Психология самоактуализации личности а маслоу. Общая характеристика мотивационной сферы по Маслоу. Ошибались ли эти самые «самоактуализированные люди»

Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую "растущую верхушку" общества.
Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертгеймер.
Научные устремления Маслоу были многогранны. Он занимался вопросами поведения приматов с позиций бихевиоризма , вопросами женской сексуальности, антропологическими исследованиями индейцев; вел тренинговые группы.
А. Маслоу критически относился к психологии того времени, изучавшей психику человека в основном на патологическом материале. Он же предполагал заниматься только здоровыми людьми. Как и многие другие гуманистические психологи, Маслоу считает, что психическое нужно рассматривать как единое целое, избегая проведения "анализа по единицам" (см. Хрестомат. 4.1 ).
Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации . Отказываясь от психоаналитической интерпретации потребностей и мотивов, он формулирует положение, согласно которому социальность заключена в самой природе человека и выступает как его биологически обусловленное свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости вызваны не природой, а антигуманными условиями воспитания и жизни личности, некоторыми традициями, присущими социуму .
Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им в качестве тенденции, нарушающей психическое равновесие индивида. Именно такое нарушение гомеостазиса ведет к росту, развитию, самоактуализации личности, т.е. к желанию, которое определялось Маслоу как стремление человека быть тем, кем он может быть. Понятие самоактуализации занимает ведущее место в его концепции.
Не смотря на то, что потребность человека быть тем, кем он может быть, является врожденной, она остается потенциальной до тех пор, пока для ее актуализации не возникнут особые условия. Таким условием является удовлетворение всех других (базовых) потребностей индивида: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. "Если все потребности оказываются неудовлетворенными, и в организме доминируют физиологические потребности, то все другие могут стать просто несуществующими или быть перенесенными на задний план" (Maslow A. Dominance, Self-Esteem, Self-Actualization. California, 1973. P. 155-156). Неудовлетворение базальных желаний ведет к неврозам и психозам.
В более поздних работах положение о последовательности удовлетворения потребностей было пересмотрено и дополнено следующим тезисом: если в прошлом потребности индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, он обретает способность стойко переносить лишения в этой сфере и актуализировать себя несмотря на неблагоприятные условия. Основными составляющими психического здоровья личности являются: 1) стремление быть всем, чем человек может быть, 2) стремление к гуманистическим ценностям.
Существуют положительная и отрицательная стороны самоактуализации, где последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии.. При положительной стороне самоактуализации некоторая относительная независимость от окружающих, присущая здоровой личности, конечно, не свидетельствует об отсутствии взаимодействия с ними; это значит лишь то, что в такого рода контактах цели личности и ее собственная природа являются главными детерминантами.
В целом здоровую личность он описывает как автономную, склонную к принятию других, спонтанную, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека и больного он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавлено, а скорее потому, что он ничего не утратил в процессе своей индивидуальной жизни.
Помимо личностных качеств он выделяет когнитивные и перцептивные особенности самоактуализирующейся личности - четкое и ясное восприятие окружающей действительности, его нешаблонность, редкое использование защитных механизмов, высокую прогностическую способность. Наиболее комфортно такие люди чувствуют себя в новой, неизвестной, неструктурированной ситуации, успешны в научной деятельности. Они адекватно оценивают себя и свои способности.
Выделяются и особые социально-психологические и коммуникативные характеристики самоактуализирующейся личности - проявление положительных эмоций в общении с другими людьми, демократичность.
Потребность в самоактуализации по Маслоу - врожденная потребность. Важным условием функционирования здоровых людей он считает отрешенность, отстраненность от социального окружения, когда оценка своего поведения осуществляется на основе самоодобрения, не нуждающегося во внешних наградах и наказаниях.
Теоретические выводы распространяются и на понимание роли психотерапии. По его мнению, психотерапевтическая деятельность имеет неограниченные возможности, но может быть полезна только с точки зрения коррекции, она не способна возвратить то, что было утрачено человеком в течение многих лет. Большое психотерапевтическое значение он приписывает самоактуализации, предельным переживаниям, воспитанию и факторам культуры. В самом психотерапевтическом процессе серьезное внимание уделяется осознаваемым аспектам: воспитанию и произвольной регуляции своих потенциальных возможностей. В идеале изменение общества виделось им как процесс, который происходит под воздействием специально организованного психотерапевтического воспитания личности. Он отмечает, что если бы психотерапевты имели дело с миллионами людей в год, то общество, несомненно, изменилось бы. В последних работах его отношение к психотерапевтическому переустройству общества изменяется. Оно становится более скептическим. "Я давно отказался от возможности улучшить мир или весь человеческий род путем индивидуальной психотерапии. Это не выполнимо. Фактически это невозможно в количественном отношении. Позднее я обратился ради достижения своих утопических целей к образованию, которое должно быть распространено на весь человеческий род".
Концепция Абрахама Маслоу повлияла на развитие психологической науки, а также на криминологию, менеджмент , психотерапию и воспитание. Это влияние было усилено тем, что его теория воспринималась не просто как научная концепция, а как идеология, продвигающая человечество по пути раскрытия своих потенциальных возможностей. Интерес Маслоу к самоактуализации вырос в процессе общения со своими учителями Р. Бенедикт и М. Вертгеймером. Он понял, что их личности могут быть истолкованы не просто как индивидуальности, а как некий тип самоактуализирующегося человека.

