Структурно логическая схема методы обучения. Смотреть страницы где упоминается термин структурно-логические схемы

Одним из компонентов содержания образования являются знания. Ученые педагоги и методисты отмечают, что основу знаний составляют понятия. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений. Понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления учащихся Понятия различаются объемом. Они бывают простыми и сложными, состоящими из совокупности простых понятий. Понятия усваиваются в системе, постепенно, в связи друг с другом. Любое понятие имеет определение, которое состоит из главных и второстепенных признаков .

Следует отметить, что «рисунок» следует рассматривать как искусство, как тему и непосредственно понятие.

Ранее (в 2012 г.) студенткой факультета технологии и дизайна Вятского государственного гуманитарного университета (сейчас - факультет технологий инжиниринга и дизайна Вятского государственного университета) Ю. Ронжиной под руководством научного руководителя, доцента Л. К. Патрушевой в рамках курсовой работы по теории и методике преподавания изобразительного искусства был выполнен анализ 17 определений понятия «рисунок» разных авторов. В исследовании сделан вывод о том, что понятие «рисунок» является сложным, так как состоит из нескольких простых; каждый автор «по-своему» формулирует данное определение; иногда понятие «рисунок» формулируется авторами недостаточно полно.

В 2015-2016 году исследование нами было продолжено. На первом этапе перед нами стояла задача выполнить поиск и анализ определений других авторов. В результате нами рассмотрено 25 определений понятия «рисунок», которые имеются в учебных пособиях высших учебных заведений, школьных программах по изобразительному искусству, художественных энциклопедиях и словарях.

Ниже приведем анализ пяти определений понятия «рисунок».

Н. М. Сокольникова пишет, что «Рисунок - структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного; средство познания и изучения действительности» . В этом определении главным признаком является «основа любого изображения», второстепенным - «средство познания и изучения действительности».

Т. Ф. Ефремова и Д. Н. Ушаков, авторы толковых словарей, формулируют понятие одинаково: «Рисунок - нарисованное изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем» , . Оба автора в понятии используют признак «нарисованное изображение» и указывают какими средствами можно сделать рисунок.

Автор «Популярной художественной энциклопедии» А. М.Прохоров раскрывает понятие следующим образом: «Рисунок - какое-либо изображение, выполненное от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна» . В данном определении автор дает информацию только о графических средствах, необходимых для выполнения рисунка.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова содержится следующее определение: «Рисунок - нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь; совокупность графических элементов в картине; сочетание линий, красок и теней, узор; искусство рисования» . Мы считаем, что автор использует в определении и главный признак («нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь»), и второстепенные признаки: дающие информацию о выразительных средствах («сочетание линий», «совокупность графических элементов»), дающие информацию о материалах («красок»), а также иные - «тень», «узор», «искусство рисования».

Автор учебного пособия для вузов «Рисунок» С. В. Тихонов формулирует понятие следующим образом: «Рисунок - основа всех изобразительных искусств, одновременно и самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений карандашом, пером, кистью и т. д.» . Автор в понятии делает акцент на главные признаки («основа всех изобразительных искусств»), второстепенные признаки: дающие информацию о материалах и инструментах («карандашом, пером, кистью»), иные - «самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений».

Для наглядности наличие в определениях разных авторов главных и второстепенных признаков представим в Таблице.

Таблица

Признаки

Сокольникова Н. М.

Ефремова Т. Ф.

Ушаков Д. Н.

Прохоров А. М.

Ожегов С. И.

Тихонов С. В.

  1. 1. Главные

1.1. Нарисованное изображение; основа любого изображения; основа всех изобразительных искусств

1.2. Контур, очертание (графические элементы)

1.3. Самостоятельная область художественного творчества

  1. 2. Второстепенные, дающие информацию о графических средствах
  1. 3. Второстепенные, дающие информацию о материалах и инструментах

3.1. Карандаш

3.2. Перо, кисть

3.3.Мягкие материалы (уголь, сангина, сепия и т.д.)

3.4. Краски

3.5. Акварель

  1. 4. Иные

4.1. Средство познания и изучения действительности

4.2. Рисунок как искусство; «самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений»

В результате анализа определений разных авторов (Н. М. Сокольникова, Т. Ф. Ефремова, Д. Н. Ушаков, А. М.Прохоров, С. И. Ожегов, С. В. Тихонов), следует заключить, что все они содержат главные и второстепенные признаки, но в разных сочетаниях. Мы считаем, что определение, особенно для школы, должно быть четким и понятным, полным и легко запоминаться.

На основе данных понятий сформируем следующее определение:

Рисунок - это основа изображения или готовое изображение на плоскости, выполненное карандашом, пером с использованием графических средств (линия, тональное пятно, штрих) и их сочетаниями.

На следующем этапе исследования мы провели опрос будущих учителей изобразительного искусства, с целью определения уровня остаточных знаний по теме «Рисунок». Студентам давалось задание: написать, что такое рисунок»; перечислить все понятия, которые включает в себя тема «Рисунок», а также понятия, которые ассоциируются с этой темой».

В опросе 2016 года приняли участие 46 студентов I, II, III, IV курсов. Результаты мы сравнили с опросом 2012 года, в котором приняли участие 38 человек (см. диаграмму).

Диаграмма

Уровень остаточных знаний у будущих учителей изобразительного искусства по теме "Рисунок"
за 2012 и 2016 гг.

В результате анализа результатов опроса следует констатировать, что

Имеется положительная динамика уровня остаточных знаний студентов по теме «Рисунок»;

Остаточные знания студентов по теме «Рисунок» неполные и имеют направленность в сторону практики. В большинстве случаев респонденты указывают материалы (пастель, уголь, тушь, акварель и др.) и инструменты (карандаш, кисть, перо и др.) для выполнения рисунка и не пишут определение.

