Выступление «Приемы формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий

«Формирование универсальных учебных действий учащихся

на уроках химии и биологии»

Выступление на РМО учителей биологии и химии

Тема: «Приемы формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий»

Лукьянова Е.А., учитель химии МКОУ СОШ № 4

Универсальные учебные действия (УУД) Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:

познавательные и учебные мотивы;

учебная цель;

учебная задача;

учебные действия и операции;

Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

В программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока,

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность,

учитывая все её компоненты:

СРЕДСТВА

КОНТРОЛЬ

Приемы формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

· «преднамеренные ошибки»;

· поиск информации в предложенных источниках;

· взаимоконтроль

· заучивание материала наизусть в классе

· контрольный опрос на определенную проблему.

Рассмотрим несколько примеров
1. Что является лишним в данном перечне: Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. яблоко, яблоня, осина, береза.
2. Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Плод, почка, семя, цветок. Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.

3. Терминологический диктант (один ученик придумывает сам термины, четко произносит заранее продуманный вопрос, а другой учащийся вспоминает и записывает на своем листе номер вопроса и ответ - один или несколько терминов).

1. Как называется жидкая часть крови? (Плазма)

2. Как называются красные кровяные клетки? (Эритроциты)

3. Клетки, с помощью которых кровь сворачивается? (Тромбоциты)

4. Какие клетки крови не имеют ядра? (Эритроциты)

5. Какие клетки крови обеспечивают иммунитет? (Лейкоциты)

6. Процесс уничтожения лейкоцитами чужеродных тел? (Фагоцитоз)

7. К какому типу тканей относится кровь? (Соединительная)

8. Как называется нерастворимый белок крови, необходимый для образования тромба? (Фибрин)

9. Что относится к внутренней среде организма? (Кровь, лимфа, межтканевая жидкость)

10. Заболевание человека, при котором он может умереть даже от небольшой царапинки? (Гемофилия).

При выполнении этих заданий формируется умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Используемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010
3. Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006
4. Н.Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.
5. Г.И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011

3

1 ФБГОУ ВО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»

2 ФБГОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (Мининский университет)

3 Нижегородское МБОУ «Лицей №8»

Статья посвящена проблеме изучения направленности урока на развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД и анализу приёмов и средств, которые использовались для этого. Было проведено наблюдение и анализ уроков в четвёртых, пятых и шестых классах с точки зрения развития универсальных учебных действий обучающихся. Результаты наблюдения показали, что на каждом из просмотренных уроков были задействованы все УУД или отдельные их элементы, но их развитие происходит неравномерно. Отдельные компоненты УУД развиваются более активно. Например, много внимание уделяется развитию учебной мотивации, познавательным логическим действиям, действию контроля и самоконтроля, речевым действиям. Меньше уделяется внимание становлению нравственно-этической ориентации, прогнозированию, постановке и решению проблемы, кооперации с окружающими. Таким образом, на каждом современном уроке важно развивать все универсальные учебные действия, используя разнообразные средства и приёмы, примеры которых даны в статье.

универсальные учебные действия – ууд

личностные ууд

регулятивные ууд

познавательные ууд

коммуникативные УУД

приёмы развития ууд.

1. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 220 с.

2. Мамонова Е.Б., Суворова О.В. Особенности развития УУД (универсальных учебных действий) обучающихся 5-х классов в соответствии с требованиями ФГОС / Е.Б. Мамонова, О.В. Суворова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – URL: http://www.?id=24454 (дата обращения: 12.06.2017).

3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли /А.Г. Асмолов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. (Стандарты второго поколения).

4. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у учащихся. 5–9 классы. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития, сост. И.В. Возняк и др. – Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.

5. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И.В. Возняк [и др.]. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. – 235 с.

6. Мамонова Е.Б., Персонова А.А. Особенности становления универсальных учебных действий (УУД) пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено /Е.Б. Мамонова, А.А. Персонова // Нижегородский психологический альманах. – 2016. – № 2 (4). – URL: psykaf417.esrae.ru/ru/10-92 (дата обращения: 09.06.2017).

