План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению. Программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно. Для группы ффнр: нарушение звукопроизношения

Ольга Бакирова
План индивидуально-коррекционной работы по звукопроизношению на 2018–2019 учебный год

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Дружба» г. Новоузенска Саратовской области

Согласовано Утверждаю

Старший воспитатель МДОУ Заведующий МДОУ

д/с №4 «Дружба» д/с №4 «Дружба»

Н. А. Несветаева ___Т. В. Гамаюнова

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНО- КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

на 2018-2019 учебный год

Составила : Учитель - дефектолог Бакирова О. В.

Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут .

Для разработки индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения используется следующая литература :

1. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения » В. В. Коноваленко, СВ. Коноваленко

2. «Логопед у вас дома» , «Логопедические упражнения» , «Коррекция фонетических нарушений у детей» Т. А. Ткаченко

3. «Уроки логопеда» Н. С. Жукова

4. «Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп » Н. В. Нищева

I. Подготовительный этап

индивидуальных особенностей ребенка. От 2-3-х недель до 6-ти недель.

Задача : Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе , а именно :

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;

б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;

в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков ; развитие речевого дыхания.

Артикуляционная гимнастика :

Для свистящих : «Лягушка-хоботок» , «Лопаточка» , «Накажем непослушный язычок» , «Киска сердится» , «Качели» , «Упрямый ослик» .

Для шипящих : «Лягушка-хоботок» , «Лопаточка» , «Накажем непослушный язычок» , «Чашечка» , «Бублик» , «Фокус» , «Маляр» , «Вкусное варенье» ,

«Грибок»

Для соноров Зв. [Л]: «Лягушка-хоботок» , «Лопаточка» , «Накажем непослушный язычок» , «Вкусное варенье» , «Качели» , «Пароход» , «Индюк» , «Маляр» , «Поймаем мышку за хвост»

Для соноров Зв. [Р]: «Лягушка-хоботок» , «Лопаточка» , «Накажем непослушный язычок» , «Вкусное варенье» , «Качели» , «Пароход» , «Индюк» , «Маляр» , «Поймаем мышку за хвост»

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов : «Футбол» ,«Ветряная мельница» , «Снегопад» , «Листопад» , «Бабочка» , «Живые предметы» , «Шторм в стакане» , «Задуй свечу» , «Пароход» , «Дракончик»

Игры на развитие фонематического слуха :

«Где звук » , «Назови слова с заданным звуком » , «Выбери слово» , «Поймай звук » , «Найди картинку» , «Где слышишь»

II. Формирование произносительных умений и навыков

Сроки проведения данного этапа : Октябрь-май

Задачи :

а) устранять дефектное звукопроизношение ;

б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки , сходные артикуляционно и акустически;

в) формировать практические умения и навыки пользования

исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Постановка звуков происходит в такой последовательности :

свистящие С, 3, Ц, С’, 3"

шипящий Ш

соноры Л, Ль

шипящий Ж

соноры Р, Р"

шипящие Ч, Щ

Способ постановки : по подражанию, с механической помощью, смешанным путем.

III. Введение звуков в речь

Сроки зависят от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

Задачи :

а) Закрепить изолированный звук ;

б) Введение звука в слоги ;

в) Введение звука в слова ;

г) Введение звука во фразы , простые предложения;

д) Введение звука в спонтанную речь ;

е) Дифференциация звуков .

Порядок автоматизации звуков в слогах :

3, Ш, Ж, С, 3", Л" автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;

- Ц, Ч, Щ, Л - наоборот : сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

Р, Р" можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

Автоматизация каждого исправленного звука в словах .

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

Автоматизация звуков в предложениях .

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.

Дифференциация звуков :

С – З, СЬ – Ц, С – Ш;

Ж – З, Ж – Ш;

Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;

Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л

Автоматизация в спонтанной речи.

(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

IV. Совершенствование фонематического восприятия и формирование первоначальных навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения .

1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки .

2. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса;

3. Дифференциация речевых и неречевых звуков ;

4. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов;

5. Преобразование слогов за счёт изменения одного звука ;

6. Выделение звука из ряда других звуков ;

7. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове .

8. Выделение среднего звука в односложном слове ;

9. Определять последовательность и количество гласных (согласных) в слове; звуко -слоговой анализ слова, схемы слов.

V. Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.

Сроки : в течение года.

Задачи :

а) Формирование лексико- грамматического строя речи;

б) Обогащение словаря;

в) Устранение аграмматизмов;

г) учить употреблять существительные во множественном числе;

д) согласовывать существительные с прилагательными, числительными;

е) учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

ж) учить называть детенышей животных;

з) закрепить в речи простые предлоги.

Задания и упражнения по темам : «Осень» , «Фрукты» , «Овощи» , «Грибы и ягоды» , «Птицы» , «Одежда» , «Части тела» , «Продукты» , «Посуда» и др.

Игры : «Один - много» , «Суп - компот» , «Сад - огород» , «Времена года» и др.

Игры : «Какой, какая, какое, какие» , «Один - много» , «Назови ласково» ,

«Большой - маленький» , «Подарки гному и гномику» и т. д.

Игры с мячом : «Чей малыш» , «Кто у кого» , «Где карандаш» , «Что в чем» , «Что где находится» и т. д.

IV. Развитие связной речи на базе правильно произносимых звуков .

1. Составление простых распространённых предложений;

2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом;

3. Обучение составлению описательных рассказов по темам : «Овощи» , «Фрукты» , «Ягоды» , «Деревья» , «Перелётные птицы» , «Дикие животные» , «Посуда» , «Мебель» ;

4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений) ;

5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ) .

Календарно-тематическое планирование

индивидуальной работы

по коррекции звукопроизношения

на 2016-2017 учебный год

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Вся индивидуально-подгрупповая делится условно на несколько этапов.

Подготовительный

Задачи – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой работе, а именно:

Вызвать интерес к занятиям, даже потребность в них;

Развитие слухового внимания, памяти, тического восприятия в играх и специальных упражнениях;

Формирование и развитие моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

В процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

Укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

II. Формирование произносительных умений и навыков.

Устранение дефектного звукопроизношения;

Развитие умений и навыков звуки, сходные артикуляционно и акустически;

Формирование практических умений и навыков пользования исправленной ( чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.


Виды коррекционной работы на данном этапе:

1.Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие С, З, Ц, Сь, Зь

шипящий Ш

шипящийЖ

сонорыР, Рь

шипящие Ч, Щ

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения:

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щепотка», «Футбол», «Фокус»

для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р, РЬ: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

а) С, З, Ш, Ж, Сь, Зь, Ль автоматизируются в начале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Рь можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3.Автоматизация звуков в слогах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в слогах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в группы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4.Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

5.Дифференциация звуков:

С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш;

Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ;

Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш;

Р-Л, Р-Рь, Р-Ль, Р - Й, Ль-Л;

6.Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения;

нормализация просодической стороны речи;

обучение рассказыванию.

Светлана Мамедова
Планирование коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Одной из главных задач, стоящих перед дошкольным учреждением , является речевое развитие детей и преодоление фонетико-фонематического недоразвития через целенаправленную логопедическую работу по коррекции звуковой стороны речи и фонематического восприятия.

Работу по коррекции звукопроизношения начинаем с обследования. Для этого используем традиционные в логопедии методики (Лалаевой Р. И., Архиповой Е. Ф.) . Обследование позволяет выявить особенности артикуляционной моторики, звукопроизношения и фонематического слуха каждого ребенка.

Данное обследование позволяет не только выявить особенности речевого развития каждого ребенка , но и сгруппировать детей для дальнейшей работы , а также, в соответствии с принципом личностно-ориентированного подхода, разработать индивидуальное направление коррекционного воздействия .

Дидактические игры являются одной из основных и эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста , так как игра является ведущей деятельностью этого возраста , при этом в ней зарождаются элементы учебной деятельности. Кроме того, речевые игры способствуют созданию психологической готовности детей к речевому общению ; необходимости многократного повторения ими речевого материала; тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи. Поэтому дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в домашних заданиях. В случае затруднений оказывается дополнительная логопедическая помощь.

