Анализ произведения крестьянские дети. Индивидуальные домашние задания. Кто “делывал с ними грибные набеги”

39 273 0

Свое детство Николай Некрасов провел в родовом имении, где рос вместе с детьми крепостных крестьян. Позже поэт вспоминал, что его друзья относились к нему не как к молодому барину, а как к обычному мальчишке, с которым можно ходить в лес за грибами, плавать в реке и устраивать кулачные бои. Именно в этот период своей жизни будущий поэт был по-настоящему свободным и до конца жизни остался благодарен деревенским сорванцам за то, что они научили его различным крестьянским премудростям.

Став взрослым и самостоятельным человеком, Некрасов летом нередко отправлялся в деревню, чтобы поохотиться и порыбачить. И каждый раз не мог отказать себе в удовольствии понаблюдать за сельской детворой, которая проявляла к нему не меньший интерес. Впоследствии эти наблюдения оформились в поэму под названием , опубликованную в 1861 году. В этом произведении автор искренне завидует своим юным героям, которые пока еще не осознают своего низкого социального статуса и могут позволить себе, в отличие от барских детей, проводить свободное время так, как душа пожелает. Конечно, буквально с первых лет жизни их приучают к тяжелому крестьянскому труду, и сельского мальчишку можно увидеть не только на пастбище, но и в поле. Участь девочек также заранее предопределена, потому что с самого детства на их плечи ложатся многочисленные хозяйские хлопоты. Тем не менее, в поэме «Крестьянские дети» показывает, что его герои растут свободолюбивыми и независимыми. Они обладают незаурядной смекалкой, наделены житейской мудростью и рассудительны не по годам. «В их жизни так много поэзии слито, как дай бог балованным деткам твоим», - отмечает поэт.

Поэма «Крестьянские дети» состоит из нескольких частей и рассказывает о различных жизненных ситуациях, свидетелем которых был поэт. В своем произведении он не перестает удивляться тому, что даже самые маленькие его герои являются гармоничными и сильными личностями, которые способны самостоятельно справляться с различными трудностями и отвечать за собственные поступки. Но дети всегда остаются детьми, и Некрасов отдает себе в этом отчет и невольно хочет оградить своих героев от предстоящих жизненных испытаний. Поэтому он обращается к ним со словами: «Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано». Автор понимает, что пройдет совсем немного времени, и беззаботная вольная жизнь сельских малышей закончится, оставив лишь в воспоминаниях ощущение счастья и иллюзию того, что они когда-то могли самостоятельно распоряжаться своей судьбой.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Учебник: "Литература. 5класс", часть 1.

  • Выявление активной гражданской позиции автора в стихотворении.
  • Формирование умений выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом.
  • Воспитание патриотических и гражданских чувств школьников.

Ход урока

Анализ стихотворения по частям.

1 часть. Охотник возвращается в родную деревню

Что узнаём из 1 части? (Охотник рад возвращению в родную деревню, доволен ночлегом, радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей.)

- Как автор относится к крестьянским детям, которые рассматривают его через щели сарая? (С нежностью, с умилением говорит о них: " глазки смешались, как в поле цветы", " я детского глаза люблю выраженье". Поэт расстроган, он как будто встречается с детством.)

2 часть. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого охотника.

Выразительное чтение по ролям диалога ребят (шёпот 9 ребят).

Каким показался детям охотник? Что они увидели? (Дети внимательные, всё увидели: бороду, длинные ноги, часы, золотую цепь, собаку, ружьё.)

Что важно выявить детям? (Незнакомый охотник барин или нет?)

Понравился детям барин? (Нет, они изрекли приговор: "Такому- то гусю уж что за охота! Лежал бы себе на печи!"

Как вы думаете, кому рассказывает лирический герой- охотник о случае на охоте? (Друзьям.)

Образ рассказчика меняется на протяжении стихотворения. Он обращается и к читателям привилегированных сословий, и к крестьянским детям.(Наблюдение.)

Первоначально стихотворение называлось "Детская комедия". Чем же это стихотворение похоже на комедию? В первой и последних частях звучит диалог: детишки сравниваются со зрителями, а Фингал - с актёром.

3 часть. Воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом.

Здесь позиция лирического героя меняется: он и один из участников мальчишеских игр, и публицист, обращающийся к читателям, и гражданин, думающий о будущем своего народа. (Наблюдение)

1. Выразительное чтение отрывка от слов "О милые плуты" до слов "и клали рядком на перила моста"

Детей читателя привилегированного сословия лирический герой иронично и грустно называет "балованными детками", сожалеет о том, что дворянским детям недоступны многие радости, которые открывают свободное общение с природой.

Какие чувства волнуют лирического героя при воспоминании о грибных набегах, о змее? (Сравнивая себя, дворянского сына, с крестьянскими ребятишками, герой подчёркивает смекалку находчивость, практичность детей из народа.)

Почему так беспощадно сражались юные герои со змеями? (Дети сражались со злом, которое в их сознании связано с образом сказочного Змея Горыныча, и, воображая себя сказочными богатырями, они ожидают славы за подвиги.)

Какова позиция лирического героя? Для чего он это рассказывает? (Перед нами человек, причастный к жизни крестьянских детей, журналист, стремящийся развенчать представления о крестьянстве как о людях "низкого рода")

2. Выразительное чтение отрывка от слов " У нас же дорога большая была:" до слов "Что новый прохожий то новый рассказ".

- Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребяишек? (Дорога - это своеобразный учебник, по которому крестьянские ребятишки постигали науку жизни.)

3. Выразительное чтение отрывка от слов "Ух, жарко! до слов "Живого в деревню тащат с торжеством"

4. Исследовательская работа с текстом.