Работа по новому федеральному образовательному стандарту, вступившему в силу с 2010 года, предполагает накопление определённого опыта по использованию в учебной деятельности приёмов и средств, направленных на развитие универсальных учебных действий - УУД.

Обратимся к содержанию федерального государственного стандарта основного общего образования: «В основу Стандарта входит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся» . Реализацию системно-деятельностного подхода как раз и обеспечивает развитие универсальных учебных действий в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия представляют собой общие умения, которые помогают учащимся осваивать знания из разных областей науки. Выделяют 4 категории таких умений. Личностные УУД , включают в себя внутреннюю позицию школьника , которая помогает глубже проникать в суть изучаемых явлений; объективную самооценку школьника , предполагающую уверенность в себе и преодоление различных препятствий и затруднений; мотивацию учебной деятельности , которая ориентирует обучающего на познавательную сторону учебной работы; нравственно-этическую ориентацию , которая предполагает уважительное отношение к себе, к окружающим, к обществу, природе, миру в целом. Регулятивные УУД помогают организовывать деятельность, удерживать её цель, планировать действия, результат, учитывать ошибки, возникающие по ходу работы, осуществлять коррекцию своей деятельности. Познавательные УУД направляют обучающихся при постановке и решении учебных проблем, а также дают возможность применять логические операции при решении учебных и внеучебных задач. Коммуникативные УУД помогают ученикам грамотно, развёрнуто высказывать свою точку зрения, формулировать вопросы и ориентироваться в ответах, а также уметь налаживать сотрудничество с людьми .

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

  • формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;
  • формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;
  • универсальные учебные действия могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся .

Отбор и структурирование содержания образования, определение форм и методов обучения - все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Цель

Целью данной работы является изучение направленности урока на развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД и анализ приёмов и средств, которые использовались для этого. В качестве методики изучения использовался протокол наблюдения за развитием УУД на уроке, разработанный Мамоновой Е.Б. на основе психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий у учащихся, рекомендованного Министерством образования , .

Количество наблюдаемых уроков: 17 (5 в 6-х, 8 в 5-х классах и 4 в 4-х классах).

Результаты исследования и их обсуждение

Внимание развитию внутренней позиции школьника уделялось не на всех уроках. Внутренняя позиция актуализируется, когда ученик осознанно, ответственно и с пониманием относится к выполняемым заданиям. Например, учителя использовали такие приёмы: изложите своё мнение, понимание того или иного вопроса; обоснуйте своё мнение. Интересным и многофункциональным было задание: «Дайте определение этому понятию с двух позиций, как ученик начальной школы и как пятиклассник. Что нового вы узнали об этом понятии?» Данное задание затрагивает не только внутреннюю позицию школьника, но и мотивационную сферу - ученик понимает, что он продвигается вперёд, ему становится интересно, что будет дальше; сферу самооценки - он оценивает прошлые и новые знания; осуществляет контроль над своими знаниями и корректирует их; познавательную сферу - анализирует, сравнивает, делает выводы. Такое многофункциональное задание является простым для применения и эффективным для развития УУД обучающихся. Также способствуют осознанию изученного материала и стимулируют развитие внутренней позиции школьника такие вопросы, как: что показалось наиболее интересным, что трудным, что удивило и т.д. Таким образом, актуализировать внутреннюю позицию можно простыми средствами, при этом знания, полученные на уроке, перейдут на более глубокий уровень понимания.

