Альтернативные формы школьного обучения. Формы обучения

В школьном учебном процессе используют различные организационные формы обучения. Они подразделяются на несколько видов, каждый из которых имеет определенные особенности.

Целостная картина и качество знаний учащихся, полученных в процессе обучения, способность успешно применять их на практике, во многом зависит от умения педагога организовать сам процесс. Для качественной организации процесса образования, наполнения его содержательными и структурными элементами, современная педагогика и дидактика пришли к ряду форм и видов обучения.

При это не каждый понимает, что такое организационные формы обучения. Поэтому было бы неплохо в самом начале рассказать об этом понятии более подробно.

В основе определения формы обучения, по мнению исследователя М. А. Молчановой, лежит философская категория содержания и формы, объясняется это тем, что форма обучения как таковая, несомненно несет в себе совокупность методов, приемов, видов обучения за счет чего расширяет свое содержание. Б. Т. Лихачев представляет форму обучения, в первую очередь, как взаимосвязь и взаимопереход информации в процессе познания между двумя объектами, а именно учителем и учащимся. Ученый И. Ф. Харламов считает, что такая форма не может иметь четкого определения из-за многообразия ее составляющих, а вот исследователь Ю. К. Бабанский пишет, что форма обучения, это, ничто иное, как внешнее выражение какого-либо содержания. Несмотря на множество разных мнений любая форма организации обучения выполняет интегративную функцию и представляет собой некую конструкцию, состоящую из элементов структуры образования.


Успешное обучение, независимо от выбранной формы и вида его организации в целом, зависит и от системы обучения, а также от структуры учебного процесса. Если давать знания ученикам хаотична, без опирания на определенный план, не используя методы и способы, которые обязывает применять форма обучения, то это приведет к тому, что в голове вместо знаний окажется «каша» и полная неразбериха.

Такие ученые как Ч. Купесевич и И. П. Подласый в своих трудах по педагогике классифицируют организационные формы обучения по следующим показателям: месту проведения занятий; количеству учащихся; продолжительности занятий. Исходя из этих показателей, напрашивается выделение следующих организационных форм обучения: по количеству – индивидуальной и коллективной, по месту – классной и внеклассной и по продолжительности – классический урок, спаренное занятие или укороченное спаренное занятие.

Современные исследователи И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова и другие, выделяют несколько форм организации школьного обучения, а именно: индивидуальную, классно-урочную и лекционно-семинарскую. Однако, целесообразнее всего представить все формы организации процесса обучения в виде трехмерной модели, где общие формы организации, внутренние и внешние будут ее сторонами, несущими в себе семантику видов и охватывающие совокупность элементов, т. е. наполненные содержанием.

Стоит рассмотреть содержание каждой формы организации обучения более детально.


Представленная модель демонстрирует, что общая форма организации школьного процесса обучения вмещает в себе совокупность индивидуальной, парной, коллективной, групповой и фронтальной форм. Индивидуальная и парная формы обучения более относятся к внеклассному процессу, в то время как групповая, коллективная и фронтальная весьма близки к организации школьного образования.

Так, групповая форма обучения предполагает наличие группы обучающихся в составе трех и более человек. Такая форма обучения не только находит применение в современном школьном образовании, но и успешно реализуется в таких видах школьного процесса как семинар или лабораторное занятие.

Фронтальная и коллективная формы обучения предполагают наличие большой группы учащихся, причем, такая группа должна быть взаимообучаемой, т. е. непосредственно контактировать друг с другом и учителем с целью передачи учебного материала и обменом полученных знаний. Эти формы обучения, в отличие от групповой, более широки в педагогическом поле, однако, имеют и ряд сложностей, связанный, прежде всего, с количеством учащихся и формами организаций их учебного процесса. За организацию форм учебного процесса отвечает следующая сторона трехмерной модели, а именно – внешние формы организации обучения.