Сколько восклицательных предложений в отрывке? (10.) Какова интонация этого отрывка? (Рассказчик с восторгом рассказывает о крестьянских ребятишках.)

5. Выразительное чтение отрывка от слов "Довольно, Ванюша!..." до слов "Зато ему рано знакомы труды".

- Каково значение сочетания слов "нарядной своей стороной"? (Речь идёт о радости труда, приносящие свои щедрые плоды)

Почему " Ванюша в деревню въезжает царём"? (Ребёнок осознаёт значимость такого труда, испытывает гордость от причастности к общему делу.)

Каково значение фразы: " Другой стороною медаль"? (Значит, противоположной, всегда отрицательной стороной.)

Какова теневая сторона той жизни, которая изображена в стихотворении? Каков смысл строчек: "Но вырастет он, если Богу угодно:"? (Пропадёт. Крестьянский ребёнок лишён родительского внимания, опеки и легко может погибнуть, оставшись один на один с опасностью в лесу или на реке. Тяжёлый крестьянский труд тоже отнимает немало сил.)

6. Выразительное чтение отрывка "Однажды в студёную зимнюю пору".

О чём размышляет автор, рассказывая историю крестьянского мальчика? (Крестьяне, серьёзно и строго относились к труду, чувствовали долг перед семьёй, были примером для своих детей.) Автор испытывает противоречивые чувства: он любит русскую природу, родину и ненавидит рабство, "клеймо нелюдимой, мертвящей зимы".

Какова позиция лирического героя в отрывке "Играйте же, дети! Растите на воле!"? (Перед нами гражданин своего отечества, призывающий молодое поколение беречь лучшие традиции отцов и дедов.)

4 часть Представление собаки Фингала для деревенских зрителей

Выразительное чтение последней части.

- Изменилось ли как-то отношение детей к охотнику? (Да, они прониклись доверием к приезжему, не боялись уже его, не убежали. Поняли, что он добр, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать.)

- Почему Н.А.Некрасов заменил название "Детская комедия" на "Крестьянские дети"? Автор написал произведение, в котором нашла отражение подлинная жизнь русского народа. Это не представление, разыгранное на сцене для читателя, а сама действительность.

«Крестьянские дети» Некрасов

«Крестьянские дети» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» впервые было опубликовано в 1861 году в журнале «Время». По общему настроению оно очень похоже на более позднюю поэму писателя «Мороз, Красный нос» (1863). Это теплая идиллия, в которой отражена нежность автора к детям крестьян и волнение за их судьбу.

Написано стихотворение четырехстопным амфибрахием, рифма перекрестная с отклонениями в некоторых фрагментах. По характеру ударения на последние слоги автор использует чередование женской и мужской рифмы.

Интересна кольцевая композиция стихотворения. В первой части лирический герой рассказывает о встрече с ребятами на охоте. Затем он переходит к своим воспоминаниям, чередуя их с размышлениями о судьбе и воспитании детей крестьян. В заключение герой говорит о том, что «Теперь пора возвратиться к началу», и мы снова переносимся в ситуацию охоты. Она завершается открытым концом - это характерный для Некрасова прием. Герои переждали грозу и отправились на новую охоту, однако это событие лежит уже вне поля нашего зрения.

Особенности композиции не позволяют назвать время и пространство стихотворения линейными. Сначала мы находимся в ситуации охоты, затем переносимся в пространство размышлений героя, из которых он переносит нас в пространство и время своего детства. Критики приписывают произведению автобиографичность - лирический герой вполне может описывать воспоминания самого Некрасова, который воспитывался в родовом имении в деревне Грешнево.

Размышления о крестьянских детях и об их судьбе приводят поэта к ключевой для него теме судьбы российского народа. Любовь смешивается с чувством боли (противопоставление эпитетов «красное детство» и «скудное поле», упоминание «честных мыслей, которым нет воли»). Стихотворение Некрасова гармонично вписывается в его творчество и содержит в себе рассуждения на актуальные для того времени темы.

Николай Алексеевич Некрасов - новое течение в истории русской литературы. Он первый ввел тему простого народа и наполнил рифмы разговорными оборотами. Появился быт простолюдинов, так зародился новый стиль. Николай Алексеевич стал первооткрывателем в русле сочетания лирики и сатиры. Он осмелился сменить само ее содержание. «Крестьянские дети» Некрасовым были написаны в 1861 году в Грешнево. Сарай, в котором спал рассказчик, вероятнее всего, находился в Шоде, под домом Гавриила Захарова (его в произведении узнают дети). Во время написания поэт носил бороду, что было редкостью для вельмож, поэтому дети поставили под сомнение его происхождение.

Богатый образ крестьянских детей

Будущий писатель родился в простой, небогатой, но уважаемой семье. Ребенком он часто играл со сверстниками. Ребята не воспринимали его как высшего и барина. Некрасов никогда не отказывался от простой жизни. Ему было интересно познавать новые миры. Поэтому, наверное, он один из первых ввел образ простого человека в высокую поэзию. Именно Некрасов заметил прекрасное в деревенских образах. Позже его примеру последовали и другие писатели.

Сформировалось движение последователей, которые писали, как Некрасов. «Крестьянские дети» (анализ которого можно провести, основываясь на исторический период, в котором была написана поэма) заметно выделяются из всего творчества поэта. В других произведениях больше горя. А эти дети полны счастья, хотя автор и не питает больших надежд относительно их светлого будущего. Малышкам нет времени болеть и размышлять над ненужным. Их жизнь полна разноцветья природы, в которой им посчастливилось жить. Они трудолюбивые и по-простому мудрые. Что ни день - то приключение. Вместе с тем дети по крупицам впитывают науку от старших. Их интересуют легенды и истории, не чураются даже работы столяра, о котором говорится в поэме.

