Общее грамматическое значение действие состояние. Глагол. грамматические признаки глагола

Морфологические признаки глагола: вид, наклонение, время, лицо, число, род.
Синтаксические признаки - в предложении обычно является сказуемым. Вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения. По может быть и любым другим членом предложения.
Не с глаголами пишется раздельно, за исключением слов, которые без не не употребляются.
I. Образуйте все возможные формы глагола. Укажите основу инфинитива и настоящего (или будущего простого) времени глагола. Определите спряжение.
Думать, решаться, виднеться, беседовать, торопиться, крикнуть, бежать, махать, плыть, бороться, вынести, закрывать, закрыть, мерзнуть, найти, замерзнуть.
П. Образуйте видовые пары глагола (совершенный - несовершенный).
Лишать, кидать, нравиться, сесть, набрать, прощать, печь, стать, закрыть, кричать, сжать, ходить, печалиться, сохнуть, класть, плыть, дать, .ловить.
Ш. Определите спряжение глаголов, укажите вид.
Смотр.лпь, вид.лпь, рису..те, катат?ся, накд..пяет?ся, (не)навид.лпь, держ.л, (недо)слыш..те, разве..пи, вымо.лпь, вьіро.де, мир..те, стон..mi), завал.лп"Рся, мину.лпь, наряд..те, увепча.дпь, камене.лиь, завис.,те, терн..те, паправлят?ся, обход.лпь. передвигат-?ся, пов..рач..ват?ея, ск..льзить, теч?, тянуть, пр..б.тпжа і ?ея, переходит ь.
Н
Безударные личные окончания глагола проверяйте неопределенной формой: у глаголов на -ить и глаголов- исключений (слышать, видеть, дышать, гнать, держать, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть) пишите в окончаниях и, а(я); у остальных глаголов - е, у (т).
1. Определите спряжение глаголов. Образуйте формы 2-го
.типа единственного и множественного числа.
Бежать, вынести, написать, найти, обижать, зеленеть, расти, обжигать, греть, замерзнуть, крутиться, мочь, зависеть, зависать, обидеть, дышать, проснуться, спать, чертить, вы-
стушгть, выступать, накопить, обещать, кричать, крикнуть, узнать, знакомиться, рассмешить, смеяться.
II. Запишите, определяя спряжение глаголов.
Вид.лиь поле, ненавид.лпь (пе)правду, рису..те натюрморт, вы хорошо вид..те (в)даль, девочка хорошо пипг..т, не СГІЄШ..ТЄ через дорогу, он смотр./г, ребята пил..т лобзиком, реж..т хлеб, (он) руб..т дрова, иол.лиь грядки, (он) суш..г весла, люб.диь работать.
I. Поставьте глаголы во множественном числе, не меняя лицо.
Вым..ю, выр..ю, развею, угешу, меняю; завал..шь, мину., шь, наряд.лпься, увенча.дпь, утеш.лпь; (он) пита..т, совещается, утеша..т, слуша..т, слыш./г, посматрива..т, осмотр..т, ГОН..Т, гоня..т.
II. Запишите глаголы в неопределенной форме в единственном числе, не меняя лицо.

