Индивидуальные карты для занятия с отстающими. Система работы с неуспевающими детьми в школе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21»

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми.

Сангаджиев Аюка

8 "а" класс

2014-2015 учебный год

Классный руководитель: Поштариков А.А.

Элиста.

План индивидуальной работы

с учащимся 8 "а" класса Сангаджиев Аюка

на 2014-2015 учебный год

Цель : Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.

Задачи :

Оказание помощи учащемуся к условиям обучения в средней школе;

Вовлечение учащегося в активную деятельность в классе и школе;

Осуществление взаимодействия с предметниками по решению неуспеваемости;

Осуществление взаимодействия с родителями обучающегося, решение основных вопросов.

п/п

Направление работы

Форма работы

сроки

примечание

Оказание помощи к условиям обучения

Индивидуальная беседа с учащимся с целью определения особенностей поведения ребенка в коллективе, на уроках, о возможных трудностях

Инд.беседа

Авг 2014

Консультация школьного психолога о психологических особенностях личности ребенка

Инд.беседа

Авг., сент. 2014

Посещение квартиры

Составление плана работы с обучающимся, ежемесячная коррекция

план

Сент.2014, ежемесячно

Беседы с родителями учащегося по вопросам неуспеваемости и т.д.

Инд.консульт.

Ежемесячно

Мониторинг успеваемости, неуспеваемости учащегося, посещения школы, поведения

Наблюдение, анализ

Ежедневно

Вовлечение в активную деятельность

Распределение поручений для учащегося, контроль выполнения обязанностей

распределение

Сент.2014

Привлечение к участию в классных и школьных мероприятиях

Участие

Постоянно

Вовлечение в посещение секций и факультативов для учащихся 8-го класса, кружков

участие

Сент.2014, ежемесячно контроль посещения

Привлечение к дежурству по школе

участие

Согласно плану

Осуществление взаимодействия с предметниками

Индивидуальные консультации с учителями по вопросам поведения, неуспеваемости учащегося

беседа

еженедельно

Организация оказания помощи предметников в обучении, индивидуальных (дополнительных) занятий

Инд.занятия

По мере необходимости, контроль посещения

Организация взаимодействия предметников с родителями учащегося

Беседа, консультация

По мере необходимости

Анализ успеваемости учащегося по предметам

мониторинг

еженедельно

Осуществление взаимодействия с родителями обучающегося

Беседы с родителями учащегося по вопросам поведения, обучения и т.д.

Инд.беседы

Постоянно

Посещение квартиры учащегося с целью исследования условий проживания, обучения учащегося

посещение

2 раза в год, по мере необходимости - чаще

Консультации родителей по вопросам обучения и поведения учащегося

консультации

Консультации родителей по вопросам выполнения домашнего задания

консультации

По мере необходимости, ежемесячно

Привлечение родителей к посещению родительских собраний

Мониторинг посещения

1 раз в четверть

Привлечение родителей к посещению и участию в мероприятиях, проводимых в классе и школе, а также уроков

посещение

постоянно

Классный руководитель: /Поштариков А.А./

РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ

на ученика 8 "а" класса Сангаджиев Аюка

Классный руководитель : Поштариков А.А.

1. Характеристика познавательной деятельности учащегося

1.1. Мотивация к учебной деятельности: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)

сформирована

сформирована недостаточно

не сформирована

1.2. Устойчивость внимания: высокая / средняя / низкая (нужное подчеркнуть).

1.3. Характеристика процессов запоминания и сохранения учебного материала (поставьте знак «+» в нужной строке):

1.4. Трудности в усвоении учебного материала: нет / есть (нужное подчеркнуть). Если есть, укажите, какие__________________________________________________.

1.5. Успешность в освоении различных форм обучения

более успешен при письменных работах

более успешен при устных опросах

успешен в обеих формах

неуспешен в обеих формах

2. Характеристика личности учащегося

С кем общается

Характер взаимоотношений

доброжелательные

напряженные

враждебные

Со сверстниками доброжелательные

С учителями чаще доброжелательные

С родителями доброжелательные

2.1. Положительные черты характера ученика: ответственный

2.2. Какие черты характера ученика внушают опасения: доверчивость

2.3. Наличие отклонений в поведении: есть / нет (нужное подчеркнуть)

Если есть, укажите какие:____.

