План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению. Программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно. Для группы ффнр: нарушение звукопроизношения
Ольга Бакирова
План индивидуально-коррекционной работы по звукопроизношению на 2018–2019 учебный год
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Дружба» г. Новоузенска Саратовской области
Согласовано Утверждаю
Старший воспитатель МДОУ Заведующий МДОУ
д/с №4 «Дружба» д/с №4 «Дружба»
Н. А. Несветаева ___Т. В. Гамаюнова
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНО- КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
на 2018-2019 учебный год
Составила : Учитель - дефектолог Бакирова О. В.
Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут .
Для разработки индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения используется следующая литература :
1. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения » В. В. Коноваленко, СВ. Коноваленко
2. «Логопед у вас дома» , «Логопедические упражнения» , «Коррекция фонетических нарушений у детей» Т. А. Ткаченко
3. «Уроки логопеда» Н. С. Жукова
4. «Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп » Н. В. Нищева
I. Подготовительный этап
индивидуальных особенностей ребенка. От 2-3-х недель до 6-ти недель.
Задача : Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе , а именно :
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков ; развитие речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика :
Для свистящих : «Лягушка-хоботок» , «Лопаточка» , «Накажем непослушный язычок» , «Киска сердится» , «Качели» , «Упрямый ослик» .
Для шипящих : «Лягушка-хоботок» , «Лопаточка» , «Накажем непослушный язычок» , «Чашечка» , «Бублик» , «Фокус» , «Маляр» , «Вкусное варенье» ,
«Грибок»
Для соноров Зв. [Л]: «Лягушка-хоботок» , «Лопаточка» , «Накажем непослушный язычок» , «Вкусное варенье» , «Качели» , «Пароход» , «Индюк» , «Маляр» , «Поймаем мышку за хвост»
Для соноров Зв. [Р]: «Лягушка-хоботок» , «Лопаточка» , «Накажем непослушный язычок» , «Вкусное варенье» , «Качели» , «Пароход» , «Индюк» , «Маляр» , «Поймаем мышку за хвост»
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов : «Футбол» ,«Ветряная мельница» , «Снегопад» , «Листопад» , «Бабочка» , «Живые предметы» , «Шторм в стакане» , «Задуй свечу» , «Пароход» , «Дракончик»
Игры на развитие фонематического слуха :
«Где звук » , «Назови слова с заданным звуком » , «Выбери слово» , «Поймай звук » , «Найди картинку» , «Где слышишь»
II. Формирование произносительных умений и навыков
Сроки проведения данного этапа : Октябрь-май
Задачи :
а) устранять дефектное звукопроизношение ;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки , сходные артикуляционно и акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Постановка звуков происходит в такой последовательности :
свистящие С, 3, Ц, С’, 3"
шипящий Ш
соноры Л, Ль
шипящий Ж
соноры Р, Р"
шипящие Ч, Щ
Способ постановки : по подражанию, с механической помощью, смешанным путем.
III. Введение звуков в речь
Сроки зависят от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
Задачи :
а) Закрепить изолированный звук ;
б) Введение звука в слоги ;
в) Введение звука в слова ;
г) Введение звука во фразы , простые предложения;
д) Введение звука в спонтанную речь ;
е) Дифференциация звуков .
Порядок автоматизации звуков в слогах :
3, Ш, Ж, С, 3", Л" автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
- Ц, Ч, Щ, Л - наоборот : сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
Р, Р" можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация каждого исправленного звука в словах .
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
Автоматизация звуков в предложениях .
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.
Дифференциация звуков :
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
Автоматизация в спонтанной речи.
(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
IV. Совершенствование фонематического восприятия и формирование первоначальных навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения .
1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки .
2. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса;
3. Дифференциация речевых и неречевых звуков ;
4. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов;
5. Преобразование слогов за счёт изменения одного звука ;
6. Выделение звука из ряда других звуков ;
7. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове .
8. Выделение среднего звука в односложном слове ;
9. Определять последовательность и количество гласных (согласных) в слове; звуко -слоговой анализ слова, схемы слов.
V. Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.
Сроки : в течение года.
Задачи :
а) Формирование лексико- грамматического строя речи;
б) Обогащение словаря;
в) Устранение аграмматизмов;
г) учить употреблять существительные во множественном числе;
д) согласовывать существительные с прилагательными, числительными;
е) учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
ж) учить называть детенышей животных;
з) закрепить в речи простые предлоги.
Задания и упражнения по темам : «Осень» , «Фрукты» , «Овощи» , «Грибы и ягоды» , «Птицы» , «Одежда» , «Части тела» , «Продукты» , «Посуда» и др.
