Словарные слова, как легче их запомнить? Тема: Как запоминать словарные слова

Начать стоит с самой обычной работы над словом, особенно если речь идет об учениках младших классов.

  1. Прочитать слово по слогам.
  2. Составить слово из букв, используя фланелеграф и буквы, вырезанные из бархатной бумаги или текстурного картона (можно и без фланелеграфа, если его нет, просто на столе); ребенок должен провести пальчиком по буковкам.
  3. Поделить слово на слоги и для переноса, подсчитать количество букв, гласных, согласных.
  4. Определить состав, часть речи.
  5. Найти «опасную» букву, переписать слово, выделяя ее цветом.
  6. Придумать предложения и словосочетания со словом, загадку, может быть, нарисовать картинку.
  7. Записать слово несколько раз в разных формах (падежах, лицах и т.д.), обязательно тщательно проговаривая его вслух.

А что дальше?

Все эти методы используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно для запоминания слова. Но столь же часто этого не хватает. Или слово попалось какое-то «злое» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много — причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу или использовать их все. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.

«Дерево слов»

Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым?

Обратите внимание!

Если игра проводится учителем, тем более в средней школе, стоит все же обращать внимание на различение школьниками понятий «однокоренное слово» и «форма слова»: на веточки надо записывать только однокоренные слова.

Морфемные и фонетические «шарады»

Если на уроках проводится игра в лингвистические «шарады», стоит включить в нее словарные слова и загадать их и их однокоренные.

Например, запоминается слово «шёл».

Фонетическая «шарада». Первый звук как последний звук в слове «нож»; ударный гласный как ударный гласный в слове «кошка», последний звук как последний звук в слове «пол».

«Третий лишний»

В игру «Третий лишний» тоже стоит включить словарные слова.

Напомню, что ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям. Все разумные ответы правильные. Пример:

К..рандаш, к..рова, м...рковь

Лишнее слово «карандаш», потому что надо вставить А, а в остальных О. Лишнее слово «морковь», потому что оно на М, а остальные на К. Лишнее слово «карандаш», потому что оно мужского рода, а остальные — женского. И т.д.

«Письмо из бутылки»

Текст, в котором отсутствуют («смыты водой, пока письмо плавало в бутылке по бескрайнему морю») отдельные буквы и слова. Его надо восстановить. Пропускать надо слова и буквы, в которых можно ошибиться.

«Перфокарты»

Метод контроля, предложенный Г. Богдановой, требует подготовки от учителя, но зато пользуется неизменным успехом у школьников. Для него надо заготовить перфокарты — картонки, в которых вырезаны «окошки» в три столбика. У автора методики по 9 в каждом столбике, я делаю по 4. Итого 27 (12) словарных слов учитель диктует (повторять слова нельзя!), а дети вписывают только одну «опасную» букву в «окошко». И выполняется, и проверяется за считаные минуты.

Свой словарный диктант

Домашнее задание в виде «Придумать свой словарный диктант» вызывает большой энтузиазм. Если дети продвинутые, пусть составляют диктант в форме текста, включающего в себя не менее 10 словарных слов.

«Исправь ошибки» («Корректор»)

Детям предлагается текст или слова, в которых кое-где допущены ошибки. Задача школьника — найти их и исправить.

Ребусы, кроссворды

Игры такого рода нравятся многим детям и также помогают в запоминании словарных слов.

Буриме

Если в классе есть творческие дети, то можно предложить написать буриме с использованием изучаемых слов. Напомню, для игры выбираются какие-то рифмы. Необходимо сочинить стихотворение с этими рифмами. Например, «нежданно — вмиг — тумана — настиг».

А если слова никак не запоминаются?

Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними посерьезнее, используя различные мнемотехники.

Разрезанное слово

Напишите крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрежьте полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешайте их и сложите слово. Получается? Теперь разрежьте по буквам и опять сложите.

«Всё наоборот»

Напишите слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.

Ребенку помладше можно предложить слово, в котором переставлены буквы. Например, «мроковь», «мкоровь», «моовькр» и т.д. Первую букву желательно не переставлять.