Из общего количества опрошенных в 2016 году только 8 студентов написали определение понятия, состоящее из главных и второстепенных признаков.

Это позволяет сделать вывод о том, что будущим учителям изобразительного искусства не хватает структурированных знаний по теме «Рисунок».

Для решения выявленной проблемы следующий этап исследования мы посвятили поиску и систематизации понятий, которые относятся к теме «Рисунок».

В результате изучения специальной литературы по рисунку следует отметить, что тема «Рисунок» состоит из пяти крупных разделов: виды, жанры, художественно-выразительные средства, художественные материалы, перспектива. Каждый из разделов представлен группой понятий.

На основе имеющихся понятий, составим структурно-логическую схему основных понятий темы «Рисунок» (см. схему). Схема позволяет наглядно представить систему понятий и рекомендуется нами для внедрения в процесс обучения школьников на уроках изобразительного искусства, системе дополнительного художественного образования и будущих учителей изобразительного искусства.

Схема

Структурно-логическая схема основных понятий по теме «Рисунок»

Эффективность применения структурно-логической схемы основных понятий темы «Рисунок» доказана результатами апробации на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Эта схема применялась на уроках в 5, 6, 7-м классах с целью ознакомления и формирования представлений о системе понятий. Мы пронаблюдали, что учащиеся при описании своих работ и произведений художников легко и правильно применяли понятия, относящиеся к группам «виды», «жанры», «художественно-выразительные средства», «художественные материалы» рисунка.

На следующем этапе проведения исследования мы планируем апробировать методику применения структурно-логической схемы по теме «Рисунок» при обучении будущих учителей изобразительного искусства в вузе.

Полученные нами результаты исследования еще раз доказывают, что любые знания, в том числе и по рисунку формируются и развиваются в системе. Система понятий темы, представленная в виде наглядной схемы, способствует лучшему пониманию и усвоению содержания. Структурно-логическая схема основных понятий по теме «Рисунок» может применяться на различных этапах обучения, так как понятия усваиваются не сразу, а постепенно, по мере изучения предмета.

Микроэкономика структурно-логические схемы. Учебное поса-бие. М., 1996.  


На третьем этапе разрабатывается общая структурно-логическая схема изучаемой системы. Графически она обычно представляется в виде блочного рисунка, где каждому элементу соответствует определенный блок. Отдельные блоки связаны между собой стрелками, которые показывают наличие и направление внутренних и внешних связей системы . Тут же подобранные на предыдущем этапе показатели распределяются по элементам и связям системы , уточняется их перечень (исключаются те, что дублируют друг друга , заменяются недостаточно информационные и т.д.).  

Результаты для табл. 9.2 получены путем расчета факторной модели методом цепной подстановки на основе структурно-логической схемы рис. 9.1. Порядок расчетов следующий  

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ  

Структурно-логические схемы  

Какова структурно-логическая схема взаимосвязи антикризисного регулирования и антикризисного управления  

Как составить структурно-логическую схему антикризисного менеджмента  

Структурно-логическая схема трехуровневой факторной модели среднегодовой оборачиваемости производственных запасов представлена на рис. 8.3.  

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА МАРКЕТИНГА  

Схема 2. Структурно-логическая схема маркетинга (с. 16-17).  

Изобразите структурно-логическую схему основного акта комплексной ревизии.  

Общая структурно-логическая схема анализа рентабельности собственного капитала представлена на рис. 22.3.  

Представлен учебный комплекс, включающий теоретический материал в структурно-логических схемах и практикум, состоящий из ситуационных задач , методических указаний к их решению, заданий в тестовой форме, сгруппированных по темам и основным вопросам дисциплины Теория бухгалтерского учета . Проверка, закрепление и усвоение знаний достигаются с помощью итогового тестирования и решения сквозной обобщающей задачи.  

Предлагаемая Вашему вниманию книга посвящена проблемам инвестиций в российскую экономику, развития нефтегазовой промышленности и особенностям недропользования на основе соглашений о разделе продукции (далее - Соглашения или СРП), а также подводит первые итоги их реализации в России. Читателю предоставляется возможность ознакомиться с обязательными к исполнению нормами, закрепленными в правовых актах, касающимися вопросов СРП, воспользоваться правовыми и экономическими комментариями и разъяснениями, для наглядности снабженными структурно-логическими схемами.  

Рис 22 Структурно-логическая схема анализа конкурентоспособности продукции  

Анализ структуры связи изучаемых показателей в АХД осуществляется с помощью построения структурно-логической блок-схемы , которая позволяет установить наличие и направление связи не только между изучаемыми факторами и результативным показателем, но и между самими факторами. Построив блок-схему , можно увидеть, что среди изучаемых факторов имеются такие, которые более или менее непосредственно воздействуют на результативный показатель, и такие, которые воздействуют не столько на результативный показатель, сколько друг на друга.  

Этап структурного планирования начинается с разбиения исследуемой задачи (проекта) на четко определенные шаги (комплексы работ), необходимые для достижения цели задачи (проекта). Затем составляется логическая схема связей между работами или последовательность работ в логической последовательности их выполнения. На базе логической последовательности работ строится граф или сетевая модель.  

