Способы формирования универсальных учебных действий

ДОКЛАД

На тему: «Методы и приемы формирования УУД на уроках математики».

учитель начальных классов

Матяш Екатерина Николаевна

г.Зеленогорск

2013г.

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.

Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возрастает. В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка, не только читать, писать и считать, но и привить две группы новых умений:

Во-первых, это УУД, составляющие основу умения учиться.

Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.

Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Например, уже на первых уроках перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Любая задача, предназначенная для развития или оценки уровня сформированности УУД, предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание - применение – анализ – синтез - оценка.

В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Цель начального курса математики – обеспечить предметную подготовку обучающихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения УУД (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Основным механизмом реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения УУД.

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению зада ч, с разработкой системы заданий, которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания).

Вариативные учебные задания, представленные в каждой теме учебника целенаправленно формируют у детей весь комплекс УУД, который следует рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, что и составляет сущность понятия «умение учиться».

Не менее важным условием формирования УУД является логика построения содержания курса математики. Он построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания.

Например, формирование моделирования как УУД в курсе математики осуществляется поэтапно, учитывая возрастные особенности младших школьников, и связано с изучением программного содержания. Первые представления о взаимосвязи предметной, вербальной и символической моделей формируются при изучении темы «Число и цифра». Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели.

Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел, а также моделировать отношения чисел и величин с помощью схем, обозначая, например, данные числа и величины отрезками. Соотнесение вербальных (описание ситуации), предметных (изображение ситуации на рисунке), графических (изображение, например, сложения и вычитания на числовом луче) и символических моделей (запись числовых выражений, неравенств, равенств), их выбор, преобразование, конструирование создает дидактические условия для понимания и усвоения всеми учениками смысла изучаемых математических понятий (смысл действий сложения и вычитания, целое и части, отношения «больше на…», «меньше на…»; отношения разностного сравнения «на сколько больше (меньше)?» в их различных интерпретациях, что является необходимым условием для формирования общего умения решать текстовые задачи.

Используются комплекты карточек разрядных чисел . Комплект включает в себя карточки единиц, десятков и карточки сотен.

В свою очередь схемы являются эффективным средством овладения общим умением решения текстовых задач, которое в ФГОС отнесено в раздел «Познавательные универсальные учебные действия». Таким образом, процесс овладения младшим школьником общим умением решать текстовые задачи также вносит большой вклад в формирование УУД.

Как показала практика, эффективным методическим средством для формирования всех видов УУД является включение заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи.

С самых первых уроков ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. В учебниках есть задания для их выполнения в парах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД.

На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы в парах или индивидуально.

Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных УУД (умения слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться учитывать позицию собеседника). Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

В процессе такой работы формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения. Для этой цели могут быть использованы различные методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной, вербальной, графической, символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания-«ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий. При этом дети учатся правилам работы в группе (паре), прививаются умения осознанности и критичности своих действий.

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

1. Коммуникативные УУД формируются, когда:

ученик учится отвечать на вопросы;

ученик учится задавать вопросы;

ученик учится вести диалог;

ученик учится пересказывать сюжет;

учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности;

* интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Основным на уроках математики в сфере личностных УУД считаю действие смыслообразования, т. е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;

2.Личностные УУД формируются, когда:

учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

Формирование регулятивных действий, которые обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. При такой системе построения материала постепенно формируются умения сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для её последующего решения.

Оценка результатов работы (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения) по какому-либо критерию (в начале работы – прогностическая (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик), и в конце – итоговая) и оценка товарищей – адекватно ли оценил себя ученик?
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок. И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

3.Регулятивные УУД формируются, когда:

учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой - либо задачи, оценивать

Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.

Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свой язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез, интерпретацию текста относится к познавательным УУД. Я уже остановилась на УУД моделировании.

Широко на уроках математики развиваются логические УУД. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).

При этом сохраняется приоритет арифметической линии начального курса математики как основы для продолжения математического образования в 5–6 классах.

4.Познавательные УУД формируются, когда:

учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».