Развитие самооценки происходило на каждом из просмотренных уроков. Чаще всего на уроках применялась итоговая оценка, при которой оценивание происходит в конце выполнения учебных задач. Чаще всего оценивание происходило по критерию правильности выполнения и общего настроения на уроке. На одном уроке в начальной школе учитель предложила 2 критерия для самооценки - правильность и сложность, третий критерий ученики должны были выбрать сами и оценить себя. На уроках важно стимулировать развитие разных видов самооценки и расширять критерии оценивания. Для этого, как образец оценки, педагогу можно чаще использовать развёрнутую качественную оценку в таких формулировках, как интересный подход, грамотно изложено, чёткое выступление, точная формулировка, неординарная мысль, творческий подход, быстрая работа, высокая активность, аккуратное исполнение, позитивный взгляд, уважительное отношение, тонкое чувство юмора и т.д. Развитию мотивационного компонента уделялось внимание на каждом из просмотренных уроков. Желание учиться, интерес к знаниям - центральные составляющие учебного процесса. Развитие мотивационной сферы стимулировали на уроке такие приёмы, как связь знаний с личным опытом, использование проблемных задач, творческих заданий, групповая работа, например, по исправлению ошибок друг друга. Выявление связей с другими учебными предметами, динамичность урока - много заданий, вопросов, оценок; использование провокационных неоднозначных вопросов, совместные обсуждения. Элементы игры на уроке, работа по цепочке, использование наглядности; применение невербальных знаков и индивидуальных письменных досок. Интересным оказалось использование на уроке мобильного телефона - ученика попросили найти информацию об авторе цитаты, которая использовалась на уроке. Таким образом, мотивационной сфере важно уделять особое внимание и в дальнейшей учебной деятельности.

Такой компонент личностных УУД, как нравственно-этическая ориентация, на просмотренных уроках не был затронут. Обсуждение нравственного выбора чаще применяется на уроках литературы, истории, обществознания. Но нравственные проблемы могут быть затронуты и на других уроках. Например, обсуждение того, как один учёный заимствовал эту идею у другого. Или грамотная речь - это показатель уважения к собеседнику или нет? Или обсуждение ситуативных моментов урока, связанных с моральным выбором - списывание, подсказка насмешки, ошибки, обиды на оценку и т.д.

Развитие регулятивных УУД происходило на каждом из просмотренных уроков. Чаще всего использовались такие компоненты регулятивных УУД, как учебные действия, и контроль и самоконтроль. В учебных действиях использовались рефлексивные действия, действия на выбор оптимального варианта решения, действия контроля и оценки и т.д. Часто использовался взаимоконтроль, анализ ошибок, отслеживание правильности устного ответа одноклассника, устная проверка, проверка примеров на доске, высказывание аргументов с опорой на подсказку, проверка и взаимопроверка правильности выполнения, с отметкой на полях «+», «-». Также достаточно часто отрабатывался на уроках такой компонент регулятивных УУД, как коррекция - представлен был исправлением ошибок при устных или письменных ответах, групповое исправление типичных ошибок класса, составленных учителем. В 75% случаев применяются и оценка, чаще всего итоговая - оценка по заявленным критериям, взаимооценка, оценка аплодисментами. В 60 % случаев использовалось и планирование - давался готовый план, в начальной школе использовались памятки с алгоритмом действий; совместно с классом составлялся алгоритм, выполнялись задания по словесной инструкции, составлялся план решения задачи; ученики составляли план работы группы, осуществлялся подбор вопросов по пройденному материалу, было составление схемы ответа, составление с классом плана урока. Отработка постановки цели также использовалась в большинстве уроков. Чаще ученики сами формулировали цель, опираясь либо на ключевые слова, либо на дополнительное задание. Иногда цель формулировал учитель, один раз цель в конце урока поставили на следующий урок. И только в 30 % случаев в конце урока были подведены итоги, достигнута ли цель. Смысл в отработке данного компонента регулятивной сферы не только в формулировке цели, но и в её достижении, в анализе трудностей, возникших на пути к достижению цели. Реже других, только в 10 % случаев, на уроках применялись прогнозирование и саморегуляция. Умения саморегуляции актуализировались при самостоятельном составлении закономерности, при выборе оптимального способа выполнения деятельности, при оценке и выборе наиболее трудных и интересных моментов, при самостоятельной организации деятельности для выполнения трудных заданий, при самостоятельном подведении итогов урока. Прогнозирование применяли, делая прогноз на время выполнения задания, на успешность выполнения самостоятельной работы, на доступный для самостоятельного выполнения уровень сложности. Систематическая работа в начальной школе по развитию регулятивных УУД предполагает готовность обучающихся в среднем звене к отработке каждого компонента учебных действий, поэтому важно использовать всё многообразие средств для развития регулятивной сферы.

