Что не включают в себя социальные конфликты. Причины социальных конфликтов, их классификация, функции. Социальный конфликт: виды и причины

НЕ КРАТКО

33.Экзистенциализм - философия существования .

Общие понятия экзистенциализма.

Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине ХХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма.

Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е – 70-е гг. ХХ в. способствовали следующие причины:

· нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

· бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.);

· опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

· усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);

· распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;

· бессилие человека перед природой техногенным обществом.

Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.

Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы – экзистенциалисты:

· уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

· разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

· проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);

· проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);

· проблема бессмысленности жизни;

· проблема внутреннего выбора;

· проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

4. Философия Сьорена Кьеркегора – зарождение экзистенциализма.

Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 – 1855).

Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов – сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания – и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».

Философом были выделены понятия:

· неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;

· подлинное существование – выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.

Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

· эстетическую;

· этическую;

· религиозную.

На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию.

На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

На религиозной стадии человек глубоко осознает свое призвание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек «несет свой крест» (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.

Лучшими представителями экзистенциализма ХХ в., собственно создавшими его, были:

· Карл Яспер (1883 – 1969);

· Жан-Поль Сартр (1905 – 1980);

· Альбер Камю (1913 – 1960);

· Мартин Хайдеггер (1889 – 1976).

Философия К. Ясперса.

Карл Яспер (1883 – 1969) – немецкий философ – был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в ХХ в. (в книге «Психология мировоззрений», вышедшей в 1919 году – после окончания первой мировой войны).

Согласно Ясперу человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как все». При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперу, это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкается с трансцендентальностью – высшим бытием.

Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции – к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.

Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцендентального:

· эротику, секс;

· единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой);

· свободу;

· смерть – конечность бытия.

Философия Ж.П. Сартра.

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 – 1980) – проблема выбора.

Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие».

«Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого».

Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», основание активности – свобода.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вся жизнь – цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» - экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т.д.

По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»).

Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

Философия А. Камю.

Альберт Камю (1913 – 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

Главный тезис философа – жизнь человека в сущности бессмысленна.

Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) – смерть, Ничто. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека – абсурд (в переводе – не имеющая оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:

· соприкосновение со смертью – при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство – теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

· соприкосновение с окружающим миром, природой – человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что мир мой»).

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Философия М. Хайдеггера.

Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) занимался разработкой самих основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии.

Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом «бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в мире» состоит из:

· «бытия с другими»;

· «бытия самого себя».

· «Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все».

· «Бытие самого себя» одновременно с «бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от других.

Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отставать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.

Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире – главная проблема и забота человека.

Будущее экзистенциализма.

Философия экзистенциализма очень популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее.

В настоящее время наблюдается тенденции смещения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.

Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания.

34. Философия постмодернизма.

Что касается влияния модернизма на последующее развитие истории философии, то здесь можно назвать активное заимствование со стороны постмодернистов. Если неомодернизм в лице того же Хабермаса стремится к завершению неоконченного проекта модернизма и настаивает на прежних принципах, то постмодернизм стремится к радикальному переосмыслению предшествующей традиции. С другой стороны, нельзя отрицать генетической преемственности постмодернизма по отношению к модернизму, о чём говорят многочисленные сходства. В частности, стремление к окраинности (или маргинальность), характерная для всего интеллектуального модернистского пространства, обнаруживает определённые сходства с постмодернистском критическим методомдеконструции. Исходя из этого, можно сделать важный вывод о том, что специфика постмодернизма в неявной форме во многом присутствовала уже в культуре модерна.

Постмодернизм может быть понят как часть незавершённого модернистского проекта, о котором говорит Ю. Хабермас. В философии постмодерна можно отметить пересечение и взаимное влияние идей модернизма. Например, очевидный интерес современной философии искусства к пограничным областям модернистской рациональности: синтез лингвистики и психоанализа (у Ж. Лакан).

ПОСТМОДЕРНИЗМ - понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и конституирующего себя как пост-современная, т.е. постнеклассическая философия. Ведущие представители: Батай, Бланшо, Мерло-Понти, Фуко и др.