Человек может и должен стать творцом собственной психической реальности. Из философии известно, что критерий истины – практика. У каждого много практик, их успешность – это здоровье, полноценная радостная жизнь, которая движется, как писал А. Маслоу, потребность в развитии жизни, а не желание удовлетворить основные потребности. И нельзя не согласится с автором, что «полное отсутствие разочарований, боли, неудач, также таят в себе опасность. Чтобы стать сильным, человек должен выработать в себе умение переживать разочарования, способность воспринимать физическую реальность, как что-то абсолютно индиферентное относительно человеческих желаний, способность любить других людей и получать такое же самое наслаждение от удовлетворения их потребностей, как от удовлетворения своих желаний» .

Восемь основных условий самоактуализации:

1. Самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее, т. е. переживание без подростковой застенчивости. Молодые люди часто страдают от недостатка бескорыстия и избытка застенчивости и самомнения.

2. Необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Самоактуализация - это непрерывный процесс, она означает немалократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает постоянный выбор из этих возможностей возможности роста.

3. Само слово «самоактуализация» подразумевает наличие «Я», которое может актуализироваться. Человек всегда уже есть нечто, по меньшей мере некоторая стержневая структура. Имеется собственное «Я», и нужно предоставить возможность этому «Я» проявляться. Большинство из нас (особенно это касается детей и молодых людей) прислушиваются не к самим себе, а к голосу мамы, папы, вышестоящих лиц, традиции и т. д.

4. Когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честными, не защищайтесь фразой: «Я сомневаюсь». Часто, когда мы сомневаемся, мы бываем неправы. Обращаться к самому себе, требуя точного ответа, - это значит взять на себя ответственность. Это само по себе уже является огромным шагом к самоактуализации. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется.

5. Переживание без критики, предпочтение выбора роста выбору страха, честность и принятие на себя ответственности. Это шаги к самоактуализации, и все они обеспечивают лучший жизненный выбор. Человек, который совершает эти небольшие поступки во всякой ситуации выбора, обнаружит, что они помогают лучше выбрать то, что ему подходит. Но человек не сможет сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному «Я» в каждый момент своей жизни, чтобы спокойно сказать: «Нет, это мне не нравится». Для того чтобы высказывать честное мнение, человек должен быть нонконформистом.

6. Самоактуализация - это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Здесь самоактуализация означает реализацию своих потенциальных способностей. Самоактуализация - это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего, это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. Самоактуализация - это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать.

7. Высшие переживания - это моменты самоактуализации. Это мгновения экстаза, которые не могут быть гарантированы. Но условия для более вероятного появления таких переживаний создать можно. Можно, однако, и наоборот, поставить себя в такие условия, при которых их появление будет крайне маловероятным. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден, - это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты в действительности являешься.

8. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни, - все это требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их. Это болезненно, так как защиты направлены против чего-то неприятного. Но отказ от защиты стоит того. Вытеснение не лучший способ разрешения своих проблем .

Одно из основных условий самоактуализации - девиз многих творческих людей. Взялся за какую-то работу - веди ее грамотно, толково! Не умеешь так - учись, ищи способы, средства, ресурсы - но дело должно быть сделано качественно. То есть самоактуализация это сочетание безупречной работы и высших ценностей.

Другими словами – самоактуализация - это не процесс и не результат - это привычка жить качественно, без халтуры, так как правда можешь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самоактуализация – это стремление личности реализовать свой потенциал в той сфере, в которой она видит свое призвание. Побуждение, стремление, намерения, интересы, цели и задачи, которые человек ставит перед собой, связаны с понятием мотивации потребностей.

О значительном интересе ученых к проблеме мотивации свидетельствует тот огромный массив наработок и различных, часто противоположных концепций, которые известны на сегодняшний день.

Наиболее весомый вклад в познание человека как уникального, целостного объекта исследования внесла гуманистическая психология (Дж. Дьюи, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С. Френе), которая изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

Сторонники гуманистического похода в психологии понимают самоактуализацию как многомерную личностную категорию, которая состоит из разных личностно - профессиональных ориентаций и представляет собой основной мотив и цель жизни.

Основными характерными особенностями самоактуализирующейся личности являются: полное принятие реальности; принятие других и себя; профессиональная увлеченность; постоянная новизна, свежесть оценок; саморазвитие, проявление способностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни; готовность к решению новых проблем, к осознанию своего опыта и подлинному пониманию своих возможностей.

Условия самоактуализации – это сознательное определение и выработка личностью своих ориентиров и своей основной жизненной цели; знание основных путей и методов достижения своей стратегической цели и наконец, осмысление своего назначения.

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская – М., 1991. – 299 с.

2. Абульханова-Славская, К.А., Брушлинский, А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский - М.: 1989. - 248 с.

3. Барлас, Т. В. Психологический практикум для «чайников». Введение в профессиональную психологию / Т. Барлас. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 176 с.

4. Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности / В.А. Бодров - М. - 2001. – 135с.

5. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - Киев: Наукова думка, 1989.

6. Вахромов, Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии // Потенциал личности: комплексный подход: Материалы Всероссийской Internet-конференции / Отв. ред. Е.А. Уваров. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002 – С. 133.

7. Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 160 с.