Несмотря на все проблемы, они счастливы в своем уголке рая. Автор говорит, что таких ребят нечего жалеть и ненавидеть, им нужно завидовать, ведь дети богачей не имеют такого колорита и свободы.

Введение в поэму через сюжет

Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с описания нескольких предыдущих дней. Рассказчик охотился и уставший забрел в сарай, где и заснул. Его разбудило солнце, что пробивалось в щели. Он услышал голоса птиц и узнал голубей и грачей. По тени узнал ворону. В щель на него смотрели глаза разного цвета, в которых были покой, ласка и доброта. Он понял, что это взгляды детей.

Поэт уверен, что такие глаза могут быть только у деток. Они тихо между собой комментировали то, что видели. Один смотрел на бороду и длинные ноги рассказчика, другой на большую собаку. Когда мужчина, вероятно сам Некрасов, открыл глаза, дети бросились прочь, как воробьи. Как только поэт опустил веки, появились снова. Далее заключили, что он не барин, ведь не лежит на печи и ехал с болота.

Размышления автора

Далее Некрасов отрывается от сюжетной линии и предается размышлениям. Он признается в своей любви к детям и говорит, что даже те, кто воспринимает их как «низкого рода людей», все равно когда-то им завидовали. В жизни бедноты больше поэзии, говорит Некрасов. Крестьянские дети делали вместе с ним грибные набеги, клали змей на перилах моста и ждали реакции прохожих.

Под старыми вязами отдыхали люди, ребятишки их обступали и слушали истории. Так узнали легенду про Валила. Живший всегда богачом, он как-то разозлил Бога. И с тех пор не было у него ни урожая, ни меда, только хорошо росли. Другой раз рабочий человек раскладывал инструменты и показывал заинтересованным детям, как пилить и рубить. Истомленный мужчина засыпал, а ребята давай пилить и строгать. Затем нельзя было сутки убрать пыль. Если говорить про истории, которые описывает поэма «Крестьянские дети», Некрасов как бы передает собственные впечатления и воспоминания.

Будни крестьянских детей

Далее писатель ведет читателя к реке. Там кипит бурная жизнь. Кто купается, кто делится рассказами. Какой-то мальчик ловит пиявок «на лаве, где матка колотит белье», другой смотрит за младшей сестренкой. Одна девочка делает венок. Другая привлекает лошадь и скачет на ней верхом. Жизнь полна радости.

Ванюшу отец позвал к работе, и парень с удовольствием помогает ему в поле с хлебом. Когда урожай собрали, он первый пробует новый хлеб. А после сидит верхом на телеге с соломой и чувствует себя царем. Другая сторона медали, что у детей нет права выбора будущего, и этим обеспокоен Некрасов. Крестьянские дети не учатся и счастливо растут, хотя им приходится трудиться.

Самый яркий персонаж поэмы

Следующую часть поэмы часто ошибочно считают отдельным произведением.

Рассказчик «в студеную зимнюю пору» видит воз с хворостом, лошадь ведет маленький человечек. Он в большой шапке и огромных сапогах. Это оказался ребенок. Автор поздоровался, на что мальчик ответил, чтобы тот проходил. Некрасов спрашивает, что он тут делает, ребенок отвечает, что возит дрова, которые рубит отец. Парнишка помогает ему, поскольку в их семье только два мужика, отец и он. Поэтому это все похоже на театр, но мальчик реальный.

Такой русский дух в поэме, что написал Некрасов. «Крестьянские дети», анализ их образа жизни показывают всю ситуацию тогдашней России. Писатель призывает расти на свободе, ведь впоследствии это поможет любить свой трудовой хлеб.

Завершение сюжетной линии

Далее автор отрывается от воспоминаний и продолжает сюжет, с которого начинал поэму. Дети стали более смелые, и он закричал собаке по кличке Фингал, что приближаются воры. Нужно прятать пожитки, сказал псу Некрасов. Крестьянские дети были в восторге от навыков Фингала. Собака с серьезной мордой спрятала все добро в сено. Особенно она старалась над дичью, затем легла в ноги хозяина и зарычала. Далее дети стали сами давать команды псу.

Рассказчик наслаждался картиной. Стало темно, приблизилась гроза. Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в сарае и переждал дождь, а потом с Фингалом пошел искать дупелей.

Образ природы в стихотворении

Невозможно не воспеть богатство и красоту русской природы. Поэтому наряду с темой любви к детям произведение Некрасова «Крестьянские дети» прославляет прелести жизни за серыми стенами города.

Уже с первых строк автор тонет в ворковании голубей и щебетании птиц. Затем сравнивает цвет детских глаз с цветами в поле. Образ земли преследует поэта в лесу, когда он собирает грибы. Из леса ведет читателя к реке, где купается детвора, из-за чего вода будто смеется и воет. Их жизнь неотделима от природы. Дети плетут венки из бледно-желтых цветов, их губы черные от черники, набившей им оскомину, они встречаются с волком, подкармливают ежа.

Важна роль хлеба в поэме. Через взгляд одного из мальчишек рассказчик передает всю святость выращивания зерна. Он описывает весь процесс от бросания семени в землю до выпечки хлеба на мельнице. Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» призывает вечно любить поле, что дает силу и трудовой хлеб.

Присутствие природы добавляет поэме мелодичности.

Тяжелая жизнь некрасовских детей

Судьба крестьянских детей намертво привязана к труду на земле. Сам автор говорит, что они рано познают труды. Так, Николай Алексеевич приводит в пример маленького мальчика, который рано повзрослел. Шестилетний малый вместе с отцом работает в лесу и даже не думает жаловаться на свою жизнь.

