10 вариантов итоговых работ
Пояснительная записка .
Рабочая программа по предмету «Родной язык» (русский) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы курса «Русский язык» 1-4 классы Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина, Разработана на основе учебно– методического комплекта « Планета Знаний» .
Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе являются:
Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач , решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
Формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
Формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение родного языка (русский) в начальной школе выделяется 71ч. В 1 классе - 17 ч (0.5 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 18 ч (0,5 ч в неделю, 35 учебных недель).
Для реализации программного содержания используются учебные пособия:
1 класс
«Русский язык» Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина М.: Астрель 2011
«Русский язык» Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина М.: Астрель 2011
«Русский язык» Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина М.: Астрель 2011
Планируемые результаты освоения учебного предмета к концу 1 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
понимание важности нового социального статуса «ученик»;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);
адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
осознание языка как основного средства общения людей.
Учащиеся получат возможность для формирования:
восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;
осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;
осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;
понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;
использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;
узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
производить слогоударный и звукобуквенный анализы слов простой конструкции;
применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;
запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15–20 слов);
выполнять основные гигиенические требования при письме.
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;
составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);
различать слова–названия предметов, слова–признаки предметов и слова–действия предметов;
различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
находить родственные слова в группе предложенных слов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Учащиеся получат возможность научиться:
оценивать правильность выполнения задания;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные
Учащиеся научатся:
ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Учащиеся получать возможность научиться:
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать
к концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
чувства сопричастности к языку своего народа (я - носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
осознания русского языка как основного средства общения народов России;
осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке;
понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
осознавать слово как главное средство языка;
осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.)
производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;
различать родственные (однокоренные) слова;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
оценивать уместность использования слов в тексте;
использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место;
понимать цель выполняемых действий;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
понимать важность планирования работы;
осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;
осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Учащиеся получат возможность научиться:
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
Выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
озаглавливать текст;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
К концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
понимание сопричастности к языку своего народа (я - носитель языка), восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества;
понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
положительной мотивации к созданию собственных текстов;
положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения, к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.);
способности к адекватной самооценке.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении - назвать предмет, явление;
вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
осознавать цели и задачи урока, темы;
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;
Учащиеся получат возможность научиться:
Осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;
планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений;
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;
преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
озаглавливать текст;
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;
к концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;
осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе;
эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам.
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;
личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;
способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;
способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания;
планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;
регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные
Учащиеся научатся:
ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;
предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;
строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе, с однородными членами предложения);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
Учащиеся получат возможность научиться:
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; самостоятельно делать выводы;
приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;
передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
владеть диалоговой формой речи;
Учащиеся получат возможность научиться:
С учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
1 класс
Письмо. Овладение печатным и рукописным шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.
Речь. Предложение. Слово . Речь - способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).
Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении.
Ударение. Ударный слог.
Развитие речи . Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Слово и предложение . Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные).
Орфография . Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике:
Обозначение гласных после шипящих (жи -ши , ча -ща , чу -щу );
Раздельное написание слов;
Перенос слов по слогам без стечения согласных;
Большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков.
Ударение. Слоговой состав слова.
2 класс
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Речь. Общение как обмен смыслами. Виды речевой деятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, информации), чтение, письмо (передача смысла, информации). Роль в общении несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.
Высказывание. Текст. Высказывание как продукт речи. Средства и объём высказывания: слово-предложение, предложение, текст. Осознание целей, задач высказываний: спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.
Текст (устный и письменный). Тема текста.
Говорение и письмо . Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по объему текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письма по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ/ изложение по вопросам, готовому плану).
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ )
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке . Язык как своеобразный код, средство обозначения явлений реального мира («всему название дано») и средство общения. Язык людей - язык слов. Связь языка с мышлением (выражаем и формулируем мысли и чувства).
Фонетика, орфоэпия . Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова .
Графика . Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е , ё , ю , я , с непроизносимыми согласными.
Слово и его значение (лексика ) Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в толковом словаре значения слова.