Игры : «Один - много» , «Суп - компот» , «Сад - огород» , «Времена года» и др.
Игры : «Какой, какая, какое, какие» , «Один - много» , «Назови ласково» ,
«Большой - маленький» , «Подарки гному и гномику» и т. д.
Игры с мячом : «Чей малыш» , «Кто у кого» , «Где карандаш» , «Что в чем» , «Что где находится» и т. д.
IV. Развитие связной речи на базе правильно произносимых звуков .
1. Составление простых распространённых предложений;
2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом;
3. Обучение составлению описательных рассказов по темам : «Овощи» , «Фрукты» , «Ягоды» , «Деревья» , «Перелётные птицы» , «Дикие животные» , «Посуда» , «Мебель» ;
4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений) ;
5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ) .
Календарно-тематическое планирование
индивидуальной работы
по коррекции звукопроизношения
на 2016-2017 учебный год
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Вся индивидуально-подгрупповая делится условно на несколько этапов.
Подготовительный
Задачи – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой работе, а именно:
Вызвать интерес к занятиям, даже потребность в них;
Развитие слухового внимания, памяти, тического восприятия в играх и специальных упражнениях;
Формирование и развитие моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
В процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
Укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
II. Формирование произносительных умений и навыков.
Устранение дефектного звукопроизношения;
Развитие умений и навыков звуки, сходные артикуляционно и акустически;
Формирование практических умений и навыков пользования исправленной ( чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1.Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие С, З, Ц, Сь, Зь
шипящий Ш
шипящийЖ
сонорыР, Рь
шипящие Ч, Щ
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения:
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щепотка», «Футбол», «Фокус»
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, РЬ: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:
а) С, З, Ш, Ж, Сь, Зь, Ль автоматизируются в начале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Рь можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3.Автоматизация звуков в слогах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в слогах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в группы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4.Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5.Дифференциация звуков:
С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш;
Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ;
Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л, Р-Рь, Р-Ль, Р - Й, Ль-Л;
6.Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения;
нормализация просодической стороны речи;
обучение рассказыванию.
Обогащение лексико-грамматической системой речи (в практическом плане) | Примечание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Свистящие звуки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания свистящих звуков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка звука С | Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «С» в начале и в конце слова, развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа ум, му, мак. | Обогащение словарного запаса словами со звуком С произносится на каждом занятии. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автоматизация звука С; в) в закрытом слоге; г)в сочетании с согласными | Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение наличия звука С в словах на слух. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов в такой последовательности: маки, сумка, пе-сок, столы. | Тема: «Посуда», «Сад», Словообразование: уменьшительные суффиксы существительных. Развитие связной речи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка звука Сь и автоматизация его (аналогично звуку С). | Учить слышать звук Сь среди звуков, слогов, определить его место в них. Формирование понятия твердости и мягкости звуков. | Повелительная форма глагола, изменение существительных по падежам. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков С-Сь | Дифференциация на слух звуки С и Сь (твердость, мягкость).Деление слов на слоги. | Животные и их детеныши. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка звука З и автоматизация его | Формирование понятия звонкости и глухости звуков. Учить слышать звук З среди других звуков, слогов, в словах. Дальнейшее закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. Ударение. | Образование существительных. Закрепление навыков построения предложения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка звука Зь и автоматизация его | Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. Учить слышать звук Зь среди других звуков слогов. В словах. Закрепление понятия твердости и мягкости звука. Ударение. | Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Антонимы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков | Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. | Закрепление способов обозначения мягкости согласных на письме. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков | Дифференциация понятий, звонкость и глухость согласных звуков. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов в предложении. Ударение. | Слова . Предлоги. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков | Закрепление понятий твердости и мягкости согласных | Словообразование: сложные слова. Звуков, их звонкости и глухости. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка звука Ц и его автоматизация: а) в закрытом слоге; б) в прямом слоге; | Учить слышать звук Ц среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений. | Единственное и множественное число глаголов. Спряжение глаголов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков | Дифференцировать эти звуки в словах, определять из место в слове. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. | Определение рода существительных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков | Дифференцировать на слух эти звуки в словах, слогах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. | Словообразование существительных от существительных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шипящие звуки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка звука Ш | Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове. Учить слышать среди других звуков, слогов звук Ш в начале и конце слова. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа: он, ум, му, но. Формирование понятия места в слове. | Обогащение словарного запаса словами со звуком Ш будет проводиться на каждом занятии. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автоматизация звука Ш | Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение на слух наличия звука Ш в середине слова. Определение места его в словах. Развитие навыков звуко-буквенного Анализа слов типа: мак, сан-ки, пуш-ка, ме-шок, шкаф, шка-фы. Определение последовательности звука в слове: какой по счету, за каким звуком стоит. | Образование множественного числа существительных. Согласование количественных числительных с существительными. Спряжение глаголов. Развитие связной речи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка звука Ж и автоматизация его | Дать понятие звонкости звука. Определение наличия звука Ж в словах, место его в них | Обогащение словарного запаса словами со звуком Ж |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автоматизация правильной артикуляции звука Ж и его автоматизация (аналогично звуку Ш). | Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов: деление слов на слоги; определение последовательности звуков в слове, какой по счету звук, за каким или перед каким звуком звук Ж. | Р. П. существительных. Спряжение глагола. Обобщающие понятия. Дательный падеж существительных. Развитие связной речи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Дифференциация понятий звонкости и глухости звуков.. | Развитие связной речи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Дифференцировать понятия свистящие и шипящие звуки. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. | Развитие связной речи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков | Дифференцировать эти звуки на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление понятие звонкий, глухой свистящий и шипящий звуки. | Развитие связной речи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка звука Ч и его автоматизация: а) в закрытом слоге; б) в прямом слоге; в) в играх, стихах, чтении, пересказе. | Учить слышать звук Ч среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений. | Обогащение словарного запаса словами со звуком Ч. Обобщения. Словообразование (уменьшительные суффиксы существительных) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков С-Ч | Спряжение глаголов. Развитие связной речи |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков Ч-Ц | Спряжение глаголов. Развитие связной речи |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка звука Щ и его автоматизация: а) в закрытом слоге; б) в прямом слоге; в) в играх, стихах, чтении, пересказе. | Учить слышать звук Щ среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений. | Обогащение словарного запаса словами со звуком Щ, определениями, обощениями, словами, обозначающими профессии. Определение рода существительных. Развитие связной речи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков Ч-Щ | Ударение. | Словообразование: уменьшительный суффикс существительных. Развитие связной речи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков Ш-Щ | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах | Спряжение глаголов. Развитие связной речи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах | Развитие связной речи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах | Развитие связной речи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания шипящих звуков | Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка звука Л | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автоматизация звука Л; а) в прямом слоге в начале слова; б) в прямом слоге в середине слова; в) в закрытом слоге; г)в сочетании с согласными д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи. | Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение наличия звука Л в словах на слух. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов в такой последовательности: маки, сум-ка, пе-сок, сто-лы. Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит. Ударение. | Образование множественного числа существительных. Образование новых слов путем наращивания слогов. Развитие связной речи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка звука Ль | Учить слышать звук Ль среди звуков, слогов, определить его место в них. Формирование понятия твердости и мягкости звуков. | Обобщение. Словообразование: прилагательных от существительных. Множественное число существительных. Р. п. существительных. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автоматизация звука Ль; а) в прямом слоге в начале слова; б) в прямом слоге в середине слова; в) в закрытом слоге; г)в сочетании с согласными д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи. | Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Деление слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах. | Развитие связной речи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закреплять понятия мягкости и твердости этих звуков. | Слова-паронимы. Согласование в роде существительных с глаголами прошедшего времени. Антонимы. Развитие связной речи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. | Слова-паронимы. Развитие связной речи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания шипящих звуков | Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка звука Р | Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «Л» в начале и в конце слова, развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа ум, му, мак. | Обогащение словарного запаса словами со звуком Р произносится на каждом занятии. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автоматизация звука Р; а) в прямом слоге в начале слова; б) в прямом слоге в середине слова; в) в закрытом слоге; г)в сочетании с согласными д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи. | Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Деление слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах: ма-ки, ра-ка, ру-кав, кран, кра-ны. | Обогащение словарного запаса словами со звуком Р. Словообразование уменьшительных суффиксов сущ-ых. Образование мн. числа сущ-ных. Согласование прилагательных с ущ-ми. Родственные слова. Образование 1-го лица ед. числа глаголов. Одушевленные. Неодушевленные предметы. Темы: «Птицы», «Животные». Уточнение конкретно-пространственных значений предметов. Распространение предложений. Тема: «Профессии» . Словообразование:глагольные приставки. Развитие связной речи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка звука Рь и автоматизация его (аналогично звуку Р). | Учить слышать этот звук среди других звуков. слогов, в словах. Формирование понятия твердости и мягкости звуков. закрепление навыков звуко-буквенного анализа. ударение | Тема: «Овощи», «Кто, где живет?». Согласование сущ-ых с прилагательными. Винительный и Родительный падежи сущ-ых. Образование мн. числа сущ-ых. Определение рода сущ-ых. Многозначность слов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление понятий тв. и мягкости звуков. | Развитие связной речи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. | Ласкательный суффиксы сущ-ых. Антонимы. Образование глаголов прошедшего времени, повелительной формы. Образование сложных прилагательных. Развитие связной речи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация звуков | Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. | Данные об авторе Яковлева Лилия Александровна Место работы, должность: «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.М. Рудого», учитель-логопед Белгородская область Характеристики ресурса Уровни образования: Начальное общее образование Класс(ы): Класс(ы): Класс(ы): Класс(ы): Предмет(ы): Логопедия Целевая аудитория: Воспитатель Целевая аудитория: Тип ресурса: Программа Краткое описание ресурса:
