собственного бессознательного, а также разворачивание, проявление своего бессознательного потенциала в реальной жизни.

Вместо идентификации специфических стадий в развитии личности Юнг предполагал, что люди обнаруживают различную степень интро- версии (тенденцию к фокусированию на внутреннем мире) или экстраверсии (тенденцию к фокусированию на социальном мире). Кроме того, люди различаются по степени акцентирования специфических психологических функций, таких как мышление и чувства. Комбинация этих тенденций создает личности, которые обнаруживают индивидуальные и предсказуемые паттерны поведения.

2. Общая характеристика юнгианского анализа .

Задача - создание нового интерсубъективного пространства.

По К. Юнгу, психотерапия это лечение души и лечение душой.

Цель анализа – раскрыть творческий потенциал каждого переживания, помочь клиенту ассимилировать его полезным для себя образом, индивидуировать его.

Роль рефлексии в анализе.

3. Стадии терапевтического процесса .

Первая стадия - аналитическая. а) признание, б) толкование (интерпретация)

Вторая стадия - синтетическая. А) обучение, б) трансформация (мини-индивидуация).

Изменение позиции психотерапевта в процессе анализа: 1) образ трикстера. 2) культурный преобразователь, покровитель и спаситель, идеальное родительское начало, 3) образ героя, 4) ритуал виденья, откровения духовной реальности.

4. Методы юнгианской психотерапии.

1. Свободные ассоциации .

Ассоциации подобны паутине или кругам , они вращаются вокруг аффективно заряженных образов, и являются связующим элементом вокруг ключевых образов. Пучок ассоциаций имеет универсальное, т.е архитепическое значение.

Специфика метода в юнгеанском анализе – циркулярные или круговые ассоциации. Суть метода- контакт с бессознательным – должна воплощаться в свободной, метафорической, фантазийной атмосфере анализа.

2. Активное воображение – свободное фантазирование, как бы сочинение сна наяву, в котором терапевт мягко направляет клиента к решению его проблемы.

Четыре стадии активного воображения (по М-Л. фон Франц) : 1. Пустой эго-разум или очищение поля сознания. 2. Позволение бессознательному заполнить вакуум, 3. Добавление элемента этического отношения. 4. интеграция воображения в повседневную жизнь.

Правила работы методом : избавиться от критического мышления, спонтанное возникновение образа из бессознательного, позволить жить другим собственной жизнью, не пытаться вмешиваться, избегать перескакивания с темы на тему, позволить бессознательному анализировать самому, обеспечить единство сознательного и бессознательного.

3. Интерпретация.

Особенности интерпретации в юнгианском анализе:

Должна быть эмоциональной;

Поддерживать клиента;

Устанавливать стабильные позитивные отношения;

Рациональный, «солярный» элемент уравновешивается «лунным»;

Творческая активность самого клиента;

Избегать чрезмерной концептуализации;

Стабильные сохранные функции эго.

Полная интерпретация – доминирующий комплекс, сопротивления и системы защит. Она должна охватывать три времени: прошлое, настоящее и будущее. Комплекс должен эмоционально затрагивать и аналитика.

4. Перенос и контрперенос.

5. Амплификация – расширение, увеличение, умножение. Восстановление целостной картины связей, существующих в бессознательном, не прикрепляя образ к конкретному истолкованию с точки зрения текущих проблем клиента. Амплификация – метод соприкосновения с коллективным бессознательным и архитепическим миром.

6. Толкование.

Далее, к разновидностям психоанализа относится индивидуальная психология Альфреда Адлера , который подчеркивал роль врожденных социальных побуждений в формировании личности. Адлер отталкивался от предположения, что каждый человек рождается в беспомощном, всецело зависимом состоянии, которое создает чувства неполноценности. Эти негативные чувства, соединенные с природным желанием стать полноправным членом общества, являются стимулом для развития личности. Он называл этот процесс стремлением к превосходству, под которым понимал стремление к самоосуществлению, а не только желание быть лучше других. Если чувства неполноценности очень сильны, то они могут мотивировать человека к компенсации, даже к сверхкомпенсации своей неполноценности. Это он назвал комплексом неполноценности.