3. Сведения о семье учащегося

3.1.Семья полная / неполная (нужное подчеркнуть). Кто из родителей отсутствует:_______.

3.2. Количество детей в семье: 1 .

3.3. Национальность: калмык.

3.4. Социально благополучная / неблагополучная.

4. Особенности внимания: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)

часто «отсутствует» на уроке

не слышит вопроса

внимание кратковременное

периодически включается в урок

стабильно удерживает внимание

другое:_____.

5. Учебная активность

пассивен

отвечает, если спрашив ают

активно участвует в работе

чрезмерно активен, переключает внимание на себя

часто дает неправильные ответы

другое:_____.

6. Заинтересованность в учебной деятельности

большую часть времени занимается своими делами, рисует и т. д.

общается с другими учениками, отвлекает их

переключает на себя внимание

включается в обучение на отдельных темах

постоянно активно и творчески работает с материалом урока

другое:_____.

7. Степень усвоения материала

усваивает не с первого раза и с трудом

сразу понимает, но для закрепления требуются дополнительные усилия

быстро усваивает материал и легко формирует навык

другое:_____.

8. Темп деятельности

медленный

средний

быстрый

неравномерный

другое:_____.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося.(методы работы: анкетирование ученика, анкетирование родителей, собеседование)

Возможные причины неуспеваемости:

Пропуск уроков

Недостаточная работа дома

Слабые способности

Нежелание учить предмет

Недостаточная работа на уроке

Необъективность выставления оценок на уроке

Предвзятое отношение учителя на уроке

Большой объем домашнего задания

Недостаточное внимание учителя

Высокий уровень сложности материала

Другие причины

В случае пропуска учеником уроков классный руководитель должен провести с ним индивидуальную работу по выявлению причин отсутствия, немедленно проинформировать родителей об успеваемости ученика через запись в ученическом дневнике или иным способом.

В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями.

В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить этот вопрос с учителем -предметником или обратиться к директору школы, заместителю директора по УР, чтобы проверить соответствие домашнего задания существующим нормам.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА.

Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку.

Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником, его посещаемость.

Родители обязаны помогать ребенку в случае его длительного отсутствия по болезни или другим уважительным причинам в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем- предметником.

Родители ученика имеют право посещать уроки, по которым ученик показывает низкий результат

Родители ученика в случае затруднения имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, администрации школы.

Психолого-педагогическая характеристика

на ученика 8 а класса

Сангаджиев Аюка

24.08.2000 года рождения,

Проживающий по адресу:4/36/59

Родители:

Отец: Сангаджиев Олег Петрович -строитель

Мать: Сангаджиева Лидия Сюкаевна- повар

П.С-1

Учеба: по успеваемости занимает ниже среднего положения, учится без особого интереса. В поведении отмечаются редкие нарушения. Упрям. Менее усидчив, часто отвлекается, на уроке не принимает активного участия, старается просто отсидеть урок.

Общение в школе: друзей в классе не много. Чаще общается со своей компанией, в общении с новыми людьми легко идет на контакт. Ориентируется преимущественно на мнение окружающих.

Личностные особенности: самооценка завышена, честолюбив.

Общение в семье: отношения в семье доверительные и открытые, взаимопонимание полное, атмосфера в семье дружелюбная. По словам матери, контроль за его поведением жесткий. Контакты родителей с учителями предметниками хорошие. Воспитанию сына мама уделяет много внимания: редко посещает родительские собрания в связи с болезнью.

Директор МБОУ «СОШ №21» /Сим Т.Ч.Ю./

Классный руководитель /Поштариков А.А./

Табель успеваемости

на ученика 8 «а» класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21»

Сангаджиев Аюка Олегович

24.08.2000 года рождения

на 2014-2015 учебный год


предмет

1 четверть

2

четверть

3 четверть

4

четверть

Год

Русский язык

Литература

Алгебра

Геометрия

История

Обществознание

География

Биология

Химия

Физика

МХК

Физкультура

ОБЖ

Калмыцкий язык

Калмыцкая литература

Английский язык

Информатика

Труд

Классный руководитель: /Поштариков.А.А/

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ

Сангаджиев Аюка

Учебная деятельность:

- по успеваемости занимает ниже среднего положения, учится без особого интереса. В поведении отмечаются редкие нарушения. Упрям. Менее усидчив, часто отвлекается, на уроке не принимает активного участия, старается просто отсидеть урок.