«Беглые гласные»

Все гласные из слов куда-то убежали! Необходимо их восстановить. Ученик получает карточку либо такого вида: «м_рк_вь, к_п_ст_», либо такого: «мрквь, кпст». Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».

Картинки-ассоциации

Если кто-то из вас — вы или ребенок — хорошо рисует, то этот вариант для вас. Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п.

Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется, а затем устроить вернисаж пор всей квартире, особенно там, где ребенок проводит больше времени.

Ассоциации и созвучия

Это такой творческий метод для запоминания слов. Конечно, он не всем нравится и подходит, а с самого начала дети, может быть, не примут игры и не захотят придумывать ассоциации. Стоит предложить им эту игру еще раз с другими словами, попроще. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз, для примера.

Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучанию и соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописание слова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:

Приготовим вИ нЕ греТ ,

Он не жарен И нЕ греТ .

Суть ассоциации в том, чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее «опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста — зАяц».

Итог

Учить словарные слова — не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески, даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станет высокая грамотность!

Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
А. Шибаев

Современные школьники считают язык сложнейшей из наук, потому что не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. Может показаться, что исключений из правил и словарных слов гораздо больше, чем написаний, регулируемых орфографическими правилами.составляют огромный толстый словарь. И все их надо знать наизусть. Их необходимо учить и постоянно повторять, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Школьникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые. Работа по правописанию словарных слов – сложная и кропотливая. Но и эту работу можно сделать интересной и увлекательной.

Работа по заучиванию словарных слов должна проводиться систематически: заниматься следует по 15-20 минут ежедневно. Стоит брать для запоминания от 5 до 20 слов в неделю.

При первоначальном знакомстве со словом проводится основательная работа:

  1. читаем слово, проговариваем его по слогам;
  2. объясняем его значение (если не знаем значение слова, обращаемся к толковому словарю);
  3. ставим ударение, выделяем другим цветом трудную букву, делим слова на слоги и на слоги для переноса;
  4. подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения с этим словом, подбираем синонимы, антонимы, загадки, поговорки, стихотворения с данным словом;
  5. записываем слова в орфографический словарик.

Эта стандартный работа со словом, которая помогает его выучить. Так разбираются словарные слова в школе, но этого часто недостаточно для запоминания. Чтобы увлечь ребёнка и облегчить процесс заучивания словарных слов, многие педагоги предлагают использование следующих приёмов.

Можно составить рассказ из группы словарных слов. Следует подбирать слова более близкие по смыслу, из одной тематической группы, например: тетрадь, карандаш, пенал, портфель, класс.

Наш класс большой и светлый. Девочки и мальчики очень дружные и хорошие ребята. Перед уроками дежурные раздают тетради. Ученики готовят к уроку пенал, карандаши. Все вещи у них аккуратно лежат в портфелях. Учитель входит в класс, начинается урок.

Картинный диктант: использование картинок с изображением предметов, ребенок записывает названия предметов, изображённых на картинке.

Можно списывать слова в различном порядке: в порядке возрастания слогов или наоборот, по родам, по числам, по частям речи и т.д.

Разбор слова по составу, составление словообразовательных цепочек и образование новых слов от данного.

Изменение слова по падежам.

Мнемонический метод – ассоциативное запоминание слов. Трудное написание необходимо связать с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова. Образ должен помочь правильно написать орфограмму.

Как подобрать образ?

Записываем словарное слово, выделяем другим цветом (подчеркиваем, обводим) слог, который вызывает трудности при написании. Находим ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записываем его напротив словарного слова:

кА рман – дырА;

кА лории в сА ле.

Обратите внимание, ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком: подобие по цвету, форме, месту расположения, звучанию, вкусу, действию, материалу, назначению, количеству и т.д.

В написании ассоциативного образа должна быть под ударением буква, которая является сомнительной в словарном слове:

кА пуста;

зА яц любит кА пусту;

кА пуста – зА яц.