Уме..те, кии..те, робе..те, засе..те, сяд..те, шага..те, паде..тесі), гон..тесь, чу..те, бор..тесь, стро..те, вымо.ле, вы- ро..те, (они) ненавид..т, засе..те, завис..т, обид..т, гон..т, гоня..те, держ..т, терп..т, верт..т, повертыва..т, слуша..те, дынь.т, смотр..т, кле..т, суме..т, слыш.ле, оглядываетесь, ви- д..те, зна..те, кол.."Г, стуки..те, пол..те, ро..те.
1. Написание -тся, -ться в глаголах проверяйте вопросом!
Если вопрос ч то (с)д е л ат ь? - пишем -ться\ есл и вопрос ч т о (с)д е л а е тУ -тся.
2. В глаголе, который зависит от другого глагола или от таких слов, как можно, надо, нельзя, должен, пора, начал и некоторых других, всегда пишется -ться.
Запишите следующие словосочетания, используя один из названных приемов.
Дом строитУся, начал строитУся, должен строитУся, скоро смиритУся, удивляютУся. удивятУся, удивишУся, готов удивнтУся, теснятУся, он теснитУся, не надо теснитУся, пере- ломатУся, переломаетУся, признатУся, нризнаетУся, заносй- тУся, занбситУся, роетУся, рытУся, нора мытУся, моетУся, за- ступитУся, заступ йтУся, гтрокатитУся, нрокатйтУся, надо учитУся, учитУся хорошо.
180. Стіишите текст. Укажите морфологические признаки глаголов. Вставьте недостающие знаки препинания. Проведите морфологический анализ выделенных словосочетании. В первых трех предложениях подчеркните все члены предложения, укажите, чем они выражены.
Я стал иодымат?ся на Безобдал гору отделяют..ю Груз.до от древн..й Армеп.ді. Широк..я дорога осене(н. нн)ая деревьями извивает?ся около горы. На вершин.. Безобда- ла я проехал сквозь малое уіцель.. называемое кажет?ся Волчь..ми Воротами и оч..тился на естестве(и, нн)ой границ.. Грузи.. . Мне представ..лись новые горы новый горизонт; (нодо)мною ра..ст..лались злачные, зеленые нивы.4 Я взгЛоНул еще раз на опале(н, ни) у го Грузию и стал спус- кат?ся по отлог..му скл..нению горы к свеж-.м р..внинам Армении. С (не, ни)опиеа(н, нн)ым;" удовольстви..м заметил я что зной вдруг уменьшался: климат был другой/
(А. Пушкин.)
Запишите пословицы и поговорки, сгруппировав их по темам; темы озаглавьте; подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены. Расскажите об особенностях построения предложений в пословицах. Определите спряжение глаголов.
1. Правда прямо идет с нею не размин.лпУся. 2. Язык царств..ми вороча..т. 3. Правда в огне (пе)горит и в воде (не)тон..т. 4. Без зап..валы и песня (н.,)поет?ся. 5. Язык стяг дружину вод..т. 6. Всяк про правду трубит да (н..)веяк правду любит. 7. Выстрелив пулю (п..)схват..шь а слово ск,.зав (н..)пойма..шь. 8. Говорит бело а делает ч..рно. 9. За твоим языком (н..)тюспе..шь б-.сиком. 10. Кто гнев свой од..лева..т крепок быва..т. 11. Кто много гов..рит гот мало дела..т. 12. Кто языком штурму..т (н..)много навою..т. 13. (Н..)уб..ешь словом да опозор..шь. 14. (Н..)кому не вер..т а сам мел..т. 15. От мал.л"і искры сыр?бор заг..рает?ся. 16, Правда из воды из огня сііосает. 17. Правда глаза кол..т. 18. Правда суда не боит?ся. 19. Правды (н..)переснор..шь. 20. Что:ша..т все скаЖоТ и чего (и..)зна..т и то скаж..т.
Определите тему пословиц и поговорок, озаглавьте их. Запишите другие пословицы на ату же тему. Какую из пословиц вы считаете самой жизненной? Почему?
друга остан.дпься. 6. (Не)друг поддакивает, а друг епор..т. 7. Когда друг прое..т, не существует завтра. 8. Друга за деньги не куп.дігь. 9. Дружба, построенная на выгод... не бывает прочной. 10. С кем хлеб-соль вод.лпь, на того и поход.лпь. 11. За худым пойд..шь, худо и буд..т. 12. Не буд..т добра, коли меж своими вражда. 13. Не плюй в колод..ц- пригоднт?ся воды напит?ся.
р^рі К Выпишите глаголы, дайте их полную м орфол оги чес ку ю характеристику. Укажите синтаксическую роль глаголов в предложении.
2. Первые три предложения разберите по членам, укажите, чем выражены члены предложения.
176". Образуйте от указанных глаголов формы прошедшего времени. Укажите спряжение глаголов.
Зябнуть, меркнуть, исчезнуть, остыть, заворожить, завораживать, увести, кивнуть, прыгнуть, сохнуть, закипать, закипеть.
177. Прочитайте отрывок из романа М. Ю. Лермонтова. Вспомните название произведения и главы. Выпишите непонятные слова, найдите их толкование в словаре.
Месяц светил в окно, и луч? его играл по земл.люму поду хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекают.. й пол, промелькнула тень. Я пр..встал и взгл.ліул в окно: кло(то) вторично проб..жал мимо его и скрылся Бог зна..т куда. Я (ни, не)мог полагать", чтоб это существо" (с, з) бежал о по отвесу берега; однако иначе ему (пе)куда было деват?ся. Я встал, накинул бешмет, оп..яса.т кинжал и тихо?тихо:> выш..л из хаты; (на)встречу5 мне слепой мальчик. Я пр..таился у забора, и он верн..й, но осторожней поступью прошел мимо меня. (Под)мышкой он нес какой(то) узел и, повернув к прислан.., стал спускат?ся по узкой и крутой тропи нк.. . «В тот день немые возопиют и слепые пр..зрят», подумал я, следуя за ним в таком ра(с, сс)тояни.., чтоб (ни, не)терять его из вида.4
IJ^r^l 1. Выпишите глаголы, дайте их полную морфологическую ха- IL1J1 рактеристику, выделите в них морфемы, определите способ образования.
Объясните написание не и ни со словами, встречающимися в тексте.
Произведите синтаксический разбор первых трех предложений.
Выпишите однородные члены предложения и укажите, каким членом предложения опи являются. Дайте их графические схемы.
178*. Укажите глаголы, которые не образуют в настоящем (будущем) времени: а) форму 1-го лица единственного числа; б) фор-мы 1-го и 2-го лица единственного числа; в) формы 1-ю и 2-го.чина единственного и множественного числа. Как вы думаете, почему?
Затмить, ощутить, болеть, колоситься, умываться, убедить. прорасти, заполнить, победить, струиться, чудить, чадить, очутиться, мерцать, лить, литься, простонать, стонать, горчить, осыпаться, хлынуть, звучать, дудеть, селить, расселить, расселиться, брезжить, возбудить.
179. Прочитайте выразительно стихотворение С. Есенина. Проведите полный морфемный и морфологический анализ глаголов.
Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело! Вспомп.лпь, что ли, юность, ту, что пролетела? Не тпуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несется песня к милой до порога.
Пусть она уелыпг.т, пусть она поплач..т. Ей чужая юность ничего не знач..т. Ну, а если зпач..т - прожив..т не мучась. Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?
Лейся, песня, пуще, .лейся, песня, звяныпе. Все равно не будет то. что было раньше. За былую силу, гордость и осанку Только и осталась песня под тальянку.
Г, 1 Проведите синтаксический разбор предложений первого чет- |L-LJ веростшппя. Дайте схему этих предложений.
ГуЧ Общее грамматическое значение причастий - признак предмета но его действию.
Морфологические признаки - сочетание свойств прилагательного и глагола.
Синтаксические признаки - в предложении бывают оп-ределениями и сказуемыми.
Согласуются с сущеетвительными в роде, числе, падеже. Могут иметь краткую и полную форму. Как и глаголы, бывают- возвратными и невозвратными, совершенного, несовершенного вида, имеют время (настоящее, прошедшее), залог (действительный, страда тел ьн ы і і).
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Причастия образуются от основы глаголов.
і гуч Внимательно прочитайте алгоритм образования прича- I стий. Выведите правило и постарайтесь его запомнить.
Причастия настоящего времени
,0снова наст, вр., + /\
Действ. - S -ущ-, -ющ- I | -ащ-, -яш,- 11
Страд,- f -ем-ом- I \-им- II
Причастия прошедшего времени
основа прош. вр. +/\
Действ.-ти-, -ш- Страд,- (-енп-
Распределите словосочетания в две колонки: в одну - нри- лагательное+суіцествительное, в другую - при части е+существительное. Укажите, какого вида причастия.
Дремучий лес, тающий снег, усыпанное звездами, опавшие листья, избалованный ребенок, пожелтевшая трава, длиннющие ресницы, голубое небо, осушенное болото, голу-беющие дали, серебряный поднос, раніше цветы, деревянная ложка, серебристая лента, деревенеющие ноги, утренний мороз, звенящий голос, крашеная дверь, соколиная охота, лающая собака.
Составьте с указанными словосочетаниями предложения, располагая причастия после определяемого слова.
Смеющийся ребенок, распустившиеся ландыши, мерцающие звезды, поющий скворец, подрезавший кусты садовник, блестящие глаза, летящий самолет, протертое яблоко, пролитое молоко, увядающие розы, взъерошенный котенок, изданная книга, говорящий попугай, остывшая еда, увиденная картина.
Г|Ч Суффикс -енн- или -нн- пишется, если: Lj^i 1) причастие имеет приставку (кроме не): скошенная трава;
2) причастие имеет зависимые от него слова: жаренная в духовке курица;
причастие совершенного вида: решенная задача;
причастие образовано от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-(-ирова-): маринованные опята.
Образуйте от данных глаголов действительные и страдательные причастия. Укажите суффиксы причастий.
Бить, блистать, застелить, дремать, задремать, лаять, залаять. улыбаться, умываться, смеяться, обидеть, везти, охранять, хранить, писать, греть, бросить, потерять, стричь, оби-жать.
С указанными словосочетаниями составьте предложения, в которых причастия с частицей не писались бы раздельно. Дайте полную морфологическую характеристику причастий.
Недостроенный дом, незащищенная девушка, незаконченная книга, недогоревший костер, неукрощенный зверь, неиспользованное время, нераскрашенная картина, неоконченная повесть, пераспахнутое окно.
В учебнике «Русский язык. Теория. 5- 9 классы» авторы В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова причастия и деепричастия выделяют как самостоятельные части речи.

Ю. С. Маслов определяет глагол как часть речи, которая выражает грамматическое

значение действия, т. е. признака динамического, протекающего во времени. Грамматическое значение действия понимается широко: это не только деятельность в собственном смысле этого слова, но и состояние и просто указание на то, что данный предмет существует, что он относится к определённому классу предметов (лиц): A chair is a piece of furniture.