Слово и его строение (состав слова, морфемика ) Понятие о родственных (однокоренных) словах. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень - смысловой центр слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов с омонимичными корнями.
Слово как часть речи (морфология ) Обобщение сведений о частях речи как групп слов с общим значением предметности, признака, действия (общее представление). Слово как часть речи (с введением терминов - имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Синтаксис и пунктуация . Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).
Орфография Общее представление об орфограмме, формирование орфографической зоркости. Разные способы проверки орфограмм в зависимости от местоположения в слове. Использование орфографического словаря.
Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жи –ши , ча –ща , чу –щу ; чк , чн , щн , нч . Использование разделительного мягкого знака.
Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).
3 класс
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Речь . Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность
Высказывание. Текст . Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как Объявление. Загадка.
Язык как средство общения
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы).
Фонетика и орфоэпия. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).
Графика. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.
Слово и его значение (лексика) Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы.
Слово и его значимые части (морфемика) Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова.
. Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении):
Словосочетание Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором).
Предложение Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.
Орфография и пунктуация Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами.
4 класс
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Речь . Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? - зачем? - при каких условиях? - о чём? - как? я буду говорить/слушать . Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации.
Высказывание. Текст . Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Говорение и письмо (передача смысла ). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2-3 микротемами):
Писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость - до 45 букв в минуту при списывании, до 65-70 букв - при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Общие сведения о языке . Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка.
Фонетика и орфоэпия . Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Графика . Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика (слово и его значение ). Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика ) . Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Морфология (слово как часть речи ) Части речи. Углубление понятий о частях речи - имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные .
Словосочетание . Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение . Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Члены предложения.
Орфография и пунктуация Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных - названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи . Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи.
Тематическое планирование
1 класс
Разделы программы | Кол-во часов |
|
Обучение письму | ||
Фонетика, орфоэпия и графика | ||
Слово и его значение (лексика) | ||
Предложение и текст | ||
Орфография | ||
Разделы программы | Кол-во часов |
|||
Язык и речь. | ||||
Речевое общение. | ||||
Слово и его значение (лексика) | ||||
Слово как часть речи (морфология) | ||||
2 класс
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов |
ЯЗЫК И РЕЧЬ (вводный раздел) | ||
Повторение изученного о языке в 1 классе | ||
Слово и его строение | ||
Обозначение на письме гласных и согласных звуков | ||
Слово как часть речи | ||
Слово и предложение | ||
Предложение и текст | ||
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ | ||
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений | ||
Высказывание. Текст | ||
Виды речевой деятельности | ||
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ | ||
Слово и его значение (лексика) | ||
Слово и его строение (состав слова, морфемика | ||
Слово как часть речи (морфология) | ||
Имя существительное | ||
Имя прилагательное | ||
Синтаксис и пунктуация | ||
Орфография | ||
3 класс
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов |
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ | ||
Речь как способ общения с помощью языковых средств. | ||
Высказывание. Текст | ||
Развитие речи. Виды речевой деятельности | ||
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ | ||
Общие сведения о языке | ||
Слово и его значение (лексика) | ||
Слово и его строение (состав слова, морфемика | ||
Слово как часть речи (морфология) | ||
Синтаксис | ||
Словосочетание | ||
Предложение | ||
Орфография и пунктуация | ||
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов |
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ | ||
Круг сведений о речи как основа формирования речевых умений | ||
Высказывание. Текст | ||
Виды речевой деятельности (коммуникативно- речевые умения) | ||
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ | ||
Общие сведения о языке | ||
Состав слова (морфемика) | ||
Морфология (слово как часть речи) | ||
Имя существительное | ||
Имя прилагательное | ||
Местоимение | ||
Служебные части речи | ||
Синтаксис | ||
Словосочетание | ||
Предложение | ||
Орфография и пунктуация | ||
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по дополнительному изучению родного языка для 8 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
— Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Приказом МО и Н РФ «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03 2004 №1089;
— Законом РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
— Примерной программой основного общего образования по русскому языку (базовый уровень); 2011.
— Программой по русскому языку для общеобразоват. учреждений. / Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2011.