Вторая стадия предусматривает разработку технических предложений. Приступая к ней, конструктор вызывает программу поиска вариантов технических решений . По ней происходит обращение к массиву информации, представленной И-ИЛИ деревом технических решений или семантической моделью . И то и другое аккумулирует знания о технических системах определенного класса, включая сведения по уже созданным объектам, заключенные в проектах, авторских свидетельствах и патентах. При поиске вариантов по И-ИЛИ дереву программным путем будут составляться описания вариантов объекта в соответствии с алгоритмом, изложенным в п. 4.4. Используя программы графического отображения , описание можно представить в виде компоновки из включенных в него элементов на экране видеотерминала или на графопостроителе. При использовании семантического моделирования конструктору необходимо по концептуальному описанию, включающему цели проектирования и признаки объекта, составить описание функциональное, а по нему схему логических связок в соответствии с рекомендациями п. 4.4. По логической схеме связок будет выбрана из БД структурная схема , которая и составит вариант объекта проектирования. Здесь, как и в первом случае, описание варианта может быть представлено в виде графического отображения с указанием наименований составных элементов.  

Классические методы проектирования. Конец 70-х - начало 80-х годов - это время становления технологии интегрированных баз данных как одной из головных технологий в проектировании ИС. Был разработан и вошел в практику большой набор теоретически обоснованных методов проектирование концептуальных и логических схем БД, организация физической среды хранения данных, планирование путей доступа к данным и др. Развивались методы проектирования функций от методов формальной спецификации функций до структурного программирования и первых непроцедурных языков программирования четвертого поколения (4GL). Анализ функций (задач) предприятия также служил основой и в проектировании БД. Появились ASE-системы, ориентированные на формализацию информационных и функциональных требований к ИС и предназначенные для формального описания и бригадной разработки больших программных комплексов.  

Свириденко М.И.

(г. Горловка )

преподаватель высшей категории

Горловского колледжа промышленных технологий и экономики

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Современный процесс обучения представляет сложную многогранную организацию взаимодействия преподавателя и студента. Основной целью обучения является получение определённого результата, выраженного в соответствующих компетенциях, приобретённых обучающимся. Студент XXI века – это личность, которая требует от преподавателя применения новых форм и методов обучения такого уровня, чтобы будущий специалист имел возможность не только продемонстрировать свои знания, но и овладел умениями и навыками и смог развивать их в дальнейшем. Задача преподавателя заключается в том, чтобы максимально активизировать познавательную деятельность студента и развивать творческое отношение к изучаемой дисциплине.

Одним из ориентиров в познавательной деятельности служит структурно-логическая схема (СЛС). Она призвана раскрыть основной понятийный состав модуля учебного материала (либо элемента модуля) и логику его изучения и служить полной ориентировочной основой умственных действий.

Данная технология применения СЛС способствует формированию культуры научного познания, активизирует логическое мышление, служит развитию у студентов способности наблюдать причинно-следственные связи, выдвигать суждения и устанавливать между ними взаимосвязь в виде умозаключений.

Важнейшей особенностью организации учебно- воспитательного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях есть то, что за первый год обучения студенты должны усвоить двухлетнюю школьную программу, то есть выучить за год то, что в школе изучают на протяжении двух лет – десятый и одиннадцатый классы. И как следствие, возникает проблема поиска новых и усовершенствование старых, проверенных временем, оригинальных и эффективных методов обучения истории Отечества, всемирной истории, философии и права, которые позволили бы за короткий срок восполнить пробелы в знаниях студентов и двигаться дальше по пути овладения учебным материалом.

Целью нашей работы является поиск оптимального использования современных методов обучения, лучших наработок из сокровищницы педагогического мастерства, в частности роли структурно-логических схем в учебном процессе.

На этом пути одним из способов интенсификации учебного процесса является использование структурно-логических схем в системе межпредметных связей, которое способствует повышению качества знаний, системному изучению учебного материала, многовекторности знаний студентов социально-экономической направленности.

Схемы и таблицы помогают выделить определяющие события исторического процесса, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса общественных дисциплин, выделить суть проблематики, лучше усвоить сложные теоретические вопросы, главные идеи. В такой схеме в лаконичной форме закодирована важная информация по теме изучаемого. Кроме этого, система структурно-логических схем позволяет значительно масштабнее рассмотреть исторические процессы в стране на фоне мировых событий. Добавление правовой проблематики, связанной с историей, на первый взгляд, несколько затрудняет усвоение учебного материала, но это помогает осознать, в первую очередь одаренной молодежи, взаимосвязь общественно-политических процессов с состоянием правовой системы той или иной страны. Примером могут послужить трагические события 30-х годов XX в. в СССР и основные принципы «сталинской» Конституции 1936 года. Только совершенствуя инновационные технологии обучения, возможно поднять общий качественный уровень будущих специалистов, расширить их мировоззренческий багаж.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Эта народная мудрость как нельзя лучше подтверждает необходимость широкого внедрения структурно-логических схем в учебный процесс с использованием различных видов наглядности . Но используемая наглядность не должна быть размытой, сплошь презентационной. При составлении СЛС во главу угла необходимо поставить структурную четкость. И здесь нужна определенная система применения этих схем. Анализ научно-педагогических источников , а также наш многолетний опыт использования в учебном процессе СЛС, позволяют выделить несколько принципов этой системы:

1. Многовариантность.

2. Параллелизм как форма при использовании межпредметных связей.

3. Многоуровневость, в зависимости от степени подготовленности аудитории .

4. Сочетание в себе простоты и определенной сложности, доступности и логичной последовательности .

Остановимся на названных выше принципах более детально.

Многовариантность [ 1] :

    преподаватель предлагает студенческой аудитории готовую схему;

    учебной группе даются опорные сигналы структурно-логической схемы. Студенты вставляют недостающие звенья по мере изучения учебного материала, будь то лекция или самостоятельная работа;

    преподаватель предлагает алгоритм построения по ходу лекции;

    схема строится при выполнении самостоятельной работы;

    построение структурно-логической схемы самими студентами как завершающий аккорд лекции или практической работы.