В заключении, хотелось бы подчеркнуть очень важный момент:

при изучении практически всех тем можно формировать все УУД одновременно.

Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектная деятельность. В 1 классе – игровая.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.

Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.

Еще мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые формируют УУД.

Описание педагогических приёмов

Задание массивом

1. Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом .
Например, учитель дает десять задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
2. Задается большой массив задач сразу- в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные - по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал - тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.

Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

Отсроченная реакция

Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза . Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я : тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.

Лови ошибку!

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками.

Светофор

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор»

«Светофор» - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой - зеленая.

ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это - сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку - пусть она и не идет в журнал.

Зеленый сигнал - «Знаю!»

Выход за пределы :

В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов или детских сериалов.

Идеальное задание : Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся

Театрализация . Р азыгрывание сценок на учебную тему.

«Лист защиты» Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.

Обсуждаем домашнее задание . Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается. Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно даёт преподаватель, достаточно разнообразны.

Резюме : Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю

Вход в урок учитель начинает урок с "настройки". Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - решение задач. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения). Если есть техническая возможность, урок можно начинать с короткой музыкальной фразы. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля. Или минорно-успокаивающей, как романс Свиридова... С традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки - два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса. Простого опроса - ибо основная его цель настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой... Могут быть и другие варианты "входа" в урок.

Идеальный опрос : ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Дай себе помочь : учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).

Организация работы в группах , причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.

«Да» и «Нет». Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":

связывать разрозненные факты в единую картину;

систематизировать уже имеющуюся информацию;

слушать и слышать учеников.

Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".

Советуйтесь : учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.

Мордашки : Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.

Блицконтрольная : учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий - 4 и т.д.).

Знакомьте с критериями : учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.

Райтинг (от англ. right - правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 -отметка ученика, 5 - отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд

Оценивание

Важно решить, как оценивать деятельность ученика, как избежать негативных последствий оценивания.

Главная цель оценки – стимулировать познание. Человеку нужен Успех. Хвалить приятно. Но успех перемежается с неудачей. Бывает, что ученика не за что хвалить. Как быть?

Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания, обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Вчера он делал двадцать ошибок в диктанте, сегодня он сделал десять. Это замечательно. Ребенок сделал плохую работу. Можно сказать: « Работа плохая, вот к чему приводит лень!» или - «Работа хуже, чем обычно. Наверное ты неважно себя чувствовал». Учитель в своих оценках должен быть сопереживающим другом, а не надсмотрщиком. Учитель должен увеличивать свой «отметочный арсенал»: « 3», «4», «5», «2» - «ЧП». И это плохо, отметки ухудшают взаимоотношения учащихся и учителя.

Для формирования адекватной самооценки с первых дней пребывания учащихся в школе начинается обучения оцениванию своих работ с помощью «линеечек». Выбор шкал для оценивания произволен. Важно, что «линеечки» с самого начала позволили детям оценивать свою работу дифференцировано. Например: красиво, правильно, трудно, я старался и так далее. На протяжении всего обучения ребенок учится оценивать свою работу, работу соседа по парте, одноклассника. Оценивая свои достижения, ученики видят в незнании перспективу своего дальнейшего совершенствования.

И в заключении хотелось бы напомнить, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

Сегодня учащийся сам должен стать « архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Формирование универсальных учебных действий

у детей младшего школьного возраста

Математика

1 класс

Задания для формирования личностных УУД :

1. Митя с папой удили рыбу. Митя поймал 4 рыбки, а папа – на 2 рыбки больше. Сколько рыбок поймал папа? Сколько всего рыбок поймали Митя и папа?

2. У Алёшиной собаки родились 7 щенков. Для 5 щенков он уже нашёл хороших хозяев. Сколько ещё щенков осталось?

(Нравственно-этическая ориентация.)

3. Андрей и Сергей решили испытать себя в качестве вратарей. Каждый из них пробил 10 мячей в ворота противника. Андрей отбил 6 мячей, а Сергей − 8. Сколько мячей забил в ворота каждый мальчик? Кто из них забил больше голов и на сколько?

