Омографы примеры слов. Занимательные языковые явления: что представляют собой омографы, примеры их в речи. Слова-омографы в русском языке, примеры

Русский язык - явление сложное, яркое, чрезвычайно многообразное. Это касается всех его уровней. Особенно интересные явления в нём можно наблюдать на уровне фонетики, лексики и грамматики. Эти пласты в первую очередь в наиболее полной форме расскажут нам о тех изменениях, что происходят в устной и с течением времени, под воздействием событий, протекающих в обществе. Если археологи добывают сведения о «делах давно минувших дней», разбираясь с артефактами, то лингвисты проделывают ту же работу, изучая жизнь слова.

Лексические перевёртыши

Лексика, пожалуй, наиболее подвижный языковой пласт. Она более других разделов филологии связана непосредственно с говорящими, с живым общением. Поэтому лексический состав русского языка столь богат, многопланов, разнообразен. Помимо традиционных синонимических и антонимических групп, вступающих между собой в сложные коррелятивные отношения, лингвисты выделили ещё одну обширную общность слов, называемую омонимами. Она крайне неоднородна, её лексические единицы сами по себе образуют несколько обособленных ответвлений. Это, помимо собственно омонимов, омофоны и омографы, примеры которых нам предстоит разобрать.

Определение понятия

Термин пришёл к нам из и буквально переводится как «одинаково пишущийся» или «пишу одинаково». Что это значит? А то, что омографы - примеры таких слов, которые имеют сходное графическое начертание, но при этом произносятся по-разному и не совпадают по своему лексическому значению. Разница в произношение, главным образом, обуславливается несовпадением ударных позиций или фонетическими и грамматическими законами. Наиболее известные омографы, примеры которых наглядно демонстрируют это различие - слова за"мок и замо"к, а"тлас и атла"с и другие.

Объясняем детям

Лексика подробно изучается в школе в 5 классе, и затем уже дети целенаправленно не возвращаются к пройденному материалу вплоть до выпускных экзаменов, когда нужно вспомнить и систематизировать весь багаж знаний. Чего не скажешь о других языковых разделах. Поэтому важно, чтобы школьники изначально хорошо усвоили и легко классифицировали различные Объясняя на уроке, что такое омографы, примеры их учитель должен подробно разобрать, следуя принципу «от простого к сложному». Т. е., вначале сам разъясняет, затем просит это же сделать учеников. Очень важно в процессе прохождения темы давать словам лексическое толкование. Только тогда усвоение материала будет прочным, а запоминание - осознанным.

Контекстное окружение

Следовательно, разбираясь с теорией, с методической точки зрения более правильным будет приводить не одиночные омографы - примеры словосочетаний с пояснительными словами окажутся куда более наглядными. Если учитель запишет на доске словосочетания «старинный замок, средневековый замок, каменный замок, замок с высокими башнями, королевский замок», детям будет совершенно ясно, что речь идёт об архитектурном сооружение, жилом здании, и т. д. Далее, можно им самим записать 1-2 подходящих предложения с омографами. Примеры: «На высоком холме возвышался грозный средневековый замок. Он был окружён неприступной каменной стеной». А теперь омограф: хитроумный замок, навесной замок, поломанный замок, замок на молнии. Дети сразу определят, что данные примеры имеют в виду механизм для закрытия чего-либо. И смогут сами продолжить ряд: «Папа врезал в дверь новый надёжный замок. Теперь мы можем не бояться за сохранность своей квартиры». Если учитель во время занятий в последующих классах будет время от времени возвращаться к этому материалу, это благотворно скажется на языковой практике школьников.

Близкие, но не тождественные

Естественно, что ребёнку сложно сохранить в памяти все сведения, полученные им за период ученичества и в первозданном виде донести их до экзаменов. Первое, с чем он начинает путаться, когда материал по лексикологии утрачивает актуальность - что такое омографы и омофоны (синонимы и антонимы, омонимы запоминаются более прочно, т. к. у них ярче выражены дифференцированные черты). Явление омофонии основано на звуковой близости («фон» - звук).

Да, эти слова часто тоже пишутся одинаково (далеко не всегда!) Но и ударение у них совпадает, а у омографов - нет. Омофоны - это: лук - растение и лук - оружие, коса - волосы и коса - сельхозинвентарь, грипп - болезнь и гриб (разная графическая оболочка при одинаковом фонетическом оформление!) - растение.