Разработанная нами схема обследования позволяет выявить особенности артикуляционной моторики, звукопроизношения и фонематического слуха каждого ребенка. Содержание коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФН строится с учетом уровня развития фонематического восприятия, артикуляционной моторики и звукопроизношения каждого ребенка , его личностных и психологических особенностей, а также с учетом целей и задач коррекционной программы и перспективного плана логопедической работы .

Дидактические игры для коррекции произношения шипящих звуков .

1.«Веселый язычок» . Цель : развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков . Ход : ребенку предлагается послушать сказку о веселом язычке и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков .

2.«Путешествие Буратино» . Цель : подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков . Ход : воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел в лес. Чтобы он добрался до леса, ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке» , собрать «грибы» и т. д.). Ребенок выполняет точные артикуляционные движения.

3. «Мыльные пузыри» . Цель : развивать плавный звуков . Ход : детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.

4. «Фокус» . Цель : развивать плавный , длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков . Ход : на кончик носа ребенка кладется кусочек ватки, ребенок его сдувает, положив широкий кончик языка на нижнюю губу.

5. «Оркестр» . Цель : развивать длительный , плавный выдох. Ход : по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки) .

6. «Светофор» . Цель : выделять звук в ряду других звуков , на фоне слова.

Ход : детям раздаются квадратики синего цвета. Если в произносимом ряду звуков звук , то поднимают синий квадратик, если другие звуки , то красный сигнал. Аналогично проводится игра со словами.

7. «Вратари» . Цель : выделять звук в ряду других звуков , на фоне слова. Ход : логопед произносит различные звуки , если в произносимом ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук , то «ловят» его, хлопая в ладоши. Аналогично проводится игра со словами.

8. «Где звук . Цель : учить определять место звука в слове . Ход : детям раздаются «домики» с тремя окошками. Фишку, которая обозначает шипящий звук , ребенок кладет в первое окошко, если звук первый в слове , в третье окошко, если звук последний в слове , во второе окошко, если звук находится в середине слова.

9. «Слова» . Цель : упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах . Ход : дети становятся в круг. Один ребенок передает мяч другому, называя любое слово. Другой ребенок берет мяч, передает его следующему и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова и т. д. Кто ошибается - выходит из игры.

10. «Кузовок» . Цель : тренировать детей в определении места заданного звука в слове . Оборудование : набор игрушек, три коробки с прикрепленными к ним схемами звукового состава слов . Ход : логопед просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов , наклеенными на коробках. Можно проводить игру в форме соревнования двух команд детей .

11. «Помоги ежику перейти через болото» . Цель : упражнять детей в слуховом различении изолированного звука в ряду других звуков . Оборудование : игрушечный ежик, кубики. Ход : Логопед просит детей помочь ежику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат заданный звук . Далее логопед произносит изолированные звуки , при правильно сделанных хлопках ежик переходит с одной "кочки" (кубика) на другую. Если дети делают ошибки, ежик возвращается на предыдущий кубик.

12. «Вставь нужную букву» . Цель : тренировать детей в выполнении операций по звуко -буквенному анализу слов. Ход : Логопед показывает детям карточки с написанными на них словами, в которых пропущены буквы. Дети отгадывают, каких букв не хватает в каждом из слов.

13. «Придумай слово» . Цель : тренировать детей в выборе слов с заданным звуком . Ход : Логопед показывает детям «волшебную палочку» . Сообщает, что если дети назовут слова с указанным звуком , то она замигает.

14. «Перебеги дорогу» . Цель : развитие слухового внимания , фонематического восприятия. Ход. Дети встают в шеренгу. Логопед произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т. п.). При произнесении определенного слова логопедом (например, слова «подушка» ) дети должны перебежать "дорогу" (ковер) . Игра повторяется несколько раз. При этом логопед может использовать разные наборы слов.

15. «Тишина» . Цель звука Ш . Ход : водящий стоит у одной стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети тихо подходят к водящему; при громком движении водящий подносит указательный палец к губам и произносит :ш-ш-ш. Тот, кто издал шум, должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, становится водящим.