Можно нарисовать рисунок через сомнительную орфограмму, который объясняет написание словарного слова:


Ценность данного метода
в том, что у каждого свой ассоциативный образ, который помогает запомнить слова.

Можно объединять словарные слова в словосочетания и предложения на основе одинаковых орфограмм:

канонада в Канаде;

имитация миграции;

аппетит после аппендицита;

у Аллы аллергия.

Подбор фразеологизмов и стихотворений со словарным словом:

…Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда.

Двойное «р »содержит он

И называется перрон. (С. Михалков)

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон . (С. Маршак)

Можно написать слова, стихотворения или нарисовать мнемонические рисунки на разноцветных стикерах и наклеить их на видные места в своёй комнате. Они постоянно будут попадаться на глаза, что поможет быстро запомнить словарные слова.

Для усвоения слов с непроверяемыми написаниями можно воспользоваться специальной литературой, которая поможет разнообразить занятия по заучиванию словарных слов. Использование ИКТ также делает занятия более увлекательными и способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

Остались вопросы? Не знаете, как выучить написание словарных слов?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

www.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

У многих вызывающие сомнение. Вы, конечно же, запомнили, что формы ПРИДТИ не существует, только ПРИЙТИ. Между тем это одна из самых частых ошибок («придти» вместо «прийти»), допускаемых в соцсетях, блогах и на форумах. Какие еще непростительные вольности в обращении с великим и могучим позволяют себе пользователи Рунета? Делимся нашей коллекцией типичных «онлайн-преступлений» против грамотности.

БОР(Я/Ю)ТСЯ

Запоминаем, как правильно: борЮтся

Можно вспоминать виды спряжения глаголов и их окончания в разных формах, но чем дальше школьная скамья, тем хуже хранятся в нашей голове грамматические правила. Попробуйте усвоить скользкий момент с помощью ассоциации-запоминалки: они борЮтся, потому что я борЮсь.

БРЕЛ(О)КИ

Запоминаем, как правильно: брелОки

Почему «потолок» – «потолка», но «брелок» – «брелока»? Потому что первое слово исконно русское, в нем есть беглая гласная «о» (она пропадает при изменении слова по падежам). А второе заимствовано из французского: breloque означает «подвеска». Оно обрусело, но ничего внутри себя не потеряло, поэтому только так: нет брелОка, обрадоваться подаренному брелОку, вручить корпоративные брелОки.

БУДУ(Ю)ЩИЙ

Запоминаем, как правильно: будУщий

Непрошеное «ю» здесь появляется из-за ошибочной параллели со словом «следуЮщий». Запоминаем, как правильно: на следУЮщий год, но – на будУщий год. Придумаем средство самопроверки: я следУЮ, но – я будУ (язык не повернется сказать «я будую», ведь так?).

В(ОБЩЕМ) и В(ОО/А)БЩЕ

Запоминаем, как правильно: в общем, вООбще

ВООБЩЕ неправильно писать «в общем» слитно или с дефисом. Подставьте мысленно продолжение фразы: В ОБЩЕМ и в целом, В ОБЩЕМ и в частности, – и вы легко увидите, почувствуете предлог «в» перед «общем», а значит, напишете его отдельно, через пробел.

А «вООбще», В ОБЩЕМ-ТО, нужно писать с двумя «о» внутри – без вариантов (осторожно, слова «вообщем» не существует!). Вот так: значения слов похожи, а написание различается.

(В)ПРИДАЧУ

Запоминаем, как правильно: в придачу

Наречие «в придачу» всегда пишется раздельно. Это исключение из правила, или, как говорили в школе, словарное слово, которое нужно запомнить: купила серебряный браслет-цепочку, а шарм к нему получила В ПРИДАЧУ, в подарок.


ДЕНЬ РОЖДЕНИ(Е/Я)

Запоминаем, как правильно: день рождениЯ

Первое – задаем вопрос: день (чего?) рождениЯ. Второе: оба слова в словосочетании «день рождения» пишутся с маленькой буквы, это ведь праздник, хоть и самый главный для каждого, но личный, а не официальный, как Первое мая – День Весны и Труда, например.