Согласно Адлеру, способы, с помощью которых человек пытается достичь личного и социального осуществления, определяют стиль жизни. Адлер утверждал , что этот стиль жизни направляется сознательными идеями, целями и убеждениями (а не бессознательными, как говорил Фрейд) и что эти идеи приходят через опыт. Например, у избалованного ребенка может возникнуть убеждение в том, что он «особый» и свободен от правил общества. Эта ведущая фикция «я особый», скорее всего, приведет к эгоистическому стилю жизни, при котором личностное осуществление происходит за счет других. Напротив, такие ведущие фикции, как «в каждом есть что-то хорошее» или «завтра будет лучше, чем сегодня», создают позитивные стили жизни.


  1. Терапия.
Цель терапии – вернуть человека в человечество.

Задачи – развитие социального чувства: развитие кооперативного поведения, определение жизненных целей (работа, дружба, любовь), коррекция жизненного стиля.

Три основных аспекта терапии: понимание специфического стиля жизни, помощь в понимании самого себя, усиление социального интереса.

Пять источников достоверного изучения личности:

Ранние детские воспоминания;

Сновидения и грезы;

Порядок рождения ребенка в семье;

Трудности детства;

Характер экзогенного фактора, обусловившего данное нарушение или болезнь.


  1. Методы психотерапии.
Интервью, метод ранних воспоминаний, качественный анализ ранних воспоминаний, анализ сновидений, опросники и анкеты, анализ неблагоприятных ситуаций в детстве.

Другой разновидностью психоанализа является эгопсихология (Анна Фрейд, Гартман, Кляйн) . Эгопсихологи рассматривали Эго не просто как посредника в конфликтах между Ид, Суперэго и средой, но как творческую, адаптивную силу. Эго ответственно за развитие языка, восприятие, внимание, планирование, обучение и другие психологические функции.

Теоретики неофрейдизма, такие как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Салливен , следовали путем Адлера, сосредоточившись на том, как другие люди участвуют в формировании индивидуальной личности. Они считали, что, как только биологические потребности удовлетворяются, наиболее влиятельными для формирования личности становятся попытки в удовлетворении социальных потребностей - защите, безопасности, принятии. Когда эти потребности не удовлетворяются, люди чувствуют сильный дискомфорт и стремятся решить проблему, используя других людей, которые могут им дать то, в чем они нуждаются в социальном аспекте. Стратегии, используемые людьми для этого, такие как стремление к преобладанию над другими или чрезмерная зависимость от других, формируют личность. (Заметьте сходство с концепцией стиля жизни Адлера.) Салливен пошел еще дальше, заявив, что концепция личности - это просто иллюзия, название для паттерна интерперсонального поведения каждого отдельного человека.

Другим примером расширения роли социальных потребностей и отношений в современном психодинамическом подходе являются работы теоретиков объектных отношений, таких как Мелани Кляйн, Отто Кер- нберг, Хайнц Кохут. Теории объектных отношений подчеркивают важность для личностного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и первичными фигурами, обеспечивающими ребенку уход. Особенно критическим в жизни человека является то, как первичные фигуры обеспечивают поддержку, защиту, принятие и одобрение и, другими словами, удовлетворяют физические и психологические потребности ребенка. Природа этих объектных отношений имеет важный импульс для развития личности, включая надежную раннюю привязанность к матери или ее заменителям , постепенное отделение от объекта привязанности и, наконец, способность относиться к другим как независимый индивид. Нарушенные объектные отношения создают проблемы, связанные с процессом личностного развития и приводят к формированию неадекватной самооценки, трудностям в общении с другими людьми и более серьезным психическим расстройствам.