He wrote a letter. He will soon recover. Важно то, что глагол передает признак не статически, не как приписываемое предмету (лицу) свойство, а как признак, обязательно протекающий в каком-то временном (хотя бы и неограниченном) отрезке. Этот признак - не отвлеченное название действия; так называемые личные (Finite) формы глагола всегда передают действие как исходящее от некоего агенса, поэтому синтаксическая функция личных форм глагола однозначна: они всегда являются сказуемым предложения.

Словоизменительная система глагола богаче и разнообразнее, чем у других частей речи; она включает не только обычный для флективных языков синтетический способ, т. е. присоединение формантов к основе, но и аналитические формы. Следует отметить, что глагол - единственная часть речи, имеющая аналитические формы; выше мы привели причины, по которым представляется неоправданным взгляд на сочетания существительного с артиклем и на сочетание прилагательного с more, most как на аналитические формы (1.2.8, 1.3.3).

Еще по теме 1.6.1. Грамматическое значение глагола.:

  1. § 24 Особое значение целого семейства в торгующем купечестве и в бывших податных сословиях. – Финансовое и хозяйственное значение семейного раздела. – Особое значение семейства в отправлении рекрутской повинности. – Семейная община у Индусов.
  2. § 8 Значение формы в договоре. – Римская стипуляция и правила иностранных законодательств. – Историческое значение формы в русском законодательстве. – Правила о совершении актов. – Отсутствие руководящего начала. – Колебания судебной прак- тики и наклонность ее к формализму. – Значение явки в актах договора. – Домашние акты. – Словесные соглашения. – Можно ли доказывать их свидетелями? – Гербовый сбор.
  3. § 40 Условия об очистках. – Понятие об очистке (garantie). – Практическое значение иска об очистке. Особенное значение вотчинной очистки (gar. reelle)
  4. § 3 Содержание обязательства. – Положительное и отрицательное. – Обязательство дать или исполнить. – Взаимное обязательство. – Нераздельные и делимые обязательства. – Действие возможное и невозможное; известное и неизвестное. – Разделительное обязательство и значение выбора. – Определение предмета родом, видом и особью. – Значение денег.
  5. § 37 История вотчинной записки в России. – Явка актов в приказах. – Справка. – Юридическое и финансовое ее значение. – Аналогия нашей формы с западными. – Изменение старой формы при Петре I. – Новый крепостной порядок и новое значение справки и отказа. – Форма нового отказа и ввода во владение
  6. § 84 Значение писцовых книг и межевых актов по делам специального межевания и отношение их к вотчинному праву. – Может ли разрешенный по межевым правилам вопрос о владении внутри общей дачи служить к предосужде- нию вотчинного права? – Случаи, в коих требуются доводы от перводачников. – Нынешнее значение писцовых книг как доказательства в делах вотчинных
  7. § 83 Историческое значение писцовых книг. – Писцовые книги как доказательство по межевым делам. – Отношение межевых доказательств к вотчинным. – Могут ли межевые акты служить к предосуждению вотчинных прав? Значение межевых актов и планов в спорных вотчинных делах. – Общее замечание об отношении вотчинного права к межевому

Глагол - часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (писать - написать, работать - поработать, экономить - сэкономить, нести, учиться, соревноваться, объединяться, встречаться).
Глаголы бывают несовершенного (строить, делать, объединять, опираться, достигать, исчезать) и совершенного вида (построить, сделать, опереться, достигнуть, исчезнуть).
Глаголы делятся на переходные (читать газету, строить дом, выпил воды, не написал письма) и непере х о дные (ходить, расти, обедать, радоваться).
Глаголы изменяются по наклонениям: 1) Мы смотрим кинофильм. Пароход прибыл вчера. Туристы приедут па следующий день. Мы будем писать сочинение - глаголы смотрим, прибыл, приедут, будем писать в изъявительном наклонении; 2) Я пошел бы в бассейн, если бы мне предложили - глаголы пошёл бы, предложили бы в условном наклонении; 3) Читай громко. Читайте выразительно; Век живи, век учиеь (пословица); Семь раз отмерь, а один отрежь (пословица) - глаголы читай, читайте, отмерь, отрежь, живи, учись в повелительном наклонении.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам: 1) Светит месяц в окно... Петухи пропели. Погасил я свечку и лежу в постели (И. Никитин) - глаголы светит, лежу употреблены в форме настоящего времени, а глаголы пропели, погасил-в форме прошедшего времени; 2) Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли, и вырастем мы, капитаны, в моря поведём корабли (В. Гусев); В деревне мы будем помогать колхозникам в летних полевых работах - глаголы узнаем, изучим, вырастем, поведём, будем помогать употреблены в форме будущего времени.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам (я пишу, ты пишешь, он пишет, мы пишем, вы пишете, они пишут; я напишу, буду писать, ты напишешь, будешь писать, он напишет, будет писать, мы напишем, будем писать, вы напишете, будете писать, они напишут, будут писать), а в прошедшем времени - по числам и родам (в единственном числе): я, ты, он писал; они писали; я, ты, она писала; мы, вы, они писали.
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределённой формой глагола (или инфинитивом): ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь, беречься, откликнуться, тренироваться, заниматься. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в предложении являются сказуемыми.
Неопределённая форма глагола может входить в составное сказуемое (Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов), может
быть подлежащим (Учиться - всегда пригодится (пословица), дополнением (Прошу вас подождать), определением (Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов),
обстоятельством (Ребята побежали прятаться).
- - -

Еще по теме ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА:

  1. Глагол 172. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола
  2. § 20. Приемы и принципы смешения грамматических признаков глагола и имени прилагательного в строе причастий
  3. §20.Приемы и принципы смешения грамматических признаков глагола и имени прилагательного в строе причастий
Четырнадцатое марта
Классная работа
Глагол
как часть речи

І. Понятие о глаголе

Глагол - самостоятельная часть речи, которая
обозначает действие и отвечает на вопросы
что делать? что сделать? (что сделал? что
делал? что сделает? что делает? ит.д.)
Начальная форма глагола – инфинитив
(неопределенная форма глагола)
Глагол, как и другие части речи характеризуется
следующими признаками:
1. общим грамматическим значением;
2. морфологическими признаками;
3. синтаксическими признаками.

Общее грамматическое значение

1.
2.
3.
4.
5.
Глаголы называют различные действия:
действия, связанные с трудовой деятельностью:
рубить, копать, вязать, шить и др.;
действия, связанные с умственной и речевой
деятельностью: думать, наблюдать, воображать,
говорить, решать и др.;
действия, называющие перемещение и положения в
пространстве: идти, лежать, лететь, сидеть, стоять и
др.;
действия, называющие различные состояния: грустить,
любить, ненавидеть, болеть, спать и др.;
действия, называющие то, что происходит в природе:
подморозило, светает, смеркается и др.

Морфологические признаки
глагола:
вид,
наклонение,
время,
число,
лицо,
род,
спряжение.

Синтаксические признаки глагола:
в предложении глагол обычно является
сказуемым и образует вместе с
подлежащим грамматическую основу
предложения. Например, в предложении
Ветер по морю гуляет и кораблик
подгоняет (А. С. Пушкин) глаголы
гуляет, подгоняет являются сказуемыми
и согласуются с подлежащим ветер в ед.ч.