16. «Лес шумит» . Цель : формировать правильное произношение звука Ш . Ход : воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев : ш-ш-ш. Воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, и пошуметь листочками так, как будто на них дует ветер.

17. «Мухи в паутине» . Цель : формировать правильное произношение звука Ж .

Ход : дети образуют круг и опускают руки – это паутина. Другие дети - мухи. Они жужжат : ж-ж-ж, вбегают в круг и выбегают из круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину, поднимают руки. Те «мухи» , которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры.

18. «Поезд» . Цель : формировать правильное произношение звука Ч . Ход : дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит «паровоз» . Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч . Дав поезду немного проехать, ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход; на красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается.

19. «Воробушки» . Цель : формировать правильное произношение звука Ч . Ход : дети (воробушки) сидят на стульчиках (в гнездышках) и спят. На слова логопеда : «Солнышко встало, воробушки проснулись» , - дети открывают глаза и громко повторяют : чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этого дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя «ночь пришла» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз.

20. «Договори словечко» . Цель : формировать правильное произношение звука Ч . Ход : воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи, цирка, скрипа…., и т. д.) .

21.«Дворники» . Цель : формировать правильное произношение звука Щ . Ход : воспитатель напоминает детям, что осенью, когда с деревьев опадает много листьев, дворники ее сметают в большие кучи : щ-щ-щ. Воспитатель предлагает детям представить, что они дворники, и «подмести» двор.

22. «Поймай рыбку» . Цель : автоматизация шипящих звуков в словах . Оборудование : металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом. Ход : дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове . За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

23. «Помоги Маше» . Цель : автоматизация звука Ш в словах . Ход : воспитатель говорит : «Маша шла-шла и игрушки нашла» . Ребенок помогает собрать Маше игрушки, называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т. д.) .

24. «Одень куклу на прогулку» . Цель : автоматизация звука Ш в словах . Ход : бумажной кукле нужно подобрать предметы одежды по сезону : летнюю или зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т. д.) .

25. «Назови ласково» . Цель : автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах. Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т. д.).

26. «Назови детеныша » . Цель : автоматизация звуков Ж , Ч в словах. Ход : воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет его детеныша (верблюд - верблюжонок, медведь - медвежонок, еж - ежонок, заяц - зайчонок, белка - бельчонок и т. д.).

27. «Маленький – большой» . Цель : автоматизация звука Ч в словах . Ход : воспитатель бросает мяч и произносит фразу, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени :

у кошки – усы, а у тигра - ….

у птички – глаза, у дракона - ….

у гномика – дом, а у великана ….

28. «Беговые дорожки» . Цель : закрепить правильное произношение шипящих звуков . Оборудование : на картоне оформляются дорожки со стартом и финишем . На них наклеиваются картинки на разные звуки . Ход : Дети (двое) ведут пальцем по дорожке и проговаривают слова. Логопед задает темп : «Кто быстрее?»

Обогащение лексико-грамматической системой речи (в практическом плане)

Примечание

Свистящие звуки

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания свистящих звуков

Постановка звука С

Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «С» в начале и в конце слова, развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа ум, му, мак.

Обогащение словарного запаса словами со звуком С произносится на каждом занятии.

Автоматизация звука С;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение наличия звука С в словах на слух. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов в такой последовательности: маки, сумка, пе-сок, столы.

Тема: «Посуда», «Сад», Словообразование: уменьшительные суффиксы существительных. Развитие связной речи.

Постановка звука Сь и автоматизация его (аналогично звуку С).

Учить слышать звук Сь среди звуков, слогов, определить его место в них. Формирование понятия твердости и мягкости звуков.

Повелительная форма глагола, изменение существительных по падежам.

Дифференциация звуков С-Сь

Дифференциация на слух звуки С и Сь (твердость, мягкость).Деление слов на слоги.

Животные и их детеныши.

Постановка звука З и автоматизация его

Формирование понятия звонкости и глухости звуков. Учить слышать звук З среди

других звуков, слогов, в словах. Дальнейшее закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. Ударение.