Другие разновидности психоанализа сохранили большинство идей Фрейда. Ф. Александер ( F . Alexander ), С. Ференци ( S . Ferenczi ), О. Ранк ( O . Rank ) на первый план выдвигали эмоциональный компонент взаимодействия врача и пациента. С 1930-х гг. среди ведущих психоаналитиков стало распространяться мнение, что восстановление в памяти прошлых событий является не единственным фактором лечения. Еще Фрейд отмечал, что само по себе истолкование в психоанализе неэффективно. Понимания смысла симптомов и их связи с прошлыми событиями недостаточно для излечения. Более того, возвращение в сознание вытесненного материала стало толковаться не столько как причина, сколько как результат определенного типа терапевтического взаимодействия врача и пациента. Наиболее важным видом этого взаимодействия является трансфер. Главный момент в лечении - не воспоминание, а возможность принять его, работать с ним. Так, если в детстве авторитарный отец блокировал проявление агрессивности, эмоциональной экспансивности, то в дальнейшем взрослый будет испытывать трудности при взаимодействии с людьми с высоким статусом. Важно не только понять истоки подобных реакций, но и почувствовать достаточную силу и уверенность в себе, чтобы противостоять попыткам подавления в настоящем. Способность принять реконструированный бессознательный опыт зависит от силы Эго, которая укрепляется в терапевтическом взаимодействии. Пациенту важно пережить новый эмоциональный опыт в работе с врачом. Психотерапевт обеспечивает благотворность этого опыта и эффективность лечения, управляя трансферными отношениями. В то же время для возникновения трансфера важно вызвать, восстановить в памяти прошлые события. Таким образом, для лечения необходимо оптимальное сочетание интеллектуального и эмоционального компонентов.

Другие разновидности психоанализа изменили лечение, сделав его менее интенсивным, менее дорогим и применимым к более широкому кругу пациентов. Например, в психоаналитически ориентированной психотерапии (Александер) или краткосрочной динамической психотерапии используются основные психоаналитические методы, но более гибко. Цель может ранжироваться от психологической поддержки до базальных изменений личности, а терапия может состоять из 30 сеансов или меньше. Вместо лежания на кушетке пациент может сидеть в кресле лицом к терапевту и тратить больше времени в разговоре с ним, чем свободно ассоциируя. Терапевт более активен в привлечении внимания пациента к актуальным конфликтам.

К психодинамическому подходу относят, прежде всего, транзакционный анализ и психодраму, а также телесно-ориентированную психотерапию.

Как пишет В.Ю.Большаков в своей книге о психотренинге, транзакционный анализ – это "психологический метод, который помогает людям подойти рационально к анализу собственного и чужого поведения, лучше осознать себя и структуру своей личности, а также сущность взаимодействия с другими людьми и внутренне запрограммированный жизненный стиль – сценарий" (Большаков , 1996, с.36).

Э.Берн в своей книге "Транзакционный анализ в группе" выделяет четыре вида психологического воздействия, которые осуществляет ведущий в рамках этого подхода: деконтаминация, рекатектирование, прояснение и переориентация.

"Деконтаминация означает, что когда реакции, чувства или мнения фальсифицированы или искажены, ситуация направляется посредством процесса, аналогичного анатомическому препарированию. Рекатектирование означает, что изменяется действенное акцентирование, осуществляемое пациентом на различных аспектах своего опыта. Прояснение означает, что пациент начинает сам понимать, что происходит, вследствие чего получает стабильную возможность управлять новым состоянием, и есть надежда, что он сможет перенести эти процессы без помощи терапевта на новые ситуации, с которыми будет сталкиваться после окончания тренинга. Переориентация означает, что в результате всего предыдущего поведение, реакции, стремления пациента изменяются таким образом, что приобретают достаточную согласованность, чтобы стать конструктивными" (Берн , 1994, с.10).

Вмешательство в жизненный сценарий, которое осуществляется с помощью этих четырех видов воздействия, – наиболее тонкая и сложная работа ведущего. В ходе занятий участники достигают инсайта – момента озарения, когда становятся ясными подлинные мотивы поведения, тех или иных поступков.

Возникновение инсайта сопровождает и другое направление психодинамического подхода – психодраму. Психодраму определяют как "инсценирование" реальных проблем участников с обязательным распределением ролей. В отличие от транзактного анализа, в психодраме человек не раскладывает свой жизненный сценарий по полочкам, а проигрывает его на сцене, достигая понимания и эмоциональной разрядки через катарсис – внутреннее очищение в процессе эмоционального отреагирования. В момент катарсиса наступает внутреннее озарение, которое помогает по-иному взглянуть на ситуацию, осмыслить ее и избавиться от сковывающего действия неэффективных сценариев.

Одной из наиболее популярных и упрощенных модификаций психодрамы является ролевой тренинг (Арнольд , 1989). Участники разыгрывают не законченные сценарии, а небольшие эпизоды, пробуя себя в разных психологических ролях. Этот метод рассчитан на углубление и совершенствование социализации, коррекции ценностных и нравственно-этических установок участников и связанного с ними внутреннего психологического самочувствия. Проработка ролей, установок, переживаний, наблюдение как за собственным самочувствием, так и за состоянием других членов группы позволяют достичь достаточной эмоциональной глубины, подготовить изменение оценок, ориентиров и позиций.