Уважение к работе прививается с детства. Смотря на то, как их родители уважительно относятся к полю, дети им подражают.

Освещение образовательного вопроса

Кроме этого, возникает проблема образования в поэме, которую поднимает Некрасов. Крестьянские дети лишены возможности учиться. Они не знают книг. И рассказчик волнуется за их будущее, ведь знает, что только Богу известно, вырастет ребенок или умрет.

Но рядом с бесконечной работой дети не теряют жажды к жизни. Они не разучились радоваться мелочам, что попадаются на их пути. Их будни полны ярких, теплых эмоций.

Поэма - ода простым детям. После ее опубликования в 1861 году весь богатый мир узнал - чудны крестьянские дети. Некрасов возвысил простоту бытия. Он показал, что во всех уголках страны живут люди, которые, несмотря на свой низкий социальный статус, отличаются человечностью, порядочностью и другими благодетелями, о которых уже начали забывать в крупных городах. Произведение имело фурор. А его актуальность остается острой и по сей день.

Вернувшись в Грешнево, в первой половине июля 1861 года Некрасов написал одно из самых известных своих стихотворений – «Крестьянские дети». В. Е. Евгеньев-Максимов пишет: «…летом 1861 года (июнь-июль) (…) датировано и знаменитое, все школьные хрестоматии обошедшее и во всех хрестоматиях утвердившееся, стихотворение “Крестьянские дети”»198 . «Судя по датировке рукописи», отмечает А. Ф. Тарасов, поэт работал над этим стихотворением «с 1 по 14 июля»199 .

В основу «Крестьянских детей» лёг эпизод, с которого и начинается стихотворение. Некрасов пишет:

Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,

Забрел я в сарай и заснул глубоко (II, 108).

Этот сарай, скорее всего, стоял в Шоде, возле дома Г. Я. Захарова. Проснувшись, Некрасов увидел, как в щели на него смотрят дети:

Проснулся: в широкие щели сарая

Глядятся веселого солнца лучи.

Воркует голубка; над крышей летая,

Кричат молодые грачи (…).

Чу! шопот какой-то… а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Всё серые, карие, синие глазки –

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты! (II, 108).

Поэт слышит разговор детей, заинтересованно обсуждающих его персону, его собаку и его ружьё. Этот эпизод, разумеется, не выдуман. А. А. Буткевич вспоминала, что Некрасов: «…редкий раз не привозил он из своего странствия какого-либо запаса для своих произведений. Так, однажды, при мне он (…) засел на два дня, и явились “Крестьянские дети”. В самом деле, разве возможно выдумать форму этой идиллии? Этот сарай с цветами-глазками!»200 .

Обсуждая внешний вид охотника, дети отмечают наличие у него бороды. Поэт слышит, как они переговариваются:

А барин, сказали!..

Потише вы, черти!

У бар бороды не бывает – усы» (II, 108-109).

Данное обсуждение – характерная примета времени. К 1861 году ношение некоторыми господами бороды являлось новшеством, и в восприятии крестьянских детей барин всё еще оставался человеком безбородым, самое большее – с усами.

В разговоре дети упомянули Гаврилу Яковлевича. Один из мальчиков сказал:

И видно не барин: как ехал с болота,

Так рядом с Гаврилой… (II, 110).

Сарай, в котором задремал поэт, явно находился в Шоде, раз дети, рассматривавшие Некрасова, знают Гаврилу Яковлевича. Впрочем, на то, в каком месте произошел этот эпизод, существуют разные точки зрения. Б. Л. Лунин полагал, что в основу «Крестьянских детей» лёг случай, произошедший в Грешневе, и что в нем поэт дал свой «автопортрет – через восприятие маленьких грешневцев»201 . Однако эта версия не выдерживает критики, т. к. получается, что маленькие грешневцы почему-то знают Гаврилу Яковлевича, но зато в первый раз видят своего барина. В. Н. Бочков пишет, что в основу «Крестьянских детей» «лег, по некоторым данным, случай, происшедший с поэтом в селе Шахове под Судиславлем…»202 . Правда, В. Н. Бочков ничего не говорит об этих «некоторых данных» и не объясняет, почему именно шаховские дети хорошо знают Гаврилу.

«Крестьянские дети» выгодно выделяются на фоне традиционно мрачного творчества Некрасова. В. В. Жданов отмечает: «Стихотворение проникнуто неподдельной любовью и нежностью к детям. (…) Здесь открылась такая сторона деревенской жизни, какой еще не было в прежних некрасовских стихах, да и в русской лирике вообще. (…) Он открыл светлое начало там, где еще недавно ему виделись только горе и темнота»203 .