______________________________________________________________________________________________________

__________________________________________

Взаимоотношения со сверстниками

Положение в классе:

Общественная активность средней выраженности, не лидер, не организатор. Обычно выступает в роли ведомого, авторитет низкий. От общественных поручений при этом не отлынивает.

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Отношение к другим детям:

друзей в классе не много. Чаще общается со своей компанией, в общении с новыми людьми легко идет на контакт. Ориентируется преимущественно на мнение окружающих.

Взаимоотношения со взрослыми

С учителями: Уважительные. На замечания учителей реагирует адекватно, старается исправиться.

С родителями: отношения в семье доверительные и открытые, взаимопонимание полное, атмосфера в семье дружелюбная. По словам матери, контроль за его поведением жесткий. Контакты родителей с учителями предметниками хорошие. Воспитанию сына мама уделяет много внимания: всегда посещает родительские собрания, проверяет дневник, следит за успеваемостью в школе.

______________________________________________________________________________________________________

________________________________________________

Проведение свободного времени:

Свободное время проводит чаще дома. Посещает факультатив по математике и русскому языку после уроков. Увлекается футболом. Планирует посещать секцию борьбы.

_______________________________________________________________________________________________________

________________________________________

Средняя школа гимназия №16

БЕКІТЕМІН: КЕЛІСЕМІН: УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: Директор С.Ж.Сулейменов психолог С.Н.Ералиева

ПЛАН РАБОТЫ

со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися по математике

учитель математики: Жуменко С.Н.

2014-2015 учебный год

    Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.

При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.

Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

Для организации процесса обучения по математике с такими особое внимание уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

Практики показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у некоторых учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.

Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся

1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов.

3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученные результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся

    наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

    вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

    обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, высушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Цель – формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.

Задачи:

    Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

    Развитие групповых, индивидуальных и дистанционных форм внеурочной деятельности.

    Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).

    Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.

    Расширение кругозора учащихся, их любознательности.

    Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.

    Активизация слабых учащихся.

Планируемые результаты

Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.

Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.

Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Основные компоненты

    Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.

    Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.

    Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.

    Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.

    Использовать наглядный материал.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Мероприятия

Срок

1. Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

Сентябрь

    Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь-октябрь

3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

6. Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях

7.Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

    Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

    Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

    Учить детей навыкам самостоятельной работы

Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.

2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.

3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4.Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне его.

5.Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.

6.Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.

Десять правил работы со «слабоуспевающими»

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2.Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

3.Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приёмов работы со слабыми.

4.Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5.Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

6.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

7.Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9.Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».

10.Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

Предложения учащимся примерного плана ответа

Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

Напоминание приема и способа выполнения задания

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Группы неуспевающих учащихся (по причинам неуспеваемости)

Мероприятия по работе с учащимися

Учащиеся, пропускающие уроки по уважительной или неуважительной причине.

    Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до классного руководителя;

    Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до родителей учащегося;

    Для учащихся, пропустивших уроки по уважительной причине, провести индивидуальные консультации по пропущенным урокам;

    Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по уважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

    Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по неуважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки в присутствии их родителей;

Учащиеся, не выполняющие требования учителя по подготовке к урокам.

    Проводить проверку готовности к каждому уроку данных учащихся;

    Донести информацию о не выполнении учащимся требований учителя по подготовке к урокам до родителей учащегося, через дневник учащегося;

    Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки (для особо злостных нарушителей в присутствии их родителей);

Учащиеся, у которых не развиты способности к изучению математики

    При необходимости, способствовать организации помощи психолога;

    Проводить индивидуальные консультации;

    Организовать с учащимся работу над его ошибками;

    Усилить «индивидуальное внимание» к данным учащимся во время уроков;

    Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

Виды дифференцированной помощи, оказываемой детям, испытывающим затруднения в обучении

1. Указание типа задачи, правила на которое опирается данное упражнение.

2. Дополнение к заданию в виде чертежа, схемы.

3. Указание алгоритма выполнения.

4. Приведение аналогичной задачи.

5. Называние ответа или результата задачи.

6. Постановка наводящих вопросов.

7. Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.

8. Предупреждение о наиболее типичных ошибках.

9. Запись условия, кроме словесного, в виде таблицы, матрицы, значков.

Расписание консультаций:

Групповые : понедельник по расписанию 8б

Среда по расписанию 11б

Индивидуальные : понедельник – пятница с 14-10 до 16-00

Список западающих тем:

    1. Таблица умножения.