8. Вахромов, Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека//Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI-VII сипозиумов ПИРАО / Под ред. А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер. – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. – С.147.

9. Головаха, Е.И., Кроник, АА. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, АА. Кроник - Киев: Наукова думка, 1984. – 145 с.

10.Деркач, А.А., Кузьмина, Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина - М., 2001. – 134с.

11. Запорожец, А.В. Психология / А.В. Запорожец – М.: 1965. -256с.

12. Калина, Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности // Н.Ф. Калина – М.: Журнал практического психолога, 2003, №1. - С.65-75.

13. Калина, Н.Ф., Лазукин А.В. Вопросник САМОАЛ. Адаптация "Самоактуализационного теста" // Журнал практического психолога. – 1998. – № 1. – С. 22.

14. Ковалев, В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений // Психологический журнал. -1984. -Т.5, №4. -С.13.

15. Лисовская, Е.Б. Самоактуализирующаяся личность. // Научно-техническая революция и социальная психология / Материалы межгородской конференции. М.: Наука, 1981. С. 76.

16. Ломов, Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. - Психол. журн., т.2, №5, 1981, с.3-22.

17. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу – СПб.: Евразия, 1999 – 345с.

18.Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. / А. Маслоу - М., 1982. – 123с.

19. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. заведений: В 3 кн. -М.: Владос, 1999. -Кн.1. Общие основы психологии. -688с.

20. Олпорт, Г.В. Личность в психологии. – М.: КСП+; СПб.: ЮВЕНТА, 1998.

21. Пилипко, Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопр. психологии. - 1995. № 1. С. 97–110.

22. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков - М., 2002. – 213с.

24. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М., 2002. – 277с.

25. Психология и педагогика / под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина - М.,2002

26. Райгородский, Д.Я. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности / Д.Я. Райгородский, - Самара: Издательский Дом “БАХРАХ”, 1999. – 342с.

27.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М., 1946., с.535.

28. Столяренко, Л. Основы психологи. / Л. Столяренко - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -736с.

29. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер – СПб.: 2000. – 146с.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

В психологии под термином «Самоактуализация» подразумевается полное обнаружение и раскрытие человеком своего , реализация своих навыков и талантов во всех сферах жизнедеятельности, применение всех имеющихся склонностей, задатков.

Таким образом, можно говорить о том, что данный механизм проявляет себя в виде стремления к любому выявлению и внешнему выражению индивидом своих возможностей. Следует отметить, что возможность самоактуализации во многом зависит от условий внешней среды, социальных условий и других факторов, но в то же время она никоим образом не может быть навязана или трансформирована из вне.
Также примечательно то, что данное стремление не имеет перед собой какой-либо внешней цели и определяется сугубо внутренней позитивной природой человека. Самоактуализация часто лежит в основе гуманистических направлений психологии, засматриваясь как комплекс свободы личности, стремления к развитию индивида, реализации всех потенциалов и желаний человека.

Самоактуализация личности

Следует отметить, что проблемой самоактуализации в большей степени были заинтересованы такие специалисты как К. Роджерс и А. Маслоу. Таким образом, сама суть данного понятия происходит из классических направлений гуманистической психологии. Более того, формирования термина непосредственно связано со становлением гуманистической психотерапии в середине 0-го века, когда она заняла одно из ведущих месте наравне с уже популярным к тому моменту психоанализу.

Взяв за основу сами , течение рассматривается как направление, основывающееся на вере в то, что каждый индивид обладает способностью к абсолютному раскрытию, если ему будет предоставлена свобода и необходимые для того условия. При этом субъект будет способен полностью определять и направлять свою собственную судьбу.

Некоторые специалисты, в частности сам А. Маслоу, полагали, что именно такие механизмы как самореализация и самоактуализация личности представляют собой абсолютно ведущие потребности человека, способные собой заменить даже пищу и сон.
Также специалисты выделяли целый ряд качеств, некоторых общих особенностей черт характера индивидов, которые являются весьма успешными в рамках самоактуализации или уже достигли в ней больших высот:

Такие люди зачастую занимаются любимым делом на протяжении жизни.
Они не подчинены влиянию со стороны и полностью контролируют свою жизнь.
Индивид стремиться к постоянному совершенству и развитию. Любит получать новую информацию посредством чтения.
Обычно таковыми являются выражено творческие личности. Также они зачастую склонны к позитивному типу мышления.
Открыты в эмоциональной сфере. Гораздо быстрее и легче прощают себе какие-либо срывы или чувствительному несдержанность.

Если подвести итог, то можно с уверенностью сказать, что подобный подход является «золотым ключиком» к счастливой жизни, ведь такие люди пребывают в полной гармонии с собой.

Самоактуализация Маслоу

А. Маслоу стал известен как основатель течения гуманистической психологии. В отличие от своих современников, коллег и специалистов, он стремился к изучению психологической нормы. То есть обращал куда больше внимания на здоровых индивидов, творчески развитых, а также, в последствии, на тех, кто достиг определенных вершин в рамках самоактуализации.
Самоактуализация Маслоу, вернее, его теория относительно данного психологического процесса, основывается на внутреннем переживании индивида. С точки зрения специалиста это было переживание абсолютное, раскрепощенное, живое и чистое, то есть не обремененное «подростковой застенчивостью».