Предположение о мотивах, побудивших Некрасова написать «Крестьянских детей», высказал Ю. В. Лебедев. «Что послужило толчком к возникновению замысла поэмы (традиционно “Крестьянские дети” считаются стихотворением – Н. З.)? – пишет он. – Может быть, детские воспоминания, столь естественные по возвращении поэта в родные места, или действительный факт его встречи с крестьянскими ребятишками во время охотничьих странствий в одной из “спопутных” деревень? На этот счет мы вольны высказывать самые разнообразные предположения, но все они будут лишены фактической точности: никаких автобиографических признаний Некрасов нам не оставил. О творческой истории “Крестьянских детей” не упоминают в своих мемуарах и люди, хорошо знавшие подробности интимной жизни поэта»204 . «Читая “Крестьянских детей”, – продолжает Ю. В. Лебедев, – невольно замечаешь их полемический подтекст. Он ощутим в самой манере повествования, в той полемической страстности, с которой Некрасов отстаивает истинную поэзию и суровую прозу крестьянского детства. Временами эта страсть прорывается прямыми полемическими выпадами по адресу воображаемых, враждебно настроенных собеседников. Чем вызван в поэме этот полемический накал?»205 . Ответ на данный вопрос, по мнению исследователя, состоит в том, что «в начале 1861 г., как раз перед отъездом Некрасова в ярославско-костромские края, русские журналисты оживленно обсуждали проекты об организации воскресных школ, вели споры о том, как и чему нужно учить крестьянских детей. Л. Н. Толстой решил приступить к работе в Яснополянской школе и уже намечал издание специального педагогического журнала. В газетах одна за другой появлялись корреспонденции о нравственном облике современных крестьянских детей, их жизни и быте, семейном воспитании. Мир деревенского детства привлекал особое внимание общественности, и Некрасов, без сомнения, знал всё, что печаталось об этом в русской прессе. (…) поэт решительно отвергал как заведомо лживые, так и ограниченные представления о жизни народа, которые упорно прививала русскому общественному сознанию либеральная печать. Она не была единой в своих взглядах на суть семейных отношений крестьянина. Знакомство с газетными статьями убеждает, что внутри либерального лагеря наметились два подхода к освещению этой темы: или сознательное очернение деревенского детства, или неумеренная его идеализация. Между этими направлениями шла довольно острая дискуссия»206 . Приведя конкретные примеры подобных публикаций весны 1861 г., Ю. В. Лебедев делает вывод, что «вся (…) поэма “Крестьянские дети” дышит в подтексте искренней злобой против той лжи, которую распространяла со страниц русских газет и журналов либеральная и консервативная публицистика 1860-х годов»207 .

«Крестьянские дети» были напечатаны не в «Современнике». Впервые стихотворение увидело свет в десятом номере журнала «Время» за 1861 г., который издавал Ф. М. Достоевский (по-видимому, Некрасов поступил так исходя из каких-то «дипломатических» отношений между журналами). «Крестьянские дети» были опубликованы с посвящением О. С. Чернышевской. Известно, что 14 мая 1861 года Некрасов, собиравшийся к отъезду в Грешнево, оставил в альбоме супруги своего соратника следующую запись: «Обязуюсь написать Ольге Сократовне Чернышевской стихотворение ко дню её ангела 11 июля, коего содержанием будут красоты природы в пределах Ярославской губернии. Ник. Некрасов. 14 мая 1861. СПб.»208 . В. А. Громов отмечал, что «Крестьянские дети» являются «осуществлением (…) обещания», данного О. С. Чернышевской209 . В свете приведённых выше данных о времени написания «Крестьянских детей» можно уверенно полагать, что своё обязательство Некрасов сдержал, и обещанное стихотворение действительно окончил к Ольгиному дню, т. е. к 11 июля (24 июля н. ст.). В последующих изданиях «Крестьянских детей», вышедших уже после ареста Н. Г. Чернышевского, Некрасов по понятным причинам посвящение его жене убрал.

Сразу после окончания «Крестьянских детей» в июле-августе 1861 года Некрасов написал поэму «Коробейники». А. А. Буткевич вспоминала: «…однажды, при мне он вернулся и засел за “Коробейников”, которых потом при мне читал крестьянину Кузьме (имеется в виду Кузьма Солнышков – Н. З.)»210 . В. Е. Евгеньев-Максимов пишет: «На полях белового автографа “Крестьянских детей”, датированного 14 июля 1861 года, – ряд заметок, фольклорных записей и отдельных стихов, относящихся к (…) поэме “Коробейники”. Это дает основание для вывода, что в середине июля, закончив работу над “Крестьянскими детьми”, Некрасов уже приступил к начальной стадии работы над “Коробейниками”. Закончил же он эту работу, если судить по дате под беловым автографом, (…) 25 августа 1861 года, т. е. в очень короткий промежуток времени – в какие-нибудь 40 дней (от 14 июля до 25 августа)»211 . Однако к 25 августа, по-видимому, была написана только первая редакция «Коробейников». Чуть позже Некрасов дополнил текст поэмы, включив в него, в частности, стихотворное посвящение Г. Я. Захарову. Сличая первоначальную редакцию и окончательный текст «Коробейников», В. Г. Прокшин пришел к выводу, что работа над поэмой «началась не позднее 23 августа и завершилась до 6 ноября 1861 года»212 .

В 1902 году сын Г. Я. Захарова, Иван Гаврилович, рассказывал, что «Коробейников» Некрасов «написал по тятинькину рассказу. Летом тятинька на охоте рассказал Николаю Алексеевичу, а через зиму Николай Алексеевич приехал и книжку стихов о коробейниках привез, тятеньке и подарил…»213 . Согласно записи рассказа Ивана Гавриловича, сделанной о. Леонидом Парийским, история о коробейниках, легшая в основу некрасовской поэмы, выглядит так: «Был у нас мужик такой, хитрый, негодный, Давыд Петров из Сухорукова, из деревни, вот он и убил коробейников, ограбил, – с них и разжился, кабак имел; под конец Господь покарал – ослеп под старость. Тятинька и ружье-то, из которого Давыд застрелил коробейников, делал. Поднес тятинька Давыду да все и выспросил, как он убил.

– Вот, говорит, видят они, что я не с добром возле их – шли они прямиком, тропкой, из Сухорукова к Закобякину* , – отговаривать меня стали, а из одного стволика хлоп – только по-заячьи верескнул, из другого – снопиком повалился.

Тятенька такую ему взвесил: «Разве я по тебе ружье мастерил?»215 .