Самостоятельного философского течения, которое можно было бы обозначить как «постмодернизм», не существует. Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль, а не философскую школу или направление, сопоставимое, например, с неокантианством, постпозитивизмом или феноменологией.

Круг философских идей, который описывается как «постмодернистский», укладывается в течение, условно называемое «постструктурализмом». Это течение было вызвано к жизни осознанием ограниченности структурализма. Если структуралисты пытались обнаружить во всех областях реальности устойчивые порядки (структуры), то постструктуралисты (Фуко, Деррида, Делез, Лакан) подвергают критике само понятие «структура». Вместо поиска «структур» они предлагают гибкие исследовательские стратегии, позволяющие избежать иерархического упорядочивания реальности. Деррида, например, говорит о «диссеминации» (что означает, среди прочего, рассеивание, распыление, а также разбрызгивание спермы), а Делез и Гваттари выдвигают термин «ризома». Ризома противополагается базовой метафоре прежней философии – метафоре дерева. Образ дерева предполагает наличие основного ствола и отходящих от него ветвей, ризома же – это корневая система, в которой, как в грибнице, нет главного корня. Здесь все – «главные» (как в состязаниях в Зазеркалье Льюиса Кэрролла все – «первые»).

Для мыслителей, относимых к постструктурализму/постмодернизму, при всем несходстве их подходов и целей, характерна одна общая черта. Это критика основных концептов классической западной философии . К числу таких концептов относятся «субъект», «исток», «идентичность», «бытие» и «смысл» как континуум. Описав эту критику, мы сможем получить более или менее точное представление о «постмодернизме» a в философии.

35. Бытие. Уровни бытия.

Бытие - это философская характеристика мира как рационально устроенного целого, в котором сущность и существование вещей совпадают.

При взгляде на мир в первую очередь поражает его беспредельность в пространстве и времени и бесконечная разнородность предметов и явлений. Эта беспредельность и бесконечность способны парализовать волю и интеллект человека, повергнуть его в пессимизм и уныние. Слишком уж несоизмеримыми кажутся ограниченность человеческой жизни и вечность мира. Чтобы не затеряться и не пропасть в таком мире, человек должен попытаться найти свое место в нем, соотнести его бесконечность со своей конечностью. Это возможно в том случае, если рассматривать мир и человека не как противостоящие друг другу реальности, а как единое целое.
Уже в рамках мифологической культуры люди пытались мыслить мир не как хаос, а как космос, то есть, как разумно организованное целое. Но для мифологического мышления в целом все же характерно понимания мира как чего-то неустойчивого, балансирующего на грани между хаосом и космосом, подверженногосудьбе, а не строгому закону. Появление философии, среди прочих причин, было обусловлено стремлением к построению такой картины мира, в которой не было бы места неопределенности и случайности. Такой мир в философии выражается через понятие "бытия". Бытие - это все, что есть. В этом смысле оно абсолютно, то есть является причиной самого себя. Об этом говорил еще Парменид: "Бытие есть, небытия - нет". Бытие - это всеединство. В отличие от других понятий, бытие не имеет парного ему противоположного понятия.
С точки зрения философии нельзя считать синонимами "бытие" и "существование": существование является бытием лишь в том случае, если оно рассматривается как разумно устроенное целое. Аристотель писал об этом так: "Бытие же само по себе приписывается всему тому, что обозначается через формы категориального высказывания, ибо сколькими способами делаются эти высказывания, в стольких же смыслах обозначается бытие".6 Иными словами, если существование выражено посредством понятий, оно становится бытием.
Основной философской дисциплиной, изучающей бытие, является онтология (от греч. "ontos" - сущее и "logos" - учение). Впервые упоминание об онтологии встречается в "Философском словаре" Гоклениуса (1613), затем у Глауберга (1656) и у Христиана Вольфа. Характеризуя онтологию, известный русский философ С.Л.Франк писал: "Онтологический вопрос есть вопрос не об "истинном бытии" в смысле какой-то внутренней, скрытой субстанциальной сущности бытия в противоположность "не-истинному", "кажущемуся" бытию, а есть вопрос об "истине бытия", то есть о построении правильной и адекватной системы бытия как единства отношений между сторонами или моментами бытия"7.