Также Маслоу предложил свой список характерных черт, которые он выделил как ведущие для личности, устремленной в самоакутализации:

Такая личность обладает более точным и результативным восприятием окружающей действительности и способна более адекватно контактировать с ней.
Абсолютное принятие себя и своей личности, окружающей среды, других людей.
Такие люди несколько спонтанны, они открыты, никогда не хитрят, при этом всегда четко знают свою цель и двигаются к ней.
Они автономны. Независимы от окружающего их социума и каких-либо культурных условностей. При этом нередко нуждаются в определенном уединении, изоляции.
Они способны к более глубоким и крепким межличностным взаимоотношениям. Также способны отделять цель от средств и разделять понятия «добро» и «зло».
Достаточно часто они испытывают чувство союза с окружающими их, редко являются беспристрастными.
Как правило, это творческие люди.

Главное предположение Маслоу относительно самоактуализации заключалось в том, что для достижения поставленных целей и избегания разочарования в природе человека, индивиду необходимо, прежде всего, отказаться от навязанных ему иллюзий относительно ее. То есть такие люди изначально воспринимают себя и окружающих такими, какими они есть на самом деле.

Потребность в самоактуализации

В гуманистической психологии потребность самоактуализации рассматривается как основное внутренне проявление индивида к стремлению развития.
К примеру, К. Роджерс в свое концепции предполагал, что самоактуализация базируется на заложенном в любом живом существе качестве или даже целом явлении, которое в буквальном смысле толкает его на движение вперед. То есть данная теория основывается на предположении существования определенного врожденного качества, которое, по словам К. Роджерса, существует всегда и только ждет определенных положительных условий для того, чтобы проявиться.
В то же время, если рассматривать теорию А. Маслоу, главной мотивирующей силой к развитию человека может служить сильное чувство переживания индивида, направленное на его внутреннее самосознание и личностный опыт. Также данная природа предполагает, что самоактуализация отображается и в механизмах гедонизма, то есть наслаждения высшими благами, находя свое отображение в чувстве абсолютной удовлетворенности жизнью, внутренней гармонией, просветлением.

Развитие самоактуализации

Сегодня, в современном мире, развитие самоактуализации является не только актуальным вопросом, но и весьма проблематичным. Бурный темп жизни, развитие технологий, постоянные новые условия, которые диктует наш век – все это ставит перед каждым человеком задачу приспособления к данным условиям.
Очень часто самоактуализация воспринимается как психологическое новообразование, своеобразный комплекс. Который весьма прочно связан с достижением максимальных вершин, возможностей и навыков во всех актуальных для индивида сферах его жизни.

Успех в этом направлении задает дальнейший темп развития субъекта. Процесс актуализации себя обеспечивает сохранение целостности внутреннего мира, его баланс. Вместе с тем, гармония психологической организации личности во многом сама определяет мотивацию индивида к дальнейшим действиям и развитию себя как уникальной личности.

Самоактуализация всегда оставалась и остается актуальным вопросом для любого человека – она оказывает большое положительное влияние на позитивный опыт и фундамент во внешнем мире и проявлениях человека, что неуклонно ведет к его внутреннему позитивному опыту и росту самооценки.


В 1954 году в работе «Мотивация и личность» Абрахам Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и организованы в иерархическую систему. Это интересная теория, которая показывает, что удовлетворив один уровень потребностей, человек мотивирован реализоваться на следующем. Несмотря на то, что пирамиду Маслоу часто критикуют как неработающую и абсурдную модель, мы в этой статье постараемся доказать, что для некоторых людей она может иметь большое значение.

О пирамиде Маслоу

Пирамида потребностей - название иерархической модели потребностей человека, представляющее собой упрощенное изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Она отражает одну из самых известных теорий мотивации - теорию иерархии потребностей. Вкратце пробежимся по семи уровням пирамиды.

  1. Физиологические потребности (низший уровень): жажда, голод, половые потребности, сон.
  2. Потребность в безопасности: стабильность, комфорт, защищенность, уверенность.
  3. Социальные потребности: общение, любовь, поддержка, совместная деятельность.
  4. Потребность в уважении и признании: признание, самоуважение, успех, одобрение.
  5. Познавательные (творческие) потребности: творчество, созидание, познание, открытие.
  6. Эстетические потребности: порядок, гармония, красота.
  7. Потребность в самоактуализации (высший уровень): личностный рост, реализация своих целей и способностей, .

Критика пирамиды

Исходя из теории Маслоу, идеально счастливое общество - это общество сытых людей, которые не имеют повода для страха и тревоги. Он утверждал, что в этом случае у человека появляются более высокие потребности. Так ли это на самом деле?

Психолог Эд Динер исследовал жилищные условия, финансы, безопасность, питание, уровень социальной поддержки и эмоции людей из 155 стран в течение пяти лет. Ученый выявил как некоторые закономерности, так и отклонения. Есть люди, которые двигались вверх так, словно для них пирамида Маслоу была внутренней конституцией. Однако он обнаружил то, что мы и так в глубине души знали - человек может демонстрировать высокий уровень самоактуализации и прекрасные социальные отношения даже тогда, когда его основные физиологические потребности, а также потребность в безопасности полностью не выполнены.

Да и наши жизненные наблюдения показывают, что основная масса людей, удовлетворив первые два уровня, начинает просто топтаться на месте. Подобные люди считают себя счастливыми, однако такое счастье является местечковым и бутафорным. Общество, в котором большинство людей находятся на второй ступеньке и не стремится выше, можно назвать бессознательным.