Пример : построение СЛС по теме «Первая российская революция 1905-1907гг.» в виде равностороннего треугольника, где начало – «Кровавое воскресенье», вершиной является пик революции – вооруженные восстания в Москве и Горловке, а окончание – разгон ІІ Госдумы в 1907 году.

Параллелизм (2) особенно необходим при межпредметных связях.

Пример: структурно-логические схемы по разделам «Вторая мировая война» (дисциплина «Всемирная история») и «Великая Отечественная война» (дисциплина «История Отечества»).

Многоуровневость (3) связана с потенциалом группы, степенью ее готовности к занятиям. Здесь необходимо использовать разные варианты СЛС. От самого простого – готовая схема, до самой сложной – построение СЛС самостоятельно. Отлично подходит данная система при использовании бригадного или кооперативного методов обучения.

Она позволяет варьировать работу каждой бригады, дает возможность оперативно изменять виды заданий, делиться опытом исполнения лучших образцов с другими бригадами по мере их выполнения.

Простота и сложность объединяют в себе то, что студент может изобразить что-то самое главное, самое запоминающееся, и в отдельных случаях студентам нужно начинать с самого простого, с самых главных звеньев схемы, но только на ранней стадии. А сложность состоит в том, что можно объяснять СЛС или ее строить только, тогда когда студенческая аудитория имеет достаточный запас знаний по данной теме или разделу. Но и этого недостаточно. Студент должен предугадывать, а лучше – хорошо понимать логику событий. Очень важным является способность студентов абстрактно мыслить. Работа над СЛС способствует развитию данного типа мышления.

Нужно отметить, что наглядность при изучении истории и других общественных дисциплин играет особую роль в изучении событий прошлого. С помощью различных наглядных средств обучения преподаватель воспроизводит неповторимость исторических событий, создает возможные образы исторического прошлого. Без наглядности невозможно использование СЛС. Самая простая форма визуализации – это рисунок на доске. Из трех групп наглядных средств обучения – предметной, изобразительной и условно-графической – нам подходят в основном условно-графическая и изобразительная. Эту систематику наглядности создал еще Ян Амос Коменский. Обстоятельно она раскрыта в работе М. В.Коротковой и М.Т. Студеникина .

К условно-графической группе наглядных пособий относят различные виды исторических карт, исторические атласы, графики, диаграммы, структурно-логические схемы, педагогическое рисование. Данный вид наглядности с помощью языка условных знаков позволяет отобразить сущность исторических явлений, показать динамику и взаимосвязь исторических событий. Самая простая форма наглядности – это рисунок на доске. В доступности материала – простор для творчества. Нет застывших форм. Недостатком являются некий аскетизм изображения и недостаточная эстетичность.

К другим видам наглядности относятся иллюстрации , учебные картины , экранные пособия, компьютерная графика.

Среди экранных пособий лучше использовать интерактивную доску. Она помогает и в построении СЛС при помощи компьютерной графики и в их демонстрации – в цвете, динамике и быстрых итоговых выводах. Владеющие системой черчения «Компас» могут использовать ее для современного построения схем. Это хороший пример межпредметных связей общественных и технических дисциплин.

Таким образом, наглядные средства обучения позволяют создать не только зрительные образы, но и конкретизируют факты, раскрывают существенные стороны исторических событий, способствуют формированию понятий и закономерностей. Использование наглядности обеспечивает более глубокое усвоение исторического материала.

К числу условно-графических наглядных пособий принадлежат карты. Исторические карты бывают разных типов: общие, обзорные, тематические. Разновидностью карт являются контурные и карты схемы. Чаще всего молодые преподаватели используют карту лишь для локализации исторических событий. Тем не менее, функции исторических карт значительно шире. Она, как четкая схема, поможет наглядно объяснить причины древних городов и государств. Карта помогает выявить связь между историческими событиями, показать их динамику. Карта должна быть использована преподавателем не только при объяснении нового материала, но и студентами в процессе подготовки ответов на вопросы. При помощи карты следует организовать самостоятельную работу студентов. Карта системно помогает при осуществлении межпредметных связей: всемирная история – история Отечества. С помощью карты следует организовать самостоятельную работу студентов. Чтобы работа с картою была плодотворной, важно обучить студентов читать историческую карту. Каждый педагог должен усвоить и выполнять методические рекомендации по работе с картой.

При этом преподавателю следует помнить, что нельзя перенасыщать занятие разными видами наглядности, иначе оно утратит свою эффективность.

При изучении военных событий, кроме карты, целесообразно использовать схемы военных сражений. Схематические планы, нарисованные на доске или на бумаге, придадут рассказу преподавателя большей конкретности, убедительности, помогут лучше усвоить узловые моменты военно-исторических событий.

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения. Он обеспечивает взаимосвязь не только дисциплин цикла, но и естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов, а также их связь с профессиональным обучением студентов. Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность студентов, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из различных дисциплин. Использование СЛС при этом повышает доступность усвоения связей как между понятиями одной дисциплины, так и между различными дисциплинами. Так, например, системе межпредметных связей общественных дисциплин поможет составление реестра СЛС по темам и разделам всемирной истории и истории Отечества, перечень параллельного использования исторических карт. Можно дополнить СЛС указаниями на литературные произведения. Образцом может послужить раздел «Вторая мировая война», куда в сигнальные знаки схемы нужно добавлять ссылки на литературу по военной тематике.

Оптимальность и достоинства структурно-логических схем неоспоримы: 1. Зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры смыслового содержания темы, которое преподносится с учетом законов логики: анализа, синтеза, сравнения, суждения.