ЕДЬТЕ / ЕЗЖАЙТЕ / ПОЕЗЖАЙТЕ

Запоминаем, как правильно: поезжайте

Правильные формы повелительного наклонения глагола «ехать» таковы: ПОЕЗЖАЙ домой, ПОЕЗЖАЙТЕ на отдых в Крым.

ЖАРЕН(Н)ЫЙ

Запоминаем, как правильно: жареНый картофель; жареНый картофель с зеленью; картофель, жареННый с луком и салом

Тонкости этого правила грамотно, с юмором и вкусно объяснил неизвестный автор, текст которого гуляет в соцсетях:

Вот смотрите, жарим мы картошку. Получается у нас «жареная картошка», с одной «н», порядок. Другой случай: жарим мы картошку и решили добавить к ней грибы для вкуса. Тогда у нас есть зависимое слово и получается «жаренная с грибами картошка», с двумя «н», но вроде бы все логично. А может быть случай, когда мы пожарили картошку, положили ее на тарелку и решили добавить грибочков. Получается «жареная картошка с грибами», и тут опять одна «н». Понимаете, все зависит от того, в какой момент вы добавили грибы!

ЗА(ГРАНИЦЕЙ) и ЗА(РУБЕЖОМ)

Запоминаем, как правильно: за границей, за рубежом

Наречные выражения «за границей», «за границу», «за рубежом» пишутся раздельно с предлогом «за»: уехал (куда?) ЗА РУБЕЖ, отдыхал (где?) ЗА ГРАНИЦЕЙ. А если перед вами существительное, то за- уже не предлог, а приставка, и написание слов слитное: соблазнился (чем?) ЗАГРАНИЦЕЙ и уехал на ПМЖ в Канаду; (что?) ЗАГРАНИЦА нам поможет; представители стран дальнего (чего?) ЗАРУБЕЖЬЯ (слова «зарубеж» не существует!) участвовали в конгрессе в Москве.


МОРОЖЕН(Н)ОЕ

Запоминаем, как правильно: морожеНое

С точки зрения истории и логики русского языка сливочное морожеНое (да и любое другое!) и морожеНая клюква – родственники, просто в первом случае прилагательное стало существительным: люблю (что?) морожеНое, купи (какой?) морожеНой рыбы. Но не путайте, в слове «заморожеННый» уже две Н, так как есть приставка за- и слово отвечает на вопрос «что сделаННый?».

(НА)ВЫНОС

Запоминаем, как правильно: навынос

Навынос – наречие, пишется слитно. Поэтому кофе, суши, алкоголь продаются НАВЫНОС и никак иначе.

(НА)ЛИЦО

Запоминаем, как правильно: факты налицо, но!: нанести крем на лицо

«Налицо» может быть наречием, а может – существительным с предлогом. Если между «на» и «лицо» можно вставить слово (а то и не одно!): наложить маску НА очищенное тоником ЛИЦО, – перед вами второй случай, то есть следует писать раздельно. А если «налицо» выступает в роли сказуемого: обман НАЛИЦО, – это наречие, пишем его слитно.

Н(Ь)ЮАНС

Запоминаем, как правильно: нЮанс

Среди ваших знакомых есть любители ? Получив сообщение в духе «Мне нравится твоя идея, но есть ньюанс…», смело отвечайте, что никаких ньюансов не бывает – только НЮАНСЫ (от французского nuance – тонкость, подробность, оттенок).

ОБОИХ и ОБЕИХ

Запоминаем, как правильно: обОИх одноклассников, но!: обЕИх одноклассниц

Ваша подсказка – род существительного: если слово мужского рода или среднего, пишем «о» (обОИх студентов, обОИх окон). А если женского – необходимо «е»: обЕИх подруг, обЕИх сторон. Однако если речь идет о паре мужчины и женщины, будет тоже «о»: обОИх супругов пригласили в гости.