Инфинитив

Глагол в форме инфинитива отвечает на вопрос что делать?
или что сделать?
Инфинитив – неизменяемая форма глагола: он не
указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет
действие.
Инфинитив имеет суффиксы –ть, -ти (играть, везти).
Ещё в инфинитиве выделяются суффиксы глагола –а-,-и-, -е-, ова-,-ну- и др.: летать, пилить, видеть, нарисовать, прыгнуть
и др.
В предложении инфинитив может быть любым членом
предложения, но чаще он бывает подлежащим или сказуемым.
Инфинитив имеет следующие морфологические признаки:
возвратность – невозвратность(умыть – умыться), вид(
делать – сделать).

Возвратные глаголы

1.
2.
3.
4.
Глаголы, имеющие суффиксы –ся(-сь) называются
возвратными: одеваться-одеваюсь, одеваешься, одевается и
т.д. Этот суффикс отличается от других суффиксов тем, что он
стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний.
В инфинитиве пишется –ться, а в 3-м лице глагола –тся.
Разграничивать эти формы нужно по вопросам: инфинитив что делать? что сделать?; глагол 3-его л. – что делает? что
сделает? и т.д.
Возвратные глаголы имеют различные добавочные
значения, которые не имеют невозвратные глаголы:
возвратное значение: мальчик одевается, причёсывается, т.е.
одевает себя, причёсывает себя;
взаимное значение: друзья обнимаются, целуются;
значение постоянного свойства: крапива жжётся, собака
кусается;
страдательное значение: дом строится каменщиками
(подлежащие обозначает предмет, подвергающийся действию
со стороны другого предмета).

Виды глагола

Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида.
Вид определяется по вопросам.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что
сделать? (что сделал? что сделает?): сказать, сказал,
скажет.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что
делать?(что делает? что делал? что будет
делать?): говорить, говорит, говорил, будет говорить.
Глаголы
несовершенного
вида
указывают
на
продолжительность и повторяемость действия: прыгать –
прыгал (долго и много раз).
Глаголы совершенного вида указывают на результат
действия: выучить, ответить, выяснить.
Глаголы совершенного вида также могут обозначать
однократные действия: прыгнуть – прыгнул (совершается
один раз) и начало или окончание действия: запеть, спеть.
Глаголы несовершенного и совершенного вида могут
различаться оттенками значений. Так глаголы делать –
сделать, разрушать – разрушить, подписывать – подписать
различаются только видом. А глаголы писать – переписать,
ехать – приехать различаются не только видом, но и
лексическим значением.

1.
2.
3.
4.
Глаголы совершенного вида образуются от глаголов
несовершенного различными способами:
присоединением приставки: писать – написать, ехать
– уехать;
заменой суффиксов: решать – решить, прыгать –
прыгнуть;
изменением ударения: разрезать – разрезать,
насыпать – насыпать;
заменой одного слова другим: брать – взять, говорить
– сказать.
При образовании видов возможно чередование звуков
в корне:
чередование гласных: запирать – запереть;
чередование гласных с нулём звука: собирать – собрать;
чередование согласных: освещать – осветить.

10. Наклонение глагола

Глагол имеет три наклонения:
изъявительное (Ученики решили эту задачу);
условное (С помощью учителя ученики решили бы эту задачу.);
повелительное (Ребята, решите эту задачу!).
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия,
которые происходили, происходят или будут происходить. Глаголы
в этом наклонении изменяются по временам, лицам, числам и
родам.
Глагол в форме условного наклонения обозначает действие,
которое может произойти только при определённых условиях.
Условное наклонение может выражать пожелание, чтобы действие
совершилось (Решили бы вы сами эту задачу.). Чтобы образовать
форму условного наклонения, нужно к глаголу в форме прошедшего
времени прибавить частицу бы: пришёл бы, пришла бы, пришло бы,
пришли бы. Частица бы может стоять в любом месте простого
предложения и с глаголами пишется раздельно. Глаголы в условном
наклонении изменяются по родам и по числам, не имеет времени и
поэтому не изменяется по временам.

11.

Глагол в форме повелительного наклонения обозначает
действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника.
Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы,
совета: Достаньте тетради! Напишите рассказ. Нарисуй
картинку!
Для выражения просьбы часто употребляются вводное слово
пожалуйста, выражения: будьте добры, будьте любезны,
выделяемые запятыми.
Для выражения вежливой просьбы при обращении к одному
человеку употребляется глагол в форме множественного числа
повелительного наклонения: Милый Александр Леонидович!
Пишите хоть изредка, сообщайте новости. (А.Чехов.)
Чтобы образовать форму повелительного наклонения ед.ч., нужно
к основе настоящего(будущего) времени прибавить суффикс –и:
положат – положи, кладут – клади.
Некоторые глаголы образуют форму повелительного наклонения
без суффикса –и: встанут – встань, поют – пой.
Глаголы в повелительном наклонении изменяются по числам.
Формы повелительного наклонения множественного числа
образуются путём прибавления окончания –те к форме
повелительного наклонения ед.ч.: положите, кладите, встаньте,
пойте.

12.

В повелительном наклонении на конце глаголов после согласных
пишется ь, который сохраняется перед –ся и -те: жарь, жарьте,
жарься; спрячь, спрячьте, спрячься.
Надо говорить: положи, а не «положь», «ложи»; клади, а не
«поклади»; поезжай, а не «езжай», «ехай»; беги, а не «бежи». Во
мн.ч.: положите, поезжайте, бегите.
Глаголы в форме повелительного наклонения имеют значения 2-го
лица: встань(ты), встаньте(вы). Если приказ, просьба, пожелание
направлены к 3-му лицу, то повелительное наклонение образуется с
помощью частиц пускай, пусть, да, которые прибавляются к глаголу в
форме изъявительного наклонения настоящего или будущего
времени: Пускай в полях пшеница густо колосится!(С.Маршак.) Да
здравствуют музы!(А.Пушкин.)
В значении повелительного наклонения для выражения резкого
приказания используется инфинитив: Встать! Включить свет!
В предложении глагол в повелительном наклонении является
сказуемым. В таких предложениях обычно нет подлежащего, а
существительное в им.п. является обращением.
!
Если повелительное наклонение глагола образуется с помощью частиц
пусть, пускай, да, то в предложении обычно есть подлежащее.

13. Времена глагола

Глагол имеет три формы времени, которые
показывают, когда происходит действие: в прошлом,
настоящем, будущем (решали, решают, будут решать).
Глаголы в форме прошедшего времени обозначают
действие, которое происходило до того, как о нём стали
говорить: Мальчик съел свою конфету.
Глаголы в форме настоящего времени обозначают
действие, которое происходит сейчас, в момент речи:
Мальчик ест свою конфету. В форме настоящего времени
глаголы могут также обозначать действия постоянные или
длительные: Земля вращается вокруг Солнца. Мой брат
учится в средней школе.
Глаголы в форме будущего времени обозначают
действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут:
Мальчик съест свою конфету после обеда.
Время и вид глагола тесно связаны друг с другом.
Глаголы несовершенного вида имеют все три формы
времени: решал – решает – будет решать. Глаголы же
совершенного вида имеют только две формы времени прошедшее и будущее: решил – решит.