Существенно расширяет возможности метода то, что он применим в случае намеренного или неосознаваемого сопротивления изменениям, когда коррекция своего поведения на уровне сознания затруднена.

Основной задачей ролевого тренинга считается развитие коммуникативных функций и коррекция навыков общения, снятие "зажимов" и "комплексов" (Там же ). Эту общую задачу можно разделить на ряд более частных:

  • активизация невербальных языков общения;
  • развитие эмпатического потенциала, умения концентрироваться на партнере по общению;
  • отработка спонтанного поведения;
  • легкость действий в присутствии других людей;
  • умение легко и гибко ориентироваться в типичных ситуациях житейского и бытового плана, простейших конфликтах производственного и личного характера;
  • умение правильно вести себя в ситуации конфликта вплоть до самых сложных и лично значимых ситуаций (Арнольд , 1989).

Один из ведущих идеологов телесно-ориентированной терапии В. Райх определяет суть роста клиентов под воздействием тренинга как "...процесс рассасывания психологического и физического панциря, постепенное становление более свободным и открытым человеческим существом" (Райх , 1993, с. 10). Работа со своим телом, прикосновения других членов группы, постоянный анализ своих внутренних ощущений позволяют участникам придти к более полному осознанию себя, своей сути.

При этом развитие участников, по мнению еще одного представителя телесно-ориентированной терапии, М. Фельденкрайза, проходит через следующие стадии:

1. "Естественный способ"

Некоторые действия человек делает так же, как и животные: дерется, бегает, отдыхает. Все естественные деятельности функционируют одинаково в каждом человеке, так же, как они одинаковы у всех голубей или у всех пчел.

2. "Индивидуальная стадия"

Отдельные люди находят свой собственный, индивидуальный способ выполнения действий. Если этот способ дает какие-то преимущества, он перенимается другими.

3. "Метод или профессионализация"

На третьей стадии появляется нечто общее в том, как разные люди выполняют один и тот же процесс. Далее процесс выполняется уже в соответствии со специфическим методом, основанным на знании, а не естественно.

4. "Заученный метод вытесняет естественный"

Мы можем наблюдать, как естественная практика постепенно уступает место приобретаемым методам, "профессионализму" (см.: Фельденкрайз , 1993, с.62-73).

Таким образом, в рамках психодинамического подхода основной детерминантой личностного развития и поведения рассматриваются бессознательные психические процессы. Психологическое вмешательство направляется на достижение осознания конфликта между сознательным и бессознательным и собственного бессознательного, "рассасывание панциря", выстроенного сознанием. Этой задаче подчинен и метод: достижение осознания достигается за счет "вытаскивания бессознательного наружу" через анализ символов, сопротивления и переноса, внимание к своим внутренним ощущениям и реакциям тела. Сама процедура строится таким образом, чтобы способствовать проявлению бессознательного во внешнем плане .

К пониманию личности человека и направлению терапевтической работы с нарушениями в его эмоциональной сфере. Его основоположником является известный психиатр Зигмунд Фрейд, создавший теорию психоанализа. Поэтому данный подход часто называют психоаналитическим.

Основные психологические подходы

В психологии психика человека рассматривается с различных сторон. Исследователи берут во внимание ту или иную ее грань, изучают и на основе полученных данных формируют различные теоретические концепции. Некоторые из них очень схожи между собой в базовых постулатах, поэтому их условно относят к одной группе. Так, на сегодняшний день выделяется несколько основных психологических подходов, к которым относятся следующие:

  • психодинамический;
  • бихевиоральный;
  • когнитивный;
  • гуманистический;
  • экзистенциальный;
  • трансперсональный;
  • интегративный.

Психодинамический подход исходит из положения о том, что психика человека не является статичной, а пребывает в постоянной динамике, протекающей на бессознательном уровне. направлен на замену неэффективных моделей поведения на эффективные, а когнитивный - аналогичным образом на изменение убеждений.