К внешним формам организации обучения в школе относятся такие формы обучения как урок, дидактическая игра, семинар, практическое занятие, лекция, лабораторная работа. Стоит рассмотреть их более подробно.


Урок – основная форма образовательного процесса, главной задачей которой является решение дидактических задач в процессе обучения. Урок имеет определенную структуру и включает в себя наличие средств и методов донесения необходимой информации с целью усвоения и закрепления ее учащимися. Как внешняя форма обучения урок разворачивается в рамках учебного плана и программы. В современной педагогике принято выделять типы уроков и различать урок-беседу, урок-лекцию, урок-экскурсию. Такое разграничение связано с различным содержанием урока, как формой образовательного процесса.

Лекция – одна из древнейших форм обучения, находящая применение и в современной системе образования. В школе такая форма обучения носит названия урока-лекции, но по своей сути наполнена таким же содержанием, что и лекция в высших учебных заведениях. Задача урока-лекции познакомить учащихся с новым материалом, дать им наиболее полное и структурное понятие о рассматриваемом вопросе. Лекцию, как вид организации учебной деятельности, тоже принято делить на типы. Так, различают вводную лекцию, лекцию-дискуссию, строящуюся по принципу вопрос-ответ или визуальную лекцию с применением наглядных пособий или видеоматериалов.

Дидактическая игра – вид коллективной учебной деятельности, реализующийся в форме игры, но обладающий рядом признаков, определяющих его как форму обучения. Одними из таких определяющих признаков является постановка проблемы, требующей решения, умение учащихся в форме игры представить ее в различных сферах социальной жизни, а также непосредственный контакт с учителем, выполняющим здесь роль руководящего и оценивающего реализацию дидактико-игровых целей со стороны.

В отличие от дидактической игры, семинар имеет более сложный характер и направлен на самостоятельное и глубокое изучение учащимися той или иной учебной задачи. Целью семинара является систематизация и закрепления теоретических знаний учеников, посредством изучения ими достаточного количества источников по изучаемой проблеме. Главной целью семинара является развить в учащихся аналитико-синтетические способности, повысить культуру речи, сформировать научное мировоззрение.


Практическое занятие – одна из современных форм обучения в школе, направленная на закрепление теоретических знаний и выражается в применении, приобретенных умений и навыков на практике. Ценность таких занятий, прежде всего, в выявлении правильного понимания, полученной ранее информации и внесения, если это необходимо, нужных поправок и исправлений.

Лабораторная работа – вид организации учебной деятельности, схожий по своему назначению с практическим занятием, но имеющий в своей основе цель реализации таких функций, как развитие исследовательских навыков у учеников, охват обучающимися системы методов экспериментально-практического поля исследования, значительное расширение возможностей применения теоретических знаний на практике.

Конференция – один из видов организации школьного образования, дающий возможность проявить учащимся себя в области науки и высказать свое мнение, прибегая к научному анализу и синтезу.

Все перечисленные внешние формы современного школьного образования тесно связаны с третьей стороной модели обучения – формами внутренними. Внутренние формы обучения имеют место в организации работы преподавателя и структурном оформлении всего учебного процесса. Так, внутренние формы образования включают в себя как обязательное наличие вводных и плановых занятий, так и уроков по закреплению материала, а также практических занятий и оценке, приобретенных в процессе обучения знаний и навыков.

Все стороны, рассматриваемых видов организационных форм современного школьного образования имеют общие цели, одними из которых являются освоение новых знаний, закрепления их на практике, выработка необходимых умений, реализация и систематизация знаний и навыков, а также контроль и оценка полученного материала. Важное значение в достижении этих целей играет также самостоятельная работа учащихся и внеклассные формы занятий, которые несомненно способствуют более широкому восприятию и закреплению учебной информации.

Организационные формы обучения в школе могут быть различны, но следует выполнять все требования, внимательно слушать педагога, много заниматься, и тогда ученик сможет уйти со школы с богатым запасом знаний. Они непременно пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Несмотря на различные виды организационных форм обучения, все же все они направлены на то, чтобы дать максимум знаний ученикам. Чтобы этого добиться, нужно надеяться и на свои собственные силы.