Образование существительных. Закрепление навыков построения предложения.

Постановка звука Зь и автоматизация его

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. Учить слышать звук Зь среди других звуков слогов. В словах. Закрепление понятия твердости и мягкости звука. Ударение.

Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Антонимы.

Дифференциация звуков

Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.


Закрепление способов обозначения мягкости согласных на письме.

Дифференциация звуков

Дифференциация понятий, звонкость и глухость согласных звуков. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов в предложении. Ударение.

Слова . Предлоги.

Дифференциация звуков

Закрепление понятий твердости и мягкости согласных

Словообразование: сложные слова. Звуков, их звонкости и глухости.

Постановка звука Ц и его автоматизация:

а) в закрытом слоге;

б) в прямом слоге;

Учить слышать звук Ц среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений.

Единственное и множественное число глаголов. Спряжение глаголов.

Дифференциация звуков

Дифференцировать эти звуки в словах, определять из место в слове. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа.

Определение рода существительных

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки в словах, слогах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Словообразование существительных от существительных


Шипящие звуки

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау.

Постановка звука Ш

Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове. Учить слышать среди других звуков, слогов звук Ш в начале и конце слова. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа: он, ум, му, но. Формирование понятия места в слове.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Ш будет проводиться на каждом занятии.

Автоматизация звука Ш


Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение на слух наличия звука Ш в середине слова. Определение места его в словах. Развитие навыков звуко-буквенного

Анализа слов типа: мак, сан-ки, пуш-ка, ме-шок, шкаф, шка-фы. Определение последовательности звука в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.

Образование множественного числа существительных. Согласование количественных числительных с существительными. Спряжение глаголов. Развитие связной речи.

Постановка звука Ж и автоматизация его

Дать понятие звонкости звука. Определение наличия звука Ж в словах, место его в них

Обогащение словарного запаса словами со звуком Ж

Автоматизация правильной артикуляции звука Ж и его автоматизация (аналогично звуку Ш).

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов: деление слов на слоги; определение последовательности звуков в слове, какой по счету звук, за каким или перед каким звуком звук Ж.

Р. П. существительных. Спряжение глагола. Обобщающие понятия. Дательный падеж существительных. Развитие связной речи.

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Дифференциация понятий звонкости и глухости звуков..

Развитие связной речи

Дифференциация звуков


Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Дифференцировать понятия свистящие и шипящие звуки. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Развитие связной речи

Дифференциация звуков

Дифференцировать эти звуки на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление понятие звонкий, глухой свистящий и шипящий звуки.

Развитие связной речи

Постановка звука Ч и его автоматизация:

а) в закрытом слоге;

б) в прямом слоге;

в) в играх, стихах, чтении, пересказе.

Учить слышать звук Ч среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Ч. Обобщения. Словообразование (уменьшительные суффиксы существительных)

Дифференциация звуков С-Ч

Спряжение глаголов.

Развитие связной речи

Дифференциация звуков Ч-Ц

Спряжение глаголов.

Развитие связной речи

Постановка звука Щ и его автоматизация:

а) в закрытом слоге;

б) в прямом слоге;

в) в играх, стихах, чтении, пересказе.

Учить слышать звук Щ среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Щ, определениями, обощениями, словами, обозначающими профессии. Определение рода существительных. Развитие связной речи

Дифференциация звуков Ч-Щ

Ударение.

Словообразование: уменьшительный суффикс существительных. Развитие связной речи

Дифференциация звуков Ш-Щ

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах

Спряжение глаголов.

Развитие связной речи

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах

Развитие связной речи

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах

Развитие связной речи

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания шипящих звуков

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау.

Постановка звука Л

Автоматизация звука Л;

а) в прямом слоге в начале слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение наличия звука Л в словах на слух. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов в такой последовательности: маки, сум-ка, пе-сок, сто-лы.

Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит. Ударение.

Образование множественного числа существительных.

Образование новых слов путем наращивания слогов. Развитие связной речи.

Постановка звука Ль

Учить слышать звук Ль среди звуков, слогов, определить его место в них. Формирование понятия твердости и мягкости звуков.