Делает акцент на эмпатии и принятии психотерапевта по отношению к клиенту. Экзистенциальный подход берет свои корни в философии и поднимает вопросы о смыслах бытия человека. Трансперсональный подход фокусируется на религиозных, мистических, пиковых переживаниях человека. Другими словами, работает с измененными состояниями сознания. Интегративный подход предполагает опору психотерапевта одновременно на несколько подходов.

Базовый постулат психодинамического подхода

Под термином "психодинамика" понимают подвижность психики человека: развитие и угасание, содействие или противоборство внутренних импульсов. Психодинамический подход в психологии основан на предположении, что в психике человека существуют собственные бессознательные движения и взаимодействия различных энергий, не сводящиеся к физиологическим или социальным влияниям.

Базовый постулат, на который опирается данный подход, состоит в том, что осознаваемые человеком процессы, протекающие в его психике, - результат самостоятельной динамики его психики, а не следствие внешних обстоятельств, доводов разума или волевых усилий.

Психоанализ как зарождение подхода

Психодинамический подход к личности развил известный психиатр Зигмунд Фрейд, создавая свою теоретическую концепцию - психоанализ. Поэтому этот подход часто называют психоаналитическим. Взгляды ученого были революционными для того времени. Он исходил из психодинамического понимания психических явлений. Он стремился не просто описать и классифицировать явления, а понять их как борьбу душевных сил.

В основу угла Фрейд ставил бессознательные мотивы, работающие согласованно друг с другом или враждующие между собой. Он первым высказал предположение о том, что личность человека и его поведение являются результатом усилий Эго, стремящегося примирить бессознательные психические конфликты и требования реального мира.

Цель психоанализа Фрейда

Согласно воззрениям Фрейда, помощь пациенту должна состоять в том, чтобы он смог лучше понять свои бессознательные конфликты, лежащие в основе беспокоящих его проблем. Психоанализ - это система, предлагающая специальные психологические процедуры, способствующие достижению такого понимания, например:

  • проведение систематического исследования взаимосвязи между историей жизни человека и актуальными для него проблемами;
  • акцентирование внимания на его мыслях и эмоциях во время лечения;
  • использование отношений между пациентом и терапевтом в терапевтических целях.

Теория личности в психоанализе Фрейда

Неотъемлемыми элементами психодинамического подхода являются сознание, бессознательное, ограничивающие факторы. Фрейд проводил аналогию между личностью человека и айсбергом. При этом сознание он соотносил с видимой верхушкой айсберга. А основную массу, что расположена под водой и невидима, - с бессознательным. По Фрейду, личность включает в себя три главных компонента.

  1. Ид - бессознательное. Фрейд представлял его, как огромный резервуар неосознаваемой энергии, которой дал название "либидо". Все базальные инстинкты, импульсы, желания, с которыми люди рождаются, относятся к Ид. Он обобщил их в два основных инстинкта: эрос и танатос. Первый - это инстинкт удовольствия и секса, а второй - инстинкт смерти, способный провоцировать деструктивность либо агрессию как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Главный принцип Ид - это стремление к удовольствию. Ему чужды волнения по поводу социальных норм, его не волнуют права и чувства других.
  2. Эго - разум. Эго занято поиском возможных путей для удовлетворения инстинктов с соблюдением общественных норм. Эго стремится установить компромиссы между неразумными желаниями Ид и правилами реального мира. Принцип Эго - реальность. Эго старается удовлетворить потребности человека так, чтобы при этом защитить его от эмоционального и физического ущерба, возможного вследствие осознания импульсов, исходящих из Ид. Или хотя бы минимизировать его.
  3. Суперэго - совесть, которая формируется в процессе воспитания и является результатом усвоения родительских и социальных норм и ценностей. Это интериоризированные человеком в детстве "хорошо-плохо", "надо - нельзя". Суперэго стремится к совершению действий и поступков на основе моральных принципов, нарушение которых вызывает чувство вины.

Ид, Эго и Суперэго или инстинкты, разум и мораль зачастую не ладят между собой. В результате их противоборства развиваются интрапсихические или психодинамические конфликты. Малое количество конфликтов или их эффективное решение связывается с адаптивным поведением и считается нормой.

Методы, используемые в психоанализе

Множественные, тяжелые, неуправляемые или плохо управляемые конфликты между компонентами личности Ид, Эго и Суперэго приводят к отклоняющимся от нормы чертам личности или влекут за собой психические расстройства.