Бытие - главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.

Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие - небытию.
Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).
В религиозной философии это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир - зависит от него.
В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека).
В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.
В экзистенциализме, например, под Бытием подразумевается человеческое бытие Dasein - Вот-Бытие (Хайдеггер) - именно в человеке бытие обретает свой язык и форму выражения. Великое предназначение человека - «сказать Бытие», и человек делает это с помощью языка, так как «язык- дом бытия».

Также выделяют два уровня бытия на основе модальности:
- потенциальное бытие, уровень существования в возможности
- актуальное бытие, уровень существования в действительности.

Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными формами бытия являются:

Материальное бытие - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

Идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

Человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:

Ноуменальное бытие (от слов "ноумен" - вещь сама по себе) - бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

Феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

Следует различать уровни бытия – актуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие. Актуальное бытие – это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале, все то, что существует в данный момент. В актуальном бытии философия выделяет, прежде всего, бытие естественных вещей и процессов. Это природное бытие индивидуализированных объектов и их состояние, которое иногда называют первой природой в отличие от второй (рукотворной) природы искусственных вещей и процессов, созданных человеком. По мере развития человечества вторая природа оказывает все большее влияние на жизнедеятельность общества. Доминирующее значение в ней занимает техника, в которой сливаются и воплощаются два ряда явлений: разумная целенаправленная деятельность человека и законы внешнего мира, его вещества и свойства.

Актуальное бытие вещей и процессов природы, человека и того, что создано им, содержит в себе массу нереализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.

К актуальному бытию можно относить все предметы, процессы, которые существуют в текущем времени, "сейчас", хотя не все они доступны восприятию и теоретическому мышлению, особенно те, которые поддерживают порядок и стабильность этого мира. Потенциальное бытие - это весь реальный мир, который будет продолжать свое существование со всей многогранностью и многоцветностью своих предметов и процессов. В него включаются реальные и абстрактные возможности. К потенциальному бытию можно относить также прогнозы, планы, ожидания, идеалы, направляющие деятельность человека.

Материя - одно из фундаментальнейших поня­тий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному.


  • материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие. В материалистической философии также существуют разные представления о материи. Правда, для всех философов-материалистов характерно признание за материей ее объективного, независимого от сознания (ощущений) существования.

Платон рас­сматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотить­ся какая-нибудь идея. У Г. Гегеля материя проявляется в результате дея­тельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.

Объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального) духа. Так древнегреческий фи­лософ Фалде из Милета (начало и середина VI в. до н. э.) считал, что все произошло из воды. Даже зем­ля, по его мнению, плавает на воде, подобно куску дерева. Представитель той же Милетской школы - философ Анаксимен утверждал, что все вещи происхо­дят из воздуха, за счет его разряжения, или сгуще­ния (воздушные испарения, подымаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные небесные свети­ла и, наоборот, твердые вещества – земля, камни и т. д. – есть не что иное, как сгустившийся и застывший воздух). Гераклит из Эфеса первоосновой всего сущего считал огонь. Кстати, огонь у Гераклита - это и образ вечного движения. Впоследствии философы стали рас­сматривать в качестве первоосновы мира (материи) несколько веществ сразу. Так Эмпедокл говорил о 4-х элементах, как о корнях всех вещей: огне, воздухе (эфире), воде и земле. Эти корни вечны, неизменны, не могут ни возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в друга. Все прочие вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных пропорциях.


  • субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа. В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это по­нятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал, что можно употреб­лять понятие "материя", если уж очень хочется, но только как синоним слова "ничто".

Позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время. Материя внутренне активна, она способна к качественным изменениям, и это говорит о том, что она находится в движении. Движение не случайное, а неотъемлемое свойство материи, и «обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы».

1. Материальное бытие и основные подходы к понятию «материя».

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

· материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

· объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального) духа;

· субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

· позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

2. Структура материи: ее элементы и уровни.

Элементами структуры материи являются:

· неживая природа;

· живая природа;

· социум (общество).

· Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

· Уровнями неживой природы являются:

· субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньше, чем атом);

· микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны);

· ядерный (ядро атома);

· атомарный (атомы);

· молекулярный (молекулы);

· уровень единичных вещей;

· уровень макротел;

· уровень планет;

· уровень систем планет;

· уровень галактик;

· уровень систем галактик;

· уровень метагалактик;

· уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся:

· доклеточный (ДНК, РНК, белки);

· клеточный (клетка);

· уровень многоклеточных организмов;

· уровень видов;

· уровень популяций;

· биоценозы;

· уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся:

· отдельный индивид;

· группа;

· коллективы разных уровней;

· социальные группы (классы, страты);

· этносы;

· отдельные общества;

· государства;

· союзы государств;

· человечество в целом.


Похожая информация.


Философия существования занимает особенное место в основополагающем развитии 20-го века. Она возникла в качестве попытки создать нечто новое, отличающееся от развивающихся взглядов современного человека. Необходимо признать, что практически никто из мыслителей не был стопроцентным экзистенциалистом. Наиболее близко к этому понятию был Сартр, который попытался объединить все знания воедино в своем труде под названием "Экзистенциализм - Как трактуют понятие "свобода" философы-экзистенциалисты? Читайте ниже.

Утверждение экзистенциализма как отдельной философии

В конце шестидесятых годов люди переживали особый период. Человек рассматривался как главный но требовалось новое направление для отражения современного исторического пути, которое смогло бы отразить ситуацию, которую переживала Европа после войн, оказавшись в условиях эмоционального кризиса. Эта необходимость возникла ввиду переживания последствий военных, экономических, политических и моральных упадков. Экзистенциалист - это человек, который отражает в себе последствия исторических катастроф и ищет свое место в их разрушениях. В Европе экзистенциализм твердо утвердился как философия и был своеобразным модным культурным течением. Эта позиция людей была у поклонников иррационализма.

История термина

Историческая значимость термина как такового берет начало в 1931 году, когда Карл Ясперс ввёл понятие Он упомянул его в своей работе под названием "Духовная ситуация времени". Датский философ Кьеркегор был назван Ясперсом основоположником течения и обозначил его способом бытия определённого человека. Известный экзистенциальный психолог и психотерапевт Р. Мэй рассматривал это течение в качестве культурного движения, которое запечатлевает глубокий эмоциональный и духовный порыв в душе развивающейся личности. Оно изображает такой психологический момент, в котором человек находится сиюминутно, выражает уникальные трудности, с коими ему приходится столкнуться.

Философы-экзистенциалисты возводят истоки своего учения к Кьеркегору и Ницше. Теория отражает проблемы кризиса либералов, которые опираются на вершины технического прогресса, но не способны словами выявить непонятность и неустроенность жизни человека. Предполагает постоянное преодоление эмоциональных чувств: ощущение пребывания в безысходности и отчаянии. Сущностью философии экзистенциализма является такое отношение к рационализму, которое проявляется в противоположной реакции. Основоположники и последователи направления утверждали о разделении мира на объективную и субъективную стороны. Все проявления жизни рассматриваются в качестве предмета. Экзистенциалист - это человек, который рассматривает все вещи, исходя из единения объективной и субъективной мысли. Основная мысль: человек есть то, кем он сам решает быть в этом мире.

Как осознать себя

Экзистенциалисты предлагают осознать человека как предмет, оказавшийся в критичной ситуации. К примеру, при большой вероятности пережить смертельный ужас. Именно в этот период мировое осознание становится к человеку нереально близким. Они считают его истинным способом познания. Основным способом прохождения в другой мир является интуиция.

Как трактуют понятие "свобода" философы-экзистенциалисты

Особое место философия экзистенциализма отводит постановке и решению задачи свободы. Они рассматривают её как определённый выбор личности из целого миллиона возможностей. Предметные вещи и животные не имеют свободы, так как они изначально имеют сущность. Для человека же предоставлена целая жизнь, чтобы изучить её и понять смысл своего существования. Поэтому разумный индивид отвечает за каждый совершенный поступок и не может просто так делать ошибки, ссылаясь на определённые обстоятельства. Философы-экзистенциалисты считают человека постоянно развивающимся проектом, для которого свобода - это ощущение разделения личности и общества. Понятие трактуется с точки зрения но не "свобода духа". Это неприкасаемое право каждого живого человека. Но люди, которые хотя бы раз выбирали, подвергаются новому чувству - тревоге за правильность своего решения. Этот замкнутый круг преследует человека до самого последнего пункта прибытия - достижения своей сущности.