Обобщение. Словообразование: прилагательных от существительных. Множественное число существительных. Р. п. существительных.


Автоматизация звука Ль;

а) в прямом слоге в начале слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Деление слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах.

Развитие связной речи.

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закреплять понятия мягкости и твердости этих звуков.

Слова-паронимы. Согласование в роде существительных с глаголами прошедшего времени. Антонимы. Развитие связной речи.

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Слова-паронимы. Развитие связной речи.

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания шипящих звуков

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау.

Постановка звука Р

Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «Л» в начале и в конце слова, развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа ум, му, мак.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Р произносится на каждом занятии.

Автоматизация звука Р;

а) в прямом слоге в начале слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова.

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Деление слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах: ма-ки, ра-ка, ру-кав, кран, кра-ны.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Р. Словообразование уменьшительных суффиксов сущ-ых. Образование мн. числа сущ-ных. Согласование прилагательных с ущ-ми. Родственные слова. Образование 1-го лица ед. числа глаголов. Одушевленные. Неодушевленные предметы. Темы: «Птицы», «Животные». Уточнение конкретно-пространственных значений предметов. Распространение предложений. Тема: «Профессии» . Словообразование:глагольные приставки. Развитие связной речи.

Постановка звука Рь и автоматизация его (аналогично звуку Р).

Учить слышать этот звук среди других звуков. слогов, в словах. Формирование понятия твердости и мягкости звуков. закрепление навыков звуко-буквенного анализа. ударение

Тема: «Овощи», «Кто, где живет?». Согласование сущ-ых с прилагательными. Винительный и Родительный падежи сущ-ых. Образование мн. числа сущ-ых. Определение рода сущ-ых. Многозначность слов.

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление понятий тв. и мягкости звуков.

Развитие связной речи.

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Ласкательный суффиксы сущ-ых. Антонимы. Образование глаголов прошедшего времени, повелительной формы. Образование сложных прилагательных. Развитие связной речи.

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Данные об авторе

Яковлева Лилия Александровна

Место работы, должность:

«Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.М. Рудого», учитель-логопед

Белгородская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Начальное общее образование

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Логопедия

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Тип ресурса:

Программа

Краткое описание ресурса:



Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования администрации Борисовского района»

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта

Возраст обучающихся: 6,5 - 9 лет

учитель-логопед МБОУ «Борисовская

средняя общеобразовательная

школа №1 им. А.М. Рудого»

Яковлева Л.А.

Борисовка -2014

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта.

Вид: экспериментальная

Направленность: коррекционно-развивающая

Яковлева Лилия Александровна, учитель-логопед МБОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа№1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого".

1. Пояснительная записка

3. Перспективное планирование работы с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи

4. Тематическое планирование логопедических занятий для группы ФФНР: нарушение звукопроизношения

5. Список литературы

Пояснительная записка

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития обучающихся, их социальную адаптацию.

Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.

Предлагаемая программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся начальных классов с первичными нарушениями речи.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:

Программа разработана в соответствии с требованиями:

  • Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также на основе следующих нормативно-правовых актов:
  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования",
  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»,
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами",
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.

При разработке рабочей программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина;

Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников - М.: «Просвещение» 1971.

Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.

Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская.

У младших школьников, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в разви-тии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выде-лять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пони-манию ребенка.

У части детей могут сохраняться проявления инфан-тильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления.

Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН). Это все обуславоивает актуальность данной программы.

С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения проводятся групповые занятия и индивидуальные.

Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.

Цель данной программы - формирование у детей правильной устной речи.

Задачи:

1. формировать правильное произношение фонем;

2. учить различать оппозиционные фонемы;

3. развивать связную речь;

4. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.

5. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

6. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его.

Формы работы:

1. Обследование:

  • фронтальное;
  • индивидуальное.

2.Диагностика.

3. Коррекционные занятия:

  • групповые занятия по указанным в программе темам и индивидуальные занятия по закреплению и отработке изученного материала;

Формы контроля:

  • анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
  • проверочные работы и диктанты в течение года;
  • ИКТ диагностика.