      Расстановка действий

      Деление и умножение в столбик.

      Решение задач с помощью уравнения и арифметическим способом.

      Решение уравнений (незнание компонентов)

      Сложение и вычитание чисел с разными знаками

      Задачи на проценты и на движения.

      Приведение дробей к общему знаменателю.

      Чтение и построение графиков

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Краснопольская СШ»

Работа с неуспевающими учащимися

На 2014 – 2015 учебный год

4 класс

Составитель: Капитонова И.Н

учитель начальных классов

с. Краснополье 2014 г.

1. Пояснительная записка

Общая часть

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов. Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные - акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности)- все попадает в причины.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные:

С состоянием здоровья:

Занятия спортом;

Какими либо видами художественного творчества;

Неблагоприятной обстановкой в семье.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Цель и задачи программы

Ликвидация пробелов у учащихся по предметам: русский язык и математика;

Создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;

Краткая характеристика слабоуспевающих детей (См. в приложении список неуспевающих)

Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них

возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.

Принципы построения: Приоритет индивидуальности.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Принципы работы с неуспевающими учениками

Учитель начальных классов ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ ПРОЯВИТЬ СВОИ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА.

Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:

1. Физиологические;

2. Психологические;

3. Социальные

Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).

При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.

С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:

1. Недостатки познавательной деятельности

Несформированность приемов учебной деятельности;

Недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

I. Недостатки познавательной деятельности.

Несформированность приемов учебной деятельности

Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными ЗУНами: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, и со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются.

Ключевые моменты в организации учебного процесса

со слабоуспевающими детьми

    Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

    Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

    На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.

    При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

    Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

    Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

    В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

    В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

    В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

    При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

Программа деятельности классного руководителя со слабоуспевающими учащимися

    С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.

    Взять под систематический контроль посещаемость учениками уроков, дополнительных занятий, кружков и спортивных секций.

    Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся – родители – преподаватели.

    В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома, проводить беседы, давать советы и рекомендации по улучшению успеваемости.

    Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.

Программа деятельности учителя начальных классов со слабоуспевающими учащимися.

Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.

ПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как: - выделение опорных пунктов;

Составление плана тезисов;

Составление логической схемы прочитанного отрывка;

Формулирование главной мысли;

Постепенно ребенок привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать на эти составляющие смысловой обработки.

Недостатки развития психических процессов.

Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для преподавателя, которая заключается в недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на восприятие учебного материала школьником в сочетании с памятью и вниманием.

НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты.

Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.

Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.

Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей

Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.

Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а, следовательно, и не справляются с заданием в ситуации:

Когда учитель требует немедленного ответа;

В ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь);

В ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.

Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:

Дать ученику на обдумывание поставленного вопроса больше времени;

Не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;

Путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;

Следует осторожно оценивать неудачи ученика;

Желательно, чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.

Ведущей причиной неуспеваемости может стать несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Что в этом случае делать учителю?

1. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.

2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника, тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности.

3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и, в тоже время, развивающие его возможности.

4. Учителю необходимо вычислить те сферы деятельности неуспевающего ученика, в ходе выполнения которых он может проявить инициативу и заслужить признание в школе.

6. Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, тем самым не дать закрепиться новым неудачам.

7. Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.

8. Формирование учебных интересов: дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала.

План работы со слабоуспевающими учащимися на 2014-2015 уч. год

классного руководителя 4 класса

п/п

Мероприятия

Срок

Взять на учет и составить список слабоуспевающих учащихся по итогам диагностики учащихся.

Сентябрь

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся. Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися своего класса

Сентябрь – октябрь

Составление плана работы со слабоуспевающими учащимися.

Сентябрь

Собеседования с родителями неуспевающих учеников по результатам диагностики.

По итогам четверти.

Собеседования с родителями учеников о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам индивидуальной работы с ребенком.

Согласно графику контрольных работ.

Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.

Выборочно, по ситуации.

Работа с родителями слабоуспевающих учащихся

В течение всего учебного года.

Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, ШМО)

В течение учебного года.

Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Обновлять по мере необходимости.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

В течение учебного года.

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учета знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

Календарно-тематическое планирование

Кол-во часов

Примечание

Русский язык Повторяем фонетику и словообразование.