Кто такой человек в понимании основоположников течения

Мэй предлагал воспринимать человека как процесс постоянного развития, но переживающего периодический кризис. Западная культура особенно остро воспринимает эти моменты, так как пережила много тревоги, отчаяния и конфликтных военных действий. Экзистенциалист - это человек, ответственный за себя, свои мысли, свои поступки, бытие. Он должен быть таким, если желает оставаться самостоятельной личностью. Также он должен обладать умом и уверенностью для принятия правильных решений, иначе его будущая сущность будет соответствующего качества.

Характерные черты всех представителей экзистенциализма

Несмотря на то что различные учения накладывают определенные отпечатки на философию существования, существует ряд признаков, которые присущи каждому представителю обсуждаемого течения:

  • Исходная отправная линия знаний - это постоянный процесс анализа поступков индивида. Только бытие может рассказать о человеческой личности все. В основании учения лежит не общее понятие, а разбор конкретизированной человеческой личности. Только люди могут анализировать свое осознанное существование и должны это делать беспрерывно. Особенно на этом настаивал Хайдеггер.
  • Человеку посчастливилось жить в уникальной реальности, подчеркивал в своих трудах Сартр. Он говорил, что никакие другие существа не имеют похожего мира. Исходя из его рассуждений, можно сделать вывод, что бытие каждого человека достойно внимания, осознания и понимания. Его неповторимость нуждается в постоянном анализе.
  • Писатели-экзистенциалисты в своем творчестве всегда описывали предшествующий сущности процесс обычной жизни. Камю, например, утверждал, что возможность жить - это самая главная ценность. Человеческий организм постигает смысл своего нахождения на Земле во время роста и развития, а лишь в конце способен постичь настоящую сущность. Причем для каждого человека этот путь индивидуален. Цели и способы достижения высшего блага также различаются.
  • По Сартру, причины существования живого человеческого организма нет. "Он сам причина себя, своего выбора и своей жизни," - вещали философы-экзистенциалисты. Отличие высказывания от идей других направлений философии в том, что как пройдет каждый жизненный этап человеческого развития - зависит от него самого. Качество сущности также будет зависеть от его поступков, которые он совершает на пути достижения главной цели.

  • Существование человеческого тела, наделенного разумом, заключено в простоте. Нет никакой тайны, так как природные ресурсы не могут определить, как пройдет жизнь человека, какие законы и предписания он будет выполнять, а какие - нет.
  • Человек самостоятельно должен наполнять свою жизнь смыслом. Он может выбирать свое видение окружающего мира, наполняя его своими идеями и воплощая их в реальность. Он может делать все, что захочет. То, какая сущность будет им обретена, зависит от личного выбора. Также распоряжение своим существованием полностью в руках разумной личности.
  • Экзистенциалист - это Эго. Рассматривается с точки зрения невероятных возможностей для каждого.

Отличие от представителей других течений

Философы-экзистенциалисты, в отличие от просветителей, сторонников других направлений (особенно марксизма), выступили в пользу отказа от поиска разумного смысла исторических событий. Они не видели смысла искать прогресс в этих действиях.

Влияние на сознание людей 20-го века

Так как философы-экзистенциалисты, в отличие от просветителей, не стремились узреть закономерность истории, они не ставили целью завоевать большое количество сподвижников. Однако идеи этого направления философии оказали большое влияние на сознание людей. Принципы существования человека как путешественника, идущего к своей истинной сущности, проводят свою линию параллельно с людьми, которые категорически не разделяют эту точку зрения.

В том, что экзистенциализм отказывается от сущности в пользу существования .