14. Прошедшее время

!
Прошедшее время глагола образуется от основы
инфинитива обычно с помощью суффикса –л-: петь – пел,
работать – работал.
Иногда форма м.р. прошедшего времени образуется без
суффикса –л-(нести – нёс, везти – вёз), но в форме ж. и с.р. и в
форме мн.ч. -л- появляется (несла, несло, несли).
У глаголов на –чь при образовании формы прошедшего
времени происходит чередование ч с г или ч с к: стеречь –
стерёг, печь – пёк.
Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что перед -ть в
инфинитиве: видеть - видел, клеить - клеил.
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по
числам: читал - читали, писал - писали.
Глаголы в форме ед.ч. прошедшего времени изменяются
по родам. Род глагола передаётся с помощью окончания: м.р.
имеет нулевое окончание, ж.р. - -а, с.р. - -о: котёнок прибежал кошка прибежала - животное прибежало. Глаголы в форме
прошедшего времени по лицам не изменяются.

15. Настоящее и будущее время

Формы настоящего времени образуются с помощью личных
окончаний: везу, везёшь, везёт, везём, везёте, везут.
Формы будущего времени могут быть простыми и сложными.
Формы будущего простого имеют глаголы совершенного
вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний:
прочитаю, прочитаешь, прочитаем, прочитает, прочитаем,
прочитаете, прочитают.
Формы будущего сложного имеют глаголы несовершенного
вида. Они состоят из двух слов: из форм будущего простого от
глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида: буду
читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать,
будут читать.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и
числам.

16. Лицо и число глагола

Глаголы изменяются по числам и лицам
Лицо
Ед.ч.
1
-у(-ю)
2
-ешь,
3
-ет, -ит
-ишь
Мн.ч.
-ем, -им
-ете,
-ут(-ют),
-ите
-ат(-ят)

17. Спряжение глаголов

Изменение глаголов по лицам и числам называется
спряжением.
Спрягаются
глаголы
только
в
изъявительном наклонении в настоящем и будущем
времени.
В русском языке два спряжения – первое и второе.
Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, ут, -ют, относятся к 1 спряжению.
Глаголы, которые имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, ат, -ят, относятся к 2 спряжению.
Спряжение можно определить по ударению. Если ударение
падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по
окончанию(1спр. - -е-(-ё-),2 спр. - -и-).
Если ударение падает на основу, то спряжение определяется по
инфинитиву.

18.

Ко 2 спряжению с безударными
личными окончаниями относятся:
все глаголы на –ить: пилить, молотить и др. (кроме брить,
стелить и образованных от них);
семь глаголов на –еть: смотреть, видеть, зависеть,
ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть (и
образованные от них);
четыре глагола на –ать: слышать, дышать, держать,
гнать (и образованные от них).
Остальные глаголы относятся к 1 спряжению.

19. Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать и образованные от них называются
разноспрягаемыми. Эти глаголы спрягаются частично по 1 и
частично по 2 спряжению.
Ед.ч.
Мн.ч.
Ед.ч.
Мн.ч.
Я хочу
Мы хотим
Я бегу
Мы бежим
Ты хочешь
Вы хотите
Ты бежишь
Вы бежите
Он хочет
Они хотят
Он бежит
Они бегут

20. Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают действие, которое
совершается без действующего лица. Безличные
глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при
них нет подлежащего: Смеркалось. Вечереет.
Безличные глаголы не изменяются по лицам и
числам. В настоящем и будущем времени они
употребляются только в форме з-го лица ед.ч.: Светало.
Ночью подморозит землю. А в прошедшем времени –
только в форме ср.р. ед. ч.: Светало. Ночью
подморозило Землю.
Часто безличные глаголы образуются от личных с
помощью суффикса –ся: Ребёнок не спит. – Ребёнку не
спится.

Транскрипт

1 ГЛАГОЛ Глагол это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (писать, прийти, изобретать, отдыхать, учиться). Неопределенная форма глагола (инфинитив) начальная (исходная) форма, неизменяемая, оформляется при помощи суффиксов -ть, -ти, -чь: даритъ, смотре-тъ, зай-ти, ид-ти, нести, брес-ти, мо-чъ, бере-чъ. Постоянные: вид; возвратность; переходность; спряжение. Грамматические признаки глагола Непостоянные: наклонение (отсутствует в форме инфинитива); время (у глаголов изъявительного наклонения); лицо (у глаголов в форме настоящего или будущего времени изъявительного наклонения, а также повелительного наклонения); число (у глаголов в форме настоящего или будущего времени изъявительного наклонения; у глаголов в форме прошедшего времени и условного наклонения); род (у глаголов в форме прошедшего времени и условного наклонения). Переходные и непереходные глаголы Переходные обозначают действие, которое переходит на другой предмет, и сочетаются с существительными или местоимениями в винительном падеже без предлога: выручить (кого?) друга, писать (что?) письмо, или в родительном падеже при указании на часть предмета: съесть хлеба, купить слив, выпить молока; при отрицании: не читать книг, не видеть сестры, не получить письма (то есть имеют при себе прямое дополнение). Непереходные обозначают действие, которое прямо не переходит на другой предмет, и сочетаются с существительными или местоимениями в косвенных падежах или винительном падеже с предлогом: плакать (без чего?) без причины, подмигнуть (кому?) прохожему, увлечь (чем?) игрой, грустить (о ком?) о лете, верить (во что?) в победу. Помните: все возвратные глаголы (глаголы с постфиксами -ся/-сь) непереходные, сравните: наклонить (что?) ветку наклониться (за чем?) за яблоком.

2 Вид глагола Глаголы несовершенного вида (что делать?) обозначают действие без указания на его внутренний предел, длительное, совершающееся или повторяющееся действие (отдыхать, идти, раскрывать, будет писать, будет рассказывать. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: прошедшее (издавал, собирал); настоящее (издаю, собираю); будущее сложное (буду издавать, буду собирать). Глаголы совершенного вида (что сделать?) обозначают действие, в развитии которого имелся или будет иметься внутренний предел, указывают на завершенность действия, его результат или его начало (отдохнуть, прийти, раскрыть). Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее простое (пробежит, прикрепит); прошедшее (пробежал, прикрепил). Обратите внимание: в русском языке имеются двувидовые глаголы: витаминизировать, обследовать, переоборудовать, телеграфировать, транслировать, имитировать, стабилизировать, воздействовать, исследовать, организовать, велеть, венчать, женить, жениться, казнить, обещать, ранить: Положение постепенно стабилизируется (наст, вр., несов. вид). Положение скоро стабилизируется (буд. вр., сов. вид). Некоторые видовые пары имеют разные основы: взять брать, найти искать, положить класть, а также могут различаться ударением: разрезать разрезать, отсыпать отсыпать. Возвратные и невозвратные глаголы Возвратные: имеют постфикс -ся (-сь): нравиться, бояться, встретиться, отправиться. Невозвратные: не имеют постфикса -ся (-сь): встретить, прибыть, отправить.