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения.

Ведущими формами организации процесса обучения являются урок или лекция (соответственно, в школе и вузе).

Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция.

В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа).

Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование.

В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обучения - семинар, лабораторная работа, НИРС, самостоятельная учебная работа студентов, производственная практика, стажировка в другом отечественном или зарубежном вузе. В качестве форм контроля и оценки результатов обучения используются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.

Особенности школьного урока:

Урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

Дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

Определенное организационное начало и постановка задач урока;

Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;

Объяснение нового материала;

Закрепление или повторение изученного на уроке;

Контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

Подведение итогов урока;

Задание на дом;

Каждый урок является звеном в системе уроков;

Урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;

Основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.

Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.

Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.

1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка до него задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).

2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.

3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабороторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода-четверти, полугодия, года обучения.

5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.

В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

Лекция. Общий структурный каркас любой лекции - это формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем - строгое следование плану предложенной работы.

В качестве основных требований к чтению лекции выдвигают:

Высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило мировоззренческое значение;

Большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;

Доказательность и аргументированность высказываемых суждений;

Достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;

Ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;

Анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;

Выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;

Разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

Умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование дидактических материалов и технических средств;

Применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

Виды лекций

1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований.

На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

3. Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

4. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблем-ность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов - людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, графов, графиков, моделей).

6. Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течении лекционного времени на вопросы студентов по всем разделам или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы-дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

В практике высшей школы используются и другие виды лекционной формы обучения.

В качестве основных форм организации процесса обучения в школе принят урок в вузе - лекция.

Среди большого числа и разнообразия видов организации процесса обучения в школе и в вузе каждый вид или тип решает определеный набор дидактических задач и выполняет свое назначение. Их разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве учителей школ и преподавателей высших учебных заведений, заинтересованных в результативности своей работы.

Вопросы и задания для самоконтроля

1 Что такое урок и какими признаками он характеризуется?

2. Что общего и в чем различие между уроком и лекцией? Как вы понимаете:урок - лекция?

3. Приведите примеры разных типов урока и видов лекции.

Под формой обучения принято понимать механизм, способ организации учебного процесса. По сути, это не только форма урока, но и процесс организации всей педагогической деятельности — по отношению к упорядочиванию отдельных субъектов, целей обучения, функций и отдельных циклов.

Классификация форм обучения

В методике образования существует несколько классификаций форм обучения, которые учитывают разные аспекты.

1. По способу получения образования : очное, заочное, самообразование.

Подавляющее большинство школ в России — очные. Но сейчас все чаще старшеклассники выбирают после 9 класса вечерние, или, как их называют — открытые школы, которые позволяют получить законченное среднее образование, совмещая обучение с работой. Система открытого образования весьма популярна за рубежом. И в России у этой системы большие перспективы.

Еще одна форма обучения, которую можно отнести к этой классификации — экстернат. Обучение экстерном у нас никогда не поощрялось, хотя и не запрещено, в Законе "Об образовании" предусмотрена такая форма обучения. Просто на практике эта форма образования не отработана и рассматривается для каждого случая отдельно.

2. По количеству образовательных учреждений:

  • Простая форма — наиболее привычная, действующая по схеме: одна школа — одна программа.
  • Смешанная форма предполагает участие нескольких учреждений в образовании одного ребенка. Сюда можно отнести межшкольные учебно-производственные комплексы, на которых ученики старших классов проходят практику. Сейчас на смену привычным УПК приходят ресурсные центры, университетские комплексы, научно-исследовательские центры, где учащиеся проходят практику на дорогостоящем оборудовании.
  • Второй вариант смешанного обученияпрофильное образование для старшеклассников. То есть, 10 и 11 классы формируются по принципу углубленного изучения одного или нескольких предметов.