Одной из важнейших функций Эго является образование защитных механизмов от чувства тревоги и чувства вины. Психологические механизмы защиты - бессознательная тактика психики, которая помогает защитить человека от неприятных для него эмоций. К ним относятся отрицание, вытеснение, замещение, интеллектуализация, рационализация, проекция, регрессия, реактивное образование, сублимация. Невротическую тревогу Фрейд рассматривал в качестве сигнала об угрозе, что бессознательные импульсы могут преодолеть защитные барьеры и достичь сознания.

В силу действия защитных механизмов затрудняется исследование области бессознательного. Поэтому главная особенность методов психоанализа - это направленность на преодоление защитных барьеров для достижения пациентом осознания конфликта между его сознанием и бессознательным.

В этих целях Фрейд разработал и использовал методы толкования свободных ассоциаций, сновидений, анализ проекций, ошибочных действий, например, оговорки, описки, переноса, работу с сопротивлением. Основной воздействия является достижение большего уровня гармонии между Ид, Эго и Суперэго.

Развитие психоаналитического подхода

В современной психотерапии эмоциональных нарушений существуют разные виды теорий личности, способов диагностики и психотехник в психодинамическом подходе. Некоторые направления в меньшей степени, чем классический фрейдизм, сфокусированы на Ид, бессознательном и прошлом.

Гораздо больше внимания они уделяют актуальным проблемам человека и тому, как можно задействовать силу его Эго для их благополучного решения. В таких видах терапии клиентам помогают осознать как их глубинные чувства неуверенности, тревоги и неполноценности влекут эмоциональные нарушения и проблемы во взаимоотношениях с другими.

Задачи подхода

Любые виды психотерапии и любые методы психодинамического подхода ставят перед собой две основные задачи:

  1. Добиться у пациента инсайта, то есть осознания интрапсихического или психодинамического конфликта.
  2. Оказать ему содействие в проработке конфликта, то есть помочь проследить, как этот конфликт влияет на текущее поведение и на взаимоотношения с другими людьми.

Представители подхода

Психодинамический подход в психосоциальной работе использовали многие именитые психологи. В первую очередь это, конечно же, сам З. Фрейд. По стопам отца пошла дочь - А. Фрейд. К. Юнг был его учеником и впоследствии разработал собственную версию психоанализа. Также к представителям данного подхода относятся такие известные психологи, как А. Адлер, О. Ранк, Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм.

Психотерапевтические направления подхода

На сегодняшний день в практической психологии в рамках психодинамического подхода работают такие наиболее популярные направления, как транзактный анализ, психодрама и телесно-ориентированная психотерапия.

Транзактный анализ подводит человека к рациональному анализу своего и чужого поведения с целью осознания сути взаимодействия с другими людьми и внутреннего запрограммированного жизненного стиля - сценария.

Психодрама предполагает инсценирование реальных проблем путем распределения ролей между участниками групповой терапии. Человек в ходе театрализации своих привычных сценариев или моделей поведения достигает понимания, катарсиса. В результате этого происходит внутреннее озарение, которое помогает по-новому взглянуть на ситуацию, осмыслить ее и избавиться от ограничивающих неэффективных сценариев.

Телесно-ориентированная терапия основана на взаимодействии психики и тела. В целях снятия внутреннего напряжения выявляются провоцирующие бессознательные факторы и проводится работа по высвобождению замкнутых эмоций, раскрепощению ума и тела.

Польза динамической психотерапии

Психодинамическая психотерапия ориентирована на инсайт. Поэтому психотерапевт подводит клиента к осознанию интрапсихических конфликтов, борьбы внутренних сил, к пониманию своего бессознательного. Интерпретация является наиболее важной процедурой, а прорабатывание — самой длительной частью психотерапии. Прорабатывание предполагает обязательную самостоятельную работу клиента вне психотерапевтических сеансов.

Психодинамическая модель социальной работы находит свое применение в ситуациях, связанных с развитием индивидуальности, реабилитации и адаптации. Такой подход помогает развить чувство собственного достоинства, позволяет индивиду произвести необходимые социальные изменения системы.

Психоаналитический или психодинамический подход призван помочь человеку найти способы реализации его инстинктов и желаний социально допустимым способом. Таким образом примиряются разум и бессознательное, устраняются внутриличностные конфликты, восстанавливается эмоциональное равновесие.