По сообщению Ивана Гавриловича, убийство коробейников «произошло верстах в 20-ти от Шоды к востоку, к Молвитинской дороге**, в Мисковской волости»216 .

По-видимому, властям об этом преступлении так и не стало известно, во всяком случае, в фондах Костромской палаты уголовного суда за вторую половину 50-х годов XIX века нам не удалось найти никаких следов уголовного дела по убийству коробейников.

Безусловной заслугой В. Н. Бочкова является то, что в ревизской сказке 1858 года среди жителей д. Сухоруково он нашел Давыда Петрова 35 лет, имевшего жену Настасью Лукьяновну и четырех детей: 14-летнего Ивана, 10-летнего Семена, 6-летнего Осипа и двухлетнюю Наталью. В ревизской сказке значится, что Давыд был подкидыш во дворе крестьянина Петра Васильева и его жены Настасьи Артамоновны217 . В. Н. Бочков пишет: «Положение подкидыша в старообрядческой деревне было вдвойне тяжело – они являлись париями, отщепенцами. В детстве Давыд, верно, натерпелся и наголодался. (…) Подкидышам не положен земельный надел, пришлось идти в лесники, содержать большую семью на грошовое жалованье. Из таких, как Давыд, и формировались ущербные типы, готовые на все, дабы “выбиться в люди”. Преступление он готовит обдуманно и, спокойно убив коробейников, не мучится угрызениями совести, а, наоборот, похваляется»218 . Трудно сказать, насколько натерпелся и наголодался Давыд в детстве. Согласно ревизской сказке, у Петра Васильевича и Настасьи Артамоновны своих детей не было (отчего младенца Давыда и подбросили именно к ним), и вполне вероятно, что приемные родители вырастили его, как своего родного сына. Тяжелая доля выпадала тому подкидышу, которого усыновляла не конкретная семья, а вся деревня, т. е. «мир», делавшая это с целью отдать его со временем в рекруты вместо своих сыновей* .

По-видимому, Некрасов давно хотел написать произведение, сюжетную основу которого составило бы описание странствия коробейников (не зря он так настойчиво еще в 1856 г. заказывал С. В. Максимову для «Современника» очерк о коробейниках220 ). Скорее всего, рассказ Гаврилы Яковлевича о недавно убитых торговцах послужил последним толчком к написанию поэмы.

Поэму предваряло посвящение «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)» и стихотворное обращение к нему:

Как с тобою я похаживал

По болотинам вдвоем,

Ты меня почасту спрашивал:

Что строчишь карандашом?

Почитай-ка! Не прославиться,

Угодить тебе хочу.

Буду рад, коли понравится,

Не понравится – смолчу.

Не побрезгуй на подарочке!

А увидимся опять,

Выпьем мы по доброй чарочке

И отправимся стрелять.

Н. Некрасов (II, 123).

Посвящение поэмы крестьянину было первым в русской литературе и носило, конечно, не столько личный, сколько в каком-то отношении декларативный характер. В конце 1861 года критик С. С. Дудышкин даже писал в «Отечественных записках»: «Мы полагаем, что “Коробейники” для того только и напечатаны, чтобы приделать к ним то замысловатое посвящение, которое, конечно, очень многих прельстит, как выражение истинно-народных чувств автора»221 . Насколько это посвящение являлось искренним, идущим от сердца, или прав С. С. Дудышкин? Думается, что искренность Некрасова в данном случае подвергать сомнению нельзя. «Самый тон этого посвящения, – пишет В. Е. Евгеньев-Максимов, – свидетельствует о наличности теплых и дружеских отношений между знаменитым поэтом и костромским охотником. Что тон этот не был литературным приемом со стороны Некрасова, а отражал действительный характер его отношений с Гаврилой Яковлевым*, – явствует из исполненного необыкновенной теплоты и дружелюбия письма Яковлева к Некрасову»222 .

Однако наверняка имел место и расчет. Посвящение «Коробейников», безусловно, носило определённый демонстративный характер. В. Е. Евгеньев-Максимов отмечал: «У Некрасова вообще очень мало “посвящений”. Но “Коробейники” он демонстративно посвящает простому мужику. Хотя этот мужик и назван поэтом по имени, хотя это имя отнюдь не вымышленное, а принадлежит определенному лицу, одному из постоянных спутников Некрасова по охоте – Гавриле Яковлевичу, однако значение посвящения не столько в том, что оно обращено к определенному лицу, сколько в том, что оно обращена к мужику вообще, иначе говоря – к массовому народному читателю»223 . «Само посвящение “Коробейников”, – указывал А. В. Попов, – (…) являлось тогда манифестом-знаменем новой литературы, литературы демократической»224 .

Одним из главных в поэме был образ крестьянской девушки Катеринушки. По мнению А. В. Попова, прототипом Катеринушки послужила жена Гаврилы Яковлевича225 . В. Е. Евгеньев-Максимов пишет: «Образ Катеринушки, (…) так напоминает образы двух основных героинь Некрасова – Дарьи из “Мороза…” и Матрены Тимофеевны из “Кому на Руси жить хорошо”, что, независимо от своего самостоятельного значения, может быть рассматриваем как своего рода подготовительный этюд к созданию этих монументальных образов»226 . С этой мыслью одного из крупнейших некрасоведов нельзя не согласиться. Если же учесть мнение о том, что главным прототипом Катеринушки является Маремьяна Родионовна, то можно предположить, что жена Гаврилы Яковлевича в какой-то степени послужила прототипом и Дарьи, и Матрены Тимофеевны.