ПИРОЖ(Е)НОЕ

Запоминаем, как правильно: пироЖНое

Аналогия со словом «мороженое» вынуждает многих делать ошибку – писать и произносить ненужное «е». На помощь придет породившая вкусный десерт цепочка: пирог – пирожный – пироЖНое (это тоже существительное, некогда бывшее прилагательным). Пирог – кондитерское изделие целое, большое, пирожное – его часть или маленькая копия. Без всяких Е-добавок внутри!

ПИШИТЕ и ПИШЕТЕ

Запоминаем, как правильно: пишИте (вторая «и» под ударением), пишЕте (под ударением первая «и»)

Ясна ли подсказка с ударениями? Вот пример: пишИте грамотно, если пишЕте сопроводительное письмо к своему резюме. Более продвинутые знатоки русского языка вспомнят о различии повелительного наклонения (что делайте? – пишИте!) и изъявительного (что делаете? – пишЕте).

ПРЕДЕЛ и ПРИДЕЛ

Запоминаем, как правильно: прЕдел возможностей, прИдел церкви

Если речь идет о границах, верхней планке чего-либо, вы достигли прЕдела. Если вы вошли в православный храм и оказались у дополнительного алтаря, справа или слева от главного, то вы в прИделе, иначе говоря, прИстрое церковного здания.

САМОКЛЕ(Я/Ю)ЩИЙСЯ

Запоминаем, как правильно: самоклеЯщийся

КлеЯщий – это причастие (что делающий?), образованное от глагола II спряжения «клеИть» (по аналогии: строИть – строЯщий). Откуда берется «я»? Из формы этого глагола в 3-м лице множественном числе: они клеЯт обои. Поэтому самоклеЯщийся бланк и самоклеЯщаяся пленка пишутся только с «я».


СЕРЕБР(Я/Е)(Н/НН)ЫЙ

Запоминаем, как правильно: серебрЯНый

Еще одно из многих слов-исключений, написание которого надо запомнить. В этом прилагательном суффикс -ян-, а не -енн-, поэтому нужно писать «серебрЯНый».

СИМП(А/О)ТИЧНЫЙ

Запоминаем, как правильно: симпАтичный

Ну, тут все просто: проверочное слово «симпАтия», ударение падает на А, поэтому и в прилагательном, образованном от этого слова, пишем А в корне.

Любому человеку хочется писать без ошибок. Людям с врожденной грамотностью справиться с такой проблемой довольно просто. Но большинству приходится прилагать немалые силы, чтобы овладеть грамотным письмом.

Конечно, никаких затруднений со словами, написание которых регулируется правилами, чаще всего не возникает. А вот со словами, которые не подчиняются никаким правилам, дело обстоит совершенно иначе. Правильное написание словарных слов следует исключительно запоминать.

Огромное количество взрослых образованных людей нередко задумываются над написанием того или иного слова, когда дело доходит до составления документов или официальных писем. Довольно часто им приходится проверять себя, воспользовавшись орфографическими словарями.

Но ведь далеко не всегда в нужный момент орфографический словарь оказывается под рукой. Если у взрослых стоит такая проблема, то что уж говорить о детях, ведь им приходится гораздо труднее. Заучивание словарных слов - дело не из легких. Над этим усердно трудятся учащиеся школ, нервничают и каждый раз расстраиваются, если даже после долгих усилий они снова и снова делают ошибки в одних и тех же словах. В стороне не остаются ни учителя, ни родители. Они тоже активно участвуют во всем этом процессе и волнуются не меньше своих детей.

Оказывается, можно сберечь немало нервов, если воспользоваться довольно простыми, но в то же время эффективными методами для быстрого заучивания трудных слов. Таких способов всего пять.

Прием №1.

Возьмем, к примеру, такое непростое слово с удвоенной согласной, как «террариум». Если вы столкнулись с этим словом, но в его написании не уверены, то стоит заглянуть в словарь, чтобы не ошибиться. Но как же запомнить это слово? Для этого можно вспомнить какое-то слово, в котором тоже встречается удвоенная «р», но в написании которого, в отличие от «террариума», сомневаться вы уже не будете.

Прием №2.