2. Структурно-логическая схема в воображении студента создаёт целостную картину изучаемого материала при помощи наглядно-образной систематизации материала, основанной на ассоциативных и логических связях понятий, суждений, умозаключений.

3. Структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания за счет структурированности смысловых отрезков, на которых базируются понятия, суждения, умозаключения.

4. Структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого содержания материала.

5. Структурно-логические схемы демонстрируют содержание темы при оптимальной смысловой и информационной нагрузке: информация представлена в удобном для восприятия виде, логика подачи информации не даёт двусмысленной интерпретации.

6. Структурно-логические схемы помогают студенту восстанавливать целостную картину из смысловых фрагментов.

7. Структурно-логические схемы учитывают образ мышления современных студентов, предпочитающих нетекстовую, наглядно-образную информацию, и способствуют формированию культуры научного познания, в основе которого лежит умение устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, в структурно-логической схеме в четкой обобщенной форме закодирована важная информация по проблематике изучаемых тем и разделов. При использовании на занятиях структурно-логических схем «работают» все основные дидактические принципы: сознательность и познавательная активность; наглядность; системность и последовательность; научность и доступность; связь теории с практикой, а в итоге – прочность полученных студентом знаний.

Обобщая всё вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что работа в данном направлении требует продолжения. На очереди систематизация структурно-логических схем через составление реестра схем, адаптация и дифференциация по группам и направлениям. Это позволит интенсифицировать учебный процесс и поможет достичь главного принципа обучения – результата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Г.І. Методика викладання історії в школі : навч. посіб. [для вищ. навч. закл.] / Г.І. Александрова, В.М. Александров, Л.І. Полякова. – Мелітополь: 2007. – 237с.

2. Баханов К.О. Лабораторно-практичні роботи у викладанні історії України / К.О. Баханов. – К., 1995. – 205 с.

3.Баханов К. О. Методика викладання історії : традиції та інновації / К. О. Баханов // Історія в школах України. – 2002. – № 6. – С. 9-12 .

4. Баханов К.О. Організація особистісно орієнтованого навчання: порадник молодого вчителя історії / К. О. Баханов. – Х. : Вид. група «Основа», 2008. – 159 c. : табл. – (Б-ка журн. «Історія та правознавство», Вип. 1 (49)).

5. Баханов К.О. Сучасна шкільна історична освіта: інноваційні аспекти: монографія / К.О. Баханов . – Донецьк: ТОВ « Юго-Восток, ЛТД» , 2005. – 384 с.

6. Белякова М.М. Структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного мышления на уроках литературы / М.М. Белякова // Педагогическое мастерство: материалы ІV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М. : Буки-Веди, 2014. – С. 93-105.

7. Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М. : Владос, 2007. – 91 с.

8. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии в высшей школе / Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.

Аннотация

Свириденко М.И. Использование структурно-логических схем в учебном процессе.

Поиск оптимального использования современных методов обучения, лучших наработок из сокровищницы педагогического мастерства привели автора к освещению роли структурно-логических схем в учебном процессе, достоинств использования структурно-логических схем в преподавании истории, в межпредметных связях.

Ключевые слова: структурно-логическая схема в истории, наглядность, межпредметные связи.

summary

(на английском языке)

Текст аннотации.

Key words:

1

В статье обосновывается целесообразность представления педагогом учебной информации как в знаковой, концептуальной, так и обобщенной, структурированной форме, в виде информационных, структурно-логических схем (СЛС). Эти схемы кратко и наглядно отражают содержание основных тем, разделов учебной дисциплины, ее логику в целом и методику изложения. При этом те, кто склонен к анализу информации и у кого доминирует мыслительный тип личности (доминирование левого полушария) по элементам видят информацию в целом, а кто склонен к синтезу информации и при доминировании правого полушария (художественного, художественно-мыслительного типов личности), видят учебную информацию в целом и эффективно проводят анализ ее элементов. Экспериментально подтверждена в исследованиях автора и его аспирантов эффективность применения СЛС в качестве дидактического основания информационных технологий, электронных учебников, комплексов по разным дисциплинам – общепрофессиональным, специальным, гуманитарным.

структурно-логические схемы

дидактическое основание

информационные технологии

электронные учебники

комплексы.

1. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М, 1993. – 306 с.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988. – 560 с.

3. Соколова И.Ю. Педагогическая психология. Учебное пособие со структурно-логическими схемами. – Томск: Изд-во ТПУ, 2011. – 332 с.

5. Богданова О.В. Теоретическое обоснование и технология экономической подготовки студентов технического вуза /Автореф. дис. … канд.пед. наук. Томск: ТГПУ, 2005. – 19 с.

6. Павленко Л.В. Оптимизация иноязычной подготовки студентов-юристов/Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2010. – 22 с.

7. Соколова И.Ю. Насосы, вентиляторы, компрессоры: Учебное пособие со структурно-логическими схемами. – Томск: Изд-во ТПУ,1992. – 100 с.

8. Соколова И.Ю. Гидромеханика: учебно-методическое пособие со структурно-логическими схемами. – Томск, 1994.- 90 с.

10. Тарбокова Т.В. Дидактическая система активизации познавательной самостоятельности студентов как средство повышения эффективности их математической подготовки / Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2008.-24 с.

12. Тищенко Н.Ф. Сравнительный анализ эффективности учебного процесса при концептуальном и образно-концептуальном представлении учебной информации: дис. … канд. психол. наук / Н.Ф. Тищенко Л., 1981.- 181 с.

Уровень развития современного общества, как известно, определяется его интеллектуальными ресурсами, информатизацией и гуманизацией, что связано с компьютеризацией образования, созданием электронных учебников и комплексов, информационных технологий обучения подрастающего поколения.