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Борисовского района» Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта Возраст обучающихся: 6,5 - 9 лет учитель-логопед МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.М. Рудого» Яковлева Л.А. Борисовка -2014 Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта. Вид: экспериментальная Направленность: коррекционно-развивающая Яковлева Лилия Александровна, учитель-логопед МБОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа№1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого". 1. Пояснительная записка 3. Перспективное планирование работы с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи 4. Тематическое планирование логопедических занятий для группы ФФНР: нарушение звукопроизношения 5. Список литературы Пояснительная записка Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития обучающихся, их социальную адаптацию. Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный. Предлагаемая программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся начальных классов с первичными нарушениями речи. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы: Программа разработана в соответствии с требованиями:
При разработке рабочей программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения: Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина; Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников - М.: «Просвещение» 1971. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская. У младших школьников, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в разви-тии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выде-лять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пони-манию ребенка. У части детей могут сохраняться проявления инфан-тильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления. Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН). Это все обуславоивает актуальность данной программы. С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения проводятся групповые занятия и индивидуальные. Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии. Цель данной программы - формирование у детей правильной устной речи. Задачи: 1. формировать правильное произношение фонем; 2. учить различать оппозиционные фонемы; 3. развивать связную речь; 4. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы. 5. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся. 6. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его. Формы работы: 1. Обследование:
2.Диагностика. 3. Коррекционные занятия:
Формы контроля:
Направления работы:
Предполагаемый результат: Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
Организация работы по программе: Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий. Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательной организации и родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Наполняемость групп для логопедических занятий 4 - 6 обучающихся. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы. Условия реализации программы: 1) Наличие необходимых условий для занятий.
2) Обеспечение систематических занятий. 3) Последовательное выполнение всех задач. 4) Привлечение родителей к работе с детьми дома. 5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций. Возрастной состав групп: 1 - 4 классы. В структуру занятий может входить: Упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; Упражнения для развития психических процессов; Дыхательная гимнастика; Формирование фонематических процессов; Работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; Работа над предложением; Обогащение и активизация словарного запаса. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. Как и любая программа, «Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта», имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы , определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: Гуманизма — вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода; Системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; Реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы; Деятельностного подхода- опоры коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту; Индивидуально — дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы; Системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи. Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, т.е. один из основных принципов программы — природосообразность. Программа учитывает общность детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе. В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие. Учителем - логопедом проводится просветительская работа среди родителей и учителей. В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей. Темы групповых консультаций для родителей. 1. «Речевая готовность ребенка к овладению грамотой». 2. «Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи». 3. «Охрана органов речи». Индивидуальные консультации для родителей и учителей проводятся по необходимости. Темы групповых консультаций для учителей начальных классов: 1. «Учимся говорить правильно». 2. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников». Первый этап: диагностика Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития. Исследование нерече-вых психических функций; Сбор анамнестических данных; Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом. Второй этап: подготовительный Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению. Развитие органов артикуляции; Развитие слухового внимания и слухового контроля; Развитие звукового восприятия Третий этап: постановка звука Цель: постановка звука (изолировано). Формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
Четвертый этап: автоматизация звука Цель: закрепление звука в речи. Коррекция дефектов произношения; Развитие психических функций; Развитие мелкой моторики, органов артикуляции. Пятый этап: дифференциация звуков Цель:
различать и четко произносить звуки схожие по звучанию. Развитие психических функций; Активизация и расширение словарного запаса; Развитие мелкой моторики, органов артикуляции. Общее количество часов - 36 Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми. Форма проведения занятий - индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек). Периодичность - 2 раза в неделю - подгрупповая, 2 раза в неделю - индивидуальная. Перспективное планирование работы с детьми страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Тематическое планирование логопедических занятий для группы ФФНР: нарушение звукопроизношения Предмет: курс логопедических занятий. Методическое обеспечение: коррекция нарушения звуков у учащихся общеобразовательной школы. Учитель-логопед: Яковлева Лилия Александровна.
Список литературы
|