Направления работы:

  1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
  2. Развитие связной речи.
  3. Обогащение словарного запаса.

Предполагаемый результат:

Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:

  • научиться правильно произносить звуки;
  • пользоваться этими звуками в речи;
  • различать оппозиционные фонемы;
  • овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
  • овладеть навыками построения связного высказывания.

Организация работы по программе:

Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательной организации и родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.

Наполняемость групп для логопедических занятий 4 - 6 обучающихся.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы.

Условия реализации программы:

1) Наличие необходимых условий для занятий.

  • логопедического кабинета для занятий;
  • наглядных пособий;
  • дидактического материала;
  • учебной литературы;
  • зеркал;
  • средств ИКТ.

2) Обеспечение систематических занятий.

3) Последовательное выполнение всех задач.

4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.

5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.

Возрастной состав групп: 1 - 4 классы.

В структуру занятий может входить:

Упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

Упражнения для развития психических процессов;

Дыхательная гимнастика;

Формирование фонематических процессов;

Работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

Работа над предложением;

Обогащение и активизация словарного запаса.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. Как и любая программа, «Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта», имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы , определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

Гуманизма — вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

Системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

Реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

Деятельностного подхода- опоры коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

Индивидуально — дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

Системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, т.е. один из основных принципов программы — природосообразность. Программа учитывает общность детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе.

В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.

Учителем - логопедом проводится просветительская работа среди родителей и учителей.

В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей.

Темы групповых консультаций для родителей.

1. «Речевая готовность ребенка к овладению грамотой».

2. «Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи».

3. «Охрана органов речи».

Индивидуальные консультации для родителей и учителей проводятся по необходимости.

Темы групповых консультаций для учителей начальных классов:

1. «Учимся говорить правильно».

2. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников».

Первый этап: диагностика

Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.

Исследование нерече-вых психических функций;

Сбор анамнестических данных;

Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.

Второй этап: подготовительный

Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

Развитие органов артикуляции;

Развитие слухового внимания и слухового контроля;

Развитие звукового восприятия

Третий этап: постановка звука

Цель: постановка звука (изолировано).

Формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;


Четвертый этап: автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи.

Коррекция дефектов произношения;

Развитие психических функций;

Развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Пятый этап: дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
.коррекция дефектов произношения;

Развитие психических функций;

Активизация и расширение словарного запаса;

Развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Общее количество часов - 36

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Форма проведения занятий - индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек).

Периодичность - 2 раза в неделю - подгрупповая, 2 раза в неделю - индивидуальная.

Перспективное планирование работы с детьми страдающими

фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Постановка произношения звуков

Введение поставленных звуков в речь

Речевой материал

Диагностика речевых и неречевых функций ребенка

Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение.

Диагностика по Фотековой

Формирование артикуляторной базы

Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов.

Постановка звуков

Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза.

Составляется из правильно произносимых звуков

Продолжение постановки звука, отработка звука

Введение в речь первого поставленного звука;

а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;

б) устный и письменный анализ и синтез слов.

Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л", если ребенок не произносит р, р", то и они)

Дифференциация звуков сходных по звучанию

Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков.

Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки.

Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.

В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.

Тематическое планирование

логопедических занятий

для группы ФФНР: нарушение звукопроизношения

Предмет: курс логопедических занятий.

Методическое обеспечение: коррекция нарушения звуков у учащихся общеобразовательной школы.

Учитель-логопед: Яковлева Лилия Александровна.

Не-дели

Заня- тия

Темы коррекционно- развивающей

работы

Программное содержание коррекционно-развивающей работы

Сентябрь

Фронтальное обследование

1 этап (диагностический)

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных за-болеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование нерече-вых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Осо-бенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического вос-приятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Иссле-дование понимания речи (импрессивной). Исследование лек-сики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение.

II этап (подготовительный)

Развитие внимания.

Игровые упражнения: «Найди отличия», «Корректор», «Чего не хватает» , «Найди спрятанные предметы»

Развивать внимательность, воображение. Формировать у детей усидчивость, стремление доводить начатое до конца. Вызвать интерес к занятиям.