3. По степени участия педагога в обучении:

  • Самообразование — одна из сложных форм обучения. Цель всего современного образования — научить ребенка учиться самостоятельно.
  • Самостоятельное обучение — это получение знаний в ходе самостоятельной работы, но по заданию учителя. То есть направление обучения задает педагог. К видам самостоятельной работы относят работу с учебником, выполнение письменных работ, написание рефератов, сочинений, изложений и пр.
  • Обучение с помощью педагога. Этот вид в свою очередь делится на:
    • Индивидуальные формы работы: обучение на дому, Дальтон-план, Батавия-план, план Келлера, бригадно-проектная форма.
    • Коллективные: классно-урочная система, лекционно-семинарская система.

4. По количеству педагогов :

  • Обычный вариант — 1 педагог-1 класс.
  • Бинарный — для освещения темы приглашается еще один педагог. Это всем известные бинарные (интегрированные) уроки.

5. По способу организации отдельного урока . Здесь учитываются выбранные учителем формы урока: игровые, выездные, конкурсы, семинары, диспуты, тренинги, мастер-классы и пр.

Если формы обучения и воспитания по 1-ой и 2-ой классификации диктуются вышестоящими органами, то в 3-5 классификации учитель волен сам выбирать наиболее оптимальную и эффективную форму для организации обучения по своему предмету.

Что такое метод обучения. Классификация методов

Метод обучения — это способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка.

Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:

I. Методы организации урока и процесса обучения

  1. По источнику материала: словесные, практические, мультимедийные.
  2. По характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.
  3. По логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.
  4. По степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

II. Методы контроля : самопроверки, устные и письменные работы, .

III. Методы организации рефлексии .

В методике образования существуют и такие методы, которые объединяют несколько принципов и являются индивидуальными методами обучения и воспитания, предназначенными для достижения определенных целей или разработанных для отдельных школьных дисциплин. Например, метод Шехтера предлагает новый подход в обучении иностранному языку, метод Колба предназначен для поэтапного накопления ЗУН, метод ван Хиле разработан для обучения геометрии, метод Блума широко используется в технологии развития критического мышления.

Выбор того или иного метода, формы и средств обучения зависит от целей, которые ставит себе педагог, от возрастных особенностей детей и от степени подготовленности класса.

Вопрос (подробно):

Здравствуйте! Помогите разобраться в ситуации: ПМПК рекомендует ребенку очно-заочную форму обучения. Каким образом школа должна организовать эту форму обучения? Необходимо ли набирать группу или это возможно для одного ученика? Заранее спасибо!

Письмом Минобрнауки от 20 июля 2015 г. № 06-846 даны методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Пологаем, что следующие положения из этих рекомендаций могут быть использованы для организации обучения по очно-заочной форме обучения. Организация обучения индивидуально, в рамках группы или посещения отдельных занятий, предусмотренных общим учебным планом относится на усмотрение самой образовательной организации.

1. Общие положения
Очно-заочная форма- форма обучения предполагает посещение обучающимися занятий от двух до четырех раз в неделю в течение всего учебного года.

На первом этапе обучающийся осваивает базовые знания, умения, компетенции путем изучения учебно-методической литературы и иных информационных ресурсов, на втором - проводится проверка освоенного обучающимся материала. Эти этапы, как правило, определяются в соответствии с графиком учебного процесса образовательной программы.

Допускается сочетание различных форм обучения и форм получения образования. Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану.

2. Формирование рабочего учебного плана при очно-заочной форме обучения
Образовательная организация разрабатывает учебный план по очно-заочной форме обучения самостоятельно на основе:
- ФГОС;
- примерных образовательных программ;
- рабочих программ учебных дисциплин.