Как показало наше исследование становления учебных действий при переходе из начальной школы в среднее звено, в начальной школе учитель, хорошо зная каждого ученика, осуществляет постоянный внешний контроль над ним, находясь при этом в тесном контакте с родителем учащегося. Среднее звено предъявляет другие требования к самостоятельности и организованности обучающегося. Важно, чтобы ребёнок сам планировал свою работу, учитывал возможные трудности, прогнозировал результат, корректировал свою работу по ходу её выполнения. Таким образом, ученики из тепличных условий начальной школы попадают в более жёсткую атмосферу среднего звена, не всегда принимая новые условия и требования. Переключение с учебной сферы на сферу общения и эмоциональная несдержанность также выступают факторами снижения уровня развития УУД школьников .

На 60 % просмотренных уроков реализовывался компонент познавательных УУД «постановка и решение проблемы». Школьники постепенно продвигались в решении проблемы, опираясь на алгоритм, рассуждали о проблеме, самостоятельно ставили проблему. Давали определение научному понятию, создавали алгоритм действий, самостоятельно вывели формулу, самостоятельно сформулировали правило. То есть данный компонент подразумевает решение сложных познавательных задач, к которым нужно быть готовым и для эффективного решения которых необходим высокий уровень развития регулятивных УУД.

На каждом из просмотренных уроков происходило развитие логических действий. Школьники анализировали, синтезировали, сравнивали, действовали по аналогии, комбинировали, обобщали, делали промежуточные и итоговые выводы. Чаще всего такие действия совершались на высоком темпе умственной деятельности, переключаясь с одного действия на другое.

Развитию коммуникативных действий уделялось внимание на каждом из просмотренных уроков. Чаще развивались способности, связанные с высказыванием своего мнения и речевые действия. Реже развивались способности к кооперации с окружающими, которые актуализируются только в групповой работе. Развитие навыков общения происходило при устных ответах, высказывании своего мнения, развёрнутом ответе, при устном представлении письменного задания, обосновании этапов решения задачи, рассуждении на заданную тему. Кооперативные коммуникативные действия были затронуты, когда обучающиеся работали в парах или группах. Совместно представляли результаты своей работы, договаривались о том, кто представит эти результаты, распределяли роли в группе. Так как групповая работа требует подготовки и затратная по времени, важно включать в урок элементы такой работы, чтобы она была привычна, кроме того, группирование со сверстниками раскрывает возрастные возможности обучающихся. Развитие речевых действий происходило во время отработки специфического языка того или иного предмета - лингвистического, математического и т. д.; формулирования вопросов и ответов; проговаривания алгоритма действий; составления рассказа; объяснения способа решения; составления задания; формулирования определений; организации дискуссий; комментирования своих действий; письменной формулировки ответа на вопрос.

Выводы

На каждом из просмотренных уроков были задействованы все УУД или отдельные их элементы, но их развитие происходит неравномерно. Отдельные компоненты УУД развиваются более активно. Например, много внимание уделяется развитию учебной мотивации, познавательным логическим действиям, действию контроля и самоконтроля, речевым действиям. Меньше уделяется внимание становлению нравственно-этической ориентации, прогнозированию, постановке и решению проблемы, кооперации с окружающими.

Важно стимулировать развитие каждого компонента личностных учебных действий, использовать новые приёмы. Развитие нравственно-этической ориентации, которая не была задействована на просмотренных уроках, возможно при обсуждении того, как один учёный заимствовал эту идею у другого. Или грамотная речь - это показатель уважения к собеседнику или нет? Или обсуждение ситуативных моментов урока, связанных с моральным выбором - списывание, подсказка, насмешки, ошибки, обиды на оценку и т.д. Педагогу можно чаще использовать развёрнутую качественную оценку, как пример оценки, в таких формулировках, как: интересный подход, грамотно изложено, чёткое выступление, точная формулировка, неординарная мысль, творческий подход, быстрая работа, высокая активность, аккуратное исполнение, позитивный взгляд, уважительное отношение, тонкое чувство юмора и т.д.