Развитие операций сравнения и вывода.

Игровые упражнения: «Сравни геометрические фигуры», «Логические пары»

Учить сравнивать предметы и делать выводы на основе сравнения. Развивать наблюдательность. Учить делать умозаключения. Расширять словарный запас детей. Активизировать речь детей.

Октябрь

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке» .

Дыхательная гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Формировать навыки правильного дыхания. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

Формирование артикуляционной базы звуков

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика: «Сказка о ветерке» .

Мимическая гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развитие мимики. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

Формирование артикуляционной базы звуков

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Мимическая гимнастика.

Пантомимическая игра: «Приветствие»

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику. Развитие мимики. Развивать невербальные средства общения. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

Формирование артикуляционной базы звуков

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Выработать навыки правильного дыхания. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

III этап (постановка звука)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Постановка звука (по подражанию)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Постановка звука (по подражанию)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Постановка звука (механическим или смешанным способом)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Ноябрь

IV этап (автоматизация звука)

Каникулы

Закрепление звука (изолировано)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Закрепление звука

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Закрепление звука в слогах

Пальчиковая гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Закрепление звука в слогах

Учить детей контролировать артикуляцию. Развивать слуховую и зрительную память. Развивать мелкую моторику рук. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

Закрепление звука в слогах

Пальчиковая гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Закрепление звука в слогах

Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать воображение. Развитие мелкой моторики. Воспитывать отзывчивость.

Закрепление звука в словах

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.

Закрепление звука в слогах

Закрепление звука в словах

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.

Закрепление звука в слогах

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.

Декабрь

Закрепление звука в словосочетаниях

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.

Закрепление звука в словосочетаниях.

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту

Закрепление звука в предложениях

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту

Игры на развитие слухового внимания.

Закрепление звука в чистоговорках

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать уверенность в своих силах

Составление предложений с использованием изучаемого звука

Пальчиковая гимнастика

Составление предложений.

Проговаривание составленных предложений

Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Формирование умения строить предложения. Воспитывать доброжелательность.

Закрепление звука в чистоговорках

Закрепление звука во фразовой речи

Игры на развитие слухового внимания, памяти.

Закрепление звука в чистоговорках

Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Закрепление звука во фразовой речи

Игры на развитие слухового внимания, памяти.

Закрепление звука в чистоговорках

Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Закрепление звука в стихах и загадках

Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком.

Разучивание стихов с изучаемым звуком.

Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать

V этап (дифференциации)

Игры на развитие речеслухового анализатора

Пальчиковая гимнастика

Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук»

Звуки […., ….´] (изучаемые) в нашей жизни.

Пальчиковая гимнастика

Игровые упражнения: «Послушай и скажи правильный ответ», «Какая буква пропала», «Услышь меня»

Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук.

Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в словах.

Мимическая гимнастика.

Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово»

Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки.

Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в предложениях.

Пальчиковая гимнастика.

Проговаривание предложений.

Составление предложений.

Игровое упражнение: «Потерянная буква»

Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение, мелкую моторику рук

Дифференциация звуков […., ….´] в фразовой речи

Проговаривание текстов.

Дифференциация звуков […., ….´](изучаемые) в фразовой речи

Проговаривание текстов.

Составление рассказов по картинке и на заданные темы.

Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение.

Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках

Заучивание стихов, песен, загадок.

Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость.

Повторение изученного.

Подведение итогов.

Игры и упражнения на развитие речеслухового анализатора

Формировать уверенность в себе. Развивать артикуляцию. Формировать навыки правильной и грамотной речи.

Список литературы

  1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994;
  2. Закон РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  3. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
  4. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников - М.: «Просвещение» 1971.
  5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.
  6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999.
  7. Логопедия: Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. - М., 1998.
  8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998.
  9. Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв.ред.: T.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., 1982.
  10. Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".
  11. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
  12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
  13. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978.
  14. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
  15. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб.речевого материала для логопедических занятий с детьми. - 2-е изд., испр. и доп.- Кызыл, 1993.
  16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993.
  17. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
  18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения." 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1980.
  19. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». - М.: «Когито - Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2