(Формирование установки на здоровый образ жизни.)

Задания для формирования регулятивных УУД :

1. Составь план решения задачи и реши её.

На верхней полке 7 книг, а на нижней – на 4 книги меньше. Сколько книг на этих двух полках?

(Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.)

2. Выполни вычисления и проверь полученные ответы по таблице.

7 + 4 9 + 4 7 + 7 8 + 8

6 + 5 8 + 6 9 + 9 6 + 6

(Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.)

3. Начерти два отрезка длиной 10 см и 6 см. На сколько сантиметров первый отрезок длиннее второго?

(Использование в своей деятельности простейших приборов: линейки, треугольника и др.)

Задания для формирования познавательных УУД :

1. Сравни примеры в каждом столбике. Определи, по какому правилу они составлены. Запиши ещё по одному примеру и вычисли.

10 – 4 – 2 1 + 6 – 5 9 – 4 + 3

10 – 3 – 3 1 + 7 – 4 8 – 4 + 4

10 – 2 – 4 1 + 8 – 3 7 – 4 + 5

… … …

2. Объясни, как получается следующее число в каждом ряду, и продолжи ряды:

1) 10, 8, 6, … ; 3) 9, 7, 5, … ;

2) 0, 3, 6, … ; 4) 1, 3, 5, … .

3. В вагоне метро сидели 5 женщин и 4 мужчины. На станции 1 человек вышел. Сколько человек осталось в вагоне?

Лёша решил Толя решил

Эту задачу так: эту задачу так:

1) 5 + 4 = 9 1) 4 – 1 = 3

2) 9 – 1 = 8 2) 5 + 3 = 8

Ответ: 8 человек. Ответ: 8 человек.

Оба решили задачу правильно.

Объясни, что узнавал каждым действием Лёша, и что – Толя.

Найди ещё одно решение этой задачи.

Задания для формирования коммуникативных УУД :

1. Игра «У кого больше?»

Играют двое. Смешиваются два набора карточек с числами от 1 до 10 из Приложения к учебнику. Все карточки кладутся на стол обратной стороной вверх. Играющие по очереди берут по одной карточке, открывают их. Тот, у кого оказывается большее число, забирает обе карточки. Если у обоих окажутся одинаковые числа, каждый берёт ещё по одной карточке. Выигрывает тот, у кого к концу игры окажется больше карточек.

(Работа в паре.)

2. Игра в слова

Используя буквы о, п, р. с. т, составь разные слова из 3 букв; 4 букв;

5 букв. Например: с о р т.

(Работа в паре.)

3. Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты»

Пришла весна, распустились цветы. Они – на лугу, в лесу, в поле…

На улицах и в парках городов и посёлков разбиты красивые цветники. Каждый из них имеет свой размер, свою форму. Цветы посажены в виде разных узоров, состоящих из кривых, прямых, ломаных линий.

Сделайте альбом «Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» с фотографиями, рисунками и чертежами наиболее красивых цветников вашего города (посёлка) и других городов и посёлков, в которых вы побываете во время летних каникул.

Работать лучше в парах и группах. Какую-то работу можно выполнять одному. Можно привлечь к работе ваших родителей. Они помогут вам сделать фотографии самых красивых цветников. Эти фотографии украсят альбом.

  • Спланируйте, как будете работать. Распределите работу. Обсудите, когда будут выполнены части работы и вся работа в целом.
  • Соберите информацию. Понаблюдайте во время прогулки или экскурсии за цветниками. Сравните их форму, размер. Рассмотрите, как составлены узоры из цветов. Определите, в какой последовательности меняются цвет и форма узора. Установите закономерность.
  • Представьте собранную информацию в виде рисунков, чертежей.
  • Выполните и поместите в альбом также проекты цветников для пришкольного участка разной формы: в виде круга, треугольника, прямоугольника (квадрата) и других многоугольников (например, шестиугольника).

    Актуальность Запросы современного информационного общества Федеральный Государственный образовательный стандарт Концепция модернизации российского образования Формирование универсальных учебных действий (УУД)

    Понятие УУД Совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    зачем мне эти знания? как мне этому научиться?