А теперь поговорим о пирамиде Маслоу более подробно и сделаем несколько важных выводов из этой теории.

Самоактуализация в пирамиде Маслоу

Самоактуализация - это стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В педагогике и психологии гуманистического направления утверждается, что лишь при помощи самоактуализации человек может реализовать себя, добиться успеха и обрести смысл своего существования. Уже звучит достаточно похоже на теорию Маслоу, неправда ли?

Проанализируйте свою жизнь по пирамиде Маслоу. Возможно, у вас большие проблемы с уверенностью в себе, конфликты в семье или вы не достигли успеха к намеченному вами моменту времени. В итоге вы смотрите на пирамиду и она уже скорее напоминает вам гигантский кусок сыра с дырками внутри. В этот момент вы четко осознаете, что не до конца реализовались в жизни, не достигли самоактуализации, а также недостаточно думали о своей жизни, используя данный способ.

Некоторые люди очень быстро достигают вершины пирамиды. Но как правило это йоги, монахи или отшельники. Возможно они добились самопознания, в пещерах, однако пожертвовали всем остальным. Например, социальными потребностями. Тяжело сказать, счастливы ли эти люди. Поэтому более-менее правильным будет постепенное восхождение к вершине пирамиды.

Одна из главных проблем современного общества в том, что многие люди не могут найти себе применения, не раскрывают свои таланты и способности. А если так, ни о какой реализации в жизни речи быть не может. Они вынуждены выбирать ту работу, которая совершенно не требует каких-то особых способностей и при этом занимает практически все их время. То время, которое им нужно как раз для того, чтобы развивать свои способности. Эти люди оказываются в порочном круге. Пропадает желание развиваться и мотивировать себя на реализацию в жизни. Они подменяют высшие ценности обычным комфортом. И даже если у них остается время после работы, они заполняют его совершенно ненужными вещами. Их вклад в общество является минимальным и подсознательно они это понимают. Это ведет к приобретенной беспомощности и синдрому жертвы. Печально, нет ни одного эффективного лекарства, которое поможет выдернуть такого человека из порочного круга. То есть конечно способы есть (медитация, ), но попробуйте заставить человека применять их и вы натолкнетесь на полнейшее непонимание.

Если вы читаете эту статью, значит по крайней мере хотите от жизни немного большего, чем удовлетворения физических потребностей. Давайте подумаем об успехе? Что вам сразу пришло в голову? Многие люди неправильно понимают значение этого слова, отсюда и растут корни многих проблем. Успех - это не деньги и не комфорт. Даже если вы так считаете, вы не можете быть поистине счастливым. Путешествия в другие страны, поедание самых разнообразных продуктов и наилучшая одежда - это не успех. Это приятные вещи, которые для многих становятся самоцелью.

Так что же такое успех? Это личностный рост. Потому что если представить ситуацию, в которой у человека забрали все - еду, одежду, деньги, дом - что в итоге останется? Останется личность. Конечно и ее можно отнять при помощи разных психологических уловок и приспособлений. Например, вы возможно читали книгу «1984» Джорджа Оруэлла и прекрасно понимаете, о чем идет речь. Но также вероятно вам знакомо имя Виктора Франкла. И это не литературный персонаж, а реальная личность. Это человек, которого нельзя было сломать. Почитайте о нем, если будет возможность. Вот это и есть личностный рост.

Почему многие люди не хотят заниматься личностным ростом? Потому что это скучно и сложно. Кроме того, он подразумевает отказ от мгновенного удовлетворения своих нужд. Он требует воли и , размышлений и длительного периода времени. Умение отказаться от краткосрочных удовольствий ради долгосрочных целей и делает разницу между посредственным и успешным человеком. Успешный человек готов временно пожертвовать комфортом и сосредоточиться на высших целях. Это проявляется даже в финансах: умение не потратить все, что зарабатываешь с тем, чтобы откладывать деньги на что-то более важное. Нет, не покупку автомобиля вместо телефона, а скорее открытия дела, в которое веришь и которое может принести пользу обществу, как бы высокопарно это ни звучало. Такие люди есть и их единицы. Мы считаем их блаженными и одновременно восторгаемся ими. Порой может проскочить мысль о том, что мы тоже на такое способны, однако в следующую секунду отгоняем ее подальше.

Успех - это отсутствие эгоизма. Опять же, желание содержать себя и свою семью это прекрасное стремление, но если не хотеть большего, то подлинного успеха достичь невозможно. Мы социальные личности и как бы вы ни относились к людям, они окружают и влияют на нас. Это хорошо, если вокруг вас друзья, семья и близкие люди, у вас есть крыша над головой и достойный доход. Однако вы живете в обществе и каждый день сталкиваетесь с самыми разными людьми. Возможно не самыми приятными и умными. На самом деле успешный человек усмотрит в этом частичку и своей вины. Бытие формирует сознание. И если вы не попытаетесь изменить общество, оно непременно изменит вас.

Ваша цель как человека разумного - заполнять эти дыры в куске сыра, называемого пирамидой Маслоу, причем неважно в каком именно порядке. Это отличная стратегия для самоактуализации. Для этого ответьте на два вопроса, только выделите себе достаточно времени для размышлений.