Т.е. если кратко и грубо: человек сначала существует , сталкивается с разным опытом в своем существовании - с отчаянием (Кьеркегор), осознанием собственной смертности (Хайдеггер), абсурдностью жизни (Камю), абсолютной свободой, когда только сам отвечаешь за то, кто ты есть и кем ты себя делаешь (Сартр), и т.п. - и весь этот опыт помогает ему определиться со своей сущностью (строить ее как проект), кто он такой, какой он настоящий (подлинный), а не просто играющий роль в обществе (неподлинный).

Трудно в двух словах сказать, в чем сущность экзистенциализма. Учитывая, что вообще "сущность" - это что-то предельно скрытое. Но если попробовать кратко, то по Сартру только у человека есть сущность, которая отделена от существования. То есть, только у человека есть некая открытая программа жизни и нет ничего, что было бы предзадано. Животные и предметы не могут не выполнять те вещи, которые постановила им природа. Человек же свободен, и только осознав это, он как бы рождается заново. Но эта свобода порождает тревогу и становится бременем. Она даёт возможность выбирать, но и порождает страх перед последствиями этого выбора (вспомните "Господина Никто" - всё возможно, пока не сделан выбор). При этом человек "никогда не завершен" - его сущность рождается в процессе этого выбора, и никогда не будет окончательной. Человек - открытый проект.

Это, конечно, совсем в общих чертах и без подробностей, связанных с конкретными авторами.

В дополнение к другим ответам: мне кажется, что хороший ответ на ваш вопрос дал сам Сартр в своем выступлении "Экзистенциализм - это гуманизм". оно короткое, хорошо написанное и с запоминающимися примерами. Если у вас нет цели писать научный трактат про экзистенциализм, а нужно просто понять, что это и с чем это едят, этой статьи достаточно. А потом уже решите, интересно вам это или нет)

Многочисленные войны, развитие науки и техники (кризис буржуазного общества) в начале 20-го века, все это привело к тому, что нерушимые ранее христианские ценности были подвергнуты сомнению. Оказалось, что мир не такой, каким мы его учило воспринимать христианство. Те ценности больше не подходили современному обществу.

Экзистенциалисты были теми, кто (среди других)попытался осмыслить положение человека в этом новом мире.

Если нет того, кто диктует, как жить (абсолютных ценностей)? Человек оказывается свободен.

А свобода страшная штука, Сартр писал примерно так: "Абсурдно, что мы были рождены, абсурдно, что мы умрем - это бегство от смерти и бегство от бытия". Жить страшно: мы идет не-понятно откуда по дороге полной опасностей для того чтобы умереть. Весело? Камю, например, уподоблял человека Сизифу. Это негативная сторона свободы.

Но есть и позитивный момент. Тот же Сартр в "Экзистенциализм - это гуманизм" писал при-мерно так: "Мы потому не знаем, что такое человек... что человеком он не становится, пока не создаст себя сам". В общем, смысл в том, что человек сам может решать каким ему быть, он сам по себе не хороший и неплохой. И в этом проявление свободы.

Вообще экзистенциализм разный, но суть его можно выразить в одном выражении: существование предшествует сущности. То есть в процессе существования человек выстраивает себя, это живой процесс. Этот процесс противоположен тому, когда некое образование (сущность) жестко детерминирует нашу активность.

Основоположник экзистенциализма Мартин Хайдеггер, как то сказал о том, что человек, никогда не представлял такой проблемы, как сейчас. Положение, которое создалось в современном мире, не назовешь никак иначе, как кризис человеческой личности. Сюда можно добавить также истощение духовного составляющего и кризиса культуры в целом, но на этом не будем заострять внимание.

Сейчас все сводится к тому, что общество почти полностью подавляет свободу личности. И ни в одном философском течении конфликт личности и общества не освещается столь целостно, как в экзистенциализме.

Экзистенциализм, как философское течение появился в Германии, приблизительно в 20-х годах, период в Европе, который была охвачен общим кризисом и людям было необходимо занять умы новым мировоззрением. Экзистенциализм справедливо можно противопоставить марксизму, об этом говорит Ясперс в своей «Автобиографии». Поставив цель своей философии в виде смысла бытия, Хайдеггер считает первым шагом на пути к достижению этой цели, критику метафизики, которое должно было привести людей к осознанию полного забвения бытия. Экзистенциализм Хайдеггера также направлен против гегелевского понимания сущности познания, он выступает с позицией противопоставления марксизма. Хайдеггер считает, что человек есть не то, чем он уже стал, как это было у Гегеля, - главное в человеке – это то, чем он еще не стал, то есть возможность становления кем-то, становится главным вопросом. Если Гегель говорит о том, что действительно, то Хайдеггер говорит о том, что еще не реализовано.