Этот метод носит название «графического». Такой способ запоминания особенно подходит детям. В школьной программе встречается много сравнительно простых и наглядных слов. Именно для запоминания таких слов и следует прибегнуть к графическому методу. Но подобный прием не будет работать с более трудными словами, а тем более с абстрактными понятиями.

Графический метод запоминания основан на обыгрывании непроверяемой буквы с использованием картинок. А это значит, чтобы заучить сложное слово, нужно изобразить рисунок, на котором будет нарисовано само слово и непроверяемая буква. Рисунки не должны быть шедеврами изобразительного искусства, они, скорее, будут схематичными, ведь вы рисуете исключительно для себя.

Прием №3.

Под этим способом подразумевается фонетический метод. Он основан на звуковых ассоциациях, что может значительно облегчить заучивание словарных слов. Такой метод очень подходит ученикам средних и старших классов. Прибегнуть к такому способу запоминания полезно и взрослым. Фонетический метод позволяет без особых усилий выучить написание даже самых сложных слов.

Прием №4.

Здесь речь пойдет о комбинированном методе. Такой способ нужно использовать для заучивания тех сложных слов, где вы испытываете трудности в написании не одной, а двух и более букв. Этот метод представляет собой соединение двух способов: фонетического и графического. Такой подход позволяет использовать, например, метод фонетических ассоциаций, чтобы заучить одну непроверяемую букву, а графический - другую.

Прием №5.

В основу этого метода положена схожесть форм буквы с чем-либо. Это могут быть животные, предметы, растения. Следует подобрать какой-то предмет, который по форме напоминает непроверяемую букву. Если говорить другими словами, то используя такой метод, нужно придумать подходящие ассоциации.


Центр лингвистических программ Poliglot. Уникальная методика скоростного изучения на дому. Быстрый результат с гарантией!

События и новости культуры и образования:

На русском языке разговаривают более 260 млн человек в разных странах мира. Показателем грамотности является знание более 400 правил правописания. Но часто лингвисты называют русский языком исключений, так как сотни страниц орфографического словаря предлагают просто запомнить отдельные термины и выражения. Они не поддаются никаким правилам грамматики и не могут быть проверены.

Тема статьи - словарные слова, примеры их написания и запоминания. Сколько их всего? Какое количество необходимо знать, чтобы сдать успешно экзамен за 9 класс по русскому языку, носящий обязательный характер?

Его часто называют «непослушным», ибо написание вызывает трудности не только у детей, но и взрослых. Нет однокоренных слов, которые могли бы помочь проверить вызывающую сложности орфограмму. Ни одно из правил русского языка невозможно применить для того, чтобы пояснить, почему пишется именно та, а не иная буква. Есть только один способ писать грамотно - запомнить данные слова, используя свойства памяти. Заучить их, как таблицу умножения или теорему по математике. Только по итогам за 1-3 класс дети должны использовать 200 словарных слов. Их количество к завершению обучения исчисляется тысячами.

Список составляется лингвистами с учётом того, какие из них являются наиболее популярными и употребляемыми в лексиконе большинства русскоговорящих граждан. Он постоянно пополняется новыми заимствованными словами. Постепенно уходят в прошлое и утрачиваются те значения, которые ранее были крайне востребованными. Например, «колхоз», «октябрёнок». Сегодня подрастающее поколение чаще употребляет понятия: «компьютер», «фломастер», «презентация». Понимание, что такое словарное слово, невозможно без знания, почему и каким образом формируются исключения.

Причины их появления

Следует рассмотреть конкретное правило и понять, как оно сформировалось. Например, всем известна орфограмма: после шипящих пишется -и, -а, -у. Мы произносим твёрдо: -жы, -шы. Но при письме используем мягкое сочетание: -жи, -ши. Данное правило изучается ещё в начальной школе. Истоки его видятся в том, что когда-то люди слоги с шипящими произносили мягко, поэтому на заре существования письменности это и было закреплено в написании. Например, «жизнь», «шило», «пожитки».