Качество компьютерных учебников, учебных пособий и технологий во многом зависит от того, как конструируется и представляется учебная информация.

Эффективность восприятие информации, как установлено психофизиологами , зависит от свойств нервной системы человека и связано с выявленными психологами условиями формирования адекватного образа восприятия, для чего необходимо достаточное количество информации, ее структурированность и активность восприятия . По нашему мнению, очень важна еще систематизация информации по тому или иному основанию , поскольку последняя влияет на установление связей между элементами информации, увеличивая или уменьшая их количество, как показано в . Это согласуется с теорией систем, когда при меньшем количестве элементов в системе лучше просматриваются связи между ними и, чем больше элементов в системе, тем меньше связей устанавливается между элементами.

Анализируя результаты исследований психофизиологов, согласно которым:

· обладатели сильной и инертной нервной системы не только хорошо воспринимают информацию зрительно, но и ее запечатлевают, запоминают;

· слабость, лабильность и инактивированность нервной системы способствуют лучшему запоминанию при смысловом кодировании (переработке) информации;

· личностям с низким уровнем тревожности (эмоционально устойчивая и уравновешен-ная нервная система) свойственен глобальный синтетический характер обработки информации, а при высокой тревожности (эмоционально неустойчивая нервная система) - аналитический, приходим к следующим выводам.

1. Учащимся, обладателям различных свойств нервной системы (темпераментов), необходимо представлять учебную информацию, в первую очередь, зрительно, поскольку сильная нервная система у обладателей 3-х темпераментов (холерик, сангвиник, флегматик), а у 2-х - инертная (флегматик, меланхолик).

2. Учебную информацию следует представлять как в логической последовательности, в знаково-символической форме, так и в обобщенной, в виде информационно, структурно-логических схем (СЛС), а также преимущественно по дедуктивному принципу - от общего к частному и, в случае необходимости, от частного к общему - индуктивно.

3. Представленная на СЛС информация эффективно воспринимается обладателями разных свойств нервной системы, так как те, кто склонен к анализу информации и у кого доминирует мыслительный тип личности (доминирование левого полушария) по элементам, видят информацию в целом, а кто склонен к синтезу информации и при доминировании правого полушария (художественный, художественно-мыслительный тип личности), видят учебную информацию в целом и эффективно проводят анализ ее элементов.

Принимая во внимание, сказанное выше, остановимся на особенностях конструировании учебной информации в форме структурно-логических схем (СЛС).

Структурно-логические схемы кратко и наглядно отражают содержание основных тем, разделов учебной дисциплины, логику курса в целом и методику его изложения. На каждой из таких схем изучаемый материал представлен в конкретной и структурированной форме, отражая содержание отдельных вопросов темы или раздела, в виде схем, графиков, чертежей, формул, уравнений. Каждая схема имеет опорный сигнал - символ - обобщенный образ восприятия, который объединяет вопросы, представленные на СЛС, а также помогает учащемуся увидеть особенности отдельных вопросов, тем, разделов изучаемой дисциплины.

Проведенный анализ показывает, что применение СЛС при работе со студентами позволяет преподавателю:

· реализовать принцип крупноблочного представления теоретических знаний, сократить время на изложение теоретического материала;

· активизировать познавательную деятельность студентов, установить более тесные контакты с аудиторией, применять мониторинг качества знаний.

Использование СЛС учащимися при изучении теоретических разделов дисциплины, решении задач, выполнении заданий обеспечивает:

· систематизацию знаний, возможность видеть логические связи между вопросами, темами и разделами изучаемой дисциплины;

· развитие мышления, в том числе творческого, активизацию и эффективность самостоятельной познавательной деятельности в целом;

· сокращение времени на освоение теоретической части учебной дисциплины и, следовательно, возможность индивидуальной самостоятельной работы студентов при углубленной проработке отдельных тем изучаемого курса, выполнении заданий, ориентированных на будущую профессиональную деятельность;

Проведенные исследования показали, что применение СЛС в учебном процессе способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников, студентов, значительно повышает ее эффективность. Так, например, чтение лекций с применением СЛС в виде слайдов позволяет преподавателю, объясняя материал вести диалог со студентами, вовлекая их в дискуссию, побуждая к рассуждениям, совместному доказательству и выводам. Преподаватель может пояснить или доказать наиболее сложные вопросы, а более простые выводы поручить учащимся сделать самостоятельно.

Компьютерные технологии обучения, разработанные с использованием СЛС и с учетом индивидуально-психологических особенностей школьников, студентов позволяют обеспечить оптимальное соответствие методики обучения особенностям индивидуальной познавательной деятельности каждого обучающегося, а, следовательно, ее эффективность и успешность, все это способствует повышению качества обучения, качества подготовки специалистов в системах общего и профессионального образования.

Проведенный нами анализ показал, что конструирование учебной информации в виде СЛС способствуют активизации и развитию психических познавательных процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, что обеспечивает активизацию и эффективность познавательной деятельности школьников, студентов в целом.

Проанализируем, как влияет представление информации в виде структурно-логических схем на восприятие и переработку информации студентами, обладающими разными стилями познавательной деятельности - когнитивными стилями: импульсивность - рефлексивность, аналитичность - синтетичность, полезависимость - поленезависимость, высокая - низкая дифференциация и др.

1. Наблюдениями, анализом установлено, что обладателям «рефлексивным» стилем познавательной деятельности СЛС помогают быстрее осмыслить, освоить изображенную на них информацию. «Импульсивным» же целесообразно эту информацию «озвучить» - верболизовать, что «снижает» уровень импульсивности и способствует лучшему осмыслению

учебной информации .