Систематическая работа в начальной школе по развитию регулятивных УУД предполагает готовность обучающихся в среднем звене к отработке каждого компонента учебных действий, поэтому важно использовать всё многообразие средств для развития каждого компонента регулятивной сферы. Важно также подводить итоги, достигнута ли цель. Смысл в отработке данного компонента регулятивной сферы не только в формулировке цели, но и в её достижении, в анализе трудностей, возникших на пути к достижению цели.

Отработка логических действий в познавательных УУД представлена более широко. Но умению ставить и решать проблему важно уделять не меньшее внимание, так как оно включает в себя и логические действия в том числе. То есть умение решать проблему подразумевает решение сложных познавательных задач, к которым нужно быть готовым, и для эффективного решения которых необходим высокий уровень развития регулятивных УУД.

Так как групповая работа требует подготовки и затратная по времени, важно включать в урок элементы такой работы, чтобы она была привычна, кроме того, группирование со сверстниками раскрывает возрастные возможности обучающихся. Развитая коммуникативная сфера предоставляет широкие возможности для самореализации обучающегося.

Таким образом, на каждом современном уроке важно развивать все универсальные учебные действия, используя разнообразные средства и приёмы.

Библиографическая ссылка

Сорокоумова Е.А., Мамонова Е.Б., Суворова О.В., Персонова А.А., Петрова О.А. ОСОБЕННОСТИ ПРИЁМОВ РАЗВИТИЯ УУД (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ) В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26565 (дата обращения: 21.12.2017). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бурхунская средняя общеобразовательная школа»

Тема выступления на РМО:

«Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий»

Портнова Ольга Сергеевна – учитель начальных классов МОУ « Бурхунская СОШ», второй квалификационной категории

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свои язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Как уже было сказано, осмысление текстов, заданий, умение сравнивать, различать и обобщать, относятся к формированию познавательных УУД.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, постановку и решение проблемы, знаково-символические.

Общеучебные универсальные действия :

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические:
- кодирование и декодирование
- моделирование
- запись информации и хранение ее с помощью компьютера
- хранение информации другими способами

Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий.
Формулирование цели (
ц ель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности)
Обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники.
Разнообразные приемы работы с текстом учебника :
(найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке...; уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”); поставь вопросы к данному абзацу и др)
Работа с таблицами, графиками.
Умение “свертывания” информации.

Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:
- “найди отличия”;
- “на что похоже?”;
- поиск лишнего;
- “лабиринты”;
- “логические цепочки”;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
- работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

Уметь осуществлять сравнение, сериаризацию и классификацию по заданным критериям;

Уметь устанавливать причинно-следственные связи;

Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Уметь устанавливать аналогии;

Владеть общим приемом решения учебных задач;

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Заключение.

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит перед учителями – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно - деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.

Педагогические приёмы формирования УУД

Сташкевич Елена Александровна

ЗДУВР МБОУ «СОШ №2» г.Читы

Для начальной школы в современных условиях приоритетом является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые помогают формированию УУД. Они известны. В определенном смысле эти приемы – совокупное творчество учителей. Имея опыт работы по разным образовательным программам – «Школа 2100», «Гармония», Система Л.В. Занкова, «Школа России», я пришла к выводу, что успешность дальнейшего обучения во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Сегодня учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы повысить интерес к учебному материалу, чтобы ученик хотел учиться? Чтобы он ясно осознал, работая над учебным материалом, — зачем это ему нужно?» Интерес обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности.
Повышение интереса можно достигнуть следующим приемом, который формирует коммуникативные и познавательные УУД: « Удивляй! ». Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное: Например, Окружающий мир «О воде », 3 класс. Урок проходил в декабре, когда уже лежал снег.Этот урок можно начать с загадки: «Существует удивительная страна, в которой люди ходят по воде, и это правда». Можно выслушать предположения детей, о какой стране идет речь.«Посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее свойств».

Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает прием: «Отсроченная отгадка». В конце урока учитель дает загадку, удивительный факт, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на следующем уроке. Например: Окружающий мир.«На следующем уроке мы поговорим об очень опасном животном? Как вы думаете, о каком?» Можно выслушать предположения детей, о каком животном идет речь.«Нет, это не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента». Или «На следующем уроке мы узнаем, какая самая маленькая страна на Земле». Но иногда возникает ситуация: удивить хочу, но нечем. Тогда на помощь приходит следующий прием: «Фантастическая добавка». Я дополняю реальную ситуацию фантастикой. Мы можем придумать фантастическое растение, животное, перенести литературного героя во времени и так далее. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия. Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь — речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
«Лови ошибку». Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Мы можем даже подсказывать «опасные места» интонацией, жестом. Можно ученикам предложить роль учителя (раздаются тексты или разбор решения со специально допущенными ошибками).

Повторение пройденного на уроке. Самый непродуктивный утомительный способ повторения. Но ведь можно сделать повторение – активным и развивающим. Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
«Повторяем с контролем». Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные вопросы, другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал.
«Пересечение тем». Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой.
Например: Русский язык. «Найдите несколько слов с безударными гласными в изучаемом на уроке чтения произведении». Эти приемы помогают формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.

С целью формирования коммуникативных и личностных УУД можно использовать такие приемы как: «Игровая цель». Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Например: Математика. «Эстафета». Класс делится на три команды. На доске записаны примеры в 3 столбика (на каждого члена команды по 1 примеру). По команде учителя ученики по одному выходят к доске и решают пример. Побеждает та команда, которая решила свои примеры быстро и правильно.

«Логическая цепочка». Всем известна игра в города. Например: Русский язык. «Назвать словарные слова». Например: осина, аллея, яблоко и так далее.« Да» и «нет » говорите». Учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, слушать и слышать соучеников. Можно загадывать нечто (число, предмет, героя). Ребята пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы можно отвечать только словами: «да», «нет», «да и нет». Особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины ошибок, возникающих трудностей.

Оценивание . Главная цель оценки – стимулировать познание, избежать негативные последствия оценивания. Для формирования адекватной самооценки в школе введено безотметочное обучение в 1-х классах. С первых дней пребывания учащихся в школе начинается обучение оцениванию своих работ с помощью «линеечек». Важно, что «линеечки» с самого начала позволили детям оценивать свою работу дифференцировано. Например: красиво, правильно, трудно, я старался и так далее. Оценивая свои достижения, ученики видят в незнании перспективу своего дальнейшего совершенствования.
Таким образом, включение в урок нестандартных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов. –М.: Просвещение, 2010.

2. Воронцов, А.Б., Заславский, В.М., Егоркина, С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина. – М.: Просвещение, 2009.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Педагогические приёмы для формирования универсальных учебных действий

Статья подготовлена по итогам проведения городского методического семинара в МБОУ «Гимназия №1» городского округа г.Салават РБ.

Целью статьи является повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД.

Задачи:1) познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД;

2) приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией.

Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий .

УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности , включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться .

В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей .

Педагогические приёмы для формирования УУД

Универсальные учебные действия

Педагогические приёмы

Результаты развития УУД

Методическое описание приема

Личностные

Задание массивом.

Дай себе помочь.

Выход за пределы.

Отсроченная реакция.

Лови ошибку.

Театрализация.

Идеальное задание.

Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение.

Самоопределение, смыслообразование

Задание массивом

Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом.
Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

Отсроченная реакция

Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза . Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я : тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.

Лови ошибку!

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

Регулятивные

"Лист защиты".

Обсуждаем домашнее задание.

Резюме.

Вход в урок.

Идеальный опрос.

Райтинг.

Вопрос к тексту.

Отсроченная реакция.

Лови ошибку.

Повторяем с контролем.