Математика Чтение и запись многозначных чисел.

Русский язык. Вспоминаем изученные орфограммы.

Математика Сравнение многозначных чисел.

Русский язык. Имя существительное и его признаки.

Математика Сложение многозначных чисел

Русский язык. Правописание окончаний имён существительных 1-ого, 2-ого, 3-ого склонений.

Русский язык. Морфологический разбор имени существительного.

Математика. Вычитание многозначных чисел.

Русский язык. Правописание падежных окончаний имён существительных.

Математика. Решение задач в два действия.

Русский язык. Повторение главных членов предложения.

Математика. Умножение многозначных чисел на однозначное

Русский язык. Повторение второстепенных членов предложения.

Математика Умножение многозначных чисел.

Русский язык Вспоминаем признаки имён прилагательных.

Математика. Деление многозначных чисел на однозначные числа.

Русский язык. Морфологический разбор имени прилагательного.

Математика. Деление многозначных чисел.

Русский язык. Буквы о – ё после шипящих

Математика. Площадь и периметр геометрических фигур.

Русский язык. Глагол.

Математика. Решение задач на движение.

Русский язык Вид глагола.

Математика. Переместительное свойства сложения и умножения.

Русский язык. Личные формы глагола. Лицо и число глагола.

Математика. Сочетательное свойство сложения и умножения.

Русский язык. Мягкий знак после шипящих.

Математика. Решение уравнений.

Русский язык. Учимся различать предлоги и приставки.

Математика. Решение задач разных видов.

Русский язык. Повторяем словарные слова. Письмо под диктовку текста со словарными словами.

Математика. Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц в два действия.

Русский язык Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо слов под диктовку.

Русский язык. Спряжение глаголов.

Времена глаголов.

Отчет по работе со слабоуспевающими учащимися

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

Белозёрова Анастасия

Дедиков Семён

Пугачёв Владислав

Рыбьякова Елена

Чучиков Данил

Индивидуальная карта ученика

Ф.И.О. учителя.…

Фамилия ученика ……………………….

Класс………………………………….

Предмет ………………………

Планируемые мероприятия

Сроки их реализации

Индивидуальные дополнительные занятия. (Тематика занятий)

Дифференцированные задания. (Указать методическое пособие.)

Дифференцированный контроль знаний. Темы.

Работа с тетрадью.

Консультации для родителей. (Тема)

Создание ситуации успеха на уроке.

План работы

учителя Пашниной Ю.Н.

1. Цели:

1. Выполнение Закона об образовании

2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

2. Задачи:

    Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.

    Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников

    Реализация разноуровнего обучения

    Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации

    Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

3. Основные разделы планирования:

I. Организация работы со слабоуспевающими учащимися учителя – предметника

II. Планирование работы классного руководителя со слабоуспевающими учащимися

4. Основополагающие направления и виды деятельности:

1.Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.

2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.

3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.

4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

5. Программа деятельности учителя

со слабоуспевающими учащимися

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем

5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)

7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений

8. Как учителю-предметнику оформить следующую документацию:

График индивидуальной работы со слабоуспевающими

Программу работы со слабоуспевающими учащимися на уч. год;

Задания по ликвидации пробелов в знаниях;

Результаты тематического контроля знаний учащихся

Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.

учителя начальнх классов Пашниной Ю.Н .

Мероприятия

1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам. Информацию сдать завучу

2. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

3. Провести собеседование с классными руководителями по поводу выяснения причины их отставания. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом,

Сентябрь

4. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися

В течение учебного года.

5. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, ШМО)

В течение учебного года.

6. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

7.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

Ключевые моменты в организации учебного процесса

со слабоуспевающими детьми

    Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

    Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

    На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.

    При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

    Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

    Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

    В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

    В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

    В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

    При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

6. Программа деятельности классного руководителя

со слабоуспевающими учащимися

    С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников 4-А класса усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.

    Взять под систематический контроль посещаемость учениками уроков, дополнительных занятий ШК.

    Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся – родители – преподаватели.

    В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома, проводить беседы, давать советы и рекомендации по улучшению успеваемости.

    Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.

План работы со слабоуспевающими учащимися на 2015-2016 уч. год

классного руководителя 4-А класса Пашниной Ю.Н .