  • На каком уровне пирамиды вы застряли? Возможно ваши потребности частично удовлетворены на многих уровнях, отметьте для себя и это.
  • Чего вам не хватает? Например, вам не хватает самоуважения. Здесь возможны два варианта. Первый: вы достигаете своих целей, но все равно недостаточно уважаете себя - тогда это проблема или отчасти надуманная. Второй: вы не достигаете целей и бросаете все дела на половине пути. В этом случае вам нужно развивать дисциплину и .

Желаем вам удачи в самоактуализации!

А. Маслоу в своей концепции самоактуализации предлагает такую трактовку природы личности: человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, люди - сознательные и разумные создания, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности.

Для изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы А. Маслоу использовал понятие self - actualization (англ.) Развитие человека в этой теории представляется, как восхождение по лестнице потребностей, имеющей уровни, в которых “высвечивается”, с одной стороны, социальная зависимость человека, а с другой - его познавательная природа, связанная с самоактуализацией. Автор полагал, что “люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной”. Вопросы мотивации являются центральными в гуманистической теории личности и описывают человека как “желающее существо”, редко достигающее удовлетворения.

А. Маслоу рассматривает все потребности человека как врожденные. Иерархия потребностей, по А. Маслоу, прослеживается с первого уровня, который составляют физиологические потребности, связанные с поддержанием внутренней среды организма. По мере насыщения этих потребностей возникают потребности следующего уровня. Второй уровень составляют потребности в безопасности, стабильности, уверенности, свободе от страха, защищенности. Данные потребности функционируют аналогично физиологическим потребностям и при регулярном удовлетворении - перестают быть мотиваторами. Следующий, третий уровень включает потребность в любви и привязанности, общении, общественной активности, в желании иметь свое место в группе, семье. Далее следует четвертый уровень, который составляют потребности в уважении, самоуважении, независимости, самостоятельности, мастерстве, компетентности, уверенности перед миром, в желании иметь определенную репутацию, престиж, известность, признание, достоинство. Неудовлетворенность потребностей этого уровня приводит человека к чувству неполноценности, бесполезности, ведет к различным конфликтам, комплексам и неврозам. И, наконец, последний, пятый уровень потребностей - потребность в самоактуализации, самореализации и творчестве.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:

«дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения и «ростовые»,

которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу,

существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире; работе)

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в

другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоактуализации, компетенции,

достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте,

целостности и т.д.).

13. Логотерапия в. Франкла.

Логотерапия – это метод психотерапии и экзистенциального анализа созданный В.Франклом (с древнегреческого logos - смысл). Логотерапия представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности.

Логотерапия занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Согласно логотерапии, стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Поэтому Франкл говорил о «стремлении к смыслу» в противовес принципу удовольствия (иначе - «стремление к удовольствию»), на котором сконцентрирован психоанализ. Человеку требуется не состояние равновесия, гомеостаз, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его.

Логотерапия не является лечением, конкурирующим с остальными методами, но она вполне может соперничать с ними благодаря дополнительному фактору, который она включает. Как одно из направлений современной психотерапии логотерапия занимает в ней особое место, противостоя, с одной стороны, психоанализу, а с другой - поведенческой психотерапии. Она отлична от всех остальных систем психотерапии не на уровне невроза, а при выходе за его пределы, в пространстве специфических человеческих проявлений. Конкретно речь идет о двух фундаментальных антропологических характеристиках человеческого существования: о его самотрансценденции и способности к самоотстранению.

Существуют специфическая и неспецифическая сферы применения логотерапии. Психотерапия разного рода заболеваний - это неспецифическая сфера. Специфической же сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократовского диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Важную роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.

Положение об уникальности смысла не мешает Франклу дать содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Ценности - смысловые универсалии, являющиеся результатом обобщения типичных ситуаций в истории общества. Выделяются 3 группы ценностей: 1) ценности творчества, 2) ценности переживания и 3) ценности отношения.

Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, обладающей богатым смысловым потенциалом.

Парадоксальная интенция. Метод, предложенный В.Франклом (в 1929 г., описан им лишь в 1939 г., а опубликован под этим названием в 1947 г. Как мы уже отметили выше, логотерапия включает в себя два специфических человеческих проявления, как самотрансценденция и способность к самоотстранению.

Человек с ноогенным неврозом постоянно находится в поисках смысла. Парадоксальная интенция применяется при неврозах, когда имеются следующие патогенные паттерны реагирования:

1. Некий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться; возникает фобия - страх ожидания повторения симптома, который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, и это лишь усиливает изначальные опасения пациента. Иногда сам страх может быть тем, повторения чего боится больной, но чаще боятся обморока, инфаркта и т.д. На свой страх больные реагируют бегством от действительности (жизни), например, стараются не выходить из дома.

2. Пациент находится под гнетом овладевших им навязчивых представлений, пытается подавить их, противодействовать им, но это лишь усиливает первоначальное напряжение. Круг замыкается, и пациент оказывается внутри этого порочного круга.

Парадоксальная интенция построена на том, что пациент должен захотеть, чтобы осуществилось то, чего он так опасается. (При фобии осуществили другие, при обсессии, чтобы он сам осуществил то, чего боится). При этом парадоксальное предложение должно быть сформулировано по возможности в юмористической форме.