Систематизация омографов

Проблемой омографии русского языка лингвисты начали серьёзно заниматься уже в нашем, 21 веке. До этого времени данное языковое явление рассматривалось весьма поверхностно. В современной же филологии, помимо графических омографов (т. е., в чистом виде), выделяются:

  • слова, которые одинаково пишутся и относятся к одной и той же части речи, например, мука" и му"ка;
  • сопоставляемые слова с разной частеречной принадлежностью: зво"нок и звоно"к;
  • ситуативные омографы: у Ко"ли - коли".

Разнообразные задания с занимательным уклоном помогут школьникам глубже проникнуть в загадки русской лексики и разобраться с её особенностями. И обязательно нужно учить их пользоваться словарями, в том числе и словарём омографов!

В 1974 г. описанию омографов было посвящено небольшое Приложение в «Словаре омонимов русского языка» О.С. Ахмановой (М., 1974г. - С. 436 - 448).

Впоследствии на протяжении нескольких десятилетий инвентаризация омографов не проводилась.

Лишь в начале XXI в. лингвисты вновь обратились к этой малоисследованной теме.

В результате было создано несколько словарей омографов.

Машинные с ловари омографов:

    HomoForm.txt
    Словарь омонимичных словоформ содержит омоформы-омографы, т.е. формы разных (хотя часто близких по смыслу) слов, имеющие одинаковое написание. Ударение не учитывается, буква ё не используется - как это обычно бывает в письменном тексте. Например, бегу (бег, бежать), берете (брать, берет (головной убор)). Их мы и назвали омонимичными словоформами. Словарь организован таким образом, что слева стоят словоформы, а справа - лексемы (словарные слова), к которым эти словоформы относятся. В скобках указаны пометы частей речи.

    Полный список омонимичных словоформ получен при порождении всех словоформ из компьютерной версии Грамматического словаря А.А.Зализняка в отделе Машинного фонда русского языка Института русского языка Российской Академии наук.

    YOhmg.dic

    YOhmg.rex
    Словарь замен для разрешения ё-омографов все/всё - словарь с поддержкой расширенного формата DIC-словарей, допускающего звездочки внутри правил, а не только в начале/конце правила а также отдельно стоящие звездочки в правилах а также применение правила многократным проходом по DIC-словарю, выполняя замены до тех пор, пока это возможно.)

Фрагмент Словарь омографов русского языка Ю.Н. Гребневой (Примеры словарных статей):

ГРА ФЕ / ГРАФЕ
Группа I [сущ. и сущ.]

ГРА ФЕ , сущ., м., н. ф. граф; пр., ед.
Лицо, имеющее дворянский титул выше баронского.

Ографе Александре Сергеевиче Строганове сохранилась память как о покровителе наук, литературы и художеств .
Е. Карнович

ГРАФЕ , сущ., ж., н. ф. графа ; пр., ед. Или: дат., ед.
Полоса на бумажном листе, ограниченная двумя вертикальными линиями.

Учитель развернул тетрадь и, бережно обмакнув перо, красивым почерком написал Володе пять вграфе успехов и поведения .
Л. Толстой

ДРО ЖИ / ДРОЖИ
Группа II [сущ. и гл.]

ДРО ЖИ , сущ., ж., н. ф. дрожь; род., ед. Или: пр., ед. // дат., ед.
Частое судорожное сокращение мышц.

Мне стало стыдно своего волнения, своейдрожи .
А. Чехов
Голос Абогина дрожал от волнения; в этойдрожи и в тоне было гораздо больше убедительности, чем в словах .
А. Чехов

ДРОЖИ , гл., невозвр., несов., II спр., н. ф. дрожа ть; повел., ед., 2 го л.
Бояться; испытывать дрожь, трястись.

Медичка [перед уколом] намазала йодом под правой лопаткой Вани.
- Тише, недрожи ! - сказала она и оттянула пальцами кожу .
В. Белов

СТРУ НЫ / СТРУНЫ
Группа III [сущ.]

СТРУ НЫ , сущ., ж., н. ф. струна ; вин., мн. Или: им., мн.
Упругая нить, натягиваемая в музыкальных инструментах и издающая при колебании звук.

На кровати сидел Илья и задумчиво перебиралструны гитары .
В. Шишков

СТРУНЫ , сущ., ж., н. ф. струна ; род., ед. См. СТРУ НЫ.

Любви дни краткие даны,
Но мне не зреть её остылой;
Я с ней умру, как звук унылый
Внезапно порваннойструны .
А. Дельвиг