    Математика - это то, посредством чего люди управляют природой и собой. А.Н. Колмогоров Ценностные ориентиры

    Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира Отражают способность обучающегося строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка) Система способов познания окружающего мира Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях Основные виды УУД

    Основные функции УУД Обеспечение возможностей учащимися самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться» толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться» толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться» толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания

    Коммуникативные УУД Игра « Танграм » Квадрат размером 15 Х 15 (10 Х 10) разрежьте так, как показано на рисунке. Попробуй собрать Подсвечник Свеча Буква Е

    Личностные УУД 1. Митя с папой удили рыбу. Митя поймал 4 рыбки, а папа – на 2 рыбки больше. Сколько рыбок поймал папа? Сколько всего рыбок поймали Митя и папа? (Нравственно-этическая ориентация.) 2. У Алёшиной собаки родились 5 щенков. Для 3 щенков он уже нашёл хороших хозяев. Сколько ещё щенков осталось? (Нравственно-этическая ориентация.)

    Регулятивные УУД 149,6 млн.км Среднее расстояние от Земли до Солнца равно? км. Солнечный свет распространяется со скоростью? км/с. Вычислите (примерно), за сколько минут луч света от Солнца доходит до Земли. При расчетах расстояние округлите до целых.

    Познавательные УУД Решите уравнение: 28k + 30n + 31m = 365 Говорят, уравнение вызывает сомнение, но итогом сомнения может быть озарение!

    Решите уравнение: 28k + 30n + 31m = 365 Говорят, уравнение вызывает сомнение, но итогом сомнения может быть озарение! 365 – количество дней в году 28 – количество дней в феврале 30 – количество дней имеют 4 месяца в году 31 – количество дней имеют 7 месяцев в году K = 1 , n = 4 , m = 7.

    Педагогические приёмы для формирования УУД УУД Приемы педагогической техники Результаты развития УУД Личностные Задание массивом. Выход за пределы. Отсроченная реакция. Лови ошибку. Театрализация. Идеальное задание. Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение. Самоопределение, смыслообразование

    Регулятивные « Лист защиты» Обсуждаем домашнее задание Резюме Вход в урок Идеальный опрос Отсроченная реакция Вопрос к тексту Лови ошибку Повторяем с контролем Знакомьтесь с критериями Показательный ответ Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

    Познавате льные Свои примеры. Удивляй. Фантастическая добавка. Пересечение тем. Дай себе помочь. Повторяем с контролем. "Да" и "Нет“ говорите. Опрос "по цепочке". Опрос-итог. Тренировочная контрольная работа. Блицконтрольная Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Общеучебные универсальные действия - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий. Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

    Коммуникативные Взаимоопрос Организация работы в группах "Да" и "Нет" говорите. Советуйтесь Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

    Процесс работы по теме «Формирование универсальных учебных действий» - это попытка осознать, какие требования предъявляет учительству внешний мир. Главная польза тщательного изучения многочисленных документов - формирование личных представлений о системе, в которой работаешь и собираешься работать дальше. Формирование универсальных учебных действий у каждого учащегося – это жизненная необходимость!!! Наша задача не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, ведь будущее всегда заложено в настоящем!

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


    Формирование и развитие универсальных учебных действий с учётом специфики предмета «Иностранный язык»

    Я слышу, и я забываю.

    Я вижу, и я помню.

    Я делаю, и я понимаю.

    Конфуций

    «Учись учиться!» - наверняка, эти слова припомнит каждый, кто учился в школе. Красными буквами они были написаны на стендах почти в каждом учебном кабинете. Идея новомодных и популярных универсальных учебных действий, как выясняется, не нова. Термин «Универсальные учебные действия» есть не что иное, как конкретизация термина «умение учиться», то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. С точки зрения психологии этот термин определяется (А. Г. Асмолов) как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

    Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного начального образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А. Г. Асмолов).

    Понимание того, что в основе успешности, результативности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение по отношению к узко предметным знаниям и умениям, признаётся сегодня всеми ведущими психологами и дидактами.