Дерефлексия - это психотерапевтический метод, помогающий пациенту нейтрализовать компульсивную наклонность к самонаблюдению, посредством концентрации на позитивных аспектах своего существования. Например, одна из пациенток В.Франкла страдала компульсивным стремлением наблюдать свой акт глотания: испытывая неуверенность, она с тревогой ожидала, что пища «пойдет вниз неправильным способом», или что она подавится. Антиципированная тревога и компульсивное самонаблюдение до такой степени нарушили у нее процесс принятия пищи, что она стала совершенно худой. В ходе терапии ее научили доверять своему организму и его автоматически регулируемому функционированию. Пациентка была терапевтически дерефлексирована посредством формулы: «Я не нуждаюсь в том, чтобы наблюдать глотание, потому что я фактически и не нуждаюсь в том, чтобы глотать, потому что фактически не я глотаю, а скорее бессознательное делает это». И таким образом пациентка избавилась от невротической фиксации на акте глотания.

А. Маслоу (1908-1970) родился в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он окончил Висконсинский университет и после получения докторской степени вернулся в Нью-Йорк, где занимался с психотерапевтами различных школ - А. Адлером, К. Хорни, Э. Фроммом, М. Бортхаймером и др.

Маслоу долго болел, и в это время он занимался делами семейного бизнеса, а впоследствии стал теоретиком применения психологии в менеджменте. Сам Маслоу не любил ограничений. И когда говорили, что он - создатель гуманистической психологии, он предлагал убрать определение «гуманистическая». Нужно говорить о психологии. «Не думайте, что я - антибихеви-орист. Я антидоктринер... Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности».

В отличие от психологов психоаналитического направления Маслоу изучал не больных людей, а душевно здорового и творчески развитого человека, того, кто достиг высшей степени самоактуализации. А под самоактуализацией он понимал «полное использование способностей, талантов, возможностей и т. п.».

Маслоу писал: «Ясно, что существо с Марса, попав в колонию врожденных калек, карликов, горбунов и пр., не сможет понять, какими они должны быть. Так что давайте изучать не калек, а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному здоровому человеку. Мы найдем у них качественные отличия, другую систему мотивации, эмоции, ценности, мышление и восприятие. В некотором смысле только святые и есть человечество». Изучая лучших людей, можно исследовать границы человеческих возможностей. Получается, что человеком в полном смысле слова можно назвать только того, кто в максимальной степени развил свои способности. А процесс обучения - это и есть процесс очеловечивания. Ведь ребенок - это то, что сможет стать человеком. А станет он человеком или нет - вот в чем вопрос.

У Маслоу набралась группа всего из 18 человек: девяти современников и девяти исторических личностей (А. Линкольн, Т. Джефферсон, А. Эйнштейн, Э. Рузвельт, Д. Адаме, У. Джемс, А. Швейцер, О. Хаксли, Б. Спиноза и др.). В общем, неплохая компания. Других не перечисляю. Они мало известны нашему читателю. Он дал признаки самоактуализирующихся личностей. Их стоит здесь перечислить:
1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней.
2. Принятие себя, других, природы.
3. Спонтанность, простота, естественность. Я вывел правило на основании этого признака. Со сложным человеком просто, с простым - сложно. Если мне говорят, что этот человек «сложный», что к нему так просто не подойти, то для меня это означает, что он психологически примитивно устроен, раз приходится к нему приспосабливаться, а сам он не может приспособиться к другим. Сложный самоактуализировавшийся человек в общении прост, как японская техника. Нужно только нажать на кнопку.
4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе).
5. Потребность в отъединенности и в уединении.
Признак вытекает из потребности в самоактуализации. Она может наступить только тогда, когда я один. Ведь лекцию я готовлю, варю пищу или пишу книгу в одиночестве. Общество мне нужно для признания моих заслуг.
6. Автономия, независимость от культуры и среды.
Качество совершенно необходимое. Иначе не сделаешь ничего принципиально нового, т. е. не самоактуализируешься.
7. Постоянная свежесть оценки.
8. Мистичность и опыт высших состояний.
Архимед, когда он с криком «Эврика!» выскочил из ванны и голым побежал по улицам Сиракуз, безусловно, испытывал опыт высших состояний.
9. Более глубокие межличностные отношения.
10. Демократическая структура характера.
А иначе и быть не может. Свойство развивается по механизмам идентификации. Раз у меня получилось, значит, и у другого может получиться.
11. Чувство сопричастности, единения с другими.
12. Различение средств и целей, добра и зла.
Очень важный признак! Изучая его, я выработал правило, которое не раз выручало меня и моих пациентов: лучше пусть будет неправедная цель, чем неправедное средство. Если средство праведное, оно приведет к коррекции неправедной цели.
13. Философское невраждебное чувство юмора.
Изучая эту проблему, я пришел к выводу, что лучше иронизировать над собой, а не над другими, и даже разработал методику психосмехотерапии.
14. Самоактуализирущееся творчество.
Каждый завершенный этап является ступенькой к следующему шагу.
15. Сопротивление аккультурации, трансцендирова-ние любой части культуры.

Маслоу писал: «Нет совершенных людей! И самоактуализирующиеся люди <...> могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми и переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относительно нее».