2. Естественно, что информация, представленная на СЛС, лучше воспринимается и осваивается обладателями «поленезависимого» когнитивного стиля, но и «полезависимым» она оказывается доступной, т.к. на схеме выделены отдельные блоки и раскрыты связи между ними. Преподавателям для развития «поленезависимости» следует предлагать «полезависимым» специальные задания по выделению отдельных элементов из целого, нахождению и установлению взаимосвязей между этими элементами и пр.

3. Большой объем информации структурированной и одномоментно представленной на СЛС способствует, по нашему мнению, развитию когнитивного стиля «высокая - низкая дифференциация». Связано это с тем, что на большом объеме наглядно представленной информации удобнее устанавливать различия, находить общие и отличительные признаки тех или иных объектов, явлений, проводить сравнения и т.д.

Сказанное выше приводит к выводу и целесообразности применения структурно-логических схем в образовательном процессе по разным дисциплинам при создании учебников, в т.ч. компьютерных, информационных технологий обучения.

Учебная информация при представлении ее в виде СЛС значительно обобщается, структурируется и наглядно раскрываются связи, как между вопросами определенной темы, так и между этой темой с предыдущей и последующей. Это обеспечивается за счет кодирования информации (например, на каждой схеме вопросы, относящиеся к насосам, отмечаются буквой Н, вентиляторам - В, компрессорам - К). Кроме того, иногда связи между «обобщенным образом восприятия» (опорным сигналом, символом) и его конкретным проявлением показываются стрелками.

При наличии СЛС познавательную деятельность можно организовать по-разному, что зависит от количественного и качественного состава группы учащихся, психологических особенностей учебного материала, преподаваемой дисциплины и пр.

1. Для многочисленной и привыкшей конспектировать аудитории (3-4 учебных группы) с недостаточным уровнем обученности, наиболее подходящим является информационно- рецептивный метод обучения, когда преподаватель, прежде чем подробно объяснять, доказывать какой-либо теоретический вопрос, сначала кратко поясняет содержание всей темы, наглядно представленной на СЛС. Это способствует привлечению внимания учащихся к учебной информации, предварительному краткому ознакомлению с ее содержанием, установлению связей между вопросами рассматриваемой темы, ее целостному восприятию, что совершенно необходимо для студентов с доминированием правого, равной выраженностью функций полушарий головного мозга и синтетикам, воспринимающих информацию в целом. Студенты, с доминированием левого полушария и аналитики сначала увидят цепочку взаимосвязанных элементов, что затем помогает им получить целостное представление информации по каждой теме и изучаемой дисциплины в целом.

Проработка и закрепление теоретического материала осуществляется при ответах на вопросы и решение задач, выполнении заданий разного уровня сложности, ориентиро---ванных на будущую профессиональную деятельность, как самостоятельную с использованием СЛС, так и совместную на практических занятиях.

2. Для 1-2 учебных групп студентов со средним и высоким уровнем обученности и обучаемости, как показывает наш опыт, целесообразно организовывать познавательную деятельность следующим образом. После того, как преподаватель пояснить содержание очередной темы курса, представленной на СЛС, сделает вывод какого-то одного уравнения, зависимости, студенты самостоятельно выводят все другие уравнения, а затем используют их при решении задач, выполнении заданий и т.д. Таким образом, в учебном процессе реализуются эвристический и исследовательский методы обучения. При этом преподаватель, учитель, может давать задания исследовательского характера как отдельным школьникам, студентам, учитывая уровень развития их интеллектуальных способностей или предложить то, или иное задание группе из двух человек - диаде, включая в нее учащихся с одинаковой или разной степенью обученности и обучаемости, но психологически совместимых. . Совместная познавательная деятельность школьников, студентов часто, как известно, оказывается более эффективной, и развивающей, чем индивидуальная.

3. Проведение занятий, лекций в форме диалога является средством, способствующим активизации мыслительной и познавательной деятельности школьников, студентов. Такая форма проведения лекций хорошо принимается студентами, о чем свидетельствуют результаты анкетирования. При этом преподаватель, сначала кратко пояснив содержание рассматриваемой темы на СЛС, начинает вести совместные рассуждения со студентами постепенно перехода от одного вопроса темы к другому, задавая вопросы, получая ответы, уточняя их, иногда подробно поясняя или доказывая то, что труднее воспринимается студентами, обращает их внимание на связи между отдельными вопросами темы и связи с ранее изученным материалом. Такая методика проведения лекций наиболее целесообразна с 1-2 студенческими группами даже при среднем уровне их обученности, она, безусловно, повышает уровень обучаемости студентов, а по затратам времени такая же, как традиционная монологическая лекция.

4. Возможна такая форма организации познавательной деятельности, при которой преподаватель, пояснив по СЛС содержание темы, выделив отдельные вопросы, предлагает студентам сначала (ориентируясь на СЛС), выполнить иллюстрацию к рассматриваемому вопросу (чертеж, график, схему), а затем найти к нему пояснение в учебном или методическом пособии и отразить это пояснение в конспекте. Это и эвристический метод познания, и развитие способностей к самообучению, самообразованию.

5. Информация, представленная на СЛС, может рассматриваться как наглядно выраженная проблема с отдельными вопросами, задачами, что позволяет применять проблемный метод обучения на основе структурно-логических схем. Причем, обобщение и структуризация учебной информации, наглядное раскрытие связей содействуют эффективному решению проблемных задач и ситуаций, выполнению комплексных, связанных с будущей профессией заданий-задач при самостоятельной познавательной деятельности студентов, о чем свидетельствуют мнения студентов заочного обучения.

В целом, представление учебной информации в виде структурно-логических схем способствует изменению функций участников образовательного процесса, когда педагог не транслятор учебной информации, а направляющий самостоятельной познавательной деятельностью школьников, студентов, которые из пассивных слушателей превращаются в активных преобразователей информации и исследователей.