Мероприятия

1. Взять на учет и составить список слабоуспевающих учащихся 4-А класса по итогам предыдущего года обучения

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся. Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися своего класса

Сентябрь

3. Провести собеседование с учителями-предметниками 4-А класса по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими учащимися. предложить учителям представленный план работы.

Сентябрь

4. Собеседования с учителями по итогам триместра и результатам индивидуальной работы с ребенком.

По итогам четверти.

5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ.

Согласно графику контрольных работ.

6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.

Выборочно, по ситуации.

7. Работа с родителями слабоуспевающих учащихся

В течение всего учебного года.

Причины неуспеваемости. Работа с неуспевающими детьми.

Один из американских психологов дал образное сравнение всей массы детей со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет. То же и школьники. Впереди – успевающие, сзади – отстающие, неуспевающие. Каковы же причины неуспеваемости и как организовать работу с неуспевающими детьми? Об этом я попытаюсь вам рассказать. (Слайд 1.)

Что же такое неуспеваемость? (Слайд 2.) Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Что же влечёт за собой неуспеваемость? Давайте посмотрим на видимые и невидимые части «айсберга». (Слайд 3.)

Я не ошибусь, если скажу, что неуспеваемость – извечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем. Нельзя сказать, что проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся у современной школы. Над поиском решения этой проблемы уже давно работают многие педагогики и психологи. Но, когда речь заходит о конкретных психологических рекомендациях, то, к сожалению, вырисовываются только два подхода к решению данной проблемы. (Слайд 4.)

Первый подход предполагает перевод в следующий класс, где обучение будет осуществляться по программе с заниженными требованиями. Этот вариант решения проблемы, который широко используется во многих странах мира, к сожалению, не получил распространения в нашей школьной системе. Да, у нас есть классы коррекции, предполагающие, что ребенок скорректирует свои пробелы в знаниях и познавательных умениях, и вернется к получению знаний по общеобразовательной программе. Есть классы компенсирующего обучения, в которых сложность в усвоении учебного материала компенсируется меньшим количеством учеников, а значит (предполагается) большей возможностью индивидуальной работы. Стали открываться классы и целые учебные заведения для детей с ЗПР (задержкой психического развития), для которых разрабатывается программа с другим, замедленным, темпом освоения основных знаний, умений и навыков.

Но с чем мы сталкиваемся на практике? К сожалению, на местах происходит путаница, или нежелание глубоко проникнуть в сущность проблемы. В одном и том же классе могут оказаться ребенок с ослабленными психическими процессами и "педагогически запущенный" ребенок, у которого все проблемы успеваемости напрямую связаны с воспитанием, а правильнее сказать, с его отсутствием. Если первые, в большинстве своем, тихие и спокойные, то вторые отличаются "дивиантным", как теперь модно выражаться, поведением. Естественно, что положительный результат такой "альянс" не принесет. Или другой пример. Психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендует родителям обучение ребенка в классе компенсирующего обучения, но родители, не желающие, чтобы их «единственный и самый лучший ребёнок» учился в классе коррекции, отдают его в общеобразовательный класс. Нетрудно предположить результат, успешность такого обучения.

Ну а что же за второй подход рекомендуют специалисты? (Слайд4) Повторное изучение курса, т.е. второй год. Но практическая деятельность в школе и опыт доказывает, что подобное решение проблемы не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. В большинстве случаев, второй год не идет на пользу ребенку - он теряет интерес к учебе и просто перестает посещать школу.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Вопреки распространённому мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. (Слайд 5.)

Что можно отнести к внешним причинам? (Слайд 6.) 1)В первую очередь социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий». (В.С. Цетлин) К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.

2)К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.).

3)Надо отметить и отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д. Во времена активной воспитательной работы, эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т.к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

Итак, внешними причинами неуспеваемости являются:

1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).

2. Несовершенство учебного процесса.

3. Отрицательное влияние семьи, улицы.

Ну а каковы же внутренние причины неуспеваемости? (Слайд 7.) 1) Одной из самых главных причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый новорожденный Санкт-Петербурга имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента своего рождения. Безусловно, все это необходимо учитывать при организации учебного процесса. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

2)К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства учащихся.

3) К внутренним причинам следует отнести проблему отсутствия мотивации учения: у ребёнка неправильно сформировавшееся отношение к учению, он не понимает его общественную значимости и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

4)И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Итак, внутренними причинами неуспеваемости являются:

1. Дефекты здоровья современных школьников.