3 Наклонение глагола Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности Изъявительное Условное Повелительное Обозначает действие, которое реально Обозначает действие, которое может произойти при к которому говорящий побу- Обозначает действие, происходило, происходит или будет происходить: учился, учусь, буду учиться. определенных условиях или является желаемым: хотел (хотела, хотело, хотели) бы учиться. Образование: форма прошедшего времени + бы ждает своего собеседника: учи, учите. Образование: говор(ят) + и говори по[й(у]т) + пой говори + те говорите пой + те- пой те Не имеют форм повелительного наклонения глаголы хотеть, жаждать, гнить, мочь, победить, в речи используются описательные выражения: Ты должен победить. Ты должен хотеть. Для глагола ехать формой повелительного наклонения является поезжай: Поезжай быстрее. От глаголов бежать, лечь, прилечь, испечь образуются следующие формы повелительного наклонения: беги(те), ляг(те), приляг(те), испеки(те). Лицо глагола Лицо глагола указывает на отнесенность действия к говорящему или предмету. По лицам изменяются глаголы настоящего и будущего времени, а также глаголы в форме повелительного наклонения. Показателем лица глагола являются личные окончания. Запомните: глаголы в форме прошедшего времени не изменяются по лицам. Безличные глаголы Безличными называются глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (или предмета): вечереет, подмораживает, знобит, нездоровится. 1) имеют формы инфинитива, изъявительного и условного наклонения: в изъявительном наклонении в форме 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени; в форме среднего рода прошедшего времени; в условном наклонении в форме среднего рода; 2) в предложениях безличные глаголы являются сказуемым; при них нет и не может быть подлежащего Во время дождя хорошо спится. К вечеру похолодало. Скорей бы потеплело.

4 Примечание. В предложении многие личные глаголы могут употребляться в безличном значении. Сравните: Пахнет площадью Сенатской на Семеновском плацу. (Е.Евтушенко) Свежескошеиная трава приятно пахнет. Время глагола Прошедшее: действие происходит до момента речи: учи(ть)+ л, писала, шло, рисовали; обогревали, обогрели. Настоящее: действие происходит в момент речи: пишем, идешь, учит, рисуют; обогревают. Будущее: действие происходит после момента речи: будет учить, будут рисовать; обогреют, прочитаешь. Глаголы будущего времени имеют две формы простую и сложную: будущее простое время имеют глаголы совершенного вида; образуется от основы будущего времени с помощью личных окончаний; будущее сложное время имеют глаголы несовершенного вида; образуется с помощью вспомогательного глагола быть в личной форме и инфинитива глагола Внимание! Глаголы несовершенного вида употребляются в формах всех трех времен, глаголы совершенного вида имеют две формы времени: прошедшего и будущего. Спряжение глагола У глаголов с ударными личными окончаниями спряжение определяется по личным окончаниям. ед.ч. мн.ч. I спряжение 1-е лицо (я, мы) 2-е лицо (ты, вы) 3-е лицо (он, она, оно; они) -у (-ю); -ешь; -ет; -ем -ете, -ут(-ют) П спряжение 1 -е лицо (я, мы) 2-е лицо (ты, вы) 3-е лицо (он, она, оно; они) -у (-ю) -ишь; -ит; -им -ите, -ат (-ят)

5 У глаголов с безударными окончаниями спряжение определяется по инфинитиву. I спряжение Все те глаголы, которые не являются глаголами II спряжения. II спряжение Все глаголы на -ить, исключая брить, стелить; 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать; 7 глаголов на -еть: видеть, смотреть, ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть Обратите внимание: 1) спряжение глагола нередко можно определить по 3-му лицу мн. числа: петь (они что делают?) поют -I спр., говорить (они что делают?) говорят II спр; 2) глагол с приставкой относится к тому же спряжению, что и бесприставочный: нести, принести несут, принесут; гладить, выгладить гладят, выгладят; радоваться, обрадоваться радуются, обрадуются. Разноспрягаемые хотеть (захотеть, захотеться) хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят; бежать (выбежать, забежать сбежаться, разбежаться и т.п.) бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут; чтить (почтить) чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут. Особо спрягаемые дать (создать), есть (надоесть) и образованные от них с приставками и постфиксом -ся: дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; ем, ешь, ест, едим, едите, едят. Примечание. При определении спряжения глагола следует учитывать его вид: обижаешь обижать (1 спр.), обидит обидеть (II спр.), слушаешь слушать (I спр.), слышишь слышать (II спр.), вылетишь вылететь (II спр.), вылетаешь вылетать (I спр.). Примечание. Некоторые глаголы в русском языке лишены отдельных грамматических форм. Не имеют: 1) форм 1-го и 2-го лица единственного числа глаголы, обозначающие действия нескольких лиц: толпиться, расползаться, галдеть; 2) форм 1 -го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего простого времени глаголы, обозначающие действия, свойственные не человеку, а животным, растениям, предметам: доиться, телиться, разрастись, отпочковаться, колоситься; 3) формы 1-го лица единственного числа некоторые глаголы, совпадающие в произношении с другими грамматическими формами: дерзить (держу от держать); 4) формы 1-го лица единственного числа некоторые глаголы в силу неудобства в произношении: убедить, победить, очутиться, чудить.

6 Основы глагола Формы большинства глаголов образуются от двух основ основы инфинитива и основы настоящего (будущего простого времени). Основа настоящего времени может быть вычленена у глаголов несовершенного вида, а основа будущего простого времени у глаголов совершенного вида, ср.: строят построят. Чтобы найти основу инфинитива, необходимо отбросить показатель инфинитива суффиксы -ть, -ти, например: уме-ть, нес-ти. Чтобы найти основу настоящего (будущего простого времени), необходимо отбросить окончание у глаголов в форме 3-го лица множественного числа: надева[й ут], ле[т"-ат]. От основы инфинитива образуются следующие формы: прошедшего времени (смотре-л); условного наклонения (смотре-л бы); причастий прошедшего времени (смотре-вш-ий); деепричастий совершенного вида (просмотре-в). От основы настоящего времени образуются следующие формы: настоящего времени (листа[й-у]); повелительного наклонения (листай, пиш-и); причастий настоящего времени (листа[й-ущ]ий); деепричастий несовершенного вида (листа[й-а]). Морфологический разбор глагола Порядок разбора I. Часть речи. II. Начальная форма (неопределенная форма глагола). III. Постоянные морфологические признаки: 1) вид; 2) переходность; 3) возвратность; 4) спряжение. IV. Непостоянные морфологические признаки: 1) наклонение; 2) время (если есть); 3) число; 4) лицо (если есть); 5) род (если есть). III. Синтаксическая роль. Образец письменного разбора И месяц светит, когда солнца нет. (Поговорка) Светит глагол, н.ф. светить, несов.в., неперех., невозвр., 2 спр.; в форме изъявит, накл., наст, вр., ед. ч., 3 лица; простое глагольное сказуемое. Правописание личных окончаний глаголов В безударных личных окончаниях глаголов написание е или и зависит от спряжения глагола: I спряжение буква е: брить бреешь, бреет, бреем, бреете; бороться борешься, борется, боремся, боретесь. II спряжение буква и: обидеть обидишь, обидит, обидим, обидите; молиться молишься, молится, молимся, молитесь.