После того как звуки отвердели, в грамматике закрепилось употребление букв -а, -у после шипящих: «чаща», «шутка». Так гласят и правила русского языка. Словарные слова - это исключения. Например, «парашют», «жюри», «брошюра». Как можно объяснить данный феномен?

Слова пришли из французского языка с мягким произношением. И уже в XIX веке, когда звуки -ж, -ш были твёрдыми. Чтобы выделить их, придав французский прононс, при написании сформировалось исключение. Буква -и в корне слова после -ц - это признак иностранного происхождения слов, где требуется мягкое или полумягкое произношение. Слова-исключения: «цыц», «цыпочки», «цыган», «цыплёнок», «цыкнуть» связаны с древнерусским происхождением. Этих слов гораздо меньше, поэтому именно они вошли в орфографический словарь.

Как запомнить

Чтобы избежать ошибок в диктантах и контрольных работах, с учениками постоянно проводится словарная работа. После изучения правил исключения выписываются в отдельную тетрадь, на дом задаётся определённое их количество для изучения. Творческие педагоги в начальной школе применяют четыре способа, помогающие детям учиться с удовольствием:

  • Графические ассоциации. Метод помогает увидеть в орфограмме образ, связанный со словарным словом, в котором явно просматривается нужная буква. Например, «шофёр». В первом слоге пишется «о», проверить которую невозможно. В виде графической ассоциации может выступить руль, имеющий, как и буква, округлую форму, что позволяет легче запомнить орфограмму.
  • Метод созвучий. Он предполагает подбор слуховой ассоциации в виде другого слова, которое не является однокоренным, но вызывает представление об основном. Например, «пират - пир». Орфограммой является бука «и» в первом слоге, в слове-ассоциации она находится под ударением, помогая вспомнить правильность написания.
  • Метод крестика, или кроссворда. Авторство приписывают Матюгину И. Ю., основателю школы эйдетики. Его ученики отлично понимают, что такое словарное слово, и умеют выстраивать ассоциации с абсолютно новым понятием, где орфограмма является связующим звеном. Например, «капуста». Возникает ассоциация о том, что её любят зайцы. Буква «а» позволит расположить крестиком в виде кроссворда оба слова, пересекающихся друг с другом.
  • Метод миниатюр. В самом слове прорисовывается образ буквы, являющейся орфограммой. Например, на месте «о» («пуговица») можно пуговку и нарисовать. Она очень похожа на непроверяемую букву.

В старших классах орфограммы можно собирать по темам, по буквам алфавита, повторяя их написание. При необходимости глубокого изучения языка, можно познакомиться с историей происхождения слова.


Разбор примера

Среди металлической посуды, используемой для приготовления пищи, человек часто пользуется кастрюлей. В ней удобно готовить на открытом огне и в духовом шкафу. Её признаками являются: высокие бортики, цилиндрическая форма и наличие двух ручек. Слово - сложное для написания. Ударение падает на второй слог, орфограммой является первая буква «а». Проверить её невозможно. Формы словарного слова включают в себя существительные и прилагательные: «кастрюлька», «кастрюльный», «кастрюлечка». Нигде первая буква не находится под ударением, поэтому правописание необходимо запомнить. Можно использовать метод миниатюр, потому что сама орфограмма напоминает расширяющуюся книзу кастрюльку.

Этимология слова такова: оно пришло из немецкого языка (kasserolle), но само заимствовано из французского - casse, что переводится, как сковородка с ручкой. Именно поэтому при написании используется буква «а».

Как проверить написание

Существует множество орфографических словарей, где собрано до трёх тысяч сложных слов. Как понять, что себя следует проверить именно таким образом? Для этого следует подобрать однокоренные слова, используя разнообразные его формы. Если с их помощью орфограмму проверить невозможно, значит, следует обратиться к словарю.

Например, «шеренга», орфограмма в первом слоге. Производными могут быть только существительные, их можно подобрать 13, но это всё изменение слова по падежам и числам. Нигде буква «е» под ударением не стоит. Это поясняет, что такое словарное слово. Его правописание следует запомнить и уточнить в орфографическом словаре.