Кроме того, применение СЛС позволяет разнообразить методику преподавания самых разных дисциплин, что способствует эффективности познавательной деятельности учащихся. Об этом свидетельствуют результаты опроса студентов, которые подтверждают целесообразность применения СЛС, разработанных автором и его аспирантами, в преподавании таких разных по содержанию и структуре учебного материала дисциплин как «Неорганическая химия» , «Насосы, вентиляторы, компрессоры» «Гидромеханика» , «Экономика и менеджмент горного производства» , «Иностранный язык» , «Математика» «Биология и химия» , «Теоретические основы электротехники» .

В заключение приведем обоснование эффективности метода обучения разным дисциплинам на базе структурно-логических схем (СЛС).

Влияние метода обучения на основе СЛС на активизацию и повышение эффективности познавательной деятельности студентов по разным дисциплинам обосновано нами теоретически и подтверждено результатами проведенного эксперимента и анкетирования студентов .

В качестве примера в таблице 1 приведены результаты констатирующего и формирующего экспериментов по развитию у студентов контрольных (65 чел.) и экспериментальных (68 чел.) групп интеллектуальных умений - дифференцирования, нахождение сходства и сравнения при освоении ими дисциплины «Насосы, вентиляторы, компрессоры». При этом после первой лекции, на которой студенты экспериментальных и контрольных групп познакомились с классификацией и принципом действия машин, перемещающих жидкости и газы, им были выданы задания выявить различия, найти сходства и сравнить в целом какие-либо три типа машин, используя различную литературу. Результаты оценивались по 10-ти балльной шкале и в процентах, по соотношению 10 баллов - 100% .

Таблица 1

Развитие мышления у студентов экспериментальных и контрольных групп

Экспериментальные группы

Контрольные группы

Кол-во студен

По окончании курса (через 4-е месяца) студентам этих же групп (экспериментальных - изучающих предмет с применением СЛС и контрольных - занимающихся по традиционной методике) были выданы задания на установление различий, нахождение сходства и проведение сравнений по разным теоретическим, практическим вопросами и темам изучаемой дисциплины. Оценка производилась в баллах (см. таблицу 1).

Результаты эксперимента свидетельствуют о следующем. В 2-х из 3-х экспериментальных групп первоначальный уровень выполнения мыслительных операций дифференцирования, нахождения сходства и сравнения был (0,47) на 9% ниже, чем у контрольных групп (0,56). После обучения с применением СЛС уровень выполнения этих операций повысился на 24 -37 %, по сравнению с первоначальным, а в контрольных группах только на 12 - 17%.

Кроме того, целесообразность применения СЛС подтверждается тем, что:

· студенты становятся способными решать задачи более высокого класса (чем обычные учебные задачи) - комплексные задачи-задания, соответствующие их склонностям к инженерно-технической (конструктор, технолог, разработчик-исследователь проблем, программист и др.) или инженерно-гуманитарной (менеджер, экономист, эколог, педагог, социолог, психолог) профессиональной деятельности;

· сокращается время обучения при одном и том же качестве знаний;

· повышается качество знаний при одном и том же времени обучения;

· увеличивается количество изучаемой информации при одном и том же уровне знаний и тех же временных затратах;

· сильными студентами обязательный программный материал осваивается в три раза быстрее, чем без СЛС.

Результаты эти понятны, ибо преподаватель затратил время и энергию на обобщение,

структурирование, систематизацию информации, и, если это обобщение и связи между элементами знания студентам понятны, то процесс усвоения информации ускоряется, что подтверждено нашими наблюдениями, экспериментом и согласуются с результатами исследований Н.В.Тищенко .

Таким образом, проведенные исследования подтвердили целесообразность применения СЛС при изучении школьниками, студентами различных дисциплин, т.к. это способствует эффективности восприятия учебной информации учащимися, обладателями разных психофизиологических особенностей, активизации психических познавательных процессов, развитию интеллектуальных умений, мышления в целом, активизации и эффектив- ности учебно-познавательной деятельности учащихся по сравнению с традиционными методами обучения. Ниже представлены в качестве примеров структурно-логические схемы - СЛС, разработанные автором по дисциплинам «Насосы, вентиляторы, компрессоры» (рис.1.,2), «Гидромеханика, гидравлика» (рис. 3., 4) и «Педагогическая психология» (рис. 5, 6). В цветном и черно-белом исполнении (рис. 7, 8), (рис. 9,10), (рис. 11, 12).

Рис.1. (СЛС 9) - Совместная работа машин (насосов, вентиляторов) на сеть

Рис. 2. Турбокомпрессоры - центробежные и осевые

Рис 3. (СЛС 5.б) - Законы движения одномерного потока

Рис. 4. (СЛС 9) Режимы движения жидкости

Рис. 5. Учебная деятельность как деятельность взаимодействия участников образовательного процесса, ее структура

Рис.6. Способности личности, их структура и классификация

Рис. 7. (СЛС 9) Совместная работа машин (насосов, вентиляторов) на сеть

Рис. 8 (СЛС 16) Турбокомпрессоры - центробежные и осевые

Рис. 9. (СЛС 5б) Законы движения одномерного потока

Рис.10 (СЛС 7) Законы и критерии подобия

Рис.11. Концепция качества подготовки специалистов

Рецензенты:

Скрибко Зоя Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей физики ФГБОУ «Томский государственный педагогический университет», г. Томск.

Карауш Сергей Александрович, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой охраны труда и окружающей среды Томского архитектурно-строительного университета, г.Томск.

Библиографическая ссылка

Соколова И.Ю. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ – ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ И КОМПЛЕКСОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7920 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»