Нельзя не упомянуть о том, что Н. Г. Чернышевский считал прототипом Катеринушки свою супругу Ольгу Сократовну. 7 июля 1888 года он писал жене: «Обожал тебя даже Некрасов, – да, и он, охладевший к людям, изуверившийся в них, был ободрен к своей поэтической новой деятельности впечатлением, какое производила на него ты. Саша (в поэме, называющейся её именем), Катерина в “Коробейниках” и княгиня Трубецкая (задуманная им еще при мне) – всё это твои портреты. Без знакомства с тобою он не написал бы ни этих дивных поэм, ни многого другого, наилучшего в его произведениях. Это я знаю от него самого»227 . Не беремся судить о прототипах героинь «Саши» и «Княгини Трубецкой», но то, что О. С. Чернышевская могла послужить прототипом крестьянки Катерины, – весьма сомнительно. Разве что какой-нибудь отдельный штрих, отдельная чёрточка могла быть привнесена в образ Катеринушки от жены Чернышевского.

В целом «Коробейники» нехарактерны для трагической музы поэта. Однако Некрасов не был бы Некрасовым, если бы не вставил в поэму звучащую диссонансом «Песню убогого странника», рассказывающую о тяжелой жизни крестьянства. В «Песне» говорится:

Я в деревню: мужик! ты тепло ли живешь?

Холодно, странничек, холодно,

Холодно, родименький, холодно!

Я в другую: мужик! хороши ли ешь, пьёшь?

Голодно, странничек, голодно,

Голодно, родименький, голодно! (II, 140).

Возможно, Некрасов полагал, что «Песня убогого странника» станет народной песней. Однако народ принял как раз не её, а абсолютно аполитичное и идеологически не выдержанное начало поэмы, ставшее одной из самых популярных русских песен. «Интересно, – отмечал А. Ф. Тарасов, – что “Песню убогого странника” из “Коробейников” народ не принял, а поёт начало поэмы»228 .

«Коробейники» целиком написаны на костромском материале, и в них имеется немало прямых примет Костромского края. В частности, в поэме упоминаются река и город Кострома. Старый Тихоныч рассказывает Ваньке, своему молодому товарищу:

«А то раз попал я к случаю

За рекой за Костромой.

Именины были званые –

Расходился баринок!» (II, 132).

Тихоныч и Ванька идут в город Кострому. В тексте сказано:

В Кострому идут проселками (II, 134).

В разговоре коробейников мелькает:

Хороша наша губерния,

Славен город Кострома (II, 135).

Данное двустишие издавна любят цитировать в костромской литературе о Некрасове. Вырванное из контекста оно звучит по-костромски патриотично и жизнеутверждающе, т. е. не очень характерно для Некрасова. В поэме это место звучит несколько иначе. Старый Тихоныч ругает дорогу к городу Костроме:

«Дьявол, что-ли, понапихивал

Этих кочек да корней?

Доведись пора вечерняя,

Не дойдёшь – сойдёшь с ума.

Хороша наша губерния*,

Славен город Кострома,

Да леса, леса дремучие,

Да болота к ней ведут,

Да пески, пески сыпучие…» (II, 135).

Однако весь негатив в данных строках относится к дороге, а о губернском городе Костроме, действительно, говорится хорошо.

В черновых вариантах поэмы упоминается село Мисково. В крестьянской шутке, приводимой в качестве эпиграфа к одной из главок, говорится: «– Далеко ли до Мискова? – Да дорогой-то три, а прямо-то шесть» (XI, 557). А. В. Попов отмечал: «При таком эпиграфе поэма получалась выдержанно костромской: село Мисково находится около д. Шоды»229 . В окончательном тексте Мисково в эпиграфе было заменено на Гогулино (Гогулино – принадлежавшая Некрасовым деревня вблизи от Грешнева).

Некрасов сделал лесника-убийцу коробейников жителем с. Шунги, через которое он многократно проезжал. Лесник говорит коробейникам: «Я из Шуньи» (II, 136). Село Шунга, центр Шунгенской волости Костромского уезда, находилось в 7 верстах от губернского города. Село стояло на Ярославском тракте, и Некрасов многократно проезжал через него по дороге в Кострому и обратно. Еще в начале XX века местные жители обычно называли своё село «Шунья»230 . Этот же вариант названия фиксируют документы XVI-XVII веков, а шунгенские старики так называют село и до сих пор.

В «Коробейниках» упоминаются местные помещики-охотники Зюзины (или Зузины) и Кашпиревы:

Попадались им собашники:

Псы носились по кустам,

А охотничек покрикивал,

В роги звонкие трубил,

Чтобы серый зайка спрыгивал,

В чисто поле выходил.

Остановятся с ребятами:

– Чьи такие господа?

«Кашпирята с Зюзенятами…

«Заяц! вон гляди туда!»

Всполошилися борзители:

«Ай! а-ту его! а-ту!»

Ну собачки! Ну губители!

Подхватили на лету… (II, 130).

К словам «Кашпирята с Зюзенятами» Некрасов сделал сноску: «Кашпировы, Зюзины. Крестьяне, беседуя между собою об известных предметах и лицах, редко употребляют иную форму выражения» (II, 130). А. В. Попов комментировал это примечание: «На эзоповском подцензурном языке это значило, что крестьяне презрительно, с уменьшительным суффиксом “ята” говорят об “известных лицах” – помещиках и “предметах” – охотах помещиков, в данном случае Кашпировых и Зюзиных»231 .