Учебный план по очно-заочной форме обучения определяет следующие характеристики образовательной программы:
- подлежащие освоению ОП;
- объемы учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
- перечень, последовательность изучения и объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий по учебным дисциплинам;
- распределение по семестрам различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам;
- объем каникул за все время обучения.

При формировании учебного плана необходимо учитывать следующие нормы:
- соблюдения максимального объема учебной нагрузки обучающихся;
- наименование дисциплин и их группирование по циклам должно быть идентично учебным планам для очного обучения. Дисциплина «Иностранный язык» реализуется в течение всего периода обучения; по дисциплине «Физическая культура» предусматриваются занятия в объеме не менее двух часов, которые проводятся как установочные. По указанным дисциплинам допускается формирование индивидуального учебного плана.

Образовательная организация применительно к конкретным условиям самостоятельно разрабатывает графики учебного процесса и определяет количество часов, отводимое на изучение дисциплин, исходя из специфики специальности/профессии и обучаемого контингента.
При формировании учебного плана объем времени вариативной части может быть использован на увеличение объема времени, отведенного на дисциплины и модули обязательной части, в том числе для освоения дополнительных ОП, получения дополнительных умений и знаний, компетенций, или на введение новых дисциплин, потребностями и возможностями обучающихся и спецификой деятельности образовательной организации, а также для процедуры проведения входного контроля в случае формирования индивидуального учебного плана.
Учебный план должен включать: график учебного процесса; сводные данные по бюджету времени; план учебного процесса.

Организация и проведение учебного процесса по очно-заочной форме обучения
В образовательных организациях начало учебного года по очно-заочной форме обучения может переноситься на более поздние сроки. Окончание учебного года определяется рабочим учебным планом по конкретным программам освоения в рамках получения общего образования для очно- заочной и заочной форм обучения (далее - рабочий учебный план), который разрабатывается образовательной организацией.

Учебная деятельность обучающихся при очно-заочной форме обучения предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.

Общая продолжительность каникул для обучающихся по очно-заочной форме устанавливается согласно рабочему учебному плану образовательной организации по конкретным программам.

Образовательная организация может проводить установочные занятия в начале учебного года. Продолжительность установочных занятий определяется образовательной организацией, а отводимое на них время включается в общую продолжительность учебы на данном учебном году.

При очно-заочной форме обучения оценка качества освоения образовательной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и ГИА обучающихся и, при необходимости, входной контроль.

Текущий контроль успеваемости представляет собой контроль освоения программного материала учебных дисциплин. Для оценки персональных достижений обучающихся требованиям соответствующей ОП создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные ОП. Результаты текущего контроля успеваемости заносятся в журналы учебных занятий.
Промежуточная аттестация обучающихся обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировку и проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки обучающегося требованиям к результатам освоения образователоной программы, наличия умений самостоятельной работы.

Образовательная организация самостоятельна в выборе оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация может проводиться в форме: экзамена, комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам и(или) междисциплинарным курсам; зачета, итоговой письменной классной (аудиторной) контрольной работы.

Количество экзаменов в учебном году должно быть не более восьми, а количество зачетов - 10 (без учета зачетов по физической культуре). В день проведения экзамена не должны планироваться другие виды учебной деятельности.

К экзамену по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, к комплексному экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все установленные практические работы и имеющие положительную оценку по результатам текущего контроля успеваемости, и в случае заочной формы обучения - сдавшие все домашние контрольные работы.

Зачет по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, подготовка и защита курсовой работы (проекта) проводятся за счет объема времени, отводимого на изучение учебной дисциплины, междисциплинарного курса.

По дисциплинам, по которым не предусмотрены экзамены, зачеты и курсовые работы (проекты), проводится итоговая письменная аудиторная контрольная работа за счет времени, отводимого на изучение данных дисциплин. На ее проведение отводится не более трех учебных часов на группу. На проверку трех работ предусматривается один час.

Результаты промежуточной аттестации заносятся в предусмотренные образовательной организацией документы (ведомости, журналы, базы данных и др.)