— Учебным планом МБОУ «Школа № 166» на 2016 – 2017 учебный год;
— Образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Школа № 166» Советского района г. Казани»
Цель изучения родного языка – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении — основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций — языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Тема 4 . Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Тип урока | Дата |
1 | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. | Лекция учителя | |
2-3 | Построение сжатого изложения.
Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста. |
||
4-5 | Сжатое изложение. Редактирование изложения. | написание сжатого изложения | |
6 | Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). | ||
7-8 | Средства выразительности речи. | Лекция учителя с использованием электронной презентации | |
9-10 | Стилистика русского языка. | ||
11-12 | Нормы русской орфографии.
Орфограммы в корне. |
Лекция | |
13 | Орфограммы в приставках и суффиксах. | ||
14 | Н – нн в различный частях речи. | ||
15 | Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | Лекция | |
16 | Морфология , морфологические признаки частей речи. | Лекция | |
17 | Синтаксические и пунктуационные нормы.
Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). |
Лекция | |
18 | Виды односоставных предложений. | ||
19 | Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. | ||
20 | Характеристика предложений, синтаксический разбор. | ||
21 | Вводные слова и обращения. | ||
22 | Обособленные определение и приложения. | ||
23 | Обособленные обстоятельства. | ||
24-25 | Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | ||
26 | Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение). | ||
27 | Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. | Лекция | |
28 | Классификация грамматических и речевых ошибок. | ||
29 | Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием. | ||
30 | Редактирование сочинения С2.1. | ||
31 | Редактирование сочинения С2.2. | ||
32-33 | Построение сочинения-рассуждения. | ||
34 | Итоговое тестирование. |
Учебно – методическое и материально-технического обеспечение образовательного процесса
К техническим средствам обучения, которые эффективно используются при изучении курса, относятся: компьютер, цифровой фотоаппарат, видеоплеер, телевизор, интерактивная доска. Для осуществления проектов (от текстовых докладов до мультимедийных презентаций) учащиеся применяют знания, полученные на уроках информатики. Особенно важно умение работать с текстовыми и графическими редакторами, искать информацию в Интернете, анализировать её, сопоставляя разные источники, и преобразовывать (именно преобразовывать, а не просто копировать). Это формирует у учащихся готовность и привычку к практическому применению информационных технологий для создания собственных продуктов.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
- Бархударов С.Г. и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990.
- Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. –Санкт – Петербург.: Литера, 2006.
- Н.В.Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс.- М.: Вако, 2010.
- Тесты по русскому языку к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык, 8 класс», Москва, «Экзамен», 2005
- Разрезные карточки для индивидуальной работы по русскому языку. 8 класс.
Рабочая программа учебного курса «Русская словесность. От слова к словесности» составлена на основе примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы» и в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования. В ней указаны планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, дано содержание учебного предмета для 6 класса, рассчитанное на 35 учебных часов. Представлено календарно-тематическое планирование. Данная рабочая программа используется как курс для гуманитарного класса.
Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 8 класса. Данная рабочая программа соответствует всем требованиям ФГОС. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения предмета «Русский язык», содержание учебной дисциплины, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.
Целевая аудитория: для 8 класса
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5 класса Т.А.Ладыженской и др.,. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Содержание и методы обучения программы «Секреты русского языка» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Программа рассчитана на 34 часа.
В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также с учётом материально-технической базы кабинета.
Целевая аудитория: для учителя
Целевая аудитория: для 10 класса
Целевая аудитория: для 6 класса
Данная работа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование к уроку русского языка к учебнику Шмелёва. Программа рассчитана на 196 учебных часов. Кроме того, в данной работе можно найти критерии оценивания учащихся, ссылки на образовательные ресурсы.
Целевая аудитория: для 5 класса
Рабочая программа по русскому языку включает несколько разделов: пояснительную записку; содержание программы учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; средства контроля; перечень учебно-методических средств обучения; календарно-тематическое планирование. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. Включены также тексты административных контрольных работ и критерии их оценки.