2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие.

3. Отсутствие мотивации к учению.

4. Слабое развитие волевой организации ученика.

Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. И дело не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.

В глазах учителей, как правило, все неуспевающие школьники на одно лицо. Это и порождает целый ряд проблем: нет индивидуального подхода, используются совершенно нерациональные методы работы с учащимися.

По мнению психолога Н.И. Мурачковского, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу своего деления на типы, автор положил два показателя : особенности мыслительной деятельности и направленность личности ребенка, его отношение к учению. Различное сочетание этих показателей привело к следующим результатам.

(Слайд 8)Типы неуспевающих учеников:

1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Такая типология, на наш взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Кому какая помощь нужна.

Одна из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости - это организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем используется она для всех учеников независимо оттого, какая именно причина вызвала их отставание. Так что нередко учитель оставляет после уроков учеников из первой и второй групп. И тем и другим дает задание и говорит: «Сидите, учите!», но ведь этим школьникам нужна разная помощь. Дополнительное занятие с учащимися из второй группы в какой-то степени оправданно, поскольку дома они к урокам не готовятся. Но почему сюда же попали школьники из первой группы? Ведь они всегда добросовестно готовятся к урокам, очень прилежны и старательны. Не успевают они совсем по другой причине, а следовательно, нуждаются в другой форме коррекционной работы. Другой пример. После уроков учитель оставляет учеников с астеническим состоянием, ослабленных, страдающих быстрой утомляемостью. Они нуждаются в щадящем режиме учебной работы, но педагог, не зная истинной причины, обрушивает на их плечи дополнительные нагрузки. Проку от такой помощи мало, она лишь создает внешнюю видимость борьбы за успеваемость. В обоих приведенных выше примерах учитель использовал экстенсивный подход преодоления неуспеваемости: увеличение учебной нагрузки. Беда такого подхода не только в том, что он приводит к перегрузкам, а в том, что учитель не дифференцирует помощь учащимся в зависимости от причин, вызвавших неуспеваемость.

Итак, данные примеры убеждают нас в том, что каждой группе неуспевающих необходимо подбирать определенные формы и методы помощи - как в учебное время, так и во внеурочных элементах работы с учениками.

Для первой группы неуспевающих (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться) рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с ними – учить учиться. Взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей данных учащихся в школу бесполезно. Они сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности! О способах развития мотивации вам расскажет Ангелина Анатольевна.

И, наконец, самой сложной группой неуспевающих учеников является третий тип. Как не грустно, таких учеников становится все больше и больше. Здесь нам должна помочь позитивная психология. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Учителю необходимо найти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание ребенка на том, что он действительно может.

Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней . Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1-ом классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны:

    педагогическая запущенность (это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу);

    психологическая неготовность к обучению (в 80% случаев сочетается с педагогической запущенностью);

    низкая обучаемость (характерна для ЗПР и умственно отсталых детей);

    нарушение анализаторских систем (ученики не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель);

    недостаточное развитие образного мышления (такие учащиеся не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с заданным способом решения).

Хотелось бы обратить ваше внимание на позднюю неуспеваемость. Она появляется в средних классах. Как говорила Валентина Борисовна, при переходе начальной школы в среднее звено качество знаний снижается на 30%. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Некоторые дети, удовлетворительно или хорошо учившиеся раньше, резко снижают уровень успеваемости.

Это, во-первых, дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих одноклассников. Учиться им было достаточно легко, они достигли успеха без особого труда, приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. В среднем звене требования взрослеют, а умения и желания трудиться у этих ребят остались на уровне начальной школы. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Ребенок перестает учиться.

Во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками. Такое нежелание учиться приводит к неуспеваемости бывших троечников.

В-третьих, часто бывают случаи, что учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся.

Вывод: если ученик любого возраста отстаёт в учении, необходимо, прежде всего, установить причину его неуспеваемости.

Работа с неуспевающими детьми.

Но жизнь показывает, что не знаем мы таких стопроцентных успешных приёмов работы, чтобы научить всех. Неуспевающие были, есть и будут. Я познакомлю вас с основными путями преодоления неуспеваемости, которые предлагает нам современная дидактика.

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Более подробно мы поговорим о педагогической профилактике и педагогической терапии, а именно, об оказании помощи неуспевающему ученику на уроке.