Маслоу описывает восемь моментов самоактуализации.
1. Полное живое беззаветное переживание с полной концентрацией и полным впитыванием. Обычно мы мало осознаем, что происходит в нас и вокруг нас. Примером этому может служить противоречивость свидетельских показаний. Но у нас бывают моменты повышенного осознания и интенсивного интереса, и эти моменты можно назвать самоактуализацией.

2. При каждом выборе решать в пользу роста. Выбирать безопасное - значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим и смешным. Выбирать рост - значит открывать себя новому неожиданному опыту, но рисковать остаться в неизвестном.

3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит решить для себя, нравится ли тебе самому определенные пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

4. Честность и принятие ответственности на себя - моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри себя, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других.

5. Научиться верить своим инстинктам и суждениям и действовать в соответствии с ними, а не полагаться на то, что принято в обществе. Тогда человек сможет сделать правильный выбор профессии, спутника жизни, режима питания, вида искусства и пр.

6. Постоянное развитие своих способностей, использование их, чтобы хорошо делать то, что мы хотим делать. Большой талант - это не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли реализовать свои способности, другие же даже со средним талантом достигли многого. Самоактуализация - это процесс, не имеющий конца, это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичные достижения.
7. Переходные моменты в самоактуализации - «пик переживания». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем более ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более конструктивно способны использовать нашу энергию. «Пик переживания» напоминают инсаит - завершение гештальта. Этот термин больше используется в психоаналитических школах.

Жизнь довольно часто скучна. «Пик переживания» - это те моменты, когда мы становимся глубоко вовлеченными, взволнованными миром и связанными с ним. По Маслоу, высшие пики характеризуются «чувством открывающихся безграничных горизонтов, ощущением себя одновременно и более могущественным, и более беспомощным, чем когда-либо ранее, чувством экстаза, восторга, трепета, потерей ощущения пространства и времени».

Хорошо, когда личность достигает «плато переживания», которое представляет собой фундаментальное изменение отношения к миру, обусловливающее новые точки зрения, оценки и усиленное осознавание мира.

8. Дальнейший шаг в самоактуализации - это обнаружение «защит» и разрушение их. Здесь термин «защита» имеет то же содержание, что и в психоаналитических школах (рационализация, проекция, идентификация, вытеснение и пр.)

Мой молодой друг, прочтите несколько раз эти положения. Вы сейчас на этапе выбора пути. Я вас агитирую за психологию. Выслушайте меня, но поступите по-своему. Ведь счастье возможно только на пути к самоактуализации. А дальнейшее тоже очень важно.

Маслоу перечисляет следующие фундаментальные потребности:
1. Физиологические потребности. Это потребность в пище, сне, сексе и т. п.
2. Потребность в безопасности. Для удовлетворения этой потребности человек соблюдает определенный режим дня, приобретает квартиру, одежду и т. п.
3. Потребность в любви и принадлежности. Человек заводит семью, друзей.
4. Потребность в уважении. Человек делает карьеру, занимается наукой, участвует в политической и общественной жизни.
5. Потребность в самоактуализации. Это в иерархии потребностей самый высокий уровень. Человек реализует свои способности.

Высшие потребности имеют следующие признаки:
1. Высшие потребности более поздние.
2. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.
3. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т. д.
4. Высшие потребности воспринимаются как менее насущные. «Мне не до высоких материй», - говорит человек, все усилия которого не позволяют добыть ему даже пропитание.
5. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом развитие личности, чаще приносит радость и счастье, обогащает внутренний мир.

Фактически полноценным человек становится только тогда, когда он удовлетворил свои потребности в самоактуализации. Особенно хорошо это видно на примере тех людей, которые удовлетворили потребности первых четырех уровней, но не смогли удовлетворить пятого. Тогда выясняется, что хорошее питание, шикарная квартира, благополучная семья и неплохая должность не приносят счастья. Вот тогда и развивается невроз. Кто-то сказал: «Если ангела не выпустить на волю, он становится дьяволом». Я знаю одного врача, которому следовало бы быть поэтом. Это неплохой врач, но поэтический дар рвется наружу, и он очень часто пишет стихи на злобу дня и всем, кто его попросит. Поэтом он не стал, но этот дар отвлекает его от медицинских занятий, что сдерживает его квалификационный рост и не позволяет ему занять более высокую должность.

«Способности настойчиво требуют употребления и прекращают свое требование, когда их достаточно и полно употребляют». Рост теоретически возможен только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому рано или поздно удовлетворение «низшего» становится скучным. Когда потребности не удовлетворяются, люди начинают жаловаться. И если люди жалуются на то, что не могут удовлетворить свои потребности в самоусовершенствовании, справедливости, красоте, истине, то это высокий уровень жалоб, ибо он указывает, что дела идут неплохо. Хуже, когда они жалуются на то, что не могут прокормить семью.

Маслоу полагает, что жалобам конца не будет; можно лишь надеяться на повышение их уровня. Уровень жалоб служит показателем развития личности и просвещенности общества.

Мой молодой друг! У вас сейчас проблема очень высокого уровня! Вы сейчас думаете, куда пойти учиться, т. е. как вам самоактуализироваться. Примите решение сами. Не бойтесь ошибиться. Если вдруг такое случится, исправьте ошибку. Кто-то из великих сказал: «Ошибка - тогда ошибка, когда не исправлена». Примером этому может быть жизнь К. Роджерса.