    Формирование умения учиться, или способность к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

    1) мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы);

    2) учебную цель;

    3) учебную задачу;

    4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка и самооценка). Очевидно, что формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельности младших школьников при овладении иноязычной речевой деятельностью.

    Почему же учебные действия называются универсальными? Они называются так потому, что они носят надпредметный или метапредметный характер и лежат в основе регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

    Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательной мотивации, низкий уровень любознательности и активности учащихся, трудности планирования своей деятельности и проблемы школьной адаптации, хроническую неуспешность, эмоциональную усталость, рост девиантного поведения.

    В рамках предмета «Иностранный язык» несформированность учебных действий находит своё выражение в неготовности многих пятиклассников к овладению иностранным языком в условиях перехода из начальной в основную школу. Вырисовывается основной круг языковых проблем учащихся:

    Недостаточно (а, зачастую, и плохо) сформированы технические навыки чтения и письма;

    Неумение самостоятельно (без вопросно-ответной работы) строить высказывания в монологической форме;

    Неготовность принимать участие в диалоге и адекватно реагировать на реплики собеседника;

    Нет настроя на общение и взаимодействие на иностранном языке в целом.

    Проблема организации преемственности обучения затрагивает, несомненно, все звенья существующей образовательной системы. Следует заметить, что и старшеклассники испытывают те же самые трудности при переходе из среднего звена в старшую школу. Недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Причину тому нужно искать в начальном образовании. По мнению учителей-практиков, слабым местом языкового образования является неспособность начального иноязычного образования обеспечить достаточную готовность учащихся к успешному включению в иноязычную речевую деятельность более продвинутого уровня.

    Очевидно, что вышеперечисленные трудности особенно ярко проявляются на переходных (кризисных) этапах в развитии школьника. Если перенести временные рамки переходных (кризисных) возрастов на структуру школьного образования, то они будут соотноситься следующим образом:

    Кризис перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту (6-7 лет) приходится на первый год обучения;

    Предподростковый кризис (10-11 лет) соответствует 4-5 классам;

    Пред юношеский кризис (15-16 лет) соответствует 9-10 классам.

    Таким образом, можно говорить о существовании двух типов возрастов – критического и стабильного, которые имеют свою специфику, свой результат. Эти особенности должны учитываться и в содержании образования, в методах и формах образовательного процесса, и в организации планомерного фомирования и развития метапредметных учебных действий. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны именно с игнорированием задачи целенаправленного формирования различных видов универсальных учебных действий.

    При выделении универсальных учебных действий, опираются на концепцию развития универсальных учебных действий, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов).

    В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

    I. личностный;

    II. регулятивный;

    III. познавательный;

    IV. коммуникативный.

    Специфика предмета «иностранный язык», заключающаяся в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму, - обусловливает необходимость формирование коммуникативных компетентностей через последовательное развитие универсальных учебных действий.

    Представим характеристику универсальным учебным действиям с учётом специфики предмета «Иностранный язык».

    I. Личностные действия сформируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. На наш взгляд, данная сфера является ведущей в Программе формирования универсальных учебных действий. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника («что такое хорошо и что такое плохо») и межличностных отношений.

    Применительно к учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью выделяются следующие виды личностных действий.

    № Вид личностных действий Сформированность данного вида личностных УУД

    1 действия личностного самоопределения формирование Я-концепции (внутренняя позиция)

    2 действия смыслообразования установление связи между результатом учебной деятельности по овладению ИЯ и тем, ради чего она осуществляется («Какой смысл имеет для меня?», «Для чего мне нужно этим заниматься на уроке ИЯ?», «Ради чего (зачем) я слушаю, читаю, говорю, пишу на ИЯ?»

    3 действия нравственно-эстетической ориентации (личностный моральный выбор)

    оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание)

    4 действия самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности адекватное понимание причин успешности /неуспешности учебной деятельности

      II. Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. Важнейшая задача начального образования – развитие способности учащегося к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности.