Издание включает 10 примерных вариантов в формате ВПР по географии. Типовые задания отражают содержательные линии проверочной работы. Пособие возможно использовать как для самостоятельной подготовки школьников, проверки знаний и умений по предмету, так и в качестве материалов, позволяющих учителю спроектировать образовательный процесс с целью достижения требований образовательных стандартов. Предназначено для учителей географии, методической службы, учащихся 6-х классов и их родителей.
География. 6 класс. 10 вариантов итоговых работ для подготовки к ВПР.
Описание учебника
ВАРИАНТ 1
Задание 1 выполняется с использованием карты мира, приведённой на странице.
1. Рассмотрите карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка. 1.1. Запишите названия материков в соответствующее поле.
1.2. С каким из названных Вами материков связаны открытия путешественников и исследователей, изображённых на портретах? Укажите название материка.
Подпишите на карте океаны, омывающие берега указанного выше материка.
Задание 2 выполняется с использованием карты мира, приведённой на предыдущей странице.
2.1. Поставьте точки на карте по приведённым ниже координатам. Обозначьте эти точки соответственно цифрами 1 и 2.
Точка 1 — 20° с.ш. 50° в.д. Точка 2 — 20° с.ш. 80° в.д.
В каком направлении от точки 1 находится точка 2? Ответ: —
2.2. Точка 2 расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите космический снимок и укажите название этого географического объекта.
Полуостров расположен в южной части материка Евразия и омывается водами Аравийского моря на западе и Бенгальского залива — на востоке. Большую часть полуострова занимает плоскогорье Декан. Климат полуострова формируют муссоны. К северу от полуострова расположены высочайшие горы Земли — Гималаи. Весь полуостров принадлежит одному государству, занимающему второе место в мире по численности населения — Индии.
Ответ:
Задание 3 выполняется с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.
3.1. На каком берегу реки расположена точка М?
Ответ:
В каком направлении от колодца расположена точка М?
Ответ:
3.2. Какова протяжённость проложенного на карте маршрута А-В? Для выполнения задания используйте линейку. Расстояние измеряйте по центрам точек.
Ответ:
3.3. Какой из изображённых на фотографиях объектов может быть сооружён на берегу реки в районе точки М? Обоснуйте свой ответ.
4.1. Разница во времени между Москвой и Кызылом составляет +4 часа. На рисунках представлены показания часов в Москве и Кызыле в тот момент, когда в Москве 6 часов 30 минут вечера. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время в 24-часовом формате на электронных часах в этих городах.
4.2. Анна живёт в Москве. Что она делает в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённый режим дня школьника.
Ответ:
4.3. Что в это же время делает её сверстница Мария, которая живёт в Кызыле, если она соблюдает тот же режим дня, что и Анна?
Ответ:
Обоснуйте свой ответ. Ответ:
5.1. Установите соответствие между географическими особенностями и природными зонами, для которых они характерны. Для этого к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
A) преобладает травянистый тип растительности Б) избыточное увлажнение территории
B) преобладание мхов и лишайников
Г) малое количество осадков в летний период Д) частично расположена за Северным полярным кругом Е) характерны чернозёмные почвы
8
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
1)тундра
2) степь
5.2. Определите, в какой из указанных природных зон могла быть сделана каждая фотография. Подпишите названия природных зон.
6. На метеорологической станции города N были проведены наблюдения за направлением ветра. По результатам наблюдений метеорологи построили розу ветров. Рассмотрите розу ветров и ответьте на вопросы.
6.1. Какой ветер чаще всего дул в период, в котором проводились наблюдения?
Ответ:
В каком направлении дует это ветер?
Ответ:
6.2. На рисунке знаками изображена погода в день, когда температура воздуха поднялась выше нуля градусов. Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.
7. Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Биосферу называют «живой оболочкой» Земли. (2) Начало её формирования учёные относят вглубь веков примерно на 3,8 млрд лет. (3) Она простирается через всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы. (4) Биосферу составляют все живые организмы, обитающие на нашей планете. (5) Всего учёные насчитывают более 3 млн видов растений, животных, грибов и бактерий, (б) Основателем учения о биосфере является советский учёный Владимир Иванович Вернадский.
По каким предложениям можно сделать вывод о составе биосферы?
География. 6 класс. 10 вариантов итоговых работ