7 Обратите внимание: 1) глаголы I спряжения: а) сеять сеешь, сеет, сеем, сеете, сеют; блеять, веять, лаять, лелеять, реять, хаять, каяться, маяться, надеяться; б) выздороветь выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют; заиндеветь, плесневеть; в) стлать, стелить стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют; 2) непереходные глаголы с приставкой обес-/обез- являются глаголами I спряжения, переходные II спряжения: обессилеть (неперех.) обессилеешь, обессилеет, обессилеем, обессилеете, обессилеют; обессилить (перех.) обессилит, обессилим, обессилите, обессилят. Правописание суффиксов глаголов 1) -ирова-, -изова-, -изирова-: (всегда с и) балансировать, гримировать, характеризовать, идеализировать, стандартизировать; 2) -ене-/-ени-: производные от суффиксов -е- "делать таким, каким обозначает производящее имя прилагательное" и -и- "делаться, становиться каким-л. в соответствии с основой прилагательного", следовательно, в непереходных глаголах пишется суффикс -ене- : леденеть, деревенеть, костенеть, остолбенеть, оцепенеть, обездолетъ; в переходных -ени-: леденить (кровь), искровенить (руки); 3) -ыва-/-ива-, -ова-/-ева-: для выбора правильного суффикса и соответственно правильного написания важно учитывать следующее: глаголы с суффиксами -ыва-/-ива- образуются от приставочных глаголов совершенного вида и составляют с ними видовую пару: разведывать разведать, расстегивать расстегнуть, закручивать закрутить. При изменении слова эти суффиксы сохраняются в формах 1-го лица: разведывать разведываю, разведываем, раскорчёвывать раскорчёвываю, раскорчёвываем, расстёгивать расстёгиваю, расстёгиваем, закручивать закручиваю, закручиваем; глаголы с суффиксами -ова-/-ева- образуются главным образом от бессуффиксных существительных, данные суффиксы являются активным средством приспособления к русской глагольной системе заимствованных основ: советовать, командовать, дрейфовать, рекомендовать, атаковать, горевать, танцевать. При изменении суффиксы -ова-/-ева- в формах 1-го лица в основном не сохраняются: советовать советую, советуем, горевать горюю, горюем. Используя прием подстановки формы 1-го лица, следите за правильностью образования данных форм от глаголов совершенного или несовершенного вида: от глагола совершенного вида образуется форма 1-го лица будущего времени: раскорчевать раскорчую (! не раскорчевываю несов. в., наст, вр.); от глаголов несовершенного вида образуется форма 1-го лица настоящего времени: корчевать корчую, корчуем. Запомните слова с суффиксами -ева-, -ва-, для которых прием подстановки формы 1-го лица неэффективен: застревать, затмевать, намереваться, обуревать, продлевать, увещевать.

8 Глаголы с ударяемым -ва-ть перед суффиксом сохраняют ту же гласную, что и в инфинитиве без -ва-: развить развивать, успеть успевать. Обратите внимание на написание глаголов с историческим корнем -вед-: исповедовать, проповедовать, заведовать, но разведывать, отведывать, проведывать, наведывать, выведывать. Синтаксические функции глагола В предложении глагол чаще всего выполняет функцию сказуемого (Немного отдохнем на этой точке), глагол в форме инфинитива может выступать также в роли подлежащего (Повелевать в этом случае труд утомительный), определения (Был получен приказ (какой?) наступать), дополнения (Лейтенант всего лишь просит (о чем?) огоньку туда подбросить) и обстоятельства (А завтра снова мир зажечь вставало солнце алое).


Правописание глаголов Правописание окончаний глаголов 1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений. Ко II спряжению относятся: глаголы на ить

Глагол Глагол это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться Неопределенная форма глагола

Потешнова Н.Б., учитель начальных классов ГБОУ «Школа 69 имени Б.Ш. Окуджавы» Тема: «ЧАСТИ РЕЧИ» ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Это часть речи, которая обозначает (называет) предметы, явления природы, качества, отвечает

Самостоятельные части речи. Часть речи Вопросы, значение Морфологические признаки Синтаксическая роль 1. Существительное Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Предмет. 2.

Деепричастие Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы. Деепричастие это особая

ВСЕ О ПРИЧАСТИИ 7 КЛАСС Значение, морфологические признаки, образование, синтаксическая роль Чижова Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ 10" г. Реутов Московской области Причастие

Твёрдые Звонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] Глухие: [п] [ф] [к] [т] [ш] [ с] СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Мягкие [б ] [в ] [г ] [д ] [з ] [п ] [ф ] [к ] [т ] [ с ] НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Твёрдые Звонкие:

Введение ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Существительные на согласный и -И всегда мужского рода Существительные на -А, -Я, -ИЯ женского рода Существительные на -О, -Е, -ИЕ и -МЯ всегда среднего

Образовательный минимум 5 класс Русский язык 1 четверть 1.Язык и человек. Общение устное и письменное. 2.Стили речи (научный, художественный, разговорный) Разговорный Научный Художественный Цель (зачем?)

Разноуровневые тесты по теме «Глагол» (4-й класс) Е.В. Яруллина Я работаю в школе 16 лет, последние 7 по программе «Школа 2100». Для проверки знаний и умений детей предлагается много разнообразных контрольных

Программа по русскому языку и развитию речи 8-ой класс (дети 13-14 лет) 1 Грамматика и правописание Кол-во часов Требования к знаниям и умениям Глагол Глаголы 1 и 2 спряжения. Правописание безударных личных

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов, суффиксов причастий и деепричастий» (Часть 1, задание 11) Подготовила Павлевич Нелли Дмитриевна, учитель русского

Местоимение как часть речи Местоимение это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Грамматические признаки местоимений различны

2 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» На экзамене по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил, а

Зависит от 1л.ед.ч. (я) на -ую; -юю -ова, -ева танц вать-танцую рассчит..вать на -иваю; -ываю -ива, -ыва ова/ева ива/ыва суффиксы в глаголах гласная перед _л в гл.пр.вр. Правописание суффиксов (А7) суффиксы

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в 5-м классе из расчёта 6 часов в (210 часов) и 5 часов в (175 часов) Раздел и учебника Ты изучаешь русский язык (2 ч/1 ч) расчёта в при 6 ч в

ОГЛАВЛЕНИЕ 408 Предисловие.............................. 3 5 К Л А С С 1. Русский язык один из богатейших языков мира.................................. 8 2. Понятие о литературном языке........... 9 3.