    Вид регулятивных действий

    Сформированность данного вида регулятивных УУД

    действия целеполагания

    постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить; понимание учеником того, что он будет делать в классе и дома и зачем он будет это делать

    действия планирования

    определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учётом конечного результата – способности использовать ИЯ как новое средство общения; умение действовать по предложенному плану/правилу/образцу и самостоятельно планировать свою учебную и иноязычно-речевую деятельность

    действия прогнозирования

    вероятностное прогнозирование при восприятии текстов при аудировании и чтении; предвосхищение результатов своей деятельности по овладению ИЯ и уровня своих умений

    действия контроля

    сравнение результатов своих пошаговых действий и деятельности в целом с заданным эталоном-образцом с целью выявления отклонений от образца - умение контролировать ситуацию, процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; адекватное восприятие оценки учителя и сверстников

    действия коррекции

    умение вносить необходимые коррективы в свои речевые действия на основе их оценки - умение видеть ошибку и справит её как с помощью (первый год обучения), так и без помощи взрослого

    действия оценки /самооценки

    осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, каков его уровень в освоении ИЯ, чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы свободно использовать ИЯ

    действия саморегуляции

    умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели, для преодоления неудач, когда что-то не удаётся с первого раза при устном и письменном общении на ИЯ (продуктивные виды речевой деятельности), умение преодолевать импульсивность и непроизвольность

    III. Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают

    Общеучебные действия;

    Логические действия;

    Действия по постановке и решению проблемы.

    Вид познавательных действий

    Сформированность данного вида познавательных УУД

    действия общеучебные (включая знаково-символические действия см.g)

    a) самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи

    b) поиск и выделение необходимой информации (при аудировании и чтении на ИЯ)

    c) самостоятельное осознанное построение устного и письменного речевого высказывания(суждения) на ИЯ

    d) выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения

    e) рефлексия деятельности по овладению ИЯ, контроль и оценка процесса и результатов иноязычной речевой деятельности

    f) смысловое чтение и слушание (осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста)

    g) овладение моделированием

    логические действия

    Синтез, т. е. составление целого из частей;

    Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

    Самостоятельное выведение правил построения иноязычной речи;

    Установление причинно-следственных связей при аудировании и чтении текстов;

    Доказательство своей точки зрения;

    Выдвижение гипотез и их обоснование

    действия по постановке и решению проблемы

    Формулирование проблемы творческого и поискового характера;

    Самостоятельное решение проблемы

      IV. Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнёров по общению или деятельности.

    Вид коммуникативных действий

    Сформированность данного вида коммуникативных УУД

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Учёт позиции партнёров по общению или деятельности;

    Умение слушать и вступать в диалог;

    Участие в коллективном обсуждении проблем;

    Интеграция в группу сверстников и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

    постановка вопросов

    Умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнёром

    разрешение конфликтов

    Умение продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, т. е. договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов

    управление поведением партнера по иноязычному общению

    Взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнёра по общению на ИЯ

    полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Умение точно выражать свои мысли на ИЯ в соответствии с задачами и условиями общения;

    Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

    Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

    Полагаем, что целесообразно привести примеры тех видов упражнений и заданий для учащихся, через выполнение которых, на наш взгляд, будут формироваться и развиваться вышеперечисленные блоки универсальных учебных действий. Практикующие учителя не должны оставлять без внимания процесс планомерного формирования и развития универсальных учебных действий. Примеров заданий - масса, но остановимся лишь на некоторых из них.

    Основные виды универсальных учебных действий

    Тип/характер задания, формирующего данное УУД

    личностные

    На этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить уровень успешности на данном учебном занятии;

    Проведение физминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни);

    Задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы повёл себя ты на его месте?»

    регулятивные

    Составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по аудированию или чтению;

    Составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;

    Задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;

    Контрольные задания, в том числе тестового характера;

    Технология «Европейского Языкового Портфеля» (З. Н. Никитенко)

    познавательные

    Формулировка познавательной задачи самими учащимися, например: «А какие сигналы в речи и на письме используют англичане, чтобы показать, что данная вещь кому-то принадлежит?» или «Какими способами можно поприветствовать друг друга в Англии?»

    Организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением нового языка и поиска информации Интернет-ресурсов;

    Подготовка устного и письменного речевого высказывания;

    Формулирование проблемы (главной идеи) текста;

    Извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;

    Преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов;

    Составление таблиц, схем-моделей;

    Замещение буквы звуком;

    Выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;

    Самостоятельное достраивание выражение/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетений, предложений);

    Классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.;

    Самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование)

    коммуникативные

    Организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)

    Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

    Литература:

    Асмолов А. Г. И др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Просвещение, 2008.

    Никитенко З. Н.Специфика обучения английскому языку в начальной школе.//Английский язык.2009. №19.

    Алексеева Л. Л. И др. Планируемые результаты начального общего образования. Просвещение, 2010.

    Воронцов А. Б. и др. Проектные задачи в начальной школе. Просвещение, 2010.

    Никитенко З. Н. Языковой портфель в начальной школе //ИЯШ.2008.№5.


    Подготовила:Митрофанова З.И.

    с. Чекмагуш-2015

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания,

    формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности , включая:

    1) познавательные и учебные мотивы;

    2) учебную цель;

    3) учебную задачу;

    4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

    Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора.

    Состав основных видов УУД ,

    соответствующих ключевым целям общего образования :

    · Личностные;

    · Регулятивные;

    · Познавательные;

    · Коммуникативные.

    Личностные универсальные учебные действия

    обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

    · личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

    · смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью

    учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

    Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и, какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

    · нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее

    личностный моральный выбор.

    Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего

    образования сформулированы в Стандарте и Примерной основной образовательной

    программе образовательного учреждения. К ним относятся:

    · формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

    ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на

    основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

    · развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих

    принципов нравственности и гуманизма;

    · развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности;

    · развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Обозначенные ориентиры составляют основу программы формирования УУД.

    Регулятивные универсальные учебные действ ия

    обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

    · целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что

    уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

    · планирование - определение последовательности промежуточных целей с

    учётом конечного результата; составление плана и последовательности

    действий;

    · прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

    · контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

    эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    · коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

    · оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что

    ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов

    работы;

    · саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению

    препятствий.

    Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

    Общеучебные универсальные действия:

    · самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    · поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих

    задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

    · структурирование знаний;

    · осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    · выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    · рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    · смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных

    текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и

    адекватная оценка языка средств массовой информации;

    · постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Особую группу общеучебных универсальных действий составляют

    Знаково-символические действия:

    · моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

    · преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих

    данную предметную область.

    Логические универсальные действия:

    · анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

    несущественных);

    · синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное

    достраивание с восполнением недостающих компонентов;

    · выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

    · подведение под понятие, выведение следствий;

    · становление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

    · построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

    · доказательство;

    · выдвижение гипотез и их обоснование.

    Постановка и решение проблемы:

    · формулирование проблемы;

    · самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

    умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

    интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    К коммуникативным действиям относятся:

    · планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    · постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    · разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    · управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

    · умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

    Функции универсальных учебных действий:

    · обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять

    деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

    · создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного

    усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой

    предметной области;

    · обеспечение этапов усвоения учебного содержания и формирования

    психологических способностей обучающегося.

    Способы формирования УУД на уроках в начальной школе на основе ФГОС.

    Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.

    Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

    Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

    Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

    Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

    Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

    Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

    Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

    Состояние здоровья детей;

    Успеваемость по основным предметам;

    Уровень развития речи;

    Степень владения русским языком;

    Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

    Стремление принимать и решать учебную задачу;

    Навыки общения со сверстниками;

    Умение контролировать свои действия на уроке.

    Как может быть выражено универсальное учебное действие?

    На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

    Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которыедолжны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

    С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.

    Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

    Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

    1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

    2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

    3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

    4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

    5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

    6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

    7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

    8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

    9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

    10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

    11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

    12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

    13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

    14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

    15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

    Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.