Упоминание о Зузиных и Кашпиревых по сюжету поэмы необязательно, и поэт назвал их явно не случайно. Богатая усадьба Зузиных Денисово, находящаяся на севере Костромского уезда, являлась одной из ближайших к Шоде дворянских усадеб. Скорее всего, Зузины знали Гаврилу Яковлевича, который и мог познакомить их с поэтом. Безусловно, Некрасов неоднократно не только видел усадьбу Денисово, но и, возможно, бывал в ней гостем. Во всяком случае, он был лично знаком и состоял в переписке с сыновьями тогдашнего хозяина усадьбы Александра Ивановича Зузина, Николаем Александровичем и Петром Александровичем Зузиными. До нас дошло по одному письму братьев Зузиных, адресованных Некрасову в ответ на его письма, причем письмо поэту от Н. А. Зузина было отправлено 3 июля 1872 года из Костромы232 . Н. А. Зузин (1835 – 1901 гг.) являлся видной фигурой в костромском земстве: отставной штабс-капитан артиллерии, участник севастопольской обороны, он в 1871-1876 гг. состоял председателем Костромской уездной земской управы233* .

Владелец усадьбы А. И. Зузин (1795 – 1879 гг.), отставной гвардии майор, построивший в Денисове двухэтажный каменный дом, был известен как страстный псовый охотник. А. И. Зузин держал большую стаю костромских гончих, которую он завел от гончих богатого костромского помещика второй половины XVIII века татарского князя Арслан-Алея. Охотовед и биолог Л. П. Сабанеев отмечал, что в первой половине XIX века «в Костромской губернии наибольшей известностью» пользовалась стая А. И. Зюзина235 . В 30-40 гг. XIX века неизвестным художником была написана картина «Псовая охота А. И. Зузина», вплоть до революции висевшая в усадьбе. На картине, на фоне господского дома в Денисове, изображена мчащаяся со стаей костромских борзых группа конных охотников во главе с А. И. Зузиным** .

Внуки А. И. Зузина, сыновья Н. А. Зузина, являлись видными деятелями Костромской губернии в предреволюционную эпоху: Б. Н. Зузин (1868 – после 1918 гг.) был предпоследним (в 1908 – 1917 гг.) председателем Костромской губернской земской управы, а его брат генерал-майор в отставке М. Н. Зузин (1870 – после 1929 гг.) предпоследним (в 1908 – 1914 гг.) Костромским губернским предводителем дворянства.

Но почему же всё-таки Некрасов упомянул Зузиных в «Коробейниках»? Вряд ли он сделал это «по знакомству», как охотник об охотниках. Возможно, они упомянуты в связи с событиями, произошедшими в вотчине А. И. Зузина незадолго до приезда в эти места поэта. В мае 1861 года бывшие крепостные, а ныне временно-обязанные крестьяне А. И. Зузина из деревень Холм, Горки, Иванищево, Юрново, Невежино, Болтаново и др. при составлении уставной грамоты вступили в конфликт с помещиком, отказавшись платить установленный им оброк и выходить на барщину. Ситуация достигла такой остроты, что губернатор И. В. Романус предписал, что если не будет достигнуто полюбовного соглашения между помещиком и крестьянами, направить туда военную команду и подвергнуть виновных наказанию розгами. К сожалению, в настоящее время нельзя выяснить, было ли осуществлено данное распоряжение. М. Д. Шахова, работавшая с делом о событиях в зузинской вотчине еще до пожара Костромского областного архива в 1982 г., пишет, что воинская команда прибыла, и зачинщиков высекли237 . Однако в результате своего выступления крестьяне добились уступок от помещика: количество барщинных дней было сокращено238 .

В июле-августе 1861 года выступление крестьян в вотчине А. И. Зузина являлось еще совсем свежим событием, и Гаврила Яковлевич мог рассказать о нем поэту. В таком случае упоминание о Зузиных в «Коробейниках», возможно, связано с этой историей.

Упоминаемые вместе с Зузиными Кашпиревы – это представители дворянского рода, жившего в Ярославской и Костромской губерниях. Кашпиревы владели поместьями в Любимском уезде, граничащем на севере с Костромским уездом239* .

Любимский и Костромской уезды в прошлом, как и одноименные районы в настоящее время, находятся на разных берегах разделяющей их реки Костромы. Сведений о знакомстве Некрасова с кем-то из Кашпиревых нет, но, скорее всего, их знал Гаврила Яковлевич. А. В. Попов пишет: «Кашпировы – ярославские, а Зюзины – костромские помещики, “богатые собачники”. (…) Так же и от крестьян и потом от команды парохода “Крестьянка”, плававшего по реке Костроме, слышал я и о Кашпировых. Отец одного моего собеседника из команды парохода сам работал у Кашпирова»241 . Л. П. Сабанеев упоминает об известной стае охотничьих собак Кашперова, жившего в Любимском уезде242 .

По предположению Ю. В. Лебедева, наряду с рассказом Г. Я. Захарова одним из источников, использованных для написания поэмы, мог послужить очерк С. В. Максимова «В дороге. Из путевых записок», опубликованный в восьмом номере «Отечественных записок» за 1860 г. По мнению Ю. В. Лебедева, работая над «Коробейниками» Некрасов данный очерк «держал в уме»243 . Если вспомнить, что Некрасов еще в 1856 году заказывал С. В. Максимову очерк о коробейниках для «Современника», то с этим нельзя не согласиться. Вполне вероятно, что какие-то отдельные штрихи для поэмы могли быть взяты Некрасовым из максимовского очерка, ведь сам он, конечно, вряд ли хорошо знал уклад жизни мелких торговцев-коробейников.

В первой половине сентября 1861 г. Некрасов покинул Грешнево. По дороге в Москву он сделал большой крюк, заехав во Владимирскую губернию, в слободу Мстера, к известному издателю книг для народа И. А. Голышеву, с которым обсудил возможность издания и распространения своих стихов для крестьян. В первую очередь речь шла о дешевом издании «Коробейников».