2 I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Фонетика. Орфоэпия Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Особенность

Дидактические игры, обобщающие таблицы и схемы как средства интенсификации обучения переулок непарных [н] [н"] [ м ] улица самых звучных [ м "] [л] [л"] [р] [р"] [й"] улица звонких [а] [и] [ы] [б][б" ]

Дата провед. Тема урока Кол-во часов Форма урока 1 Язык как средство общения 2 Роль родного языка в жизни человека Повторение курса. Слово и его звуковая оболочка.(14ч.) 3 Звуки языка. Гласные и согласные

ОГЛАВЛЕНИЕ Об учебнике «Русский язык. Теория»........ 3 310 5 класс Роль языка в жизни общества............ 8 Русский язык один из богатейших языков мира 9 ВВОДНЫЙ КУРС Грамматика Морфология и орфография

Как часть речи. Причастие как часть речи Причастие самостоятельная часть речи, называющая признак предмета (объекта) по действию, отвечающая на вопросы «какой?» и его формы. В предложении причастие выполняет

35 Урок Сделай уроки! Повелительное наклонение (Tryb rozkazujący) Основа глагола и ударение в 1м л. ед. ч. настоящего (несов. в.) или будущего (сов. в.) Temat słowa i akcent w 1os. l. poj. czasu teraźniejszego

Словарь терминов и понятий Фонетика: звук, буква, ударение, слог. Морфемика: морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание, основа). Словообразование: способы образования слов (приставочный, приставочно

П/п Наименование оборудования Кол-во 1 Опорные схемы 59 1.Сложноподчинённые предложения. 2.Фонетика. 3.Сложносочинённые предложения. 4.Лексика. 5.Сложное предложение. 6.Члены предложения. 7.Синонимы, антонимы,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа собеседования по русскому языку соответствует правилам приема в высшее учебное заведение и примерным программам вступительных экзаменов, утвержденным Министерством образования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Морфемика Морфемика раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм. В морфемике решаются два основных вопроса: 1) как классифицируются морфемы русского

Упражнения по теме "Глагол" Упражнение 1. Выпишите отдельными столбиками глаголы 1) неопределенной формы, 2) безличные, 3) возвратные, 4) переходные, 5) непереходные, 6) глаголы условного наклонения, 7)

Раздел Морфологические признаки глагола МАТЕРИАЛЫ для подготовки к тестированию по русскому языку 6 класс Модуль 6: Глагол. Примерные задания 1.Что обозначает глагол? 1) действие; 2) предмет; 3) признак

Содержание Предисловие для преподавателей... 5 Предисловие для учащихся... 8 Список сокращений... 9 Литература к теме... 10 Часть I. Словоизменительная классификация русского глагола в целях преподавания

Тематическое планирование по русскому языку (экстернат) 4 класс. Т.Г.Рамзаева «Русский язык» Тема занятия Задания 1 ТРИМЕСТР 1. Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове. Слово. Предложение.

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Карлова Т.А. РУССКИЙ ЯЗЫК Программа вступительных испытаний для поступающих в Московскую академию экономики и права Тематический план по Русскому языку 2 Наименование

Уважаемые коллеги! Предложенный вариант тематического планирования для изучения материала учебников «Русский язык. 4 класс: В 3 ч.» (авторы М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова) предложен на 136

СОДЕРЖАНИЕ Предисловие... 3 182 МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ 1. Предмет морфологии. Связь морфологии с фонетикой, лексикологией, синтаксисом... 4 2. Основные понятия морфологии... 5 ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Объем требований по русскому языку На вступительных испытаниях по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих

Правила в стихах Состав слова. Приставка. Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она, И при помощи приставки Образуются слова. Корень. Общая часть Родственных слов Корнем зовется Ответ наш готов.

Наклонение как морфологический признак глагола Наклонение непостоянный морфологический признак глагола. Изъявительное наклонение выражает реальное действие в прошлом, настоящем или будущем. Глагол в изъявительном

А3. Морфологические нормы. Задание А3 проверяет твое умение правильно выбирать форму слова следующих частей речи: имени существительного; имени прилагательного и наречия; имени числительного; местоимения;

МКОУ «Вторая Сторожевская СОШ» Лискинского муниципального района Воронежской области Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса по теме «Глагол» ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ Подготовила: Гончарова Елена

Раздел. Начальная школа. Учитель Билык Светлана Викторовна Памятка для работы над ошибками Наименование ошибки Знаю 1. Ударение Ударение ставится над той гласной, которая в сильной позиции при произношении.

Открытый урок русского языка в 4 д классе (26.11.2014г.) на основе системно - деятельностного подхода в рамках нового ФГОС Тема урока: «Спряжение глаголов» (2 урок по теме) Тип урока: урок-рефлексия Цели

План - конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: Понятие о спряжении глагола. Личные глаголов и спряжения. Цель: Первичное формирование умений определять глагола по ударному личному окончанию. Планируемые

58 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-м КЛАССЕ Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 5-м классе из расчета 6 часов в неделю (204 часа) и 5 часов в неделю (170 часов)

Календарно тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени. Язык важнейшее средство общения. Язык и человек.09 Предп. дата 2. Общение устное

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» Пояснительная записка Данная программа вступительного экзамена по русскому языку предназначена для реализации государственного

Додаток 2 до наказу Міністерства освіти і науки України від 08.12.2010 р. 1218 ПРОГРАМА зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови Русский язык ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ Звуки речи.

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь от 14.10.2013 759 Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Русский язык» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Донбасский государственный

Правописание приставок Согласные в приставках раз-,рас-,из-,ис-,без-,беспишутся так, как слышатся. Если корень начинается со звонкого согласного, пишется з, если с глухого - с. Приставки с гласной а: за-,

МВД РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

МВД РОССИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Начальник Краснодарского унцверсгргета МВД России ришйй ^ А.В. Симоненко «2 У 2016 г. Программа вступительного испытания по русскому языку для лиц, поступающих

ПРОГРАММА вступительного испытания по предмету «Русский язык» для поступления в 2010 г. в СПбГУ на программы бакалавриата. На экзамене по русскому языку абитуриент должен продемонстрировать свободное владение

Объем требований по русскому языку. На экзамене по русскому языку абитуриент должен продемонстрировать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил в пределах приведенной

Олимпиада школьников «Ломоносов» 2012 года по русскому языку Очный тур ы на задания для учащихся 10-11 классов Вариант 1 Задание I Проанализируйте приведенное ниже предложение и ответьте на следующие вопросы.

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ТЕКСТ» 1.1.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Русский язык 5 класс 105 часов Kuu Õpitulemused Õppesisu Kohustuslik hindamine I четверть сентябрь 1.Знают, чем отличается текст от группы предложений, определяют тему и основную мысль текста. 2.Видят

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» (ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП») ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ по дисциплине Русский

Речь. Текст. Предложение. Слово. Текст состоит из предложений, а предложения- из слов. Текст Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль. Предложение Каждое предложение произносится

Учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» УТВЕРЖДАЮ Ректор МГУ имени А.А.Кулешова К. М. Бондаренко 2016 г. Регистрационный В- ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Программа предназначена для поступающих на все направления. Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку (письмо Министерства образования РФ от 18 февраля 2000 г. 14-51- 129ин/12

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык», 6 класс 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ)

שיעור י"ג Урок 13 Грамматика Сопряжённые сочетания существительных Существительные муж, жена с местоименными суффиксами ед.ч. Особенности использования предлога винительного падежа, прямое и косвенное

2 Программа вступительного (дополнительного вступительного) испытания по русскому языку. Ростов-на-Дону: ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2015. Программа обсуждена и одобрена на заседании методического совета

Тема урока Кол-во часов Тип урока Виды учебной деятельности Виды контроля, измерители Планируемые результаты освоения материала 1. Русский язык- один из развитых 1 ч Комбинир. Работа с текстом, текущий