Здесь будет любопытно сопоставить точки зрения этих двух на задачу историка. Согласно Гегелю, историк не должен заниматься рассмотрением пустых возможностей, которые могли бы стать действительностью, но в конечном счете не стали ею. Дело историка – это постоянное занятие тем, что реализовалось и действительно ценно. Задача состоит в том, чтобы показать необходимость реального исторического значения. Но, Хайдеггер говорит обратное, истинным предметом исторического рассмотрения является возможность реализации, но не реализованность.

В целом, можно сказать о том, что вся философия Хайдеггера построена на неубедительных доводах, которые многим покажутся довольно таки абсурдными. В понимании Хайдеггера экзистенциализм основан на возможности, которая составляет основу экзистенции, а точнее ее структуру. Он всячески избегает понятия «сущность», как термин метафизики, которую осуждает.

Ответить

Впервые на конфликт, как на социальную проблему указал Адам Смит. Он считал, что причины социальных конфликтов связаны с противоречием интересов классов и экономической борьбой.

Есть несколько путей решения конфликтов. Они характеризуются поведением участников.

Стороны могут выбрать одну из следующих тактик:

  1. Уклонение. Участник не хочет конфликтовать и устраняется.
  2. Приспособление. Стороны готовы к сотрудничеству, но соблюдают собственные интересы.
  3. Конфронтация. Каждый из участников стремится к достижению своих целей, не учитывая интересы другой стороны.
  4. Сотрудничество. Участники готовы к поиску решения в команде.
  5. Компромисс. Подразумевает уступки сторон друг другу.

Итог конфликта – полное или частичное решение. В первом случае причины полностью устраняются, во втором – часть проблем может проявиться позднее.

Социальный конфликт: виды и причины

Существуют различные виды споров и типы причин социальных конфликтов. Рассмотрим, какие классификаторы наиболее распространены.

Виды соцконфликтов

Выделяют множество видов соцконфликтов, которые определяются по:

  • длительности и характеру возникновения – временные, продолжительные, случайные и специально организованные;
  • масштабам – глобальные (мировые), локальные (в конкретной части мира), региональные (между соседними странами), групповые, личные (к примеру, семейные споры);
  • целям и способам разрешения – драка, скандал с нецензурной бранью, культурная беседа;
  • количеству участников – личностные (у психически больных людей), межличностные, межгрупповые;
  • направлению – возникают между людьми одного социального уровня или разных.

Это не исчерпывающий список. Существуют и другие классификации. Первые три вида социальных конфликтов являются ключевыми.

Причины соцконфликтов

В целом, причиной социального конфликта всегда выступают объективные обстоятельства. Они могут быть явными или скрытыми. Чаще всего предпосылки кроются в социальном неравенстве и различии в ценностных ориентирах.

Основные причины для возникновения споров:

  1. Идеологические. Различия в системе идей и ценностей, определяющих субординацию и доминирование.
  2. Различия в ценностных ориентирах. Набор ценностей может быть противоположен набору другого участника.
  3. Социальные и экономические причины. Сопряжены с вопросами распределения богатства и власти.

Третья группа причин наиболее распространена. Кроме того, основаниями для развития конфликта могут стать различия в поставленных задачах, соперничество, нововведения и т.д.

Примеры

Наиболее яркий и известный пример глобального социального конфликта – Вторая мировая война. В этом конфликте участвовали многие страны, а события тех лет наложили отпечаток на жизнь большей части населения.

В качестве примера конфликта, возникшего по причине несовпадения систем ценностей, можно привести студенческую забастовку во Франции в 1968 году. Это стало началом череды восстаний с участием рабочих, инженеров и служащих. Конфликт был решен частично, благодаря деятельности президента. Таким образом, общество реформировалось и прогрессировало.