Знакомьте с критериями.

Организация работы в группах.

Вход в урок.

Показательный ответ.

Светофор

Саморегуляция как способность к преодолению препятствий.

Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно узнать, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона

Идеальный опрос : ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Райтинг (от англ. right - правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 -отметка ученика, 5 - отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.

Светофор

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор»

«Светофор» - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой - зеленая.

ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это - сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку - пусть она и не идет в журнал.

Зеленый сигнал - «Знаю!»

Познавательные

Свои примеры.

Удивляй.

Фантастическая добавка. Пересечение тем.

Дай себе помочь

Повторяем с контролем.

"Да" и "Нет" говорите.

Опрос "по цепочке".

Опрос-итог.

Тренировочная контрольная работа.

Блицконтрольная.

Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Общеучебные универсальные действия - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий.

Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Блицконтрольная : учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий - 4 и т.д.).

«Да» и «Нет». Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":

· связывать разрозненные факты в единую картину;

· систематизировать уже имеющуюся информацию;

· слушать и слышать учеников.

Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".

Вопрос к тексту: при изучении научного текста перед учениками ставится задача - составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: -вопросы, на которые можно ответить на уроке;
-вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.

Коммуникативные

Взаимоопрос.

Организация работы в группах.

"Да" и "Нет" говорите.

Советуйтесь.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.

Примеры применения приемов.

Русский язык

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов.

В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Окружающий мир

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.

Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей.

Литературное чтение

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?

Как нужно было ухаживать за репкой?

Почему репка выросла большая – пребольшая?

Сочини продолжение сказки с друзьями.

Фрагмент урока с применением приёмов формирования УУД

Тема урока: Однокоренные слова. (1 класс УМК «2100»)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

(прием)

Мотивирование к учебной деятельности.

(5-7мин.)

Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Садитесь.

Психологический настрой.

Мне бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы пришли на урок?

Возьмите листочки и нарисуйте эмблему своего настроения.

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, а где мы окажемся, узнаете, отгадав загадку:

Кругом вода, а с питьём – беда.

Кто знает, где это бывает? (Море, океан)

Удивителен морской мир, в котором обитает множество животных и растений.

Как люди должны относиться к этому огромному, но в тоже время хрупкому миру? (беречь, охранять)

Отгадайте, кто отправится вместе с нами:

Дочь царя морей Тритона

Не сидит, скучая дома.

Только ей на дне морском

Каждый уголок знаком.(Русалочка).

Кто написал сказку про Русалочку?(Г.Х.Андерсен)

А ещё какие сказки написал Г.Х.Андерсен?

А для чего мы читаем сказки? Чему они нас учат?

Учащиеся настраиваются на урок.

Учащиеся отгадывают загадки, отвечают на вопросы.

1)Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2)Формирование умения извлекать информацию из текста.

Прием « Фантастическая добавка. Пересечение тем.»

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

(10 мин.)

Русалочка очень хотела выучить язык людей. Она пришла к нам на урок русского языка и увидела на доске текст:

Папа Маши – моряк. Он плавает на большом морском корабле. Дом Маши стоит на берегу моря. В доме есть теплица. Там растёт сладкая морковь.

Прочитайте его и найдите похожие слова.

Какие слова вы нашли?

А Русалочка вот какие выписала слова. Вы согласны?

Какая же тема сегодняшнего урока?

А какая цель урока? Чему должны научиться на уроке?

ПЛАН:

1.Учиться отличать однокоренные слова от не однокоренных.

2.Выделять корень в словах.

3.Узнать, что такое «корень».

Учащиеся читают текст про себя, и вслух (1 уч-ся)

Дети высказывают предположения, строят план урока, формулируют

тему и цель.

Прогнозирование предстоящей работы

Использование описанных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.

Статью подготовили учителя начальных классов МБОУ» Гимназия №1» городского округа город Салават РБ: Шуйскова Татьяна Ивановна, Черепанова Александра Игоревна, Сергеева Надежда Викторовна, Басырова Светлана Ильгизовна.