Форма промежуточной аттестации отражается в рабочем учебном плане. Основания для выбора форм промежуточной аттестации и иные особенности должны быть отражены в учебном плане.

Входной контроль проводится в случае формирования индивидуального учебного плана за счет времени, отведенного на вариативную часть. Для оценки персональных достижений обучающихся требованиям соответствующей ОП создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить имеющие у обучающегося знания, умения и освоенные ОП и позволяющие сформировать индивидуальный учебный план. Процедура организации и проведения входного контроля определяется локальным нормативным актом образовательной организации.

По зачтенным работам преподаватель может проводить собеседование для выяснения возникших при рецензировании вопросов.
Незачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению на основе развернутой рецензии.

В рамках образовательных программ проводятся консультации, которые могут быть групповыми, индивидуальными, письменными, о чем делается соответствующее пояснение к рабочему учебному плану

При очно-заочной форме обучения консультации на учебную группу планируются из расчета 4 часа в неделю и отражаются в учебных планах отдельной строкой.

Реализация в образовательных организациях модульно-компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе очно-заочной и заочной форм обучения интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеурочной и самостоятельной работой с целью формирования и развития ОП.
Подробные нормы, определяющие требования к организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы, разрабатываются образовательными организациями самостоятельно.

Формы обучения в школе отражают внешнюю организацию взаимодействия педагога и обучающихся и осуществляются в определенном порядке и режиме.

Передовая педагогическая практика накопила огромный арсенал Попытки классифицировать формы обучения позволяют исследователям выделять более десяти классификаций по различным параметрам.

Так, способ получения образования предполагает несколько форм: очную, заочную, вечернюю, экстернат.

Наиболее обширной является классификация, в основе которой лежит Различают индивидуализированные и коллективные системы обучения. Одни из них были популярны в свое время, другие стали традиционными и считаются основными.

Классно-урочная система, теоретически обоснованная Я.А.Коменским, общепризнана во всем мире и лидирует в организации школьного образования на протяжении нескольких веков. Она предполагает постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовки, обучение которых происходит в соответствии с распределенным по годам и урокам учебным материалом по отдельному предмету. Уроки по школьным предметам чередуются в соответствии с расписанием. Достоинством классно-урочной системы является четкая структура, экономичность, возможность организации учебно-воспитательного процесса в постоянном коллективе учащихся. Недостатками системы считаются малая индивидуализированность образования, замкнутость в определенном организационном пространтсве.

Формы обучения постоянно становились объектом экспериментов и исследований педагогов-реформаторов, которые стремились повысить эффективность классно-урочной системы.

В основе белланкастерской системы (Англия) лежит идея взаимного обучения учеников.

Мангеймская система, сложившаяся в Европе в 20 годы ХХ века, ориентировалась на дифференциацию по способностям школьников (классы формировались на основании экзаменов и сильным, средним, слабым достижениям учеников).

Батавия-план - система организации обучения, при которой с классом работали два преподавателя, распределявшие между собой фронтальную и индивидуальную работу с учениками.

В дальнейшем популярность приобретали активные формы обучения. Так, Дальтон-план (США) был направлен на активное самостоятельное освоение учащимися школьной программы по заданиям учителя, используя работу в мастерских, лабораториях.

Бригадно-лабораторное обучение в отечественной педагогике в 20 годы ХХ века до 1932 года стало своего рода модификацией Дальтон - плана.

Идеи гибкого распределения учебного времени и выбора индивидуальной формы обучения легли в снову плана Трампа (50-е годы 20 века). Эта система включает огранизацию лекций в больших группах учащихся (100 человек, 40% учебного времени), огранизацию работы в малых группах (10-15 человек, 20% времени), индивидуальной работы учащихся в школьных кабинетах (40% времени).

Формы обучения постоянно развиваются в соответствии с передовыми педагогическими концепциями и современными требованиями к школьному образованию.